Тема № 28: «Основы финансового права»

Вопрос 1. Финансовое право и система

 

Понятие финансового права 

    Финансы — это экономическая категория, обозначающая сис­тему экономических отношений по созданию, распределению и ис­пользованию государственных и муниципальных денежных средств.

    Категория «финансы», определяющая предмет финансового права, обозначает отношения, которые складыва­ются в процессе финансовой деятельности го­сударства и  тесно с нею связаны, (финансы предприятий, учреждений, органи­заций; страхование; банковский кредит).

    Финансовая деятельность государства — это осуществление им функций по собиранию, распределению (перераспределению) и использованию государственных и муниципальных фондов де­нежных средств.

    Экономические отношения по собиранию, распределению и использованию государственных денежных средств, а также смежные с ними отношения можно дифференцировать исходя из форм и методов аккумуляции и распределения этих средств. Группа однородных отношений образует финансовый институт или звено финансов. Совокупность всех финансов и их взаимо­связь образуют финансовую систему государства.

 

Понятие финансовой системы

    Финансовая система Российской Федерации состоит из сле­дующих звеньев.

    Бюджетная система Российской Федерации — это основанная на экономических отношениях и государственном, устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокуп­ность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. С помощью бюджетной системы образуются денежные фонды государственных и муниципальных образований, которые ис­пользуются для осуществления функций Российской Федера­ции, субъектов РФ, муниципальных образований.

    К источникам формирова­ния бюджетов относятся: обязательные платежи физических и юридических лиц: налогов, сборов, пошлин, а также добровольные взносы денежных средств  (приобретение облигаций, других ценных бумаг, вклады насе­ления в государственных банках и т. п.).

    Внебюджетные децентрализованные (целевые) фонды — это денежные фонды строго условного характера, средства которых образуются за счет обязательных и добровольных платежей и отчислений юридических и физических лиц и расходуются ис­ключительно на цели, для финансирования которых был соз­дан соответствующий фонд (Пенсионный, Государственный фонд занятости населения, Фонд обязательного медицинского страхования и др.).

    Финансы юридических лиц — это отношения по созданию и использованию обособленных денежных фондов каждого кон­кретного юридического лица. Совокупность данных отношений представляет собой комплексный институт, регулируемый раз­личными отраслями права (гражданским, трудовым и др.).

    Страхование — это система общественных отношений по созданию и использованию страховых фондов.

    Кредит — это совокупность отношений между государством, кредитными учреждениями, гражданами по привлечению сво­бодных средств физических и юридических лиц, государства, предоставляемых для их использования на принципе возврат­ности.

    Финансовое право — это совокупность правовых норм, регули­рующих общественные отношения, связанные с собиранием, рас­пределением и использованием денежных средств Российской Фе­дерации, субъектов РФ и муниципальных образований, необходи­мых для осуществления их функций.

 

Вопрос 2. Государственный и местный бюджеты и их структура

 

Понятие бюджета и бюджетного устройства

    Бюджет — это центральный институт финансового права, так как именно в форме бюджетов различных уровней происхо­дит аккумуляция, распределение и использование основной массы государственных и муниципальных денежных средств. В материальном смысле бюджет — это централизованный де­нежный фонд, формируемый Российской Федерацией, субъек­тами РФ, муниципальными образованиями для осуществления функций этих государственных и муниципальных образований. Такое понимание бюджета является обыденным и имеется в виду в случаях, когда говорят о средствах бюджета, финансиро­вания из бюджета и т. п.

    Кроме того, существует в экономическом понимании бюджет это система экономических отношений, возникающих по поводу создания, распределения и использования средств бюджетных фондов различных уровней.

    В юридическом смысле бюджет — это финансовый план образо­вания и расходования денежных средств бюджетных фондов раз­личного уровня, утверждаемый соответствующими представитель­ными государственными и муниципальными органами для обеспе­чения функций государственных и муниципальных образований.

    Бюджет является основным, универсальным финансовым пла­ном государства, поскольку кроме него действуют и другие фи­нансовые планы: сметы, балансы предприятий, учреждений, организаций. Бюджет государственного или муни­ципального образования охватывает практически все области, группы общественных отношений, где государство осуществля­ет свои функции.

    Законом предусмотрено понятие консолидированного бюдже­та, который представляет собой свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствую­щей территории. Так, федеральный консолидированный бюд­жет включает собственно бюджет Российской Федерации, а также бюджеты субъектов РФ и муниципальных образований. Консолидированный бюджет района включает бюджеты рай­она, городские, поселковые бюджеты и бюджеты сельсоветов. Консолидированные бюджеты используются для расчета нор­мативов минимальной бюджетной обеспеченности, являются основанием для предоставления дотаций и субвенций из выше­стоящего бюджета в нижестоящий.

   Федеральное Собрание РФ обладает правом вводить чрезвы­чайный бюджет и чрезвычайного расходования бюджет­ных средств. Основанием для введения чрезвычайного бюджета является чрезвычайное положение на территории Российской Федерации, требующее иной схемы расходования бюджетных средств, а основанием для введения режима чрезвычайного расходования является увеличение дефицита бюджета до раз­меров, не покрываемых путем размещения государственных ценных бумаг. Расходование средств в рамках таких форм бюд­жета происходит с использованием механизма секвестирования. Секвестр расходов заключается в пропорциональном сни­жении государственных расходов (на 5, 10, 15% и т. д.) ежеме­сячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года, за исключением защищенных ста­тей, т. е. тех, которые в любом случае должны финансировать­ся в полном объеме. Обычно такими признаются заработная плата, стипендии, социальные пособия и т. п.

   Минимальный бюджет, т. е. рас­четный объем доходов соответствующего бюджета, покрываю­щего гарантируемые соответствующими вышестоящими органа­ми власти минимально необходимые расходы.

    Бюджетное устройство — это организация и принципы по­строения бюджетной системы, представляющей собой совокуп­ность бюджетов государственных и муниципальных образований, существующих на территории страны.

    Бюджетное устройство государ­ства зависит от государственного и административно-террито­риального устройства страны.

    Бюджетная система РФ — это совокупность республиканско­го (федерального) бюджета РФ, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных вне­бюджетных фондов.

    Каждый субъект РФ и муниципальное образование само­стоятельно устанавливают свою бюджетную систему исходя из государственного и административно-территориального уст­ройства своей территории.

    Принципами бюджетного устройства являются: единство, полнота, реальность, гласность, самостоятельность всех бюджетов, входящих в бюджетную систему РФ и др.

 

Структура бюджета

    Любой бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной.

    I. Доходы бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с зако­нодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления.

    Виды источников доходов:

    По социально-экономическому признаку - доходы от хозяйственной деятельности физических и юридических лиц, от внешнеэкономической деятельности, от банковской и страховой деятельности, от приватизации и т. д.

    По юридическим формам - налоговые и неналоговые.

    По источнику поступления – внутренние (внутрироссийские) и внешние (средства, предоставляемые иностранными государствами и ме­ждународными организациями).

    По порядку и условиям зачисления доходов - собственные и регу­лирующие, дотации, субвенции и ссуды.

    Собственные (закрепленные) доходы — это такие поступления, которые в полном объеме или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе в уста­новленном порядке зачисляются в соответствующие бюджеты.

     Регулирующие доходы — федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым в целях сбалансированности дохо­дов и расходов устанавливаются нормативы отчислений (в про­центах) в нижестоящие бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов.

    Дотация — это денежная сумма, выделяемая из бюджета вы­шестоящего уровня, если закрепленных и регулирующих дохо­дов недостаточно для формирования минимального бюджета нижестоящего уровня. Выделение дотаций осуществляется на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов, т. е. ее использование не имеет целевого назначения.

    Субвенция — это денежная сумма, предоставляемая бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому ли­цу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов. Другими словами, субвенции имеют строгое целевое назначение и должны быть использова­ны в определенный срок.

    Бюджетная ссуда — это бюджетные средства, представляе­мые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или воз­мездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

    II. Расходы бюджета — это денежные средства, направляе­мые на финансовое обеспечение задач и функций государства.

     Виды расходов бюджета:

    По функциям - классификация расходов бюджетов РФ отра­жает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства.

    Ведомственная классификация - распределение бюджетных средств по главным распо­рядителям средств федерального бюджета (министерствам и ве­домствам).

    Экономическая классификация - по экономи­ческому содержанию выделяются две основных группы: текущие и капитальные расходы.

    К текущим относятся расходы, обеспечивающие функцио­нирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государст­венной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджет­ной классификацией РФ.

    Капитальные расходы бюджетов — это ассигнования на фи­нансирование инвестиционной и инновационной деятельности и другие затраты, связанные с расширенным воспроизводством: капитальные вложения в развитие территорий, капитальный (восстановительный) ремонт, финансирование экологических программ и т.п.

    Сбалансированность бюджетов всех уровней явля­ется необходимым условием бюджетно-финансовой политики.

    Превышение расходной части над доходной составляет де­фицит бюджета. Покрытие дефицита бюджета осуществляется за счет выпус­ка государственных займов или использования иных кредитных ресурсов, в том числе бюджетных ссуд.

 

Целевые денежные фонды

    Для финансирования отдельных видов расходов создаются целевые государственные фонды. Главной отличительной чер­той этих фондов является то, что денежные средства, поступаю­щие на отдельные счета фондов, не могут идти ни на какие дру­гие цели, кроме тех, что определены в положении о конкретном фонде.

    Существование целевых фондов позволяет успешней осуще­ствлять фискальную функцию государства.

    Сегодня существует три вида целевых денежных фондов.

     1. Целевые бюджетные фонды — фонды денежных средств, образуемые в составе бюджета за счет доходов целевого назна­чения и используемые по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не со­ответствующие назначению фонда.

    2. Государственные внебюджетные фонды, являясь частью бюджетной системы, могут создаваться на федеральном уровне либо на уровне субъекта Федерации и образуются вне бюдже­тов РФ или субъекта РФ. Бюджеты государственных внебюд­жетных фондов утверждаются одновременно с бюджетами со­ответствующих государственных образований.

    3. Децентрализованные внебюджетные фонды не являются ча­стью бюджетной системы РФ и, как правило, носят отраслевой либо межотраслевой характер.

 

Вопрос 3. Понятие и значение налогов

 

Характеристика закона о налоге

    Установление налога означает определение всех существенных элементов закона о налоге. Чтобы у налогоплатель­щика появилась обязанность уплатить налог и его можно было взы­скать, закон должен содержать информацию, которая сделает налог определенным. Эта информа­ция называется элементами закона о налоге: лицо, обязанное уплачивать нало­ги; условия возникновения этой обязанности; размер налогово­го обязательства; порядок его исполнения и др. Система таких элементов закона о налоге составляет налоговую формулу.

    Элементы любого закона о налоге можно разделить на:

    Существенные - без полного установления и определения ко­торых налог не может считаться установленным.

    Факульта­тивные - элементы, которые хотя и не влияют на наличие обязанности уплачивать налог, однако повышают га­рантии его уплаты, делают закон более гибким по отношению к различным категориям налогоплательщиков.

    К существенным элементам закона относятся следующие:

- субъект налога (налогоплательщик);

- объект налогообложения;

- налоговая база;

- налоговый период;

- налоговая ставка;

- порядок исчисления налога;

- порядок и сроки уплаты налога.

- источник налогообложения;

- предмет налога; масштаб налога;

- способы уплаты налога; единицу налогообложения.

    К факультативным элементам закона о налоге относятся:

= порядок возврата неправильно удержанных сумм налога;

= ответственность за налоговые правонарушения;

= налоговые льготы.

 

Признаки и функции налога

    Налог — это обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме от­чуждения принадлежащих им денежных средств, установленный законодательным органом власти в целях финансового обеспече­ния деятельности государства и муниципальных образований, обеспечиваемый государственным принуждением и не носящий ха­рактер наказания.

    Под сбором понимается обязательный взнос ор­ганизаций и физических лиц за совершение юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), взимаемый уполномоченными органами и должностными лицами.

    Налоговый период — это срок, в течение которого определяется налоговая база, окончательно определяется размер налогового обязательства. Любой налог только тогда может считаться установленным, когда определен срок уплаты налога, т. е. отрезок времени, в те­чение которого налогоплательщик обязан уплатить налог. Не­определенность во времени уплаты налога может стать основа­нием для законного уклонения от уплаты налогов.

   Социальное значение налогов определяется выполняемыми ими в обществе функциями:

    фискальная функция налогов (функция сбора денежных средств);

    регулирующая функ­ция - путем перераспределения денежных средств, предоставле­ния налоговых льгот возможно стимулирование определенных отраслей народного хозяйства, поддержка наиболее слабых в материальном плане слоев населения и др.

    контролирующая функция - контроль за законностью получения денежных средств гражданами и юридическими лицами, контроль за ра­циональным и законным использованием имущества. Неуплата на­логов может свидетельствовать о неблагоприятном финансовом положении хозяйствующего субъекта.

    Основные признаки налога:

    1. Законодательное оформление нало­га

    С точки зрения экономической науки налоги есть особая форма перераспределения имущества, узаконенное нарушение отношений собственности.

    Ведомственные инструкции искажают во­лю законодателя, устанавливают дополнительные обязанности для налогоплательщиков, что противоречит данному принципу. Инст­рукции соответствующего министерства могут лишь разъяснять различные вопросы, связанные с налогообложением, устанав­ливать наиболее целесообразные способы деятельности органов по взиманию налогов, но не могут изменять или дополнять на­логовое законодательство. Высший Арбитражный Суд РФ, указав 31 мая 1994 г. установил, что инструкции налогового ведомства не являются норматив­ными актами и носят рекомендательный, методический харак­тер.

    2. Налоги это индивидуально-безвозмездные платежи.

    Налоги взимаются государством без какого-либо встречно­го предоставления с его стороны лицу, уплачивающему налог. Данный признак позволяет отличить налог от других платежей, в частности от сборов за определенное совершение государственными или муниципальными органами юридически значимых действий.

    3. Обязательный характер. Это выражается в одностороннем его установлении государством и взимании при наличии объекта налогообложения вне зависимости от желания налогоплательщика. Обязательность поддерживается государственным принуждением.

    4. Не носит характер санкции или наказания. Этот признак позволяет отличить его от конфискации имущества, штрафа.

 

Виды налогов

    В зависимости от основания налоги можно разделить на следующие виды:

    А. По форме возложения налогового бремени налоги делятся на прямые и косвенные.

    Прямые налоги взимаются в процессе накопления материаль­ных благ и непосредственно обращены к налогоплательщику, его имуществу, доходам и т. п. Они делятся на личные и реальные.

    Реальными на­логами облагается не действительно полученный доход, а пред­полагаемый, нормальный доход, который лицо должно полу­чить.

    Личные налоги уплачиваются с действитель­но полученной прибыли (дохода).

    Косвенный налог (или налог на потребле­ние) взимается в процессе расходования материальных благ и устанавливается в виде надбавки к цене реализуемых товаров, поэтому незаметен для фактического плательщика, не связан с его доходами или имуществом напрямую. Юридиче­ским плательщиком косвенного налога является предприятие, производящее товары. Оно непосредственно уплачивает налог, а потом закладывает его в цену товара. Фактически реаль­но этот налог ложится на плечи покупателя, который не замечает, что он ежедневно уплачивает налог. Бремя прямых налогов переносится населением тяже­лее, поэтому они стимулируют гражданскую активность (стремление повысить уровень своего дохода). Кос­венные налоги более удобны для государства из-за своей замаскированности. Но, косвенные налоги сильнее подрывают имущественное положение населения.

    Б. В зависимости от характера распределения сумм налога они делятся на закрепленные и регулирующие.

    Закрепленными называются налоги, которые на дли­тельный период (более чем на пять лет) полностью или в части закреплены за определенным бюджетом. Регулирующие налоги ежегодно перераспределяются вышестоящими органами власти между нижестоящими бюджетами с целью устранения их не­сбалансированности.

    В. В зависимости от характера использования налоги делятся на общие и целевые. Общие налоги (они составляют основную налоговую массу) не имеют привязки к определенным расходам и поступают в бюджет, как в общий денежный фонд, на общий счет. Целевые же налоги не поступают в общий денежный фонд территории, а учитываются отдельно (на счетах внебюджетного фонда, выделяются отдельной строкой в бюджете) и использу­ются на конкретные цели (например, налоги, зачисляемые в дорожные фонды).

    Г. В зависимости от территориального уровня налоги делят­ся на федеральные, налоги субъектов РФ и местные налоги.

    Д. В зависимости от категории налогоплательщика:

    = с физических лиц (подоходный налог, налог на имущество, переходящее в порядке наследова­ния и дарения, и др.);

    = с юридических лиц (налог на прибыль организаций);

    = смешанные (с физических, и с юридических лиц - земельный на­лог, некоторые налоги, зачисляемые в дорожные фонды).

 

Субъект налога (налогоплательщик)

    Налогоплательщик — это лицо, обязанное уплатить налог. Существует такое понятие, как носитель налога (фактический налогоплательщик), под которым понимается лицо, которое фактически принимает на себя бремя налога. Такое фактическое переложение тяжести налогообложе­ния характерно для косвенных налогов, где юридический и фактический налогоплательщики не совпадают в одном лице (например, налог на добавленную стоимость уплачивается про­изводителем, но затем включается в цену товара). Поэтому не­обходимо понимать, что когда мы говорим о субъекте налога, мы имеем в виду только юридического налогоплательщика.

    Налоговые оговорки - со­глашение, в соответствии с которым одно лицо перекладывает уплату налогового бремени на другое лицо. Законодательство большинства стран признает такие оговорки незаконными, по­скольку практика налоговых оговорок снижает уровень налого­вых доходов государства, вносит путаницу в налоговые отноше­ния. Исключения составляют лишь таможенные пошлины.

    По общему правилу налогоплательщик должен уплачивать налоги из собственных средств. По закону не исключается представительст­ва при уплате налога, при этом представитель не принимает на себя налогового бремени. Различают представительство по закону и по назначению.

    1. Представительство по закону - когда налоги на доходы, имущество недееспособных лиц выплачивают их законные представители (опекуны, попечители, родители, усыновители).

    Законными представителями налогоплательщика-организа­ции признаются лица, уполномоченные представлять указан­ную организацию на основании закона или ее учредительных документов.

    2. Представительство по назначению - уполномоченным представителем,  который осуществляет свои полномо­чия на основании доверенности налогоплательщика.

    С представительством похож порядок уплаты налогов непосредственно у источника дохода. Налог удерживается лицом, производящим выплату, за счет средств того, кому причитается указанная выплата (налого­плательщика), который получает выпла­ты (заработную плату) за исключением сумм налога. Лицо, которое в соответствии с законом обязано удерживать налог и перечислять его в бюд­жет, называется налоговым агентом.

 

Виды налогоплательщиков

    Наиболее важным основанием классификации субъектов налога является постоянство место­пребывания (резидентство).

    Физическое лицо (гражданин РФ, иностранец, лицо без граж­данства) считается резидентом, если оно фактически находится на территории Российской Федерации не менее 183 дней в ка­лендарном году. Другими словами, признак постоянного место­пребывания в России устанавливается ежегодно. В том случае, если возникает двойное резидентство, используются следующие критерии:

= место постоянного жительства;

= центр жизненных интересов;

= место преимущественного проживания;

= гражданство.

    Для юридических лиц в целях определения постоянного место­пребывания в Российской Федерации в основном используется критерий места инкорпорации. Все юридические лица, зарегист­рированные в Российской Федерации, являются ее резидентами. За рубежом резидентство также определяется по юридическому адресу юридического лица, по месту осуществления центрального управления компанией, текущего управления компанией, по мес­ту совершения основного объема операций юридического лица.

 

Ответственность за нарушение налогового законодательства

    Гарантированность исполнения налогового законодательства мерами государственного принуждения — это необходимое условие ра­ботоспособности налоговой системы.

    Меры государственного принуждения в сфере налоговых от­ношений являются:

- мерам ответственности за налоговые правонарушения

- меры защиты (не направлены на нака­зание налогоплательщика) - предупредительного, пресекательного либо восстановительного характера (например, осу­ществление налоговыми органами различного рода проверок, изъятие документов, свидетельствующих о сокрытии (заниже­нии) прибыли (дохода) и т. п.). Даже если сами меры защиты и нарушают имущественную сферу налогоплательщика, то объем вмешательства соответствует невнесенной сумме налога.

    Главное отличие этих меры от мер ответственности в отсутствии дополнительного обременения, накладываемого в качестве наказания за совершен­ное правонарушение.

    Применение мер налоговой ответственности возможно  при наличии основания, которым является налоговое правонарушение.

    Налоговое правонарушение — противоправное виновное дейст­вие или бездействие, посягающее на правопорядок в области на­логовых отношений, за которое предусмотрено применение мер юридической ответственности.

    Особенности мер нало­говой ответственности:

• эти меры осуществляются для обеспечения режима закон­ности в сфере налоговых отношений и имеют своей це­лью понуждение налогоплательщика к исполнению своих обязанно­стей по уплате налогов;

• эти меры распространяются как на физических, так и на юридических лиц, однако перечень мер, применяемых к тем и дру­гим, а также порядок их наложения и исполнения не совпадают. Так, взыскание недоимок, сумм штрафов и иных санкций, пре­дусмотренных законодательством, производится с юридических лиц в бесспорном порядке, а с физических лиц — в судебном;

• этот правовой институт налоговой ответственности носит комплексный характер и состоит из мер ответственности за на­логовые правонарушения, предусмотренных административ­ным, финансовым, уголовным законодательством. Соответствен­но и система мер различается по силе воздействия: от взыска­ния пени до лишения свободы.

    Финансовые санкции не отличаются большим разнообрази­ем. Универсальной санкцией является штраф.

    За самые серьезные правонарушения в сфере нало­говых отношений ответственность предусмотрена в УК РФ.

 

Вопрос 4. Объект налогообложения и налоговая база

 

Понятие объекта и предмета налогообложения

    Под объектом налогообложения понимаются материаль­ный предмет либо его характеристика (стоимостная, количест­венная или физическая), а также операции (юридические дейст­вия) с данными предметами, с наличием (совершением) которых законодательство связывает возникновение налоговой обязанности.

    Также под объектом налогооб­ложения понимают юридические факты (дейст­вия, события, состояния), устанавливающие обязанность субъекта заплатить налог (принятие наследства).

    Под предметом налогообложения понимаются признаки фак­тического характера, обосновывающие взимание соответствую­щего налога.

    Для количественного измерения предмета могут использоваться разные параметры:

- мера исчисления (доход, прибыль, выражен­ные в денежной форме)

- масштаб налога (объем цилиндров и мощность двигателя, вес автомобиля).

   Единица масштаба налогообложения  - называется единица налогообложения (киловатт, лошади­ная сила, кубический сантиметр или метр и т.п.).

   Предмет налогообложения, выраженный количественно в единицах налогообложения, образует налоговую базу.

 

Ставка налога

    Ставка налога это размер денежных отчислений, или раз­мер налога на единицу налогообложения.

    Ставки налога по методу установления бывают твер­дые и процентные. Твердые ставки выражаются в определенной сумме на единицу налогообложения. Процентные ставки устанавливаются в процентах от единицы налогообложения и характерны для налогов, где в ка­честве единицы налогообложения, используется денежная еди­ница.

    По содержанию выделяют маргинальные, фактические и эко­номические ставки.

    Маргинальная - ставка, указанная в законе о налоге.

    Фактическая ставка - отношение фактически уплаченного нало­га к налогооблагаемой базе. С учетом предоставленных налоговых льгот фактическая ставка может отличаться от маргинальной.

    Экономическая ставка - отношение уплаченного налога ко всему полученному доходу. Она также может отличаться от маргинальной, так как не все доходы могут включаться в налоговую базу.

 

Метод налогообложения

    Под методом налогообложения понимается порядок из­менения ставки налога в зависимости от роста налоговой базы.

    Метод налогообложения близко связан со ставкой налога. Су­ществует три метода налогообложения: равное, пропорцио­нальное и прогрессивное.

    При равном налогообложении устанавливается одинаковая сумма налога для каждого налогоплательщика без учета налогооб­лагаемой базы, имущественного положения налогоплательщика и т. п. Данный метод более широко применялся в прошлом, когда, например, устанавливалась одинаковая сумма сбора для всех жи­телей государства при необходимости выкупа короля из плена.

    Пропорциональное налогообложение характеризуется оди­наковой налоговой ставкой для каждого налогоплательщика, и размер ее не зависит от роста или уменьшения налоговой базы, чего нельзя сказать о сумме налога, которая соответственно из­менению налоговой базы возрастает или уменьшается. Сегодня метод пропорционального налогообложения применяется в от­ношении доходов физических лиц: вне зависимости от размера дохода, подоходный налог взимается по ставке 13%.

    Прогрессивное налогообложение. Существование такого метода налогообложения обусловлено существенной неспра­ведливостью предыдущего, пропорционального метода по от­ношению к низкообеспеченным слоям населения по сравне­нию с лицами, имеющими более высокий доход. Сущест­вуют несколько видов прогрессивного налогообложения:

    а) простая поразрядная прогрессия. В данном случае налого­облагаемая база (например, 100 тыс. руб.) подразделяется на разряды и для каждого разряда устанавливается твердая сумма налога (оклад в абсолютной сумме).

    б) простая относительная прогрессия. Налогооблагаемая база в данном случае также делится на разряды, но эта дифферен­циация используется лишь для определения ставки налога, которая затем применяется ко всей сумме;

    в) сложная прогрессия. Налогооблагаемая база делится на разряды, для каждого из них устанавливается отдельная ставка.

    Сложная прогрессия на сегодняшний день в мире применя­ется наиболее широко, что обусловлено повышенной плавно­стью налогообложения;

    г) скрытые системы прогрессии. Эффект прогрессии в дан­ном случае достигается не путем манипуляции со ставками, а иными методами, например путем предоставления неодинако­вых налоговых льгот.

 

Порядок исчисления и способы уплаты налога

   В законодательстве РФ приме­нительно к различным видам налогов по-разному определены лица, на которых лежит обязанность по их исчислению.

    Во-первых, эта обязанность может лежать на самом налого­плательщике. Такой способ исчисления налогов должен в боль­шей мере, чем другие, быть обеспечен гарантиями от злоупот­реблений со стороны налогоплательщиков. Такими гарантиями могут быть одновременная подача декларации о доходах, уста­новление юридической ответственности за неправильное исчис­ление, проверка налоговых органов и т. п.

     Во-вторых, обязанность исчисления налогов может быть воз­ложена на налоговые органы. В этом случае налогоплательщик должен быть поставлен в более выгодное положение — он дол­жен быть гарантирован от произвола налоговых органов.

    В-третьих, обязанность исчисления налогов может быть возло­жена на налогового агента. При этом ответственность за правиль­ное исчисление налогов возлагается на это лицо — налогопла­тельщик должен быть защищен от ошибки налогового агента.

    Существует три способа уплаты налога: уплата налога по декларации, уплата налога фискальным аген­том и кадастровый способ уплаты налога.

    1. Уплата налога по декларации. На налогоплательщика воз­лагается обязанность представить в налоговую инспекцию в ус­тановленный срок официальное заявление о своих доходах (декларацию о доходах).

    2. Уплата налога у источника дохода (налоговым агентом). В данном случае уплата налога предшествует выплате денежной суммы. Налогоплательщик получает часть дохода за вычетом суммы налога, исчисленного и удержанного налоговым аген­том. Таким образом налогоплательщик как бы авансирует госу­дарство, уплачивая налог раньше, чем получил доход.

    3. Кадастровый способ уплаты налога. Кадастр — это реестр объектов (земли, сооружений и т. д.), определенным способом классифицированных, который устанавливает среднюю доход­ность каждой категории объектов. При уплате налогов на осно­ве кадастра размер налогов исчисляется исходя из средней до­ходности объектов, а момент уплаты налога никак не связан с моментом получения дохода от объекта. Такой способ уплаты налогов чаще всего применяется при налогообложении объек­тов, доход от которых с трудом поддается учету.

 

Льготы по налогам

    В целях использования дифференциро­ванного подхода к различным категориям налогоплательщиков (например, для стимулирования приоритетных отраслей народ­ного хозяйства, поддержки малоимущих слоев населения) зако­нодательство устанавливает в каждом законе о налоге опреде­ленную систему льгот, которые в конечном итоге преследуют цель сокращения размера налогового обязательства налогопла­тельщика. Законодательство РФ запрещает предоставление на­логовых льгот, носящих индивидуальный характер, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации. Налоговые льготы при всем их разнообразии могут быть классифицированы в зависимости от того, на изменение какого из элементов структуры налога направлена льгота. Система на­логовых льгот включает следующие основные виды.

Изъятие — это налоговая льгота, направленная на выведе­ние из-под налогообложения отдельных объектов (предметов) налогообложения или определенных элементов объекта. Так, в совокупный годовой доход физического лица, являющегося предметом обложения подоходным налогом, не включаются все виды пенсий, назначаемые в порядке, установленном пенсион­ным законодательством РФ.

    Скидки — это налоговые льготы, направленные на сокра­щение налоговой базы.

    Налоговые освобождения — это полное освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков.

    Налоговые кредиты — это льгота, направленная на умень­шение налоговой ставки или суммы налога. Существуют как платные и возвратные, так и бесплатные и безвозвратные нало­говые кредиты. К налоговым кредитам относятся:

= снижение ставки налога;

= сокращение суммы налога;

= отсрочка или рассрочка уплаты налога и др.

 

Налог на доходы физических лиц

    Субъектом налога являются физические лица (граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства), как имеющие постоянное место жительства в Российской Федерации (резиденты), так и не имеющие его (нерезиденты).

    Объектом налогообложения является факт получения доходов.

    Предметом налогообложения является совокупный доход фи­зического лица, полученный им в календарном году как в де­нежной, так и в натуральной формах. У резидентов налогообло­жению подлежит весь доход независимо от месторасположения источников его получения, у нерезидентов — лишь доход, полу­ченный от источников, находящихся в Российской Федерации.

    В совокупный годовой доход включаются любые виды дохода, полученные из разных источников, в том числе дивиденды и проценты, авторские гонорары, доходы от аренды, доходы от реализации имущества, заработная плата, негосударственные пенсии, доходы от использования имущества и др.

    Законодательство исполь­зует два способа уплаты подоходного налога: уплата налога у источника дохода (налоговым агентом) и уплата налога по дек­ларации.

    1. Исчисление и удержание подоходного налога с доходов, по­лученных за выполнение трудовых и иных приравненных к ним обязанностей по месту основной работы, производится пред­приятием, учреждением, организацией, где работает налогопла­тельщик, с начала календарного года по истечении каждого ме­сяца. В конце каждого года производится перерасчет налога, исходя из сумм совокупного дохода, начисленных физическому лицу в течение календарного года. Такой же порядок исчисления и удержания налогов устанавливается для предприятий, принимающих на работу совместителей.

     2. Уплата налога по декларации. В связи с отказом от метода сложной прогрессии и обложении любых доходов по твердым ставкам, сфера применения данного способа уплаты налога су­зилась. Сегодня обязанность подачи декларации установлена лишь для тех, кто получил доходы от лиц, не являющихся на­логовыми агентами, в частности, из иностранных источников, а также для индивидуальных предпринимателей, частных нота­риусов и иных лиц, занимающихся частной практикой.

 

Налог на прибыль организаций

    Субъектами налога на прибыль являются:

    1) российские организации, т. е. юридические лица, образо­ванные в соответствии с законодательством Российской Феде­рации, в том числе постоянные представительства иностранных юридических лиц в России;

    2) иностранные организации, осуществляющие свою дея­тельность в Российской Федерации через постоянные предста­вительства и (или) получающие доходы от источников в Рос­сийской Федерации, в том числе международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ.

    Объектом налога является факт получения прибыли.

    Предметом налогообложения является прибыль, полученная налогоплательщиком, т. е. его доход, уменьшенный в соответ­ствии с положениями закона на величину произведенных рас­ходов (обоснованных и документально подтвержденных). При этом налоговой ба­зой признается денежное выражение прибыли.

    Налог на добавленную стоимость (НДС).

    Субъектами налога являются организации (как российские, так и иностранные и международные), а также лица, признаваемые плательщиками НДС в связи с перемещением товаров через тамо­женную границу РФ.

    Объектом налогообложения являются:

- сделки по реализации товаров;

- импорт товаров и др.

    Налоговая база при реализации товаров определяется как стоимость этих товаров, а при ввозе их на таможенную терри­торию РФ — как сумма их таможенной стоимости, таможенной пошлины и акцизов.

 

Вопрос 5. Основы банковской системы Российской Федерации

 

    Основным элементом банков­ской системы является банк.

    Банк — это коммерческое юридическое лицо (хозяйственное общество), которому в соответствии с законом и на основании ли­цензии, выдаваемой Центральным банком РФ (Банком России), предоставлено право привлекать денежные средства от юридиче­ских и физических лиц и от своего имени размещать их на услови­ях возвратности, платности и срочности, а также открывать и вести банковские счета юридических и физических лиц.

    Банки могут осуществлять следующие банковские операции:

= привлекать вклады (депозиты) и предоставлять их от сво­его имени заемщикам по соглашению с ними;

= осуществлять расчеты по поручению клиентов (физиче­ских и юридических лиц) и банков-корреспондентов и их кас­совое обслуживание;

= открывать и вести счета клиентов и банков-корреспонден­тов, в том числе иностранных;

= выдавать банковские гарантии;

= осуществлять денежные переводы без открытия счета;

= выпускать, покупать, продавать и хранить платежные до­кументы и ценные бумаги (чеки, аккредитивы, векселя, акции, облигации и другие документы), осуществлять иные операции с ними;

= покупать и продавать наличную иностранную валюту и ва­люту, находящуюся на счетах и во вкладах (однако для осуще­ствления этих операций требуется отдельная лицензия Цен­трального банка РФ);

= привлекать и размещать средства и управлять ценными бумагами по поручению клиентов (доверительные операции);

= оказывать брокерские и консультативные услуги;

= осуществлять другие операции.

    На территории Российской Федерации также возможно соз­дание небанковских кредитных организаций — таких организа­ций, не являющихся банками, которые могут выполнять отдель­ные банковские операции. В настоящее время такие учреж­дения широкого распространения не получили.

    Банковская система — это совокупность банков, других кредитных учреждений и связей между ними. В нее входят:

    Центральный банк РФ (Банк России).

    Коммерческие банки в банковской системе РФ

    Коммерческие банки создаются на основе любой формы собственности, в том числе и с привлечением иностранного ка­питала, если это не противоречит законодательству Российской Федерации. Банки осуществляют свою деятельность на ком­мерческой основе.    

   Существует несколько видов коммерческих банков.

- банки с иностранным участием (совместные банки);

- иностранные банки;

- банки на договорных началах.

    Отношения между банками и клиентами носят договорный характер. Клиенты самостоятельно выбирают банки для кредитно-расчетного обслуживания.

    Банки, включая Банк России, обязаны соблюдать тайну по операциям, счетам и вкладам своих клиентов и корреспонден­тов. Справки по операциям и счетам юридических лиц могут выдаваться самим юридическим лицам, их вышестоящим орга­нам, судам, следственным органам, Счетной палате, аудитор­ским организациям, а также финансовым органам по вопросам налогообложения. Справки по счетам и вкладам граждан выда­ются, кроме самих клиентов и их представителей, судам и след­ственным органам по делам, находящимся в их производстве, в случаях, когда на денежные средства и иные ценности клиен­тов наложен арест, обращено взыскание или применена кон­фискация имущества. В соответствии с Законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полу­ченных преступным путем», банки обязаны предоставлять уполномоченным органам информацию о сделках, сумма кото­рых превышает 600 тыс. руб.

    Одной из основных задач ЦБ РФ является банковское регулирование и осуществление постоянного надзора за соблюдением кредит­ными организациями банковского законодательства, норма­тивных актов Банка России. Главной целью банковского ре­гулирования и надзора является поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и креди­торов.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!