Тема № 26: «Основы земельного права»

Вопрос 1. Земельное право как отрасль права

 

Понятие земельного права

    Земельное право — самостоятельная отрасль права, направленная на регулиро­вание земельных отношений в Российской Федерации, ее субъектах, муниципальных образованиях, у юридических лиц и граждан и имеющая своей задачей закрепление, совершенствование и создание эффективного земельного строя в России, основанного на частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности на землю, который обеспечивает рациональное использование и охрану земель, надлежащие условия равноправного развития форм хозяйствования, воспроизводство плодородия почв, сохранение и улучшение окружающей среды и охраны земельных прав граждан и других пользователей землей.

    В предмет земельного права входят элементы административных, имущественных, финансовых и других отношений из-за специфики объекта правового регулирования земельного права — земли.

    Предметом отрасли земельного права является особый круг общественных отношений по поводу земли (земельных отношений).

    Земельные отношения — это отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, организациями, учреждениями, гражданами по поводу владения, пользования и распоряжения землями, земельными участками, а также по поводу государственного управления земельными отношениями.

    Субъектами (участниками) земельных отношений являются Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, предприятия, организации, учреждения и граждане Российской Федерации. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица могут выступать участниками земельных отношений на условиях, предусмотренных ЗК РФ.

    Объектами земельных отношений являются земельные участки и права на них.

    Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

    К отношениям по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, особо охраняемых природных территорий и объектов, атмосферного воздуха и объектов культурного наследия применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране окружающей среды, атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, иное специальное законодательство. К земельным отношениям указанные виды законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

    Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

 

Понятия и категории земельного права

    Часть земельного участка — определенная площадь соответствующего земельного участка, которая может быть отграничена на местности и превращена в самостоятельный объект земельных отношений и гражданского оборота, в котором может также участвовать земельная доля — условная часть права на один и тот же земельный участок, принадлежащий нескольким лицам, не отграниченная на местности, имеющая целевое назначение, усредненное количественное и качественное выражение в праве общей собственности на землю.

    Земельная доля (земельный пай) — установленное законодательством, должным образом оформленное и зарегистрированное право собственности гражданина на земельный участок.

    Латифундия — крупная земельная собственность физического лица.

    Земельная рента — доход, получаемый собственником земли от сдачи в аренду земельного участка.

    Земельный субандеррайтер — специализированный финансовый институт (земельный банк), выступающий вторичным гарантом заемщика, берущего в банке кредит под обеспечение земельных участков.

    Оборот земель сельскохозяйственного назначения — переход земельных участков от одного лица к другому на основании договоров купли-продажи, дарения, мены, пожизненного содержания с иждивением, аренды, безвозмездного срочного пользования, передачи в уставной (складочный) капитал или паевой фонд, передачи по наследству переход в результате обращения взыскания на заложенный земельный участок, изъятия (выкупа) для государственных и муниципальных нужд, принудительного лишения прав в случае ненадлежащего использования земельного участка, конфискации и реквизиции земельного участка, добровольного отказа от прав на земельный участок, а также по иным основаниям, предусмотренным федеральными законами.

    Земельный правопорядок - система земельных отношений, устойчиво создававшаяся под влиянием правовой деятельности государства и соответствующая целям, заложенным в правовом регулировании этих отношений.

    Рациональное использование земель — обеспечение всеми земле­пользователями в процессе производства максимального эффекта в достижении целей землепользования с учетом охраны земель и оптимального взаимодействия с природными факторами.

    Рациональная организация террито­рии предполагает:

- рациональное размещение и совмещение природных и имуще­ственных объектов на территории земельного участка;

- устранение отрицательных последствий от размещенных сосед­ствующих объектов.

    Земельный процесс как правовое явление охватывает правоприменительную деятельность государственных органов исполнительной власти всех уровней и органов местного самоуправления, заключающуюся в решении конкретных задач земельно-правового регулирования, и сопровождается определенной правовой формой.

    Под словом «режим» следует понимать установленный законом порядок государственного регулирования и охраны земли, обеспеченный мерами предупреждения и ответственности, установленной за их совершение.

    Земельный спор — это обсуждение и доказывание своих прав на землю с соблюдением установленной процессуальной процедуры и равноправия перед законом всех участников земельных отношений.

    Разрешение земельного спора — это правоотношение, урегулированное нормами земельного, гражданского, гражданско-процессуального и арбитражно-процессуального права.

    Понятие «ответственность» (от слова «отвечать») может рассматриваться как в правовом, так и в неправовом смысле. Ответственность в правовом смысле предполагает обязательное наличие неблагоприятных последствий юридического характера для лица, нарушившего общеобязательные правила поведения. Ответственность в неправовом смысле подразумевает юридические меры воздействия и обычно носит характер морального внушения лицу, совершившему противоречащий нравственным ценностям проступок.

    Земельный строй РФ — это совокупность земельных отношений, сложившихся в обществе на основе существующих в нем форм собственности на землю (частной, государственной, муниципальной и иных), и соответствующие им формы владения, пользования и распоряжения землей.

    Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

    Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 ст. 65 ЗК РФ. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством РФ.

    Оценка земельных ресурсов — определение кадастровой стоимости земельных участков на рентной основе с учетом плодородия почв, природных и экономических условий, местонахождения земельных участков в соответствии с зонированием и районированием земель.

    Нормативная стоимость — это расчетная стоимость земельного участка определенного качества и местоположения, определяется исходя из потенциального дохода от использования земельного участка за расчетный срок окупаемости.

    Кадастровая стоимость — стоимость земельного участка, установленная на основании государственной кадастровой оценки земель и используемая для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных федеральными законами. Порядок проведения кадастровой оценки земель устанавливается Правительством РФ.

    Рыночная стоимость — стоимость земельного участка, устанавливаемая в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости. Рыночная стоимость земли рассчитывается исходя из средней цены на продаваемые земельные участки за истекший год.

    Арендная плата — плата за аренду земельного участка или земельной доли, устанавливаемая сторонами арендного договора.

    Фиксированная арендная плата — арендная плата, устанавливаемая Правительством РФ, субъектом РФ или органом местного самоуправления за аренду соответственно государственных или муниципальных земель с учетом размера средней арендной платы и рыночной стоимости на земельные участки, сложившихся за истекший год.

 

Особенности земельных отношений как предмета земельного права

    Предметом правового регулирования земельного права являются волевые общественные отношения, которые нужно, возможно и допустимо урегулировать правовыми нормами и которые подпадают под действие правовых норм.

    Предмет правового регулирования можно подразделить на фактически находящийся в сфере правового регулирования и потенциальный. Первый включает в себя земельные отношения, предусмотренные действующим законодательством.

    Предмет потенциального регулирования обусловлен пробелами в законодательстве, что связано с практикой правоприменения. В отдельных случаях закон предусматривает механизмы преодоления подобных пробелов: суд вправе в сходных случаях применять аналогию закона (применять закон, регулирующий сходные отношения) или аналогию права (применять общие начала и смысл действующего законодательства).

    Объектом правового регулирования в земельном праве земля выступает как почвенный слой земной коры, расположенный над недрами, покрытый почвенным слоем, называемый территорией, на которой осуществляется суверенитет Российской Федерации, и используется как главное средство производства в сельском, лесном хозяйстве.

    Объектом земельных отношений выступает конкретный земельный участок, часть поверхности земли, имеющая установленные границы, площадь, местоположение, правовой статус и другие характеристики, отражающиеся в земельном кадастре и документах государственной регистрации.

 

Особенности земли как объекта правового регулирования

    Земля как объект правового регулирования выполняет троякую роль6 экологическую, социальную и экономическую. В экологическом понимании — это природный объект, составная часть окружающей среды, взаимодействующая с другими объектами природы, лесами, недрами, водами, а в широком смысле — охватывающая все природные ресурсы.

    Бесценность биопотенциала земли не может быть выражена ника­кой денежной оценкой, ни в какой валюте. Ущерб, нанесенный фашистскими оккупантами в годы Великой Отечественной войны 1941—-1945 гг. путем вывоза из России в Германию верхнего почвенного слоя земли, был огромен. В результате в тех местах, где до войны получали высо­кие урожаи, земледелие сократилось на 45%. Лишь к 1953 г. сель­ское хозяйство России с трудом достигло довоенного уровня, а затем вступило в полосу застоя. Земли сельскохозяйственного назначения в силу своей особой значимости нуждаются в особой защите.

    С экономической стороны земля выступает как объект хозяйственной и иной деятельности — является материальной базой всякого производства. Она — источник (ресурс) удовлетворения самых разнообразных потребностей человека.

    В социальном отношении — это объект собственности.

    Особенности земли как объекта правового регулирования:

    1. Земля не является продуктом человеческого труда — она продукт самой природы.

    2. Земля важнейший компонент окружающей среды, который функционирует по законам живого организма, способствует очищению атмосферы, хранит водные ресурсы, является питательной средой для всего живого. 

    3. Земля представляет собой весьма сложный хозяйственный объект, обладающий множеством различных свойств и в силу этого находящийся в сфере различных отраслей права: государственного, административного, гражданского и др.

    4.  Земля является абсолютно недвижимой, а все остальные вещи относительно
недвижимые,
так как они в принципе переместимы при желании человека.

    5. Горные, лесные и водные отношения по использованию и охране растительного и животного   мира,   культурных   ландшафтов,   атмосферного   воздуха  регулируются специальным законодательством РФ и ее субъектов.

    6. Земля является имуществом особого рода: она не имеет и не может иметь стоимости. Ей придается лишь видимость имущественной ценности.

    7. Земля обладает устойчивой природной неоднородностью. Природная   неоднородность   земель   определяется   различными   типами   почв.

    8. Земля ограничена в пространстве, которое не может увеличиваться подобно тому, как увеличивается объем имущества.

    9. Земля не может быть перенесена в другое место. Равным образом она не подлежит замене никакими другими средствами производства, как это происходит в отношении других орудий и средств производства (другого имущества).

    10. При правильном использовании земли ее плодородие не только не ухудшается, а постоянно возрастает.

    11. Земля обладает большей ценностью, чем обычное имущество. Если имущество изнашивается, быстро устаревает, то земля не подвержена таким изменениям.

    12. Земля является недвижимым объектом и в отличие от движимого имущества не может переноситься в пространстве.

 

Понятие и виды методов земельного права 

    Метод правового регулирования в земельном праве это совокупность императивных и диспозитивных способов воздействия государства на поведение людей, обусловленных политическими, социальными, экономическими особенностями земельных отношений, объективными законами общества и природы.

    Метод земельного права представляет собой способы и приемы воздействия на поведение людей, которые соответствуют характеру и природе земли как уникального природного ресурса, жизненно необходимого всем гражданам.

    Способ воздействия — это установленное законодательством положение, которое изменяет поведение или действия лиц в сторону ограничения или стимулирования.

    Для земельного права характерны два вида методов: императивный и диспозитивный.

    Императивный метод исключает юридическое равенство сторон, автономию воль субъектов, предполагая отношения власти и подчинения.

    Установление обязанностей — это ведущий способ правового регулирования в содержании земельно-правовых норм.

    Установление запретов в земельном праве — это определение границ как возможного, так и должного поведения участников земельных правоотношений.

    Границы возможного поведения необходимы для того, чтобы пресечь реализацию интересов субъектов земельных правоотношений в ущерб интересам общества и государства.

    Границы должного поведения определяются для того, чтобы способы, которыми субъекты земельных правоотношений выполняют свои обязанности и достигают своих целей, не противоречили государственным и общественным интересам и не наносили им вреда.

    Соблюдение правил должного поведения и не нарушение запретов также жестко регламентируются и обеспечиваются действующим земельным законодательством.

    Диспозитивный метод - субъектам земельных правоотношений предоставляется свобода (собственное усмотрение) в реализации своих целей и задач.

    Существует три основных вида диспозитивного метода правового регулирования земельных отношений: рекомендательный, санкционирующий и делегирующий.

    Рекомендательный метод правового регулирования выражается в предоставлении возможностей альтернативного поведения субъекта земельных правоотношений, когда субъект может выбирать способ своего поведения для достижения поставленной цели.

    Санкционирующий метод выражается в том, что решение о реализации своих земельных полномочий субъект земельных правоотношений принимает самостоятельно, но это решение приобретает юридическую силу лишь после утверждения его соответствующим компетентным органом.

    Делегирующий метод правового регулирования выражается в предоставлении прав и свобод субъектам земельных правоотношений по тому или иному кругу правомочий.

 

Принципы земельного права

    К общеправовым принципам относятся: признание, соблюдение и зашита прав граждан, включая права на землю, как обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ); юридическое равенство граждан в получении (приобретении) прав на землю (доступа к земле); принцип свободного выбора гражданами прав на землю и обязанности государства, органов местного самоуправления по обеспечению земельных прав граждан и объединений; принцип гуманизма; принцип законности в земельных отношениях; принцип интернационализма, имеющий международную и национальную стороны; принцип стимулирования рационального использования земли ее пользователями; принцип субъективного вменения, т.е. применение земельно-правовой ответственности за виновные земельные правонарушения, и др.

    Отраслевые принципы земельного права обусловлены особым характером регулируемых общественных земельных отношений, которые в свою очередь определены спецификой регулируемого объекта земельного фонда Российской Федерации, состоящего из разных по своему правовому режиму отдельных категорий земель. Эта специфика породила принципы, которые можно разделить на две части: относящиеся к Общей части земельного права и относящиеся к Особенной части. В основу деления полжены уникальные свойства, присущие земле как специфическому объекту.

 

Источники земельного права

     Под источниками права понимаются различные способы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения. Уполномоченные органы государства через нормативные правовые акты устанавливают (санкционируют) правовые нормы, рассчитанные на многократное при­менение при регулировании земельных отношений.

    Источник земельного права можно определить как документ установленной формы, изданный уполномоченным на то государственным органом, содержащий в себе земельно-правовые нормы, действующий на определенной территории, определенное время и среди определенного круга лиц, являющийся элементом системы земельного законодательства.

    К источникам земельного права относятся:

1. Международно-правовые   договоры.

2. Конституция РФ и Федеральные конституционные законы.

3. Федеральные законы.

4. Указы Президента РФ.

5. Постановления  и распоряжения  Правительства РФ.

6. Акты    министерств    и    иных    государственных    органов    федеральной
исполнительной власти. 

7. Нормативно-правовые акты субъектов РФ.

8. Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.

9. Постановления Пленума Верховного Суда РФ и решения Высшего
Арбитражного Суда РФ.

10. Вспомогательные нормативно-правовые акты (стандарты).

 

Понятие системы земельного права

    Совокупность нормативно-правовых актов образует собой систему законодательства, которая строится по определенной «иерархической лестнице»: акты расположены по степени юридической силы, по степени конкретности правового регулирования и по другим признакам.

    Под системой земельного права как отрасли права следует понимать научно обоснованную последовательность расположения институтов и образующих их норм в зависимости от их значимости, роли и содержания, обусловленного характером регулируемых общественных отношений.

    Система земельного права состоит из Общей и Особенной частей, каждая из них в свою очередь состоит из институтов; институты земельного права состоят из групп земельно-правовых норм; земельно-правовые нормы имеют свои соста вные элементы: гипотезы, диспозиции и санкции.

 

Вопрос 2. Элементы и виды земельных правоотношений

 

Понятие и структура земельных правоотношений

    Земельными правоотношения - фактические общественные отношения, явля­ющиеся результатом актов волевого поведения людей по поводу земли, урегулированные нормами земельного права, т.е. возника­ющие, изменяющиеся и прекращающиеся в соответствии с предписани­ями земельно-правовых норм.

    Земельные правоотношения имеют сложное содержание, что объясняется особенностями их объекта - земли, правового поло­жения участников этих отношений и рядом других причин.

    На содержание земельных правоотношений влияют следующие обстоятельства:

• особенности объекта земельного правоотношения;

• правовой статус субъектов земельных правоотношений;        

• правовое регулирование тех видов отношений, которые составля­ют основу данного правоотношения.

    В сфере земельного права выделяют в структуре зе­мельных правоотношений следующие элементы:

= нор­ма права, на основе которой складывается правоотношение;

= субъекты, деятельность которых регулируется соответствую­щей нормой права;

= объект, по поводу которого склады­ваются земельные правоотношения. Этим объектом в земельном пра­ве является индивидуально определенный земельный участок, в сфере государственного регулирования объектом земельных правоотношений может быть земельный фонд в целом, а также его со­ставные части в пределах границ субъектов РФ.

= содержание, под которым по­нимаются права и обязанности участников отношений, а также их действия, направленные на реализацию этих прав и обязанностей. Рассмотрим отдельные элементы структуры земельных правоотноше­ний более подробно.

 

Субъекты земельных правоотношений

    В Российской Федерации вся земля находится в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности, а земельный фонд России в зависимости от основного целевого назначения делится на категории.

    Субъектами земельных правоотношений являются Российская Федерация, ее субъекты, физи­ческие и юридические лица.

    Российская Федерация и ее субъекты являются участниками правоотношений государственной собственности на землю.

    Административно-территориальные единицы (органы МСУ) выступают субъектами правоотношений муниципальной собственно­сти на землю, находящуюся в пределах их границ или черты соответ­ствующих поселений.

    Все остальные субъекты земельных правоотно­шений — органы государственной власти и местного самоуправления, физические и юридические лица — выступают участниками таких видов отношений, как управление и пользование землями, охрана зе­мельных прав, а граждане и юридические лица, кроме того, участника­ми отношений частной и общей собственности на землю.

    Субъектами земельных правоотношений могут лица, которые наделены законом правами и обязанностями, достаточными для участия в тех или иных правоотношениях.

    Совокупность правоспособности, дееспособности и свобод субъек­тов правоотношений образует их правовой статус по действующему земельному законодательству, т.е. их правовое положение.

    Правовой статус субъек­тов земельных правоотношений зависит от следующих обстоятельств:

1) вида субъекта;

2) поведения субъекта, имеющего юридическое значение;

3) особенностей объекта земельного правоотношения, имеющих юридическое значение;

4) обстановки, в которой осуществляет свои функции субъект правоотношений, если она предусмотрена в законе.

    Правомочия субъектов земельных правоотношений можно подраз­делить на общие (присущие всем видам субъектов) и специальные (присущие отдельным категориям субъектов).

 

Объекты земельных правоотношений

    Все земли на территории государства составляют земель­ный фонд России. В зависимости от качества, назначения и других особенностей земли разделены на категории:

    1. Земли сельскохозяйственного назначения служат главным средством производства в сельском хозяйстве, наиболее важная категори­я земель в земельном фонде России.

    2. Земли поселений (городов, поселков городского типа — дачные, рабочие и курортные поселки и сельские поселения) - предназначаются для обслуживания городов, поселков городского типа и сельских поселений.

    3. Земли специального назначения - промышленно­сти, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и т.п., не связаны с сельскохозяйственным производством.

    4. Земли особо охраняемых территорий и объектов (природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историков культурного назначения -  природные и био­сферные заповедники, национальные и природные парки, государственные при­родные заказники, памятники природы, дендрологические парки и бо­танические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты).

    5. Земли лесного фонда представляют собой один из элементов экологической системы лесов, участвующих в природном функциони­ровании всей экосистемы. Земля выступает здесь в двояком значении: как пространственный базис, на котором произрастает лесная рас­тительность, и как средство производства, питающее корневую систе­му лесов почвенными компонентами (влагой, питательными вещества­ми и др.).

    6. Земли водного фонда - водопокрытые зем­ли, т.е. такие, которые покрыты водой относительно устойчиво (веч­но или большую часть времени года) и которые заняты естественными водоемами.

    7. Земли запаса — это резерв государства.

    ЗК РФ определяет следующие объекты земельных отно­шений:

= земля как природный объект и природный ресурс;

= земельный участок;

= часть земельного участка.

    Объектом правоотношения по использованию земли всегда явля­ется индивидуально определенный земельный участок и земельная доля.

    Земельный участок представляет собой часть земли, отделенную и обозначенную на местности при помощи границ.

    Земельные доли в земельном участке, находящемся в общей доле­вой собственности, являются самостоятельным объектом земельных прав; при этом на местности не выделяются.

    Все земли в Российской Федерации подразделяются на категории, содержащие определенные группы свойств; они в свою очередь под­разделяются на виды, обладающие определенным свойством.

    Особенно­сти земель как объекта земельных правоотношений делятся на особенности, свойственные:

- всем землям Российской Феде­рации;

- отдельным категориям земель; 

- отдельным видам категорий земель.

    Земельные участки по правовому режиму можно подразделить на «чисто» земельные (не имеющие на себе ка­ких-либо природных объектов, а значит, и находящиеся в сфере «чис­то» земельно-правового режима) и на земельные участки, взаимо­связанные с другими природными объектами (а значит, имеющими «смешанный» правовой режим).

    По свое­му правовому режиму земельные участки можно подразделить на свободные от недвижимого имущества и имеющие на себе имуще­ственную недвижимость, которая влияет на правовой режим исполь­зования данных земельных участков.

 

Содержание земельных правоотношений

    Содержанием земельных пра­воотношений является совокупность корреспондирующих прав и обязанностей их участников, реализуемых ими путем соверше­ния определенных действий или воздержания от их совершения. Субъективное право участника земельных правоотношений — это мера его возможного поведения, т.е. поведения, допустимого и гарантирован­ного законом. Обязанность участника земельных правоотношений — это мера его должного поведения.

    Конкретные права и обязанности участников земельных правоотношений зависят от их правового ста­туса, особенностей объекта, вида и подвида отношений.

1. Права субъектов земельных правоотношений можно разделить на две группы:

а) Права на определенное поведение, которое выражается в дей­ствии или бездействии.

    Право на действия можно разделить на:

а) виды действий  с землей, которые собственник вправе совершать;

б) способы, реализации действий.

    Право на бездействие мож­ет быть двух видов: полное и частичное.

б) Права требования от обязанных лиц определенного по­ведения, которые осуществляются:

а) в судебном порядке;

б) в административном (несудебном) порядке.

    Все виды прав субъектов земельных правоотношений носят субъективный характер, полностью зависят от воли субъекта, который может и не воспользоваться этими правами, не неся при этом ответственности.

    2. Обязанности субъекта - установленный законом вид и объем должного поведения лица, которому, как правило, соответствуют субъективные права другого лица.

    Обязанное поведение субъектов выра­жается в двух основных формах:

= обязанности совершать какое-либо действие;

= обязанности не допускать совершения каких-либо действий.

    В отличие от прав обя­занности подлежат точному выполнению под страхом применения ответственности и наступления неблагоприятных последствий.

    Права и обязанности субъектов земельных правоотношений мож­но подразделить на общие (универсальные для всех земельных пра­воотношений) и конкретные для каждого земельного правоотношения.

    Общие права и обязанности - деятельность субъектов по обес­печению рационального использования и охраны земель, повышению плодородия почв, сохранению и улучшению окружающей среды, соблю­дению законности в земельных правоотношениях и т.п.

    Специальные права и обязанности зависят от конкретных зе­мельных правоотношений, их субъектов, особенностей объекта и обстановки, в которой реализуются данные правоотношения.

 

Основания земельных правоотношений

    Основаниями возникновения, изменения и прекращения зе­мельных правоотношений являются юридические факты — кон­кретные, объективно выраженные обстоятельства, с которыми закон связывает наступление юридических последствий.

    Все юридические факты в земельном праве можно классифициро­вать по следующим основным видам.

    1. Правоустанавливающие юридические факты, при наличии которых возникают земельные правоотношения. Так, при заключении договора аренды земельного участка возникают правоотношения по аренде земли; при заключении договора залога возникают кредитные отношения и смешанное право на заложенный земельный участок до ликвидации кредита и т.д.

    2. Правоизменяющие факты, при наличии которых возникшее земельное правоотношение подвергается изменению, и это изменение может осуществляться:

* по объекту земельного правоотношения;

* по субъектам земельных правоотношений;

* по содержанию правоотношения.

    3. Правопрекращающие факты, с возникновением которых пре­кращаются земельные правоотношения. Так, в земельном законодатель­стве дан исчерпывающий и не подлежащий расширительному толко­ванию перечень юридических фактов — оснований прекращения пра­воотношений по использованию земель.

    Каждый из правоустанавливающих, правопрекращающих и правоизменяющих фактов может быть двух видов: событие или деяние, поведе­ние.

    К числу событий относятся юридические факты, представляющие собой обстоятельства, возникающие помимо воли человека. События подразделяются на абсолютные и от­носительные.

    Абсолютные события - явления, которые не имеют непосред­ственной связи с волей и деятельностью человека (природные стихийные бедствия).

    Относительные события - явления, которые возникают в результате человеческой, деятельности, но про­текают (развиваются) независимо от воли человека.

    Поведение людей как юридический факт имеет в земельном праве множество аспектов, к числу которых можно отнести:

* действия физических или юридических лиц, а также государствен­ных или иных органов;

* бездействие данных лиц и иных субъектов земельных правоот­ношений;

* юридическое состояние субъектов земельных правоотношений.

    Поведение людей как юридический факт в земельном праве мож­но подразделить на правомерное и неправомерное.

 

Виды земельных правоотношений

    В зависимости от содержания правоотношений их принято разделять по основным ин­ститутам земельного права:

- правоотношения собствен­ности на землю;

- отношения в сфере государственного управления землями;

- правоотношения по использованию земель;

- правоотношения связанные с охраной земельных прав.

    В зависимости от форм собственности земельные правоотношения подразделяются на правоотношения частной, го­сударственной, муниципальной собственности.

    По направленности правовых норм земель­ные правоотношения можно разделить на:

а) земельные материальные правоотношения предусмотрены нор­мами, устанавливающими права и обязанности субъектов права не­посредственно по поводу земли, складываются по поводу реализации прав и обязанностей, пре­дусмотренных нормами права;

б) земельные процессуальные правоотношения выражаются в нор­мах, устанавливающих порядок возникновения, прекращения и осуще­ствления материальных правоотношений, правовому регулирова­нию подвергается способ реализации прав и обязанностей;

в) регулятивные земельные правоотношения складывают­ся в процессе реализации земельно-правовых норм, не связанных с при­менением юридической ответственности.

г) охранитель­ные отношения воз­никают в результате нарушения земельного правопорядка и реализу­ются при применении к правонарушителю юридической ответствен­ности.

    Регулятивные и правоохранитель­ные земельные правоотношения могут быть материальными и процессуальными.

    Земельные правоотношения можно подразделить на:

    - общие (применимые ко всем институтам земельного права) и

    - конкрет­ные (применимые к конкретным видам земельных правоотношений, складывающихся в каждом конкретном случае).

    По определенности участников правоотношения: абсолютные и относительные. Абсолютное земельное правоотношение предполагает, когда одному управомоченному субъекту противостоит неопределенный круг обязанных лиц. В относительных земельных правоотношений четко опреде­ленный круг субъектов.

    По категории субъектов права собственности правоотношения подраз­деляются на подвиды:

- правоотношения собственности на землю граждан и юридических лиц - право частной собственности предполагает;

- правоотношения федеральной собственности и собственности субъектов РФ - право государственной соб­ственности;

- правоотношения с определенными земельными долями собственников или без определенных долей - право общей собственности.

    По направлению деятельности по управлению зем­лями эти правоотношения делятся на правоотношения по ведению государственного земельного кадастра, планированию использования и охраны земель, предоставлению и изъятию земель для государствен­ных и общественных нужд, землеустройству и планированию земель населенных пунктов, ведению государственного контроля за использо­ванием и охраной земель, ведению мониторинга земель и разрешению земельных споров.

    По использованию земли имеют про­изводный характер от отношений земельной собственности. Они под­разделяются на отношения непосредственного и производного пользо­вания землей.

    Отношения по использованию земли подразделяются на первичные и вторич­ные.

    Правоотношения по использованию земли можно клас­сифицировать в зависимости от  категории земель: правоотношения по использованию земель сельскохозяйственного назначения, земель поселений, земель промышленности, транспорта, связи и иного несельскохозяйственного назначения, а так­же земель особо охраняемых территорий, земель запаса, земель лес­ного и водного фонда. Внутри каждого из указанных подвидов можно выделить иные разновидности правоотношений в зависимости от пра­вового режима земельных участков и видов, составляющих ту или иную категорию земель.

 

Вопрос 3. Право собственности на землю

 

Понятие права собственности на землю

    Собственность как экономическая категория признается господ­ствующей в политической, экономической и в юридической науке.

    На форме зе­мельной собственности отражаются уникальные свойства земли, отли­чающие ее от форм собственности на другое имущество, являющееся продуктом человеческого труда.

    Собственность — это определенный вид общественных отношений, выражающийся в том, что одни лица свободно господствуют над тем или иным объектом, и вмешательство в это господство иных лиц не допускается. Так, купив земельный участок в собственность, гражда­нин вправе самостоятельно хозяйствовать на нем.

    Экономические отношения собственности — это отношения, возникающие между людьми в процессе общественного производства.

    Отношения собственности на землю представляют собой неотъем­лемую составную часть экономических отношений собственности в целом.

    Право собственности на землю в объективном смысле представ­ляет собой институт земельного права, нормы которого регулируют статику земельных волевых отношений собственности как состояние принадлежности участков земли.

    Право собственника на землю в субъективном смысле — это за­крепленная за собственником юридическая возможность владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему земельным участ­ком своей властью и в своих интересах путем совершения в отноше­нии этих земельных участков действий, не противоречащих закону и иным нормативно-правовым актам и не нарушающих права и охраня­емые законом интересы других лиц, а также возможность устранять вмешательство всех третьих лиц в сферу хозяйственной деятельно­сти собственника.

    В практике и теории земельного права под «правом собственности на землю» понимается право в субъективном смысле, включающее в себя три правомочия -  владение, пользование и распоряжение.

    Для всех форм собственности характерен единый набор правомо­чий, но содержание и объем их различны.

    1. Владение - основанная на законе возможность фактического обладания земельным участком или определенной частью земельного фонда России.

    В отличие от владения обычным имуществом, владение землей пред­ставляет собой определенную условность, поскольку земля неперемещаема и господство на ней ограниченно.

    Право владения в натуре (на местности) объективно проявляется лишь в возведении межевых линий и пограничных знаков, охраняемых законом, в возведении заборов, строений и сооружений, которые в слу­чае неправомерного возведения подлежат сносу за счет виновных лиц.

    2. Пользование - это допустимая законом возмож­ность хозяйственной и иной эксплуатации земли, извлечения из нее полезных свойств и использования для иных целей удовлетворения потребностей общества. Свободное хозяйствование на земле предусматривает два ограничения: не должно наносить ущерба окружающей среде и за­конным интересам других лиц. Об­щее правило — рациональная организация земель, защита земель от процессов разрушения.

    3. Распоряжение - это допустимая законом возмож­ность определять юридическую судьбу этого объекта (право продавать землю, обменивать ее, дарить и т.д.).

    Распоряжение землей может выражаться в трех основных формах:

= изменение фактического состояния земли (земельного участ­ка), которое влечет за собой изменение его юридического статуса (освоение земельного участка под огороды влечет за собой при­своение этому участку положения сельскохозяйственного угодья);

= изменение правового режима земель (частный собственник не вправе менять целевое назначение – связано со льготами в час­ти размера поземельных платежей, идущих в пользу государства);

= изменения в составе лиц, являющихся собственниками земель­ных участков в процессе, во-первых, предоставления земельных участков в собственность, аренду и пользование, осуществ­ляемого с соблюдением установленных процедур; во-вторых, изъятия земельных участков; в-третьих, обмена земельных участков между субъектами права собственности.

    По действующему земельному законодательству, например, собствен­нику земельной доли принадлежит право выбора одного из десяти вариантов ее распоряжения: передача в аренду, дарение, передача по наследству, продажа, внесение в уставной капитал с правом или без права получения обратно, передача на условиях пожизненной ренты или пожизненного содержания, обмен на земельную долю в другом хозяйстве, получение земельного участка в счет доли для ведения личного подсобного или крестьянского хозяйства.

 

Виды и формы земельной собственности

    Право собственности на землю реализуется через формы и виды собственности на земельные участки, составляющие земельный фонд России.

    По субъекту различают следу­ющие формы земельной собственности:

• частная собственность — осуществляется и реализуется властью отдельных граждан и групп в их интересах;

• государственная собственность — реализуется властью госу­дарства и его субъектов в интересах всего общества в целом;

• муниципальная собственность — реализуется властью органов местного самоуправления в интересах населения того или иного му­ниципального образования;

• иные формы собственности — смешанные.

    Формы собственности на землю

    1. Право частной собственности граждан на земельные участ­ки — право владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участ­ками с соблюдением обременении и иных условий, установленных за­коном.

    Право частной собственности граждан на землю является одним из условий их экономической свободы. Право частной собственности граждан и юридических лиц на земель­ные участки возникает в следующих случаях: 1) при приватизации го­сударственных и муниципальных земель; 2) наследовании; 3) дарении; 4) купле-продаже; 5) обмене или сделках с землей; 6) в результате внесения в качестве взноса в уставной (паевой) капитал юридического лица.

    Впервые 2 октября 2000 г. в Москве на первом земельном аукционе в частную собственность был продан земель­ный участок 0,73 га, за который фирма заплатила 310 709 дол. (910 тыс. руб. – за 1 сотку  4200 $).

    Древесно-кустарниковая растительность, расположенная на земель­ном участке, находящемся в собственности гражданина или юридиче­ского лица, принадлежит ему на праве собственности, если иное не установлено федеральным законом. Владение, пользование и распоря­жение этой растительностью осуществляется собственником в соот­ветствии с требованиями лесного законодательства.

    2. Право частной собственности на землю юридических лиц. Собственность юридических лиц на земельные участки, наряду с соб­ственностью граждан, относится к частной форме собственности.

    Земельные участки, используемые предприятиями и общественными организациями, благотворительными и общественными фондами, религи­озными организациями, функционируют на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, предоставленного им учредителями.

   Земельные участки сельскохозяйственным предприятиям (хозяй­ственным товариществам и обществам, производственным кооперати­вам) могут предоставляться (передаваться) в собственность как юри­дическому лицу в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду в со­ответствии с законами субъектов РФ.

    Иностранные юридические лица, международные организации с уча­стием иностранных и российских юридических лиц, иностран­ные государства могут иметь земельные участки только на правах аренды.

    Земельные участки могут при­надлежать юридическим лицам на праве долевой собственности с оп­ределением для каждого из них конкретной земельной доли без выде­ла ее в натуре.

    3. Право общей собственности на земельный участок. Общая собственность на землю является одним из видов частной собствен­ности. Земельный участок может находиться в общем владении с определением доли каждого из владельцев (долевое владение) или без определения долей (совместное владение).

    4. Право государственной собственности на землю. Это право собственности Российской Федерации и ее субъектов на землю. К государственной собственности относятся земли, не находящиеся в частной собственности граждан и юридических лиц, а также в муни­ципальной собственности.

    5. Право муниципальной собственности на землю. Муниципаль­ная собственность на землю — это собственность городских, сель­ских и иных населенных пунктов, других муниципальных образова­ний.

    К этому виду собственности могут относиться земли, занятые объек­тами муниципальной собственности, а также земли, необходимые для непосредственного осуществления коммунального обслуживания на­селения, находящегося на соответствующей территории района, горо­да, и др.

    6. Общая собственность супругов на земельный участок.

    7. Общая собственность крестьянского (фермерского) хо­зяйства.

    8. Собственность жилищного товарищества (кондоминиума). Земельные участки, на которых расположены многоквартирные жилые дома, а также придомовые участки, обслуживающие эти строения.

 

Вещные и иные права на землю

    Вещные права в земельном праве — одна из правовых форм реализации отношений земельной собственно­сти. Их обладателю они предоставляют возможность непосредствен­но осуществить воздействие на земельный участок путем господства над ним.

1. Право пожизненного (наследуемого) владения землей .

2. Право постоянного (бессрочного) пользования.

3. Сервитуты - право ограниченного пользования соседним земель­ным участком. Он может быть:

частный - уста­навливается гражданским законодательством; 

публичный - устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, субъекта РФ и органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государ­ства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельного участка.

    Сервитут может устанавливаться:

- соглашением собствен­ников земельных участков;

- решением суда.

    Сервитут должен осуществляться способом, наименее обремени­тельным для земельного участка, в отношении которого он установ­лен. Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, впра­ве требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установ­лен сервитут, если иное не предусмотрено законом. Сервитута подле­жат государственной регистрации и сохраняется при перехо­де земельного участка к другому лицу.

    Иные основания пользования земельными участками, не имеющими вещный характер - права на землю, основанные на обяза­тельственных правоотношениях.

    Главными из них являются арендные обязательства. Иные же виды договоров, на основании которых возникает право пользования земельными участками, характерны наличием в них лишь возможностей осуществления определенного круга действий в отно­шении этих земельных участков: изыска­тельские работы, на осуществление поливов сельскохозяй­ственных угодий, договоры на осуществление агрохимического обслу­живания, договоры на компактную застройку земельных участков и т.д.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!