ГЛАВНАЯ » УЧЁБА и ОБРАЗОВАНИЕ » УЧЕБНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » ПРАВО - спо » ЛЕКЦИИ - ПРАВО » Тема № 20: «Правосудие и правоохранительные органы»

Тема № 20: «Правосудие и правоохранительные органы»

Вопрос 1. Понятие и система правоохранительных органов РФ

 

Понятие и признаки правоохранительных органов 

   Защита прав и свобод гражданина и человека - конституционная обязанность государ­ства. Полномочия по их охране возложены на специальные созданные государственной вла­стью структуры, именуемые правоохранительными органами.

   Правоохранительные органы — обособленная группа, преимущественно государственных органов, уполномоченных осуществлять деятельность по охране правопорядка и законности, защите прав и свобод человека.(правоохранительную деятельность).

   Правоохранительная деятельность — вид государственной деятельности, которая осуществляется с целью охраны права путём применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.

   Правоохранительные органы - это специальные органы, созданные государством в целях охраны права, действующие на основании и в соответствии с законом, наделен­ные правом применения мер принуждения и обязанностью соблюдения определенной процессуальной формы.

Под это определение подходит большинство правоохранительных органов, в частности полиция, прокуратура, органы безопасности и т.д. Однако у отдельных образо­ваний явно правоохранительной направленности могут отсутствовать некоторые признаки. Это так называемые «квазиправоохранительные органы».

   Квазиправоохранительные органы - это государственные органы, общественные организации и частные институты, оказывающие содействие правоохрани­тельным органам в выполнении их функций, а также непосредственно обеспечивающие пра­вовую помощь гражданам и юридическим лицам. К квазиправоохранительным органам можно отне­сти адвокатуру, нотариат, органы частной детективной и охранной деятельности; юридическую службу предприятий и организаций.

   Признаки, которые выделяют правоохранительные органы среди других государственных и общественных институтов условно можно разделить на две группы: общие и частные.

Общие признаки

    Эти признаки присущи всем правоохранительным органам. Отсутствие хотя бы одного из них означает, что орган не может быть отнесен к правоохранительным.

1. Цель - охрана права. Охрана права подразумевает:

а) вос­становление нарушенного права и наказание правонарушителя.

б) охрану правовых устоев, обеспечивающих нормальное функционирование личности, общества, государства, а также других объектов, в частности окружающей среды.

2. Правоохранительные органы - это государственные органы. Все правоохранительные органы создаются и финан­сируются государством. Комплектуются специалистами, отвечающими определенным тре­бованиям, имеющими специальную подготовку и образование (как правило, юридическое): осу­ществление правоохранительной деятельности специальными лицами; обязательность при­нимаемых этими лицами решений.

3. Правоохранительные органы осуществляют свою деятельность на основании закона и в соответствии с ним. Деятельность правоохрани­тельных органов регулируется специальными законами. В качестве примера можно приве­сти законы «О милиции», «О Прокуратуре Российской Федерации», «О Федеральной службе безопасности» и т.д.

4. Правоохранительные органы наделены правом приме­нения мер принуждения. Для своего нормального функционирования государство вынуждено прибегать не только к положительному стимулированию физических и юридических лиц, но и к негатив­ным рычагам воздействия. В этом заключается четвертый признак, отделяющий их от иных государственных структур.

Частные признаки

   Есть признаки, которые принадлежат лишь некоторым правоохрани­тельным органам. При наличии хотя бы одного такого признака можно говорить, что перед нами правоохранительный орган. Однако даже при отсутствии всех признаков второй очереди невозможно сделать противоположный вывод.

   К признакам второй очереди относятся:

- право применения норм уголовного закона;

- осуществление полномочий в строго определенной процессуальной форме.

Для деятельности судов, например, характерны различные виды судопроизводств: уголовное, гражданское, арбитражное, конституционное, административное.

 

Система и функции правоохранительных органов 

Виды правоохранительных органов:

1. Органы правосудия

2. Органы выявления и расследования преступлений

3. Органы обеспечения правопорядка и безопасности

4. Органы юридической помощи

   Систему правоохранительных органов можно подразделить на судебные органы (суды) и иные правоохранительные органы.

   Судебная система, в свою очередь, включает в себя Конституционный Суд РФ, феде­ральные суды общей юрисдикции, систему арбитражных судов и суды (мировые судьи и конституционные (уставные) суды) субъектов РФ.

   Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля. Этот судебный орган призван самостоятельно и независимо осуществлять судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Основная цель деятельности Конститу­ционного Суда РФ - это защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции на всей территории РФ.

    Система федеральных судов общей юрисдикции уже своим названием подчеркивает широту охвата правовых вопросов, подпадающих под ее процессуальную компетенцию. По сути, все правовые вопросы, возникающие в жизни граждан, разрешаются главным образом в судах общей юрисдикции.

В системе федеральных судов общей юрисдикции в свою очередь могут быть выде­лены: система общих судов и система военных судов. Последние обособились в силу исто­рической традиции и состоят из судов военных округов (флотов) и гарнизонных судов. Обе эти системы имеют общий вышестоящий орган - Верховный Суд РФ (он является и общим, и военным судом одновременно).

   Система общих судов включает в себя суды субъектов РФ, районные суды. Помимо этого к судам общей юрисдикции относятся и мировые судьи, хотя по своему организаци­онно-правовому статусу они не относятся к федеральным судам общей юрисдикции, а фор­мируются органами законодательной (исполнительной) власти субъектов РФ.

   Система арбитражных судов создана преимущественно для разрешения экономиче­ских споров, возникающих между юридическими лицами, хотя арбитражные суды имеют и иные полномочия. В настоящее время система арбитражных судов включает в себя Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды арбитражных округов (кассацион­ные суды), апелляционные суды и арбитражные суды субъектов РФ.

   Суды субъектов РФ включают в себя мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Основная задача мировых судей - рассматривать и разрешать правовые споры, которые наиболее часто встречаются в повседневной жизни граждан.

   Конституционные (уставные) суды созданы для рассмотрения спорных правовых вопросов о соответствии принимаемых органами власти субъектов РФ нормативных право­вых актов Конституции или уставу субъекта.

   Иные правоохранительные органы также образуют систему, состоящую из:

- органов прокуратуры;

- органов внутренних дел;

- следственный комитет Российской Федерации

- федеральной службы безопасности;

- органов государственной охраны;

- органов государственной налоговой службы;

- таможенных органов;

- органов борьбы с незаконным оборотом наркотиков;

- органов юстиции.

 

   Функции правоохранительных органов

   Все правоохранительные органы осуществляют одну или несколько из следующих функций:

- конституционный контроль

- охрана государственного и общественного строя

- защита прав и свобод человека и гражданина

- охрана и укрепление законности и правопорядка

- профилактика и предупреждение правонарушений

- отправление правосудия

- обеспечение безопасности

- прокурорский надзор

- борьба с преступностью и расследование правонарушений

- исполнение судебных решений

- оказание юридической помощи

    Все эти функции взаимо­связаны и дополняют друг друга.

 

Правовая основа деятельности правоохранительных органов 

   Организация и деятельность правоохранительных органов регулируются множеством законодательных и иных нормативных правовых актов. Их можно группировать по различ­ным основаниям. Мы их сгруппируем по юридической силе.

   Нормативным правовым актом высшей юридической силы является Конституция. Конституция - основной закон нашей страны, она служит фундаментом, юридической базой для любой отрасли права и законодательства. Конституция обладает прямым действием и применяется на всей территории РФ непосредственно, не нуждаясь в том, чтобы те или иные ее положения были текстуально или содержательно воспроизведены (конкретизированы, детализированы) в специально принимаемых законах, подзаконных нормативных актах, ведомственных инструкциях и т. п.

   Далее следуют федеральные конституционные законы. Они регламентируют наибо­лее важные направления деятельности правоохранительных органов, закрепляют правовые основы деятельности крупнейших блоков правоохранительной системы. Как правило, ука­занными законами регламентируется деятельность судов. Современная судебная система опирается на такие федеральные конституционные законы, как Закон о Конституционном Суде, Закон об арбитражных судах, Закон о судебной системе.

   Основная роль в регламентации деятельности правоохранительных органов принад­лежит федеральным законам. Перечень этих законов очень велик. Почти каждому органу соответствует определенный закон. В качестве примера можно назвать такие законы, как Закон о прокуратуре, Закон о милиции, Закон о службе в таможенных органах и ряд других. Кроме того, указанные органы в своей деятельности опираются на ряд «универсальных» законов. Они организуют свою деятельность в соответствии с процессуальным законода­тельством (УПК, ГК, АПК) и другими законами, касающимися их деятельности, в частности Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

   Следующую группу нормативных актов можно объединить термином «подзаконные нормативные акты»: постановления органов законодательной власти (Госу­дарственной Думы и органов законодательной власти субъектов РФ), указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные акты.

   Указами Президента РФ, как правило, устанавливается структура отдельных пра­воохранительных органов, например органов федеральной службы безопасности, а также регламентируются вопросы функционирования отдельных подразделений.

   Постановления Правительства РФ регламентируют работу правоохранительных органов, подпадающих под его подчинение, в частности органов внутренних дел, таможен­ных органов, органов Минюста России и т. д. Так, Правительством РФ установлена струк­тура криминальной милиции и милиции общественной безопасности.

   Ведомственные и межведомственные нормативные акты занимают существенное место в детальной регла­ментации деятельности правоохранительных органов. Это различные приказы, инструкции, правила и положения соответствующих министерств и ведомств. Данные акты тщательно расписывают порядок функционирования правоохранительных органов в соответствии с Конституцией и федеральными законами. Так, приказами МВД России устанавливается порядок приема от граждан заявлений и сообщений о преступлениях; порядок принудитель­ного привода граждан, уклоняющихся от явки в суд и органы расследования; порядок кон­воирования лиц и т. п.

   Отдельные направления деятельности правоохранительных органов опираются на международные правовые акты. Это различные международные договоры, например, о выдаче террористов и прочих преступников и т. д.

 

Вопрос 2. Общая характеристика правоохранительных органов

 

Судебная власть в Российской Федерации 

   Статья 10 Конституции закрепляет положение, согласно которому государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

   В настоящее время термин «судебная власть» употребляется в разных значениях:

1.  суд (абстрактный или конкретный);

2.  систему органов государства, осуществляющих правосудие;

3.  средство защиты интересов граждан и способ разрешения споров;

4.  компетенцию судов и судей.

   Можно выделить две стороны понимания судебной власти:

= структурное понимание под­разумевает под судебной властью систему специальных государственных органов - судов;

= функциональное - специфическую функцию суда.

 

Признаки судебной власти

   Первый признак вытекает из Конституции, согласно которой судебная власть - это вид государственной власти. Сам термин «власть» обозначает наличие полномочий и возмож­ностей их реализации. Прилагательное «судебная» конкретизирует, кому принадлежат пол­номочия. Отсюда следует второй признак.

   Второй признак - судебная власть принадлежит только судам. О судах как специальных органах будет сказано ниже.

   Третий признак судебной власти – исключительность полномочий. Полномочия, предоставленные судебной власти, предоставляются только ей. Никакие другие органы не могут дублировать судебную власть ни при каких обстоятельствах.

К исключительным полномочиям судебной власти относятся: осуществление пра­восудия; конституционный контроль; контроль за законностью и обоснованностью реше­ний и действий государственных органов и должностных лиц в случае, если эти действия обжалованы в судебном порядке; санкционирование следственных действий и опера­тивно-розыскных мероприятий, которые ущемляют конституционные права граждан; кон­троль за законностью и обоснованностью арестов и задержаний, произведенных органами предварительного расследования; разъяснение вопросов судебной практики; участие в фор­мировании корпуса судей; и др.

   Четвертый признак судебной власти представляет собой триединство таких свойств, как независимость, самостоятельность, обособленность.

Независимость означает, что суд при принятии решений по делу не связан чьей-либо волей. Решение суд принимает самостоятельно. Судья зависит только от закона, правосо­знания и совести. Независимость - это не только право суда, но и его обязанность. Судьи обязаны противостоять любым попыткам посягнуть на свою независимость, опираясь на закон, который предусматривает целый набор гарантий независимости судей - материаль­ных, социальных, гарантий безопасности и т. д.

   Самостоятельность судебной власти подразумевает самостоятельное принятие реше­ний судом. Суд не обязан (да и не вправе) советоваться с кем-либо по поводу принятия про­межуточных и тем более итоговых решений по делу. Решения суда не нуждаются ни в чьем санкционировании и утверждении.

   Обособленность судебной власти вытекает из ее независимости и самостоятельно­сти. Это означает, что суды образуют автономную систему, включающую не только суды (в узком смысле слова), но и другие подразделения, обеспечивающие их жизнедеятельность. Однако обособленность судебной власти не означает ее изоляции. Различные ветви вла­сти взаимосвязаны. Судебная власть, в частности, немыслима без власти законодательной, поскольку может осуществляться и совершенствоваться только в рамках закона. Законода­тельная власть в свою очередь определяет судебные процедуры, судейский статус и т. п. Кроме того, исполнение решений невозможно без тесного сотрудничества судебной власти с властью исполнительной.

   Пятый признак - особый процессуальный порядок деятельности судебных органов. Свои полномочия суд осуществляет в порядке, который определен законом. Порядок судо­производства регламентируется целым рядом процессуальных кодексов (УПК, АПК, ГПК, КоАП).

   Судопроизводство - специфическая деятельность органов судебной власти. Оно начи­нается в предусмотренных законом случаях и протекает в установленной процессуальной форме. Существует несколько видов судопроизводства - конституционное, административ­ное, гражданское, уголовное, арбитражное.

Шестой признак - подзаконность судебной власти. Несмотря на высокий статус судеб­ной власти, она не может действовать по собственным правилам. Выше уже отмечалось, что суд зависит только от закона.

   Судебная власть - это исключительные полномочия, предоставленные независимым и обособленным государственным органам - судам - для самостоятельного разрешения пра­вовых вопросов, отнесенных к их компетенции, а также основанная на законе реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства.

 

Суд как орган судебной власти 

   Признаки суд как орган судебной власти.

   1. Суд - это государственный орган. Конституция указывает следующие органы, кото­рым принадлежит судебная власть: Конституционный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды. Перечисленные суды называются федеральными. Закон о судебной системе говорит также о судах субъектов РФ: конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи.

   2. Особый порядок формирования судов. Этот порядок значительно отличается от фор­мирования органов других ветвей власти. Комплектование судов кадрами осуществляется путем строгого отбора. Требования, предъявляемые к кандидату, должны соответствовать не только объективным характеристикам, таким, например, как возраст, гражданство, но и множеству субъективных (образование, морально-деловые качества, отсутствие судимости). Причем сам диплом о высшем юридическом образовании еще не дает право работать судьей. Для этого необходимо сдать квалификационный экзамен и получить согласие на занятие судейской должности от соответствующей квалификационной коллегии судей.

   3. Особый порядок обеспечения независимости суда. Этот порядок предусматривает установление ответственности за давление на суд вплоть до уголовной; создание специали­зированных органов для обеспечения нормальной работы суда, например службы судебных приставов; защита жизни, здоровья и имущества; высокое материальное и социальное обес­печение.

   4. Особая процедура реализации своих полномочий с целью обеспечить законное и обоснованное решение правовых вопросов, входящих в компетенцию суда. Процедура реа­лизации судом своих полномочий облекается в конкретную процессуальную форму, называ­емую судопроизводством. Как уже отмечалось, существует конституционное, гражданское, уголовное, арбитражное, административное судопроизводство. Каждое судопроизводство регламентируется своим процессуальным кодексом: УПК, ГКП, КоАП, АПК. Конституци­онное судопроизводство осуществляется в соответствии с требованиями Закона о Консти­туционном Суде.

   5. Осуществление полномочий в пределах компетенции, определенной законом, т. е. юрисдикцией. Юрисдикция суда может распространяться на: а) административно-террито­риальные образования (район, город, область); б) структурные образования вооруженных сил (военный округ, флот, гарнизон); в) судебный округ. Этот округ может совпадать, а может и не совпадать с территориальными образованиями. Он может объединять несколько административно-территориальных единиц. Юрисдикция по судебным округам присуща арбитражным судам. Есть десять арбитражных округов, объединяющих несколько субъек­тов; г) судебный участок. На территории судебного участка осуществляют свою деятель­ность мировые судьи. Один судебный участок создается на 15-30 тыс. жителей.

   6. Осуществление судебной власти в определенном судебном составе. Закон устанав­ливает, в каком составе должно быть рассмотрено то или иное дело - единолично либо кол­легиально. Отступление от требований закона - серьезное процессуальное нарушение, вле­кущее за собой ничтожность всех принятых судом решений.

 

Судебная система 

   Судебная система устанавливается Конституцией (гл. 7) и Законом о судебной системе.

   Судебная система включает в себя Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ, суды общей юрисдикции (в том числе военные суды), арбит­ражные суды.

   Конституционный Суд РФ в соответствии со ст. 125 Конституции решает вопросы о соответствии законов, нормативных актов центральных и местных органов Конституции, разрешает споры о компетенции между органами государственной власти различных уров­ней, дает толкование Конституции.

   К судам общей юрисдикции относятся:

- Верховный Суд РФ;

- верховные суды респуб­лик в составе РФ;

- краевые и областные суды;

- городские суды Москвы и Санкт-Петербурга;

- суды автономной области и автономных округов;

- районные суды.

   Эти суды рассматривают гражданские, уголовные и административные дела как по существу, так и по кассационной и надзорной инстанции.

   Военные суды также относятся к судам общей юрисдикции. Они создаются по тер­риториальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена воен­ная служба. Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

   К ним относятся:

- военные суды округов (флотов)

- военные суды гарнизонов.

   Арбитражные суды:

  -  Высший Арбитражный Суд РФ;

  -  федеральные арбитражные суды арбитражных округов;

  - арбитражные апелляционные суды;

  - арбитражные суды субъектов РФ (республик, краев, областей).

   Основу деятельности арбитражных судов составляет рассмот­рение и разрешение хозяйственных споров.

   Все суды принято группировать по звеньям и инстанциям.

   Звено судебной системы - суды, наделенные однородными полномочиями и имеющие единую структуру.

   Суды общей юрисдикции состоят из четырех звеньев:

1) мировые судьи;

2) районные суды (основное звено);

3) краевые (областные) и приравненные к ним суды (среднее звено);

4) Верховный Суд РФ (высшее звено).

   Суды второго, третьего и четвертого звеньев полномочны проверять решения нижесто­ящих судов. Поэтому их именуют вышестоящими.

   Военные суды имеют трехзвенную систему:

1) военные суды гарнизонов;

2) военные суды округов (флотов);

3) Верховный Суд РФ (в его составе действует Военная коллегия).

   Система арбитражных судов тоже состоит из четырех звеньев:

1) арбитражные суды республик, краев, областей и других субъектов РФ;

2) арбитражные апелляционные суды;

3) федеральные арбитражные окружные суды;

4) Высший Арбитражный Суд РФ.

   Кроме разделения судов по звеньям возможна их группировка по инстанциям.

   Суд первой инстанции - это суд, который уполномочен принимать решения по суще­ству основных вопросов дела, например, для уголовного дела - вопросы о виновности или невиновности лица и о применении или неприменении к нему наказания; для гражданского - о доказанности или недоказанности иска и правовых последствиях иска.

   В качестве суда первой инстанции может выступать любой суд, но суды первого звена могут быть судами только первой инстанции.

   Суд второй (апелляционной и кассационной) инстанции проверяет законность и обос­нованность приговоров и других судебных решений, не вступивших в законную силу. Это может быть любой из судов второго, третьего, четвертого звена.

   Суд третьей (надзорной) инстанции проверяет законность и обоснованность приго­воров и других судебных решений, вступивших в законную силу.

 

Принципы правосудия 

   Статья 4 Закона о судоустройстве называет правосудием два вида деятельности:

1) рассмотрение и разрешение в судебных заседаниях гражданских дел;

2) рассмотрение в судебных заседаниях уголовных дел и применение установленных законом мер наказания к лицам, виновным в совершении преступления, либо оправдания невиновных».

   Вместе с тем понятие правосудия не исчерпывается деятельностью по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел. Рассмотрение судами дел об административных правонарушениях также можно отне­сти к правосудию. Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» (ст. 1) говорит о том, что рассмотрение мировыми судьями административных дел является пра­восудием.

   Деятельность Конституционного Суда РФ понятием правосудия не охватывается.

При­знаки правосудия

    1. Первый признак правосудия вытекает из Конституции (ст. 118): правосудие осуществ­ляется только судом. Иными словами, это особый вид государственной деятельности, кото­рая составляет компетенцию специального правоохранительного органа - суда.

   2. Второй признак - реализация правосудия в строго определенной процессуальной форме, установленной законом (УПК, АПК, ГПК).

   Правосудие - это деятельность специальных государственных органов - судов - по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных, административных и арбитражных дел, осуществляемая в особом процессуальном порядке при неуклонном соблюдении тре­бований закона.

   Правосудие - это деятельность судов по обоснованному и справедливому рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных, арбитражных и адми­нистративных дел, осуществляемая в особом процессуальном порядке при неуклонном соблюдении Конституции и законов РФ.

   Каждый принцип характеризует отдельную грань правосудия. В целом же принципы правосудия составляют систему, в которую входят принципы:

- законности;

- осуществления правосудия только судом;

- независимости судей;

- осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом;

- обеспечения права на судебную защиту;

- участия граждан в осуществлении правосудия;

- гласности правосудия (открытости судебного разбирательства);

- защиты законных интересов личности;

- состязательности и равноправия сторон при рассмотрении дела в суде;

- родного (национального) языка судопроизводства. Коротко охарактеризуем каждый из них.

   Принцип законности - это универсальный принцип, который относится к любой сфере правовой деятельности. Принцип законности означает, что при отправлении правосудия соблюдается верховенство закона. Должна соблюдаться иерархия правовых актов. В случае противоречия между законами применяется тот, кото­рый обладает большей юридической силой.

   Правовая формула «разрешено все, что не запрещено законом» для процедурных отраслей права не совсем подходит. Для уголовного, гражданского и арбитражного процес­сов подход иной: разрешено лишь то, что предписано законом («запрещено то, что не раз­решено законом»).

   Осуществление правосудия только судом. Правосудие осу­ществляется только специальными государственными органами - судами. Никакие другие государственные органы не вправе вершить правосудие.

   Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом.

   В ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к обще­ственным объединениям, а также других обстоятельств.

   Равенство всех перед законом означает, что правосудие осуществляется на основе одного для всех законодательства. Так, в уголовном судопроизводстве установлены единые правила расследования и судебного рассмотрения, варьирующиеся лишь в зависимости от вида преступления. Отдельные дополнительные гарантии установлены для несовершенно­летних и психически нездоровых лиц.

   Принцип независимости судей. Судьи должны принимать решения только на основе закона, своего внутреннего убеждения и совести. Для того чтобы обеспечить принятие объ­ективных и справедливых решений, необходимо оградить судей от любого - как прямого, так и косвенного - давления.

   Закон устанавливает следующие средства обеспечения независимости судей:

- наличие особой процедуры осуществления правосудия;

- запрет на вмешательство в деятельность суда (вплоть до уголовной ответственности);

- особый порядок приостановления и прекращения полномочий судьи;

- право судьи на отставку;

- неприкосновенность судьи;

- наличие органов судейского сообщества (съезды, конференции);

- высокий материальный и социальный ста­тус;

- защита жизни и здоровья судей и членов их семей;

- специальный порядок назначения и несменяемость.

   Принцип обеспечения права на судебную защиту. Этот принцип закреплен в ст. 46 Конституции. Согласно ст. 47 Конституции никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

   Суть этого принципа состоит в том, что: 1) правом на судебную защиту может вос­пользоваться каждый; 2) судебное обжалование допустимо в отношении всех действий (без­действия) и решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, повлекших нарушение законных прав и свобод.

   Принцип участия граждан в осуществлении правосудия. Согласно ст. 32 Конститу­ции граждане Российской Федерации, достигшие возраста 25 лет и не имеющие судимости, имеют право участвовать в отправлении правосудия как присяжные или арбитражные заседатели.

   От присяжных заседателей не требуется специальной под­готовки, главные требования - незаинтересованность в деле, беспристрастность.

   Арбитражными заседателями могут быть граждане, достигшие 25 лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее профессиональное образо­вание и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет.

   Принцип гласности (открытости) судебного разбирательства. Согласно Конститу­ции разбирательство дел во всех судах должно происходить открыто. Слушание дела в закрытых судах допускается только в случаях, прямо предусмотренных законом.

   Гласность судебного разбирательства позволяет осуществлять социальный контроль за судебной властью и избежать злоупотреб­лений и халатности со стороны судей.

   Исключения из принципа гласности строго предусмотрены законом. Так, УПК (ст. 241) допускает закрытое судебное разбирательство на основании определения или постановле­ния суда в случаях, когда:

1) разбирательство уголовного дела в суде может привести к раз­глашению государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны;

2) рассмат­риваются уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими возраста шестнадцати лет;

3) рассмотрение уголовных дел о преступлениях против половой непри­косновенности и половой свободы личности и других преступлениях может привести к раз­глашению сведений об интимных сторонах жизни участников уголовного судопроизводства либо сведений, унижающих их честь и достоинство;

4) этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников, родствен­ников или близких лиц.

   Переписка, запись телефонных и иных переговоров, телеграфные, почтовые и иные сообщения лиц могут быть оглашены в открытом судебном заседании только с их согласия. В противном случае указанные материалы оглашаются и исследуются в закрытом судебном заседании. Данные требования применяются и при исследовании материалов фотографиро­вания, аудио- и (или) видеозаписей, киносъемки, носящих личный характер.

   Приговор суда провозглашается в открытом судебном заседании. В случае рассмотре­ния уголовного дела в закрытом судебном заседании на основании определения или поста­новления суда могут оглашаться только вводная и резолютивная части приговора.

   Для гражданских дел исключения установлены ГПК (ст. 10). В закрытом судебном раз­бирательстве рассматриваются дела, если их материалы содержат:

1) сведения, разглашаю­щие государственную тайну;

2) сведения, разглашающие тайну усыновления (удочерения) ребенка;

3) в случае удовлетворения ходатайства лица, участвующего в деле и ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой или иной охраняемой законом тайны, непри­косновенность частной жизни граждан или иные обстоятельства, гласное обсуждение кото­рых способно помешать правильному разбирательству дела либо повлечь за собой разгла­шение указанных тайн или нарушение прав и законных интересов гражданина.

   Принцип защиты законных интересов личности. Важнейшей составляющей указан­ного принципа является презумпция невиновности. Подозреваемый или обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. В соответствии со ст. 49 Конституции каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его вина не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

   Все сомнения в виновности обвиняемого, кото­рые не могут быть устранены в порядке, установленном законом, толкуются в пользу обви­няемого.

   Принцип состязательности и равноправия сторон в суде провозглашен Конституцией (ст. 123). Согласно ст. 15 УПК уголовное судопроизводство осуществляется на основе состя­зательности сторон. Функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела отделены друг от друга и не могут быть возложены на один и тот же орган или одно и то же долж­ностное лицо. Суд не является органом уголовного преследования, не выступает на стороне обвинения или защиты. Суд создает необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав. Стороны обви­нения и защиты равноправны перед судом.

   Идея состязательности присуща также гражданскому процессу (ст. 12 ГПК) и арбит­ражному процессу (ст. 6 Закона об арбитражных судах).

  Принцип национального (родного) языка судопроизводства. Судопроизводство ведется на русском языке, а также на языках республик, входящих в Российскую Федерацию. В Вер­ховном Суде РФ, военных судах производство по делам ведется на русском языке.

   Участникам судопроизводства, не владеющим или недостаточно владеющим языком, на котором ведется производство по делу, должно быть разъяснено и обеспечено право делать заявления, давать объяснения и показания, заявлять ходатайства, приносить жалобы, знакомиться с материалами дела, выступать в суде на родном языке или другом языке, кото­рым они владеют, а также бесплатно пользоваться помощью переводчика в порядке, уста­новленном законом.

   Если судебные документы подлежат обязательному вручению участникам судопроиз­водства, то указанные документы должны быть переведены на родной язык соответствую­щего участника судопроизводства или на язык, которым он владеет.

 

Прокуратура Российской Федерации  

 

   Прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

   В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

   Предметом надзора органов прокуратуры также является соответствие законам издаваемых этими органами правовых актов.

   Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

   Органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами.

   Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов таможенной службы и других правоохранительных органов. В целях обеспечения координации деятельности этих органов прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

   Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией РФ, федеральным законом от 17 ноября 1995 года «О прокуратуре Российской Федерации» и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации.

   Систему прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

   Генеральную прокуратуру РФ возглавляет Генеральный прокурор Российской Федерации, который назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

   В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

   При осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина прокурор:

• рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;

• разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;

• принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;

• использует полномочия, предусмотренные федеральным законом «О прокуратуре».

   При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.

   В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

   Прокурор или его заместитель приносит протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

   Представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение.

 

Министерство внутренних дел Российской Федерации  

 

   Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации.

   Систему органов внутренних дел Российской Федерации возглавляет МВД России, в которую входят: министерства внутренних дел республик, главные управления, управления и отделы внутренних дел краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, районов, городов, районов в городах, закрытых административно-территориальных образований, управления (линейные: управления, отделы, отделения) внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, управления (отделы) на особо важных и режимных объектах, региональные управления по борьбе с организованной преступностью, территориальные органы управления учреждениями с особыми условиями хозяйственной деятельности, окружные управления материально-технического и военного снабжения, образовательные, научно-исследовательские учреждения и иные подразделения, предприятия, учреждения и организации, созданные для осуществления задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска.

   МВД России в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации (утверждено указом Президента РФ от 18 июля 1996 года).

   Деятельность МВД России осуществляется на основе принципов уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности, взаимодействия с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, а также соответствующими органами иностранных государств.

   Основными задачами МВД России являются:

• разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов независимо от форм собственности, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности;

• организация и осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений;

• обеспечение исполнения уголовных наказаний;

• выполняет другие задачи, возложенные на него законодательством Российской Федерации.

   МВД России возглавляет министр внутренних дел Российской Федерации, министр, первые заместители министра, заместители министра назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

   В систему Министерства внутренних дел Российской Федерации входят органы полиции. Полиция в Российской Федерации – система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных федеральными законами.

   В соответствии с законом Российской Федерации «О полиции» задачами полиции являются:

• обеспечение безопасности личности;

• предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

• выявление и раскрытие преступлений;

• охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

• защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

• оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных настоящим законом.

   Деятельность полиции строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности.

   Полиция решает стоящие перед ней задачи во взаимодействии с другими государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами, а также муниципальными органами охраны общественного порядка, деятельность которых регулируется федеральным законом, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

   Полиция в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, конституциями, уставами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, изданными в пределах их полномочий.

   Полиция в Российской Федерации подразделяется на криминальную полицию и полицию общественной безопасности.

 

Министерство юстиции Российской Федерации  

 

   Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере юстиции, а также координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

   Руководство деятельностью Минюста России осуществляет Президент РФ. Правительство РФ координирует деятельность Минюста России.

В систему Минюста России входят его территориальные органы, иные органы и учреждения юстиции, а также организации, обеспечивающие их деятельность.

   Минюст России в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, а также положением «О Министерстве юстиции Российской Федерации» (утверждено указом Президента РФ от 2 августа 1999 года).

   Основными задачами Минюста России являются:

• реализация государственной политики в сфере юстиции;

• обеспечение прав и законных интересов личности и государства;

• обеспечение правовой защиты интеллектуальной собственности;

• обеспечение установленного порядка деятельности судов;

• обеспечение исполнения актов судебных и других органов;

• обеспечение исполнения уголовных наказаний.

    Минюст России возглавляет министр юстиции Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр имеет десять заместителей, в том числе двух первых заместителей, статс-секретаря – первого заместителя министра и заместителя министра – главного судебного пристава Российской Федерации, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.

 

Федеральная служба безопасности России  

 

   Органы федеральной службы безопасности являются составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и в пределах предоставленных им полномочий обеспечивают безопасность личности, общества и государства.

   Органы федеральной службы безопасности представляют собой единую централизованную систему, в которую входят:

• Федеральная служба безопасности Российской Федерации;

• управления (отделы) федеральной службы безопасности Российской Федерации по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности);

• управления (отделы) федеральной службы безопасности Российской Федерации в Вооруженных Силах Российской Федерации, войсках и иных воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках).

   Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ) является федеральным органом исполнительной власти. Структура и организация деятельности ФСБ определяются положением о Федеральной службе безопасности РФ, утверждаемым Президентом РФ.

   ФСБ РФ возглавляет Директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации на правах федерального министра.

   Правовую основу деятельности органов Федеральной службы безопасности составляют Конституция РФ, федеральный закон от 3 апреля 1995 года «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации», другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.

   Деятельность органов ФСБ осуществляется на основе принципов:

• законности;

• уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина;

• гуманизма;

• единства системы органов федеральной службы безопасности и централизации управления ими;

• конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности.

   Государство гарантирует соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении органами ФСБ своей деятельности. Не допускается ограничение прав и свобод человека и гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральными конституционными законами и федеральными законами.

   Лицо, полагающее, что органами ФСБ либо их должностными лицами нарушены его права и свободы, вправе обжаловать действия указанных органов и должностных лиц в вышестоящий орган федеральной службы безопасности, прокуратуру или суд.

   В случае нарушения сотрудниками органов ФСБ прав и свобод человека и гражданина руководитель соответствующего органа федеральной службы безопасности, прокурор или судья обязаны принять меры по восстановлению этих прав и свобод, возмещению причиненного ущерба и привлечению виновных к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

   Должностные лица органов ФСБ, допустившие злоупотребление властью или превышение служебных полномочий, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

   Деятельность органов ФСБ осуществляется по следующим основным направлениям:

• контрразведывательная деятельность;

• борьба с преступностью.

   Разведывательная деятельность, иные направления деятельности органов ФСБ определяются настоящим федеральным законом и другими федеральными законами.

   Деятельность органов ФСБ, применяемые ими методы и средства не должны причинять ущерб жизни и здоровью людей и наносить вред окружающей среде.

   Контрразведывательная деятельность – деятельность органов ФСБ в пределах своих полномочий по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации.

   Органы ФСБ в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.

   Контроль за деятельностью органов ФСБ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и судебные органы в пределах полномочий, определяемых Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

   Надзор за исполнением органами ФСБ законов Российской Федерации осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры.

 

Адвокатура  

   Адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов, которые оказывают юридическую помощь физическим и юридическим лицам (доверители) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. Как институт гражданского общества адвокатура не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

   Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре состоит из федерального закона от 31 мая 2002 года «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», других федеральных законов, принимаемых в соответствии с федеральными законами нормативных правовых актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих указанную деятельность, а также из принимаемых в пределах полномочий, установленных Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

   Адвокатура действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов.

   В целях обеспечения доступности для населения юридической помощи и содействия адвокатской деятельности органы государственной власти обеспечивают гарантии независимости адвокатуры, осуществляют финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также при необходимости выделяют адвокатским образованиям служебные помещения и средства связи.

   Вмешательство в адвокатскую деятельность, осуществляемую в соответствии с законодательством, либо препятствование этой деятельности каким бы то ни было образом запрещаются.

   Адвокат не может быть привлечен к какой-либо ответственности (в том числе после приостановления или прекращения статуса адвоката) за выраженное им при осуществлении адвокатской деятельности мнение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность адвоката в преступном действии (бездействии).

   Истребование от адвокатов, а также от работников адвокатских образований, адвокатских палат или Федеральной палаты адвокатов сведений, связанных с оказанием юридической помощи по конкретным делам, не допускается.

   Адвокат, члены его семьи и их имущество находятся под защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принимать необходимые меры по обеспечению безопасности адвоката, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества.

   Уголовное преследование адвоката осуществляется с соблюдением гарантий адвокату, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством.

   Формами адвокатских образований являются: адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация.

   Адвокат вправе в соответствии с федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» самостоятельно избирать форму адвокатского образования и место осуществления адвокатской деятельности. Об избранных форме адвокатского образования и месте осуществления адвокатской деятельности адвокат обязан уведомить совет адвокатской палаты в порядке, установленном настоящим федеральным законом.

   Адвокатом является лицо, получившее в установленном федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым советником по правовым вопросам. Адвокат не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности.

   Адвокат вправе оказывать иную юридическую помощь, не запрещенную федеральным законом.

   Адвокатская деятельность осуществляется на основе соглашения между адвокатом и доверителем. Соглашение представляет собой гражданско-правовой договор, заключаемый в простой письменной форме между доверителем и адвокатом (адвокатами), на оказание юридической помощи самому доверителю или назначенному им лицу.

   За неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих профессиональных обязанностей адвокат несет ответственность, предусмотренную федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

   Любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю, являются адвокатской тайной.

Адвокат не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием.

   Юридическая помощь гражданам Российской Федерации, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного законом соответствующего субъекта Российской Федерации, оказывается бесплатно в следующих случаях:

• истцам – по рассматриваемым судами первой инстанции делам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью;

• ветеранам Великой Отечественной войны – по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью;

• гражданам Российской Федерации – при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий;

• гражданам Российской Федерации, пострадавшим от политических репрессий, – по вопросам, связанным с реабилитацией.

   Перечень документов, необходимых для получения гражданами Российской Федерации юридической помощи бесплатно, а также порядок предоставления указанных документов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

   Юридическая помощь оказывается во всех случаях бесплатно несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

 

Нотариат  

 

   Нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации. Нотариальные действия в Российской Федерации совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой.

   В случае отсутствия в населенном пункте нотариуса нотариальные действия совершают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на совершение этих действий. Нотариальные действия от имени Российской Федерации на территории других государств совершают должностные лица консульских учреждений Российской Федерации, уполномоченные на совершение этих действий.

   На должность нотариуса в Российской Федерации назначается гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавший квалификационный экзамен, имеющий лицензию на право нотариальной деятельности.

   При совершении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами и несут одинаковые обязанности независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой. Оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу.

   Нотариальной деятельностью вправе заниматься гражданин Российской Федерации, получивший лицензию на право этой деятельности. Лицензия на право нотариальной деятельности выдается уполномоченными на то органами юстиции республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга в течение месяца после сдачи квалификационного экзамена на основании решения квалификационной комиссии.

   Нотариус в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, Основами законодательства Российской Федерации о нотариате (далее – Основы), законодательными актами Российской Федерации и субъектов в составе Российской Федерации, а также международными договорами.

   Нотариусу при исполнении служебных обязанностей, а также лицам, работающим в нотариальной конторе, запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий, в том числе и после сложения полномочий или увольнения, за исключением случаев, предусмотренных Основами.

   Сведения (документы) о совершенных нотариальных действиях могут выдаваться только лицам, от имени или по поручению которых совершены эти действия.

   Справки о совершенных нотариальных действиях выдаются по требованию суда, прокуратуры, органов следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными или гражданскими делами, а также по требованию арбитражного суда в связи с находящимися в его разрешении спорами.

   Нотариус выполняет свои обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате. Нотариус обязан хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением его профессиональной деятельности. Суд может освободить нотариуса от обязанности сохранения тайны, если против нотариуса возбуждено уголовное дело в связи с совершением нотариального действия.

   Нотариусы совершают следующие нотариальные действия:

• удостоверяют сделки;

• выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;

• налагают и снимают запрещения отчуждения имущества;

• свидетельствуют верность копий документов и выписок из них;

• свидетельствуют подлинность подписи на документах;

• свидетельствуют верность перевода документов с одного языка на другой;

• удостоверяют факт нахождения гражданина в живых;

• удостоверяют факт нахождения гражданина в определенном месте;

• удостоверяют тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии;

• удостоверяют время предъявления документов;

• передают заявления физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам;

• принимают в депозит денежные суммы и ценные бумаги;

• совершают исполнительные надписи;

• совершают протесты векселей;

• предъявляют чеки к платежу и удостоверяют неоплату чеков;

• принимают на хранение документы;

• совершают морские протесты;

• обеспечивают доказательства.

   Законодательными актами Российской Федерации могут быть предусмотрены и иные нотариальные действия.

   Нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах, также выдают свидетельства о праве на наследство и принимают меры к охране наследственного имущества. При отсутствии в нотариальном округе государственной нотариальной конторы совершение названных нотариальных действий поручается совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты одному из нотариусов, занимающихся частной практикой.

   Свидетельство о праве собственности в случае смерти одного из супругов выдается государственной нотариальной конторой, в компетенцию которой входит оформление наследственных прав.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!