ГЛАВНАЯ » УЧЁБА и ОБРАЗОВАНИЕ » УЧЕБНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » ПРАВО - спо » ЛЕКЦИИ - ПРАВО » Тема № 21: «Основы административного права»

Тема № 21: «Основы административного права»

1. Государственное управление как сфера действия административного права

 

Понятие и виды управления 

   Административное право, наряду с конституционным и гражданским правом,  является ведущей отраслью в системе российского права,  относится к публичному праву и играет в правовой системе системообразующую роль.

    Административное право иногда называют управленческим правом, поскольку оно непосредственно обслуживает управленческую деятельность и связано с решением задач управления общественными процессами.

 

   В основе административного права лежат принципы, которые раскрывают его сущность:

¯ Федерализм (единство и разграничение полномочий);

¯ Законность (деятельность на основании, в рамках и по исполнению закона);

¯ Равенство граждан перед законом и перед правоприменителем;

¯ Взаимная ответственность государства и личности;

¯ Справедливость (соответствие между поведением субъекта и юридическими последствиями);

¯ Демократизм (непосредственное и опосредованное участие населения в правотворчестве и подконтрольность деятельности органов исполнительной власти представительным органам).

Указанные принципы закрепляются в законодательстве двумя способами: титульный (в конкретной норме права, статье закона) и смысловой (вытекает из анализа содержания нормативного акта).

   Предметом административного права, как и любой другой отрасли права,  являются общественные отношения.

    Специфика предмета заключается в том, что регулируются только общественные отношения, которые складываются по поводу и в связи с осуществлением исполнительной власти в процессе государственного управления, наиболее важные и нуждающиеся в правовом регулировании.

    В самом широком смысле управление означает руководство чем-либо (или кем-либо). Свойства управления:

1. Управление есть функция организованных систем различ­ной природы (биологических, технических, социальных), обеспе­чивающая их целостность, т.е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание должного режима их деятельности.

2. Управление служит интересам взаимодействия составляющ­их ту или иную систему элементов и представляющих единое целое с общими для всех элементов задачами.

3. Управление — внутреннее качество целостной системы, ос­новными элементами которой являются субъект (управляющий элемент) и объект (управляемый элемент), постоянно взаимодей­ствующие на началах самоорганизации (самоуправления).

4. Управление предполагает не только внутреннее взаимодей­ствие составляющих систему элементов. Существует множество взаимодействующих целого уровня, что предполагает осуществление управленческих функ­ций как внутрисистемного, так и межсистемного характера. В последнем случае система высшего порядка выступает в роли субъекта управления по отношению к системе низшего порядка, являющейся в рамках взаимодействия между ними объектом уп­равления.

5. Управление по своей сути сводится к управляющему воздей­ствию субъекта на объект, содержанием которого является упоря­дочение системы, обеспечение ее функционирования в полном со­ответствии с закономерностями ее существования и развития. Это — целенаправленное упорядочивающее воздействие, реали­зуемое в связях между субъектом и объектом и осуществляемое непосредственно субъектом управления.

6. Управление реально тогда, когда налицо известное подчине­ние объекта субъекту управления, управляемого элемента систе­мы ее управляющему элементу.  Следовательно,  управляющее, (упорядочивающее) воздействие — прерогатива субъекта управле­ния.

7. В процессе управления находят свое непосредственное выра­жение его функции, определяемые природой и назначением уп­равленческой деятельности. Это означает, что управление имеет функциональную структуру.

    Государственное управление (управление государственными делами) – целенаправленное организованное воздействие государства и его институтов на сферы государственной жизни для изменения их в соответствии с целями государственной политики.

    В современных условиях в системе государственного управления принято разделение власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Современные подходы к вопросу о власти дополнили доктрину разделения властей тремя новыми положениями:

a)  о балансе властей, системе их взаимных сдержек и противовесов;

b)  о взаимодействии ветвей власти и единстве по принципиальным вопросам с использованием различных методов (свойственных каждой ветви) достижения общей цели;

c)  о субсидиарности ветвей власти, когда на основании закона, с согласия или по уполномочию органы одной ветви власти своими действиями могут дополнять осуществление функций другой.

    Место и роль государственного управления в механизме государственной власти определяются следующими характеристиками:

- конкретный вид деятельности по осуществлению единой государственной власти;

- деятельность   исполнительно-распорядительного характера;

- прерогатива специальных субъектов, органов го­сударственного управления;

- подзаконная деятельность, т. е. вторичная по от­ношению к законодательной деятельности.

    Понятия «государство» и «государственная управление» неотъемлемы от понятия «власть». По своей сути власть – это возможность осуществлять свою волю даже вопреки сопротивлению. Важнейшими элементами власти являются:

¨  Психологический – воля субъекта власти;

¨  Реализационный – добровольное исполнение или силовое принуждение, вплоть до психологического давления;

¨  Рецепционный – восприятие воли объектом власти, управления;

    Информационный – обратная связь от объекта к субъекту о мероприятиях по выполнению

    Основными характерными признаками государственного управления являются:

a)   выполнение общезначимых организующих функций;

b)   носит исполнительно-распорядительный характер;

c)   подзаконность использования властных полномочий и деятельности уполномоченных субъектов;

d)   непрерывный характер воздействия;

e)   исключительный характер управляющего субъекта   и   др.

    Под функциями управления понимаются наиболее типичные, однородные и четко выраженные виды (направления) деятельнос­ти управляющего субъекта, отвечающие содержанию и служащие интересам достижения основных целей управляющего воздейст­вия.

    К их числу, как правило, относят:

= прогнозирование (плани­рование);

= организацию (формирование системы управления и обеспечение ее нормальной деятельности);

= координацию (обеспе­чение согласованных действий различных участников отношений в управляемой сфере);

= регулирование (установление режима взаи­модействия субъекта и объекта управления);

= распорядительство (властное решение конкретных вопросов, возникающих в управ­ляемой сфере);

= контроль (наблюдение за функционированием уп­равляемой сферы).

 

Методы административной деятельности

    Осуществление функций государственного управления происходит с использованием органами управления различных приемов и способов, т.е. методов. Под методами управленческой деятельности понимаются способы и приемы анализа и оценки управленческих ситуаций, использования правовых и организационных форм воздействия на сознание и поведение людей в управляемых общественных процессах, отношениях.

    Все методы управленческой деятельности условно можно разделить на две основные группы:

a) методы функционирования органов государственной власти и местного самоуправления;

b) методы обеспечения реализации целей и функций государственного управления.

    По аспектам влияния на человека методы реализации целей и функций государственного управления можно сгруппировать на:

¨ морально-этические – предполагают обращение к  достоинству, чести, совести человека; включают меры воспитания, разъяснительную работу, моральное поощрение и взыскание; смысл их в выработке определенных убеждений, нравственной позиции, психологической установки в отношении управления и действий по его осуществлению.

¨ социально-политические – связаны с условиями труда, быта, досуга, оказанием социальных услуг, вовлечением в управленческие отношения, развитием общественной и политической активности.

¨ экономические – свобода предпринимательства, расширение личной собственности, уровень оплаты труда, материальные стимулы, льготное налогообложение.

¨ административные – содержат способы, приемы и действия прямого и обязательного определения поведения и деятельности людей со стороны соответствующих управляющих компонентов государства.

    Административное право как любая отрасль права использует в качестве средст­ва правового регулирования три юридические возмож­ности:

- предписание - возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовыми нормами;

- запрет (фактически также предписание, но иного характера) - возложение  прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях,  предусмотренных правовыми  нор­мами;

-дозволение - юридическое разрешение совер­шать в условиях, предусмотренных правовыми нормами, те или иные действия, либо воздержи­ваться от их совершения по своему усмотрению.

    Среди методов используемых административным правом можно выделить следующие:

a) императивный метод (метод властных предписаний) предполагает:

  • строгое, неукоснительное соблюдение предписаний административно-правовых норм;
  • построение отношений на основе безусловного подчинения управляемого объекта воле управляющего субъекта.

b) диспозитивный метод (автономный) – способ воздействия, предоставляющий субъектам воздействия возможность урегулирования отношений в рамках (пределах) закона;

c) поощрительный метод - стимулируется вариант поведения выгодный для общества путем предоставления каких-либо льгот;

d) рекомендательный метод - предлагается наиболее целесообразный вариант поведения с позиций действующего законодательства;

e) согласование (координация) – используется, как правило, между субъектами не находящимися в прямом подчинении между собой.

    Содержание и цели методов административно-пра­вового регулирования управленческими обществен­ными отношениями может быть сведена к следую­щему:

а) установление определенного порядка действий - предписание к действию в соответствующих услови­ях и надлежащим образом, предусмотренными данной административно-правовой нормой;

б) запрещение определенных действий под стра­хом применения  соответствующих юридических средств воздействия;

в) предоставление возможности выбора одного из вариантов  должного  поведения, предусмотренных административно-правовой нормой - «жесткий» ва­риант дозволения;

г) предоставление возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению, т. е. совер­шать либо не совершать предусмотренные админи­стративно-правовой нормой действия в определенных ею условиях - «мягкий» вариант дозволения.

 

Режимы управления 

    Различные виды воздействия и создание условий для определенной, отвечающей интересам общества формы поведения связано с различными режимами управления.  Чаще всего выделяют следующие режимы управления:

1)  явочный – режим государственного невмешательства, полная свобода объекта управления выбирать свое поведение, государственное управление как таковое отсутствует;

2)  регламентационный – государство формирует правовое пространство, в котором объект управления свободен выбирать свое поведение, государство не вмешивается в поведение объекта, пока «правила игры» соблюдаются;

3)  уведомительный – режим, при котором объект управления должен поставить государство в известность о выбранном поведении;

4)  договорный – поведение участников государственного управления строится в соответствии с условиями соглашения, заключенного между ними;

5)  регистрационный – объект обязан зарегистрировать выбранное поведение;

6)  разрешительный - для действий в соответствии с выбранным вариантом поведения объект управления должен получить государственное разрешение (лицензия, квота, сертификат и т.п.);

7)  распорядительный – поведение объекта строится только на основании прямых указаний субъекта управления;

8)  запретительный – это режим государственной монополии или запрет конкретных видов поведения и для объекта, и для субъекта управления.

 

Исполнительная власть как субъект государственного управления

    В Конституции РФ 1993 года вместо термина «государственное управление» был введен термин «исполнительная власть». Исполнительная власть осуществляется Правительством под непосредственным руководством и контролем Президента.

    Понятие «государственное управление» - более ши­рокое по сравнению с понятием «исполнительная власть». Она призвана опре­делить объем и характер государственно-властных полномочий, реализуемых в процессе государствен­но-управленческой деятельности. Исполнительная власть, по существу, составляет содержание деятель­ности по государственному управлению, выражая, пре­жде всего, ее функциональную (исполнительную) на­правленность.

    Органы исполнительной власти в своей деятельности руководствуют­ся следующими принципами.

* Принцип народовластия. Закрепленный в Конституции принцип на­родовластия означает, что народ является единственным источником власти, он осуществляет свою власть непосредственно и через органы исполнительной власти. Контроль за деятельностью органов исполни­тельной власти осуществляется как со стороны органов законодатель­ной и судебной власти, так и со стороны народа.

* Принцип законности. Принцип законности проявляется, прежде всего, в том, что все органы государственной власти, должностные лица обя­заны соблюдать Конституцию РФ и законы, а нормативные акты, принимаемые ими не должны противоречить Конституции РФ.

* Принцип разделения властей. Принцип разделения властей выражает существование и самостоятельность трех ветвей власти - законодатель­ной, исполнительной, судебной, - которые осуществляют свои функции в установленных пределах.

* Принцип федерализма. Компетенция органов исполнительной власти и взаимоотношения между ними определяются на основе норматив­но-правовых актов, закрепляющих разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. Кон­ституция Российской Федерации регламентирует соотношение право­вых актов государственной власти и ее субъектов (законные акты фе­деральных органов исполнительной власти обязательны для аналогичных органов субъектов Российской Федерации; законные акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации подлежат соблюдению федеральными органами исполнительной власти).

* Принцип гласности. Конституцией Российской Федерации установ­лено, что законы подлежат официальному опубликованию. Норматив­но-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности че­ловека, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения.

* Принцип приоритета и гарантированности прав личности. Права лич­ности являются высшей ценностью, и все государственные органы, в том числе органы исполнительной власти, несут ответственность пе­ред гражданами. Права граждан должны быть защищены от произвола органов государства и должностных лиц.

Принцип сочетания централизации и децентрализации:

* Принцип централизации - сосредоточение большей части государствен­ных функций в ведении центральных органов федеральной исполни­тельной власти. Централизация вытекает из единства системы испол­нительной власти, обусловленного наличием предметов и полномочий, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, и их совместном ведении с органами исполнительной власти субъек­тов Российской Федерации.

* Принцип децентрализации означает закрепление предметов ведения и полномочий за тем или иным органом, которые он должен осуществ­лять самостоятельно без вмешательства со стороны вышестоящих орга­нов. Особой разновидностью децентрализации является делегирование органом исполнительной власти части своих полномочий подчиненно­му органу.

    Для исполнительной власти характерны следующие черты:

- относительно самостоятельная ветвь государственной власти, тесно взаимодействующая с законодательной и судебной;

- способность и возможность воздействовать на поведение и деятельность в общегосударственном масштабе и в качестве специфической функции государства правоприменительного характера;

- исполнительная власть правоприменительна в по­зитивном смысле;

- исполнительная власть реализуется на началах федерализма;

- выражена в деятельности специально создаваемых государством субъектов – органов исполнительной власти.

    Сущность исполнительной власти, заключающаяся в оперативном повседневном распорядительстве и исполнительской роли в государственном управлении, раскрывается через ее многообразные функции:

a.  контроль за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил в целях обеспечения правопорядка и законности в государственном управлении;

b.  управленческая и организационная деятельность по исполнению законов и реализации государственной политики в различных областях общественной жизни;

c.  административное нормотворчество в подзаконодательной форме;

d. административное правоприменение, осуществляемое в двух формах:

- оперативно-исполнительная – реализация предписаний правовых норм и позитивное регулирование с помощью индивидуальных правовых актов;
- юрисдикционная деятельность, осуществляемая административными средствами и направленная на разрешение управленческих конфликтов, охрану правовых норм, обеспечение их исполнения и профилактику правонарушений;

e. осуществление разрешительной политики государства (лицензирование, регистрация, сертификация и т.п.);

f. охрана правопорядка,  обеспечение безопасности граждан и общества (полицейская функция);

g. информационно-аналитическая деятельность.

 

Механизм  административно-правового  регулирования

    Основное назначение права заключается в его активном воздействии на общественные отношения, которое проявляется в их урегулировании и охране.

    Механизм административно-правового регулирования – это совокупность административно-правовых средств, при помощи которых осуществляется регулирование общественных отношений, возникающих по поводу реализации исполнительной власти.

    Применительно к административному праву элементами механизма административно-правового регулирования являются:

¯  принципы административного права;

¯  нормы административного права;

¯  акты официального толкования административно-правовых норм;

¯  акты применения норм административного права;

¯  административно-правовые отношения.

 

2. Система и источники  административного права

 

Источники административного права

    Под источниками административного права можно понимать формы «административного правообразования» и внешнего структурного выражения административно-правовых норм. Источники права - способы нормативного выражения и структурирования правовых правил поведения.

    Обычно выделяют наиболее типичные источники права:

= общие принципы права.

= нормативно-правовой акт – юридический акт, принятый компетентным субъектом правотворчества и содержащий нормы административного права;

= административный договор – двух или многостороннее соглашение нормативного содержания между субъектами правотворчества, содержащее нормы административного права;

= правовой обычай - сложившееся исторически и вошедшее в привычку санкционированное государством правило поведения;

= идеи и доктрины – научные труды по административно-правовым вопросам, на основании которых вырабатываются новые административно-правовые нормы и принимаются решения по конкретным делам;

= судебный и административный прецедент – решение по конкретному юридическому делу, которое становится обязательным для всех аналогичных дел в будущем.

= международное право

    Нормы административного права наиболее часто закрепляются в нормативных актах, которые могут издаваться соответствующими органами исполнительной власти, в связи с чем, они имеют различную юридическую силу и сферу их действия. Среди правовых актов различают:

    1. Акты Федеральных органов:

- Законы (Конституция РФ, Федеральные конституционные законы,  Федеральные законы текущего законодательствования, Постановления и иные акты Федерального собрания)

- Подзаконные акты (Указы, распоряжения Президента РФ, Постановления, распоряжения Правительства РФ, Нормативные акты министерств, ведомств и других центральных органов исполнительной власти РФ, Приказы, распоряжения, инструкции иных федеральных органов и руководителей федеральных предприятий, учреждений).

    2. Акты субъектов федерации:

= Законы субъектов федерации (Конституции, уставы, законы);

= Подзаконные акты субъектов федерации (Указы, распоряжения президентов, губернаторов; постановления, распоряжения правительств, администраций; нормативные акты министерств и иных органов).

    3. Нормативные акты (распоряжения, решения) органов местного самоуправления.

    4. Законы и подзаконные акты органов бывшего СССР.

    5. Международные акты (безвизовый въезд-выезд, таможенный контроль).

Взаимодействие административного права с другими отраслями права

    Являясь одной из базовых отраслей всей системы российского права, административное право широко взаимодействует с другими отраслями. Предмет административного права не охватывает все общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления. Эти отношения регулируются иными отраслями права. Так возникает взаи­модействие со следующими правовыми отраслями:

    конституционным правом. Конституционное право закрепляет основ­ные принципы организации и функционирования исполнительной вла­сти, место ее субъектов в государственном механизме, правовые осно­вы их формирования, взаимоотношений с субъектами других ветвей государственной власти; права и свободы граждан, часть которых реа­лизуется в сфере государственного управления. Административное право берет начало в нормах конституционного права, детализирует и конк­ретизирует их; определяет правовую реализацию прав и свобод граж­дан, компетенцию различных звеньев системы исполнительной власти; формы и методы государственно-управленческой деятельности и т. п.;

    гражданским правом. Нормами административного права регулируются правила движения имущества (передача, изъятие и т. д.) в сфере государственного управления. Нормы гражданского права регулируют отношения по владению, пользованию и распоряжению имуществом. Если гражданское право регулирует отношения права собственности, то административное право регулирует правила движения имущества (передача, изъятие и т.п.) в сфере государственного управления;

    уголовным правом. Нормы административного права определяют, ка­кие деяния являются административными правонарушениями, и меры взыскания, применяемые к лицам, совершившим их. Уголовное право устанавливает, какие деяния являются преступлениями, и виды нака­зания за их совершение. В определенных условиях отдельные деяния, относящиеся к проступкам могут перерастать в преступления и наобо­рот, что свидетельствует о «подвижности» границ между администра­тивным и уголовным правом;

    финансовым правом. Финансовое право регулирует управленческие отношения, связанные с формированием бюджета, налоговой системы и т. д.;

    земельным правом. Значительная часть отношений, отнесенных к пред­мету земельного права, регулируется нормами административного права;

    трудовым правом. Деятельность государственных служащих является смежной областью регулирования трудовым и административным пра­вом. Государственные служащие действуют от имени и по поручению государства. В процессе своей деятельности они выполняют организу­ющие функции. Поэтому деятельность государственных служащих от имени государства по выполнению организующих функций, относящихся к управленческой деятельности регулируется нормами административного права. Трудовые отношения служащего с администрацией (оплата, нормирование, охрана труда) к управлению не относятся и регулируются нормами трудового права;

    уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным правом. Рассмот­рение дел об административных правонарушениях в суде основывает­ся на общих процессуальных началах.

 

Система административного права

    Система административного права состоит из отдельных админист­ративных норм права, институтов и подотраслей права, тесно взаимо­связанных между собой.

    Системность права характеризует его как согласованное единство норм, институтов, отраслей, охватывающих регулирующим воздействием разнообразные стороны жизни общества и отношения людей.

    Правовые  нормы по своему содержанию и сфере действия группируются по отраслям и институтам права, образуя целостную систему.

    Система права это внутренняя организация права, выраженная в единстве и согласованности юридических норм, которые сосредоточены в относительно самостоятельных комплексах.

    Отрасль - главное подразделение системы права, совокупность юридических норм, регулирующих значительный круг однородных общественных отношений и объединенных общим предметом и методом.

   Подотрасль - упорядоченная совокупность родственных институтов одной и той же отрасли права.

   Институт  права - обособленный комплекс юридических норм, которые являются специфическим элементом отрасли права и регулируют незначительный круг однородных общественных отношений.

    Отрасль административного права можно разделить на следующие подотрасли: а) нормативно-структурная (предмет административного права, сферы регулирования, принципы, нормы); б) органы исполнительной власти; в) государственная служба; г) административно-правовые режимы; д) администра­тивный процесс, законность в управлении; е) организация госу­дарственного управления в сферах и отраслях.

    Систему административного права принято делить на две части: общая и особенная. Общая включает в себя нормы, охватывающие управление в це­лом, а особенная часть состоит из норм, действующих в пределах от­дельных сфер деятельности исполнительной власти.

    Общая часть включает в себя институты:

= устанавливающие административно-правовой статус граждан (инди­видуальных субъектов права) и негосударственных организаций;

= регулирующие основы организации и деятельности исполнительной власти (аппарата государственного управления);

= обеспечивающие законность деятельности исполнительной власти;

= регламентирующие принуждение по административному праву.

Особенная часть включает институты, регулирующие:

- обеспечение безопасности граждан, общества, государства, а также административно-политическую деятельность;

- организационно-хозяйственную деятельность;

- социально-культурную деятельность;

- деятельность государственной администрации по организации и осу­ществлению политических, экономических и иных внешних связей.

 

3. Понятие и особенности административно-правовой нормы

 

Особенности административно-правовой нормы

    Административно-правовые нормы являются самыми разнообразными среди правовых норм российских отраслей права. Они занимают самое большое правовое пространство в цепи: закон - подзаконный акт – акты исполнения - документ. Чаще всего эффект административно-правового воздействия создает не одна норма, а их совокупность, как однородных, так и не однородных. Нормы как первичные правила поведения облекаются в структурные формы – источники административного права.

    Нормы административного права определяют границы должного, управомоченного и запрещенного  поведения различных субъектов в сфере государственного управления. Определяя взаимные права и обязанности сторон управленческих отношений, они регулируют тем самым эти отношения.

    Для норм административного права характерны:

² ориентация на удовлетворение преимущественно публичных интересов;

² односторонне-властное волеизъявление стороны;

² широкая сфера усмотрения;

² преобладание директивно-обязательных норм;

² нормативно-ориентирующее воздействие;

² прямое применение административных санкций за правонарушение.

    Специфика предмета административно-правового регулирования выделяет особенности, отличающие административно-правовые нормы от норм других  отраслей права:

- императивный характер;

- служат для реализации функций и назначения исполнительной власти;

- обеспечивают нормальное функционирование всей системы исполнительной власти, устанавливают процедуры и формы деятельности государственной администрации;

- адресованы, прежде всего, субъектам исполнительной власти в целях упорядочения государственного управления и обеспечения законности в их деятельности. 

- определяют административно-правовой статус (права, обязанности, ответственность и правовые формы деятельности) субъекта управленческих правоотношений в сфере исполнительной власти.

- являются базой для регулирования отношений, входящие в предмет других отраслей;

- обеспечены собственными отраслевыми средствами исполнения, защиты и юридического принуждения;

- устанавливаются не только законами, но и в процессе административного правотворчества, поэтому имеют различную юридическую силу, устанавливаются субъектами исполнительной власти в процессе реализации распорядительных полномочий в пределах определенной законом компетенции;

- носят подзаконный характер и могут быть изменены или отменены органами или должностными лицами, принявшими их, или вышестоящими либо признаны недействительными по решению суда.

 

Структура административно-правовой нормы

    Традиционно в структуре правовых норм выделяют три самостоятельных элемента: гипотезу и диспозицию (присущие нормам положительного регулирования), диспозицию и санкцию (свойственные нормам правоохранительным). Эти элементы нормы административного права имеют особенности.

    Гипотеза как условие применения нормы зачастую не всегда выражена в ней самой и может находиться в структуре преамбулы, вводной части или общих положениях, в других нормах данного акта. Она может быть общей для нескольких норм. В некоторых случаях гипотеза может быть обнаружена в других, смежных или однородных актах. Такая «подвижность» гипотезы объясняется многообразием норм, действие которых привязано не только к конкретному юридическому факту, но к событиям, явлениям большего масштаба в стране, регионе или отрасли.

    Можно выделить некоторые виды гипотез административно-правовой нормы:

по степени определенности: абсолютно определенные (конкретные обстоятельства) и относительно определенные (общая характеристика условий);

по способу изложения: казуистичные и абстрактные;

по назначению: общие и специальные;

по внутренней структуре: простые (одно условие) и сложные (кумулятивные – одновременно несколько условий, альтернативные – одно из нескольких условий).

    Диспозиция как центральная часть административно-правовой нормы выражается в определении прав, обязанностей и ответственности субъекта права. Формулирование диспозиции нормы имеет двоякое значение:

= её обоснованность служит, прежде всего, эффективному выбору способа решения социальной, экономической или иной задачи, а также метода  регулирования отношений субъектов административного права.
=нечеткость диспозиции или пассивность ее применения ведут к бездействию или ошибочным действиям.

    Установленные диспозицией правила поведения предписывающего, дозволяющего и запрещающего характера могут содержаться в одной или нескольких статьях акта. Это связано с тем, что подобные правила часто обладают процессуальными свойствами, т.е. регулируют целый ряд последовательно совершаемых субъектом действий. Их трудно свести к одному простому правомерному действию. Все правила, носящие преимущественно характер диспозиции, изложены как цепь последовательных юридических действий.

    Диспозиция (права, дозволения, предписания, обязанности, запреты) может  быть различного вида (дополнительно к классификации примененной для гипотезы):

по степени определенности: относительно определенная и абсолютно-определенная: простая (признаки в силу очевидности не называются) и  описательная (указывается правило и его признаки).

по форме изложения: бланкетная (ссылка на нормы другого акта) и отсылочная (ссылка на нормы того же акта).

    Санкция административно-правовой нормы содержит меру ответственности за нарушение или невыполнение правил, установленных диспозицией. Санкции имеют различный характер и могут содержаться в том же акте как элемент конкретной нормы или как обеспечивающий элемент для нескольких норм данного акта. Нередко применяются несколько санкций, часть которых может относиться к нормам других отраслей права. В этом просматривается как тесная взаимосвязь административного права с другими отраслями права и плотная обеспеченность санкциями административно-правовых норм других отраслей права. Как последствия нарушения нормы санкции могут быть:

~ пресекательные

~ восстановительные

~ карательные.

 

Виды административно-правовых норм

    В связи с многообразием правовых норм в административном праве подходы к их классификации также носят различный характер. В то же время выделяются чаще следующие виды административно-правовых норм:

1. по способу (методу) регулирования поведения субъектов нормы: принципы, императивные, поручения, задачи, стимулы, указания, дефиниции, запреты, учредительные, санкции, стандарты, договорные, рекомендации, нормативы

2. по предмету регулирования:

- материальные - регулируют сущность управленче­ских отношений (административно-правовой статус участников, правовой режим функционирования исполнительной власти);

- процессуальные - определяют порядок и методы реализации материальных норм государственного управления.

3. по функциям права: регулятивные и охранительные;

4. по содержанию регулирования:

-общие - регулируют общие для всех отраслей управ­ления общественные отношения;

-особенные - регулируют общественные отношения, складывающиеся в конкретных сферах управления (экономической, административно-политической, со­циально-культурной). 

5. По предмету воздействия на субъекты административного права выделяют:  

➥   обязывающие - нормы, предписывающие совершать определенные дей­ствия. Содержащиеся в таких нормах указания могут быть выражены как обязательное предписание;

➥   иногда называют ограничительные – вводят ограничения на поведение субъекта;

➥   запрещающие - нормы, предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий в определенных условиях. Запреты могут носить общий или специальный характер;

➥   уполномочивающие (управомочивающие) или дозволительные (диспозитивные) - нормы, в которых выражается возможность адресата действовать в рамках установленных требований по своему усмотрению);

➥   стимулирующие (поощрительные) - обеспечивают с помощью средств материального или морального воз­действия должное поведение участников регулируемых управленчес­ких отношений;

➥   рекомендательные - рекомендательные нормы чаще всего используются во взаимоотношениях субъектов исполнительной власти и негосударственных фор­мирований.

6. В зависимости от предела действия: по территории, по сроку по кругу лиц:

    а) по территории действия (в пространстве): федеральные, региональные, местные, локальные;

- общефедеральные: действуют в пределах РФ, иногда за границей (поведение граждан за границей);

- межтерриториальные (акты, действующие в услови­ях чрезвычайного положения, распространяются на ряд территориальных образований); 

- нормы субъекта Федерации;

- местные (локальные);

- специальные (определенный регион).

    б) по сроку действия (во времени):

= постоянные, временные, чрезвычайные;
= срочные и бессрочные

    в) по кругу лиц: общие и специальные;

7. по юридической силе: законы и подзаконные акты;

8. по субъектной направленности: управленческие и общегражданские.

    Административно-правовые нормы могут подразделяться на: юрисдикционные, процедурные, функционально-процессуальные, регламентные и другие.

    Основное назначение административно-правовых норм заключается в регулировании отношений в сфере реализации исполнительной власти. Реализация норм административного права – это воплощение норм права в правовом поведении субъектов управленческих правоотношений, процесс практического воплощения в жизнь государственной воли, выраженной в административно-правовых нормах.

    Реализация норм административного права имеет следующие аспекты:

Исполнение – активная форма поведения субъекта, точное, обязательное следование субъектов управленческих отношений положениям нормативно-правовых актов во исполнение возложенной на него обязанности.

Соблюдение –  субъект соблюдает установленные запреты, в основном пассивная форма поведения, связанная с реакцией участников управленческих отношений на запреты и выражающаяся в воздержании от совершения действий, запрещенных нормой административного права (запрет на охоту в заповеднике).

Использование – добровольное совершение правомерных действий при осуществлении субъективных прав. В отличие от предыдущих видов субъект сам решает воспользоваться или нет своим правом  и возможностями, которые предоставляются нормой (участвовать в конкурсе на должность или нет, наследник может предъявить свои права на наследство, а может отказаться).

Применение – выражается в практическом разрешении конкретного дела и издании управомоченным субъектом управления нормативного акта, основанного на требованиях материального или процессуального права (приказ о назначении на должность).

    В отдельных случаях изложение содержащихся в актах норм права может по-разному трактоваться (пониматься) в силу их расплывчатости, нечеткости. Это вызывает необходимость пояснения их направленности или разъяснения их смысла. Разрешению таких вопросов служат акты официального толкования норм административного права, к которым относятся правовые акты, принятые компетентными государственными органами и должностными лицами и содержащие разъяснение норм административного права.

    Акты толкования норм административного права могут быть:

a.  по форме выражения: письменные и устные;

b.  по юридическому содержанию: нормативного толкования и казуального:

c.   по виду государственного органа: законодательных органов, исполнительных органов, судебных органов, органов прокуратуры и др.;

d.  по субъекту толкования: аутентичные и легальные.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!