ГЛАВНАЯ » УЧЁБА и ОБРАЗОВАНИЕ » УЧЕБНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » ПРАВО - спо » ЛЕКЦИИ - ПРАВО » Тема № 13: «Правотворчество и применение права»

Тема № 13: «Правотворчество и применение права»

1. Правотворчество (законотворчество)

 

Понятие и принципы правотворчества

   Правотворчество представляет собой одну из важнейших сторон дея­тельности государства, форму его активности, имеющую своей непо­средственной целью формирование правовых норм, их изменение, отмену или дополнение. В каждом государстве правотворчество обладает своими особенностями, но везде оно направлено на создание и совершенствование единой, внутренне согласованной и непротиворечивой системы правовых норм, регулирующих сложившиеся в обществе разнообразные отношения.

   По своей социальной сути правотворчество есть процесс возведения государственной воли в закон, ее оформления в различных нормативно-правовых актах, процесс придания содержащимся в них правилам поведе­ния - государственным велениям - общеобязательного характера. Правотворчество охватывает собой непосредственную деятельность уполномоченных на то государственных органов по выработке, принятию, изменению или допол­нению нормативно-правовых актов.

   Правотворчество - это организационно оформленная, установленная процедурная деятельность государственных органов и должностных лиц по: 1) изданию, 2) переработке, 3) отмене нормативно-правовых актов (законов и подзаконных актов).

   Правотворчество является важнейшей составной частью правообразования вообще. Правообразование - это процесс формирования и оформления юридической нормы. Он начинается с анализа социальной ситуации, осознания необходимости ее правового регулирования, общего представления о юридическом предписании, которое следует издать, и заканчивается разработкой и принятием юридической нормы.

   Субъектами правотворчества являются: народ (референдум), государственные органы (органы власти и управления), должностные лица (министры, руководители управлений, отделов, предприятий, учреждений, органов местного самоуправления,  негосударственных организаций, депутаты  и т.д.).

   Правотворческая деятельность современных государств, согласно кон­ституционной теории и, отчасти, законодательной практики, должна осу­ществляться на базе ряда таких основополагающих принципов, которые определяют существо, характерные черты и общее направление этой деятельности.

   Среди них выделяются следующие Принципы:

  •  
    • демократизм или народный   характер   правотворчества, предполагающий активное участие представителей различных слоев общества и всех ветвей власти в правотворческой деятельности  (широкое   привлечение граждан к правотворческой деятельности, законодательные   органы состоят    из народных    депутатов;     все    субъекты    правотворческой деятельности  в своих нормативно-правовых актах выражают интересы граждан);
    • гуманизм, вы­ражающийся в направленности издаваемых нормативных актов на защиту прав и свобод граждан, на максимальное удовлетворение их материальных и духовных потребностей; 
    • законность и кон­ституционность, означающие строгое и неуклонное следование консти­туции и законам в процессе правотворческой деятельности (все  действия субъектов правотворчества по подготовке, принятию и опубликованию нормативно-правовых актов должны основываться на  законах, строгая   иерархия нормативно-правовых актов);
    • научный характер правотворчества и его связь с правоприменительной практикой;
    • профессионализм,  компетентность,  юридическая  и общая грамотность при  подготовке и  принятии законопроектов, проявляющиеся в обязатель­ном участии квалифицированных, высоко профессиональных специали­стов на всех стадиях правотворческого процесса;
    • дифференциация правотворческой компетенции - больной вопрос для   России: правильное и точное определения границ компетенции правотворческих органов   с   учетом   иерархии   и   системности   прав   - Президента РФ и Государственной Думы, федерации и субъектов РФ, а также иных субъектов правотворчества (нормотворчества).
    • своевременность - правильное определение времени подготовки и принятия     актов,     учет     степени     зрелости     (или     прогнозируемой злободневности) регулируемых общественных отношений;
    • планирование - четкое распределение правотворческой работы по предмету, этапам, времени;
    • исполнимость, учет соответствующей обеспеченности нормативно-правовых актов по линии финансов, кадров, с организационной стороны и юридических  условий  для   их  реального функционирования;
    • постоянного технического совер­шенствования принимаемых актов можно выделить отдельно, поскольку имеет большое значение для повы­шения качества и эффективности правотворческого процесса.

    Суть данного принципа заключается в том, чтобы в процессе подготов­ки и принятия нормативно-правовых актов в максимальной степени ис­пользовать предложенные юридической наукой и апробированные право­творческой практикой наиболее эффективные методы и приемы раз­работки проектов, оптимального изложения их содержания и технического оформления, отвечающего общепринятым в мире стандартам.

   Для повышения качества и эффективности нормативно-правовых актов законодательная техника имеет порой не меньшее, чем само содержание, значение. Ведь от того, насколько четко и логично изложено содержание того или иного нормативного акта, есть ли в нем или отсутствуют явные и скрытые противоречия, наконец, насколько точно и определенно использу­ется общепринятая юридическая терминология, - от этого зависят уровень восприятия текста и содержания нормативно-правового акта и эффективность его применения.

 

Формы и стадии правотворчества

   Правотворческая деятельность государства осуществляется в различ­ных формах. По общему правилу она осуществляется непосредственно уполномоченными на то государственными органами. В ряде государств правотворческую роль выполняет референдум.

   В Великобритании, например, правотворческая деятельность осущест­вляется в таких ее формах, как законодательная деятельность парламента, принимающего законы (статуты); правотворческая деятельность судебных органов, создающих прецеденты (судебная практика); правотворческая  деятельность центральных органов государственного управления и местных органов государственной власти (самоуправления), издающих свои  собственные нормативно-правовые акты и имеющих дело с правовыми обычаями.

   В идеальном государстве, вполне справедливо рассуждают английские авторы, законодательная власть "предположительно должна была бы оста­ваться исключительно привилегией парламента - законодателей, непо­средственно подотчетных избирателям". Теоретически эта посылка спра­ведлива и для государственного механизма современной Англии, но в реалиях, в жизни парламенту "приходится передавать часть своих законо­дательных полномочий подчиненным ему правоустанавливающим орга­нам". Министры короны, органы местного управления, независимые кор­порации, англиканская церковь, частные компании, комиссии и Совет Европейского Союза - "все они наделены парламентом полномочиями по изданию правовых актов". И все же, заключают авторы, суверенитет парла­мента в правовой сфере сохраняется, ибо ни один из нижестоящих органов не может законодательствовать иначе как на основе законов, исходящих от парламента, а также по поручению и с разрешения парламентах.

   В России, согласно Конституции, правотворческая деятельность осу­ществляется высшими (на уровне Федерации и ее субъектов) и местными органами государственной власти; непосредственно самим народом путем проведения референдума как высшего непосредственного выражения вла­сти народа (ч. 3 ст. 3); субъектами Федерации - республиками, краями и об­ластями, городами федерального значения - Москвой и Санкт-Петербургом, автономной областью и автономными округами - путем заключения между ними договоров, содержащих общеобязательные веления.

   В каждой стране существу­ют свои особенности правотворческой деятельности, но, как правило, она проходит определенные стадии. 

   I. Подготовка проекта нормативно-правового акта:

1) принятие решения о необходимости разработки официального проекта акта (политическая воля);

2) подготовка текста акта:

а) предварительное обсуждение проекта (возможно и всенародное);

б) доработка, согласование;

в) предварительное одобрение проекта компетентными органами (субъектами правотворческой инициативы).

   II. Официальное воздействие государственной воли в форме нормативно-правового акта состоит из стадий прохождения проекта в правотворческом органе:

1) внесение проекта в  правотворческий  орган (например, Правительством РФ);

2) обсуждение проекта в правотворческом органе (в каком-то специализированном комитете Государственной Думы с вынесением его на обсуждение в Госдуме, как правило, 3 чтения законопроекта);

3) принятие решения по проекту.

 

Законодательная процедура: понятие, роль  и этапы

   Под законодательной процедурой понимается установленный порядок прохождения проектов законов вплоть до их принятия и вступления в силу.

   В каждой стране законодательная процедура имеет свои особенности. Но везде она закрепляется и регулируется в конституциях, текущих зако­нах, а также в специальных положениях и регламентах, устанавливающих порядок правотворческой деятельности государственных органов.

   Законодательная процедура состоит из целой серии юридически закре­пленных правил, определяющих порядок подготовки и принятия законов.

   В тех странах, где наряду с правотворческой деятельностью государст­венных органов конституционно предусматривается принятие законов пу­тем референдумов (всенародного голосования), для проведения последних устанавливается особая процедура. Смысл ее заключается в том, чтобы придать процессу непосредственного волеизъявления народа упорядочен­ный и целенаправленный характер.

   Процедура проведения референдума предусматривает порядок возбуж­дения вопроса о проведении референдума, определения предмета рефе­рендума, его проведения, подведения его итогов и др. В законах о референ­думе некоторых стран особо установлено, что эти законы и закрепленная в них процедура проведения всенародных опросов прямо соотносятся с ме­ханизмом проведения обычных выборов.

   Четко выработанная и законодательно закрепленная процедура прове­дения референдумов создает предпосылки для наиболее полного выявле­ния мнения избирателей по рассматриваемому проекту закона или иному вопросу, способствуя при этом соблюдению законности и конститу­ционности.

   Аналогичную роль играет процедура принятия нормативно-правовых актов обычным правотворческим путем - государственными органами. В первую очередь это касается процедуры принятия законов.

   Правотворчество - сложное социальное явление, имеющее управленческую природу. Оно охватывается понятием "правотворческая деятельность" или "правотвор-ческий процесс".

   В отечественной и зарубежной юридической литературе выделяют че­тыре основных этапа (стадии) законодательного процесса:

» законодательная ини­циатива,

» обсуждение законопроекта,

» принятие и утверждение закона и

» об­народование закона.

   Каждая из стадий относительно самостоятельна и имеет свою специфику, свой статус. Вместе же они образуют единый, монолит­ный законодательный процесс, отражающий и закрепляющий логику про­хождения проекта закона с момента его зарождения и вплоть до его приня­тия и обнародования.

   Законодательная инициатива представляет собой, согласно широко распространенному мнению, право внесения законопроектов в законода­тельное учреждение (конгресс, национальное собрание, сейм и т.п.) в со­ответствии с действующим законодательством и установленной процедурой. Иногда понятие законодательной инициативы трактуется бо­лее широко, т.е. включает внесение в законодательные органы не только го­товых законопроектов, но и предложений об издании, изменении или отме­не действующих законов.

   Следующая стадия законодательного процесса - обсуждение внесенно­го в порядке законодательной инициативы или же позднее разработанно­го законопроекта. Обсуждение бывает двоякого рода: предварительное (неофициальное) и официальное.

    Предварительное обсуждение проводится, как правило, с привлечени­ем широкого круга заинтересованных лиц, экспертов, представителей со­ответствующих государственных и общественных организаций. Оно мо­жет осуществляться в самых различных формах, включая, например, проведение тематических научно-практических конференций, семинаров, заседаний "круглых столов", дачу экспертных заключений, проведение теле- и радиодебатов, посвященных обсуждаемым законопроектам, подго­товку соответствующих публикаций в газетах и журналах.

   Предварительное обсуждение проектов законов весьма важно для по­вышения качества, как конкретного закона, так и всего законодательного процесса. На этом этапе представленный проект закона проходит всесто­роннюю юридическую, экономическую, социально-политическую и иную экспертизу.

    Официальное обсуждение законопроектов обычно осуществляется на двух уровнях - на уровне парламентских комиссий, комитетов и подкомите­тов, а также на уровне парламентских палат. Регулируется процесс прохож­дения обсуждения с помощью специальных положений и регламентов.

   Важной стадией законодательного процесса является принятие и утверждение закона. В юридической литературе данную стадию иногда рас­сматривают как две относительно самостоятельные стадии. Первая из них связана с принятием, вторая - с утверждением закона. Принятие закона происходит в высшем законодательном органе государства. Его утвержде­ние (подписание) осуществляется главой государства.

   Заключительная стадия законодательного процесса - обнародование принятого закона. Назначение этой стадии состоит в доведении до сведе­ния населения информации о содержании принятого закона. Обнародова­ние бывает двух уровней - официальное и неофициальное. Осуществляет­ся оно чаще всего в виде опубликования.

   Официальное обнародование заключается в доведении текста закона для всеобщего сведения путем его опубликования в официальном издании. Обнародование осуществляется от имени государственного органа или же самим органом, издавшим или подписавшим данный акт. Для обнародова­ния акта устанавливается строго определенный срок. На официальное из­дание, где публикуются законы и другие нормативные акты, можно ссы­латься в актах применения норм права, в сводах и собраниях законодательства, в печатных работах, официальных документах.

   В соответствии со ст. 107, ч. 2, Конституции Российской Федерации, Президент "в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его". Законы публикуются в официальных изданиях - "Рос­сийской газете", "Собрании законодательства Российской Федерации".

   Неофициальное обнародование законов (и других нормативно-право­вых актов) осуществляется в виде сообщения об их издании или изложения их содержания в неофициальных печатных изданиях, радио- и телевизион­ных передачах, научных изданиях.

 

2. Реализация  права

 

Понятие и признаки реализации правовых норм

   Законы, подзаконные акты, а точнее - заключенные в них нормы права - создаются для того, чтобы реализовывать, претворять их требования в жизнь.

   Реализация права как процесс может быть охарактеризована с объективной и субъективной стороны.

   С объективной — это совершение определенных действий, предусмотренных нормами права.

   С субъективной — отношение субъекта к правовым тре­бованиям в момент совершения предписываемых действий (долг, страх последствий и т. п.).

   Реализация права (правовых норм) – это: 

a. претворение права в жизнь, реальное воплощение содержания юридических норм в фактическом поведении субъектов.
b. осуществление в деятельности субъектов права общеобязательных правил поведения, установленных и санкционированных государством.
c. претворение (воплощение) установленных правовых норм и принципов в правомерное поведение субъектов права в результате соблюдения запретов, исполнения юридических обязанностей, использования субъективных прав и правоприменительной деятельности.

   Существует два основных средства понуждения людей к реализации государственных велений — это обещание на­грады и угроза физического принуждения или лишения каких-то благ. И это заложено в праве.

   Правовое регулирование отношений граждан может быть авторитарным (админист-ративное, уголовное) и автоном­ным (через дозволение, предоставление прав, предоставле­ние возможности выбора).

   Выделяют следующие признаки реализации правовых норм:

1) это всегда правомерное поведение;

2) эта деятельность связана с достижением определенного результата, предусмотрен-ного нормой права;

3) это волевое поведение, когда субъект права согласует свое поведение с требованиями правовых норм.

   Структура реализации состоит из субъектов, объектов и содержания.

   Субъектами (кто реализует) являются все адресаты права.

   Объектом (что реализуют) выступает вся система законодательства.

   Содержанием (как реализуют) является само правомерное поведение, а именно, формы реализации.

 

Способы воздействия права на деятельность индивидов

   В основном реализация норм права происходит в рамках правоотношений (исполнение, использование и правоприменительная деятельность), вне правоотношений происходит соблюдение, когда не требуется контрагента.

   Соблюдение права - это форма его реализации, заключающаяся в воздержании от совершения действий, запрещенных нормами права. В данном случае предполагается пассивная форма поведения субъекта права (в основе - метод запрещения).

   Понятия действия права и реализации (осуществления) права не совпадают.

   Под понятием «действие права» теория понимает все спо­собы влияния юридических норм на поведение людей, на общественную жизнь.

   Различают три способа воздействия права на деятельность индивидов:

a. информационный — юридическая норма сообщает, что требует от субъекта норма права,
b. ориентационный — ориентирует людей в направлении их деятельности, ставя преграды в некоторых направлениях,
c. правового регулирования — обязательность поведения, принуждение государства в противном случае.

   Существуют общепризнанные и общеизвестные способы воздействия права на поведение людей. Это: запреты, т.е. требование воздержаться от действия или бездействия; доз­воления, т.е. указание на правовую возможность, которую может использовать или нет субъект; предписание, т.е. то, что необходимо делать (как правило, относится к должно­стным лицам).

   Рассмотрение активной роли права сквозь призму общих запретов и дозволений дает возможность выделить два типа правового регулирования:

= общедозволительный (все, что не запрещено, дозволено),

= разрешительный (принцип «запрещено все, кроме того, что разрешено»).

   Таким образом, понятием "реализация права" охватывается как процесс осу­ществления правовых предписаний, процесс воплощения их в жизнь, в поведение людей, так и конечный результат данного процесса.

 

Виды  (формы, способы)  реализации  права

   Существует различная классификация форм (способов) реализации права. Наибо­лее распространено их подразделение в зависимости от характера право­творческих действий субъектов права.

   По этому признаку-критерию обычно выделяют четыре основные фор­мы реализации права: осуществление (использование), исполнение, соблю­дение, применение.

  

   Рассмотрим кратко первые три из этих форм реализа­ции права; четвертая форма будет рассмотрена далее.

   В зависимости от вида юридических норм различаются три формы реализации права.

Использование

Соблюдение

Исполнение -

субъект   использует возможности,   предоставляе-мые ему юридической нормой. Лица вправе осуществлять либо не осуществлять предоставлен-ные им законом права.

Пример:  наследник  может предъявить свои права на наследство, а может и отказаться от них.

субъект строго следует установленным запретам:  не совершает тех действий, которые ему не дозволены. Пример: реализация гражда-нами норм административ-ного права заключается в воздержании от действий, запрещенных правом (охота в заповеднике).

субъект совершает  активные действия во исполнение возложенной на него юридической обязанности.

Пример: сторож обязан охранять  доверенное ему имущество, при попытке грабежа обязан  отразить  нападение   и   обеспечить  сохранность этого имущества,

Взаимосвязь формы реализации права и вида правовой нормы

Управомочивающие нормы

Запрещающие нормы

Обязывающие нормы

 

Общие характерные черты трех форм реализация права

Связь форм реализации права со способами правового регулирования и видами юридических норм.

Трем способам правового регулирования (дозволениям,   запрещениям, обязываниям) одновременно соответствуют не только три разновидности    норм    права   (управомочивающие,   запрещающие,   обязывающие),   но   и   вышеуказанные формы реализации права.

Henocpедcmвенный  характер воплощения в жизнь

Характерная черта всех трех форм реализации права состоит в том, что использование, исполнение и соблюдение осуществляется  самими  участниками данного правоотношения.

           
3. Применение как одна из форм реализации права

 

Понятие и признаки применения норм права

   Примене­ние является особой формой реализации права. Оно осуществляется в тех случаях, когда соблюдения, исполнения и использования права оказывается недостаточно для обеспечения полной реализации юридических норм и тре­буется вмешательство в этот процесс компетентных государ­ственных органов. В ходе реализации права часто возникают такие моменты, когда вышеназван­ные формы не позволяют в полном объеме реализовать права и обязанности, предусмотрен­ные правовыми нормами. Возникает необходимость в применении права как особой формы его реализации.

   Применение права — особая форма воплощения требований юридических норм в отноше­ниях людей, которая является одной из форм государственной деятельности, в ходе которой компетентный орган организует и контролирует соблюдение юридических норм.

   Физические и юридические лица обычно самостоятель­но реализуют свои права. В реальной жизни возникают ситуации, когда реализация права невозможна без вмешательства государства, его органов, должностных лиц. Применение права необходимо в ряде случаев:

» отношения в сфере государственного управления, когда предусмотренные юридические субъективные права и  обязанности непосред­ственно не вытекают из закона, не могут возникнуть и реализоваться без государственно-властной деятельности, и требуется издание компетентным органом властного реше­ния в отношении конкретного лица (например, назначение должностного лица вышестоящим долж­ностным лицом, приказ ректора о зачислении в вуз, директора — на работу и т.п.);

» отношения   в  области   распределения   материальных благ и социальной сфере (выплата пособий, пенсий, вы­деление земельных участков);

» отношения при разрешении споров о праве, когда имеются определенные препятствия для исполь­зования субъективных юридических прав гражданами или организациями (например, при судебных спорах, при наличии препятствий осуществления права собственности);

» отношения по привлечению к юридической ответст­венности, назначению и исполнению наказания, когда совершено правонарушение и нужно определить соответствующую  меру  наказания  нарушителю  (приговор суда, дисциплинарное взыскание, гауптвахта и др.) или когда юридические обязанности не исполняются доб­ровольно (например, не выполняется договор поставки);

» иные общественные отношения, когда сами граждане в силу специфики юридического действия не полномочны самостоятельно осуществлять его (решение о награж­дении отличившихся граждан).

 

Признаки применения норм права

   1. Осуществление  применения  права только определенными компетентными органами (должностными лицами)

Отдельные граждане и большинство негосударственных организаций, не являются должностными лицами и специальных полномочий не имеют. Поэтому применять юридические нормы они не вправе. Применять требования правовых норм в необходимых случаях обязаны, например, суды различных уровней в рамках своих полномочий, прокурор, администрация предприятий и т.д.

   2. Государственно-властный характер велений правоприменительных органов позволяет обеспечить возможность реального принуждения правонарушителя к соблюдению юридических норм.

Такова деятельность прокурора по осуществлению надзора за точным и неуклонным соблюдением законов.

   3. Индивидуальный характер - отражение сущности правоприменительной деятельности в индивидуальном акте применения права.

   Эти акты относятся к определенным жизненным обстоятельствам и конкретным субъектам права. Они рассчитаны на одноразовое применение и прекращают свое действие после реализации конкретных прав и обязанностей.

   Принятие индивидуального правового решения, установление конкретных субъективных прав, юриди­ческих обязанностей, ответственности в случае их нару­шения (напри­мер, приказа о назначении на должность, приговора суда).

   4.Соблюдение процессуальной формы - осуществление применения норм права в строго установленном законом порядке.

   Особое значение такой порядок имеет при применении норм уголовного и гражданского права, обеспечивая последовательное проведение законности, глубокое и всестороннее рассмотрение обстоятельств конкретного юридического дела.

 

Принципы и функции  правоприменения

   Правоприменительная деятельность государственных органов и долж­ностных лиц всегда осуществляется в соответствии с определенными, об­щепризнанными во всех странах принципами. Среди них важнейшее значе­ние имеют принципы законности, социальной справедливости, целесооб­разности и обоснованности принимаемых в порядке правоприменения тех или иных решений.

   Что означает в практическом плане каждый из этих принципов и как они согласуются между собой?

   Принцип законности означает строгое и неуклонное следование госу­дарственных органов и должностных лиц закону в процессе правоприме­нительной деятельности.

   Требование соблюдения закона в правоприменительной деятельности - это следование букве и духу закона, который применяется; действие право­применительных органов и должностных лиц в рамках предоставленных им полномочий; строгое и неуклонное соблюдение установленной проце­дуры; принятие в результате правоприменительной деятельности юриди­ческих актов установленной формы (указ, приказ, решение, постановление и т.п.).

   Принцип социальной справедливости означает деятельность правопри­менительного органа и должностного лица в интересах не каких-либо гра­ждан или групп, а в интересах всего общества. Разумеется, нельзя не счи­таться с тем, что "нормы права, являющиеся в результате классовой борьбы", как отмечал еще Г.Ф. Шершеневич (и другие юристы дореволю­ционной России), "отражают интересы господствующих классов сильнее, чем интересы других классов" и что применение норм права "агентами власти, судебной и административной", с точки зрения социальной спра­ведливости "еще более наклоняет действие законов в этом направлении", выделяет их как акты, обслуживающие в первую очередь интересы господ­ствующих слоев.

   Однако это вовсе не означает, что правоприменительные органы и должностные лица, действуя в интересах господствующих кругов, не должны руководствоваться интересами всего общества, соблюдать принцип социальной справедливости. В правовом государстве это должно быть непременным условием их деятельности.

   Принцип целесообразности в правоприменительной деятельности оз­начает учет конкретных условий применения того или иного норма­тивно-правового акта, принятие во внимание специфики сложившейся си­туации в момент вынесения решения, выбор наиболее оптимального варианта реализации правовых требований в тех или иных конкретных обстоятельствах.

   Принцип обоснованности правоприменительной деятельности означа­ет полное выявление, тщательное изучение и использование всех относя­щихся к делу материалов, принятие решения только на основе достовер­ных, хорошо проверенных, не подлежащих сомнению фактов. Данный принцип лежит в основе других принципов. Нарушение принципа обосно­ванности при принятии правоприменительного акта служит веским осно­ванием для его отмены.

   Наряду с названными принципами существуют и иные принципы пра­воприменитель-ной деятельности.

Функции  применения  права

Организационная

Правоохранительная

Эта функция  заключается   в   сосредоточении важных для государства   вопросов в руках компетентных органов, наделенных властными полномочиями, потому что в ряде случаев для защиты прав граждан и организаций необходима координация и применение к правонарушителям мер юридической ответственности (органы исполнительной власти, наторит).

Одновременно   с   организационной функцией правоприменительные органы осуществляют охрану прав и   законных   интересов   граждан и юридических лиц (система правоохранительных органов: суды, прокуратура, адвокатура и т.д.)

 

Основные типа и стадии процесса применения норм права

   Субъектами правоприменительной деятельности являются специально уполномочен-ный государственный орган либо дол­жностное лицо. Осуществляется применение права в специаль­ной процессуальной форме, установленной законом. Итогом правоприменительной деятельности является оформление ин­дивидуальных юридических актов - актов применения пра­ва, имеющих обязательную силу.

   При этом применяются разные процедуры, преследуются разные цели. По этим признакам ученые-юристы выделяют три основных типа правоприме­нения:

   а) судебный тип правоприменения. Субъектом применения права является суд, не находящийся в каких-либо служебных или ор­ганизационных отношениях с адресатом. Судья лично в решении не заинтересован; заинтересованность в решении проявляют другие субъекты. Суд рассматривает дела в соответствии с подсудностью, вытекающей из характера дела. Деятельность суда строго регламенти­рована процессуальными кодексами и иными федеральными закона­ми. Применение состоит в определении правовых последствий, выте­кающих из установленных фактов и норм. Свобода усмотрения суда минимальна, а его решение индивидуально; 

   б) управленческий тип правоприменения. Субъект правоприме­нения находится в служебном или организационном отношении с адресатом решения. Субъект правоприменения лично заинтересован в вынесении решения, что вытекает из его служебного положения. Компетенция правоприменителя вытекает из его места, служебного положения, а частично и из характера дела. Решение выступает как средство оперативного управления. Свобода усмотрения весьма значи­тельна. Решение может относиться к единичным субъектам или к целой группе лиц;

  в) административный тип правоприменения. Субъект правопри­менения не находится в служебных или организационных отношениях с адресатом решения. В качестве адресата может выступать как граж­данин, так и организация. Рассмотрение дел регулируется законода­тельными и подзаконными актами (ведомственными инструкциями). Решение принимается в случае конфликтов, жалоб, споров, правонару­шений, заявлений и т. п. Свобода может быть различной в зависимости от характера дела. Решение служит средством осуществления функций государства в отношении граждан и организаций.

   Применение права представляет собой сложную, многоступенчатую деятельность, в ходе которой необходимо выделять главные звенья (стадии применения), характеризующие по­следовательность действий при рассмотрении юридического дела.

   Обычно выделяют следующие стадии процесса применения норм права:

= установление фактических обстоятельств дела;

= выбор и анализ юридических норм, подлежащих применению к установленным фактическим обстоятельствам их толкование;

= решение конкретного юридического дела и его документальное оформление, принятие решения и доведение его до заинтересован­ных лиц и организаций;

= иногда еще присоединяют к ним исполнение решения и контроль за его реализацией.

   1. Установление  и  анализ  фактических  обстоя­тельств дела. 

   Фактическими обстоятельствами являются жизненные события, происшествия, образующие реальную основу применения права. Под фактическими обстоятельствами понимаются: лицо, совершившие правонарушение; время и место совершения правонарушения; способ совершения, вредные последствия; обстоятельства совершения сделки (в гражданском праве); содержание трудового конфликта (спора), его участники (в трудовом праве).

   Поскольку фактические обстоятельства происходили в прошлом, их подтверждение происходит с помощью дока­зательств - всевозможных материальных и нематериальных "следов" правоотношения (вещей, документов, сви­детельств очевидцев).

   Среди множества фактических обстоятельств должны быть выделены факты самого случая (главные факты), к которым применяются юридические нормы.

   Установление фактических обстоятельств дела происходит путем доказывания, которое представляет собой деятельность по установлению истинности отобранных и изученных обстоятельств дела. Установление фактических обстоятельств дела должно быть законным и обоснованным. Это достигается с помощью доказательств путем глубокого и всестороннего исследования событий, выявления их истинности и объективной достоверности.

   К доказатель­ствам, с помощью которых устанавливаются фактические обстоятельства по делу, предъявляются процессуальные требования относимости (принятие и анализ только тех доказательств, которые имеют значение для дела, имеют от­ношение к исследуемым обстоятельствам), допусти­мости (использование определенных процессуальным за­коном средств доказывания, собранными без нарушения материального и процессу­ального права) и полноты и всесторонности (установление всех обстоятельств, имеющих значение для дела, должны полностью восстанавливать и подтверждать наличие фактических обстоятельств).

   Доказательством являются сведения о фактах, сами факты (убийство, имущественный ущерб) и источники сведений о фактах (документы, свидетельские показания). Источники сведений о фактах требуют определенных процессуальных форм закрепления и удостоверения (например, протокол допроса обязательно должен быть подписан обвиняемым). Недопустимыми в качестве юридических доказательств являются сведения, полученные, например, в результате физического насилия над обвиняемым.

   2. Выбор и анализ юридических норм, подлежащих применению к установленным фактическим обстоятельствам.

   На этой стадии возникает вопрос о том, на основании какой нормы должно решиться рассматриваемое дело. Выбор необходимой правовой нормы является правовой квалификацией фактических обстоятельств дела.

   Правовая квалификация это юридическая оценка всей совокупности фактических об­стоятельств дела путем соотнесения данного случая с определенными юридическими нормами.

   а) Проверка подлинности текста статьи с точки зрения законности.

   Необходимо проверить подлинность применяемой статьи закона, с точки зрения законности, то есть установить, не изменена ли норма, не противоречит ли она иным законам и т.д.

   б)  Проверка действия нормы права во времени, пространстве и по кругу лиц.

   Это означает, что правоприменительный орган должен точно установить:

• действует ли норма права в тот момент, когда на ее основе нужно решить конкретное юридическое дело;

• действует ли она на той территории, где это дело должно быть разрешено;

• распространяется ли действие данной нормы на лиц, в отношении которых она должна быть применена.

   в) Толкование правовой нормы и разрешение возможных коллизий между нормами права и преодоление пробелов в праве.

   При выборе  и  анализе нормы  права  иногда  обнаруживается,  что данный  случай регулируется несколькими нормами, которые не совпадают или даже противоречат друг другу по своему содержанию. Это явление называется коллизией правовых норм.

   Каким же образом разрешаются коллизии между правовыми нормами?

- если  обнаружено   противоречие   между   нормой   федерального   закона  и   нормой республиканского закона, то необходимо применять норму федерального закона;

- если  имеется  коллизия  между  нормами,  исходящими  от различных  органов, то применяется норма вышестоящего органа;

- при противоречии между нормами, принятыми одним и тем же органом, но в разное время, применяется норма, которая принята позднее;

- в случае коллизии между общей и специальной нормой применяется последняя.

   3. Принятие решения по дела и его документальное оформление. 

   Принятие решения по юридическому делу включает в себя два основных этапа:

• процесс принятия решения (с учетом фактических об­стоятельств, их квалификации, опыта и подготовки пра­воприменителя);

• издание индивидуализированного акта применения права (например, приговора, решения суда).

   Это завершающая и основная стадия применения норм права. На этой стадии принимается решение и выносится правоприменительный акт, доводится его содержание до сведения исполнителей.

   Компетентные правоприменительные органы или должностное лицо (суд, прокуратура, и т.п.) на основании подлинного знания и убеждения в достоверности и законности результа­тов, полученных на предыдущих стадиях, выносят властное решение и затем объявляют его заинтересованным лицам и организациям.

   "Результат решения юридического дела - индивидуальное государственно-властное веление, предписание, облекаемое в документальную форму, в форму акта-документа — при­говора, решения, определения, заключения и т.д."1(Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве М., 1989.С. 146). На этом процесс применения норм права заканчивается.

   В зависимости от исполняемых государством функ­ций выделяют две формы применения права:

   ■ оперативно-исполнительную (властную исполнитель­но-распределительную    деятельность    государственных органов по реализации предписаний норм права посред­ством издания индивидуальных актов);

   ■ правоохранительную (деятельность компетентных ор­ганов (суда, прокуратуры, милиции и т. д.) по охране и защите права от нарушений).

   В отличие от других форм реализации применение права имеет свои особенности:

= осуществляется   только   компетентными   государ­ственными органами;

= носит властный характер;

= имеет ряд стадий:

= реализуется в специальной процессуальной форме;

= завершается  вынесением  индивидуального юридического решения и реализацией принятого правоприме­нительного акта.

   4. Реализация  принятого  решения (правоприменительного акта).

   Эта стадия предусматривает исполнение принятого решения по делу, ибо принятие решения без его практи­ческого исполнения не имеет смысла.

 

Акты применения правовых норм: понятие, особенности и виды

   Акт применения права - официальное индивиду­ально-правовое предписание (властное решение по юридическому делу, принятое на основе действую­щих  норм   права  в  отношении   конкретных  обстоятельств и персонально определенных лиц).

   Акт применения норм права это  официальный  правовой   документ,   содержащий индивидуальное государственно-властное предписание компетентного органа,  которое выносится им в результате разрешения конкретного юридического дела.

   К актам применения права относятся акты парламента, главы государства, исполни-тельных органов, судебные ре­шения, прокурорского надзора, местных муниципальных органов, руководителей предприятий, организаций, воинс­ких частей. 

   Деятельность правоприменительных органов завершает­ся оформлением соответствую-щего акта, который фиксирует принятое решение и придает ему официальное значение и властный характер. По отношению к конкретным лицам акт применения права представляет собой категоричное, обяза­тельное к исполнению повеление. За нарушение требований акта виновное лицо несет ответственность в соответствии с нормой права, на основании которой он был издан.

   Правоприменительный акт имеет ряд особенностей:

   1. Властный характер и охрана принудительной силой государства.

   Заключенные в акте применения права предписания обязательны для всех, к кому они относятся. При необходимости они могут быть реализованы принудительным путем.

   2. Акт применения это индивидуальный (персонифици­рованный)  правовой акт.

   Он относится к строго определенным лицам. Правоприменительный акт: имеет силу только для данного случая и не распространяется на подобные случаи. В отличие от нормативно-правового ак­та, который содержит правовые нормы, имеющие общий характер. Нормы права регулируют множество одно­родных случаев и распространяются на всех лиц, которые находятся в сфере их действия. Они рассчитаны на неодно­кратное применение. Индивидуальные акты применения права не содержат правовых норм. Поэтому акты приме­нения права к источникам права в нашей стране не относятся.

   3. Законность правоприменительных актов.

   Исходит от компетентных органов. Правоприменительные акты должны быть законными, то есть должны издаваться в строгом соответствии с законом, опираться на определенные нормы права. Если акт применения права не соответствует закону, он должен быть отменен.Например, при­говор суда о назначении наказания лицу, совершившему преступление, может выноситься только на основании норм уголовного права.

   4. Формальный характер - имеет установленную законом форму.

   Акты применения норм права изда­ются в установленной законом порядке, форме и имеют точное наименование и строго определенные реквизиты.

   Пример: акты правоохранительных органов должны иметь следующие обязательные элементы:

вводную часть - указы­вается наименование акта, название ор­гана, издавшего его, время издания,  конкретный адресат;

описательную часть - излагаются фактические обстоятельства дела;

мотивировочную часть - дает обоснование принятого решения;

резолютивную (итоговая) часть – излагается содержание принятого решения.

   Правоприменительный акт и нормативный акт имеют много общего, но в то же время и существенно различаются.

   Акт применения права - это правовой акт компетентного органа или должностного лица, принятый на основании юридических фактов и норм права, определяю­щий права,  обязанности  или  меру юридической ответственности конкретных лиц.

   Нормативный акт - это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений.

   Как видно из приведенных определений, они имеют ряд общих черт:

- это правовые акты;

- принимаются   и   обеспечиваются   компетентными органами;

-  имеют властный характер.

   От нормативного правоприменительный акт отлича­ется следующим:

= применяется на основе нормативного и реализует норму права;

= имеет конкретный, персонифицированный характер;

= не является источником права, не содержат норм права;

= выступает как юридический факт;

= носит одноразовый характер.

   Акты применения права классифицируются на виды по раз­личным основаниям:

   1. По субъектам:

   а) акты государственных органов (приговор суда, при­каз об увольнении);

   б) акты негосударственных органов (решения органов местного самоуправления).

    2. По значению:

    а) основные (приговор суда);

    б) вспомогательные (подготавливают издание основ­ных, например, постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого).

    3. По характеру правового воздействия:

   а) регулятивные - устанавливают конкретные юридические права и обязанности в связи с правомерным поведением людей (приказ ректора вуза о зачислении в вуз, приказ о повышении по службе);

   б) охранительные - издаются в связи совершением правонарушений (постановление о возбуждении уго­ловного дела, приговор суда, протест прокурора, постановление следователя о привлечении подозреваемого в качестве обвиняемого).

    4. По форме:

   а) письменные или документированные - в виде отдельного документа (указы,  приговоры,  решения, приказы и др.);

   б) резолютивные - резолюция на материалах дела (например, "согла­сен" руководителем организации на заявление работника);

   в) устные (наложение штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте);

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!