ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ К ЛЕКЦИЯМ

 

Тема 1. Государственное управление как объект правового регулирования

Самостоятельная работа обучающихся:

Доработка конспекта по теме.

Составить схему: виды и элементы власти;

Составить таблицу: принципы деятельности исполнительной власти с их краткой характеристикой.

принципы деятельности исполнительной власти

краткая характеристика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решить домашнюю задачу:

          Определите, какой из перечисленных органов является органом исполнительной власти: областная дума, администрация края, Центральный совет Всероссийского общества автомобилистов, прокуратура области?

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Что такое социальное управление?

2. Какие вы можете назвать виды социального управления?

3. Что такое государственное управление?

4. Что такое субъект управления?

5. Что такое объект управления?

 

Тема 2. Административное право — отрасль российского права

Самостоятельная работа обучающихся:

Доработка конспекта по теме.

Выписать в тетрадь из КоАП №№ статей, в которых изложены принципы, функции и методы административного права;

Составить схемы:

➥ виды юридических фактов в административном праве;

➥ методы административного права.

В виде таблицы укажите признаки, отличающие административное право от гражданского и трудового права.

 

Административное право

Гражданское право

Трудовое право

Предмет

 

 

 

Метод

 

 

 

Субъект

 

 

 

Источники

 

 

 

 

Решить тестовое задание по теме:

1. Назовите основания, по которым система права подразделяется на отрасли:

А)  органическое единство правовых норм

Б)  юридические нормы и источники права

В)  предмет и метод правового регулирования

Г)  институт и норма права

2. Действующий Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) принят Государственной Думой РФ:

А) 20 декабря 1998 года

Б) 20 декабря 2000 года

В) 20 декабря 2001 года

Г) 20 декабря 2002 года

Д) нет правильного ответа

3. К методам, которые используются административным правом, не относится метод:

А) императивный

Б) диспозитивный

В) поощрительный

Г) рекомендательный

Д) согласования

Е) координации

Ж) нет правильного ответа

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Что такое административное право?

2. Что является предметом административного пра­ва?

3. Каковы особенности общественных отношений, составляющих предмет административного права?

4. Укажите основные методы административного права. Какой из них является преобладающим?

5. Что понимается под системой административно­го права?

6. С какими отраслями права наиболее тесно взаи­модействует административное право?

 

Тема 3. Система и источники административного права

Самостоятельная работа обучающихся:

Доработка конспекта по теме.

Составить схему: виды источников административного права.

Составить таблицу - виды систематизации правовых актов с их краткой характеристикой

виды систематизации правовых актов 

краткая характеристика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнить задание: Приведите примеры источников административно­го права, изданных в форме:

         1) закона; 2) поста­новления; 3) указа; 4) устава; 5) инструкции; 6) распоряжения; 7) положения; 8) приказа.

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Что такое система административного права?

2. Назовите элементы система административного права.

3. Что понимается под источниками административного права?

4. Дайте одну из классификаций источников административного права.

5. Назовите и охарактеризуйте виды систематизаций источников административного права.

6. Перечислите способы толкования норм административного права. 

 

Тема 4. Административно-правовые нормы

Самостоятельная работа обучающихся:

Доработка конспекта по теме.

Составить схему: виды элементов административно-правовой нормы;

 

Решите задачу:

     Городская администрация приняла постановление «О мерах по охране санитарного состояния городской территории», в котором, в частности, определила обязанности должностных лиц и граждан по поддержанию необходимой чистоты во дворах домов. Этим же постановлением было установлено, что несоблюдение чистоты и порядка в городе влечет наложение на граждан административного штрафа в размере до пяти минимальных размеров оплаты труда.

           Какие, на ваш взгляд, нормы содержатся в этом постановлении: регулятивные или охранительные?

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Что такое правовая норма?

2. Кто является субъектом административного нормотворчества?

3. Что такое административно-правовая норма?

4. Какова структура административно-правовых норм?

5. Какие вы можете назвать особенности админи­стративно-правовых норм?

6. По каким критериям можно классифицировать административно-правовые нормы?

7. Что такое подзаконная норма?

8. Что является отраслевой нормой?

9. Как вы понимаете, что такое локальная норма?

10. Чем отличается регулятивная норма от охрани­тельной нормы?

11. В чем разница между материальной нормой и процессуальной нормой?

12. Чем отличается императивная норма от реко­мендательной нормы?

13. Какие вы можете назвать формы реализации административно-правовых норм?

14. Как действуют административно-правовые нормы во времени, в пространстве, по кругу лиц и по предмету регулирования?

 

Тема 5. Структура нормы административного права

Самостоятельная работа обучающихся:

Доработка конспекта по теме.

Составить схему: виды элементов административно-правовой нормы

 

Решить тестовое задание:

1. Укажите, какого вида гипотез не существует:

А) абсолютно-определенной

Б) альтернативной

В) бланкетной

Г) сложной

2. Укажите, какой элемент правовой нормы пропущен, ч. 1 ст. 105 Уголовного кодекса РФ: «Убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку, — наказывается лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет»:

А) гипотеза

Б) диспозиция

В) санкция

Г) преамбула

3. Диспозиция называется бланкетной, если:

А) правило поведения участников правоотношения формулируется в самой норме права

Б) правило поведения в норме не излагается, а адресат отсылается к другой норме данного нормативно-правового акта

В) правило поведения сформулировано в ином нормативно-правовом акте, на который содержится ссылка в норме

Г) указывается несколько взаимоисключающих вариантов поведения субъектов правоотношения

4. Укажите вид диспозиции следующей нормы: «Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет»:

А) абсолютно-определенная

Б) относительно-определенная

В) альтернативная

Г) сложная

 

Решить домашнюю задачу:

       Определите вид диспозиции следующей правовой нормы:

       а) Положение о порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации (ст. 14):

       б) «Федеральная миграционная служба России в семидневный срок со дня принятия указа Президента Российской Федерации уведомляет лицо, ходатайствующее о предоставлении политического убежища в Российской Федерации, через свои территориальные органы о принятом решении».

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Что такое структура административно-правовой нормы?

2. Из каких элементов состоит правовая административно-правовая норма?

3. Дайте определение элементам административно-правовой нормы.

4. Назовите виды гипотез, диспозиций и санкций административно-правовой нормы.

5. В чем особенности изложения административно-правовой нормы?

 

Тема 6.  Толкование и аналогия в  правоприменении

Самостоятельная работа обучающихся:

Доработка конспекта по теме.

Составить схему: виды толкования правовой нормы

Составить таблицу: виды аналогий в праве с их краткой характеристикой

виды аналогий в праве 

краткая характеристика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решить тестовое задание:

1. Укажите, к какому из перечисленных ниже видов относит­ся толкование норм права, в рамках которого толкование производится официально уполномоченным на это органом:

а) аутентичное;

б) легальное;

в) доктринальное;

г) обыденное.

2. Укажите, какой из указанных приемов толкования являет­ся толкованием норм права по объему:

а) грамматическое;

б) логическое;

в) систематическое;

г) буквальное.

3. Субъектами доктринального толкования норм права могут быть:

а) государственный орган, установивший правовую норму;

б) ученые-юри­сты;

в) орган, применяющий данную норму к конкретному случаю;

г) юристы-практики.

4. Укажите, из каких этапов слагается процесс толкования норм права:

а) установлении фактических обстоятельств и правовое квалифицирование;

б) уяснение и разъяснение;

в) соблюдение, исполнение и использова­ние права;

г) инициатива, подготовка и обсуждение.

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Что такое толкование норм права? Чем объясняется необходимость толкования правовых норм?

2. Перечислите способы толкования правовых норм и раскройте их содержание.

3. Какие существуют виды толкования правовых норм?

4. Что называют результатом толкования права? Какие они бывают?

5. Австралийский юрист М. Дэвис писал: «Правовой текст значит больше для того, кто больше знает». Объясните смысл его высказывания.

 

Тема 7. Административно-правовые отношения

Самостоятельная работа обучающихся:

Доработка конспекта по теме.

Составить схему: Виды административных правоотношений

 

Решить тестовое задание:

1. Что из указанного относится к структурным элементам правоотношения.

А) административная правоспособность и дееспособность субъекта  

Б) совокупность административно-правовых норм

В) объект правоотношения и юридический факт

Г) властные полномочия и цель правоотношения

2. Закрепленная в законодательстве способность субъекта сво­ими действиями приобретать юридические права и нести юри­дические обязанности называется:

А) дееспособностью

Б) правосубъектностью

В) правоспособностью;

Г) деликтоспособностью

3. Укажите критерий классификации юридических фактов на действия и события:

А) сознание и воля субъекта

Б) характер нормативного акта

В) предмет и метод правового регулирования

 Г) принадлежность к отрасли права

4. Укажите, что в содержании правоотношения относится к субъективной юридической обязанности:

А) возможное поведение

Б) правомочие

В) правопритязание

Г) должное поведение

5. Административная деликтоспособность наступает с:

А) 16 лет

Б) 21 года

В) 16 лет, а в отдельных предусмотренных законом случаях с 14 лет

Г) 18 лет, а в отдельных предусмотренных законом случаях с 14 лет

 

Решите задачу: 

     Определите, кто из перечисленных лиц является субъектом административно-правовых отношений: директор завода, Председатель Верховного Суда РФ, заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ, водитель авто­буса, священнослужитель, пенсионер, президент коммерческого банка, Председатель Центрального банка РФ?

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Что такое административно-правовое отношение?

2. Каковы особенности административно-правовых отношений?

3. Чем отличаются административно-правовые отношения от гражданско-правовых отношений?

4. В чем разница между материальными админи­стративно-правовыми отношениями и процессуаль­ными административно-правовыми отношениями?

 

Тема 8.  Структура административно-правовых отношений

Самостоятельная работа обучающихся:

Доработка конспекта по теме.

Составить схемы:

➥ элементы структуры административного правоотношения

➥ виды субъектов административных правоотношений

 

Решите задачу: 

    Проанализируйте, вступаете ли вы в администра­тивно-правовые отношения с администрацией вашего учебного заведения? Если вступаете, то в ка­кие?

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Из каких элементов состоит административно-правовое отношение?

2. Что такое субъекты административно-правового отношения?

3. Что включают в себя объекты административно-правового отношения?

4. Что входит в содержание административно-пра­вового отношения?

5. Что такое юридические факты?

6. Что является юридическим фактом?

7. В чем разница между действием и бездействи­ем?

 

Тема 9.  Граждане как субъекты административного права

Самостоятельная работа обучающихся:

Ознакомиться с ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" от 31.05.2002 N 62-ФЗ.

Составить схему: элементы административно-правового статуса гражданина.

 

Решить тестовое задание:

1. Конституционное право граждан участвовать в управлении государственными делами как

     непосредственно, так и через своих представителей предусмотрено Конституцией РФ:

А) ст.25

Б) ст. 32

В) ст. 47

2. Комплекс субъективных прав, юридических обязанностей, ответственности и гарантий прав

    граждан, закрепленный нормами административного права это:

А) административная правоспособность граждан; 

Б) административная дееспособность граждан;

В) административно-правовой статус граждан;

Г) административная правосубъектность граждан.

3. Как соотносятся между собой правовой ста­тус человека и гражданина РФ?

А) отождествляется, поскольку равнозначны

Б) правовой ста­тус человека об­ладает большим объемом прав и обязанностей

В) правовой ста­тус гражданина об­ладает большим объемом прав и обязанностей

4. Возмещение гражданину ущерба, причиненного незаконными действиями орга­нов

       исполнительной власти и их должностными лицами, возлагается на:

А) должностных лиц, виновных в причинении вреда, или администрацию пред­приятия, организации или государственного органа;

Б) государство из средств федерального бюджета;

В) органы местного самоуправления из средств местного бюджета;

Г) все перечисленное.

5. В какой статье Конститу­ции РФ установлено: «Осуществление прав и свобод человека

      и гражданина не должно нару­шать права и свободы других лиц»?

А) ст. 15

Б) ст. 17

В) ст. 19

Г) ст. 21

Д) ст. 25

 

Решить задачу, обосновав ответ ссылкой на законодательство РФ:

       У гражданина Российской Федерации и гражданки Германии, находящихся в законном браке, родился ребёнок.

            Определите гражданином какого государства может стать младенец и опишите процедуру приобретения им гражданства.

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Как соотносится субъект административного пра­ва с субъектом административно-правовых отноше­ний?

2. Что такое административная правоспособность субъекта административного права?

3. Что включает в себя административно-правовой статус личности?

4. Кто является гражданином РФ?

5. Что такое двойное гражданство?

6. Как может быть приобретено гражданство Рос­сийской Федерации?

 

Тема 10. Административно-правовой статус иностранцев и лиц без гражданства

Самостоятельная работа обучающихся:

Ознакомиться с ФЗ от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

Доработка конспекта по теме.

Составить схему: виды иностранных граждан 


Решить задачу, обосновав ответ ссылкой на законодательство РФ:

       Отвечая на семинаре по административному праву, Горелов сказал, что гражданство Российской Федерации приобретают с 14 лет по получении пас­порта гражданина РФ.

         Какова ваша точка зрения по данному вопросу?

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Кто является иностранным гражданином?

2. Кто является лицом без гражданства?

3. Какие категории иностранных граждан (лиц без гражданства) вы знаете?

4. Кто может быть признан беженцем?

5. Чем отличается административно-правовой статус гражданина РФ от правового статуса иностранца и лица без гражданства?

 

Тема 11. Общественные объединения граждан как субъекты административного права

Самостоятельная работа обучающихся:

Ознакомиться с последней редакцией ФЗ от 19.05.1995 г. "Об общественных объединениях".

Доработка конспекта по теме.

Выписать в тетрадь наименование действующих 5 нормативно-правовых актов, касающихся создания и деятельности общественных объединений.

Составить схему: виды общественных объединений.

 

Решить тестовое задание:

1. Общероссийское общественное объединение осуществляет свою деятельность на территории:

А - менее половины субъектов РФ

Б - более половины субъектов РФ

В - муниципального образования

Г - одного субъекта РФ

2. Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане,

    достигшие:

А - 8 лет

Б - 14 лет

В - 16 лет

Г - 18 лет

3. Под добровольным, самоуправляемым, некоммерческим формированием, созданным по инициативе граждан на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе понимается:

А - политическая партия

Б - религиозная организация

В - общественное объединение

4. Учредителями общественного объединения могут быть:

А - юридические лица

Б - гражданине РФ, достигшие 18 лет

В - граждане РФ, достигшие 14 лет

Г - граждане РФ, достигшие 25 лет

5. Какое общественное объединение не предполагает членства:

А - общественное движение

Б - общественный фонд

В - общественное учреждение

Г - орган общественной самодеятельности

Д - все правильно

Е - правильного ответа нет

 

Решить задачу, обосновав ответ ссылкой на законодательство РФ:

       В управление Министерства юстиции по г. Новосибирску с документами о регистрации обратились общественные объединения «Партия любителей игры в гольф» и «Российский фонд социальной защиты молодежи г. Новосибирска» однако в регистрации им было отказано.

          Объясните почему?

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Что является общественной организацией?

2. Какие бывают общественные организации?

3. Что такое религиозное объединение и назовите их виды?

4. Что является политической партией?

5. Назовите нормативно-правовые акты регулирующие деятельность общественных объединений.

6. Чем отличается общественная организация от учреждения?

 

Тема 12. Административно-правовой статус предприятий и учреждений

Самостоятельная работа обучающихся:

Ознакомиться с последней редакцией ФЗ от 11.10. 2002 г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Доработка конспекта по теме.

Составить схему: виды юридических лиц.

 

Решить тестовое задание:

1. Что не относится к признакам предприятия?

А - организационное единство

Б - имущественная обособленность

В - самостоятельная имущественная ответственность

Г - выполнение работ услуг на возмездной основе с целью получения прибыли

Д - правильного ответа нет

Е - все правильно

2. Признаки юридического лица изложены в

А - административном законодательстве

Б - конституционном праве

В - гражданском кодексе

Г - законе об общественных организациях

Д - правильного ответа нет

3. По отраслевой специализации предприятия и учрежде­ния подразделяются на:

А - частные и общественные

Б - государственные и муниципальные

В - полные товарищества и товарищества на вере

Г - жилищно-коммунальные и предприятия железнодорожного транспорта

Д - правильного ответа нет

4. Определение: «Коммерческое учреждение, являющееся лицом, которому пре­доставлено право привлекать денежные средства с физических и юридических лиц и от своего имени размещать их на условиях возвратности, платности и срочности, а также осуществлять другие коммерческие операции» относится к:

А - таможне

Б - налоговой инспекции

В - банку

Г - антимонопольному комитету

Д - правильного ответа нет

5. Ликвидация предприятия производится на основании:

А - призна­ние в судебном порядке его регистрации недействительной

Б - признание предприятия несостоятельным (банкротом)

В - истечение срока, на который создано предприятие

Г - достижение цели, ради которой оно создано

Д - осу­ществление деятельности без лицензии

Е - грубое нарушение закона

Ж - все правильно

З - правильного ответа нет

 

Решить задачу, обосновав ответ ссылкой на законодательство РФ:

     Общественный фонд, целью которого является ра­бота по обеспечению безопасности дорожного движения и который имеет свои структурные подраз­деления на территории 40 субъектов РФ, осуществ­ляет свою деятельность по снижению уровня ава­рийности на автомобильных дорогах, проходящих по территории 55 субъектов Федерации.

       Возможно ли использование в названии этого фонда слова «общероссийский фонд»?

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Что понимается под организацией?

2. Кто управляет организацией?

3. Какие виды организаций вы знаете?

4. Чем отличается предприятие от учреждения?

5. Какие бывают предприятия и учреждения?

 

Тема 13. Исполнительная власть как субъект государственного управления

Самостоятельная работа обучающихся:

Читать Конституцию РФ 1993 г. гл.6 «Правительство Российской Федерации»

Ознакомиться с Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"

Доработка конспекта по теме.

Составить таблицу: принципы организации исполнительной власти с их краткой характеристикой.

принципы организации исполнительной власти 

краткая характеристика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнить упражнение:

Дайте сравнительную характеристику (назовите отличительные черты):

1) исполнительной и законодательной власти;

2) исполнительной и судебной власти.

Ответ аргументируйте ссылками на соответствующие статьи Конституции РФ.

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Что такое исполнительная власть?

2. Каковы характерные черты системы исполни­тельной власти?

3. Назовите принципы организации исполнительной власти?

4. Перечислите основные функции исполнительной власти.

 

Тема 14.  Органы исполнительной власти

Самостоятельная работа обучающихся:

Ознакомиться с ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ.

Доработка конспекта по теме.

Составить схему: виды органов исполнительной власти.

Составить таблицу: принципы организации и деятельности органов исполнительной власти с их кратким содержанием.

принципы организации и деятельности органов исполнительной власти 

краткая характеристика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решить задачу, обосновав ответ ссылкой на законодательство РФ:

     Федеральные органы государственной власти заключили с органами государственной власти приморского края договор о разграничении предметов ведения и полномочий. Предметом договора была передача субъекту РФ права решения вопросов внешней политики и международных отношений с Японией до 2013 г.

       Вправе ли федеральные органы передавать региональным органам предметы ведения, установленные в статье 71 Конституции РФ?

Допустимо ли в договорах о разграничении предметов ведения перераспределять предметы совместного ведения, предусмотренные в статье 72 Конституции РФ?

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Что такое орган исполнительной власти?

2. Что включает в себя понятие административно-правового статуса органа исполнительной власти?

3. Какие общие черты свойственны органам испол­нительной власти?

4. По каким признакам и основаниям классифи­цируются органы исполнительной власти?

5. Что такое территориальные органы федераль­ных органов исполнительной власти?

6. Как органы исполнительной власти подразделя­ются по характеру своей компетенции?

7. Какие вы можете назвать органы исполнитель­ной власти общей компетенции?

8. Какой орган исполнительной власти является министерством?

9. Какие органы исполнительной власти являются единоначальными и коллегиальными?

10. Какие органы входят в систему федеральных органов исполнительной власти?

 

Тема 15. Государственная служба  и государственный служащий

Самостоятельная работа обучающихся:

Ознакомиться с последней редакцией ФЗ от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Доработка конспекта по теме.

Составить схему: виды государственных служащих.

 

Решить тестовое задание:

1. Минимальный возраст поступления на государственную гражданскую службу:

А - 16 лет

Б - 18 лет

В - 21 год

Г - 25 лет

Д - 35 лет

2. Указ Петра I  «Табель о рангах» датируется:

А - 1700 г

Б - 1722 г.

В - 1725 г.

Г - 1727 г.

3. Государственные должности категория «А» это должности:

А - административные

Б - политико-судебные

В – патронажные

4. Что из перечисленного не предусматривает воинская обязанность граждан России:

А - воинский учет

Б - обязательную подготовку к военной службе

В - призыв на военную службу

Г - прохождение военной службы по призыву

Д - пребывание в запасе

Е - правильного ответа нет

Ж - все правильно

5. Аттестация государственных гражданских служащих проводится:

А - ежегодно

Б - один раз в три года

В - один раз в пять лет

Г - при пролонгации служебного контракта

Д - не реже одного раза в четыре года и не чаще одного раза в два года

 

Решить задачу, обосновав ответ ссылкой на законодательство РФ:

      Председатель Комитета по охране окружающей сре­ды областной администрации доктор наук Смирнов одновременно занимал должность профессора уни­верситета.

       Возможно ли такое совмещение должно­стей?

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Что такое государственная должность?

2. Какие категории государственных должностей вы знаете?

3. Кто является государственным служащим?

4. Назовите принципы государственной службы.

5. Каков предельный возраст нахождения на го­сударственной службе? 

 

Тема 16. Органы местного самоуправления в управлении государством

Самостоятельная работа обучающихся:

Ознакомиться с Европейской хартией местного самоуправления от 15.10.1985г.

Доработка конспекта по теме.

Составить схемы:

➥ виды органов местного самоуправления;

➥ формы местного самоуправления.

 

Решить задачу, обосновав ответ ссылкой на законодательство РФ:

       Жители сельского поселения Петровское обратились к главе муниципального района с предложением освободить от должности главу этого сельского поселения в связи с тем, что он проживает в другой местности и со своими обязанностями не справляется.

        Дайте рекомендации жителям сельского поселения: что бы они могли реально сделать в целях отзыва главы муниципального образования?

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Сформулируйте понятие и назовите характерные признаки органа местного самоуправления как субъекта административного права.

2. Назовите основные функции местного самоуправления.

3. Перечислите основные принципы организации и деятельности органов местного самоуправления.

4. Приведите классификацию органов местного самоуправления.

5. Назовите основные модели организации муниципальной власти

6. Перечислите основные законодательные акты, регулирующие организацию и деятельность органов местного самоуправления.

 

Тема 17. Муниципальная служба

Самостоятельная работа обучающихся:

Ознакомиться с ФЗ от 02.03. 2007 г. N 25-фз «О муниципальной службе в Российской федерации».

Доработка конспекта по теме.

Составить схему: виды муниципальных служащих.

 

Решить задачу, обосновав ответ ссылкой на законодательство РФ:

     Муниципальный служащий изъявил желание выдвинуться на выборы депутатов представительного органа муниципального образования. В избирательной комиссии его заявление не приняли, мотивировав свой отказ тем, что муниципальный служащий не может быть депутатом.

       Правомерен ли отказ избирательной комиссии?

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Назовите признаки муниципальной службы.

2. Перечислите принципы организации муниципальной службы.

3. Назовите характерные черты муниципальной службы как специфического вида 4. деятельности.

4. Дайте понятие муниципальной должности.

5. Назовите виды муниципальных должностей.

6. Признаки и виды муниципальных служащих.

7. Из каких элементов состоит правовой статус муниципального служащего?

8. Назовите основания прекращения муниципальной службы.

 

Тема 18. Административно-правовые формы реализации исполнительной власти

Самостоятельная работа обучающихся:

Доработка конспекта по теме.

Составить схему: виды актов исполнительной власти.

 

Решить тестовое задание:

1. Основным  признаком  нормативного  правового  акта  органа  исполнительной

власти является:

А - официальный характер и двухстороннее волеизъявление;

Б - наличие норм административного права, обязательных для всех лиц;

В - издание субъектами исполнительной власти и подзаконность;

Г - индивидуальный, правонаделительный характер.

2. Классификация: 1) использование; 2) исполнение; 3) соблюдение; 4) применение - относится к понятию:

А - деятельность физических лиц

Б - формы реализации норм административного права

В - формы выполнения приказа руководителя общественной организации

 

Решить задачу, обосновав свой ответ:

     Мэр города издал постановление, которым утвердил правила пользования городским общественным транспортом.

     Это постановление носит нормативный или индивидуальный (ненормативный) характер?

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Назовите примеры правовых форм управления.

3. Приведите примеры неправовых форм управления?

4. Что понимается под правовым актом управле­ния?

5. Как можно классифицировать правовые акты управления?

6. Какие требования предъявляются к правовым актам управления с позиции их юридического со­держания?

7. Какие виды актов издают Президент РФ, Правительство РФ и руководители орга­низаций?

 

Тема 19.  Методы государственного управления

Самостоятельная работа обучающихся:

Доработка конспекта по теме.

 

Решить тестовое задание:

1. Применение - это один из способов реализации административно-правовых норм, который заключается в:

А - обсуждении проекта нормативного акта

Б - принятии компетентными государственными органами управленческих решений по конкретным индивидуальным делам на основе административно-правовых норм

В - принятии органами управления решений с целью реализации своих функций для составления административно-правовых норм

2. Как соотносятся между собой понятия «государственное управление» и «исполнительная власть»:

А - тождественные понятия;

Б - понятие «государственное управление» шире понятия «исполнительная власть»;

В - понятие «исполнительная власть» шире понятия «государственное управление».

Г -  нет правильного ответа

Составить таблицу: методы реализации исполнительной власти с их краткой характеристикой.

методы реализации исполнительной власти 

краткая характеристика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решить задачу, обосновав ответ ссылкой на законодательство РФ:

     Государственный санитарный врач принял решение о временном отстранении от работы повара столовой, являющегося носителем возбудителей инфекционно­го заболевания.

       Правомерны ли действия государ­ственного санитарного врача?

       Эту меру следует от­нести к мерам административного предупреждения или к мерам административного пресечения?

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Что понимается под методом управленческой де­ятельности?

2. Чем отличаются административные методы уп­равления от экономических методов управления?

3. Что понимается под административным принуж­дением?

4. Назовите виды мер административного принуждения?

5. Что такое административно-предупредительные меры?

6. Какие меры административного пресечения вы знаете? 

 

Тема 20. Административное принуждение

Самостоятельная работа обучающихся:

Доработка конспекта по теме.

Составить схему: виды административного принуждения.

 

Решить задачу, обосновав ответ ссылкой на законодательство РФ:

    Гражданин К. обратился к участковому инспектору милиции с жалобой на соседа И., который ночное время включает на полную мощность радиоприемник и тем самым мешает отдыхать.

     Имеется ли в действиях гр. И. состав административного проступка?

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Что понимается под государственным принуждением?

2. Какие признаки свойственны государственному принуждению?

3. Каковы особенности административного принуждения?

4. По каким основаниям может быть классифицировано административное принуждение?

5. В чем заключается специфика мер административного предупреждения?

6. В чем заключается специфика мер административного пресечения?

7. Какие особенности свойственны мерам административно-правовой защиты?

8. В чем заключается специфика мер административно-процессуального обеспечения?

 

Тема 21. Административно-правовой режим

Самостоятельная работа обучающихся:

Доработка конспекта по теме.

Выписать в тетрадь название пяти Законов  РФ об административно-правовых режимах.

Составить схему: виды административно-правовых режимов. 


Решить задачу, обосновав ответ ссылкой на законодательство РФ:

    Глава г.Шкуркино Московской области ввел на территории данного муниципального образования чрезвычайное положение в связи с экологической катастрофой, произошедшей на нефтеперерабатывающем заводе.

     Вправе ли глава муниципального образования вводить чрезвычайное положение в данном случае?

     В каком порядке в России может вводиться чрезвычайное или военное положение и какие ограничения прав и свобод личности предусматриваются в связи с этим в федеральных конституционных законах?

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Что такое чрезвычайное положение?

2. Как определяется чрезвычайная ситуация при­родного и техногенного характера?

3. При наличии каких обстоятельств может вво­диться чрезвычайное положение?

4. Кто является субъектом полномочным вводить административно-правовой режим.

5. Что понимается под особыми условиями?

 

Тема 22. Административное правонарушение

Самостоятельная работа обучающихся:

Читать гл. 2. КоАП РФ «Административное правонарушение и административная ответственность».

Доработка конспекта по теме.

Составить схемы:

➥ Элементы состава административного правонарушения;

➥ Виды административных правонарушений.


Решить задачу, обосновав ответ ссылкой на законодательство РФ:

     Пятнадцатилетний школьник, выбежав на проез­жую часть улицы, создал аварийную ситуацию, од­нако дорожно-транспортного происшествия удалось избежать. За это на него сотрудником Государствен­ной инспекции безопасности дорожного движения был наложен административный штраф.

     Правиль­но ли поступил сотрудник ДПС?

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Что такое административное правонарушение?

2. Назовите элементы состава администра­тивного правонарушения?

3. Кто может быть субъектом административного правонарушения?

4. Что понимается под субъективной стороной со­става административного правонарушения?

5. Что является объектом административного пра­вонарушения?

6. Что является умышленным совершением адми­нистративного правонарушения?

7. Что является неосторожным совершением адми­нистративного правонарушения? 

 

Тема 23. Административная ответственность

Самостоятельная работа обучающихся:

Читать гл. 2. КоАП РФ Административное правонарушение и административная ответственность

Доработка конспекта по теме.

 

Решить тестовое задание:

1. Обстоятельством, отягчающим административную ответственность, является совершение правонарушения:

A - в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах

Б - несовершеннолетним

В - беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до одного года

Г - под влиянием сильного душевного волнения

2. Из двух понятий "административная ответственность" и "административное принуждение" более широким и обобщающим понятием является:

А - административная ответственность

Б - административное принуждение

В - оба одинаковы

Составить таблицу: функции административной ответственности  с их краткой характеристикой.

функции административной ответственности 

краткая характеристика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решить задачу, обосновав ответ ссылкой на законодательство РФ:

    Хирург Соколов, спеша на срочную операцию, превысил автомобильную скорость на 50 км в час и сломал конструкцию на шоссе, где велись автодорожные работы.

      Какая ответственность ожидает Соколова?

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Что такое административная ответственность и в чем ее особенности?

2. Назовите виды административной ответственности.

3. Что является основанием административной от­ветственности?

4. Перечислите принципы административной ответственности.

5. Какие функции выполняет административная ответственность?

6. Назовите основания освобождения от административной ответственности и ее исключение по действующему российскому законодательству.

7. Какие могут быть формы вины совершения ад­министративного правонарушения? 

 

Тема 24. Административное наказание

Самостоятельная работа обучающихся:

Читать гл. 3. КоАП РФ «Административное наказание» 

Доработка конспекта по теме.

Составить схему: виды административных наказаний.

 

Решить задачу, обосновав ответ ссылкой на законодательство РФ:

    Судья за нарушение правил охоты назначил нару­шителю — профессиональному охотнику, живуще­му за счет этого промысла, административное на­казание в виде штрафа с конфискацией находяще­гося в его собственности ружья.

Проанализируйте эту ситуацию.

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Что понимается под административным наказа­нием?

2. Какие установлены виды административных на­казаний?

3. Чем отличается основное административное на­казание от дополнительного?

4. Назовите обстоятельства, отягчающи­е административную ответственность?

5. В чем заключается административное выдворе­ние за пределы Российской Федерации иностранно­го гражданина или лица без гражданства? 

 

Тема 25. Административный процесс

Самостоятельная работа обучающихся:

Доработка конспекта по теме.

Выписать в тетрадь принципы административной юрисдикции с их характеристикой.

принципы административной юрисдикции 

краткая характеристика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решить задачу, обосновав ответ ссылкой на законодательство РФ:

    Смирнов совершил административное правонарушение, громко слушая музыку в 2 часа ночи и распивая спиртные напитки на детской площадке. Соседка Смирнова Потапова, заинтересованная в привлечении к ответственности Смирнова, и интересующаяся нововведениями в законодательстве, сказала Смирнову, что принят новый закон, отягчающий административную ответственность, поэтому Смирнов получит больше наказание, чем мог бы получить ранее.

    Права ли Потапова?

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Что понимается под административным процес­сом?

2. Какие вы можете назвать принципы админист­ративного процесса?

3. Назовите виды административного процесса.

4. Кто может быть участниками административного процесса?

5. Назовите виды процедурного производства.

6. Назовите виды административно-юрисдикционного производства

 

Тема 26. Производство по делам об административных  правонарушениях

Самостоятельная работа обучающихся:

Читать раздел IV. КоАП РФ «Производство по делам об административных правонарушениях»
Доработка конспекта по теме.

Составить схемы:

➥ виды доказательств по делу;

➥ участники производства по делу об административном правонарушении.

 

Решить задачу, обосновав ответ ссылкой на законодательство РФ:

    Гражданин М. совершил мелкое хулиганство. Военнослужащий О., бывший на месте совершения проступка, составил протокол о правонарушении и направил его в районный суд. Судья оштрафовал гражданина М.

    Законны ли действия названных участников производства?

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Назовите стадии производства по делу об административном правонарушении.

2. Назовите участников производства по делу об ад­министративном правонарушении.

3. Перечислите виды доказательств по делу.

4. Кто является законным представителем юриди­ческого лица?

5. Чем отличается защитник от представителя?

6. Кто может быть защитником или представителем?

7. Какими правами обладает свидетель?

 

Тема 27. Обеспечение законности в сфере государственного управления

Самостоятельная работа обучающихся:

Доработка конспекта по теме.

Составить схему: способы обеспечения законности.

Составить таблицу: принципы законности с их краткой характеристикой.

принципы законности 

краткая характеристика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решить задачу, обосновав ответ ссылкой на законодательство РФ:

    В связи с ростом преступности и бродяжничества городской Совет принял постановление, в котором срок задержания лиц для выяснения личности увеличен до семи суток. Заместитель прокурора города вносит протест на это постановление. На очередной сессии Совета решено отложить рассмотрение протеста до следующей очередной сессии, которая состоится через три месяца.

    Сделайте административно-правовой анализ ситуации.

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Как вы понимаете законность в сфере исполни­тельной власти?

2. На каких принципах основывается законность в управлении?

3. Какие способы обеспечения законности в дея­тельности органов исполнительной власти вы зна­ете?

4. Чем отличается законность от правопорядка?

 

Тема 28. Государственный контроль и надзор как способы обеспечения законности

Самостоятельная работа обучающихся:

Ознакомиться с ФЗ от 17.01.1992 «О прокуратуре РФ».

Доработка конспекта по теме.

Составить схему: виды и формы контроля.

 

Решите задачу:

     Подготовьте жалобу на решение исполнительного органа, нарушающее права гражданина, в вышесто­ящий орган исполнительной власти по произволь­ной фабуле.

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Какие виды контроля за деятельностью органов исполнительной власти вы знаете?

2. Что такое общий контроль за деятельностью ор­ганов исполнительной власти?

3. Кто осуществляет отраслевой (ведомственный) контроль за деятельностью органов исполнитель­ной власти?

4. Что представляет из себя административный надзор как способ обеспечения законности в дея­тельности органов исполнительной власти?

5. Какие правовые формы прокурорского реагиро­вания на нарушения законности вы знаете? 

 

Тема 29. Основные направления в государственном управлении

Самостоятельная работа обучающихся:

Доработка конспекта по теме.

Составить схему: виды органов управления в регулирование экономики, социально-культурной и административно-политической сфере.

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Из каких подсистем состоит система организа­ции управления в экономической сфере?

2. Какие органы осуществляют управление эконо­мическим развитием страны?

3. Что представляет собой социально-культурная сфера и каково ее значение для жизни общества?

4. Какова структура социально-культурной сферы и особенности управления ею на современном этапе?

5. Что такое социальная защита и какие федераль­ные органы исполнительной власти осуществляют управление в этой отрасли?

6. Какие органы осуществляют управление в административно-политической сфе­ре?

7. Какие виды дипломатических представительств вы знаете? 

 

Тема 30. Административно-правовые системы зарубежных стран

Самостоятельная работа обучающихся:

Доработка конспекта по теме.

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Назовите основные источники административного права Германии.

2. Назовите основные источники административного права Франции.

3. Назовите основные источники административного права Великобритании.

4. Назовите основные источники административного права США.

5. В чем проявляются особенности административного права Китая?

 

 

Яндекс.Метрика

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!