ГЛАВНАЯ » УЧЁБА и ОБРАЗОВАНИЕ » УЧЕБНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » ПРАВО - спо » ЛЕКЦИИ - ПРАВО » Тема № 2: «Признаки и функции государства»

Тема № 2: «Признаки и функции государства»

1. Признаки государства

 

   Несмотря на разнообразие типов и форм образования и развития государств все они имеют схожие элементы. Государство выделяется среди других социальных образований особыми, присущими только ему чертами, признаками.

   Государство - организация политической власти общества, охватывающая определенную территорию, вы­ступающая одновременно как средство обеспечения интересов всего общества и особый механизм управления и подавления.

   Признаками государства являются:

- наличие публичной власти;

- суверенитет;

- территория и административно-территориальное деление;

- правовая система;

- гражданство;

- налоги и сборы.

   1. Публичная власть включает в себя совокупность аппарата управления и аппарата подавления.

   Аппарат управления - органы законода­тельной и исполнительной власти и другие органы, с по­мощью которых осуществляется управление.

   Аппарат подавления - специальные органы, которые правомочны и имеют силы и средства для принудительно­го исполнения государственной воли:

= армия;

= органы безопасности и полиция (милиция);

= суды и прокуратура;

= система исправительных учреждений (тюрьмы, колонии и т. д.).

   Особенности публичной власти:

- отделена от общества;

- не имеет общественного характера и непосредственно народу неподконтрольна (контроль за вла­стью в догосударственный период);

- чаще всего выражает интересы не всего общества, а оп­ределенной его части (класса, социальной группы и т.п.), не­редко самого аппарата управления;

-осуществляется особым слоем людей (чиновниками, де­путатами и т.п.), наделенных государственно-властными полномочиями, специально для этого подготовленными, для которых управление (подав­ление) является основным видом деятельности, которые не участвуют непосредственно в об­щественном производстве;

- опирается на писаное формализованное право;

- подкреплена принудительной силой государства.

   2. Наличие специального аппарата принуждения. Только госу­дарство имеет суд, прокуратура, ор­ганы внутренних дел и т.п., и материальные придатки (армия, тюрьмы и проч.), которые обеспечивают реализацию государ­ственных решений, в том числе по необходимости и принуди­тельными средствами. Для  выполнения функций государства одна часть аппарата обслуживает законодательствование, исполнение законов и судебную защиту граждан, а другая поддерживает внутренний правопорядок и обеспечивает внешнюю безопасность государства.

   Как форма общества государство выступает одновременно структурой и механизмом общественного самоуправления. Поэтому открытость государства обществу и степень вовлечения граждан в государственные дела характеризуют  уровень развития государства как демократического и правового.

   3. Государственный суверенитет - независимость вла­сти данного государства от всякой иной власти. Государственный суверенитет может быть внутренним и внешним.

   Внутренний суверенитет - полное распространение юрисдикции государства на всю ее территорию и исклю­чительное право принимать законы, независимость от всякой иной власти внутри страны, верховенством по отношению к любым другим организациям.

   Внешний суверенитет - полная независимость во внеш­неполитической деятельности государства, т. е. независимостью от других государств в международных отно­шениях.

   Именно через государство поддерживаются международные отношения, и государство воспринимается на мировой арене как самостоятельная и независимая структура.

   Государственный суверенитет не следует путать с на­родным суверенитетом. Народный суверенитет - исход­ный принцип демократии, который означает, что власть принадлежит народу и исходит от народа. Государство может частично ограничивать свой суверенитет (вступать в международные союзы, организации), однако без суве­ренитета (например, при оккупации) оно не может быть полноценным.

   4. Разделение населения на территории

  Территория государства - то пространство, на кото­рое распространяется его юрисдикция. Территория обычно имеет специальное деление, име­нуемое административно-территориальным (области, провинции, департаменты и др.). Это делается для удоб­ства управления.

   В настоящее время (в отличие от догосударственного периода) имеет значение принадлежность человека к оп­ределенной территории, а не к племени или роду. В условиях государ­ства население разделено по признаку проживания на опреде­ленной территории. Это связано как с необходимостью взимания налогов, так и с наилучшими условиями управления, поскольку разложение первобытнообщинного строя приводит к постоян­ным перемещениям людей.

   Объединяя всех людей проживающих на одной территории, государство является выразителем общих интересов и определителем цели жизнедеятельности всего сообщества в границах государства.

   5. Правовая система - юридический "скелет" государ­ства. Государство, его институты, власть закреплены в пра­ве и действуют (в цивилизованном обществе), опираясь на право и правовые средства. Только государство имеет право издавать обязательные для всеобщего исполнения нормативные акты: законы, указы, поста­новления и т.п.

   6. Гражданство - устойчивая правовая связь лиц, про­живающих на территории государства, с данным государ­ством, выражающаяся в наличии взаимных прав, обязан­ностей и ответственности.

   Государство — единственная организация власти в масшта­бе  всей  страны.   Ни  одна  другая  организация  (политическая, общественная и т.п.) не охватывает всего населения. Каждый человек уже в силу своего рождения устанавливает определен­ную связь с государством, становясь его гражданином или под­данным, и обретает, с одной стороны, обязанность подчиняться государственно-властным велениям, а с другой — право на покровительство и защиту государства. Институт гражданства в правовом смысле выравнивает людей между собой и делает их равноправными по отношению к государству.

   7. Налоги и сборы - материальная основа деятельности государства и его органов - денежные средства, собирае­мые с физических и юридических лиц, находящихся в государстве, на обеспечение деятельности публичной власти, социальную поддержку малоимущих и др.

   Сущность государства заключается в том, что:

- это территориальная организация людей:

- этим преодолеваются родоплеменные («кровные») взаимосвязи и заменяются на общественные отношения;

- создается структура нейтральная к национальным, религиозным и социальным признакам людей.

 

2. Функции государства

 

Понятие функций государства

   Термин «функция» с латинского обозначает «круг деятельности», обязанность или исполнение. Функции государства представляют собой цельную, взаимосвязанную деятельность системы государственных органов, которая должна быть направлена на созда­ние условий для гармоничного развития отдельной личности и всего общества в целом. В функциях государства выражается его назначение, главная роль, которую государство играет в решении основных вопросов общественного развития.

   Функции государства историчны. Каждому государству в определенный исторический период развития присущи свои функции - основные формы дея­тельности государства, выражающие его сущность. 

   Созданию государства сопутствует стремление людей достичь каких-либо целей, осуществить свои конкретные интересы посредством специальной социальной организации общества. Функции государства должны соответство­вать объективным потребностям общества. Поэтому на первый план в деятельности государства выдвигаются его общественные функции. Именно через общественные функции можно судить о сущности государства, его социальной направленности.

   Люди создают государство также для своей собственной защиты, защиты своих прав и личной свободы, что является социальной функцией государства. Необходимость решения этого вопроса вытекает из того, что люди, разные по своей природе, уровню развития и ряду других причин, воспринимают и используют жизненные ситуации каждый по своему, иногда  в ущерб интересам других. Только властная сила государства с помощью права, закона способна обеспечить защиту и сохранность прав и свобод каждого гражданина.

   Государственные функции разнообраз­ны, рассматривая их, можно выделить некоторые общие черты:

- содержание функций определяется происходящими в обществе процессами, в них отражены однородные аспекты государственной деятельности,

- они охватывают всю деятельность государства в целом,

- отличаются от функций отдельных органов государства,

- носят комплексный, собирательный характер,

- отличаются от методов их реализации (правотворчес­кой, исполнительно-распорядительной и правоохранитель­ной деятельности).

   Каждая функция имеет свой объект воздействия и содержание.

   Объект - это определенная  сфера общественных отношений, на которую направлено государственное воздействие.

   Содержание показывает, что делает государство, чем занимаются  органы  государственной  власти, какие вопросы они решают.

   Существует много классификаций функций государ­ства.

   По продолжительности действия они делятся на: постоянные и временные.

   По значимости выделяют: основные и неосновные.

   По принципу разде­ления властей основные внутренние функции: законодательная, исполнительная и судебная функции.

   По социальной структуре общества: классовые и общесоциальные (к общесоциальным можно отнести область национальной безопасности, ликвидации стихийных бедствий, социальная помощь нуждающимся, защита прав и свобод граждан и др.).

   Можно выделить генеральную функцию государства — это реализация общих дел, обеспечивающих необходимые пред­посылки существования человеческого общества. К их числу относятся:

— природные  условия,   обеспечение жизни,  здоровья человека, нормальной среды его обитания,

— социально-культурные условия (свобода, образование, культура, творчество и др.),

— экономические условия (собственность, труд, предпри­нимательство и т.п.), обеспечение необходимого  уровня жизни, условий труда, его оплаты, условий быта. Сюда входят также социальная помощь нетрудоспособным, здра­воохранение, жилье, транспорт, связь и др.

— политические условия (участие в политике, демокра­тия, гласность и т. п.). 

Классификация функций государства

   В западной науке вопрос о функциях государства практически не рассматривается, речь идет о целях и задачах государства. В нашей науке функции государства обычно подразделялись на внутренние, которые осуществляются внутри страны и связаны с реализацией политической власти, и внешние, которые связаны с отношениями данного государства с другими странами.

   Внутренние функции эксплуататорских государств, в свою очередь, делились на основные (классовые) и дополнительные (неосновные, общесоциальные). Основные функции осущест­вляются исключительно в интересах господствующих классов (охрана существующего государственного и общественного строя, господствующей формы собственности, подавление со­противления эксплуатируемых классов и т.п.). Дополнительные реализуются в интересах всего общес­тва (строительство дорог, ирригационных и иных общественных со­оружений, борьба со стихийными бедствиями, осуществление социальных программ и т.п.). Главной внешней функцией экс­плуататорских государств признавалась функция захвата чужих территорий, наряду с которой выделялись функции обороны и внешних сношений (дипломатическая).

   Применительно к социа­листическому государству выделялись следующие внутренние функции: хозяйственно-организаторская, культурно-воспита­тельная, регулирования меры труда и меры потребления, право­охранительная, природоохранительная, социального обслужива­ния населения. Указывалось и на то, что до начала 30-х гг. существовала функция подавления сопротивления эксплуататор­ских классов, которая в дальнейшем отмерла в связи с лик­видацией этих классов. Иным был и перечень внешних функций: поддержание мира, оборона страны, сотрудничество с другими социалистическими странами, помощь развивающимся странам, внешние сношения.

   Функциональная деятельность демократического государ­ства имеет в виду достижение генеральной цели: обеспечение блага человека, его свободы, благополучия, социальной за­щищенности.

   Внутренние функции государства - это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внутренних задач.

   Внутренние функции характеризуют его внутреннюю политику. В свою очередь, внутренние функции делятся на охранительные и регулятивные.

   А) Регулятивные функции государства направлены на организацию общественного произ­водства, экономики страны, на создание достойных условий для формирования полноценно развитой личности и общества в целом. К регулятивным функциям можно отнести экономическую, социальную, функцию финансового контроля.

   Экономическая  функция - это обеспечение нор­мального функционирования и развития экономики, которая сводится к формированию и исполнению бюдже­та, определению стратегии экономического развития общества, обеспечению равных условий для функционирования различных форм собственности, установлению правовых основ и стиму­лированию предпринимательской деятельности, ценовой политики и т. п.

   Функция финансового контроля в общем плане представляет собой выявление и учет доходов населения, направление их в государственный бюджет.

   Социальная функция - выражается в комплексе мероприятий по оказанию социальных услуг и помощи членам общества, их социальном обеспечении и т.д. Это осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей всего населе­ния, поддержанию необходимого уровня жизни, обеспече­нию необходимых условий труда, его оплаты, быта и обес­печение нормальных, достойных условий жизни для тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут полноценно трудиться (инвалиды, пенсионеры, студенты, безработные и пр.). Социальная функция зак­лючается в поддержке государством общественно значимых отраслей - здравоохранения, жилищного строительства, общественного транспорта и т.п. Основания этой группы функций содержатся в Конститу­ции России (ст. 7): "Рос­сийская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечиваю­щих достойную жизнь и свободное развитие человека".

   Культурно-просветительская, призванная обеспечить культурный и образо­вательный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия их участия в культурной жизни общества, пользования учреждениями и достижениями культуры.

   Идеологическая функция - это поддержка определенной идеологии, организация образования, поддержание культуры.

   Б) Охранительные функции заключаются в защите прав и свобод граждан, соблюдении режима законности и правопорядка, окружающей среды, словом, в обеспечении охраны всех установленных и регулируемых правом общественных отношений.

   Правоохранительная - направлена на укрепление законности и правопорядка в стране. От выполнения этой функции зависит соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

   Экологическая функция заключается в обеспечении правового режима природопользования. Экологическая функция в со­временных условиях приобретает важнейшее значение, особенно для развитых стран. Это связано с тем, что деятельность человека приобрела поистине глобальные масштабы, и ее результаты — загрязнение атмо­сферы, воды, земли, накопление огромных запасов смертонос­ного оружия и пр. — угрожают существованию всего живого, в том числе и самого человечества.

   Внешние функции - основные направ­ления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внешних задач.

   Внешние функции выступают в виде международного сотрудничества и обороны страны от нападения извне и проявляются в его взаимоотношениях с другими странами.

   Международное сотрудничество направлено на установление и развитие экономических, научно-технических, политических, культурных и других отношений.

   В свою очередь, международное сотрудничество осуществляется по двум основным направлениям: внешнеполитическая и внешнеэкономическая деятельности.

   Поддержание мира проявляется в деятельности государства по предотвращению войн, разоружению, участие в регулиро­вании межгосударственных, внутригосударственных и др. конфликтов, борьба за мир и мирное существование.

   Оборона страны - это обеспечение достаточного уров­ня обороноспособности, защита суверенитета и территори­альной целостности, экономической независимости, оборона страны от нападения извне, охрана государственных границ, борьба с терроризмом и др.

   Эта функция осуществляется экономическими, дипломатическими и военными средствами.   Оборона страны подразумевает: оборонительную доктрину, укрепление оборонной мощи, совершенствование вооруженных сил, охрану государственной границы и др.

   Экологическая функция - взаимодействие с другими странами по защите окружающей среды и созда­нию необходимых условий для экологического выживания мирового сообщества.

   Функции современного Российского государства:

Внутренние:

- обеспечение  народовластия;

- экономическая, социальная функции;

- налогообложение;

- экологическая функция;

- функция охраны прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка.

Внешние:

- функция внешнеэкономического партнерства;

- интеграция в мировую экономику;      

- обороны страны;

- поддержка мирового правопорядка;

- сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем современности (экологической, сырьевой, продовольственной, энергетической, демографической и др.).

 

3. Формы и методы осуществления функций государства

 

   Реализация функций осуществляется в опре­деленных формах (чаще в правовых) и особыми метода­ми, присущими государственной власти.

   Формы осуществления функций государства делятся на: правовые и организационные.

   Организационные формы:

= организационно-регламентирующая (текущая деятельность государственных структур по обеспечению функциониро­вания органов государства, связанная с подготовкой проек­тов документов, организацией выборов и т. д.);

= организационно-хозяйственная (оперативно-техническая хо­зяйственная работа, связанная с бухучетом, статистикой, снабжением и т. д.);

= организационно-идеологическая (повседневная идеологическая работа, связанная с разъяснением вновь изданных нор­мативных актов и формированием общественного мнения).

  Правовые формы: правотворческая, правоисполнительная, правоохранительная.

   Правотворческая форма выражается в подготовке и издании нормативно-правовых актов.

   Правоисполнительная форма выражается в исполне­нии правовых норм исполнительно-распорядительными органами (издание индивидуальных актов применения права (приговор суда и др.).

   Правоохранительная форма выражается в правопри­менительной деятельности по охране правопорядка, прав и свобод граждан (контроль и надзор за соблюдением и исполнением норм, а также применение принудительных мер к их нарушителям).

   Методы осуществления функций государства многообразны.

  При выполнении какой либо функции государство использует соответствующие этой функции методы. На­пример, при выполнении правоохранительной функции государство использует методы убеждения и принуждения, при реализации экономической функции применяется множество экономических методов и т.д.

   Правоустановительная функция — это деятельность государства по установлению всех источников и норм дей­ствующего права (издание законов и иных нормативно-правовых актов, установление прецедентов, санкциониро­вание обычаев, официальное признание и закрепление приоритетного позитивно-правового значения естественных прав и свобод человека и т.д.),

   Государство так же невозможно без права, как и право — без государства. Поэтому по своему внутренне­му смыслу правоустановительная функция — это одно­временно и государствоустановительная функция. Конституирование государства означает, прежде всего, его правовое оформление, т.е. определение правового положе­ния людей и власти в условиях государственно-организо­ванной жизни.

   Правореализаторская функция — это деятельность государства по претворению в жизнь установленного пра­ва. Смысл этой функции состоит в том, чтобы установлен­ное в государстве право постоянно и неуклонно действо­вало, чтобы право было подлинно действующим правом.

   Вся деятельность государства (всех его органов и должностных лиц) носит характер правореализующих дей­ствий. Уже сама правоустановительная деятельность (зако­нодательство и т.д.) представляет собой форму реализации правомочий соответствующих государственных органов и должностных лиц на издание в установленном порядке определенных нормативно-правовых актов и т.д. В форме реализации права протекает также исполнительно-распо­рядительная и правозащитная деятельность государства.

   Правозащитная функция - это деятельность госу­дарства по защите прав и свобод человека и гражданина, утверждению законности и правопорядка во всех сферах общественной и политической жизни.

   Важным аспектом правозащитной деятельности явля­ется борьба с правонарушениями и преступностью, осуществление соответствующих профилактических мероприя­тий.

   Осуществление правозащитной функции — одна из главных обязанностей государства. Согласно Конституции России (ст. 2) "признание, соблюдение и защита прав и свобод человека — обязанность государ­ства".

   Государство может осуществлять свои функции и в внеправовых формах, т. е. помимо права и даже вопреки ему, в частности, добиваться своих целей с помощью насилия, угроз, т. е. не издавая и не реализуя правовые нормы. Для современных правовых демократических государств это несвойственно.

   Из числа неправовых следу­ет выделить:

- экономические (дотации, госзаказы, кредитование, регулирование цен и др.),

- политические (согласование пози­ций различных политических течений, международные перегово­ры и пр.),

- идеологические (обращения к населению, призывы и т.п.),

- собственно организационные (планирование, програм­мирование, контроль и др.).

   Важно, что неправовые методы нередко реализуются через правовое регулирование (напри­мер, утверждение плана приказом, нормативное закрепление цен и т.п.).

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!