ГЛАВНАЯ » УЧЁБА и ОБРАЗОВАНИЕ » УЧЕБНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » ПРАВО - спо » ЛЕКЦИИ - ПРАВО » Тема № 1: «История и теории происхождения государства»

Тема № 1: «История и теории происхождения государства»

1. Истоки происхождения государства

 

Общественная организация первобытнообщинного строя

    Государство и право появ­ляются лишь на определенной ступени развития общества. Общество — это обособившаяся от природы часть матери­ального мира, состоящая из индивидов, осознающих необходи­мость взаимодействия между собой, имеющих постоянные об­щие потребности и интересы, которые могут быть удовлетво­рены только их совместными усилиями.

   Под обществом в первом слу­чае понимается определенная группа людей, объединившихся для общения и совместной деятельности; во втором случае — определенный этап исторического развития; в третьем — население конкретной страны.

Элементами-признаками общества являются:

а) обособившиеся от природы индивиды, наделенные волей и сознанием;

б) постоянные интересы, связывающие всех членов общества;

в) совместное удовлетворение интересов (потребностей) чле­нов общества;

г) регулирование поведения посредством установ­ленных обществом общеобязательных правил;

д) наличие организованной силы (власти), способной обес­печить обществу внутренний порядок и внешнюю безопасность.

    Обществу присущи различные формы организации: на первобыт­нообщинной стадии — родоплеменная, позже — политическая. По­литической форме общественной организации всегда соответствуют государство - обладающее аппаратом управления, законы и учрежде­ния - контролирующие их исполнение.


    Основой общественной организации первобытнообщинного строя был род: объединение людей, на­ходящихся в кровнородственных отношениях между собой. Род воз­главлял совет — демократическое собрание всех взрослых членов рода, мужчин и женщин, обладавших равным правом голоса, кото­рый выбирал своего старейшину. Должность эта была не только выборной, но и сменяемой: как только появлялся более сильный (на ранних ступенях развития), более умный, опытный человек (на последующих стадиях), он заменял старей­шину. Особых противоречий при этом не возникало, поскольку, с одной стороны, ни один человек не отделял себя (и своих интересов) от рода, а с другой — должность старейшины не давала никаких привилегий (кроме уважения): он работал вместе со всеми и получал свою долю, как и все. Власть старейшины основывалась исключительно на его авторитете, уважении к не­му других членов рода.

    По мере развития род разрастался и распадался на несколько дочерних родов. Объединения родов образовы­вали племена. Укрупнение общественных структур было выгодно общес­тву: оно позволяло более эффективно противостоять силам природы, использовать более совершенные приемы труда (на­пример, охоту загоном), успешнее отражать агрессию соседей и самим нападать на них: происходило поглощение более сла­бых, необъединенных.

    Отношения между членами первобытного общества регулировались особыми правилами поведения — обычаями. Обычаи выражали инте­ресы всех членов общества и закрепляли их равенство между собой. Эти правила закрепляют на основе накопленного опыта наиболее рациональ­ные, выгодные для рода и племени отношения людей, формы их поведения, определенную соподчиненность в коллективах и т.п. Возникают устойчивые обычаи, которые передаются из поколе­ния в поколение и соблюдаются в подавляющем большинстве добровольно, в силу привычки.

    Предпосылки возникновения государства и права: три крупных общественных разделения труда (отделение скотоводства от земледелия; отделение ремесел; появление купцов), появление частной собственности и раскол общества на антагонис­тические классы.

Основными причинами появления государства были следую­щие:

1. необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением (развитие производства, обособлением социальных струк­тур и  т.п.;
2. необходимость организации крупных общественных работ, объединения больших масс людей;
3. необходимость подавления сопротивления эксплуатируе­мых;
4. необходимость поддержания в обществе порядка, обес­печивающего устойчивость общества;
5. необходимость  ведения  войн, оборонительных и захватнических и др.

    Указанные причины действовали в различных сочетаниях. В разных условиях (исторических, социальных, географических, природных, демо­графических и иных) главными, решающими могли становиться различные из указанных причин.

Специфические формы возникновения государства у разных народов

    Первые известные человечеству государства возникли от 6 до 2 тысяч лет назад в различных геогра­фических регионах независимо друг от друга (как правило, в долинах крупных рек) и стали центрами самостоятель­ных культурных цивилизаций.

    На Востоке наибольшее распространение получила такая форма, как «азиатский способ производства» (Египет, Вавилон, Китай и т.п.). Здесь устойчивыми оказались социально-экономические структуры ро­дового строя — земельная община, коллективная собственность и др.

   Афины — классическая форма возникновения государства вслед­ствие развития и обострения противоречий внутри родового строя.

    Римское государство, напротив, возникло не из внутренних про­тиворечий, а в результате борьбы между патрициями — членами пат­рицианского рода и пришельцами — плебеями.

    Германская форма возникновения государства также не являлась классической, т.к. связана с завоеванием чужих территорий, для гос­подства над которыми родовая организация не была приспособлена.

    Большинство ученых отмечают наиболее характерными первыми государствами:

~ Древний Египет;

~ государства древней Месопотамии (Междуречье Тигра и Евфрата);

~ Шумер и Аккад;

~ Ассирия;

~ Вавилон;

~ государства долин Инда и Ганга (территория Индии);

~ Древний Китай;

~ древнегреческие полисы;

~ Древний Рим;

~ государства коренных народов Америки (майя, инки, ацтеки).

   Среди теоретиков государства и права нет единства по вопросу о происхождении государ­ства.       Сохраняется мнение отдельных ученых в отношении государства как орудия подавления, машины насилия над народом. Можно столкнуться с позицией рассмотрения государства как собственности политических сил или отдельных лиц, владеющих на данном историческом этапе властью. Другие придерживаются мнения, что государство является инструментом способным принести человеку добро и, следовательно, является структурой благоденствия. Подходы к возникновению и значению государства формировались на протяжении веков, на различных исторических этапах оценка государства была различная. Это закономерно, поскольку существует много теорий возникновения государства.

    Различие теорий возникнове­ния государства связано с тем, что:

• возникновение государства сложный и длительный процесс, который нельзя объяснить, опираясь лишь на какую-либо одну точку зрения;

• возникновение госу­дарства происходило тысячелетия тому назад, и его трудно детально изучить в силу его исторической удаленности;

• влияние эпохи на авторов теорий (каждая эпоха откладывала от­печаток к на всеобщее мировоззрения и на авторов теорий о происхождении государства, т. к. они жили в кон­кретное историческое время и в конкретном обществе);

• субъективный фактор - личные убеждения авторов теорий, особенности их профессио­нального и личностного мировоззрения.

 

2. Типология государств

   При рассмотрении сущности государства важно учитывать два аспекта: 1. государство есть организация политической власти в обществе (формальная сторона); 2. чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).

    Сущность государства состоит в том, чтобы обеспечивать с помощью аппарата политической власти целостность общества и его надлежащее функционирование в эпоху цивилизации, т.е. в обстановке, когда общество существует как суверенный, самостоятельный организм и когда в нем утверждается демократия - народовластие, экономическая свобода, свобода личности. Высшее общественное предназначение государства - гарантировать на властной основе свободу в обществе, создать твердые и устойчивые условия, при которых целостность общества и его надлежащее (естественное) функционирование достигаются главным образом в силу экономических и духовных факторов.

   Можно выделить два подхода к сущности государства:

    1) классовый, - здесь государство является организацией политической власти   экономически господствующего класса – отсюда насилие, диктатура; общечеловеческие интересы тоже присутствуют, но они отходят на второй план;

    2) общесоциальный, - здесь  государство является организацией политической власти, создающей условия для компромисса, согласия различных классов и социальных групп; государство здесь – это "служба" общественным интересам.

   Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый и иные подходы к познанию сущности государства.

    Иначе говоря, сущность государства многоаспектна. В зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из названных начал.

    Государство — явление исключительно разностороннее, мно­гогранное, обладающее самыми разнообразными чертами и признаками. Это определяет возможность создавать различ­ные системы его классификации. Их классификация возможна по самым различным основаниям:

1) по социальным признакам (характеру государственной власти);

2) по форме (способам организации власти);

3) по видам государственного режима (методам осуществления государственной власти);

4) по способу возникновения (соединения, разделения одного государства на несколько новых);

5) по уровню развития, организации государственно-политических институтов;

6) по уровню развития права (правовые, полуправовые);

7) по признакам, указывающим на источник государственной власти и др.

   Типология государств - это их научная классификация, т.е. один из важнейших приемов и средств познания исторического процесса развития государств. Одним из вариантов такой классификации является типология государства, основанная на наиболее важных, сущностных его признаках. В настоящее время существует два подхода к типологии государства: цивилизационный и формационный, претендующими на глобальный охват значительных временных и пространственных массивов.

 Формационная типология

    Эта типология (подход) традиционно опирается на марксистское учение об общественно-экономических формациях. Основными критериями общественно-экономических формаций выступают наличие или отсутствие: а) частной собственности; б) классов; в) товарного производства. При наличии этих признаков налицо экономическая общественная формация, которая не может обойтись без той или иной формы государственности. Согласно этому подходу, государство и по существу, и по форме обусловлено экономическим строем общества: оно вторично, экономика первична. Экономическая структура общества каждой данной эпохи образует ту реальную основу, которой и объясняется в последнем счете вся надстройка правовых и политических учреждений. Тип государства определяется тем, какому классу (классам) оно служит.

   Формационная типология выделяет четыре типа государств: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический. При этом она делит их на эксплуататорские и неэксплуататорские.

 

Рабовладельческое государство.

    Первые рабовладельческие государства европейского типа возникли в IX—VIII вв. до н.э., т.е. на 20 и более веков позднее Египта.

    По сравнению с восточным обществом европейское рабовладельческое общество было значительно более гибким, в нем были заложе­ны предпосылки дальнейшего развития. В результате на его базе впоследствии возникло феодальное общество и соответствую­щее ему государство.

Феодальное государство

    Государства этого типа возникли в Европе в VI—IX вв. н.э., но и до сего времени в ряде стран существуют остатки феодальных отношений.

    Экономическую основу феодального общества составляла частная собственность феодалов на землю. Крестьяне имели мелкое единоличное хозяйство на земле феодала и должны были за пользование землей отдавать ему часть урожая и безво­змездно работать на него (оброк и барщина). С развитием феодального общества такая экономическая зависимость кре­стьян от феодалов дополнилась и мерами государственного принуждения: крестьяне прикреплялись к земле и не могли покинуть свое хозяйство.

   Феодальные государства, как правило, проходят ряд стадий развития. Они возникают как централизованные монархии, за­тем, в связи с тем что монарх раздает землю феодальной знати за ее службу, происходит раздробление единых государств. Возникающие части (герцогства, графства, княжества и пр.), даже формально входя в состав прежнего государства, фак­тически, а зачастую и юридически приобретают полную незави­симость. Затем вновь происходит объединение земель, возника­ют сословно-представительные и абсолютные монархии. Но на всех этапах развития феодального общества сущность государ­ства не меняется, оно всегда служит интересам класса феодалов.

   Феодальный характер собственности на землю как основное средство производства определяет то обстоятель­ство, что феодальные государства возникают и существуют как монархии. Напротив, в независимых городах, где господствует купечество и собственность является частной, существует рес­публиканская форма правления (города-республики Новгород, Псков, Венеция, Генуя, и др.).

    Основным источником феодального права являются правовые обычаи, причем в период феодальной раздробленности в каж­дой местности действуют свои обычаи. Обычаи нередко коди­фицируются (Русская Правда, Салическая Правда и др.). Одним из способов преодоления раздробленности становится создание единой правовой системы. Это достигается либо посредством создания общегосударственного законодательства (франко-германские правовые системы), либо путем придания общей силы судебному прецеденту (системы общего права).

Буржуазное государство

    Первые буржуазные (капиталисти­ческие) государства возникли в Европе и Северной Америке 200—300 лет назад, а после Великой французской революции буржуазная система быстро завоевала мир.

   В отличие от предшествующих общественно-экономических формаций, основанных на официальном закреплении классово­го неравенства, сословных привилегий, буржуазия шла к власти под лозунгом «Свобода, равенство и братство». Капиталистический спо­соб производства требовал работника, свободно продающего свой труд. Сословное неравенство, повсеместно существовавшее до этого, заменяет­ся неравенством социальным, поскольку одни владели средства­ми производства, а другие, лишенные их, должны были прода­вать свою рабочую силу. В своем развитии буржуазное общест­во проходит ряд стадий, вместе с ним меняется и государство.

   На первой стадии (период свободной конкуренции) класс бур­жуазии состоит из множества сотен тысяч и миллионов соб­ственников, обладающих более или менее равным объемом собственности. Хотя и деклариро­валось всеобщее равенство, тут же законодательно утверж­далось политическое неравенство.

   Второй этап развития буржуазного общества — период моно­полистического капитализма — начался в конце XIX — начале XX в. В руках не многочисленной монополистической буржуазии сосредо­точивается основная часть общественного богатства и, естест­венно, политическая власть. В некоторых случаях это приводит к возникновению антидемократических режимов, выражающих волю монополис­тов (фашистские режимы в Германии и Италии, военно-полицей­ские в Латинской Америке и Южной Африке и др.).

    На третьем этапе, в начале прошлого столетия хотя государственная власть            по-прежнему находится в руках класса буржуазии, постепенно повышается влияние на нее остальной части общест­ва. Государство активнее вмешивается в экономику путем планирования, размещения государственных заказов, кредитования, осуществляются мно­го миллиардные социальные программы.

Социалистическое государство

    Сама идея государства та­кого типа возникла первоначально в теории — в работах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина — как противопоставление государствам других типов, власть в которых принадлежит эксплуататорскому меньшинству и используется, прежде всего, для подавления эксплуатируемого большинства. Появление социали­стического государства связывалось с осуществлением социаль­ной революции, возглавляемой рабочим классом, со сломом старой государственной машины, с установлением диктатуры пролетариата. Государство, которое не будет угнетать большинство в интересах меньшинства, переста­нет быть собственно государством, станет «полугосударством», а затем и отомрет, будет заменено органами народного само­управления.

    Однако большинство этих теоретических прогнозов на практи­ке не подтвердилось. В итоге, сформировалось общество и государство, основанные фактически на единой государственной собствен­ности и поэтому в значительной мере сходные с «восточными» типами общества и государства. Реальным собственником средств производства стал партийно-государственный аппарат, точнее, его верхушка, которая в результате приобрела неог­раниченную власть.

    Участие народа в осуществлении власти, его политические и личные права и свободы стали чисто формальными, равно как и деятельность демократических институтов. И, как всякое «восточное» общество, наше также приобрело застой­ный характер, перестало развиваться. Похожие, хотя в каждом случае имеющие специфические черты, процессы происходили и в других странах, строивших социалистическое общество.

Цивилизационная типология

    Эта типология связана с понятием "цивилизация". В самом общем виде понятие "цивилизации" можно определить как социокультурную систему, обеспечивающую высокую степень дифференциации жизнедеятельности в соответствии с потребностями сложного, развитого общества и вместе с тем поддерживаемую его необходимую интеграцию через создание регулируемых духовно-культурных факторов и необходимой иерархии структур и ценностей.

    Цивилизационный подход подчеркивает, что государство определяется кроме экономических причин также духовно-культурными и нравственными факторами. Цивилизация, ее уровень, ее ценности (стереотипы поведения, трудовая мораль, менталитет человека, культура) влияют и на государственную организацию общества. Классическим примером может служить Европа, в которой протестантская церковь с ее культом труда и трудовой этики сыграла роль катализатора капиталистической эволюции региона и вызревания соответствующих ей государственно-правовых начал, а также современная Япония.

    Исторический процесс привел к складыванию свыше двух десятков цивилизаций, отличающихся друг от друга не только утвердившимися в них системами ценностей, господствующей культурой, но и характерным для них типом государства.

   В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов.

   Первый - локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древне­египетская, шумерская, индская, эгейская и др.).

   Второй - особенные цивилизации (индийская, китайская, западно-европейская, восточно­европейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств.

   Третий этап - современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социополитических культур.

 

3. Концепции происхождения государства и права

 

Вариантность возникновения государства

   Рассмотренные теории условно можно определить на два варианта возникновения государства: первоначальный и производный.

   Первоначальный – это постепенное создание в родоплеменных сообществах людей особого института, составляющего неотъемлемую его часть и одновременно выделяющуюся из общества благодаря особому влиянию на общество. В обществе создавались предгосударственные формы и предпосылки, которые приводили к образованию государства или не приводили.

   К данной группе теорий образования государства относится  господствовавший в средние века взгляд о богоустановлении государства и рассматривалось как дарованное людям богом (А.Августин, Ф.Аквинский).

   Позднее появляется теория личностного характера. Одни представители этого подхода считали человека по своей природе злым, постоянно стремящимся отвоевать себе жизненное пространство за счет других и чтобы ограничить подробное поведение необходимо было государство как сдерживающая сила (Т.Гоббс). Другие философы (Ж.Ж.Руссо) считали наоборот человека добрым, стремящимся к всеобщему равенству, в связи с чем они заключили между собой договор для общей пользы.

   Существует теория, которая объясняет возникновение государства с коллективистских позиций, в основе которого лежит насилие или внутреннее или внешнее. При внутреннем насилии – в обществе одна группа людей подчиняет себе остальную массу населения (Л.Гумплович). При внешнем насилии государство было необходимо и возникло для управления покоренными племенами и территориями (Ф.Оппенгеймер). К этой группе теорий возникновения государства можно отнести и классовую теорию К.Маркса. В ее основе лежит разделение общества на антагонистические классы и государство является органом и средством насилия господствующего класса.

   Среди отдельных современных теоретиков получило распространение олигархическая теория образования государства (власть немногих). В основе ее лежит неодинаковость людей, их различные личные качества и способности и т.п., что приводит к образованию элиты общества, которая поднимается над обществом и присваивает власть себе. С позиций олигархической теории возникновение государство идет тремя способами:

   Военный – в ходе постоянных захватнических набегов и защиты от других племен, сообществ, захватом большой добычи в ходе военных действия, как у монголов или франков;

   Аристократический – власть знати как в Древнем Риме;

   Плутократический – в обществе выделяется небольшая группа, слой богатых людей, которые присваивают власть себе (плутократия – власть богатства).

    В российской теории государственности преобладает многофакторный подход к первоначальному образованию государства. В процессе образования государства выделяют следующие факторы:

♦ социальная сущность человека и связанная с этим необходимость управления общноством;

♦ выполнение «общих дел»;

♦ социальная асимметрия;

♦ необходимость особого института принуждения для разрешения социальных конфликтов из-за противоречий, возникающих в результате неоднородности общества.

   Производный – к возникновению государства приводят события, коренным образом изменяющие прежнее общественное устройство и государственность.

   К подобному варианту образования государства относится революционные преобразования, в результате которых происходит полный разрыв с прежней государственностью (Франция – 1789, Россия - 1917, Китай - 1947).

   Образование нового государства возможно благодаря организационным изменениям: 1922 г. – СССР и его распад, объединение Танганьика и Занзибара в Танзанию – 1964, объединение Западной и Восточной Германии и др.).

   Другим способом является образование независимого государства на месте колоний. После Второй мировой войны возникло таким образом более 100 новых государств. При этом образование государства шло или мирным путем – в результате референдума, или в результате вооруженной борьбы населения колоний за свою независимость (Зимбабве, Ангола, Вьетнам и др.), или присутствовало и  то и другое.

Основные теории (концепции) происхождения государства и права

   К основным и наиболее известным теориям возникновения государ­ства принято относить:

1. теологическую (религиозная, божественная);
2. патриархальную (отеческая);
3. договорную (естественно-правовая);
4. органическую;
5. психологическую;
6. ирригационную;
7. насилия (внутреннего и внешнего);
8. экономическую (классовую).

Теологическая теория возникновения государства 

    Теологическая  (религиозная)  теория  господ­ствовала в средние века. Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средне­вековой Европы христианские философы и богословы (Фома Аквинский — 1225 – 1274 XIII в.,  Аврелий Августин (Бла­женный - 354 - 430 н. э.), идеологии ислама и современной католической церкви (неотомисты — Жак Маритен, Мерсье и др.). В настоящее время она наравне с другими теориями распространена в Европе и на других континентах, а в ряде исламских государств (Иран, Сау­довская Аравия и др.) носит официальный характер.

    Суть теологической теории в том, что государство возникло по воле Бога. Следова­тельно, государство, его институты, власть:

- вечны, незыблемы и святы;

- их возникновение и упразднение не зависит от человека;

- являются выразителями воли Бога на земле.

   Современным вариантом теократической теории является христианско-демократическая концепция государства, основанная на подчеркивании уникальности и самоценности каждого человека, его уважении со сто­роны государства, заботе каждого гражданина об обще­стве, личности и государстве, а также помощи со стороны государства тем, кто самостоятельно не может себя обес­печить: инвалидам, безработным, детям, пожилым людям.

Патриархальная теория возникновения государства

   Основоположником патриархальной теории считается древнегреческий философ Аристотель (384-322 до н. э.). Он считал, что люди как коллективные суще­ства стремятся к общению и образованию семей, а разви­тие семей ведет к образованию государства. По Аристотелю, государст­венная власть есть продолжение и развитие отцовской власти.

   В Китае эту теорию государства как большой семьи развил Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.). Власть импера­тора он уподоблял власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зави­сят от старших и должны быть преданными правителям, почтительными и слушаться во всем старших. Правители же должны заботиться о своих подданных, как о детях.

   Р. Филмер (ХVII в.) в работе "Патриарх" доказывал, что власть монарха неограниченна, поскольку исходит от Ада­ма, который получил свою власть от бога. Поэтому Адам не только отец человечества, но и его властелин. Монархи как преемники Адама унаследовали от него свою власть.

   В более современную эпоху ее развили Филмер и Ми­хайловский.

    Суть  патриархальной  теории  возникновения государства в том, что, по мнению ее авторов, государ­ство возникает по модели семьи (то есть, государство - своеобразная "большая семья", состоящая из множества обычных семей). Государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи и благосостояние общества невозможно без королевской (отцовской) заботы.

   Следовательно,  власть  правителя  (короля)  является продолжением отцовской власти в семье. Главным недостатком теории является прямое отождествление государства и семьи, власти монарха и отца.

   Договорная (естественно-правовая) теория возникновения государства

   Теория общественного договора была сформулирована в работах раннебуржуазных мыслителей и получила распространение в XVII - XVIII вв. Теория общест­венного договора противостояла феодальному сослов­ному государству, произволу, нера­венству людей перед законом. Ее авто­рами  и сторонниками в разное время являлись:

   Гуго Гроций (1583 - 1646) - голландский мыслитель и правовед;

   Джон Локк (1632 - 1704), Томас Гоббс (1588 - 1679) - английские философы;

   Шарль-Луи Монтескье (1689 - 1755), Дени Дидро (1713 -1783), Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) - французские фило­софы- просветители;

   А. Н. Радищев (1749 - 1802) - русский философ и писа­тель-революционер.

   Теория, выдвинутая данными авторами, получила так­же название естественно-правовой или естественного права. В боль­шинство концепций входит идея «естественного права», т. е. наличия у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Бога или от Природы.

    В работах многих представителей указанной школы обосновывалось право народа на насильственное, рево­люционное изменение строя, который нарушает естественные права (Руссо, Радищев и др.). Нашло это положение свое от­ражение и в Декларации независимости США.

   Суть договорной (естественно-правовой) теории в том, что, по мнению ее авторов, в основе государства лежит так называемый "общественный договор", который состоит в следующем:

первоначально люди находились в догосударственном (первобытном) состоянии, в «естественном состоянии», которое понималось разными авторами по-разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие — «золотой век» и т.п.);

каждый преследовал только свои интересы и не счи­тался с интересами других, что приводило к "войне всех против всех", в результате которой неорганизован­ное общество могло уничтожить само себя;

чтобы этого не случилось, люди заключили "общест­венный договор", в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания;

в результате был создан институт согласования инте­ресов, совместной жизни, взаимной защиты - государство.

   Теория общественного договора имела боль­шое прогрессивное значение.

   Существенным недостатком данной теории яв­ляется ее идеалистичность.

Органическая теория возникновения государства

   Эта теория была выдвинута во второй половине XIX века анг­лийским философом и социологом Гербертом Спенсером (1820 - 1903), а также учеными Вормсом и Прейсом, Блюнчли, в связи с успехами естествознания, хотя некоторые подобные идеи вы­сказывались значительно раньше. Некоторые древнегречес­кие мыслители, в том числе Платон (IV—III вв. до н. э.) сравни­вали государство с организмом, а законы государства — с про­цессами человеческой психики.

   Появление дарвинизма привело к тому, что многие юристы, социологи стали распространять биологические закономер­ности (межвидовая и внутривидовая борьба, эволюция, ес­тественный отбор и т.п.) на социальные процессы.

   Суть органической теории возникновения госу­дарства в том, что государство возникает и развивается подобно биологическому организму:

люди образуют государство, как клетки - живой организм;

государственные институты подобны частям организма: правители - головному мозгу, коммуникации (почта, тран­спорт) и финансы - кровеносной системе, которая обес­печивает деятельность организма, рабочие и крестьяне (производители) – рукам, низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы — внешние (оборона, нападение) и т. д.;

между государствами, как в живой среде в результате естественного отбора выживают самые приспособленные (то есть самые разумно органи­зованные, как в VII в. до н. э. - IV в. н. э. - Римская им­перия, в XVIII в. – Великобритания, в XIX в. - США). В ходе естественного отбора государство совершенству­ется, все ненужное отбрасывается (абсолютная монархия, ото­рвавшаяся от народа церковь и т. д.).

   Недостатками органической теории является:

• прямое проецирование биологических законов на жизнь общества;

• сильное влияние дарвинизма;

• отождествление государства с биологическим организмом, в то время как оно является организмом социальным.

Психологическая теория

   Основоположником психологической теории воз­никновения государства считается польско-российский юрист и социолог Л. И. Петражицкий (1867 - 1931). Также данную теорию разрабатывали 3. Фрейд и Г.Тард.

   Данная теория утверждает, что возникновение государства связано со свойствами психи­ки человека:

желание быть защищенными и подчиняться более сильным;

желание сильных повелевать другими людьми;

способность сильных личностей оказать психологиче­ское воздействие и подчинить своей воле других;

желание отдельных членов общества не подчиняться об­ществу и бросить ему вызов - сопротивляться власти, совер­шать преступления и т. д. - и необходимость их обуздания.

   Авторы теории считают, что предшественницей госу­дарственной власти являлась власть верхушки первобытного общества - вождей, шаманов, жрецов, которая основыва­лась на их особой психологической энергии, с помощью которой они влияли на остальных членов общества.

   Достоинства психологической теории: отчасти она справедлива. Стремление к общению, доминированию, под­чинению действительно свойственны человеческой психике и вполне могли оказать влияние на процессе образования государства.

Недостатки психологической теории: данная тео­рия не учитывает другие факторы (социальные, экономические, по­литические и др.), благодаря которым возникло государство.

Теория насилия

   Теория насилия как главного фактора возник­новения государства выдвигалась различными автора­ми на протяжении столетий, Одним из первых ее выдви­нул Шан Ян (390 - 338 до н. э.) - китайский политик.

   Данную теорию разрабатывали: Евгений Дюринг (1833 - 1921) - немецкий философ; Людвиг Гумплович (1838 - 1909) - австрийский правовед и со­циолог; Карл Каутский (1854 - 1938).

   Причину происхождения и основу политической власти и госу­дарства они видели в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. В отдельных случаях насилие носило внешний характер (внешнее насилие), в другом зарождалось внутри  самого общества (внутреннее насилие).

   При внутреннем насилии – в обществе одна группа людей насильственно подчиняет себе остальную массу населения (Л.Гумплович). При внешнем насилии государство было необходимо и возникло для управления покоренными племенами и территориями (завоевания, порабоще­ния, колониальная политика) (Ф.Оппенгеймер). К этой группе теорий возникновения государства можно отнести и классовую теорию К.Маркса. В ее основе лежит разделение общества на антагонистические классы и государство является органом и средством насилия господствующего класса.

   Насилие выражалось, как правило, в присвоении мате­риальных благ и средств производства сильным (воору­женным) меньшинством:

сбор дани дружинниками;

расширение подвластных королю (феодалу) территорий;

огораживание (сгон крестьян и присвоение угодий);

иные формы насилия.

   Для поддержания установленного порядка также тре­бовалось насилие (чиновники, армия и т. д.), и возникла необходимость создания "охранительного аппарата" за­воеванных благ.

   Возникновение государства, таким обра­зом, рассматривается как реализация закономерности подчине­ния слабого сильному

   В пользу теории насилия говорит то, что оно (наси­лие) действительно является одним из основных факторов, на которых основывается государство. Например: сбор налогов; правоохранительная деятельность; комплекто­вание вооруженных сил.

   Многие иные формы государственной деятельности под­креплены принудительной силой государства (иначе го­воря - насилием) в том случае, если данные обязанности не исполняются добровольно.

   Многие государства были созданы путем насилия (при­мер - преодоление феодальной раздробленности в Германии ("железом и кровью" - Бисмарк), во Франции, собира­ние русских земель вокруг Москвы (Иван III, Иван IV и др.).

   Ряд крупных государств был создан путем завоевания и присоединения других государств: Римская империя; Татаро-Монгольское государство; Великая Британия; США и др.

   Недостатком теории насилия является то, что насилие (при его важной роли) было не единственным фактором, повлиявшим на возникновение государства. Для того чтобы могло возникнуть государство, необходим такой уровень экономического развития общества, который позволил бы со­держать государственный аппарат. Если этот уровень не достиг­нут, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства. И для того чтобы государство появилось в результате завоевания, к этому времени должны уже созреть внутренние условия, что имело место при возник­новении германских или венгерского государств.

Ирригационная (гидравлическая) теории возникновения государства

   Ирригационная (водная) теория возникнове­ния   государства   выдвигалась   многими   мыслителями Древнего Востока (Китая, Месопотамии, Египта), частично К. Марксом ("азиатский способ производства"). Суть ее в том, что государство возникло в целях коллективного ведения земледелия в долинах крупных рек путем эффек­тивного использования их вод (ирригация).

   Крестьянин-индивидуалист не могли использовать са­мостоятельно ресурсы крупных рек. Для этого необходи­ма была мобилизация усилий всех людей, живущих вдоль реки. В результате этого возникли первые государства - Древний Египет, Древний Китай, Вавилон.

   В подтверждение данной теории говорит тот факт, что первые государства возникли в долинах крупных рек (Египет - в долине Нила, Китай - в долинах Хуанхэ и Янц­зы) и имели в своем появлении ирригационную основу.

   Против теории говорит то, что она не объясняет при­чину появления государств, расположенных не в долинах рек (например: горных, степных и т. д.).

Экономическая (классовая) теория возникновения государства

   Возникновение этой теории обычно связывают с именами К. Маркса и Ф. Энгельса, нередко забывая их предшественников, таких, как Л. Морган. Иногда можно встретить её другое название - Историко-материалистическая концепция. Смысл этой теории в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, прежде всего экономического. Это обеспечивает материальные условия возникновения государства и права и определяет изменения общества, которые также представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права.

   Историко-материалистическая концепция включает два под­хода. Один из них, господствовавший в советской науке, решаю­щую роль отводил возникновению классов и непримиримости борь­бы между ними: государство возникает как продукт этой непримиримости, как орудие подавления господствующим классом других клас­сов. Второй подход исходит из того, что в результате экономи­ческого развития усложняются само общество, его производи­тельная и распределительная сферы, его «общие дела». Это требует совершенствования управления, что и приводит к воз­никновению государства.

   Согласно данной теории государство возникло на классово-экономической основе:

♦ произошло разделение труда (земледелие, скотоводст­во, ремесло и торговля);

♦ возник прибавочный продукт;

♦ в результате присвоения чужого труда общество рас­слоилось на классы - эксплуатируемых и эксплуататоров;

♦ появились частная собственность и публичная власть.

♦ для поддержания господства эксплуататоров был соз­дан специальный аппарат принуждения - государство.

Инцестная (половая)

   Запрет инцеста (кровосмешения) близких родственников является исходным социальным фактом в выделении человека из мира природы, структуризации общества и в последующем возникновении государства (Леви-Стросс)

Спортивная

  Возникновение государства напрямую связано с происхождением игр и физических упражнений, а также спорта в целом (Ортега X. Гассет)

Диффузная

   Государство возникает в результате передачи опыта управления большими отрядами человеческого сообщества от одних народов другим или как результат распространения опыта государственно-правовой жизни на те регионы земного шара, где он еще не использовался (XIX-XX века) (Гребнер).

Теория специализации

   Государство  -   это  результат  возникновения   специализации   в  сфере управленческой (политической специализации),  которая  имело место наряду со специализацией в производственной сфере (экономической специализацией) (Т. В. Кашанина)

   Существуют и другие теории возникновения государства.

 

4. Разнообразие путей возникновения государства

 

   Кроме теорий происхождения государства существу­ет еще такое понятие как азиатский и европейский пути его возникновения.

Восточный (азиатский) путь возникновения государства 

    Научные поиски в области археологии, этнической и политической антропологии, проведенные в XX столетии, свидетельствуют о том, что первые признаки государственности появились не в Европе, а на Азиатском континенте (нынешний Ирак, Китай и т.д.). Первые государства возникли около 5 тыс. лет назад в долинах крупных рек: Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Янцзы и др., т. е. в зонах поливного земледелия.

   В этих климатичес­ких зонах для успешного земледелия необходимо было созда­ние больших ирригационных сооружений (каналов, дамб, во­доподъемников и т. п.) для искусственного орошения. Объем и сложность работ по созданию таких сооружений были велики и существен­но превышали возможности отдельно взятых родоплеменных образований. Последнее и предопределило необходимость их объединения под единым началом.

   Вместе с тем все это обусловило сохранение сельскохозяйственных общин и соответственно общественной формы собственности на основное средство производства — землю. Поскольку, как и прежде, все произведенное обобществляется, а затем перераспределяется, и это перерасп­ределение осуществляется вождями и старейшинами (к которым позднее присоединяются служители культа), то именно в их руках оседает и скапливается общественное достояние.

   Возникают родоплеменная знать и такое социальное явление, как «власть-собственность», доля родоплеменной знати при распределении общественного продукта увеличивается. Уп­равлять становится выгодным.

   Вместе с зависимос­тью населения от вождей и старейшин «по должности» появляется и экономическая зависимость, а «выборность» этих лиц становится все более формальной. Это приводит к дальнейшему закреплению должностей за определен­ными лицами, а потом к появлению наследования должностей.

   Постепенно родоплеменная знать превращается в обособлен­ную социальную группу (класс, сословие, касту), осуществляю­щую управление, которая все более отделяется от остальных членов общества, приобретает собственные, не совпадающие с обществом интересы. На основе отправления какой-либо обществен­ной функции, общественной должности возникает политическое гос­подство родоплеменной знати. В той мере, в какой удава­лось, общинное «чиновничество» постепенно превращалось в привилегированную замкнутую социальную прослойку — важ­нейший элемент складывающегося аппарата государственной власти.

   Нередко административные функции совме­щались с культовыми(религиозными), что придавало им особый авторитет.

   Следовательно, одной из главных предпосылок как государствообразования, так и образования классов «по восточному типу» было использование властвующими слоями и группами сложившегося аппарата управления, контроля над экономичес­кими, политическими и военными функциями.

   На Востоке узур­пировались не сами средства производства, а управление ими.  Государственный аппарат возник из аппарата управления родоплеменными объединениями. В результате возникает структура, сходная с пирамидой: на­верху (вместо вождя) — неограниченный монарх, деспот; ниже (вместо совета старейшин и вождей) — его ближайшие совет­ники, визири; далее — чиновники более низкого ранга и т.д., а в основании пирамиды — сельскохозяйственные общины, по­степенно потерявшие родовой характер.

   Восточное общество было за­стойным: на протяжении веков и тыся­челетий оно практически не развивалось. Так, в Ки­тае государство возникло на несколько веков раньше, чем в Европе (в Греции и Риме). В Китае социальные потрясения (иностранные завоевания, крестьянские восстания, в том числе и победоносные и т.п.) приводили только к смене царствующих династий, само общество до начала XX в. оставалось в основном неизменным.

   Восточные государства имеют много общего:

» они основаны на государственной и общественной соб­ственности  на основные средства  производства  (землю),  что определяет разделение общества по иным, чем в Европе, при­знакам: не по наличию у того или иного субъекта собственности, а по его положению в иерархической государственной системе;

» эти  государства  обладают сильным  чиновничьим аппаратом, который является фактически собствен­ником средств производства;

» были абсолютными монархиями, деспотиями; монарх олицетворял госу­дарство и считался воплощением Бога на зем­ле или верховным жрецом;

» правовые системы государств в большинстве нераз­виты, закреплены  в  религиозно-нравственных догмах и  часто поддерживаются  обычаями, «культом предков» и т.п.;

» как восточное общество в целом, государства имеют застойный характер, очень медленно изменяются в ходе исторического развития.

   Восточный путь возникновения государства представлял собой плавный переход, перерастание первобытного, родоплеменного общества в государство.

   Восточные государства в некоторых своих чертах существен­но отличались друг от друга. В одних, как в Китае, рабство носило домашний, семейный характер. В других, как в Египте, в отличие от европей­ского, античного рабства, основанного на частной собственнос­ти, рабы в подавляющем большинстве были собствен­ностью государства (фараона) или храмов.

    Можно определить главные характеристики азиатского (восточного) пути:

= возникновение из родоплеменной знати (трансформа­ция знати). Вождь, старейшины становятся непосредст­венно государством, когда появляются силовые структу­ры, естественные пути возникновения;

= экономическая основа - общественная и государственная собственность;

= политическое господство основывается не на богатст­ве, а на занимаемой должности;

= чиновничий аппарат складывается до появления част­ной собственности, резервные фонды с продуктами тре­бовали следящих за ними чиновников.

Западный путь возникновения государства 

   В отличие от восточного пути, имевшего универсальный харак­тер, западный путь был явлением своего рода уникальным, скорее, исключением из общего правила. Именно западное общество, европейские государства в короткий истори­ческий срок обогнали значительно раньше возникшие восточные и  в  решающей  степени  определили  весь  ход  человеческого прогресса.

   Основным фактором образования государства на территории Европы было классовое разделение общества. На стадии протогосударства (чифдома), формой которого была «военная демократия» происходило интенсивное формирование частной собственности на землю, а также на другие средства производства: скот, рабов.

   Для европейского пути характерно следующее:

» государство возникло до появления классов.

» насильственный путь перехода власти от родовой зна­ти к богатой аристократии;

» основой государства является частная собственность;

» классовая дифференциации по занимаемому отноше­нию к собственности;

» определение политическое господство через богатство;

» административная структура складывается после появ­ления частной собственности;

» государство отделяется от общества, возвышается над ним, возникает противоречивая политическая структура;

   В европейском пути выделяют несколько форм возник­новения государства:

a) Афинская форма 

   В литературе Афины неред­ко называются классической формой возникновения государст­венности. В Древних Афин государство развивалось, преоб­разуя органы управления родового строя и постепенно вытесняя их государственными органами власти. Внешние (случайные) обстоятельства существенного влияния не оказывали.

   Афинская форма государственности - естественный, ненасильственный путь, разде­ленный на три этапа (учреждение центрального управле­ния, приход к власти богатых, разделение на классы).

    Афинское государство возникало непосредственно и вследствие раскола Афинского общества и из классовых противоречий. Постепенно формируемая частная собственность стала основой эко­номического господства имущих классов. По мере развития частной собственности растет влияние экономически сильной группы, которая стремится ослабить роль народного собрания и базилевса (выступавшего военоначальником, верховным жрецом, верховным судьей) и передать власть своим представителям. Наиболее богатые собственники начали занимать ответствен­ные государственные должности — господство родовой знати было ликвидировано. В свою очередь, это позволило овладеть институтами публичной власти и использо­вать их богатой прослойкой общества для защиты своих интересов.

   В Древней Спарте возникновение государства имело свои особенности, что отличает её от Древних Афин. Спарта была аристократической республикой с весьма жесткими, даже террористическими ме­тодами управления и сохранившимися значительными пережит­ками первобытнообщинного строя.

   Появление государства в Спарте обусловлено:

необхо­димость руководить завоеванными соседними территориями и держать в повиновении их население;

стремление не допустить имущественного неравенства (а, следо­вательно, и социальной напряженности) среди «коренных» спар­танцев, недопущение в этих целях частной собственности на рабов и на землю, которая, оставаясь в государственной соб­ственности, делилась на равные участки по числу полноправных жителей,

постоянная угроза восстания рабов-илотов, численность кото­рых многократно превышала численность спартанцев и другие.

b) Римская форма государства

    В основном процесс государствообразования в Риме похож на Афины. Так же, как и в Греции, шло разложение родоплемен­ного строя и экономически сильная группа постепенно захватила власть, формируя выгодные ей органы. Однако в Риме в эти процессы вмешалась третья группа населения — плебеи. Представители пришлых племен, лично свободные, не связанные с римским родом, они обладали торговым и промыш­ленным богатством. Их длительная борьба против патрициев — родовой рим­ской аристократии, — развернувшаяся в связи с укреплением частной собственности и углублением имущественной диффере­нциации, наложилась на процесс классообразования в римском обществе, стимулировала разложение родоплеменного строя и образование государ­ства. В результате борьбы плебеев с патрициями рухнул римский родовой строй, и возникло государство.  Римская форма возникновения государства характеризуется отделением родовой знати через насилие, делением общества на шесть классов.

   Необходимость умерять столкновения различных социальных групп необъятной империи и удерживать в повиновении подвластные и зависимые эксплуатируемые народы, привела во II в. до н.э. к созданию мощного государственного аппарата управления.

c) Германская

   Германские племена долгое время служили поставщиками рабов для могучего Рима.

   Если само положение Греции и Рима способствовало ускоренной ломке патриархаль­ного строя, то эти же естественные условия в Германии до определенного момента создавали возможности для некоторо­го развития производительных сил в рамках родового общества, тогда как рабовладение, в том виде, как оно существовало в Средиземноморье, было экономически даже невыгодно. Ра­зорявшиеся общинники попадали в зависимость от богатых, а не в рабство, что способствовало длительному сохранению коллек­тивной формы хозяйствования. Военные потребности и полукочевое земледелие способствовали сохранению коллек­тивной формы общественно-хозяйственной организации, в кото­рой рабам просто не могло быть места. Поэтому имущест­венная дифференциация и социальное расслоение привели по­степенно к формированию протофеодального общества.

   Древнегерманская форма возникновения государства явилась следствием внешнего насилия - завоевания франками Римских территорий. Германские племена, покорив римские народы, должны были держать их в повиновении, а для этого требовались органы принуждения.

   Завоевание франками значительных территорий Римской им­перии, с одной стороны, со всей очевидностью показало неспо­собность родоплеменного строя обеспечить господство на этих территориях, а это подстегнуло образование государства раннефеодального типа.  С другой стороны, это завоевание разрушило рабовладельческие порядки и ускорило переход к феодализму на месте некогда могущественной Римской империи. Так возникло древнегерманское государство.

   Таким путем шло развитие и других государств на территории Европы (в Древней Руси, Ирландии и др.).

   В качестве вывода можно сказать, что в обеих моделях государства - "азиатской" и "европейской" имеет место различное сочетание двух важнейших факторов, выражающих коренную природу человечества: власти и собственности (причем собственность имеется в виду как частная, так и коллективная). От содержания субъектов и особенностей сочетания этих двух факторов в различных условиях и зависят конкретные черты процесса образования государства.

   Для "азиатской" модели характерно то, что такое сочетание выливается в феномен "власти - собственности" (т.е. власть становится собственностью того, кто ею обладает). Образно говоря по такой "формуле": "Я обладаю властью, значит, я обладаю и собственностью (коллективной, прежде всего, и частной"). В "европейской" модели формула несколько иная: "Я владею собственностью (прежде всего частной собственностью), значит, я обладаю (могу или должен обладать) властью".

   Типичным был путь возникновения госу­дарства на Древнем Востоке, а появление рабовладельческих (Древние Греция и Рим) и феодальных государств (германцы и славяне) представляло собой уникальное явление.

   Важнейшей закономерностью процесса возникновения го­сударства является неравномерность развития государственно­сти у различных народов. Первые государства складывались там, где существовали более благоприятные условия для срав­нительно быстрого роста общественного производства (Ближ­ний Восток, долины рек Инда и Янцзы, Мезоамерика, Перу и др.). Эти зоны были центрами классообразования, в дальней­шем распространяя свое влияние на сопредельные их терри­тории и общества. Решающее значение для времени и места появления первых государств имел географи­ческий фактор. 

Афри­канские государства

   Свои особенности имело формирование государств в Афри­ке. Современная африканистика отмечает несовпадение во вре­мени процессов государствогенеза и классогенеза. В ряде реги­онов в результате специфического сочетания внутренних и внешних факторов происходила монополизация общественной функ­ции и лишь затем намечалось появление классов. Этот период существенно отличался как от организации власти в племенных объединениях (вождество), так и от зрелого государства, что послужило основанием для выде­ления нового этапа становления государственности — эпохи ран­него государства.

   Некоторые осо­бенности раннего государства Африки, отличающие его от госу­дарства «восточной деспотии»: верховная власть была не наслед­ственной, а выборно-наследственной, система управления стро­илась на геронтократическом принципе для нижних уровней, на аристократическом (меритократическом) — для более высоких. Правители были связаны системой ограничений: в передвижении, в контактах с населени­ем, что вытекало из представлений об их сакральности; в приня­тии важнейших решений, т.к.  существовал известный проти­вовес их власти в лице совета из представителей родовой знати.

   В целом же и в этом регионе земного шара процесс монопо­лизации функции общественного управления общинной верхуш­кой, т.е. зарождение государства, при отсутствии частной соб­ственности на  основное средство  производства  и разделения общества на классы являлся типичным, определяющим в станов­лении государственности, естественный ход которого был нару­шен в результате колонизации материка.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!