ГЛАВНАЯ » УЧЁБА и ОБРАЗОВАНИЕ » УЧЕБНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » ТРУДОВОЕ ПРАВО » Лекции по трудовому праву » Лекция № 16: «Контроль за соблюдением трудового законодательства»

Лекция № 16: «Контроль за соблюдением трудового законодательства»

 Вопрос № 1. Понятие и способы защиты трудовых прав работников

 

Защита трудовых прав граждан остается одним из приоритетных направлений правовой политики.

Во многих случаях термин "защита" является синонимом термина "охрана", поскольку законодателем оба эти понятия используются для обозначения деятельности, которая состоит в обеспечении, соблюдении прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов государства. Так, в ст. 2 и 45 Конституции РФ говорится о государственной защите прав и свобод человека и гражданина, а в ст. 82 - об охране этих прав и свобод.

В Словаре русского языка приводится толкование слова "защита": "Защитить. Охраняя, оградить от посягательств. Защитить обиженного...". В юридической литературе различаются понятия защиты и охраны субъективного права и охраняемого законом интереса. Охраняются права и интересы постоянно, а защищаются только тогда, когда нарушаются. "Защита есть момент охраны, одна из ее форм. Данные понятия не совпадают". "Охрана - это установление общего правового режима, а защита - те меры, которые предпринимаются в случаях, когда гражданские права нарушены или оспорены".

Конституцией России определен эффективный механизм защиты прав человека, основные положения которого соответствуют требованиям Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Они состоят в следующем:

= предоставление всем лицам широких возможностей для правовой защиты своих прав;

= запрещение издания в Российской Федерации законов, отменяющих и умаляющих права человека и гражданина;

= закрепление обязанностей законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления обеспечивать и защищать права человека и гражданина;

= провозглашение гарантом прав и свобод человека и гражданина Президента РФ и закрепление его права приостанавливать деятельность актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина;

= предоставление каждому права на личную защиту своих прав всеми способами, не запрещенными законом и др.;

Понятие защиты трудовых прав работников надо различать в широком и узком ее смыслах.

Защита трудовых прав работников в узком смысле сло­ва — это обеспечение соблюдения трудовых прав, защита их от нарушений, в том числе и профилактика, восстановление неза­конно нарушенных прав и установление трудовым законодатель­ством и действиями соответствующих органов реальной эффек­тивной ответственности работодателей и их представителей (ад­министрации) за нарушение трудового законодательства, его неисполнение, т. е. за нарушение трудовых прав работников. В этом узком смысле такая зашита регулируется разд. XIII ТК.

В широком смысле под защитой трудовых прав работников следует понимать реализацию защитной функции трудового права, которая, в свою очередь, отражает защитную функцию го­сударства. Поэтому защита трудовых прав работников в широ­ком смысле включает и защиту в узком смысле, и следующие важнейшие способы защиты этих прав:

1) установление на федеральном уровне Трудовым кодексом и другим трудовым законодательством высокого уровня условий труда, гарантии основных трудовых прав, которые дополняются,
повышаются, развиваются региональным трудовым законодатель­ством и в локальном порядке коллективными договорами, согла­шениями, трудовыми договорами;

2) развитие производственной демократии как непосредст­венной, так и представительской (через профсоюзы и других представителей работников), когда работники сами участвуют и в определении правил внутреннего трудового распорядка, и в установлении обязательности заключения в организации коллек­тивных договоров, не отдавая все это на решение только работо­дателя;

3) широкая пропаганда трудового законодательства всеми способами (через СМИ, лекции и т. д.) среди трудящихся, а также обучение основам его работодателей и их представите­лей (администрации) с использованием практики показа эффек­тивных способов защиты от трудовых правонарушений, обучение трудящихся культурно бороться за свои трудовые права.

 Защита трудовых прав — это различные действия государст­венных и профсоюзных органов по профилактике трудовых право­нарушений, а при их появлении — оказание помощи этими ор­ганами работникам в ликвидации таких правонарушений (индиви­дуальных или коллективных), восстановлении нарушенных трудовых прав и привлечении к ответственности нарушителей.

Процесс этой защиты трудовых прав (раздел XIII ТК) имеет свои стадии, в частности:

а) профилактика от трудовых правонарушений;

б) рассмотрение трудового правонарушения при разрешении трудовых споров;

в) восстановление нарушенных трудовых прав;

г) ответственность за трудовые правонарушения.

Вся защита трудовых прав со всеми ее стадиями и способами входит также в меха­низм правового регулирования труда. А таким механизмом яв­ляется система правовых средств, с помощью которых осуществ­ляется упорядоченность трудовых и непосредственно связанных с ними других отношений в сфере труда в соответствии с целя­ми и задачами правового социального государства.

Структурными элементами механизма правового регулирова­ния являются:

а) нормы права, устанавливающие правила поведения;

б) правоотношения как элемент реальной жизни права;

в) акты реализации юридических прав и обязанностей, т. е. фактическое поведение субъектов правоотношений. В этом эле­менте механизма правового регулирования труда возможны пра­вонарушения работодателем своих трудовых обязанностей, а сле­довательно, прав работников.

Система защиты прав человека включает судебную и несудебную защиту, а также деятельность неправительственных правозащитных организаций. Главным способом защиты трудовых прав выступает судебная защита. Конституционное право на судебную защиту служит своеобразной гарантией других прав и свобод, поэтому его можно рассматривать как процессуально-охранительное право. Несудебные формы защиты делятся на государственные и общественные. Общественные формы различаются в зависимости от того, какая общественная организация обеспечивает охрану и защиту права (комиссия по трудовым спорам, профсоюзные органы).

Трудовые права работников призваны защищать и все юрисдикционные органы, рассматривающие трудовые споры, включая суды.

Защита трудовых прав работников это одновременно и защи­та правопорядка в труде, восстановление нарушенной законно­сти. А законность в сфере труда — строгое и полное осуществ­ление предписаний трудового законодательства всеми субъекта­ми трудового права.

Правопорядок в сфере труда — это система общественных отношений в труде, которая устанавливается по точному и пол­ному осуществлению норм трудового законодательства всеми субъектами трудового права.

Содержанием трудового правопорядка является правомерное поведение всех субъектов трудового права. Поскольку он скла­дывается на основе норм трудового права, то в силу этого охра­няется, защищается государством.

Способы защиты трудовых прав работников являются одно­временно гарантиями законности в сфере труда и трудового пра­вопорядка.

Конкретный уровень (нормальный, высокий, низкий) трудового правопорядка и законности в сфере труда в каждой организации отражает и состояние общественной жизни в социальной сфере в правовом государстве. К высокому уровню трудового правопо­рядка и законности в сфере труда на каждом производстве должны стремиться как к результату правового регулирования труда все субъекты трудового права.

Перечень способов защиты трудовых прав работников назван в ст. 352 Трудового кодекса РФ. Основными способами защиты трудовых прав и законных интересов являются:

а) государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства;

б) защита трудовых прав работников профессиональными союзами;

в) самозащита работниками трудовых прав.

г) судебная защита.

В статье 142 ТК РФ содержится регламентация такой формы самозащиты трудовых прав, как приостановление работы при невыполнении работодателем обязательств по оплате труда (в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней).

К самозащите можно отнести и такую форму, как обращение работников в юрисдикционные органы за разрешением индивидуальных или коллективных трудовых споров. В Трудовом кодексе установлен конкретный механизм рассмотрения трудовых споров, который может быть использован как своеобразная инструкция к действию. Подробно прописана вся цепочка: от обращения к работодателю, в государственные органы, инстанции по рассмотрению трудовых споров, от организации предварительных переговоров с работодателем до реализации права работников на забастовку.

 

Вопрос № 2. Государственный надзор и контроль в сфере труда

 

Понятие надзора за соблюдением трудового законодательства

Правовое государство устанавливает виды и меры юридической ответственности за нарушение законодательства. На усиление ответственности за нарушение законодательства, регулирующего трудовые отношения и непосредственно связанные с ними отношения, должен быть направлен государственный надзор и контроль, а также общественный (профсоюзный) контроль. Надзор и контроль за соблюдением действующего законодательства о труде является составной частью механизма защиты трудовых прав.

Исторически сложилось так, что во всех западных странах и в России государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и охраны труда возник раньше профсоюзного контроля.

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудово­го законодательства и охраной труда возник в России в виде фабричной инспекции еще во второй половине XIX в. Формиро­вание системы государственного контроля фабричной инспекци­ей за исполнением фабрикантами действующего тогда неболь­шого трудового законодательства оказалось весьма сложной зада­чей для российского общества.

Устав о промышленном труде 1913 года содержал целый разд. 3 «О фабричной инспекции» (ст. 30—41). Фабричные ин­спекторы были первыми в истории России государственными за­щитниками рабочих от хозяйского произвола фабрикантов. Все три Кодекса законов о труде России имели самостоятельные главы по надзору и контролю за охраной труда и соблюдением трудового законодательства, который осуществляли не только го­сударство в лице своих специализированных инспекций, проку­ратуры, но и профсоюзы, так как им было передано это право государством при ликвидации в 1933 году Наркомата труда. Ныне государство от профсоюзов это право надзора вернуло себе, создав Гострудинспекцию с ее органами на местах, которая находится в структуре Минтруда России. За профсоюзами со­хранился общественный профсоюзный контроль в этой области.

Наша страна ратифицировала Конвенцию МОТ № 81 (1947 г.) об инспекции труда и Протокол к ней 1995 года и в соответствии с ними обязалась иметь государственную инспекцию труда, обес­печивающую соблюдение трудового законодательства и охраны труда на всех производствах Российской Федерации.

Принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих принципы и порядок осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также систему и полномочия федеральных органов государственной власти, осуществляющих указанный надзор и контроль, относится к ведению федеральных органов государственной власти (ст. 6 ТК РФ).

В соответствии со ст. 353 ТК РФ государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства во всех организациях на территории РФ осуществляют органы федеральной инспекции труда. Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности осуществляют также специально уполномоченные органы - федеральные надзоры (государственный энергетический надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью). Внутриведомственный государственный контроль в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.

Федеральная инспекция труда - это единая централизованная система государственных органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства на территории России.

Деятельность органов федеральной инспекции труда и должностных лиц указанных органов проводится на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и гласности.

Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрено, что нарушение законодательства о труде и охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц.

Различают общие права для правовых инспекторов труда и для инспекторов по охране труда, а также специфические права лишь для инспекторов по охране труда.

Государственные инспектора труда являются федеральными государственными служащими, и в связи с этим на них распространяются все нормы законодательства о федеральной государственной службе, в том числе и об ограничениях, обязанностях, ответственности. Обязанности государственных инспекторов труда закреплены ст. 358 ТК РФ.

 

Система государственных надзорных органов и виды надзора в сфере труда

Государство в соответствии со ст. 45 Конституции РФ гаран­тирует и осуществляет государственную защиту прав и свобод человека. Достижение целей, указанных в ст.1 ТК РФ: установ­ление государственных гарантий трудовых прав и свобод граж­дан, создание благоприятных условий труда, защита прав и ин­тересов работников и работодателей невозможны без надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства.

В научной литературе нет единого мнения о различии сущ­ности надзорных и контрольных функций. Часто их употреб­ляют вместе, что говорит о их правовом единстве. В ТК РФ законодатель, говоря о функциях государственных надзоров, так­же их не разделяет. Возможно, что контроль осуществляется органами в процессе руко­водства подчиненными учреждениями, организациями. А над­зор осуществляется специальными органами в отношении, как правило, неподчиненных организаций.

Различие между надзорными и контрольными функциями прояв­ляется в том, что надзор означает проверку законности решений работода­теля в сфере применения законодательства о труде, а контроль — проверку решения с позиции целесообразности.

Надзор и контроль за соблюдением трудового законода­тельства представляет собой деятельность компетентных орга­нов, направленную на обеспечение реализации государствен­ных гарантий трудовых прав и свобод граждан, защиту прав и интересов работников и работодателей.

Система государственных органов, осуществляющих надзор и контроль в области охраны труда, указывается в ст. 353 ТК РФ:

-   специально уполномоченные независимые государственные органы и инспекции;

-   соответствующие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и над­зору в установленной сфере деятельности (государ­ственные надзоры);

- внутриведомственный государственный контроль осу­ществляют органы исполнительной власти федерации в соответствующих сферах деятельности;

- местные органы самоуправления;

-   прокуратура - как высший надзор за точным и единообразным исполнением законов о труде на территории Российской Феде­рации (ст. 353 ТК).

Конституционный Суд РФ реагирует на нарушения не толь­ко по применению трудового законодательства, но и по его уста­новлению (например, он признал незаконность ограничения оп­латы вынужденного прогула по ст. 213 КЗоТ), поскольку явля­ется высшим судебным органом конституционного контроля.

Надзор и контроль за соблюдением законодательства о тру­де проводится в двух основных сферах:

- установления ус­ловий труда и

- применения установленных условий труда.

В сфере применения установленных условий труда надзор и контроль направлены на проверку соответствия реализации прав и обязанностей, установленных в трудовом законодатель­стве для сторон трудового отношения и иных отношений, не­посредственно связанных с ним.

В зависимости от целей проведения различают виды надзора и контроля:

—          предварительный - предупреждение трудовых правонару­шений;

—          текущий - проверка применения норм трудового законо­дательства;

—          последующий - расследование совершенных трудовых правонарушений и устранение их последствий.

Последний осуществляют суд, прокуратура при выявлении допущенных нарушений трудового законодательства и правил охраны труда (например, органы прокуратуры на местах нередко проводят в организациях проверку соблюдения трудового законодательства, а суды при рассмотрении трудовых споров реа­гируют на грубые нарушения вынесением частных определений в адрес таких руководителей организаций).

В теории принято разделять основные виды надзора и конт­роля на:

1) государственный, который, в свою очередь, делится на надзор и контроль: государственной инспекции по труду; госу­дарственными надзорами; прокурорский; внутриведомствен­ный; судебный;

2) общественный.

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудо­вого законодательства и иных нормативных правовых актов, со­держащих нормы трудового права, за всеми работодателями на территории РФ осуществляют органы федеральной инспекции труда. Она является специализированным государственным органом в этой сфере. Федеральная инспекция труда — это еди­ная централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведе­ние государственного надзора и контроля за соблюдением тру­дового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных ор­ганов (государственных инспекций труда).

Федеральная инспекция труда наделена полномочиями проводить обследования и проверки как плановые (в целях пре­дотвращения нарушений законодательства о труде), так и вне­плановые (в связи с обращениями и жалобами граждан).

Основными задачами органов федеральной инспекции тру­да являются:

—          обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;

—          обеспечение соблюдения работодателями трудового за­конодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

—          обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюде­ния положений трудового законодательства и иных

нормативных правовых актов, содержащих нормы тру­дового права;

— доведение до сведения соответствующих органов государ­ственной власти фактов нарушений, действий (бездей­ствия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие законов и иных нормативных правовых актов.

В ст. 356 ТК РФ изложены полномочия органов федеральной инс­пекции труда. Порядок проведения проверок должностными лицами фе­деральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной орга­низации труда по вопросам инспекции труда, ТК РФ, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации. Например, Федеральным законом от 08.08.2001 №134-ФЗ (с изм. и допол.) «О защите прав юриди­ческих лиц и индивидуальных предпринимателей при проведе­нии государственного контроля (надзора)» установлены допол­нительные обязанности для должностных лиц органов государ­ственного контроля (надзора).

Государственные инспекторы труда инспектируют на всей тер­ритории Российской Федерации любых работодателей (органи­зации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При инспекционной проверке государственный инспектор труда может уведомлять о своем присутствии работодателя или его представителя, если только не считает, что такое уведомле­ние может нанести ущерб эффективности контроля.

Государственный надзор за соблюдением правил по безопас­ному ведению работ в отдельных отраслях экономики и на некото­рых объектах промышленности наряду с органами федеральной инспекции труда осуществляют специально уполномоченные органы исполнительной власти — государственные надзоры (Госгортехнадзор, Госэнергонадзор, Госсанэпидемнадзор, Госнадзор за ядерной и радиационной безопасностью и др.).

Внутриведомственный государственный контроль за со­блюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подве­домственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

Суды РФ при решении дел в соответствии со своей подве­домственностью осуществляют надзор и контроль за соблюде­нием трудового законодательства на предмет соответствия Кон­ституции РФ федеральных нормативно-правовых актов, а также решают вопросы о законности локальных актов работодателя при рассмотрении индивидуально-трудовых споров.

Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляется, прежде всего, профсоюзными организа­циями.

Профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителя­ми трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.

Различие между государственным надзором и контролем и общественным контролем профсоюзов состоит в том, что специально уполномоченные государственные органы и инспекции наделены государством не только надзорными и контрольными функциями, но и властными полномочиями – правом давать работодателям обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений, приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования в условиях, угрожающих жизни и здоровью работников, привлекать виновных должностных лиц к административной ответственности и т.д. Органы общественного контроля, обладая широкими полномочиями по проверке соблюдения законодательства о труде и охране труда не вправе приостанавливать работы, производимые с нарушением правил безопасности, и привлекать должностных лиц к административной ответственности. Они могут добиться этого только путем обращения в соответствующие компетентные государственные органы.

Для осуществления контроля за соблюдением трудового за­конодательства и иных нормативных правовых актов, содержа­щих нормы трудового права, выполнением условий коллектив­ных договоров, соглашений общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочия­ми, предусмотренными положениями, утверждаемыми общерос­сийскими профессиональными союзами и их объединениями.

 

Вопрос № 3. Расследование и учет несчастных случаев на производстве

 

Порядок расследования несчастных случаев на производстве предусмотрен ст. 229 ТК РФ. Законодатель предусмотрел оформление материалов расследо­вания несчастных случаев на производстве и их учет (ст. 230 ТК).

Расследование производится в общем и специальном порядке, причем последний осуществляется при групповом или тяжелом несчастном случае либо несчастном случае со смертельным исходом.

Расследованию и учету в соответствии с настоящей главой подлежат несчастные случаи на производстве, происходящие с ра­ботниками и другими лицами, в том числе подлежащими обяза­тельному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при исполнении ими трудовых обязанностей и работы по заданию организации или работодателя — физического лица.

К указанным лицам относятся:

- работники, выполняющие работу по трудовому договору;

- студенты образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, учащиеся образовательных учре­ждений среднего, начального профессионального образования и образовательных учреждений основного общего образования, про­ходящие производственную практику в организациях;

- лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду администрацией организации;

- другие лица, участвующие в производственной деятельности организации или индивидуального предпринимателя.

Расследуются и подлежат учету как несчастные случаи на про­изводстве: травма, в том числе нанесенная другим лицом; острое отравление; тепловой удар; ожог; обморожение; утопление; пора­жение электрическим током, молнией, излучением; укусы насеко­мых и пресмыкающихся, телесные повреждения, нанесенные животными; повреждения, полученные в результате взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедст­вий и других чрезвычайных ситуаций,— повлекшие за собой необ­ходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату им трудоспособности либо смерть работника, если они произошли:

= в течение рабочего времени на территории организации или вне ее (в том числе во время установленных перерывов), а также в течение времени, необходимого для приведения в порядок ору­дий производства и одежды перед началом и после окончания ра­боты, или при выполнении работ в сверхурочное время, выходные и нерабочие праздничные дни;

= при следовании к месту работы или с работы на транспорте, предоставленном работодателем (его представителем), либо на личном транспорте в случае использования указанного транспорта в производственных целях по распоряжению работодателя (его представителя) либо по соглашению сторон трудового договора;

= при следовании к месту служебной командировки и обратно;

= при следовании на транспортом средстве в качестве сменщи­ка во время междусменного отдыха (водитель — сменщик на транспортом средстве, проводник или механик рефрижераторной секции в поезде и другие);

= при работе вахтовым методом во время междусменного отды­ха, а также при нахождении на судне в свободное от вахты и судовых работ время;

= при привлечении работника в установленном порядке к уча­стию в ликвидации последствий катастрофы, аварии и других чрез­вычайных происшествий природного и техногенного характера;

= при осуществлении действий, не входящих в трудовые обя­занности работника, но совершаемых в интересах работодателя (его представителя) или направленных на предотвращение ава­рии или несчастного случая.

Несчастный случай на производстве является страховым слу­чаем, если он произошел с работником, подлежащим обязатель­ному социальному страхованию от несчастных случаев на произ­водстве и профессиональных заболеваний.

Следует учесть, что при несчастном случае на производстве работодатель (его представитель) обязан:

- немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в учреждение здравоохранения;

- принять неотложные меры по предотвращению развития ава­рийной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц;

- сохранить до начала расследования несчастного случая на про­изводстве обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к аварии, а в случае невозможности ее сохранения — зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, сделать фотографии и произвести другие мероприятия);

- обеспечить своевременное расследование несчастного случая на производстве и его учет в соответствии с настоящей главой;

- немедленно проинформировать о несчастном случае на про­изводстве родственников пострадавшего, а также направить сооб­щение в органы и организации, определенные настоящим Кодек­сом и иными нормативными правовыми актами.

При групповом несчастном случае на производстве (два чело­века и более), тяжелом несчастном случае на производстве, не­счастном случае на производстве со смертельным исходом на рабо­тодателя (его представителя) возлагаются особые обязанности, предусмотренные законодательством

О случаях острого отравления работодатель (его представи­тель) сообщает также в соответствующий орган санитарно-эпиде­миологического надзора (ст. 228 ТК).

Порядок расследования несчастных случаев на производстве предусмотрен ст. 229 ТК.

Для расследования несчастного случая на производстве в ор­ганизации работодатель незамедлительно создает комиссию в со­ставе не менее трех человек. В состав комиссии включаются специалист по охране труда или лицо, назначенное ответствен­ным за организацию работы по охране труда приказом (распоря­жением) работодателя, представители работодателя, представите­ли профсоюзного органа или иного уполномоченного работника­ми представительного органа, уполномоченный по охране труда. Комиссию возглавляет работодатель или уполномоченный им представитель. Состав комиссии утверждается приказом (распо­ряжением) работодателя. Руководитель, непосредственно отве­чающий за безопасность труда на участке (объекте), где произо­шел несчастный случай, в состав комиссии не включается.

Каждый работник или уполномоченный им представитель имеет право на личное участие в расследовании несчастного слу­чая на производстве, происшедшего с работником.

По требованию пострадавшего (в случае смерти пострадавше­го — его родственников) в расследовании несчастного случая мо­жет принимать участие его доверенное лицо. В случае если дове­ренное лицо не участвует в расследовании, работодатель или уполномоченный им его представитель либо председатель комиссии обязан по требованию доверенного лица ознакомить его с ма­териалами расследования.

При групповом несчастном случае на производстве с числом погибших пять человек и более в состав комиссии включаются также представители федеральной инспекции труда, федерально­го органа исполнительной власти по ведомственной принадлеж­ности и представители общероссийского объединения профессио­нальных союзов. Председателем комиссии является главный го­сударственный инспектор по охране труда соответствующей государственной инспекции труда, а на объектах, подконтроль­ных территориальному органу федерального горного и промыш­ленного надзора,— руководитель этого территориального органа. На судне состав комиссии формируется федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами транспорта, либо федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопро­сами рыболовства, в соответствии с принадлежностью судна.

При крупных авариях с числом погибших 15 человек и более расследование проводится комиссией, состав которой утвержда­ется Правительством РФ.

Расследование обстоятельств и причин несчастного случая на производстве, который не является групповым и не относится к категории тяжелых несчастных случаев или несчастных случаев со смертельным исходом, проводится комиссией в течение трех дней.

Расследование группового несчастного случая на производст­ве, тяжелого несчастного случая на производстве и несчастного случая на производстве со смертельным исходом проводится ко­миссией в течение 15 дней.

Несчастный случай на производстве, о котором не было свое­временно сообщено работодателю или в результате которого не­трудоспособность у пострадавшего наступила не сразу, расследуется комиссией по заявлению пострадавшего или его доверенно­го лица в течение одного месяца со дня поступления указанного заявления.

При необходимости проведения дополнительной проверки об­стоятельств несчастного случая, получения соответствующих ме­дицинских и иных заключений указанные в настоящей статье сроки могут быть продлены председателем комиссии, но не бо­лее чем на 15 дней.

В каждом случае расследования несчастного случая на произ­водстве комиссия выявляет и опрашивает очевидцев происшест­вия, лиц, допустивших нарушения нормативных требований по охране труда, получает необходимую информацию от работодате­ля и по возможности — объяснения от пострадавшего.

На основании собранных документов и материалов комиссия устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая, оп­ределяет, был ли пострадавший в момент несчастного случая связан с производственной деятельностью работодателя и объяс­нялось ли его пребывание на месте происшествия исполнением им трудовых обязанностей, квалифицирует несчастный случай как несчастный случай на производстве или как несчастный слу­чай, не связанный с производством, определяет лиц, допустив­ших нарушения требований безопасности и охраны труда, зако­нов и иных нормативных правовых актов, и определяет меры по установлению причин и предупреждению несчастных случаев на производстве.

Если при расследовании несчастного случая с застрахован­ным комиссией установлено, что грубая неосторожность застра­хованного содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, то с учетом заключения профсоюз­ного органа или иного уполномоченного застрахованным пред­ставительного органа данной организации комиссия определяет степень вины застрахованного в процентах.

 

Вопрос № 4. Ответственность за нарушение требований охраны труда

 

Лица, виновные в нарушении требований охраны труда, невыполнении обязательств по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, трудовыми договорами или препятствующие деятельности представителей органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, а также органов общественного контроля, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

За нарушение законодательства о труде и правил по охране труда виновные должностные лица организаций несут дисциплинарную, административную, уголовную, гражданско-правовую ответственность.

Соблюдение трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (включая и правила охраны труда), является обязанностью и работодателя, и работника. Неисполнение, ненадлежащее исполнение этой обязанности влечет дисциплинарную ответственность по правилам, предусмотренным в ст.192-195 ТК РФ.

Государственным инспекторам труда предоставлено право предъявлять работодателям обязательные предписания о привлечении нарушителей законов и иных нормативных правовых актов о труде к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от работы в установленном порядке (ст.357 ТК РФ).

Виды взысканий за нарушение трудового законодательства:

- штраф;

- освобождении правонарушителей от занимаемой должности;

- дисквалификация - лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

- привлечение к обязательным работам;

- исправительные работы;

- лишение свободы.

В случаях, когда в нарушении законодательства о труде и правил по охране труда организации причинен материальный ущерб, виновный может быть привлечен к гражданско-правовой ответственности с целью возмещения этого ущерба. Так, вред, причиненный работникам в результате несчастных случаев или профессионального заболевания и не возмещенный в полном объеме по социальному страхованию, влечет ответственность работодателя по нормам гражданского права (ст.184 ТК РФ). В гл.38, 39 ТК РФ предусмотрена материальная ответственность работодателя перед работником и работника.

Статья 277 ТК РФ предусматривает ответственность руководителя в виде возмещения организации убытков (в случаях, предусмотренных федеральным законом), при котором расчет убытков осуществляется по нормам, содержащимся в гражданском законодательстве.

Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ предусмотрен порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работников при исполнении ими трудовых обязанностей.

Прежде всего, возмещение этого вреда в настоящее время осуществляется посредством обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, являющегося видом социального страхования граждан. По этой причине общественные отношения, возникающие по поводу возмещения данного вреда, являются предметом права социального обеспечения.

Статьей 8 этого же Федерального закона определены следующие виды обеспечения по страхованию (в виде денежных сумм, выплачиваемых либо компенсируемых страховщиком застрахованному или лицам, имеющим на это право):

1) пособие по временной нетрудоспособности, назначаемое в связи со страховым случаем и выплачиваемое за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве профессиональных заболеваний. Выплачивается в размере 100% среднего заработка застрахованного, исчисленного в соответствии с законодательством РФ о пособиях по временной нетрудоспособности (ст. 9 Федерального закона);

2) страховые выплаты застрахованному либо лицам, имеющим право на получение таких выплат в случае его смерти:

а) единовременная страховая выплата. Размер выплаты определяется в соответствии со степенью утраты застрахованным профессиональной трудоспособности исходя из 60-кратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день такой выплаты. В случае смерти застрахованного выплата устанавливается в максимально возможном размере (60-кратном МРОТ).

В местностях, где установлены районные коэффициенты, процентные надбавки к заработной плате, размер выплаты определяется с их учетом (ст. 11 Федерального закона);

б) ежемесячные страховые выплаты. Их размер определяется как доля среднего месячного заработка застрахованного до наступления страхового случая, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности, устанавливаемой медико-социальной экспертизой (ст. 12 Федерального закона);

3) оплаты дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья застрахованного, на его медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию, включая расходы на:

а) дополнительную медицинскую помощь, в том числе на дополнительное питание и приобретение лекарств;

б) посторонний (специальный медицинский и бытовой) уход за застрахованным, в том числе осуществляемый членами его семьи;

в) санаторно-курортное лечение, включая оплату отпуска (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством), стоимость проезда и некоторые другие расходы;

г) протезирование, а также обеспечение приспособлениями, необходимыми для трудовой деятельности и в быту;

д) обеспечение специальными транспортными средствами, их текущий и капитальный ремонт и оплату расходов на горюче-смазочные материалы;

е) профессиональное обучение (переобучение).

Нуждаемость застрахованного в указанных в п. 3 настоящего перечня видах помощи устанавливается медико-социальной экспертизой. Оплата этих расходов производится в порядке, определяемом Правительством РФ.

В то же время возмещение застрахованному морального вреда производится причинителем этого вреда.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!