Лекция № 15: «Охрана труда»

Вопрос № 1. Содержание и основные  принципы охраны труда

 

Понятие и значение охраны труда

Первые акты в области трудового законодательства в мире были направлены на охрану труда и ограничение рабочего вре­мени.

Охрана труда работников и ныне является важнейшей соци­альной проблемой в каждом государстве.

В нашей стране проблемы охраны труда после распада СССР и появления частной собственности на имущество организаций значительно обострились, поскольку частный предприниматель стремится не тратить свою прибыль на охрану труда и обновле­ние старого изношенного оборудования, из-за которого часты несчастные случаи на производстве.

Трудовой кодекс (разд. X «Охрана труда») уточнил понятий­ный аппарат института охраны труда, определил основные его по­нятия (гл. 33, ст. 209) и основные направления государственной политики в данной области. В других главах этого раздела Кодек­са предусмотрены требования охраны труда (гл. 34, ст. 211—215), организация охраны труда (гл. 35, ст. 216—218), обеспечение прав работников на охрану труда (гл. 36, ст. 219—231).

Охрану труда надо различать в широком и узком смыслах.

В широком смысле охрана труда — это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организацион­но-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактиче­ские, реабилитационные и иные мероприятия.

Это широкое по­нятие охраны труда как обеспечение безопасных и здоровых ус­ловий труда всеми средствами, т. е. правовыми, экономическими, медицинскими, организационно-техническими и другими, закреп­лено в ст. 1 Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17 июля 1999 г. и в разд. X (ст. 209) ТК РФ. Эти акты являются основны­ми по охране труда. Поэтому охрану труда изучают в различных вузах: правовую — в юридических; социально-экономическую — в экономических; санитарно-гигиеническую, лечебно-профилактиче­скую и реабилитационные меры — в медицинских; организацион­но-технические меры, т. е. соблюдение правил охраны труда при строительстве машин, оборудования, создании технологических процессов, промышленных зданий, сооружений,— в технических вузах.

В широком понимании охрана труда нужна везде, где тру­дится человек, включая учебный, военный труд, труд в исправи­тельных учреждениях. Но ст. 2 Основ об охране труда преду­сматривает их распространение более ограниченно, т. е. на труд в организациях всех форм собственности, включая труд работни­ков, работодателей, членов кооперативов, студентов и учащихся в период производственной практики, военнослужащих, привле­каемых к работе в организациях, граждан, отбывающих по при­говору суда исправительные работы в период их работы в орга­низации.

При нарушении медицинского аспекта охраны труда наруша­ется вся система охраны. Например, когда на грязных работах отсутствуют душевые, санитарно-гигиенические помещения, а в горячих цехах нет должной подсоленной питьевой воды, захлам­лены, загазованы производственные помещения и т. д.

То же самое наблюдается и при нарушении социально-эконо­мического аспекта охраны труда — не выделении должных ассиг­нований. В результате работники не обеспечиваются предохрани­тельными приспособлениями, не заменяется изношенное обору­дование. Ныне в погоне за прибылью многие работодатели, экономя на охране труда, создают не безопасные для жизни и здоровья условия труда. Следовательно, всесторонняя охрана труда будет обеспечена лишь при соблюдении одновременно всех ее аспектов, т. е. в широком смысле.

В узком смысле понятие охраны труда в трудовом пра­ве — это система правовых мероприятий и средств обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе их трудо­вой деятельности на производстве, в том числе и правовых норм по оздоровлению и улучшению условий труда. Вся система та­ких правовых мероприятий представляет собой институт охраны труда трудового права.

Третий аспект охраны труда — как один из основных принци­пов трудового права — обеспечение права каждого работника на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.

В институте охраны труда конкретизируются основной принцип трудового права об обеспечении охраны труда и соот­ветствующее субъективное право работника и его гарантии.

Институт охраны труда включает следующие группы норм трудового права:

1. Нормы-принципы об основных направлениях государствен­ной политики в области охраны труда и правила государствен­ного управления охраной труда, поскольку охраной труда управ­ляет государство.

2. Нормы, касающиеся права работников на охрану труда и его гарантий.

3. Нормы по организации и обеспечению охраны труда работо­дателем, его администрацией.

4. Требования по охране труда, которые обязаны обеспечить работодатель и его администрация.

Правила по технике безопасности и производственной сани­тарии. Система стандартов безопасности труда (ССБТ).

5. Правила особой охраны труда женщин и работников с се­мейными обязанностями.

6. Правила особой охраны труда несовершеннолетних до 18 лет и лиц с пониженной трудоспособностью.

Охрана труда как институт трудового права - это совокупность норм, направленных на обеспечение условий труда, безопасных для жизни и здоровья работников. Как правовой институт охрана труда включает в себя:

- нормы, устанавливающие права и обязанности работников и работодателей по вопросам безопасности и гигиены труда, а также конкретизирующие их с помощью правил и инструкций по охране труда;

- специальные нормы о компенсациях для лиц, работающих в тяжелых, вредных или опасных условиях;

- нормы об охране труда женщин, несовершеннолетних работников, лиц с пониженной трудоспособностью;

- нормы, регулирующие организацию работы по охране труда;

- правила расследования и учета несчастных случаев на производстве.

Нормы института охраны труда призваны создавать условия трудовой деятельности, исключающие воздействие на работника вредных и опасных производственных факторов. В связи с чем нормы рассматриваемого института трудового права следует разделить на два подинститута.

Первый подинститут состоит из совокупности правил по технике безопасности, которые призваны оградить работника от воздействия опасных факторов.

Второй подинститут составляют правила по производственной санитарии, которые направлены на то, чтобы оградить работников от воздействия вредных факторов.

Деление норм института охраны труда на подинституты имеет не только теоретическое, но и практическое значение.

В правовом регулировании охраны труда широко сочетаются централизованные нормы трудового законодательства, которые устанавливают минимум правовых мер по охране труда, с договорным методом, повышающим, конкретизирующим этот минимум на основании соглашений, коллективных договоров, а также трудовых договоров.

Надзор и контроль за охраной труда и ответственность за ее нарушение в Трудовом кодексе выделены в самостоятельную гл. 57 в разд. XIII «Защита трудовых прав работников. Разреше­ние трудовых споров, ответственность за нарушение трудового законодательства».

Все указанные группы норм института охраны труда тесно связаны между собой.

Охрана труда имеет большое социальное, экономическое и правовое значение.

Социальное значение охраны труда в том, что она:

- охраняет жизнь и здоровье работника от возможных произ­водственных вредностей;

- направлена на сохранение работоспособности и трудового долголетия человека;

- способствует его культурно-техническому росту, так как лишь не чрезмерно усталый от работы работник способен вече­рами учиться, повышать свою квалификацию, читать, развлекать­ся, заниматься спортом, развивать свою личность;

- способствует гуманизации труда, его облегчению.

Экономическое значение охраны труда в том, что она спо­собствует:

= росту производительности труда работников, а тем самым и росту производства, экономики;

= экономии фонда обязательного социального страхования и со­кращению потерь рабочего времени, так как при хорошей охране труда меньше производственного травматизма, профессиональных заболеваний, а следовательно, меньше больничных листков и воз­мещения ущерба за вред, причиненный здоровью работника.

Правовое значение охраны труда в том, что:

- она способствует работе по способностям с учетом тяжести условий труда, физиологических особенностей женского организ­ма, его материнской функции, семейных обязанностей работников, а также психофизиологических особенностей организма несовер­шеннолетних, уровня трудоспособности инвалидов;

- правовой статус гражданина включает основное его право на охрану труда и юридические статутные гарантии этого права не только в процессе трудовой деятельности, но и при приеме на ра­боту лиц, требующих особой защиты. Так, нельзя принимать жен­щин, несовершеннолетних до 18 лет на противопоказанные для них по медицинским основаниям работы;

- вопросы охраны труда являются объектом организацион­но-управленческих отношений коллектива работников и проф­союзного органа организации с администрацией, работодателем, а также социально-партнерских отношений на федеральном, от­раслевом, региональном и территориальном уровнях;

- она является важнейшим элементом трудового правоотноше­ния работника с работодателем, по которому работодатель обя­зан обеспечить охрану труда на рабочем месте работника, а ра­ботник — соблюдать инструкции по охране труда.

Действующее законодательство позволяет выделить следующие виды нормативных правовых актов, имеющих в своем содержании государственные нормативные требования по охране труда.

1)  межотраслевые правила по охране труда, которые призваны обеспечить безопасность работников от воздействия опасных и вредных факторов при выполнении работ, имеющих межотраслевой характер, например газосварочных работ, а также при применении оборудования и машин в отдельных отраслях экономики.

2) отраслевые правила по охране труда, которые призваны оградить работника от воздействия опасных и вредных факторов при выполнении работ, имеющих отраслевой характер, а также при применении оборудования и машин в отдельной отрасли экономики.

Межотраслевые и отраслевые правила по охране труда, типовые инструкции по охране труда являются нормативными правовыми актами федерального уровня и на их основании разрабатываются  межотраслевые и отраслевые типовые инструкции по охране труда.

3)  нормативными правовыми актами, содержащими государственные требования по охране труда, являются строительные и санитарные нормы и правила, правила и инструкции по безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, своды правил по проектированию и строительству, гигиенические нормативы и государственные стандарты безопасности труда.

 

Правовое регулирование охраны труда

Международный пакт об экономических, социальных и куль­турных правах 1966 года предусматривает, что государства долж­ны признавать право каждого на условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены (ст. 3). Ряд конвенций и рекомендаций МОТ посвящен вопросам ох­раны труда, инспекциям труда и содержат детали по безопас­ности и гигиене труда. Отдельные акты посвящены труду жен­щин, детей и подростков.

В правовом регулировании охраны труда широко сочетаются централизованные нормы трудового законодательства, которые устанавливают минимум правовых мер по охране труда, с дого­ворными условиями, повышающими, конкретизирующими этот минимум на основании социально-партнерских соглашений, кол­лективных договоров, а также трудовых договоров.

Конституция РФ предусматривает, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и ги­гиены (ст. 37), что труд и здоровье людей охраняются государ­ством (ст. 7). Обязанность государства охранять труд и здоровье работников в процессе их трудовой деятельности проявляется в первую очередь через систему норм об охране труда и о над­зоре за их исполнением.

Охрана труда — важная проблема каждой страны. Уже первый Кодекс законов о труде 1918 года закреп­лял основные нормы охраны труда, в том числе нормы об осо­бой охране труда женщин и несовершеннолетних.

Социально-партнерские соглашения различных уров­ней, а также коллективные договоры, как правило, имеют раздел по охране труда, в котором предусматриваются различные меры по ее улучшению. Комплексный Федеральный закон «Об осно­вах охраны труда в Российской Федерации» закрепил основные принципы государственной политики в области охраны труда, право работников на охрану труда в ее широком смысле и га­рантии этого права. В нем предусмотрен правовой и экономиче­ский механизм обеспечения охраны труда, надзора и контроля за соблюдением законодательства в этой области и ответственность за его нарушение.

Закон установил единые принципы н нормы по охране труда, а также впервые  закрепил ле­гально такие понятия (ст. 1), как: условия труда (в смысле охраны тру­да), вредный и опасный производственные факторы, безопасные условия труда, рабочего места, средства индивидуальной и кол­лективной зашиты работников, сертификат безопасности и про­изводственной деятельности. Основные положения Закона отра­жены в Трудовом кодексе, в ст. 209 которого даны понятия ка­тегорий охраны труда.

Условия труда — совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работо­способность и здоровье работника. В трудовом праве употребляется понятие «условия труда» и в широком смысле: как все условия трудовых договоров работников.

Вредный производственный фактор — производственный фак­тор, воздействие которого на работника может привести к его за­болеванию.

Опасный производственный фактор — такой, воздействие ко­торого на работника может привести к его травме.

Безопасные условия труда — условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производ­ственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы.

Рабочее место — место, в котором работник должен нахо­диться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работо­дателя.

Средства индивидуальной и коллективной защиты работни­ков — технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от за­грязнения.

Сертификат безопасности — документ, удостоверяющий соот­ветствие проводимых в организации работ по охране труда уста­новленным государственным нормативным требованиям охраны труда.

Производственная деятельность — совокупность действий ра­ботников с применением средств труда, необходимых для пре­вращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строитель­ство, оказание различных услуг. В трудовом праве есть и более широкое понятие производственной дея­тельности - работа по трудовому договору в любой организации, в том числе в учреждении.

Указанные понятия и другие основные положения Федерального закона об основах охраны труда цели­ком перенесены в Трудовой кодекс, т. е. возведены в ранг норм кодифицированного акта.

 

Основные принципы института охраны труда

Основные принципы (или направления) государственной по­литики в области охраны труда закреплены ст. 210 ТК и в ст. 4 Основ об охране труда. По направленности их можно сгруппи­ровать в три группы принципов:

- организации охраны труда;

- экономической политики в охране труда;

- организационные.

Принципы организации охраны труда следующие:

1) признание и обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников по отношению к результатам производст­венной деятельности;

2) координация деятельности по охране труда с другими об­ластями экономической и социальной политики, а также в об­ласти охраны окружающей природной среды;

3) установление единых нормативных требований по охране труда для всех производств страны;

4) государственное управление деятельностью по охране тру­да, включая государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда;

5) общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов в области охраны труда, осуществляемый работни­ками через органы профсоюзов и иные уполномоченные ими ор­ганы;

6) взаимодействие и сотрудничество органов государственно­го управления, надзора и контроля с работодателями, профсоюз­ными органами, заинтересованными в разработке и реализации государственной политики в области охраны труда;

7) обязательное расследование каждого несчастного случая и профессионального заболевания на производстве;

8) установление статистической отчетности об условиях тру­да и несчастных случаях на производстве;

Принципы экономической государственной политики по охране труда:

1. проведение эффективной налоговой политики, стимулиру­ющей создание здоровых и безопасных условий труда, внедрение безопасных техники и технологий, средств индивидуальной и коллективной защиты;

2. участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

3. установление компенсаций и льгот за работу с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда, не устранимыми при современных техническом уровне производства и организации труда;

4. защита интересов работников, пострадавших от трудового увечья, а также членов их семей.

Организационные принципы охраны труда:

1) подготовка специалистов в области охраны труда, в том числе в вузах и учреждениях среднего профессионального образования;

2. информирование работников о состоянии условий и охра­ны труда на производстве;

3. распространение передового отечественного и зарубежного опыта по улучшению охраны и условий труда.

К указанным принципам следует добавить и принцип особой защиты от производственных вредностей тех, кто нуждается в такой защите (женщин, несовершеннолетних, инвалидов). Институт охраны труда в гл. 41 и 42 ТК закрепляет такую за­щиту, которая ранее была предусмотрена в ст. 23, 24, 26 и 27 Основ законодательства об охране здоровья граждан.

 

Организация охраны труда

Организация охраны труда включает государственное управ­ление, органы охраны труда, ее планирование и финансирование, предупредительный надзор и расследование несчастных случаев на производстве, их профилактику и учет.

Государственное управление охраной труда (ст. 216 ТК РФ и ст. 11 Основ об охране труда) заключается в реализации ука­занных основных направлений государственной политики, разра­ботке нормативных актов в этой области, а также в утверждении требований к средствам производства, технологиям и организа­ции труда, обеспечивающим здоровые и безопасные условия тру­да всех работников.

Государственное управление охраной труда осуществляют не­посредственно Правительство РФ и другие федеральные органы исполнительной вла­сти, а на территории субъектов Федерации — федеральные орга­ны и органы субъектов Федерации в пределах их полномочий. Распределение полномочий по охране труда между федеральны­ми органами осуществляет Правительство РФ.

В отраслевых министерствах, ведомствах и объединениях предприятий (концерны, ассоциации и др.) создаются службы охраны труда для обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в каждой ор­ганизации производственной деятельности.

Структуру и численность работников службы охраны труда в организации определяет работодатель с учетом рекомендаций фе­дерального органа исполнительной власти по труду (ст. 217 ТК РФ).

Кроме того, в организации по инициативе работодателя и (или) работников либо профсоюзного органа создается коми­тет (комиссия) по охране труда, состоящий из представителей работодателя и профсоюзного органа на паритетной основе.

Ответственность за состояние условий и охраны труда на произ­водстве законом возлагается на работодателя (его администрацию).

Обеспечение охраны труда работников осуществляется также через технику безопасности и производственную санитарию. Техника безопасности предохраняет работников от производ­ственных травм, а производственная санитария или гигиена тру­да — от профессиональных и иных заболеваний.

Техника безопасности — это не только оборудование, станки, технологии, безопасные для работника, но и правильная расста­новка станков, безопасность производственных материалов, сырья, защитные средства при их опасности — как коллективные, так и индивидуальные (маски, противогазы, очки, респираторы, за­щитные перчатки и т. д.), профилактические средства на вредных условиях труда (бесплатное молоко или витаминный набор на го­рячих работах, подсоленная газированная вода, чтобы организм работника не обезвоживался и не обессоливался).

В производственную санитарию входят состояние воздушной среды, освещение, выдача бесплатной специальной одежды, мыла или смывающих веществ на грязных работах, оборудование бы­товых помещений. Порядок и нормы выдачи молока, спецпита­ния, мыла, спецодежды (и сроки ее носки), защитных средств устанавливаются работодателем производства с учетом мнения профсоюзного органа. Это также находит отражение в коллек­тивных договорах.

Предупредительный надзор за охраной труда в отличие от текущего (в процессе труда) осуществляется еще до пуска в экс­плуатацию промышленных зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов. В предупредительный надзор входит прием в эксплуатацию промышленных зданий, машин, станков, технологических процессов (ст. 215 ТК). К предупредительному надзору относится и вводный предварительный при приеме на работу инструктаж работников по технике безопасности и произ­водственной санитарии. По срокам и содержанию инструктаж бывает:

а) вводный со всеми работниками при их приеме на работу, а также со студентами и учащимися-практикантами, с лицами, командированными на данное производство;

б) первичный на рабочем месте;

в) повторный, если требуют обстоятельства;

г) внеплановый при изменении правил охраны труда, техно­логического процесса и т. д., а также при несчастных случаях, если в акте о нем указано на это;

д) целевой при работе по ликвидации последствий аварий, катастроф и т. д.

Работодатель обязан проводить все виды инструктажа.

Все работники организации, включая руководителей, обязаны проходить техническую учебу, инструктаж, проверку знаний, пра­вил и инструкций по охране труда в сроки и порядке, установ­ленные для определенных видов работ, профессий (ст. 225 ТК).

В предупредительный надзор входит также обязательный предварительный медицинский осмотр при приеме работников на работы с вредными, опасными и тяжелыми условиями труда, а также на работы, связанные с движением транспорта, а при приеме лиц моложе 18 лет — на любую работу. Далее эти катего­рии работников проходят периодический медицинский осмотр, а лица до 21 года — ежегодный.

Работники организаций пищевой промышленности, общест­венного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечеб­но-профилактических и детских учреждений и др. проходят та­кие медосмотры в целях охраны здоровья граждан, ими обслу­живаемых, предупреждения и распространения инфекционных заболеваний.

В случае необходимости по решению органов местного само­управления в отдельных организациях могут быть введены допол­нительные условия и показания к проведению медицинского ос­мотра.

Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, проходят психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (ст. 213 ТК).

Кроме прав работники также имеют определенные обязанности в области охраны труда (ст. 214 ТК). Они обязаны:

- соблюдать требования охраны труда, предусмотренные трудо­вым законодательством, инструкциями и правилами по охране труда;

- правильно применять средства индивидуальной и коллектив­ной защиты;

- проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры;

- проходить обучение безопасным методам и приемам выполне­ния работ по охране труда, оказанию первой помощи при несча­стных случаях на производстве, инструктаж, стажировку на ра­бочем месте, проверку знаний требований охраны труда;

- немедленно извещать своего непосредственного или выше­стоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания.

 

Вопрос № 2. Право работника на охрану труда и его гарантии

 

Права и гарантии работника на охрану труда

Каждый работник имеет право на охрану труда (ст. 37 Кон­ституции РФ, ст. 21 ТК РФ и ст. 4 Основ об охране труда).

Право на охрану труда — это право работника, реализуемое в процессе его труда. Содержание права работника на охрану труда закреплено в ст. 219 ТК РФ. Неработающий гражданин не может его фактически осуществить. С поступлением гражданина на работу оно активно реализуется, и обеспечить это право обязан работо­датель.

Содержание права на охрану труда включает ряд прав (воз­можностей) работника (как бы право в праве), в частности на:

= безопасное рабочее место, защищенное от воздействия опас­ных или вредных производственных факторов, которые могут вызвать производственную травму, профессиональное заболева­ние или снижение работоспособности;

= возмещение вреда, если произошло повреждение здоровья ра­ботника в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

= получение достоверной информации от работодателя или го­сударственных и общественных органов о состоянии охраны тру­да на его рабочем месте, об имеющемся риске повреждения здо­ровья и принятых мерах по его защите от этого;

= отказ от выполнения работ в случае возникновения непосред­ственной опасности для его жизни и здоровья до устранения этой опасности;

= обеспечение его бесплатно средствами коллективной и инди­видуальной защиты в соответствии с законодательством за счет работодателя;

= обучение безопасным методам и приемам труда за счет работо­дателя и др.;

Гарантии права работника на охрану труда довольно много­численны. Основная экономическая гарантия — планомерное не­прерывное улучшение охраны труда на производстве. В ст. 9 Федерального закона об охране труда и ст. 220 ТК РФ закреплены следующие гарантии права работника на охрану труда:

- государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда;

- условия трудового договора должны соответствовать требова­ниям охраны труда: компенсации и льготы за работу с тяжелы­ми, вредными и опасными условиями труда;

- при приостановке работы из-за нарушения законодательства об охране труда за работником сохраняются место работы (должность) и средний заработок;

- в случае приостановки деятельности или закрытия предпри­ятия из-за нарушения охраны труда, что подтверждается органа­ми государственного надзора и контроля, работник обеспечивает­ся рабочим местом в соответствии с действующим законодатель­ством;

- при ликвидации цеха, участка, рабочего места по требованию органов государственного надзора и контроля вследствие невоз­можности обеспечения здоровых и безопасных условий труда ра­ботодатель обязан предоставить работнику новое рабочее место, соответствующее его квалификации, или обеспечить его бесплат­ное обучение новой профессии (специальности) с сохранением на период переподготовки среднего заработка;

- отказ работника от выполнения работ в случае возникнове­ния непосредственной опасности для его жизни и здоровья либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными или опасны­ми условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, не влечет для него каких-либо необоснованных последствий при­влечения к дисциплинарной ответственности, так как это не яв­ляется дисциплинарным проступком.

Статья 14 Федерального закона и ст. 212 ТК закрепили обя­занности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Работодатель обязан обеспечить:

- безопасность работников при эксплуатации зданий, сооруже­ний, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве сырья и материалов;

- применение средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

- условия труда на каждом рабочем месте, соответствующие требованиям охраны труда;

- режим труда и отдыха работников в соответствии с трудо­вым законодательством;

- обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда и др.;

Эти и другие обязанности работодателя в то же время означа­ют и права работников на их обеспечение в сфере охраны труда.

Субъекты Российской Федерации издают свои акты-рекомен­дации для работодателей по охране труда.

 

Охрана труда женщин, лиц с семейными обязанностями

На женщин, кроме общих для всех работников норм по охра­не труда, трудовое право распространяет специальные нормы, создающие их особую охрану труда, которые, в свою очередь, подразделяются на три группы:

1) для всех женщин с учетом физиологических особенностей женского организма, его детород­ной функции, требующей особой защиты от производственных вредностей;

2) для периода их активного материнства (беремен­ность, роды, наличие грудных и малолетних детей);

3) в послед­ние годы в соответствии с Конвенцией МОТ 1981 года о трудя­щихся с семейными обязанностями появилось третье основание дифференциации норм по труду женщин (так и мужчин) — это наличие у трудящейся женщины (мужчины) семейных обязанно­стей по уходу за нетрудоспособными членами семьи.

Конвенция МОТ № 111 (1958 г.) подчеркивает разницу в дифференциации правового регулирования труда и дискримина­ции, определяя дискриминацию как всякое различие в труде по признакам пола, расы, национальности, и указывает, что не счи­таются дискриминацией «особые меры, направленные на удовле­творение нужд лиц, которые по соображениям пола, возраста... признаются нуждающимися в особой защите и помощи».

Особая охрана труда женщин, устанавливаемая специальны­ми нормами (в дополнение к общим нормам охраны труда) сис­тема правовых мероприятий, обеспечивающая с учетом физиоло­гических особенностей женского организма, его материнской функции безопасность условий работы для организма матери (будущей матери) и ее потомства.

Создание особой охраны труда женщин — важнейшая соци­альная проблема для всех стран. Ряд международных конвенций МОТ предусматривает ее создание в каждой стране. Особая ох­рана труда женщин является значительной частью всей системы охраны материнства и детства, семьи, находящейся согласно ст. 38 Конституции РФ под защитой государства.

Особые гарантии и льготы, установленные для беременных женщин и матерей, имеющих малолетних детей.

Законодатель учитывает и социальную мате­ринскую (родительскую) роль по воспитанию малолетних детей, и работу женщин в сельской местности, а также на Крайнем Се­вере, т. е. появились новые основания дифференциации правово­го регулирования труда женщин.

Коллективными договорами, соглашениями могут предусмат­риваться и другие повышенные специальные меры по охране труда женщин.

Все гарантии и льготы, предоставляемые женщине по мате­ринству, распространяются на отцов, воспитывающих детей без матери, а также на опекунов (попечителей) несовершеннолетних.

О гарантиях при приеме на работу и увольнении беременных женщин и женщин, имеющих детей до трех лет (одинокой мате­ри—до 14 лет), см. разд. III «Трудовой договор».

В Трудовом кодексе специальные нормы о труде женщин, большинство из которых относятся к институту охраны труда, со­держатся в разд. XII (гл. 41). Здесь в основном сохранены трудо­вые льготы для беременных женщин. Увольнение по инициативе работодателя женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, ра­ботников, имеющих детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет, одинокой матери или одинокого отца, воспитывающих ребенка в возрасте до 14 лет, не допускает­ся (за исключением увольнения по п. 1, подп. «а» п. 3, п. 5—8, 10 и 11 ст. 81 ТК), что значительно снизило гарантии права на труд матерей, имеющих несовершеннолетних детей, а также и одиноких отцов, воспитывающих детей без матери.

Трудовой кодекс предусмотрел для женщин дополнительные отпуска.

В период использования женщиной отпуска по уходу за ре­бенком от полутора до трех лет ей выплачивается денежная компенсация в размере установленном законодательством.

Общие и специальные нормы трудового права по охране тру­да женщин в комплексе составляют правовую охрану труда жен­щин. Одни специальные нормы не образуют самостоятельного института, хотя в Кодексе эти нормы сгруппированы в самостоя­тельной гл. 41, которая называется «Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями».

Таким образом, в соответствии с Конвенцией МОТ № 156 «О трудящихся с семейными обязанностями» (1981 г.), ратифици­рованной Россией, льготы по труду в связи с социальной материн­ской ролью были распространены на одиноких отцов, воспитываю­щих без матери малолетних детей, а также установлены трудовые льготы для работников, осуществляющих уход за больными члена­ми семье, т. е. для лиц с семейными обязанностями. Этим самым продолжена тенденция гуманизации российского трудового законо­дательства в соответствии с международным договором.

 

Охрана труда несовершеннолетних работников и лиц с пониженной трудоспособностью

Законодатель, учитывая психофизиологические особенности организма несовершеннолетнего работника, защищает его от про­изводственных вредностей. Для этого в Трудовом кодексе (гл. 42) предусмотрены специальные нормы, которые в комплексе образу­ют особую охрану труда несовершеннолетних работников.

Особая охрана труда работников в возрасте до 18 лет - это система специальных норм (в дополнение к общим), предостав­ляющих этой категории работников трудовые льготы по рабочему времени, защите от тяжелых, вредных и опасных условий труда, что позволяет безопасно для организма трудиться и сочетать ра­боту на производстве с продолжением образования.

Содержание особой охраны труда несовершеннолетних ра­ботников включает специальные правовые мероприятия, преду­смотренные Кодексом.

Запрещено применение труда работников в возрасте до 18 лет на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, вы­полнение которых может причинить вред их здоровью и нравст­венному развитию (ст. 265 ТК и ст. 10 Основ об охране труда).

Для несовершеннолетних работников устанавливаются со­кращенное рабочее время с оплатой как за полное, облегченный режим труда; запрещается привлекать лиц до 18 лет к работе в ночное время, к сверхурочным работам, работам в выходные и праздничные нерабочие дни, а также направлять в команди­ровки (ст. 268 ТК), кроме творческих работников театров и др.

Для работников моложе 18 лет нормы выработки умень­шаются пропорционально сокращенной продолжительности их рабочего времени (ст. 270 ТК).

Трудовое законодательство предусматривает облегченные ус­ловия труда для лиц с пониженной трудоспособностью по со­стоянию здоровья (инвалидам) или по возрасту (пенсионерам). Так, работодателям рекомендуется применять труд этой катего­рии граждан на работах в форме посильного для них труда, на­домного труда, а также на работах с неполным рабочим време­нем. Организуются специальные цеха, участки и даже специали­зированные предприятия, например для слепых, глухих.

Для предприятий устанавливается квота приема инвалидов на работу. Прием инвалида, направленного в счет квоты, обяза­телен, иначе работодатель будет выплачивать в фонд занятости определенные суммы. Для инвалидов I и II группы установлено сокращенное рабочее время продолжительностью 35 часов в не­делю. Их нельзя привлекать к ночным, сверхурочным работам, работам в выходные дни без их на то согласия и если МСЭК не запрещены эти работы.

 

Вопрос № 3. Расследование и учет несчастных случаев на производстве

 

Расследованию и учету в соответствии с настоящей главой подлежат несчастные случаи на производстве, происходящие с ра­ботниками и другими лицами, в том числе подлежащими обяза­тельному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при исполнении ими трудовых обязанностей и работы по заданию организации или работодателя — физического лица.

К указанным лицам относятся:

- работники, выполняющие работу по трудовому договору;

- студенты образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, учащиеся образовательных учре­ждений среднего, начального профессио-нального образования и образовательных учреждений основного общего образования, про­ходящие производственную практику в организациях;

- лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду администрацией организации;

- другие лица, участвующие в производственной деятельности организации или индивидуального предпринимателя.

Расследуются и подлежат учету как несчастные случаи на про­изводстве: травма, в том числе нанесенная другим лицом; острое отравление; тепловой удар; ожог; обморожение; утопление; пора­жение электрическим током, молнией, излучением; укусы насеко­мых и пресмыкающихся, телесные повреждения, нанесенные животными; повреждения, полученные в результате взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедст­вий и других чрезвычайных ситуаций,— повлекшие за собой необ­ходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату им трудоспособности либо смерть работника, если они произошли:

= в течение рабочего времени на территории организации или вне ее (в том числе во время установленных перерывов), а также в течение времени, необходимого для приведения в порядок ору­дий производства и одежды перед началом и после окончания ра­боты, или при выполнении работ в сверхурочное время, выходные и нерабочие праздничные дни;

= при следовании к месту работы или с работы на транспорте, предоставленном работодателем (его представителем), либо на личном транспорте в случае использования указанного транспорта в производственных целях по распоряжению работодателя (его представителя) либо по соглашению сторон трудового договора;

= при следовании к месту служебной командировки и обратно;

= при следовании на транспортом средстве в качестве сменщи­ка во время междусменного отдыха (водитель — сменщик на транспортом средстве, проводник или механик рефрижераторной секции в поезде и другие);

= при работе вахтовым методом во время междусменного отды­ха, а также при нахождении на судне в свободное от вахты и судовых работ время;

= при привлечении работника в установленном порядке к уча­стию в ликвидации последствий катастрофы, аварии и других чрез­вычайных происшествий природного и техногенного характера;

= при осуществлении действий, не входящих в трудовые обя­занности работника, но совершаемых в интересах работодателя (его представителя) или направленных на предотвращение ава­рии или несчастного случая.

Несчастный случай на производстве является страховым слу­чаем, если он произошел с работником, подлежащим обязатель­ному социальному страхованию от несчастных случаев на произ­водстве и профессиональных заболеваний.

Следует учесть, что при несчастном случае на производстве работодатель (его представитель) обязан:

- немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в учреждение здравоохранения;

- принять неотложные меры по предотвращению развития ава­рийной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц;

- сохранить до начала расследования несчастного случая на про­изводстве обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к аварии, а в случае невозможности ее сохранения — зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, сделать фотографии и произвести другие мероприятия);

- обеспечить своевременное расследование несчастного случая на производстве и его учет в соответствии с настоящей главой;

- немедленно проинформировать о несчастном случае на про­изводстве родственников пострадавшего, а также направить сооб­щение в органы и организации, определенные настоящим Кодек­сом и иными нормативными правовыми актами.

При групповом несчастном случае на производстве (два чело­века и более), тяжелом несчастном случае на производстве, не­счастном случае на производстве со смертельным исходом на рабо­тодателя (его представителя) возлагаются особые обязанности, предусмотренные законодательством

О случаях острого отравления работодатель (его представи­тель) сообщает также в соответствующий орган санитарно-эпиде­миологического надзора (ст. 228 ТК).

Порядок расследования несчастных случаев на производстве предусмотрен ст. 229 ТК.

Для расследования несчастного случая на производстве в ор­ганизации работодатель незамедлительно создает комиссию в со­ставе не менее трех человек. В состав комиссии включаются специалист по охране труда или лицо, назначенное ответствен­ным за организацию работы по охране труда приказом (распоря­жением) работодателя, представители работодателя, представите­ли профсоюзного органа или иного уполномоченного работника­ми представительного органа, уполномоченный по охране труда. Комиссию возглавляет работодатель или уполномоченный им представитель. Состав комиссии утверждается приказом (распо­ряжением) работодателя. Руководитель, непосредственно отве­чающий за безопасность труда на участке (объекте), где произо­шел несчастный случай, в состав комиссии не включается.

Каждый работник или уполномоченный им представитель имеет право на личное участие в расследовании несчастного слу­чая на производстве, происшедшего с работником.

По требованию пострадавшего (в случае смерти пострадавше­го — его родственников) в расследовании несчастного случая мо­жет принимать участие его доверенное лицо. В случае если дове­ренное лицо не участвует в расследовании, работодатель или уполномоченный им его представитель либо председатель комиссии обязан по требованию доверенного лица ознакомить его с ма­териалами расследования.

При групповом несчастном случае на производстве с числом погибших пять человек и более в состав комиссии включаются также представители федеральной инспекции труда, федерально­го органа исполнительной власти по ведомственной принадлеж­ности и представители общероссийского объединения профессио­нальных союзов. Председателем комиссии является главный го­сударственный инспектор по охране труда соответствующей государственной инспекции труда, а на объектах, подконтроль­ных территориальному органу федерального горного и промыш­ленного надзора,— руководитель этого территориального органа. На судне состав комиссии формируется федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами транспорта, либо федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопро­сами рыболовства, в соответствии с принадлежностью судна.

При крупных авариях с числом погибших 15 человек и более расследование проводится комиссией, состав которой утвержда­ется Правительством РФ.

Расследование обстоятельств и причин несчастного случая на производстве, который не является групповым и не относится к категории тяжелых несчастных случаев или несчастных случаев со смертельным исходом, проводится комиссией в течение трех дней.

Расследование группового несчастного случая на производст­ве, тяжелого несчастного случая на производстве и несчастного случая на производстве со смертельным исходом проводится ко­миссией в течение 15 дней.

Несчастный случай на производстве, о котором не было свое­временно сообщено работодателю или в результате которого не­трудоспособность у пострадавшего наступила не сразу, расследуется комиссией по заявлению пострадавшего или его доверенно­го лица в течение одного месяца со дня поступления указанного заявления.

При необходимости проведения дополнительной проверки об­стоятельств несчастного случая, получения соответствующих ме­дицинских и иных заключений указанные в настоящей статье сроки могут быть продлены председателем комиссии, но не бо­лее чем на 15 дней.

В каждом случае расследования несчастного случая на произ­водстве комиссия выявляет и опрашивает очевидцев происшест­вия, лиц, допустивших нарушения нормативных требований по охране труда, получает необходимую информацию от работодате­ля и по возможности — объяснения от пострадавшего.

На основании собранных документов и материалов комиссия устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая, оп­ределяет, был ли пострадавший в момент несчастного случая связан с производственной деятельностью работодателя и объяс­нялось ли его пребывание на месте происшествия исполнением им трудовых обязанностей, квалифицирует несчастный случай как несчастный случай на производстве или как несчастный слу­чай, не связанный с производством, определяет лиц, допустив­ших нарушения требований безопасности и охраны труда, зако­нов и иных нормативных правовых актов, и определяет меры по установлению причин и предупреждению несчастных случаев на производстве.

Если при расследовании несчастного случая с застрахован­ным комиссией установлено, что грубая неосторожность застра­хованного содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, то с учетом заключения профсоюз­ного органа или иного уполномоченного застрахованным пред­ставительного органа данной организации комиссия определяет степень вины застрахованного в процентах.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!