ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО

1. Цели и задачи освоения дисциплины

Главной задачей данного курса обучения является получение будущими специалистами знаний по вопросам земельного права.

В результате изучения учебной дисциплины студент должен:

иметь представление:

~ об особенностях развития земельного права в России;

~ о роли и месте земельных отношений в экономическом обороте;

знать:

~ особенности предмета земельного права и регулирования земельных правоотношений;

~ основные категории земель в России;

~ основные положения, связанные защитой земельных прав и ответственностью за земельные правонарушения;

уметь:

~ разграничивать сферу регулирования земельного права с другими отраслями права;

~ пользоваться нормативным материалом данной отрасли в практической деятельности.

 

2. Место дисциплины  в структуре ООП

Дисциплина "Земельное право" относится к вариативной части обязательных дисциплин профессионального цикла (Б3.В.ОД.5) и  углубляет знания, умения и навыки, определяемые содержанием базовых дисциплин, для   успешной профессиональной деятельности   и   для   продолжения   профессионального   образования   в магистратуре.

Сферами профессионального использования знаний, получаемых в результате изучения дисциплины, являются все регулируемые правом общественные отношения, в ко­торых участвуют физические и юридические лица, государство и муниципальные обра­зования. Это отношения экономического оборота, реализации властных полномочий в сфере государственного управления и по реализации прав и свобод граждан. Объектами профессиональной деятельности специалиста являются различные организации и подразделения в системе государственного и муниципального управления, процессы экономической, политической, организационной и социальной жизни общества, проблемы функционирования и развития государства и его региональных и муниципальных образований, проблемы взаимодействия человека и общества.

Для изучения данной дисциплины студент должен знать основные начала обществознания, основы права, положения концепции современного естествознания, иметь представление о государстве и праве, правонарушении и юридической ответственности.

Изучение дисциплины "Земельное право" углубляет знания основ права управленческого профиля:

- Отраслей публичного и частного права: административное, гражданское, трудовое, муниципальное право.

- Государственная и муниципальная служба.

- Принятие и исполнение государственных решений.

- Государственное регулирование экономики.

- Безопасность жизнедеятельности и др.

 

3. Компетенции, на формирование которых оказывает влияние изучение учебной дисциплины.

В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие общекультурные и профессиональные компетенции ООП, реализующей ФГОС ВПО:

а) общекультурные:

- стремлением работать на благо общества (ОК-1);

- знанием требований профессиональной этики и готовностью поступать в соответствии с этими требованиями; обладанием нетерпимостью к отступлениям от правил этического поведения, в том числе в отношении других лиц; обладанием гражданской ответственностью и требовательностью к соблюдению правил этического поведения (ОК-2);

- умением критически оценивать информацию, переоценивать накопленный опыт и конструктивно принимать решение на основе обобщения информации; способностью к критическому анализу своих возможностей (ОК-14);

- способностью принимать участие в разработке управленческих решений и нести ответственность за реализацию этих решений в пределах своих должностных обязанностей, умением оценивать последствия решений (ОК-15);

 

 

б) профессиональные:

- способностью свободно ориентироваться в правовой системе России (ПК-9);

- умением правильно применять нормы права (ПК-10);

- умением разрабатывать проекты нормативных и ненормативных правовых актов, готовить заключения на нормативные правовые акты в соответствии с правилами юридической техники (ПК-15).

В результате освоения дисциплины студент должен обладать следующим  комплексом компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки (специальности):

Результат обучения

Компетенция

Образовательная
технология

знание:

 

 

основных этапов развития российского земельного права и земельно-правового регулирования в России

ОК-1, ПК-9,  ПК-10

Т1, Т2, Т3, Т4, Т5, Т6, Т9, Т11, Т13

основных правовых понятий, категорий, базовых институтов и принципов земельного права, действие которых призвано обеспечить функционирование общества и государства, взаимоотношения между гражданами, юридическими лицами и государством

ОК-1, ОК-2, ПК-9, ПК-10

Т1 - Т7, Т9, Т10, Т12-Т16,

системы земельного права, основных видов источников земельного права и их особенностей

ОК-1, ОК-2, ПК-9, ПК-10

Т1, Т2, Т3,

содержания и особенностей земельных правоотношений, правового статуса субъектов земельного права

ОК-1, ОК-2, ПК-10

Т1, Т4-Т8, Т11-Т15

умение:

 

 

применять теоретические знания земельного права при изучении  других дисциплин, предусмотренных программой подготовки

ОК-1, ОК-2, ПК-9, ПК-10

 

Т1-Т7, Т12, Т13

ориентироваться в системе земельного законодательства и земельно-правовых актов, регламентирующих сферу профессиональной деятельности

ОК-1, ПК-9, ПК-10

Т1, Т2, Т3, Т5, Т9, Т10, Т15, Т17

анализировать юридические факты и возникающие в связи  с ними правовые отношения, правовые явления, юридические факты и правовые нормы, являющиеся объектами профес-сиональной деятельности, на основе их соответствия конституционно-правовым положениям, толковать и правильно применять земельно-правовые нормы, принимать решения и совершать юридические действия в соответствии с конституционными нормами и нормами земельного законодательства

ОК-5, ОК-15, ПК-2, ПК-9, ПК-10, ПК-15,

Т1, Т4-Т12, Т13-Т16

формулировать основные задачи земельно-правового регулирования во взаимосвязи с конституционно-правовыми принципами

ОК-1, ОК-2, ПК-9, ПК-10

Т1, Т2, Т9, Т10, Т11, Т12-Т17

самостоятельно работать с правовыми актами и находить, необходимую для решения практических задач, информацию из различных источников и интегрировать положения российского законодательства в свою профессиональную деятельность

ОК-2, ОК-15, ПК-9, ПК-10, ПК-15

Т3, Т9

 

оценивать современные представления и взгляды о земельно-правовом регулировании государства и его эффективности, функционирования органов государственного и муниципаль-ного управления в сфере земельных отношений

ОК-1, ОК-2, ОК-15, ПК-9, ПК-10

Т1, Т2, Т3, Т4, Т5, Т6, Т8, Т9, Т17

 

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет – 3 зачетных единицы, 108 часов.

4.1. Структура дисциплины

Вид учебной работы

Всего часов

Часов в семестре

семестр

4-й

Общая трудоемкость дисциплины

108

108

Аудиторные занятия

34

34

Лекции (Л)

17

17

Практические занятия (семинары) (ПЗ, С)

17

17

Самостоятельная работа (СРС), в том числе:

74

74

Реферат (Р)

10

10

Эссе (Э)

 

 

Самостоятельное изучение разделов (СмИз)

14

14

Контрольная работа (К)

 

 

Самоподготовка (СмПод) (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к практическим занятиям, тестированию  и контрольным  работам)

50

50

Промежуточная аттестация

Зачет

 

 

4.2. Разделы (темы) учебной дисциплины, виды учебной работы и количество часов

 

п/п

Раздел (тема) дисциплины

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

и промежуточной аттестации*

Л

С

СРС

1

Тема № 1. История правового регулирования земель в России»

1

1

1

4

УО-1, ПР-1, УО-3

2

Тема № 2. Земельное право как отрасль права

2

1

1

3

УО-1, ПР-1, УО-3

3

Тема № 3. Система и источники земельного права

3

1

1

4

УО-1, УО-3

4

Тема № 4. Правоотношения в земельном праве

4

1

1

5

УО-1, УО-3, ПР-1

5

Тема № 5. Право собственности на землю

5

1

1

5

УО-1, ПР-3, УО-3

6

Тема № 6. Общая характеристика вещных и иных прав на землю

6

1

1

5

УО-1, ПР-1, ПР-4, УО-3

7

Тема № 7. Сделки как основание возникновения прав на землю

7

1

1

5

УО-1, ПР-1, УО-3

8

Тема № 8. Прекращение и ограничение права на землю

8

1

1

4

УО-1, ПР-1, УО-3

9

Тема № 9. Общая характеристика правового режима земель

9

1

1

5

УО-1, ПР-1, УО-3

10

Тема № 10. Управление земельными ресурсами и земельный процесс в России

10

1

1

4

УО-1, ПР-1, УО-3

11

Тема № 11. Государственный земельный контроль и земельный кадастр

11

1

1

4

УО-1, ПР-1, УО-3

12

Тема № 12. Охрана земель и государственный земельный контроль

12

1

1

5

УО-1, ПР-1, ПР-4, УО-3

13

Тема №13. Экономические методы регулирования земельных отношений

13

1

1

4

УО-1, ПР-1, УО-3

14

Тема № 14. Защита земельных прав

14

1

1

5

УО-1, ПР-1, УО-3

15

Тема № 15. Правонарушение и юридическая ответственность в земельном праве

15

1

1

4

УО-1, ПР-1, ПР-3, УО-3

16

Тема № 16. Общая характеристика правового режима различных категорий земель

16

1

1

5

УО-1, ПР-1, УО-3

17

Тема № 17. Основные положения земельного зарубежного законодательства

17

1

1

3

УО-1, ПР-1, УО-3

 

Итого часов по видам занятий

 

17

17

74

 

 

Промежуточный контроль

Зачет

 

 

 

Всего часов дисциплине

 

108

 

* Формы текущего контроля:

Устный опрос (УО): собеседование (УО-1), коллоквиум (УО-2).

Технические средства контроля (ТС).

Письменные работы (ПР): тесты (ПР-1), контрольные работы (ПР-2), эссе (ПР-3), реферат (ПР-4), курсовые работы (ПР-5), научно-учебные отчеты по практикам (ПР-6), решение типовых задач (ПР-7).

Промежуточный контроль по дисциплине (итоговый)- зачет (УО-3).

 

4.3. Содержание тем (лекционных занятий) учебной дисциплины

Тема № 1. История правового регулирования земель в России»

Дореволюционный период земельного права в России. Земельно-правовой режим в России до 1861 г. Земельная реформа 1861 г. и ее правовое содержание. Столыпинская аграрная реформа 1906 - 1907 гг.

Регулирования земель в СССР.

Трансформация земельного права России в постсоветский период. Земельный строй России с 1990 г. по настоящее время.

История формирования курса «Земельное право».

 

Тема № 2. Земельное право как отрасль права

Предмет и метод земельного права. Предмет земельного права - его понятие и особенности. Земельные отношения как предмет отрасли земельного права. Специфика земельных отношений как предмета земельного права.

Определение понятия «земля» и других терминов земельного права. Особенности земли как объекта правового регулирования. Понятие и виды методов земельного права.

Принципы земельного права. Понятие и признаки принципов земельного права. Принципы общей и особенной части земельного права.

 

Тема № 3. Система и источники земельного права

Понятие и элементы системы земельного права. Понятие системы земельного права. Земельно-правовые нормы и институты. Земельное законодательство и его система. Место земельного права в общей системе права России. Соотношение земельного права с другими отраслями российского права.

Источники земельного права. Понятие и признаки источников земельного права. Система источников земельного права. Виды источников земельного права и их особенности.

Действие нормативно-правовых актов во времени, пространстве, по кругу лиц и по объекту.

 

Тема № 4. Правоотношения в земельном праве

Понятие и особенности земельных правоотношений. Понятие земельных правоотношений. Конституционно-правовые основы регулирования земельных отношений. Особенности земельных правоотношений.

Структура земельных правоотношений. Понятие структуры земельных правоотношений и ее особенности. Субъекты земельных правоотношений. Объекты земельных правоотношений. Содержание земельных правоотношений. Основания возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений.

Виды земельных правоотношений.

 

Тема № 5. Право собственности на землю

Институт права собственности в земельном праве. Понятие права собственности на землю. Собственность на землю как экономическая категория. Правовое регулирование отношений собственности.

Основания возникновения, изменения и прекращения права собственности на землю.

Виды и формы земельной собственности. Виды земельной собственности.  Формы земельной собственности.

 

Тема № 6. Общая характеристика вещных и иных прав на землю

Понятие вещных прав на землю. Содержание вещных прав на землю.

Иные права на пользование землей и их особенности: понятие и виды.

Документы, удостоверяющие права на землю.

 

Тема № 7. Сделки как основание возникновения прав на землю

Понятие и особенности земельно-правовых сделок. Понятие земельно-правовых сделок. Особенности сделок с землей. Административный правовой акт. Переоформление прав на земельные участки.

Виды земельно-правовых сделок. Сделки, со сменой собственника земельного участка: купля-продажа земельных участков, земельных долей, обмен земельных участков и земельных долей, дарение земельного участка, договор купли-продажи земельной недвижимости собственниками приватизированных предприятий или гражданами и их объединениями для предприниматель­ской деятельности, наследование земельных участков и земельных долей

Сделки, не сопровождающиеся сменой собственника земельного участка: до­говор аренды, договор залога земельных участков (ипотека), залог права аренды земельного участка и права на земельную долю, доверитель­ное управление недвижимым имуществом

Приватизация земли. Приобретательная давность.

 

Тема № 8. Прекращение и ограничение права на землю

Основания прекращения права собственности на землю. Понятие и виды основания прекращения права собственности на землю: отчуждение земельного участка другим лицам, отказ от права собственности, принудительное изъятие земельного участка. Реквизиции земельного участка.

Основания прекращения иных прав на землю. Особенности прекращения иных прав на землю.  Прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения  земельными участками, права аренды. Прекращение права безвозмездного срочного пользования.

Понятие и основания ограничений прав на землю. Понятие ограничения прав на землю. Виды и основания ограничений прав на землю.

 

Тема № 9. Общая характеристика правового режима земель

Структура земельных ресурсов Российской Федерации. Понятие земельных ресурсов и виды категорий земель. Краткая характеристика отдельных категорий земель.

Первичное установление категории земельного фонда.

Изменение целевого назначения земельных участков. Изменение вида разрешенного использования земель.

 

Тема № 10. Управление земельными ресурсами и земельный процесс в России

Управление земельными ресурсами в России. Понятие и органы публичного управления  земельными ресурсами. Понятие функций управления земельными ресурсами. Виды функций управления земельными ресурсами.

Земельный процесс. Понятие и общая характеристика земельного процесса. Виды земельного процесса. Структура земельного процесса.

 

Тема № 11. Государственный земельный контроль и земельный кадастр

Содержание землеустройства и государственный контроль. Понятие землеустройства. Виды и содержание основных землеустроительных действий. Государственный контроль  за проведением землеустройства.

Содержание и формы осуществления кадастрового учета. Общие положения о Государственном кадастре недвижимости. Порядок ведения государственного кадастра недвижимости. Порядок согласования местоположения  границ земельных участков. Формы осуществления кадастровой деятельности.

Правовые условия образования земельных участков.

Государственная регистрация прав на землю и сделок с ней. Общие положения о регистрации прав на землю и сделок с ней. Порядок государственной регистрации прав на землю и сделок с ней

 

Тема № 12. Охрана земель и государственный земельный контроль

Понятие охраны земель и контроля соблюдения законодательства о земле. Правовой статус и содержание охраны земель. Общие положения о земельном контроле.

Государственный земельный контроль. Органы, осуществляющие контроль,  их функции и полномочия. Содержание и порядок проведения  государственного земельного контроля.

Иные виды земельного контроля. Муниципальный земельный контроль. Производственный земельный контроль. Общественный земельный контроль.

Мониторинг земель.

 

Тема № 13. Экономические методы регулирования земельных отношений

Платность использования земли  как один из принципов земельного законодательства.

Формы платы за землю. Порядок исчисления и уплаты земельного налог. Льготы по уплате земельного налога. Особенности исчисления и уплаты  налога на земельные участки под жилыми домами. Арендная плата за землю. Кадастровая и рыночная стоимость земельных участков.

Льготный порядок выкупа земельных участков.

 

Тема № 14. Защита земельных прав

Защита прав на землю и разрешение земельных споров. Понятие и виды способов защиты прав на землю. Возмещение убытков, причиненных неправомерными действиями. Возмещение убытков, причиненных правомерными действиями.

Земельные споры. Понятие и общая характеристика земельных споров. Виды земельных споров. Порядок разрешения земельных споров.

 

Тема № 15. Правонарушение и юридическая ответственность в земельном праве

Понятие земельных правонарушений и их особенности. Содержание земельных правонарушений. Виды земельных правонарушений.

Виды ответственности за земельные правонарушения. Признаки, функции и особенности ответственности в земельном праве. Характеристика видов ответственности за земельные правонарушения. Дисциплинарная ответственность. Административная ответственность.  Ммущественная (материальная) ответственность. Специальная правовая ответственность.

Уголовная ответственность за земельные правонарушения.

 

Тема № 16. Общая характеристика правового режима различных категорий земель

Правовой режим земель сельхозназначения. Общая характеристика правового режима земель сельхозназначения. Элементы правового режима земель сельскохозяйственного назначения. Функции правового управле­ния режимом земель сельскохозяйственного назначения. Субъекты  землепользования и их правомочия. Правовое регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения. Правовые методы и формы осуществления оборота земель сельхозназначения.

Правовой режим земель поселений. Понятие и общая характеристика правового режима земель. Особенности государственного управления землями поселений.

Правовой режим земель, принадлежащих гражданам. Особенности правового режима земель, принадлежащих гражданам. Виды прав граждан на земельные участки.

Правовой режим земель специального назначения и особо охраняемых территорий. Общая характеристика правового режима земель специального назначения. Виды земель специального назначения. Правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов. Правовой режим земель лесного фонда, земель водного фонда и земель запаса.

 

Тема № 17. Основные положения земельного зарубежного законодательства

Природные ресурсы как объект регулирования в зарубежном праве. Виды собственности на землю за рубежом. Объем прав собствен­ника земельного участка. Ограничения прав на земельные участки. Зонирование как правовой режим использо­вания земель.

Право собственности иностранцев на земель­ные участки.

 

4.4. Темы и вопросы семинарских занятий

Семинарское занятие включает вводную часть, основную часть и подведение итогов. При подготовке к семинарскому занятию 3-4  студентам заблаговременно предлагается подготовить доклады по тематике обсуждаемых на семинаре вопросов.

В вводной части преподаватель доводит до студентов тему и вопросы семинара, объявляет последовательность обсуждения вопросов и выступающих с докладами, назначает оппонентов докладчикам. В качестве оппонентов докладчику может быть назначена группа студентов из 3 – 5 человек

В основной части занятия перед обсуждением каждого основного вопроса семинара студентам предоставляется возможность выступления с докладом, после которого оппоненты задают вопросы докладчику и выступают с критическими замечаниями и дополнениями по содержанию  доклада. После этого переходят к обсуждению вопроса семинара.

После обсуждения теоретических вопросов занятия студентам предлагается выполнить практические задания: решение задач и/или тесты.

В заключительной части занятия преподаватель дает оценку выступлениям студентов по обсуждаемым вопросам и сделанным докладам, работе группы оппонентов и ставятся задачи для дополнительной работы над вопросами, которые вызвали трудности в ходе семинара.

 

Семинар 1. История правового регулирования земель в России»

1. Особенности правового регулирования земельных отношений в Древней и Средневековой Руси.

2. Земельно-правовой строй России в дореформенный (до 1861 г.) период.

3. Режим земельного строя столыпинской аграрной реформы 1906 — 1907 гг.

4. Особенности земельного строя в России в годы советской власти.

5. Основные направления земельной реформы в постсоветский период.

 

Семинар 2. Земельное право как отрасль права

1. Предмет земельного права - его понятие и особенности

2. Специфика земельных отношений как предмета земельного права

3. Особенности земли как объекта правового регулирования

4. Понятие и виды методов земельного права

5. Принципы земельного права

 

Семинар 3. Система и источники земельного права

1. Понятие системы земельного права и ее элементы

2. Особенности земельно-правовых норм и виды земельно-правовых актов

3. Действие земельно-правовых актов по территории, времени, объекту и кругу лиц

4. Антиколлизионный правовой механизм в земельном праве

 

Семинар 4. Правоотношения в земельном праве

1. Особенности и виды земельных правоотношений

2. Структуры земельных правоотношений и ее элементы

3. Особенности правового статуса субъектов земельных правоотношений

4. Виды объектов земельных правоотношений и их особенности

5. Основания возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений

 

Семинар 5. Право собственности на землю

1. Толкование права собственности на землю

2. Ограниче­ния правомочий собственника земли и других природ­ных ресурсов

3. Особенности и формы земельной собственности

4. Формы распоряжение землей

 

Семинар 6. Общая характеристика вещных и иных прав на землю

1. Понятие и отличительные признаки вещных прав на землю

2. Виды вещных прав на землю

3. Права на землю, основанные на обяза­тельственных правоотношениях

 

Семинар 7. Сделки как основание возникновения прав на землю

1. Понятие и виды сделок с землей

2. Общие и специальные правила земельно-правовых сделок

3. Правовое обеспечение земельно-правовых сделок

4. Особенности земельно-правовых сделок:

= влекущие за собой смену собственника

= без смены собственника

 

Семинар 8. Прекращение и ограничение права на землю

1. Понятие и виды основания прекращения права собственности на землю

2. Основания прекращения иных прав на землю

3. Виды и основания ограничений прав на землю

 

Семинар 9. Общая характеристика правового режима земель

1. Понятие земельных ресурсов

2. Виды категорий земель и их особенности

3. Изменение целевого назначения земельных участков

 

Семинар 10. Управление земельными ресурсами и земельный процесс в России

1. Органы публичного управления  земельными ресурсами

2. Основные функции управления земельными ресурсами

3. Понятие земельного процесса и его виды

4. Структура земельного процесса

 

Семинар 11. Государственный земельный контроль и земельный кадастр

1. Виды и содержание государственного земельного контроля

2. Виды и содержание основных землеустроительных действий

3. Порядок ведения государственного кадастра недвижимости

4. Порядок государственной регистрации  прав на землю и сделок с ней

 

Семинар 12. Охрана земель и государственный земельный контроль

1. Понятие и содержание охраны земель

2. Органы, осуществляющие земельный контроль и их функции

3. Виды земельного контроля

4. Содержание и порядок проведения  государственного земельного контроля

 

Семинар 13. Экономические методы регулирования земельных отношений

1. Понятие и формы платы за землю

2. Порядок исчисления и уплаты земельного налога

3. Льготы по уплате земельного налога и их субъекты

4. Кадастровая и рыночная стоимость земельных участков

 

Семинар 14. Защита земельных прав

1. Понятие и виды способов защиты прав на землю

2. Возмещение убытков, за нарушение прав на землю

3. Понятие и общая характеристика земельных споров

4. Виды земельных споров

 

Семинар 15. Правонарушение и юридическая ответственность в земельном праве

1. Понятие и содержание земельных правонарушений

2. Виды земельных правонарушений и их особенности

3. Признаки, функции и особенности ответственности в земельном праве

4. Виды ответственности за земельные правонарушения

 

Семинар 16. Общая характеристика правового режима различных категорий земель

1. Правовой режим земель сельхозназначения

2. Правовой режим земель поселений 

3. Особенности правового режима земель, принадлежащих гражданам

4. Правовой режим земель специального назначения и особо охраняемых территорий

 

Семинар 17. Основные положения земельного зарубежного законодательства

1. Виды собственности на землю за рубежом

2. Ограничения прав на земельные участки за рубежом

3. Право собственности иностранцев на земель­ные участки

 

4.5. Самостоятельная работа студентов

4.5.1. Формы работы студентов в процессе изучения учебного материала

Программа дисциплины предполагает проведение лекционных и семинарских занятий, в ходе которых студентами изучаются основные теоретические положения дисциплины, происходит ознакомление с нормативно-справочным материалом, решение обучающих задач и тестовых заданий.

Методика изложения учебного материала и форма проведения лекционного и семинарского занятия выбирается преподавателем, исходя из особенности изучаемой темы.

С целью развития творческой активности студентов в ходе проведения занятий могут предусматриваться выступления студентов на семинарских занятиях

Самостоятельная работа студентов включает проработку и дополнение конспекта лекций, изучение соответствующих разделов учебника, нормативных актов по пройденной теме, выполнение домашних заданий, решение тестовых задач, подготовка выступления на семинарском занятии с докладами, эссе, презентациями.

Объем учебного материала и виды учебной работы предполагает активную внеаудиторную самостоятельную работу студентов с учебной литературой, нормативными, методическими и справочными материа­лами. Для качественного усвоения учебного материала задача студентов в процессе изучения дисциплины заключается в не­обходимости отслеживания изменений, происходящих в области государственного управления, политической жизни общества. Это позволит более полно и глубоко осмысливать и исполь­зовать накопленные в процессе обучения теоретические знания, соответственно корректируя их с учетом происходящих изменений в общественной жизни.

В процессе изучения учебного материала перед итоговой проверкой (зачетом) предполагается возможность написания реферата. Примерный перечень тем рефератов определяется исходя из тематики курса учебной дисциплины.

В целях заблаговременной, планомерной и качественной подготовки студентов по каждой теме и по дисциплине в целом приводятся контрольные вопросы, которые составляют основу вопросов зачета. 

 

4.5.2. Содержание тестовых заданий и порядок работы с ними

В процессе изучения учебного материала на семинарских занятиях или в качестве домашнего задания студенты самостоятельно могут решать тестовые задания. Тестовые задания могут быть использованы в качестве контроля отработки и усвоения учебного материала и учитываться при выставлении итоговой оценки. 

Тестовый практикум состоит из различных групп тестов: тематические – по каждой теме курса, и промежуточные – для проведения промежуточного контроля (срез знаний) и итоговый – предназначенный для проведения итогового контроля (зачета ли экзамена) по всему курсу учебной дисциплины. По своему содержанию тесты включают вопросы из учебных тем, которые в своей совокупности дают цельное представление об уровне усвоения студентом учебного материала.

Тестирование предполагает решение тематически разных тестов, каждый из которых содержит различные варианты правильных ответов (дистракторов): один из нескольких, несколько из нескольких, все из нескольких и ни одного из нескольких. В предлагаемых вариантах ответов могут присутствовать ответы–«ловушки» – неправильные и ошибочные, хотя внешне похожие на правильный ответ, что требует размышления над поставленным в тесте вопросом, а не механического выбора ответа из предлагаемых вариантов.

Технология работы с тестами проста – необходимо выбрать те ответы из предложенных вариантов, которые правильно отвечают на поставленный вопрос. Выбор неправильного варианта ответа, «перебор» (кроме правильных есть неправильный ответ) или «недобор» (не все правильные ответы отмечены) в ответах считаются ошибкой.

Итоговое (рубежное) тестирование отличается от тематического и промежуточного более сложным характером вопросов, включает проработку тестов, которые составлены из вопросов, охватывающих весь курс дисциплины. Эти тестовые задания относятся к разряду более сложных чем «семинарские» тесты. Кроме обычных вопросов и вариантов ответов в них могут присутствовать вопросы в виде незаконченных предложений, которые необходимо дописать. В данном варианте правильным ответом может выступать одно слово или словосочетание, которое необходимо вставить в конце текста для придания ему формы законченного предложения.

Оценка за пройденное тестирование выставляется с учетом количества правильных ответов по схеме:

Количество вопросов в тесте

Оценка

«отлично»

«хорошо»

«удовлетворительно»

«неуд»

 

Количество правильных ответов

10

9 – 10

7 - 8

5 - 6

менее 5

20

18 - 20

15 - 17

10 - 14

менее 10

30

26 - 30

20 - 25

15 - 19

менее 15

40

35 - 40

28 - 34

20 - 27

менее 20

При условии стопроцентной проработки всех тестов с оценкой «хорошо» и «отлично» в процессе семинарских занятий и по итогам промежуточного тестирования студенту в качестве итоговой оценки зачет может быть выставлен автоматически, при проведении экзамена автоматически выставлена итоговая оценка за экзамен.

 

4.5.3. Вопросы для самостоятельной работы студентов

  1. Роль земли в жизни общества.
  2. Многоаспектность функций земли.
  3. Русское поземельное право.
  4. Земельно-правовые нормы и особенности их размещения в законодательстве России.
  5. Конституционные основы земельного права. Значение Конституции Российской Федерации в развитии земельного права.
  6. Земельный кодекс РФ и его значение в регулировании земельных отношений.
  7. Особенности правового регулирования земельных отношений в отдельных субъектах РФ.
  8. Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления как источники земельного права.
  9. Государственные стандарты и иные нормативно-технические акты и их соотношение с источниками земельного права.

10.  Значение судебной практики в регулировании земельных отношений.

11.  Земля как природный объект.

12.  Земля как природный ресурс.

13.  Целевое назначение земель.

14.  Особенности и виды правового статуса субъектов земельных правоотношений.

15.  Титул землепользования.

16.  Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут).

17.  Публичный сервитут: содержание и особенности.

18.  Оборотоспособность земельных участков.

19.  Документы, удостоверяющие право пользования земельным участком.

20.  Государственная регистрация прав на земельные участки.

21.  Ипотека (залог) земельных участков.

22.  Наследование земельных участков.

23.  Мониторинг земель.

24.  Государственный земельный кадастр, его место в системе государственных информационных ресурсов.

25.  Кадастровая оценка земельных участков.

26.  Виды землеустройства.

27.  Землеустроительный процесс, его особенности и стадии.

28.  Нормирование предельно допустимых концентраций вредных и других загрязняющих почву веществ.

29.  Мелиорация и рекультивация земель.

30.  Экономическое стимулирование охраны земель. 

31.  Механизм земельного контроля.

32.  Субъекты земельного контроля.

33.  Виды земельного контроля.

34.  Основания юридической ответственности за нарушение земельного законодательства.

35.  Виды наказаний за земельные правонарушения.

36.  Возмещение вреда, причиненного нарушением земельного законодательства.  

37.  Права граждан и их объединений на участие в планировании использования земель поселений.

38.  Экологические требования при использовании земель поселений.

39.  Санитарно-защитные зоны: понятие и содержание.

40.  Состав земель особо охраняемых территорий.

41.  Правовой режим использования земель в зонах охраны объектов культурного наследия.

42.  Особо ценные земли и земель запаса: состав, особенности правового режима.

43.  Состав земель лесного и водного фонда.

44.  Правовое регулирование земельных отношений в странах СНГ.

45.  Правовое регулирование земельных отношений в странах Балтии.

46.  Правовое регулирование земельных отношений в странах Северной Европы.

47.  Правовое регулирование земельных отношений в Великобритании, Германии и Франции.

48.  Правовое регулирование земельных отношений в США.

49.  Общепризнанные нормы и принципы международного права.

50.  Международное сотрудничество в области использования и охраны земель.

 

4.5.4. Примерная тематика письменных (рефератов, эссе и контрольных) работ.

  1. Предмет земельного права.
  2. Методы правового регулирования земельного права.
  3. Земля как объект правового регулирования.
  4. Методы правового регулирования земельных отношений.
  5. Принципы земельного права.
  6. Система земельного права.
  7. Система источников земельного права.
  8. Земельная реформа 1861 г. и ее правовое содержание.
  9. Особенности столыпинской аграрной реформы 1906 —1907 гг.

10.  Особенности регулирования земельных отношений в годы советской власти.

11.  Структура земельных правоотношений.

12.  Земельно-правовые нормы.

13.  Субъекты земельных правоотношений.

14.  Объекты земельных правоотношений.

15.  Содержание земельных правоотношений.

16.  Виды земельных правоотношений.

17.  Основания возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений.

18.  Виды и формы права собственности на землю.

19.  Вещные права на землю.

20.  Основания и правовые последствия прекращения вещных прав на землю.

21.  Земельно-правовые сделки и их виды.

22.  Органы, осуществляющие государственное управление землепользованием.

23.  Виды земельного процесса.

24.  Структура земельного процесса.

25.  Критерии рационального использования земель.

26.  Необходимость охраны земель.

27.  Способы защиты земельных прав граждан и юридических лиц.

28.  Понятие земельных споров и причины их возникновения.

29.  Основания и порядок обжалования решений по земельным спорам.

30.  Виды ответственности за земельные правонарушения.

31.  Земли сельскохозяйственного назначения как объект правового режима.

32.  Формы осуществления оборота земель сельскохозяйственного назначения.

33.  Охрана земель сельскохозяйственного назначения.

34.  Особенности государственного управления землями поселений.

35.  Правовой режим земель специального назначения.

36.  Виды прав граждан на земельные участки.

37.  Основания возникновения, изменения и прекращения прав граждан на земельные
участки.

38.  Защита прав граждан на земельные участки.

39.  Особенности правового режима земель особо охраняемых территорий.

40.  Право пользования землями лесного фонда.

41.  Правовая охрана и защита лесов.

42.  Особенности государственного управления землями водного фонда.

43.  Государственный контроль за использованием и охраной водных объектов.

44.  Государственный мониторинг и государственный кадастр земель.

45.  Правовой режим земель запаса.

 

5. Образовательные технологии

В ходе реализации программы учебной дисциплины наряду с учебной деятельностью академического типа: лекций, семинарских занятий и самостоятельной работы студентов, в ходе занятий используются такие образовательные технологии как разбор конкретных правовых ситуаций, деловые игры и др.

Перечень обязательных видов работы студента:

- посещение аудиторных занятий – лекций и семинаров;

- ответы на теоретические вопросы на семинаре;

- коллоквиумы по отдельным темам;

- разбор правовых ситуаций из судебной практики;

- решение правовых задач, выполнение контрольных работ и решение тестовых задач;

- выполнение домашних заданий и работ;

- подготовка докладов, рефератов, эссе;

- участие в студенческой научной конференции.

При изучении теоретического курса на лекциях предусматривается возможность изложения учебного материала в виде презентации, как одной из форм интерактивных образовательных технологий.

Некоторые разделы теоретического курса могут изучаться с использованием опережающей самостоятельной работы: студенты получают задания на ознакомление с новым материалом до его изложения на лекциях.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля знаний и промежуточной аттестации

 

6.1. Традиционная система контроля знаний и промежуточной аттестации

Контроль усвоения учебного материала может осуществляться как в ходе лекции путем постановки контрольных вопросов для выяснения степени включенности студента в учебный процесс и понимания излагаемого учебного материала, так и на семинарских занятиях для проверки уровня знаний по пройденным темам. На семинарском занятии также проверяется качество и полнота выполнения домашнего задания. Для самопроверки знаний в процессе и по окончанию изучения учебного материала тем и дисциплины в целом студентам может быть предложено решить тестовые задания и/или выполнить контрольную работу.

Контроль усвоения студентами учебного материала может быть сплошной – при котором обеспечивается сто процентный охват студентов или выборочный – проверяется до половины численности учебной группы.

Итоговая оценка усвоения учебного материала, предусмотренного программой дисциплины осуществляется в ходе сдачи студентом зачета (экзамена), который является промежуточным контролем (по итогам изучения учебной дисциплины). Итоговая оценка при сдаче экзамена выставляется по шкале - отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно, а при проведении зачета – зачтено или не зачтено.

Контрольные вопросы для итоговой проверки формируются исходя из тематики учебной программы и относятся к разным разделам учебного материала. Перечень контрольных вопросов доводится до студентов за месяц до итоговой проверки.

При проведении зачета (экзамена) по дисциплине преподаватель имеет право:

- выставить положительную оценку на зачете (экзамене) без процедуры опроса по результатам текущей успеваемости студента;

- выбирать форму (устная либо письменная) проведения зачета (экзамена), в зависимости от  посещаемости занятий и рейтингового показателя текущей успеваемости;

- уменьшать либо увеличивать студенту количество вопросов при подготовке к ответу с учетом текущей успеваемости студента в ходе изучения дисциплины и посещаемости занятий;

- помимо теоретических вопросов включать в билеты практические задания;

- включать в билеты вопросы, которые выносились на самостоятельную работу, задавать студентам  дополнительные  вопросы,  не выходящие  за  рамки программы дисциплины;

- разрешать студентам пользоваться на экзамене нормативно-правовыми актами, справочной литературой, монографиями, другими материалами при решении практических задач на применение правовых норм;

- без комментариев принимать решение и выставлять оценку по результату зачета (экзамена), за исключением случая, когда студенту ставиться оценка не зачтено или «неудовлетворительно».

Зачет проводится в форме собеседования, в ходе которого студент отвечает на 1-2 контрольных вопроса или выполняет тестовое задание и/или решает практическую задачу. Для подготовки к ответу и решения контрольного теста или задачи студенту отводится 15-20 минут.

Экзамен проводится в форме устного ответа на билет, состоящий из двух вопросов разных разделов учебного курса дисциплины или тестирования.

При проведении экзамена для подготовки студента к ответу отводиться 20 минут, в течение которых ему предоставляется возможность сделать для себя письменные пометки по существу вопросов билета и составить план ответа. Для непосредственного ответа на поставленные в билете вопросы отводится до 10 минут. По результатам ответа в случае необходимости преподаватель может задать дополнительные вопросы с целью уточнения отдельных положений ответа студента и проверки глубины его знаний для определения конечной оценки ответа.

При тестовом варианте проведения итоговой проверки тест должен содержать вопросы, охватывающие не менее 50 % учебного материала дисциплины. Общее количество вопросов при тестовом варианте проведения зачета определяется из расчета 2-3 контрольных вопроса-тестовых заданий по каждой темы лекционного курса дисциплины. На решение тестового задания отводится 1-2 минуты на один вопрос и 5 минут на оформление ответов. Результаты выполнения тестового задания проверяются преподавателем после сдачи выполненного задания. При этом оценка определяется в следующем порядке:

отлично – правильно выполнено более 80% заданий,

хорошо - правильно выполнено более 60 до 80%,

удовлетворительно - правильно выполнено от 50 до 60 %,

неудовлетворительно - правильно выполнено менее 50 %.

При выведении итоговой оценки учитыва­ются результаты успеваемости, отработка тем курса, активность работы студента на семинарских занятиях, наличие и качество конспектов лекций, выполнения домашних заданий, рефератов, докладов и контрольных работ.

 

6.2. Рейтинговая система

 

Вид контроля

Форма учебной работы

Текущий

Решение тестовых задач

Выполнение домашних заданий

Обобщающий

Контрольные работы

Эссе, реферат

Коллоквиум

Промежуточный (по итогам изучения учебной дисциплины)

Экзамен – устный ответ на билет

Зачет – собеседование или тестирование.

В качестве оценки уровня усвоения учебного материала по дисциплине преподавателем может применяться рейтинговая (балльная) система. При рейтинговой системе все знания, умения и навыки, приобретаемые студентами в ходе изучения дисциплины, оцениваются в баллах.

Оценка качества работы в рейтинговой системе является накопительной и используется для оценивания отработки студентом учебного материала в течение всего периода изучения учебной дисциплины.

В процессе обучения студент может заработать баллы за следующие виды работ.

1. Лекции.

За систематическое посещение лекционных занятий и наличие конспекта лекций в течение семестра студент получает 2 балла (максимально).

2. Семинарские занятия.

- за систематическое посещение семинарских занятий студент получает 2 балла (максимально).

- за активное участие в обсуждении вопросов и положительные ответы на семинарском занятии (на «хорошо» и «отлично») – 1 балл.

- за подготовку доклада – 1 балл.

3. Коллоквиум.

Каждый коллоквиум может включать только теоретическую часть (собеседование) или теоретическую часть и выполнение практического задания по пройденным темам, которые вынесены на коллоквиум. При положительном итоге работы студента в ходе коллоквиума один коллоквиум оценивается в 2 балла.

4. Контрольная работа.

Контрольная работа может проводиться в аудитории или выполняться как домашнее задание. Вид и форма контрольной работы выбирается преподавателем исходя из особенностей тематики занятий: эссе, реферат, решение тестового задания.

Успешно выполненная контрольная работа (на «хорошо» и «отлично») в аудитории оценивается в 2 балла, дома – 1 балл.

5. Домашнее задание.

Программой учебной дисциплины по каждой теме предусматривается выполнение домашнего задания, которое может заключаться в подготовке доклада для выступления на семинаре, решение тестовых задач, составлении конспекта главы или параграфа учебника (учебного пособия), составление тестового задания, схем, таблиц и т.п.

Каждая домашнее задание, выполненное своевременно, успешно и в полном объеме оценивается в 2 балла.

6. Курсовая работа (проект).

Написание и защита курсовой работы является одной из форм научно-практической  работы студента, которая демонстрирует уровень практического применения теоретических знаний студента в профессиональной сфере в соответствии со специальностью. За качественное (в соответствии с предъявляемыми требованиями) и своевременное выполнение курсовой работы студенту начисляется 3 балла при ее защите на «отлично» и 1 балл на «хорошо».

7. Участие в научно-практической конференции.

Одной из задач обучения студентов является развитие навыков научно-практической работы в качестве инструмента углубления знаний, получаемых в процессе обучения и выработке навыков их применения на практике.

Каждое участие студента в различных научно-практических конференциях и положительной оценки научной работы студента (диплом, грамота, публикация работы студента в сборнике конференции) оценивается в 5 баллов.

8. Промежуточная аттестация («срез знаний).

Промежуточная аттестация проводиться с целью определения уровня усвоения студентом учебного материала и уровня остаточных знаний. При положительном итоге промежуточной аттестации студенту начисляется 1 балл.

 «Премиальные» баллы.

За общую активность при изучении учебной дисциплины, посещаемость, поведение, индивидуальное выступление на семинаре и т.д. допускается присвоение студенту дополнительных "премиальных" баллов. Сумма всех премиальных баллов составляет не более 5. Премиальные баллы учитываются только при определении итоговой рейтинговой оценки.

 «Штрафные» баллы.

Преподаватель может использовать «штрафы» в виде уменьшения набранных баллов  за пропуск лекционных и семинарских занятий, за не выполнение, не качественное (формальное) выполнение, нарушение сроков выполнения заданий, за отказ отвечать на семинарских занятиях и т.п. Размер «штрафных» баллов соответствует количеству баллов, которые могли быть начислены за выполнение работы.

Студент может ликвидировать задолженность до зачетной недели. При этом ему могут быть начислены баллы в 50 % соотношении от установленного количества, если задолженность имела место без уважительных причин. В случае, когда задолженность возникла по уважительной причине, студенту могут быть начислены соответствующие баллы в полном размере при качественном выполнении установленного объема работы.

Учет набранных студентом в процессе обучения баллов ведется преподавателем с целью определения уровня усвоения и отработки студентом учебного материала дисциплины. Сведения о количестве набранных студентом баллов доводятся преподавателем до студентов по итогам промежуточных аттестаций проводимых в вузе.

Количество баллов набранных студентом в течение семестра учитываются при решении вопроса о допуске к экзамену или зачету.

Соответствие рейтинговых баллов и академических оценок:

«Отлично» - 81-100 % от максимального количества баллов.

«Хорошо» - 71-80 % от максимального количества баллов.

«Удовлетворительно» - 60-70 % от максимального количества баллов.

«Неудовлетворительно» – менее 50 % от максимального количества баллов.

В случае, когда студент набирает 80 % и более от максимального количества баллов преподаватель вправе принять решение о выставлении студенту соответствующей оценки «автоматически» на экзамене или «автоматически» выставить зачет с соответствующей записью в зачетной книжке студента.

 

6.1. Пример тестового для промежуточной проверки усвоения учебного материала (зачета, экзамена)

1. Земельное право относится к:

а) базовым отраслям права;

б) специальным отраслям права;

в) комплексным отраслям права;

г) процессуальным отраслям права.

2. Какие общественные отношения являются предметом земельного права:

а) отношения, возникающие в связи с распределением. Использованием и охраной земли;

б) отношения по производству сельскохозяйственной продукции, ее переработке и реализации;

в) отношения в социальной сфере;

г) все перечисленные выше отношения.

3. Из перечисленных ниже правовых норм выберите те, которые входят:

а) общую часть земельного права;

б) особенную часть земельного права:

1) нормы о праве собственности;

2) нормы, регулирующие вопросы планирования и зонирования земель;

3) нормы, определяющие формы и виды землепользования;

4) нормы, устанавливающие права и обязанности отдельных собственников земли;

5) нормы, устанавливающие юридическую отвественность за нарушения земельного законодательства;

6) нормы государственного земельного кадастра;

7) нормы, устанавливающие отдельные категории земель и их правовой режим;

8) нормы, регулирующие вопросы правовой охраны земель.

4. Содержание какого правомочия собственника является его возможность извлекать из земли ее полезные свойства:

а) правомочия владения;

б) правомочия пользования;

в) правомочия распоряжения;

г) нет правильного ответа.

5. Из перечисленных ниже сделок выберите ту, которая не является основанием для возникновения

права частной собственности на землю:

а) аренды;

б) купли-продажи;

в) мены;

г) дарения.

6. Что может быть основанием возникновения сервитута:

а) договор;

б) приобретательная давность;

в) судебное решение;

г) любое из перечисленных оснований.

7. Какой вид юридической ответственности определен законодательством за самовольное занятие

земельного участка:

а) материальная;

б) дисциплинарная;

в) административная;

г) уголовная.

8. Расставьте в правильном хронологическом порядке этапы землеустроительного процесса:

а) составление землеустроительного проекта;

б) утверждение землеустроительного проекта;

в) перенесение утвержденного землеустроительного проекта в натуру;

г) подготовительные работы;

д) возбуждение ходатайства.

9. Система наблюдений (съемки, обследования и изменения) за состоянием земель называется:

а) мониторингом;

б) экологическим контролем;

в) мелиорацией;

г) нет верного ответа.

10. Полная дееспособность граждан в земельном праве наступает:

а) 14 лет;

б) 16 лет;

в) 18 лет;

г) 21 года.

 

6.2. Примерные вопросы для подготовки к зачету (экзамену).

  1. Земельная реформа 1861 г. и ее основное содержание.
  2. Основные особенности столыпинской аграрной реформы 1906—1907 гг.
  3. Земельные реформы Временного правительства России в 1917 г. и причины их провала.
  4. Особенности земельно-правовых отношений в России в годы советской власти.
  5. Основные изменения в земельном строе России в постсоветский период.
  6. Предмет и методы земельного права.
  7. Конституционные принципы земельного права.
  8. Место земельного права в правовой системе России.
  9. Понятие и система источников земельного права.

10.  Виды нормативно-правовых актов в земельном праве.

11.  Перспективы развития земельного законодательства.

12.  Органы, осуществляющие государственное управление землепользованием.

13.  Понятие и структура земельных правоотношений.

14.  Виды земельных правоотношений.

15.  Основания возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений.

16.  Особенности субъектов земельных правоотношений.

17.  Понятие собственности на землю в экономическом и юридическом смыслах.

18.  Виды земельной собственности по законодательству России.

19.  Специфика права частной собственности граждан на земельные участки.

20.  Право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком.

21.  Понятие сервитута в земельном праве.

22.  Понятие и основные виды земельно-правовых сделок.

23.  Понятие и виды правового режима земель.

24.  Содержание земельных правоотношений.

25.  Субъекты земельных правоотношений.

26.  Понятие государственного земельного кадастра и мониторинга земель.

27.  Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения: понятие и общая характеристика.

28.  Субъекты, осуществляющие использование земель сельскохозяйственного назначения.

29.  Понятие и общая характеристика правового режима земель поселений.

30.  Особенности правового режима земель специального назначения.

31.  Субъекты права пользования землями специального назначения.

32.  Основные виды земель специального назначения и их краткая характеристика.

33.  Правовой режим земель, принадлежащих гражданам: понятие и особенности.

34.  Виды прав граждан на земельные участки.

35.  Основания возникновения, изменения и прекращения прав граждан на земельные участки.

36.  Понятие и общая характеристика правового режима земель особо охраняемых территорий.

37.  Понятие, характеристика и особенности правового режима земель лесного фонда.

38.  Основные категории земель лесного фонда.

39.  Понятие и общая характеристика правового режима земель водного фонда.

40.  Государственный мониторинг водных объектов и государственный водный кадастр.

41.  Правовой режим земель запаса: понятие и основное содержание.

42.  Понятие и общая характеристика земельно-процессуального права.

43.  Виды земельного процесса.

44.  Структура земельного процесса.

45.  Понятие и общая характеристика защиты земельных прав граждан и юридических лиц.

46.  Понятие и причины возникновения земельных споров.

47.  Понятие ответственности за земельные правонарушения.

48.  Виды юридической ответственности за нарушения земельного законодательства.

49.  Общая характеристика Земельного кодекса России.

50.  Земельное право как учебный курс: понятие и содержание.

 

6.3. Билеты по дисциплине «Земельное право» для итоговой проверки

Билет № 1

Земельная реформа 1861 г. и ее основное содержание.

Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения: понятие и общая характеристика.

Билет № 2

Основные особенности столыпинской аграрной реформы 1906—1907 гг.

Субъекты, осуществляющие использование земель сельскохозяйственного назначения, и их

правомочия.

Билет № 3

Земельные реформы Временного правительства России в 1917 г. и причины их провала.

Понятие и общая характеристика правового режима земель поселений.

Билет № 4

Особенности земельно-правовых отношений в России в годы советской власти.

Понятие государственного земельного кадастра и мониторинга земель.

Билет № 5

Основные изменения в земельном строе России в постсоветский период.

Особенности правового режима земель специального назначения.

Билет № 6

Предмет и методы земельного права.

Основные виды земель специального назначения и их краткая характеристика.

Билет № 7

Конституционные принципы земельного права.

Субъекты права пользования землями специального назначения.

Билет № 8

Место земельного права в правовой системе России.

Правовой режим земель, принадлежащих гражданам: понятие и особенности.

Билет № 9

Понятие и система источников земельного права.

Виды прав граждан на земельные участки.

Билет № 10

Виды нормативно-правовых актов в земельном праве.

Основания возникновения, изменения и прекращения прав граждан на земельные участки.

Билет № 11

Перспективы развития земельного законодательства.

Понятие и общая характеристика правового режима земель особо охраняемых территорий и

объектов.

Билет № 12

Органы, осуществляющие государственное управление землепользованием.

Понятие, характеристика и особенности правового режима земель лесного фонда.

Билет № 13

Понятие и структура земельных правоотношений.

Основные категории земель лесного фонда.

Билет № 14

Виды земельных правоотношений.

Понятие и общая характеристика правового режима земель водного фонда.

Билет № 15

Основания возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений.

Государственный мониторинг водных объектов и государственный водный кадастр.

Билет № 16

Особенности субъектов земельных правоотношений.

Правовой режим земель запаса: понятие и основное содержание.

Билет № 17

Понятие собственности на землю в экономическом и юридическом смыслах.

Понятие и общая характеристика земельно-процессуального права.

Билет № 18

Виды земельной собственности по законодательству России.

Виды земельного процесса.

Билет № 19

Специфика права частной собственности граждан на земельные участки.

Структура земельного процесса.

Билет № 20

Право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком.

Понятие и общая характеристика защиты земельных прав граждан и юридических лиц.

Билет № 21

Понятие сервитута в земельном праве.

Понятие и причины возникновения земельных споров.

Билет № 22

Понятие и основные виды земельно-правовых сделок.

Понятие ответственности за земельные правонарушения.

Билет № 23

Понятие и виды правового режима земель.

Виды юридической ответственности за нарушения земельного законодательства.

Билет № 24

Содержание земельных правоотношений.

Общая характеристика Земельного кодекса России.

Билет № 25

Субъекты земельных правоотношений.

Земельное право как учебный курс: понятие и содержание.

 

7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

7.1 Рекомендуемая литература

Основная:

Ерофеев Б.В. Земельное право России: Учебник для академического бакалавриата / Ерофеев Борис Владимирович; Науч.ред. Л.Б.Братковская. - 13-е изд.,перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2014.

Дополнительная:

Боголюбов С.А. Земельное право: Учебник для бакалавров / Боголюбов Сергей Александрович; Рец. В.В.Устюкова. - 5-е изд.,перераб.и доп. - М.: Юрайт: ИД Юрайт, 2014.

Земельное право: Учебник для бакалавров / Агафонов И.Б., Быковский В.К., Выпханова Г.В. и др.; Под ред. Н.Г.Жаворонковой, И.О.Красновой; Рец. С.А.Боголюбов. - М.: Юрайт, 2013.

Земельный кодекс РФ

 

7.2. Рекомендуемые Интернет-ресурсы

http: //lib.uni-dubna.ru – сайт библиотеки университета "Дубна";

www.garant.ru - Система «Гарант», правовые базы российского законодательства;

www.consultant.ru - Общероссийская сеть распространения правовой информации (Консуль­тант-Плюс);

www.rbc.ru - РИА «РосБизнесКонсалтинг»;

www.pravo.ru - Право в области информационных технологий;

www.rg.ru - сервер «Российской газеты»;

www.elibrary.ru – журналы AIP.

Официальный сайт Земельного портала Санкт-Петербурга - http://www.kzr.spb.ru/

Официальный сайт Геоинформационной системы Санкт-Петербурга - http://rgis.spb.ru/

 

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий:

= для проведения практических и лекционных занятий используется программное обеспечение MS OFFICE: PowerPoint, Word, Exсel;

= доступ к ресурсу Интернет.

В целях обеспечения качественного современного учебного процесса аудитории для проведения занятий должны быть оборудованы следующими техническими средствами обучения:

- Персональный компьютер (ноутбук)

- Мультимедийный проектор

- Экран проекционный

- Стенд для графических работ с комплектом цветных маркеров.

- Коллекции слайдов и видеофильмов по отдельным разделам дисциплины в соответствии с тематикой лекционно-семинарских занятий.

 

9. Матрица компетенций

Темы (разделы) дисциплины

Компетенции

вид

всего

Тема № 1. История правового регулирования земель в России»

ОК-2, ПК-10

2

Тема № 2. Земельное право как отрасль права

ПК-9, ПК-10

2

Тема № 3. Система и источники земельного права

ОК-15,ПК-9, ПК-10

3

Тема № 4. Правоотношения в земельном праве

ОК-2, ПК-10, ПК-15

3

Тема № 5. Право собственности на землю

ОК-2, ПК-10

2

Тема № 6. Общая характеристика вещных и иных прав на землю

ОК-15, ПК-9

2

Тема № 7. Сделки как основание возникновения прав на землю

ОК-1, ОК-2, ПК-9,

3

Тема № 8. Прекращение и ограничение права на землю

ОК-2, ПК-9, ПК-10

3

Тема № 9. Общая характеристика правового режима земель

ОК-1, ОК-2, ПК-9, ПК-10

4

Тема № 10. Управление земельными ресурсами и земельный процесс в России

ОК-1, ОК-2, ПК-9, ПК-10

4

Тема № 11. Государственный земельный контроль и земельный кадастр

ОК-1, ОК-2, ПК-9, ПК-10

4

Тема № 12. Охрана земель и государственный земельный контроль

ОК-2, ПК-9, ПК-10

3

Тема №13. Экономические методы регулирования земельных отношений

ОК-2, ПК-9, ПК-10

3

Тема № 14. Защита земельных прав

ОК-1, ОК-7, ПК-9, ПК-10

4

Тема № 15. Правонарушение и юридическая ответственность в земельном праве

ОК-2, ПК-9, ПК-10, ПК-15

4

Тема № 16. Общая характеристика правового режима различных категорий земель

ОК-1, ОК-2, ПК-9, ПК-10

4

Тема № 17. Основные положения земельного зарубежного законодательства

ОК-2,  ПК-15

2

 

Автор программы Есин В.А.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!