ПОЛИТОЛОГИЯ

1. Цели и задачи освоения дисциплины

К основным целям учебной дисциплины относятся: сформировать у студентов комплексное представление о политической сфере общества, роли личности в политической организации общества, структуре государственной власти; о политических процессах в обществе, политических партиях и общественных организациях; о системе современных международных отношений и т.п.; введение в круг политических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков получения, анализа и обобщения политической информации.

Основной задачей дисциплины «Политология» является изучение политико-властной организации и функционирования общества во всем многообразии структур и форм проявления. В результате изучения дисциплины студент должен иметь представление о сущности политики и ее роли в жизнедеятельности общества и взаимодействии с экономикой, идеологией, правом, моралью и т.д., причинах социальных и политических конфликтов и кризисов в обществе.

 

2. Место дисциплины  в структуре ООП

Дисциплина "Политология" относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла (Б1.Б5) и углубляет знания, умения и навыки, определяемые содержанием базовых дисциплин, для   успешной профессиональной деятельности   и   для   продолжения   профессионального   образования   в магистратуре.

Объектами профессиональной деятельности специалиста являются различные организации и подразделения в системе государственного и муниципального управления, процессы экономической, политической, организационной и социальной жизни общества, проблемы функционирования и развития государства и его региональных и муниципальных образований, проблемы взаимодействия человека и общества.

Дисциплина «Политология» находится в логической и содержательно-методической связи с другими частями ООП бакалавриата, куда входят основные дисциплины гуманитарно-социального и экономического цикла, представляющими как дисциплины профильные для направления подготовки, так и дисциплины вариативного цикла и дисциплины по выбору.

Основными требованиями для «входных» знаний, умения и готовности обучающегося к восприятию данной дисциплины являются знания школьной программы по обществознанию, отечественной и всеобщей истории.

В свою очередь, дисциплина «Политология» формирует необходимые «входные» знания для других дисциплин гуманитарно-социального и экономического цикла и соответствующих дисциплин вариативного цикла, в том числе с такими дисциплинами, как «Геополитика», «История», «История государственного управления в России», «История политической и правовой мысли», «История отечественного государства и права», «История международных отношений и внешней политики России».

 

3. Компетенции, на формирование которых оказывает влияние изучение учебной дисциплины.

В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие общекультурные и профессиональные компетенции ООП, реализующей ФГОС ВПО:

а) общекультурные:

- стремлением работать на благо общества (ОК-1);

- знанием базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своей профессиональной деятельности, личностном и общекультурном развитии (ОК-3);

- знанием законов развития природы, общества, мышления и умением применять эти знания в профессиональной деятельности; умением анализировать и оценивать социально-значимые явления, события, процессы; владением основными методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);

- пониманием содержания, смысла, основных целей, социальной значимости профессии государственного и муниципального управления, стремлением к улучшению этого понимания через использование знаний в своей деятельности (ОК-5);

- способностью и готовностью к диалогу на основе ценностей гражданского демократического общества (ОК-6);

- способностью принимать участие в разработке управленческих решений и нести ответственность за реализацию этих решений в пределах своих должностных обязанностей, умением оценивать последствия решений (ОК-15);

б) профессиональные:

- умением определять приоритеты профессиональной деятельности, эффективно исполнять управленческие решения (ПК-2);

- умением определять социальные, политические, экономические закономерности и тенденции (ПК-16).

В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:

Знать:

основные направления, проблемы, теории и методы политологии;

основные понятия и категории политической науки;

основные политические институты современного общества;

современную систему мировой политики и международных отношений и факторы, влияющие на их развитие.

Уметь:

логически мыслить, вести научные дискуссии;

работать с разноплановыми источниками;

осуществлять эффективный поиск информации и критики источников;

получать, обрабатывать и сохранять источники информации;

преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам политики;

соотносить общие политические тенденции и отдельные факты; выявлять существенные черты политических процессов, явлений и событий;

извлекать уроки из исторических и политических событий и на их основе принимать осознанные решения.

Владеть:

представлениями об основных событиях российской и мировой политики, основанными на принципе научной объективности;

навыками анализа политической информации;

приемами ведения дискуссии и полемики.

 

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет - 2 зачетных единицы, 74 часа.

4.1. Структура дисциплины

Вид учебной работы

Всего часов

Семестр 4-й

Общая трудоемкость дисциплины

74

74

Аудиторные занятия

34

34

Лекции (Л)

17

17

Практические занятия (семинары) (ПЗ, С)

17

17

Самостоятельная работа (СРС)

40

40

Реферат (Р)

-

-

Эссе (Э)

2

2

Самостоятельное изучение разделов (СмИз)

14

14

Контрольная работа (К)

4

4

Самоподготовка (СмПод) (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к практическим занятиям, тестированию  и контрольным  работам)

20

20

Промежуточная аттестация

Зачет

 

 

 

 

 

4.2. Разделы (темы) учебной дисциплины, виды учебной работы и количество часов

 

 

п/п

 

Раздел (тема) дисциплины

 

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

и промежуточной аттестации*

Л

С

СРС

1

Политология как наука

1

2

2

5

УО-1, ПР-1

2

Политическая власть и ее субъекты

2

2

2

5

УО-1, ПР-1

3

Государство и гражданское общество: происхождение и особенности

3

3

3

5

УО-1 ПР-1

4

Политическая система общества

4

2

2

5

УО-1 ПР-1

5

Политические процессы и технологии

5

2

2

5

УО-2, ПР-3

6

Политическая философия и политическая идеология

6

2

2

5

УО-2, ПР-3

7

Социокультурные аспекты политики

7

2

2

5

УО-1 ПР-1

8

Мировая политика и модернизация

8

2

2

5

УО-1, ПР-1

Итого часов по видам занятий:

17

17

40

 

Всего часов дисциплине

74

Промежуточный контроль

Зачет

* Формы текущего контроля:

Устный опрос (УО): собеседование (УО-1), коллоквиум (УО-2).

Технические средства контроля (ТС).

Письменные работы (ПР): тесты (ПР-1), контрольные работы (ПР-2), эссе (ПР-3), реферат (ПР-4), курсовые работы (ПР-5), научно-учебные отчеты по практикам (ПР-6), решение типовых задач (ПР-7).

Промежуточный контроль по дисциплине (итоговый)- зачет (УО-3).

 

4.3. Содержание тем (лекционных занятий) учебной дисциплины

 

Тема № 1: Политология как наука

Понятие и структура политики. Система категорий политологии. Объект, предмет и метод политической науки. Свойства политологии. Эмпирический и теоретический уровни политического знания. Сравнительная политология.

Теоретическая, методологическая, практическая, образовательная и прогностическая функции политологии как науки и учебной дисциплины.

Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Границы политики в обществе. Социальные функции политики.

Взаимоотношения политики с другими сферами общества.

Место политологии в системе социально-гуманитарных наук и учебных дисциплин. Соотношение политологии с философией, социологией, историей, психологией, правоведением, культурологией и др.

Основные этапы становления политической науки.

Политическая мысль античности как отражение философско–этической концепции в подходе к вопросам политического бытия: государства, власти, гражданского общества (Конфуций, Платон, Аристотель, римские юристы).

Религиозная концепция: политическая мысль Средневековья. Аврелий Августин, Фома Аквинский и др.

Политические учения эпохи Возрождения и Просвещения (Н. Макиавелли, Мартин Лютер, Т. Мор, Т. Кампанелла, Т. Гобс, Дж. Локк).

Учения и теории Нового и Новейшего времени. Локк, Гоббс, Монтескье, Руссо, Маркс.

Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Особенности формирования политической науки в России в ХIХ–ХХ вв. (М.М. Сперанский, H.A. Бердяев, И.А. Ильин, П.И. Новгородцев). Учение П.И. Новгородцева о правовом государстве, демократии. И.А. Ильин о власти, государстве, формах правления.

Многообразие теорий и направлений в современной науке о политике: социологическое, институционалистское, концепция политического плюрализма, теория демократии и бюрократии, теория международных отношений.

Современные политологические школы.

 

Тема № 2: Политическая власть и ее субъекты

Природа и сущность политической власти. Власть как социальное явление и общественное взаимодействие. Многообразие подходов к объяснению природы власти: биологический, психологический, социологический, философский. Исторические формы власти. Ресурсы, процесс и виды власти. Особенности и черты политической власти. Легитимность политической власти: понятие, источники и типы. Легальность власти. Насилие в системе власти, его структурные и политические источники.

Структурная организация политической власти: субъект и его особенности, объект, механизмы и средства власти. Власть и оппозиция.

Политическое господство.

Политические элиты. Формирование и развитие элитистских подходов. Сущность, структура и функции политической элиты. Способы определения состава правящей политической элиты. Государственная бюрократия как составная часть политической элиты.

Политическое лидерство: понятие и функции политического лидерства как института власти. Типология политического лидерства. Рационально–правовой, традиционный, харизматический тип лидерства. Коллективное лидерство.

Политические организации и движения. Система социального представительства. Самоорганизация группы как политического субъекта. Социальные факторы политических изменений в обществе.

Нация как субъект политической власти. Место национализма в политике. Типы национализма. Национальные движения в современном мире.

 

Тема № 3: Государство и гражданское общество: происхождение и особенности

Государство как политический институт общества: понятие, основные признаки и теории происхождения государства. Функции государства. Формы  и типы современных государств. Государственная власть как особая разновидность социальной власти. Государственная власть и самоуправление. Понятие правового государства и его признаки и принципы.

Сущность и особенности политического режима. Политический режим как система методов, способов и средств осуществления политической власти. Признаки политического режима. Виды политических режимов и их краткая характеристика.

Гражданское общество: понятие, происхождение и особенности. Генезис представлений о гражданском обществе. "Гражданское общество" в античности. Гражданское общество в трактовке Т. Гоббса, И. Канта, Г. Гегеля. Маркс и Ленин о гражданском обществе.

Современные западные концепции гражданского общества.

Функции и основные структурные элементы гражданского общества. Формирование современной идеи гражданского общества.

Связь гражданского общества с экономическими, политическими, социальными, духовными основами общества. Принцип разделения сфер общественной жизни.

Соотношение общества и государства. Взаимосвязь гражданского общества и правового государства. Функционирование гражданского общества и его зависимость от форм политического правления, политического режима, качества правовой, экономической, культурной, системы страны. Роль частной собственности в формировании среднего класса и становлении гражданского общества.

Факторы, способствующие созданию, развитию гражданского общества. Особенности становления гражданского общества в России.

 

Тема № 4: Политическая система общества

Развитие системного анализа политики и основные теории политических систем. Функции политической системы. Основные типологии политических систем. Структура политической системы общества: политические институты, политические и правовые нормы, политическая деятельность, политическое сознание и политическая культура. Специфика политической системы современной России.

Понятие политической стабильности. Политическая оппозиция.

Понятие и типология групп интересов. Место и роль групп давления в политическом процессе.

Политические партии: понятие и функции политических партий. Современные теории политических партий. Свобода образования и деятельности политических партий. Источники и способы финансирования политических партий. Типы партий и партийных систем. Особенности становления российской многопартийности.

Понятие и признаки общественно-политических движений. Их сущность, место и роль в политической системе. Типология общественно-политических движений.

Особенности становления и функционирования общественно–политических движений в современной России.

 

Тема № 5: Политические процессы и технологии

Понятие и структура политического процесса. Виды политических процессов. Революция и реформа. Контрреволюция и контрреформа. Политическая модернизация общества. Восстание, бунт, мятеж, путч как специфические виды политического процесса. Их характерные черты и преобразовательные возможности. Политический кризис.

Понятие, структура и основные формы политических конфликтов. Источники и типология политических конфликтов. Политические интересы и противоречия как предпосылки возникновения конфликтов. Объекты и субъекты конфликта. Отчуждение народа от власти как объективная основа конфликта. Социальная напряженность и политическая нестабильность как условия возникновения конфликта.

Межличностные политические конфликты. Личные политические амбиции. Превышение властных функций как источник возникновения конфликтов. Конфликтные и неконфликтные политические деятели.

Технологии контроля и управления политическими конфликтами. Основные стратегии управления конфликтами. Этапы урегулирования и разрешения конфликтов. Техники переговорного процесса.

Политические кампании, их стратегия и тактика. Избирательные системы и выборы. Популизм: понятие и признаки.

Понятие и структура политических технологий. Типы политических технологий. Способы формирования политических технологий.

Информационные технологии в принятии решений. Избирательные технологии.

Этапы развития теории политической модернизации. Основные тенденции развития «современных» государств.

Особенности модернизации современного российского общества.

 

Тема № 6: Политическая философия и политическая идеология

Понятие политической философии и ее формирование в Новое время. Политическая теория, идеология, онтология и аксиология. Понятие политической парадигмы.

Понятие, функции и уровни политической идеологии. Идеология как система ценностей, взглядов, убеждений, в которых выражается отношение к действительности. Основные идеологические течения в современном мире.

Истоки либерализма. Классический либерализм. Формирование нового либерализма.

Проблемы государства, власти и демократии в либерализме.

Сущностные характеристики консерватизма. Новейшие течения консерватизма. Проблемы свободы, демократии и государства в трактовке консерватизма.

Идейные истоки социал-демократии. Возникновение демократического социализма. Новые явления в социал-демократии.

 

Тема № 7: Социокультурные аспекты политики

Политическое сознание и политическая идеология в современном обществе. Понятие политического сознания. Структура и функции политического сознания.

Понятие и функции политической культуры. Структура политической культуры: политическое сознание, политическое поведение, политический опыт. Система политических ценностей, информированность, политические символы, политические ориентации, традиции и процедуры. Типы политической культуры: патриархальная, подданническая, активистская. Политические субкультуры: региональная, этнолингвистическая, социально–экономическая, религиозная, возрастная. Особенности политических культур западного и восточного типов. Особенности современной российской политической культуры. Политическая социализация. Основные этапы, способы и механизмы политической социализации.

Сущность и особенности политической психологии. Структура и функции политической психологии. Политические настроения. Содержание и типы политического поведения. Роль политической психологии в политическом процессе.

Понятие и функции СМИ. Основные каналы и особенности политического влияния СМИ. Политическое манипулирование и пути его ограничения.

Политическая социализация: понятие, типы и этапы.

 

Тема № 8: Мировая политика и модернизация

Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Завершение двухполюсного мира, новые системы международных отношений.

Возникновение и сущность геополитики. Классические геополитические теории. Геополитические идеи середины-конца XX в.

Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации.

Роль США, Японии, Китая, ФРГ, Западной Европы, стран СНГ в международных отношениях. Региональные конфликты в условиях изменения мировой геополитической ситуации. Новый этап во внешнеполитической деятельности России: преемственность и обновление, изменение позиции РФ в международных отношениях. Футурологические концепции.

Понятие, концепции и цели политической модернизации. Кризисы политического развития и их особенности.

 

4.4. Темы и вопросы семинарских занятий

Семинар № 1: Политология как общественная наука

Вопросы семинара:

1. Понятие и структура политики. Объект, предмет и метод политической науки. Система категорий политологии.

2. Функции политологии и границы политики в обществе.

3. Этапы развития политических идей.

4. Основные теории политической науки и современные политологические школы.

5. Российская политическая традиция: история развития и особенности.

 

Семинар № 2: Особенности политической власти и ее субъектов

Вопросы семинара:

1. Сущность и исторические формы власти как социального явления.

2. Ресурсы и виды власти.

3. Легитимность власти. М. Вебер "Политика как призвание и профессия".

4. Сущность, структура и функции политической элиты.

5. Понятие и функции политического лидерства как института власти.

6. Нация как субъект политической власти.

 

Семинар № 3: Государство и гражданское общество

Вопросы семинара:

1. Сущность, функции и типология государства в современном мире.

2. Политический режим как система методов осуществления политической власти.

3. Понятие, структура, функции гражданского общества.

4. Взаимодействие гражданского общества и государства.

5. Особенности развития гражданского общества в современной России.

 

Семинар № 4: Структура политической системы общества

Вопросы семинара:

1. Функции и структура политической системы общества.

2. Типы партий и партийных систем.

3.Особенности становления российской многопартийности.

 

Семинар № 5: Политические процессы и технологии в современном обществе

Вопросы семинара:

1. Структура и виды политических процессов.

2. Содержание и формы политических конфликтов.

3. Причины и субъекты политических конфликтов.

4. Понятие, структура и типы политических технологий.

 

Семинар № 6: Политическая философия и политическая идеология

Вопросы семинара:

1. Понятие политической философии и ее развитие.

2. Понятие и функции политической идеологии.

3. Истоки и содержание либерализма.

4. Консерватизм и вопросы свободы, демократии и государства.

5. Сущностные характеристики консерватизма.

6. Политические позиции социал-демократии.

 

Семинар № 7: Социокультурные аспекты политики

Вопросы семинара:

Политическое сознание и политическая идеология в современном обществе.

Политика и мораль.

Структура и типы политической культуры. Политическая этика.

Сущность, особенности и функции политической психологии.

Политическое манипулирование и пути его ограничения.

 

Семинар № 8: Основные черты современного мирового процесса

Вопросы семинара:

Особенности современного мирового политического процесса.

Классические геополитические теории.

Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации.

Основные этапы развития теории политической модернизации.

Особенности модернизации современного российского общества.

 

4.5. Самостоятельная работа студентов

Самостоятельная работа студентов включает проработку и дополнение конспекта лекций, изучение соответствующих разделов учебника, нормативных актов по пройденной теме, подготовка выступления на семинарском занятии и решение тестовых задач.

Объем учебного материала предполагает активную внеаудиторную самостоятельную работу студентов как с учебной литературой, так и с нормативными, методическими и справочными материа­лами. Для качественного усвоения учебного материала задача студентов в процессе изучения дисциплины заключается в не­обходимости отслеживания изменений, происходящих в области государственного управления. Это позволит более полно и глубоко осмысливать и исполь­зовать накопленные в процессе обучения знания, соответственно корректируя их с учетом происходящих изменений в общественной жизни.

Качественная подготовка к семинарским занятиям предполагает не­обходимость отслеживания студентами изменений, происходящих в области государственного и муниципального управления, международных отношений. Это позволит более полно и глубоко осмысливать и исполь­зовать накопленные в процессе обучения знания, соответственно корректируя их с учетом происходящих изменений в общественно-политической жизни.

 

4.5.1. Вопросы для самостоятельной работы студентов и повторения пройденного материала 

Понятие и структура политики.

Объект, предмет и метод политической науки.

Теоретическая, методологическая, практическая, образовательная и прогностическая функции политологии.

Границы политики в обществе.

Социальные функции политики.

Взаимоотношения политики с другими сферами общества.

Этапы формирования политической науки и развития политических идей.

Основные парадигмы политической науки.

Политическая мысль античности.

Политические учения эпохи Возрождения и Просвещения.

Особенности формирования политической науки в России в ХIХ–ХХ вв.

Учение П.И. Новгородцева о правовом государстве, демократии.

И.А. Ильин о власти, государстве, формах правления.

Теории власти: биологический, психологический, социологический, философский.

Ресурсы, процесс и виды власти.

Сущность, структура и функции политической элиты.

Политическое лидерство: понятие и функции политического лидерства как института власти.

Типология политического лидерства.

Система социального представительства.

Нация как субъект политической власти.

Генезис представлений о гражданском обществе.

Гражданское общество в античности.

Современные западные концепции гражданского общества.

Функции и основные структурные элементы гражданского общества.

Соотношение гражданского общества и правового государства.

Факторы, способствующие созданию, развитию гражданского общества.

Понятие правового государства и его признаки и принципы.

Основные типологии политических систем.

Структура политической системы общества.

Специфика политической системы современной России.

Место и роль групп давления в политическом процессе.

Политические партии: понятие и функции политических партий.

Современные теории политических партий.

Типы партий и партийных систем.

Особенности становления российской многопартийности.

Понятие, место и роль общественно-политических движений в политической системе.

Типология общественно-политических движений.

Понятие, структура и виды политического процесса.

Понятие, структура и основные формы политических конфликтов.

Избирательные системы и выборы.

Популизм: понятие и признаки.

Структура и типы политических технологий.

Избирательные технологии.

Проблемы государства, власти и демократии в либерализме.

Сущностные характеристики консерватизма.

Идейные истоки социал-демократии.

Функции и структура политической культуры.

Типы политической культуры.

Политические субкультуры: понятие и особенности.

Особенности политических культур западного и восточного типов.

Особенности современной российской политической культуры.

Основные этапы, способы и механизмы политической социализации.

Классические геополитические теории.

Геополитические идеи середины-конца XX в.

Региональные конфликты в условиях изменения мировой геополитической ситуации.

Футурологические концепции в международных отношениях.

Парадигмы политического знания.

 

4.5.2. Примерный перечень тем контрольных работ и рефератов

Понятие и структура политики.

Объект, предмет и метод политической науки.

Свойства и функции политологии.

Границы политики в обществе.

Политика и мораль.

Закономерности политологии в становлении и развитии политической власти.

Закономерности в становлении и развитии политической сферы

Взаимоотношения политики с другими сферами общества.

Политические учения эпохи Возрождения

Политические учения средневековья (М. Августин, Ф. Аквинский).

Политические учения Нового времени (Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, О.Конт).

Н. Макиавелли "Государь". О личных качествах правителя.

Ш.Л. Монтескье. О разделении властей.

И. Кант, Г. Гегель. О гражданском обществе.

Развитие политической мысли в России конца XIX - Начала XX веков.

И.А. Ильин "О государе".

Учение П.И. Новгородцева о правовом государстве и демократии.

 

5. Образовательные технологии

В ходе реализации программы учебной дисциплины «Конституционное право» наряду с учебной деятельностью академического типа: лекций, семинарских занятий и самостоятельной работы студентов, в ходе занятий используются такие образовательные технологии как разбор конкретных правовых ситуаций, деловые игры и др.

Перечень обязательных видов работы студента:

- посещение аудиторных занятий – лекций и семинаров;

- ответы на теоретические вопросы на семинаре;

- коллоквиумы по отдельным темам;

- решение практических задач, тестов на семинаре;

- выполнение контрольных работ и решение тестовых задач;

- выполнение домашних заданий и работ;

- подготовка докладов, рефератов, эссе;

- участие в студенческой научной конференции.

 

 6. Оценочные средства для текущего контроля знаний и промежуточной аттестации

Контроль усвоения учебного материала может осуществляться как в ходе лекции путем постановки контрольных вопросов для выяснения степени включенности студента в учебный процесс и понимания излагаемого учебного материала, так и на семинарских занятиях для проверки уровня знаний по пройденным темам. На семинарском занятии также проверяется качество и полнота выполнения домашнего задания. Для самопроверки знаний в процессе и по окончанию изучения учебного материала тем и дисциплины в целом студентам предлагается ответить на тестовые задания и/или выполнить контрольную работу.

Контроль усвоения студентами учебного материала может быть сплошной, при котором обеспечивается сто процентный охват студентов или выборочный, проверяется до половины численности учебной группы.

Итоговая оценка усвоения учебного материала осуществляется в ходе сдачи студентом зачета или экзамена, предусмотренного программой дисциплины. 

Контрольные вопросы для итоговой проверки формируются исходя из тематики учебной программы и относятся к разным разделам учебного материала. Перечень контрольных вопросов доводится до студентов за месяц до итоговой проверки.

Зачет может проводиться в форме собеседования или тестирования. При собеседовании студент дает краткий ответ на поставленный преподавателем контрольный вопрос из разных разделов учебного курса дисциплины. Таких вопросов может быть 3-5. На собеседование с каждым студентом может отводиться до 10 минут, исходя из полноты даваемых ответов на поставленный вопрос. По результатам ответа в случае необходимости преподаватель может задать дополнительные вопросы с целью уточнения отдельных положений ответа студента и проверки глубины его знаний для определения конечной оценки ответа.

При тестовом варианте проведения итоговой проверки тест должен содержать вопросы, охватывающие не менее 50 % учебного материала дисциплины. Общее количество вопросов при тестовом варианте проведения зачета определяется из расчета 2-3 контрольных вопроса-тестовых заданий по каждой темы лекционного курса дисциплины. На решение тестового задания отводится 1-2 минуты на один вопрос и 5 минут на оформление ответов.

При выведении итоговой оценки учитыва­ются наличие и качество конспектов лекций, результаты и активность работы студента на семинарских занятиях, полнота выполнение домашних заданий и контрольных работ в процессе занятий.

Итоговая оценка при проведении зачета выставляется по шкале – зачтено или незачтено.

 

6.1. Тест для текущей проверки усвоения учебного материала

1. Что является предметом политологии?

А - Политические идеи, концепции, доктрины.

Б - Политика, политическая власть, их закономерности и технология.

В - Государство.

Г - Политическая жизнь общества.

2. Кто из мыслителей прошлого впервые ввел в научный оборот понятие "политика"?

А - Сократ.

Б - Платон.

В - Аристотель.

Г - Конфуций.

Д - Аквинский.

3. Кто из ученых прошлого, разрабатывавших основы политической теории, является основоположником рационалистического, основанного на опыте истории подхода к анализу и оценке политики и государства?

А - Конфуций.

Б - Платон.

В - М. Падуанский.

Г - Н. Макиавелли.

Д - К.Маркс.

4. В какой исторический период политическая наука приобрела официальный статус самостоятельной отрасли научного знания?

А - IУ в. до н.э.

Б - XI - XIII в.в.

В - Начало XIX в.

Г - Конец XIX в.

Д - Середина XX в.

5. Кто из перечисленных акторов относится к социальным субъектам политики?

А - Государство.

В - Личность, социальные группы и образования.

Г - Политические партии.

Д - Общественно-политические организации и движения

6. Что общего между политикой и моралью?

А - Основные положения политики и морали · закреплены в специальных актах и документах.

Б - Политика и мораль выражают только индивидуальные потребности и интересы людей.

В - Политика и мораль представляют обобщенные обязательные правила поведения и деятельности людей в различных ситуациях.

Г - Политика и мораль регулируют отношения между людьми, социальными и этническими образованиями, народами, государствами, их поведение и деятельность

7. Какие политические течения эпохи античного мира получили обоснование и развитие в Древнем Китае?

А - Брахманизм.      

Б - Буддизм.  

В - Даосизм. 

Г - Конфуцианство.

Д - Легизм.

Е - Маоизм.

Ж - Софизм.

З - Стоицизм.

8. В каком из источников XI в. в наиболее полном и концентрированном виде изложены основные идеи политической мысли Древней Руси?

А - " Слово о полку Игореве".

Б - Илларион. "Слово о законе и благодати".

В - В. Мономах. "Поучение детям

Г - Нестор. "Повесть временных лет".

9. Какая из перечисленных идей является основной в славянофильстве как течении российской политической мысли XIX в.?

А - Крестьянская община - основа социально-политического развития страны.

Б - Европейское политическое устройство и право опасны для нравственности русского народа.

В - Государство - консервативная форма, официальное воплощение народности.

Г - Царское самодержавие и монархический строй - это историческая необходимость для России, у нее свой особый путь развития.

10. Что из перечисленного является важнейшей идеей либерализма?

А - Естественное неравенство людей, определяемое их умственными и физическими способностями.

Б - Абсолютная ценность человеческой личности, её интересов, изначальное ("от рождения") равенство всех людей.

 В - Существование универсального и морального порядка.

 Г - Активное участие аристократии в управлении государством.

11. Какое высказывание соответствует идеологии консерватизма?

А -  Человек сам, лучше любого правительства знает, что ему нужно.

Б - Равенство - это не только юридические, но и политическое понятие,

В - Государство - это то, без чего невозможны ни порядок, ни справедливость, ни внешняя безопасность, ни внутренняя солидарность.

Г - Верховный государственный строй - это не голова, увенчивающая общество, а шляпа, которую можно безболезненно сменять.

12. В какой из перечисленных групп идеологических течений перечислены разновидности современного правого радикализма?

А - Анархизм, неотроцкизм, необольшевизм.

Б - Консерватизм, неолиберализм, социализм.

В - Неофашизм, исламский фундаментализм, национализм.

Г - На какие ценности ориентируется социалистическая идеология?

Д - Коллективизм, справедливость, социальное равенство, гуманизм.

Е - Свобода, равенство всех перед законом, свободная конкуренция, индивидуализм.

Ж - Порядок, законность, государственное регулирование, традиция.

13. К какому из современных идеологических течений относится ваххабизм?

А - Неолиберализм.

Б - Неоконсерватизм.

В - Правки радикализм.  

Г -  Левый радикализм.

Д - Социал-демократизм.

14. Что такое политическая власть?

А - Реализация способности быть политическим лидером.

Б - Совокупность широких политических полномочий.

В - Способность, возможность и право воздействовать на людей, проводить свою волю в политике.

Г - Право принимать политические решения, организовывать и контролировать их выполнение.

Д - Результат широкой народной поддержки на выборах

15. В какой из позиций перечислены источники политической власти?

А - Право, авторитет, принуждение, убеждение, популизм.

Б - Господство, руководство, контроль, организация, координация.

В - Легитимность, действенность, терпимость, самокритичность, предусмотрительность, реальность, твердость.

Г - Сила, богатство, престиж, статус, организация, знание, информация, харизма.

6.2. Примерные вопросы для подготовки к зачету (экзамену).

Предмет политологии. 

Место и роль политологии в системе современных гуманитарных наук.

Категории, методы и функции политологии.

Политическая система общества, ее основные элементы и их характеристики.

Власть как явление, основные принципы и характеристики власти.

Легитимность как важнейший принцип власти.

Идеальное государство Платона и Аристотеля.

Типы национально-государственных устройств и их характеристики.

Гражданское общество: понятие, функции и основные элементы.

Гражданское общество и политическая власть, их взаимосвязь и взаимодействие.

Н.Макиавелли "Государь". 1513г.

Государство  как политическая  организация  общества. 

Структура, формы, типы и функции государства.

Партийные системы в мире, их характеристика.

М. Вебер "Политика как призвание и профессия" 1918год

Политическое лидерство и его природа. Основные типы политических лидеров.

Правовое государство, его характеристика и основные критерии.

Становление правового государства в современной России.

Политические конфликты и основные методы их решения.

Политическая культура, основные элементы, функции, типология.

Международная политика, основные тенденции ее развития.

Избирательные системы: характеристика и технологии.    

Политическая элита.

Типология, модели формирования элит.

Типология политических партий. Их функции.

Типы национально-государственных устройств и их характеристика.

Политический менеджмент, основные задачи, функции.

Современные направления политической идеологии.

Лоббизм как политическое явление, его проявление в России.

СМИ и их роль, задачи, функции в политологии.

Политические режимы: типы и их характеристика.

Политический процесс: виды, структура.

Функции и типы политической культуры.

Классический либерализм.

Классический консерватизм и неоконсерватизм.

Сущность и структура политического процесса.

Типы реализаций политических решений: популизм, элитизм, радикализм.

Политическая модернизация.

Кризисы политического развития.

И.А. Ильин "Монархия и республика".

И.А. Ильин "О государстве".

И.А. Ильин "О сильной власти".

Особенности мирового политического процесса.

Геополитика:  понятие и особенности. 

Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации.

Экспертное   политическое   знание:    политическая   аналитика   и прогностика.

Мировая политика и международные отношения.

 

7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

7.1 Рекомендуемая литература

Основная:

1. Политология для нетехнических вузов: Учебник / Самыгин Сергей Иванович, Верещагина Анна Владимировна, Гулиев Муса Ахметович и др.; Рец. А.П.Бандурин, Л.Д.Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2009.

2. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов /А.И. Соловьев.– 2-е изд., перераб. и доп. М.: Аспект Пресс, 2008.

3. Политология: Краткая хрестоматия / Сост. Б.А.Исаев. - СПб.: Питер, 2008.

Дополнительная:

1. Политология: Учебник / Комаровский В.С., Алексеева Т.А., Бакушев В.В. и др.; РАГС; Северо-Кавказская академия государственной службы. - М.: РАГС, 2002. - 520с. - (Учебники Российской академии государственной службы при Президенте РФ).

2. Бачинин В.А. Политология: Энциклопедический словарь / Бачинин Владислав Аркадьевич. - СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2005.

3. Фельдман Д.М. Политология конфликта: Учебное пособие / Фельдман Дмитрий Михайлович. - М.: Стратегия, 1998. - 200с.

 

7.2. Рекомендуемые Интернет-ресурсы

http: //lib.uni-dubna.ru – сайт библиотеки университета "Дубна";

www.garant.ru - Система «Гарант», правовые базы российского законодательства;

www.consultant.ru - Общероссийская сеть распространения правовой информации (Консуль­тант-Плюс);

www.rbc.ru - РИА «РосБизнесКонсалтинг»;

www.pravo.ru - Право в области информационных технологий;

www.rg.ru - сервер «Российской газеты»;

www.elibrary.ru – журналы AIP.

Национальная служба новостей – nns.ru;

Политцентр – polit.kulichiki.net; gazeta.ru и др.

Полит. ру. – www.polit.ru;

Политцентр – www.polit.kulichiki.net;

Вэбархимед.ру - www.webarhimed.ru/page-313.html

Газета.ру - www.gazeta.ru и др.

 

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий:

= для проведения практических и лекционных занятий используется программное обеспечение MS OFFICE: PowerPoint, Word, Exсel;

= доступ к ресурсу Интернет.

В целях обеспечения качественного современного учебного процесса аудитории для проведения занятий должны быть оборудованы следующими техническими средствами обучения:

- Персональный компьютер (ноутбук)

- Мультимедийный проектор

- Экран проекционный

- Стенд для графических работ с комплектом цветных маркеров.

- Демонстрационный материал в форме презентаций Power Point: коллекции слайдов и видеофильмов по отдельным разделам дисциплины в соответствии с тематикой лекционно-семинарских занятий.

 

Автор программы Есин В.А.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!