ГЕОПОЛИТИКА

1. Цели и задачи освоения дисциплины

 

Целями изучения дисциплины «Геополитика» являют­ся:

- овладение теоретическими основами геополитики, понятийным аппаратом в области теории геополитики, расши­рение и углубление знаний о странах, регионах и о мире в це­лом;

- формирование представления о закономерно­стях геополитических процессов, взаимодействия геополитических факторов, внутренней и внешней политики государства, а также навыков анализа гео­стратегии акторов международных отношений;

- ознакомление студентов с проблемами соотношения политического процесса с неполитическими факторами (географическими, климатическими, этническими и т.п.);

- способствовать научному осмыслению студентами явлений современной международной жизни.

Задачами учебного курса являют­ся:

- изучение истории становления и развития геополитики как научной дисциплины, базовых геополитиче­ских моделей и ключевых геополитических категорий в контексте культурно-исторических процессов конца XIX - начала ХХI века;

- ознакомление студентов с основными современными подходами к предмету и задачам геополитики и помочь студентам в осмыслении проблем, связанных с геополитическим измерением внешней и внутренней политики любого государства в современных условиях;

- познание обучаемыми закономерностей взаимодействия естественно-природных и со­циально-политических факторов, определяющих внешнюю по­литику государств, транснациональных корпораций и других субъектов современных международных отношений;

- научить будущих специалистов государственного и муниципального управления возможностям и границам применения геополитического анализа внутри- и внешнеполитических процессов;

- формирование ответственного отношения к будущей профессиональной деятельности.

 

2. Место дисциплины  в структуре ООП

Дисциплина "Геополитика" относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла и углубляет знания, умения и навыки, определяемые содержанием базовых дисциплин, для   успешной профессиональной деятельности   и   для   продолжения   профессионального   образования   в магистратуре.

Место дисциплины «Геополитика» в профессиональной подготовке студентов по специальности «Государственное и муниципальное управление» обусловлено необходимостью изу­чения базисных положений новой области современного знания об основополагающих механизмах мировой политики, нераз­рывной связи природной, хозяйственной, социокультурной со­ставляющих государственной политики.

Учебный курс «Геополитика» дает представление об основных категориях геополитики как науки, основных закономерностях освоения обществом различных типов геополитических пространств. В нем рассматриваются этапы развития геополитики и ее состояние в России. Анализируются происходящие геополитические процессы и тенденции их развития в современном мире.

Геополитика изучает политические явления в их про­странственном взаимоотношении, в их влиянии на Землю, на культурные факторы. Опираясь на научную базу многих дисцип­лин, геополитика обогащается и наполняется кон­кретным содержанием, активнее востребуется в прогнозной оценке развития современного мира.

Дисциплина «Геополитика» находится в логической и содержательно-методической связи с другими частями ООП бакалавриата, куда входят основные дисциплины гуманитарно-социального и экономического цикла, представляющими как дисциплины профильные для направления подготовки, так и дисциплины вариативного цикла и дисциплины по выбору.

Основными требованиями для «входных» знаний, умения и готовности обучающегося к восприятию данной дисциплины являются знания школьной программы по обществознанию, отечественной и всеобщей истории.

Для успешного изучения курса «Геополитика» студент должен:

иметь представление и знать:

• основы конституционного права РФ в части, касающейся политической организации общества и правового регулирования политико-властных отношений и политической деятельности и др.;

• основы социологии как науки о законах становления, функционирования и развития общества как совокупность социальных слоев и классов и их взаимоотношений друг с другом;

• основные положения истории Отечества, вопросы политических и экономических модернизаций России – начиная от петровских реформ до современности;

• основы философии как науки о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, создающую предельно обобщенную картину мира и места человека в нем;

• основы социальной психологии как науки о закономерностях индивидуального и массового поведения и деятельности людей, обусловленных их включенностью в различные общности (социальные, демографические, профессиональные, территориальные и т.п.);

должен уметь:  

• работать со справочной и научной литературой;

• классифицировать и обобщать полученные знания, излагать их в виде докладов, эссе, рефератов;

• пользоваться ресурсами электронной библиотеки университета «Дубна» и Интернета в поисках дополнительной информации по изучаемым вопросам курса, сведений о текущих событиях и процессах политической жизни внутри страны и за рубежом.

В свою очередь, дисциплина «Геополитика» формирует необходимые «входные» знания для других дисциплин гуманитарно-социального и экономического цикла и соответствующих дисциплин вариативного цикла, в том числе с такими дисциплинами, как «История», «История государственного управления в России», «История политической и правовой мысли», «История отечественного государства и права», «История международных отношений и внешней политики России».

 

3. Компетенции, на формирование которых оказывает влияние изучение учебной дисциплины.

В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие общекультурные и профессиональные компетенции ООП, реализующей ФГОС ВПО:

- стремлением работать на благо общества (ОК-1);

- знанием базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своей профессиональной деятельности, личностном и общекультурном развитии (ОК-3);

- знанием законов развития природы, общества, мышления и умением применять эти знания в профессиональной деятельности; умением анализировать и оценивать социально-значимые явления, события, процессы; владением основными методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);

- пониманием содержания, смысла, основных целей, социальной значимости профессии государственного и муниципального управления, стремлением к улучшению этого понимания через использование знаний в своей деятельности (ОК-5);

- способностью и готовностью к диалогу на основе ценностей гражданского демократического общества (ОК-6);

- способностью принимать участие в разработке управленческих решений и нести ответственность за реализацию этих решений в пределах своих должностных обязанностей, умением оценивать последствия решений (ОК-15);

- умением определять социальные, политические, экономические закономерности и тенденции (ПК-16).

Результатом изучения курса станет овладение фактической историей становления и развития геополитических концепций, основными современными геополитическими концепциями и подходами, системно-синергетическим подходом как методологической основой понимания процессов общемирового развития, объемом категорий предмета геополитики.

После завершения учебного курса дисциплины студент должен:

иметь представление:

- о предмете, основных идеях, функциях и зако­нах геополитики, ее принципах и методах как науки;

- о целостности общественного развития, неразрывной связи природной, хозяйственной, социокультурной составляю­щих этого развития;

- о проблемах, связанных с геополитическим измерением внешней и внутренней политики любого государства (союза го­сударств);

- о геополитической картине мира и геополитических процессах в отдельных странах и регионах, месте и статусе Рос­сии в современной геополитической ситуации;

- о влиянии развития геополитических процессов на политику и экономику России.

знать:

- историю становления и развития геополитических концепций;

- источники и понятийный аппарат геополитики;

- предметную область учебной дисциплины «Геополитика»;

- базовые геополитические модели, основополагающие понятия, термины и категории геополитики;

- основные геополитические концепции и методологию развития современного мира;

- факторы, влияющие на рост и ослабление геополитиче­ской силы государства (союза государств).

уметь:

- осознанно и грамотно ориентироваться в сложных во­просах современного общемирового развития и внутригосудар­ственного устройства;

- выявлять и обосновывать зависимость политических про­цессов от их пространственного положения, обусловленность по­литики размерами, экономико-географическими, климатическими и другими природными факторами;

- анализировать последствия интеграционных и дезинтеграционных процессов в России и её «ближнем и дальнем» гео­политическом окружении.

владеть навыками:

- самостоятельной работы с рекомендуемыми источни­ками и литературой по геополитике;

- выявления и осмысления геополитической ситуации в определенном регионе мира и прогнозирования его дальнейше­го развития и воздействия;

- анализа основных факторов, влияющих на формирова­ние геостратегии государства, определения места и роли своего государства в геополитическом пространстве региона и совре­менного мира;

- сравнительного анализа геополитических теорий, док­трин и стратегий мировых держав и геополитических союзов;

- ведения дискуссий по проблемам изучаемого курса.

 

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет - 3  зачетных единицы, 108 часа.

4.1. Структура дисциплины

Вид учебной работы

Всего часов

Семестр 3-й

Общая трудоемкость дисциплины

108

108

Аудиторные занятия

68

68

Лекции (Л)

34

34

Практические занятия (семинары) (ПЗ, С)

34

34

Самостоятельная работа (СРС)

57

57

Реферат (Р)

-

-

Эссе (Э)

2

2

Самостоятельное изучение разделов (СмИз)

14

14

Контрольная работа (К)

4

4

Самоподготовка (СмПод) (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к практическим занятиям, тестированию  и контрольным  работам)

37

37

Промежуточная аттестация

Экзамен

 

4.2. Разделы (темы) учебной дисциплины, виды учебной работы и количество часов

 

 

п/п

 

Раздел (тема) дисциплины

 

 

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

и промежуточной аттестации*

 

Л

С

СРС

Раздел 1. Теоретические основы геополитики

1-6

12

12

25

 

1

Тема 1: Основные идеи, принципы и методы изучения геополитики

1

2

2

3

УО-1, ПР-1

2

Тема 2: Происхождение геополитики: история и теория

2

2

2

4

УО-1, ПР-1

3

Тема 3: Классическая и современная геополитика

3

2

2

2

УО-1

4

Тема 4: Российская геополитическая школа: история и современность

4

2

2

4

УО-1

5

Тема 5: Внешняя политика государства

5

2

2

6

УО-2, ПР-3

6

Тема 6: Геополитические процессы

6

2

2

6

УО-2, ПР-3

            Раздел 2. Геополитика в современном мире

7-16

22

22

26

 

7

Тема 7: Становление нового миропорядка

7

2

2

4

УО-1

8

Тема 8: Современная система международных отношений

8

2

2

3

УО-1, ПР-1

9

Тема 9: Геополитика на территории бывшего СССР

9

2

2

2

УО-1, ПР-1

10

Тема 10: Европейская геополитика

10

2

2

2

УО-1

11

Тема 11: Место США в системе геополитических отношений

11

2

2

2

УО-1

12

Тема 12: Проблемы геополитической ситуации в Азии

12

2

2

2

УО-1

13

Тема 13: Геополитические отношения в Тихоокеан-ском регионе

13

2

2

3

УО-1, ПР-1

14

Тема 14: Геополитическое измерение исламского мира

14

2

2

3

УО-1, ПР-1

15

Тема 15: Геополитика и страны Латинской Америки

15

2

2

3

УО-1

16

Тема 16: Традиции и геополитика Африки

16

2

2

2

УО-1, ПР-1

17

Тема 17: Международные конфликты и способы их разрешения

17

2

2

6

УО-1, ПР-3

Итого часов по видам занятий:

34

34

57

 

Всего часов дисциплине

108

 

 

 

 

Промежуточный контроль

Зачет

* Формы текущего контроля:

Устный опрос (УО): собеседование (УО-1), коллоквиум (УО-2).

Технические средства контроля (ТС).

Письменные работы (ПР): тесты (ПР-1), контрольные работы (ПР-2), эссе (ПР-3), реферат (ПР-4), курсовые работы (ПР-5), научно-учебные отчеты по практикам (ПР-6), решение типовых задач (ПР-7).

Промежуточный контроль по дисциплине (итоговый)- зачет (УО-3).

 

4.3. Содержание тем (лекционных занятий) учебной дисциплины

 

Раздел 1. Теоретические основы геополитики

 

Тема 1: Основные идеи, принципы и методы изучения геополитики

Понятие и предмет геополитики. Источники геополитики. Основные законы и принципы геополитики. Геополитические эпохи. Категории геополитики. Основные парадигмы в геополитике: институционально-правовая — государство или нация; геополитическая; геоэкономическая — школа мир-системного анализа; геоидеологическая; геоцивилизационная; геонформационная.

Методы геополитической науки. Функции геополитики. Структура геополитики и ее место в системе наук. Геополитика и гуманитарные науки. Геополитика и политическая география.

 

Тема 2: Происхождение геополитики: история и теория

Две основные традиции в анализе международных отношений: политического реализма и идеалистическая.

Геополитические идеи Древнего мира. Геополитические взгляды в учениях Древнего Востока: культурно-религиозная традиция Истоки западной геополитики: Древняя Греция и Рим. Формирование доктрины географического детерминизма.

Геополитические идеи Средневековья и Возрождения. Геополитические концепции арабского мира времен Средневековья. Религиозная геополитическая традиция. Светская геополитическая традиция.

Развитие геополитических идей Нового времени в рамках географической школы. Геополитические идеи в странах Западной Европы в XIX в. Геополитические идеи в Германии, Англии и Франции.

 

 

Тема 3: Классическая и современная теории в геополитике

Основы классической геополитики: две школы геополитики.  Особенности континентальной школы геополитики и ее две научные традиции.

Германская школа геополитики и ее концепции. Концепция «жизненного пространства» и «мировой державы» Ф. Ратцеля. Доктрина «анатомии силы государства» и «великих держав» Р. Челлена. Неоратцелизм. Концепции (Центральной) Срединной Европы. К. Хаусхофер и его теория “континентального блока”. Геополитическая концепция К. Шмита.

Классические концепции французской школы геополитики. Теория географического поссибилизма Видаль де ла Блаша. Геополитика европейской интеграции. Особенности англо-американской геополитической школы. Концепция морской мощи А. Т. Мэхена. Теория Хартленда (Сердцевинной земли) X. Маккиндера. Модель «Хартленд-Римленд» П. Спайкмена. Классическая геополитика итальянской школы. Японская школа классической геополитики.

Основные направления современной геополитики. Континентальные концепции — «новые правые». Школа новых консервативных революционеров. Модели объединенной Европы. Мондиалистские концепции — однополярное мировое пространство.

Современные концепции англо-американской школы геополитики. Доктрина сдерживания и ее разновидности.

 

Тема 4: Российская геополитическая школа: история и современность

История и факторы формирования Российской геополитической традиции.

Мессианские геополитические концепции. Панправославная идея русского мессианства «Москва — Третий Рим». Панславизм.

Цивилизационные концепции освоения и контроля геополитического пространства. Концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского. Теория византизма К.Н. Леонтьева.

Геополитическая доктрина евразийства. Категория и концепция месторазвития. Неоевразийство Л.Н. Гумилева.

Теория национальной исключительности (русского мессианства) H.A. Бердяева.

Антропологические теории российской геополитики: антропогеографический детерминизм Л.И. Мечникова, геополитический синтез В.О. Ключевского.

 Концепция мирового господства В.П. Семенова-Тян-Шанского.

Современная геополитика России: концепция национал-большевизма, изоляционизма («Россия — остров») и мир-системная.

 

Тема 5: Внешняя политика: понятие и функции

Понятие, функции, средства реализации внешней политики государства. Государство как главный субъект мировой политики. Организация Объединенных Наций — как универсальная международная организация.

Концепция внешней политики в реалистической теории международных отношений Г. Моргентау и его парадоксы. Концепция национальных интересов. Национальный интерес и национальная безопасность: понятие и структура. Четыре парадокса ядерной стратегии.

Геополитические коды как кодексы поведения государств на мировой арене: понятие и национальные особенности.

Война как продолжение политики. Концепция информационной войны. Информационное оружие и стратегия программирующего лидерства.

 

Тема 6: Геополитические процессы

Понятие и содержание геополитических процессов. Геополитические процессы и картины современного мира. Россия в геополитических процессах.

Образование и распад колониальных империй.

Войны как геополитические процессы.

Мировые геополитические эпохи.

 

Раздел 2. Геополитика в современном мире

 

Тема 7: Становление нового миропорядка

Понятие и основные измерения мирового порядка. Становление нового миропорядка. Геополитические силы в межвоенный период.

Биполярпость и дезинтеграция холодной войны. Многоуровневая зависимость между странами. Моноцентризм в международных отношениях и перспективы многополярности. Геополитические модели многополярного мира.

Виртуальные формы организации мирового геополитического пространства в XXI в. Панамериканская идея как символ «нового мирового порядка». Панидеи исламского терроризма. Евразийская панидея.

 

Тема 8: Геополитика в условиях современного мира

Факторы, определяющие конфигурацию современного геополитического пространства.

Конец «трехмирности». Новая геополитическая архитектура современного мира: смещение глобального спектра сил и способов контроля за пространством.

Национальные интересы России в условиях однополярного мира. Проблемы национальной безопасности России в контексте однополярного мира и глобализации. Новые факторы геополитической нестабильности.

 

Тема 9: Геополитика на территории бывшего СССР

Геополитические изменения после распада СССР. Постсоветское пространство как пограничное и перекрестное геополитические поля. Тенденции в геополитике постсоветского пространства. Создание национальных государств в СНГ по этническому признаку.

Россия в новой системе международных отношений. Факторы укрепления России в постсоветском пространстве. Модель геополитического положения современной России. Россия в системе координат Больших пространств. Военно-стратегическое и геополитическое положение России. Нарастание риска геополитической изоляции России. Основные межгосударственные объединения СНГ.

Украина и Беларусь: формирование новой геостратегической политики. Основные параметры сотрудничества России с Украиной. Место Украины в геостратегии США.

Проблемы создания единого российско-белорусского пространства. Молдова, Приднестровье и Россия.

Геополитика стран Балтии. Балтийские государства в системе координат НАТО.

Роль и правовой статус каспийского региона после распада СССР. Азербайджан и Армения как стратегический союзник России на Кавказе. Положение Грузии на постсоветском пространстве.

Геополитические отношения в Средней Азии. Стратегическое положение Средней Азии. Ситуация в Средней Азии после размещения вооруженных сил США на территории Таджикистана, Узбекистана и Киргизии. Казахстан в стратегических интересах России. Узбекистан – главный кандидат на роль лидера в Средней Азии. Узбекистан как основной стратегический союзник США в Средней Азии. Геополитическое положение Туркменистана и Кыргызстана. Военное присутствие России в Таджикистане: причины и проблемы.

Закавказье: новая геополитическая динамика.

 

Тема 10: Европейская геополитика

Современная геополитика стран Восточной Европы.

Интеграционные процессы в Западной Европе. Причины объединения Европы в послевоенный период. Государственный суверенитет и Европейское Сообщество. Проблема границ объединенной Европы. Построение Европы на франко-германском объединении. Определение европейского пространства.

Геополитика и национальная безопасность в Западной Европе. Объединенная Европа и США: стратегическое партнерство или противоборство.

Отношения России и ЕС в новой геополитической ситуации. Особенности политики России с Германией, Италией, и Францией.

Страны Балтии на геополитическом пространстве Европы.

Значение Калининградской области в европейской геополитике России.

 

Тема 11: Геополитика ведущих стран мира

Место США в системе геополитических отношений. Основные факторы геополитической мощи США. Контроль над Евразией как основа глобального превосходства США.

Основные геополитические параметры евразийского региона. Цели стратегии Америки в отношении Евразии и условия ее достижения.

Франция, Германия, Россия, Китай, Индия – основные геополитические центры внимания США.

Геостратегия США в отношении Европы. НАТО как основной механизм осуществления американской политики на европейском континенте. Турция – южный якорь НАТО. Расширение НАТО в стратегии США. Европа как плацдарм для продвижения в Евразию атлантического влияния. Условия и цели присоединения России к атлантической Европе.

 

Тема 12: Проблемы геополитической ситуации в южной и юго-восточной Азии

Индия в монополярной геополитической системе. Геополитический код Индии. Движение неприсоединения. Цивилизационные основы индийской геополитики. Внутриполитический курс Дж. Неру: «достижение общества, основанного на принципе равновесия преемственности и перемен». Вызовы и угрозы современной Индии. Поиски геополитической перспективы. Региональная интеграция как способ включения в глобальную экономику и политику.

Исламская Республика Пакистан: претензии на региональное лидерство. Мечта об исламском государстве. Поиски геополитической перспективы.

Региональная интеграция как способ включения Южной Азии в глобальную экономику и политику.

 

Тема 13: Геополитические отношения в Тихоокеанском регионе

Геостратегия Азиатско-Тихоокеанского региона.

Геополитика и общественное развитие Японии. Геополитическая стратегия Японии: факторы влияния. Геополитические перспективы Японии.

Геостратегическая политика Китая. Геоэкономическая стратегия Китая: через «малое благоденствие» к «зажиточности». Геополитические перспективы Китая. Препятствия на пути к мировому лидерству.

 

Тема 14: Геополитическое измерение исламского мира

Исламский мир в поисках собственной геополитической ниши. Идеи «мировой исламской революции» и «мировой арабской империи». Исламская Республика Пакистан: претензии на региональное лидерство. Мечта об исламском государстве.

Геополитическое противостояние исламского мира. Геополитика Ирана и Турции. Исламский мир и Запад.

Исламский мир на постсоветском пространстве.

 

Тема 15: Геополитика и страны Латинской Америки

Геополитический статус Латинской Америки: факторы позиционирования. Геополитическая ситуация в странах региона.

Геополитическая стратегия стран Латинской Америки. Стратегия взаимодействия и региональная интеграция. «Левый» марш: Латинская Америка выходит из-под контроля Вашингтона.

ЕС и Латинская Америка.

 

Тема 16: Традиции и геополитика Африки

Африка как геополитическое пространство. Современная фаза геополитического развития Африки. Африка как маргинальный элемент геополитического пространства. Конфессиональный и цивилизационный раскол. Этнические и классовые конфликты Экономический кризис.

Геополитические факторы единства и стабильности Африки.

Африка в спектре безопасности интересов США и России.

Глобальные угрозы, цивилизационные риски и современные проблемы Африки. Проблемы экономической безопасности Африки на современном этапе.

 

Тема 17: Международные конфликты и способы их разрешения            

Концепция столкновения цивилизаций.

Природа современных международных конфликтов. Конфликты интересов.

Причины и факторы вызывают возникновение международ­ных конфликтов. Основные источники и формы конфликтов в современном мире. Функции международных конфликтов. Классификация международных конфликтов.

Основные принципы и способы мирного урегу­лирования международных конфликтов.

Миротворчество как способ снижения уровня конфликтогенности в международных отношениях.

 

4.4. Темы и вопросы семинарских занятий

 

Семинар 1: Основные идеи, принципы и методы изучения геополитики

Вопросы семинара:

1. Геополитика как система знаний о контроле над про­странством.

2. Основные парадигмы в геополитике:

институционально-правовая — государство или нация;

геополитическая;

геоэкономическая — школа мир-системного анализа;

геоидеологическая; геоцивилизационная;

геоинформационная.

3. Методы и функции геополитики.

4. Место геополитики в системе наук.

 

 

Семинар 2. Происхождение геополитики: история и теория

Вопросы семинара:

1. Основные традиции в геополитике.

2. Развитие геополитических идей и эпохи.

- Геополитические идеи Древнего мира.

- Геополитические идеи Средневековья и Возрождения.

- Развитие геополитических идей Нового времени.

Темы сообщений, докладов, рефератов:

 

Семинар 3. Классические теории и современные идеи геополитики

Вопросы семинара:

1. Основные теории классической геполитики.

2. Концепция «морского могущества».

3. Теория «мировой оси» — римленд и хартленд.

4. Глобальная геополитика и теория «континентального блока».

5. Европейская геополитика «новых правых».

6. Атлантизм и мондиализм в геополитики после второй мировой войны.

 

Семинар 4. Российская геополитическая школа: история и современность

Вопросы семинара:

1. Российская геополитическая традиция: история и факторы формирования.

2. Геополитические концепции Н.Я. Данилевского.

3. Геополитическая доктрина евразийства.

4. Теория русского мессианства H.A. Бердяева.

5. Концепция мирового господства В.П. Семенова-Тян-Шанского.

 

Семинар 5. Внешняя политика государства

Вопросы семинара:

1. Внешняя политика государства: понятие, функции, субъекты и средства реализации.

2. Теория международных отношений и парадоксы Г. Моргентау.

3. Национальная безопасность: понятие и структура.

4. «Геополитический код» государства: понятие и национальные особенности.

5. Война как продолжение политики другими средствами.

6. Информационная война в условиях глобализации.

 

Семинар 6. Геополитические процессы и эпохи

Вопросы семинара:

1. Понятие о геополитических процессах и геополитических картинах мира.

2. Геополитические процессы в современном мире.

3. Мировые геополитические эпохи.

4. Геополитические эпохи России.

 

Семинар 7. Становление нового миропорядка

Вопросы семинара:

1. Мировой порядок: понятие и основные измерения.

2. Геополитические силы в межвоенный период.

3. Биполярпость и дезинтеграция холодной войны.

4. Моноцентризм в международных отношениях и перспективы многополярности.

5. Геополитические модели многополярного мира.

Семинар 8: Современная система международных отношений

Вопросы семинара:

1. Природно-климатические и географические факторы геополитического положения государств.

2. Экономические факторы геополитики.

3. Военно-технологические факторы геополитического положения.

4. Цивилизационный фактор геополитики.

Семинар 9: Геополитика на территории бывшего СССР

Вопросы семинара:

1. Содружество независимых государств: этапы эволюции.

2. Российский Север и Арктика.

3. Россия и североатлантический регион.

4. Россия и Кавказский регион.

5. Военная доктрина России: безопасность страны.

6. Россия и НАТО: противостояние блоков или политиков?

 

 

 

Семинар 10: Европейская геополитика

Вопросы семинара:

1. Геополитическое состояние современной Европы.

2. Современная Евроконцепция как новый вектор геополитического самоопределения.

3. Причины интеграции стран Западной Европы.

4. Приоритеты европейской геополитики в России.

5. Геополитика стран Восточной Европы по отношению к России.

6. Особенности геополитических отношений России со странами Прибалтики.

 

Семинар 11. Место США в системе геополитических отношений

Вопросы семинара:

1. США как мировая сверхдержава.

2. Американская геополитика после окончания «холодной войны» (С. Хантингтон, Зб. Бжезинский).

3. Геостратегия США для Евразии.

4. Американские интересы в Средней Азии

5. США и Россия в новых геополитических реалиях.

6. Роль США в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

 

Семинар 12: Проблемы геополитической ситуации в Азии

Вопросы семинара:

1. Дальний Восток в системе геополитических отношений: страны, ресурсы, интересы

2. Индия в монополярной геополитической системе.

3. Пакистан: претензии на региональное лидерство.

4. Региональная интеграция как способ включения Южной Азии в глобальную экономику и политику.

 

Семинар 13: Геостратегическое соперничество в Азиатско-Тихоокеанском регионе

Вопросы семинара:

1. Геополитическая стратегия Японии: факторы влияния

2. Геополитический курс перспективы Японии

3. Геополитический феномен Китая и препятствия на пути к мировому лидерству.

4. Геополитические перспективы Китая и угрозы.

 

Сценарии будущего в Азиатско-Тихоокеанском регионе

 

Семинар 14: Геополитическое измерение исламского мира

Вопросы семинара:

1. Исламский мир на постсоветском пространстве.

2. Особенности геополитики исламской цивилизации.

3. Идеи «мировой исламской революции» и «мировой арабской империи».

4. Арабский мир: роль Саудовской Аравии в регионе.

5. Россия и Иран: история и новые реалии отношений.

6. Геополитическое противостояние исламского мира и Запада.

 

Семинар 15: Геополитика и страны Латинской Америки

Вопросы семинара:

1. Геополитический статус Латинской Америки.

2. Геополитическая стратегия стран Латинской Америки.

3. Стратегия взаимодействия и региональная интеграция.

4. ЕС и Латинская Америка.

5. Влияние социалистической Кубы на геополитическую обстановку Латинской Америки.

 

Семинар 16: Традиции и геополитика Африки

Вопросы семинара:

Современная фаза геополитического развития Африки.

Африка как маргинальный элемент геополитического пространства.

Конфессиональный и цивилизационный раскол.

Этнические и классовые конфликты Африканского континента.

 

Семинар 17: Международные конфликты и способы их разрешения     

Вопросы семинара:

1. Концепции столкновения цивилизаций, конфликтов и войн в современном мире.

2. Причины, функции и формы международ­ных конфликтов.

3. Военно-силовое пространство геополитики.

4. Космос - новая сфера геополитических отношений.

5. Основные принципы и способы мирного урегу­лирования международных конфликтов.

 

 

 

 

4.5. Самостоятельная работа студентов

Самостоятельная (аудиторная и внеаудиторная) рабо­та студентов является одним из основных видов познаватель­ной деятельности, направленной на более глубокое и разносто­роннее изучение учебного материала, предусмотренного  программой дисциплины.

Самостоятельная (аудиторная) работа студентов включа­ет ведение конспектов лекций, подготовка сообщения, доклады, рефера­та и выступление с ними на семинарском занятии, выполнение тестов заданий, задач и т.п. в рамках подготовки к занятиям и в аудитории на семинарских занятиях, а также отслеживание текущих внутригосударственных и международных политических событий.

Самостоятельная (внеаудиторная) работа студентов включает выполнение пись­менной контрольной работы по тематике дисциплины в соответствии с методическими рекомендациями и перечнем заданий по каждой теме для самостоятельной работы студентов. Также студентам могут быть даваться задания по составлению крат­кого конспекта литературы (первоисточников) по изучаемой теме, в виде поиска и анализа сведений из ресурсов Internet, других источников информации, составления различного рода схем, таблиц и т.п.

Результаты выполнения самостоятельной работы представ­ляются студентами во время аудиторных занятий, проверяются и оцениваются преподавателями в ходе текущего, промежуточного, итогового контроля. В процесс оценки выполненной самостоятельной работы, домашнего задания могут вовлекаться студенты, что позволяет вырабатывать у них умение практического использования и закрепления, имеющихся знаний.

 

4.5.1. Вопросы для самостоятельной работы студентов и повторения пройденного материала 

 

Эволюция идеи «континентального блока» в европейской геополитике.

Концепция «столкновения цивилизаций» как инстру­мент американской геополитики.

Региональные аспекты классических геополитических концепций.

Геополитика П. Видаля де ла Блаша как предпосылка современной европейской геополитики.

Сущность проекта «Европейская империя от Владивостока до Дублина».

Эволюция европейской геополитики и современная геостратегия Европейского союза.

«Электоральная геополитика» как основа региональной геополитики.

Основные положения теории Ф. Фукуямы, Ж. Аттали, К. Санторо, И. Лакоста.

Предыстория российской геополитики (П. Н. Савицкий, В.П. Семенов-Тян-Шанский).

Цивилизационная парадигма в русской геостратегии.

Преемственность геополитических идей в русской школе геополитики.

Эволюция континентальной стратегии России и совре­менные задачи российской геополитики.

Евразийская идея «континентального блока» и ее совре­менное значение.

Становление России как идеократического государства.

Государство как главный субъект мировой политики.

Международные организации в мировой политике.

Четыре парадокса ядерной стратегии.     

Информационное оружие и стратегия программирующего лидерства.

«Национальный интерес» в современных условия внешней политики.

Взаимосвязь внутренней и внешней политики в условиях глобализации?

Средства реализации внешней политики государства.

Биполярная модель международных отношений и ее эволюция.

Факторы трансформации од­нополюсного мира в многополюсный.

Геополитические модели современной многополярности.

Русская политическая мысль о природно-климатических и географических аспектах развития России

Россия и ВТО: геополитические аспекты

Информационная война как средство борьбы за пространство

Н.Я. Данилевский об особенностях российской цивилизации

Роль военно-технологического фактора в геополитических процессах

Геополитика России после распада СССР: объективные и субъективные факторы

Проблемы формирования геополитической традиции в постсоветской России.

Внешняя политика Российской Федерации на рубеже XX и XXI века.

Строительство  новой  системы  межгосударственных отношений.

Будущее России: евразийская держава или колония?

Американо-японский договор о безопасности и его влияние на геополитическое положение Японии.

З.Бжезинский о способах нейтрализации  геостратегии Китая на Дальнем Востоке.

Китай и Индия: сравнительный анализ геополитического положения.

Дальний Восток и Европа: сравнительный анализ политической интеграции.

Роль Японии в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Демографическая политика Китая: региональный аспект.

Основные приоритеты мусульманской геополитики.

Геополитические факторы на Ближнем и Среднем Востоке.

Основные черты геополитики Ирана.

Геополитические противоречия США и исламского мира.

Роль Пакистана и США в раскладе геополитических сил в регионе.

Факторы и перспективы геополитического развития стран Северной Африки.

Геополитическое будущее России в регионе исламского Востока.

Основные черты геополитической модели стран Латинской Америки.

Влияние США на геополитическую обстановку в Латинской Америке.

Региональные политические и экономические союзы в Латинской Америке.

Роль геополитических факторов в развитии стран Латинской Америки.

Основные геополитические противоречия США и стран Латинской Америки.

Основные геополитические центры современной Африки.

Экономический кризис как фактор геополитической нестабильности африканского континента.

Геополитические факторы единства и стабильности Африки.

Африка в спектре безопасности интересов США и России.

Глобальные угрозы, цивилизационные риски и современные проблемы Африки.

Геополитика террора: анализ проблемы и поиски ос­новных решений.

Роль ядерного оружия в современном геополитическом анализе.

Региональный аспект «ядерной политики».

Концептуальный синтез современной геополитики в эпоху информационной революции.

 

4.5.2. Примерный перечень тем контрольных работ и рефератов

Проблема многообразия определений геополитики: гео­политика - наука или идеология?

Современная информационная революция и новые зада­чи геополитики.

Особенности формирования системы методов геополи­тики: синергетический1 подход.

Воззрения древних мыслителей о влиянии окружающей среды на человека и общество.

Географический подход в воззрениях русских ученых.

Социокультурный фактор в формировании современной геостратегии.

Представители традиция политического реализма.

Основные положения идеалистической традиции в геополитике.

Культурно-религиозная традиция в государствах Древнего Востока.

Светская геополитическая традиция Средневековья

Геополитические идеи в географической школе.

Специфика геополитического анализа системы межго­сударственных отношений.

Морская стратегия США по А. Мэхэну.

Концепция Х. Маккиндера и вторая мировая война.

Межгосударственные объединения в международной политике.

Геополитические процессы: понятие и исторические примеры.

Геополитические картины мира.

Участие России в мировых геополитических процессах

Геополитические эпохи: понятие и типы.

Войны как геополитические процессы.

Концепция нового мирового порядка и ее основные принципы.

Основные эпохи в расстановке геополитических сил XX столетия.

Факторы становления нового мирового по­рядка.

Особенности мирового порядка периода хо­лодной войны.

Основные угрозы и вызовы мировому сообществу в современном мире.

Геополитический потенциал Севера и Сибири России и проблемы его реализации: региональный аспект.

Проблемы стратегического партнерства между Россией и ЕС.

Приоритетные направления российско-европейского сотрудничества.

Основные геополитические противоречия между США, Россией и Европой.

Характеристика основных геополитических противоречий между Россией и Европой.

Современный этап развития европейской экономики и ЕС.

Основные стадии развития геополитического и экономического союза в Европе.

Геополитические сценарии на европейском геополитическом пространстве XXI века.

Феномен сверхдержавности в геополитике XXI века.

Концепция «нового мирового порядка» в американской геополитике.

Основные этапы геополитических отношений США с Западной Европой. Роль НАТО в этих отношениях.

Эволюция американской геополитики и современная гео­стратегия США.

США - Евросоюз: историческая ретроспектива.

Американская стратегия: роль стран Восточной Евро­пы и Прибалтики в изоляции России.

Проблема «северных территорий» в российско-японских отношениях.

 

5. Образовательные технологии

В ходе реализации программы учебной дисциплины «Конституционное право» наряду с учебной деятельностью академического типа: лекций, семинарских занятий и самостоятельной работы студентов, в ходе занятий используются такие образовательные технологии как разбор конкретных правовых ситуаций, деловые игры и др.

Перечень обязательных видов работы студента:

- посещение аудиторных занятий – лекций и семинаров;

- ответы на теоретические вопросы на семинаре;

- коллоквиумы по отдельным темам;

- решение практических задач, тестов на семинаре;

- выполнение контрольных работ и решение тестовых задач;

- выполнение домашних заданий и работ;

- подготовка докладов, рефератов, эссе;

- участие в студенческой научной конференции.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля знаний и промежуточной аттестации

Контроль усвоения учебного материала может осуществляться как в ходе лекции путем постановки контрольных вопросов для выяснения степени включенности студента в учебный процесс и понимания излагаемого учебного материала, так и на семинарских занятиях для проверки уровня знаний по пройденным темам. На семинарском занятии также проверяется качество и полнота выполнения домашнего задания. Для самопроверки знаний в процессе и по окончанию изучения учебного материала тем и дисциплины в целом студентам предлагается ответить на тестовые задания и/или выполнить контрольную работу.

Контроль усвоения студентами учебного материала может быть сплошной – при котором обеспечивается сто процентный охват студентов или выборочный – проверяется до половины численности учебной группы.

Итоговая оценка усвоения учебного материала, предусмотренного программой дисциплины осуществляется в ходе сдачи студентом экзамена (зачета). 

Контрольные вопросы для итоговой проверки формируются исходя из тематики учебной программы и относятся к разным разделам учебного материала. Перечень контрольных вопросов доводится до студентов за месяц до итоговой проверки.

Экзамен (зачет) проводится в форме устного ответа (собеседования) на билет, состоящий из двух вопросов разных разделов учебного курса дисциплины или тестирования. При тестовом варианте проведения итоговой проверки тест должен содержать вопросы, охватывающие не менее 50 % учебного материала дисциплины.

Для подготовки студента к ответу отводиться 20 минут, в течение которых ему предоставляется возможность сделать для себя письменные пометки по существу вопросов билета и составить план ответа. Для непосредственного ответа на поставленные в билете вопросы отводится до 10 минут. По результатам ответа в случае необходимости преподаватель может задать дополнительные вопросы с целью уточнения отдельных положений ответа студента и проверки глубины его знаний для определения конечной оценки ответа.

При выведении итоговой оценки учитыва­ются результаты текущего и промежуточного контроля, активность работы студента на семинарских занятиях, наличие и качество конспектов лекций, выполнения домашних заданий и контрольных работ.

Итоговая оценка выставляется по шкале - отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно.

 

6.1. Тест для текущей проверки усвоения учебного материала

Необходимо выбрать правильное утверждение.

1. Кто является автором термина «геополитика»?

а) Челлен

б) Хаусхофер

в) Маккиндер

2. Геополитика – это:

а) один из методов политологического исследования

б) часть политической системы

в) политическая концепция  международных отношений государств или блоков государства

г) политическая концепция, использующая экологический императив в глобальных международных процессах

3. Предметом геополитики являются:

а) международные отношения

б) сложившиеся государственные границы

в) национально-этнический состав населения

г) факторы, создающие основы  для эффективной борьбы за расширение пространства государства

4. Объектом геополитики являются:

а) государственное устройство

б) человеческая психология, сознание

в) взаимоотношения государств на международной арене

г) пространство 

5. К основным законам геополитики относятся:

а) закон противостояния морских и континентальных государств

б) закон синтеза суши и моря

в) необходимость и неизбежность войн в борьбе за геополитическое пространство

г) усиление фактора пространства в человеческой истории 

6. Какой ученый сделал категорию «пространство» ключевой категорией геополитики как науки?

а) Риттер

б) Ратцель

в) Спайкмен

7. Перекрестное геополитическое поле это:

а) пространство, контролируемое государством длительное время

б) пространство, на которое претендует несколько сопредельных государств

в) территория, находящаяся под контролем национальной общности

г) территории, находящиеся вне тотального контроля

8. Основоположником «органической школы» геополитики считается:

а) А. Мэхен

б) К. Хаусхофер

в) Ф. Ратцель

г) Х. Макиндер

9. С точки зрения Х. Маккиндера, «сердцем земли» - «Хартленд» является:

а) береговая зона

б) Восточная Европа

в) Центральная Азия

г) центр евразийского пространства

10. Немецкий геополитик К. Шмитта ввел понятие «Номос», что означает:

а) космическое пространство

б) воздушное пространство

в) ключевой регион в мировой политике

г) большие планетарные пространства (море и суша), на основе которых формируются различные культуры и образы жизни

11. Согласно идеям Семенова-Тян-Шанского В.П., Россия сможет защитить свое континентальное пространство, если обеспечит:

а) выход в Средиземное и Черное моря

б) создание кольцеобразной системы геополитического контроля

в) совмещение политического и географического центров России

г) создание в азиатских владениях культурно-экономических центров  ускоренного развития.

12. Согласно теории Данилевского Н.Я., основным субъектом международной жизни является:

а) этнос

б) государство

в) цивилизация

г) суперэтнос

13. Согласно теории «неоатлантизма» в XXI в. основным источником конфликтов будут являться:

а) идеология

б) экономика

в) политический терроризм

г) культура

14. Автором концепции «столкновения цивилизаций» является:

а) С. Хантингтон

б) Ф. Фукуяма

в) Н. Бердяев

г) Ф. Ратцель

15. Геополитика США в отношении России преследует цели:

а) преодоление экономической слабости страны

б) переориентация стран СНГ на другие геополитические центры и выведение их из-под политического влияния России

в) формирование центров нестабильности по границам России

г) строительство международных транспортных коммуникаций через территорию России

 

6.2. Примерные вопросы для подготовки к зачету (экзамену).

 

1. Понятие геополитики и ее связь с другими науками.

2. Особенности предмета геополитики.

3. Главные категории геополитики и их содержание.

4. Основные законы геополитики.

5. Основные функции геополитики.

6. Основные источники геополитики.

7. Причины востребованности геополитики в современной России.

8. Причины появления геополитики как науки на рубеже XIX и XX веков.

9. Основное содержание геополитической идеи Ф.Ратцеля.

10. Сущность геополитических воззрений Р.Челлена.

11. Теория «Морского могущества» Альфреда Т.Мэхена.

12. Основные положения глобальной геополитической модели Х.Макклиндера.

13. Основные положения в геополитической системе Карла Хаусхофера.

14. Специфика геополитических идей П.Видаль де ла Блаша.

15. Общая характеристика классической геополитики.

16. Содержание геополитической модели Н.Спайкмена.

17. Истоки российской геополитически.

18. Содержание идей географического детерминизма в работах российских мыслителей.

19. Русские геополитические истоки Л.И.Гумилева, идея пассионарности.

20. Основное содержание геополитических идей Евразийства.

21. П.Н.Савицкий его геополитические взгляды.

22. Понятие и виды геополитической эпохи.

23. «Версальская эпоха» в геополитической истории Европы.

24. Геополитическое состояние Европы в «Беловежскую эпоху».

25. Основные задачи американской геополитикой в послевоенный период.

26. Особенности развития современной континентально-европейской школы геополитики.

27. Использование геополитических концепций в период фашизма.

28. Использование категории «Хартленд» и «Римлен» в современной геополитике.

29. Особенности «стратегии анаконды» в отношениях США с Россией.

30. Особенности русской модели контроля над пространством «от моря до моря».

31. Основные приоритеты европейской геополитики в России.

32. Сущность культурно-цивилизационной концепции геополитики.

33. Основные геостратегические идеи З.Бжезинского.

34. Факторы трансформации однополюсного мира в многополюсном.

35. Понятие и измерения мирового порядка.

36. Основные приоритеты китайской и японской геополитики.

37. Основные геополитические противоречия между США, Китаем, Японией и Россией в Азиатско-Тихоокенском регионе.

38. Основные приоритеты мусульманской геополитики.

39. Россия и мусульманский мир на геополитическом пространстве.

40. Основные геополитические противоречия между США и исламским миром.

41. Геополитические сценарии в мусульманском мире в XXI веке.

42. Региональные политические и экономические союзы в Латинской Америке.

43. Перспективы сотрудничества стран Латинской Америки с ЕС и Россией.

44. Основные геополитические центры в современной Африке.

45. Понятие и виды международных конфликтов.

46. Охарактеризуйте причины и факторы вызывающие международные конфликты.

47. Причины роста международных конфликтов после окончания «холодной войны».

48. Конфликты на межцивилизационной основе и их особенности.

49. Основные принципы и способы мирного урегулирования международных конфликтов.

50. Специфика миротворчества как способа снижения уровня конфликтности в международных отношениях.

 

7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

7.1 Рекомендуемая литература

Основная:

1. Нартов Н.А. Геополитика: Учебник для вузов/Под ред. проф. Староверова В.И.. – 3-еизд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ- Дана, Единство, 2004.

2. Колосов В.А. Геополитика и политическая география: Учебник для вузов / Колосов Владимир Александрович, Мироненко Николай Семенович; Рец. А.И.Алексеев, Ю.Г.Липец. - М.: Аспект Пресс, 2001.

3. Горелов А.А. Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие / Горелов Анатолий Алексеевич. - М.: ЭКСМО, 2007.

Дополнительная

1. Гаджиев К.С. Введение в геополитику: Учебник для вузов / Гаджиев Камалудин Серажудинович; Ред. Е.В.Комарова. - М.: Логос, 2000.

2. Уткин А.И. Россия и Запад: история цивилизаций: Учебное пособие для вузов / Уткин Анатолий Иванович. - М.: Гардарики, 2000.

3. Ялта-45. Начертания нового мира / Отв.ред. Н.А.Нарочницкая. - М.: Вече, 2010.

4. Политология для нетехнических вузов: Учебник / Самыгин Сергей Иванович, Верещагина Анна Владимировна, Гулиев Муса Ахметович и др.; Рец. А.П.Бандурин, Л.Д.Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2009.

 

7.2. Рекомендуемые Интернет-ресурсы

Сайт: Студенческий Адрес: http://www.students.ru.

Сайт: Большой энциклопедический словарь Адрес: http://www.aci.aha.ru/ALL/VOC/index.htm

Сайт: Картографический Адрес: http://www.sci.aha.ru/map.htm;

http://www.aquarius.geomar.de/omc/; http://www.plasma.nationalgeographic.com/mapmachine/

Сайт: Океанический Адрес: http://www.oceaninfo.ru

Сайт: Политический Адрес: http://www.atlapedia.com

Сайт: Страноведческий Адрес: http://www/rostelemail.ru/data/Users/Angrv/geograty.html

Сайт: Страны-соседи России Адрес: http://www.ussr.to/Russia/ecoros/porub. html;

www.rg.ru - сервер «Российской газеты»; www.elibrary.ru – журналы AIP.

Национальная служба новостей – nns.ru;

Политцентр – polit.kulichiki.net; gazeta.ru и др.

Полит. ру. – www.polit.ru;

Политцентр – www.polit.kulichiki.net;

Вэбархимед.ру - www.webarhimed.ru/page-313.html

Газета.ру - www.gazeta.ru и др.

 

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий:

= для проведения практических и лекционных занятий используется программное обеспечение MS OFFICE: PowerPoint, Word, Exсel;

= доступ к ресурсу Интернет.

В целях обеспечения качественного современного учебного процесса аудитории для проведения занятий должны быть оборудованы следующими техническими средствами обучения:

- Персональный компьютер (ноутбук)

- Мультимедийный проектор

- Экран проекционный

- Стенд для графических работ с комплектом цветных маркеров.

- Коллекции слайдов и видеофильмов по отдельным разделам дисциплины в соответствии с тематикой лекционно-семинарских занятий. 

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!