Ответы на вопросы 61 - 70

61. Понятие и причины трудовых споров

   Предметом трудового права являются трудовые и тесно с ними свя­занные отношения (производные от трудовых). В процессе регули­рования этих отношений нормами права между их субъектами могут возникнуть разногласия. Это может быть как спор между работни­ком и администрацией предприятия, учреждения, организации, на­пример в связи с наложением взыскания или увольнением, так и разногласие между администрацией и трудовым коллективом по по­воду невыполнения тех или иных условий коллективного договора.

   Таким образом, трудовые споры - это разногласия между субъ­ектами трудового права по поводу установления условий труда или заключения трудового договора, а также применения норм трудо­вого законодательства.

   Вместе с тем сводить трудовые споры только к разногласиям между отдельным работником и предприятием нельзя. Понятие тру­довых споров шире: оно включает конфликты и между другими субъектами трудового права, например между трудовым коллекти­вом и администрацией. Кроме того, споры по своему характеру могут быть связаны как с применением норм трудового законодательства (правильным или неправильным), так и с установлением новых ус­ловий труда, еще не урегулированных нормами трудового права, например в процессе заключения коллективного договора. И нако­нец, трудовые споры - это не просто разногласия между субъектами трудового права, а особая их стадия, поскольку в состоянии разно­гласий, неудовлетворенности поведением друг друга можно нахо­диться если не все юридически значимое время (с момента возникно­вения до момента прекращения правоотношения), то значительную его часть.

   Поэтому в определение трудовых споров обычно вводится при­знак, указывающий на неурегулированность разногласий, т.е. трудовые споры определяются как неурегулированные разногласия между субъектами трудового права. Но и этот признак трудно на­звать определяющим, ибо он не всегда устанавливает момент, с кото­рого можно считать разногласия неурегулированными.

   В индивидуальных трудовых спорах таким моментом является обращение в соответствующий юридический орган за разрешением спора. Только с этого момента возможные разногласия приобретают характер трудового спора.

   Применительно к коллективным трудовым спорам центр его тя­жести, поскольку сам спор может повлечь за собой различные нега­тивные последствия, социальную напряженность в обществе, пере­носится на примирительные процедуры, попытку не допустить кон­фликта; моментом начала спора является либо день сообщения реше­ния работодателя об отклонении всех или части требований работни­ков или несообщения работодателем своего решения в установлен­ный законом срок, либо дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров.

Основные причины трудовых споров:

   = незаконное увольнение, и как следствие, иски о восстановлении на работе и оплате

   = вынужденного прогула;

   = конфликты в случае несвоевременной выдачи трудовой книжки;

   = перевод на другую работу или другое рабочее место с изменением определённых сторонами условий трудового договора;

   = необоснованное привлечение работника к дисциплинарной ответственности;

   = незаконное возложение на работника материальной ответственности;

   = конфликты в случае несвоевременных расчетах с уволенными работниками, о взыскании отпускных, конфликты о взыскании зарплаты в случае задержки и несвоевременной выплаты заработной платы.

   Поскольку трудовое законодательство распространяется на все предприятия, учреждения, организации, то трудовые споры могут возникать на любом производстве, любой формы собственности, независимо от его организационно-правовой формы.

   Причины и условия трудовых споров – это негативные факторы развития нашего общества, отражающие противоречия развития. Причины и условия (обстоятельства) возникновения трудовых споров хотя и взаимосвязанные негативные факторы, но их надо различать.

   Причины трудовых споров – это те негативные факторы, которые вызывают различную оценку спорящими сторонами осуществления субъективного или коллективного трудового права и интереса или исполнения трудовой обязанности, т.е. вызывают их разногласия.

   Условия же возникновения трудовых споров - это те негативные факторы, которые способствуют большему количеству трудовых споров по одним и тем же вопросам или значительно обостряют возникший спор.

   Но без причин сами условия не вызывают трудовой спор.

   Следовательно, эта формулировка закона направлена на устранение, как причин, так и условий трудовых споров и их профилактику.

   Причинами коллективных трудовых споров часто являются виновные действия должностных лиц, отражающие их субъективные негативные черты. Но причина негативного свойства может быть и со стороны трудового коллектива (спорящей стороны), проявляющего групповой эгоизм, не считающегося с общественными интересами. 

   В индивидуальных трудовых спорах причина может проявиться и со стороны спорящего работника, когда он оспаривает правомерные действия работодателя или требует установления новых условий труда без должного на то основания.

   Причинами трудовых споров являются следующие два субъективных негативных фактора спорящих сторон или их представителей (в коллективном споре), в результате которых по-разному оцениваются фактические обстоятельства, действия и поэтому возникают разногласия:

   1. отставание индивидуального сознания от общественного, отклонение от норм общеустановленной морали. Со стороны же отдельных работников эта причина проявляется в прогулах, появлении на работе в нетрезвом состоянии, а когда за это выносится взыскание, они оспаривают его. Как показывает изучение практики, 2/3 нарушений трудовой дисциплины связаны с пьянством и прогулами.

   Со стороны отдельных трудовых коллективов в коллективных спорах эта причина может проявляться в групповом эгоизме, требованиях повышения оплаты которую не заработали.

   2. незнание или плохое знание трудового законодательства как отдельными руководителями производства, так и многими работниками и их представителями т. е. низкая правовая культура. Если руководитель плохо знает трудовое законодательство, то он допускает трудовые правонарушения (например, неправильно переводит или увольняет работников). 

 

62. Виды трудовых споров

   Классифицировать все трудовые споры на виды можно по следующим трем основаниям:

1) по спорящему субъекту.

2) по характеру спора.

3) по виду спорного правоотношения.

   По спорящему субъекту все трудовые споры делятся на:

1) индивидуальные и

2) коллективные.

   Так, споры о переводе, повышении работнику квалификационного разряда, увольнении и т.д. – это индивидуальные.

   А споры профкома или трудового коллектива с работодателем, его администрацией, возникающие при заключении коллективного договора, при утверждении премиальных положений или других локальных нормативных актов – это споры коллективного значения.

   Индивидуальный трудовой спор – неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда) о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

   Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

   Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами.

   Коллективный трудовой спор – неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организациях.

   Индивидуальный трудовой спор отличен от коллективного как субъектным его составом, так и содержанием предмета спора.

   В индивидуальных спорах оспариваются и защищаются субъективные права конкретного работника, его законный интерес.

   В коллективных же спорах оспариваются и защищаются права, полномочия и интересы всего трудового коллектива или (его части), права профкома как представителя работников данного производства по вопросам труда, быта, культуры.

   В индивидуальном трудовом споре спорящими субъектами являются работник и работодатель. В нем работник оспаривает и защищает через юрисдикционный орган свое трудовое субъективное право (спор о праве) или свой законный трудовой интерес.

   В коллективном трудовом споре спорящими субъектами являются работники одной или нескольких организаций (трудовые коллективы в лице их представителей) и работодатель или работодатели нескольких организаций (в лице их представителей, ассоциаций). В нем защищаются и оспариваются (предмет спора) трудовые права и законные интересы всего трудового коллектива (его части) или нескольких трудовых коллективов или права профсоюзов в сфере труда, быта, культуры как представителей работников. Предметом конкретного трудового спора является определенное право или законный интерес.

   По характеру спора все трудовые споры подразделяются на два вида:

   1) споры о применении норм трудового законодательства, установленных им, коллективными или трудовыми договорами, соглашениями прав и обязанностей. Такие споры могут возникать из всех правоотношений сферы трудового права, т.е. как из трудовых, так и из всех других производных от них. В таких спорах защищается и восстанавливается нарушенное право работника или профкома либо полномочие трудового коллектива. Это споры о правах, и их абсолютное большинство среди индивидуальных трудовых споров;

   2) споры о законных интересах, т.е. об установлении новых или изменении существующих социально-экономических условий труда и быта, не урегулированных законодательством. Споры этого вида могут возникать из трудового правоотношения - об установлении работнику в локальном порядке новых условий труда (нового срока отпуска по графику отпусков, нового тарифного разряда) и из всех правоотношений (социально-партнерских) коллективного организационно управленческого характера.

   По правоотношениям, из которых может возникнуть спор, все трудовые споры делятся на споры:

  1)  из трудовых правоотношений.

  2) из правоотношений по трудоустройству (например, не принятого по брони инвалида или другого лица, с которым администрация обязана заключить трудовой договор).

3) из правоотношений по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и правил охраны труда (например, оспариваются действия санитарного инспектора, закрывшего участок работы, технического или правового государственного инспектора Гострудинспекции, наложившего штраф на должностное лицо).

   4) из правоотношений по подготовке кадров и повышению квалификации на производстве (например, о качестве обучения вторым профессиям).

   5) из правоотношений по возмещению материального ущерба работником предприятию (например, оспаривается размер произведенного администрацией удержания из заработной платы за нанесенный ущерб).

   6) споры из правоотношений по возмещению работодателем ущерба в связи с повреждением его здоровья на работе или нарушением его права на занятость.

   7) из правоотношений профкома с работодателем по вопросам труда, быта, культуры (например, о сроках пересмотра норм выработки принятии работодателем локального нормативного акта при возражении профкома).

   8) из правоотношений трудового коллектива с работодателем, администрацией (например, при выборах и утверждении хозяйственных руководителей планов работы).

   9) из социально-партнерских правоотношений.

   Классификация индивидуальных трудовых споров по указанным основаниям необходима для того, чтобы по каждому трудовому спору правильно определить его подведомственность, характер и предмет спора. А для этого надо уяснить, индивидуальный это или коллективный спор, о применении трудового законодательства или об установлении новых условий труда, изменении существующих и из какого правоотношения он возник.

 

63. Подведомственность индивидуальных трудовых споров. Органы, их рассматривающие

   Статья 382 ТК устанавливает органы, рассматривающие индивидуальные трудовые споры, возникающие главным образом из трудового правоотношения. Она указывает два юрисдикционных органа, правомочных рассматривать трудовые споры между работником и администрацией (работодателем): комиссия по трудовым спорам (КТС) и суд.

   Если спор рассматривается первоначально в КТС, а затем его рассмотрение может быть перенесено в суд, т.е. решение КТС обжалуется в суде, такой порядок принято называть общим порядком рассмотрения трудовых споров.

Но есть ряд споров, рассматриваемых непосредственно судом, без рассмотрения их в КТС. Бывают индивидуальные трудовые споры, которые решаются первоначально вышестоящими органами. Поэтому очень важно правильно определить подведомственность конкретного индивидуального трудового спора для его быстрейшего и правильного разрешения.

   Непосредственно в суде без обращения в КТС, согласно ст. 391 Трудового кодекса рассматриваются следующие трудовые споры:

   · по заявлениям работников тех небольших производств, где КТС не избираются или почему-либо не созданы;

   · по заявлению уволенного работника о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате вынужденного прогула либо разницы в оплате за время выполнения нижеоплачиваемой работы, а также все трудовые споры федеральных государственных служащих. Тем самым закон предусмотрел непосредственно судебную защиту права на труд при увольнении и переводе всех работников. Не подведомственны ни суду, ни КТС споры выбранных работников о досрочном освобождении от должности по решению избравших их органов;

   · по иску работодателя о возмещении работником материального ущерба, причиненного организации, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Непосредственно в суде решаются также споры о приеме на работу по заявлению:

· лица, приглашенного на работу в порядке перевода из другой организации;

   · молодого специалиста, направленного по окончании профессионального обучения в установленном порядке на данное производство;

   · другого лица, с которым администрация в соответствии с законодательством обязана была заключить трудовой договор, например направленного органом занятости в счет установленной данному работодателю квоты приема инвалида или подростка;

   · беременной женщины или женщины, имеющей детей до трехлетнего возраста, одинокой матери, имеющей детей до 14-летнего возраста (ребенка-инвалида до 16 лет), при отказе в приеме по мотивам материнства.

   Непосредственно судом также рассматриваются все трудовые споры о возмещении работодателем вреда, причиненного работнику в связи с увечьем или иным повреждением здоровья на работе, если потерпевший не согласен с решением страховщика (фонда социального страхования), а по спору о компенсации морального вреда - с решением работодателя, по заявлению об этом потерпевшего (его семьи) или если он не получил в установленный 10-дневный срок ответа фонда или работодателя на его заявление. Но данный спор может решать и орган Гострудинспекции по выбору потерпевшего (его семьи). После вынесения решения этой инспекцией, если работник с ним не согласен, закон не исключает его обращение с иском в суд.

   Что касается работников у работодателей - физических лиц, то суд и раньше решал все трудовые споры домашних работников, обслуживающих семьи граждан (поводырей у слепых, нянь, домработниц и т.д.). Теперь же физические лица имеют по десять и более таких работников, и с каждым годом количество работников у работодателей - физических лиц растет. У них нет профсоюзов, и единственной защитой от произвола хозяина для них является суд.

Споры о дискриминации законодатель впервые прямо отнес к трудовым спорам, не указав "в сфере труда". Поскольку такие споры возможны и до того, как лицо стало работником, т.е. дискриминация при приеме на работу, когда по мотиву национальности или наличия малолетних детей гражданам отказывают в приеме на работу. Причины отказа работодатель по требованию лица, кому он отказал в приеме на работу, обязан дать в письменном виде (ст. 64 ТК).

   Статья 3 Кодекса запрещает дискриминацию в труде и закрепляет ее понятие (ст. 3 ТК). Часть 3 ст. 3 ТК установила альтернативную подведомственность трудовых споров о дискриминации в сфере труда - по выбору лица (работника) он может обратиться в орган федеральной инспекции труда и (или) в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда. Он может обратиться и одновременно в оба указанных органа, поскольку подпункт "и" в ч. 3 этой статьи указывает на такое его право.

   Заявления (иски) в суд по трудовым спорам могут подаваться по территориальной их подсудности, т.е. согласно ст. 28 и 29 ГПК РФР - иски о восстановлении на работе подаются по месту нахождения работодателя, его филиала, представительства или по месту жительства истца-работника.

   Мировые судьи решают трудовые споры, кроме споров о восстановлении на работе, по материальной ответственности работника и работодателя за нанесенный ущерб, вред. Эти споры остаются в компетенции судов общей юрисдикции, согласно ст. 24 и 25 ГПК РФ.

   Таким образом, Трудовой кодекс РФ определил, что трудовые споры разрешаются только двумя юрисдикционными органами: комиссией по трудовым спорам и судом.

   Хотя не стоит еще забывать о том, что Инспекция Министерства Труда РФ может в императивном порядке понуждать работодателя устранить нарушения в отношении какого-либо работника или группы работников. Такие действия выполняются по жалобе работника. 

   

64. Общий порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров

   Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регламентируется главой 60 ТК РФ, ее статьями 381-397 ТК РФ.

   В статье 381 дается определение понятия индивидуального трудового спора: индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

   Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

1. Как следует из текста ст. 381 ТК РФ, индивидуальный трудовой спор - это неурегулированные разногласия между работодателем и работником, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Согласно ст. 382 ТК РФ индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами. Таким образом, органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров являются образуемые в организациях комиссии по трудовым спорам (КТС) и суды.

2. Индивидуальным трудовым спором признается не только спор между работодателем и работником. Индивидуальный трудовой спор может также иметь место:

  • между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, т.е. с лицом, трудовой договор с которым был расторгнут.
  • между лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, но которому работодатель отказал в заключении такого договора.

3. Статьей 381 ограничен (определен) круг вопросов, по которым допускается (рассматривается комиссией по трудовым спорам и (или) судом) индивидуальный трудовой спор между работодателем и работником:

  • по вопросам применения законов и иных норм правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • коллективного договора;
  • соглашения;
  • трудового договора

По всем этим вопросам индивидуальный трудовой спор признается таковым, в том числе, в тех случаях, когда разногласия между работодателем и работником возникли по поводу установления или изменения условий труда.

В связи с изложенным обратим внимание на следующие обстоятельства.

Во-первых, согласно ст. 219 "Рассмотрение споров об установлении новых или изменении существующих условий труда" КЗоТ РФ трудовые споры об установлении работнику новых или изменении существующих условий труда разрешались администрацией и соответствующим профсоюзным органом в пределах предоставленных им прав.

Таким образом, согласно ст. 219 КЗоТ РФ трудовые споры об установлении работнику новых или изменении существующих условий труда комиссиями по трудовым спорам и судами не рассматривались.

В ТК РФ эта норма не повторена. Поэтому, по кругу вопросов, определенных ст. 381 ТК РФ, индивидуальные трудовые споры рассматриваются указанными комиссиями и (или) судами.

Отсюда, в частности, следует, что во взаимоотношениях с работодателем выборный профсоюзный орган утратил право на представительство от своего имени интересов работника при возникновении индивидуального трудового спора в связи с установлением работнику новых или изменении существующих условий труда. В комиссии по трудовым спорам, в суде он может выступать только по уполномочию работника, от его имени.

Во-вторых, в ст. 381 не сказано о том, что индивидуальный трудовой спор может иметь место по вопросам применения локальных нормативных актов организации, содержащих нормы трудового права. Представляется, что это пробел. Разногласия подобного рода возникают. Поэтому такой пробел в ст. 381 желательно заполнить.

Вероятно, что практика применения положений ст. 381 пойдет по пути, когда локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, будут рассматриваться как разновидность нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Такая возможность не исключена, хотя бы потому, что законодательно не определено понятие "нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права" , точно также не определено понятие "локальный нормативный акт организации, содержащий нормы трудового права".

В общем виде порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров приводится в ст. 383 ТК РФ:

1. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в комиссии по трудовым спорам регулируется ст. 384-389 ТК РФ.

2. Порядок рассмотрения этих споров в суде регламентируется:

  • ст.ст. 390-393 ТК РФ;
  • Гражданским процессуальным кодексом РФ, введенным в действие Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ "О введении в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации".

3. Установленный ст. 383 ТК РФ порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров не исключает для работника возможность обжаловать действия работодателя в органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, - Федеральную службу по труду и занятости, прокуратуру.

4. На местах постоянно возникают вопросы о порядке, последовательности, обращения работников, их представителей, в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров - в КТС и суд. Следует ли первоначально обращаться в КТС и только затем в суд, если спор в ней не решен в пользу работника? Можно ли обращаться в суд, минуя КТС? Как быть, если в организации КТС не создана?

Вопросы эти возникают потому, что порядок обращения работников, их представителей, в указанные органы изложен в ТК РФ недостаточно последовательно. В связи с этим ВС РФ своим постановлением от 17 марта 2004 г. N 2 (п. 2) дал следующее разъяснение.

Учитывая, что ст. 46 Конституции РФ гарантирует каждому право на судебную защиту и ТК РФ не содержит положений об обязательности предварительного внесудебного порядка разрешения трудового спора КТС, лицо, считающее, что его права нарушены, по собственному усмотрению выбирает способ разрешения индивидуального трудового спора и вправе либо первоначально обратиться в КТС (кроме дел, которые рассматриваются непосредственно судом), а в случае несогласия с ее решением - в суд в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения КТС, либо сразу обратиться в суд (ст. 382, ч.2 ст. 390, ст. 391 ТК РФ).

Если индивидуальный трудовой спор не рассмотрен КТС в десятидневный срок со дня подачи работником заявления, он вправе перенести его рассмотрение в суд (ч. 2 ст. 387, ч. 1 ст. 390 ТК РФ).

Как следует из приведенного выше текста, работник сам решает, обратиться ли ему первоначально в КТС или, минуя ее, в суд. Если он первоначально обратиться в КТС, и ее решение будет неблагоприятным для работника, он должен обратиться в суд в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения КТС. В противном случае ему, возможно, придется доказывать в суде, что он нарушил десятидневный срок по уважительным причинам. Если же он не сможет этого сделать, суд не будет рассматривать его заявление.

В п. 2 постановления ВС РФ от 17 марта 2004 г. упоминаются дела по индивидуальным трудовым спорам, которые рассматриваются непосредственно судом, т.е. минуя КТС. Подробно об этом - далее по тексту. Здесь же отметим, что индивидуальные трудовые споры по оплате труда могут рассматриваться, как правило, КТС. Исключением из этого правила являются споры по заявлениям работников об оплате за время вынужденного прогула и выплате заработной платы за время выполнения нижеоплачиваемой работы (ст. 391 ТК РФ). Заявления при возникновении таких споров подаются непосредственно в суд.

Приняв решение об обращении в суд, необходимо иметь в виду разъяснение, содержащееся в п. 1 постановления ВС РФ от 17 марта 2004 г. N 2, согласно которому:

1. Дела по спорам, возникших из трудовых правоотношений, подведомственны судам общей юрисдикции.

2. Мировой судья рассматривает в качестве суда первой инстанции все дела, возникшие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о признании забастовки незаконной, независимой от цены иска.

 

65. Коллективные трудовые споры: понятие и порядок их разрешения

Конституция РФ (ч. 5 ст. 37) предоставляет работникам право на коллективные трудовые споры, а также на забастовку как один из способов их разрешения.

Согласно ст. 398 ТК РФ коллективный трудовой спор — это неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организациях.

Сторонами коллективного трудового спора являются работники и работодатель (работодатели).

Предмет коллективного трудового спора подразделяется на три группы:

1)  установление и изменение условий труда (включая заработную плату);

2)  заключение, изменение и выполнение коллективных договоров, соглашений;

3)  отказ работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.

Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов:

  1. рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения примирительной комиссией;
  2. рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника;
  3. рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

Эти стадии называются примирительными процедурами. Организацией примирительных процедур и участием в них занимается Служба по урегулированию коллективных трудовых споров. Служба по урегулированию коллективных трудовых споров является государственным органом, содействующим разрешению коллективных трудовых споров путем организации примирительных процедур и участия в них.

Служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», другими федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации.

Систему службы составляют Департамент по урегулированию коллективных трудовых споров Министерства труда Российской Федерации и  территориальные органы по урегулированию коллективных трудовых споров этого Министерства, а также подразделения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на которые возложены функции по урегулированию коллективных трудовых споров.

Первый этап — рассмотрение спора примирительной комиссией, является обязательным. Ни одна из сторон коллективного трудового спора не вправе уклоняться от участия в примирительных процедурах, за уклонение установлена административная ответственность (ст. 5.32 КоАП РФ).

Примирительная комиссия — это паритетный орган спорящих сторон. Она создаётся самими сторонами из равного числа их представителей на равноправной основе. Примирительная комиссия создается в срок до трех рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора. Моментом начала спора является день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несообщение работодателем в течение трех рабочих дней своего решения, а также дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров. Решение о создании комиссии оформляется приказом работодателя и решением представителя работников.

Закон предусмотрел срок для проведения примирительных процедур. Спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до пяти рабочих дней с момента издания приказа о создании примирительной комиссии. Срок может быть продлен по согласованию сторон, что оформляется протоколом.

Решение примирительной комиссии оформляется протоколом и имеет для сторон обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены решением примирительной комиссии.

При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора продолжают примирительные процедуры с участием посредника или в трудовом арбитраже.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника — это второй этап мирных процедур. Для этого по соглашению сторон приглашается посредник по рекомендации службы по урегулированию коллективных трудовых споров (далее просто Службы) или независимо от неё. А если в течение трёх рабочих дней с момента обращения в Службу стороны не придут к соглашению о кандидатуре посредника, то он назначается Службой. Посредник определяет порядок рассмотрения коллективного трудового спора с его участием по соглашению со спорящими сторонами. Посредник — это нейтральный третий орган по отношению к спорящим сторонам, он призван помочь им достичь соглашения. Он должен рассмотреть спор в течение семи календарных дней с момента его приглашения (назначения). Это рассмотрение завершается принятием согласованного решения в письменной форме, а при недостижении согласия — составлением протокола разногласий.

Посредник стремится снять конфликтную ситуацию. Этому посредников должна обучать Служба: она готовит и посредников и трудовых арбитров, имеет списки тех и других.

Трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора и Службой по урегулированию коллективных трудовых споров в срок не позднее трех рабочих дней со дня окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником. Если в течение трех рабочих дней стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника, они приступают к созданию трудового арбитража. Трудовой арбитраж — это временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, который создается в случае, если стороны этого спора заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений. В соответствии со ст. 406 ТК РФ создание трудового арбитража обязательно в организациях, в которых законом запрещено или ограничено проведение забастовок.

Формированием списка трудовых арбитров, подготовкой трудовых арбитров, специализирующихся в разрешении коллективных трудовых споров, занимается Служба по урегулированию коллективных трудовых споров.

Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже в срок до пяти рабочих дней со дня его создания. Трудовой арбитраж разрабатывает рекомендации по урегулированию коллективного трудового спора, которые передаются сторонам в письменной форме. Для того чтобы рекомендации посредника или трудового арбитража приобрели для сторон обязательную силу, Служба по урегулированию коллективных споров со сторонами заключает соглашение о принятии обязательства по выполнению рекомендаций.

В случае уклонения работодателя от создания трудового арбитража, а также в случае отказа от выполнения его рекомендаций (если была достигнута договоренность об их обязательном выполнении) работники могут приступить к проведению забастовки.

 

66. Комиссии по трудовым спорам: их состав, компетенция, порядок работы

   Комиссии по трудовым спорам являются органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, создаются во всех организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, призваны разрешать возникшие разногласия между работником и работодателем, не доводя дело до суда.

   Конституция Российской Федерации (п.4 ст.37), закрепив основные трудовые права, провозгласила право граждан на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения.

   Комиссии по трудовым спорам образуются по инициативе работников или работодателя. ТК РФ предусматривает два способа избрания представителей работников в состав комиссий по трудовым спорам:

· непосредственное избрание общим собранием (конференцией) работников организации;

· делегирование представительным органом работников (профкомом) с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников организации.

   Порядок избрания членов КТС от работников, т.е. порядок голосования, порядок принятия решения, может установить общее собрание (конференция) работников организации. При этом по сложившейся практике общее собрание является правомочным, если в нем участвует более половины работников организации, а конференция - не менее двух третей делегатов конференции. При делегировании представителей работников профсоюзный комитет принимает решение с оформлением соответствующего протокола и меры к их последующему утверждению общим собранием. Представители работодателя назначаются в КТС приказом (распоряжением) руководителя организации.

Комиссия по трудовым спорам избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии.

 ТК РФ не устанавливает порядок определения численного состава КТС. Поэтому предложение о численности КТС может исходить либо от стороны, выступившей с инициативой создания КТС, либо она устанавливается соглашением сторон.

   По решению общего собрания работников комиссии по трудовым спорам могут быть образованы в структурных подразделениях организации. Эти комиссии образуются и действуют на тех же основаниях, что и комиссии по трудовым спорам организации. В комиссиях по трудовым спорам структурных подразделений организаций могут рассматриваться индивидуальные трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений.

  Игнорировать инициативу создания КТС в организации не вправе ни одна из сторон (ни работники, ни работодатель). В случае если работодатель не реагирует на предложение работников образовать КТС, работники вправе обратиться в государственную инспекцию труда или суд с жалобой на бездействие работодателя.

   Статья 385 ТК РФ устанавливает компетенцию комиссии по трудовым спорам.

   Комиссия по трудовым спорам является первичным органом по рассмотрению трудовых споров, возникающих на предприятиях, учреждениях, организациях (подразделениях), за исключением споров, по которым настоящим Кодексом и другими законодательными актами установлен иной порядок их рассмотрения.

    Трудовой спор подлежит рассмотрению в комиссии по трудовым спорам, если работник самостоятельно или с участием представляющей его интересы профсоюзной организации не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с администрацией.

 Порядок рассмотрения трудового спора в комиссии

 Комиссия по трудовым спорам обязана рассмотреть трудовой спор в десятидневный срок со дня подачи заявления. Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, и представителя администрации. Рассмотрение спора в отсутствие работника допускается лишь по его письменному заявлению. В случае неявки работника на заседание комиссии рассмотрение заявления откладывается. В случае вторичной неявки работника без уважительных причин комиссия может вынести решение о снятии данного заявления с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление повторно.

 Комиссия по трудовым спорам имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов, представителей профессиональных союзов, действующих на предприятии, в учреждении, организации. По требованию комиссии администрация обязана представлять необходимые расчеты и документы.

 Заседание комиссии по трудовым спорам считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины избранных в ее состав членов.

Порядок принятия решения комиссией по трудовым спорам

    Комиссия по трудовым спорам принимает решение большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. Член комиссии, не согласный с решением большинства, обязан подписать протокол заседания комиссии, но вправе изложить в нем свое особое мнение.

   Копии решения комиссии вручаются работнику и администрации в трехдневный срок со дня принятия решения.

    Перенесение рассмотрения трудового спора в районный (городской) народный суд и обжалование решения комиссии по трудовым спорам. Если комиссия по трудовым спорам в десятидневный срок не рассмотрела трудовой спор, кроме случаев, указанных в части первой статьи 206 настоящего Кодекса, заинтересованный работник вправе перенести его рассмотрение в районный (городской) народный суд.

   Решение комиссии по трудовым спорам может быть обжаловано заинтересованным работником или администрацией в районный (городской) народный суд в десятидневный срок со дня вручения им копий решения комиссии. Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в приеме заявления. Признав причины пропуска уважительными, суд может восстановить этот срок и рассмотреть спор по существу.

 Исполнение решений комиссии по трудовым спорам

    Решение комиссии по трудовым спорам (кроме решений о восстановлении на работе) подлежит исполнению администрацией предприятия, учреждения, организации в трехдневный срок по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование.

    Порядок исполнения решения комиссии по трудовым спорам о восстановлении на работе незаконно переведенного работника регулируется статьей 215 настоящего Кодекса.

В случае неисполнения администрацией предприятия, учреждения, организации решения комиссии в установленный срок работнику выдается комиссией по трудовым спорам удостоверение, имеющее силу исполнительного листа.

   Удостоверение не выдается, если работник или администрация обратились в установленный срок с заявлением о разрешении трудового спора в районный (городской) народный суд.

   На основании удостоверения, выданного комиссией по трудовым спорам и предъявленного не позднее трехмесячного срока со дня его получения в районный (городской) народный суд, судебный исполнитель приводит решение комиссии по трудовым спорам в исполнение в принудительном порядке.

   В случае пропуска работником установленного трехмесячного срока по уважительным причинам комиссия по трудовым спорам, выдавшая удостоверение, может восстановить этот срок.

 

67. Забастовка. Порядок ее проведения и правовые последствия для участников

   Забастовка - временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора. В соответствии со статьей 37 Конституции Российской Федерации признается право работников на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора. Отличительные черты забастовки:

   1. Забастовка – коллективное действие, один работник не может провести забастовку. Возможно объявление забастовки работниками определенной отрасли, профессии, региона, так как они выступают стороной на коллективных переговорах и могут вступить в коллективный трудовой спор.

   2. Забастовка – это временная акция, не может быть забастовок бессрочных.

   3. Забастовка – это добровольное действие. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке. Согласно ст.409 ТК РФ лица, принуждающие работников к участию или отказу от участия в забастовке, несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность.

   4. Забастовка – это средство разрешения коллективного трудового спора. При отсутствии коллективного трудового спора забастовку проводить нельзя. Процедура рассмотрения индивидуальных трудовых споров, установленная гл.60 ТК РФ, не предполагает проведения забастовочных действий.

   5. Забастовка – это акция, которую проводят только работники.

   Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель (его представители) или представители работодателей уклоняются от участия в примирительных процедурах, не выполняют соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора, или не исполняют решение трудового арбитража, имеющее обязательную для сторон силу, то работники или их представители имеют право приступить к организации забастовки. Участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке. Лица, принуждающие работников к участию или отказу от участия в забастовке, несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами. Представители работодателя не вправе организовывать забастовку и принимать в ней участие. Решение об участии работников данного работодателя в забастовке, объявленной профессиональным союзом (объединением профессиональных союзов), принимается собранием (конференцией) работников данного работодателя без проведения примирительных процедур.

   Собрание работников данного работодателя считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины от общего числа работников. Конференция работников данного работодателя считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей делегатов конференции. Работодатель обязан предоставить помещение и создать необходимые условия для проведения собрания (конференции) работников и не имеет права препятствовать его (ее) проведению. После пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее, чем за три рабочих дня.

   При проведении предупредительной забастовки орган, ее возглавляющий, обеспечивает минимум необходимых работ (услуг) в соответствии с настоящим Кодексом. О начале предстоящей забастовки работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за десять календарных дней. Период проведения забастовки стороны коллективного трудового спора обязаны продолжить разрешение этого спора путем проведения примирительных процедур. В процессе урегулирования коллективного трудового спора, включая проведение забастовки, запрещается локаут - увольнение работников по инициативе работодателя в связи с их участием в коллективном трудовом споре или в забастовке.

 

68. Право на забастовку и его ограничение в РФ

   В ч. 4 ст. 37 Конституции РФ признается право работников на коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. В ч. 1 ст. 409 ТК РФ также признается право работников на забастовку в качестве одного из способов разрешения коллективного трудового спора.

   В соответствии с действующим законодательством забастовка является крайним способом урегулирования коллективного трудового спора. В частности, в ч. 2 ст. 409 ТК РФ говорится о том, что если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе урегулирования коллективного трудового спора, то работники или их представители вправе приступить к организации забастовки. Следовательно, забастовка в качестве законного способа урегулирования коллективного трудового спора может быть применена только с соблюдением перечисленных в ч. 2 ст. 409 ТК РФ условий, которые выступают в качестве юридически значимых обстоятельств при проверке законности и обоснованности использования данного способа урегулирования коллективного трудового спора.

   Кодекс огра­ничивает право на забастовку в некоторых случаях. Так, в ст. 413 ТК указывается, что в соответствии со ст. 55 Конститу­ции РФ являются незаконными и не допускаются забастовки: 

   а) в период введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в связи с этим; в органах и организациях Воо­руженных Сил Федерации, других военных, военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварий­но-спасательных и поисково-спасательных, противопожарных ра­бот,  предупреждения или ликвидации  стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; в правоохранительных органах; в орга­низациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотлож­ной медицинской помощи;

   б) в организациях, связанных с обеспечением жизнедеятель­ности населения (энергообеспечение, отопление, теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если прове­дение забастовки создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.

   Следовательно, Трудовой кодекс расширил как безусловный (п. «а»), так и условный (п. «б») запрет забастовок и конкрети­зировал его. Запрещено участие в забастовках федеральным го­сударственным служащим законодательством о них.

   Забастовка при наличии коллективного трудового спора является незаконной, если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных Трудовым кодексом.

   В ходе разрешения коллективного трудового спора стороны должны выполнять обязанности, предусмотренные законодательством, коллективным договором, соглашением либо соглашением, достигнутым при разрешении спора. При нарушении законодательства о порядке разрешения коллективных трудовых споров стороны несут административную и материальную ответственность.

 

69. Контроль за соблюдением законодательства об охране труда

   В ст.7 Конституции РФ подчеркивается, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей. Одной из гарантий реализации права работников на здоровье и безопасные условия труда является надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда.

   К числу специально уполномоченных государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда и не зависящих в своей деятельности от работодателей, относятся Федеральная инспекция труда, Госгортехнадзор, Госэнергонадзор, Госсанэпидемнадзор, Госнадзор за ядерной и радиационной безопасностью.

   Надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов (в том числе и об охране труда), действующих на территории Российской Федерации, осуществляет Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» в редакции от 17 ноября 1995 г., с изменениями, внесенными Федеральным законом от 10 февраля 1999 г.

   Министерства и ведомства осуществляют внутриведомственный государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов о труде в подчиненных им организациях, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления (ст.353 ТК РФ).

   Профессиональные союзы и состоящие в их ведении правовые и технические инспекции труда имеют право на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права и по вопросам охраны труда (ст.370 ТК РФ и ст.20 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г.).

   Различие между государственным надзором и контролем и общественным контролем профсоюзов состоит в том, что специально уполномоченные государственные органы и инспекции наделены государством не только надзорными и контрольными функциями, но и властными полномочиями – правом давать работодателям обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений, приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования в условиях, угрожающих жизни и здоровью работников, привлекать виновных должностных лиц к административной ответственности и т.д. Органы общественного контроля, обладая широкими полномочиями по проверке соблюдения законодательства о труде и охране труда не вправе приостанавливать работы, производимые с нарушением правил безопасности, и привлекать должностных лиц к административной ответственности. Они могут добиться этого только путем обращения в соответствующие компетентные государственные органы.

 

70. Способы защиты трудовых прав работников. (ТК РФ ст.352)

   ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ — гарантируемая государственная защита прав и свобод работников в сфере труда, направленная на предотвращение нарушения трудовых прав работников или незамедлительное восстановление нарушенных прав, а также предоставление работникам компенсаций в случае нарушения их трудовых прав. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется.

   Каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

   Основными способами защиты трудовых прав и свобод являются:

· самозащита работниками трудовых прав;
· защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;
· государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
· судебная защита.

САМОЗАЩИТА РАБОТНИКАМИ ТРУДОВЫХ ПРАВ — самостоятельные активные действия работников по охране своих трудовых прав, жизни и здоровья без обращения или наряду с обращением в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров либо в органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства. Форма самозащиты трудовых прав (СТП) работников определена в ст. 379 ТК РФ. Предусмотрена лишь 1 форма — отказ работника от выполнения трудовых обязанностей.

В целях СТП работник, известив в письменной форме работодателя или своего непосредственного руководителя либо иного представителя, может отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, или работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. На время отказа от указанной работы за работником сохраняются все права, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Работодатель и представители работодателя в соответствии со ст. 380 ТК РФ не имеют права препятствовать работникам в осуществлении ими СТП. Преследование работников за использование ими допустимых законодательством способов СТП запрещается.

Профсоюз - это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. 

    Профсоюзы в своей деятельности независимы от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, неподотчетны и неподконтрольными. Запрещается вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности.
В соответствии с положениями Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" профсоюзные организации имеют следующие права:
   1) право на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников; 2) право на содействие занятости; 3) право на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением; 4) право на участие в урегулировании коллективных трудовых споров; 5) права при отношениях с работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), органами государственной власти, органами местного самоуправления; 6) право при отношениях с представительными органами работников в организации, органами управления организацией; 7) право на информацию; 8) право на участие в подготовке и повышении квалификации профсоюзных кадров; 9) право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде; 10) право на участие в осуществлении приватизации государственного и муниципального имущества; 11) права на социальную защиту работников; 12) право на защиту интересов работников в органах по рассмотрению трудовых споров.

   Анализируя совокупность прав, предоставленных профсоюзным организациям, следует сделать вывод о том, что профсоюзные организации обладают обширными правами в области защиты трудовых прав работников, так как целью их создания является взаимодействие с работодателем в интересах работника.

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории Российской Федерации осуществляют органы федеральной инспекции труда. Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с органами федеральной инспекции труда осуществляют специально уполномоченные органы - федеральные надзоры.

Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.

Важнейшим способом  защиты трудовых прав работников является судебная защита. Подсудность трудовых дел судам и порядок судопроизводства регулируются гражданско-процессуальным законодательством.

Государство предоставляет широкие возможности для обращения за судебной защитой. Конституция РФ признает право каждого гражданина страны на индивидуальные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения.

 Трудовым кодексом РФ предусмотрено, что работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. По спорам об увольнении срок обращения в суд составляет один месяц со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. В тоже время, если срок обращения в суд пропущен по уважительным причинам, он может быть восстановлен судом. В качестве уважительных причин пропуска указанных сроков могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спор, например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи.

По общему правилу трудовой спор, истцом по которому выступает работник, рассматривается по месту нахождения ответчика - юридического лица (ст. 28 ГПК). Если в качестве работодателя выступает физическое лицо, то иск предъявляется по месту его жительства.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!