ГЛАВНАЯ » УЧЁБА и ОБРАЗОВАНИЕ » УЧЕБНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГМУ » ЛЕКЦИИ по ПРАВОВОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ГМУ » Лекция № 23 «Понятие и система гарантий местного самоуправления»

Лекция № 23 «Понятие и система гарантий местного самоуправления»

    Вопрос 1. Понятие и система гарантий местного самоуправления

 

Важнейшим и необходимым условием полного и эффективного осуществления за­дач и функций местного самоуправления является гарантированность прав местного само­управления.

Гарантии в юридическом (широком) смысле — условия и средства обеспечения прав.

Кроме правовых гарантий в широком смысле, то есть гарантий, закрепленных в нормативно-правовых актах, в науке муниципального права выделяют так называемые правовые гарантии в узком смысле — судебные гарантии и иные формы юридической защиты местного самоуправления.

Для науки муниципального права наибольший интерес пред­ставляют правовые гарантии местного самоуправления, то есть гарантии, закрепленные в нормативно-правовых актах различной юридической силы.

Двумя самыми распространенными видами гарантий являются:

= гарантии-средства;

= гарантии-условия. 

Гарантии-средства — конкретные способы реализации и защиты прав.

Гарантии-условия — создают предпосылки к осуществлению гра­жданами своих прав. Они создают правовое, экономическое, социальное и культурное пространство, действуя в котором, человек может осуществлять свои права. Такие гарантии долж­ны функционировать постоянно, раньше чем отдельный граж­данин воспользуется принадлежащим ему правом.

Наиболее распространенная классификация гарантий заключает­ся в их разделении на три группы:

- общие гарантии;

- правовые гарантии;

- организационные гарантии.

Гарантии местного самоуправления — система условий и средств, обеспечивающих осуществление местного самоуправления и соответственно реализацию прав каждого гражданина РФ на местное самоуправление.

Система гарантий прав местного самоуправления, закрепляемая муниципальным правом, охватывает всю совокупность условий и средств, обеспечивающих их реализацию и правовую защиту. Она включает: общие гарантии, к которым относятся экономические, политические, духовные и специальные (собственно юридические) гарантии.

Общие гарантии не всегда закреплены юридически. К ним относятся:

- экономические гарантии;

- политические гарантии;

- социальные гарантии;

- духовные гарантии.

Правовые гарантии местного самоуправления можно подразделить на две большие группы:

- гарантии, обеспечивающие организационную самостоятельность местного самоуправления;

- гарантии, обеспечивающие, финансово-экономическую самостоя­тельность местного самоуправления.

1. Общие гарантии. Деятельность органов местного самоуправления, реализация их прав осуществляются в определенных социально-экономических, политических усло­виях, которые, выступая в качестве важнейших основ жизнедеятельности людей в обще­стве и государстве, могут оказывать как позитивное, так и негативное влияние на процесс самоуправления. Поэтому в качестве общих гарантий прав местного самоуправления мож­но рассматривать те экономические, политические отношения, духовные устои и ценно­сти общества, которые:

- служат предпосылками стимулирования развития местного самоуправления;

- обеспечивают определенную устойчивость и стабильность деятельности органов
местного самоуправления;

- создают реальные возможности для наиболее полной реализации норм, устанав­ливающих компетенцию органов местного самоуправления.

Экономической гарантией местного самоуправления служит экономическая систе­ма общества, в основе которой лежат принципы свободы экономической деятельности, предпринимательства и труда; разнообразия и равноправия форм собственности, включая и муниципальную собственность; их равной правовой защиты и др.

Политические гарантии местного самоуправления - это политико-правовой режим нашего государства: система государственной власти, основанная на принципах разделе­ния властей, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государст­венной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Рос­сийской Федерации; народовластие, осуществляемое на основе политического и идеоло­гического многообразия непосредственно народом, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления; самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий; полнота и гарантированность основных прав и свобод чело­века и гражданина и др.

Духовными гарантиями самоуправления выступают:

- система духовных ценностей и ориентации деятельности человека и общества в целом;

- уровень культуры, правосозна­ния в обществе и др. Игнорирование органами местного самоуправления, государством исторических, культурных, национальных, а также местных традиций и обычаев затруд­няет реализацию задач и целей местного самоуправления.

2. Специальные (юридические) гарантии местного самоуправления представляют собой правовые средства обеспечения деятельности местного самоуправления, которые уста­новлены как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской федерации. Кроме того, надо иметь в виду, что органы местного самоуправления принимают собственные нор­мативные акты, которые также содержат правовые средства обеспечения деятельности мест­ного самоуправления (положения, уставы о местном самоуправлении и др.).

Целевое назначение гарантий состоит в том, чтобы обеспечить правовыми средст­вами:

= организационную и материально-финансовую самостоятельность органов мест­ного самоуправления в решении вопросов местного значения;

= защиту прав местного самоуправления и создание благоприятных возможностей
для их наиболее полной реализации.

 

   Вопрос 2. Гарантии, обеспечивающие организационную самостоятельность местного самоуправления

 

К гарантиям, обеспечивающим организационную самостоятельность местного самоуправления, относятся закрепляемые законодательством о местном самоуправле­нии организационные основы местного самоуправления, принципы определения компе­тенции органов местного самоуправления.

Статья 3 Конституции Российской Федерации устанавливает, что народ осуществ­ляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Следовательно, государство признает местное самоуправление в качестве самостоятельного уровня осуществления народом принадлежащей ему власти. Отсюда вытекает, что власть местного самоуправления должна быть организационно обо­соблена от государственной власти и действовать в известных пределах автономно.

Гарантии, обеспечивающие организационную самостоятельность местного самоуправления, — закрепляемые законодательством о местном самоуправлении организационные основы местного самоуправления, принципы определения компетенции органов местного самоуправления.

Гарантиями организационного обособления и самостоятельности местного само­управления в системе управления обществом и государством являются:        

1. Закрепляемое статьей 12 Конституции Российской федерации положение о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной вла­сти. Это означает, что органы местного самоуправления не являются звеньями единой ие­рархической системы органов государственной власти, построенной на основе принципов строгой подотчетности нижестоящих органов вышестоящим, руководства вышестоящих органов нижестоящими органами (что было характерно для советской организации власти на местах).

Развивая конституционные положения об организационной самостоятельности ме­стного самоуправления, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается.

2. Самостоятельность определения населением структуры органов местного само­-
управления гарантируется Конституцией Российской Федерации (ст. 131). Следовательно, население вправе непосредственно (например, путем референдума), а также через выбор­ные органы местного самоуправления определять формы и пути реализации местного са­моуправления, его организационную структуру и процедуры деятельности.

В соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации местное само­управление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм пря­мого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Устав муниципального образования, отражающий особенности организации и осуществления местного самоуправления и учитывающий исторические и иные местные традиции, при­нимается представительным органом местного самоуправления или выносится на мест­ный референдум. В нем указываются: структура и порядок формирования органов местно­го самоуправления; наименование выборных и других органов местного самоуправления; срок полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления, выбор­ных должностных лиц местного самоуправления; формы, порядок и гарантии непосредст­венного участия населения в решении вопросов местного значения.

3. Организационная самостоятельность местного самоуправления, его обособление в системе управления предполагают, что назначение должностных лиц местного само­управления, образование органов местного самоуправления, кадровая политика находятся в ведении муниципальных образований.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» запрещает образование органов местного самоуправления, на­значение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами.

Правовая регламентация муниципальной службы, включающая требования к долж­ностям, статус муниципального служащего, устав и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой, определяется уставом муниципального образования в соот­ветствии с законами субъектов Российской Федерации и федеральным законом.

4. Контроль государственных органов за деятельностью органов местного само­управления имеет известные пределы, обусловленные организационной самостоятельно­стью муниципальных органов. Решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда.

Условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправле­ния отдельных государственных полномочий определяются соответственно федеральны­ми законами и законами субъектов Российской Федерации (гл. 4 ФЗ о МСУ).

5. Для самостоятельного решения местных вопросов и возлагаемых на них задач
органы местного самоуправления наделяются собственной компетенцией.

Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, устанавливающие нормы муниципального права, не могут противоречить Конституции Российской Федера­ции, Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ограничивать гарантированные им права местного самоуправле­ния. Закон закрепляет предметы ведения местного самоуправления, перечисляя вопросы ме­стного значения, которые самостоятельно решаются органами местного самоуправления.

6. Гарантией организационной самостоятельности местного самоуправления явля­ется право муниципальных образований иметь собственную символику (гербы, эмблемы, другую символику), отражающую исторические, культурные, социально-экономические, национальные и иные местные традиции.

Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, согласно статье 131 Конституции Российской Федерации допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий. При этом субъекты Российской Федерации уста­навливают законом гарантии учета мнения населения при решении вопросов изменения границ муниципального образования.

 

    Вопрос 3. Гарантии, обеспечивающие финансово-экономическую самостоятельность местного самоуправления

 

Самостоятельность местного самоуправления возможна лишь при наличии соот­ветствующих материально-финансовых ресурсов, которые должны быть соразмерны тем функциям и полномочиям, которые законодательство закрепляет за органами местного самоуправления.

Важнейшей общей гарантией, обеспечивающей самостоятельность местного само­управления в решении вопросов местного значения, выступает закрепляемая законода­тельством финансово-экономическая база местного самоуправления.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет в качестве обязательных условий муниципального образования муниципальную собственность и местный бюджет.

Система гарантий финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления основывается на следующих принципах:

= муниципальная собственность как одна из признаваемых законом форм собственности защищается государством;

= право управления, и распоряжения, муниципальной собственно­стью принадлежит исключительно муниципальному образованию;

= предусмотренная законом возможность создания органами мест­ного самоуправления муниципальных коммерческих и некоммерческих организаций;

= обязанность органов государственной власти передавать необходи­мые финансовые средства для реализации органами местного самоуправления делегированных им полномочий;

= самостоятельность органов местного самоуправления при формировании, утверждении и исполнении местного бюджета;

= самостоятельное участие, муниципальных образований в гражданско-правовых отношениях.

При этом Закон устанавливает, что муниципальным образованиям должна обеспе­чиваться экономическая и финансовая самостоятельность в соответствии с разграничени­ем предметов ведения между муниципальными образованиями.

1. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, которая признается и равным образом защищается государством наряду с другими формами собственности.

Органы местного самоуправления вправе совершать с муниципальным имуществом любые сделки, разрешенные законом, определять в договорах и соглашениях условия ис­пользования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов муниципальной собственности. При этом порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяет муниципальное образование самостоятельно. Доходы от приватизации объек­тов муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет.

2. Органы местного самоуправления вправе, в соответствии с Законом, создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации. Они определяют цели, условия и поря­док деятельности муниципальных предприятий, учреждений и организаций, утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и ор­ганизаций.

3. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправле­ния в Российской Федерации» возлагает на федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязанность обеспечить гарантии финансовой самостоятельности местного самоуправления.

К таким гарантиям закон относит обеспечение минимальных местных бюджетов данными органами государственной власти путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов.

4. Соответствующие органы государственной власти обязаны финансировать осу­ществление отдельных государственных полномочий, которые законом могут быть пере­даны органам местного самоуправления. Кроме того, они обязаны компенсировать орга­нам местного самоуправления дополнительные расходы, вызванные решениями, приня­тыми федеральными органами государственной власти и органами государственной вла­сти субъектов Российской Федерации.

5. Финансовая самостоятельность местного самоуправления гарантируется консти­туционным правом органов местного самоуправления самостоятельно формировать, ут­верждать и исполнять местный бюджет.

Органы местного самоуправления вправе образовывать также целевые внебюджет­ные фонды. Кроме того, органы местного самоуправления устанавливают местные налоги, сборы, а также льготы по их уплате.

6. Органам местного самоуправления принадлежит право выпускать муниципаль­ные займы, лотереи, получать и выдавать кредиты, создавать муниципальные банки и иные финансово-кредитные учреждения.

В интересах населения органы местного самоуправления в установленном законом порядке вправе осуществлять внешнеэкономическую деятельность.

 

    Вопрос 4. Судебная и иные правовые формы защиты местного самоуправления

 

Конституция Российской Федерации, федеральные законодательные акты, законода­тельные и иные правовые акты субъектов Российской Федерации, гарантируя местное само­управление, устанавливают систему правовых мер, направленных как на защиту нарушен­ных прав местного самоуправления, так и на предупреждение подобных нарушений.

Особую роль в системе гарантий, обеспечивающих правовую защиту местного самоуправления, играет конституционное право местного самоуправления на судебную защиту.

В правовом государстве суд выступает в роли независимого от какого-либо влия­ния органа, решающего споры о нарушенном праве. Судебная власть в Российской Феде­рации призвана способствовать обеспечению законности в государстве, укреплению пра­вопорядка, защите конституционного строя, одним из элементов которого является мест­ное самоуправление, признаваемое и гарантируемое государством.

Обращение с зашитой прав местного самоуправления может быть подано в соответствии с правилами подсудности в:

- суд общей юрисдикции;

- арбитражный суд.

В рамках судебной зашиты местного самоуправления с иском в суд могут обратиться:

= граждане, проживающие на территории муниципального образо­вания;

= органы местного самоуправления;

= должностные лица местного самоуправления.

В судебном порядке могут быть обжалованы:

- нормативно-правовые акты;

- индивидуальные акты.   

В соответствии Федеральным законом «Об общих принципах организации местно­го самоуправления в Российской Федерации» суд или арбитражный суд рассматривает ис­ки о признании недействительными актов, нарушающих права местного самоуправления:

а) органов государственной власти и государственных должностных лиц;

б) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

в) предприятий, учреждений и организаций;

г) общественных объединений.

Закон также предусматривает судебную форму защиты прав муниципального образо­вания в случае отказа в государственной регистрации устава муниципального образования.

В некоторых случаях, прямо предусмотренных законом, органы местного само­управления могут обращаться в суд за защитой нарушенных прав граждан - жителей му­ниципального образования. Так, в соответствии с Федеральным законом «О защите прав потребителей» органы местного самоуправления обращаются в суд за защитой прав по­требителей (неопределенного круга потребителей) с исками о признании действий про­давца противоправными и прекращении этих действий.

Гарантией судебной защиты прав местного самоуправления является порядок при­знания недействительными решений органов и должностных лиц местного самоуправле­ния, предполагающий, в частности, соответствующее решение суда по этому вопросу.

Гарантией правовой защиты местного самоуправления является обязательность
решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного
самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Данные решения обяза­тельны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образова­ния предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами.

Статья 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного само­управления в Российской Федерации», закрепляющая эту гарантию, устанавливает, что решения органов и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены ор­ганами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда.

При этом Закон предусматривает ответственность в соответствии с действующим законодательством, которая наступает за неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

3. Важным средством правовой защиты интересов местного самоуправления, его прав являются обращения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в органы государственной власти и к государственным должностным ли­цам. Эти обращения, в которых органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления поднимают вопросы защиты прав местного самоуправления, необходимости учета интересов муниципальных образований при решении социально-экономических и иных вопросов, подлежат обязательному рассмотрению. Органы и должностные лица местного самоуправления должны получить мотивированный ответ на свои обращения.

Органы местного самоуправления обращаются по вопросам своей деятельности также к предприятиям, учреждениям и организациям, которые обязаны рассматривать эти обращения.

В целях большего учета интересов муниципальных образований при законодатель­ном регулировании субъектами Российской Федерации разнообразных вопросов регио­нального и местного значения Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделяет представительные органы местного самоуправления правом законодательной инициативы в законодательном (пред­ставительном) органе субъекта Российской Федерации.

4. Правовая защита местного самоуправления гарантируется деятельностью соот­ветствующих государственных органов, которые в пределах своих полномочий обеспечи­вают защиту прав местного самоуправления, учет их интересов при осуществлении госу­дарственной политики в различных сферах жизни общества.

Надзор за соблюдением законодательства о местном самоуправлении, права насе­ления на местное самоуправление осуществляет прокуратура Российской Федерации.

Значительная часть правовых актов по вопросам местного самоуправления прини­мается органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в которых могут содержаться положения, ущемляющие или ограничивающие права местного само­управления. Помимо органов прокуратуры, которые осуществляют надзор за исполнением законов органами государственной власти субъектов Российской Федерации, важную функцию в этой сфере выполняет Министерство юстиции Российской Федерации. На Ми­нистерство юстиции Российской Федерации возложено проведение юридической экспер­тизы правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Россий­ской Федерации, в том числе и по вопросам местного самоуправления.

В случае несоответствия правового акта Конституции Российской Федерации или федеральному закону Министерство юстиции Российской Федерации представляет моти­вированное заключение в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший акт, а также в установленном порядке в соответствующие федеральные орга­ны государственной власти.

Муниципальные образования имеют возможность отстаивать свои интересы по во­просам местного самоуправления в Совете по местному самоуправлению при Президенте Российской Федерации. Совет является консультативным органом при Президенте Рос­сийской Федерации. Его возглавляет Председатель Правительства Российской Федерации. В состав Совета по местному самоуправлению при Президенте Российской Федерации входят руководители органов государственной власти Российской Федерации и ее субъек­тов, органов местного самоуправления, представители союзов и ассоциаций местного са­моуправления.

К основным задачам Совета относятся, в частности, подготовка для Президента Российской Федерации рекомендаций по осуществлению и корректировке государствен­ной политики в области местного самоуправления, разработка для Президента Российской Федерации предложений по обеспечению согласованного взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в ходе осуществления реформы местного самоуправления и т.д.

5. Правовая защита интересов и прав местного самоуправления обеспечивается фе­деральными и региональными программами развития местного самоуправления, принятие которых предусматривает Федеральный закон «Об общих принципах организации мест­ного самоуправления в Российской Федерации».

6. Обеспечению правовой защиты местного самоуправления служит право муници­пальных образований объединяться в союзы и ассоциации. Главная цель таких объедине­ний (общероссийских, региональных, межрегиональных) - координация деятельности му­ниципальных образований, более эффективное осуществление своих прав и интересов. Ассоциации и союзы местного самоуправления подлежат регистрации в порядке, установ­ленном для некоммерческих организаций. Общероссийские объединения муниципальных образований участвуют в формировании делегации Российской Федерации в Конгрессе местных и региональных властей Европы, представляя интересы местного самоуправле­ния в одной из палат Конгресса - Палате местных властей.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!