Лекция № 18 «Правовая основа местного самоуправления»

   Вопрос 1. Понятие и развитие правовой основы местного самоуправления

 

Под правовой основой местного самоуправления понимается система нормативных правовых актов, определяющих организацию, формы осуще­ствления и гарантии местного самоуправления, его задачи и функции, а также компетенцию и ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, их взаимоотношения с органами государствен­ной власти, гражданами и их объединениями в Российской Федерации.

Согласно ст. 4 Федерального закона 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» пра­вовую основу местного самоуправления составляют:

общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации;

Конституция РФ, федеральные конституционные законы, феде­ральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Прези­дента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти);

конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации;

уставы муниципальных образований, решения, принятые на ме­стных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные право­вые акты.

В перечне нормативных правовых актов, составляющих правовую основу местного самоуправления, на первое место Федеральный закон поставил общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации (к которым, в частно­сти, относится Европейская хартия местного самоуправления, ратифи­цированная Российской Федерацией в 1998 г. и в соответствии со ст. 15 Конституции РФ ставшая частью нашей правовой системы).

Согласно Европейской хартии местного самоуправления право гра­ждан участвовать в управлении государственными делами относится к тем демократическим принципам, которые разделяются всеми госу­дарствами — членами Совета Европы (включая и Россию — члена Сове­та Европы).

Российская Федерация признает и гарантирует права и свободы че­ловека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ (ст. 17). За­крепляемые Конституцией РФ основы конституционного строя России как демократического государства (включая и принцип местного само­управления) должны соответствовать демократическим принципам, признаваемым нормами международного права.

В развитии правовой основы местного самоуправления в Россий­ской Федерации можно выделить четыре периода:

1) с 1990—1991 гг. по октябрь — декабрь 1993 г.;

2) с октября — декабря 1993 г. по сентябрь 1995 г.;

3) с 1 сентября 1995 г. (в этот день вступил в силу Федеральный закон 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» до принятия и вступления в силу Феде­ральною закона от 6 октября 2003 г., который знаменует новый (четвер­тый) период развития правовой основы местного самоуправления, про­должающийся по настоящее время. Вступление данного Закона в силу в полном объеме было перенесено на 1 января 2009 г., с тем чтобы в пе­риод между датой его принятия и датой вступления в силу в полном объ­еме был осуществлен ряд переходных (подготовительных) мероприя­тий, направленных на создание организационно-территориальных, фи­нансово-экономических и правовых предпосылок, необходимых для реализации всех положений Закона, для реформирования системы ме­стного самоуправления в Российской Федерации.

Первый период связан с началом формирования правовой основы мест­ного самоуправления в Российской Федерации. Именно в 1990—1991 гг. происходит переход к новым принципам организации местной власти, принимаются первые законы о местном самоуправлении (Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» и Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР»). Со­ответствующие изменения вносятся в союзную Конституцию и Консти­туцию РСФСР.

Российский закон в отличие от союзного ввел в понятие местного самоуправления такой важный его признак, как собственная ответст­венность населения, берущего на себя право самостоятельного решения вопросов местного значения.

Закон использовал также понятие «муниципальная собственность», в то время как союзный — понятие «коммунальная собственность». Ме­стное самоуправление в соответствии с ним осуществлялось в границах районов, городов, районов в городах, Поселков, сельсоветов, сельских населенных пунктов, т. е. в границах административно-территориаль­ных единиц.

Российский закон предполагал формирование мест­ного самоуправления на основе сложившейся структуры местной совет­ской власти, сохраняя при этом главенствующую роль местного Совета в системе местного самоуправления, двойное подчинение местных ор­ганов управления, право вышестоящих Советов отменять противореча­щие законодательству решения местных Советов.

31 марта 1992 г. был подписан Федеративный договор, который стал составной частью Конституции РФ. Договор относил установление об­щих принципов организации местного самоуправления к совместному ведению федеральных органов государственной власти Российской Фе­дерации и органов государственной власти ее субъектов. Края, области, автономная область, автономные округа и города федерального значе­ния получили право осуществлять собственное правовое регулирование вопросов местного самоуправления в пределах своей компетенции в со­ответствии с федеральным законодательством. За республиками в соста­ве Российской Федерации признавалось право принимать по данным вопросам законы и иные правовые акты.

Второй период развития правовой основы местного самоуправления связан с начавшимся осенью 1993 г. процессом реформирования системы местного самоуправления, сложившейся на основе реализации Закона РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР». 

Правовой основой реформирования местного самоуправления по­служили указы Президента РФ по вопросам местного самоуправления, изданные в рамках его полномочий, которые были определены Указом от 21 сентября 1993 г. № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федераци1, указами Президента РФ от 9 октября 1993 г. № 1617 «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации»2 и от 26 октября 1993 г. № 1760 «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации»3 дея­тельность местных Советов была прекращена, их функции возлагались на местную администрацию. Органам государственной власти субъектов Федерации было рекомендовано осуществлять реформу местного само­управления в соответствии с положениями Указа от 26 октября 1993 г.

Процесс реформирования местного самоуправления изменил осно­вы организации местного самоуправления. Существенным образом изменился характер взаимодействия пред­ставительного органа местного самоуправления и главы администра­ции, который стал именоваться главой местного самоуправления. По существу, утвердился приоритет местной администрации в ее взаимоот­ношениях с представительным органом местного самоуправления.

Указы Президента РФ послужили правовой базой для принятия субъектами Федерации соответствующих правовых актов по местному самоуправлению.

Складывалась ситуация, когда формируемая систе­ма местного самоуправления не в полной мере соответствовала консти­туционной модели местного самоуправления. Это положение усугубля­лось отсутствием федерального закона о местном самоуправлении.

В принятом Законе об общих принципах организации местного са­моуправления нашли отражение, по существу, положения из всех трех вариантов проекта закона: он явился своеобразным компромиссом, хо­тя за основу Государственной Думой был принят один из депутатских проектов.

Третий период развития правовой основы местного самоуправления связан с принятием Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». 28 августа 1995 г. он был подписан Президентом РФ и 1 сентября 1995 г. — со дня своего офи­циального опубликования — вступил в силу. Начался новый этап в раз­витии правовой основы местного самоуправления.

В 1996 г. был принят Федеральный закон «Об обеспечении консти­туционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть из­бранными в органы местного самоуправления», который призван обес­печить проведение муниципальных выборов, в случаях если: а) законо­дательным (представительным) органом субъекта Федерации не принят закон, устанавливающий порядок проведения муниципальных выбо­ров; б) не принят устав муниципального образования; в) отсутствует вы­борный представительный орган местного самоуправления, а также в других случаях, затрудняющих проведение муниципальных выборов. Законом установлено право суда назначать по заявлению прокурора, или жалобе граждан, или жалобам общественных объединений дату му­ниципальных выборов, если они не проводятся в срок, предусмотрен­ный заключительными и переходными положениями Федерального за­кона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Федеральный закон об общих принципах организации местного са­моуправления 1995 г., основываясь на конституционных положениях, разграничил полномочия органов государственной власти (федераль­ных и субъектов Федерации) в области местного самоуправления, опре­деляя тем самым их роль в развитии правовой основы местного само­управления.

После вступления в силу Федерального закона 1995 г. был принят ряд федеральных законов, развивающих его положения: «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» (1997 г.); «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» (1998 г.) и др.

В соответствии с Законом 1995 г. на федеральном уровне (с учетом федеративного устройства нашего государства) должны были устанав­ливаться общие принципы организации местного самоуправления, его основы, а также система федеральных гарантий прав местного само­управления, прав граждан на его осуществление.

Основная тяжесть правового регулирования вопросов местного са­моуправления на основе федерального законодательства возлагалась в целом на субъекты Федерации.

В субъектах Федерации в развитие федерального законодательства о местном самоуправлении принимались следующие законы: о мест­ном самоуправлении; о муниципальных выборах; о местном референду­ме; об основах территориального общественного самоуправления; о по­рядке отзыва выборных должностных лиц местного самоуправления; об основах статуса выборных должностных лиц местного самоуправле­ния; о порядке образования и преобразования муниципальных образова­ний; о государственной регистрации уставов муниципальных образова­ний; о порядке наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями; о муниципальной службе и многие другие законодательные акты.

Свой вклад в формирование правовой основы местного самоуправ­ления в соответствии с законом вносят муниципальные образования. Нормативные правовые акты по вопросам организации и осуществле­ния местного самоуправления принимают органы и должностные лица местного самоуправления (положение о порядке управления и распоря­жения муниципальной собственностью и др.), а также население (на ме­стном референдуме, сходе). В соответствии с Законом об общих прин­ципах организации местного самоуправления 1995 г. наименование и виды правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправ­ления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу должны были определяться уставом в соответствии с законом субъекта Федерации (ст. 19).

Начало четвертому этапу развития правовой основы местного само­управления положило принятие нового Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Рос­сийской Федерации». Осуществляемое на его основе реформирование местного самоуправления представляет собой часть реализуемого фе­дерального плана мероприятий, направленного на создание наиболее оптимального механизма функционирования публичной власти в го­сударстве. В системе этих мер отчетливо прослеживается тенденция к правовому закреплению общих для всей системы публичной власти принципов ее организации и деятельности, к определенной унифика­ции всех ее основных элементов, а также к централизации в определен­ных сферах функционирования институтов публичной власти. В основе этой тенденции — стремление добиться не только согласованного функ­ционирования всех органов публичной власти в государстве, но и жест­ко разграничить полномочия, ресурсы и ответственность каждого тер­риториального уровня власти в государстве.

Формирование и развитие правовой основы местного самоуправления осуществляется на основе следующих общих принципов:

1) признание общепризнанных принципов и норм международно­го права, международных договоров Российской Федерации в качестве составной части правовой основы местного самоуправления; преиму­щественное действие международных договоров России, когда ими ус­танавливаются иные правила поведения, чем предусмотрено россий­ским законодательством;

2) верховенство Конституции РФ и Федерального закона «Об об­щих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по отношению к федеральным законам и (или) иным нор­мативным правовым актам Российской Федерации, регулирующим во­просы местного самоуправления;

3) верховенство Конституции РФ, федеральных конституционных законов, Федерального закона «Об общих принципах организации ме­стного самоуправления в Российской Федерации», других федеральных законов по отношению к конституции (уставу), закону, иному норма­тивному правовому акту субъекта Федерации, регулирующим вопросы организации местного самоуправления и устанавливающим права, обя­занности и ответственность органов и должностных лиц местного само­управления;

4) разграничение предметов ведения и полномочий между органа­ми государственной власти Российской Федерации, органами государ­ственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправ­ления в сфере правового регулирования местного самоуправления;

5) обязательность муниципальных правовых актов для исполнения на территории муниципального образования;

6) высшая юридическая сила в системе муниципальных правовых актов и прямое действие на территории муниципального образования устава муниципального образования и оформленных в виде правовых актов решений, принятых на местном референдуме (сходе граждан);

7) вступление в силу муниципальных правовых актов, затрагиваю­щих права, свободы и обязанности человека и гражданина, после их официального опубликования;

8) особый порядок принятия устава муниципального образования, внесения в него изменений, дополнений и государственная регистрация в органах юстиции;

9) соответствие муниципальных правовых актов Конституции РФ, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Россий­ской Федерации, а также конституциям (уставам), иным нормативным правовым актам субъектов Федерации;

10) отмена или приостановление действия муниципальных право­вых актов органами и должностными лицами, их принявшими (издав­шими), судом; а в части, регулирующей осуществление органами мест­ного самоуправления отдельных государственных полномочий, — упол­номоченным органом государственной власти;

11) обжалование органами местного самоуправления в суд феде­рального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации либо закона или иного нормативного правового акта субъек­та Федерации по вопросам организации местного самоуправления и (или) установления прав, обязанностей и ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, если орган местного са­моуправления полагает, что они не соответствуют Конституции РФ, фе­деральным конституционным законам, федеральным законам, догово­рам о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государст­венной власти субъекта Федерации;

12) участие населения в формировании правовой основы местного самоуправления;

13) обжалование в суд решений, принятых путем прямого волеизъ­явления граждан, решений органов и должностных лиц местного само­управления;

14) наделение органов местного самоуправления отдельными госу­дарственными полномочиями только федеральными законами и зако­нами субъектов Федерации; государственный контроль за осуществле­нием органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий;

15) наступление ответственности в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ за неисполнение муниципальных правовых актов.

 

     Вопрос 2. Конституция Российской Федерации, федеральные законы, иные правовые акты федеральных органов государственной власти в системе нормативных правовых актов о местном самоуправлении

 

Конституция РФ, федеральные законы занимают особое место в правовой основе местного самоуправления, которое определяется сле­дующими факторами.

Конституция РФ признает и гарантирует местное самоуправление как особый уровень власти в государстве, специфическую форму осуще­ствления народовластия, относя при этом местное самоуправление к ос­новам конституционного строя Российской Федерации (ст. 3,12идр.).

В соответствии с п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ установление общих принципов организации местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Таким об­разом, Конституция определяет пределы правового регулирования ор­ганизации местного самоуправления для федеральных органов государ­ственной власти: установление единых, общих для всех территорий Рос­сии основ построения и функционирования местной, муниципальной власти.

Конституция РФ закрепляет в соответствии с Европейской хартией местного самоуправления важнейшие исходные начала организации местного самоуправления, составляющие правовой фундамент муни­ципального развития в нашей стране. К ним относятся прежде всего положения о признании и равной защите муниципальной собственно­сти наряду с другими формами собственности; о праве органов местно­го самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собст­венностью, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, ус­танавливать местные налоги и сборы.

Кроме того, Конституция РФ, признавая право граждан на местное самоуправление, гарантирует его осуществление в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных мест­ных традиций через формы прямой и представительной демократии.

Она определяет также сферу деятельности местного самоуправления: вопросы местного значения, допуская при этом возможность делегиро­вания органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

Наконец, Конституция РФ устанавливает важнейшие гарантии прав местного самоуправления:

а) самостоятельность определения структуры органов местного самоуправления;

б) необходимость учета мнения населения при изменении границ, территории местного самоуправления;

в) обязательность передачи органам местного самоуправления соответствующих материальных и финансовых средств при наделении их отдельными государственными полномочиями;

г) компенсация дополнительных расходов местного самоуправления, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти;

д) запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией и федеральными законами, а также судебная защита этих прав.

Основополагающие начала организации и деятельности местного самоуправления, его место и роль в системе народовластия, закрепляе­мые Конституцией РФ, получили развитие в Федеральном законе 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Россий­ской Федерации». В нем в соответствии с Конституцией РФ установле­ны общие правовые, территориальные, организационные и экономиче­ские принципы организации местного самоуправления и определены государственные гарантии его осуществления.

Вместе с Конституцией РФ, Европейской хартией местного само­управления названный Федеральный закон составляет, таким образом, юридическую базу для правового регулирования местного самоуправле­ния субъектами Федерации. При этом следует учитывать особую роль этого Закона в системе федеральных законов.

Согласно ст. 5 Федерального закона 2003 г. ему не могут противоре­чить другие федеральные законы, регулирующие вопросы местного зна­чения. В случае противоречия федеральных законов и иных норматив­ных правовых актов Российской Федерации, регулирующих вопросы местного самоуправления, Конституции РФ, указанному Федеральному закону применяются Конституция РФ и Федеральный закон 2003 г.

Разграничивая полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации в облас­ти местного самоуправления, Закон 2003 г. установил жесткие рамки для правового регулирования вопросов местного самоуправления на уровне субъектов Федерации, закрепив, что органы государственной власти субъектов Федерации в области местного самоуправления осуществля­ют правовое регулирование в случаях и порядке, установленных указан­ным Федеральным законом.

Полномочия федеральных органов государственной власти вклю­чают:

1. Правовое регулирование общих принципов организации местного са­моуправления в Российской Федерации: правовых, территориальных, орга­низационных, экономических.

Данные принципы, установленные Федеральным законом 2003 г., могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в этот Закон.

2. Правовое регулирование по предметам ведения Российской Федера­ции и в пределах полномочий Российской Федерации по предметам совмест­ного ведения Российской Федерации и ее субъектов прав, обязанностей и ответственности федеральных органов государственной власти и их должностных лиц, органов государственной власти субъектов Федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления.

Соответствующие права и обязанности, ответственность органов го­сударственной власти и их должностных лиц закрепляются прежде всего в Федеральном законе 2003 г. в рамках законодательного установления данных принципов.

3. Правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

4. Правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправ­ления при осуществлении отдельных государственных полномочий, кото­рыми органы местного самоуправления наделены федеральными законами.

5. Федеральные органы государственной власти контролируют соблюде­ние федерального законодательства о местном самоуправлении. При этом они обеспечивают соответствие законодательства субъектов Федерации о местном самоуправлении Конституции РФ и федеральному законода­тельству.

6. Федеральное законодательство о местном са­моуправлении, обеспечивая общие для всех субъектов Федерации подходы к вопросам формирования и развития правовой основы местного самоуправления, дает определения основ­ных понятий и терминов, используемых при правовом регулировании муниципальных отношений: «муниципального образования»; «вопро­сов местного значения»; «органов и должностных лиц местного само­управления» и др.

Важное место в системе нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти о местном самоуправлении занимают указы Президента РФ по вопросам местного самоуправления.

На процесс формирования правовой основы местного самоуправле­ния оказывают влияние постановления Конституционного Суда РФ, в ко­торых затрагиваются вопросы местного самоуправления.

Правовая позиция Конституционного Суда РФ, выраженная в его постановлениях, способствует утверждению конституционных принци­пов местного самоуправления в практике правового регулирования ме­стного самоуправления.  

 

    Вопрос 3. Конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении

 

Важную роль в формировании правовой основы местного само­управления играют субъекты Федерации.

Во-первых, они осуществляют правовое регулирование вопросов орга­низации местного самоуправления.

Российская Федерация состоит из равноправных субъектов: респуб­лик, краев, областей, городов федерального значения, автономной об­ласти, автономных округов. Республика, являясь государством, имеет свою конституцию, а иные субъекты — устав. Конституции и уставы субъектов Федерации должны соответствовать Конституции РФ и феде­ральным законам, которые имеют верховенство на всей территории Рос­сийской Федерации. Поэтому содержащиеся в конституциях и уставах субъектов Федерации положения об организации местного самоуправ­лении не должны противоречить основополагающим началам и прин­ципам организации местного самоуправления, закрепляемым Консти­туцией РФ и Федеральным законом 2003 г. «Об общих принципах орга­низации местного самоуправления в Российской Федерации».

Установление общих принципов организации местного самоуправ­ления относится к предметам совместного ведения Российской Федера­ции и ее субъектов, по которым издаются федеральные законы и прини­маемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации. Согласно Федеральному закону 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Россий­ской Федерации» субъекты Федерации вправе осуществлять собствен­ное правовое регулирование по вопросам совместного ведения и до при­нятия соответствующих законов. Однако после принятия федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федера­ции должны быть приведены в течение трех месяцев в соответствие с принятым федеральным законом.

Вместе с тем необходимо учитывать, что Федеральный закон 2003 г., разграничивая полномочия федеральных органов государственной вла­сти и органов государственной власти субъектов Федерации в области местного самоуправления, закрепил, что определение общих принци­пов организации местного самоуправления осуществляется указанным Федеральным законом. Что же касается органов государственной власти субъектов Федерации, то они регулируют вопросы организации местного самоуправления лишь в случаях и порядке, указанных в Федеральном законе.

Таким образом, организация местного самоуправления во многом определяется в рамках правового закрепления общих принципов орга­низации местного самоуправления, осуществляемого на федеральном уровне. И лишь в некоторых случаях, прямо указанных в Федеральном законе 2003 г., допускается и правовое регулирование вопросов органи­зации местного самоуправления законами субъектов Федерации.

Во-вторых, органы государственной власти субъектов Федерации осу­ществляют правовое регулирование прав, обязанностей и ответственно­сти органов государственной власти субъектов и их должностных лиц в об­ласти местного самоуправления в случаях и порядке, установленных феде­ральными законами.

Эти полномочия органов государственной власти субъектов Феде­рации во многом обусловлены конституционным положением о том, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное само­управления (ст. 12) и основанным на конституционной норме требова­нием Закона 2003 г. об общих принципах организации местного само­управления об обеспечении федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации госу­дарственных гарантий прав населения на осуществление местного само­управления.

В-третьих, органы государственной власти субъектов Федерации осуществляют правовое регулирование прав, обязанностей и ответст­венности органов и должностных лиц местного самоуправления по пред­метам ведения субъектов Федерации, а также в пределах полномочий ор­ганов государственной власти субъектов Федерации по предметам совме­стного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

В данном случае речь идет об участии органов государственной вла­сти субъектов Федерации в правовом регулировании компетенции орга­нов местного самоуправления в различных сферах жизни, подведомст­венных субъектам.

В-четвертых, органы государственной власти субъектов Федерации осуществляют правовое регулирование прав, обязанностей и ответствен­ности органов и должностных лиц местного самоуправления при осуществ­лении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами субъектов Федерации в порядке, уста­новленном Федеральным законом 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Законами субъек­тов Федерации органы местного самоуправления могут наделяться от­дельными государственными полномочиями субъектов Федерации. Делегируе­мые отдельные государственные полномочия осуществляются органами местного самоуправления, как правило, муниципальных районов и го­родских округов, если иное не установлено законом субъекта Федера­ции.

Субъекты Федерации обеспечивают контроль за соблюдением законо­дательства о местном самоуправлении. В частности, создаваемые в субъ­ектах конституционные (уставные) суды призваны обеспечивать соот­ветствие нормативных правовых актов субъектов по вопросам местного самоуправления, нормативных правовых актов муниципальных образо­ваний конституции (уставу) субъекта Федерации.

 

Вопрос 4. Устав и иные нормативные правовые акты муниципальных образований

 

По вопросам местного значения населением муниципальных обра­зований непосредственно, органами и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Данные акты могут приниматься и по вопросам осуществления отдельных госу­дарственных полномочий, переданных органам местного самоуправле­ния федеральными законами и законами субъектов Федерации. В по­следнем случае они принимаются на основании и во исполнение поло­жений, установленных указанными выше Законами.

Муниципальные правовые акты регулируют многие важные сторо­ны организации и деятельности местного самоуправления (структуру и порядок формирования органов местного Самоуправления, их полно­мочия, формы и порядок участия населения в решении вопросов мест­ного значения и др.).

В соответствии со ст. 43 Федерального закона 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Феде­рации» в систему муниципальных правовых актов входят:

1) устав муниципального образования;

2) правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граж­дан), нормативные и иные правовые акты представительного органа му­ниципального образования;

3) правовые акты главы муниципального образования, постановле­ния и распоряжения главы местной администрации, иных органов и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уста­вом муниципального образования.

Федеральный закон говорит о «системе муниципальных правовых актов», т. е. об определенной их иерархии, упорядочении, соотношении. Понятие «муниципальные правовые акты», как следует из содержания ст. 43 Закона, охватывает как нормативные правовые акты, так и иные правовые акты, которые не содержат норм права, являются индивидуальными по своему конкретному содержа­нию.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Консти­туции РФ, федеральным законам и иным нормативным правовым ак­там Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Федерации. Устав муни­ципального образования, а также оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых ак­тов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муници­пального образования.

Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их дейст­вие может быть приостановлено органами и должностными лицами ме­стного самоуправления, их принявшими (издавшими), а также судом.

Необходимый элемент правовой основы местного самоуправле­ния — уставы муниципальных образований, в которых на основе феде­рального законодательства, законодательства субъектов Федерации о местном самоуправлении определяются организация и формы осуще­ствления местного самоуправления в данных муниципальных образова­ниях, их территориальная, финансово-экономическая основы, а также содержатся другие положения об организации местного самоуправле­ния, о компетенции и порядке деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления.

Признаваемые и гарантируемые Конституцией РФ организацион­ная обособленность органов местного самоуправления в системе управ­ления государством, самостоятельность населения в решении вопросов местного значения, включая определение структуры органов местного самоуправления, — все это предопределило необходимость появления в системе нормативных правовых актов о местном самоуправлении уста­вов муниципальных образований.

Устав муниципального образования, изменения и дополнения в него вступают в силу после их государственной регистрации и официального опубликования (обнародования).

Ведение Государственного реестра уставов муниципальных образо­ваний, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований в Министерстве юстиции РФ осуществля­ют: а) главные управления Министерства юстиции РФ по федеральным округам; б) структурные подразделения главных управлений Министер­ства юстиции РФ по федеральным округам в субъектах Федерации. Глав­ные управления Министерства юстиции РФ по федеральным округам осуществляют организационное и методическое обеспечение работы по ведению Государственного реестра уставов муниципальных образова­ний. Их структурные подразделения осуществляют включение сведений о зарегистрированных уставах муниципальных образований в базу дан­ных Государственного реестра уставов муниципальных образований; обеспечение достоверности, полноты и сохранности информации.

Содержащиеся в Государственном реестре сведения являются открытыми и общедоступными и в месячный срок предоставляются по запросу заинтересованного органа или лица в виде выписки из Государственного реестра или справки об отсутствии запрашиваемой информации.

Кроме устава на муниципальном уровне принимаются и другие норма­тивные правовые акты, регламентирующие отдельные вопросы организа­ции и деятельности местного самоуправления: акты, определяющие порядок работы органов местного само­управления, в частности регламент представительного органа местного самоуправления, устанавливающий порядок созыва его заседаний, их подготовки и проведения; порядок формирования постоянных и вре­менных комиссий представительного органа, образования депутатских объединений, избрания должностных лиц представительного органа.

Представительным органом местного самоуправления могут также утверждаться положения о комиссиях, образуемых этим органом, поло­жение об аппарате представительного органа, правила депутатской этики и др. Депутатские объединения вправе утверждать собственные положе­ния об организации своей работы, которые не могут противоречить уста­ву, регламенту представительного органа муниципального образования.

Представительный орган местного самоуправления утверждает ус­ловия контракта для главы местной администрации, а также порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной админи­страции.

Представительный орган местного самоуправления участвует в фор­мировании правовой основы для решения многих других вопросов местного значения на территории муниципального образования. Он утверждает положения об учете имущества и ведении реестра муни­ципальной собственности, о муниципальном заказе, о создании, реор­ганизации, ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, о бюджетном процессе в муниципальном образовании, о порядке осу­ществления муниципального земельного контроля и др.

Нормативные правовые акты по вопросам организации и деятель­ности органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления, по решению вопросов местного значения издает (в пределах своей компетенции) глава муниципального образования (глава местной администрации). Он утверждает регламент администра­ции, должностные инструкции руководителей (их заместителей) струк­турных подразделений администрации, регламент работы с обращения­ми граждан в администрацию и др.

Иные должностные лица местного самоуправления издают распоря­жения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования.

В целях развития межмуниципального хозяйственного сотрудниче­ства органы местного самоуправления могут заключать договоры и со­глашения, которые также выступают в качестве правовой основы их дея­тельности.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!