ГЛАВНАЯ » УЧЁБА и ОБРАЗОВАНИЕ » УЧЕБНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГМУ » ЛЕКЦИИ по ПРАВОВОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ГМУ » Лекция № 16 «Муниципальное образование как объект управления»

Лекция № 16 «Муниципальное образование как объект управления»

    Вопрос 1. Муниципальное образование как социально-экономическая система

 

Общие свойства и классификация систем

Для эффективного управления муниципальным образованием необходимо иметь целостное представление о его элементах как объекта управления на основе системного подхода.

В общей теории системного анализа под системой понимается комплекс взаимосвязанных составных частей, обра­зующих определенную целостность. Целостность системы — ее способность про­являть себя во взаимодействии с внешней средой как единое целое. По интенсивности взаимодействия с внешней средой (комму­никативности) выделяют открытые и закрытые системы.

Му­ниципальное образование — это система с интенсивными внешними связями. Внутренние связи  сильнее в муниципальном образовании, состоящем из одного городско­го или сельского населенного пункта, чем из нескольких населенных пунктов.

Системность есть всеобщее свойство материи, человеческой деятельности и мышления. Всякая система в отсутствие внешних возмущающих воздействий (или при постоянных воздействиях) спо­собна сохранять свое состояние сколь угодно долго, т. е. находиться в состоянии равновесия. Система должна обладать способностью возвращаться в состояние равновесия после того, как была выведена из него под влиянием неблагоприятных внешних воздействий либо ошибок в управлении. Это свойство систем называется устойчивостью. Без него никакая система не могла бы существовать длительное время. К поселению это требование относит­ся в полной мере.

Простейшая часть системы называется элементом. Элемент — это предел деления системы с точки зрения решения конкретной задачи и поставленной цели. Система может быть разделена на элементы на подсистемы.

Подсистемой называется совокупность взаимосвязанных элементов системы. Сложная система может объединять подсистемы разных уровней. Подсистема любой системы сама является системой по отношению к входящим в нее элемен­там и подсистемам. Всякая система является подсистемой для системы более высокого уровня. Городской микрорайон —подсистема города, город - подсистема региона и госу­дарства.

Структура системы — это совокупность ее подсистем и элементов и связей между ними. Структура сложной системы может быть неочевидной, и для ее по­строения требуется специальный анализ. При исследовании какого-либо элемен­та или подсистемы они описываются с учетом их места в системе. Этот подход обязателен при исследовании муниципального об­разования.

Системы могут быть созданы природой и человеком или с участием человека для достижения определенной цели. Для систем, созданных человеком или с его участием, характерно целеполагание в целом и для каждой под­системы. В многоуровневой системе может быть построено «дерево целей», используемое как элемент системного анализа. Если оно построено пра­вильно, каждая подсистема или элемент, достигая своей цели, вносит необходи­мый вклад в достижение общей (генеральной) цели системы.

Цель системы определяет ее структуру и функции. Системы, созданные чело­веком, могут быть машинными или автоматическими (способными действовать в течение какого-то периода времени без участия человека), человеко-машинны­ми (основанными на постоянном взаимодействии человека и машины) и социальными (основанными на взаимодействии между людьми). Каждый тип систем обладает определенными особенностями, свойствами.

 

Особо сложные системы, включающие в себя множество природных и создан­ных человеком подсистем, называются социально-экономическими.

При этом одна социально-экономическая система может быть подсистемой другой социально-экономической системы. В этих системах город выполняет множество различных функций: административную, производственную, транспортную, образовательную, культурную, научную и др.

 

Характеристика города как системы

Рассмотрим некоторые свойства систем применительно к городу.

Состояние — мгновенная (статическая) характеристика системы, ее парамет­ры, множество свойств, которыми она обладает в данный момент времени. Без знания состояния города в данный момент принятие обоснованного решения по какому-либо вопросу невозможно.

Поведение — способность и закономерности перехода системы из одного состо­яния в другое, изменения ее параметров. Если состояние города — это его стати­ческая характеристика, то поведение — динамическая. Анализ ситуации в городе всегда должен производиться в динамике.

Коммуникативность — характеристика степени тесноты связей (коммуника­ций) системы с внешней средой. Как уже отмечалось, для города она весьма велика. Речь идет о производственных, транспортных, культурных, научных, информаци­онных и прочих связях, которые необходимо учитывать в управлении городом.

Устойчивость — важное условие нормальной жизнедеятельности города. Для города важны внешние воздействия, благоприятно влияющие на его измене­ние и устойчивое развитие. Город должен быть устойчивым к не­благоприятным воздействиям, обладать запасом устойчиво­сти. С устойчивостью системы связана адаптивность — способность приспосабливаться к изменяющимся условиям функционирования.

Самоорганизация — свойство социальных и социально-экономических систем. Люди ставят перед собой частные цели и имеют интересы, далеко не всегда сов­падающие с целью системы как единого целого. Для достижения общих целей системы люди должны договориться между собой, в известной мере ограничить свои частные интересы во имя системных (общих) интересов, что и является са­моорганизацией. Самоорганизация города как системы, построенной на принци­пах местного самоуправления, проявляется в формах прямого волеизъявления населения (например на референдуме, решения которого обязательны для всех), а также в деятельности органов местного самоуправления, наделенных необхо­димыми полномочиями от имени населения.

Слабая структурированность - состав подсистем и эле­ментов, а также взаимосвязи между ними характеризуются некоторой долей неопределенности. Поведение такой системы не может быть описано с помощью строгих математических формул, однако современные методы системного анали­за и имитационного моделирования позволяют осуществлять вероятностное про­гнозирование поведения этих систем.

 

Структура города как системы

Для управления муниципальным образованием как системой необходимо прове­сти ее структуризацию и рассмотреть основные подсистемы. Характер структу­ризации любой социально-экономической системы зависит от цели исследо­вания и может осуществляться с разной степенью детализации. В этом смысле он носит субъективный характер. Так, рассмотренная ниже предметная структу­ризация города отражает основные материально-вещественные компоненты этой системы, их балансовые пропорции и внутрисистемные связи.

Территориальная структуризация города на жилые, промышленные и иные зоны, микрорайоны, кварталы и т. д. позволяет осуществлять рациональную планировку и застройку городской территории.

Функциональная структуризация (по функциям или по целям), позволяющая построить «дерево целей» системы управления городом, будет рассмотрена в главе 3.

В материально-вещественной структуре города можно выделить следующие главные подсистемы.

 

 

Под градообразующими понимаются предприятия и организации, продукция или услуги которых в основном поставляются за пределы города. Благодаря градообразующим предприятиям реализуется принцип территориального разделения труда в системе государства и региона. Состав градо­образующей сферы города во многом предопределяет лицо, облик города, профессио­нальную и квалификационную структуру трудоспособного населения. Специфика отрасли или отраслей градообразующей сферы предопределяет стиль жизни в горо­де. В градообразующей сфере население получает работу, формируется налоговая база города, население может получать отдельные коммунальные (тепло, вода) и со­циальные (здравоохранение, культура и др.) услуги. Градообразующие предприятия, как правило, не являются объектами муниципальной собственности.

Градообслуживающая и социальная сферы формируют в совокупности город­скую инфраструктуру. Градостроительный кодекс РФ подразделяет городскую инфраструктуру на инженерную (здания, сооружения), транспортную (комму­никации) и социальную.

Предприятия и органи­зации градообслуживающей сферы могут представлять практически все формы собственности. Предприятия градообслуживающей сферы обеспечивают содержание жилищно­го фонда, предоставляют населению жилищные, коммунальные, транспортные, бытовые, торговые и другие услуги. Они оказывают коммуналь­ные и транспортные услуги предприятиям социальной сферы, частично градооб­разующим предприятиям и также создают рабочие места. Большинство этих предприятий являются малыми и средними. В совокупности градообслуживающая сфера является круп­ным работодателем.

Учреждения и организации социальной сферы предоставляют населению ме­дицинские, образовательные, культурные, досуговые, физкультурно-спортивные и другие услуги, создают рабочие места. Значительная часть объектов социаль­ной сферы города полностью или частично содержится за счет средств местного бюджета, хотя отдельные учреждения могут быть частными и самоокупаемыми (стоматологические клиники, плавательные бассейны, организация ряда зрелищных мероприятий и др.) и государственными (крупные объекты межмуниципального, регионального и межрегионального значения).

 

Внешние связи города как системы

Под внешней средой понимается множество систем, подси­стем и элементов, которые не входят в данную систему муниципального образования, но изменение состояния которых вызывает изменения в поведении этой системы.

Город как открытая система имеет многочисленные связи с окружающей внешней средой, из которой он получает необходимые материальные ресурсы (от промыш­ленного сырья и материалов до продовольствия), энергию, информацию и в кото­рую отдает произведенную продукцию, услуги, энергию, информацию. Сумма поступающих в город извне ресурсов в денежном выражении может быть не рав­на (меньше либо больше) сумме продукции (услуг), отдаваемых градообразую­щими предприятиями во внешнюю среду.

Важнейшими элементами внешней среды города являются государство, реги­он и окружающая территория (пригородная зона). Если рассматривать город как подсистему в системах государства или региона, то его внешние связи оказыва­ются внутренними связями этих систем.

Состояние и развитие внешней среды оказывает большое влияние на жизнь города. В свою очередь, развитие города может и положительно, и отрицательно сказаться на состоянии государства, ре­гиона и окружающих территорий. Наиболее сильно город влияет на пригород­ную зону. Например, быстрый рост города вызывает миграцию населения из ок­ружающих поселений, что может лишить предприятия, расположенные в этих поселениях, трудовых ресурсов.

Исследование экономических и социально-политических процессов во внеш­ней среде служит необходимым условием для анализа ситуации в муниципаль­ном образовании.

 

Способы классификации муниципальных образований

Муниципальные образования в России исключительно разнообразны по числен­ности населения и многим другим параметрам и могут классифицироваться по различным признакам. По правовому статусу: город­ские поселения, сельские поселения, муниципальные районы, городские округа. Эта классификация, в свою очередь, связана с различиями муниципальных обра­зований по другим параметрам.

Разнообразие муниципальных образований вызвано различием природных, исторических, социально-демографических и других факторов, обусловливаю­щих обособленность и структуру этих территорий. Учет этих факторов важен для организации муниципального управления.

А. Воронин классифицирует муниципальные образования на следующие три группы.

1. Поселенческие (города, поселки, сельские населенные пункты), имеющие собственную минимально необходимую инженерную и социальную инфра­структуру.

2. Территориально-поселенческие, состоящие из нескольких населенных пунк­тов, связанных общностью инфраструктуры и хозяйственного интереса. Это могут быть сельский район или округ, город с пригородными поселками и сельскими населенными пунктами, город и окружающий его район.

3. Территориальные, характеризующиеся самостоятельным ведением хозяй­ства на малочисленных территориях, например на хуторах или при кочевом образе жизни в условиях Крайнего Севера.

Наиболее существенным является различие между городскими и сельскими му­ниципальными образованиями, которое вытекает из различия видов хозяйствен­ной деятельности, формы расселения и уклада жизни в городской и в сельской мес­тности.

Основные различия между городскими и сельскими поселениями

Сельские поселения

Городские поселения

Правовой статус сельского поселения

Правовой статус городского поселения или городского округа

Инженерная инфраструктура децентрализована и поддерживается самими жителями

Инженерная инфраструктура централизована и обслуживается специализированными службами

Преобладание сельскохозяйственных видов занятости

Преобладание несельскохозяйственных видов занятости

Наличие личного подворья у жителей, определяющее стиль и образ их жизни

Отсутствие личного подворья, ограничивающее трудовую деятельность жителей местом работы

Характер застройки: низкоэтажная, малоквартирная

Характер застройки: многоэтажная, многоквартирная

Заключаемые сделки имеют, как правило, личностный характер и вызывают низкий уровень трансакционных издержек

Заключаемые сделки осуществляются, как правило, между малознакомыми людьми и вызывают высокий уровень трансакционных издержек

К промежуточной форме между сельскими поселениями и городами относятся поселки городского типа (рабочие поселки). Многие из них по мере расширения преобразовались в города. Однако наблюдается и обратная тенденция — преобра­зование поселков городского типа и некоторых малых городов в сельские поселе­ния, что позволяет их жителям получать ряд социальных льгот. По данным все­российской переписи населения, за период между переписями 1989 и 2002 гг. таких поселений оказалось около 300.

 

Возникновение и развитие городов

Городом принято называть крупное поселение, население которого занято пре­имущественно несельскохозяйственным трудом. Границы размеров города весь­ма условны и зависят от многих факторов. В России статус городов обычно полу­чают населенные пункты с числом жителей более 10-12 тыс. чел. В то же время 135 городов России, или 15,8 % от всего их числа, имеют численность населения менее 5 тыс. чел. В то же время есть много поселков городского типа и даже сель­ских населенных пунктов с числом жителей более 10 тыс. чел. В США, например, нет понятия, аналогичного нашему понятию «поселок городского типа» или «рабо­чий поселок», и все они считаются городами. Поэтому там можно встретить мно­жество городов с числом жителей даже менее тысячи.

Слово «город» происходит от слов «городить», «огораживать». Возникновение первых городов относится к периоду перехода от кочевого к оседлому образу жизни, от первобытнообщинного строя к рабовладельческому, периоду первого крупно­го разделения труда в человеческом обществе на сельскохозяйственный и ре­месленный труд. Разделение труда привело к появлению обмена продукцией и раз­витию торговли. Поэтому первые города чаще всего возникали на перекрестках торговых путей.

Первые крупные города появились еще в  вв. до н. э. Так, численность населения Вавилона и Древнего Рима достигала 1 млн. чел. Города станови­лись предметом проектирования и обустройства, что требовало развития реме­сел и наук, материальной базы и развитого сельскохозяйственного производства на окружающих территориях. Территории городов тогда составляли 19 кв. км — в Сиракузах, 17,5 — в Риме, 8 — в египетской Александрии, 2,5 — в Афинах (См.: Блаватский В. Д. Природа и античное общество. — М.: Наука, 1976).

Первыми элементами городского хозяйства были водопроводные и канализа­ционные системы, бани, мощение улиц (из В. В. Маяковского: «Как в наши дни вошел водопровод, сработанный еще рабами Рима»).

Древний город был городом-крепостью. Стены, окружавшие Вавилон, имели в толщину несколько метров, вдоль них тянулся глубокий ров с водой. Централь­ное место в древних городах занимали дворцы и храмы, которые строили из кам­ня; жилые дома были, как правило, деревянными. Для рабов сооружались землянки. Город античного типа часто был одновременно и государством (Афины и другие гре­ческие города). Древние городские цивилизации существовали и в других райо­нах Земли: Китае, Средней Азии и др.

В средние века основой феодального строя были сельскохозяйственный труд и мел­кое ремесло, поэтому крупные города не были востребованы и пришли в упадок. Так, Вавилон был полностью уничтожен, а в Риме после его разорения осталось всего 40 тыс. жителей. Средневековые города развивались как центры ремесел и торговли, на перекрестках торговых путей, вокруг феодальных замков. По мере развития производства территории городов расширялись, за городскими стенами появились слободы и посады. Крупнейшими городами Средневековья были Па­риж (100 тыс. чел.) и Венеция (200 тыс. чел.). В эпоху Возрождения, Великих географических открытий, расцвета торговли и мануфактурного производства, развития науки и культуры в Западной Европе возникли «вольные города», обла­давшие большой самостоятельностью от феодальных государственных властей и получавшими за счет торговли большие доходы.

При переходе к капитализму города стали быстро расти и приобретать совре­менный облик. Но тогда же начали возникать сложные проблемы их жизнеобес­печения (скученность населения, недостаток и неблагоустроенность жилищного фонда, проблемы транспорта, канализации, благоустройства территории, уборки мусора и т. п.), иначе говоря, все, что сейчас связывают с процессом урбанизации.

В России первыми крупными городами были Новгород, Киев, Псков. Позднее приоритет перешел к Москве. В эпоху Петра I возник и стал быстро расти Санкт-Петербург, обогнавший по численности населения Москву. Однако со временем Москва, сделавшись столицей, снова стала самым крупным городом СССР и России.

Причины быстрого роста одних городов и упадка других были самыми раз­ными. Например, город Новониколаевск (нынешний Новосибирск) когда-то был небольшим уездным городом Томской губернии. Однако когда строящаяся Транссибирская железнодорожная магистраль прошла через Новосибирск, ми­новав Томск (такое решение пролоббировали томские купцы, не желавшие те­рять доходы от конского извоза), ситуация изменилась. Новосибирск быстро вы­рос, а развитие Томска замедлилось.

В первые годы после Октябрьской революции 1917 г. с упадком промышлен­ности многие города стали угасать и были преобразованы в сельские поселения. Однако с началом эпохи индустриализации количество и численность населения городов начали быстро расти.

 

Классификация городов

В РФ насчитывается 1108 городов. Градостроительный кодекс РФ классифицирует города по численности населения на следующие категории:

♦ малые (до 50 тыс. чел.);

♦ средние (50-100 тыс. чел.);

♦ большие (100-250 тыс. чел.);

♦ крупные (250-1000 тыс. чел.);

♦ крупнейшие (свыше 1 млн чел.).

Как правило, город, переходя рубеж численности в 100 тыс. жителей, начинает приоб­ретать новые качества, иной вид, обрастать городами и поселками-спутниками.

85 % всех городов России — малые и средние города, в которых проживает около 40 млн чел.

Еще одним основанием классификации городов является их специализация, определяющая структуру занятости в городах, а также профиль производствен­ной деятельности градообразующих предприятий. Положенный в основу класси­фикации критерий занятости впервые был использован в 1943 г. американским ученым Ч. Гаррисом, разработавшим классификацию для 377 американских го­родов. На базе ее было выделено 9 категорий городов: промышленные города, го­рода со сравнительно мало выраженными промышленными функциями, города горнодобывающей промышленности, города розничной торговли, города оп­товой торговли, коммуникационные города, университетские города, курортные города и многофункциональные города. Специализацию города можно опреде­лить с помощью индекса специализации, рассчитываемого по формуле:

 

где Si — индекс специализации города по отрасли

Ni — доля отрасли в сум­марной занятости города

Nj — доля отрасли в суммарной занятости в стране.

В России по функциональному признаку можно выделить:

- административные центры территорий,

- промышленные,

- ресурсодобывающие,

- агропромышленные города,

- транспортные узлы и порты.

Особенностями отличаются курортные города, наукограды, закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО). Однако большинство городов, в том числе все крупные и крупнейшие города, имеют многофункциональное назначение.

Административные центры районного (уездного) либо регионального (облас­тного, краевого, республиканского) уровня исторически сформировались как центры управления, политического и финансового контроля. Значение админи­стративной функции городов оказалось очень высоким: многие поселения, не име­ющие развитой промышленности, но сконцентрировавшие на своей территории административные рычаги, сохранили и укрепили с течением времени свой го­родской статус, усилив его созданием промышленной и торговой инфраструкту­ры. Как административные центры при освоении новых территорий создавались такие города, как Тобольск, Томск, Иркутск, Якутск, Хабаровск и др.

Промышленные города, созданные на базе одного или нескольких крупных про­мышленных предприятий, выросли, как правило, из рабочих поселков, крупные города выросли из малых. Типичные примеры таких городов — Тольятти, Набе­режные Челны, Череповец, Новокузнецк.

Ресурсодобывающие города (нефтяные, газовые, угольные, рудные, алмаз­ные и т. д.) возникают в местах добычи соответствующих природных ресурсов. Чаще всего преобладание добывающей отрасли означает малый возраст города и низкую степень диверсификации экономики, ограничивая ее начальными звеньями технологического цикла. Многие из ресурсодобывающих городов рас­положены в районах с экстремальными природно-климатическими условиями. Моноструктурный характер экономики ставит жизнедеятельность таких городов в жесткую зависимость от градообразующего предприятия. Однако некоторые ре­сурсодобывающие города впоследствии «обросли» перерабатывающими отрас­лями и превратились в многофункциональные. Некоторые города в СССР сразу создавались как центры и добычи, и переработки того или иного ресурса (напри­мер Магнитогорск, Норильск).

Для транспортных центров и портовых городов транспортные предприятия являются градообразующими (Туапсе, Игарка, Находка и др.). Многие из них выросли на пересечении железных дорог с крупными водными артериями или как железнодорожные узлы. Ряд транспортных центров превратился в многофункцио­нальные города и административные центры (Новосибирск, Владивосток и т. д.).

Главной особенностью агропромышленных городов является их ориентация на переработку сельскохозяйственной продукции, техническое и инфраструктурное обслуживание сельскохозяйственного производства на окружающей территории. Как правило, эти города небольшие, с незначительной плотностью населения, преимущественным распространением малоэтажных жилых строений. Распола­гаются они в благоприятных для сельского хозяйства климатических районах, на­пример в Центрально-Черноземной зоне, на Северном Кавказе, Алтае.

В курортных городах практически нет промышленности. Они формируют гра­дообразующую базу за счет обслуживания населения других регионов и стран. Расположение курортных городов в благоприятных географических условиях способствует привлечению населения на эти территории. Благоприятный для го­рода результат достигается в этом смысле за счет высокой доли гостиничных и сана­торных комплексов, широкого представительства туристических, медицинских и транспортных профессиональных групп в структуре городской занятости. Ку­рортные города относятся к уникальным природным комплексам с развитой сис­темой обслуживания и организации досуга (Сочи, Анапа, Белокуриха и т. д.).

Статус наукограда присваивается муниципальному образованию Президентом РФ по представлению Правительства РФ на срок до 25 лет. При его присвоении утверждаются приоритетные направления его научной, научно-технической, ин­новационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний, подго­товки кадров в соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники, а также программа развития, в которой определяются меры государ­ственной поддержки данного наукограда с учетом его специфики.

Порядок образования и управления закрытых административно-терри­ториальных образований (ЗАТО) определен федеральным законом. Предложе­ние о создании ЗАТО вносится Правительством РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ, а решение о создании принимает Прези­дент РФ. В России около 40 ЗАТО, созданных в свое время в границах закрытых городов, специализирующихся на выполнении оборонных заказов. Земли, зани­маемые предприятиями ЗАТО, находятся в федеральной собственности и пере­даются этим предприятиям в бессрочное пользование. Предприятия, выполняю­щие государственный оборонный заказ, должны перечислять определенную сумму в бюджет ЗАТО для финансирования социальных программ местного зна­чения. Если на территории ЗАТО по согласованию с Правительством РФ и мест­ными властями зарегистрированы юридические лица из других регионов или государств, то и они должны направлять часть своих доходов в местный бюджет. Дефицит бюджета ЗАТО покрывается из федерального бюджета.

Кроме того, можно выделить отдельные категории городов по профессиональ­ному признаку: военные городки, гарнизоны, вахтовые поселки и т. д.

Принадлежность муниципального образования к одной из типологических групп позволяет определить особенности управления в нем как с точки зрения внут­ренней организации управления, так и во взаимоотношениях с внешней средой.

 

       Вопрос 2. Население и территория муниципального образования

 

Демографические характеристики населения муниципального образования

Численность населения и его демографическая структура являются важнейшими характеристиками муниципального образования. Информационная база о населении муниципального образования, его демогра­фической структуре и ее динамике создается на основе периодических переписей населения. После революции 1917 г. в СССР и России было проведено несколько переписей - в 1920, 1926, 1939, 1959, 1970, 1979, 1989, 2002, 2010 гг. На основе перепи­си государство получает информацию о национальном составе населения, про­фессиональной структуре, жилищных условиях людей, их общественном поло­жении и т. п. Наряду с переписями, большое значение имеют также данные демографической статистики, публикуемые Госкомстатом РФ (ныне — Федеральная служба) на основе микропереписей в регионах, данные паспортного учета, социальные паспорта, составляемые органами местного самоуп­равления при участии органов территориального общественного самоуправления.

Информация о де­мографических процессах позволяет органам местного самоуправления планировать объем му­ниципальных услуг, сеть муниципальных учреждений образования, здравоохране­ния и т. п., вносить изменения в бюджеты, корректировать социальную политику, определять приоритеты в финансировании различных проектов.

Демографические показатели населения муниципального образования могут быть разделены на статические, фиксируемые на определенный момент времени, и динамические. К статическим относятся общая численность населе­ния, количество трудоспособного населения, половозрастная структура (в том числе количество детей разных возрастов и пенсионеров), образовательный уровень, ква­лификационный уровень, этнический состав, структура занятости, уровень безрабо­тицы, уровень и качество жизни. К динамическим — изменения перечисленных ста­тических показателей, показатели рождаемости и смертности, естественный прирост, миграционное сальдо, темпы изменения безработицы и др.

Демографическая структура населения муниципального образования зависит от возраста поселения, его производственной специализации, характера миграцион­ных процессов.

Особенностью сельской демографической структуры является сравнительно невысокая доля жи­телей в возрастном диапазоне 20-30 лет, что объясняется отсутствием возможно­стей карьерного роста в сельской местности. Структура сельской занятости не привлекает молодежь, стремящуюся к трудовому разнообразию, и способствует расширению тех видов деятельности, для осуществления которых необходимы опыт и трудовые навыки. На селе явно обнаруживается более активная миграцион­ная роль женщин, что можно объяснить низкой востребованностью женского тру­да и неустроенностью быта, особенно остро переживаемых молодыми женщинами. В городах по численности женщины чаще преобладают, особенно в старших возрас­тных группах. Исключение составляют города с ярко выраженной производствен­ной специализацией, а также молодые города с неразвитой инфраструктурой.

Одной из характеристик демографической структуры муниципального сооб­щества является социально-профессиональная структура, в основе которой ле­жат такие критерии, как социальный статус человека, характер и размеры извлека­емого им дохода, уровень образования, а также содержание и интенсивность труда.

 

Домохозяйства в структуре муниципального образования

Следствием социально-демографической неоднородности населения являет­ся неоднородность его потребностей в муниципальных услугах. Население как потребитель многих муниципальных услуг структурировано по домохозяйствам, поэтому для муниципальных органов власти необходима информация не только о численности и демографической структуре населения муниципального образо­вания, но и о численности и структуре домохозяйств.

Отношения внутри домохозяйств не принимают товарной формы, поэтому фор­мально они не участвуют в создании национального дохода. Однако, по некоторым оценкам, доля домашнего труда в структуре ВНП в различных странах доходит до 30-50 %. В России особенно высока роль домохозяйств в сельской местности, где доля формального сектора занятости остается невысокой. Совместное проживание людей друг с другом способствует выработке общей ориентации, вынуждая их формировать совместный бюджет, определяющий порядок распределения доходных и расходных средств каждого домохозяйства во взаимодействии с внешней средой.

Домохозяйство — территориально локализованная хозяйственная единица, специализирующаяся на производстве и потреблении товаров и услуг и замеще­ния на кооперационной основе специализированных рыночных операций. Домохозяйство -  комплексное внутри- и межсемейное образование, располагающее неделимой собственностью, общим бюджетом и согласованным поведением его членов на местных рынках. В отличие от семьи домохозяйство может строиться не только на родственных связях. Выделение домохозяйств имеет, в первую очередь, эко­номическое значение, как хозяйственная единица, ориентированная на миними­зацию расходов и максимизацию коммерческой выгоды.

Основные критерии типологизации домохозяйств - количество членов домо­хозяйства, его половозрастная структура, количество и возраст несовершеннолет­них детей, гражданское состояние. Основанием типологизации выступает спо­собность (неспособность) домохозяйства к самодостаточности и максимально полному удовлетворению потребностей своих членов.

К свойствам домохозяйства, определяющим его профиль и реакцию на измене­ния в рыночной среде, можно отнести доход на каждого его члена, профессио­нальный статус трудоспособных членов домохозяйства, размер располагаемого имущества, местонахождение и качество жилья, наличие постоянной работы и т. д.

На схеме приводится типологизация домохозяйств, основным критерием которой является степень полноты состава его членов.

Полные стандартные домохозяйства, состоящие из двух взрослых членов се­мьи и не более двух несовершеннолетних детей, характеризуются высокой цент­рализацией доходов, умеренной склонностью к сбережениям, рационализмом потребительского поведения. В таких семьях, как правило, женщина вынуждена заниматься домашним хозяйством и воспитанием детей, поэтому заработок муж­чины служит основным источником семейного дохода.

Полные многодетные домохозяйства отличаются от предыдущего типа боль­шим (три и более) количеством детей. Это обстоятельство заставляет домохозяй­ства действовать в жестких рамках бюджетного дефицита, а также определяет структуру расходов домохозяйств, ориентированных на приобретение товаров кратко- и среднесрочного использования. Женщины в таких домохозяйствах либо не работают, либо привлекают с целью надзора за детьми родственников или наемных работников.

Полные сложносоставные домохозяйства включают также родителей взрос­лых членов семьи (дедушек и бабушек), чем обеспечивается возможность частич­ного освобождения женщин от домашних обязанностей. В целом этот тип домо­хозяйств отличается неоднозначностью своей роли лидера, разделенной между представителями старшего и среднего поколений. Данный тип домохозяйств об­наруживает неопределенность ценностной ориентации, невысокую степень кон­центрации расходных средств, стесненность жилищных условий.

Неполные возрастные домохозяйства состоят из лиц пенсионного возраста, составляющих семейные пары. Дети пенсионеров живут отдельно и могут перио­дически оказывать родителям посильную помощь. В эту же категорию можно от­нести бездетных одиноких членов среднего поколения, проживающих со своими родителями. Их поведение на потребительских рынках всецело определяется раз­мером пенсий, зарплат и емкостью приусадебного участка. Представители домо­хозяйства крайне рациональны в своих действиях, преимущественно приобретают товары краткосрочного пользования, откладывая небольшую часть своих дохо­дов «на черный день». На рынке труда представители этого типа, регистрируемые как «работающие пенсионеры», заняты на низкооплачиваемых работах с умерен­ным режимом труда.

Неполные мужские домохозяйства включают в себя обремененные детьми се­мьи, лишенные материнской поддержки. Такой тип представляет собой сочета­ние в мужчине функций зарабатывания средств, «хранителя очага», воспитателя. Наличие в таком домохозяйстве несовершеннолетних детей чрезвычайно услож­няет его функционирование, обрекая подрастающее поколение на сравнительно жесткие условия воспитания. На потребительском рынке такое домохозяйство склонно к неупорядоченной деятельности с ориентацией на приобретение това­ров краткосрочного пользования.

Неполные женские домохозяйства, пожалуй, чаще всего встречаются в России как разновидность неполного типа, отличающейся от мужского тем, что дети ли­шены отцовской поддержки. Этот тип характерен чрезвычайно активной ролью женщины на рынке труда, выраженной тем сильнее, чем больше иждивенцев в со­ставе домохозяйства. На потребительском рынке такое домохозяйство действует наиболее последовательно и рационально с акцентом на приобретение товаров кратко- и среднесрочного пользования. В силу стесненности материальных средств в таком домохозяйстве оно склонно к самозанятости и находится в сфере нефор­мального сектора региональной и местной экономики.

Неполные одиночные домохозяйства представляют собой людей, живущих в оди­ночестве, независимо от пола и возраста. Разброс в доходах этого типа может до­стигать значительных размеров, что делает реакцию на территориальных рынках со стороны этих домохозяйств неопределенной и малопрогнозируемой.

Количество, типология и структура домохозяйств в конкретном муниципаль­ном образовании зависят от многих факторов. В «молодых» городах периода ин­дустриализации и освоения новых территорий было много детей и мало пенсио­неров, в депрессивных городах с дефицитом рабочих мест структура может быть иной. Эти показатели относятся к числу ключевых стратегических показателей для любого муниципального образования, представляя собой точный индикатор его состояния и перспектив развития.

 

Общая характеристика территории муниципального образования и ее среды

Территория муниципального образования может включать в се­бя один (город, поселок, сельский населенный пункт) или несколько населенных пунктов, объединенных общей территорией. При этом для муниципального рай­она расстояния между входящими в него поселениями могут быть весьма значи­тельными.

Все процессы жизни города осуществляются на относительно небольшой тер­ритории. Внешняя граница города, отделяющая территорию города от других зе­мель, называется городской чертой. Городская черта утверждается органом госу­дарственной власти субъекта РФ.

Территорию города характеризуют две основные составляющие: природный комплекс и созданная человеком планировка и застройка. Сочетание этих факто­ров формирует городскую среду.

Городская среда — это совокупность множества природных, архитектурно-пла­нировочных, экологических, социально-культурных и других факторов, в кото­рых обитает городской житель и которые определяют комфортность его прожи­вания на данной территории.

Все жители города заинтересованы в том, чтобы городская среда была максималь­но комфортной. Они хотят влиять на состояние городской среды или, по крайней мере, рассчитывать, что их мнение по данному вопросу будет учтено муниципальной властью. Однако система ценностей в отношении отдельных параметров городской сре­ды у разных групп населения может быть неодинаковой. Так, владелец автомашины же­лает, чтобы она стояла под окнами его дома, а другие жильцы дома выступают против. В разных районах города состояние городской среды может быть неодинаковым.

Улучшение состояния городской среды затрагивает все подсистемы города, поэтому пространственная организация его территории должна рассматриваться как важнейший компонент муниципального управления. Должны учитываться все факторы: природные, исторические, со­циальные, экономические, экологические, культурные.

Важнейший элемент территории города составляет природный комплекс. Его основу образует физико-географическое положение, определяемое границами природных зон, климатическими условиями, количеством осадков, особенностями ландшафта, рельефом местности, ветровым и солнечным режимом территории, типом и строительными характеристиками грунтов, наличием водоемов (рек, озер), памятников природы и т. п. Физико-географическая среда урбанизирован­ных территорий сильно трансформирована и представляет собой особую эколо­гическую систему. Человек в состоянии максимально эффективно использовать природные факторы территории для формирования благоприятной городской среды, удобной для проживания.

 

Научные основы организации территории города

В научной литературе принято несколько подходов к зонированию и организации планировки и застройки территории города.

1. В основе концеп­ции «опорного экологического каркаса» лежит разделение террито­рии на пространственные зоны: зону наивысшей хозяйственной активности, зону экологического равновесия и буферную зону. Каждая из них выполняет особую функцию.

Зона хозяйственной активности включает жилые массивы, участки производственных и торговых предприятий, кое-где разделен­ные зелеными насаждениями, то зона экологического равновесия предназначена для воспроизводства природных ресурсов, зеленого пояса вокруг крупных урба­низированных территорий.

Зона экологического равновесия может охватывать и пригородные районы.

Буферные зоны образуются на стыке систем расселения и призваны снизить экологический дефицит территорий с насыщенной промыш­ленной инфраструктурой.

2. Другой подход предполагает разделение территории города на ядро, централь­ный район, специализированный район и периферию.

Ядром города служит исторический центр, включающий, как правило, главные ад­министративные здания, культурные учреждения и торговые центры. Наличие ядра характерно для исторических городов, в ряде из них в качестве такого ядра выступа­ет кремль (Москва, Нижний Новгород, Великий Новгород, Псков, Казань и т. д.).

Центральный район по сравнению с ядром более открыт и ориентирован на обслуживание основных функций города, обеспечивая его реализацию преиму­щественно деловых и торговых функций.

Специализированный район предполагает образование на территории города отдельных, достаточно обособленных жилых комплексов — микрорайонов или даже целых городских районов. В таких городах, как Тольятти, при строительстве АвтоВАЗа был создан по сути новый город, значительно переросший по масштабам старый центр.

Периферия — район внешней границы городской территории, характеризую­щийся низкой степенью временной доступности, недостаточным развитием социально-бытовой сферы. В этих частях города преобладает одноэтажная жилая застройка частного сектора. Од­нако близость к рекреационным участкам пригородной зоны делает этот сегмент городской территории коммерчески привлекательным.

 

Зонирование территории города

Перечисленные подходы формируют научную основу организации городского пространства. Правовую основу зонирования территории города составляют нормы Земельного и Градостроительного кодексов РФ. В этих документах, как и в прак­тике муниципального управления, зонирование территории города проводится на основе трех основных факторов (критериев): функциональному, правовому и экономическому, или ценовому.

Функциональное зонирование предполагает использование разных участков (зон) городской территории для различных целей (функций). Их перечень определен Зе­мельным кодексом РФ (ст. 85) и находится под контролем Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.

Правовое зонирование устанавливает систему разрешений и ограничений по использованию отдельных участков территории города. Градостроительный ко­декс РФ характеризует правовое зонирование как деятельность органов местно­го самоуправления в области разработки и реализации правил застройки терри­торий городских и сельских поселений, других муниципальных образований. Такая информация особенно важна для потенциальных инвесторов.

Правовое регулирование использования территории города определяется спе­циальным документом — правилами землепользования и застройки — устанав­ливающим «градостроительные регламенты».

Экономическое (ценовое) зонирование осуществляется органом местного самоуправления на основании установленных земельным кадастром базовых цен на отдельные зе­мельные участки. Такое зонирование позволяет через систе­му повышающих и понижающих коэффициентов (в т.ч. ставок земельного налога, размеров арендной платы) экономически стимулировать освоение территорий, в которых заинтересован город, и взимать повышенную плату в бюджет города с престижных участков.

Политика зонирования территории города (функционального, правового, це­нового) является важным фактором регулирования его развития, привлечения инвестиций, ограничения застройки отдельных участков, максимизации дохо­дов от использования территории.

 

     Вопрос 3. Инфраструктура муниципального образования

 

Состав городского хозяйства

Градообслуживающая сфера, или городское хозяйство, представляет собой слож­ный комплекс различных подотраслей, тесно связанных между собой и объеди­ненных общей целью удовлетворения потребностей населения в его услугах. По классификатору отраслей народного хозяйства городское хозяйство относится к не­производственной сфере.

В состав градообслуживающей сферы входят:

1) жилищно-коммунальный комплекс (ЖКК);

2) транспортный комплекс;

3) строительный комплекс (жилищно-гражданское строительство и строитель­ная индустрия местного значения);

4) службы общественной безопасности, обеспечивающие на территории му­ниципального образования в том числе экологическую безопасность (эти службы могут быть отнесены и к социальной сфере);

5) комплекс потребительского рынка (торговля, общественное питание, быто­вое обслуживание населения);

6) системы управления, связи, информации и другие организации, обслужива­ющие городские нужды.

 

 

 

Жилищно-коммунальный комплекс. Самой крупной частью городского хозяйства является жилищно-коммунальный комплекс, который, в свою очередь, включает ряд под­отраслей и хозяйств:

♦ жилищное хозяйство, т. е. жилые и нежилые здания с сетью обслуживаю­щих их эксплуатационных, ремонтно-строительных и других предприятий и организаций;

♦ инженерное обеспечение (ресурсообеспечение) города: холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, газоснабжение, элект­роснабжение;

♦ общегородское коммунальное хозяйство, объединяющее системы внешнего благоустройства и содержания территории города (дорожное хозяйство, ливневая канализация, уличное освещение, санитарная очистка города, сбор, вывоз и переработка бытовых отходов, зеленое хозяйство, малые архитектурные формы и т. п.), а также банно-прачечное, гос­тиничное, ритуальное и другие хозяйства.

Транспортный комплекс. Потребность населения в транспортных перевозках крайне не­равномерна по времени и по направлениям (спальные районы, центр города, районы размещения крупных предприятий, места массового отдыха и т. д.), что вызывает сложности в организации пассажирских перевозок и организации дорожной сети населенного пункта, ее пропуск­ной способности.

В состав транспортного комплекса входят следующие службы:

- транспортные парки (автобусные, трамвайные, троллейбусные);

- службы ав­тосервиса, автостоянки, автозаправочные станции;

- системы электроснабжения городского электротранспорта (сети, под­станции), специальная служба содержания трамвайных путей и т. п.

Важную роль в жизни города играют объекты внешнего транспорта, например железнодорожные и автовокзалы, речные и морские порты, аэропорты.

Комплекс потребительского рынка. В состав этой сферы городского хозяйства входят:

Торговля и общественное питание - магазины, рынки, предприятия общественного питания, хлебозаводы, молокозаводы, предприятия по производ­ству мороженого и т. п., оптовые базы, склады, холодильники и морозильники, упа­ковочные и расфасовочные цеха, специализированный транспорт (хлебовозы, молоковозы и т. п.). Городская администрация может также влиять на ценовую политику в торговле, устанавливая предельные торго­вые надбавки на жизненно важные товары (хлеб, молоко и некоторые другие).

Бытовое обслуживание населения включает сеть парикма­херских, швейных и других ателье, химчисток, фотографий и фотолабораторий, мастерских и служб по ремонту квартир, одежды, обуви, бытовой техники, аудио- и видеоаппаратуры, пунктов проката и т. д. Органы местного самоуправления должны создавать благоприятные условия для создания и функционирования предприя­тий службы быта, их равномерного размещения на территории города.

Строительный комплекс. В состав строительного комплекса города входят предприятия и организации, осуществляющие строительство, реконструкцию и капитальный ремонт жилищ­ного фонда, объектов социальной сферы, дорог и других объектов городского хо­зяйства, предприятия по производству местных строительных материалов (пе­сок, гравий, кирпич, бетон, асфальт), строительных конструкций. Органы местного самоуправления способствуют развитию строительного комплекса на своей территории и выступают заказчиком работ, выполняемых за счет бюджетных средств.

Информационные службы. В эту сферу входят городские средства массовой информации (печать, радио, те­левидение), телефон, телеграф, почта, современные средства телекоммуника­ций, включая Интернет и др. Муниципальные власти обязаны заботиться о рациональном размещении объектов данной сферы на территории города, выделении соответ­ствующих помещений, доступности для населения услуг связи и информации.

Безопасность жизнедеятельности города. Безопасность жизнедеятельности города обеспечивают: милиция общественной безопасности, дорожная служба (ГИБДД), пожарная охрана, скорая помощь, службы гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, служба спасения на во­дах, экологическая служба.

 

Социальная инфраструктура города

Объекты социальной сферы относятся к городскому хозяйству в той части, в какой они являются имущественными комплексами и требуют обслуживания и ремонта.

В состав отдельных блоков социальной инфраструктуры города входят:

♦ объекты здравоохранения, поликлиники, больницы, аптечная сеть, службы санитарно-эпидемиологического и ветеринарного надзора, иные лечебно­-профилактические учреждения;

♦ объекты социальной поддержки отдельных групп населения: детские дома, дома престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, соци­альные приюты и т. п.;

♦ объекты образования и науки: общеобразовательные школы, детские до­школьные учреждения, учреждения среднего и высшего профессионального образования, специализированные образовательные учреждения, научные организации, расположенные на территории города;

♦ объекты культуры и искусства: библиотеки, музеи, кинотеатры, театры, дома и дворцы культуры, в крупных городах цирки, концертные залы, фи­лармонии, специализированные учебные заведения культуры и искусства, памятники истории и культуры;

♦ объекты физической культуры и спорта: стадионы, спортивные площадки, плавательные бассейны, специализированные спортивные школы;

♦ объекты рекреации и досуга: парки, скверы, пляжи.

Большинство объектов социальной инфраструктуры городов находятся в му­ниципальной собственности. Их содержание является самой крупной статьей расходов местных бюджетов. Органы местного самоуправления призваны содей­ствовать рациональному размещению объектов социальной инфраструктуры по территории города, обеспечивать их доступность для жителей.

 

      Вопрос 4. Город и пригородная зона

 

Взаимосвязь города и пригородной зоны

Современный город оказывает многостороннее влияние на окружающую территорию, которую называют пригородной зоной. Без нее город не может эффективно функционировать и развиваться. В то же время функцио­нирование и развитие пригородной зоны невозможно без города.

Исторически пригородная зона концентрировалась в посадах. В Киевской Руси посадом называлась часть города вне городских стен. В посадах, как и в сло­бодах, жили те, кто занимался торговлей, ремеслом и другими промыслами. По­сад размещался рядом с городом (кремлем).

Процесс урбанизации крайне обострил проблемы городов. Возник особый го­родской образ жизни, характерными чертами которого являются скученность, автомобилизация, проблемы транспорта, экологии и т. п. Центры многих городов оказались неблагоприятны для проживания, и люди начали селиться в пригородах. Постепенно они превратились в неотъемлемый элемент простран­ственной структуры города. Предназначение пригорода состоит в концентрации пространственного, трудового и продовольственного ресурса для развития города. С формированием пригородной зоны связаны маятниковые миграции, сопровож­дающие привлечение трудовых ресурсов пригородной зоны на предприятия го­рода. В пригородах сосредоточена значительная часть площадей сельскохозяй­ственного назначения, а также участки промышленных и санитарно-защитных зон. По объему пригородной зоны судят о перспективах градостроительства и раз­мерах популяционной емкости самого города.

Согласно рекомендациям градостроителей, радиус пригородной зоны больших го­родов составляет в среднем: для города с населением свыше 1 млн. чел. — 35-50 км; с населением 0,5-1 млн. — 25-30 км; с населением 0,1-0,5 млн. — 20-25 км. Такие пропорции в планировании пригородных зон необходимы для оптимизации про­странственного, продовольственного и сырьевого ресурса развития города. Важ­ное предназначение пригородной зоны для города состоит также в обеспечении экологического равновесия на территории, где размещается городское поселение, сохранении рекреационных зон и снижении антропогенной нагрузки на ландшафты.

В зарубежной литературе проблеме соотношения крупного города и пригоро­дов уделяется большое внимание. Английские ученые Л. Классен и Г. Шимеми выделили четыре стадии в развитии городской территории с точки зрения соот­ношения численности населения в центральном городе и пригородах.

Стадии изменения соотношений численности населения города и пригородной зоны

Стадия

Характерные процессы

1. Урбанизация

Рост центрального города за счет пригородной зоны

2.Дезурбанизация

Уменьшение населения центра города за счет окраин

3. Реурбанизация

Увеличение населения с низким достатком в центре города

4.Джентрификация

Расширение строительства жилья улучшенного качества в центре города

При росте центральной части города за счет пригородов проявляется началь­ная стадия рассматриваемого процесса — урбанизация. На второй стадии — дезурбанизации (субурбанизации) население центра сокращается быстрее, чем в пригороде, а рост наблюдается в пригороде. Если центр города снова растет либо его население сокращается медленнее, чем население пригорода, говорят о стадии реурбанизации.

В период 1970-1980-х гг. проявилась новая тенденция в развитии западных городов, названная джентрификацией. Она означает расширение строительства жилых домов улучшенного качества в центральной части крупных городов. Джентрификация привела к оттоку высокостатусного населения из пригородов в цен­тральную зону. В связи с ростом спроса на жилище в центральной части города цены на городскую недвижимость начинают расти, что вынуждает бедных выез­жать за пределы центральных районов.

В России процесс урбанизации породил устойчивую тенденцию перетока сель­ского населения в города, пик которой в России пришелся на 1960-1980-е гг. Од­нако тогда появилось стремление многих горожан приобрести дачные участки за городом.

Характерными особенностями пригородных зон в России является размеще­ние здесь не только сельских поселений, дачных участков и зон массового отды­ха, но и рабочих поселков. Особенностью такого поселка является, как правило, наличие промышленного предприятия, в результате строительства которого сельскохозяйственные виды деятельности оказались вытесненными несельско­хозяйственными. В пригородных поселках построены многоэтажные жилые дома, сформировалась самостоятельная инженерная и социальная инфраструктура.

Иногда пригородные поселки и близлежащие сельские поселения включаются в административную черту города и входят в состав городского муниципального образования. Однако чаще они либо остаются самостоятельными муниципаль­ными образованиями, либо входят в состав муниципального образования сель­ского района, окружающего город.

 

Городские агломерации

По мере расширения территорий городов одни пригородные поселки трансфор­мировалась в городские районы, примыкающие к периферийной части городов, другие в процессе развития получили статус городов. Таким образом, вокруг круп­ного города возникло несколько других, менее крупных городов. Подобное «со­звездие» из нескольких близлежащих или даже слившихся между собой городов и поселков получило название городской агломерации.

Городской агломерацией является компактная и многообразная система тер­риториальных поселений, образующаяся в центре притяжения крупного города. Эта система поселений связана между собой производственными, трудовы­ми, транспортными, рекреационными и многими другими связями.

Образование агломераций, т. е. агломеризация, возможно двумя способами: «от города» и «от района». Агломеризация «от города» предполагает формирование городов-спутников, выполняющих отдельные функции, пере­данные им центральным городом в рамках региональной системы разделения труда. Агломеризация «от района» осуществляется за счет усиления экономиче­ского развития пригородных поселков, в результате чего они начинают прибли­жаться по своему экономическому потенциалу к центральному городу.

В СССР основная часть городских агломераций сформировалась в 1930-1950-е гг. благодаря форсированной индустриализации.

Неотъемлемый признак городской агломерации — маятниковая миграция, ох­ватывающая центральный город и пригородную зону, а также высокая степень концентрации в центральном городе промышленного, банковского и торгового капитала, обеспечивающего значительные масштабы экономического влияния на сопряженные территории. Первые городские агломерации выявились в СССР в ходе переписи 1926 г., когда были выделены 9 городских агломераций: Москва, Ленинград, Ростов-на-Дону, Харьков, Киев, Одесса, Баку, Тифлис и Ташкент. За 1959-1989 гг. их число увеличилось с 26 до 49 и включало в себя 332 города. Доля населения, приходящаяся на агломерации, в 1989 г. достигла половины всей терри­тории СССР. Центрами городских агломераций в современной России являются большинство городов-миллионников, а также Новокузнецк, Иркутск, Сочи и не­которые другие.

 

Мегаполисы

Следующая стадия укрупнения и слияния городских поселений — создание ме­гаполисов.

Мегаполис представляет собой взаимосвязанную систему агломераций. В 1990 г. 33 % городского населения мира было сосредоточено в городах с численностью населения более 8 млн. чел. В США в 35 городах-миллионниках живут более 100 млн. чел. Самый крупный американский мегаполис на Северо-Восточном побережье включает 50 млн. чел. В Бангкоке проживает 50 % всего городского населения Таиланда, в Сеуле — не менее 30 % населения Южной Кореи, в Стам­буле — 20 % населения Турции. В России можно говорить о двух особо крупных мегаполисах, расположенных вокруг Москвы и Санкт-Петербурга.

Бесконтрольное расширение мегаполисов сопряжено с целым рядом серьез­ных социальных, экономических и экологических проблем. По мере расширения границ городов растет отчужденность людей по отношению друг к другу, снижается общественная ак­тивность, что компенсируется, однако, усилением процессов этнической и эко­номической сегрегации на городской территории, а также укреплением родствен­ных и дружеских связей. Экологические последствия мегаполизации заключены в обострении таких проблем, как загрязнение воздуха, антисанитария на улицах, автомобильные пробки и т. п.

 

    Вопрос 5. Эволюция городов

 

Жизненный цикл города и его фазы

Для принятия управлен­ческих решений по развитию города органы местного самоуправления должны объективно оценить существующую ситуацию в своем городе, определить, на ка­ком этапе жизненного цикла находится город в данный момент.

Определение этапа жизненного цикла города является важнейшим средством оценки состояния и перспектив развития городской территории, основой для вы­работки управленческих решений и выбора стратегических приоритетов полити­ки его руководства.

П. Ореховский выделяет следующие фазы жизненного цикла города: развитие (интенсивный рост), рост (замедляющийся рост), стаг­нация, упадок. При отсутствии целенаправленного воздействия на развитие города переход его из одной фазы в другую происходит стихийно, естественным путем.

Интенсивный рост — состояние города, когда общая площадь жилья и объем общественных благ увеличиваются быстрее количества жителей и количества рабочих мест. Чаще всего это связано со строительством или расширением градо­образующих предприятий или другими факторами, обеспечивающими инвести­ционную привлекательность города. Безработицы в таком городе нет, может на­блюдаться дефицит рабочих мест, комфортность проживания (объем жизненных благ на душу населения) возрастает, состояние городской среды улучшается. Город становится все более притягательным для жителей других районов. Такое состоя­ние не может продолжаться долго, и город переходит в фазу замедляющегося роста.

Замедляющийся рост — состояние города, когда количество жителей и рабо­чих мест растет быстрее, чем строительство жилья и увеличение объема жизнен­ных благ. Отставание строительства жилья и объектов инфраструктуры чаще всего связано с недостатком инвестиций, а также с недостатком земли под за­стройку. Данная фаза характеризуется прекращением дальнейшего развития градообразующих предприятий и ростом степени износа их основных фондов. Следствием снижения инвестиционной деятельности является рост удельного веса старого жилищного фонда и затрат на его поддержание. Город становится менее удобным для жизни, но все еще притягателен для переезда в него из-за наличия рабочих мест, в том числе высокооплачиваемых. Сохранение такого положения в течение длитель­ного периода неизбежно переводит город в фазу стагнации.

Стагнация — состояние города, когда разрыв между количеством рабочих мест и объемом жилищного фонда и жизненных благ достигает такой величины, что прирост населения за счет миграции прекращается. На этом этапе отсутствие работы или занятость на убыточных предприятиях вызывают жела­ние людей уехать в другое место, но их сдерживает невозможность продать жилье по хорошей цене. Состояние городской среды начинает ухудшаться.

Под упадком понимается состояние города, когда дискомфортность жизни в нем, вызванная плохими жилищными условиями, недостаточным уровнем предостав­ляемых общественных благ, неблагоприятной экологической ситуацией и отсут­ствием перспектив трудоустройства, приводит к сокращению рабочих мест и от­току населения. Состояние город­ской среды катастрофически ухудшается. Такие города называют депрессивными. Депрессивные города, как правило, не могут самостоятельно решить проблемы выхода из стадии упадка и нуждаются в чрезвычайной государственной поддержке. Государство со своей стороны также заинтересовано в ликвидации депрессивных городов, ибо они ста­новятся центрами социально-экономической напряженности и оказывают нега­тивное воздействие на близлежащие территории. Характерными примерами де­прессивных городов явились в 1990-х гг. шахтерские города в Республике Коми, Кузбассе и некоторых других регионах, когда вследствие закрытия нерентабель­ных угольных предприятий здесь возникла кризисная ситуация.

 

Обеспечение устойчивого развития города

В процессе развития города и при организации перехода депрессивного города в фазы развития важно, чтобы это развитие было устойчивым.

Градостроительный кодекс РФ дает следующее определение устойчивого раз­вития. Устойчивое развитие - развитие территорий и поселений при осуществ­лении градостроительной деятельности в целях обеспечения градостроительными средствами благоприятных условий проживания населения, в том числе ограниче­ние вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и ее рациональное использование в интересах настоящего и буду­щего поколений.

В этом определении важно следующее. Во-первых, достижение разум­ного баланса между хозяйственной деятельностью человека и состоянием окру­жающей природной среды. Во-вторых, учет интересов не только настоящего, но и будущих поколений.

Кон­цепция устойчивого развития опирается на сочетание экономических, социальных и экологических критериев, учитывающих интересы будущих поколений.

Идея устойчивого развития носит глобальный для человечества характер и ос­нована на необходимости сочетания темпов роста и направлений развития эконо­мики с природными возможностями планеты. В научном мире проблема устой­чивого развития стала активно обсуждаться в середине XX в. В 1983 г. была создана международная комиссия ООН по окружающей среде и развитию, вы­двинувшая тезис о том, что человечество способно сделать свое развитие устой­чивым, т. е. обеспечить, чтобы оно удовлетворяло нужды нынешнего поколения, не подвергая риску интересы будущих поколений. В обеспечении устойчивого развития человечества решающая роль принадлежит городам, причем наиболее острыми из городских проблем с позиций устойчивого развития являются про­блемы энергосбережения и утилизации отходов.

В 1994 г. участниками Европейской конференции по проблеме устойчивого развития больших и малых городов (Ольборг, Дания) была принята Хартия ус­тойчивого развития европейских городов. Союзом российских городов разра­ботана Концепция устойчивого развития российских городов в начале нового века. Аспектами устойчивого развития, изложенными в хартии, являются:

= устойчивое развитие как творческий процесс поиска баланса, происходящий на уровне города;

= направленность городской экономики на устойчивое развитие;

= социальное равенство для устойчивого городского развития;

= планирование устойчивого землепользования;

= разумное планирование передвижения по городу;

= местное самоуправление как предварительное условие;

= граждане — основные действующие лица и т. д.

Обеспечение устойчивого развития города требует активной, целенаправлен­ной собственной политики городской власти. Эта политика должна быть одно­временно реалистичной и эффективной. Иногда употребляют термин «актив­ный» город в отношении города, имеющего и реализующего такую политику. Это город-предприниматель, сплоченный, имеющий привлекательную для потен­циальных инвесторов идею городского развития, поддержанную деловыми кругами и населением города (вторым и третьим секторами городского сообщества), гото­вый к конкуренции с другими городами за привлечение внешних ресурсов разви­тия, умело рекламирующий себя.

Цели поддержания устойчивого состояния города и достижения его устойчи­вого развития могут вступать в противоречие. Одна из задач муниципального управления — достижение возможного баланса этих целей, распределение имею­щихся ограниченных ресурсов на решение текущих и перспективных задач.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!