ГЛАВНАЯ » УЧЁБА и ОБРАЗОВАНИЕ » УЧЕБНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГМУ » ЛЕКЦИИ по ПРАВОВОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ГМУ » Лекция № 6 «Управление как социальное явление современного общества»

Лекция № 6 «Управление как социальное явление современного общества»

     Вопрос 1. Понятие управления как социального явления

 

   Управление является необходимым элементом нашей повседневной жизни. Появление управления неразрывно связано с развитием общества. Этапы развития общественных отношений отражают развитие управления. Появление управления в обществе вызвано теми же причинами, которые вызвали образование государства и создание его органов. Наиболее общей причиной обособления функций управления является необходимость в регулировании отношений между людьми: выполнение «общих дел» и устранение конфликтов. На определенной стадии развития общества, существовавшие родоплеменные взаимоотношения перестали удовлетворять положению в обществе. Постепенно в обществе происходит выделение особого слоя людей, которые занимаются регулированием общественных отношений и процессов, происходящих в обществе, решением вопросов важных для всех. Здесь уместно заметить происхождение термина «политика», что с греческого означает «государственные или общественные дела». Если коротко проследить эти исторические изменения, можно отметить внимание к вопросам организации и управления еще в древнем мире. Поддержание порядка и обеспечение послушания поданных, благоустройство, организация войска, сооружение дорог и каналов не случайно собирали большое количество людей в Египте, Греции и Риме. Особое значение эти вопросы принимают в местах жительства большого количества населения в городах – «полисах». В таких городах-государствах вопросами управления занимается полиция. Первоначально понятие «полиция» означало управление делами полиса – города-государства. Только в последние три-четыре столетия полиция стала обозначать специальную службу надзора за общественным порядком и внутренней безопасностью. Исторический анализ позволяет утверждать, что полицейское право было предшественником административного права. Важность изучения государственного и муниципального управления заключается в том, что именно управление, и  государственное управление в частности, на протяжении столетий было ядром административного права, и оно существенным образом влияло и влияет в настоящее время на развитие всего общества.

   Изучение отечественного  и зарубежного опыта управления особенно важно, поскольку без надлежащего управления вновь наши благие современные замыслы так и останутся маниловскими мечтаниями. Без учета исторического опыта управления общественными делами и твердых знаний основных положений теории управления не возможно добиться повышения уровня управления всех его видов для успешного развития общества и реально влиять на процессы происходящие в нем. Для этого в качестве элементарной предпосылки стоит хотя бы осознать, понять, что же собой представляет управление, из каких элементов состоит, как формируется и реализуется, от чего зависит его эффективность.

   В любом обществе управление носит разнообразный характер, как по своей форме и способу, так и по объекту управления. Это объясняется тем, что на общество кроме органов власти, воздействие оказывают экономические, социальные, идеологические факторы, в том числе и на саму систему управления, что вызывает необходимость управления этими факторами. Управление может быть государственным и негосударственным. Поэтому программа курса посвящена изучению вопросов общественного, социального управления в государственно-организованном обществе. В основе каждого общества стоит человек. Точно также в любой системе управления первичным, «управляющим» компонентом выступает человек. Любая система управления создана человеком и действует по модели, заданной человеком, и призвана удовлетворять его потребности. Поэтому управление в буквальном смысле начинается, когда в каких-либо взаимосвязях, отношениях, явлениях, процессах присутствует сознательное начало, интерес и знания, цели и воля, энергия и действие человека. Управление существует в рамках взаимодействия людей, в пределах субъективного фактора. Посредством управления люди связываются между собой, совместными усилиями формируют «ткань» коллективной и общественной жизни. Предметами, по поводу которых возникает управление между людьми, могут быть материальные вещи, технические средства, технологические процессы, социальные ценности, продукты духовного творчества и т.п., но сторонами в управлении могут быть только люди. В управлении все исходит от человека и ориентировано на человека, общество. Управление в сообществе людей потому-то и возникло, необходимо и всегда актуально, что общество есть открытая система (Карл Поппер), в которой будущее  вовсе не определено прошлым, а зависит от воли, энергии и организованности действий людей.

  Любое общество, являясь всеобъемлющим коллективом в государственных границах, имеет свою внутреннюю структуру с определенными целями. Оно объединяет разные социальные группы (рабочие, интеллигенция и т.п.), национальные общности (этнические группы), множество объединений (партии, профсоюзы, союзы и т.п.),  множество экономических и социальных институтов (хозяйственные организации и др.). Разнообразие составляющих общество субъектов приводит к асимметричности общества. Каждая из составляющих предполагает свои цели, которые пытается отстаивать, выдвигая определенные требования, что порождает в обществе противоречия и конфликты. Для сохранения единства общества и его нормального функционирования как целостного организма такие противоречия необходимо разрешать.

   Разрешение конфликтов происходит благодаря социальному управлению с использованием разнообразных способов, средств и механизмов. В результате взаимодействия в процессе социального управления достигаются компромиссы, происходит изменение и развитие общества.

   В самом широком смысле управление означает руководство чем-либо (или кем-либо). В подобном понимании оно трактуется и в наши дни. Однако ограничиться такой констатацией недоста­точно. Возникает потребность раскрытия содержания этого руко­водства, его функционального назначения. Общетеоретические позиции, включая кибернетические, дают достаточные основания для следующих выводов:

   1. Управление есть функция организованных систем различ­ной природы (биологических, технических, социальных), обеспе­чивающая их целостность, т.е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание должного режима их деятельности.

   2. Управление служит интересам взаимодействия составляющ­их ту или иную систему элементов и представляющих единое целое с общими для всех элементов задачами.

   3. Управление — внутреннее качество целостной системы, ос­новными элементами которой являются субъект (управляющий элемент) и объект (управляемый элемент), постоянно взаимодей­ствующие на началах самоорганизации (самоуправления).

   4. Управление предполагает не только внутреннее взаимодей­ствие составляющих систему элементов. Существует множество взаимодействующих целого уровня, что предполагает осуществление управленческих функ­ций как внутрисистемного, так и межсистемного характера. В последнем случае система высшего порядка выступает в роли субъекта управления по отношению к системе низшего порядка, являющейся в рамках взаимодействия между ними объектом уп­равления.

   5. Управление по своей сути сводится к управляющему воздей­ствию субъекта на объект, содержанием которого является упоря­дочение системы, обеспечение ее функционирования в полном со­ответствии с закономерностями ее существования и развития. Это — целенаправленное упорядочивающее воздействие, реали­зуемое в связях между субъектом и объектом и осуществляемое непосредственно субъектом управления.

   6. Управление реально тогда, когда налицо известное подчине­ние объекта субъекту управления, управляемого элемента систе­мы ее управляющему элементу.  Следовательно,  управляющее, (упорядочивающее) воздействие — прерогатива субъекта управле­ния.

   7. В процессе управления находят свое непосредственное выра­жение его функции, определяемые природой и назначением уп­равленческой деятельности. Это означает, что управление имеет функциональную структуру.

   Под функциями управления понимаются наиболее типичные, однородные и четко выраженные виды (направления) деятельнос­ти управляющего субъекта, отвечающие содержанию и служащие интересам достижения основных целей управляющего воздейст­вия. К их числу, как правило, относят: прогнозирование (плани­рование); организацию (формирование системы управления и обеспечение ее нормальной деятельности); координацию (обеспе­чение согласованных действий различных участников отношений в управляемой сфере); регулирование (установление режима взаи­модействия субъекта и объекта управления); распорядительство (властное решение конкретных вопросов, возникающих в управ­ляемой сфере); контроль (наблюдение за функционированием уп­равляемой сферы).

Управление сводится к управляющему воздействию субъекта на объект с целью:

- упорядочения системы;

- сохранения структуры системы;

- обеспечения функционирования системы.

Социальное управление в обществе подразделяется на два вида:

• государственное (управление делами государства);

• негосударственное (управление делами частных организаций, обще­ственных формирований и т. п.).

Социальное управление выполняет следующие функции:

a) Организация – формирование системы управления, упорядочение управленческих отношений между субъектом и объектом управления;

b) Взаимодействие и координация, осуществляемые для достижения общих целей;

c) Планирование – определение направлений, целей управленческой деятельности, способов и средств их достижения;

d) Сбор и обработка информации;

e) Прогнозирование – научное предвидение изменений в развитии каких-либо явлений или процессов на основе объективных данных;

f) Контроль и учет.

Наряду  с  социальной   составляющей  в  обществе  действуют   политические институты, что вызывает необходимость политического управления. Такое управление осуществляется в результате деятельности политической системы общества, в которую входят политические институты, регулятивные нормы, имеющие политическое значение (прежде всего нормы права), политический режим и политическая идеология. Суть функционирования политической системы в упорядочении общественных процессов на законной основе и обеспечении легальных форм борьбы и сотрудничества. Политическая система обеспечивает регулирование общественных отношений между многими противоборствующими объединениями, силами политическими средствами.

 

     Вопрос 2. Государственное управление как способ реализации государственной власти

 

Понятия «государство» и «государственная управление» неотъемлемы от понятия «власть». По своей сути власть – это возможность осуществлять свою волю даже вопреки сопротивлению. Важнейшими элементами власти являются:

= Психологический – воля субъекта власти;

= Реализационный – добровольное исполнение или силовое принуждение, вплоть до психологического давления;

= Рецепционный – восприятие воли объектом власти, управления;

= Информационный – обратная связь от объекта к субъекту о мероприятиях по выполнению воли субъекта или об отказе в выполнении действий.

В повседневной жизни мы можем говорить о различной власти: в семье, на работе, в коллективе и т.п. применительно к обществу различают следующие виды власти:

a. Личная  или персональная (в семье или господина над слугой);
b. Корпоративная (власть в общественной организации – корпорации, распространяющуюся только на членов организации (партия) и прекращающая свое влияние на человека при выходе из состава корпорации);
c. Социальная – власть народа в обществе.

В некоторых случаях отдельно выделяют военную, технократическую, экспертократическую (власть специалистов) и др.

При рассмотрении вопросов государственного  и муниципального управления наибольшее значение имеет, конечно, социальная власть. Она имеет политический характер и проявляется в государственной власти. Государственная власть является производной от социальной, народной власти и политической по своему характеру, но в известной мере самостоятельная. Как особое явление, государственная власть от политической власти народа отличается чертами:

  - Всякая государственная власть является политической, но не всякая политическая есть государственная;

  - Политическая власть это имманентная (внутренне и изначально присущая) принадлежность народа. Государственная власть – производна от власти народа, но она принадлежность государства, от имени которого осуществляется специально создаваемыми государством органами.

  - Государственная власть обладает юридически верховенством в обществе и  универсальна, потому что регулирует все стороны жизни общества, которые могут регулироваться и которые необходимо и целесообразно регулировать в интересах общества:

  - Государственная политическая власть отличается от других видов власти своей формой и механизмом реализации: она формализована (законодательно закреплена и сфера ее влияния определена в законе) и осуществляется специализированным государственным аппаратом (парламент, правительство, суд). Политическая власть народа проявляется в различных формах непосредственной демократии (выборы, референдум).

Из сказанного можно сделать вывод, что государственная власть высшее проявление и продолжение политической воли и власти народа. Она универсальна и суверенна, обладает верховенством, является необходимой функцией общества и осуществляемая специально создаваемым государственным аппаратом.

Существует множество классификаций государственной власти, в основании которых лежат различные признаки. Перечислим некоторые из них:

a) в зависимости от методов осуществления:

  •  
    • Демократическая
    • Террористическая (авторитарная, тоталитарная)

b) по социальной направленности:

- власть народа

- власть определенного класса, слоя (диктатура пролетариата)

c) по действию в пространстве:

= федеральная (центральная)

= субъектов федерации

   В качестве своих важнейших инструментов государственная власть использует правовое регулирование, легальное и легитимное принуждение. Издавая нормативные акты (законы - Государственная Дума) или принимая решения (суды), органы государственной власти легализуют (от лат. lex –закон), делают законными и разрешают одни виды отношений в обществе, а другие незаконными, нелегальными, запрещая их. Однако сама государственная власть для совершения подобных действий также должна быть легальна.

Легализация государственной власти – это юридическое закрепление правомерности её установления, возникновения, организации  и деятельности её аппарата:

= законность ее происхождения;

= законность организации власти (установлена конституцией государства, законами, при непосредственном участии народа и его представительных органов);

= законность сферы полномочий (границы вмешательства в дела общества и жизнь конкретного человека);

= законность форм и методов осуществления власти (деятельность аппарата на основе норм права.

В обычных условиях легализация государственной власти осуществляется Конституцией, органов и аппарата иными правовыми актами (конституционными и федеральными законами), обоснование же властных полномочий, права управлять государственными делами коренится в юридических актах. Однако исторический опыт показывает, что закрепление положений о государственной власти еще не влечет демократичность и законность ее. Исходя из этого при определении легальности государственной власти надо в первую очередь учитывать насколько правовые акты, легализующие государственную власть, соответствуют общечеловеческим ценностям  и принципам международного права.

Нарушение принципа легальности государственной власти предполагает юридическую ответственность государственных органов и их должностных лиц:

- политическую (отставка правительства, импичмент президенту):

- уголовную (за незаконное присвоение или использование государственной власти при исполнении должностных обязанностей);

- гражданскую (возмещение ущерба, причиненного незаконным использованием государственной власти).

Другим качеством государственной власти является ее легитимность – фактическое состояние, чаще неформальное (не правовое). Легитимация государственной власти – это процессы и явления, посредством которых она приобретает свойство легитимности, выражающую правовую и моральную законность, соответствие этой власти определенным психическим установкам, представлениям и ожиданиям общества.

Следствием легитимности является авторитет государственной власти у населения страны и согласие народа подчиняться этой власти, что повышает эффективность воздействия государственной власти. Легитимация государственной власти может проявляться в поддержке её населением, о чём может свидетельствовать его участие в выборах, референдуме, демонстрации в поддержку законной власти (события с ГКЧП) и в других формах. В государствоведении различают несколько форм легитимации государственной власти:

   = Традиционная – легитимация власти основана на обычае, личной, племенной, сословной зависимостью, в отдельных случаях с особой ролью религии в обществе.

   = Харизматическая – (от  греч. charisma – божественный дар) легитимация власти связана с выдающимися личностями, их авторитетом и особыми личными качествами, что порой связано также с культом личности.

   = Рациональная – основана на разуме народа, когда государственная власть оценивается не по её лозунгам, а  исходя из практической деятельности её аппарата и тех положительных моментов которые эта власть предоставляет фактически, реально, а не на бумаге каждому гражданину.

Важной чертой государственной власти является её единство. Разобщенность власти, противоречия внутри её неизбежно приводят к ослаблению и в конечном итоге разрушению всего общества. Подобное положение описано в басне Н. Крылова «Лебедь, рак и щука», «когда единства нет, на лад их дело не пойдет».

Государственная власть должна быть единой по своему существу, что проявляется в трех аспектах:

   - социальное – единство социальных сил общества, как основа, фундамент власти;

  - единая целенаправленность деятельности государственной власти – аппарат и органы государственной власти должны решать задачи, согласующиеся с общими целями и  направлением развития всего общества;

  - организационное  единство -  система органов и  методы деятельности государственной власти должны строится прежде всего на единстве и разделении ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной.

Современные подходы к вопросу о власти дополнили доктрину разделения властей тремя новыми положениями:

   a) балансе властей, системе их взаимных сдержек и противовесов;

  b) о взаимодействии ветвей власти и единстве по принципиальным вопросам с использованием различных методов (свойственных каждой ветви) достижения общей цели;

  c) субсидиарности ветвей власти, когда на основании закона, с согласия или по уполномочию органы одной ветви власти своими действиями могут дополнять осуществление функций другой.

   В последние годы в практике, научных трудах и конституциях зарубежных стран появляются упоминания других, кроме традиционных, ветвей власти: избирательная, контрольная, власть прессы, церковная трибутарная (власть политической оппозиции в парламенте и др. Некоторые из них имеют под собой какое-то научное обоснование, другие несут смешение разных явлений – общественной, публичной власти и государственной власти и т.п. В любом случае это имеет свой положительный оттенок, поскольку связано со стремлением и степенью участия населения в управлении государством и осуществлении его властных полномочий, т. е. с развитием демократии в обществе.

   Каждая ветвь власти имеет свои особые функции, методы их реализации и свой аппарат и органы. Формы деятельности по осуществлению властных государственных полномочий по управлению государственными делами у них также различны.

   Некоторые государственные органы осуществляют государственное управление в форме принятия решений (парламент, президент). Их основной задачей является установление общих правил управления и контроля и в меньшей степени они непосредственно  занимаются непосредственно управленческой деятельностью.

  Другая ветвь власти напротив основной формой реализации государственной власти имеют непосредственную управленческую деятельность (министерства, ведомства, государственные служащие).

 У определенного круга органов и должностных лиц государственного аппарата имеются только консультативные полномочия (Госсовет из глав администрации субъектов федерации).

Среди органов управления имеются такие, которые занимаются вопросами проверки соблюдения законов и контролем (Уполномоченный по правам человека) или соблюдением бюджетной дисциплины (Счетная палата). Такие органы сами не принимают каких-либо нормативных управленческих актов, скорее  они участвуют в управлении, что тоже является одной из форм управленческой деятельности.

В нашей повседневной жизни мы можем наблюдать, как создаются государственно-общественные органы, в состав которых входят представители (должностные лица) государственных и профсоюзных органов и предприниматели  (трехсторонняя комиссия по вопросам трудовых отношений).

Расширение и развитие демократических основ государственного управления приводит к тому, что в некоторых случаях отдельные функции государственных органов передаются общественным органам или организациям, органам местного самоуправления, в связи с чем они выполняют определенные задачи государственного управления.

В последние годы активное участие в международных отношениях, что является одной из сторон государственного управления, приводит к тому, что Россия становится участником организаций и органов, имеющих надгосударственный характер (ЕЭС, ОПЕК и т.п.). Решения таких организаций и органов в ряде случаев вызывают необходимость государственных органов принимать меры по их реализации внутри страны, т.е. тем самым государство принимает на себя обязательства по допущению частичного вмешательства в свой суверенитет, в самостоятельность решения внутренних вопросов. Из этого следует, что, принимая участие в работе международных межправительственных и иных организациях, государство косвенно допускает их участие во внутригосударственном управлении. Здесь мы непосредственно сталкиваемся с вопросом государственной политики, как внешней, так и внутренней, которые в некоторых вопросах развития государства порой тесно связаны и переплетаются.

 

     Вопрос 3. Государственное  управление  и  исполнительная  власть

 

     Однако, несмотря на то, что все эти разнообразные силы имеют цели, выражающие интересы определенных слоев общества, они не могут обеспечить целевую, заранее заданную направленность деятельности в интересах всего общества. Задача целевого развития экономики, политических и духовных процессов и объединение усилий всего общества решается использованием публичной власти, сосредоточенной в  определенных институтах общества. Прежде всего, таким институтом является государство, выступающее как представитель общества. Государственное управление (управление государственными делами) – целенаправленное организованное воздействие государства и его институтов на сферы государственной жизни для изменения их в соответствии с целями государственной политики.

Государственное управление - специфический вид государственной деятельности, разновидность соци­ального управления. Место и роль государственного управления в механизме государственной власти определяются следующими характеристиками:

-конкретный вид деятельности по осуществлению единой государственной власти;

-деятельность   исполнительно-распорядительного характера;

-прерогатива специальных субъектов, органов го­сударственного управления;

-подзаконная деятельность, т. е. вторичная по от­ношению к законодательной деятельности.

Действуя от имени народа, государство осуществляет государственное управление через создаваемые им органы. Поэтому в узком смысле под  государственным управлением понимается административная и  исполнительно-распорядительная деятельность органов государства.

Среди прочих видов управления государственное управление занимает особое место в силу только ему присущих свойств:

   1) Исключительность субъекта управления, которым является государство, его  властная сила, которой не обладает никакой другой субъект управления.

   2) Исключительный характер полномочий государства как субъекта управления – государственная власть.

   3) Распространенность на все общество и даже влияние за его пределами в рамках проводимой государством международной политики.

   4) Системный характер государственного управления, без которого его не будет.

Основными характерными признаками государственного управления являются:

a) выполнение общезначимых организующих функций;

b) носит исполнительно-распорядительный характер;

c) подзаконность использования властных полномочий и деятельности уполномоченных субъектов;

d) непрерывный характер воздействия;

e) исключительный характер управляющего субъекта   и   др.

В связи с этим главными целями управления являются:

- упорядочение системы;

- сохранение структуры системы;

- обеспечение функционирования системы.

   Среди разнообразных связей государства и общества особое значение для государственного управления имеют те, которые характеризуют, прежде всего, деятельность государства. Свое обобщенное выражение это находит в функциях – основных направлениях деятельности по выполнению главных задач, которые по-разному проявляются в разнообразных сферах жизни общества. Функции государственного управления непосредственно вытекают из функций государства и связаны с различными сферами жизни и деятельности всего общества и его составляющих частей. Любая классификация, как функций государства, так и функций государственного управления имеет в определенной степени условный характер.

   К функциям государственного управления относятся конкретные виды управляющих воздействий государства, отличающиеся друг от друга по предмету, содержанию и способу взаимодействия с управляемыми объектами. Функции управления – это реальное силовое, целенаправленное, организующее и регулирующее влияние на управляемый объект (явление, отношение, состояние и т.д.).

   Осуществление функций государственного управления происходит с использованием органами управления различных приемов и способов, т.е. методов. Под методами управленческой деятельности понимаются способы и приемы анализа и оценки управленческих ситуаций, использования правовых и организационных форм воздействия на сознание и поведение людей в управляемых общественных процессах, отношениях.

Особенность этих методов состоит в том, что они применяются в управленческих процессах по поручению государства. В связи с этим методы управленческой деятельности должны отвечать определенным требованиям:

= обладать способностью формировать и обеспечивать реализацию управляющих воздействий;

= быть разнообразными и приспособленными к использованию в управлении;

= быть реальными и гибкими.

Все методы управленческой деятельности условно можно разделить на две основные группы:

a) методы функционирования органов государственной власти и местного самоуправления;

b) методы обеспечения реализации целей и функций государственного управления.

В последние десятилетия в управленческую деятельность все шире входят методы из естественных, общественных и точных наук: математического программирования, вероятностно-статистические, системного и функционального  анализа, теории стратегических игр, экономико-статистического  моделирования, графические и др.

Большая группа методов функционирования органов государственного управления и местного самоуправления связана с правовой и организационной государственно-управленческой деятельностью. Свои особенности имеют методы работы с информацией, методы правотворческой, оперативно-исполнительской и правоохранительной деятельности, методы подготовки и проведения организационных мероприятий, методы подбора и подготовки кадров, исполнения и контроля и др.

По аспектам влияния на человека методы реализации целей и функций государственного управления можно сгруппировать на:

   = морально-этические – предполагают обращение к  достоинству, чести, совести человека; включают меры воспитания, разъяснительную работу, моральное поощрение и взыскание; смысл их в выработке определенных убеждений, нравственной позиции, психологической установки в отношении управления и действий по его осуществлению.

  = социально-политические – связаны с условиями труда, быта, досуга, оказанием социальных услуг, вовлечением в управленческие отношения, развитием общественной и политической активности.

  = экономические – свобода предпринимательства, расширение личной собственности, уровень оплаты труда, материальные стимулы, льготное налогообложение.

  = административные – содержат способы, приемы и действия прямого и обязательного определения поведения и деятельности людей со стороны соответствующих управляющих компонентов государства.

 

     Вопрос 4. Понятие исполнительной власти

 

   Конституция Российской Федерации 1993 года ввела принципиально новое для нашей страны понятие разделения властей. Вместо термина «государственное управление» был введен термин «исполнительная власть».

   Интересно соотношение этих двух понятий.

   Для исполнительной власти характерны следующие черты:

- это относительно самостоятельная ветвь единой государственной власти РФ, тесно взаимодейст­вующая с законодательной и судебной;

- это способность и возможность оказывать опре­деляющее воздействие на деятельность, поведе­ние, право и возможность подчинять других сво­ей воле, реализуемые в общегосударственном масштабе и в качестве специфической государст­венной функции правоприменительного харак­тера;

     -исполнительная власть правоприменительна в по­зитивном смысле;

   -исполнительная власть имеет определенное субъ­ектное выражение, т. е. олицетворяется в дея­тельности специальных субъектов - органов исполнительной власти;

    -исполнительная власть реализуется на началах федерализма.

   Понятие «государственное управление» - более ши­рокое по сравнению с понятием «исполнительная власть». Последнее, в известном смысле, производно от государственного управления. Она призвана опре­делить объем и характер государственно-властных полномочий, реализуемых в процессе государствен­но-управленческой деятельности. С другой стороны, государственное управление - это и есть тот вид дея­тельности, который направлен на практическую реа­лизацию исполнительной власти. Исполнительная власть, по существу, составляет содержание деятель­ности по государственному управлению, выражая, пре­жде всего, ее функциональную (исполнительную) на­правленность.

   Органы исполнительной власти в своей деятельности руководствуют­ся следующими принципами.

   Принцип народовластия. Закрепленный в Конституции принцип на­родовластия означает, что народ является единственным источником власти, он осуществляет свою власть непосредственно и через органы исполнительной власти. Контроль за деятельностью органов исполни­тельной власти осуществляется как со стороны органов законодатель­ной и судебной власти, так и со стороны народа. С этой целью установ­лен порядок предоставления отчетности должностных лиц органов исполнительной власти населению.

  Принцип законности. Принцип законности проявляется, прежде всего, в том, что все органы государственной власти, должностные лица обя­заны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Одной из основ поддержания законности и правопорядка является персональ­ная ответственность должностного лица и гражданина за нарушение закона. Принцип законности заключается и в обязательности строгого соблюдения положений Конституции Российской Федерации о соот­ношении актов органов государственной власти и ее субъектов. В част­ности, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Россий­ской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с Конституцией.

   Принцип разделения властей. Принцип разделения властей выражает существование и самостоятельность трех ветвей власти - законодатель­ной, исполнительной, судебной. Каждая ветвь государственной власти осуществляет свои функции в установленных пределах.

   Принцип федерализма. Компетенция органов исполнительной власти и взаимоотношения между ними определяются на основе норматив­но-правовых актов, закрепляющих разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. Кон­ституция Российской Федерации регламентирует соотношение право­вых актов государственной власти и ее субъектов (законные акты фе­деральных органов исполнительной власти обязательны для аналогичных органов субъектов Российской Федерации; законные акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации подлежат соблюдению федеральными органами исполнительной власти).

  Принцип гласности. Конституцией Российской Федерации установ­лено, что законы подлежат официальному опубликованию. Норматив­но-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности че­ловека, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения.

   Принцип приоритета и гарантированности прав личности. Права лич­ности являются высшей ценностью, и все государственные органы, в том числе органы исполнительной власти, несут ответственность пе­ред гражданами. Права граждан должны быть защищены от произвола органов государства и должностных лиц.

   Принцип сочетания централизации и децентрализации.

 Принцип централизации - сосредоточение большей части государствен­ных функций в ведении центральных органов федеральной исполни­тельной власти. Централизация вытекает из единства системы испол­нительной власти, обусловленного наличием предметов и полномочий, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, и их совместном ведении с органами исполнительной власти субъек­тов Российской Федерации. Централизованное осуществление испол­нительной власти сосредотачивается в руках федеральных органов и субъектов Российской Федерации в пределах, определенных законо­дательством.

   Принцип децентрализации означает закрепление предметов ведения и полномочий за тем или иным органом, которые он должен осуществ­лять самостоятельно без вмешательства со стороны вышестоящих орга­нов. Особой разновидностью децентрализации является делегирование органом исполнительной власти части своих полномочий подчиненно­му органу.

  Исполнительная власть представляет собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, включая полномочия по административному нормотворчеству, внешнеполитического представительства, осуществлению административного контроля, а также систему органов по их осуществлению. Соответственно все субъекты исполнительной вла­сти одновременно являются звеньями системы госу­дарственного управления. Однако далеко не все тако­го рода звенья могут быть субъектами исполнитель­ной власти в ее конституционном смысле.

  Исполнительная власть осуществляется Правительством под непосредственным руководством и контролем Президента.

  Основное назначение исполнительной власти организация практического выполнения положений Конституции и законов государства в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение публичных (общественных) интересов. В правовом государстве исполнительная власть как субъект публичного права действует согласно принципу - «разрешено все, что дозволено законом», т.е. в рамках закона. В то же время субъекты частного права руководствуются принципом «разрешено все, что не запрещено законом», что предполагает более широкий круг возможного поведения, чем в предыдущем случае.

  Исполнительная власть осуществляется в процессе исполнительно-распорядительной деятельности посредством реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.

Для исполнительной власти характерны следующие черты:

  - относительно самостоятельная ветвь государственной власти, тесно взаимодействующая с законодательной и судебной;

  - способность и возможность воздействовать на поведение и деятельность в общегосударственном масштабе и в качестве специфической функции государства правоприменительного характера;

  - выражена в деятельности специально создаваемых государством субъектов – органов исполнительной власти.

Сущность исполнительной власти, заключающаяся в оперативном повседневном распорядительстве и исполнительской роли в государственном управлении, раскрывается через ее многообразные функции:

a. контроль за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил в целях обеспечения правопорядка и законности в государственном управлении;

b. управленческая и организационная деятельность по исполнению законов и реализации государственной политики в различных областях общественной жизни;

c.  административное нормотворчество в подзаконодательной форме;

d.  административное правоприменение, осуществляемое в двух формах:

- оперативно-исполнительная – реализация предписаний правовых норм и позитивное регулирование с помощью индивидуальных правовых актов;
- юрисдикционная деятельность, осуществляемая административными средствами и направленная на разрешение управленческих конфликтов, охрану правовых норм, обеспечение их исполнения и профилактику правонарушений;

     e.  осуществление разрешительной политики государства (лицензирование, регистрация, сертификация и т.п.);

     f.  охрана правопорядка,  обеспечение безопасности граждан и общества (полицейская функция);

     g.  информационно-аналитическая деятельность.

   Используя различные способы воздействия, исполнительная власть может усиливать управленческое воздействие, ограничивая свободу поведения субъекта управления или наоборот. Это мы наблюдали в конце 80-х – начале  90-х годов, когда во внешнеэкономических связях стали участвовать различные субъекты гражданского права, исчезла монополия государства в этой сфере. Здесь уместно заметить, что в тот период абсолютизация рыночной саморегуляции сочеталась с негативной оценкой объема государственного воздействия в экономической и социальной сферах. Но жизнь не подтвердила такого подхода и вновь вызвала необходимость повысить внимание к управлению. Применительно к исполнительной власти речь идет, прежде всего, об усилении регулирующих и контрольных функций вместо директивного управления.

   Организация государственного управления в различных сферах общественной жизни и отраслях достигается разными способами и средствами. С учетом особенностей соответствующей сферы отношений различные наборы элементов и способы организации государственного управления подбираются таким образом, чтобы сочетание императивных и диспозитивных норм способствовало отражению всего многообразия каналов правового воздействия. Механизм управления должен в полной мере отражать взаимодействие разных элементов управления, имеющие характер устойчивых зависимостей и причинно-следственных связей. Это позволяет рассматривать механизм управления в качестве эффективного и научно обоснованного воздействия на происходящие процессы и развитие отношений в обществе.

Различные виды воздействия и создание условий для определенной, отвечающей интересам общества формы поведения связано с различными режимами управления.  Несмотря на различные течения в науке административного права, походы большинства ученых (А.В.Демин, Ю.А.Тихомиров и др.) дают возможность выделить следующие режимы управления:

  1) явочный – режим государственного невмешательства, полная свобода объекта управления выбирать свое поведение, государственное управление как таковое отсутствует;

   2) регламентационный – государство формирует правовое пространство, в котором объект управления свободен выбирать свое поведение, государство не вмешивается в поведение объекта, пока «правила игры» соблюдаются;

  3) уведомительный – режим, при котором объект управления должен поставить государство в известность о выбранном поведении;

  4) договорный – поведение участников государственного управления строится в соответствии с условиями соглашения, заключенного между ними;

  5) регистрационный – объект обязан зарегистрировать выбранное поведение;

  6) разрешительный - для действий в соответствии с выбранным вариантом поведения объект управления должен получить государственное разрешение (лицензия, квота, сертификат и т.п.);

   7) распорядительный – поведение объекта строится только на основании прямых указаний субъекта управления;

  8) запретительный – это режим государственной монополии или запрет конкретных видов поведения и для объекта, и для субъекта управления.

   Таким образом, нормальная работа всех элементов механизма правового регулирования создает условия, при которых соблюдение предписаний норм права становится всеобщим правилом, нормой жизни для подавляющего большинства членов общества. Механизм правового регулирования создает режим законности, при котором общественные отношения обретают стабильность и упорядоченный характер, гарантирующий права всех членов общества. Иными словами, в ходе работы механизма правового регулирования в обществе складываются правовой порядок – такое состояние общественных отношений, которое явилось результатом фактической реализации правовых норм в условиях законности.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!