ГЛАВНАЯ » УЧЁБА и ОБРАЗОВАНИЕ » УЧЕБНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГМУ » ЛЕКЦИИ по ПРАВОВОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ГМУ » Лекция № 3 «Конституционные основы федеративного устройства России»

Лекция № 3 «Конституционные основы федеративного устройства России»

Вопрос 1. История развития федеративной государственности России

 

Понятие государственного устройства

  Под государственным устройством понимается политико-территориальная организация власти, определяющая правовое положение региональных частей государства и их взаимоотношения с центральной властью. Государственное устройство определяет меру централизации и децентрализации власти (соотношение между частями и между частями и целым).

   Различаются две основные формы государственного устройства: унитарная и федеративная.

  Унитарное государство - это единое государство, внутри которого нет государственных образований, а административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью. Большинство государств мира приняли именно эту форму государственного устройства.

  Федеративное государство - это союз государственных образований, каждое из которых обладает определенной самостоятельностью. Субъекты такого союзного государства имеют одинаковый статус и равные права.

  Теоретически можно себе представить еще одну форму государственного устройства - конфедерацию, которая предполагает объединение нескольких суверенных государств. Но такое объединение носит уже не государственно-правовой, а международно-правовой характер. В прошлом конфедерациями были США, Швейцария, Германский Союз, ныне такое устройство формально сохраняют Канада, Швейцария, хотя по сути они давно превратились в федерации. Идея создания конфедерации иногда выдвигалась как способ преодоления раскола в прошлом единых государств (например, Кореи, СССР), но эта идея нигде не была реализована.

Федеративное устройство - разновидность государственного устройства, являющегося необходимым институтом конституционного права каждой страны.

Государства по-разному определяют свое внутреннее устройство в зависимости от исторических традиций, национального состава населения и других факторов. Территориально крупные государства (Россия, США, Канада, ФРГ, Австралия, Бразилия, Аргентина, Мексика, Нигерия, Индия, ЮАР) принимают федеративную форму государственного устройства - одни по соображениям решения национального вопроса, другие в силу невозможности эффективного демократического управления из одного центра. Устанавливая ту или иную форму государственного устройства, конституция любого государства распределяет или, наоборот, концентрирует властные полномочия, тем самым предопределяет правовую базу решения проблем общественного развития.

Исторически идея федерализма была выдвинута в XVIII в. как средство децентрализации управления ("горизонтальное разделение власти"), для демократизации государственного строя. Ни в одной западной стране, где утвердился федерализм, он не рассматривался и сейчас не рассматривается как форма решения национального вопроса (США, ФРГ, Бразилия, Австралия и др.). Хотя некоторые государства (Франция, ФРГ, Италия и др.) остаются национальными по названию, их правовая система исключает какие-либо привилегии граждан по национально-титульному признаку.

Государства же, избравшие федерацию как способ решения национального вопроса, распались (СССР, Югославия, Чехословакия). Межэтнические противоречия разрушили федерации в Индонезии, Южной Аравии, Йемене, Объединенной Арабской Республике и др. В тех государствах, в которых федерация сохраняет национальную основу (Канада, Индия), развивается кризис федерализма и сильны сепаратистские тенденции.

Определение оптимальной формы государственного устройства особенно важно для многонационального государства. Речь идет об исторически сложившихся национальных группах населения, компактно проживающих на различных частях территории государства. Такие национальные группы обычно носят коренной характер, т. е. проживают на данной территории с далеких времен.

Очень важно установить правовые гарантии сохранения и свободного развития языка, культуры, обычаев этих национальных групп.

Унитарное государство - централизованное государство, в котором законодательная, исполнительная и судебная власти имеют единые высшие органы, функции которых без всякого дробления распространяются на все части территории. Это не исключает существования в административно-территориальных единицах местного самоуправления, которое в пределах своей компетенции действует самостоятельно. В унитарном государстве иногда создаются автономные образования, также обладающие определенной степенью самостоятельности.

Унитарное государство имеет одну конституцию, его суверенитет признается единым и неделимым всеми частями этого государства, не возникает вопроса о внутренних границах и территориальной целостности. В таком государстве гражданство бесспорно признается единственным. Унитарное государство может быть многонациональным, например Великобритания, в которой компактно проживают англичане, шотландцы, ирландцы (Северная Ирландия) и валлийцы (Уэльс).

Конституционные основы национально-государствен­ного устройства России включают:

= закрепление суверенитета и распространение его на всю территорию РФ;

= верховенство федеральной Конституции и федераль­ных законов на всей территории РФ;

= целостность и неприкосновенность территории РФ;

= установление субъектного состава России;

= закрепление в качестве основы федеративного устрой­ства России ее государственной целостности, единства си­стемы государственной власти, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и ее субъектов;

= равноправие народов;

= равноправие субъектов во взаимоотношениях с феде­ральными органами государственной власти;

= единство и равенство федерального гражданства.

Основными принципами федеративного национально-государственного устройства РФ являются:

- добровольность объединения наций и народностей;

- равноправие наций;

- федерализм в сочетании с унитаризмом и автономией;

- национально-территориальный принцип образования форм государственности в сочетании с территориальным принципом образования субъектов РФ;

- государственная целостность РФ;

- разграничение предметов ведения и полномочий РФ и ее субъектов;

- равноправие субъектов РФ.

 

Этапы становления российского федерализма

Возникшая в результате победы Октябрьской революции Российская Советская Республика являлась унитарным государством. Она была провозглашена в границах дореволюционной, царской России. Однако многонациональность России и провозглашение советской властью права наций на самоопределение активизировали тенденцию к распаду России, возникшую еще до Октября, когда усилилось национально-освободительное движение народов после Февральской революцией 1917 года.

В своем развитии российский федерализм прошел три основных этапа:

1) создание основ социалистического федерализма (1918-1936);

2) утверждение фактического унитаризма в государственном устройстве России (1937-1985);

3) реформы государственного устройства перед принятием Конституции 1993 г.

Федерализм в России возник и развивался по идеологическим схемам большевизма, положившего в основу федерации не реальную демократизацию власти, а преодоление "национального гнета".

Уже в конце 1917 года Финляндия, использовав право на самоопределение отделилась от России, став независимым государством. В декабре 1917 года от России отделилась Украинская Советская Республика. Одновременно шел процесс усложнения формы государственного единства самой Российской Советской Республики, превращения ее в федеративное государство.

Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая III Всероссийским съездом Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в январе 1918 года, провозгласила Россию федерацией. Принципиальные положения о федерации, закрепленные в Декларации, были развиты в резолюции Съезда "О федеральных учреждениях Российской Республики". Декларация провозгласила: "Советская Российская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций, как федерация советских национальных республик".

Подчеркивалось стремление "создать действительно свободный и добровольный, а следовательно, тем более полный и прочный, союз трудящихся классов всех наций России". Декларация ограничивалась установлением лишь наиболее общих принципов, предоставив рабочим и крестьянам каждой нации самостоятельно решить, желают ли они войти в состав Российской Федерации или нет, а если желают, то на каких основаниях. Это же положение содержалось и в резолюции "О федеральных учреждениях Российской Республики", которая также уточняла способ установления отношений между центральной властью и органами будущих республик.

Вскоре после III Всероссийского съезда Советов началось практически формирование Российской Федерации, государственное строительство ее составных частей.

На собственно российской территории начался хаотичный процесс создания автономий (республик и областей) по национальному или географическому признаку, хотя ясных границ национального расселения не существовало и население в национальном отношении часто было смешанным.

Первой автономной частью России стала Советская Латвия. В Декларации о самоопределении Латвии от 24 декабря 1917 г. указывалось: "Латвийское советское правительство исходит из факта автономии Латвии по отношению к Советской России...". 25 декабря 1917 г. I Всеукраинский съезд Советов объявил Украинскую республику федеративной частью Российской республики. Формально Украина не называлась автономной, однако фактически отношения между Украиной и Россией складывались на основе автономии Украины.

Одной из первых в составе Российской Федерации оказалась и Туркестанская Советская Республика, которая была провозглашена весной 1918 года. В это же время возникли Терская, Кубано-Черноморская, Донская, Таврическая Советские республики, которые объявили себя частями Российской Федерации. Делались попытки создания Татаро-Башкирской республики1. Правда, почти все они оказались недолговечными, и впоследствии на их месте были созданы другие автономные образования (в частности, Горская, Крымская автономные республики).

Принятая в июле 1918 года Конституция Российской Социалистической Федеративной Советской Республики закрепила федеративный принцип организации государственного единства РСФСР. В ней указывалось (ст. 11), что "Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, могут объединиться в автономные областные союзы, во главе которых, как и во главе всяких, могущих быть образованными областных объединений вообще, стоят областные съезды Советов и их исполнительные органы.

Конституция РСФСР 1918 года определила Россию федеративным государством с автономными образованиями.

В первой половине 1918 года основной и единственной формой автономии была автономная республика. Во второй половине 1918 года создается новая форма автономии - трудовая коммуна, а с 1920 года начинает широко применяться еще одна форма автономии - автономная область.

В конце 1918 года была образована Трудовая коммуна Немцев Поволжья, впоследствии ставшая автономной республикой (в 1924 г.). В 1919 году в составе РСФСР была образована Башкирская АССР, а в 1920-1921 годах - Киргизская (Казахская) АССР, Татарская, Дагестанская, Горская автономные республики, Карельская трудовая коммуна, Чувашская, Калмыцкая, Марийская, Вотская (Удмуртская) автономные области. В 1921 - 1922 годах в составе РСФСР создаются Якутская АССР, а также Карачаево-Черкесская, Кабардино-Балкарская, Коми, Монголо-Бурятская и ряд других автономных областей.

К концу 1922 года основная масса народов России завершила создание своей автономии. Все эти автономии, образовавшиеся после принятия Конституции, формировались на основе законов центральной власти. После издания общероссийского закона о провозглашении автономии созывались учредительные съезды Советов автономных единиц, на которых акт провозглашения автономии реализовывался.

Высшей формой автономии была автономная республика, которая являлась государством, имеющим свой государственный механизм, свою конституцию (или закон, выполняющий ее функции). В отличие от автономной республики автономные трудовые коммуны не имели атрибутов государственности. Аналогичный с трудовыми коммунами правовой статус, имели и автономные области.

Наряду с внутренним развитием Российской Федерации в 1917-1922 годах возникают и развиваются ее связи с другими независимыми республиками, образовавшимися в это время. Гражданская война оторвала от центра наиболее крупные национальные районы России, которые стали независимыми республиками. Российская Федерация признала полную государственную самостоятельность Эстонии, Латвии и Литвы (декабрь 1918 года), Белоруссии (январь 1919 года), Украины (январь-февраль 1919 года). В 1920 году образовались Азербайджанская и Армянская советские республики, а в начале 1921 года - Грузинская Советская Республика.

Вступление РСФСР в состав Союза ССР совпало с завершением становления самой Российской Федерации. С 1923 года начинается новый этап в развитии формы государственного единства Республики. Он характеризуется изменением форм автономии. В 1923 году упраздняются автономные трудовые коммуны. Обе существовавшие трудовые коммуны - Немцев Поволжья и Карельская преобразуются в автономные республики. Вскоре возникает новая форма автономии - национальный округ. В 1925 году в составе Пермской области был образован первый в Республике национальный округ - Коми-Пермяцкий. В 1929-1930 годах в составе ряда краев и областей РСФСР создаются новые национальные округа - Корякский, Чукотский, Таймырский, Эвенкийский, Ненецкий и др. С созданием национальных округов автономию получили малочисленные народы России, проживающие в северных и северо-восточных районах страны.

Национальные округа как новая форма автономии являлись особенностью лишь Российской Федерации. Ни в одной другой союзной республике они не создавались.

В этот же период можно отметить и переход многих народов России к более высоким формам государственности. Первым шагом в этом направлении стало преобразование округов Горской АССР в автономные области, начавшееся в 1921 году. Так, Кабардинский округ стал Кабардинской, а год спустя - Кабардино-Балкарской автономной областью. В 1922 году из Горской республики выделился Карачай, который после объединения с черкесскими районами Кубано-Черноморской области в январе 1922 года стал называться Карачаево-Черкесской автономной областью. В 1922 году из Горской автономной республики выделился Чеченский округ, на базе которого была создана Чеченская автономная область. В 1924 году Горская АССР была упразднена и на ее базе созданы две автономные области - Северо-Осетинская и Ингушская.

Экономический, политический и культурный рост российских автономий обусловил переход многих из них к еще более высокой форме национальной государственности народов России. Северо-Осетинская, Кабардино-Балкарская и некоторые другие автономные области были преобразованы в автономные республики. В 1925 году в автономную Республику преобразовалась Чувашская автономная область, а также - Удмуртия.

Конституция СССР 1924 года предусмотрела необходимость приведения союзными республиками своих конституций в соответствие с Конституцией СССР. Выполняя это требование, XII Всероссийский съезд Советов утвердил измененный текст Конституции РСФСР. В редакции 1925 года в Конституции ограничивался круг полномочий верховных органов Республики. Союзным органам были переданы внешние сношения, оборона, руководство транспортом и связью. Однако Российская Федерация и в рамках Союза ССР оставалась суверенным государством, суверенитет которого был ограничен лишь вопросами, отнесенными к компетенции Союза. За РСФСР сохранялось право свободного выхода из Союза.

В процессе государственного строительства в Российской Федерации переход народов России к более высоким формам государственности не ограничивался рамками автономии. Некоторые народы от автономии перешли к созданию своих союзных республик. Впервые такое крупное преобразование было проведено в результате национально-государственного размежевания Средней Азии, когда на месте Туркестанской АССР, Бухарской и Хорезмской советских республик были созданы новые союзные республики - Туркменская и Узбекская, а также некоторые новые автономии. В 1926 году в связи с принятием новой Конституции СССР Казахская и Киргизская автономные республики были преобразованы в союзные.

Важным этапом в государственном строительстве РСФСР стало принятие 21 января 1937 г. новой Конституции РСФСР. Эта Конституция закрепила наличие в составе Федерации 17 автономных республик и 6 автономных областей, которые перечислялись в Конституции, а также, упомянула о наличии национальных округов.

В годы Великой Отечественной войны сталинский тоталитарный режим предпринял ряд репрессивных мер по отношению к целым народам, населяющим Российскую Федерацию, некоторые из которых были обвинены в сотрудничестве с немецко-фашистскими захватчиками. В массовом порядке в восточные районы были депортированы калмыки, балкарцы, чеченцы, ингуши, карачаевцы, крымские татары, турки-месхетинцы, немцы, греки, курды, корейцы и другие народы.

Последовала также ликвидация национальной государственности некоторых из этих народов. В августе 1941 года была ликвидирована автономная республика Немцев Поволжья. В октябре 1943 года упразднена Карачаевская автономная область, в декабре 1943 года - Калмыцкая АССР, в марте 1944 года - Чечено-Ингушская автономная республика, в апреле 1944 года в связи с переселением балкарцев, живущих в Кабардино-Балкарской АССР, она была переименована в Кабардинскую АССР. В июне 1945 года Крымская АССР была преобразована в Крымскую область Российской Федерации.

После XX съезда КПСС репрессированные народы стали восстанавливаться в правах, а государственность многих из них начала возрождаться. В январе 1957 года была создана Калмыцкая автономная область, которая в июле 1958 года преобразовалась в Калмыцкую АССР. В январе 1957 года была восстановлена Чечено-Ингушская АССР. В связи с ее восстановлением ей была передана часть территории Душетского и Казбегского районов из состава Грузинской ССР, а также восстановлена граница между РСФСР и Грузинской ССР, существовавшая до ликвидации Чечено-Ингушской республики. В январе 1957 года Черкесская автономная область была преобразована в Карачаево-Черкесскую автономную область. В январе 1957 года Кабардинская АССР была преобразована в Кабардино-Балкарскую АССР. В 1964 году определенные правовые меры по реабилитации были приняты также в отношении немцев Поволжья и крымских татар. 26 апреля 1991 г. в Российской Федерации был принят закон "О реабилитации репрессированных народов", которым все они были реабилитированы, а репрессивные акты против них признаны незаконными и преступными.

После окончания Великой Отечественной в состав РСФСР на правах автономной области была включена Тувинская народная республика, преобразованная впоследствии (октябрь 1961 г.) в Тувинскую АССР, А также область Петсамо (Печенга), принадлежавшая Финляндии, город Кенигсберг с прилегающими к нему районами (Восточная Пруссия), составившие впоследствии Калининградскую область. В 1945 году Союзу ССР были возвращены Японией земли, ранее принадлежавшие России, - Южный Сахалин и Курильские острова, которые тоже вошли в состав территории РСФСР. Кроме того, в июне 1956 года Карело-Финская ССР была преобразована в Карельскую АССР, которая снова вошла в состав Российской Федерации.

Вместе с тем в послевоенный период происходили и обратные процессы. 26 апреля 1954 г. из состава РСФСР в состав Украинской ССР была передана Крымская область.

Конституция РСФСР 1978 года вновь зафиксировала суверенный статус РСФСР и ее право свободного выхода из СССР. В соответствии с Конституцией в составе Российской Федерации находились 16 автономных республик, 5 автономных областей и 10 автономных округов (так стали называться бывшие национальные округа).

Последовательная демократизация всех сторон жизни страны, ослабление тоталитарного режима усилили стремление союзных республик к обретению подлинной независимости.

Значительным шагом Российской Федерации па этом пути явилась Декларация "О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики", принятая 12 июня 1990 года первым Съездом народных депутатов РСФСР. Она провозгласила государственный суверенитет РСФСР на всей ее территории и заявила о решимости создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР.

Однако жизнь пошла дальше. Стремление всех союзных республик к независимости привело к трагедии - распаду Союза ССР.

Процессы, охватившие союзные республики, вскоре начали развиваться и в национально-государственных образованиях, находящихся в составе Российской Федерации. Одни из них поставили вопрос о предоставлении им статуса суверенных государств, другие - о повышении формы их государственности. В некоторых автономиях усилились сепаратистские настроения, породившие даже требование выхода из состава России (Чечня и др.).

Демократическая волна, вызванная перестройкой и последующими реформами, обострила процессы государственно-правового развития страны в целом и России в частности. Неумение властей найти адекватные политические ответы на этот вызов времени в соединении с нараставшими объективными потребностями в демократизации государственного устройства привели к распаду СССР и "параду суверенитетов" автономных образований РСФСР.

В 1990-1991 гг. большинство автономных республик и многие автономные области России провозгласили себя суверенными государствами в составе РСФСР. В ряде республик (Чечня, Татарстан и др.) сепаратистские силы стали требовать выхода из состава Федерации.

Учитывая все эти процессы, четвертый Съезд народных депутатов России признал необходимым повысить правовой статус всех автономных республик, исключив из их названия слово "автономная". Тем самым было установлено новое официальное наименование этих республик - "республики в составе РСФСР". Наряду с этим правовой статус республик в составе Российской Федерации получили все бывшие автономные области, кроме Еврейской автономной области.

10 апреля 1992 г. в Конституцию Российской Федерации был включен в качестве ее составной части Федеративный договор, подписанный его участниками 31 марта 1992 г. Договором признается суверенитет республик в составе Российской Федерации. Субъектами Российской Федерации были признаны также края, области, автономная область и автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург. Существенно расширены права всех субъектов Российской Федерации. Договором предусмотрено разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов в составе Российской федерации.

4 июня 1992 г. Верховный Совет Российской Федерации своим законом образовал новую республику в составе Российской Федерации - Ингушскую Республику, выделив ее из состава Чечено-Ингушской Республики.

21 апреля 1992 г. шестой Съезд народных депутатов Российской Федерации своим законом внес изменения в официальное название страны. Вместо Российской Советской Федеративной Социалистической Республики она стала называться "Российская Федерация - Россия".

Новая Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г., закрепила федеративное устройство России в составе 89 субъектов, которыми были признаны республики в составе Российской Федерации, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа и которые, как установлено в ст. 5 Конституции, между собой равноправны во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Сегодняшняя Российская Федерация включает 32 весьма неоднородных национальных государства или образования, а 57 субъектов имеют только территориальную основу. В результате можно сделать три важных правовых вывода:

1) Россия не является национальным государством, это многонациональное государство;

2) республики - субъекты Федерации признаются национальными государствами, несмотря на многонациональный состав их населения;

3) русская нация не имеет в составе Российской Федерации полноценной национальной государственности, из чего следует, что русская нация видит воплощение своих национальных интересов в создании многонационального демократического правового государства - Российской Федерации.

 

Вопрос 2. Общая характеристика современного российского федерализма

 

Конституционно-правовой статус Российской Федерации

Правовой статус России определяется Конституцией Российской Федерации, Декларацией о государственном суверенитете РСФСР от 12 нюня 1990 г., Федеративным договором от 31 марта 1992г.

Конституционно-правовой статус Российской Федерации характеризуется тем, что она является суверенным государством, обладающим всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации находятся в ведении органов власти ее субъектов.

Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ст. 1 Конституции).

В настоящее время Российская Федерация — это слож­ная система государственного устройства, сочетающая фе­дерализм, унитаризм и автономию. В ее составе находятся: 21 республика, 9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округов — всего 83 субъекта РФ.

Россия как суверен­ное федеративное государство имеет все государственно-правовые признаки:

     1) Имеет свою Конституцию, которая устанавливает основы конституционного строя государства, взаимоотношений между человеком, гражданином, обществом, государством, форму государственного устройства России и взаимоотношения Федерации с се субъектами, форму правления, взаимоотношения с другими суверенными государствами. Возможность самостоятельно решать все эти вопросы свидетельствует об учредительном характере федеральной государственной власти. Российская Федерация носит конституционно-правовой характер и не может рассматриваться в качестве договорно-конституционной модели федерации.

  2) Территориальное единство (ч. 1 ст. 67 Кон­ституции РФ). Российская Федерация имеет свою территорию, складывающуюся из территории ее субъектов и включающую сушу, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними, которые образуют материальное содержание государственного суверенитета. Территория Российской Федерации является пространственным пределом ее власти, на которую распространяется суверенитет Российской Федерации. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Она определяет статус, режим и осуществляет защиту государственной границы, территориальных вод, воздушного пространства, экономической зоны и континентального шельфа.

   3) Единое федеральное гражданство (ст. 6 Конституции). Вопросы гражданства Российской Федерации регулируются ее Конституцией, Законом Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. "О гражданстве Российской Федерации" с изменениями и дополнениями от 17 июня 1993 г. Российская Федерация определяет основания и процедуру приобретения и прекращения гражданства, административный и судебный порядок обжалования решений по вопросам гражданства; порядок разрешения споров между Федерацией и ее субъектами по вопросам гражданства.

   4) Единая для всей Федерации система органов государственной власти (ст. 11 Конституции). Российская Федерация имеет Президента - главу государства; Федеральное Собрание - представительный и законодательный орган Российской Федерации; Правительство, осуществляющее исполнительную власть Российской Федерации; Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд, осуществляющие высшую судебную власть в Российской Федерации. Систему органов прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор Российской Федерации.

В системе, структуре и процедурах деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти отражена федеральная природа России. Так, в Совет Федерации - одну из палат федерального парламента - входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации.

В ст. 5 Конституции указывается, что федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов.

   5) Единая федеральная система права, которая включает федеральные нормативные правовые акты; нормативные правовые акты государственных органов субъектов Федерации, а также нормативные правовые акты местных органов государственной власти и органов местного самоуправления, некоторые законодательные акты бывшего Союза ССР, если они не противоречат действующему законодательству Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и ратифицированные международные договоры Российской Федерации.

Единство федеральной системы права обеспечивается верховенством Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей ее территории.

   6) Государственная федеральная собствен­ность.

К объектам исключительно федеральной собственности относятся объекты, составляющие основу национального богатства страны; объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов государственной власти и решения общероссийских задач; объекты оборонного производства; объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства, России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства, и прочие объекты.

Статус земли, недр, вод, лесных и других федеральных природных ресурсов определяется по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти ее субъектов.

    7) Единая денежная и кредитная системы.

Денежная система Российской Федерации включает в себя официальную денежную единицу, порядок эмиссии наличных денег, организацию и регулирование денежного обращения. Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами.

   8) Единая систе­ма обеспечения обороны и безопасности государства. Согласно ст. 10 Закона об обороне Вооруженные Силы РФ — государственная военная организация, составляющая основу обороны РФ, которые осуществляют защиту суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации.

Российская Федерация обладает исключительным правом объявлять войну и заключать мир.

   9) Государственный язык. В ст. 68 Конституции РФ установлено, что государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

В Российской Федерации 25 октября 1991 г. принят Закон "О языках народов РСФСР", согласно которому русский язык является основным средством межнационального общения народов Российской Федерации.

Вместе с тем Закон признает равные права народов России на сохранение, развитие и государственную поддержку их языков.

  10) Международная правосубъектность (ст. 79 Конституции) - право внешних сношений с иностранными государствами, реализуя которое она представляет и защищает как интересы всей Российской Федерации в целом, так и интересы каждого ее субъекта. Российская Федерация как суверенное государство в этой сфере обладает абсолютной правосубъектностью.

   11) Государственные символы (ч. 1 ст. 70 Конституции) - Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн, в которых в своеобразной форме выражается государственный суверенитет Российской Федерации.

   12) Российская Федерация имеет свою столицу. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 70), столицей Российской Федерации является город Москва. Статус столицы установлен Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. "О статусе столицы Российской Федерации". Территорией столицы Российской Федерации является территория города Москвы.

   13) Исключительные предметы ведения (полномочия) Российской Федерации, реализуемые органами ее государственной власти. Предмет ведения — это круг вопросов, решаемых высшими органами государственной власти с помощью установленных Консти­туцией и другими законодательными актами полномочий этих органов.

Существуют три юридических способа закрепления раз­личных полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами:

1) закрытые или списочные полномочия;

2) открытые полномочия;

3) остаточные полномочия.

 

Государственный суверенитет Российской Федерации 

Государственный суверенитет можно определить как свойство и способность государства самостоятельно, без вмешательства извне, определять свою внутреннюю и внеш­нюю политику при условии соблюдения прав человека и гражданина, защиты прав национальных меньшинств, со­блюдения норм международного права.

Государственный суверенитет РФ был провозглашен 12 июня 1990 г. путем учреждения Декларации «О государ­ственном суверенитете Российской Федерации».

Выделяют три вида суверенитета:

1) государственный су­веренитет,

2) суверенитет народа,

3) суверенитет нации.

Идеологом теории государственного суверенитета счи­тается французский мыслитель Ж. Боден (1530—1596 гг.). Он связал суверенитет с государственной властью и пред­ставил его в виде свойства государственной власти быть в обществе абсолютной, высшей и независимой силой. Государственный суверенитет рассматривается в двух аспектах: внешнем — как самостоятельность и независи­мость государства на международной арене и внутреннем — как верховенство во всех делах на своей территории.

Понятие народного суверенитета, в обоснование которо­го вложил свой талант французский философ Ж.-Ж. Руссо (1712—1778 гг.), возникло в процессе борьбы против аб­солютистской монархической власти за утверждение прав так называемого «третьего» сословия (буржуазии). Главная идея теории народного суверенитета заключалась в том, что источником государственной власти является не воля властителя (императора, короля и т.п.), а воля народа. Как считал Руссо, суверенитет всегда принадлежит народу и не может быть ограничен никакими законами. Тем самым по­нятие народного суверенитета наполняло новым, демокра­тическим содержанием категорию «государственный суве­ренитет». Это было огромным шагом в понимании природы государственности и поисках путей ее демократического преобразования.

Идеи национального суверенитета возникли в период нарастания освободительной борьбы народов, когда была поставлена под сомнение власть империй и подданные в колониях стали требовать права на самостоятельность и со­ответственно государственность. Суть данной идеи состояла в предоставлении каждому народу возможности создать свое государство. В результате движение за национальный суве­ренитет и его реализация в политико-правовой форме вошли органической частью в общий демократический процесс.

Государ­ственный суверенитет отражает состояние государственной воли народа. Разумеется, что в демократически организо­ванном государстве, охватывающем все население той или иной территории, эта воля должна быть самостоятельной, независимой и верховной.

Государственный суверенитет может быть формальным или ограниченным.

  Формальным суверенитет государства считается тог­да, когда он юридически и политически провозглашается, а фактически, в силу распространения на него влияния дру­гих государств, диктующих свою волю, не осуществляется.

  Ограниченный суверенитет может быть принудитель­ным и добровольным. Принудительное ограничение суве­ренитета может иметь место, например, по отношению к побежденному в войне государству со стороны государств-победителей. Добровольное ограничение суверенитета может допускаться самим государством по взаимной до­говоренности с другими государствами, например ради достижения определенных общих для всех них целей, а также когда го­сударства объединяются в федерацию и передают ей часть своих суверенных прав.

Государственный суверенитет неотчуждаем и неделим, он всегда связан с государством и волей людей, объединен­ных в него.

Государственный суверенитет включает такие осново­полагающие принципы, как единство и неделимость тер­ритории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного государства или заставляет его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интере­сам его народа, то говорят о нарушении его суверенитета.

Любое государство, унитарное или федеративное, об­ладает одним и единственным государственным сувере­нитетом, который формируется волей составляющего его народа (населения, граждан) и реализуется механизмом соответствующей государственной власти. Внутригосудар­ственные образования не могут обладать государственным суверенитетом.

 

Вопрос  3. Особенности правового статуса субъектов Российской Федерации

 

Виды субъектов РФ

Российская Федерация — яркий пример ассиметричной федерации. Субъектный состав Российского государства не только один из самых многочисленных в мире, но и самый разнообразный по видам.

Субъект Федерации — это ограниченно правоспособное образование, имеющее черты государственности, входящее в единое федеративное госу­дарство.

Федеративные государства могут строиться на двух основных принципах: территориальном и национальном. В зависимости от того, какой принцип положен в основу федерации, определяется правовой статус ее субъекта.

Территориальный принцип предполагает, что субъектами федерации являются определенные территории, разграни­ченные независимо от национальной принадлежности про­живающего там населения.

Национальный принцип построения федерации преду­сматривает наличие на данной территории титульной на­циональности, дающей название субъекту.

Российская Федерация — это федерация смешанного типа, субъекты которой организованы как по национально­му, так и по территориальному признаку.

Три вида субъек­тов РФ организованы по национальному признаку. Это — республики в составе Российской Федерации, автономные округа и автономная область.

Другие три вида — края, об­ласти и города федерального значения — сформированы по территориальному признаку.

Субъекты РФ различаются по юридической приро­де и по особенностям конституционно-правового статуса. По этим критериям выделяют три группы субъектов.

    Первую группу образует 21 республика в составе Рос­сийской Федерации.

   Вторую группу субъектов РФ составляют края, обла­сти и города федерального значения (г. Москва и г. Санкт- Петербург). Статус этих субъектов РФ определяется Кон­ституцией РФ, федеральными законами и уставами со­ответствующих субъектов.

   Третью группу субъектов РФ образуют автономная об­ласть и автономные округа. Существенной особенностью автономных образований (кроме Еврейской автономной области и Чукотского автономного округа) является факт их вхождения в состав края или области.

Республика в составе Российской Федерации - это демократическое унитарное правовое государство, которое является субъектом Российской Федерации и строит с ней отношения на основе Конституции Российской Федерации, Федеративного договора и двусторонних договоров и соглашений.

Края, области и города федерального значения не являясь государствами, не имеют своих конституций, гражданства, на их территории употребляется общефедеральный го­сударственный язык - русский. В то же время как равноправные субъекты Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по пред­метам совместного ведения Федерации и ее субъектов они обладают всей полнотой госу­дарственной власти.

Автономия в Российской Федерации - это самостоятельное осуществление госу­дарственной власти национально-государственными образованиями в пределах компетен­ции, устанавливаемой федеральными органами государственной власти при участии соот­ветствующей автономной единицы.

Автономный округ — национальное государственное об­разование, отличающееся особым национальным составом и бытом населения, является формой национальной государственности малых народностей и эт­нических групп Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Вос­тока. Особенностью автономных округов является большая территория при небольшой численности населения.

 

Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации

Административно-территориальное устройство государства - это разделение его территории на определенные части, в соответствии с которыми строится система местных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Такие части принято называть административно-территориальными единицами.

Действующая в настоящее время в субъектах Российской Федерации система административно-территориальных единиц сложилась в основном в годы советской власти, когда созданное еще Екатериной II административно-территориальное деление Российской империи (губерния - уезд - волость) было постепенно заменено новыми административно-территориальными единицами, которыми стали в Российской Федерации область (край) - округ - район, а затем (после ликвидации округа) область (край) - район.

Административно-территориальное устройство является атрибутом любого государства. Однако если унитарное государство само делится на административно-территориальные единицы, то в федеративном государстве такое деление имеют лишь субъекты Федерации.

Федерация представляет собой юридически единое со­юзное государство, в состав которого входят определенные государства или государственные образования, обладающие властью и полномочиями в решении тех вопросов, которые не входят в компетенцию федеральной власти.

Образование федераций возможно на основе трех прин­ципов: национального (Югославия), территориального (США, ФРГ), смешанного (Россия, содержит субъекты, образованные как по национальному, так и по территори­альному принципу).

Административно-территориальное устройство - это разделение территории уни­тарного государства или территории субъекта федеративного государства на определен­ные части, в соответствии с которым строится система местных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Структурные части (элементы) административно-территориального устройства на­зывают административно-территориальными единицами. Они не обладают политической самостоятельностью и находятся в определенном соподчинении между собой.

Вне зависимости от наименования в субъ­ектах РФ можно выделить следующие основные виды административно-территориальных единиц.

Район. На них делятся республики, края, области, авто­номная область и автономные округа. В учредительных до­кументах субъекта (конституция, устав) содержится либо перечень районов, либо устанавливается общий принцип решения вопросов административно-территориального деления. В зависимости от национального состава субъ­екта в соответствующих статьях Конституции может со­держаться право субъекта образовывать национальные административно-территориальные единицы (например, ст. 44 Конституции Республики Карелия). Район является территориальной основой для организации органов власти для управления преимущественно сельскохозяйственным производством.

Город. В городах сосредоточены в основном промыш­ленные предприятия, учреждения социально-бытового характера и т.д. В зависимости от подчиненности, числен­ности населения, экономического потенциала, перспектив развития и других критериев существуют города республи­канского подчинения, краевого, областного, окружного зна­чения, города районного значения.

Городской район — часть города, низовая администра­тивно-территориальная единица. На городские районы делятся наиболее крупные города с большим количеством населения, обширной территорией, высоким уровнем соци­ально-экономического развития. Как правило, на районы делятся города с населением свыше 100 тыс. человек.

Поселок — это населенный пункт, расположенный вне городской черты, но население которого не занимается сельскохозяйственным трудом как основным видом трудо­вой деятельности. Поселки классифицируются на рабочие, курортные, дачные.

Село создается на базе поселения, большинство жителей которого занимается сельскохозяйственным трудом.

Как установлено в ст. 131 Конституции РФ, именно в городских и сельских поселениях осуществляется мест­ное самоуправление.

На территории некоторых субъектов предусмотрена воз­можность создания национальных районов для компактно проживающих групп. Такие районы, например, образованы в Алтайском крае и Омской области.

В Российской Федерации административно-территориальное деление ее субъектов осуществляется на основе ряда принципов.

Экономический, требующий при образовании административно-территориальных единиц учета особенностей хозяйственного профиля, направления развития хозяйства, ко­личества и плотности населения, наличия центров его экономических интересов и состоя­ния путей сообщения.

Национальный, предполагающий всесторонний учет национального состава насе­ления и его особенностей при создании и изменении административно-территориальных единиц. Реализация национального принципа направлена на социально-культурное разви­тие малочисленных наций и народностей Российской Федерации.

Максимальное приближение к населению государственного аппарата и местного само­управления. Оно позволяет этим органам лучше знать и удовлетворять по­вседневные нужды и запросы населения, опираться на его помощь.

Конституции и уставы субъектов Российской Федерации устанавливают базовые и первичные административно-территориальные единицы. К базовым относятся районы и города республиканского, областного (краевого) подчинения, к первичным - города рай­онного подчинения, районы в городах, поселки, сельские поселения.

Кроме перечисленных административно-территориальных единиц на территории Российской Федерации созданы и другие административно-территориальные единицы -  административный округ, муниципальный район, микрорайоны (поселения), национальные районы (немецкие национальные районы в Алтайском крае и в Омской области), закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО) и др.

 

Конституционные основы равноправия субъектов РФ

Основным отличием государств с федеративной фор­мой государственного устройства от унитарных является наличие субъектов федерации. Разнообразие субъектов Российской Федерации отражает определенные исторические, этнические, особенно­сти национального состава, юриди­ческие различия между ними.

До 1 декабря 2005 г. в соответствии со ст. 65 Конститу­ции РФ в Российской Федерации было 89 субъектов, в том числе 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города феде­рального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов. В настоящее время идет процесс федеративного обновления России, который выражается в объединении субъектов РФ.

На основании проведенных референдумов состоялись объединения:

= Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа, в результате с 1 декабря 2005 г. образовался новый субъект РФ — Пермский край;

= Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автоном­ного округа, в результате с 1 января 2007 г. образовался новый субъект РФ — Красноярский край;

= Камчатской области и Корякского автономного окру­га, в результате с 1 июля 2007 г. в Российской Федерации образован новый субъект — Камчатский край;

= Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, в результате с 1 января 2008 г. в Рос­сийской Федерации образовывается новый субъект — Ир­кутская область;

= Читинской области и Агинского Бурятского автоном­ного округа, в результате с 1 марта 2008 г. в Российской Федерации образовывается новый субъект — Забайкаль­ский край.

На 1 января 2009 г. Россия состоит из 83 субъектов: 26 на­циональных (21 республика, четыре автономных округа, одна автономная область) и 57 территориальных (девять краев, 46 областей, два города федерального значения). Все эти шесть видов субъектов РФ предусмотрены в ст. 5 Кон­ституции РФ.

Формально различаясь, субъекты РФ в конституцион­ном отношении равноправны. Это отражает само объеди­няющее их новое конституционное понятие «субъект Рос­сийской Федерации», впервые появившееся в Конституции РФ 1993 г.

Российское законодательство не содержит определения субъекта РФ и его конституционно-правового статуса. Исходя из смысла конституционных норм субъект РФ — это государственно-территориальное об­разование, входящее в состав единого федеративного госу­дарства и обладающее конституционно гарантированными правами по осуществлению государственной власти на со­ответствующей территории.

В ч. 1 ст. 5 Конституции РФ закреплен принцип равно­правия субъектов РФ, которое существует независимо от их вида, территории, численности населения, уровня экономи­ческого и социального развития. Равноправие как принцип российского федерализма закреплено в трех значениях:

- равноправие субъектов РФ,

- равноправие во взаимоотношениях субъектов РФ с органами государственной власти РФ,

- равноправие народов Российской Федерации.

Однако принцип равноправия субъектов РФ, закреплен­ный в Российской Конституции, не является абсолютным: республики в составе Рос­сийской Федерации признаются государствами (республики наделяются особыми правами: принимать конституцию, иметь свой государствен­ный язык и др.), а остальные субъекты РФ таковыми не называются.

 

Принципы и элементы конституционно-правового статуса субъектов России

Конституционно-правовой статус субъектов РФ постро­ен на основе ряда конституционных принципов, предопре­деляющих его сущность и содержание:

- ограниченность статуса субъектов РФ государствен­ным суверенитетом России;

- равноправие субъектов РФ;

- разграничение предметов ведения и полномочий меж­ду Российской Федерацией и ее субъектами;

- государственная целостность и единство системы го­сударственной власти в Российской Федерации.

Правовой статус субъектов РФ устанавливается феде­ральными и региональными учредительными актами.

Несмотря на то, что субъекты РФ несуверенны по свое­му статусу, они обладают общими основными элементами государственности, к которым относятся:

   1. Наличие территории субъекта РФ. Каждый субъект РФ обладает собственной территорией, которая является неотъемлемой частью территории РФ (ч. 1 ст. 67 Консти­туции РФ).

   2. Наличие собственной правовой базы. По предметам со­вместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ региональные органы государственной власти принимают собственные законы и иные нормативные правовые акты.

   3. Наличие предметов ведения и полномочий. Каждый субъект РФ имеет собственные предметы ведения и полно­мочия, а также полномочия в сфере совместного ведения

   4. Право устанавливать систему и структуру собствен­ных органов государственной власти и определять их компе­тенцию. Система этих органов устанавливается субъектами РФ в соответствии с основа­ми конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным за­коном (ст. 77 Конституции РФ).

   5. Наличие государственных символов и столицы (адми­нистративного центра). Каждый субъект РФ вправе иметь свою государственную символику: флаг, герб, гимн, а также столицу (центр) субъекта РФ. Эти государственные сим­волы отражают исторические, культурные, национальные и иные особенности субъекта РФ.

    6. Право на наименование. Каждый субъект РФ вправе самостоятельно решить вопрос о его наименовании. В слу­чае изменения его новое наименование подлежит включе­нию в ст. 65 Конституции РФ (ч. 2 ст. 137 Конституции РФ). До определения процедуры внесения изменений в ст. 65 Конституции РФ свое наименование изменили следующие республики: Республика Горный Алтай была переименована в Республику Алтай, Марийская Республика — в Республи­ку Марий Эл, Чувашская Республика — в Чаваш Республи­ку, Якутская Республика — в Республику Саха (Якутия). После 28 ноября 1995 г. в ст. 65 Конституции РФ было включено новое наименование трех субъектов РФ: Ингуш­ская Республика стала Республикой Ингушетия, Респуб­лика Северная Осетия — Республикой Северная Осетия-Алания, Республика Калмыкия — Хальмг Тангч приобрела наименование Республика Калмыкия, в 2001 г. — изменила свое название Чувашия, а в 2003 г. — Ханты-Мансийский автономный округ.

 

Разграничение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами 

Согласно ч. 3 ст. 5 Конституции РФ разграничение пред­метов ведения и полномочий между органами государствен­ной власти РФ и органами государственной власти субъ­ектов РФ является одним из конституционных принципов российского федерализма.

Предмет ведения субъекта РФ — сфера общественных отношений, регулирование которых отнесено Конституци­ей РФ к компетенции субъектов РФ.

Существуют два основных способа регулирования от­ношений между Российской Федерацией и ее субъектами: конституционно-правовой и договорный.

Конституционно-правовой способ разграничения пред­метов ведения и полномочий между Российской Федера­цией и субъектами РФ заключается в том, что именно в Конституции РФ устанавливаются перечни предметов ве­дения и полномочий Российской Федерации, совместного ведения России и ее субъектов и исключительного ведения субъектов РФ.

В ст. 71 и 72 Конституции РФ содержится закрытый пе­речень предметов ведения Российской Федерации и пред­метов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, который может быть изменен только в порядке, предусмотренном для внесения поправок в Конституцию РФ. Согласно ст. 73 Конституции РФ остальные предметы ве­дения отнесены полностью к ведению субъектов РФ, т.е. ис­пользован остаточный принцип определения полномочий.

Правовое регулирование по предметам ведения Россий­ской Федерации осуществляется федеральными конститу­ционными законами и федеральными законами, имеющими прямое действие на всей территории РФ.

Предметы ведения и полномочия Российской Федерации, закрепленные в 18 пунктах ст. 71 Конституции РФ, услов­но можно разделить на следующие группы:

1. Государственного строительства или учредительные.

2. Законодательные и правоохранительные.

3. Социально-экономические.

4. Обороноспособность.

5. Внешнеполитические и внешнеэкономические.

6. По конкретизации статуса личности (гос. награды, гражданство, амнистия и  др.).

По вопросам, отнесенным ч. 1 ст. 72 Конституции РФ к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, издаются два вида федеральных законов:

1) федеральные законы, определяющие основы (общие принципы) правового регулирования;

2) федеральные законы, направленные на реализацию полномочий федеральных органов государственной власти.

К предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, установленным в 14 пунктах ст. 72 Консти­туции РФ, относятся:

  1. Учредительные (установление общих принципов орга­низации системы органов государственной власти и местно­го самоуправления, обеспечение соответствия конституций и законов субъектов Конститу­ции РФ и федеральным законам и др.).

  2. Правозащитные и правоохранительные (защита прав и свобод человека и гражданина, законность, обще­ственная безопасность, борьба с катастрофами, эпиде­миями, охрана окружающей среды и др.).

  3. Законодательные (административное, административ­но-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земель­ное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды).

  4. Социально-экономические (разграничение государ­ственной собственности, образование, здравоохранение, социальная защита и др.).

  5. Внешнеполитические (международные связи субъектов и др.).

Договорный способ разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерации и ее субъектами (ч. 3 ст. И Конституции РФ). Общие принципы и порядок заключения договоров о разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъекта РФ закреплены в ст. 26.7 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных ор­ганов государственной власти субъектов Российской Феде­рации». Согласно положениям данного Закона заключение договоров о разграничении полномочий допускается только в одном случае: если это обусловлено экономическими, гео­графическими и иными особенностями субъекта РФ.

Закон предусматривает досрочное прекращение дей­ствия договора о разграничении полномочий, которое воз­можно по двум основаниям:

- по взаимному согласию сторон;

- по решению суда.

Помимо двусторонних договоров о разграничении пол­номочий могут заключаться соглашения о передаче части полномочий федеральных органов исполнительной власти исполнительным органам государственной власти субъекта РФ и наоборот. Передача полномочий в обоих случаях не должна противоречить Конституции РФ, федеральным за­конам, а также конституции (уставу), законам и иным нор­мативным правовым актам субъекта РФ.

Федеральные органы исполнительной власти, передав­шие путем заключения соглашений осуществление части своих полномочий соответствующим исполнительным органам власти субъекта РФ, контролируют соблюдение условий этих соглашений и несут ответственность за ненад­лежащее осуществление части переданных полномочий.

 

Федеральные округа как административное образование

Организация исполнительной власти в федеративном государстве - сложный вопрос. Органы этой власти не могут составлять жесткую вертикаль, ибо это ведет к фактическому унитаризму и парализует инициативу субъектов Федерации. Но исполнительная власть Федерации и субъектов не должны действовать разрозненно - в таком случае эффективность решения многих проблем будет недостижима.

По своей природе федеральный округ является административным образованием, охватывающим территорию нескольких субъектов РФ. Создание округов не затрагивает конституционных основ федерализма и не ущемляет конституционно-правовой статус субъектов РФ. В рамках федерального округа организуется работа по реализации основных направлений внутренней и внешней политики государства, проводится контроль за исполнением решений федеральных органов государственной власти. Одной из основных мер, направленных на решение основных задач государственного управления, явилось создание федеральных округов. Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в феде­ральном округе» в Российской Федерации образованы:

   1. Центральный федеральный округ. В него вошли обла­сти: Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбов­ская, Тверская, Тульская, Ярославская, г. Москва.

Центр федерального округа — г. Москва.

   2. Северо-Западный федеральный округ: Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская область, Во­логодская область, Калининградская область, Ленинград­ская область, Мурманская область, Новгородская область, Псковская область, г. Санкт-Петербург, Ненецкий автоном­ный округ.

Центр федерального округа — г. Санкт-Петербург.

   3. Южный федеральный округ: Республика Адыгея (Адыгея), Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия — Алания, Чеченская Республика, Краснодарский край, Ставропольский край, Астраханская область, Волго­градская область, Ростовская область.

Центр федерального округа — г. Ростов-на-Дону.

   4. Приволжский федеральный округ: Республика Баш­кортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан (Татарстан), Удмуртская Республи­ка, Чувашская Республика — Чувашия, Кировская область, Нижегородская область, Оренбургская область, Пензенская область, Пермский край, Самарская область, Саратовская область, Ульяновская область.

Центр федерального округа — г. Нижний Новгород.

   5. Уральский федеральный округ: Курганская область, Свердловская область, Тюменская область, Челябинская область, Ханты-Мансийский Автономный округ — Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Центр федерального округа — г. Екатеринбург.

  6. Сибирский федеральный округ: Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хака­сия, Алтайский край, Красноярский край, Иркутская об­ласть, Кемеровская область, Новосибирская область, Ом­ская область, Томская область, Забайкальский край.

Центр федерального округа — г. Новосибирск.

   7. Дальневосточный федеральный округ: Республи­ка Саха (Якутия), Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Камчатский край, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Чу­котский автономный округ.

Центр федерального округа — г. Хабаровск.

В 2007—2008 гг. в связи с конституционным закрепле­нием образования новых субъектов Российской Федера­ции произошли изменения в перечне субъектов, входящих в Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточ­ный федеральные округа.

В 2010 г. был образован Северо-Кавказский феде­ральный округ, в состав которого вошел ряд территорий из состава Южного федерального округа. В соответствии с Указом Президента РФ от 19 января 2010 г. № 82 раздел территории произошел следующим образом:

   1. Южный федеральный округ: Республика Адыгея (Адыгея), Республика Калмыкия, Краснодарский край, Астраханская область, Волгоградская область, Ростовская область.

Центр федерального округа — г. Ростов-на-Дону.

   2. Северо-Кавказский федеральный округ: Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Респуб­лика Северная Осетия — Алания, Чеченская Республика, Ставропольский край.

Центр федерального округа — г. Пятигорск.

Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 было утверждено Положение о полномочном представителе Пре­зидента РФ в федеральном округе.

Полномочный представитель не наделен властными полномочиями, но он обеспечивает реализацию Президентом РФ своих конституционных полномочий. Отсюда - его большие права и широкие организационные полномочия. Полномочный представитель обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, анализирует эффективность деятельности правоохранительных органов, организует взаимодействие федеральных органов с органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, политическими партиями, общественными и религиозными объединениями.

Полномочный представитель Президента РФ в феде­ральном округе является должностным лицом, представ­ляющим главу государства в пределах соответствующего федерального округа, которое обеспечивает реализацию его конституционных полномочий в пределах округа. Полномочный представитель назначается и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Руково­дителя Администрации Президента. Полномочный пред­ставитель непосредственно подчиняется главе государства и подотчетен ему на срок, определяемый Президентом РФ, но не превышающий срока полномочий последнего.

Непосредственное обеспечение деятельности полномочного представителя осуществляет аппарат, являющийся самостоятельным подразделением Администрации Президента РФ. В состав аппарата входит окружная инспекция Главного контрольного управления Президента РФ.

Правительством РФ разработана схема размещения территориальных федеральных органов исполнительной власти. Окружные подразделения созданы Министерством внутренних дел, федеральной службой безопасности, Генеральной прокуратурой и др.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!