Лекция № 1 «Государство как социальное образование»

Вопрос № 1.  Истоки происхождения государства

 

Общественная организация первобытнообщинного строя

Как известно, государство и право существовали не всегда, а появ­ляются лишь на определенной ступени развития общества. Под обществом в первом слу­чае понимается определенная группа людей, объединившихся для общения и совместной деятельности; во втором случае — определенный этап исторического развития; в третьем — население конкретной страны.

Общество — это обособившаяся от природы часть матери­ального мира, состоящая из индивидов, осознающих необходи­мость взаимодействия между собой, имеющих постоянные об­щие потребности и интересы, которые могут быть удовлетво­рены только их совместными усилиями.

Элементами-признаками общества являются:

а) обособившиеся от природы индивиды, наделенные волей и сознанием;

б) постоянные интересы, связывающие всех членов общества;

в) совместное удовлетворение интересов (потребностей) чле­нов общества и понимание последними необходимости взаимодействия друг с другом;

г) регулирование поведения членов общества через установ­ление самим обществом общеобязательных для всех его членов правил поведения;

д) наличие организованной силы (власти), способной обес­печить обществу внутренний порядок и внешнюю безопасность.

Обществу присущи различные формы организации: на первобыт­нообщинной стадии — родоплеменная, позже — политическая. По­литической форме общественной организации всегда соответствуют государство, обладающее аппаратом управления, законы и учрежде­ния, контролирующие их исполнение.

Основой общественной организации первобытнообщинного строя был род, который представлял собой объединение людей, на­ходящихся в кровнородственных отношениях между собой. Род воз­главлял совет — демократическое собрание всех взрослых членов рода, мужчин и женщин, обладавших равным правом голоса, кото­рый выбирал своего старейшину. Должность эта была не только выборной, но и сменяемой: как только появлялся более сильный (на ранних ступенях развития), более умный, опытный человек (на последующих стадиях), он заменял старей­шину. Особых противоречий при этом не возникало, поскольку, с одной стороны, ни один человек не отделял себя (и своих интересов) от рода, а с другой — должность старейшины не давала никаких привилегий (кроме уважения): он работал вместе со всеми и получал свою долю, как и все. Власть старейшины основывалась исключительно на его авторитете, уважении к не­му других членов рода.

По мере развития первоначально род разрастался и распадался на несколько дочерних родов, по отношению к которым первона­чальный род выступает как фратрия. Объединения родов образовы­вали племена. Укрупнение общественных структур было выгодно общес­тву: оно позволяло более эффективно противостоять силам природы, использовать более совершенные приемы труда (на­пример, охоту загоном), успешнее отражать агрессию соседей и самим нападать на них: происходило поглощение более сла­бых, необъединенных.

Отношения между членами первобытного общества регулировались особыми правилами поведения — обычаями. Обычаи выражали инте­ресы всех членов общества и закрепляли их равенство между собой.

Эти правила закрепляют на основе накопленного опыта наиболее рациональ­ные, выгодные для рода и племени отношения людей, формы их поведения, определенную соподчиненность в коллективах и т.п. Возникают устойчивые обычаи, которые передаются из поколе­ния в поколение и соблюдаются в подавляющем большинстве добровольно, в силу привычки.

Ученые считают, что к возникновению государства привели: три крупных общественных разделения труда (отделение скотоводства от земледелия; отделение ремесел; появление купцов), появление частной собственности и раскол общества на антагонис­тические классы.

На основе этого часто основными причинами появления государства ученые называют следую­щие:

    1. необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением. Это усложнение, в свою очередь, было связано с развитием производства, появлением новых от­раслей, разделением труда, изменением условий распределе­ния общественного продукта, обособлением социальных струк­тур, их укрупнением, ростом численности населения, прожива­ющего   на  определенной  территории  и  т.п.   Старый   аппарат управления не мог обеспечить успешного руководства этими процессами;
   2. необходимость организации крупных общественных работ, объединения в этих целях больших масс людей. Это особенно проявлялось в тех регионах,  где  основой производства было поливное земледелие, которое требовало строительства кана­лов, водоподъемников, поддержания их в рабочем состоянии и т.п.;
   3. необходимость  подавления  сопротивления эксплуатируе­мых. Происходившие при разложении первобытного общества процессы с неизбежностью приводили к разделению общества, к появлению богатых и бедных, к возникновению эксплуатации меньшинством большинства,  а  вместе  с  тем —  к  появлению социальных антагонизмов и сопротивления той части общества, которая подвергалась эксплуатации;
  4. необходимость поддержания в обществе порядка, обес­печивающего функционирование общественного производства, социальную устойчивость общества,  его стабильность,  в том числе и по отношению к внешнему воздействию соседних госу­дарств или племен. Это обеспечивалось, в частности, поддержа­нием правопорядка, применением различных мер, в том числе и принудительных, для того чтобы все члены общества соблюда­ли нормы зарождающегося права, в том числе и те, которые воспринимались ими как не отвечающие их интересам, неспра­ведливые;
  5. необходимость  ведения  войн, как оборонительных, так и захватнических. Происходившее накопление общественных бо­гатств  приводило  к тому,  что  стало  выгодным  жить за  счет грабежа соседей,  захватывая ценности,  скот,  рабов,  облагая соседей данью, порабощая их. В плане подготовки и ведения воин государство обладает значительно большими возможнос­тями,  чем  первобытное общество.  Поэтому появление какого-либо государства неизбежно приводило к тому, что его соседи порабощались или в свою очередь организовывались как государства.

В большинстве случаев указанные выше причины действовали совокупно, в различных сочетаниях. При этом в разных условиях (исторических, социальных, географических, природных, демо­графических и иных) главными, решающими могли становиться различные из указанных причин.

 

Специфические формы возникновения государства у разных народов

Переход к государству совершался в различных исторических фор­мах. Первые известные человечеству государства возникли от 6 до 2 тысяч лет назад в различных геогра­фических регионах независимо друг от друга (как правило, в долинах крупных рек) и стали центрами самостоятель­ных культурных цивилизаций.

На Востоке наибольшее распространение получила такая форма, как «азиатский способ производства» (Египет, Вавилон, Китай и т.п.). Здесь устойчивыми оказались социально-экономические структуры ро­дового строя — земельная община, коллективная собственность и др.

Афины — классическая форма возникновения государства вслед­ствие развития и обострения противоречий внутри родового строя.

Римское государство, напротив, возникло не из внутренних про­тиворечий, а в результате борьбы между патрициями — членами пат­рицианского рода и пришельцами — плебеями.

Германская форма возникновения государства также не являлась классической, т.к. связана с завоеванием чужих территорий, для гос­подства над которыми родовая организация не была приспособлена.

Ученые отмечают особенности возникновения государства у древнегерманских племен. Процесс появления государства здесь был ускорен завоеванием франками значительных территорий Римской империи, которое со всей очевидностью по­казало неспособность родоплеменного строя обеспечить господ­ство на большой территории и необходимость создания госу­дарственных административно-территориальных структур. Следует отметить, что данная фор­ма возникновения государства не была исключительной: таким же путем появилось государство в Древней Руси, в Ирландии и некоторых других странах Европы.

Таким образом, типичным был путь возникновения госу­дарства на Древнем Востоке, а появление рабовладельческих (Древние Греция и Рим) и феодальных государств (германцы и славяне) представляло собой уникальное явление.

Важнейшей закономерностью процесса возникновения го­сударства является неравномерность развития государственно­сти у различных народов. Первые государства складывались там, где существовали более благоприятные условия для срав­нительно быстрого роста общественного производства (Ближ­ний Восток, долины рек Инда и Янцзы, Мезоамерика, Перу и др.). Эти зоны были центрами классообразования, в дальней­шем распространяя свое влияние на сопредельные их терри­тории и общества. Таким образом, решающее значение для времени и места появления первых государств имел географи­ческий фактор.

Большинство ученых отмечают наиболее характерными первыми государствами:

~ Древний Египет;

~ осударства древней Месопотамии (Междуречье Тигра и Евфрата);

~ Шумер и Аккад;

~ Ассирия;

~ Вавилон;

~ государства долин Инда и Ганга (территория Индии);

~ Древний Китай;

~ древнегреческие полисы;

~  Древний Рим;

~ государства коренных народов Америки (майя, инки, ацтеки).

В настоящее время среди теоретиков государства и права нет единства по вопросу о причинах происхождения государ­ства. Сохраняется мнение отдельных ученых в отношении государства как орудия подавления, машины насилия над народом. Можно встретить позицию рассмотрения государства как собственности политических сил или отдельных лиц, владеющих на данном историческом этапе властью. Другие придерживаются мнения, что государство является инструментом способным принести человеку добро и, следовательно, является структурой благоденствия. Подходы к возникновению и значению государства формировались на протяжении веков, на различных исторических этапах оценка государства была различная. Это закономерно, поскольку существует много теорий возникновения государства.

Различие взглядов на возникнове­ние государства связано с тем, что:

   • возникновение государства само по себе сложный и длительный процесс, который нельзя объяснить, опираясь лишь на какую-либо одну точку зрения;

   • данный процесс (первоначально возникновение госу­дарства) происходил тысячелетия тому назад, и его трудно детально изучить в силу его исторической удаленности;

   • влияние эпохи на авторов теорий (каждая эпоха (цер­ковное господство в средние века (теологическая), заро­ждение капитализма, современная и др.) откладывала от­печаток как на всеобщее мировоззрения, так и на авторов теорий о происхождении государства, т. к. они жили в кон­кретное историческое время и в конкретном обществе);

   • нельзя игнорировать субъективный фактор - личные убеждения авторов теорий, особенности их профессио­нального и личностного мировоззрения.

 

Вопрос № 2. Разнообразие путей возникновения государства

Изучая историю происхождения  государства в различных регионах мира, ученые пришли к выводу, что на востоке и на западе образование государства шло различно. Это дало основание говорить о восточном (азиатском) и западном (европейском) пути его возникновения:

 

Восточный (азиатский) путь возникновения государства 

Научные поиски в области археологии, этнической и политической антропологии, проведенные в XX столетии, свидетельствуют о том, что первые признаки государственности появились не в Европе, а на Азиатском континенте (нынешний Ирак, Китай и т.д.). Первые государства возникли около 5 тыс. лет назад в долинах крупных рек: Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Янцзы и др., т. е. в зонах поливного земледелия.

 В этих климатичес­ких зонах для успешного земледелия необходимо было созда­ние больших ирригационных сооружений (каналов, дамб, во­доподъемников и т. п.) для искусственного орошения. Объем и сложность работ по созданию таких сооружений были велики и существен­но превышали возможности отдельно взятых родоплеменных образований. Последнее и предопределило необходимость их объединения под единым началом.

Вместе с тем все это обусловило сохранение сельскохозяйственных общин и соответственно общественной формы собственности на основное средство производства — землю. Поскольку, как и прежде, все произведенное обобществляется, а затем перераспределяется, и это перерасп­ределение осуществляется вождями и старейшинами (к которым позднее присоединяются служители культа), то именно в их руках оседает и скапливается общественное достояние.

Возникают родоплеменная знать и такое социальное явление, как «власть-собственность», доля родоплеменной знати при распределении общественного продукта увеличивается. Уп­равлять становится выгодным.

Вместе с зависимос­тью населения от вождей и старейшин «по должности» появляется и экономическая зависимость, а «выборность» этих лиц становится все более формальной. Это приводит к дальнейшему закреплению должностей за определен­ными лицами, а потом к появлению наследования должностей.

Постепенно родоплеменная знать превращается в обособлен­ную социальную группу (класс, сословие, касту), осуществляю­щую управление, которая все более отделяется от остальных членов общества, приобретает собственные, не совпадающие с обществом интересы. На основе отправления какой-либо обществен­ной функции, общественной должности возникает политическое гос­подство родоплеменной знати. В той мере, в какой удава­лось, общинное «чиновничество» постепенно превращалось в привилегированную замкнутую социальную прослойку — важ­нейший элемент складывающегося аппарата государственной власти.

Нередко административные функции совме­щались с культовыми, что придавало им особый авторитет.

Следовательно, одной из главных предпосылок как государствообразование, так и образования классов «по восточному типу» было использование властвующими слоями и группами сложившегося аппарата управления, контроля над экономичес­кими, политическими и военными функциями.

На Востоке узур­пировались не сами средства производства, а управление ими.  Государственный аппарат возник из аппарата управления родоплеменными объединениями. В результате возникает структура, сходная с пирамидой: на­верху (вместо вождя) — неограниченный монарх, деспот; ниже (вместо совета старейшин и вождей) — его ближайшие совет­ники, визири; далее — чиновники более низкого ранга и т.д., а в основании пирамиды — сельскохозяйственные общины, по­степенно потерявшие родовой характер.

Следует указать и на то, что восточное общество было за­стойным, стагнационным: на протяжении веков, а иногда и тыся­челетий, оно практически не развивалось. Так, государство в Ки­тае возникло на несколько веков раньше, чем в Европе (в Греции и Риме). Хотя в Китае имели место существенные социальные потрясения (иностранные завоевания, крестьянские восстания, в том числе и победоносные и т.п.), однако они приводили лишь к смене царствующих династий, само же общество вплоть до начала XX в. оставалось в основном неизменным.

Восточные государства имеют много общего:

   » они основаны на  государственной и общественной соб­ственности  на  основные средства  производства  (землю),  что определяет разделение общества по иным, чем в Европе, при­знакам: не по наличию у того или иного субъекта собственности, а по его положению в иерархической государственной системе;

   » эти  государства  обладают мощным  чиновничьим бюро­кратическим аппаратом, который является фактически собствен­ником средств производства;

   » были абсолютными монархиями, деспотиями; государственный аппарат строго централизован, во главе его находится абсолютный монарх, олицетворяющий само госу­дарство и одновременно являющийся воплощением Бога на зем­ле или верховным жрецом;

   » правовые системы таких государств в большинстве нераз­виты и, равно как и государственная власть, имеют «божествен­ную основу»,  закреплены  в  религиозно-нравственных догмах и  нередко   поддерживаются  традициями,   «культом   предков» и т.п.;

  » подобные государства, как и восточное общество в целом, имеют застойный характер, очень медленно изменяются в ходе исторического развития.

Восточный путь возникновения государства представлял собой плавный переход, перерастание первобытного, родоплеменного общества в государство.

Восточные государства в некоторых своих чертах существен­но отличались друг от друга. В одних, как в Китае, рабство носило домашний, семейный характер. В других, как в Египте, было много рабов, которые наряду с общинниками  вносили значительный вклад в экономику. Однако, в отличие от европей­ского, античного рабства, основанного на частной собственнос­ти, в Египте рабы в подавляющем большинстве были собствен­ностью государства (фараона) или храмов.

Можно определить главные характеристики азиатского (восточного) пути:

   - возникновение из родоплеменной знати (трансформа­ция знати). Вождь, старейшины становятся непосредст­венно государством, когда появляются силовые структу­ры, естественные пути возникновения;

   - экономическая основа - общественная и государственная собственность;

   - политическое господство основывается не на богатст­ве, а на занимаемой должности;

   - чиновничий аппарат складывается до появления част­ной собственности, резервные фонды с продуктами тре­бовали следящих за ними чиновников.

 

Западный (европейский) путь возникновения государства 

В отличие от восточного пути, имевшего универсальный харак­тер, западный путь был явлением своего рода уникальным, скорее, исключением из общего правила. Однако надо иметь в виду, что именно западное общество стало «локомотивом истории», именно европейские государства в короткий истори­ческий срок обогнали значительно раньше возникшие восточные и  в  решающей  степени  определили  весь  ход  человеческого прогресса.

Ведущим государствообразующим фактором на территории Европы было классовое разделение общества. Современная юридическая наука считает, что данный фактор характерен только Европейским государствам. Это обусловливалось тем, что здесь на стадии протогосударства (чифдома), формой которого была «военная демократия» происходило интенсивное формирование частной собственности на землю, а также на другие средства производства: скот, рабов.

Для европейского пути характерно следующее:

» государство возникло до появления классов.

» насильственный путь перехода власти от родовой зна­ти к богатой аристократии;

» основой государства является частная собственность;

» классовая дифференциации по занимаемому отноше­нию к собственности;

» определение политическое господство через богатство;

» административная структура складывается после появ­ления частной собственности;

» государство отделяется от общества, возвышается над ним, возникает противоречивая политическая структура;

В европейском пути выделяют несколько форм возник­новения государства:

    a) Афинская форма

В наиболее чистом виде возник­новения государства можно наблюдать на примере Древних Афин, где государство развивалось, частью преоб­разуя органы родового строя, частью вытесняя их путем внедре­ния новых органов, заменив их постепенно государственными органами власти. Место «вооруженного народа» занимает воо­руженная «публичная власть», уже не совпадающая с общест­вом, отчужденная от него и готовая выступить против народа.

Афинская форма - естественный, ненасильственный путь, разде­ленный на три этапа (учреждение центрального управле­ния, приход к власти богатых, разделение на классы). Возникновение Афинского государства в чистом виде означает, что никакие внешние (случайные) обстоятельства здесь не играли никакой существенной роли. Возникновение этого государства было продиктовано естественной необходимостью.

Афинское государство возникало непосредственно и, прежде всего, вследствие раскола Афинского общества и из классовых антагонизмов. Постепенно формируемая частная собственность стала базой, фундаментом для утверждения эко­номического господства имущих классов. По мере развития частной собственности растет влияние экономически сильной группы, которая стремится ослабить роль народного собрания, базилевса (выступавшего военоначальником, верховным жрецом, верховным судьей) и передать власть своим представителям. Наиболее богатые собственники начали занимать ответствен­ные государственные должности — господство родовой знати было ликвидировано. В свою очередь, это позволило овладеть институтами публичной власти и использо­вать их богатой прослойкой общества для защиты своих интересов.

В литературе Афины неред­ко называются классической формой возникновения государст­венности.

В Древней Спарте особенности возникновения государства были обусловлены рядом иных обстоятельств. Необхо­димость руководить завоеванными соседними территориями и держать в повиновении их население, ставшее общинными (а не личными) рабами-илотами, численность кото­рых многократно превышала численность спартанцев,  потребовала создания новых органов власти, нового аппарата управления.

Стремление не допустить имущественного неравенства (а, следо­вательно, и социальной напряженности) среди «коренных» спар­танцев, недопущение в этих целях частной собственности на рабов и на землю, которая, оставаясь в государственной соб­ственности, делилась на равные участки по числу полноправных жителей, постоянная угроза восстания илотов и другие обсто­ятельства привели к тому, что Спарта стала аристократической республикой с весьма жесткими, даже террористическими ме­тодами управления и сохранившимися значительными пережит­ками первобытнообщинного строя.

     b) Римская форма государства

Римское государство, в отличие от Афинского, напротив, возникло в результате ожесточенной борьбы между римской родовой знатью (патрициями) и плебеями, которые, как пришельцы, стояли вне римских родов. В Риме процесс формирования классов и государства в силу ряда причин тормозился и переходный к государству период растянулся на столетия. В результате борьбы плебеев с патрициями рухнул римский родовой строй, и возникло государство.  Римская форма возникновения государства характеризуется отделением родовой знати через насилие, делением общества на шесть классов.

В результате 200-летней борьбы патрициев и плебеев, победы последних общественная организация Рима стала обладать значительной демократичностью. Утвер­дилось равноправие всех свободных граждан, закрепился прин­цип, согласно которому всякий гражданин был одновременно земледельцем и воином, установилось и весомое социаль­но-политическое значение сельской общины, которая всегда оставалась собственником общинной земли. Все это замедляло развитие имущественного и социального неравенства в среде свободных граждан и формирование частной собственности как важного фактора классообразования.

К концу II в. до н. э. с началом массового обезземеливания крестьян-общинников состояние в обществе изменилось. Римская семья, которая традиционно выполняла децентрализовано функцию подавления и удержания и повинове­ния несвободных, оказалась не в состоянии управлять огромной массой ра­бов появившейся в городах и сельских местностях в результате непрекращающихся завоеваний. (Между II в. до н. э. и II в. н. э. из 60—70 миллионов населения всей Римской империи полноправных свободных граждан насчи­тывалось не более 2 миллионов человек — около 3%.) Необходимость умерять столкновения различных социальных групп необъятной империи и удерживать в повиновении подвластные и зависимые эксплуатируемые народы привела во II в. до н.э. к созданию мощной государственной машины.

Итак, в главном и основном процесс государствообразования в Риме был таким же, как и в Афинах. Разложение родоплемен­ного строя шло тем же путем, что и в Греции. Так же, как и в Греции, экономически сильная группа постепенно захватила власть, формируя выгодные ей органы. Однако в Риме в эти процессы решительно вмешалась третья группа населения — плебеи. Представители пришлых племен, лично свободные, не связанные с римским родом, они обладали торговым и промыш­ленным богатством. Экономическое могущество плебеев воз­росло. Их длительная борьба против патрициев — родовой рим­ской аристократии, — развернувшаяся в связи с укреплением частной собственности и углублением имущественной диффере­нциации, наложилась на процесс классообразования в римском обществе, стимулировала разложение родоплеменного строя, явилась своего рода катализатором хода образования государ­ства.

   c) Германская форма государства

Германские племена долгое время служили поставщиками рабов для могучего соседа — Рима.

Если само положение Греции и Рима способствовало ускоренной ломке патриархаль­ного строя, то эти же естественные условия в Германии до определенного момента создавали возможности для некоторо­го развития производительных сил в рамках родового общества, тогда как рабовладение, в том виде, как оно существовало в Средиземноморье, было экономически даже невыгодно. Ра­зорявшиеся общинники попадали в зависимость от богатых, а не в рабство, что способствовало длительному сохранению коллек­тивной формы хозяйствования. Военные потребности, а также полукочевое земледелие способствовали сохранению коллек­тивной формы общественно-хозяйственной организации, в кото­рой рабам просто не могло быть места. Поэтому там имущест­венная дифференциация и социальное расслоение привели по­степенно к формированию протофеодального общества.

Древнегерманская форма возникновения государства явилась следствием внешнего насилия - завоевания франками Римских территорий. Германские племена, покорив римские народы, должны были держать их в повиновении, а для этого требовались органы принуждения.

Завоевание франками значительных территорий Римской им­перии, с одной стороны, со всей очевидностью показало неспо­собность родоплеменного строя обеспечить господство на этих территориях, а это подстегнуло образование государства раннефеодального типа.  С другой стороны, это завоевание разрушило рабовладельческие порядки и ускорило переход к феодализму на месте некогда могущественной Римской империи. Так возникло древнегерманское государство.

Данный пример возникновения феодального государства из первобытнообщинного строя не является чем-то исключитель­ным. Таким путем шло развитие и многих других государств на территории Европы (в Древней Руси, Ирландии и др.).

В качестве вывода можно сказать, что в обеих моделях государства - "азиатской" и "европейской" имеет место различное сочетание двух важнейших факторов, выражающих коренную природу человечества: власти и собственности (причем собственность имеется в виду как частная, так и коллективная). От содержания субъектов и особенностей сочетания этих двух факторов в различных условиях и зависят конкретные черты процесса образования государства.

Для "азиатской" модели характерно то, что такое сочетание выливается в феномен "власти - собственности" (т.е. власть становится собственностью того, кто ею обладает). Здесь уместно образно говорить о такой "формуле" генезиса государственности: "Я обладаю властью, значит, я обладаю и собственностью (коллективной, прежде всего, и частной"). В "европейской" модели формула несколько иная: "Я владею собственностью (прежде всего частной собственностью), значит, я обладаю (могу или должен обладать) властью".

 

Афри­канские государства

Свои особенности имело формирование государств в Афри­ке. Современная африканистика отмечает несовпадение во вре­мени процессов государствогенеза и классогенеза. В ряде реги­онов в результате специфического сочетания внутренних и внешних факторов происходила монополизация общественной функ­ции и лишь затем намечалось складывание классов, политогенез обгонял классогенез. Этот период существенно отличался как от организации власти в племенных объединениях (вождество), так и от зрелого государства, что послужило основанием для выде­ления нового этапа становления государственности — эпохи ран­него государства. Исследователи указывают на некоторые осо­бенности раннего государства Африки, отличающие его от госу­дарства «восточной деспотии»: верховная власть была не наслед­ственной, а выборно-наследственной, система управления стро­илась на геронтократическом принципе для нижних уровней, на аристократическом (меритократическом) — для более высоких. Кроме того, правители ранних государств Африки были связаны системой ограничений: в передвижении, в контактах с населени­ем, что вытекало из представлений об их сакральности; в приня­тии важнейших решений, т.  к.  существовал известный проти­вовес их власти в лице совета из представителей родовой знати. В целом же и в этом регионе земного шара процесс монопо­лизации функции общественного управления общинной верхуш­кой, т. е. зарождение государства, при отсутствии частной соб­ственности на  основное средство  производства  и разделения общества на классы являлся типичным, определяющим в станов­лении государственности, естественный ход которого был нару­шен в результате колонизации материка.

 

Вариантность возникновения государства

Рассмотренные теории условно можно определить на два варианта возникновения государства: первоначальный и производный.

Первоначальный – это постепенное создание в родоплеменных сообществах людей особого института, составляющего неотъемлемую его часть и одновременно выделяющуюся из общества благодаря особому влиянию на общество. В обществе создавались предгосударственные формы и предпосылки, которые приводили к образованию государства или не приводили.

К данной группе теорий образования государства относится  господствовавший в средние века взгляд о богоустановлении государства и рассматривалось как дарованное людям богом (А.Августин, Ф.Аквинский).

Позднее появляется теория личностного характера. Одни представители этого подхода считали человека по своей природе злым, постоянно стремящимся отвоевать себе жизненное пространство за счет других и чтобы ограничить подробное поведение необходимо было государство как сдерживающая сила (Т.Гоббс). Другие философы (Ж.Ж.Руссо) считали наоборот человека добрым, стремящимся к всеобщему равенству, в связи с чем они заключили между собой договор для общей пользы.

Существует теория, которая объясняет возникновение государства с коллективистских позиций, в основе которого лежит насилие или внутреннее или внешнее. При внутреннем насилии – в обществе одна группа людей подчиняет себе остальную массу населения (Л.Гумплович). При внешнем насилии государство было необходимо и возникло для управления покоренными племенами и территориями (Ф.Оппенгеймер). К этой группе теорий возникновения государства можно отнести и классовую теорию К.Маркса. В ее основе лежит разделение общества на антагонистические классы и государство является органом и средством насилия господствующего класса.

Среди отдельных современных теоретиков получило распространение олигархическая теория образования государства (власть немногих). В основе ее лежит неодинаковость людей, их различные личные качества и способности и т.п., что приводит к образованию элиты общества, которая поднимается над обществом и присваивает власть себе. С позиций олигархической теории возникновение государство идет тремя способами:

Военный – в ходе постоянных захватнических набегов и защиты от других племен, сообществ, захватом большой добычи в ходе военных действия, как у монголов или франков;

Аристократический – власть знати как в Древнем Риме;

Плутократический – в обществе выделяется небольшая группа, слой богатых людей, которые присваивают власть себе (плутократия – власть богатства).

В российской теории государственности преобладает многофакторный подход к первоначальному образованию государства. В процессе образования государства наиболее важную роль играют, видимо, следующие факторы:

= Социальная сущность человека и связанная с этим необходимость управления общностью людей;

= Выполнение «общих дел»;

= Социальная асимметрия;

= Необходимость особого института принуждения для разрешения социальных конфликтов из-за противоречий, возникающих в результате неоднородности общества.

Производный – к возникновению государства приводят события, коренным образом изменяющие прежнее общественное устройство и государственность.

К подобному варианту образования государства относится революционные преобразования, в результате которых происходит полный разрыв с прежней государственностью (Франция – 1789, Россия - 1917, Китай - 1947).

Образование нового государства возможно благодаря организационным изменениям: 1922 г. – СССР и его распад, объединение Танганьика и Занзибара в Танзанию – 1964, объединение Западной и Восточной Германии и др.).

Другим способом является образование независимого государства на месте колоний. После Второй мировой войны возникло таким образом более 100 новых государств. При этом образование государства шло или мирным путем – в результате референдума, или в результате вооруженной борьбы населения колоний за свою независимость (Зимбабве, Ангола, Вьетнам и др.), или присутствовало и  то и другое.

 

Вопрос № 3.  Общая характеристика концепции происхождения государства

 

Основные теории (концепции) происхождения государства и права

К основным теориям возникновения государ­ства принято относить:

1. теологическую (религиозная, божественная);
2. патриархальную (отеческая);
3. договорную (естественно-правовая);
4. органическую;
5. психологическую;
6. ирригационную;
7. насилия (внутреннего и внешнего);
8. экономическую (классовую).

Теологическая теория

Теологическая  (религиозная)  теория  господ­ствовала в средние века. В настоящее время она наравне с другими теориями распространена в Европе и на других континентах, а в ряде исламских государств (Иран, Сау­довская Аравия и др.) носит официальный характер. Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средне­вековой Европы христианские философы и богословы (Фома Аквинский — 1225 – 1274 XIII в.,  Аврелий Августин (Бла­женный - 354 - 430 н. э.), идеологии ислама и современной католической церкви (неотомисты — Жак Маритен, Мерсье и др.).

Во всех религиях отстаивается идея богоустановленности государственной власти. Например, в послании апо­стола Павла римлянам говорится: "Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, су­ществующие власти от Бога установлены".

Теократическая теория имела под собой реальные фак­ты: первые государства имели религиозные формы, по­скольку представляли собой правление жрецов. Божест­венное право придавало государственной власти автори­тет, а решениям государства - обязательность. Так, в За­конах древневавилонского царя Хаммурапи говорилось о божественном происхождении власти царя: "Боги поста­вили Хаммурапи править "черноголовыми".

Суть теологической теории в том, что, по мнению ее авторов, государство возникло по воле Бога. Следова­тельно, государство, его институты, власть:

- вечны, незыблемы и святы;

- их возникновение и упразднение не зависит от человека;

- являются выразителями воли Бога на земле.

Теологическая теория призывает:

= принять государство и власть как данность, получен­ную свыше;

= признать власть монархов (распространенную в сред­ние века) святой и происходящей от Бога (Папа Римский – представитель Бога на Земле, монархи - представители Папы и через него Бога в своих государствах);

= полностью и во всем подчиняться власти - небесной (божественной), то есть церковной и земной, являющейся представительницей небесной на Земле, - то есть монар­хам и государству; 

= не пытаться изменить установленный Богом порядок.

Достоинства данной теории:

способствует укреплению гражданского согласия в об­ществе, усилению духовности;

препятствует   насилию,   революциям   и   гражданским войнам, переделу власти и собственности.

Главный недостаток теории в том, что она осно­вана на вере (в Бога), а не на проверенном научном зна­нии, то есть ненаучна. Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть. 

Современным  инвариантом теократической теории является  христианско-демократическая концепция государства, основанная на подчеркивании уникальности и самоценности каждого человека, его уважении со сто­роны государства, заботе каждого гражданина об обще­стве, личности и государстве, а также помощи со стороны государства тем, кто самостоятельно не может себя обес­печить: инвалидам, безработным, детям, пожилым людям.

 

Патриархальная теория

Основоположником патриархальной теории считается древнегреческий философ Аристотель (384-322 до н. э.).

Аристотель считал, что люди как коллективные суще­ства стремятся к общению и образованию семей, а разви­тие семей ведет к образованию государства. Аристотель трактовал государство как продукт размножения семей, их расселения и объединения. По Аристотелю, государст­венная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. Он отождествлял государственную власть с пат­риархальной властью главы семьи.

В Китае эту теорию государства как большой семьи развил Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.). Власть импера­тора он уподоблял власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зави­сят от старших и должны быть преданными правителям, почтительными и слушаться во всем старших. Правители же должны заботиться о своих подданных, как о детях.

В более современную эпоху ее развили Филмер и Ми­хайловский.

Р. Филмер (ХVII в.) в работе "Патриарх" доказывал, что власть монарха неограниченна, поскольку исходит от Ада­ма, который получил свою власть от бога. Поэтому Адам не только отец человечества, но и его властелин. Монархи как преемники Адама унаследовали от него свою власть.

Суть  патриархальной  теории  возникновения государства в том, что, по мнению ее авторов, государ­ство возникает по модели семьи (то есть, государство - своеобразная "большая семья", состоящая из множества обычных семей). Государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи.

Следовательно,  власть  правителя  (короля)  является продолжением отцовской власти в семье. Согласно пат­риархальной теории:

- монарх является отцом всего народа;

- благосостояние общества невозможно без королевской (отцовской) заботы;

-король действует во благо подданных, охраняет и за­щищает их (как отец членов семьи);

- власть короля (отца) ничем не ограничена и незыблема;

- подданные обязаны чтить короля и подчиняться ему, как члены семьи отцу.

К достоинствам патриархальной теории можно отнести то, что она:

= способствует сплочению общества; уважению, почита­нию государственной власти;

= культивирует дух родства, братства, взаимосвязанности членов общества (как членов семьи).

Главным недостатком теории является прямое отождествление государства и семьи, власти монарха и отца. Этому противоречат следующие факты:

- в семье существуют действительные родственные свя­зи, в то время как весь народ (несмотря на наличие опре­деленной общности) вряд ли правильно объявлять родст­венниками;

- монарх - представитель публичной власти, отделенной от народа, и его власть имеет иную основу, чем власть отца в семье (отец действительно является основателем рода, монарх же, если и основатель, то государства, а не народа; монарх не является родственником подавляюще­ го большинства населения; зачастую монарх призывается из другого государства и вообще не имеет кровнородст­венной связи с управляемым государством; власть отца неформальна и непосредственна, власть монарха сильно формализована, сопровождена церемониалом, осуществ­ляется опосредованно, через чиновников, бывает подкре­плена законами, хартиями, опирается на аппарат прину­ждения);

- вряд ли можно считать государство прямым продолже­нием семьи еще и потому, что оба эти института зарож­дались постепенно и почти в одно и то же время в процессе разложения первобыт­нообщинного строя.

 

Договорная (естественно-правовая) теория

Теория общественного договора была сформулирована в работах раннебуржуазных мыслителей и получила распространение в XVII - XVIII вв. Теория общест­венного договора противостояла феодальному сослов­ному государству, царящему в обществе произволу, нера­венству людей перед законом. Ее авто­рами  и сторонниками в разное время являлись:

Гуго Гроций (1583 - 1646) - голландский мыслитель и правовед;

Джон Локк (1632 - 1704), Томас Гоббс (1588 - 1679) - английские философы;

Шарль-Луи Монтескье (1689 - 1755), Дени Дидро (1713 -1783), Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) - французские фило­софы- просветители;

А. Н. Радищев (1749 - 1802) - русский философ и писа­тель-революционер.

Теория, выдвинутая данными авторами, получила так­же название естественно-правовой или естественного права. В боль­шинство концепций входит идея «естественного права», т. е. наличия у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Бога или от Природы.

Характерно, что в работах многих представителей указанной школы обосновывалось право народа на насильственное, рево­люционное изменение строя, который нарушает естественные права (Руссо, Радищев и др.). Нашло это положение свое от­ражение и в Декларации независимости США.

Суть договорной (естественно-правовой) теории в том, что, по мнению ее авторов, в основе государства лежит так называемый "общественный договор", который состоит в следующем:

первоначально люди находились в догосударственном (первобытном) состоянии, в «ес­тественном состоянии», которое понималось разными авторами по-разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие — «золотой век» и т.п.);

каждый преследовал только свои интересы и не счи­тался с интересами других, что приводило к "войне всех против всех", в результате которой неорганизован­ное общество могло уничтожить само себя;

чтобы этого не случилось, люди заключили "общест­венный договор", в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания;

в результате был создан институт согласования инте­ресов, совместной жизни, взаимной защиты - государство.

Теория общественного договора имела боль­шое прогрессивное значение:

= были разрушены теологические и патриархальные представления о возникновении государства, а вместе с ними идеалы святости и непогрешимости власти, полного под­чинения ей, отсутствия у народа возможности повлиять на власть;

= сделан шаг к созданию гражданского общества;

= фактически выдвинут принцип народного суверенитета ~ власть производна от народа и принадлежит народу;

= государственные структуры, власть существуют не сами по себе, а должны выражать интересы народа, быть у него на службе;

= теория,  демократичная  по  своей  сути, подготовила почву возникновению республик - как альтернативы ре­акционным монархиям XVII - XVIII вв.;

= согласно теории государство и народ имеют взаимные обязательства - народ соблюдает законы, платит налоги, выполняет воинскую и другие повинности;  государство регулирует отношения между людьми, наказывает пре­ступников, создает условия для жизни и деятельности людей, защищает от внешней опасности;

= в случае нарушения государством своих обязанностей народ может разорвать общественный договор и найти других правителей; обосновано прогрессивное для того времени право народа на восстание, говоря современным языком - право менять власть, если она перестала выра­жать интересы народа.

Существенным недостатком данной теории яв­ляется ее идеалистичность:

   - "общественный договор" - скорее идеал, чем реальная действительность; зачастую государства возникали дру­гими путями - войнами, насилием и при наличии иных условий;

   - ни одно государство не возникло на основе договора между гражданами (подданными) и правителями;

   - сам по себе общественный договор между всеми чле­нами общества маловероятен в силу различия интересов и слишком большого числа жителей государства, физиче­ски неспособных знать и учитывать интересы друг друга;

   - общество воспринимается одномерно, как единое целое, в то время как в реальной действительности оно разделе­но на различные группы - классы, сословия, страты, общины, как правило, имеющие разные интересы и враждебные друг другу.

 

Органическая теория

Органическая теория возникновения государ­ства была выдвинута во второй половине XIX века анг­лийским философом и социологом Гербертом Спенсером (1820 - 1903), а также учеными Вормсом и Прейсом, Блюнчли, Эта теория возникла в XIX в. в связи с успехами естествознания, хотя некоторые подобные идеи вы­сказывались значительно раньше. Так, некоторые древнегречес­кие мыслители, в том числе Платон (IV—III вв. до н. э.) сравни­вали государство с организмом, а законы государства — с про­цессами человеческой психики.

Появление дарвинизма привело к тому, что многие юристы, социологи стали распространять биологические закономер­ности (межвидовая и внутривидовая борьба, эволюция, ес­тественный отбор и т.п.) на социальные процессы.

Суть органической теории возникновения госу­дарства в том, что государство возникает и развивается подобно биологическому организму:

= люди образуют государство, как клетки - живой организм;

= государственные институты подобны частям организма: правители - головному мозгу, коммуникации (почта, тран­спорт) и финансы - кровеносной системе, которая обес­печивает деятельность организма, рабочие и крестьяне (производители) – рукам, низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы — внешние (оборона, нападение) и т. д.;

= между государствами, как в живой среде, идет конку­ренция, и в результате естественного отбора выживают самые приспособленные (то есть самые разумно органи­зованные, как в VII в. до н. э. - IV в. н. э. - Римская им­перия, в XVIII в. – Великобритания, в XIX в. - США). В ходе естественного отбора государство совершенству­ется, все ненужное отсекается (абсолютная монархия, ото­рвавшаяся от народа церковь и т. д.).

Достоинствами органической теории является сле­дующее:

- восприятие государства как единого целого, целостно­го и взаимосвязанного организма;

- признание роли конкуренции государств в совершенст­вовании их внутреннего механизма;

- оригинальность теории.

Недостатками органической теории является сле­дующее:

• прямое проецирование биологических законов на жизнь общества;

• сильное влияние дарвинизма;

• отождествление государства с биологическим организмом, в то время как оно является организмом социальным.

 

Психологическая теория

Основоположником психологической теории воз­никновения государства считается польско-российский юрист и социолог Л. И. Петражицкий (1867 - 1931). Также данную теорию разрабатывали 3. Фрейд и Г.Тард.

Согласно мнению сторонников психологической теории государство возникло благодаря особым свойствам психи­ки человека.

Подданными свойствами подразумеваются:

= желание большинства населения быть защищенными и подчиняться более сильным;

= желание сильных индивидуумов общества повелевать над другими людьми;

= способность сильных личностей оказать психологиче­ское воздействие на массы и подчинить их своей воле;

= желание отдельных членов общества не подчиняться об­ществу и бросить ему вызов - сопротивляться власти, совер­шать преступления и т. д. - и необходимость их обуздания.

Авторы теории считают, что предшественницей госу­дарственной власти являлась власть верхушки первобытного общества - вождей, шаманов, жрецов, которая основыва­лась на их особой психологической энергии, с помощью которой они влияли на остальных членов общества.

Достоинства психологической теории: отчасти она справедлива. Стремление к общению, доминированию, под­чинению действительно свойственны человеческой психике и вполне могли оказать влияние на процессе образования государства.

Недостатки психологической теории: данная тео­рия не учитывает другие факторы, благодаря которым возникло государство, - социальные, экономические, по­литические и др.

 

Теория насилия

Теория насилия как главного фактора возник­новения государства выдвигалась различными автора­ми на протяжении столетий, Одним из первых ее выдви­нул Шан Ян (390 - 338 до н. э.) - китайский политик.

Данную теорию разрабатывали: Евгений Дюринг (1833 - 1921) - немецкий философ; Людвиг Гумплович (1838 - 1909) - австрийский правовед и со­циолог; Карл Каутский (1854 - 1938).

Причину происхождения и основу политической власти и госу­дарства они видели не в экономических отношениях, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. В отдельных случаях такие причины носили внешний характер (внешнее насилие), в другом, насилие зарождалось внутри  самого общества (внутреннее насилие).

При внутреннем насилии – в обществе одна группа людей насильственно подчиняет себе остальную массу населения (Л.Гумплович). При внешнем насилии государство было необходимо и возникло для управления покоренными племенами и территориями (завоевания, порабоще­ния, колониальная политика) (Ф.Оппенгеймер). К этой группе теорий возникновения государства можно отнести и классовую теорию К.Маркса. В ее основе лежит разделение общества на антагонистические классы и государство является органом и средством насилия господствующего класса.

Насилие выражалось, как правило, в присвоении мате­риальных благ и средств производства сильным (воору­женным) меньшинством:

- сбор дани дружинниками;

- расширение подвластных королю (феодалу) территорий;

- огораживание (сгон крестьян и присвоение угодий);

- иные формы насилия.

Для поддержания установленного порядка также тре­бовалось насилие (чиновники, армия и т. д.), и возникла необходимость создания "охранительного аппарата" за­воеванных благ.

Возникновение государства, таким обра­зом, рассматривается как реализация закономерности подчине­ния слабого сильному

В пользу теории насилия говорит то, что оно (наси­лие) действительно является одним из основных факторов, на которых основывается государство. Например: сбор налогов; правоохранительная деятельность; комплекто­вание вооруженных сил.

Многие иные формы государственной деятельности под­креплены принудительной силой государства (иначе го­воря - насилием) в том случае, если данные обязанности не исполняются добровольно.

Многие государства были созданы путем насилия (при­мер - преодоление феодальной раздробленности в Германии ("железом и кровью" - Бисмарк), во Франции, собира­ние русских земель вокруг Москвы (Иван III, Иван IV и др.).

Ряд крупных государств был создан путем завоевания и присоединения других государств: Римская империя; Татаро-Монгольское государство; Великая Британия; США и др.

Недостатком теории насилия является то, что насилие (при его важной роли) было не единственным фактором, повлиявшим на возникновение государства. Для того чтобы могло возникнуть государство, необходим такой уровень экономического развития общества, который позволил бы со­держать государственный аппарат. Если этот уровень не достиг­нут, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства. И для того чтобы государство появилось в результате завоевания, к этому времени должны уже созреть внутренние условия, что имело место при возник­новении германских или венгерского государств.

 

Ирригационная (гидравлическая) теория

Ирригационная (водная) теория возникнове­ния   государства   выдвигалась   многими   мыслителями Древнего Востока (Китая, Месопотамии, Египта), частично К. Марксом ("азиатский способ производства"). Суть ее в том, что государство возникло в целях коллективного ведения земледелия в долинах крупных рек путем эффек­тивного использования их вод (ирригация).

Крестьянин-индивидуалист не могли использовать са­мостоятельно ресурсы крупных рек. Для этого необходи­ма была мобилизация усилий всех людей, живущих вдоль реки. В результате этого возникли первые государства - Древний Египет, Древний Китай, Вавилон.

В подтверждение данной теории говорит тот факт, что первые государства возникли в долинах крупных рек (Египет - в долине Нила, Китай - в долинах Хуанхэ и Янц­зы) и имели в своем появлении ирригационную основу.

Против теории говорит то, что она не объясняет при­чину появления государств, расположенных не в долинах рек (например: горных, степных и т. д.).

 

Экономическая (классовая) теория

Возникновение этой теории обычно связывают с именами К. Маркса и Ф. Энгельса, нередко забывая их предшественников, таких, как Л. Морган. Иногда можно встретить её другое название - Историко-материалистическая концепция. Смысл этой теории в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социальные изменения общества, которые также представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права.

Историко-материалистическая концепция включает два под­хода. Один из них, господствовавший в советской науке, решаю­щую роль отводил возникновению классов, антагонистическим противоречиям между ними, непримиримости классовой борь­бы: государство возникает как продукт этой непримиримости, как орудие подавления господствующим классом других клас­сов. Второй подход исходит из того, что в результате экономи­ческого развития усложняются само общество, его производи­тельная и распределительная сферы, его «общие дела». Это требует совершенствования управления, что и приводит к воз­никновению государства.

Согласно данной теории государство возникло на классово-экономической основе:

- произошло разделение труда (земледелие, скотоводст­во, ремесло и торговля);

- возник прибавочный продукт;

- в результате присвоения чужого труда общество рас­слоилось на классы - эксплуатируемых и эксплуататоров;

- появились частная собственность и публичная власть.

- для поддержания господства эксплуататоров был соз­дан специальный аппарат принуждения - государство.

Теория имеет рациональное зерно - экономический анализ, признание наличия в обществе групп с противо­положными (или различными) интересами - классов и др.

Не только классово-экономические факторы по­влияли на возникновение государства (например: на­циональные, военные, психологические и т. д.).

И вряд ли правильно рассматривать государство только как аппарат господства одних классов над другими.

Помимо этих теорий существуют и другие теории возникновения государства:

Инцестная (половая) теория

Запрет инцеста (кровосмешения) близких родственников является исходным социальным фактом в выделении человека из мира природы, структуризации общества и в последующем возникновении государства (Леви-Стросс)

Спортивная теория 

Возникновение государства напрямую связано с происхождением игр и физических упражнений, а также спорта в целом (Ортега X. Гассет)

Диффузная теория 

Государство возникает в результате передачи опыта управления большими отрядами человеческого сообщества от одних народов другим или как результат распространения опыта государственно-правовой жизни на те регионы земного шара, где он еще не использовался (XIX-XX века) (Гребнер).

Теория специализации

Государство  -   это  результат  возникновения   специализации   в  сфере управленческой (политической специализации),  которая  имело место наряду со специализацией в производственной сфере (экономической специализацией)         (Т. В. Кашанина)

Государственность - сложный комплекс элементов, структур, институтов публичной власти, а также институтов неполитического характера, обусловленных самобытностью социально - экономических, политических, духовно нравственных условий жизнедеятельности конкретного общества на определённом этапе его развития. Государственность трактуется как свойство, качество, состояние государственно-организованного общества на конкретном историческом этапе его функционирования (Л.А. Морозова).

Категория "государственность" шире и глубже категории "государство", она включает в себя государство, связана с государственной властью, но не сводима исключительно к государственным структурам.

При рассмотрении сущности государства важно учитывать два аспекта: 1. государство есть организация политической власти в обществе (формальная сторона); 2. чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).

Сущность государства состоит в том, чтобы обеспечивать с помощью аппарата политической власти целостность общества и его надлежащее функционирование в эпоху цивилизации, т.е. в обстановке, когда общество существует как суверенный, самостоятельный организм и когда в нем утверждается демократия - народовластие, экономическая свобода, свобода личности. Высшее общественное предназначение государства - гарантировать на властной основе свободу в обществе, создать твердые и устойчивые условия, при которых целостность общества и его надлежащее (естественное) функционирование достигаются главным образом в силу экономических и духовных факторов.

Среди теорий, относящихся к сущности государства, можно выделить следующие.

Теория элит. Теория элит сформировалась в начале XX в. (работы В. Парето, Г. Моски) и получила развитие в середине века (X. Лассуэл, Д. Сартори, Т. Дай и др.). Смысл этой теории в том, что народные массы не способны управлять государством и это осуществляется верхушкой общества — его элитой. Элиты формируются по различным признакам (происхождение, об­разование, опыт, способности и пр.), при этом они могут попол­няться за счет наиболее способных представителей масс. Со­временные сторонники этой теории считают, что существует несколько элит, между которыми идет борьба за власть, причем народ контролирует их деятельность, используя избирательное право.

Отмечая негативные стороны этой теории (отстранение насе­ления от власти, отрицание ее классового характера и т.п.), следует отметить и следующее. Реализация власти практически всегда осуществляется через весьма ограниченный круг людей: депутатов, работников государственного аппарата и пр. Важно, чтобы эти лица реально выражали интересы народа, различных социальных слоев и групп. А для того чтобы это обеспечить, необходимо сознавать элитарный характер народных избран­ников и представителей, обеспечить действенный контроль за их работой.

Технократическая теория. Эта теория возникла в 20-х гг. прошлого столетия и получила значительное распространение в 60—70-х гг. Ее сторонниками были, в частности, Т. Веблен, Д. Барнхейм, Г. Саймон, Д. Белл и др. По сути дела, это современная интерпретация теории элит. По мнению представи­телей технократической теории, управлять обществом должны (и часто действительно управляют) специалисты — управленцы, менеджеры. Именно они способны определить действительные потребности общества, оптимальные пути его развития, необ­ходимые средства. В результате управление становится научным и обеспечивает прогрессивное развитие общества. Идеи этой концепции активно используются в других теориях, относящихся как к сущности государства, так и к другим его сторонам.

Теория плюралистической демократии. Эта теория появилась также в XX в. Ее представителями были Г. Ласки, М. Дюверже, Р. Дарендорф, Р. Даль и др. Теория отражает политические взгляды как социал-демократов, так и либералов. Смысл теории в том, что в современном обществе классы, по сути, перестали существовать, власть, таким образом, утратила классовый ха­рактер. Общество представляет собой совокупность социальных объединений людей (страт), образующихся по различным при­знакам: возраст, профессия, место жительства, круг интересов и пр. Таким образом, существуют страты стариков и юношей, спортсменов и любителей пива и т.п. Каждый человек входит во многие страты. На их основе создаются различные политические и общественные организации, оказывающие давление на органы государства и направляющие тем самым государственную поли­тику. Таким образом, любой человек, каждое объединение обладают «частицей» государственной власти, участвуют в уп­равлении государством, а государство становится выразителем всеобщей воли, интересов всего общества. Положительная сто­рона этой теории заключается в ее действительно демокра­тическом характере, обосновании участия всех граждан в делах государственного управления.

Теория «государства всеобщего благоденствия». Из теорий, рассматривающих вопрос о целях государства, отметим теорию «государства всеобщего благоденствия». Она возникла после второй мировой войны и явилась антиподом ранее существовавшей концепции о том, что государство не должно вмешиваться в общественную жизнь, за исключением случаев правонарушений (теория «государства ночного сторо­жа»). Ее основы были сформулированы Д. Кейнсом в 30-х гг. и получили развитие в работах  Д. Мюрдаля, А. Пигу, К. Боулдинга, В. Мунда и др.

Суть теории состоит в том, что государство стало надклас­совым, выражает интересы всех слоев населения, обеспечивает благоденствие всех. Базой теории послужили несомненные ус­пехи развитых стран в обеспечении высокого уровня жизни населения, в осуществлении крупных государственных про­грамм в социальной, культурной и иных сферах. Теория подчер­кивает ценность каждой человеческой личности, ставит ее инте­ресы в основу деятельности государства. Положительная сторо­на теории заключается в том, что она обосновывает приоритет общечеловеческих ценностей, интересы и права человека. Ее недостаток — умалчивание того факта, что «всеобщее благо­денствие» нередко достигается посредством перенесения цен­тра эксплуатации на полуколониальные и развивающиеся стра­ны, где уровень жизни населения исключительно низок, значи­тельная его часть живет ниже уровня нищеты, голодает.

Теория правового государства освещает вопросы как целей государственной деятельности (добиться господства права во всех сферах социальной жизни), так и средств, способов функ­ционирования государства. Вся его деятельность должна осу­ществляться в правовых целях, на основе права и правовыми средствами. Позитивная сторона этой теории в том, что она направлена на демократизацию общества, исключение произ­вола и беззакония в работе всех государственных органов. Недостаток в том, что она позволяет вуалировать несоответст­вие ряда социальных ценностей праву.

К теориям о средствах государственной деятельности следует отнести теорию «технократического государства». Ее основой являются успехи многих стран в освоении и использовании тех­нических средств, в том числе радиоэлектроники. Считается, что дальнейшее развитие техники позволит по-новому решать мно­гие вопросы государственного управления: например, можно будет проводить опросы граждан и даже голосование (рефе­рендум) с использованием радиотелевизионной техники, ком­пьютеры дадут возможность принимать независимые от воли отдельных лиц и поэтому справедливые и оптимальные решения и т.п. Из теорий, прогнозирующих дальнейшее развитие госу­дарства,   отметим   теорию  конвергенции,   которая   появилась в 50—60-х гг. XX в. (работы Д. Гэлбрейта, Р. Арона, П. Сороки­на и др.). Эта теория рассматривала взаимное влияние госу­дарств двух систем: западных — США, Англия и других с Совет­ским Союзом и другими странами социалистического лагеря. Делался вывод о том, что происходит «обмен» между этими государствами, причем каждая группа заимствует лучшее. В ре­зультате  происходит  сближение  государств  по  их  сущности, организации, формам деятельности и пр. Это должно привести к тому, что через какое-то время различия исчезнут и возник­нет «постиндустриальное государство» единого типа, которое будет государством «всеобщего благоденствия».  Определен­ные положения этой теории находят несомненное подтвержде­ние в современный период.

Особое место среди указанных теорий занимает историко-материалистическая концепция государства, которая рас­сматривает все аспекты его существования и развития. В основе этой теории лежат идеи исторического материализма и клас­совый подход. Государство рассматривается как орудие власти экономически господствующего класса. Его особенности определяются, прежде всего, экономикой общества на определенной стадии его исторического развития. Цель — построение социа­листического, а затем и коммунистического общества, а конеч­ная судьба государства — его отмирание по мере построения коммунистического общества. Положения данной теории будут более подробно рассматриваться в дальнейшем.

Можно выделить два подхода к сущности государства:

   1) классовый, - здесь государство является организацией политической власти   экономически господствующего класса – отсюда насилие, диктатура; общечеловеческие интересы тоже присутствуют, но они отходят на второй план;

   2) общесоциальный, - здесь  государство является организацией политической власти, создающей условия для компромисса, консенсуса - согласия различных классов и социальных групп; государство здесь – это "служба" общественным интересам.

Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый и иные подходы к сущности государства. В данном случае будут доминировать соответственно религиозные, национальные, расовые интересы в политике конкретного государства.

Иначе говоря, сущность государства многоаспектна. В зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из названных начал.

 

Типология  государств

Типология государств - это их научная классификация, т.е. один из важнейших приемов и средств познания исторического процесса развития государств. Основными современными типологиями, претендующими на глобальный охват значительных временных и пространственных массивов, являются формационная и цивилизационная типологии государства и права.

Вместе с тем, в соответствии с принципом плюрализма понимания типологии государств на сегодняшнем этапе развития теории государства и права не существует универсальной, единственно правильной типологии государства и права. Ни одна из систем не заключает в себе всю истину, а лишь констатирует степень приближенности конструкции к познанию данного объекта.

Исторические типы государства,

типы общественно-экономической формации

Эксплуататорские   государства

Неэксплуататорские государства

РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИЕ  ГОСУДАРСТВА

Шумер, Египет, Вавилон, Древняя Индия, Древний Китай, Древняя Греция, Древний Рим, Урарту, Колхида

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ ГОСУДАРСТВА

СССР, Куба, Вьетнам, Монголия, Китай и др.

ФЕОДАЛЬНЫЕ   ГОСУДАРСТВА

Франкское государство, Франция до конца XVIIIвека, Англия до начала XVIII века, Киевская Русь, Россия до конца XIX века

 

БУРЖУАЗНЫЕ   ГОСУДАРСТВА

США, ФРГ, Великобритания, Мексика, Япония, Италия и др.

 

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ   ГОСУДАРСТВА

ФРГ, США, Великобритания и др.

 

Государство — явление исключительно разностороннее, мно­гогранное, обладающее самыми разнообразными чертами и признаками. В современном мире насчитывается около 200 государств. Это определяет возможность создавать различ­ные системы его классификации. Их классификация возможна по самым различным основаниям:

1) по социальным признакам (характеру государственной власти);

2) по форме (способам организации власти);

3) по видам государственного режима (методам осуществления государственной власти);

4) по способу возникновения (соединения, разделения одного государства на несколько новых);

5) по уровню развития, организации государственно-политических институтов;

6) по уровню развития права (правовые, полуправовые);

7) по признакам, указывающим на источник государственной власти и др.

 

Формационная типология

Эта типология (подход) традиционно опирается на марксистское учение об общественно-экономических формациях. Основными критериями общественно-экономических формаций выступают наличие или отсутствие: а) частной собственности; б) классов; в) товарного производства. При наличии этих признаков налицо экономическая общественная формация, которая не может обойтись без той или иной формы государственности. Согласно этому подходу, государство и по существу, и по форме обусловлено экономическим строем общества: оно вторично, экономика первична. Экономическая структура общества каждой данной эпохи образует ту реальную основу, которой и объясняется в последнем счете вся надстройка правовых и политических учреждений.

Тип государства, т.е. фактически главное и решающее в его сущности, определяется тем, какому классу (классам) оно служит.

Формационная типология выделяет четыре типа государств: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический. При этом она делит их на эксплуататорские и неэксплуататорские.

 

Цивилизационная типология

Эта типология связана с понятием "цивилизация". В самом общем виде понятие "цивилизации" можно определить как социокультурную систему, обеспечивающую высокую степень дифференциации жизнедеятельности в соответствии с потребностями сложного, развитого общества и вместе с тем поддерживаемую его необходимую интеграцию через создание регулируемых духовно-культурных факторов и необходимой иерархии структур и ценностей.

Цивилизационный подход не отрицает обусловливание государства экономическими причинами, но подчеркивает, что наряду с ними государство определяется также духовно-культурными и нравственными факторами, которые могут блокировать или поощрять развитие государства. Цивилизация, ее уровень, ее ценности (стереотипы поведения, трудовая мораль, менталитет человека, культура) влияют и на социальную, в том числе государственную организацию общества. Социокультурные, духовные факторы (цивилизационный подход) могут резко усилить формационный прогресс экономики и государственно-правовой сферы (формационный подход). Классическим примером может служить Европа, в которой протестантская церковь с ее культом труда и трудовой этики сыграла роль катализатора капиталистической эволюции региона и вызревания соответствующих ей государственно-правовых начал, а также современная Япония.

В частности, основываясь на различных подходах к понятию цивилизации, можно выделить, например, следующие виды ци­вилизаций и соответствующих им типов государства:

= восточные, западные и смешанные (промежуточные);

= древние, средневековые и современные;

= крестьянские, промышленные и научно-технические;

= доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные;

= локальные, особенные и современные.

Исторический процесс привел к складыванию свыше двух десятков цивилизаций, отличающихся друг от друга не только утвердившимися в них системами ценностей, господствующей культурой, но и характерным для них типом государства.

В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов.

Первый - локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древне­египетская, шумерская, индская, эгейская и др.).

Второй - особенные цивилизации (индийская, китайская, западно-европейская, восточно­европейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств.

Третий этап - современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социополитических культур.

 

 

ТИПЫ

ЦИВИЛИЗАЦИЙ

 

Древневосточные государства

Древнеафинское государство

Древнеримское государство

Средневековое государство

Современное государство

Государство выделяется среди других социальных образований особыми, присущими только ему чертами, признаками.

 

Вопрос № 4. Признаки, функции и формы государства

 

Признаки государства 

Государство - организация политической власти общества, охватывающая определенную территорию, вы­ступающая одновременно как средство обеспечения ин­тересов всего общества и особый механизм управления и подавления.

Признаками государства являются:

» наличие публичной власти;

» суверенитет;

» территория и административно-территориальное деление;

» правовая система;

» гражданство;

» налоги и сборы.

1. Публичная власть включает в себя совокупность аппарата управления и аппарата подавления.

Аппарат управления подразумевает органы законода­тельной и исполнительной власти и другие органы, с по­мощью которых осуществляется управление.

Аппарат подавления - специальные органы, которые правомочны и имеют силы и средства для принудительно­го исполнения государственной воли. Это:

  •  
    • армия;
    • полиция (милиция);
    • органы безопасности;
    • прокуратура;
    • суды;
    • система исправительных учреждений (тюрьмы, колонии и т. д.).

Публичная власть:

~ отделена от общества;

~ не имеет общественного характера и непосредственно народу не подконтрольна (имеется в виду контроль за вла­стью в догосударственный период);

~ осуществляется особым слоем людей (чиновниками, де­путатами и др. служащими), наделенных государственно-властными полномочиями, как правило, специально для этого подготовленными, для которых управление (подав­ление) является основным видом деятельности;

~ опирается на писаное формализованное право;

~ подкреплена принудительной силой государства.

2. Государственный суверенитет - независимость вла­сти данного государства от всякой иной власти. Государственный суверенитет может быть внутренним и внешним.

Внутренний суверенитет - полное распространение юрисдикции государства на всю ее территорию и исклю­чительное право принимать законы.

Внешний суверенитет - полная независимость во внеш­неполитической деятельности государства.

Государственный суверенитет не следует путать с на­родным суверенитетом. Народный суверенитет - исход­ный принцип демократии, который означает, что власть принадлежит народу и исходит от народа. Государство может частично ограничивать свой суверенитет (вступать в международные союзы, организации), однако без суве­ренитета (например, при оккупации) оно не может быть полноценным.

3. Территория государства - то пространство, на кото­рое распространяется его юрисдикция.

Территория обычно имеет специальное деление, име­нуемое административно-территориальным (области, провинции, департаменты и др.). Это делается для удоб­ства управления.

В настоящее время (в отличие от догосударственного периода) имеет значение принадлежность человека к оп­ределенной территории, а не к племени или роду.

4. Правовая система - юридический "скелет" государ­ства. Государство, его институты, власть закреплены в пра­ве и действуют (в цивилизованном обществе), опираясь на право и правовые средства.

5. Гражданство - устойчивая правовая связь лиц, про­живающих на территории государства, с данным государ­ством, выражающаяся в наличии взаимных прав, обязан­ностей и ответственности.

6. Налоги и сборы - материальная основа деятельности государства и его органов - денежные средства, собирае­мые с физических и юридических лиц, находящихся в го­сударстве, на обеспечение деятельности публичной власти, социальную поддержку малоимущих и др.

Государство обладает определенными свойствами и признаками и предстает перед каждым человеком, прежде всего, в качестве формы общества. Оно обеспечивает взаимодействие между собой людей, проживающих на определенной территории, в рамках конкретных границ. Государство связано с взаимодействием людей и через них организует производственные, социальные и другие процессы в обществе.

Принципиальное значение сущности государства заключается в том, что:

- это территориальная организация людей:

- этим преодолеваются родоплеменные («кровные») взаимосвязи и заменяются на общественные отношения;

- создается структура нейтральная к национальным, религиозным и социальным признакам людей.

Государство особым, юридическим способом объединяет людей, посредством института гражданства. Институт гражданства в правовом смысле выравнивает людей между собой и делает их равноправными по отношению к государству.

Объединяя всех людей проживающих на одной территории, государство является выразителем общих интересов и определителем цели жизнедеятельности всего сообщества в границах государства.

Основная проблема заключается в определении «золотой середины» между обеспечением прав человека, предоставлении ему свободы для самореализации и творчества и, с другой стороны, в упорядочении деятельности каждого индивидуума в интересах сообщества. Государство не решает проблемы, как это может показаться на первый взгляд, а создает и поддерживает в работоспособном состоянии организационные и правовые условия для решения проблем.

Особенность государства как социального института заключается и в том, что только через его структуры и механизмы формируется и закрепляется всеобщая воля, придающая государственным установлениям обязательный характер. Государству принадлежит легитимная монополия на законотворчество и принуждение.

Для обеспечения реализации своих целей и функций государство создает и содержит специальный аппарат – совокупность людей, профессионально занимающихся выполнением функций государства. Одна часть обслуживает законодательствование, исполнение законов и судебную защиту граждан, а другая поддерживает внутренний правопорядок и обеспечивает внешнюю безопасность государства.

Как форма общества государство выступает одновременно структурой и механизмом общественного самоуправления. Поэтому открытость государства обществу и степень вовлечения граждан в государственные дела характеризуют  уровень развития государства как демократического и правового.

Отличительной чертой государства является также его целостность, поскольку представляет собой объединенное им общество людей. Именно через государство поддерживаются международные отношения, и государство воспринимается на мировой арене как самостоятельная и независимая структура.

 

Функции государства

Функции государства - это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач, реализуемые в характерных для данного государства формах и свойственными ему методами. Государство объективно «обречено» на выполнение своих функций, так как невыполнение той или иной фун­кции может вызвать сильнейшие негативные последствия. В то же время функции государства должны соответство­вать объективным потребностям общества.

Созданию государства сопутствует стремление людей достичь каких-либо целей, осуществить свои конкретные интересы посредством специальной социальной организации общества. Поэтому на первый план в деятельности государства выдвигаются, прежде всего, его общественные функции. Термин «функция» с латинского обозначает «круг деятельности», обязанность или исполнение. Именно через общественные функции можно судить о сущности государства, его социальной направленности. Функции государства можно разделить на два основных вида: внутренние и внешние, которые в свою очередь подразделяются на подгруппы.

Одна из основных функций государства политическая, заключающаяся в обеспечении целостности и сохранности общества, поскольку государство и возникало с целью преодолеть раскол общества, создать условия для его гармоничного и спокойного развития, разрешения в рамках закона противоречий и конфликтов между различными социальными группами путем достижения компромисса.

Люди создают государство также для своей собственной защиты, защиты своих прав и личной свободы, что является социальной функцией государства. Необходимость решения этого вопроса вытекает из того, что люди, разные по своей природе, уровню развития и ряду других причин, воспринимают и используют жизненные ситуации каждый по своему, иногда  в ущерб интересам других. Только властная сила государства с помощью права, закона способна обеспечить защиту и сохранность прав и свобод каждого гражданина. Вместе  с тем история показывает, что юридическое закрепление прав и свобод не всегда гарантирует их реальное осуществление в повседневной жизни.

Решение задач политического и социального характера не возможно без надлежащего материального обеспечения. Последние десять лет наглядно показали, что никакая демократия не может состояться в полном объеме, в истинном её понимании без экономического развития общества. Поэтому государство не может ослаблять свою роль в экономическом секторе задач и должно постоянно держать в центре внимания выполнение своей экономической функции. Цель государства состоит в создании организационно-правовых предпосылок, условий, необходимых для упорядоченной и эффективной экономической деятельности общества. Только развитие производственной сферы может служить твердой основой как для решения политических и социальных проблем общества, так и для его экономической независимости и самостоятельности. Экологические кризисы, загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов, духовная деградация людей выдвигают сегодня на первый план вопросы экономического поведения людей. Без участия государства и использования его властной силы сохранить нормальную среду обитания люди не в состоянии, несмотря на активное экологическое движение в мире.

В современных условиях на успехи в осуществлении внутренних функций государства все большее влияние оказывает развитие связей между народами разных стран. Благоприятная международная обстановка создает оптимальные условия для созидательного развития любого государства. Поэтому внешняя функция должна иметь постоянное место в деятельности государства.

Каждая функция имеет свой объект воздействия и содержание.

Объект - это определенная сфера общественных отношений, на которую направлено государственное воз­действие.

Содержание  показывает,  что делает  государство, чем занимаются органы государственной власти, какие вопросы они решают.

Существует много классификаций функций государ­ства.

В зависимости от продолжительности действия они делятся на постоянные и временные.

В зависимости от направленности различают: внутренние и внешние.

Внутренние функции государства - это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внутренних задач.

К внутренним функциям государства относятся эконо­мическая, социальная, идеологическая, экологическая и функция охраны правопорядка,

Экономическая  функция  -   это   обеспечение   нор­мального функционирования и развития экономики.

Социальная функция - это осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей всего населе­ния, поддержанию необходимого уровня жизни, обеспече­нию необходимых условий труда, его оплаты, быта и обеспечение нормальных, достойных условий жизни для тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут полноценно трудиться (инвалиды, пенсионеры, студенты, безработные и пр.). Социальная функция заключается в поддержке государством общественно значи­мых отраслей - здравоохранения, жилищного строительства, общественного транспорта и т.п.

Идеологическая функция - это поддержка опреде­ленной идеологии, организация образования, поддержа­ние культуры.

Экологическая функция заключается в обеспечении правового режима природопользования.

Охрана правопорядка (охранительная). От выполнения этой функции зависит соблюдение прав и свобод граждан;

Внешние функции государства - основные направ­ления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внешних задач.

К внешним функциям относятся: оборона страны, со­трудничество с другими государствами, поддержание мира.

Оборона страны - это обеспечение достаточного уров­ня обороноспособности, защита суверенитета и территори­альной целостности и т.д.

Сотрудничество с другими государствами направлено на установление и развитие экономических, политических, культурных и других отношений.

Поддержание мира - это деятельность государства по предотвращению войн, разоружению, участие в регулиро­вании межгосударственных и др. конфликтов.

 

Формы и методы осуществления функций государства        

Государство выполняет свои функции в присущих ему формах и применяет в своей деятельности различные методы.

Выделяют следующие формы реализации функций государства:

а) правотворческая;

б) правоисполнительная;

в) правоохранительная

Правотворческая форма выражается в подготовке и издании нормативно-правовых актов.

Правоисполнительная форма выражается в исполне­нии правовых норм исполнительно-распорядительными органами.

Правоохранительная форма выражается в правопри­менительной деятельности по охране правопорядка, прав и свобод граждан.

Методы осуществления функций государства доста­точно многообразны.

При выполнении какой либо функции государство использует соответствующие этой функции методы. На­пример, при выполнении правоохранительной функции го­сударство использует методы убеждения и принуждения, при реализации экономической функции применяется множество экономических методов и т.д.

 

Форма государства

От того, какие задачи решает государство, его аппарат управления, зависит положение людей. Сущность государства проявляется в его форме, типе.

Форма государства как совокупность его внешних признаков представляет собой организацию государственной власти в стране, которая выражается:

= в форме правления – особый порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления, распределение компетенции между ними (монархия и республика);

= в форме государственного устройства – способ территориального устройства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местной властей (унитарное, федерация, конфедерация);

= в виде политического режима – методы и приемы осуществления государственной (политической) власти  (демократический и антидемократический.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!