ГЛАВНАЯ » УЧЁБА и ОБРАЗОВАНИЕ » УЧЕБНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО » ЛЕКЦИИ ПО КОНСТИТУЦИОННОМУ ПРАВУ » Лекция № 12 «Законодательная власть Российской Федерации»

Лекция № 12 «Законодательная власть Российской Федерации»

Вопрос 1. Исторические корни принципа народного представительства

 

Парламенты как представительные органы возникли еще XII—XIII вв. Они являлись средством борьбы с абсолютизмом и развивались одновре­менно с реализацией теории разделения властей в государ­ственном устройстве независимо от формы правления в том или ином государстве. Становление парламентов обуслови­ло возникновение и развитие института парламентаризма как особой системы государственного руководства обще­ством, характеризующейся разделением законодательной и исполнительной деятельности при преимущественном (как правило) положении парламента.

В XVII-XVIII вв. в ходе борьбы против тирании феодальных монархов европейские народы пришли к убеждению, что носителем суверенитета и единственным источником власти в демократическом государстве должен признаваться сам народ. Народ образует выборный представительный орган (парламент), который обладает исключительным правом принимать законы, охраняющие свободу и права человека и обеспечивающие решение общественных проблем в интересах всех граждан. Такая цепь рассуждений приводила к выводу о необходимости создания в каждом государстве суверенного органа народного представительства с подлинной выборностью и широкими правами. Народное представительство, таким образом, выполняет функцию соединения суверенитета народа с государственной властью, что придает всей системе правления демократический характер.

Исторически предшественниками органов, олицетворяющих идею народного представительства, можно считать представительные учреждения в демократических государствах Древней Греции и в Древнем Риме. С XII в. начали развиваться парламентские учреждения в Англии, а затем и в ряде других европейских стран, где, однако, они сначала были только сословно-представительными учреждениями, выполнявшими функцию ограничения власти монарха. Именно в Англии укоренился термин "парламент", который произошел от французского слова "говорить". В XVIII и XIX вв. парламенты были конституционно учреждены и стали избираться на основе всеобщего избирательного права (хотя и с большими отклонениями) в США и большинстве европейских стран. В России этот орган (Государственная Дума) появился намного позже - после издания царского Манифеста 17 октября 1905 г. и в результате длительной борьбы с самодержавием.

Идея народного представительства, выдвинутая и разработанная Д. Локком, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и другими выдающимися мыслителями, повсеместно воспринималась как антипод абсолютизма и единственная разумная основа организации подлинно демократической власти. Однако в разных странах в зависимости от конкретных условий она воплощалась в различных конституционно-правовых формах. В Англии, например, был признан принцип верховенства парламента, вследствие чего вся система власти стала называться "парламентским правлением" (формально она трактуется таким образом и по сей день). В США, которые сразу и наиболее последовательно восприняли концепцию разделения властей, парламентское учреждение (Конгресс) оказалось в равном положении с независимым Президентом и Верховным Судом. И в Англии, и в США парламенту отводились законодательная власть и принятие бюджета, но принцип верховенства парламента признавал за парламентом Англии также функцию контроля над правительством. Постепенно все страны мира - как монархии, так и республики - с различными модификациями в основном восприняли одну из этих основных моделей.

В конституционно-правовом отношении положение органа народного представительства всецело определяется формой правления. В парламентской республике и парламентарной монархии парламент, олицетворяя верховную власть, формирует и контролирует правительство, а в президентской (полупрезидентской) республике и дуалистической монархии он делит власть с главой государства, который сам формирует и контролирует правительство (это не исключает отдельных контролирующих полномочий парламента). Государственный строй, основанный на верховенстве парламента в системе органов государства, называют парламентаризмом, в то время как для двух других форм правления этот термин не применяется. Парламент и парламентаризм - понятия взаимосвязанные, но не равнозначные. Парламентаризм не может существовать без парламента. В то же время парламент может существовать без важнейших элементов парламентаризма, которые могут быть утрачены. К числу этих важнейших элементов парламентаризма относятся прежде всего разделение властей, представительность и законность. Существование парламента в той или иной стране - это еще не установление парламентаризма. Не является государством парламентаризма и современная Россия, этот термин иногда употребляют здесь просто для характеристики всего, что связано с парламентом, т. е. без точного научного смысла.

Определенные преимущества, как и недостатки, свойственны любой форме правления. Так, в парламентарных государствах правительство, которое может существовать только при наличии в парламенте большинства поддерживающих его депутатов, легко проводит нужные ему законы и игнорирует критику оппозиции. Эта форма правления, однако, хороша только при условии стабильности двухпартийной политической системы, а без этой стабильности или в условиях многопартийной системы неминуемо возникают так называемая министерская чехарда, т. е. частая смена состава правительства, и трудности в принятии законов. В дуалистических формах, напротив, глава государства и его администрация (правительство) стабильны на весь срок легислатуры, но исполнительная власть сталкивается с трудностями в проведении через парламент нужных ей законов и особенно бюджета, если большинство в парламенте принадлежит оппозиционным партиям. Форма правления и свойственное ей положение парламента, таким образом, во многом обнаруживают свою эффективность или неэффективность в зависимости от партийной системы, складывающейся в той или иной стране.

В тоталитарных государствах народное представительство всегда фиктивно, поскольку парламент через принимаемые им законы только оформляет решения руководства правящей партии. Таким было это представительство и в советской России. Верховный Совет искусственно включал представителей всех слоев "трудового народа" и формально олицетворял верховенство власти. Он назначал и освобождал правительство, принимал законы и утверждал бюджет, но на деле не обладал даже подобием независимого и свободного органа власти. Такое народное представительство только попирало суверенитет народа, камуфлируя жесткую диктатуру. Только с началом перестройки и реформ начинается возрождение парламентских учреждений - и то поначалу с громоздкого двухэтажного представительного органа (Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР). Отсутствие нормальной структуры представительного органа и его постоянное вмешательство в прерогативы исполнительной власти в немалой степени послужили причиной трагических событий октября 1993 года.

Истоки российского парламентаризма можно найти в деятельности первых Государственных Дум в дореволюци­онной России (1906—1917 гг.). Это было представительное учреждение (нижняя палата парламента) с ограниченными полномочиями. Первым законодательным актом в России, имевшим конституционное значение, принято считать Манифест 17 ок­тября 1905 г. "Об усовершенствовании государственного по­рядка", которым императора Николая II. Несколько месяцев спустя в дополнение к Манифесту были учреждены Государ­ственная дума (20 февраля 1906 г.), Государственный Совет (23 апреля 1906 г.), принят Свод основных государственных законов (23 апреля 1906 г.). В соответствии с ними в России учреждалась двухпалатная парламентская система (Госду­ма и Госсовет).

Впервые в советской российской истории двухпалатный парламент — Верховный Совет — возник в 1990 г. и просу­ществовал до сентября 1993 г.

Современная структура российского парламента опреде­лена действующей Конституцией РФ и существует с янва­ря 1994 г.

 

Вопрос  2. Федеральное Собрание  - Российский Парламент

 

Особенности конституционного статуса парламента РФ

Российский парламент — Федеральное Собрание РФ — это авторитетный представительный орган власти, выпол­няющий важные государственные функции, но первое место среди них занимает законотворчество. Только это общена­циональное учреждение, организованное на началах выбор­ности и представительности, может принимать поправки к Конституции РФ (за исключением поправок к гл. 1, 2, 9), федеральные конституционные и федеральные законы. По­тому не случайно парламент, согласно конституционным нормам, официально именуется представительным и зако­нодательным органом РФ (ст. 94).

Конституционно-правовой статус парламента непосред­ственно обусловлен формой правления. В президентских республиках, в том числе и в России, парламент, возглав­ляя законодательную власть, не имеет верховенства над властью исполнительной, так как формирование прави­тельства и контроль за его деятельностью осуществляются в основном главой государства, что не исключает и участия парламента в этой деятельности.

Парламент в России (как и во многих зарубежных стра­нах) рассматривается как выразитель интересов народа. В ка­честве органа народного представительства деятельность Фе­дерального Собрания основана на следующих принципах:

1) конституционные положения закрепляют, что поря­док избрания депутатов Госдумы и порядок формирования Совета Федерации устанавливаются федеральными закона­ми. В основных нормах выражена компетенция парламента и его палат, конкретизированная в регламентах палат;

2) депутаты Федерального Собрания уполномочены на­родом осуществлять государственную власть;

3) только этому органу принадлежит право принятия федерального бюджета и контроля за его исполнением;

4) Федеральное Собрание назначает выборы Президента РФ и может отрешить его от должности;

5) парламент может сдерживать деятельность Прави­тельства РФ путем выражения недоверия ему и судебной власти путем дачи согласия на назначение судей высших федеральных судебных органов.

Федеральное Собрание является высшим представи­тельным и законодательным органом России. Оно действует самостоятельно в пределах своей компетенции и олицетво­ряет законодательную ветвь власти. Согласно Конституции РФ Федеральное Собрание явля­ется представительным органом. Это обеспечивается спосо­бами формирования палат, положением в системе органов государственной власти. Федеральное Собрание выступает выразителем политической воли всего многонационального народа России, всех социальных слоев и групп населения, всех политических партий и общественных объединений.

Федеральное Собрание состоит из двух палат: Госдумы и Совета Федерации. Двухпалатный состав парламента в России обусловлен ее федеративным устройством. Совет Федерации является органом представительства всех субъ­ектов РФ, а Госдума выражает интересы всех российских граждан независимо от социального положения, нацио­нальности, отношения к религии, места жительства.

Представительный характер парламента имеет составную структуру: депутаты Государственной Думы представляют всех избирателей, а члены Совета Федерации — субъек­тов РФ.

По Конституции эти палаты различают­ся по числу депутатов (членов), способам формирования, объему полномочий, способам функционирования и др.

В Совет Федерации входят по два представителя от каж­дого субъекта РФ: по одному от представительного и ис­полнительного органа государственной власти. Государ­ственная Дума состоит из 450 депутатов.

В Конституции РФ закреплены основы статуса членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Они в равной мере обладают неприкосновенностью в течение всего срока полномочий.

Совет Федерации и Госдума заседают раздельно. Они могут собираться совместно лишь в следующих случаях для заслушивания:

- посланий Президента РФ;

- посланий Конституционного Суда РФ;

- выступлений руководителей иностранных госу­дарств.

В отличие от практики Верховных Советов, не явля­ющихся полноценными представительными и законода­тельными органами, Федеральное Собрание — это посто­янно действующий орган власти, избираемый сроком на пять лет.

Российская конституция закрепила три основные груп­пы полномочий палат:

1) относящиеся к исключительному ведению каждой из палат Федерального Собрания;

2) связанные с организацией деятельности палат;

3) по принятию федеральных законов.

Федеральное Собрание является законодательным ор­ганом. Это означает, что только оно может принимать фе­деральные конституционные законы и федеральные зако­ны — правовые акты высшей юридической силы. Именно в законах реализуется вся внутренняя и внешняя политика государства. Функция законодательной деятельности по­зволяет парламенту осуществлять в определенной мере контроль за исполнительной властью и за главой государ­ства (принятие бюджета, утверждение или отклонение кан­дидатуры Председателя Правительства РФ и т.д.) и даже судебной властью (принятие законов о судебной системе, формирование высших судов и др.).

Правовой статус Федерального Собрания характеризу­ется независимостью в системе органов государственной власти. Его законодательная деятельность ограничивается только Конституцией. Путем утверждения бюджета пар­ламент определяет собственные расходы. Он сам устанав­ливает порядок своей работы, структуру аппарата, число и наименование комитетов и комиссий и т. д. Вместе с тем единство государственной власти, необходимость сдержек и противовесов во взаимоотношениях органов различных ветвей власти обусловливает существование института ро­спуска парламента, контроля за конституционностью при­нимаемых законов со стороны судебной власти и т. д.

Для осуществления контроля за исполнением федераль­ного бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату.

 

Совет Федерации

Конституцией РФ установлено, что в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъ­екта РФ. Поскольку в составе Российской Федерации находят­ся 83 субъекта, всего членов Совета Федерации — 166.

Наличие Совета Федерации и способ его формирования (ст. 95 Конституции), обусловлены федера­тивным характером государственного устройства России.

По Федеральному закону членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией правом избирать и быть избранным в орга­ны государственной власти.

Член Совета Федерации — представитель от законода­тельного (представительного) органа государственной вла­сти субъекта РФ, который избирается соответствующим законодательным органом субъекта на срок полномочий этого органа, а при формировании органа субъекта путем ротации — на срок полномочий однократно избранных де­путатов этого органа. Член Совета Федерации — предста­витель от двухпалатного законодательного органа субъекта избирается поочередно от каждой палаты на половину сро­ка полномочий соответствующей палаты. Право выдвиже­ния кандидатуры для избрания принадлежит председателю или группе депутатов не менее одной трети от общего числа депутатов.

Представитель от исполнительного органа государствен­ной власти субъекта РФ назначается высшим должностным лицом субъекта (руководителем высшего исполнительного органа) на срок его полномочий. Это решение в форме ука­за (постановления) в трехдневный срок направляется в за­конодательный орган субъекта, вступает в силу, если две трети от общего числа депутатов не проголосуют против назначения данного представителя в Совете Федерации от исполнительного органа субъекта.

Полномочия члена Совета Федерации могут быть пре­кращены досрочно избравшим (назначившим) его органом государственной власти в том же порядке, в котором осу­ществляется его избрание (назначение).

Полномочия Совета Федерации закреплены в гл. 5 Конституции, федеральных законах, Регламенте Совета Федерации и других актах. Согласно ст. 102 Конституции к ведению Совета Федерации относятся: утверждение изме­нения границ между субъектами РФ; утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и о вве­дении чрезвычайного положения; решение вопроса о воз­можности использования Вооруженных Сил РФ за преде­лами территории России; назначение выборов Президента РФ; отрешение Президента РФ от должности; назначение на должность судей Конституционного, Верховного и Выс­шего Арбитражного судов РФ; назначение и освобождение от должности Генерального прокурора РФ; назначение и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Совет Федерации назначает на должность судей Эконо­мического Суда СНГ; рассматривает предложения Прези­дента РФ и готовит заключение о назначении или отзыве дипломатических представителей от России в СНГ и его международных организациях.

Совет Федерации реализует свои полномочия путем принятия постановлений, которые принимаются большин­ством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией.

Такой особый порядок предусмотрен, например, для принятия федеральных конституционных законов, приня­тия решения об отрешении Президента РФ от должности.

Совет Федерации принимает свой Регламент и само­стоятельно решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. В Регламенте Совета Федерации детально урегулированы вопросы: создания и функционирования внутренних органов палаты, его аппарата; порядка прове­дения заседаний, формирования повестки дня, голосования и принятия решений и др.

Органы Совета Федерации. Совет Федерации избирает из своего состава Председателя и его заместителей, которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты. Они избираются тайным голосованием с помощью бюлле­теней или с использованием электронной системы. Совет Федерации вправе принять решение об открытом голосо­вании.

Председатель Совета Федерации и его заместители не мо­гут быть представителями от одного субъекта РФ.

В соответствии с ч. 3 ст. 101 Конституции РФ Совет Федерации образует комитеты и комиссии из числа чле­нов палаты, которые являются постоянно действующими органами палаты. К их полномочиям относятся: подго­товка заключений по законопроектам, одобренным Госу­дарственной Думой; разработка собственных законопро­ектов и их предварительное рассмотрение; организация парламентских слушаний и др. Регламент Совета Феде­рации определяет перечень и полномочия комитетов Со­вета Федерации.

Совет Федерации вправе создавать постоянные и вре­менные комиссии. К постоянным относится, например, Комиссия по регламенту и парламентским процедурам. Временные комиссии создаются для решения конкретной задачи и на определенный срок.

Непосредственное обеспечение деятельности Совета Федерации осуществляется его аппаратом, который состо­ит из Секретариата Председателя, секретариатов замести­телей, подразделений правового, информационного, анали­тического, организационного и других видов обеспечения.

 

Государственная Дума

Одной из палат Федерального Собрания является Государственная Дума, которая состоит из 450 депутатов, избирается сроком на пять лет. Депута­том этой палаты может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участво­вать в выборах.

В Конституции установлены основы правового статуса Государственной Думы и ее депутатов. В ст. 11, устанав­ливающей перечень органов, осуществляющих государ­ственную власть в Российской Федерации, указана и Го­сударственная Дума. В ст. 97 закреплено, что одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и орга­нов местного самоуправления. Депутаты Государственной Думы, согласно ч. 3 ст. 97 Конституции, работают на про­фессиональной постоянной основе. Они не могут находить­ся на государственной службе, заниматься другой оплачи­ваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Депутаты Государственной Думы обладают иммунитетом.

Порядок формирования Государственной Думы. Поря­док выборов депутатов Государственной Думы устанавли­вается Законом о выборах Депутатов Государственной Ду­мы. Кроме того, выборы депутатов регулируются Законом об основных гарантиях избирательных прав.

Порядок избрания депутатов основан на пропорцио­нальной избирательной системе. Все депутаты избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандида­тов в депутаты Государственной Думы, выдвинутых поли­тическими партиями, т. е. практически эти голоса отдаются за ту или иную партию.

Избирательная кампания по выборам в Государствен­ную Думу проводится на основе общих принципов органи­зации выборов.

Федеральный избирательный округ, по которому изби­раются депутаты пропорционально числу голосов, подан­ных за федеральные списки от партий, включает в себя всю территорию РФ.

Компетенция Государственной Думы. Компетенция Государственной Думы представляет собой совокупность полномочий, посредством которых она реализует свои функции, главными из которых являются законодательная деятельность, принятие государственного бюджета и кон­троль за органами исполнительной власти.

Компетенция Государственной Думы закреплена в Кон­ституции, а также в ряде федеральных законов. К ведению Государственной Думы относятся: дача согласия Прези­денту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству РФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ; назначение на должность и осво­бождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по пра­вам человека; объявление амнистии; выдви­жение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности (ст. 103 Конституции РФ). К полномо­чиям Государственной Думы относятся принятие законов и законодательная инициатива.

Государственная Дума может обращаться в Конститу­ционный Суд РФ с запросом о соответствии Конститу­ции: нормативных актов; договоров между органами госу­дарственной власти РФ и ее субъектов и между органами государственной власти субъектов; не вступивших в силу международных договоров РФ; о толковании Конституции. Эти запросы могут вноситься самой Думой или одной пя­той ее депутатов (90 человек).

Важнейшим полномочием Государственной Думы яв­ляются принятие государственного бюджета, установле­ние налогов и осуществление полномочий по финансовому контролю за деятельностью государственных органов.

Государственная Дума наделена компетенцией в обла­сти обеспечения обороны и безопасности государства, в области внешнеполитической деятельности

Государственная Дума может быть распущена Прези­дентом РФ в случаях, предусмотренных ст. 111 и 117 Кон­ституции. Таковыми являются: троекратное отклонение представленной Президентом кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ; повторное в течение трех месяцев недоверие Правительству РФ, выраженное Госу­дарственной Думой; выражение недоверия Правительству РФ, когда вопрос о доверии поставлен главой Правитель­ства РФ.

В случае роспуска Государственной Думы Президент РФ назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска. В Конституции закреплены гарантии сохранения Государственной Думы при определенных условиях. Дума не может быть распущена в течение года после ее избрания в связи с выражением недоверия Правительству РФ; с мо­мента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия решения Советом Федерации; в период дей­ствия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения; в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.

В целях достижения баланса, равновесия ветвей вла­сти, Конституция РФ устанавливает полномочия Государ­ственной Думы во взаимоотношениях с Президентом РФ и Правительством РФ. В частности, Государственная Дума: выдвигает обвинение в отношении Президента РФ в госу­дарственной измене или совершении иного тяжкого престу­пления для начала процесса отрешения его от должности (импичмента); дает согласие Президенту РФ на назначе­ние Председателя Правительства РФ; решает вопрос на на­значение Председателя Правительства РФ; решает вопрос о доверии Правительству РФ, заслуживает его ежегодные отчеты; преодолевает вето Президента РФ или Совета Фе­дерации на представленные законопроекты в особой про­цедуре и т.д.

Органы Государственной Думы. Государственная Дума собирается на первое заседание на 30-й день после избра­ния, а по инициативе Президента РФ — и ранее этого срока. Первое заседание открывает старейший по возрасту депу­тат, после чего Дума избирает из своего состава Председате­ля Государственной Думы и его заместителей. Они избира­ются тайным голосованием с использованием бюллетеней. Депутат считается избранным Председателем, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов. Кандидатуры на должности Первого заместителя и заме­стителей Председателя выдвигают фракции. Избранными считаются кандидаты, включенные в список, если за них проголосовало большинство от общего числа депутатов. Председатель избирается на весь срок полномочий Государ­ственной Думы, но может быть переизбран досрочно.

Совет Государственной Думы создается для предва­рительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты. В его состав входят: Пред­седатель и руководители депутатских фракций с правом ре­шающего голоса; заместители Председателя и председатели комитетов Государственной Думы — с правом совещатель­ного голоса.

В соответствии с ч. 3 ст. 101 Конституции Государствен­ная Дума образует комитеты и комиссии. Комитеты образуются, как правило, на основе принципа пропорционального представительства депутатских фракций с численностью от 12 до 35 депута­тов палаты. Каждый депутат, кроме Председателя, заме­стителей и руководителей депутатских фракций, обязан состоять в одном из комитетов, быть членом только одного комитета.

Комиссии Государственной Думы формируются из де­путатов (мандатная; по этике и др.).

Депутатскими объединениями в Государственной Думе являются партийные фракции. Фракция — это депутатское объединение, сформированное на основе партийного изби­рательного объединения, прошедшего по федеральному из­бирательному округу. Фракции подлежат регистрации неза­висимо от числа ее членов. Все фракции обладают равными правами.

Государственная Дума по вопросам, отнесенным к ее ведению, принимает постановления большинством голо­сов от общего числа депутатов. Внутренний распорядок и порядок деятельности Государственной Думы устанав­ливается Регламентом Государственной Думы. Практика парламентской работы обусловила издание об­ращений, призывов и посланий (в том числе и приветствен­ных), имеющих важное общественно-политическое и между­народное значение, но не являющихся нормативными.

Основы конституционно-правового статуса депутата Государственной Думы во многом совпадают со статусом члена Совета Федерации. Они закреплены в соответствую­щих статьях Конституции, Федеральном законе от 8 мая 1994 г. № З-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и ста­тусе депутата Государственной Думы Федерального Со­брания Российской Федерации». Депутаты Госду­мы — это избранные народом представители, уполномочен­ные осуществлять законодательную власть в Федеральном Собрании от имени всего российского народа. Согласно Конституции депутат избирается сроком на пять лет и работает на по­стоянной основе. Им может быть избран гражданин Рос­сийской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Депутат Думы не может быть де­путатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Он не может находиться на государственной службе, заниматься дру­гой оплачиваемой деятельностью, кроме преподаватель­ской, научной и иной творческой деятельности. Депутат обладает неприкосновенностью (иммунитетом) в течение всего срока полномочий, не может быть задержан, аресто­ван, подвергнут обыску, кроме случаев задержания на ме­сте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено феде­ральным законом для обеспечения безопасности других людей. Вопрос о лишении неприкосновенности решается Государственной Думой по представлению Председателя Следственного комитета РФ.

Элементами статуса парламентария являются парла­ментский иммунитет и парламентский индемнитет. Под последним обычно понимают неответственность за голосо­вание и высказанные в парламенте мнения.

Взаимоотношения между избирателями и избранным ими депутатом могут строиться на принципах «императивного мандата» или «свободного мандата». Понятие «императив­ный мандат» включает в себя совокупность трех элементов: обязанность наказов избирателей для депутата, обязанность отчетности депутата и право избирателей на его отзыв. В дан­ном случае депутат выступает мандатарием, представителем избирателей того округа, в котором он избран.

Действующая Конституция закрепила принцип отношений с его избирателя­ми на основе «свободного мандата». Этот принцип парламентаризма означает, что депутат юриди­чески не связан поручениями (наказами) избирателей и действует в парламенте, сообразуясь со своими представлениями о должном и собственной совестью. На этом основании отри­цается право избирателей отозвать депутата, не оправдав­шего их доверия. В соответствии с современной доктриной конституционного права депутат в парламенте — прежде всего полноправный член коллегии, обладающий властью на всем политическом пространстве государства.

Формами депутатской деятельности депутатов обеих палат Федерального Собрания являются:

а) участие в заседаниях палат, как раздельных, так и со­вместных;

б) участие в выполнении поручения палат Федерально­го Собрания;

в) участие в работе комитетов и комиссий палат, согла­сительных и специальных комиссий, создаваемых Советом Федерации и Госдумой;

г) участие в парламентских слушаниях;

д) внесение законопроектов;

е) внесение парламентского и депутатского запросов;

ж) обращение с вопросами к членам Правительства РФ на заседании палаты;

з) обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан.

Кроме того, депутат Госдумы имеет право также уча­ствовать в работе депутатских объединений — фракций и депутатских групп, а также работать с избирателями.

Депутат Го­сударственной Думы руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными законами, Регламентом палаты, предвыборной программой и своими убеждениями. Поэтому закон не предусматривает возможности отзыва де­путата избирателями.

Полномочия депутата Государствен­ной Думы могут быть досрочно прекращены в случаях: письменного заявления депутата о сложении полномочий; избрания на другую выборную должность или назначения на иную государственную должность; поступления на го­сударственную или муниципальную службу; утраты граж­данства Российской Федерации либо приобретения граж­данства иностранного государства; вступления в законную силу обвинительного приговора суда; смерти депутата либо признания безвестно отсутствующим или объявления умер­шим на основании решения суда.

Депутат Государственной Думы не вправе: быть депута­том иного органа, замещать иную государственную долж­ность или должность муниципальной службы; находиться на государственной или муниципальной службе; занимать­ся предпринимательской или иной оплачиваемой деятель­ностью, кроме преподавательской, научной и иной твор­ческой деятельности; состоять членом органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой органи­зации.

Законодательство устанавливает материально-техниче­ские, организационные и правовые гарантии обеспечения деятельности депутата в Государственной Думе, избира­тельном округе. Под особой защитой находятся его соци­альные и трудовые права. Всем депутатам, за исключением Председателя Государственной Думы, устанавливается оди­наковое ежемесячное денежное вознаграждение в размере вознаграждения федерального министра, а также возмеща­ются расходы, связанные с депутатской деятельностью.

Также устанавливается юридическая ответственность за невыполнение законных требований депутатов; за непра­вомерное воздействие на парламентариев, членов их семей и других родственников; за посягательство на честь и досто­инство депутатов; за нарушение их неприкосновенности.

 

Вопрос 3. Стадии законодательного процесса

 

Свои важнейшие полномочия российский парламент осуществляет посредством принятия законодательных актов. Статья 105 Конституции устанавливает, что феде­ральные законы принимаются Государственной Думой. В законодательном процессе участвуют обе палаты и гла­ва государства. Под принятым федеральным законом по смыслу ч. 1 ст. 107 Конституции понимается закон, принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации. Не имеет юридической силы закон, при при­нятии которого не был соблюден порядок его подписания и обнародования. Законодательный процесс складывается из ряда стадий (этапов). Основными стадиями являются: законодательная инициатива; предварительное рассмотре­ние законопроектов и принятие законов Государственной Думой; рассмотрение и одобрение Советом Федерации; рассмотрение законов в согласительной комиссии при воз­никновении разногласий между палатами парламента; по­вторное рассмотрение Государственной Думой законов, от­клоненных Советом Федерации; повторное рассмотрение законов, отклоненных Президентом РФ; подписание и об­народование законов Президентом РФ.

1. Стадия реализации права законодательной инициа­тивы. В соответствии со ст. 104 Конституции право зако­нодательной инициативы (т. е. права внесения в парламент проектов законов) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации (лично или груп­пе), депутатам Государственной Думы (также лично или группе), Правительству РФ, законодательным (представи­тельным) органам субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному, Вер­ховному, Высшему Арбитражному судам РФ по вопросам их ведения. Министерства, ведомства, политические партии и иные общественные объединения, не обладающие правом законодательной инициативы, могут вносить законопроек­ты только посредством указанных выше субъектов законо­дательной инициативы.

Законопроекты вносятся в нижнюю палату парламента — Государственную Думу. При этом должно быть соблюдено правило, установленное ч. 3 ст. 104 Конституции, о том, что законопроекты по вопросам о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государ­ства, а также другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, мо­гут быть внесены в Государственную Думу только при на­личии заключения Правительства РФ.

Право законодательной инициативы осуществляется в виде внесения законопроектов; поправок, изменений и до­полнений к действующим законам; законодательных пред­ложений о разработке и принятии новых законов, призна­нии законов утратившими силу; предложений о поправках и изменениях положений Конституции.

2. Предварительное рассмотрение законопроекта. При поступлении законопроекта Совет Государственной Думы направляет его в комитет палаты, соответствующий про­филю проекта, и назначает данный комитет ответствен­ным по законопроекту. Законопроекты по вопросам совместного ведения Россий­ской Федерации и субъектов РФ направляются каждому из субъектов для дачи предложений и замечаний. Для рабо­ты над законопроектами комитеты могут создавать рабочие группы. В состав этих групп могут быть включены депута­ты, представители субъекта законодательной инициативы, представители органов государственной власти, обществен­ных объединений, ученые-специалисты и др.

3. Рассмотрение законопроекта в Государственной Думе. В Регламенте Государственной Думы закреплена практика рассмотрения проектов законодательных актов в три чтения, если палата, применительно к конкретному законопроекту, не приняла другого решения или если дру­гой порядок не установлен законодательством (например, для закона о бюджете).

Первое чтение проводится в палате при поступлении законопроекта и сводится в основном к обсуждению депу­татами целесообразности принятия закона по данному во­просу, основных положений законопроекта, его концепции и общей оценке.

Каждое из указанных решений считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы. Если необходимое число голосов не набрано, проект считается отклоненным без до­полнительного голосования.

Второе чтение начинается с доклада представителя ответственного комитета Государственной Думы. Он со­общает депутатам результаты рассмотрения законопро­екта в комитете и работы с поступившими поправками. Затем выступают представитель инициатора законопро­екта, а при необходимости, представители Президента РФ и Правительства РФ в парламенте страны. В прениях по законопроекту могут участвовать и депутаты Государ­ственной Думы.

Принятый во втором чтении законопроект направля­ется в ответственный комитет Государственной Думы для окончательной доработки его текста.

Суть третьего чтения состоит в принятии закона. При рассмотрении законопроекта в третьем чтении не допуска­ются внесение в него поправок и возвращение к обсужде­нию в целом либо к обсуждению его отдельных разделов, глав, статей. В исключительных случаях по требованию большинства депутатов путем голосования может быть принято решение о возвращении к процедуре второго чте­ния. Если законопроект не принят Государственной Думой в третьем чтении, он дальнейшему рассмотрению не подле­жит.

С учетом того, что Конституция РФ предусматривает принятие федеральных законов (по вопросам, указанным в ст. 3, 25, 37, 41, 49, 50 и других Конституции РФ), а также федеральных конституционных законов (ст. 56, 65, 66, 70, 118, 128), порядок их принятия в соответствии с Конститу­цией и Регламентом Государственной Думы существенно отличаются. Федеральные законы принимаются большин­ством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Федеральный конституционный закон, а также за­кон Российской Федерации о поправках к Конституции считаются одобренным, если за них проголосовало не ме­нее двух третей от общего числа депутатов Государствен­ной Думы.

Принятые Государственной Думой законы с соответ­ствующими постановлениями и стенограммами заседаний Думы, заключениями Правительства РФ и другими мате­риалами в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

4. Рассмотрение и одобрение принятого закона Сове­том Федерации. Члены Совета Федерации вправе организовать обсуждение закона в субъектах РФ и при наличии замечаний направляют их в соответствующий комитет.

Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты. В соответствии со ст. 105 Конституции федеральный закон считается принятым также в том слу­чае, если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации.

В случае отклонения федерального закона Советом Федерации обе палаты парламента могут создать согла­сительную комиссию из числа своих членов для преодо­ления возникших разногласий, после чего федеральный за­кон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. При несогласии Думы с решением Совета Федера­ции федеральный закон считается принятым, если при по­вторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Думы.

Принятый в указанном порядке федеральный закон Председатель Государственной Думы в течение пяти дней направляет Президенту РФ для подписания и обнародова­ния, одновременно уведомляя об этом Председателя Совета Федерации.

Несколько иной порядок предусмотрен Конституцией (ст. 108) и Регламентом Совета Федерации для одобрения федеральных конституционных законов. Они считаются принятыми, если одобрены большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Феде­рации и не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

5. Подписание Президентом закона и его обнародова­ние. Конституция РФ (ст. 107) устанавливает, что приня­тый федеральный закон в течение пяти дней должен быть направлен Президенту РФ для подписания и обнародова­ния. Президент РФ в течение 14 дней подписывает феде­ральный закон и обнародует его. Если он в течение этого срока отклонит его, то Государственная Дума и Совет Фе­дерации вновь рассматривают данный закон.

Принятый обеими палатами парламента РФ федераль­ный конституционный закон подлежит безусловному под­писанию Президентом РФ в течение 14 дней и обнародо­ванию.

Порядок обнародования нормативных актов парламен­та установлен Федеральным законом от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». В соот­ветствии с этим Законом федеральные конституционные и федеральные законы подлежат официальному опубли­кованию в течение семи дней со дня их подписания Пре­зидентом РФ. Официальным опубликованием признается первая публикация полного текста законов в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Фе­дерации».

Федеральные законы могут быть также опубликованы в иных печатных изданиях, обнародованы по телевидению и радио. Это касается федеральных законов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Федеральные законы вступают в силу на всей террито­рии РФ одновременно по истечении 10 дней со дня офици­ального опубликования, если в самом законе не установлен другой срок введения его в действие.

 

Вопрос 4. Органы законодательной (представительной) власти в субъектах РФ

 

Законодательные органы субъектов РФ являются по­стоянно действующими высшими и единственными орга­нами законодательной власти в субъектах. Наименование этих органов, их структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта с учетом исторических, национальных и иных традиций. В республиках — это Народное Собра­ние, Государственный Совет, Государственное Собрание, Законодательное Собрание и т. д. В некоторых республиках законодательные органы названы с учетом национальной терминологии (Народный Хурал — в Бурятии, Верховный Хурал — в Тыве и др.). В других видах субъектов РФ зако­нодательные органы именуются «Дума», «Законодательное Собрание», «Собрание депутатов» и т.д.

Все эти представительные органы избираются граждана­ми России, проживающими на территории субъекта и об­ладающими активным избирательным правом, путем все­общих равных и прямых выборов при тайном голосовании. Законодательство субъектов устанавливает возраст для избрания депутатов (как правило, — 21 год). Срок полно­мочий, как правило, составляет 4—5 лет. Различна и чис­ленность депутатов: от 130 (в Татарстане) до 27 (в Калмы­кии).

Каждый субъект РФ в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами самостоятельно определяет статус законодательного (представительного) органа. Основы это­го статуса едины и закреплены в Законе об организации за­конодательных и исполнительных органов субъектов РФ.

Полномочия законодательных (представительных) орга­нов власти субъекта РФ реализуются ими путем принятия законов и постановлений, которые обнародуются высшим должностным лицом субъекта.

Законом об организации законодательных и исполни­тельных органов субъектов РФ закреплены основания и порядок досрочного прекращения полномочий законода­тельного (представительного) органа, если: орган принял решение о самороспуске; роспуск осуществлен высшим должностным лицом в установленном порядке; вступило в силу решение соответствующего суда о неправомочности данного состава депутатов. Высшее должностное лицо впра­ве принять решение о досрочном прекращении полномочий законодательного органа в случае принятия этим органом нормативно-правового акта, противоречащего Конституции РФ или федеральным законам, принятым по предметам со­вместного ведения, если такие противоречия установлены судом, а законодательный орган субъекта РФ не устранил их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судеб­ного решения либо уклоняется от принятия мер по испол­нению решений суда и при этом нарушены права и свободы человека и гражданина, права и интересы юридических лиц. В таком случае Президент РФ выносит предупреждение за­конодательному органу субъекта РФ в форме указа. Если в течение трех месяцев после предупреждения решение суда не исполнено, Президент РФ вносит в Государствен­ную Думу проект федерального закона о роспуске законо­дательного органа субъекта РФ, который Дума обязана рас­смотреть в течение двух месяцев.

Депутаты законодательных (представительных) орга­нов власти субъекта РФ могут осуществлять свои полномочия как на профессиональной постоянной основе, так и без отрыва от основной деятель­ности; депутат не может быть депутатом Государственной Думы, судьей, занимать иные государственные должности в Российской Федерации и в субъекте РФ. Законом пред­усмотрены гарантии неприкосновенности депутата, кото­рый не может быть привлечен к уголовной ответственно­сти, задержан, арестован, подвергнут обыску или допросу без согласия законодательного органа. Вопрос о лишении депутата неприкосновенности решается по представлению руководителем следственного органа Следственного коми­тета РФ по субъекту РФ.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!