ГЛАВНАЯ » УЧЁБА и ОБРАЗОВАНИЕ » УЧЕБНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО » ЛЕКЦИИ ПО КОНСТИТУЦИОННОМУ ПРАВУ » Лекция № 15 «Место и роль прокуратуры в системе государственной власти России»

Лекция № 15 «Место и роль прокуратуры в системе государственной власти России»

Вопрос 1. Конституционно-правовые основы деятельности прокуратуры РФ

 

История прокуратуры

Впервые прокуратура была создана во Франции в 1302 году именно как орган, представляющий интересы монарха. Прокурор был «глазами» короля, при помощи которых он мог контролировать функционирование всего механизма государства.

Прокуратура в Российской Империи была учреждена Указом Петра I от 12 января 1722 года. Она учреждалась с целью осуществления гласного контроля (надзора) за соблюдением законности в деятельности центральных и местных органов государственной власти.

Прокуратура была учреждена тремя петровскими указами: «Быть при Сенате Генерал-прокурору и обер-прокурору, также во всякой коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать Генерал-прокурору» от 12 января 1722 года; «Об установлении должности прокуроров в надворных судах и в пределах компетенции надворных судов в делах по доносам фискальных и прочих людей» от 18 января 1722 года; «О должности Генерал-прокурора» от 27 апреля 1722 года.

Учреждение прокуратуры в России и наделение ее контрольно-надзорными функциями вызвало к жизни систему специальных правовых норм, регулирующих общественные отношения в этой сфере деятельности.

Важную роль в правовом регулировании деятельности прокуратуры сыграл Указ Петра I от 27 апреля 1722 года «О должности Генерал-прокурора». В соответствии с этим указом Генерал-прокурор, названный «оком государевым» и «стряпчим» о делах государственных, осуществлял непосредственно надзор за тем, чтобы высший государственный орган страны - Сенат - действовал в строгом соответствии с регламентами и императорскими указами. Генерал-прокурору подчинялись обер-прокуроры, прокуроры коллегий Сената и провинций. Сам же Генерал-прокурор подчинялся только императору. Первым генерал - прокурором был один из ближайших сподвижников царя - П.И.Ягужинский. Одновременно с его назначением учреждались должности прокуроров в надворных судах.

Осуществляли прокуроры надзор и за законностью в деятельности государственных органов. К примеру, они вели наблюдение за интересами казны, осуществляли надзор по арестантским делам, за местами содержания заключенных под стражей. Прокуроры были наделены правом опротестования незаконных решений государственных органов.

Прокуратура в России учреждалась как надзорный орган и строилась как единая система на основах принципа централизации. Прокуроры преимущественно осуществляли надзор за законностью в деятельности не только государственных органов, но и должностных лиц и издаваемых ими правовых актов.

После смерти Петра I прокуратура фактически бездействовала, особенно в период царствования Анны Иоанновны, то есть по существу была ликвидирована. Вновь прокуратура была восстановлена 12 декабря 1741 года Указом императрицы Елизаветы Петровны и наделена теми же правами, которые имела в период царствования Петра I.

Полностью же прокуратура сформировалась как орган надзорного типа при Екатерине II. Тогда в значительной мере был усилен прокурорский надзор за законностью в деятельности местных (губернских) органов власти. В принятом в 1775 году «Учреждении о губерниях», были закреплены задачи и полномочия губернских прокуроров. На губернских и подчиненных им прокуроров возлагались, в частности, такие задачи: сохранение «целости власти, установлений и интересов императорского величества»; наблюдение за тем, «чтоб запрещенных сборов с народа никто не собирал»; истребление «повсюду вредных взяток». Они наделялись правом вести надзор за законностью в деятельности губернских и уездных органов, в том числе и судов, проверять соответствие законам принимаемых ими решений. На прокуроров возлагалось предупреждение нарушений законов, принятие мер к пресечению нарушений, опротестование незаконных правовых актов.

В период царствования Павла I прокурорский надзор был существенно ослаблен, сокращены штаты органов прокуратуры, как в центре, так и на местах. Однако, несмотря на это, прокуратура продолжала оставаться активно действующим государственным надзорным органом.

С созданием в 1802 году министерства юстиции, должность министра стала совмещаться с должностью Генерал-прокурора, а губернские прокуроры стали входить в состав органов юстиции на местах.

В 1862 году Государственный Совет принял «Основные положения о прокуратуре», в которых очень четко было определено назначение прокуратуры - наблюдение за точным и единообразным исполнением законов в Российской Империи. В этом основополагающем акте были закреплены принципы организации и деятельности прокуратуры: единство и централизация органов прокурорского надзора, строгая подчиненность нижестоящих прокуроров вышестоящим, несменяемость прокуроров, их независимость от местных органов при принятии решений.

С принятием судебных уставов 1864 года прокуратура из органа надзорного типа была трансформирована в основном в орган уголовного преследования. Но следует иметь в виду, что закон подчинял прокурору полицейское дознание, включал в его обязанность вести наблюдение за производством предварительного следствия, в котором сочеталось руководство действиями судебного следствия и надзор за законностью его действий и решений. Прокуроры могли присутствовать при всех следственных действиях, давать указания следователю, требовать дополнительного расследования. По окончанию предварительного следствия прокурор давал заключение о предании обвиняемого суду, излагая его в форме обвинительного акта.

При рассмотрении судами уголовных дел прокуроры выступали полноправными участниками судебного процесса, приносили кассационные и апелляционные протесты на незаконные и необоснованные решения судов, осуществляли надзор за исполнением приговоров. Они также осуществляли надзор за соблюдением законности в местах отбытия наказаний, назначенных судами. При рассмотрении судами гражданских дел прокуратура выполняла лишь законную функцию.

В таком виде и в основном с такими функциями прокуратура России просуществовала до Октябрьского переворота. Декретом Совета народных комиссаров РСФСР от 24 ноября 1917 года прокуратура была упразднена.

На протяжении нескольких лет российское социалистическое государство обходилось без органов прокуратуры. Только в 1922 году Всероссийский Центральный Исполнительный комитет принимает постановление об утверждении Положения о прокурорском надзоре. Это был первый в истории советской прокуратуры нормативный акт, специально посвященный регламентированию организации и деятельности органов прокурорского надзора. ВЦИК признал необходимым подчинить местных прокуроров не только центральной прокурорской власти, но и местным губисполкомам. Предлагалось лишить прокуроров права опротестовывать с точки зрения законности любые решения местных властей. Как известно, против двойного подчинения выступил В.И.Ленин - Председатель Совета Народных Комиссаров и свою точку зрения ему удалось отстоять: «Законность не может быть калужская или казанская, а должна быть единая всероссийская и даже единая для всей федерации Советских республик». Но в целом на подготовку Положения о прокурорском надзоре 1922 года оказало большое влияние дореволюционное законодательство о прокурорском надзоре. Государственная прокуратура была учреждена не в качестве самостоятельного органа, а в составе народного комиссариата юстиции, в качестве ее отдела. Народный комиссар юстиции одновременно являлся Прокурором республики (так же, как и Министр юстиции царского правительства - Генерал-прокурором). Губернские прокуроры, их помощники, назначались и увольнялись Прокурором республики.

В ноябре 1923 года была образована Прокуратура Верховного суда Союза ССР, которой предоставили широкие полномочия - право законодательной инициативы и совещательного голоса в заседаниях высших органов власти страны, а также право приостанавливать решения и приговоры коллегий Верховного суда СССР.

В июне 1933 года Постановлением ЦИК и СНК Союза ССР принято решение об учреждении прокуратуры Союза ССР, на которую возлагались некоторые дополнительные функции.

Утвержденное в декабре 1933 года «Положение о Прокуратуре Союза ССР» определило правовой статус Прокуратуры СССР как самостоятельного государственного органа. Прокуратура Верховного Суда СССР была упразднена. Прокурор Союза ССР назначался ЦИК СССР и был подотчетен ему, а также его Президиуму. Помимо этого Прокурор Союза ССР был подотчетен и СНК СССР. Это обеспечивало независимость Прокурора Союза ССР от каких-либо государственных органов и должностных лиц.

В 1936 г. с принятием Конституции СССР произошло окончательное выделение органов прокуратуры из системы юстиции в самостоятельную единую централизованную систему.

В годы Великой Отечественной войны деятельность органов Прокуратуры была подчинена общей задаче - победе советского народа над немецким фашизмом. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении», работа органов прокуратуры, как военных, так и территориальных, была перестроена на военный лад.

С целью укрепления трудовой и исполнительской дисциплины Указом Президиума Верховного Совета СССР в сентябре 1943 г. прокурорско-следственным работникам устанавливаются классные чины с выдачей форменного обмундирования. Одновременно вводится сравнительная градация классных чинов прокуроров и следователей, приравненных к воинским званиям.

Учитывая важное государственное и политическое значение деятельности органов прокуратуры и в целях повышения престижа, авторитета и влияния органов прокуратуры на обеспечение законности в государстве, Верховный Совет СССР в марте 1946 г. принимает Закон СССР «О присвоении Прокурору СССР наименования Генерального прокурора СССР».

В мае 1955 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР утвержден такой важный законодательный акт как «Положение о прокурорском надзоре в СССР». Статья 1 Положения возлагает на Генерального прокурора СССР осуществление высшего надзора за точным исполнением законов всеми министерствами и подведомственными им учреждениями, а также гражданами СССР.

В соответствии с принятым в ноябре 1979 года Законом СССР о Прокуратуре СССР к основным направлениям деятельности прокуратуры было отнесено, во-первых, высший надзор за точным и единообразным исполнением законов, и, во-вторых, борьба с нарушениями законов об охране социалистической собственности; борьба с преступностью и другими правонарушениями; расследование преступлений; привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступление; обеспечение неотвратимости ответственности за преступление; разработку совместно с другими государственными органами мер предупреждения преступлений и иных правонарушений; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями и участие в совершенствовании законодательства и пропаганде советских законов. Законном устанавливалось право законодательной инициативы Генерального прокурора СССР и его ответственность и подотчетность перед Верховным Советом СССР, а в период между его сессиями – Президиуму Верховного Совета СССР.

После распада СССР, в январе 1992 г., был принят новый Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». В дальнейшем в Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 г., в статье 129 был закреплен принцип единства и централизации системы органов прокуратуры.

В результате законодательных преобразований прокуратура Российской Федерации окончательно сформировалась структурно и функционально в самостоятельный государственный орган, не входящий ни в одну из ветвей власти.

В принятом Законе был упразднен надзор за исполнением законов гражданами, установлен запрет на вмешательство прокуратуры в хозяйственную деятельность, совсем иным стало содержание прокурорского надзора. Утвержден и последовательно проводится в жизнь приоритет надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

 

Правовое регулирование деятельности прокуратуры

Зарубежная практика отводит прокуратуре относительно узкую сферу компетенции и иногда она даже организационно входит в судебную систему (Греция). Чаще всего прокуратура рассматривается в системе исполнительных органов власти (Австрия, Бельгия, Германия, Италия, Дания и др.) и подчиняется министру юстиции. Генеральные прокуроры (атторнеи) иногда являются министрами юстиции (США, Канада). Далеко не всегда органы прокуратуры ведут расследование уголовных дел, нигде они не осуществляют функцию надзора за законностью. Обычно основная задача этих органов ограничивается поддержанием обвинения в суде, содействием отправлению правосудия.

Конституционно-правовые основы деятельности проку­ратуры РФ определяются Конституцией РФ, Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», другими федеральными законами, междуна­родными актами, указами Президента РФ, а также правовыми актами Генерального прокурора РФ и нижестоящих прокуроров.

В соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ проку­ратура находится в исключительном ведении Российской Федерации.

Вместе с тем, Конституция РФ не содержит норм, регу­лирующих полномочия прокуроров, организацию и поря­док деятельности прокуратуры России. Законодательным актом, относительно детально регу­лирующим организацию и деятельность российской про­куратуры, является Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». Данный Закон определил цели, задачи, основные направления деятельности прокуратуры, принципы ее организации, полномочия прокуроров и кон­кретизировал порядок назначения их на должности и осво­бождения от должностей.

Прокуратура РФ — это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федера­ции надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнени­ем действующих на территории РФ законов.

Прокуратура РФ призвана обеспечивать верховенство закона, единство и укрепление законности, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов обще­ства и государства.

Прокуратура осуществляет надзор за:

1) исполнением законов;

2) соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

3) исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

4) исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Нормы, касающиеся надзорной деятельности прокурату­ры, содержатся также в иных законодательных актах, регу­лирующих различные сферы правовых отношений. Например, Закон РФ от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции», Федеральные законы от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасно­сти», от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодей­ствии коррупции» и др.

В некоторых законах определяются и конкретизиру­ются элементы исключительной компетенции прокуро­ров. Так, например, Федеральным законом от 11.01.1995 № 4-ФЗК «О Счетной палате Российской Федерации» к исключительной компетенции Генерального прокурора РФ отнесено возбуждение уголовного дела в отношении Пред­седателя, заместителя Председателя и аудиторов Счетной палаты РФ.

Федеральным законом «Об общих принципах организа­ции законодательных (представительных) и исполнитель­ных органов государственной власти субъектов Россий­ской Федерации» устанавливается, что непосредственный надзор по делам о правонарушениях депутатов, за которые предусматривается уголовная или административная ответ­ственность, следственные действия и порядок производства по делам об административных правонарушениях осущест­вляются под непосредственным надзором прокурора субъ­екта РФ. Прокурор субъекта РФ наделен правом внесения представления в законодательный (представительный) ор­ган государственной власти субъекта РФ для получения согласия на привлечение депутата к уголовной или адми­нистративной ответственности, на его задержание, арест, обыск или допрос, кроме случаев задержания на месте пре­ступления. Получение такого согласия предусматривается в отношении действий депутата, связанных с осуществле­нием им своих депутатских полномочий.

Особое место в системе федерального законодательства, регулирующего деятельность прокуратуры РФ, принад­лежит кодифицированным нормативным правовым актам процессуального характера. Процессуальное положение прокурора, его полномочия, правовые средства их реализа­ции в различных судебных инстанциях при рассмотрении уголовных, гражданских, арбитражных дел, дел об админи­стративных правонарушениях регламентируются соответ­ственно Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ, Гражданским процес­суальным кодексом Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ, Арбитражным процессуальным кодексом Рос­сийской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ, Кодексом Рос­сийской Федерации об административных правонарушени­ях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

Некоторые аспекты деятельности органов российской прокуратуры определяются международными и межгосу­дарственными договорами и соглашениями, например до­говорами о правовой помощи и о правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, о порядке сношения прокуроров с судебно-следственными органами других государств, о выдаче преступников (экстрадиции).

Отдельные вопросы организации и деятельности проку­ратуры РФ детализируются в актах Президента РФ. Напри­мер, Указом Президента от 01.08.2007 № 1004 определены вопросы Следственного комитета при прокуратуре РФ.

В своей практической деятельности работники проку­ратуры руководствуются также нормативными правовыми актами Генерального прокурора РФ, которые играют боль­шую роль в организации нормального функционирования всей прокурорской системы. Издавая правовые акты, Гене­ральный прокурор ставит перед прокурорами задачи, подле­жащие решению в ближайший период времени, определяет приоритеты в их деятельности, конкретизируя тем самым задачи, закрепленные в Федеральном законе «О прокурату­ре Российской Федерации».

Согласно данному Закону Генеральный прокурор РФ издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции. Нормативные правовые акты Генерального прокурора РФ относятся к категории ведомственных нормативных актов. Они осно­вываются на положениях Конституции РФ, Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», других федеральных законов, международных договоров РФ.

Основными актами Генерального прокурора РФ явля­ются приказы, указания и распоряжения.

Приказы Генерального прокурора РФ издаются по клю­чевым, основополагающим вопросам организации деятель­ности системы прокуратуры и порядка реализации мер материального и социального обеспечения прокурорских работников.

Указания, как правило, регулируют более узкие направ­ления деятельности органов прокуратуры. В частности, они могут быть посвящены вопросам организации надзора за исполнением законов о приватизации, о внешнеэкономи­ческой деятельности и др. Указания могут издаваться на основе обобщения материалов прокурорской и следствен­ной практики, результатов конкретных проверок.

Некоторые указания Генерального прокурора РФ, дан­ные в установленном законом порядке, по своей обязатель­ности выходят за пределы прокурорской системы. Напри­мер, указания Генерального прокурора РФ по вопросам предварительного следствия и дознания являются обяза­тельными для исполнения всеми органами предваритель­ного следствия и дознания независимо от их ведомственной принадлежности. Такие указания направлены на совершен­ствование деятельности указанных органов, на повышение гарантий обеспечения законности, прав и свобод граждан.

Распоряжения Генерального прокурора РФ связаны в основном с реализацией мер разового или краткосрочного характера.

С помощью положений регламентируются статус струк­турных подразделений центрального аппарата Генераль­ной прокуратуры, наиболее крупных специализированных прокуратур; порядок реализации мер материального и со­циального обеспечения работников органов и учреждений прокуратуры РФ.

Инструкции определяют процедуру осуществления от­дельных видов деятельности, в частности организацию де­лопроизводства, статистического учета, порядка хранения документов и др.

Названные выше нормативные правовые акты представ­ляют собой совокупность норм права, которые регулируют организацию и деятельность органов прокуратуры и проку­рорского надзора как особой, закрепленной в Конституции РФ формы государственной деятельности.

 

Вопрос 2. Принципы организации прокуратуры РФ и система ее органов

 

Понятие и виды принципов организации прокуратуры

Системообразующими элементами организации и дея­тельности органов прокуратуры являются положенные в их основу принципы. Принципы — это основополагающие начала, определяющие сущностные черты и признаки мно­гогранной деятельности органов прокуратуры и основные предъявляемые к ней требования. Можно выделить обще­правовые и специфические принципы организации и дея­тельности прокуратуры РФ.

К общеправовым следует отнести принципы законности, справедливости, гуманности и презумпции невиновности.

Специфические принципы организации и деятельности прокуратуры делятся на две группы: общие принципы и внутриорганизационные.

Основные общие принципы организации и деятельно­сти прокуратуры закреплены в ст. 129 Конституции РФ и в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Феде­рации». К ним относятся:

= принцип единства, означающий, что все территори­альные и специализированные прокуратуры, действующие на территории РФ, составляют единую систему; создание и деятельность органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускается;

= принцип централизации, согласно которому система органов прокуратуры функционирует на основе подчине­ния нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генераль­ному прокурору РФ;

= принцип независимости, который состоит в том, что все решения и действия прокурор осуществляет на основе закона, своего внутреннего убеждения и материалов про­верок и расследований; вмешательство в осуществление прокурорского надзора, а также воздействие в какой-либо форме на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствовать его деятельности запреще­но и влечет установленную законом ответственность;

= принцип гласности, означающий открытость деятель­ности органов прокуратуры, доступность сведений для граждан и средств массовой информации, но в той степени, в какой это не противоречит требованиям российского за­конодательства об охране прав и свобод граждан, а также законодательства о государственной и иной охраняемой за­коном тайне;

= принцип внепартийности прокурорских работников, устанавливающий запрет на членство работников органов и учреждений прокуратуры в общественных объединениях, преследующих политические цели, на участие в их деятель­ности;

= принцип законности, который выступает главенству­ющим принципом во всей деятельности прокуратуры, по­скольку главная цель прокуратуры — обеспечение верхо­венства закона, единства и укрепления законности. Этот принцип — необходимое условие реализации всех осталь­ных принципов деятельности прокуратуры. Законность как принцип прокурорского надзора означает, что все органы прокуратуры осуществляют свои надзорные функции в строгих рамках закона, только в пределах установленных законом полномочий.

Внутриорганизационные принципы деятельности органов прокуратуры, на основе которых осу­ществляется распределение обязанностей в структурных подразделениях органов прокуратуры.

К внутриорганизационным принципам относятся зональный, предмет­ный и предметно-зональный принципы.

Зональный принцип означает такую организацию, когда весь объем работы, возложенный на структурные подраз­деления, распределяется между конкретными работника­ми по территориальным зонам. Например, в прокуратурах субъектов РФ в состав зоны в зависимости от объема рабо­ты включаются прокуратуры одного или нескольких райо­нов и городов. Прокурор отдела (управления), за которым закреплена соответствующая зона, в пределах компетенции прокурора области и применительно к определенной отрас­ли надзора контролирует исполнение законов, приказов и указаний Генерального прокурора РФ, изучает в этих це­лях состояние законности в регионе и организацию работы органов прокуратуры.

Предметный принцип организации работы преследует цель сосредоточить усилия всех структурных подразделе­ний на решении важнейших, приоритетных задач, стоящих перед органами прокуратуры в целом. Термин «предметный принцип» происходит от понятия предмета прокурорского надзора и означает такую организацию работы, когда кри­терием распределения обязанностей между прокурорами служат сферы правового регулирования, т.е. определенные группы законов и иных нормативных актов, надзор за ис­полнением которых осуществляет прокуратура. Применение этого принципа позволяет накапливать, обобщать и реализовывать информацию по определенной проблеме укрепления законности и исполнению конкретных законов.

Предметно-зональный принцип означает, что за зональ­ными прокурорами закрепляются еще определенные «пред­меты ведения». Такой подход способствует специализации зональных прокуроров при осуществлении надзора за ис­полнением законов в наиболее важных, приоритетных на данном этапе сферах правовых отношений.

Решение вопроса о распределении обязанностей в струк­турном подразделении органа прокуратуры согласно зо­нальным и предметным принципам оформляется письмен­ным распоряжением начальника подразделения. Названные вопросы находят отражение в положениях о структурных подразделениях органов прокуратуры.

 

Система органов прокуратуры

На основе общих и внутриорганизационных принципов формируется система органов прокуратуры РФ.

Согласно Конституции РФ прокуратура РФ состав­ляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Органы прокуратуры РФ, как и иные фе­деральные органы власти, организуются в соответствии с административно-территориальным устройством РФ.

Следует различать систему территориальных органов прокуратуры и систему специализированных органов про­куратуры.

Система территориальных органов прокуратуры состоит из трех звеньев. Руководящим высшим звеном является Гене­ральная прокуратура РФ во главе с Генеральным прокурором РФ, который руководит всей системой прокуратуры РФ.

Структуру Генеральной прокуратуры РФ составляют главные управления, управления и отделы, возглавляемые начальниками — старшими помощниками Генерального прокурора РФ. В этих подразделениях работают старшие прокуроры и прокуроры, старшие прокуроры-криминалисты и прокуроры-криминалисты, а также старшие следователи по особо важным делам. Генеральный прокурор РФ имеет также советников и помощников по особым поручениям.

В Генеральной прокуратуре РФ на правах структурно­го подразделения образована Главная военная прокурату­ра, возглавляемая заместителем Генерального прокурора РФ — Главным военным прокурором.

Структуру военной прокуратуры составляют Главная военная прокуратура, прокуратуры военных округов, групп войск, флотов и др. Органы военной прокуратуры возглавляет заместитель Генерального прокурора РФ - Главный военный прокурор.

Главный военный прокурор и подчиненные ему прокуроры обладают в пределах своей компетенции полномочиями, установленными Законом, и осуществляют их независимо от командования и органов военного управления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Военные прокуроры также вправе участвовать в заседаниях коллегий, военных советов, служебных совещаниях органов военного управления, назначать вневедомственные ревизии и проверки, требовать обеспечения охраны, содержания и конвоирования лиц, находящихся на войсковых и гарнизонных гауптвахтах, в иных местах содержания задержанных и заключенных под стражу, немедленно освобождать из гауптвахт, иных мест содержания задержанных и заключенных под стражу лиц, незаконно там находящихся.

На должности военных прокуроров и следователей назначаются офицеры, проходящие военную службу по контракту или призыву и отвечающие требованиям Федерального закона. По решению Генерального прокурора РФ или с его согласия на должности военных прокуроров и следователей могут быть назначены гражданские лица. Заместитель Генерального прокурора РФ - Главный военный прокурор назначается на должность сроком на пять лет. Главный военный прокурор подчинен и подотчетен Генеральному прокурору РФ.

В Генеральной прокуратуре РФ формируется Коллегия в составе Генерального прокурора РФ, его первого замести­теля и заместителей, других прокурорских работников, на­значаемых Генеральным прокурором РФ.

Указ Президента РФ «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном окру­ге» обусловил создание в рамках Генеральной прокуратуры РФ управлений в федеральных округах, курируемых замес­тителями Генерального прокурора РФ и координирующих деятельность органов прокуратуры на территориях, входя­щих в состав каждого федерального округа.

Среднее звено образуют прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним прокуратуры. В настоящее время во всех субъектах РФ действуют соответствующие проку­ратуры. Прокуроры субъектов РФ в соответствии с Консти­туцией РФ назначаются на должность Генеральным проку­рором РФ по согласованию с органами власти субъектов РФ, определенными их конституциями (уставами).

Конституциями (уставами) субъектов РФ этот вопрос регламентируется неодинаково.

Прокуроры субъектов РФ руководят деятельностью прокуратур городов, районов и иных административно- территориальных единиц, входящих в состав соответству­ющего субъекта РФ. При этом они издают приказы, ука­зания, распоряжения, обязательные для исполнения всеми нижестоящими прокуратурами.

Низовое звено органов прокуратуры составляют проку­ратуры городов и районов, приравненные к ним военные и специализированные прокуратуры, возглавляемые соответ­ствующими прокурорами.

Все территориальные прокуроры различных уровней осуществляют свои полномочия в соответствии с их компе­тенцией, установленной Федеральным законом «О проку­ратуре Российской Федерации», а также нормами уголовно- процессуального, арбитражного, уголовно-исполнительного, административного и иного федерального законодательства.

В систему прокуратуры РФ также входит Следствен­ный комитет при прокуратуре РФ, состоящий из Главного следственного управления, следственных управлений по субъектам РФ и приравненных к ним специализированных следственных управлений, в том числе военных следствен­ных управлений, а также следственных отделов по районам, городам и приравненных к ним специализированных след­ственных отделов, в том числе военных следственных отде­лов Следственного комитета при прокуратуре РФ.

Специализированные органы прокуратуры являются неотъемлемым элементом прокурорской системы. Однако они не могут и не должны заменять либо подменять дея­тельность территориальных прокуратур как основного эле­мента прокурорской системы.

Организация и деятельность специализированных про­куратур в современных условиях обусловливается объ­ективной необходимостью обеспечения законности в специфических сферах деятельности, имеющих особую важность для жизнеобеспечения общества и государства. Функционирование специализированных прокуратур яв­ляется одной из оптимальных форм реализации зонально-предметного принципа организации работы органов проку­ратуры в специфических сферах правовых отношений.

К настоящему времени исторически сложились и функци­онируют специализированные прокуратуры двух типов.

Про­куратуры первого типа осуществляют возложенные на проку­ратуру функции в полном объеме в соответствующих сферах правовых отношений. К ним относятся военные, транспорт­ные прокуратуры и прокуратуры войсковых частей.

Специализированные прокуратуры второго типа реша­ют задачи и осуществляют функции прокуратуры наряду с территориальными. При этом общие принципы организа­ции и деятельности прокуратуры на них распространяются в полной мере. К ним относятся природоохранные прокура­туры и прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях.

Специализированные прокуратуры по сравнению с тер­риториальными в большей мере защищены от региональных и местных влияний, обеспечивают более тесное взаимодей­ствие с контролирующими органами, целенаправленную де­ятельность по обеспечению законности в соответствующих сферах правовых отношений, более высокую специализацию прокурорских работников и результативность их работы.

Помимо органов прокуратуры в прокурорскую систему входят научные и образовательные учреждения, редакции специализированных изданий.

Научные и образовательные учреждения системы про­куратуры действуют в соответствии с положениями (уста­вами) о них, утверждаемыми Генеральным прокурором РФ.

 

Вопрос 3. Место прокуратуры РФ в системе органов государственной власти

 

В системе органов государственной власти прокуратура РФ занимает неоднозначное положение. Не входя ни в одну ветвь власти, она выступает как система сдержек и противо­весов в механизме разделения властей, способствует функ­ционированию государственных органов, олицетворяющих традиционные ветви власти, в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. Это предполагает постоянное и тесное взаимодействие со всеми органами государственной власти в решении общих задач, стоящих перед государством.

Взаимоотношения прокуратуры с Федеральным Собра­нием РФ предопределены тем, что основное назначение прокуратуры состоит в надзоре за исполнением законов, а Федеральное Собрание РФ является представительным и законодательным органом РФ. Госдума — нижняя пала­та российского парламента, принимающая законы, которые являются основным содержанием предмета прокурорского надзора за исполнением законов.

Взаимодействие прокуратуры РФ и Федерального Со­брания РФ осуществляется по многим направлениям, основным из которых является участие прокуратуры в за­конотворческой деятельности.

Генеральный прокурор РФ регулярно направляет в Гос­думу информацию о недостатках законодательного регули­рования отдельных сфер правовых отношений.

Несмотря на отсутствие у Генерального прокурора РФ конституционного права законодательной инициативы, прокуратура принимает активное участие в законопроект­ной деятельности. Существуют и иные формы влияния прокуратуры на за­конотворческий процесс: экспертиза законопроектов, учас­тие представителей прокуратуры в рабочих группах коми­тетов Госдумы по подготовке ими законопроектов, участие в парламентских слушаниях.

Органы прокуратуры по запросам и обращениям депу­татов парламента проводят проверки сообщений о фактах нарушений законов, принимают меры по их устранению.

К основным формам парламентского контроля за дея­тельностью прокуратуры можно отнести: депутатские за­просы; отчеты, доклады и сообщения Генерального проку­рора РФ и его заместителей; депутатские расследования.

Отправной точкой при решении вопросов взаимоот­ношений прокуратуры с исполнительной властью служат Конституция РФ и другие федеральные законы, со­ставляющие правовые основы деятельности прокуратуры. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, службами, исполнитель­ными органами субъектов РФ и т.д., что свидетельствует о наличии надзорной функции прокуратуры в отношении деятельности органов исполнительной власти.

При этом в предмет надзора не входят поста­новления и распоряжения Правительства РФ. Контроль за исполнением этих нормативных актов осуществляет систе­ма контрольных органов Администрации Президента РФ и Правительства РФ, с которыми органы прокуратуры при необходимости взаимодействуют. В случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции РФ и фе­деральным законам Генеральный прокурор РФ информи­рует об этом Президента РФ, который вправе отменить данное постановление Правительства РФ.

Прокуратура взаимодействует с исполнительной властью как самостоятельный государственный институт, обеспечива­ющий исполнение законов, принятых законодательной вла­стью.

Взаимодействие прокуратуры с органами исполнитель­ной власти проводится в различных формах: участие в пра­вительственных программах, инициирование разработки и издания постановлений Правительства РФ, затрагивающих права граждан, и т.д.

Взаимодействие прокуратуры и суда — это проблема сотрудничества и взаимного профессионального контроля в целях повышения уровня законности и эффективности правоохранительной деятельности.

Генеральный прокурор РФ в соответствии с федераль­ным законом о прокуратуре вправе обращаться в Конститу­ционный Суд РФ по вопросу нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подле­жащим применению в конкретном деле (п. 6 ст. 35). Одна­ко соответствующее положение до настоящего времени не внесено в закон о Конституционном Суде РФ.

Взаимодействие прокуратуры с судами общей юрисдик­ции, осуществляющими гражданское и уголовное судопро­изводство, и с судами арбитражной системы достаточно специфично. Специфика роли прокурора состоит в том, что, с одной стороны, он выступает как субъект судебного раз­бирательства в соответствующих формах, предусмотренных процессуальным законодательством, а с другой — осущест­вляет надзорные функции в отношении судебных решений.

Генеральный прокурор РФ вправе обращаться в Верхов­ный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ с представ­лениями о даче судам разъяснений по вопросам судебной практики по гражданским, уголовным, административным и арбитражным делам.

Таким образом, прокуратура представляет собой необхо­димый работающий государственный орган в си­стеме обеспечения разделения и взаимодействия властей.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!