ГЛАВНАЯ » УЧЁБА и ОБРАЗОВАНИЕ » УЧЕБНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО » ЛЕКЦИИ ПО КОНСТИТУЦИОННОМУ ПРАВУ » Лекция № 13 «Конституционные основы исполнительной власти»

Лекция № 13 «Конституционные основы исполнительной власти»

Вопрос № 1. Правовой статус органов исполнительной власти, их виды

 

Понятие органа исполнительной власти

Исполнительная власть является самостоятельной и неза­висимой как и другие две ветви власти — зако­нодательная и судебная. Установленные конституционными и законодательными нормами полномочия органов исполни­тельной власти присущи только этой ветви власти, и ни одна другая власть не имеет право вторгаться в ее компетенцию.

Специфика исполнительной власти связана с особыми формами и методами ее деятельности, особым порядком образования представляющих ее органов, характером воз­действия на государственную и общественную жизнь.

В соответствии с Конституцией РФ в Российской Феде­рации образована единая система исполнительной власти, включающая в себя как федеральные органы исполнитель­ной власти, так и органы исполнительной власти субъектов РФ.

Орган исполнительной власти - это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетен­цию, территориальный масштаб деятельности, образована в соответ­ствии с законодательством, наделена правом выступать по поручению государства, призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферами, за­ниматься межотраслевым управлением.

Административная правоспособность и дееспособность органов испол­нительной власти возникает одновременно с их образованием и опре­делением компетенции; прекращается в связи с их упразднением.

Образование, структура, порядок деятельности и компетенция орга­нов исполнительной власти (их задачи, функции, права и обязаннос­ти, формы и методы деятельности) определены и закреплены в соот­ветствующих законах, положениях и иных нормативных актах.

Органы исполнительной власти:

• осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность;

• наделены оперативной самостоятельностью;

• имеют, как правило, постоянные штаты;

• образуются вышестоящими органами;

• подотчетны и подконтрольны вышестоящим органам исполнительной власти.

Административно-правовой статус органа исполнительной власти как статус коллективного субъекта состоит из следующих блоков:

= целевой (включает нормы о целях, задачах, функциях, принципах дея­тельности);

= организационно-структурный (включает в себя правовые предписания, регламентирующие: порядок образования, реорганизации и ликвида­ции; структуру; линейную и функциональную подчиненность);

= компетенционный как совокупность властных полномочий и подведом­ственности (компетенция в области планирования, контроля и т. д.).

 

Принципы построения органов исполнительной власти

Система органов исполнительной власти в Российской Федерации стро­ится и функционирует на основе принципов федерализма, сочетания централизации и децентрализации, законности.

Принцип федерализма в системе органов исполнительной власти обус­ловлен государственным устройством Российской Федерации.

В структурном плане он проявляется в том, что в общую систему орга­нов исполнительной власти входят:

федеральные органы исполнительной власти;

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - рес­публик, краев, областей, городов федерального значения, автоном­ной области, автономных округов.

В юридическом смысле принцип федерализма проявляется в следующем:

• компетенция органов исполнительной власти и взаимоотношения меж­ду ними определяются на основе нормативно-правовых актов, закреп­ляющих разграничение предметов ведения и полномочий между Рос­сийской Федерацией и ее субъектами;

Конституцией Российской Федерации регламентируется соотношение правовых актов органов государственной власти и ее субъектов (закон­ные акты федеральных органов исполнительной власти обязательны для аналогичных органов субъектов Российской Федерации; законные акты федеральных органов исполнительной власти субъектов Россий­ской Федерации подлежат соблюдению федеральными органами ис­полнительной власти);

•  одна из правовых форм регулирования взаимоотношений между феде­ральными органами исполнительной власти и органами исполнитель­ной власти субъектов Российской Федерации - административный до­говор (федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации).

Принцип сочетания централизации и децентрализации оказывает боль­шое влияние на функционирование всей системы исполнительной власти.

Централизация - сосредоточение большей части государственных фун­кций в ведении центральных органов федеральной исполнительной власти.

Децентрализация означает закрепление предметов ведения и полно­мочий за тем или иным органом, которые он должен осуществлять самостоятельно без вмешательства со стороны вышестоящих органов.

Принцип законности проявляется в том, что все органы государствен­ной власти и должностные лица обязаны соблюдать законы и Консти­туцию Российской Федерации.

 

Виды органов исполнительной власти

В соответствии с федеративным государственным устройством Рос­сийской Федерации различаются:

= федеральные органы исполнительной власти (Правительство Российской Федерации, федеральные министерства, государственные коми­теты, федеральные службы, федеральные надзоры, департаменты, глав­ные управления, агентства);

= органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации: рес­публик, краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения.

Ввиду многообразия органы исполнительной власти можно классифицировать по ряду признаков.

По степени централизации можно выделить централизованные или органы федерального управления и децентрализован­ные или органы совместного (федерально-регионального) управления.

По организационно-правовой форме различаются:

- правительства;

- советы министров, имеющие статус правительств;

- министерства;

- государственные комитеты;

- комитеты и комиссии;

- службы, агентства и надзоры;

- главные управления и управления;

- департаменты;

- администрации (мэрии);

- отделы и другие органы. 

В зависимости от объема и характера компетенции можно выделить:

органы общей компетенции, которые осуществляют управление боль­шинством отраслей их сферы деятельности, могут решать практически любые вопросы государственного управления (Правительство РФ и администрации);

органы специальной компетенции, которые осуществляют отраслевое, либо межотраслевое (функциональное), либо смешанное управление:

органы отраслевой компетенции - осуществляют руководство отдель­ными сферами или отраслями управления, обеспечивают специа­лизированное управление определенной частью однород­ных предприятий, учреждений, организаций (например, Министерство юстиции РФ, Министерство промышленно­сти и торговли РФ);

органы внутриотраслевой компетенции - руководят в рамках отраслей порученными участками работ (например, территориальные органы федеральных министерств), руководят в рамках отраслей порученными участками работы (напри­мер, территориальные органы федеральных министерств);

органы межотраслевой (функциональной) компетенции  - выполняют общие специализированные функции для всех или большинства от­раслей и сфер управления, отвечают за состо­яние и развитие порученной им сферы управления (напри­мер, Министерство регионального развития РФ);

органы смешанной компетенции, т. е. органы, имеющие признаки как отраслевой, так и межотраслевой сферы деятельности (например, Ми­нистерство здравоохранения Российской Федерации руководит подве­домственными учреждениями и органами здравоохранения и осуществ­ляет межотраслевое управление медицинскими службами Министерства внутренних дел и Министерства обороны).

По порядку разрешения подведомственных вопросов органы исполни­тельной власти делятся на:

= единоначальные - органы, в которых решающая власть по всем вопросам их компетенции принадлежит возглавляющему данный орган ру­ководителю;

= коллегиальные - организационно и юридически объединенные группы лиц, которым принадлежит приоритет в принятии решений по всем вопросам компетенции данных органов. В коллегиальных органах реше­ния принимаются большинством их членов в сочетании с персональ­ной ответственностью за их исполнение, за руководство порученными участками работы.

 

Вопрос № 2. Центральные органы федеральной исполнительной власти

 

Правительство в системе федеральных органов исполнительной власти

Правительство России является высшим испол­нительным органом государственной власти РФ. В своей деятельности оно руководствуется принципами верховен­ства Конституции РФ, федеральных конституционных за­конов и федеральных законов, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, глас­ности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Возглавляемая Правительством система исполнитель­ной власти ориентирована на реализацию, воплощение в жизнь нормативных актов. Деятельность Правительства РФ подзаконна, связа­на жесткими рамками правовых ограничений.

Организационная самостоятельность Правительства РФ проявляется в том, что федеральные законодательные и су­дебные органы практически не оказывают влияния на его формирование, за исключением назначения Председателя Правительства РФ с согласия Госдумы.

Правительство РФ является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти РФ.

Состав Правительства Российской Федерации, порядок его формирова­ния, цели, основные направления деятельности, полномочия, взаимоот­ношения с Президентом и Федеральным Собранием регламентируются Конституцией РФ. Так, статья 110 Конституции гласит: "Правитель­ство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров". Конкретные пол­номочия Правительства РФ по общим, межотраслевым, отраслевым и другим вопросам закреплены в федеральных законах и актах Прези­дента РФ.

Председатель Правительства РФ назначается Президен­том РФ с согласия нижней палаты парламента — Госдумы.

Вновь назначенный Председатель Правительства РФ представляет Президенту РФ свои предложения по структу­ре федеральных органов исполнительной власти и кандида­турам на должности своих заместителей и федеральных ми­нистров. Для решения оперативных вопросов Правительство РФ может образовывать Президиум.

Правительство РФ руководит работой федеральных ми­нистерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность.

Как высший орган федеральной исполнительной власти Правительство Российской Федерации обладает очень широким кругом полномочий, которые можно объединить по сферам деятельности:

- в сфере экономики

- в сфере бюджета и финансов

- в социальной сфере

- в сфере науки, культуры, образования

- в сфере природопользования и охраны окружающей среды

- в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью

- в сфере обороны и государственной безопасности

- в сфере внешней политики и международных отношений

Наиболее важными полномочиями Правительства РФ являются:

= реализация внутренней и внешней политики Россий­ской Федерации;

= регулирование в социально-экономической сфере;

= формирование и исполнение бюджета РФ;

= обеспечение единства системы исполнительной вла­сти в Российской Федерации, направление и контроль за деятельностью ее органов;

= формирование федеральных целевых программ и обе­спечение их реализации;

= осуществление права законодательной инициативы.

Правительство РФ призвано действо­вать независимо, самостоятельно, но в пределах своей ком­петенции и в строгом соответствии с Конституцией РФ и законами. Деятельность Правительства носит подконтрольный характер, несмотря на то, что исполнительная власть самостоятельная ветвь власти. Контроль за деятельностью Правительства РФ ограничен. Правительство РФ обязано отчиты­ваться перед законодателями только за исполнение бюдже­та. Правом принимать организа­ционные решения по каждому члену Правительства РФ, министру, вплоть до роспуска всего Правительства РФ, наделен Президент РФ. Кроме того, в соответствии с изме­нениями, внесенными в ст. 114 Конституции РФ в 2008 г., Правительство РФ представляет Госдуме ежегодные отче­ты о результатах своей деятельности, в том числе по вопро­сам, поставленным Госдумой.

Кроме того, в исключительных случаях Госдума может рассмотреть вопрос о доверии Правительству РФ. Депу­таты имеют право обратиться с запросом к любому члену Правительства и самому Правительству, на который им обязаны дать ответ.

Полномочия Правительства Российской Федерации реализуются посредством его актов - постановлений и распоряжений, которые издаются на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации (ст. 115 Конституции). Правительство Российской федерации обеспечивает их исполнение.

Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений.

Постановления и распоряжения Правительства обязательны к исполнению в Российской Федерации. Акты Правительства Российской Федерации подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" и "Собрании законодательства Российской Федерации" в течение 10 дней после дня их подписания. Официальным опубликованием актов Правительства считается публикация их текстов в "Российской газете" или в "Собрании законодательства Российской Федерации". Официальными являются также тексты актов Правительства, распространяемые в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации "Система".

Акты Правительства могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио, разосланы государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи.

Постановления Правительства, за исключением постановлений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со" дня их принятия, а при необходимости немедленного широкого их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно.

Постановления Правительства, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные постановления Правительства вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями Правительства не предусмотрен иной порядок их вступления в силу.

Распоряжения Правительства вступают в силу со дня их подписания.

Контроль за правильностью и своевременностью опубликования актов Правительства осуществляет Аппарат Правительства.

 

Система федеральных органов исполнительной власти РФ

Цен­тральные органы исполнительной власти функционируют в экономи­ческой, социально-культурной и административно-политической сфе­рах.

Правительство РФ возглавляет систему федеральных органов исполнительной власти.

Согласно Структуре федеральных органов исполни­тельной власти, утвержденной Указом Президента РФ от 12.05.2008 № 724, система федеральных органов исполни­тельной власти включает в себя три группы органов:

1) федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью кото­рых осуществляет Президент РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федераль­ным министерствам.

2) федеральные министерства, руководство которыми осуществляет Правительство РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федераль­ным министерствам.

3) федеральные службы и федеральные агентства, руко­водство которыми осуществляет

В систему федеральных органов исполнительной вла­сти также входят их территориальные органы в субъектах РФ, которые осуществляют свою деятельность под руко­водством соответствующих центральных органов, а при не­обходимости взаимодействуют с органами исполнительной власти субъектов РФ.

Федеральное министерство вырабатывает общую по­литику отрасли, принимает нормативные акты и несет политическую ответственность в подотчетной ему сфере. На федеральное министерство возложены функции по осуществлению собственного нормативного регулирова­ния, координации и контроля за деятельностью находя­щихся в его введении федеральных служб и федеральных агентств.

Министерство возглавляет входящий в состав Прави­тельства РФ министр РФ (федеральный министр).

Федеральные ведомства (комитеты; федеральные службы; надзоры; агентства; инспекции, комиссии, центры и другие органы). Ведомства являются самостоятельными органами исполнительной власти и не могут вхо­дить в состав министерств и государственных комитетов. Комитеты Российской Федерации, федеральные службы, агентства, инспекции -органы функциональной или смешанной компетенции, наделенные властными межотраслевыми полномочиями, занимающиеся межотрас­левой координацией, контролем и иными межотраслевыми функциями.

Федеральная служба следит за исполнением граждана­ми и организациями требований, установленных законом. Она является федеральным органом исполнительной вла­сти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасно­сти, защиты и охраны государственной границы РФ, борь­бы с преступностью, общественной безопасности.

Федеральная служба в пределах своей компетенции из­дает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституци­онных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента РФ, Председателя Правительства РФ и феде­рального министерства, осуществляющего контроль за ее деятельностью. Служба не вправе осуществлять норматив­ное регулирование, кроме случаев, устанавливаемых ука­зами Президента РФ, а федеральная служба по надзору — также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Федеральную службу России возглавляет руководитель (директор) федеральной службы.

Федеральное агентство оказывает государственные услуги и управляет федеральным имуществом, но не может устанавливать право и осуществлять надзор за деятельно­стью граждан и организаций. Оно является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в уста­новленной сфере деятельности функции по оказанию госу­дарственных услуг по управлению государственным иму­ществом и правоприменительные функции.

Федеральное агентство возглавляет руководитель (ди­ректор) федерального агентства.

Создание федеральных органов исполнительной власти, их реорганизация и ликвидация осуществляются Президен­том РФ по предложению Председателя Правительства РФ.

Правовое положение федеральных министерств характеризуется следующими общими чертами:

- перечень устанавливается Президентом Российской Федерации;

- они относятся к центральным органам исполнительной власти и дей­ствуют в пределах своей компетенции в масштабах страны;

-  большинство их работает под непосредственным руководством Прави­тельства Российской Федерации;

- положение о федеральном министерстве, государственном комитете утверждается Президентом или по его поручению Правительством Рос­сийской Федерации;

- министры и председатели государственных комитетов назначаются Пре­зидентом Российской Федерации;

- министерства и государственные комитеты наделены самостоятельно­стью во взаимоотношениях с соответствующими органами других вет­вей власти, Правительством, между собой, однопрофильными ниже­стоящими органами;

Общая структура центрального органа:

- руководство (руководитель, его заместители, коллегия, комитет, ве­домственные научные и иные советы);

- производственные структурные подразделения, которые руководят служ­бами, непосредственно выполняющими определенные задачи (в Мини­стерстве внутренних дел - Служба уголовного розыска, ГАИ);

- штабные подразделения, занимающиеся внутриорганизационной деятель­ностью в рамках ведомства (управления бухгалтерского учета, кадров).

Правительство Российской Федерации для содействия своей работе вправе создавать координационные и совещательные органы - комиссии и советы. Комиссии являются координационными органами. Они образуются для обеспечения согласованных действий заинтересованных органов исполнительной власти и решения определенных задач Советы - совещательные органы, их цель - предварительное рассмотрение вопросов и подготовка по ним предложений рекомендательного характера.

По проблемам, имеющим межотраслевое или межтерриториальное (межрегиональное) значение, создаются межведомственные комиссии и советы.

Названные комиссии и советы не являются органами исполнительной власти.

Расходы на содержание Правительства Российской Федерации определяются в федеральном бюджете. В случае необходимости могут быть образованы органы и учреждения при Правительстве, финансирование которых осуществляется в пределах ассигнований на содержание Правительства.

Для обеспечения деятельности Правительства Российской Федерации и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти решений, принятых Правительством Российской Федерации, образуется Аппарат Правительства Российской Федерации. Аппарат Правительства взаимодействует с Администрацией Президента Российской Федерации и аппаратами палат Федерального Собрания.

Аппарат Правительства возглавляет Руководитель Аппарата - заместитель Председателя Правительства Российской Федерации или федеральный министр.

 

Территориальные федеральные органы исполнительной власти

Территориальные органы министерств и ведомств Российской Феде­рации входят в систему органов исполнительной власти Российской Федерации. Свою деятельность они осуществляют под руководством соответствующих центральных органов федеральной исполнительной власти. Вопросы осуществления деятельности территориальными орга­нами, находящиеся в компетенции субъектов Федерации, решаются во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти этих субъектов.

Территориальные органы действуют на основе Конституции РФ, за­конов Российской Федерации, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ и руководству­ются в своей деятельности правовыми актами министерств и ведомств Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Федерации.

Создание, реорганизация и ликвидация территориальных органов произ­водятся соответствующим центральным органом федеральной испол­нительной власти по согласованию с администрациями краев, облас­тей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения. Численность аппарата, структура, штаты и фонд оплаты труда территориальных органов определяются с учетом особенностей региона по согласованию соответствующих министерств и ведомств Российской Федерации с органами исполнительной власти субъектов Федерации.

Основными принципами в деятельности территориальных органов яв­ляются:

- соблюдение законности;

- разделение законодательной, исполнительной и судебной властей;

- разграничение предметов ведения между центральными органами федеральной исполнительной власти и органами исполнительной властисубъектов Федерации;

- персональная ответственность.

Основные задачи и функции территориальных органов определяются исходя из задач и функций соответствующих министерств и ведомств Российской Федерации с учетом конкретных особенностей регио­нов, в которых они осуществляют свою деятельность. Задачи и функ­ции общего характера определены Постановлением Совета Мини­стров - Правительства РФ от 27 мая 1993 года № 491 "О порядке создания и деятельности территориальных органов министерств и ведомств Российской Федерации". Согласно указанному документу территориальные органы:

= принимают участие в соответствии с профилем их деятельности в вы­работке мер и способов государственного регулирования социально-экономического развития субъектов Федерации;

= участвуют в совместной работе с органами исполнительной власти субъектов Федерации по разработке и реализации мероприятий, каса­ющихся сферы их деятельности;

= систематически информируют министерства и ведомства Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Федерации о проводимой ими в регионах работе.

Территориальные органы имеют право:

- представлять соответствующие министерства и ведомства Российской Федерации в их отношениях с органами исполнительной власти субъек­тов Федерации;

- запрашивать и получать информацию, необходимую для осуществле­ния своей деятельности (от соответствующих министерств и ведомств Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Фе­дерации), нужные сведения для выполнения возложенных на них за­ дач (от предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности), информационно-аналитические материалы, экономи­ко-статистические данные (от органов статистики);

- участвовать в работе соответствующих центральных органов федераль­ной исполнительной власти;

- принимать участие в разработке программ, концепций, схем и других документов, связанных с экономическими процессами в регионах;

- вносить предложения соответствующим центральным органам федеральной исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Федерации.

 

Вопрос № 3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

 

В соответствии с Конституцией (п. 2 ст. 77) органы ис­полнительной власти субъектов РФ входят в единую систе­му исполнительной власти федеративного государства.

Система и формы органов исполнительной власти в республиках оп­ределяются их Конституциями, законами и иными актами; других субъектов Российской Федерации - их уставами и иными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с законами, и указами Прези­дента Российской Федерации.

В субъекте РФ устанавливается своя система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти, возглавляемым руководи­телем высшего исполнительного органа субъекта. В одних республиках эту систему возглавляет президент (глава) ре­спублики, в других — правительство или его глава, в тре­тьих — губернатор, глава администрации, мэр и др.

Наименования высших исполнительных органов госу­дарственной власти устанавливаются законодательством субъекта РФ с учетом исторических условий и националь­ных традиций. Так, в Адыгее, Бурятии, Дагестане, Ингуше­тии, Северной Осетии — Алании и Тыве орган исполни­тельной власти республики называется Правительством; в Кабардино-Балкарии — Кабинетом министров — Прави­тельством; в Татарстане и Башкортостане — Кабинетом ми­нистров. Главы региональных органов исполнительной вла­сти также имеют различные названия: губернатор и глава правительства — в Ленинградской области и Ставрополь­ском крае; губернатор и глава администрации области — в Иркутской области; глава администрации — в Липецкой, Новгородской и других областях.

Полномочия высшего должностного лица прекращаются досрочно в случаях: его смерти; отставки в связи с выраже­нием ему недоверия; отставки «о собственному желанию; отрешения от должности Президентом РФ; признания су­дом безвестно отсутствующим или объявления умершим; вступления в законную силу обвинительного приговора суда; выезда за пределы Российской Федерации на посто­янное место жительства; утраты гражданства Российской Федерации.

В ряде республик компетенция правительства опреде­ляется в так называемом «негативном порядке». Например, конституция Республики Татарстан устанавливает правило, в соответствии с которым правительство вправе решать все вопросы государственного управления, если они не входят в компетенцию президента Татарстана. Но в любом случае правительство республики — субъекта РФ — является важ­ным инструментом реализации решений законодательного (представительного) органа государственной власти и ак­тов президента (главы) республики.

Иначе формируются органы исполнительной власти кра­ев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Здесь важную роль играет глава администрации (губернатор), который формирует администрацию (правительство) и руководит всеми орга­нами исполнительной власти на территории соответствую­щего субъекта РФ.

В субъектах Российской Федерации действуют органы исполнительной власти общей, отраслевой и межотраслевой компетенции.

В системе государственной власти субъектов Российской Федерации выделяются:

= президенты;

= главы субъектов Российской Федерации или главы их администраций.

Президенты, главы субъектов или глав их администраций обладают широкими полномочиями в сфере исполнительной власти.

Органами общей компетенции являются:

• правительства республик, образуемые либо представительными орга­нами, либо Президентами, либо на основании сочетания выборности;

• администрации краев, областей, автономной области, автономных округов1.

Комплекс полномочий этих органов закреплен законодательством субъек­тов Российской Федерации и включает в себя:

=  разработку и представление на утверждение представительному органу бюджета, обеспечение его исполнения;

= распоряжение и управление имуществом;

= разработку и реализацию программ в сфере управления;

= осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граж­дан, охране общественного порядка;

= принятие правовых актов.

Органами отраслевой и межотраслевой компетенции являются:

- министерства;

- комитеты;

- службы;

- инспекции;

- главные управления и др.

Их структура, порядок формирования, полномочия, организация дея­тельности определяются нормативными актами соответствующих субъектов Российской Федерации.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!