ГЛАВНАЯ » УЧЁБА и ОБРАЗОВАНИЕ » УЧЕБНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО » ЛЕКЦИИ ПО КОНСТИТУЦИОННОМУ ПРАВУ » Лекция № 11 «Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации»

Лекция № 11 «Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации»

Вопрос 1. Место Президента РФ в системе органов власти России

 

Понятие главы государства

Пост главы государства существует при всех формах правления. В монархических государствах это наследственный монарх, в республиках - выборный президент. Государство испытывает потребность в существовании должностного лица, обеспечивающего конституционный порядок, устойчивость и преемственность механизма власти, а также высшее представительство в международных отношениях. Это и есть глава государства, обычно наделяемый широкими полномочиями в сфере взаимоотношений с законодательной, исполнительной и судебной властями и выступающий как своеобразный символ государства и официальный представитель народа. Глава государства призван цементировать государственную власть, обеспечивать конституционным путем разрешение всех кризисов и конфликтов между органами государственной власти.

При различных формах правления полномочия главы государства выглядят неодинаково. В одних странах функции главы государства номинальны, в других - они олицетворяют реальную власть. Но при всех условиях глава государства сохраняет определенные собственные полномочия, т. е. высшие представительские функции как внутри страны, так и вне ее, эти функции никому не подконтрольны и не подотчетны. Представительская функция влечет за собой определенные властные полномочия - например, подписывать международные договоры, назначать своих полномочных представителей в регионах страны.

Конкретно положение главы государства и его фактическая роль в жизни страны определяются в каждой стране в зависимости от политических условий и исторических традиций. В государствах парламентарной монархии (Великобритания, Япония, Бельгия и др.), например, глава государства "царствует, но не управляет", и его функции внешне выглядят только как представительские. Столь же слабо они выражены в республиках парламентского типа (ФРГ, Италия и др.). Но если государство избирает тип президентской (США) или полупрезидентской (Франция) республики, 1 то оно сознательно идет на создание сильной власти президента республики. Эта власть может прямо сливаться с исполнительной властью и возглавлять ее (США) или стоять как бы вне основных властей.

Когда говорят о положении главы государства в системе органов государственной власти, то имеют в виду соотношение его функций с законодательной и исполнительной властями. В демократическом правовом государстве всегда действует принцип разделения властей, который предполагает, что властное полномочие любого должностного лица относится к одной из трех властей - законодательной, исполнительной или судебной. Функции главы государства соприкасаются со всеми тремя властями (в области законодательства он, например, имеет право вето, в отношении судебной власти глава государства вправе назначать судей или осуществлять помилование), но все же его основные функции и полномочия нельзя отнести к законодательной или судебной.

Другое дело - взаимоотношения главы государства с исполнительной властью. Даже в тех странах, где он не входит ни в одну из трех властей (Франция и др.) или о его статусе в конституции вообще не говорится (ФРГ), юридическая наука и практика признают его главой исполнительной власти - ибо никакому должностному лицу нельзя иметь основные функции и властные полномочия вне какой-либо власти. В то же время при таком положении, не отрицающем принцип разделения трех властей, образуется особый статус главы государства, вытекающий из его собственных полномочий, обязанности выступать гарантом конституции и осуществлять высшее представительство.

Президентская власть в республиках президентского типа - это всегда единоличность власти. Глава государства не только не делит свою власть с другими лицами (коллегиальный глава государства практически не встречается), но и в силу принципа разделения властей действует независимо от законодательной и судебной власти. Президент получает свой мандат от народа и потому не может контролироваться со стороны парламента. Он вправе сам комплектовать состав правительства (с определенным участием парламента), которое в силу этого приобретает стабильный характер (явление частой смены правительств, характерное для парламентской формы правления с многопартийностью, получило название "министерская чехарда"). Сильная президентская власть никак не подрывает демократический характер правового государства - напротив, она при определенных условиях является единственно возможным инструментом сохранения конституционного порядка.

Конституционный статус Президента Российской Федерации. В правовом государстве статус главы государства максимально точно определяется конституцией и принимаемыми на ее основе законами. Это необходимо для того, чтобы лицо, занимающее высшее положение в государстве, имело ясные права и обязанности и не могло, выходя за установленные пределы, своими действиями порождать угрозу конституционным правам и свободам граждан. Устойчивость конституционного строя, гражданский мир и реальность свободы народа в решающей степени зависят от баланса и гармонии между поведением главы государства и других органов власти.

Конституционный статус реализуется в нормах конституции, определяющих функции и полномочия главы государства. Эти два понятия очень близки друг другу, но не тождественны. Под функциями понимаются наиболее важные общие обязанности главы государства, вытекающие из его положения в системе органов государственной власти. Полномочия же вытекают из функций и состоят из конкретных прав и обязанностей главы государства по вопросам, отнесенным к его компетенции. В той мере, в какой функции и полномочия присущи исключительно главе государства (т. е. не делятся с парламентом, правительством или судебными органами), они называются прерогативами главы государства (например, предлагать парламенту кандидатуру на пост главы правительства или присваивать высшие воинские звания и т. д.).

Функции главы государства не могут быть конкретизированы полномочиями в полном объеме. Поэтому у главы государства всегда есть не раскрытые в конституции полномочия, которые выявляются в экстраординарных непредвиденных условиях, получая де-факто признание парламента или опираясь на судебное толкование конституции.

В советский период в России фактически отсутствовал пост главы государства. Формально эту роль выполнял коллегиальный орган - Президиум Верховного Совета РСФСР во главе с его Председателем. Будучи наделенным по Конституции значительными формальными полномочиями, этот орган играл отнюдь не самостоятельную роль в жизни страны, оставаясь придатком партийного аппарата, Председатель и секретарь подписывали правовые акты без коллегиального рассмотрения.

Пост Президента был учрежден в Российской Федерации общенародным референдумом в апреле 1991 г., и в том же году (12 июня) на этот пост всенародным голосованием был избран Борис Николаевич Ельцин. Конституция РФ, принятая в 1993 г., установила, что полномочия первого Президента продолжаются до истечения срока, на который он был избран (т. е. до 12 июня 1996 г.). Однако с декабря 1993 г. положение, функции и полномочия Президента Б. Н. Ельцина определяются уже новой Конституцией.

 

Понятие и характеристика института Президента

Институт президентской власти имеет сравнительно короткую историю в развитии российской государственности. С господствовавшей концепцией полновластия Советов, соединения в них законодательной и исполнительной власти был несовместим принцип разделения властей, одним из выражений которого является наличие в системе органов власти Президента. В советский период как таковой пост президента отсут­ствовал, а роль главного связующего звена законодатель­ной деятельности, управления и правой охраны выполняли непосредственно Политбюро и Секретариат ЦК КПСС, Ге­неральный (Первый) секретарь Компартии.

Поэтому идея об учреждении поста Президента, первоначально возникшая еще в бывшем Союзе ССР, встретила значительное сопротивление части народных депутатов, сторонников сохранения советской власти. Однако набиравшие силу процессы демократизации, обновления всей государственной системы одержали верх, и в 1990 году пост Президента СССР был учрежден, что повлекло существенные изменения в Конституции СССР. В марте 1990 г. на Съезде народных депутатов СССР был избран первый и последний Президент СССР М. С. Горба­чев. Избирался президент сроком на пять лет, но не более двух сроков он мог находиться на этой должности.

Президент СССР был назван в Конституции СССР гла­вой государства, т.е. получил более высокий статус, чем имел Председатель Верховного Совета СССР, именовавшийся как высшее должностное лицо Советского государства в 1989— 1990 гг.

Именно Президент СССР представлял страну внутри нее и в международных отношениях. Он был призван обес­печивать взаимодействие высших органов государственной власти и управления. Президент СССР олицетворял един­ство, суверенитет и целостность государства.

В организационном отношении Президент СССР нико­му не подчинялся и обладал высшей степенью независимо­сти от других государственных органов. Он был подконт­ролен Съезду народных депутатов. В случае нарушения Конституции и Законов СССР Президент СССР мог быть смещен со своего поста Съездом. Следует отметить, что данный механизм не был в достаточной мере отработан и защищен дополнительными правами и организационно- политическими гарантиями, что и подтвердили события 19-22 августа 1991 г.

Вскоре аналогичный институт был установлен и в союзных республиках, где решения об этом принимались Верховными Советами.

В России вопрос об учреждении поста Президента решался сложно. Съезд народных депутатов РСФСР высказался против введения, и по инициативе одной трети депутатов был назначен всероссийский референдум на 17 марта 1991 г., в соответствии с результатами которого указный пост и был учрежден. На референдуме наряду с решением проблемы сохранения СССР ставился вопрос о введении поста Президента РСФСР. Большинство принявших участие в голосовании, на вопрос «счи­таете ли вы необходимым введение поста Президента в РСФСР, избираемого всенародным голосованием?», отве­тили положительно.

В Конституцию РСФСР 1978 года были включены статьи, закрепившие принцип разделения властей, глава о Президенте. 24 апреля 1991 г. Верховным Советом РСФСР были приняты два закона, имевших огромное зна­чение для утверждения президентуры в России. Это зако­ны РСФСР «О Президенте РСФСР» и «О выборах Прези­дента РСФСР». Примечательно, что закон «О Президенте РСФСР» закрепил статус президента как высшего долж­ностного лица и главы исполнительной власти.

Одновременно с Президентом РСФСР избирался и вице-президент РСФСР. Кандидатуру вице-президента РСФСР предлагал кандидат в Президенты РСФСР. Вице-президент осуществлял по поручению Президента отдельные его пол­номочия и заменял президента в случае его отсутствия.

Первый Президент Российской Федерации был избран путем прямых всенародных выборов 12 июня 1991 г.

Конституция Российской Федерации 1993 года внесла существенные изменения как в статус Президента, так и в порядок его избрания компетенцию, процедуру отрешения от должности и др.

На основе конституционных установлений произошло и обновление соответствующего текущего законодательства. Государственной Думой принят 21 апреля 1995 г. (подписан Президентом 17 мая) Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации", ряд других нормативных правовых актов, связанных с характеристикой статуса Президента.

Наделение Президента РФ Конституцией РФ статусом главы государства было продиктовано логикой построения правовой государственности в России, потребностью суще­ствовании такого института государственной власти, кото­рый обеспечивал бы конституционный порядок, устойчи­вость и преемственность всего государственного механизма власти.

Современная российская конституционная модель исхо­дит из особого места Президента в государственном меха­низме и в системе политического властвования, наделяя его большими полномочиями. Объясняется это тем, что Прези­дент РФ не входит ни в одну из существующих ветвей вла­сти. Он является главой государства России как демократи­ческого правового государства с республиканской формой правления и обеспечивает согласованное функционирова­ние и взаимодействие органов государственной власти.

Как глава государства Президент РФ призван консоли­дировать государственную власть, обеспечивать конститу­ционным путем разрешение всех разногласий и конфликтов между органами государственной власти, субъектами РФ, выражая при этом позицию и интересы всей Российской Федерации в целом. В соответствии со своим положением Президент РФ олицетворяет единство многонационально­го народа, суверенную государственность России.

 

Вопрос 2. Конституционно-правовой статус Президента РФ

 

Важным аспектом в характеристике статуса Президента является само место в Конституции главы о Президенте. Она открывает перечень глав, посвященных органам государственной власти Российской Федерации. В прежней Конституции глава о Президенте следовала за главой о высших представительных органах. Это было закономерно, ибо в ней Президент определялся в качестве главы исполнительной власти.

Место, которое занимает в ныне действующей Конституции глава о Президенте, является правовым доказательством, подтверждающим в Прямой форме то, что Президент не включается непосредственно ни в одну из трех ветвей власти: ни в законодательную, ни в исполнительную, ни в судебную.

Президент РФ обладает широкими полномочиями в различных сферах государственной жизни. В одних случаях эти полномочия носят прерогативный характер, т. е. принадлежат исключительно ему, в других - соприкасаются с полномочиями других органов государственной власти, способствуя решению вопросов во взаимодействии на основе принципа разделения властей. Совокупность президентских полномочий сбалансирована с полномочиями других органов государственной власти, образуя систему сотрудничества и взаимных противовесов в целях недопущения односторонних авторитарных решений.

Конституционный статус главы государства предполага­ет наличие специфических для этого органа прав и обязан­ностей во взаимодействии с другими властями, делающи­ми президента ключевой фигурой во властных структурах государства.

Это проявляется прежде всего в прерогативе Президента РФ определять в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами основные направления вну­тренней и внешней политики государства (ч. 3 ст. 80 Кон­ституции РФ), принимать меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ), приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в слу­чае противоречия этих актов Конституции РФ и федераль­ным законам, международным обязательствам РФ или на­рушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ч. 2 ст. 85). Наделе­ние Президента РФ такими обширными полномочиями об­условлено тем, что он выступает как гарант незыблемости Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

Особый статус главы государства проявляется в том, что он обладает неприкосновенностью (ст. 91 Конституции), имеет свой штандарт, оригинал которого находится в его ка­бинете, а дубликат поднимается над его резиденцией, а так­же имеет такой символ, как Знак Президента РФ и специ­ально изготовленный официальный текст Конституции. Указом Президента от 5 августа 1996 г. установлены официальные символы президентской власти и их использование при вступлении в должность вновь избранного Президента Российской Федерации.

Описание штандарта (флага) Президента Российской Федерации, порядок его использования установлены Указом Президента от 15 февраля 1994 г. Местонахождением оригинала штандарта (флага) является служебный кабинет в резиденции Президента в столице России - Москве. Дубликат штандарта поднимается над резиденцией Президента в Москве, над другими резиденциями во время пребывания в них Президента, устанавливается и поднимается на его транспортных средствах знак Президента Российской Федерации возлагается на Президента как главу государства на период его полномочий Председателем Совета Федерации. Использование Знака определяется нормами Государственного протокола.

На специальном экземпляре текста Конституции Российской Федерации Президент приносит присягу.

Официальные символы президентской власти передаются вновь избранному Президенту во время процедуры вступления в должность после принесения им присяги.

В соответствии с Конституцией (ст. 91) неприкосновенность Президент Рос­сии означает, что личность главы Российского государства, его достоинство и правовой статус охраняются в особом, установленном за­коном порядке. Особенностью конституционного статуса главы государства Конституцией (ст. 92, 93) является осо­бый порядок прекращения его полномочий.

В Конституции Российской Федерации содержится система гарантий, препятствующих превращению Президента Российской Федерации в авторитарного правителя. Они заключаются в ограниченности периода полномочий Президента Российской Федерации (шестилетний срок), в порядке его всенародных прямых выборов, в их альтернативном характере, в недопустимости занятия поста Президента более двух сроков подряд, в возможности отрешения его от должности, в признании не соответствующими Конституции нормативных актов Президента на основе решения Конституционного Суда и др.

Обширные прерогативы главы государства можно под­разделить на следующие группы.

1. Полномочия по формированию и обеспечению нор­мального функционирования федеральных органов государ­ственной власти. В этой сфере Президент РФ: назначает Председателя Правительства РФ, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председате­ля Правительства РФ, федеральных министров (по пред­ложению главы Правительства РФ), назначает выборы в Госдуму, а также распускает Госдуму в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ, предлагает Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности су­дей высших федеральных судебных органов России, а так­же кандидатуру Генерального прокурора РФ и др.

2. В правотворческой сфере Президент РФ активно ис­пользует право законодательной инициативы в Госдуме, подписывает и обнародует федеральные законы, обладает правом отлагательного вето (ст. 107 Конституции), издает указы, обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционно­сти отдельных федеральных законов и других актов.

3. В области внешней политики, обороны и национальной безопасности Президент РФ: осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации, ведет пере­говоры и подписывает международные договоры (а также другие полномочия, указанные в ст. 86 Конституции РФ). Президент является Верховным Главнокомандующим Во­оруженными силами РФ, утверждает военную доктрину, концепцию национальной безопасности, назначает и осво­бождает высшее командование Вооруженных сил РФ, объ­являет призыв граждан на военную службу и увольнение в запас отдельных категорий военнослужащих, объявляет полную (всеобщую) или частичную мобилизацию.

Президент РФ формирует и возглавляет Совет Безопас­ности РФ, статус которого определяется Законом РФ от 05.03.1992 № 2446-1 «О безопасности». Этот орган осущест­вляет разработку предложений по обеспечению защиты конституционного строя, государственного суверенитета, территориальной целостности страны, участвует совместно с другими органами в выработке военной политики России.

Постоянные члены и члены Совета Безопасности назнача­ются Президентом РФ.

К этой группе примыкают полномочия по введению Президентом РФ на основе федеральных конституционных законов особых правовых режимов управления на всей тер­ритории государства или в отдельных местностях — воен­ного положения и чрезвычайного положения (ч. 2 и 3 ст. 87 и ст. 88 Конституции РФ).

4. Полномочия в сфере исполнительной власти. В отличие от прежней Конституции РСФСР 1978 г. с поправками, вне­сенными в нее при учреждении поста Президента в 1991 г., Конституция РФ не называет Президента РФ главой испол­нительной власти, а определяет его исключительно как главу государства. Однако это не означает какое-либо сужение пол­номочий Президента РФ, уменьшение влияния на организа­цию деятельности исполнительной власти. На конституцион­ном уровне не закрепляется положение о том, что Президенту РФ принадлежит исполнительная власть. В ст. 110 Консти­туции РФ четко оговаривается, что исполнительную власть в России осуществляет Правительство РФ. На практике Прези­дент РФ обладает исполнительной властью. Она реализуется им как непосредственно, так и через Правительство РФ.

Объем полномочий главы государства в сфере исполни­тельной власти зависит от формы правления и политического режима конкретного государства. По конституционным пара­метрам Россия — полупрезидентская республика. Особенно­стью данной республики является стремление поставить гла­ву государства над всеми ветвями власти не в качестве лица, сосредоточивающего в своих руках полномочия законодатель­ной, исполнительной и судебной власти, а в качестве арбитра в отношениях между ними. В отличие от президентских респуб­лик (например, США) в России Президент, являясь главой государства, не является одновременно главой Правительства РФ. В силу этого Правительство РФ несет ответственность не только перед Президентом РФ, но и перед парламентом.

В сфере исполнительной власти Президент РФ наделен весьма широкими полномочиями. Президент РФ руково­дит Правительством РФ при наличии главы Правительства РФ — Председателя. Президент РФ единолично формиру­ет федеральную исполнительную власть и руководит ею.

Правительство РФ ответственно перед Президентом РФ. И именно ему, а не Федеральному Собранию, заявляет о сво­ей отставке в случае, если оно считает невозможным осущест­вление возложенных на него функций, которая принимается или отклоняется Президентом РФ. Только Президент РФ принимает решение об отставке Правительства РФ.

5. В сфере конкретизации статуса личности Президент РФ: решает вопросы российского гражданства и предостав­ления политического убежища, награждает государствен­ными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания, осущест­вляет помилование.

Особое значение имеет право Президента РФ использо­вать согласительные процедуры для решения тех или иных коллизий (ч. 1 ст. 85 Конституции РФ). Представляя Рос­сийскую Федерацию в отношениях с другими государства­ми, Президент РФ осуществляет руководство внешней по­литикой, ведет переговоры и подписывает международные договоры (а также другие полномочия, указанные в ст. 86 Конституции РФ).

По вопросам своей компетенции Президент РФ изда­ет указы и распоряжения. Указанные акты появились вместе с институтом пре­зидента — в июле 1991 г. Акты Президента РФ относятся к числу подзаконных правовых актов.

Указы Президента РФ по своей юридической силе бывают нормативными (т. е. имеющими общеобязательный характер и содержащими предписания общего характера) и индивидуальными (т.е. распространяющими свое действие на конкретных субъектов правоотношений и рассчитанных на одноразовое применение).

Указы носят нормативный характер, если они касаются общих вопросов, содержат в себе норму права и рассчитаны на постоянное и многократное действие (пр. - указ о введении чрезвычайного положения). Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве.

Индивидуальные указы — это ре­шения Президента РФ, касающиеся вопросов гражданства, предоставления политического убежища, награждения го­сударственными наградами, назначения на должность и освобождения от должности руководителей органов феде­ральной исполнительной власти (пр. - о назначении руководителя того или иного ми­нистерства или ведомства).

Указы и распоряжения Президента РФ обязательны на всей территории РФ. Это озна­чает, что они не могут не исполняться или быть приоста­новлены либо отменены органами государственной власти или субъектов РФ или органами местного самоуправления на соответствующих территориях. Данное требование Конституции (ст. 90) означает, что акты Президента РФ имеют прямое действие в отношении органов государственной власти, их должностных лиц, общественных объединений, органов местного самоуправления и граждан. Указы и распоряже­ния Президента РФ не должны противоречить Конститу­ции и федеральным законам.

Важным вопросом при реализации данного конститу­ционного полномочия Президента РФ является соотно­шение указов с принимаемыми федеральными законами. Этот вопрос был предметом специального рассмотрения Конституционным Судом РФ. Согласно Постановлению от 30 апреля 1996 г. № 11-П «По делу о проверке консти­туционности пункта 2 Указа Президента Российской Фе­дерации от 3 октября 1994 г. № 1969 "О мерах по укрепле­нию единой системы исполнительной власти в Российской Федерации" и пункта 2.3 Положения о главе администра­ции края, области, города федерального значения, автоном­ной области, автономного округа Российской Федерации, утвержденного названным Указом» не противоречит Кон­ституции РФ издание Президентом РФ указов, восполняю­щих пробелы в правовом регулировании по вопросам, тре­бующим законодательного решения, при условии, что такие указы не противоречат Конституции и федеральным зако­нам, а их действие во времени ограничивается периодом до принятия соответствующих законодательных актов.

Отдельные, очень малочисленные указы (например, о вве­дении военного, чрезвычайного положения) подлежат утверж­дению Советом Федерации Федерального Собрания РФ.

Распоряжения — это вторые по значимости (после ука­за) правовые акты главы государства. Они обычно содержат конкретные поручения, зада­ния, предписания частного характера. Распоряжения — это решения по оперативным, организационным и кадровым во­просам, а также по вопросам работы Администрации Пре­зидента РФ.

В случае несогласия с нормативным актом Президента РФ палаты Федерально­го Собрания, 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Госдумы, Правительство РФ, высшие судебные органы РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъек­тов РФ, управомоченные Конституцией РФ (ч. 2 ст. 125 Конституции РФ), могут сделать запрос Конституционному Суду РФ о соответствии этого акта Конституции РФ. Акты или их отдельные положения, признанные неконституцион­ными, утрачивают силу (ч. 6 ст. 125 Конституции РФ).

Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию представляют собой официальный документ серьезной политической значимости, но не содержат норм права и поэтому не носят нормативного характера.

Указы и распоряжения Президента РФ публикуются в официальных государственных изданиях.

По специфике предметов компетенции и взаимоотношений с другими органами государственной власти полномочия Президента могут быть разбиты на следующие основные группы.

Президент и Федеральное Собрание. Полномочия Президента, вытекающие из различия конституционных функций главы государства и парламента, в главном не конкурируют с полномочиями представительного органа. Конституция проводит четкое, различие их полномочий, исходя из принципа разделения властей.

Президент и Правительство. Эти отношения основываются на безусловном приоритете президентской власти. Президент назначает Председателя Правительства РФ с одним только условием, что он получит на это согласие Государственной Думы. Президент обладает сильным оружием для давления на Думу в этом вопросе: после трехкратного отклонения представленных кандидатур он вправе распустить палату и назначить новые выборы, а Председателя Правительства назначить самостоятельно и др.

Президент и судебная власть. В соответствии с принципами разделения властей и независимости судов Президент не вправе вмешиваться в деятельность судебных органов. Однако он участвует в формировании органов судебной власти.

С этими полномочиями тесно связано и право Президента влиять на назначение Генерального прокурора РФ. В соответствии с федеральным законом Президент предлагает Совету Федерации кандидатуру на эту должность и он же вносит предложение об освобождении от должности Генерального прокурора РФ.

Военные полномочия. Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, утверждает военную доктрину РФ, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ. Военная доктрина является составной частью концепции безопасности РФ. Она представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов (установок), определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности России.

Полномочия в сфере внешней политики. Как глава государства, осуществляющий высшее представительство в международных отношениях, Президент по Конституции осуществляет руководство внешней политикой РФ, ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ, подписывает ратификационные грамоты (сама ратификация осуществляется в форме федерального закона), принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей. Президент назначает и отзывает послов и иных дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.

Чрезвычайное положение. Полномочия Президента в этом вопросе сформулированы в Конституции предельно четко. Только Президент вправе вводить на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение, о чем он незамедлительно сообщает Совету Федерации и Государственной Думе. Чрезвычайное положение - особый порядок управления в экстремальных условиях, неизбежно влекущий определенные ограничения прав и свобод граждан.

Гражданство и награды. К числу полномочий Президента относится решение вопросов гражданства и предоставления политического убежища. Заметим, что республики, входящие в РФ, закрепляют свое гражданство, но поскольку оно даже в таком случае является и гражданством РФ, они не вправе принимать тех или иных лиц в свое гражданство. Президент РФ награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания. Государственные награды и положения о них установлены указами Президента РФ. Президент РФ осуществляет помилование осужденных за уголовные преступления. Помилование не следует путать с амнистией, право на которую принадлежит Государственной Думе.

Акты Президента РФ. Многогранная деятельность Президента осуществляется через правовые акты, каковыми согласно Конституции РФ являются указы и распоряжения.

Указ - это правовой акт, относящийся к неопределенному кругу физических и юридических лиц, органов государства, организаций и, кроме того, действующий в долговременном плане. Это, следовательно, нормативный акт. Указ может носить и правоприменительный характер, а значит, не иметь нормативного значения. Указы ненормативного значения издаются, например, о назначении того или иного лица на определенную должность. Распоряжение - это акт индивидуального организационного характера. Акты Президента издаются им самостоятельно, без уведомления или согласия Федерального Собрания или Правительства. Они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, имеют прямое действие.

Указы и распоряжения Президента РФ не называются в Конституции подзаконными актами. Но они таковыми являются, ибо не должны противоречить как Конституции РФ, так и федеральным законам (ч. 3 ст. 90 Конституции РФ).

Государственный совет Российской Федерации. Президент РФ является Председателем Государственного совета. Государственный совет является совещательным органом, содействующим реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Указом Президента РФ от 1 сентября 2000 г. образован Государственный совет Российской Федерации.

Администрация Президента РФ. Президент РФ работает, опираясь на большое число помощников, советников и др. Они объединены в единой структуре - Администрации Президента РФ, которая формируется единолично Президентом и часто подвергается реорганизациям.

Совет Безопасности Российской Федерации. Президент РФ возглавляет Совет Безопасности, который является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности. Этот совещательный орган призван проводить работу по упреждающему выявлению и оценке угроз национальной безопасности, оперативно готовить для Президента проекты решений по их предотвращению, координирует деятельность сил и органов обеспечения национальной безопасности, контролирует реализацию решений в этой области органами исполнительной власти Федерации и субъектов РФ.

Пресс-служба Президента РФ. В работе Президента РФ, его связях с общественностью важную роль играет Управление пресс-службой, положение о котором утверждено Указом Президента РФ от 21 апреля 1998 г. Оно является самостоятельным подразделением Администрации Президента РФ.

Управление делами Президента РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти и подведомственных ему предприятий, организаций и учреждений по финансовому, материально-техническому и социально-бытовому обеспечению Администрации Президента, Правительства, палат Федерального Собрания, высших судебных органов, Центризбиркома и др.

Для обеспечения выполнения своих ответственных полно­мочий глава государства формирует Администрацию Пре­зидента РФ, назначает и освобождает своих полномочных представителей в федеральных округах и государственных органах.

Местопребыванием Президента, его резиденцией является столица России - Москва, Кремль. Над зданием официального пребывания Президента поднимается Государственный флаг России.

 

Вопрос 3. Институт полномочных представителей Президента России

 

Полномочный представитель Президента РФ является должностным лицом, представляющим интересы Прези­дента РФ на соответствующей части территории РФ. Их создание предусмотрено п. «к» ст. 83 Конституции РФ, где закреплено право Президента РФ назначать и освобождать своих полномочных представителей. Президент РФ может иметь своих представителей как в органах власти (напри­мер, в высших судебных органах), так и в регионах.

В связи с необходимостью совершенствования федератив­ных отношений были созданы федеральные округа и институт полномочных представителей главы государства в них.

Полномочный представитель Президента РФ в феде­ральном округе является должностным лицом, представляю­щим интересы Президента РФ в пределах соответствующе­го федерального округа. Компетенция этой президентской структуры в настоящее время определяется в Положении о полномочном представителе Президента Российской Фе­дерации в федеральном округе, утвержденном Указом Пре­зидента РФ 13.05.2000 № 849. Данным актом определен и перечень федеральных округов: Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный.

Основные функции полномочного представителя Пре­зидента связаны с решением трех важнейших проблем по взаимодействию центра и регионов: во-первых, уже­сточение контроля за исполнением федерального бюд­жета; во-вторых, упорядочение использования федераль­ной собственности в субъектах РФ; в-третьих, содействие укреплению кадров федеральных органов исполнительной власти в субъектах РФ.

В этой связи основными задачами полномочного пред­ставителя являются:

- организация в соответствующем округе работы по реализации основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом РФ;

- организация контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти;

- обеспечение реализации в федеральном округе кадро­вой политики Президента РФ;

- представление главе государства регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также о политическом, социальном и экономиче­ском положении в федеральном округе, внесение Прези­денту РФ соответствующих предложений.

Будучи федеральным государственным служащим, пол­номочный представитель входит в состав Администрации Президента РФ. В своей деятельности он руководствуется

Конституций РФ, федеральными законами, указами и рас­поряжениями Президента РФ, распоряжениями и иными решениями руководителей Администрации Президента РФ. Полномочный представитель имеет заместителей, рас­пределяет между ними обязанности и руководит их дея­тельностью.

Этот ответственный государственный служащий при исполнении своих должностных обязанностей имеет право беспрепятственно посещать любые организации, находящи­еся на территории соответствующего округа. Деятельность полномочного представителя Президента РФ в федераль­ном округе ограничена сроком, на который избирается Пре­зидент РФ. В случае неисполнения или ненадлежащего ис­полнения своих обязанностей, а также при утрате доверия Президента РФ полномочный представитель может быть досрочно освобожден от должности.

 

Вопрос 4. Порядок избрания и прекращения полномочий Президента РФ

 

Выборы Президента России

Первые выборы Президента РСФСР прошли 12 июня 1991 г., в соответствии с Конституцией 1978 г. он был из­бран на пятилетний срок, т.е. до 12 июня 1996 г. Выборы Президента РФ 1996 г. характеризовали данный институт в контексте Конституции РФ. В связи с досрочным сложе­нием своих полномочий Президентом РФ Б. Н. Ельциным 31 декабря 1999 г. в нашей стране впервые были проведены досрочные президентские выборы. Прошли они в сокращен­ные сроки, предусмотренные действующим законодатель­ством. Баллотироваться на выборах, состоявшихся 26 мар­та 2000 г., пожелали 11 зарегистрированных кандидатов, в связи с явным преимуществом одного из кандидатов выборы прошли в один тур. Победил в первом туре, набрав 52,5% го­лосов избирателей, исполняющий обязанности Президента РФ, Председатель Правительства РФ В. В. Путин. Вопреки некоторым прогнозам, в этих президентских выборах при­няли участие почти 70% всех избирателей. В марте 2004 г. прошли очередные выборы Президента России, на которых выдвигались шесть претендентов. В первом туре победил действующий российский Президент В. В. Путин, набрав­ший 71,3% голосов. Участвовало в выборах 69,5 млн человек (64,39% от общего числа избирателей). Последние выборы прошли в 2008 г. Президентом РФ был выбран Д. А. Медве­дев, получивший 70,28% голосов.

В соответствии с конституционной поправкой 2008 г. срок полномочий Президента РФ со следующих выборов будет составлять не четыре года, а шесть лет. Президент избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании по мажоритарной системе абсолютно­го большинства.

Участие гражданина Российской Федерации в выборах Президента является добровольным. Никто не вправе ока­зывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свобод­ное волеизъявление.

В настоящее время процедура избрания Президента РФ осуществляется на основе Конституции РФ и Федерально­го закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».

Главой Российского государства может быть избран граж­данин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет.

Не может быть выдвинут кандидат, не имеющий права быть избранным, т.е. не отвечающий требованиям ст. 81 Конституции.

Не имеет права быть избранным президентом гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Фе­дерации на территории иностранного государства, а также осужденный за тяжкие преступления или преступления экс­тремистской направленности, если на момент проведения выборов судимость не снята и не погашена, либо лишенный судом права занимать государственные или муниципальные должности.

Выборы назначает Совет Федерации Федерального Со­брания РФ. Решение о назначении выборов принимается не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до голосования. Днем голосования на президентских выборах является второе воскресенье месяца, в котором проводи­лось голосование на предыдущих общих выборах и в кото­ром четыре года тому назад был избран Президент РФ.

Выборы Президента РФ проводятся по единому феде­ральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию государства.

Выдвигать кандидата на пост Президента РФ могут по­литические партии, имеющие право в соответствии с Феде­ральным законом от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» принимать участие в выборах. Допускается также и самовыдвижение. Гражданин России может выдвинуть свою кандидатуру при условии поддержки его группой из­бирателей. Особым условием является то, что Президент РФ, досрочно прекративший исполнение своих полномо­чий в случае отставки, стойкой неспособности по состоя­нию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномо­чия или отрешения от должности, не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с досрочным прекращением им исполнения своих полномочий.

Для поддержки самовыдвижения кандидата необходимо создать группу избирателей в количестве не менее 500 граж­дан, обладающих активным избирательным правом. Изби­ратель может входить только в одну группу избирателей, созданную для поддержки самовыдвижения кандидата.

Политическая партия вправе выдвинуть только одного кандидата, который не должен являться членом иной поли­тической партии. Решение о выдвижении кандидата поли­тической партией принимается на ее съезде в соответствии с Федеральным законом от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О поли­тических партиях» и уставом политической партии.

В поддержку выдвинутой кандидатуры инициаторы долж­ны собрать не менее 2 млн подписей избирателей, причем на один субъект РФ должно приходиться не более 50 тыс. под­писей. Политическая партия, федеральный список кандида­тов которой допущен к распределению депутатских мандатов на последних, предшествующих данным выборам Президента РФ выборах депутатов Госдумы, вправе не собирать подписи избирателей в поддержку выдвинутого ею кандидата.

Подписные листы представляются в Центральную изби­рательную комиссию РФ, которая в течение 10 дней прини­мает решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе. При регистрации кандидата, выдвинутого партией, в решении Комиссии отмечается факт выдвижения кандидата соответствующей политической партией.

Перед принятием решения кандидат должен представить в Центральную избирательную комиссию РФ ряд документов:

1) свое заявление о согласии баллотироваться, в котором указываются сведения биографического характера: фами­лия, имя и отчество, дата и место рождения, адрес места жи­тельства, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы — род занятий); если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоян­ной основе, — сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа; срок прожи­вания на территории РФ, гражданство, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт граж­данина, наименование и код выдавшего его органа;

2) нотариально удостоверенную доверенность на уполномо­ченного представителя по финансовым вопросам кандидата;

3) сведения о размере и об источниках доходов канди­дата и его супруги за четыре года, предшествующие году назначения выборов Президента РФ, об имуществе, при­надлежащем кандидату и его супруге на праве собственно­сти (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах, об обязательствах имущественного характера кандидата и его супруги;

4) если кандидат одновременно выдвинут на других вы­борах, — письменное уведомление о его выдвижении на других выборах.

Все зарегистрированные кандидаты имеют равные права и обязанности. Кандидат обладает неприкосновенностью, т.е. не может без согласия Генерального прокурора РФ быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, на­лагаемым в судебном порядке.

После регистрации кандидат в президенты может начать свою предвыборную кампанию, в этом ему помогают дове­ренные лица. Кандидат вправе назначить до 600 доверенных лиц. Политическая партия, выдвинувшая кандидата, вправе назначить до 100 доверенных лиц. Все они регистрируются Центральной избирательной комиссией РФ.

Для проведения предвыборной агитации кандидат созда­ет избирательные фонды, образуемые за счет своих личных средств, средств выдвинувшей его политической партии, до­бровольных пожертвований физических и юридических лиц, а также средств, выделенных каждому зарегистрированному кандидату Центральной избирательной комиссией РФ.

Иностранным государствам, иностранным юридическим лицам, иностранным гражданам (подданным), лицам без гражданства, международным организациям и международ­ным общественным движениям запрещается вносить по­жертвования в избирательные фонды кандидатов.

Расходы по организации и проведению президентских выборов производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из федерального бюджета. Указанные расходы предусматриваются бюджетом в соот­ветствии с бюджетной классификацией РФ.

За день до выборов предвыборная агитация запрещает­ся. Определение результатов выборов производится по аб­солютной мажоритарной системе: избранным считается тот кандидат на должность Президента РФ, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. И причем прийти к избирательным урнам должны не менее половины избирателей, внесенных в спи­ски избирателей. Голосование на избирательных участках проводится с 8 до 20 часов по местному времени.

В случае если в избирательный бюллетень было внесено более двух кандидатов на должность президента и ни один из них не был избран. Центральная избирательная комис­сия РФ назначает через 21 день второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. Здесь уже побеждает тот кандидат, который набрал большее число голосов.

Повторное голосование может проводиться по одной кандидатуре в случае, если после выбытия кандидатов считается только один зарегистрированный кандидат. При этом избранным на должность главы государства считается кандидат, получивший не менее 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Избранный Президент РФ вступает в должность по ис­течении шести лет со дня вступления в должность преды­дущего президента, а при проведении досрочных выбо­ров — на 30-й день со дня официального опубликования результатов выборов. В соответствии со ст. 82 Конституции при вступлении в должность Президент РФ приносит на­роду присягу: «Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и за­щищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу». Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Кон­ституционного Суда РФ.

В соот­ветствии с ч. 1 ст. 92 Конституции РФ избранный Президент РФ приступает к исполнению полномочий с момента прине­сения им присяги народу, текст которой содержится в Кон­ституции РФ.

 

Основания и условия прекращения полномочий Президента РФ

Согласно Конституции РФ пребывание Президента РФ в должности составляет шесть лет, если отсутствуют определенные обстоя­тельства, вынуждающие его оставить пост главы государ­ства до истечения срока, на который он был избран.

Согласно Конституции существуют следующие основа­ния прекращения полномочий Президента России:

а) истечение сроков пребывания в должности (шесть лет). Временем истечения срока является момент принесе­ния присяги вновь избранным Президентом России;

б) досрочно в случае отставки, т. е. в случае доброволь­ного сложения своих полномочий в силу каких-либо поли­тических, личных или иных обстоятельств (причин);

в) досрочно в случае стойкой неспособности по состоя­нию здоровья осуществлять принадлежащие полномочия;

г) в случае отрешения от должности на основании об­винения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Во всех указанных случаях обязанности Президента РФ временно исполняет Председатель Правительства РФ. В период временного замещения он не вправе распускать Государственную Думу, назначать референдум, вносить предложения о поправках и пересмотре положений Кон­ституции.

Конституция РФ предусматривает три случая досрочно­го прекращения полномочий Президентом РФ:

- его отставка;

- стойкая неспособность по состоянию здоровья осу­ществлять принадлежащие ему полномочия;

- отрешение от должности.

Отрешение Президента от должности - высшая форма ответственности Президента. Принудительное отрешение от должности (так называе­мый «импичмент») является одной из гарантий недопуще­ния главой государства злоупотребления властью и пред­полагает достаточно сложную процедуру. Эта процедура детально регулируется Конституцией (ст. 93).

Начало процедуры отрешения Президента РФ от должности сопряжено с выполнением двух условий. Обвинение Государственной Думой Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления должно быть подтверждено:

1) заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления;

2) заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Сама процедура отрешения имеет две стадии:

1) Государственная Дума двумя третями голосов от общего числа депутатов (т. е. 300 голосов) принимает решение о выдвижении обвинения. При этом инициатива должна быть проявлена не менее чем одной третью депутатов Государственной Думы (т. е. 150 депутатами) и должно быть вынесено заключение специальной комиссии, образованной Государственной Думой (большинством голосов, т. е. 226 депутатами);

2) решение об отрешении Президента РФ от должности выносит другая палата парламента - Совет Федерации - двумя третями голосов от общего числа членов (т. е. 119 голосами) не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента.

Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

Кроме того, при выдвижении обвинения необходимо со­блюсти ряд условий: оно должно быть подтверждено заклю­чением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Пре­зидента РФ признаков преступления, а также заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Решение об отрешении Президента РФ от должности принимает верхняя палата парламента — Совет Федерации большинством не менее двух третей от общего числа членов этой палаты. При этом решение Совета Федерации должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государствен­ной Думой обвинения против Президента РФ. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, то обви­нение против Президента РФ считается отклоненным.

Следовательно, в процедуре отрешения Президента РФ от должности участвуют обе палаты Федерального Собрания, Верховный Суд РФ и Конституционный Суд РФ. Тем самым создаются гарантии против политического волюнтаризма и в процедуру включаются наиболее компетентные для решения данного вопроса органы государственной власти.

Предметом рассмотрения Конституционным Судом РФ были вопросы о временном замещении должности Пре­зидента РФ и досрочного прекращения полномочий вви­ду болезни. В Постановлении от 11 июля 2000 г. № 12-П «По делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации о досрочном прекра­щении полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия» установ­лено, что досрочное прекращение исполнения Президентом РФ своих полномочий в случае стойкой нетрудоспособно­сти по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия требует особой процедуры с целью объ­ективного установления фактической невозможности для Президента РФ в связи с расстройством функций организ­ма, носящих постоянный, необратимый характер.

Российские граждане стали свидетелями первой в истории современ­ной России добровольной отставки Президента Б. Н. Ель­цина 31 декабря 1999 г.

Что касается отстранения Президента от должности по состоянию здоровья, то в настоящее время, к сожалению, не принят федеральный закон, детально регламентирующий данную процедуру.

В случае досрочного прекращения полномочий в резуль­тате добровольной отставки или по болезни бывший Пре­зидент РФ пользуется рядом прав, которые определены в Федеральном законе от 12.02.2001 № 12-ФЗ «О гаранти­ях Президенту Российской Федерации, прекратившему ис­полнение своих полномочий, и членам его семьи».

Президенту РФ, прекратившему исполнение своих пол­номочий, пожизненно предоставляется государственная охрана в местах его постоянного или временного пребыва­ния в полном объеме. За ним и членами его семьи сохра­няется право на медицинское обслуживание, которое им предоставлялось ранее.

Президент РФ, прекративший исполнение своих полно­мочий, обладает неприкосновенностью. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответствен­ности за деяния, совершенные им в период исполнения полномочий Президента РФ, а также задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу либо личному досмотру, если указанные действия осуществляются в ходе производства по делам, связанным с исполнением им полномочий Пре­зидента РФ.

В соответствии с данным Законом бывший Президент РФ независимо от возраста имеет право на ежемесячное пожизненное денежное содержание в размере 75% месяч­ного денежного вознаграждения Президента РФ. Ему пре­доставляется в пожизненное пользование одна из государ­ственных дач.

Президент РФ, прекративший исполнение своих полно­мочий, имеет право содержать за счет средств федерального бюджета аппарат помощников. Для их размещения предо­ставляется отдельное служебное помещение, оборудован­ное мебелью, оргтехникой, средствами связи, в том числе правительственной связью.

Формой конституционной ответственности Президента РФ является возможность его отрешения от должности. Эта процедура предусматривается ст. 93 Конституции РФ и является весьма сложной и формализованной, включа­ющей в себя несколько обязательных условий.

Во-первых, Президент РФ может быть отрешен от долж­ности только на основании обвинения в государственной из­мене или совершении тяжкого преступления. В этом случае нижняя палата — Госдума — выдвигает обвинение против Президента РФ, подтвержденное заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ призна­ков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Предложение об этом может исходить только от группы депутатов, составляющей не менее '/3 от общего числа членов Госдумы (150 депутатов). Решение Госдумы о выдвижении обвинения должно быть принято 2/3 голосов от общего числа депутатов палаты (300 депутатов).

Во-вторых, рассматривает дело и, по существу, прини­мает решение об отрешении Президента РФ от должности верхняя палата — Совет Федерации. Для признания Пре­зидента РФ виновным и, как следствие этого, отстранения его от должности необходимы 2/3 голосов от общего числа палаты.

В-третьих, если решение Совета Федерации об отреше­нии Президента РФ от должности не будет принято в трех­месячный срок после выдвижения Госдумой обвинения против Президента РФ, то это обвинение считается откло­ненным.

Президент РФ пользуется неприкосновенностью, что вытекает из его конституционного положения как главы государства. До отрешения Президента РФ от должности против него нельзя возбудить уголовное дело, принуди­тельно доставить его в суд в качестве свидетеля.

После отрешения от должности Президент РФ, если он совершил преступление, будет нести ответственность по нормам уголовного законодательства как обычный граж­данин.

15 мая 1999 г. оппозицией в Госдуме была предприня­та попытка начать процедуру отрешения Президента РФ от должности по пяти обвинениям, которая не увенчалась успехом. Данный случай демонстрирует невозможность фактической реализации ст. 93 Конституции РФ до тех пор, пока не будет изменена конституционная формулиров­ка оснований отрешения от должности Президента РФ.

Во всех случаях, когда глава государства не в состоянии осуществлять свои обязанности, их временно исполняет Председатель российского Правительства на период до но­вых выборов Президента РФ.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!