ГЛАВНАЯ » УЧЁБА и ОБРАЗОВАНИЕ » УЧЕБНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО » ЛЕКЦИИ ПО КОНСТИТУЦИОННОМУ ПРАВУ » Лекция № 4 «Основы конституционного строя Российской Федерации»

Лекция № 4 «Основы конституционного строя Российской Федерации»

Вопрос 1. Конституци­онный строй: понятие и основные элементы

 

Понятие и признаки государства

Приступая к характеристике основ конституционного  строя  государства надо вспомнить понятие государства.

Государство  - это особая организация власти и управления, располагающая специальным аппаратом принуждения и способная придавать своим распоряжениям обязательную силу для населения всей страны.

Любое государство характеризуется целым рядом признаков: территория, аппарат управления и принуждения, налоги, суверенитет, монопо­лия на правотворчество.  Эти признаки образуют в своей совокупности понятие формы государства. Формой государства называется совокупность основных способов организации, устройства и осуществления государст­венной власти, выражающих его сущность. Она включает в себя три элемента: форму правления, форму государственного устрой­ства и политико-правовой режим.

Под формой правления понимают организацию высших органов власти в том или ином государстве и порядок их образо­вания. Различают две разновидности формы правления - монар­хию и республику.

Монархия - это форма правления, при которой верховная власть в стране полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха - и передается им по наследству. Само слово «монархия» греческого происхождения, оно переводится как «единовластие» [monos - один, единый и arche - главенство, власть].

Республикой называется форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избира­емыми населением на определенный срок [само слово происхо­дит от латинского словосочетания res publicum, которое означает «общее дело»].

Форма государственного устройства - это способ наци­онального и административно-территориального деления госу­дарства, отражающий характер взаимоотношений между его составными частями, а также между центральными и местными органами власти.

Если форма правления характеризует государства с точки зрения порядка формирования и организации высших органов государственной власти, то форма государственного устройства отражает национально-территориальную структуру страны. По форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные и федеративные.

Унитарное государство - это простое, единое государство, не имеющее в своем составе иных государственных образований.

Федерация представляет собой сложное союзное государ­ство, возникшее в результате объединения ряда государств или государственных образований субъектов федерации, обладаю­щих относительной политической самостоятельностью.

Конфедерация - это постоянный союз суверенных госу­дарств, созданный для достижения каких-либо общих целей.

В последние десятилетия в мире возникло множество форм экономического, политического, культурного и иного объединения государств: содружество, сообщество и др. К их числу относится Европейский союз, который ранее назывался Экономическим сообществом, затем - просто Сообществом. В результате усиле­ния интеграционных процессов это объединение эволюционирует в сторону конфедерации. После распада СССР на его геополитичес­ком пространстве возникло Содружество Независимых Государств, в которое сегодня входят бывшие союзные республики (12 членов).

Политико-правовой режим представляет собой совокуп­ность политико-правовых средств и способов осуществления государственной власти, выражающих ее содержание и характер.

Политико-правовые режимы по степени политической сво­боды личности и соблюдения государством ее прав и свобод де­лятся на демократические [либеральные] и антидемократические.

Демократический режим - это политико-правовой режим, основанный на признании народа источником и субъектом власти. Основными чертами демократического режима являются: форми­рование органов власти выборным путем, свобода деятельности различных субъектов политической жизни, признание и гаранти­рование государством политических прав и свобод личности.

Антидемократическим называют политико-правовой режим, основанный на попрании прав и свобод человека и уста­новлении диктатуры одного человека или группы лиц.

В характеристику современного цивилизованного правового государства обычно включают следующие составляющие:

= гуманистические основы конституционного строя;

= основные характеристики государства;

= экономические и политические основы конституционного строя;

= основы организации государственной власти и местного самоуправления.

Российское государство можно понимать в 2 смыслах:

1) как определенное территориальное образование, в пределах которого осуществляется суверенная власть многонационального народа Рос­сии;

2) как специальный аппарат государственной власти, который распространяет свое влияние на определенную государственными границами тер­риторию.

Говоря о Российском государстве его можно охарак­теризовать следующим образом:

1) РФ - демократическое государство;

2) РФ - правовое государство;

3) высшая ценность РФ - права и сво­боды человека и гражданина;

4) форма правле­ния РФ - республика.

Демократическая природа РФ складывается из:

1) народовластия - как непосредственного, так и представительного;

2) федеративного устройства на основе равенства субъектов РФ;

3) политического и идеологического многообразия.

Народовластие - осуществление власти наро­да посредством принятия решения непосредствен­но (на референдуме) либо путем избрания законо­дательной (представительной) власти и через органы местного самоуправления. Народовластие в РФ осуществляется исходя из воли большинства при уважении воли и прав меньшинства.

Правовое государство - это государство, в котором во всех сферах жизнедеятельности общества обеспечивается верховенство закона.

Правовое государство подразумевает, что в нем господствует общество над государством, а не на­оборот, т. е. РФ имеет социальный характер.

В таком государстве право является объективным следствием исторических процессов, оно закрепля­ет необходимые рамки свободы и справедливости, обеспечивается государственным аппаратом и вы­ражается в международных нормах, в Конституции РФ, в законах, подзаконных актах и практике реа­лизации прав и свобод человека, демократии, рыночного хозяйства и т. п.

Правовое государство предполагает наличие свет­ского характера государства, т. е. в РФ не может быть объявлено в качестве обязательного ни одно из вероисповеданий, никто не может быть принуж­ден к принятию религии или отказу от нее, церковные должностные лица и иерархи не вправе занимать какие-либо государственные должности, запреща­ется дискриминация по признаку принадлежности к той или иной религии и т. д.

Гарантирование прав и свобод личности в РФ обеспечивает реализацию принципов демокра­тии в РФ, так как только государство, в котором при­знаются и гарантируются права человека, может утверждать, что в нем установлена власть народа.

Республиканская форма правления РФ озна­чает, что:

1) во главе государства стоят: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ (Государственная Дума и Совет Федерации) и Правительство РФ;

2) органы государственной власти являются в Рос­сии выборными или назначаемыми, но не наслед­ственными;

3) срок полномочий органов власти устанавливается федеральными законами и не мо­жет быть пожизненным. РФ - это смешанная рес­публика, т. е. власть Президента РФ и исполнитель­ной власти уравновешивается деятельностью Федерального Собрания РФ.

Федеративное устройство России строится на принципах территориальной целостности и единства российского государства. Террито­рия всей РФ является совокупностью территорий ее отдельных субъектов, которые равны перед РФ.

 

Понятие конституционного строя и его основ

Каждое государство имеет определенные специфические черты, совокупность которых позволяет судить о форме или способе его организации, т.е. о госу­дарственном строе. Этот строй, закрепленный в конституции, становится конституцион­ным строем.

Конституционный строй (в узком смысле) - установленная Конституцией определенная организация государства. Конституционный строй (в широком смысле) - совокупность экономических, политиче­ских, социальных, правовых, идеологических, общест­венных отношений, возникающих в связи с органи­зацией высших органов власти, государственного устройства, взаимоотношениями человека и государ­ства, а также гражданского общества и государства.

В понятие основ конституционного строя России входят закрепленные конституцией харак­теристики как демократического, правового, социального, светского, федератив­ного государства с республиканской формой правления.

Действующая Конституция РФ была принята на всенародном референдуме, состоявшемся 12 декабря  1993 г. Двадцать пятого декабря 1993 г. новая Конституция Российской Федера­ции была официально опубликована и начала действовать.

Основы конституционного строя РФ - осново­полагающие начала и принципы, образующие теоре­тическую и нормативную базу всей системы консти­туционного права РФ. Они закреплены в гл. 1 Конституции РФ". Принципы конституционного строя РФ - основополагающие начала государ­ственного устройства РФ, напрямую зависящие от элементов конституционного строя РФ.

Принятие конституции означает установление обязанности государства подчинять­ся конституционным предписаниям. В противном случае существование основного закона теряет всякий смысл, также как и понятие правового государства. Однако понятие конституционного строя относится не ко всякому государству. Оно применимо лишь к государству, в котором конституция признает, закре­пляет, надежно охраняет и гарантирует права и свободы человека и гражданина, все право соответствует этой конституции, а государство во всем подчиняется праву. Конституци­онный строй, следовательно, не сводится только к факту существования конституции, а предполагает наличие двух необходимых условий: конституция демократическая и она соблюдается.

Таким образом, конституционный строй - это форма или способ организации госу­дарства, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, и обеспечива­ется подчинение государства праву.

Элементы конституционного строя РФ:

1) рес­публиканская форма правления;

2) суверенитет РФ;

3) права и свободы личности;

4) источник власти - многонациональный народ России;

5) верховенство Конституции РФ и федерального законодательства;

6) федеративное государственное устройство;

7) гражданство РФ;

8) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судеб­ную;

9) организация местного самоуправления.

В понятие конституционного строя часто включают сло­жившийся в государстве порядок (систему) взаимоотноше­ний между гражданами, органами власти, государственны­ми и общественными организациями, при котором их права и обязанности закреплены в конституции (основном законе) государства и непременно соблюдаются.

В связи с этим к признакам конституционного строя можно отнести:

» верховенство права;

» широкие права и свободы человека, их гарантированность;

» участие народа в осуществлении государствен­ной власти и широкое народное представительство;

» разделение властей.

Защита конституционного строя обеспечивается:

- особым порядком предложения и внесения по­правок в главе I Конституции - Основы конституци­онного строя;

- неотвратимостью наказания лиц, осуществляю­щих действия, направленные на свержение консти­туционного строя.

Основы конституционного строя определяют принципы организации государства в его соотношении с личностью и гражданским обще­ством. Именно в этом заключатся значение этих основ.

Основы конституционного строя Российской Федерации регулируют не все, а наи­более важные общественные отношения, характеризующие российскую государствен­ность. Совокупность правовых норм, регулирующих эти отношения, образует конститу­ционно-правовой институт «Основы конституционного строя Российской Федерации», занимающий ведущее место в системе конституционного права России.

Конституционное закрепление основ конституционного строя обеспечивает их провозглашение от имени народов России, их государственной воли. Это обусловливает их юридическую значимость, верховенство и обязательность для всех субъектов правоот­ношений. Основы конституционного строя образуют фундамент всего правового регули­рования государственной и общественной жизни России, определяют в юридической форме все важнейшие связи, свойственные ее организации. Все они могут быть изменены только в особом порядке, специально установленном Конституцией Российской Федера­ции. При этом никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя (ст. 16 Конституции РФ).

Благодаря конституционному закреплению основ конституционного строя систему их гарантий образуют как материальные, политические, социальные, так и правовые га­рантии, а их реализация должна обеспечиваться государством.

Таким образом, основы конституционного строя это главные устои государства, его основные принципы, характеризующие Российскую Федерацию как кон­ституционное государство, которые гарантируются и обеспечиваются государством.

Конституция Российской Федерации, прежде всего, закрепляет принципы, основные устои российского конституционного строя, в которых находит выражение его гумани­стическая направленность и демократическая сущность, которые характеризуют Российскую Федерацию как конституционное государство.

В Конституции Российской Федерации в качестве основ конституционного строя признаются такие принципы и свойства государственной власти, как суверенитет госу­дарства, разделение властей, органы государственной власти и соотношение с ними мест­ного самоуправления.

Каждый конституционный принцип действует не сам по себе. Все они в совокуп­ности и взаимосвязи конституируют государство, дополняют друг друга и находятся во взаимозависимости.

Выделяются следующие основные принципы конституционного строя РФ:

1) народовластие (оно характеризуются верховен­ством власти народа; происхождением государ­ственной власти только от имени многонациональ­ного народа РФ; наличием 2 форм народовластия: непосредственной и представительной);

2) приоритет общечеловеческих ценностей, прав и свобод отдельной личности;

3) верховенство закона;

4) фе­дерализм (он включает в себя территориальную це­лостность государства; верховенство государствен­ной власти и федеральной системы права на всей территории РФ, включая территорию субъектов РФ; равенство субъектов РФ перед РФ как единствен­ной носительницей государственного суверенитета и г. д.);

5) государственный суверенитет (он вклю­чает в себя следующие элементы: государственную целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полно­мочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, признание равноправия народов России);

6) со­циальный характер РФ (т. е. политика РФ направле­на на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека);

7) светский характер российского государства (т. е. в РФ дея­тельность государственной власти и религиозных объединений осуществляется независимо друг от друга, государство не вправе вмешиваться в дела церкви);

8) республиканская форма правления (осо­бенностью республиканской формы правления в РФ является то, что она является смешанной, а не пре­зидентской или парламентской);

9) разделение вла­стей;

10) политический плюрализм (в РФ гаранти­руется общественное и политическое многообразие, свобода взглядов и мировоззрения граждан);

11) многообразие форм собственности и свобода экономических отношений (территория РФ являет­ся единым экономическим пространством, на ней гарантируются свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкурен­ции, свобода экономической деятельности).

Общество свободных людей (гражданское общество) обязывает государство слу­жить человеку, предъявляет определенные требования в отношении организации государственной власти и ее преде­лов. Основы конституционного строя содержат гарантии от уста­новления тотального государственного контроля общественной жизни.

Конституци­онные гарантии, определяющие основы конституционного строя России в экономической и политических областях, состоят в следующем:

  • единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции;
  • признание частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности и их защита равным образом;
  • отношение к земле и другим природным ресурсам как к основе жизни и деятельности
    народов, проживающих на соответствующей территории, и возможность их нахождения в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности;
  • запрет на установление одной идеологии в качестве государственной или обязательной, признание идеологического и политического многообразия, многопартийности;
  • право граждан создавать общественные объединения и свобода их деятельности.

 

Вопрос 2. Характеристика  основ конституционного строя

 

В гл. 1 Конституции РФ "Основы конституционного строя" закреплены правовые основы общественного уст­ройства страны. В завершающей первую главу Конституции РФ ст. 16 записано, что никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституци­онного строя РФ.

Основы конституционного строя РФ услов­но можно  разделить на следующие группы:

= государственного устройства - государственные ос­новы;

= политической системы - политические основы;  

= экономической системы - экономические основы;  

= социальной системы - социальные основы;

= правовой системы - правовые основы;

= правового статуса личности.

Основы государственного устройства конституционного строя РФ, это:

» по форме правления РФ — республика;

» по форме территориально-государственного устрой­ства РФ — федерация;

» по форме государственного режима РФ — демокра­тическое государство;

» в РФ гарантируется местное самоуправление, орга­ны которого не входят в систему органов государственной власти;

» Российская Федерация — суверенное государство;

» территория РФ целостна и неприкосновенна;

 

Политические основы

Среди политических основ конституционного строя РФ, относящихся к осуществлению государственной власти можно назвать следующие:

- народ — носитель суверенитета и единственный ис­точник власти, он осуществляет свою власть непосредственно (на референдуме, на свободных выборах, в других формах) через органы государственной власти и через органы мест­ного самоуправления;

- государственную власть в РФ осуществляют Прези­дент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Го­сударственная Дума), Правительство РФ и федеральные суды;

-  государственную власть в субъектах РФ осуществ­ляют образуемые ими органы государственной власти;

- государственная власть разделена на законодатель­ную, исполнительную и судебную;

- органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны;

- предметы ведения и полномочия органов государствен­ной власти РФ и органов государственной власти ее субъек­тов разграничены (Конституцией РФ, Федеративным дого­вором 1992 г. и иными договорами о разграничении предме­тов ведения и полномочий);

-  захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по закону;

- Российская Федерация — светское государство (ни­какая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной,  религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом);

- идеологическое многообразие, при кото­ром никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной;

- политическое многообразие и многопар­тийность, при которых все общественные объединения рав­ны перед законом.

 

Экономические основы 

В качестве экономической основы конституци­онного строя Российской Федерации выступает социальное рыночное хозяйство, в рамках которого производство и распределение товаров и благ осуществляется на основе рыноч­ных отношений (ст. 8 Конституции РФ).

Экономические  основы  конституционного  строя РФ включают:

  • разнообразие и равенство всех форм собственности (государственная, муниципальная, частная и иные), в том числе на землю и другие природные ресурсы - право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как едино­лично, так и совместно с другими лицами; никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда; принудительное отчуждение иму­щества для государственных нужд в случае необходимости производится лишь при усло­вии  предварительного и равноценного возмещения (ст. 35 Конституции РФ);
  • свобода экономической деятельности и свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств предполагает: возможность беспрепятственного создания и преобразования предприятий, распо­ряжения продуктами своей деятельности с целью извлечения прибыли; свободу торговли, банковской и биржевой деятельности, создание хо­зяйственных объединений;
  • добросовестная конкуренция и ее поддержка государством - выражается в подавлении монополизма и монополисти­ческих тенденций в борьбе за получение прибыли (ч. 2 ст. 34 Конституции РФ) и включает разгосударствление, приватиза­цию и акционирование предприятий, специальные антимонопольные меры, стимулирова­ние инвестиционной активности. (Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г.);
  • единство  экономического  пространства  - означает свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; территория России представ­ляет собой своеобразный общий рынок с едиными правилами.

Конституционные основы рыночной экономики не только не исключают, но и предполагают государственное регулирование экономических отношений, наличие госу­дарственных предприятий и учреждений, в том числе и субъектов Федерации, а также возможность административного вмешательства в экономическую жизнь.

 

Социальные основы

Основные социальные устои государства выражаются в его социальной политике, тесно взаимодействующей с экономической политикой и представляющей часть общей политики государства, которая регулирует отношения по поводу благосостояния граждан, удовлетворения их материаль­ных и духовных потребностей, обеспечения каждому достойных человека условий суще­ствования. Поэтому в рамках социальной политики можно говорить о социально-политических, со­циально-экономических и иных подобных явлениях и процессах.

Социальная сущность РФ складывается из:

1) ограничений государственной власти РФ социаль­но-экономическими правами граждан;

2) невме­шательства государства в рыночную экономику, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством: общие направления экономической политики, ограничение монополий в эконо­мической деятельности, производстве.

В Конституции Российской Федерации социальное государство характеризуется как государство, главной задачей социальной политики которого является создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7 Консти­туции РФ). Эта задача обусловливает основные направления социальной политики Рос­сийской Федерации, реализация которых обеспечит создание главных элементов социаль­ной государственности (ч. 2 ст. 7 Конституции РФ).

Социальные  основы конституционного строя РФ, относящиеся к условиям жизни человека следующие (ч. 2 ст. 7 Конституции РФ):

охрана труда и здоровья людей;

Охрана труда выражается:

* в конституционном праве каждого свободно распоря­жаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, запре­щении принудительного труда (ч. 1 и 2 ст. 37 Конституции РФ);

* в праве каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации, на защиту от безрабо­тицы (ст. 37 Конституции РФ);

* в охране здоровья граждан и бесплатная медицинская помощь (ст.41 Конституции РФ);

* в ответственности государства за предоставление каждому гражданину достойного человека прожиточного минимума и вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ).

Однако этот размер зависит от экономических возможностей государст­ва и на сегодняшний день не соответствует той цели, для достижения которой он установлен.

обеспечение государственной поддержки се­мьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожи­лых граждан;

Конституция Российской Федерации устанавливает, что

* семья, материнство, от­цовство и детство находятся под защитой государства (ст. 38 Конституции РФ);

* брак, основанный на добровольном согласии и равноправии супругов, обусловливает их равное право и обязанность заботиться о своих детях, содержать и вос­питывать их до совершеннолетия.

* законодательство обязывает трудоспо­собных детей, достигших 18 лет, заботиться о своих нетрудоспособных и нуждающихся родителях. Государство возлагает на себя содержание, воспитание и образование детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, поощряет благотворительную дея­тельность по отношению к детям.

развитие системы социальных служб;

В широком смысле в их сферу входят вопросы оплаты и усло­вий труда, занятости, обеспечения потребности в товарах и услугах, жилищных условий, охраны здоровья населения, образования, культуры, бесперебойного функционирования транспорта и связи и т.д. В узком смысле к социальным службам относят специальные службы социального обеспечения и социальной защиты.

гарантированный минималь­ный размер оплаты труда, пенсии, пособии и иных гаран­тий социальной защиты.

Установив социальные основы конституционного строя, Российская Федерация испытывает значительные трудности в их реализации. Причиной является отсутствие реаль­ной социальной ориентации экономической реформы, а следствием - нарушения неотъ­емлемых прав граждан, систематическое снижение эффективности социальной функции государства.

 

Правовые основы 

В соответствии со ст. 1 Конституции Российская Федерация является правовым государством.

Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятель­ность на основе закона, сложились еще в Древней Греции и Риме. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) считали, что наиболее ра­зумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для самого государства. В средние века Н. Макиавелли и Ж. Боден обосновали задачу государства, которая состоит в обеспечении и охране прав и свобод граждан. В эпоху начавшихся демократических революций (XVII-XVIII вв.) эти идеи развивали Г. Гроций и Б. Спиноза в Голландии, Г. Гоббс и Д. Локк в Англии, П. Гольбах, Ш. Монтескье и Д. Дидро во Франции, Т. Джефферсон и Т. Пейн в США. В XIX в. в трудах немецких философов Э. Канта, Г. Гегеля, юристов Р. фон Моля, К. Велькера и других сформировалась целостная теория правового государства, которая легла в основу новой государственности. В России теоретическую завершенность концепция пра­вового государства получила в трудах видных правоведов и философов предоктябрьского периода Б.Н. Чичерина, Б.А. Кистяковского, П.И. Новгородцева, Н.М. Коркунова, С.А. Муромцева, С.А. Котляревского, Г.Ф. Шершеневича, В.М. Гессена, Н.А. Бердяева и др.

Понятие правового государства многомерно. Оно включает все то, что вкладывает­ся в понятие конституционного демократического государства, которое в своей деятель­ности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод чело­века и гражданина в экономической и духовной сферах. Однако можно выделить основ­ные признаки, характерные для правового государства.

1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. Это означает, что сам закон должен быть правовым, т.е. выражать права и свободы человека и гражданина, объективно складывающиеся общественные отношения, тенденции их развития и самообновления (ст. 15 Конституции РФ).

2. Абсолютный приоритет конституции - неотъемлемая черта правового государства. Поэтому правовое государство - это конституционное государство.

Приоритет Конституции и верховенство закона, зафиксированные в ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации, создает правовую основу для установле­ния в России режима законности и правопорядка.

3. Реальность прав и свобод человека и гражданина, обеспечение его свободного развития. Правовое государство признает за личностью определенную сферу свободы, за пределы которой вмешательство государства недопустимо. Реальное его проявление вы­ражено формулой: «Все, что не запрещено личности, ей дозволено», - и наоборот: «Все, что не дозволено власти, ей запрещено».

РФ как правовое государство обеспечивает на своей территории:

1) народовластие на всех уровнях власти;

2) соблюдение и реализацию прав и свобод человека и гражданина;

3) республиканскую форму правления при уважении иных политических взглядов и мнений;

4) федеративное устройство РФ при соблю­дении прав малочисленных народов России и т. д.

Правовые основы конституционного строя РФ, от­носящиеся к правовой системе РФ включают:

» Россия — правовое государство (в основе его функцио­нирования находится право, а органы государственной вла­сти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конститу­цию РФ и законы);

» Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории РФ;

» никакие другие положения Конституции РФ не мо­гут противоречить основам конституционного строя;

» общепризнанные принципы и нормы международно­го права, а также международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы;

» законы подлежат официальному опубликованию, лю­бые нормативно-правовые акты,  затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально.

Указанные признаки правового государства являются основными. Практика право­вой государственности включает и другие аспекты. Однако все они должны опираться на конкретные законы, только право может лежать в основе любых государственных реше­ний, и особенно - связанных с применением принуждения.

 

Основы правового положения личности

Конституция Российской Федерации, рассматривая человека, его права и свободы в качестве высшей ценности, выражает тем самым основополагающий принцип взаимоот­ношений государства и личности, выдвигает на первый план именно личность. Уважение к личности и ее защита является необходимым признаком конституционного государст­ва, его обязанностью. Приоритет человека перед государством неотъемлемо принадле­жит человеку и реализуется в меру его способностей и возможностей.

В ст. 18 Конституции за­крепляется, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно дейст­вующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законо­дательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются право­судием.

Основные обязанности государства в этой сфере сводятся к признанию, соблюде­нию и защите прав и свобод человека и гражданина.

К основам правового положения личности конституционного строя РФ относятся следующие положения:

  • человек, его права и свободы являются высшей цен­ностью (государство обязано признавать права и свободы личности, соблюдать их и защищать); 
  • гражданство РФ — единое и равное независимо от оснований приобретения (оно приобретается и прекраща­ется в соответствии с федеральным законом, при этом граж­данин не может быть лишен гражданства или права изме­нить его);
  • равенство конституционных прав граждан РФ и их конституционных обязанностей.

Только действуя в этих рамках, в интересах человека государство приобретает черты, характеризующие его как конституционное.

 

Вопрос 3. Народовластие как основа конституционного строя

 

Понятие и содержание народовластия

В РФ единственный источник власти - народ.

Народовластие - волеизъявление народа в управлении государством непосредственно или через представителей, которое осуществляется сво­бодно народом, но в соответствии с требованиями закона, его суверенной волей и интересами госу­дарства. В РФ власть легитимируется и контроли­руется народом, гражданами РФ.

Местное самоуправление (ст. 12 Конституции в РФ) относится к числу важнейших проявлений демократизма государства и представляет собой право и способность населения муниципальных образований (городских, сельских поселе­ний и других территорий) осуществлять в рамках закона самостоятельно, под свою ответст­венность и в собственных интересах решение вопросов местного значения, его органы не входят в систему органов государственной власти.

Элементы народовластия в РФ:

1) коллектив­ный субъект - граждане РФ;

2) объект - власть.

Формы народовластия:

1) непосредственная (прямая) демократия;

2) представительная (косвен­ная) демократия.

Непосредственное народовластие - это пря­мое волеизъявление народа или его части по раз­решению важнейших для государства вопросов ре­гулирования общественной жизни.

Виды непосредственной демократии: 1) ре­ферендум; 2) выборы; 3) мирные собрания, митин­ги, демонстрации, шествия, пикетирования и т. п.; 4) народная правотворческая инициатива в органы местного самоуправления, инициатива граждан по проведению референдума; 5) индивидуальные и коллективные обращения граждан в государствен­ные органы и органы местного самоуправления.

Высшие формы непосредственной демократии: референдум и выборы. Конституционные гарантии народовластия - выборы в РФ проводятся на осно­ве:

1) всеобщего; 2) равного; 3) тайного; 4) прямого голосова­ния.

В зависимости от содержания инсти­туты прямой демократии могут быть:

1) способ принятия обязательного и окончательного решения (свободные выборы, референдум);

2) фор­мами выражения народного мнения, имеющими консультативное, но необязательное значение для принятия решения органами власти (митинги, демонстрации, обсуждение проекта закона и т. д.

Представительная демократия (народовла­стие) - это осуществление власти народом через представительные органы государственной власти и местного самоуправления.

Органы представительной демократии:

= высшие коллегиальные органы законода­тельной власти (Государственная Дума ФС РФ, пар­ламенты субъектов РФ, городские думы и т. д.);

 единоличные органы (Президент РФ, президен­ты республик в составе РФ, губернаторы краев, обла­стей и автономий, мэры городов и т. д.).

 

Формы народовластия

В зависимости от непосредственности волеизъяв­ления граждан и влияния его на управление властью в формировании органов власти выделяются пред­ставительства народа различных степеней: 1) органы, прямо избираемые народом (Государ­ственная Дума, Президент РФ и др.); 2) органы, об­разуемые представительными органами первой степени (Правительство РФ, Уполномоченный по правам человека); 3) органы, формируемые предста­вительными органами второй степени (Счетная па­лата и др.) и т. д.

Формы косвенного народовластия; 1) обсуж­дение проектов законов и других важнейших во­просов общественной жизни государства; 2) народ­ная правотворческая инициатива в законодательные органы РФ; 3) участие граждан в управлении общест­вом через органы местного самоуправления, обще­ственные организации, сходы и собрания граждан; 4) индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления по всем вопросам. 

 

Референдум как форма народовластия и его особенности 

Высшим непосредственным выражением власти наро­да наряду со свободными выборами является референдум. Референдум — это способ принятия гражда­нами решений по наиболее важным вопросам государствен­ной и общественной жизни путем всеобщего голосования.

Референдум проводится  на всей территории России на основе принципов:

  • всеобщего голосования;
  • прямого голосования;
  • равного голосования;
  • тайного голосования.

В зависимости от времени проведения рефе­рендумы делятся на:

1) превентивный (дозаконодательный);

2) утверждающий (послезаконодательный).

По порядку проведения могут быть референ­думы: 1) обязательные; 2) факультативные.

Виды референдума в зависимости от террито­рии:

= всероссийский референдум (он проводится по вопросам общефедерального значения на осно­вании решения Президента РФ);

= референдум субъекта РФ (он проводится по вопросам ведения соответствующего субъекта РФ или совместного ве­дения РФ и субъектов РФ, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией РФ и федеральным законом);

= местный референдум (он проводится по вопросам местного значения, находящимся в веде­нии органов местного самоуправления).

Исключается проведение референдума:

a) в условиях военного или чрезвычайного положения,  введенного на всей территории РФ, и в течение трех месяцев после их отмены;

b) повторно в течение года после дня официального: обнародования результатов референдума с такой же по со­держанию или по смыслу формулировкой вопроса.

Политическая система — совокупность институтов, ока­зывающих какое-либо влияние на осуществление государственной власти, а также характер взаимоотношений между этими институтами. К ним относятся:

≈ государственные институты (парламент, правитель­ство и др.);

≈ общественные институты (политические партии, другие общественные объединения и др.);

≈ иные (средства массовой информации и др.).

 

Общественные объединения 

Важным элементом политической системы РФ являют­ся общественные объединения, посредством которых граж­дане принимают участие в решении государственных и об­щественных дел. Конституционные основы их правового положения следующие:

» каждый имеет право на объединение, включая пра­во создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов;

» никто не может быть принужден к вступлению в ка­кое-либо объединение или пребыванию в нем;

» гарантируется свобода деятельности общественных объединений;

» запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни;

» общественные объединения равны перед законом.

Деятельность общественных объединений регулирует­ся федеральными законами.

Граждане вправе:

1.  создавать общественные объединения без предвари­тельного разрешения властей; 

2.  вступать в них на условиях соблюдения их уставов;

3.  выходить из них беспрепятственно.

Учредителями общественного объединения (их дол­жно быть не менее трех) могут быть совершеннолетние граждане и общественные объединения, которые на своем собрании, съезде или конференции принимают устав объе­динения, формируют его руководящие и контрольные ор­ганы.

Членами общественного объединения могут быть граждане и общественные объединения, которые вступают в него по заявлению и приобретают права (избирать, изби­раться, контролировать избранных) и обязанности (платить членские взносы, принимать в чем-то участие и др.).

Участниками общественного объединения могут быть граждане и общественные объединения, принимающие уча­стие в его деятельности или отдельных акциях без обяза­тельного оформления своего участия, если иное не пре­дусмотрено уставом объединения.

Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет, а детских — достигшие 8 лет.

Право юридического лица приобретают только заре­гистрированные общественные объединения, а политичес­кие объединения подлежат регистрации в обязательном порядке. При этом регистрируются:

- общероссийские (действующие на территории более половины субъектов РФ) и международные в Мин­юсте РФ;

- межрегиональные (действующие на территории менее половины субъектов РФ) — в органе юстиции топ субъекта РФ, в котором находится руководящий орган объединения;

- региональные (действующие на территории одно­го субъекта РФ) и

- местные (действующие в пределах тер­ритории муниципального образования) — в органе юсти­ции соответствующего субъекта РФ.

Основные виды общественных объединений:

= политические партии (выражают политическую волю своих членов и реализуют ее через своих представителей, избранных в органы власти);

= массовые движения (преследуют политические и иные цели, не имея фиксированного членства);

= профессиональные союзы (представляют и защища­ют интересы своих членов во взаимоотношениях с государ­ственными органами, хозяйственными организациями и ины­ми объединениями);

= организации (женские, молодежные, детские, вете­ранов, инвалидов и др.);

= общества (научные, технические, культурные, спор­тивные и др.);

= союзы (творческие, ветеранские и др.);

= землячества.

Организационно-правовые формы общественных объе­динений:

* общественная организация — основанное на член­стве общественное объединение, созданное для защиты об­щих интересов и достижения уставных целей на основе со­вместной деятельности;

* общественное движение — состоящее из участни­ков и не имеющее членства массовое общественное объе­динение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые его участ­никами;

* общественный фонд — не имеющее членства общественное объединение, формирующее имущество за счет добровольных взносов, а также иных поступлений, не зап­рещенных законом, и использующее его в общественно полезных целях, предусмотренных уставом фонда;

* общественное учреждение — не имеющее член­ства общественное объединение, ставящее своей целью ока­зание конкретного вида услуг, отвечающих интересам его участников и уставным целям объединения;

* орган общественной самодеятельности — не име­ющее членства общественное объединение, целью которо­го является совместное решение социальных проблем, воз­никающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей нео­граниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достиже­нием уставных целей объединения.

Политические общественные объединения — обще­ственные организации и движения, в уставных целях кото­рых закреплены участие в выборах в органы власти, учас­тие в организации и деятельности этих органов. Полити­ческим не может быть признано общественное объеди­нение:

a) зарегистрированное в качестве профсоюза, религи­озной или благотворительной организации, национально-культурной автономии;

b) созданное для реализации неполитических интере­сов;

c) преследующее цели извлечения прибыли и распределения ее между своими членами и (или) учредителями;

d) допускающее в соответствии со своим уставом при­надлежность к нему граждан только по профессионально­му, национальному, этническому, расовому или конфессиональному признаку, лиц, не имеющих права принадлежать к политическим общественным объединениям, а так­же иностранных лиц;

e) неполитический характер которого специально ого­ворен федеральным законом.

Общественные объединения вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе уч­редительных договоров и (или) уставов, образуя, таким об­разом, новые общественные объединения.

 

Религиозное объединение

В соответствии с ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26 сентября 1997 г. религиозное объединение — добровольное объединение граждан, иных лица постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповеда­ния и распространения веры и имеющее следующие при­знаки:

= вероисповедание;

= совершение богослужений, других религиозных об­рядов и церемоний;

= обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Создание религиозных объединений в государственных и муниципальных органах и организациях запрещается.

Религиозные объединения образуются как религиозные группы (действуют без государственной регистрации) и как религиозные организации (зарегистрированы в качестве юридического лица).

Религиозные организации подразделяются на местные (имеющие не менее десяти участников, достигших 18 лет и проживающих постоянно в одной местности) и централи­зованные (включающие не менее трех местных).

Учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан РФ, объединенных в рели­гиозную группу, у которой имеется подтверждение ее су­ществования на данной территории на протяжении не ме­нее 15 лет.

Религиозная организация действует на основании уста­ва, который утверждается ее учредителями или центра­лизованной религиозной организацией.

Централизованные религиозные организации, имеющие местные организации на территориях двух и более субъек­тов РФ, регистрируются Минюстом РФ, а остальные религиозные организации — органами юстиции соответству­ющих субъектов РФ.

Наименование религиозной организации должно содер­жать сведения о ее вероисповедании. Централизованная религиозная организация, структуры которой действовали на территории РФ на законных основаниях не менее 50 лет на момент ее обращения с заявлением о государственной регистрации, вправе использовать в своем наименовании слова "Российская Федерация", "российский" и производ­ные от них.

Контроль за соблюдением религиозной организацией ее устава осуществляет зарегистрировавший ее орган, а над­зор за соблюдением законодательства — прокуратура.

Ликвидация религиозной организации может быть осу­ществлена:

÷ по решению ее учредителей или органа, уполномо­ченного на то ее уставом;

÷ по решению суда в случае неоднократных или гру­бых нарушений ею закона либо в случае систематического осуществления ею деятельности, противоречащей ее ус­тавным целям (представление в суд вправе вносить орган, регистрирующий религиозные организации, орган проку­ратуры, орган местного самоуправления).

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!