ГЛАВНАЯ » УЧЁБА и ОБРАЗОВАНИЕ » УЧЕБНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО » ЛЕКЦИИ ПО КОНСТИТУЦИОННОМУ ПРАВУ » Лекция № 2 «Теоретические основы учения о конституции и современном конституционализме»

Лекция № 2 «Теоретические основы учения о конституции и современном конституционализме»

Вопрос № 1.  Учение  о  конституции

 

Конституция и государство 

В Древнем Риме конституциями (от лат. constitutio — установление) назывались указы императоров, а в Средне­вековье — акты о феодальных вольностях. Однако в собственном, государственно-правовом смысле он стал применяться только в XVII веке в связи с воз­никновением самой идеи о необходимости такого акта. Современное понимание конституции появилось после буржуазных революций, когда конституции использовались для правово­го закрепления нового общественного строя.

Первые конституционные акты или конституции в современном смысле этого слова (Великобритания, США, Франция) не случайно появились в XVII-XVIII вв., хотя государство возникло намного раньше. Именно тогда человечество осознало высшую ценность личной свободы и в связи с этим необходимость обуздать государство, заставив его подчиняться каким-то заданным правилам. Представления о конституции были разработаны раньше (в частности, Аристотелем), но они вращались в основном вокруг вопросов о рациональном устройстве государственной власти в соответствии с понятиями демократии и справедливости. Но даже в этом ограниченном понимании основные законы не привились в древних государствах. Во времена Римской империи этим термином назывались императорские указы, а в средневековье - акты о феодальных вольностях.

Демократические революции XVII-XVIII вв. были вызваны потребностью переустройства власти, нахождения оптимального соотношения между властью и свободой. Английская конституционная система и писаные конституции США и Франции в первую очередь решали именно эту задачу. В США это было сделано с определенной "осечкой", ибо создатели Конституции, принятой в 1787 г., попытались обойтись без раздела о правах и свободах граждан, посчитав достаточными английский принцип "что не запрещено, то дозволено", а также законодательство штатов. Но народ быстро заставил законодателей поправить положение, вследствие чего спустя два года был принят Билль о правах (первые десять поправок к Конституции).

Таким образом, конституция является элементом определенной философии государства, и эта философия основывается на понимании опасности ничем не ограниченной власти государства для свободы и благополучия человека. Эта опасность ясно проявлялась в абсолютизме феодальных монархий, и демократические антифеодальные революции выдвинули требования о принятии конституций как раз для того, чтобы сокрушить этот абсолютизм.

С тех пор прошло много лет, но угроза для свободы человека со стороны государства не исчезла. В XX в. многие народы, добившиеся демократии, попали под гнет тоталитаризма, являющегося своеобразным аналогом неограниченного абсолютизма, тенденция злоупотребления властью объективно присуща любому государству - даже самому демократическому.

Демократическое государство - всегда конституционное государство, но не всякое государство, имеющее конституцию, может быть названо конституционным и демократическим.

К числу важнейших функций конституции относится закрепление преемственности в развитии государственности (в англосаксонских странах это понятие более точно определяется через термин "континуитет", т. е. непрерывность, преемственность государственной власти), тем самым конституция подчеркивает незыблемость государственности, несмотря ни на какие революции, государственные перевороты или перестройки. В нынешней российской Конституции эта функция выражена в двух аспектах - в преамбуле говорится о сохранении исторически сложившегося государственного единства и о возрождении суверенной государственности России. Первый аспект - неделимость территориального пространства, на котором исторически сложилось Российское государство. Второй - признание фактической утраты Российским государством своей суверенности в годы вхождения в состав СССР и стремление восстановить ее. Преамбула не имеет нормативного значения, но морально-политическое значение ее деклараций весьма велико.

В конституциях почти всегда подчеркивается, что они принимаются народом или от имени народа. В Конституции США, например, использована формула "Мы, народ Соединенных Штатов Америки...", ФРГ - "немецкий народ... принимая в силу своей учредительной власти настоящий Основной Закон", Франции - "французский народ одобрил... Конституционный закон". Российская Конституция заимствует этот подход - ее преамбула, содержащая ряд принципиально важных положений, построена как длинная, но единая грамматическая фраза: "Мы, многонациональный народ Российской Федерации,... принимаем Конституцию Российской Федерации". Тем самым подчеркивается главный источник учредительной конституционной власти - народ, а Конституция как бы юридически связывает народ и государство, выражает правомерность власти над людьми.

Конституции закрепляют народный суверенитет, тем самым признавая, что никто, в том числе и государственная власть, не вправе отнять у народа верховного права самому решать свою судьбу. Тут естественное право получает позитивное закрепление. Впервые принципы национального суверенитета были определены французской Декларацией прав человека и гражданина 1789 г., а затем они были заимствованы многими другими государствами. Конституция Италии, например, в первой же статье утверждает, что "суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его в формах и в границах, установленных Конституцией".

В Конституции РФ этот вопрос решен однозначно: "Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ" (ч. 1 ст. 3). Из подобного рода формулировок ясно вытекает право народа на свержение тиранической власти, если она нарушает его естественные права и основывается на насилии. В этом подлинный, хотя и скрытый, смысл принципа народного суверенитета.

В XX в. конституции стали играть еще одну важную роль - противодействие возросшему радикализму, планам революционного переустройства общества. Коммунистическое учение откровенно поставило вопрос о захвате власти с целью обобществления средств производства, ликвидации свободы предпринимательства и других прав и свобод человека, если они мешают авторитарному пониманию равного Распределения благ, социальной справедливости, классовой Демократии. Но ясно, что такое "переустройство" невозможно без насилия и ликвидации правового государства, что и подтвердил коммунистический эксперимент в России и ряде Других стран.

Над демократическим обществом постоянно висит опасность правого радикализма, т. е. фашизма. Идеи национальной исключительности и популистского равенства оборачиваются, как это было в Германии, Италии и ряде других стран, установлением жесткой диктатуры и массовым уничтожением людей. Правый радикализм, одеваясь в тогу патриотизма, объективно враждебен инакомыслию, он чреват в случае прихода его сторонников к власти замораживанием в конечном счете производительных сил, войной, полным отказом от общечеловеческих понятий о духовности и демократии. Эта опасность, хотя и в разной степени, существует в современной России, ФРГ, Франции и других государствах.

Демократическая конституционная законность призвана сдерживать притязания левого и правого радикализма, обеспечивая обществу уверенность в прочности гарантий свободы и равенства. Конституция не может запретить образ мышления и законную деятельность левых и правых радикалов - это было бы само по себе отказом от демократии, но она может и должна создать такой правовой климат, который послужит барьером для антидемократических переворотов.

Есть еще одна важная функция конституции - препятствовать территориальному распаду государства, обеспечивать его единство и неделимость. В наше время в ряде стран отмечается подъем национализма и сепаратизма. Распался ряд бывших социалистических государств (СССР, Югославия, Чехословакия), нарастает борьба сепаратистских сил за выделение в самостоятельные государства (Квебек в Канаде, Абхазия в Грузии, Нагорный Карабах в Азербайджане, Кашмир в Индии, Тибет в Китае и др.). Сепаратистские тенденции сильны и в современной России. В связи с этим возрастает значение конституции как инструмента для достижения единства народов, исторически соединенных в том или ином государстве. Эта роль конституции была осознана развитыми странами давно, и она помогла сохранить единство таких государств с многонациональным составом населения и сильными сепаратистскими движениями, как Великобритания, Бельгия, Испания.

 

Понятие,  свойства и функции конституций

Конституция — основной закон (система законов) госу­дарства, обладающий высшей юридической силой, в кото­ром закреплены правовые основы государственного и общественного устройства, основы правового положения лич­ности и органов власти.

Конституция выполняет следующие основные  функции:

= юридическая (основной закон, основа правовой сис­темы);

= политическая (документ, определяющий основы го­сударственной политики, а иногда представляющий собой форму общественного договора);

= идеологическая или (документ, про­возглашающий определенное мировоззрение или высокие нравственные идеалы, сплачивающий нацию);

= воспитательная (формирует 

Структура конституции может быть различной, но, как правило, она содержит нормы, закрепляющие:

~ основы общественного устройства  (политическую, экономическую и социальную системы);

~ правовое положение личности (права и обязаннос­ти, порядок приобретения и прекращения гражданства);

~ форму государства (формы правления, политичес­кого режима и территориального устройства, а в федеративных государствах — разграничение полномочий феде­рации и ее субъектов);

~ порядок формирования и полномочия органов власти;

~ основы законодательного процесса, в том числе по­рядок принятия и изменения конституции;

~ государственную символику (флаг, герб, гимн). Если указанные нормы содержатся в одном правовом акте, то они могут быть рассредоточены в соответствую­щих его разделах. Такие конституции часто имеют преам­булы, которые носят не нормативный, а скорее торжествен­но-декларативный характер, и заключительные, или пере­ходные, положения.

Характерные черты конституций (особенности):

1) особый субъект, от имени которого принимается Основной Закон, - на­род;

2) учредительный характер конституционно-правовых норм;

3) расширенный предмет регули­рования Конституции;

4) особые юридические свойства Конституции.

Юридические свойства: 1) верховенство Ос­новного Закона на всей территории РФ, включая тер­риторию отдельных субъектов РФ; 2) высшая юри­дическая сила по отношению к законодательству государства; 3) особая охрана конституционных норм; 4) прямое действие конституционных норм; 5) осо­бый порядок принятия Конституции и внесения в нее изменений.

Главные идеи и принципы, которые заложе­ны в конституции представляют собой ее сущность и  отвечает на вопрос, чью волю она выражает.

Сущность конституции зависит от того, чьи ин­тересы выражают конституционно-правовые нормы. Поэтому в зависимости от теории происхождения государства и права можно выделить следующие подходы к сущности конституции:

1) согласно тео­рии общественного договора сущность конституции заключается в суверенитете народа, который по доброй воле принял основной закон, устанавливаю­щий основы и пределы государственной власти, в руки которой народ передал свои полномочия;

2) теологическая теория утверждает, что конститу­ция является продуктом божественных предписаний людям о правилах бытия;

3) школы естественного права поддерживают точку зрения, что конституци­онные нормы - это опыт народа страны, поэтому заимствование у других народов опыта приводит к недолговечности конституции;

4) согласно марк­систско-ленинской теории сущность конституции состоит в том, что она выражает волю правящего класса, а не всего населения.

Действующая Конституция Российской Федерации по своей сущ­ности является конституцией демократического правового государства, выражением воли многонацио-нального народа Российской Федерации путем всенародного голосования, во­ли, направлен-ной на учреждение таких основ жизни государства и общества, которые во­площают общедемократические принципы, исходят из признания высшей ценностью че­ловека, его прав и свобод.

 

Виды  конституций

Конституция как нормативный акт принимается в виде письменного документа, изданного в особом, как правило, усложненном порядке, нежели иные за­коны страны. Однако основной закон может быть не только письменным, и в этом случае говорят о «неписаной» конституции (Великобритания).

Конституции классифицируются по разным кри­териям.

По их форме:

- писанные в виде одного акта — так называемые кон­солидированные, или кодификационные (США, РФ);

- писанные в виде совокупности нескольких основных законов (трех—четырех) — так называемые неконсолиди­рованные, или некодификационные (Швеция);

- неписаные — состоящие из конституционных норм, содержащихся во многих законах, а также из конституци­онных обычаев и прецедентов (Великобритания - от Великой хартии вольностей 1215 г. до Закона о министрах Короны 1937 г.).

В зависимости от формы государственного устройства:

» унитарные - Швеции и Китая,

» федеративные - Российской Федерации и Индии

» конфедеративные - в настоящее время примером такой служит Европейский Союз.

По порядку принятия - октроирован­ные и неоктроированные:

  • октроирован­ные -  дарованные монархом и разработаные и дарованые метрополиями своим коло­ниям при освобождении (Саудовская Аравия, дореволюционная Россия, японская 1889 г., марокканская 1911 г);
  • неоктроированные (Франции 1946 г., Конституция Португа­лии 1976 г.) :

- принятые высшим законодательным органом власти (парламентом) (Украина, Советская Россия);

- принятые на референдуме (Франция, современная Россия);

- принятые учредительным собранием, созванным спе­циально для этой цели (США).

По времени действияпостоянные и временные (при­нятые на определенный срок - ЮАР 1994 г. была принята сроком на пять лет).

В зависимости от исторического этапа принятия - первого поколе­ния, второго поколения.

К первой группе относятся конституции, принятые в основном в XVIII—XIX вв., а также некоторые конституции первой половины XX в. (Конституция Норвегии 1814 г., Конституция Люксембурга 1868 г., Конституция Ирландии 1937 г. и др.).

Вторую группу со­ставляют конституции, принятые после Второй мировой войны (Основной закон ФРГ 1949 г., Конституция Индии 1950 г., Кон­ституция Франции 1958 г. и др.).

По способу изменения:

» гибкие (изменяются в том же упрощенном порядке, что и другие законы страны приня­тием обычного закона - Великобритания); 

» жесткие (изменяются в усложненном порядке, который может предусматривать особый по­рядок внесения предложений об изменениях, а также не­обходимость одобрения их квалифицированным большин­ством членов парламента страны или даже большинством парламентов субъектов федерации - США);

»       особо жесткие конституции, помимо усложненной процедуры принятия поправок, включают особую стадию их ратификации, которая осуществляется путем двойного воту­ма (голосования) в Парламенте, либо референдума, либо (в федеративных государствах) одобрения поправок членами (субъектами) федерации;

»       «смешанные» - имеют особенности и гибких и жестких конституций.

По закрепляемой форме правления — монархические (Испании, Японии) и республиканские (ФРГ, Италии).

По закрепляемому политическому режиму  (по социальным при­знакам):

демократические - действу­ют в большинстве стран цивилизованного мира - Австрии, Бельгии, Франции и др.;

~ антидемократические (Индонезии), которые в сою очередь можно разделить на:

~ авторитарные – в настоящее время они открыто встречаются крайне редко, обычно реаль­ный авторитаризм бывает прикрыт демагогически­ми лозунгами;

~ тоталитарные и др.;

 

Вопрос 2. История  конституционного  развития  России

 

Дореволюционный период

Россия вступила на путь конституционного развития в начале XX века с принятием в 1905-1906 гг. ряда государственных актов, имевших конституционное значение.

Основные этапы развития российской Конституции:

1.  дореволюционный (октябрь 1905 г. — октябрь 1917 г.);

2.  со­ветский (октябрь 1917 г. — июнь 1990 г.) и

3.  постсоветский, или современный (с июня 1990 г. по настоящее время).

Первым законодательным актом в России, имевшим конституционное значение, принято считать Манифест 17 ок­тября 1905 г. "Об усовершенствовании государственного по­рядка", которым император Николай II:

даровал населению "основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, сво­боды совести, слова, собраний, союзов";

установил "незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за законностью дей­ствий" поставленных императором властей.

Несколько месяцев спустя в дополнение к Манифесту были учреждены Государ­ственная дума (20 февраля 1906 г.), Государственный Совет (23 апреля 1906 г.), принят Свод основных государственных законов (23 апреля 1906 г.). В соответствии с ними в России учреждалась двухпалатная парламентская система (Госду­ма и Госсовет). Эти конституционные акты привели к определенному ограничению власти самодер­жавного монарха. В то же время Основные законы сохранили сильную власть царя:

во-первых, без его утверждения ни один закон не мог войти в силу;

во-вторых, изменение Ос­новных законов могло осуществляться только по инициативе царя;

в-третьих, он наделялся правом роспуска Государственной Думы;

в-четвертых,  император был вправе и сам принимать зако­ны, но с одобрения обеих палат парламента;

в-пятых: царь назна­чал Совет министров и полностью его контролировал (акт 19 октября 1905 г. «О мерах к укреплению единства в деятельности мини­стерств головных управлений»).

Дума, избираемая населением на пять лет, имела пра­во принимать законопроекты и обращаться к министрам с запросами, однако могла быть распущена указом импера­тора.

Госсовет наполовину состоял из членов, назначаемых императором. Члены другой половины избирались от духо­венства, губернских земских собраний, дворянских обществ, Академии наук и университетов, совета торговли и ману­фактур, биржевых комитетов и купеческих управ "сроком на девять лет с тем, чтобы каждые три года одна треть каждого разряда сих членов выбывала в очередном поряд­ке". Госсовет рассматривал законопроекты, принятые Гос­думой, и вносил в Госдуму законопроекты, одобренные им ранее. Законопроекты, одобренные обоими органами, пред­ставлялись на утверждение императору председателем Гос­совета.

До 1917 г. был принят ряд актов, развивавших положения Основных законов. К числу таких актов следует отнести Закон о военно-полевых судах, Указ об уравнении крестьян в правах с другими сословиями, Указ о праве крестьян закреплять за собой их наделы, новое Положение о выборах, Закон о порядке издания касающихся Финляндии законов и постановлений и др. Среди источников конституционного права все большее место стали занимать акты исполнительной власти. 

 

Советский период развития конституционализма в России

В результате Октябрьской революции 1917 г. в России произошла смена общественного строя, что обусловило разработку и принятие конституции социалистического типа. Первая конституция Советской России Кон­ституция РСФСР была принята V Всероссий­ским съездом Советов 10 июля 1918 г.

Конституция открыто выражала классовый характер пролетарской демократии. 

После образования СССР (1922 г.) на основе Деклара­ции и Договора об образовании СССР в 1924 г. была принята первая Конституция СССР, а на ее основе — новая Кон­ституция РСФСР (1925 г.). Дальнейшее конституционное развитие РСФСР также связано с принятием новых союзных конституций. Поэтому структура и содержание последующих конституций РСФСР являлись производными от соответствующих характеристик конституций СССР.

В 1936 г. в связи с провозглашением построения социа­лизма в СССР была принята новая Конституция СССР, а на; ее основе — новая Конституция РСФСР (1937 г.). Эта Конституция отразила, как считалось, построение основ социализма и полную ликви­дацию эксплуататорских классов и элементов.

К числу важнейших изменений государственной системы относится введение всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании, упразднение съездов Советов, а также преобразование политической основы государства - Советов ра­бочих, солдатских и крестьянских депутатов в Советы депутатов трудящихся

К концу пятидесятых годов СССР обладал ядерным и термоядерным оружием, а также самыми современными средствами его доставки - межконтинентальными балли­стическими ракетами. В связи с этим была теоретически обоснована концепция о полной и окончательной победе социализма в СССР. Это означало не только отсутствие внутрен­них условий для реставрации капитализма в СССР, но и невозможность его восстановле­ния силами извне.

В 1977 г. в связи с провозглашением построения в СССР развитого социализма и общенародного государства, была принята новая Конституция СССР, а на ее основе — новая Конституция РСФСР (1978 г.). Данная Конституция стала последней в советском государстве и от­личалась тем, что в ней народ был объявлен един­ственным субъектом власти в государстве, однако руководящей силой по-прежнему называлась комму­нистическая партия. 

В Конституции утверждалось, что советское общество вступило в этап развитого социализма, означавший превращение советского государства из диктатуры пролетариата в общенародное государство, на базе которого сформировалась новая историческая общ­ность людей — советский народ. В качестве основы экономической системы утвержда­ла государственную (общенародную) и колхозно-кооперативную собственность, закреп­ляла плановое ведение хозяйства на базе жесткой централизации. Развитие получили также нормы, регулирующие федеративное устройство РСФСР.

С 1989 г. в Кон­ституцию РСФСР вносились многочисленные изменения и дополнения, существенно из­менившие ее первоначальную редакцию. Эта работа была связана с политической обстанов­кой, сложившейся в России к тому моменту.

 

Постсоветский этап российского конституционализма

В 1990—1993 гг. в России широко прово­дились конституционные реформы, направленные на установление нового конституционного строя стра­ны, связанные с переходом РФ от социализма к де­мократии. В результате дополнений и изменений Конституция приобрела  противоречивый характер, поскольку содержала как устаревшие, так и отвечавшие новому времени положения.

Работа над новой редакцией Конституции России связывается с образо­ванием на I Съезде народных депутатов РСФСР летом 1990 г. Конституционной комиссии во главе с Б. Н. Ельциным. Проект, подготовленный этой комиссией, не был принят ни на первом, ни на втором обсуждении на съездах народных депутатов, но одобрялась общая концепция Конституции, что значительно затягива­ло переход к новому конституционному строю в Рос­сии. Приня­тию Конституции препятствовали последствия распада в 1991 году СССР и ожесточенное противобор­ство законодательной и исполнительной властей.

В начале 1993 г. было созвано Кон­ституционное совещание, которое в результате своей работы приняло так называемый «президент­ский проект» Конституции. Именно он был вынесен на всенародный референдум 12 декабря 1993 г.

В референдуме по вопросу обсуждения проекта Кон­ституции приняло участие все население России и по результатам голосования Конституция РФ была приня­та на всероссийском референдуме 12 декабря 1993 г. и вступила в силу с момента её официального опубликования 25 декабря 1993 г. 

В состав Российской Федерации на правах её субъектов входит 21 республика. Ст. 5 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждая республика, исходя из её статуса как государства, имеет свою конституцию.

Основные принципы Конституции РФ 1993 г.: 

1) демократизм (выборность Президента РФ, Госду­мы, органов власти субъектов РФ и органов местного само­управления);

2)  законность (органы государственной власти и мес­тного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и зако­ны);

3) гуманизм (человек, его права и свободы являются высшей ценностью, при этом каждый имеет право на жизнь, личную неприкосновенность, охрану достоинства личности); 

4) равноправие граждан (все равны перед законом и судом, а также в правах и свободах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имуществен­ного и должностного положения, места жительства, отно­шения к религии, убеждений, принадлежности к обществен­ным объединениям и других обстоятельств);

5) государственное единство РФ (верховенство Кон­ституции РФ и федеральных законов на всей ее террито­рии, целостность и неприкосновенность территории, един­ство экономического пространства, единый государствен­ный язык, единая денежная единица);

6) равноправие и самоопределение народов (все субъекты РФ равноправны, они самостоятельно создают свои органы власти и законодательство, а полномочия цен­тра и субъектов разделены);

7) разделение власти (на законодательную, исполни­тельную и судебную);

8) идеологическое многообразие и многопартий­ность (запрет на государственную или обязательную идео­логию при равноправии общественных объединений перед законом).

Юридические свойства Конституции РФ 1993 г.:

» верховенство - имеет высшую юридическую силу;

» прямое действие - имеет прямое действие на всей территории РФ;

» является правовой базой для всего текущего зако­нодательства;

» является жесткой (порядок ее изменения сложный);

» особая правовая охрана - в этом участвует вся система органов государственной власти, осуществляющих охрану в различных формах;

» является правовым актом государства - Основной закон.

 

Конституции в федеративном государстве

Федеративному государству свойственна конституционная система, состоящая из федеральной конституции и конституций субъектов федерации. Каждая федерация является объединением государственных образований, которые обладают определенными признаками государства, и прежде всего - правом принимать свои конституции. Так, в США каждый штат имеет свою конституцию, в ФРГ - каждая земля, в Швейцарии - каждый кантон и т. д. Встречаются, хотя и редко, федерации, в которых субъекты не имеют своих конституций - в Индии, например, конституция принята только в штате Джамму и Кашмир.

Принятие конституций субъектами федерации не является свидетельством их суверенитета - сам по себе факт вхождения в федеративный союз означает отказ от основных суверенных прав (в области обороны, финансов, внешних сношений). Поэтому конституционная теория и практика в федеративных государствах не рассматривает субъекты федерации как суверенные государства и не признает право их выхода из федерации, а конституции этого и не закрепляют. Исключение составляла советская федерация, в которой союзные республики рассматривались как суверенные государства с правом выхода, что в практической жизни значения не имело, но юридически способствовало распаду СССР.

В 90-е гг. в Российской Федерации возникло положение, когда конституции ряда ее субъектов (Республики Татарстан, Башкортостан и др.) закрепили суверенитет своего государства, а Конституция самопровозглашенной Чеченской Республики - Ичкерии объявила государство не только суверенным, но и равноправным субъектом в системе мирового содружества наций. Однако, если рассматривать такое положение не с политической, а с юридической точки зрения, то станет ясным противоправный характер попыток обосновать суверенный характер субъектов Российской. Федерации. Ни один из них не имеет корней государственной независимости и никогда не обладал правом выхода из Российской Федерации. Конституции этих республик в данном случае закрепили положение, которое в его полном значении нельзя квалифицировать иначе, как юридически несостоятельное, что впоследствии (2000 г.) подтвердил Конституционный Суд РФ.

Сосуществование федеральной конституции и конституций субъектов федерации всегда порождает вопрос об их соотношении. В самой общей форме он решается на основе верховенства федеральной конституции и обязанности конституций субъектов федерации соответствовать ей. Но при этом есть ряд конкретных вопросов, требующих ответа. Это прежде всего вопрос о разграничении компетенции федеральных органов государственной власти и соответствующих органов субъектов федерации. Он, как правило, решается путем установления исключительной компетенции как федерации, так и ее субъектов, а также - их совместной компетенции. Фактически это означает, что конституционная система федеративного государства утверждает полный суверенитет союза и самостоятельные полномочия субъектов. При этом конституции субъектов федерации устанавливают свою систему органов государственной власти, систему органов местного самоуправления, а иногда и судебную систему (США).

Содержание конституций субъектов федерации весьма неоднородно. В прежних тоталитарных федерациях (СССР, Югославии) они просто повторяли положения федеральной конституции, вследствие чего не имели большого значения. В демократических федерациях, где субъекты, как правило, не представляют национальную государственность, их конституции в основном преследуют цель как бы разукрупнить федеральную власть. Практически не встречаются расхождения с федеральной конституцией по вопросам прав и свобод человека, а механизм власти функционирует в пределах точно очерченной компетенции. Такие конституции поэтому внешне кажутся малозначительными, но на деле весьма важны для предотвращения чрезмерной концентрации власти, способной угрожать свободе людей. В то же время в этих конституциях подчас заметно увлечение законодателей местной государственной символикой (закрепление своего флага, гимна, "официальных" птиц или рыб в ряде штатов США и др.), а также включение в тексты малозначительных и даже парадоксальных положений (кантоны в Швейцарии).

Конституции субъектов РФ (республик) теоретически призваны выразить особенности национальной государственности, но они все же не содержат чего-либо принципиально национального (кроме, пожалуй, названий законодательных органов, закрепления того или иного языка в качестве государственного, государственной символики). Многие из этих конституций принимались под сильным давлением националистических сил, главным образом стремившихся воплотить в них национальный суверенитет. При этом ряд конституций оказался в противоречии с федеральной, вследствие чего процесс создания единого конституционного поля Российской Федерации пока нельзя считать завершенным.

Различия между конституциями в известной мере объясняются тем, что они были приняты в различное время. Так, конституции Кабардино-Балкарии, Карелии, Чувашии, Мордовии, Марий Эл были приняты в конце 70-х гг., хотя затем изменялись и дополнялись. В начале 90-х гг. принимались конституции Татарстана, Саха (Якутии), Чечни и Тывы. После принятия Конституции РФ (1993 г.) были приняты конституции в Адыгее, Башкортостане, Бурятии, Дагестане, Ингушетии, Коми, Калмыкии, Северной Осетии - Алании, Удмуртии.

Конституции республик, как и уставы других субъектов РФ, закрепляют права и свободы граждан практически в том же объеме, что и Конституция РФ, так что смысл такого закрепления, имея в виду действие федеральной Конституции на всей территории Российской Федерации, не особенно велик. Он, однако, объясним, когда дело заключается в установлении дополнительных гарантий конституционных прав или в их расширении, но это встречается крайне редко - гораздо чаще устанавливались непредусмотренные федеральным законодательством и международными обязательствами России ограничения избирательных прав граждан, свободы передвижения и выбора места жительства, искусственное сужение перечня объектов, которые могут находиться в собственности физических лиц. Уставами некоторых субъектов РФ предусматривается возможность ограничения прав и свобод граждан этих территорий областными законами, хотя регулирование прав и свобод человека и гражданина находится в исключительном ведении Российской Федерации, т. е. они могут быть ограничены только федеральным законом в соответствии со ст. 55 Конституции РФ. Субъектами РФ принято много нормативных актов, определяющих правовой статус личности, но в результате возникли различные стандарты по вопросам, касающимся депутатской неприкосновенности, занятия предпринимательской деятельностью, регистрации приобретенных в собственность жилых помещений и др.

Во многих конституциях и уставах не обеспечивается равноправие граждан независимо от национальности, места жительства и других обстоятельств. В них, в частности, права и свободы человека и гражданина увязываются с гражданством или особым статусом жителя, устанавливаются ограничения на передвижение и выбор места жительства, устанавливается предельный возрастной ценз для глав администраций (55 или 60 лет), ценз оседлости для избирательного права (свыше года), иммиграционные квоты и т. д., хотя регулирование прав и свобод, в том числе гражданства, относится к исключительному ведению Российской Федерации.

В подавляющем большинстве конституций и уставов закрепляется признание верховенства Конституции РФ. Однако часто положения о верховенстве и приоритете конституций, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ на его территории формулировались без учета положений Конституции РФ о верховенстве и действии Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации без каких-либо ограничений.

Конституции по-разному определяют статус республики. Так, в Конституции Республики Северная Осетия-Алания закреплено, что эта республика является "государством, добровольно входящим в состав Российской Федерации", а в конституциях республик Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Калмыкия, Коми, Ингушетия, Саха (Якутия) - что они являются субъектами РФ. Конституцией Республики Тывы устанавливается вхождение этой республики в состав Российской Федерации на основе Федеративного договора, но провозглашается право на выход из состава Федерации по итогам всенародного референдума. Республика Татарстан пошла дальше, определив себя как "суверенное государство, субъект международного права, ассоциированное с Российской Федерацией - Россией на основе Договора о взаимном делегировании полномочий и предметов ведения".

В обстановке конституционной перестройки многие республики конституционно закрепили статус суверенных государств. Некоторые республики даже закрепили положение, согласно которому их отношения с Российской Федерацией строятся на делегировании части своих полномочий в пользу Федерации (Бурятия, Башкортостан, Саха (Якутия)).

Встречались весьма радикальные положения о возможности ратификации федеральных законов (Ингушетия, Саха (Якутия)), приостановления действия Конституции РФ и федеральных законов на территории республики (Башкортостан).

Основные законы (уставы) других субъектов РФ (краев, областей и др.) менее претенциозны. Они закрепляют равноправие всех субъектов РФ, подчеркивая этим, что ничем не отличаются от республик, но в отличие от республик не закрепляют государственный суверенитет или статус государства. Встречаются, правда, формулировки, устанавливающие статус самостоятельного государственного образования (Ставропольский край) или государственно-территориального образования в составе Российской Федерации (Оренбургская область). В разных формах уставы краев и областей декларируют отсутствие права выхода из Российской Федерации, почти все закрепляют верховенство Конституции РФ на своей территории.

Определенной спецификой отмечены уставы городов Москвы и Санкт-Петербурга. Они обладают статусом субъектов РФ как "города федерального значения", хотя данное понятие в отношении Санкт-Петербурга никакими правовыми актами ре раскрывается. В отличие от других субъектов РФ, законодательные и исполнительные органы этих городов являются одновременно органами государственной власти субъекта РФ и органами городского (местного) самоуправления, что и закрепляется в их уставах.

Почти во всех конституциях и уставах в разделах о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти субъекта РФ и федеральными органами государственной власти имелись отклонения от соответствующих положений Конституции РФ. Так, часто устанавливалось верховенство субъекта РФ в отношении национальных богатств, его исключительная собственность на землю и ее недра, воды, леса, растительный и животный мир, другие природные ресурсы, находящиеся на его территории. Субъекты РФ относили к своему ведению право осуществлять финансовое, банковское, валютное, денежно-кредитное регулирование. Вместо осуществления международных и внешнеэкономических связей к ведению субъекта РФ нередко относили международные и внешнеэкономические отношения и соответствующие договоры и т. п.

Многие конституции и уставы проявляют явное непонимание принципа разделения властей, распространяющегося не только на федеральную власть, но и на систему органов государственной власти субъектов РФ.

Так, во многих из них не только отдавался приоритет законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта РФ в законодательном процессе, но и сам процесс кадрового формирования органов исполнительной власти относится к полномочиям законодательного (представительного) органа государственной власти.

Руководители органов исполнительной власти субъектов РФ иногда наделялись полномочиями, которыми они не могут обладать согласно Конституции РФ, например, правом введения на территории или в отдельных местностях субъекта РФ чрезвычайного положения или правом помилования.

В нарушение принципа разделения властей субъекты РФ закрепляли право устанавливать подотчетность руководителя органа исполнительной власти субъекта РФ (президента или главы республики, главы администрации) законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта РФ, право утверждать освобождение от должности заместителей руководителя органа исполнительной власти и других должностных лиц руководителем органа исполнительной власти субъекта РФ, право депутатов, а также постоянных комиссий, являющихся структурными подразделениями законодательного (представительного) органа, осуществлять контроль за соблюдением законности на территории субъекта РФ. Председатель законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ нередко наделялся несвойственными этой должности функциями и полномочиями (вручать государственные награды и премии, дипломы о присвоении почетных званий и др.).

Такое положение не могло сохраняться долго, и с весны 2000 г. федеральный центр стал проводить широкую деятельность по восстановлению единого конституционного поля страны. Эту деятельность по своим линиям развернули Президент РФ, Конституционный Суд, Генеральная прокуратура, Министерство юстиции. Многие положения конституций и уставов субъектов РФ были приведены в соответствие с Конституцией РФ.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!