ГЛАВНАЯ » УЧЁБА и ОБРАЗОВАНИЕ » УЧЕБНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО » ЛЕКЦИИ по МУНИЦИПАЛЬНОМУ ПРАВУ » Лекция № 18 «Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления»

Лекция № 18 «Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления»

    Вопрос 1 . Понятие, основания и виды ответственности в муниципальном праве

 

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления - это совокупность закрепленных в нормах муниципального права неблагоприятных правовых по­следствий, которые могут наступать за противоправные решения или ненадлежащее осуществление ими полномочий (прав) по решению вопросов местного значения и реализацию отдельных государственных полномочий.

Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местно­го самоуправления - это неблагоприятные правовые последствия за принятые ими про­тивоправные решения, ненадлежащее осуществление своих задач и функций.

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, контроль их деятельности служат обеспечению функционирования местного самоуправления в ин­тересах населения, граждан, общества в целом.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает круг субъектов, перед которыми несут ответст­венность органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправле­ния, а также основные формы этой ответственности.

В соответствии со статьей 47 Закона, органы местного самоуправления и должно­стные лица местного самоуправления несут ответственность:

а) перед населением муни­ципального образования;

б) перед государством;

в) перед физическими и юридическими лицами.

Формы государственного и общественного контроля деятельности местного са­моуправления, закрепляемые Законом и обеспечивающие защиту интересов государства, населения, граждан, предприятий, учреждений и организаций, являются в то же время не­обходимым условием реализации норм муниципального права, устанавливающих ответст­венность органов и должностных лиц местного самоуправления.

Субъектами муниципально-правовой ответственности (ст. 70,72 и 76 Закона об общих принципах орга­низации местного самоуправления) являются:

1) органы местного самоуправления;

2) депутаты, члены выборных органов местного самоуправ­ления, выборные и иные должностные лица местного само­управления.

Не­сут ответственность:

а) Назначаемые - Органы и должностные лица местного самоуправления перед:

 = государством (ст. 70),

= физическими и юридическими лицами (ст. 76),

б) Выборные - Депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления — перед населением (ст. 72).

Конституционно-пра­вовая и муниципально-правовая ответственность имеет единую природу, что прояв­ляется в тождественности и взаимосвязанности:

а) ле­жащих в их основе положений Конституции РФ и действую­щего законодательства,

б) субъектов,

в) санкций,

г) оснований и порядке наступления этих видов юридической ответствен­ности.

Особенности конституционно-правовой и муниципально-правовой ответственности:

1. Относится к пуб­лично-правовой ответственности, в которой сочетаются поли­тические и правовые меры ответственности.

2. Основания их наступления - конкретные противоправные решения или действия (бездействие) субъекта этой ответственности в случае их подтверждения в судебном порядке. Такие формулировки названного Закона соответствуют прин­ципам и нормам правового государства.

3.  Определенный в законодательстве порядок ее наступления - по инициативе населения.

Например, в Законе г. Москвы «О референдумах в городе Москве» выделяются следующие стадии процесса от­зыва депутата муниципального Собрания внутригородского муниципального образования:

- назначение голосования об отзыве;

- формирование комиссий по проведению такого голосо­вания;

- регистрация и составление списков участников голосо­вания;

- образование участков голосования;

- информирование участников голосования и проведение агитации;

- голосование и определение его результатов.

Муниципально-правовые санкции можно разделить на группы:

1) правовосстановительные (факты признания судом муници­пального правового акта не соответствующим Конституции РФ, федеральным законам, конституциям (уставам) и законам субъектов РФ и прекращения действия такого акта);

2) предупредительные (направлены на предостере­жение субъекта муниципально-правовой ответственности от наступления в его отношении мер взыскания в случае неис­полнения им правовых предписаний суда);

3) меры взыскания (досрочное пре­кращение полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления:

- досрочное отрешение от должности главы муниципального образо­вания высшим должностным лицом субъекта РФ, руководителем высшего ис­полнительного органа государственной власти субъекта РФ;

- отзыв депутата и выборного должностного лица местного самоуправления и члена выборного органа местно­го самоуправления).

Муниципальные служащие, осуществляющие свою трудовую деятельность в органе местного самоуправления на основе трудового контракта (договора), такой ответственности не не­сут, а могут привлекаться на общих основаниях к дисципли­нарной ответственности в соответствии с трудовым законода­тельством.

В уставе муниципального образования могут быть закреплены основания и виды ответственности иных органов и должностных лиц местного самоуправления, которые замещают свою должность по контракту либо по решению представительного органа ме­стного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. В дан­ном случае ответственность наступает не перед населением, а перед органом или лицом, которых население уполномочило выражать и защищать свои интересы.

В уставе муниципального образования могут быть закреплены различные формы контроля со стороны населения за деятельностью органов и должностных лиц ме­стного самоуправления. Наиболее распространенной формой такого контроля являются отчеты органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением. Феде­ральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Россий­ской Федерации» предусматривает, что подотчетность органов и должностных лиц мест­ного самоуправления определяется уставами муниципальных образований.

Для обеспечения реальной ответственности, зависимости органов и должностных лиц местного самоуправления, контроля их деятельности очень важна инициатива жите­лей муниципального образования, их самоорганизация, осознание ими своих прав и инте­ресов, их заинтересованность в решении вопросов местного значения.

Ответственность органов и должностных лиц местного са­моуправления — это самостоятельное правовое явление, харак­теризующее процесс осуществления местного самоуправления и тем самым находящееся в сфере правового регулирования муниципального права.

Такая ответственность проявляется в единстве позитивного и негативного аспектов. В общем виде ее позитивный смысл возникает из обязанности субъектов юридической ответствен­ности осуществлять положительные действия, точно следуя требованиям текущего законодательства и муниципальных пра­вовых актов. Негативный аспект связан с наступлением для ответственных субъектов неблагоприятных последствий в слу­чаях нарушения ими правовых норм, ненадлежащего осущест­вления своих задач и функций.

Позитивная ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления предусматривается за решение соот­ветствующих вопросов местного значения, а негативная — на­ступает в результате утраты доверия населения, а также в слу­чае нарушения действующего законодательства (ответствен­ность перед государством, физическими и юридическими лицами).

Особенностью отношений, регулируемых институтом муниципально-правовой ответственности, является то, что они воз­никают в области местного самоуправления, которое согласно Конституции РФ определяется как:

- область граждан­ской инициативы и общественной активности населения,

- самостоятельный уровень организации муниципальной власти, создаваемой для решения вопросов местного зна­чения.

 

    Вопрос 2. Ответственность депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления перед населением

 

В современной России Конституция РФ и федеральные за­коны, регулирующие избирательные правоотношения, не про­возглашают право отзыва парламентария, что, безусловно, означает готовность страны признать международные стандар­ты в области парламентского права, в частности наличие у него свободного мандата. Вместе с тем федеральное и региональное законодательство предусматривают возможность отзыва муни­ципального (местного) депутата, а также члена выборного ор­гана местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.

Основанием ответственности, органов и должно­стных лиц местного самоуправления перед населением является утрата доверия населения. Эта правовая категория является важнейшим элементом правовой доктрины муниципальной демократии и народовластия в целом (ст. 71).

Федеральный закон не определяет порядок и условия ответственности органов ме­стного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в результате утраты доверия: они устанавливаются в уставе муниципального образования.

Об утрате доверия населения можно говорить лишь применительно к выборным органам местного самоуправления и выборным должностным лицам местного самоуправ­ления, ибо они получают в результате выборов своеобразный «мандат доверия» от населе­ния на решение вопросов местного значения.

Практика и муниципальное законодательство знают следующие правовые институ­ты, посредством которых население может выразить недоверие выборным органам и должностным лицам местного самоуправления: местный референдум, отзыв.

Институт отзыва всегда являлся важнейшей составляю­щей императивного мандата депутата. Он занимает особое место в системе мер муниципально-правовой ответственно­сти депутата представительного органа муниципального об­разования.

Под императивным мандатом по­дразумеваются полномочия, полученные депутатами и выборного долж­ностного лица местного самоуправления, при условии, что они обязаны нести перед избирателями ответственность и выпол­нять их наказы.

Отзыв выборных лиц местного самоуправления возможен только в том случае, если это указано в уставе муниципально­го образования. Порядок отзыва должен регулироваться зако­ном субъекта РФ. Однако отсутствие такого закона не препят­ствует муниципальным образованиям регулировать своими уставами и принимаемыми в соответствии с ними иными нор­мативными актами вопросы отзыва выборных лиц местного самоуправления.

Голосование об отзыве депутата муниципального Собрания внутригородского муниципального образования может прово­диться по инициативе:

- жителей, имеющих право на участие в таком голосовании;

- муниципального Собрания — в случаях, предусмотрен­ных уставом муниципального образования;

- общественного объединения, устав которого предусма­тривает участие в выборах и (или) референдумах и которое за­регистрировано в порядке, определенном федеральным законо­дательством, на уровне, соответствующем уровню местного референдума.

Ключевой для понимания института отзыва является правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, выраженная в постановлении от 7 июня 2000 г. № 10-п «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Данная позиция вполне применима к институту отзыва в целом.

Позиция суда заключается в следующем.

1. Отзыв не должен использоваться для дестабилизации выборных институтов власти и в конечном счете самой демократии. Следовательно, федеральный законодатель обязан предусмотреть общие принципы механизма отзыва, с тем чтобы не был искажен сам смысл выборов.

2. Процедура отзыва должна быть усложненной по отношению к процедуре выборов. Голосование по отзыву должно назначаться лишь при условии, что собраны подписи весьма значительного числа избирателей по отношению к голосовавшим на выборах соответствующего должностного лица. Отзыв может иметь место лишь по решению большинства всех зарегистрированных избирателей, а не большинства принявших участие в голосовании.

3. Основанием для инициирования процедуры отзыва должно быть конкретное правонарушение, факт совершения которого этим лицом установлен в надлежащем юрисдикционном порядке.

4. Процедура отзыва должна обеспечивать лицу возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания для отзыва, а избирателям — проводить агитацию как за отзыв, так и против отзыва, а также гарантировать всеобщее, равное, прямое участие избирателей в тайном голосовании по отзыву.

Конституционный Суд Российской Федерации применил в отношении института отзыва конструкцию сложного юридического состава.

Процедура привлечения к конституционно-правовой ответственности с населением включает в себя несколько этапов.

1. Выдвижение инициативы по отзыву.

2. Проверка наличия оснований для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.

3. Поддержка инициативы по отзыву.

4. Назначение голосования по отзыву.

5. Агитационная кампания.

6. Проведение голосования и подсчет голосов.

7. Подведение итогов голосования.

 

   Вопрос 3. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством, физическими и юридическими лицами

 

Ответственность перед государством

В рамках ответственности перед государством выделяется уголовная, административная и конституционно-правовая ответственность.

Уголовная и административная ответственность в системе местного самоуправления не имеют ярко выраженной специфики.

Среди уголовных преступлений можно выделить преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, злоупотребление (глава 30 УК РФ), в том числе злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285), нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285), превышение должностных полномочий (ст. 286), получение взятки (ст. 290).

Среди административных правонарушений необходимо отметить отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 5.39 КоАП), правонарушения, совершаемые в рамках опеки и попечительства, например незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью (ст. 5.37 КоАП).

Конституционно-правовая ответственность перед государством представлена двумя мерами ответственности: отрешение от должности главы муниципального образования, главы местной администрации и роспуск представительного органа местного самоуправления.

Ответственность органов местного самоуправ­ления возможна как при осуществлении ими собственных полномочий по решению вопросов местного значения, так и при делегировании государственных полномочий (ст.ст. 72—74 Закона).

В ст. 73 Закона закрепляется ответствен­ность представительного органа муниципального образования перед государством, которая наступает в случае, если соответствующим решением суда будет установлено, что принятый им норматив­ный правовой акт противоречит Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта РФ, уставу муниципального образо­вания, а представительный орган муниципального образования в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил соответствующий норма­тивный правовой акт.

Форма проявления этой ответственности - прекращение полномочий соответст­вующего органа местного самоуправления (выборного и иного), а также выборного долж­ностного лица местного самоуправления.

Основанием наступления данного вида ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством является не нарушение конституцион­ных норм и норм законов (хотя следует учитывать, что данные полномочия передаются, согласно статье 132 Конституции Российской Федерации, соответствующими государст­венными органами законом), а прежде всего неэффективное исполнение или неисполне­ние ими делегированных полномочий.

Решение о прекращении полномочий данного органа или выборного должностного лица местного самоуправления вправе принять только законодательный (представитель­ный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Таким образом, ре­шение принимается коллегиально депутатами представительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель выс­шего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в течение одного месяца после вступления в силу решения суда, установившего факт неисполнения данного решения, вно­сит в законодательный (представительный) орган государствен­ной власти субъекта РФ проект закона субъекта РФ о роспуске представительного органа муниципального образования.

В ст. 74 Закона об общих принципах организации местно­го самоуправления устанавливается ответственность главы му­ниципального образования и главы местной администрации перед государством, которая наступает в случае:

1) издания нормативного правового акта, противоречащего Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта РФ, уставу муниципального образования, если такие противо­речия установлены соответствующим решением суда, а это должностное лицо в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда;

2) совершения действий, в том числе издания им правового акта, не носящего нормативного характера, влекущего нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и терри­ториальной целостности Российской Федерации, национальной безопасности Российской Федерации и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации, нецелевое расходование субвенций из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ, если это установлено соот­ветствующим решением суда, а указанное должностное лицо не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению ре­шения суда.

Уклонение от приведения нормативного акта в соответствие с решением суда как правонарушение имеет свои особенности.

Субъектами правонарушения являются: представительный орган местного самоуправления, глава муниципального образования, глава местной администрации.

Объектом правонарушения являются отношения в рамках обеспечения соответствия муниципальных нормативных актов законодательству Российской Федерации и субъектов Российской Федерации уставу муниципального образования.

Объективная сторона

В отношении представительного органа объективная сторона состоит в следующем

1. Принятие нормативного правового акта, противоречащего Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования.

2. Вступление в силу решения суда, установившего данные противоречия и признавшего нормативный акт недействительным (не подлежащим применению).

3. Непринятие в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока.

4. Вступление в силу решения суда, установившего факт неисполнения решения суда о признании нормативного правового акта недействительным (не подлежащим применению).

5. Неисполнение последнего решения суда в течение одного месяца.

В отношении главы муниципального образования, главы местной администрации объективная сторона состоит в следующем.

1. Принятие нормативного правового акта, противоречащего Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования.

2. Вступление в силу решения суда, установившего данные противоречия и признавшего нормативный акт недействительным (не подлежащим применению).

3. Непринятие в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока.

Совершение должностным лицом местного самоуправления действий, наносящих вред социально значимым ценностям как вид правонарушения отличается следующими признаками.

Субъектами правонарушения являются глава муниципального образования и глава местной администрации.

Объектом правонарушения являются отношения по обеспечению законности в муниципальном управлении.

Объективная сторона

1. Совершение действий, в том числе издание им правового акта, не носящего нормативного характера, влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности Российской Федерации, национальной безопасности Российской Федерации и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации, нецелевое расходование субвенций из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

2. Вступление в силу решения суда о признании незаконными соответствующих действий.

3. Непринятие в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда в течение одного месяца со дня вступления в силу решения суда.

В установленном законом порядке решения выборных ор­ганов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд физическими и юридическими лицами. В случае установлен­ных судом нарушений органами и должностными лицами мест­ного самоуправления законодательства законодательный (пред­ставительный) орган государственной власти субъекта РФ может обратиться в соответствующий суд за заключением о признании несоответствия деятельности органа местного са­моуправления, выборного должностного лица местного само­управления Конституции РФ и федеральным законам, консти­туции (уставу) и законам субъекта РФ, уставу муниципального образования.

Заключение суда о признании несоответствия деятельности органа или должностного лица местного самоуправления ука­занным нормативным правовым актам является основанием для рассмотрения законодательным (представительным) орга­ном государственной власти субъекта РФ вопроса о прекраще­нии полномочий соответствующего выборного органа или вы­борного должностного лица местного самоуправления.

 

Ответственность перед физическими и юридическими лицами (ст. 76 Закона)

Основанием для данного вида ответственности являются действия органов и должностных лиц местного самоуправления, нарушающие права и свободы граждан, причиняющие имущественный и иной ущерб физическим и юридическим лицам. Ответст­венность в этом случае, прежде всего, наступает в судебном порядке.

Ответственность перед физическими и юридическими лицами в системе местного самоуправления носит гражданско-правовой характер.

Основным правовым актом, регламентирующим данный вид юридической ответственности в системе местного самоуправления, является Гражданский кодекс Российской Федерации.

Статьей 1069 ГК РФ установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

От имени муниципальной казны выступают соответствующие финансовые органы (ст. 1071 ГК РФ).

В случае нарушения органами и должностными лицами местного самоуправления прав физических и юридических лиц, причинения им имущественного или морального вреда они могут быть привлечены к ответственности, содержание и формы которой опре­деляет суд или арбитражный суд в соответствии с действующим законодательством. Од­ним из видов неблагоприятных последствий для органов и должностных лиц местного самоуправления могут быть признание судом недействительными решений указанных ор­ганов и должностных лиц и обязанность возместить тот ущерб, который был причинен этими решениями физическим и юридическим лицам.

Ответственность органов местного самоуправления может наступать в результате невыполнения ими условий договоров и соглашений с физическими и юридическими ли­цами, которые заключают органы местного самоуправления, осуществляющие права соб­ственника в отношении муниципального имущества.

Органы и должностные лица в пределах своей компетенции обязаны принимать обращения граждан, юридических лиц, рассматривать их в сроки и порядке, установленные законом, давать на них мотивированные ответы, принимать меры по за­щите и восстановлению нарушенных прав граждан, а также привлекать виновных в нарушении таких прав к дисциплинар­ной ответственности.

В судебном порядке согласно ст. 78 Закона об общих прин­ципах организации местного самоуправления могут быть обжа­лованы как решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, так и решения и действия (бездействие) органов мест­ного самоуправления и должностных лиц местного самоуправ­ления.

Рассмотрение таких жалоб-исков осуществляется в поряд­ке, предусмотренном:

1) в Законе РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжа­ловании в суд действий и решений, нарушающих права и сво­боды граждан»;

2) в гл. 25 ГПК РФ;

3) в гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

 

    Вопрос 4. Контроль и надзор за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления 

 

Государственный контроль и ответственность перед государ­ством не означают ограничение самостоятельности местного самоуправления.

Выявлению нарушений органами и должностными лицами местного са­моуправления, которые являются основанием наступления ответст­венности данных органов и должностных лиц перед государством, служит прокурор­ский надзор.

В соответствии с требованиями ст. 77 Закона об общих принципах организации местного самоуправления надзор за ис­полнением органами и должностными лицами местного само­управления Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов РФ, уставов муниципальных образований, муници­пальных правовых актов осуществляют органы прокуратуры Российской Федерации и другие уполномоченные органы.

Прокуратура Российской Федерации осуществляет функции надзора в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от органов госу­дарственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также от органов местного самоуправления.

На незаконное решение выборного органа муниципального об­разования прокурором должен вноситься протест. Если протест прокурора не рассмотрен в установленный срок или отклонен, то прокурор вправе обратиться в суд.

Протест прокурора подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного органа местного самоуправления — на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленно­го устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рас­смотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. При рассмотрении протеста коллегиаль­ным органом о дне заседания сообщается прокурору, принес­шему протест.

Важной формой реагирования прокурора на нарушения законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных организаций и предприятий является также представление прокурора об устранении нарушений закона.

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляют в письменной форме, в том числе должностным лицам местного самоуправления, предосте­режение о недопустимости нарушения закона.

Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает уголовное дело или производство об административном правонарушении, требует при­влечения лиц, нарушивших закон, к установленной законом ответственности.

Прокурор вправе участвовать в рассмотрении внесенных им протестов органами местного самоуправления.

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федера­ции» обязывает прокурора осуществлять надзор за исполнени­ем органами местного самоуправления законов и соблюдением ими прав и свобод человека и гражданина. При осуществлении этих функций прокурор вправе:

1) беспрепятственно входить на территории и в помещения органов местного самоуправления;

2) иметь доступ к их документам и материалам;

3) требовать представления необходимых документов, мате­риалов, статистических и иных сведений, выделения специали­стов для выяснения возникших вопросов;

4) проводить прокурорские проверки;

5) возбуждать уголовное дело или производство об админи­стративном правонарушении, а также требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом от­ветственности;

6) освобождать своим постановлением лиц, незаконно под­вергнутых административному задержанию на основании реше­ний несудебных органов;

7) опротестовывать противоречащие закону правовые акты пу­тем обращения в суд общей юрисдикции или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;

8) вносить представления об устранении нарушений закона.

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов испол­нительной власти» функциями по контролю и надзору за ис­полнением, в том числе органами и должностными лицами местного самоуправления, установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами обще­обязательных правил поведения в установленной сфере дея­тельности возлагаются на федеральные службы. К их числу можно отнести:

1) Федеральную антимонопольную службу, которая осу­ществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке финансовых услуг, естественных монополиях, рекламе;

2) Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору, которая осуществляет контроль и надзор в сфе­ре ветеринарии, карантина и защиты растений, использования пестицидов и агрохимикатов, обеспечения плодородия почв, селекционных достижений, охраны, воспроизводства, исполь­зования объектов животного мира, отнесенных к объектам охо­ты, водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных;

3) Федеральную миграционную службу;

4) Федеральную службу по надзору в сфере здравоохране­ния и социального развития;

5) Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки;

6) Федеральную службу по надзору в сфере транспорта;

7) Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

8) Федеральную регистрационную службу;

9) Федеральную службу страхового надзора;

10) Федеральную службу финансово-бюджетного надзора;

11) Федеральную службу по финансовым рынкам, которая осуществляет функции по контролю и надзору в сфере финан­совых рынков, деятельности бирж, формирования и инвести­рования средств пенсионных накоплений и т.д.

От эффективного государственного контроля за исполнением правовых норм на местном уровне во многом зависит действенность государственных институтов, институ­тов муниципальной демократии, реальность прав и свобод человека и гражданина, защита интересов населения муниципальных образований.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!