ГЛАВНАЯ » УЧЁБА и ОБРАЗОВАНИЕ » УЧЕБНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО » ЛЕКЦИИ по МУНИЦИПАЛЬНОМУ ПРАВУ » Лекция № 16 «Общая характеристика основных полномочий местного самоуправления»

Лекция № 16 «Общая характеристика основных полномочий местного самоуправления»

     Вопрос 1. Понятие и общая характеристика полномочий местного самоуправления

 

Конституция Российской Федерации, признавая и гарантируя местное самоуправ­ление, определяя его статус в системе управления обществом и государством, использует, в частности, понятия: «полномочия местного самоуправления» (статья 12 устанавливает, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно), «права мест­ного самоуправления» (статья 133 содержит запрет на ограничение прав местного само­управления). Следовательно, государство признает за самоуправляющимся территориаль­ным образованием (местным сообществом) определенную совокупность полномочий, не­обходимых для реализации задач и функций местного самоуправления.

Полномочия местного самоуправления - это закрепляемые нормами муниципаль­ного права (федеральным законодательством, правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления) за населением, выборными и иными органами местного само­управления права и обязанности, необходимые для реализации задач и функций местного самоуправления на данной территории.

Полномочия местного самоуправления определяют пределы самостоятельного ре­шения населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Следствием их реализации является возникновение, из­менение, прекращение правомочий органов местного самоуправления, должностных лиц, а также прав и обязанностей предприятий, учреждений, организаций, иных юридических лиц и граждан.

 

Полномочия местного самоуправления включают:

а) «собственные» полномочия местного самоуправления, т.е. те полномочия, которые признает за местным самоуправлением (местным сообществом) государство и кото­рые обеспечивают самостоятельное решение населением вопросов местного значения,
управление муниципальной собственностью. Большинство этих полномочий реализуется
органами местного самоуправления и поэтому выступает составной частью компетенции
муниципальных органов;

б) отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться законом
органы местного самоуправления. Конституция Российской Федерации предусматривает,
что в этом случае делегирование государством полномочий должно осуществляться с одновременной передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых
средств (ст. 132).

 

    Вопрос 2. Компетенции органов местного самоуправления

 

Общая характеристика компетенции органов местного самоуправления 

Компетенция органа местного самоуправления является сложной правовой катего­рий, структура которой складывается из предметов ведения, прав и обязанностей.

Первым составным элементом компетенции являются предметы ведения. Каждый орган должен иметь свое поле деятельности, воздействовать на определенные виды обще­ственных отношений. Поэтому правовое регулирование компетенции органа предполага­ет, прежде всего, обозначение круга его деятельности.

Под предметами ведения следует понимать сферы общественной жизни, в которых действует данный орган местного самоуправления, в которых он юридически компетентен.

Предметы ведения - структурный элемент понятия «компетенция» - выступают как способ юридического обозначения тех общественных отношений, сфер общественной жизни, которые определяются в качестве предмета властных действий органа.

Законодательство РФ о местном самоуправлении, закрепляя компетенцию местной администрации, устанавливает в качестве предметов ведения практически все области, местной жизни:

- планирование, бюджет, финансы и учет;

- управление муниципальной собственностью, взаимоотношения с пред­приятиями, учреждениями и организациями;

- использование земли и других природных ресурсов, охраны природы;

- строительство, транспорт и связь;

- жилищное хозяйство, коммунально-бытовое и торговое обслужива­ние населения;

- социально-культурное обслуживание;

- социальная защита населения;

- обеспечение законности, правопорядка, охрана прав и свобод граждан и др.

Что же касается предметов ведения, как элемента компетенции представительных органов местного самоуправления, то следует отметить: действующее законодательство о местном самоуправлении прямо не устанавливает конкретные сферы общественных от­ношений, области местной жизни, в которых юридически компетентны представительные органы местного самоуправления. Вместе с тем характер полномочий, закрепляемых за представительными органами местного самоуправления (а к полномочиям этих органов относится: утверждение бюджета и отчета о его исполнении, установление местных нало­гов и сборов, принятие программы развития территории, контроль за деятельностью гла­вы местного самоуправления и др.), дает основание полагать, что, по существу, деятель­ность представительного органа местного самоуправления затрагивает все стороны мест­ной жизни, все ее сферы.

В зависимости от особенностей предметов ведения органы местного самоуправле­ния можно подразделить на:

а) органы обшей компетенции (к ним относятся органы местного самоуправления,
предметы ведения которых охватывают большинство вопросов местной жизни: местная
администрация, представительные органы местного самоуправления);

б) органы специальной компетенции (к ним относятся органы местного самоуправления, ведающие отдельными сферами местной жизни или выполняющие отдельные функции в отношении всех или многих областей местной жизни: например, отдел образо­вания и др.).

Права и обязанности - второй элемент компетенции - выступают основным, главным ее содержанием. Свои функции и задачи органы местного самоуправления реали­зуют путем осуществления принадлежащих им прав и обязанностей.

Права и обязанности органов местного самоуправления тесно взаимосвязаны с пред­метами их ведения: если с определением предметов ведения органа дается ответ на вопрос, в каких областях жизни он в принципе компетентен, то права и обязанности характеризуют пределы возможностей органа в той или иной сфере общественных отношений.

Права органов местного самоуправления выступают как «права-обязанности», т.е. их полномочия не означают, что можно не проводить различия между правами и обязанностями в компетенции органа. Права и обязанности сохраняют в рамках компетенции относительно самостоятельный характер. Права дают органам возможность выбора реше­ния того или иного вопроса.

Обязанности же такой свободы выбора при решении конкретного вопроса не пре­доставляют, жестко регламентируя действия органа. При этом условиях их осуществления устанавливаются законом.

Полномочия, осуществляемые органами местного самоуправления, можно подраз­делить на:

а) полномочия общего характера;

б) полномочия конкретного характера.

Так, районная администрация руководит районными органами записи актов граж­данского состояния, руководит гражданской обороной в районе, содействует органам су­да, прокуратуры и юстиции в их работе и т.д. Эти полномочия по руководству теми или иными органами, оказанию содействия в их работе носят общий характер. Практическая реализация каждого из этих полномочий обеспечивается использованием различных пра­вовых средств, имеющихся в распоряжении местной администрации.

Общие полномочия закрепляются законодательством и за представительными органами местного самоуправления, например, осуществление контроля за деятельностью главы местного самоуправления (главы администрации). Конкретные полномочия связаны с решением определенных вопросов текущего и оперативного управления.

Органы местного самоуправления обладают собственными полномочиями, закреп­ляемыми за ними правовыми актами, устанавливающими их правовой статус. Их полно­мочия производны от полномочий местного самоуправления (местного сообщества), которые признает и гарантирует Конституция Российской Федерации и которые не могут быть ограничены федеральными органами государственной власти, органами государст­венной власти субъектов РФ. Органы государственной власти не вправе самостоятельно принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления. Данные полномочия обеспечивают решения вопросов местной жизни.

Выборные и другие органы местного самоуправления наделены также полномо­чиями, связанными с:

организацией исполнения федеральных законов, указов Президента Российской
Федерации, постановлений Правительства РФ, правовых актов субъектов РФ;

оказанием содействия федеральным органам государственной власти, располо­женным на их территории, и органам государственной власти субъектов РФ.

Кроме того, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными госу­дарственными полномочиями: в их ведение могут передаваться вопросы государственного значения.

Органы местного самоуправления могут на договорной основе передавать часть своих полномочий другим органам местного самоуправления.

При этом органы местного самоуправления не вправе принимать по собственной инициативе к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции других органов местного самоуправления. Вместе с тем органы местного самоуправления вправе переда­вать часть своих полномочий органам территориального общественного самоуправления, устанавливать сферы совместной компетенции с органами территориального обществен­ного самоуправления населения по согласованию с ними.

Выборный представительный орган местного самоуправления:

= утверждает местный бюджет и отчет о его исполнении;

= устанавливает местные налоги и сборы;

= утверждает программы развития соответствующих территорий;

= принимает положение (устав) о местном самоуправлении;

= осуществляют контроль за деятельностью главы местного самоуправления (главы администрации).

При этом решения, связанные с утверждением местного бюджета, расходованием финансовых средств, установлением или отменой местных налогов и сборов, принимают­ся выборным представительным органом местного самоуправления по представлению и согласованию с главой местного самоуправления. Оперативное управление осуществляет­ся главой администрации и подчиненными ему должностными лицами.

К ведению выборных представительных органов местного самоуправления отнесе­но утверждение программы развития соответствующих территорий.

Программа развития территории должна носить комплексный характер и преду­сматривать решение задач и достижение целей, основываясь на следующих принципах:

- ориентация на саморазвитие территории, на мобилизацию собственных возможностей и ресурсов, имеющихся в распоряжении местного самоуправления;

- содействие формированию рыночной инфраструктуры, обеспечивающей разви­тие рыночных отношений в экономике;

- приоритетное решение наиболее острых проблем жизнеобеспечения населения
данной территории;

- совершенствование системы управления данной территорией;

- ориентация на развитие реального местного самоуправления с созданием адек­ватной материально-финансовой базы;

- развитие вертикального и горизонтального взаимодействия (финансово-экономические, социально-культурные и др. связи) городских и сельских поселений данной территории.

Программа развития территории должна формироваться на основе группировки основных проблем, характерных для современного этапа развития нашего общества и тре­бующих своего разрешения. К таким проблемам относятся:

= финансово-экономические;

= социально-культурные;

= транспорта и связи;

= природно-экологические;

= коммунально-бытового обслуживания населения;

= строительства (жилищное и др.);

= организационно-управленческие и др.

Разработка проекта программы развития территории местного самоуправления осуществляется местной администрацией, ее органами.

Законодательство РФ о местном самоуправлении возлагает на местную админист­рацию обязанность составления балансов: финансового, денежных доходов населения, трудовых ресурсов, земельного и других, необходимых для управления экономическим и социальным развитием территории.

Помимо программы развития территории местного самоуправления, имеющей комплексный характер, органы местного самоуправления, с учетом имеющихся у них ма­териально-финансовых средств и ресурсов, принимают целевые программы: «Жилье», «Социальная защита», «Здравоохранение» и др.

К актам, принимаемым органами местного самоуправления, относятся также: мест­ные программы приватизации; планы земельно-хозяйственного устройства населенных пунктов; генеральные планы, проекты планировки и застройки населенных пунктов и др.

Программы и планы, принимаемые органами местного самоуправления, могут быть краткосрочными (текущие - на год или более короткий срок), долгосрочные (перспектив­ные) сроком на 5 лет или более.

 

Финансовая компетенция органов МСУ

Разработка и реализация программы развития территорий местного самоуправле­ния тесно взаимосвязаны с бюджетным процессом: формированием, утверждением и ис­полнением местного бюджета, ибо социально-экономическое развитие территории пред­полагает наличие соответствующих средств и ресурсов, включая и финансовые.

Конституция РФ (ст. 132) закрепляет право органов местного самоуправления самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет. Разрабатывает ме­стный бюджет и представляет его на утверждение представительного органа местного са­моуправления местная администрация. Местная администрация также осуществляет исполнение этого бюджета и контроль за использованием выделенных бюджетных ассигно­ваний.

К ведению представительного органа местного самоуправления относятся:

- рассмотрение проекта местного бюджета;

- утверждение соответствующего бюджета;

- контроль за его исполнением;

- утверждение отчета о его исполнении.

При этом вмешательство иных органов и организаций в процесс составления про­екта бюджета, утверждения и исполнения бюджета не допускается, за исключением слу­чаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.

Местная администрация при составлении проекта бюджета, уточнении бюджета в ходе его исполнения, а представительный орган местного самоуправления при рассмотре­нии и утверждении бюджета и его уточнении в ходе исполнения в пределах своих полно­мочий вправе:

= определять объем финансирования из своего бюджета мероприятий по социально-экономическому развитию территории в пределах планируемых бюджетных до­ходов, предоставленных дотаций, субвенций, а также с учетом привлекаемых заемных
средств;

= определять направления использования средств бюджета на инвестиции, собст­венные целевые программы, мероприятия по охране окружающей среды, восстановление
памятников природы и культуры, благоустройство городов, поселков и сел, содержание и
капитальный ремонт жилищного фонда, объектов коммунального назначения; образова­тельных учреждений, учреждений здравоохранения, культуры, физической культуры и
спорта, на содержание органов местного самоуправления и на другие цели;

= увеличивать в пределах имеющихся средств нормы расходов на содержание
жилищно-коммунального хозяйства, образовательных учреждений, здравоохранения, органов милиции общественной безопасности, охраны окружающей среды и на другие цели;

= определять в установленном порядке в пределах имеющихся средств дополнитель­ные льготы и пособия, а также в пределах имеющихся средств производить иные затраты на
оказание помощи отдельным категориям населения, нуждающимся в социальной защите;

= образовывать в пределах объема доходов своего бюджета резервные и целевые
фонды;

= объединять на договорной основе средства своего бюджета со средствами иных
бюджетов, а также предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и
граждан для финансирования строительства, ремонта и содержания объектов производст­венного и непроизводственного назначения.

Представительные органы местного самоуправления устанавливают в соответствии с законом ставки налога на прибыль для предприятий и других объектов, находящихся в муниципальной собственности.

Действующая Конституция РФ закрепляет право органов местного самоуправления устанавливать местные налоги и сборы. Это право осуществляют представительные орга­ны местного самоуправления.

В целях обеспечения комплексного развития территории органы местного само­управления вправе:

- координировать участие предприятий и организаций в развитии данной терри­тории;

- объединять на добровольной основе средства предприятий, организаций, граж­дан и местного бюджета для строительства, ремонта и содержания объектов производст­венный и социальный инфраструктуры;

- заключать с предприятиями, организациями, не находящимися в муниципаль­ной собственности, договоры о сотрудничестве в экономическом и социальном развитии
территории, на производство товаров народного потребления и иной продукции, оказание
услуг.

Органы местного самоуправления содействуют созданию на своей территории предприятий различных форм собственности, занятых обслуживанием населения. Мест­ная администрация в соответствии с законодательством регистрирует предприятия, реша­ет вопросы о создании совместных предприятий, с участием иностранных инвесторов, за­ключает договоры с зарубежными партнерами на реализацию и приобретение продукции для нужд развития территории, населения за счет имеющихся средств и на иной основе.

 

Охрана окружающей среды и регулирование земельных отношений органами МСУ

Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и дру­гими природными ресурсами, а также природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Компетенция органов местного самоуправления в данной сфере определяется пре­жде всего Конституцией Российской Федерации, законодательством о местном само­управлении, а также земельным законодательством Российской Федерации, Законом Рос­сийской Федерации об охране окружающей природной среды, другими законодательными и нормативно-правовыми актами РФ, ее субъектов, а также положениями (уставами) о ме­стном самоуправлении.

Конституция Российской Федерации, признавая и защищая равным образом муни­ципальную и иные формы собственности, закрепляет, что земля и другие природные ре­сурсы могут находиться в муниципальной собственности.

Земля и другие природные ресурсы - основа жизни и деятельности народов, про­живающих на соответствующей территории. Государство регулирует земельные отноше­ния в целях обеспечения рационального использования и охраны земель, создания усло­вий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, воспроизвод­ства плодородия почв, сохранения и улучшения природной среды и охраны прав на землю физических и юридических лиц. Важную роль в достижении этих целей играют органы местного самоуправления, которые обладают широким кругом полномочий в области зе­мельных отношений и охраны окружающей природной среды.

Органы местного самоуправления планируют использование земель, находящихся в их ведении. Они разрабатывают и утверждают генеральные планы, проекты планировки и застройки городских и сельских населенных пунктов, схемы и проекты районной пла­нировки. При этом используются данные государственного земельного кадастра, который содержит систему необходимых сведений и документов о правовом режиме, их распреде­лении по собственникам земли, категориям земель, о качественной характеристике и хо­зяйственной ценности земель. Органы местного самоуправления организуют проведение работ по землеустройству, дают заключения по планам землеустроительных работ, прово­димых на их территории.

Землеустройство, согласно земельному законодательству Российской Федерации, включает систему мероприятий, направленных на регулирование оборота земель, актов соответствующих органов власти по организации использования и охраны земель, созда­ние благоприятной экологической среды и улучшение природных ландшафтов. Землеуст­ройство предусматривает, в частности:

- разработку схем земельных ресурсов и схем землеустройства;

- установление и изменение городской черты, поселковой черты и черты сель­ских населенных пунктов;

- составление проектов образования новых и упорядочения существующих зем­левладений и землепользования с устранением неудобств в расположении земель, отвод земельных участков в натуре, подготовку документов, удостоверяющих право собственно­сти на землю, и др.

  Землеустроительные проекты составляются землеустроительными организациями и представляются местными комитетами по земельным ресурсам и землеустройству соот­ветствующим органам местного самоуправления в качестве материалов, обосновывающих их решения в области регулирования земельных отношений. Организуя работы по земле­устройству, осуществляя иные функции в области земельных отношений, органы местно­го самоуправления опираются прежде всего на местные комитеты по земельным ресурсам и землеустройству, которые входят в структуру Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству.

   Органы местного самоуправления осуществляют полномочия, связанные с оформ­лением права собственности на землю, а также иными действиями по владению, пользо­ванию и распоряжению землей в соответствии с действующим законодательством.

   Каждому собственнику земельного участка выдается свидетельство на право собственности на землю, которое подлежит регистрации в регистрационной (позе­мельной) книге. Органы местного самоуправления взимают плату за землю.

   Совместно с государственными органами органы местного самоуправления следят за соблюдением экологического законодательства.

 

Полномочия органов местного самоуправления в области строительства

Деятельность органов местного самоуправления в данной сфере направлена на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, эффективного форми­рования системы расселения и размещения производительных сил, рациональной плани­ровки, застройки и благоустройства городских и сельских поселений, развития производ­ственной и социальной инфраструктур.

Полномочия органов местного самоуправления в сфере строительства характери­зуют, прежде всего, их деятельность по планировке, застройке, реконструкции, благоуст­ройству и озеленению городских и сельских поселений, других территорий, на которых реализуется местное самоуправление. Эти полномочия тесно связаны с задачами, которые решают органы местного самоуправления, обеспечивая комплексное социально-экономи­ческое развитие территории.

Органы местного самоуправления разрабатывают, утверждают и реализуют соот­ветственно схемы и проекты районной планировки, генеральные планы городов и других поселений.

Поселковая и сельская администрация организует за счет собственных средств и на долевых началах строительство и ремонт муниципальных жилых домов, объектов комму­нального хозяйства и социально-культурного назначения, дорог.

Генеральный план города - это основной юридический документ, определяющий в интересах населения условиях проживания, направления и границы территориального развития, функциональное зонирование, застройку и благоустройство территории, сохра­нение историко-культурного и природного наследия.

Генеральные планы городов разрабатываются обычно на расчетный срок в 25 - 30 лет. Весь комплекс мероприятий по разработке и согласованию (с органами санитарно-эпидемиологического надзора и др.) проекта генерального плана и других проектов пла­нировки и застройки осуществляет администрация и прежде всего отдел (управление) главного архитектора города. Главный архитектор города осуществляет руководство пла­нировкой и застройкой города.

Органы местного самоуправления осуществляют контрольные полномочия в сфере строительства.

Местная администрация:

= осуществляет контроль за соблюдением утвержденных проектов строительства
объектов жилищно-коммунального хозяйства и производственного назначения; организу­ет экспертизу проектов;

= приостанавливает строительство, осуществляемое с нарушением утвержденных
проектов и правил застройки;

= назначает приемочные комиссии, утверждает акты о приемке в эксплуатацию
законченных строительством объектов жилищно-гражданского назначения; принимает
участие в приемке в эксплуатацию других законченных объектов, расположенных на ее
территории.

 

Полномочия органов местного самоуправления в области жилищного хозяйства, коммунально-бытового и торгового обслуживания населения, транспорта и связи

Органы местного самоуправления управляют муниципальным жилищным фондом, объектами коммунального и дорожного хозяйства, отнесенными к муниципальной собст­венности. Муниципальный жилищный фонд включает: фонд, который находится в собст­венности района, города, входящих в них административно-территориальных образова­ний, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении муни­ципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений.

Деятельность органов местного самоуправления в жилищной сфере направлена на обеспечение социальных гарантий в области жилищных прав граждан (в пределах своей компетенции). Органы местного самоуправления принимают меры по осуществлению строительства и реконструкции муниципального и частного жилищных фондов; созданию условий для привлечения внебюджетных источников финансирования; развитию конку­ренции в строительстве, содержании и ремонте жилищного фонда и т.д.

Органы местного самоуправления руководят транспортными предприятиями и организациями, находящимися в муниципальной собственности, обеспечивают торговое об­служивание населения.

Соответствующие органы местного самоуправления:

- утверждают маршруты и графики движения транспорта;

- привлекают на договорных началах к транспортному обслуживанию населения
предприятия и организации, действующие на их территории;

- принимают меры по обеспечению обслуживания пассажиров на вокзалах, пристанях и в аэропортах;

- обеспечивают работу предприятий связи, развитие радио и телевидения;

- организуют рынки и ярмарки;

- контролируют соблюдение правил торговли;

- ведают кладбищами, обеспечивают содержание в надлежащем состоянии иных
мест погребения.

 

Полномочия органов местного самоуправления в социально-культурной области

Статья 7 Конституции Российской Федерации устанавливает, что Российская Фе­дерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Важную роль в реализации этой политики призваны играть органы местного само­управления ввиду их непосредственной близости к населению, знания его нужд и потреб­ностей. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции осуществляют деятельность, направленную на обеспечение основных экономических, социальных и культурных прав и свобод человека и гражданина, создание необходимых условий жизне­деятельности населения.

Социально-культурная сфера деятельности органов местного самоуправления, в широком смысле этого слова, включает вопросы: образования, культуры, здравоохране­ния, социального обеспечения и защиты населения.

Деятельность органов местного самоуправления в этой области связана с функцио­нированием социальной инфраструктуры как средства удовлетворения социальных и культурных потребностей населения, необходимого условия развития личности.

Действующая Конституция Российской Федерации признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности, кото­рые являются основой не только производственной, материальной деятельности, но и со­циально-культурной. Наряду с государственными системами и структурами в области об­разования, культуры, здравоохранения, коммунально-бытового и иного обслуживания на­селения развиваются муниципальные и частные системы в этих сферах, поддерживается и поощряется негосударственная деятельность, способствующая удовлетворению многооб­разных потребностей человека, реализации его социально-культурных прав и свобод.

Деятельность органов местного самоуправления - и городских, и районных, и поселковых, сельских - подчинена достижению общих целей: создание условий и предос­тавление возможностей для удовлетворения социальных и культурных запросов и потреб­ностей населения, улучшение охраны его здоровья, социальной защите граждан. Предста­вительные органы местного самоуправления участвуют в решении этих задач путем принятия муниципальных целевых программ, планов развития территории, утверждения ме­стных бюджетов, а также осуществляя контрольные функции.

Исполнительно-распорядительные функции и связанные с ними полномочия в социально-культурной сфере осуществляет местная администрация.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому человеку и гражданину:

= общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего
профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных
учреждениях и на предприятиях (ст. 43);

= бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреж­дениях здравоохранения (ст. 41);

= доступ к культурным ценностям, пользование учреждениями культуры (ст. 44);

= социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни и в иных случаях, уста­новленных законом (ст. 39).

Органы местного самоуправления ответственны за реализацию права граждан на обязательное основное общее образование.

К ведению органов местного самоуправления в области образования относятся:

- планирование, организация, регулирование и контроль деятельности муници­пальных органов управления образованием;

- создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учре­ждений, регистрация образовательных учреждений на своей территории;

- выдача лицензий на право ведения образовательной деятельности по поруче­нию государственного органа управления образованием (на основании заключения экс­пертной комиссии). При этом лицензия на право ведения образовательной деятельности религиозным образовательным учреждениям выдается по представлению руководства соответствующей конфессии. Образование в государственных и муниципальных образова­тельных учреждениях носит светский характер;

- формирование фондов развития образования, разработка и принятие местных
нормативов финансирования образования, определяемых в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу и виду образовательного учреждения. Местные нор­мативы финансирования должны учитывать специфику образовательного учреждения и быть достаточными для покрытия средних по данной территории текущих расходов, свя­занных с образовательным процессом и эксплуатацией зданий, сооружений и штатного оборудования образовательного учреждения. Схема финансирования муниципального об­разовательного учреждения определяется типовым положением о соответствующем типе и виде образовательного учреждения;

- назначение руководителей муниципальных образовательных учреждений, если
иное не предусмотрено типовым положением о данном типе и виде образовательного уч­реждения;

- строительство зданий и сооружений муниципальных образовательных учреж­дений, обустройство прилегающей к ним территории;

- использование муниципальных учреждений, объектов культуры и спорта в ин­тересах образования;

- обеспечение организации питания в образовательных учреждениях;

- оказание на договорных началах посреднических услуг подведомственным образовательным учреждениям в решении вопросов содержания и развития материально-технической базы.

Необходимо отметить, что к образовательным учреждениям Закон РФ Об образо­вании относит: дошкольные; общеобразовательные; профессионального образования; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и др. На ме­стную администрацию возлагаются организация и координация методической, диагно­стической и консультативной помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного воз­раста на дому.

К муниципальной системе здравоохранения относятся муниципальные органы управления здравоохранения и находящиеся в муниципальной собственности лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, фармацевтические предпри­ятия и организации, аптечные учреждения и др.

Финансирование деятельности предприятий, учреждений и организаций муници­пальной системы здравоохранения осуществляется за счет средств бюджетов всех уров­ней, целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан.

К компетенции органов местного самоуправления в области охраны здоровья гра­ждан относятся:

= формирование органов управления муниципальной системой здравоохранения;

= развитие сети муниципальных учреждений здравоохранения, физической куль­туры и спорта; создание условий для развития частной системы здравоохранения;

= формирование целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граж­дан; осуществление мер по обязательному медицинскому страхованию граждан;

= лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности на подведом­ственной территории по поручению органа государственного управления соответствую­щего субъекта РФ;

= тконтроль за соблюдением стандартов качества медицинской помощи учрежде­ниями государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, а также лица­ми, занимающимися частной медицинской практикой;

= тобеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и усло­вий для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора наподведомственной территории; выявление факторов, неблагоприятно влияющих на здоровье граждан, информирование о них населения и проведение мероприятий по их устра­нению, осуществление профилактических, санитарно-гигиенических, противоэпидемиче­ских и природоохранных мер и т.д.

В целях обеспечения конституционного права человека и гражданина на участие в культурной жизни органы местного самоуправления:

- осуществляют охрану и организуют использование находящихся в их ведении памятников природы, культуры, истории;

- создают объекты социально-культурного назначения; принимают меры по раз­витию кино- и видеообслуживания населения;

- организуют проведение районных, городских мероприятий в области культуры и т.д.

Органы местного самоуправления осуществляют важные функции в области со­циальной защиты населения.

Они обеспечивают проведение в жизнь действующего законодательства о выплате пенсий и пособий. Заявления о назначении пенсий рассматриваются соответствующими органами социальной защиты. Местная администрация назначает и выплачивает также из собственных и привлеченных средств доплаты к пенсиям и пособиям; организует учет лиц, помощь которым осуществляется за счет средств местного бюджета; распоряжается средствами фонда социальной защиты населения.

Местная администрация принимает меры, направленные на улучшение жилищ­ных, материальных и социально-бытовых условий инвалидов, семей, потерявших кор­мильцев, престарелых граждан, нуждающихся в обслуживании на дому. За счет местных бюджетов органы местного самоуправления вправе устанавливать: льготы по медицин­скому обслуживанию и санаторно-курортному лечению; льготы по оплате жилой пло­щади, коммунальных услуг и по проезду на общественном транспорте; скидки со стои­мости индивидуальных средств передвижения, топлива, одежды, обуви и других вещей, необходимых инвалидам, престарелым и иным гражданам, нуждающимся в социальной поддержке.

В пределах своих полномочий органы местного самоуправления представляют ус­тановленные льготы и помощь, связанные с охраной материнства и детства, улучшением условий жизни многодетных семей. Местная администрация, ее соответствующие подраз­деления принимают меры к устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в дет­ские дома, школы-интернаты, интернаты при школах и на воспитание в семьи граждан; назначают опекунов и попечителей, контролируют выполнение ими своих обязанностей. Районная, городская администрации решают вопросы усыновления (удочерения).

Перед органами местного самоуправления стоят проблемы обеспечения социаль­ной защиты в области занятости населения.

Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции призваны обеспе­чить:

= поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан;

= проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занято­сти граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

= поощрение работодателей, создающих новые рабочие места, прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

Органы местного самоуправления могут разрабатывать и осуществлять специаль­ные программы повышения уровня занятости населения.

 

Полномочия органов местного самоуправления в области охраны общественного порядка, прав и свобод граждан

Конституция Российской Федерации, во-первых, закрепляет обязанность органов местного самоуправления соблюдать Конституцию РФ и законы и, во-вторых, возлагает на органы местного самоуправления функцию охраны общественного порядка (ст. 15, 132). В целях реализации конституционных требований органы местного самоуправления принимают в рамках своей компетенции меры, обеспечивающие соблюдение Конститу­ции РФ и законов на своей территории.

Конституция Российской Федерации гарантирует судебную защиту нарушаемых прав местного самоуправления. Местная администрация вправе предъявлять в суд или ар­битражный суд требования о признании недействительными актов органов государствен­ного управления, предприятий, учреждений, организаций, нарушающих права и законные интересы граждан, органов местного самоуправления.

Охрана общественного порядка обеспечивается органами местного самоуправления с помощью районных, городских органов внутренних дел. В районах, городах создается и функционирует также милиция общественной безопасности (местная милиция), которая согласно Закону Российской Федерации «О милиции» является составной частью мили­ции РФ и входит в структуру МВД. Однако в районах и городах милиция общественной безопасности создается и функционирует в качестве самостоятельного структурного звена в составе соответствующих отделов (управлений) внутренних дел. В состав местной ми­лиции входят: дежурные части, участковые инспекторы милиции, изоляторы для времен­ного содержания задержанных и заключенных под стражу, подразделения патрульно-постовой службы, государственной автомобильной инспекции и др. Органы местного са­моуправления за счет собственных и привлеченных средств могут создавать дополнитель­ные подразделения местной милиции. Милиция общественной безопасности подчиняется непосредственно руководителям соответствующих органов внутренних дел субъектов РФ, а также органам местного самоуправления в пределах их компетенции.

При местной администрации действуют комиссии: административная; по делам не­совершеннолетних; наблюдательная, которые участвуют в реализации задач по обеспече­нию законности и общественного порядка на территории местного самоуправления. Ад­министративная комиссия рассматривает дела об административных правонарушениях и вправе применять административные санкции (штраф и др.) к правонарушителям. Комис­сия по делам несовершеннолетних занимается вопросами, связанными с административ­ными правонарушениями, совершаемыми подростками. Наблюдательная комиссия участ­вует в осуществлении контроля за соблюдением законности в местах лишения свободы, в решении вопросов, связанных с социальной поддержкой граждан, отбывших наказание в местах лишения свободы и нуждающихся в такой помощи.

Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий содействуют су­дебным органам, прокуратуре и юстиции в их работе. Так, районная и городская админи­страция составляет общие списки присяжных заседателей на основе списков избирателей путем случайной выборки. О составлении общих списков присяжных заседателей район­ная, городская администрация обязана извещать население и допускать в течение двух не­дель после этого всех желающих к ознакомлению с этими списками, а также рассматри­вать поступающие заявления.

Закон РФ о воинской обязанности и военной службе возлагает на местную админи­страцию обязанность:

= оповещать граждан о вызовах военного комиссариата;

= направлять по запросам военного комиссара необходимые для занесения в до­кументы воинского учета сведения о гражданах, поступающих на воинский учет и со­стоящих на воинском учете, и т.д.

В соответствии со статьей 33 Конституции граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления, которые обязаны их рассматривать. При этом надо иметь в виду, что ка­ждый гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан рассмотреть жалобу в месячный срок (имеется в виду жалоба на действия органа, должностного лица, подчиненного данному органу местного самоуправления).

Органы местного самоуправления принимают соответствующие меры, связанные с проведением собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования. В случае стихийных бедствий, экологических катастроф, эпидемий, эпизоотии, пожаров, массовых нарушений общественного порядка органы местного самоуправления осуществляют пре­дусмотренные законом действия по спасению и охране жизни людей, защите их здоровья и прав.

К полномочиям органов местного самоуправления относятся также:

- руководство гражданской обороной;

- рассмотрение ходатайств и внесение представлений в соответствующие органы о награждении государственными наградами и присвоении почетных званий и др.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!