Тема 4 "ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА"

«Происхождение государства»

 

1. Город-государство как протогосударство

От неолитической революции к городу-государству

     «Неолитическая революция» – переход человечества к производящей экономике – приводит первобытное общество объективно в силу своего внутреннего развития к финальному итогу – социальному расслоению общества, появлению классов, зарождению государства.

     Государство как новая организационная форма жизни общества возникает объективно, в итоге перехода человечества к производящей экономике,  в процессе изменения материальных условий жизни общества, становления новых организационно-трудовых форм этой жизни. Оно не навязывается обществу извне, а возникает в силу внутренних факторов: материальных, организационных, идеологических.

     Как правило, древнейшие государственные образования закономерно возникают на социально-экономической основе раннеземледельческого общества и характеризуются как раннеклассовые государства. Эти первичные государства возникают к IV-III тыс. до н.э. в Месопотамии, Месоамерике, в Горном Перу, в некоторых других районах разновременно и независимо друг от друга.

     Первоначально они возникают как города-государства. Поселок (селение), в котором живут свободные общинники-земледельцы, представляет уже не родовую (семейную), а соседскую общину. Он выделяется из группы первоначальных селений в хозяйственный и религиозный центр, постепенно перерастает в административно-хозяйственный и религиозный центр-город. Этот город с прилегающей к нему небольшой сельскохозяйственной местностью и становится городом-государством. В таком городе постоянно проживают вожди и жрецы, он становится местом, где происходят заседания советов и собраний.

     Город-государство имеет социальную дифференциацию. Имущественное расслоение и разделение труда в нем закрепляется территориально – появляются кварталы ремесленников (горшечников, медников и других), выделяется знать, формируется первоначальный аппарат управления: лица, занимающиеся организацией производства, учета, организацией общественных работ, выдачами из общественных фондов и т.п.

     В городе-государстве организуются три центра административного и идеологического лидерства: городская община, дворец и храм. В частности, храмы начинают выступать как религиозные, организационно-хозяйственные, распределительные и информационные системы.

     Город начинает выполнять по отношению к другим прилегающим селениям функции государственного управления. Эти функции весьма многообразны: управление общинными земледелием и землевладением; выполнение общественных ритуальных обрядов; осуществление межгосударственного продуктообмена, который со временем развивается в товарообмен (продуктообмена внутри города-государства почти не существует: каждая «большая семья» – родители, их дети, молодые мужчины и женщины с их женами и мужьями, внуки, другие родственники – обеспечивает себя полностью, за исключением украшений, керамики, некоторых орудий, и лишь на последующих этапах возникают рынки, т.е. торговля); защита от военных нападений и организация военных походов для покорения других городов-государств, взимание дани или налогов; создание и распределение общественных фондов, в основном продуктов на случай стихийных бедствий, военных нападений и т.п.; создание институтов для рассмотрения споров, поддержания соответствующих традиций, обычаев, установления светских и религиозных правил (при переплетении таковых); развитие ремесла и торговли и ряд других функций.

     Первичное государство возникает, чтобы организационно обеспечить новые формы трудовой деятельности и функционирование производящей экономики, которая становится условием выживания и воспроизводства человечества, т.е. чтобы обеспечить само существование человечества в новых условиях.

     Так, в качестве одной из важных первоначальных функций города-государства появляется функция информационного обслуживания общества. Необходимость учитывать потребность «больших семей» свободных земледельцев-общинников – основной социальной и производительной силы раннеземледельческого общества – в земельных угодьях, в воде, ирригационных сооружениях, необходимость учитывать вклад в общественные работы – строительство каналов, мостов, потребность создавать и учитывать общественные фонды, поступления дани, налогов, организовывать учет запасов и многое другое объективно приводили к возникновению в первых городах-государствах разветвленных информационных систем. В этих системах фиксировались самые разнообразные сведения, вплоть до данных о каждом члене соответствующей семьи (это было, например, в государстве инков), о выходах и невыходах на работу (у шумеров, египтян) и т.д.

     Записи писцов, прочитанные в XX веке, о невыходах работников на работу дают нам знание причин весьма своеобразного социального поведения. Так, в Древнем Египте во II тыс. до н.э., т.е. 4000 лет назад, одной из причин были... забастовки. Впрочем, наряду с болезнями и укусами скорпионов. Если работникам на строительстве, обустройстве гробниц не выдавали вовремя заработанное (ячмень, пшеницу, пиво, материю), они не выходили на работу до тех пор, пока не получали все сполна. Существовали специальные структуры, которые рассматривали возникавшие трудовые споры. Записи писцов показывали представителям фараона, которые периодически посещали некрополи, сооружение которых было важным религиозным и социальным занятием египтян. Эти работники не были рабами, имели семьи, жилища, получали за свою работу достаточное вознаграждение, могли иметь и «приусадебные участки» для выращивания овощей и других продуктов.

     Многочисленные функции города-государства привели на первых этапах его возникновения к созданию разветвленного бюрократического аппарата: в некоторых древнейших небольших городах-государствах IV–III тыс. до н.э. насчитывается, по письменным источникам, от 80 до 130 должностей и профессий. Ранние классовые структуры делят общество на знать, зажиточных горожан, свободных лиц. Первичный аппарат городов-государств, как правило, складывался из социальных структур управления земледельческой общины (собрание земледельцев, совет старейшин, вождь, предводитель), но постепенно отделяется от них по своим функциям и отношению к общине, к прилегающим селениям он становится уже аппаратом управления города-государства. При этом выделяются три центра: управление городской общиной, дворец и храм.

Город-государство как форма организации общества 

     Типичным государством было раннеклассовое город-государство, со сложной социальной структурой, многочисленными общественными функциями, обеспечивающими дальнейшее развитие производящей экономики. Рабовладельческое государство, характерное для определенного этапа античной истории, является не универсальным в истории человечества, а уникальным, тем особенным государством, которое характерно для конкретно-исторической ситуации Греции и Рима.

     Многие народы, в том числе российский народ, создавали свою государственность, не зная рабовладельческого этапа. А вот государства азиатского способа производства оказались типичными, распространенными во многих регионах Земли и существовали сотни лет.

     В отличие от социальной организации первобытнообщинного строя раннеклассовое общество получило в форме государства новое политическое, структурное и территориальное образование.

     Политическое потому, что стало выражать и защищать интересы всего общества, классовые интересы, интересы иных социальных групп, осуществлять крупные внешние и внутренние акции: военные походы, завоевания, взимание дани – словом, стало заниматься политикой.

     Государство стало и новой структурной организацией общества, т.к. выделился из общества особый слой людей, основным занятием которых стали государственное управление, организационная деятельность. Этот слой людей составил новое структурное образование – аппарат государства, первичную бюрократию, которая наделяется властью, т.е.  возможностью с помощью принуждения, насилия, когда возникает необходимость, подчинить другие слои населения своей воле, обеспечивать осуществление тех или иных интересов.

     Для этого в первичном государстве появляются такие социальные инструменты, как суды, тюрьма, полиция, армия, другие органы государства, ориентированные на возможность принуждения.

     В отличие от первобытного общества государство было территориальным образованием. Первым этапом территориальной организации стал город, объединявший уже не столько родственников, сколько население, проживающее на определенной территории.

     Дворцы, храмы, иные здания для коллективных празднеств, выполнения обрядов, строения для производства работ, сельскохозяйственные угодья, рудники и т.п. – все это сооружалось на определенной территории, которая отныне становилась территорией государства.

     Аппарат государства ориентировался на управление теми или иными группами на определенной территории. Территориальная организация государства имела разные формы в зависимости от способов включения тех или иных территорий в состав государств, этнического состава проживающих на ней людей, отношений с центром и т.д.

     Территория становилась неотъемлемым атрибутом, собственностью государства, и многие войны в III-II тыс. до н.э., в то время, когда возникают первичные, раннеклассовые государства, велись ради приобретения территорий или их защиты.

     Таким образом, из анализа новой формы организации общества – государственной –  можно сделать вывод, что признаками государства, отличающими его от социальной организации первобытнообщинного строя, являются единое территориальное пространство, на котором осуществляется хозяйственная жизнь (некоторые ученые добавляют к единому территориальному пространству и единое экономическое пространство); наличие особого слоя людей – аппарата управления, выполняющих разнообразные общесоциальные функции, но имеющих и возможность осуществить в необходимых условиях государственное принуждение, осуществить публичную власть; единая система налогов и финансов.

     К этим признакам следует добавить единый язык для общения на территории того или иного государства. Это единая оборона и внешняя политика, транспортная, информационная, энергетическая системы; наличие определенных единых прав и обязанностей личности, охраняемых государством.

     В совокупности эти признаки характеризуют государство, т.е. их наличие в социальной организации общества свидетельствует, что это общество – государственно организовано. Поэтому не может существовать государство, не имеющее этих признаков или имеющее их ограниченный набор (например, оборону, транспорт, энергетику). Такое социальное образование не будет государством.

Государство и классы

     Развитие экономических отношений и процессы образования классов и государства идут параллельно, взаимодействуя друг с другом. Появление избыточного продукта провоцирует классовое расслоение общества, способствует возникновению раннеклассового общества, а оно в свою очередь через присвоение власти в обществе стимулирует появление и развитие государственных атрибутов.

     В раннеклассовом государстве происходит выделение общинной знати, присвоение общественных должностей с помощью династического механизма (передачи этих должностей от родителей к детям) и главным образом на этой основе обогащение определенных групп.

     Изменяются структуры раннеклассового, первичного государства, исчезает практика выборности, сменяемости вождей, военачальников, членов городских магистров, советов, происходит узурпация государственной власти наиболее сильным экономическим классом и превращение его в политически господствующий класс.

     В свое время Ф. Энгельс указал на два пути образования политически и экономически господствующих классов: во-первых, через присвоение должностей с помощью наследственного механизма и обогащения на этой основе и, во-вторых, с помощью присвоения прибавочного продукта. Первый путь исторически наиболее типичен.

Теологическая природа раннего государства

     В раннеклассовом городе-государстве особая роль принадлежит жрецам (священникам), обеспечивающим знание и соблюдение религиозно-регламентирующих норм, действующих в организации сельскохозяйственного производства и в иных сферах хозяйственной деятельности. Неразвитость «силовых» государственных структур (армии, полиции) компенсируется в раннеклассовых государствах сакральным характером санкций, применяемых к нарушителям этой регламентации.

     Правитель в раннеклассовом обществе, как правило, соединяет светскую и религиозную власть, считается посредником между предками и народом, между населением и верховными религиозными существами (существом). Первоначальные теократические формы государственной организации общества вырастали из организационно-религиозных сторон финальных этапов первобытных обществ (родового строя) и получили воплощение в идеологии, структурах, практике раннеклассовых государств.

     Усилия и время, которое затрачивается на сооружение мегалитических сооружений (египетские пирамиды, Стоунхендж (Англия) пирамиды инков в Америке и др.), показывают, что эти сооружения имели важнейшее религиозное, социальное, астрономическое значение. Это было «овеществление» знаний жрецов накопленных для нужд земледелия и первичного государственного образования, для сплочения в единое общество группы людей, вышедших из разрозненного первобытного состояния.

     С учетом этого такое общество было по форме теократическим в период ранней государственности.  Теократическая государственность была первичной во многих регионах.

 

2. Общее и особенное в происхождении государства

Неравномерность в становлении государственности

     История развития человеческого общества неодинакова на разных континентах, что связано с объективными и субъективными факторами. Например, крепостничество в России формально было отменено на 200 лет позже, чем это произошло в Европе.

     Географический фактор и возможность контакта с другими народами и др. играли определяющую роль на этапе неолитической революции, поскольку для перехода к производящей экономике необходимо было наличие подходящих природных условий,  растений и животных и других.

     Там, где условий для организованного земледелия было недостаточно, процесс образования государства был затруднен. Например, аборигены Австралии, насчитывающие много тысячелетий своего существования, так и не стали на путь государственного развития. Присваивающее хозяйство существует у аборигенов уже более 40 тыс. лет и стало разрушаться только в результате колонизации Австралии белыми поселенцами. Одно из объяснений феномена Австралии предложил в шутливой форме известный ученый, заметив, что «нельзя выращивать колючую траву и доить кенгуру».

     В процессе взаимодействия народов находящихся на разных этапах развития (торговля, военные, культурные и другие контакты) происходило и государственное заимствование, т.е. перенимались отдельные черты государствообразования, способы управления обществом и т.п. Особенно активно это происходило, когда в них были заинтересованы определенные социальные силы или само общество было подготовлено к восприятию тех или иных государственных заимствований. Примером может служить образования государства древних франков, которые перенимают формы государственности от Рима после захвата его территорий. Они переносят государственную форму организации общества на свою территорию.  

     Данное обстоятельство в теории государства позволило выдвинуть концепцию  первичных и вторичных государств или первоначальный и производный путь образования государства. Первичное государство складывается там, где существовали условия для сравнительно быстрого роста общественного производства, земледельческого хозяйства. Первоначальный путь – это постепенное создание в родоплеменных сообществах людей институтов государственности. Вторичное государство появляется под воздействием первичного.  Когда народы уже имевшие государственные формы организации общества (первичные государства) оказывали влияние на развитие соседних регионов и способствовали образованию на их территории государств (вторичные государства). Производный путь имеет место когда к возникновению государства или его трансформации приводят события, коренным образом изменяющие прежнее общественное устройство и государственность (захватнические войны, торговля, революционные преобразования, организационные изменения, распад колоний).

     Этот процесс государствообразования имеет важное значение, т.к. появление в каком-либо центре нового типа государства, например буржуазного или социалистического, также приводит к ускорению процессов становления аналогичных «вторичных» государств в обществах, окружающих этот центр. На примере России – период преобразований Петра I связан с переходом страны на новый уровень государственности, но в основе этих изменений лежали изменения экономического характера.

     Государственные заимствования, в истории имели различные последствия – от прогрессивного до регрессивного.

     Истории известно, например, возвращение Греции от государственности к первобытнообщинному строю и затем новое появление государства. На её территории во II тыс. до н.э. была развитая цивилизация бронзового века с очень сложной социальной культурой и высокоорганизованным государством. На рубеже II и I тыс. до н.э., в период перехода от бронзового к железному веку, здесь происходит падение этих государств и возврат к первобытному строю. Только через несколько веков начинается вновь процесс классообразования и формирования государства.

Пути возникновения государства

     Неравномерность экономического и общественного развития сказалось на времени появления и процессе развития государства у разных народов и проявлению особенностей государствообразования  на территории Европы, Азии и других континентах.

     Чаще всего в теории рассматривают особенности азиатского и европейского пути образования государства.

     В обеих моделях государства - "азиатской" и "европейской" имеет место различное сочетание двух важнейших факторов, выражающих коренную природу человечества: власти и собственности (причем собственность имеется в виду как частная, так и коллективная). От содержания субъектов и особенностей сочетания этих двух факторов в различных условиях и зависят конкретные черты процесса образования государства.

    Для "азиатской" модели характерно то, что такое сочетание выливается в феномен "власти-собственности" (т.е. власть становится собственностью того, кто ею обладает). Здесь уместно образно говорить о такой "формуле" развития государственности: "Я обладаю властью, значит, я обладаю и собственностью (коллективной, прежде всего, и частной"). В "европейской" модели формула другая: "Я владею собственностью (прежде всего частной собственностью), значит, я обладаю (могу или должен обладать) властью".

     Для азиатского пути характерно:

   • возникновение из родоплеменной знати (трансформа­ция знати). Вождь, старейшины становятся непосредст­венно государством, когда появляются силовые структу­ры, естественные пути возникновения;

   • экономическая основа - общественная и государственная собственность;

   • политическое господство основывается не на богатст­ве, а на занимаемой должности;

   • чиновничий аппарат складывается до появления част­ной собственности, резервные фонды с продуктами тре­бовали следящих за ними чиновников;

     Для европейского пути характерно следующее:

   ♦ государство возникло до появления классов.

   ♦ насильственный путь перехода власти от родовой зна­ти к богатой аристократии;

   ♦ основой государства является частная собственность;

   ♦ классовая дифференциации по занимаемому отноше­нию к собственности;

   ♦ определение политическое господство через богатство;

   ♦ административная структура складывается после появ­ления частной собственности;

   ♦ государство отделяется от общества, возвышается над ним, возникает противоречивая политическая структура;

     В европейском пути выделяют несколько форм возник­новения государства:

   ≈ Афинская - естественный, ненасильственный путь, разде­ленный на три этапа (учреждение центрального управле­ния, приход к власти богатых, разделение на классы)

   ≈ Римская - отделение родовой знати через насилие, деление общества на шесть классов;

   ≈ Германская - внешнее насилие.

Афри­канские государства

     Свои особенности имело формирование государств в Афри­ке. Современная африканистика отмечает несовпадение во вре­мени процессов государствогенеза и классогенеза.

     В ряде реги­онов в результате специфического сочетания внутренних и внешних факторов происходила монополизация общественной функ­ции и лишь затем намечалось складывание классов, политогенез обгонял классогенез. Этот период существенно отличался как от организации власти в племенных объединениях (вождество), так и от зрелого государства, что послужило основанием для выде­ления нового этапа становления государственности — эпохи ран­него государства.

     Исследователи указывают на некоторые осо­бенности раннего государства Африки, отличающие его от госу­дарства «восточной деспотии»: верховная власть была не наслед­ственной, а выборно-наследственной, система управления стро­илась на геронтократическом принципе для нижних уровней, на аристократическом (меритократическом) — для более высоких. Кроме того, правители ранних государств Африки были связаны системой ограничений: в передвижении, в контактах с населени­ем, что вытекало из представлений об их сакральности; в приня­тии важнейших решений, т.  к.  существовал известный проти­вовес их власти в лице совета из представителей родовой знати.

     В целом же и в этом регионе земного шара процесс монопо­лизации функции общественного управления общинной верхуш­кой, т. е. зарождение государства, при отсутствии частной соб­ственности на  основное средство  производства  и разделения общества на классы являлся типичным, определяющим в станов­лении государственности, естественный ход которого был нару­шен в результате колонизации материка.

 

3. Типология происхождения государства

     Государство — явление исключительно разностороннее, мно­гогранное, обладающее самыми разнообразными чертами и признаками. Это определяет возможность создавать различ­ные системы его классификации. Их классификация возможна по самым различным основаниям:

   1) по социальным признакам (характеру государственной власти);

   2) по форме (способам организации власти);

   3) по видам государственного режима (методам осуществления государственной власти);

   4) по способу возникновения (соединения, разделения одного государства на несколько новых);

   5) по уровню развития, организации государственно-политических институтов;

   6) по уровню развития права (правовые, полуправовые);

   7) по признакам, указывающим на источник государственной власти и др.

     Тип государства – это совокупность важнейших сторон и свойств государства, порождаемых конкретной исторической эпохой. Типология государств - это их научная классификация, т.е. один из важнейших приемов и средств познания исторического процесса развития государств. Одним из вариантов такой классификации является типология государства, основанная на наиболее важных, сущностных его признаках. В настоящее время существует два подхода к типологии государства: цивилизационный и формационный, претендующими на глобальный охват значительных временных и пространственных массивов.

Схема 4-1 

Цивилизационная типология

     Эта типология связана с понятием "цивилизация" (от лат. «civilis» —  «гражданский», «общественный», «государственный»). В самом общем виде понятие "цивилизации" можно определить как социокультурную систему, обеспечивающую высокую степень дифференциации жизнедеятельности в соответствии с потребностями сложного, развитого общества и вместе с тем поддерживаемую его необходимую интеграцию через создание регулируемых духовно-культурных факторов и необходимой иерархии структур и ценностей.

    При цивилизационном подходе основным критерием выступают духовные признаки (культурные, религиозные, национальные и т.п.).

    Цивилизация - это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, нацио­нальных, географических и других признаков.

     Выделяются следующие типы цивилизаций: древние государства; средневековые государства; современные государства.

     При цивилизационном подходе учитывается ряд важ­нейших духовных факторов, поэтому более полно раскры­вается характер государства, но в этом случае недооце­ниваются социально-экономические факторы.

     Цивилизационный подход не отрицает обусловливание государства экономическими причинами, но подчеркивает, что наряду с ними государство определяется также духовно-культурными и нравственными факторами, которые могут блокировать или поощрять развитие государства. Цивилизация, ее уровень, ее ценности (стереотипы поведения, трудовая мораль, менталитет человека, культура) влияют и на социальную, в том числе государственную организацию общества. Социокультурные, духовные факторы (цивилизационный подход) могут резко усилить формационный прогресс экономики и государственно-правовой сферы (формационный подход). Классическим примером может служить Европа, в которой протестантская церковь с ее культом труда и трудовой этики сыграла роль катализатора капиталистической эволюции региона и вызревания соответствующих ей государственно-правовых начал, а также современная Япония.

     В частности, основываясь на различных подходах к понятию цивилизации, можно выделить, например, следующие виды ци­вилизаций и соответствующих им типов государства:

   - восточные, западные и смешанные (промежуточные);

   - древние, средневековые и современные;

   - крестьянские, промышленные и научно-технические;

   - доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные;

   - локальные, особенные и современные.

     Исторический процесс привел к складыванию свыше двух десятков цивилизаций, отличающихся друг от друга не только утвердившимися в них системами ценностей, господствующей культурой, но и характерным для них типом государства.

     В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов.

     Первый - локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древне­египетская, шумерская, индийская, эгейская и др.).

     Второй - особенные цивилизации (индийская, китайская, западно-европейская, восточно­европейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств.

     Третий этап - современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социополитических культур.

     Цивилизационный подход позволил получить ряд ценных для теории результатов.

   Во-первых, установлена зависимость типа государства, классовой принадлежности власти от экономики, способа производства, от характера общественно-экономической формации. Власть в госу­дарстве, как правило, принадлежит экономически господствующе­му классу, в руках которого находятся средства производства.

   Во-вторых, были объединены в одни классификационные груп­пы государства, имеющие единый — по отражению классовых интересов — характер власти. На этой основе выделены госу­дарства рабовладельческие, феодальные, буржуазные и социа­листические, власть в которых принадлежала соответственно рабовладельцам, феодалам, буржуазии и трудящимся во главе с рабочим классом.

   В-третьих, появилась возможность выявлять общее и особен­ное в организации, целеполагании, функционировании и раз­витии государств, входящих в указанные типы.

   В-четвертых, были выявлены закономерности сме­ны одного типа государства другим — соответственно сменам общественно-экономических формаций: вслед за рабовладель­ческим приходит феодальное государство, а его сменяет бур­жуазное. И хотя прогноз смены буржуазного государства соци­алистическим остается под сомнением, но закономерность сме­ны предыдущих типов государства является реальностью.

     К недостаткам цивилизационного подхода относятся:

   = наличие множественности оснований для выделения различных цивилизаций и соответствующих им типов государств;

   = игнорирование важнейшего фактора, характеризующего государство, - принадлежность политической власти.

Формационная типология

     Смена государственно-правовых систем происходит тремя путями. Фактически каждое государство в процессе своего исторического развития в той или иной степени использовало все варианты смены своих государственно-правовых систем.

     Эволюция - постепенное, преимущественно ненасильственное, изменение существенных признаков государственно-правовой системы с той же, что при революции, целью.

     Революция - резкое и быстрое изменение существенных признаков государственно-правовой системы с целью укрепления и формирования другой общественно-экономической формации. Ядром революции является акт, как правило, насильственного овладения государственной властью.

     Наиболее точно сущность революций выразил французский писатель Виктор Гюго, сказавший, что нищета порождает революцию, а революция - нищету.

     Конвергенция - постепенное сближение различных формаций и государственно-правовых систем, в частности капиталистической и социалистической. По своей сути конвергенция - проявление эволюционной смены типа государства и прав.

     Эта типология (подход) традиционно опирается на марксистское учение об общественно-экономических формациях. Основными критериями общественно-экономических формаций выступают наличие или отсутствие: а) частной собственности; б) классов; в) товарного производства. При наличии этих признаков налицо экономическая общественная формация, которая не может обойтись без той или иной формы государственности. Согласно этому подходу, государство и по существу, и по форме обусловлено экономическим строем общества: оно вторично, экономика первична. Экономическая структура общества каждой данной эпохи образует ту реальную основу, которой и объясняется в последнем счете вся надстройка правовых и политических учреждений.

     Тип государства, т.е. фактически главное и решающее в его сущности, определяется тем, какому классу (классам) оно служит. Важнейшим фактором, определяющим тип государства при таком подходе, является его классовая сущность (т.е. интересы какого класса выражает государство, какому экономическому базису оно соответствует).

     При формационном подходе основным критерием классификации выступают социально-экономические при­знаки. Тип производственных отношений при этом фор­мирует тип государства.

     При формационном подходе раскрывается поэтапность и исторический характер развития государств, но недо­оцениваются духовные факторы.

     Формационная типология выделяет четыре типа государств: рабовладельческий, феодальный, буржуазный(капиталистический) и социалистический. При этом она делит их на эксплуататорские и неэксплуататорские.

     К недостаткам формационного подхода к типологии государства относятся:

   = искусственное членение мировой истории на пять общественно-экономических формаций, которое не отражает многообразия конкретно-исторических условий возникновения и развития государства;

   = только буржуазное государство представляет собой историческую разновидность государства, имеющую универсальный характер.  Рабовладельческие государства в чистом виде существовали в Древних Греции и Риме, феодальное – только в Египте;

   = положение о социальном государстве как о высшем типе государства, «отмирающем» государстве базировалось на представлении о последовательно осуществляемом переходе от одного типа государства к другому, более прогрессивному, что предопределялось ограниченностью марксистской теории линейного исторического развития;

   = игнорирование общесоциальной роли государства;  рассмотрение его лишь как орудия классовой диктатуры;

   = отсутствие объяснения весьма важных различий между государствами одной и той же общественно-экономической формации.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!