ГЛАВНАЯ » УЧЁБА и ОБРАЗОВАНИЕ » УЧЕБНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО » ЛЕКЦИИ по МУНИЦИПАЛЬНОМУ ПРАВУ » Лекция № 11 «Финансово-экономические основы местного самоуправления»

Лекция № 11 «Финансово-экономические основы местного самоуправления»

    Вопрос 1. Экономическая основа организации и деятельности местного самоуправления

 

Понятие и значение финансово-экономических основ местного самоуправления

Реальная самостоятельность и эффективность местного самоуправления зависит в первую очередь от наличия и объема материально-финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении муниципального образования. Эти объема материально-финансовые ресурсы и составляют финансово-экономическую основу местного самоуправления.

Как институт муниципального права финансово-экономические основы местного самоуправления представляют собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с формированием и использованием муниципальной собственности, местных бюджетов и иных местных финансов в интересах населения муниципального образования.

Финансово-экономическая самостоятельность и уровень реального осуществления местного самоуправления зависят от состояния и развития экономики общества. Экономическая основа, обеспечивая хозяйственную самостоятель­ность местного самоуправления, служит удовлетворению потребностей населения муниципальных образований, созданию усло­вий его жизнедеятельности. Укрепление и развитие местного самоуправления в свою очередь оказывает влияние на укрепление и способствует развитию экономического развития страны.

В качестве общих принципов, определяющих экономическую и финансовую политику демократического государства в развитии и укреплении местного самоуправления являются положения Европейской Хартии самоуправления, которая устанавливает:

- органы местного самоуправления имеют право на финансовые ресурсы, которыми они могут распоряжаться при осуществлении своих полномочий;

- соразмерность финансовых ресурсов органов местного самоуправления полномочиям, предоставленным Конституцией или законами;

- пополнение части финансовых ресурсов местного самоуправления за счет местных сборов и налогов, ставки которых должны устанавливаться органами местного самоуправления самостоятельно в рамках закона;

- разнообразие и гибкость финансовых систем, на которых основываются ресурсы муниципального образования, для своевременного реагирования на изменение возникающих в процессе деятельности издержек;

- защита более слабых, в финансовом отношении, органов местного самоуправления требует ввода процедур финансового выравнивания или соответствующих мер, направленных  на корректировку последствий неравномерного перераспределения  возможных источников финансирования и расходов.

Конституционное закрепление основ местного самоуправления обязывает органы государственной власти Федерации и её субъектов содействовать развитию финансово-экономических основ местного самоуправления. В этих целях в соответствии с Законом об общих принципах  местного самоуправления они:

= законодательно регулируют порядок передачи объектов государственной собственности муниципальным образованиям;

= передают органам местного самоуправления материальные и финансовые средства, необходимые для осуществления отдельных государственных полномочий, которыми они наделяются законом;

= разрабатывают  и устанавливают государственные минимальные социальные стандарты;

= регулируют отношения государственных бюджетов с бюджетом муниципального образования;

= на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности способствуют сбалансированности минимальных местных бюджетов;

= компенсируют дополнительные расходы органов местного самоуправления, связанных с осуществлением переданных государственных полномочий;

= через целевые федеральные и региональные программы участвуют в решении местных задач;

= обеспечивают финансово-экономические гарантии местного самоуправления;

 

Гарантии финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления

Гарантированность финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления со стороны государства выражается в следующих положениях:

1) Закрепление доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов, с целью обеспечения минимального размера бюджета муниципального образования.

2) Формирование, утверждение и исполнение местного бюджета осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно.

3) Самостоятельность органов местного самоуправления в управлении муниципальной собственностью и обеспечение её государственной защитой наравне с другими формами собственности.

4) Органы местного самоуправления вправе:

= создавать юридические лица для осуществления в интересах населения муниципального образования своей хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации;

= выпускать муниципальные займы, лотереи, получать и выдавать кредиты, создавать муниципальные банки и иные финансово-кредитные учреждения и др.

Финансово-экономическую основу местного самоуправления составляют:

- Местные финансы  (муниципальный бюджет);

- Муниципальная собственность (хлебопекарня, завод, учреждения образования, спортивные сооружения и т.п.);

- Имущество, служащее для удовлетворения местных потребностей (природные ресурсы, находящиеся в собственности государства или субъекта федерации, но используемые для нужд муниципального образования);

- Имущество, находящееся в государственной собственности, но переданное в управление органу МСУ (служебные здания).

 

    Вопрос 2. Муниципальная собственность, ее объекты и источники формирования

 

Муниципальная собственность и ее формирование

Главной составной частью экономической основы местного самоуправления и условием существования самостоятельного местного самоуправления является муниципальная собственность.

До 1991 года муниципальной собственности не было. Понятие «муниципальная собственность» было введено Законом РСФСР от 24.12.1990 года «О собственности а РСФСР», утратившим свою силу после введения в действие части первой ГК РФ (с 01.01.1995 г.). Ее формирование началось после принятия Закона РСФСР о местном самоуправлении и разграничении собственности: федеральной, субъектов федерации и муниципальной в 1991 году. В муниципальную собственность в соответствии с этим Законом по особому списку были переданы определенные категории объектов, заложившие ее основу (жилой и нежилой фонды, объекты государственного пассажирского транспорта, благоустройства, предприятия розничной торговли и общественного питания, здравоохранения, образования и др.).

Муниципальная собственность занимает в системе отношений, со­ставляющих в своей совокупности экономическую основу местного са­моуправления, особое место: она является материальным выражением муниципальной власти, призванной обеспечить основы жизнедеятельности населения муниципального образования.

Именно наличие муниципальной собственности у муниципального образования является необходимой предпосылкой реализации само­управленческих начал его жителями, основой саморазвития муници­пального образования как социально-экономического комплекса, фор­мирования самоуправляемого территориального коллектива.

Муниципальная собственность относится к обязательным атрибутам муниципального образования наряду с местным бюджетом и выборными ор­ганами местного самоуправления, что вытекает из ст. 130 Конститу­ции РФ, определяющей суть местного самоуправления как самостоя­тельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Муниципальная собственность выступает не только экономическим выражением самоуправленческих начал территориального коллектива, объединенного в рамках муниципального образования, но и объектом управ­ления. Местное самоуправление создается, в частности, именно для управления муниципальной собственностью в целях эффективного ре­шения вопросов местного значения.

От имени муниципального образования права собственника в отношении муниципального имущества осуществляют орга­ны местного самоуправления, а в случаях и в порядке, преду­смотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными право­выми актами субъектов РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать го­сударственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

В соответствии с гражданским законодательством к имуществу относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права. Понятие «муниципальное имущество» по своему значению шире понятия «муниципальная собственность». Это связано с тем, что право собственности является одним из возможных правовых оснований принадлежности объектов муниципальному образованию.

Согласно ст. 215 ГК РФ муниципальная собственность – это имущество, принадлежащее на праве собственности городским, сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

Муниципальная собственность это публичная собственность населения территориального коллектива каждого отдельного муниципального образования. Её субъектом является муниципальное образование, а не органы местного самоуправления, которые управляют и распоряжаются ею от имени населения муниципального образования. Конституционное признание муниципальной собственности в качестве основы самостоятельности местного самоуправления находит свое выражение:

  • в равной её правовой защите наряду с другими формами собственности (ст.8);
  •  в праве органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собственностью.

В соответствии с Законом об общих принципах организации местного самоуправления в состав муниципальной собственности входят:

a) средства местного бюджета и внебюджетные фонды;

b)  имущество органов местного самоуправления;

c)  муниципальные земли и природные ресурсы;

d) муниципальные предприятия, организации, банки и другие кредитно-финансовые организации;

e) жилищный фонд и нежилые помещения;

f) учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта и другое движимое и недвижимое имущество.

Земельный кодекс устанавливает, что в муниципальной собственно­сти находятся земельные участки:

а) которые признаны таковыми феде­ральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Федерации;

б) право муниципальной собственности на ко­торые возникло при разграничении государственной собственности;

в) которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством. При этом в собственность муниципальных образо­ваний для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности; в том числе за пределами границ муниципальных образований (ст. 19).

Имущество, находящееся в собственности муниципального образования делится на две части:

= одна закрепляется за муниципальными предприятиями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления,

= другая (средства местного бюджета и незакрепленное за предприятиями) составляет муниципальную казну муниципального образования.

Имущество муниципального образования формируется в основном по двум видам оснований: публичные (передача, разграничение государственной собственности, приватизация и т.п.) и частные основания (участие муниципального образования в гражданском обороте).

Приватизация муниципального имущества это возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственно­сти муниципальных образований, в собственность физических и (или) юри­дических лиц.

В настоящее время муниципальная собственность формируется главным образом следующими способами:

  • передача отдельных объектов из федеральной собственности и собственности субъектов федерации в муниципальную собственность;
  • приобретение имущества на основе гражданско-правовых сделок (покупка, обмен, дарение)
  • взимания налогов и других обязательных платежей в местные бюджеты
  • получение продукции и других доходов (аренда помещений) от муниципальных предприятий, учреждений в сфере услуг и др.;
  • в результате предпринимательской и иной предусмотренной законом деятельности муниципальных предприятий и учреждений.

 

Управление и распоряжение муниципальным имуществом

Исходными субъектами носителями права муниципальной собственности является само население муниципального образования в лице представительного органа и администрации. Разграничение их конкретных полномочий в отношении муниципального имущества должно происходить, прежде всего, на основе разделения их функций. Исключительной компетенцией представительного органа является определение порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью, контроль за деятельностью администрации по управлению и распоряжению муниципальной собственностью.

Приобретение и отчуждение муниципальной собственности определяют муниципальные органы:

  • Ведут реестр (учет) муниципальной собственности
  • Вправе создавать, реорганизовать и ликвидировать муниципальные предприятия и учреждения. Правовое положение унитарных муниципальных предприятий определяется Гражданским кодексом РФ и федеральным Законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Унитарным муниципальным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имуществом. Унитарное предприятие может быть двух видов: 1) обладающее правом хозяйственного ведения (не вправе распоряжаться недвижимым имуществом без согласия собственника, который также имеет право получения части прибыли предприятия) и 2) с правом оперативного управления (казенное предприятие).

  • Передавать имущество некоммерческим объединениям в собственность или в управление (аренда)
  • Осуществлять приватизацию муниципальной собственности (в т.ч. продажу на аукционе имущества и акций муниципальных предприятий)
  • Контролируют эффективность использования и сохранность муниципальной собственности.

В состав муниципальной собственности могут входить государственные и муниципальные ценные бумаги (акции, облигации, жилищные сертификаты и т.п.). Операции с ценными бумагами органы МСУ осуществляют только через уполномоченные банки или через муниципальную кредитную организацию. Доходы от этих операций обязательно подлежат зачислению в местный бюджет.

 

     Вопрос 3. Финансы местного самоуправления

 

Состав местных финансов и бюджет местного самоуправления

Местные финансы представляют собой совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения в интересах населения муниципального образования.

Основные принципы организации местных финансов, источники их формирования и направления использования закреплены в федеральных законах «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», «О бюджетной классификации Российской Федерации», в Бюджетном и Налоговом кодексах РФ и в законодательстве субъектов Федерации.

В соответствии с Законом о финансовых основах местного самоуправления (ст.2) в состав местных финансов входят:

  • средства местного бюджета;
  • государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления;
  • другие финансовые средства (добровольные пожертвования; средства самообложения – разовые добровольные целевые сборы, установленные населением и др.).

Закон о финансовых основах местного самоуправления в РФ содержит такие поня­тия, как: консолидированный бюджет, минимальный бюджет, минимальные социальные и финансовые нормы и нормативы.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов нижестоящих территориальных уровней и бюджета соответствующего национально-государственного или административно-территориального образования, используемых для расчетов и ана­лиза. Так, бюджеты сельсоветов, поселков, городские бюджеты районных городов, распо­ложенных на территории района, и районный бюджет района составляют консолидиро­ванный бюджет района (бюджет района).

Минимальный бюджет - это расчетный объем доходов соответствующего консо­лидированного бюджета нижестоящего территориального уровня, бюджета сельсовета, бюджета поселка, районного бюджета города без районного деления, покрывающих га­рантируемые соответствующими вышестоящими органами власти минимально необходи­мые расходы, часть которых в случае недостаточности расчетного объема закрепленных доходов покрывается отчислениями от регулируемых доходов, дотациями и субвенциями по решению вышестоящего представительного органа власти. Расходная часть минималь­ного бюджета должна исчисляться по единым или групповым минимальным социальным и финансовым нормам и нормативам, установленным вышестоящим представительным органом власти на основании действующих актов законодательства в пределах его финан­совых возможностей.

Минимальные социальные и финансовые нормы и нормативы - это единые или групповые показатели минимально необходимой обеспеченности важнейшими жилищно-бытовыми, социально-культурными и другими услугами (соответственно в натуральном или денежном выражении). Разрабатывает эти нормы и нормативы Правительство РФ, а утверждать должен согласно закону - Парламент РФ.

В советский период все действующие на территории государства бюджеты, включая местные, объединялись в рамках единого государственного бюджета. В настоящее время местные бюджеты, являясь самостоятельным уровнем бюджетной системы Российского государства, существуют как самостоятельные денежные фонды, предназначенные исключительно для решения вопросов местного значения самими муниципальными образованиями.

Деятельность органов местного самоуправления по формированию финансовых средств и их использованию осуществляется в соответствии с установленным законодательством порядке и процессуальной форме. Бюджетный процесс – это регламентированная нормами процессуального бюджетного права деятельность органов местного самоуправления по составлению, утверждению и исполнению местного бюджета, а также отчету о его исполнении в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации и её субъекта.  

Бюджетная система Российской Федера­ции основана на принципах:

- единства бюджетной системы Российской Федерации;

- разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной сис­темы Российской Федерации;

- самостоятельности бюджетов;

- равенства бюджетных прав субъектов Федерации, муниципальных образований;

- полноты отражения доходов и расходов бюджетов; сбалансированности бюджета;

- эффективности и экономности использования бюджетных средств;

- общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; гласности;

- достоверности бюджета;

- адресности и целевого характера бюджетных средств.

Местные бюджеты входят в структуру единой бюджетной системы государства наряду с Федеральным и региональными бюджетами, отношения между которыми строятся на основе принципов:

= взаимной ответственности;

= единства методологии с учетом их особенностей;

= сокращения встречных финансовых потоков;

= компенсации расходов муниципальных образований, возникающих в результате решений государственных органов;

= гласности межбюджетных отношений.

Местный бюджет — это совокупность доходных и расходных источников муниципального образования.

Бюджет состоит из двух основных частей доходной и расходной.

 

Доходы местного бюджета

Доходная часть бюджета состоит из собственных и регулирующих доходов, а также дотации, субвенции и заемные средства.

В соответствии с требованиями ст. 41 БК РФ доходную часть бюджета любого уровня можно объединить в три большие группы:

1) налоговые доходы местных бюджетов, к которым относят­ся доходы от местных налогов и сборов, региональных налогов и сборов, федеральных налогов и сборов, штрафы, выступаю­щие в данном случае в качестве санкций, устанавливаемых и применяемых в виде денежных взысканий в размерах, кото­рые определены на законодательном уровне, государственная пошлина, пени.

Согласно ст. 15 Налогового кодекса РФ (НК РФ) к мест­ным налогам относятся:

земельный налог,

налог на имущество физических лиц

Государственная пошлина отнесена Законом об общих прин­ципах организации местного самоуправления к числу налого­вых доходов, подлежащих зачислению в местные бюджеты по месту регистрации, совершения юридически значимых дей­ствий или выдачи документов.

Штрафы, пени и иные суммы принудительного изъятия со­гласно ст. 46 БК РФ подлежат зачислению в местные бюджеты, как правило, по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа.

Действующая классификация доходов бюджетов Россий­ской Федерации распределяет штрафные санкции по двум ис­точникам доходных поступлений:

штрафы за нарушение законодательства о налогах и сбо­рах, которые относятся к налоговым доходам,

иные штрафные санкции, которые являются источником неналоговых доходов.

2) неналоговые доходы местных бюджетов, к которым отно­сятся доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности, часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов, штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления, часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся по­сле уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязатель­ных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования, иные неналоговые доходы.

Кроме этого, в соответствии со ст. 62 БК РФ к неналого­вым доходам местных бюджетов может быть отнесена плата за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащая за­числению в бюджеты муниципальных районов и городских округов по нормативу 40%;

3) безвозмездные и безвозвратные перечисления в местные бюджеты, к которым относятся средства самообложения граж­дан, безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, иные средства финансовой по­мощи, добровольные пожертвования, субвенции, предоставляе­мые на осуществление органами местного самоуправления от­дельных государственных полномочий, переданных им феде­ральными законами и законами субъектов РФ.

Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в соответствии с законодательством на безвозмездной и безвозвратной основе в местный бюджет. К ним относятся: а) налоговые доходы; б) неналоговые доходы; в) безвозмездные перечисления.

Собственные доходы – это налоговые и неналоговые  платежи, закрепленные за местными бюджетами полностью или частично на постоянной основе, а также вводимые представительными органами местного самоуправления и направляемые в местные бюджеты.

К налоговым доходам относятся, предусмотренные налоговым законодательством государства местные налоги и сборы (ст.15 НК - земельный, на имущество физических лиц, на рекламу, на наследование или дарение, лицензионные сборы); госпошлина, штрафы, пени, поступающие в бюджет; доли федеральных и региональных налогов и сборов, закрепленные за местными бюджетами; платежи за пользование недрами и природными ресурсами и другие налоговые платежи.

Средства самообложения граждан — это разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения граждан (ст. 56 Закона об общих принципах организации местного самоуправления).

Налого­вой кодекс РФ отнес к местным налогам и сборам:

а) земельный налог;

б) налог на имущество физических лиц;

в) налог на рекламу;

г) налог на наследование или дарение;

д) местные лицензионные сборы.

В настоящее время Налоговый кодекс к местным налогам относит:

а) земельный налог;

б) налог на имущество физических лиц.

Кроме этих налогов в местный бюджет поступают доли федеральных налогов в размере, установленном Законом о финансовых основах местного самоуправления: 50 % от подоходного налога с физических лиц, 5 %  от налога на прибыль предприятий, не менее 5 % акцизных сборов на спирт, водку и ликероводочные изделия и другие подакцизные товары.

Государственная пошлина (за совершение нотариальных действий) и штрафы также отнесены к собственным средствам местного бюджета.

К числу неналоговых доходов местного бюджета законодательство относит доходы:

  • от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности;
  • от продажи и иного возмездного отчуждения муниципального имущества;
  • от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления и  муниципальными бюджетными учреждениями;
  • часть прибыли муниципальных унитарных предприятий;
  • финансовая помощь (дотации, субвенции и субсидии) и бюджетные ссуды от вышестоящих бюджетов и иные доходы
  • сбор с владельцев собак;
  • платежи за парковку автомашин, за пользование спортивными сооружениями, коммунальным транспортом и др.

Дотации и субвенции предоставляются муниципальным образованиям федеральным и региональным бюджетами на безвозвратной и безвозмездной основе. При этом субвенции выделяются в отличии от дотаций на конкретные цели и в случае их нецелевого использования или не использования в установленный срок подлежат возврату в соответствующий бюджет.

Субсидии предоставляются на условиях долевого финансирования целевых расходов.

В целях выравнивания финансового положения муниципальных образований государство за счет средств фонда финансовой поддержки муниципальных образований может оказывать финансовую помощь муниципальным образованиям с учетом местных особенностей.

 

Расходы местного бюджета

Для осуществления органами местного самоуправления своих функций и задач в местном бюджете предусматриваются соответствующие расходы на них. Порядок исполнения расходной части местного бюджета устанавливается уставом муниципального образования или иными правовыми актами органов местного самоуправления.

Расходная часть местного бюджета включает затраты:

- на решение собственных задач местного самоуправления;

- по осуществлению переданных государством полномочий;

- на погашение долга по муниципальному займу и долгам по ссудам;

- на страхование муниципальных служащих, объектов муниципальной собственности, а также гражданской ответственности и предпринимательского риска;

- иные расходы, которые могут быть предусмотрены уставом муниципального образования.

Перечень расходов финансируемых исключительно за счет средств местного бюджета закреплен в Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 30.07.98 г. и содержится в ст. 87 Бюджетного кодекса России. В первую очередь и в основном к ним относятся вопросы местного значения:

= содержание учреждений образования, культуры, здравоохранения, СМИ, дошкольные и другие учреждения, находящиеся в муниципальной собственности;

= развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;

= благоустройство и озеленение территории и охрана окружающей природной среды;

= дорожное строительство и содержание муниципальных дорог;

= транспортное обслуживание населения;

= содержание органов местного самоуправления;

= утилизация и переработка бытовых отходов;

= обеспечение противопожарной безопасности и другие вопросы.

Среди расходов муниципального образования в местном бюджете предусматриваются также расходы по обслуживанию и погашению муниципального долга. Муниципальные долги – это совокупность долговых обязательств муниципального образования. В соответствии с Законом о финансовых основах местного самоуправления (ст.16) предельно допустимая сумма долговых обязательств не должна превышать 15 % объема расходной части местного бюджета. Они возникают:

  • во-первых, из муниципальных займов в связи с выпуском ценных бумаг (облигаций и т.п.), которые обеспечиваются муниципальным имуществом и средствами местных бюджетов;
  • во-вторых, из договоров о предоставлении муниципальных гарантий, как способа обеспечения гражданско-правовых обязательств муниципального образования;
  • в-третьих, могут существовать в других формах.

Исполнение обязательств муниципального образования осуществляется за счет средств муниципальной казны, которую составляют средства местного бюджета и иное имущество, не закрепленное за предприятиями  и учреждениями муниципального образования.

Все расходы местного бюджета в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные.

Текущие расходы местных бюджетов объединяют статьи бюджета, которые обеспечивают деятельность органов местного самоуправления, бюджетных организаций и другие расходы не вошедшие в раздел капитальных.

Капитальные расходы призваны обеспечить инновационную и инвестиционную деятельность, включая расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством и т. д.

Кроме текущих и капитальных расходов в местном бюджете может предусматриваться создание резервных фондов, а в качестве составной части бюджета сметы расходов отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованиями (различных поселений, расположенных в границах единого муниципального образования).

 

Внебюджетные фонды

Органы местного самоуправления вправе образовывать целевые внебюджетные и валютные фонды. Право принимать решение об образовании целевых внебюджетных фондов принадлежит представительному органу местного самоуправления. Средства этих фондов формируются за счет:

а) добровольных взносов и пожертвований граждан, предприятий, учреждений и
организаций на соответствующие цели;

б) сумм штрафов за загрязнение окружающей среды и нерациональное использова­ние природных ресурсов и другие нарушения природоохранного законодательства, санитар­ных норм и правил, а также платежей, компенсирующих причиненный при этом ущерб.

При этом налоги и другие платежи, предназначенные для зачисления в бюджет, не подлежат направлению во внебюджетные фонды. Бюджетные средства не должны пере­числяться во внебюджетные фонды.

Средства внебюджетного и валютного фонда находятся на специальных счетах, открываемых местной администрацией, изъятию не подлежат и расходуются целевым на­значением. Как отмечалось ранее, местное самоуправление имеет свою собственность, гарантированную Конституцией.

С согласия органов местного самоуправления в соответствии с их компетенцией осуществляется использование предприятиями природных ресурсов на соответствующей территории. Условия использования месторождений полезных ископаемых, находящихся на территории местного самоуправления, определяются органами местного самоуправле­ния в соответствии с законодательством. Местная администрация района определяет кво­ту на разработку месторождений полезных ископаемых, находящихся в муниципальной собственности, и устанавливает плату за их использование.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!