ГЛАВНАЯ » УЧЁБА и ОБРАЗОВАНИЕ » УЧЕБНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО » ЛЕКЦИИ по МУНИЦИПАЛЬНОМУ ПРАВУ » Лекция № 8 «Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления»

Лекция № 8 «Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления»

   Вопрос 1. Институты прямой демократии в системе местного самоуправления

 

Во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., в Между­народном пакте о гражданских и политических правах 1966 г., других международных документах закрепляются важнейшие международно-правовые стандарты осуществления публичной власти непосредственно населением- В частности, в ст. 21 Все­общей декларации прав человека определено, что каждый че­ловек имеет право принимать участие в управлении своей стра­ной непосредственно и через посредство свободно избранных представителей.

Реализация местного самоуправления как формы публичной власти в Российской Федерации, что находит свое выражение в конституционно-правовых полномочиях местного самоуправ­ления, предполагает широкое использование форм прямого во­леизъявления населения. В ч. 2 ст. 130 Конституции РФ закре­пляется следующее положение: местное самоуправление осу­ществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

В системе местного самоуправления прямое народовластие способствует эффективному решению вопросов местного зна­чения, выработке муниципальных правовых актов, имеющих большое общественное значение. Разнообразные формы прямой демократии являются связующим звеном между населением, выборными и иными органами местного самоуправления, долж­ностными лицами местного самоуправления, эффективным способом оценки деятельности органов и должностных лиц.

В ст. 25 Закона об общих принципах организации местно­го самоуправления предусматривается возможность осущест­вления полномочий органов местного самоуправления инсти­тутами прямой демократии. В поселениях с численностью жи­телей не более 100 человек, обладающих избирательными правами, проводится сход граждан для осуществления полно­мочий представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенных к его исключительной компетенции.

В гл. 5 Закона об общих принципах организации местного самоуправления выделяются следующие формы:

1) непосредственного осуществления населением местного са­моуправления;

2) участия населения в осуществлении местного самоуправ­ления.

В Законе об общих принципах организации местного са­моуправления содержатся следующие формы непосредственно­го осуществления населением местного самоуправления:

1. местный референдум (ст. 22);

2. муниципальные выборы (ст. 23);

3. голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица мест­ного самоуправления, голосование по вопросам изменения гра­ниц муниципального образования, преобразования муници­пального образования (ст. 24);

4. сход граждан (ст. 25); ,

5. правотворческая инициатива граждан (ст. 26);

6. территориальное общественное самоуправление (ст. 27);

7. публичные слушания (ст. 28);

8. собрание граждан (ст. 29);

9. конференция граждан (собрание делегатов) (ст. 30);

10. опрос граждан (ст. 31);

11. обращения граждан в органы местного самоуправления (ст. 32);

12. другие формы непосредственного осуществления насе­лением местного самоуправления и участия в его осуществле­нии (ст. 33).

Закон об общих принципах организации местного самоуправ­ления впервые закрепляет принципы законности и добровольности осуществления населением местного самоуправления.

Государственные органы и их должностные лица, органы и должностные лица местного самоуправления обязаны содей­ствовать населению в непосредственном осуществлении и уча­стии в осуществлении местного самоуправления.

 

    Вопрос 2. Формы непосредственной демократии и их краткая характеристика

 

Местный референдум

Конституция РФ считает референдум и свободные выборы высшим непосредственным выражением власти народа (ст. 3).

Местный референдум — одна из форм непосредственного ре­шения населением муниципального образования в соответствии с Конституцией РФ, федеральным законодательством, законами субъекта РФ, уставом муниципального образования наиболее важных вопросов местного значения посредством голосования граждан, обладающих правом на участие в референдуме, место жительства которых расположено в границах муниципального образования.

В одних субъектах Федерации принимаются специальные законы о местном референдуме (Московская область и др.), а в других субъектах Федерации вопросы подготовки и проведения местного референдума регулируются в кодифицированных актах: избирательных кодексах (Владимирская область и др.).

Действующий порядок организации подготовки и проведе­ния местного референдума, а также гарантии прав граждан на участие в местном референдуме регламентируются Федераль­ным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Феде­рации», Законом об общих принципах организации местного самоуправления, законами субъектов РФ, уставами муници­пальных образований.

В частности, в уставе муниципального образования должны определяться:

1) порядок назначения и проведения референдума;

2) вопросы, по которым может проводиться местный рефе­рендум;

3) порядок создания, права и обязанности соответствующих инициативных групп граждан, избирательных и иных обще­ственных объединений;

4) порядок сбора подписей жителей муниципального обра­зования в поддержку проведения местного референдума;

5) необходимое количество такого рода подписей;

6) сроки назначения местного референдума представитель­ным органом местного самоуправления;

7) порядок принятия и изменения решений референдума.

Местный референдум проводится на основе демократических принци­пов, закрепляемых Конституцией РФ, федеральными законами и при­званных обеспечить выявление свободно выраженной воли участников референдума. 

Голосование граждан по вопросам, выносимым на местный референдум, осуществляется на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздей­ствие на гражданина Российской Федерации с целью прину­дить его к участию или неучастию в референдуме либо вос­препятствовать его свободному волеизъявлению.

На местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения, отнесенные законом к ведению проводящего референдум поселения, муниципального района, городского округа, внутригородского муниципального образования городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Пределы прямого волеизъявления населения огра­ничены предметами ведения муниципального образования. Перечень этих вопросов закрепляется в уставе муниципального образова­ния в соответствии с положениями ст. 14—16 Закона об общих принципах организации местного самоуправления.

Проведение местного референдума возможно, но не обяза­тельно.

Вопросы референдума не должны ограничивать или отме­нять общепризнанные права и свободы человека и граждани­на, конституционные гарантии реализации таких прав и сво­бод. Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, и на него можно было бы дать только однознач­ный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность пра­вовых последствий принятого на референдуме решения.

Принятие органом местного самоуправления решения по существу вопроса, который может быть вынесен на референ­дум, не является обстоятельством, исключающим возможность проведения референдума по данному вопросу.

Ст. 12 Федерального закона «Об основ­ных гарантиях избирательных прав и права на участие в рефе­рендуме граждан Российской Федерации» устанавливает какие вопросы не могут выноситься на местный референ­дум. Этот перечень ограничений является закрытым и может быть расширен только путем внесения соответствующих изме­нений в указанный Федеральный закон.

В Законе указан один случай обязательного проведения местного референдума: при введении и использова­нии средств самообложения граждан (ч. 2 ст. 56 Закона об общих принципах организации местного самоуправления). Доброволь­ные платежи не должны быть разновидностью налогов или сборов и потому могут устанавливаться только самим населе­нием.

В современных условиях можно выделить две основные фор­мы местного референдума:

1) правоустанавливающий (нормотворческий), проводимый для утверждения подготовленного инициативной группой на­селения или органами местного самоуправления проекта муни­ципального правового акта;

2)  консультативный (совещательный), проводимый, напри­мер, для определения одного из предложенных органами мест­ного самоуправления вариантов или направлений развития му­ниципального образования.

Местный референдум может проводиться только на всей территории муниципального образования.

Орган местного самоуправления, уполномоченный прини­мать решение о назначении референдума, вправе отказать в назначении референдума только в случае нарушения законо­дательства при выдвижении инициативы проведения референ­дума.

Значимость местного референдума как высшего непосред­ственного выражения воли населения муниципального образо­вания при решении вопросов местного значения выражена в положениях ч. 7 ст. 22 Закона об общих принципах органи­зации местного самоуправления, согласно которой решение, принятое на местном референдуме, подлежит обязательному ис­полнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государствен­ной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления. При изменении законодательства решение местного референдума будет действовать лишь в части, не про­тиворечащей принятому закону.

Решение о проведении местного референдума, а также при­нятое на местном референдуме решение может быть обжало­вано в судебном порядке гражданами, органами местного само­управления, прокурором, уполномоченными федеральным за­коном органами государственной власти.

Принятое на местном референдуме решение может быть отменено или изменено путем принятия иного решения на мест­ном референдуме, но не ранее двух лет после его принятия либо признания недействительным в судебном порядке. Суд может отменить решение, принятое на местном референдуме, по основаниям, предусмотренным ст. 73 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на уча­стие в референдуме граждан Российской Федерации».

 

Муниципальные выборы

► Муниципальные выборы — это форма прямого волеизъявле­ния граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), закона­ми субъектов РФ, уставами муниципальных образований в целях формирования органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.

В ч. 2 ст. 130 Конституции РФ определено, что местное самоуправление осуществляется гражданами путем референду­ма, выборов, других форм прямого волеизъявления, через вы­борные и другие органы местного самоуправления.

Муниципальные выборы, как местный референ­дум, являются необходимым элементом народовластия, одним из способов вовлечения населения в управление делами госу­дарства и осуществление местного самоуправления, высшим непосредственным выражением воли населения муниципально­го образования.

Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах, защита демокра­тических принципов и норм избирательного права.

В отличие от местного референдума, обязательность про­ведения которого федеральным законом не установлена, муни­ципальные выборы являются периодическими, обязательными и должны проводиться в сроки, обеспечивающие соблюдение установленных законом сроков полномочий формируемых ор­ганов, депутатов и выборных должностных лиц.

Можно выделить ряд характерных черт выборов как одного из институтов, обеспечивающих функционирование местной публичной власти:

являются одним из основных и обязательных ин­ститутов прямой демократии;

выступают как часть и исходное начало пред­ставительного властвования жителей;

позволяют гражданам непосредственно вклю­чаться в управление делами своих муниципальных образова­ний;

по своим масштабам представляют собой общемуниципальное политическое мероприятие;

выступают одним из элементов структурирования гражданского общества.

Помимо формирования выборных органов, избрания депу­татов и выборных должностных лиц местного самоуправления, в ходе муниципальных выборов решаются и другие задачи.

Нормативно-правовую базу муниципальных выборов со­ставляют акты четырех уровней правового регулирования:

1) международный (Европейская хартия местного самоуправ­ления, содержащая общие положения о выборности органов местного самоуправления);

2) федеральный (Конституция РФ, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закон об об­щих принципах организации местного самоуправления; Феде­ральный закон от 26 ноября 1996 г. № 138-Ф3 «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»);

3) региональный, где на основе федерального законодатель­ства осуществляется правовое регулирование порядка органи­зации и проведения муниципальных выборов (избирательные кодексы и законы);

4) муниципальный (устав муниципального образования).

Основу избирательного законодательства в Российской Фе­дерации составляют положения ст. 32 Конституции РФ, в со­ответствии с которой право избирать и быть избранным в ор­ганы местного самоуправления принадлежит каждому гражда­нину Российской Федерации, постоянно проживающему на соответствующей территории и достигшему 18-летнего возрас­та. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Муниципальные выборы подразделяются на:

основные (очередные), которые проводятся по окончании установленного законом и уставом муниципального образования срока полномочий депутатов, членов выборного органа и вы­борного должностного лица местного самоуправления. Закре­пляемый в уставе муниципального образования срок их полно­мочий не может быть менее двух и более пяти лет;

досрочные, проводятся в случаях досрочного прекращения полномочий депутата, всего представительного органа, иного выборного органа и выборного должностного лица местного самоуправления;

повторные - проводятся в случаях:

■ выбытия всех кандидатов,

■ признания выборов несостоявшимися, недействительны­ми либо если кандидат, избранный по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, не сложил с себя полномочия, не совместимые со статусом депута­та, а кандидат, избранный на должность выборного должностного лица, — полномочия, не совместимые со статусом выборного должностного лица,

■ когда по итогам голосования остались незамещенные мандаты в многомандатном избирательном округе;

дополнительные, которые проводятся в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одноман­датному или многомандатному избирательному округу.

Повторные и (или) дополнительные выборы не назначают­ся и не проводятся, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более одного года.

Законом субъекта РФ устанавливаются виды избирательных систем (мажоритарная, пропорциональная, смешанная), кото­рые могут применяться при проведении муниципальных вы­боров, и порядок их применения.

Под избирательной системой понимаются условия признания кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов — до­пущенными к распределению депутатских мандатов, а также по­рядок распределения депутатских мандатов между списками кан­дидатов и внутри списков кандидатов.

При проведении муниципальных выборов могут использоваться:

а) мажоритарная избирательная система;

б) пропорциональная избира­тельная система;

в) смешанная избирательная система (пропорциональ­но-мажоритарная).

Муниципальные выборы проводятся в определенных временных рамках, что предполагает определенную последовательность избира­тельных действий, проводимых в период избирательной кампании, ко­торая начинается со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов и протекает до дня пред­ставления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.

В соответствии с установленными видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образова­нии. Условия применения видов избирательных систем в му­ниципальных образованиях могут зависеть от численности из­бирателей в муниципальном образовании, вида муниципально­го образования и других обстоятельств, определяемых законом субъекта РФ.

Муниципальные выборы организуют и проводят избирательные комис­сии. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» уста­навливает общие условия формирования указанных избирательных ко­миссий, их полномочия. Избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные, участковые комиссии фор­мируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских манда­тов.

К избирательным комиссиям, организующим и обеспечивающим подготовку и проведение муниципальных выборов, относятся:

а) изби­рательные комиссии муниципальных образований;

б) окружные изби­рательные комиссии;

в) участковые избирательные комиссии. В соответствии с Законом об общих принципах организации местного самоуправления, Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референду­ме граждан Российской Федерации» муниципальные выборы осуществляются на основе общих принципов избирательного права Российской Федерации.

Избирательная комиссия муниципального образования, организующая подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, является муниципальным органом и не входит в структуру органов мест­ного самоуправления.

Окружные избирательные комиссии формируются в случаях, преду­смотренных законом, при проведении выборов по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам.

Участковые комиссии формируются в период избирательной кампа­нии в сроки, установленные законом, для обеспечения процесса голосо­вания избирателей и подсчета голосов избирателей. На выборах в орга­ны местного самоуправления-полномочия участковой комиссии могут быть возложены на иную комиссию, действующую в границах избира­тельного участка.

Для проведения муниципальных выборов образуются одномандат­ные и (или) многомандатные избирательные округа либо определяется еди­ный избирательный округ. Единый избирательный округ образуется по выборам главы муниципального образования: он включает в себя всю территорию соответствующего муниципального образования.

Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей не позднее чем за 45 дней до дня голосования образуются избирательные участки из расчета не более чем три тысячи избирателей на каждом уча­стке.

Информационное обеспечение муниципальных выборов призвано обес­печить гласность выборов, создать условия для осознанного волеизъ­явления избирателей. Оно включает в себя: а) информирование изби­рателей; б) предвыборную агитацию.

Граждане участвуют в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Вы­боры являются свободными и добровольными. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению. Муници­пальные выборы проводятся открыто и гласно.

Принцип всеобщего избирательного права означает, что граж­данин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, имеет право избирать (активное избирательное право), а по достижении возраста, установленного Конституци­ей РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), за­конами субъектов РФ, но не моложе 21 года, — быть избранным в органы местного самоуправления (пассивное избирательное право). Установление максимального возраста кандидата не до­пускается.

Не имеют права избирать, быть избранными граждане, при­знанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, а также граждане Рос­сийской Федерации:

осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голо­сования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом РФ, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и не­погашенную судимость за указанные преступления;

подвергнутые административному наказанию за соверше­ние административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвер­гнутым административному наказанию;

в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных п. 1 ст. 56, либо совершения действий, предусмотренных подп. «ж» п. 7 и подп. «ж» п. 8 ст. 76 Федерального закона «Об основ­ных гарантиях избирательных прав и права на участие в рефе­рендуме граждан Российской Федерации», если указанные на­рушения либо действия совершены до дня голосования на вы­борах в течение установленного законом срока полномочий органа местного самоуправления, в которые назначены выбо­ры, либо должностного лица, для избрания которого назначе­ны выборы.

Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Законом такое право может быть предоставлено и граж­данину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа.

Ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина Российской Фе­дерации на определенной территории Российской Федерации, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина Российской Федерации на данной территории, устанавливаются только Конституцией РФ.

На основании международных договоров Российской Феде­рации и в соответствии с действующим законодательством иностранные граждане, постоянно проживающие на террито­рии соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного само­управления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах на тех же условиях, что и граждане Рос­сийской Федерации.

Граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранно­го государства, вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным до­говором Российской Федерации.

Принцип равного избирательного права означает предоставле­ние равных оснований участия в выборах граждан Российской Федерации. В ходе избирательной кампании никто не облада­ет какими-либо преимуществами по отношению к другим кан­дидатам или другим избирателям. Гражданин реализует свое избирательное право независимо от пола, расы, национально­сти, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убежде­ний, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Каждый избиратель имеет один голос и может быть вклю­чен только в один список для голосования. Если в ходе вы­боров допускается наличие у избирателя более одного голоса, то каждый избиратель должен иметь равное число голосов.

Принцип прямого избирательного права означает, что граждане Российской Федерации голосуют на выборах за кандидатов (списки кандидатов), а в случаях, предусмотренных законода­тельством Российской Федерации, — за или против кандидата непосредственно. В ходе муниципальных выборов напрямую, без каких-либо промежуточных этапов, осуществляется избрание лица на ту выборную должность, которая оказалась вакантной, а также избрание депутатов, членов выборного органа соответ­ственно в тот представительный или выборный орган, который необходимо сформировать в ходе выборов.

Принцип тайного голосования означает, что в процессе голо­сования исключается возможность какого-либо контроля во­леизъявления гражданина.

Участие гражданина в муниципальных выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах либо воспре­пятствовать его свободному волеизъявлению.

Открытость и гласность муниципальных выборов предполагает, что назначение, подготовка и проведение выборов осуществляется открыто и гласно.

Муниципальные выборы являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий вы­борных органов и должностных лиц местного самоуправления. Федераль­ный закон устанавливает гарантии обязательности и периодичности Проведения муниципальных выборов.

Судебная защита избирательных прав и свобод участников муници­пальных выборов, гарантируемая Конституцией РФ, Федеральным зако­ном «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», другими федераль­ными законами, призвана обеспечить легитимный, публичный и демо­кратический характер муниципальных выборов.

Списки избирателей — это перечни граждан, обладающих ак­тивным избирательным правом.

В процессе подготовки к проведению выборов в соответ­ствии с принципом всеобщего избирательного права и в целях обеспечения реализации каждым гражданином своего права на участие в голосовании, ознакомления граждан с данными о себе, содержащимися в списках, уточнения этих сведений, проведения голосования и определения результатов выборов осуществляются учет и регистрация избирателей. Регистрации подлежат все избиратели, проживающие на территории муни­ципального образования.

Учет избирателей осуществляется главой местной админи­страции муниципального района, городского округа, внутриго­родской территории города федерального значения, а в случа­ях, предусмотренных законом города федерального значения, — руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения.

Избиратель имеет право на беспрепятственный доступ к до­кументированной информации (персональным данным) о себе, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полно­ты и достоверности, а также имеет право знать, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию, кем и кому она предоставлена.

Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании. Средства избирательных фондов имеют целевое назначение и могут использоваться только на покрытие рас­ходов, связанных с проведением своей избирательной кампа­нии.

► Под анонимным жертвователем понимается гражданин, который не указал в платежном документе на внесение пожертвования лю­бое из следующих сведений: фамилию, имя и отчество, адрес места жительства (или указал недостоверные сведения); либо юридиче­ское лицо, о котором в платежном документе на внесение пожерт­вования не указано любое из следующих сведений: идентификаци­онный номер налогоплательщика, наименование, банковские реквизиты (или указаны недостоверные сведения).

 

Институт отзыва в системе местного самоуправления 

Важной формой непосредственного осуществления населе­нием местного самоуправления и формой прямого народовла­стия является голосование избирателей по отзыву депутата, члена выборного органа и выборного должностного лица местного самоуправления.

Отзыв представляет собой отрицательное отношение избирате­лей к противоправным решениям или действиям (бездействию) депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления, выраженное в процессе голосо­вания за досрочное прекращение полномочий выборных лиц по воле избирателей.

Институт отзыва призван обеспечить реализацию предусмо­тренной законом ответственности выборных лиц перед населе­нием.

Депутаты, выборные должностные лица местного самоуправления используют в своей деятельности такие формы взаимодействия с насе­лением, как:

а) встречи с избирателями;

б) работа с обращениями граждан;

в) информирование избирателей о своей деятельности и деятельности органов местного самоуправления;

г) участие в организации и проведении собраний (сходов), конференций граждан;

д) участие в организации территориального общественного самоуправления.

В ст. 24 Закона об общих принципах организации местно­го самоуправления закреплен ряд положений, касающихся про­цедуры отзыва.

Процедура отзыва включает следующие стадии: инициирование про­ведения голосования по отзыву; назначение голосования по отзыву; подготовка к проведению голосования по отзыву; проведение агитаци­онной кампании; голосование и определение результатов голосования по отзыву.

В ст. 24 Закона об общих принципах организации местно­го самоуправления предусматривается необходимость проведе­ния голосования на всей территории или на части территории муниципального образования и получения согласия населения на изменение границ муниципального образования или его преоб­разование.

Голосование назначается представительным органом муни­ципального образования.

Порядок проведения голосования аналогичен порядку, уста­новленному федеральным законом и принимаемым в соответ­ствии с ним законом субъекта РФ для проведения местного референдума, с учетом особенностей, вытекающих из Закона об общих принципах организации местного самоуправления.

Итоги голосования по вопросам изменения границ, преоб­разования муниципального образования и принятые решения подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

 

Сход граждан

Формой прямого волеизъявления граждан при осуществле­нии местного самоуправления Закон об общих принципах ор­ганизации местного самоуправления признает также сход граж­дан. Этот институт непосредственной демократии имеет дли­тельную историю своего развития: он активно применялся в дореволюционной России, в советское время, используется и в современный период.

В годы советской власти не устанавливалось принципиаль­ных различий между сходами и собраниями граждан. Правовое положение собраний (сходов) граждан закреплялось в норма­тивных правовых актах в качестве одной из форм решения на­селением различных вопросов по месту жительства. Определял­ся конкретный перечень вопросов, которые находились в ве­дении собраний (сходов).

Собрание и сход граждан имеют схожую природ но упо­требление различных терминов все же не случайно. Сход тради­ционно воспринимался как собрание сельских жителей, форма временного объединения людей с целью выработки и принятия коллективного решения в сравнительно небольших по числен­ности поселениях по вопросам хозяйственной и социально- культурной жизни. Сход имел возможность (и право) принимать обязательные для всего поселения решения.

► Под собранием понимается временное объединение жителей небольшого населенного пункта или части населенного пункта в конкретно определенное время для коллективного обсуждения и решения каких-либо местных проблем и вопросов.

Принятое на собрании решение не выходит за круг инте­ресов собравшихся граждан и потому носит локальный и ре­комендательный характер.

С начала 90-х гг. XX в. собрания, сходы граждан включа­ются в механизм местного самоуправления, а их статус закре­пляется уже законом. Например, Закон РФ от 6 июля 1991 г. «О местном самоуправлении в Российской Федерации» отно­сил собрания (сходы) граждан к числу форм осуществления территориального общественного самоуправления.

Закон об общих принципах организации местного само­управления разграничил понятия схода и собрания граждан.

В ст. 25 Закона об общих принципах организации местно­го самоуправления определяется, что сход граждан проводится в поселении для решения вопросов местного значения.

В ст. 29 Закона об общих принципах организации местно­го самоуправления определено, что собрания граждан могут проводиться на части территории муниципального образования для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления.

Теперь только сход граждан осуществляет полномочия пред­ставительного органа местного самоуправления в полном объеме, включая вопросы, отнесенные к исключительной компетенции представительного органа, в случаях, когда представительный ор­ган не образуется в соответствии с уставом муниципального об­разования.

Сход проводится в поселении с численностью жителей, об­ладающих избирательным правом, не более 100 человек. Глава муниципального образования осуществляет созыв схода по соб­ственной инициативе либо по инициативе группы жителей по­селения численностью не менее 10 человек. Порядок реализа­ции такой инициативы определяется уставом муниципального образования.

Председательствует на сходе глава муниципального образо­вания, хотя сход вправе избрать председателем и иное лицо. Обеспечивает проведение схода глава местной администрации. Он решает организационные, финансовые, информационные и иные вопросы обеспечения схода. Выборные лица местного самоуправления участвуют в сходе граждан в обязательном по­рядке. Однако их отсутствие не является основанием призна­ния неправомочности схода.

Сход правомочен принимать решения при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избиратель­ным правом. Решения принимаются большинством голосов участников схода граждан.

Решения схода граждан являются актами высшей юридиче­ской силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории поселе­ния. Иные муниципальные правовые акты не должны противо­речить правовым актам, принятым на сходе граждан.

Принятые на сходе решения подлежат официальному опу­бликованию (обнародованию).

 

Территориальное общественное самоуправление 

Под территориальным общественным самоуправлением по­нимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по во­просам местного значения.

Институт территориального общественного самоуправления прошел длительный путь своего становления, оптимизации со­держания и совершенствования форм реализации. В Законе РФ от 6 июля 1991 г. № 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации» была отдельная глава, посвященная территориальному общественному самоуправлению. Система территориального общественного самоуправления включала об­щие собрания (сходы) граждан, конференции граждан, мест­ные референдумы, иные формы непосредственной демократии, органы территориального общественного самоуправления на­селения (советы или комитеты микрорайонов, жилищных ком­плексов, поселков, сельских населенных пунктов), а также иные органы самоуправления населения по месту жительства (советы или комитеты улиц, кварталов, домов и т.п.).

Закон об общих принципах организации местного само­управления установил, что территориальное общественное са­моуправление осуществляется непосредственно населением в границах территории, определяемой представительным орга­ном поселения по предложению граждан, проживающих на этой территории. Это может быть подъезд многоквартирного жилого дома, многоквартирный жилой дом, группа жилых домов, жилой микрорайон, сельский населенный пункт (не являющийся по­селением), иные территории проживания граждан.

В отличие от общественных объединений органы территориального общественного самоуправления действуют исключительно в пределах части территории муниципального образования, населенного пункта. Они объединяют население не на основе членства, связанного с каки­ми-либо условиями (соблюдение устава, уплата членских взносов и т. п.), а на основе совместной работы по выполнению определенных задач в области обслуживания общественных потребностей граждан, удовлетворения их культурно-бытовых и иных запросов, охраны их прав и интересов.

Порядок организации и осуществления территориального об­щественного самоуправления, условия и порядок выделения не­обходимых для этого средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправ­ления. Участие населения в осуществлении территориального общественного самоуправления является добровольным.

Территориальное общественное самоуправление осуществляется в поселениях непосредственно населением посредством проведения со­браний и конференций граждан, а также создания органов территори­ального общественного самоуправления.

Территориальное общественное самоуправление может осуществ­ляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не яв­ляющийся поселением; иные территории проживания граждан.

Выделяются два направления осуществления территориально­го общественного самоуправления:

проведение собраний и конференций граждан;

создание органов территориального общественного само­управления, которые избираются на собраниях или конферен­циях граждан, проживающих на соответствующей территории.

Собрания проводятся по инициативе населения, представи­тельного органа местного самоуправления, главы муниципаль­ного образования, а также в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления. Порядок на­значения и проведения собрания граждан в целях осуществле­ния территориального общественного самоуправления, а также компетенция собрания определяются уставом территориального общественного самоуправления. Собрание по вопросам орга­низации и осуществления территориального общественного са­моуправления правомочно при участии в нем не менее поло­вины жителей соответствующей территории, достигших возрас­та 16 лет.

Полномочия собрания граждан могут осуществляться кон­ференцией граждан (собранием делегатов) в случаях и в по­рядке, предусмотренных уставом муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления, нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправления. Конференция считается правомоч­ной при участии в ней не менее двух третей избранных на со­браниях граждан делегатов, представляющих не менее полови­ны жителей соответствующей территории, достигших возраста 16 лет.

Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации уполномоченным орга­ном соответствующего поселения принятого на собрании, конференции устава территориального общественного само­управления. Порядок такой регистрации определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными право­выми актами представительного органа муниципального об­разования.

Устав территориального общественного самоуправления не отнесен законом к муниципальным правовым актам. Устав действует только в границах данного территориального общественного самоуправления.

В действующем законодательстве содержится весьма проти­воречивая формулировка, касающаяся предоставления прав юридического лица. В ч. 5 ст. 27 Закона об общих принципах организации местного самоуправления закреплено, что терри­ториальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит госу­дарственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.

Данная формулировка требует уточнения и корректировки с учетом требований гражданского законодательства. Ведь тер­риториальное общественное самоуправление — это самооргани­зация граждан для осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Допустимо ли самоорганизацию считать юридическим лицом? Не случайно в соответствии со ст. 41 Закона об общих принципах организации местного са­моуправления права юридического лица предоставляются не муниципальному образованию, а органам местного самоуправ­ления.

 

 

 

Правотворческая инициатива граждан

Правотворческая инициатива граждан реализуется в форме внесения подготовленного инициативной группой граждан про­екта муниципального правового акта на рассмотрение органа или должностного лица местного самоуправления, к компетен­ции которых относится принятие соответствующего акта, в по­рядке, предусмотренном федеральным законом и нормативным правовым актом представительного органа муниципального об­разования.

Эта форма прямой демократии была закреплена еще в ст. 25 Федерального закона от 28 августа 1995 г. «Об общих принци­пах организации местного самоуправления в Российской Фе­дерации». В соответствии с названным Законом населению предоставлялось право вносить проекты правовых актов по во­просам местного значения в органы местного самоуправления в порядке, предусмотренном уставом муниципального образо­вания. Орган местного самоуправления обязан был рассмотреть этот проект на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения обнародовать. Детальной регламентации этой процедуры в законе не было.

Закон об общих принципах организации местного само­управления закрепил основные требования к порядку реализа­ции правотворческой инициативы граждан.

Близкий к российскому варианту петиционный порядок реализации правотворческой инициативы граждан предусмо­трен в законодательстве некоторых европейских государств, на­пример, в Австрии, Испании, Италии. Общим для них являет­ся то, что принятие решения по существу правотворческой инициативы граждан полностью зависит от благожелательного или отрицательного отношения соответствующих органов и должностных лиц местного самоуправления к такой инициа­тиве. Они могут отказать гражданам в принятии инициируе­мого ими проекта муниципального правового акта по самым различным основаниям, достаточно легко отклонить все неже­лательные для местной власти инициативы. Российский феде­ральный закон не предусматривает, как, например, в США при реализации подобной процедуры, преодоление отрицательного решения муниципальных органов и должностных лиц через об­ращение к местному референдуму.

Органы и должностные лица местного самоуправления не обязаны доводить до сведения всех граждан (обнародовать) принятое ими по результатам рассмотрения поступившей пра­вотворческой инициативы решение, достаточно направить официальное письмо только самой инициативной группе.

Правотворческая инициатива граждан как институт прямой демократии пока не получила широкого распространения в практике российского местного самоуправления. Не в по­следнюю очередь на это влияет сложная подготовительная ра­бота (трудности с подготовкой проекта муниципального право­вого акта, отвечающего всем предъявляемым требованиям; проведение работы по убеждению граждан в необходимости принятия такого акта; агитация населения в поддержку именно данного варианта правового акта; необходимость сбора боль­шого числа подписей граждан в поддержку инициативы (осо­бенно в крупных по численности населения муниципальных образованиях, где 2—3% подписей, а это сотни или тысячи че­ловек); отсутствие законодательной регламентации финансово­го обеспечения правотворческой инициативы) при совсем не гарантированном положительном результате этой работы.

 

Публичные слушания

Публичные слушания — открытые обсуждения проектов муни­ципальных правовых актов с участием жителей муниципального образования, проводимые представительным органом муници­пального образования, главой муниципального образования.

Публичные слушания являются новой формой участия на­селения в осуществлении местного самоуправления, предусмо­тренной ст. 28 Закона об общих принципах организации мест­ного самоуправления.

В предшествующие годы проведение публичных слушаний регламентировалось законодательством некоторых субъектов РФ, а также нормативными правовыми актами отдельных му­ниципальных образований. Широкого распространения прак­тика проведения публичных слушаний не получила, прежде всего из-за отсутствия соответствующего правового регулиро­вания этого института на федеральном уровне.

Публичные слушания обеспечивают реализацию принципа гласности в деятельности органов местного самоуправления, укрепляют связи органов и должностных лиц местного само­управления с населением, способствуют информационной от­крытости принимаемых решений, что позволяет гражданам влиять на выработку этих решений.

Действующее федеральное законодательство все шире ис­пользует механизм публичных слушаний, закрепляя обязатель­ность их проведения органами местного самоуправления в са­мых различных ситуациях.

Например, в соответствии со ст. 28 Градостроительного ко­декса РФ требуется проведение публичных слушаний граждан по проектам генеральных планов поселений и городских окру­гов, в том числе по внесению в эти планы изменений.

Статья 9 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174- ФЗ «Об экологической экспертизе» относит к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов организацию общественных обсуждений, проведение опросов, местных референдумов о предполагаемой хозяйственной и иной деятельности, подлежащей экологиче­ской экспертизе.

Регулируя право ограниченного пользования чужим земель­ным участком (сервитут), ст. 23 ЗК РФ устанавливает, что пу­бличный сервитут может устанавливаться нормативным право­вым актом органа местного самоуправления в случаях, когда это необходимо для обеспечения интересов местного само­управления или местного населения и только с учетом резуль­татов публичных слушаний.

Порядок организации и проведения публичных слушаний опре­деляется уставом муниципального образования и (или) норма­тивными правовыми актами представительного органа местно­го самоуправления.

Инициатива проведения публичных слушаний может исходить от населения, представительного органа местного самоуправле­ния, главы муниципального образования. Если инициатива проведения публичных слушаний принадлежит населению или представительному органу, то решение о назначении слушаний принимает представительный орган, если главе муниципально­го образования, то решение принимает он сам.

Представительный орган муниципального образования обя­зан заблаговременно оповещать население о времени и месте проведения публичных слушаний, принимать меры для забла­говременного ознакомления жителей муниципального образо­вания с проектом муниципального правового акта и их участия в публичных слушаниях.

Закон об общих принципах организации местного са­моуправления определяет перечень документов и вопросов, которые обязательно должны выноситься на публичные слу­шания:

  • проект устава муниципального образования, а также про­ект муниципального правового акта о внесении в устав изме­нений и дополнений;
  • проект местного бюджета и отчет о его исполнении;
  • проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки;
  • проекты планировки территорий и проекты межевания территорий;
  • вопросы предоставления разрешений на условно разре­шенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства;
  • вопросы отклонения от предельных параметров разре­шенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
  • вопросы изменения одного вида разрешенного исполь­зования земельных участков и объектов капитального строи­тельства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки;
  • вопросы о преобразовании муниципальных образований.

Уставом муниципального образования, нормативными пра­вовыми актами представительного органа местного самоуправ­ления этот перечень может расширяться и предусматривать до­полнительные вопросы для обсуждения.

Результаты публичных слушаний подлежат опубликованию (обнародованию).

Практика реализации требований Закона об общих прин­ципах организации местного самоуправления о проведении пу­бличных слушаний свидетельствует о возникающих проблемах, требующих своего правового урегулирования. В частности, при регистрации уставов муниципальных образований и муници­пальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования учитывается обязательное предварительное проведение публичных слушаний по этим во­просам, даже тогда, когда эти изменения вызваны исполнени­ем вступившего в законную силу решения суда.

 

Собрание граждан, конференция граждан (собрание делегатов)

Собрание граждан, конференция граждан (собрание делега­тов) являются формами обсуждения гражданами вопросов мест­ного значения, информирования населения о деятельности орга­нов и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части тер­ритории муниципального образования.

Конференция (собрание делегатов) осуществляет полномочия собрания граждан и проводится в случаях, установленных уста­вом муниципального образования и (или) нормативными пра­вовыми актами представительного органа муниципального об­разования. Делегаты на конференцию избираются гражданами на собраниях путем открытого голосования по норме предста­вительства, предусматривающей избрание одного делегата от определенного количества жителей, достигших установленного уставом или нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления возраста, дающего право на участие в собрании граждан (16—18 лет).

Собрание граждан проводится по инициативе населения, представительного органа местного самоуправления, главы му­ниципального образования, а также в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления.

Свобода собраний граждан гарантирована ст. 31 Конститу­ции РФ, и эта свобода не может сводиться только к реализа­ции задач местного самоуправления. В соответствии с законом граждане имеют право самостоятельно проводить собрания в рамках общественной самодеятельности по вопросам, пред­ставляющим общественный интерес (собрания жителей, пен­сионеров, родителей, защитников животных и др.).

Закон об общих принципах организации местного само­управления акцентирует внимание лишь на тех собраниях, про­ведение которых связано с участием населения в осуществле­нии местного самоуправления.

Собрание граждан, проводимое по инициативе населения или представительного органа местного самоуправления, на­значается представительным органом в порядке, установленном уставом муниципального образования. Собрание, проводимое по инициативе главы муниципального образования, назначает­ся главой муниципального образования. Порядок назначения и проведения собрания граждан в целях осуществления терри­ториального общественного самоуправления определяется уста­вом территориального общественного самоуправления.

Участие в собрании жителей муниципального образования (части муниципального образования) является свободным и до­бровольным. Каждый участвует в собрании лично, на равных основаниях и имеет один голос.

Для ведения собрания обычно избирается открытым голосо­ванием президиум собрания (председатель собрания, его замести­тель, секретарь собрания, который ведет протокол собрания).

Решение принимается чаще всего открытым голосованием. При необходимости проведения тайного голосования собрание избирает счетную комиссию. На собрании может создаваться рабочая группа по подготовке (доработке) проекта решения собрания.

Обращения, принятые собранием граждан, подлежат обяза­тельному рассмотрению органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых относится решение вопросов, содержащихся в обращениях, с направле­нием письменного ответа. Закон, к сожалению, не уточняет, кому направляется такой письменный ответ, ведь ни само со­брание, ни его президиум не являются постоянно действующи­ми. Результаты рассмотрения принятых собранием обращений целесообразно официально опубликовывать (обнародовать).

Собрание граждан, проводимое по вопросам, связанным с осуществлением территориального общественного самоуправ­ления, принимает решения по вопросам своей компетенции, установленной уставом территориального общественного са­моуправления.

Итоги собрания граждан, конференции граждан (собрания делегатов) подлежат официальному опубликованию (обнародо­ванию).

 

Опрос граждан

Опрос граждан является формой выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами и должностными лицами местного самоуправления или органами государственной власти.

Опрос граждан может проводиться на всей территории му­ниципального образования или на его части. В опросе имеют право участвовать жители муниципального образования, обла­дающие избирательным правом.

Порядок назначения и проведения опроса граждан определя­ется уставом муниципального образования и (или) норматив­ными правовыми актами представительного органа местного самоуправления.

Инициатива проведения опроса граждан может принадле­жать:

1) представительному органу местного самоуправления или главе муниципального образования — по вопросам местного значения;

2) органам государственной власти субъекта РФ — для уче­та мнения граждан при принятии решений об изменении це­левого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения.

Результаты опроса носят рекомендательный характер.

 

Обращения граждан в органы местного самоуправления

Обращениями граждан в органы местного самоуправления являются изложенные в устной или письменной форме индиви­дуальные или коллективные предложения, заявления, жалобы и ходатайства граждан.

Статья 33 Конституции РФ закрепляет право граждан об­ращаться лично, а также направлять индивидуальные и кол­лективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Процессуальные гарантии данной конституционной нормы закреплены в Федеральном законе от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В предшествующий период порядок рассмотрения обраще­ний граждан долгие годы регулировался лишь Указом Прези­диума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. № 2534-VII «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан». Общие положения, касающиеся обращения граждан в органы местного самоуправления, были закреплены и в ст. 26 Федерального закона «Об общих принципах организации мест­ного самоуправления в Российской Федерации».

Закон об общих принципах организации местного само­управления определил, что порядок и сроки рассмотрения об­ращений граждан в органы местного самоуправления устанавли­ваются законами субъектов РФ и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами представительных ор­ганов муниципальных образований.

Обращения граждан в органы местного самоуправления, с одной стороны, служат цели реализации конкретных прав граждан и соответствующей обязанности органов местного са­моуправления принять меры по обеспечению этих прав в рам­ках ответственности публичной власти перед гражданами, с другой — обращения граждан можно рассматривать как фор­му обратной связи между населением и муниципальной вла­стью.

Возможность граждан через институт обращений влиять на действия и решения органов и должностных лиц местного са­моуправления, добиваться соответствия этих решений интересам населения способствует становлению в муниципальных образо­ваниях демократической системы местной власти. Важно при этом, чтобы такая возможность подкреплялась действенным ме­ханизмом ответственности органов и должностных лиц местно­го самоуправления за волокиту при рассмотрении обращений, необоснованные отказы в принятии и рассмотрении обращений граждан, дачу ответа не по существу обращения и иные нару­шения прав граждан.

Обращения граждан в органы местного самоуправления осу­ществляются свободно и добровольно. Обращение должно содер­жать необходимые сведения о заявителе. Анонимные обраще­ния не рассматриваются.

Предложение — это обращение гражданина, направленное на совершенствование организации и деятельности органов и долж­ностных лиц местного самоуправления, принимаемых муници­пальных нормативных правовых актов, улучшение социально- экономической и иных сфер местной жизни, деятельности предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории муниципального образования, по решению вопросов местного значения, реализации прав и свобод граждан. Заявление — это обращение гражданина с просьбой о содей­ствии в реализации принадлежащих ему или другим лицам прав, предусмотренных Конституцией РФ и действующим законода­тельством.

Заявление — обращение гражданина по поводу реализации принад­лежащих ему прав, закрепленных Конституцией РФ, иными законами Российской Федерации, законами субъектов Федерации.

Жалоба — обращение гражданина с просьбой о восстановле­нии или защите его нарушенных прав, свобод или законных инте­ресов либо прав, свобод или законных интересов других лиц, нарушенных действиями (бездействием), ре­шениями органов местного самоуправления, их должностными и вы­борными лицами руководителями предприятий, учреждений и общест­венных объединений.

Ходатайство — это письменное обращение гражданина с просьбой о при­знании за ним определенного статуса, прав, льгот, гарантий и преимуществ, с представлением необходимых документов, их подтверждающих.

Коллективное обращение — обращение двух или более граждан в письменном виде, содержащее частный интерес, либо обращение, принятое на митинге, собрании и подписанное организаторами и (или) участниками митинга или собрания, имеющее общественный характер.

Устное обращение гражданина в органы и к должностным лицам местного самоуправления возможно в ходе личного при­ема граждан руководителями органов и должностными лицами местного самоуправления, в ходе отчетов этих лиц перед на­селением, их встреч и бесед с жителями муниципального об­разования, по телефону и в иных формах. Информация о по­рядке личного приема граждан, месте, днях и часах приема доводится до сведения населения.

Должностные лица местного самоуправления обязаны дать письменный ответ по существу обращений граждан в органы местного самоуправления в течение одного месяца. Этот срок может быть продлен руководителем органа местного самоуправ­ления, должностным лицом местного самоуправления в исклю­чительных случаях не более чем на 30 дней, в том числе при необходимости направления в иной орган запроса о предостав­лении документов и материалов, без которых невозможно объ­ективное рассмотрение обращения. Гражданин уведомляется о продлении срока рассмотрения его обращения.

За нарушение должностным лицом местного самоуправле­ния порядка и срока письменного ответа на обращения граж­дан в органы местного самоуправления законом субъекта РФ устанавливается административная ответственность.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!