ГЛАВНАЯ » УЧЁБА и ОБРАЗОВАНИЕ » УЧЕБНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО » ЛЕКЦИИ по МУНИЦИПАЛЬНОМУ ПРАВУ » Лекция № 6 «Краткая характеристика основных принципов МСУ»

Лекция № 6 «Краткая характеристика основных принципов МСУ»

    Вопрос 1. Самостоятельность решения населением вопросов местного значения

 

В соответствии со ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление призвано обеспечивать самостоятельное решение населением вопросов местного значения. В этом — суть местного самоуправления.

Нормы муниципального права, закрепляя принцип самостоятель­ности местного самоуправления, выделяют следующие основные черты, характеризующие его содержание:

   1. Самостоятельное решение населением вопросов местного значения осуществляется путем местного референдума, муниципальных выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.

Конкретные формы осуществления местного самоуправления, структура его органов определяются населением самостоятельно. Эти и другие вопросы организации и осуществления местного самоуправле­ния регулируются уставом муниципального образования, который раз­рабатывается и принимается муниципальным образованием самостоя­тельно.

   2. Реализация данного принципа предполагает обеспечение финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы.

Однако обеспечение реальной хозяйственной самостоятельности муниципальных образований сталкивается с большими трудностями. Хотя до­ля местных бюджетов в консолидированном бюджете Российской Фе­дерации составляет около 20-25%, расходные полномочия, финансируе­мые из местных бюджетов, составляют в нем более 30%: расходы существен­но превышают доходную базу муниципальных образований. Финансово-экономическое состояние местного самоуправ­ления определяется во многом общим состоянием экономики государ­ства, его финансовой системы.

   3. Муниципальное законодательство, гарантируя самостоятельность местного самоуправления, запрещает органам государственной власти вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

Муниципальные образования самостоятельно устанавливают обще­обязательные правила по предметам своего ведения, принимают планы и программы развития муниципального образования. При этом реше­ния, принятые путем прямого волеизъявления граждан, а также реше­ния органов и должностных лиц местного самоуправления обязательны для их исполнения всеми расположенными на территории муниципаль­ного образования предприятиями, учреждениями и организациями не­зависимо от их организационно-правовых форм. Неисполнение или не­надлежащее исполнение данных решений влечет ответственность в со­ответствии с законом.

    4. Самостоятельность муниципальных образований гарантируется нормами муниципального права в пределах их полномочий. Пределы полномочий местного самоуправления устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями и уставами субъектов Федерации, их законами, ограничение установ­ленных прав местного самоуправления запрещается. Самостоятельность муниципальных образований в пределах их пол­номочий обеспечивается конституционным правом на судебную за­щиту.

Органы местного самоуправления обладают полной свободой действий для осуществления собствен­ных инициатив по любому вопросу, который не исключен из их компе­тенции и не отнесен к компетенции другого органа власти (ст. 4 Евро­пейской хартии местного самоуправления).

 

    Вопрос 2. Организационное обособление местного самоуправления и его органов в системе управления государством

Основное содержание этого принципа раскрывает ст. 12 Конституции РФ: органы местного самоуправления не входят в сис­тему органов государственной власти. На основе данного принципа строятся взаимоотношения органов и должностных лиц местного само­управления с государственными органами и государственными должно­стными лицами. Федеральный закон 2003 г. об общих принципах орга­низации местного самоуправления предусматривает, что:

   а) участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления, назначении на Должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, прямо установленных указанным Законом (ст. 34);

   б) осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий органами государственной власти допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Федерации (ст. 5, 6);

  в) муниципальные правовые акты по вопросам местного значения могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, или в судебном порядке (ст. 48).

Рассматриваемый принцип также устанавливает основы взаимоотноше­ний муниципальных образований между собой, обеспечивает организационную са­мостоятельность местного самоуправления, защиту от незаконного вмешательства государственных органов в деятельность органов мест­ного самоуправления, но и устанавливает основы их тесного взаимо­действия.

Органы местного самоуправления взаимодействуют с органами государственной власти:

= реализуя отдельные государственные полномочия, которыми они могут наделяться законом в соответствии со ст. 132 Конституции РФ. При этом органы государственной власти осу­ществляют контроль за реализацией органами местного самоуправле­ния отдельных государственных полномочий и вправе давать письмен­ные предписания по устранению выявленных в ходе осуществления этого контроля нарушений. Закон допус­кает возможность отмены муниципальных правовых актов в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправле­ния отдельных государственных полномочий уполномоченными госу­дарственными органами (ст. 48);

= формируя местные бюджеты, при изменении границ муниципальных образований, их преобразовании, а также осуществляя полномочия в иных сферах местной жизни.

= реализуя  право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной  власти и право на обращение органов и долж­ностных лиц местного самоуправления в государственные органы;

Государственные органы обеспечивают соблюдение законности в деятельности местного самоуправления.

 

    Вопрос 3. Сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан

 

В соответствии со ст. 130 Конституции РФ ме­стное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, с помощью других форм прямого волеизъявления, через вы­борные и другие органы местного самоуправления.

Европейская хартия местного самоуправления отдает приоритет в реализации функций местного самоуправления советам или собрани­ям, состоящим из членов, избранных путем свободного, тайного, равно­го, прямого и всеобщего голосования, которые могут иметь подотчетные или исполнительные органы (ст. 3). Развивая положения Хартии, рос­сийский Федеральный закон закрепляет приоритет представительных органов в нормативном регулировании по предметам ведения муници­пального образования, устанавливая перечень их исключительных пол­номочий (ст. 35).

Приоритет представительного органа в структуре местного само­управления обеспечивается его правом осуществлять контроль за дея­тельностью иных органов и должностных лиц местного самоуправле­ния, предусмотренных уставом муниципального образования.

Реализация рассматриваемого принципа создает необходимые усло­вия и предпосылки для осуществления эффективного контроля насе­ления за деятельностью выборных и иных органов местного само­управления. Формы такого контроля должны быть установлены уста­вом муниципального образования. К ним относятся: отчеты выборных лиц местного самоуправления перед населением; выражение недоверия населением выборным лицам местного самоуправления и др.

Принцип сочетания представительной демократии с формами пря­мого волеизъявления граждан гарантирует непосредственное участие населения в решении вопросов местного значения. Это участие обеспечивается прежде всего такими формами прямой демократии, как: мест­ный референдум, муниципальные выборы, собрание, сход граждан, об­ращения граждан, их правотворческая инициатива и др.

Данный принцип предполагает гарантированность равного права граждан на осуществление местного самоуправления как непосредст­венно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, на­циональности, языка, происхождения, имущественного и должностно­го положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к об­щественным объединениям. В ст. 3 Закона закреплены основные гарантии этого права, в котором отражается взаимное проникновение форм и институтов муниципальной демократии: прямой и представи­тельной.

 

    Вопрос 4. Соответствие материальных ресурсов местного самоуправления его полномочиям

 

Европейская хартия местного самоуправления исходит из того, что финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставленным им конституцией или законом полномо­чиям (ст. 9). Без этого невозможно обеспечить самостоятель­ность, реальность и эффективность местного самоуправления.

Муниципальная собственность, местный бюджет являются неотъ­емлемым атрибутом каждого муниципального образования. В муниципальной собственности находятся имущество органов местного самоуправления, включая средства местного бюджета и другие финансовые ресурсы, муниципальный жилищный фонд, объекты ин­женерной и социальной инфраструктуры, земельные участки и другое движимое и недвижимое имущество. Органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участво­вать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципаль­ных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопро­сов местного значения.

Согласно ст. 132 Конституции РФ органам местного самоуправле­ния гарантируется право самостоятельно формировать, утверждать и ис­полнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы.

Финансовая самостоятельность местного самоуправления обеспе­чивается законодательным закреплением собственных доходов местных бюджетов. К ним относятся: местные налоги и сборы, другие собствен­ные доходы местных бюджетов, доли федеральных налогов, налогов субъектов Федерации, закрепленные за местными бюджетами на посто­янной основе.

 

Вопрос 5. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления

 

Сущность местного самоуправления проявляется не только в фи­нансово-экономической и организационной самостоятельности муни­ципального образования, но и в ответственности его населения, беру­щего на себя бремя самостоятельного решения вопросов местного зна­чения.

Население решает вопросы местного значения непосредственно или через органы местного самоуправления. Принцип ответственности органов и должностных лиц местного са­моуправления перед населением призван обеспечить:

а) эффективность осуществления местных задач, отнесенных к ведению муниципальных образований;

б) учет и защиту интересов населения в деятельности органов местного самоуправления;

в) тесную связь населения с органами и должностными лицами местного самоуправления.

В случае неудовлетворительного решения вопро­сов местной жизни претензии населения муниципального образования должны быть обращены к органам и должностным лицам местного са­моуправления, а также к себе, ибо население самостоятельно формирует муниципальные органы, а также непосредственно решает в соответст­вии с Законом вопросы местного значения.

В уставе муниципального образования устанавливаются основания и виды ответственности органов и должностных лиц местного само­управления перед населением.

Население муниципального образования вправе отозвать депутатов, членов выборных органов, выборных должностных лиц местного само­управления. Основанием отзыва могут служить конкретные противо­правные решения или действия (бездействие) указанных лиц в случае их подтверждения в судебном порядке.

 

     Вопрос 6. Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления

 

Для Российской Федерации характерно многообразие форм органи­зации и осуществления местного самоуправления. Это обусловлено ря­дом причин:

1. На организацию местного самоуправления в Российской Федерации оказывает влияние федеративное устройство нашего государства.  

2. Российская Федерация — многонациональная страна, многие регионы которой отличаются самобытностью, особенностью исторических и иных местных традиций.  

3. Особенности организации местного самоуправления в Российской Федерации обусловлены и разнообразием основных типов поселений.  

4. Наконец, многообразие форм организации и осуществления местного самоуправления связано с возможностью самого населения самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления 

 

Вопрос 7. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина

 

Значение принципа соблюдения прав и свобод человека в муници­пальной деятельности обусловлено тем, что Конституция РФ признает человека, его права и свободы высшей ценностью (ст. 2) и устанавливает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл и содер­жание деятельности не только органов государственной власти, но и ме­стного самоуправления (ст. 18). Поэтому права и свободы человека и гражданина являются важнейшим элементом государственной и му­ниципальной демократии.

Реализация указанного принципа обеспечивается в процессе дея­тельности муниципальных органов по решению вопросов непосредст­венного обеспечения жизнедеятельности населения.

Эти вопросы охватывают основные сферы местной жизни: образо­вание, здравоохранение, жилищно-коммунальную, землепользование, торговое, бытовое, транспортное и другие виды обслуживания населе­ния. В данных областях местной жизни, отнесенных к ведению муници­пальных образований, реализуются основные социально-экономиче­ские права и свободы граждан. Осуществляя свои функции в этих сферах жизни, органы местного самоуправления способствуют реализации важнейших социально-экономических прав и свобод граждан.

В соответствии со ст. 15 Конституции РФ любые нормативные пра­вовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы офици­ально для всеобщего сведения. В развитие этого положения ст. 47 Федерального закона об общих принципах организации местного само­управления закрепляет, что муниципальные правовые акты, затраги­вающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

 

   Вопрос 8. Законность в организации и осуществлении местного самоуправления

 

Принцип законности — один из основных конституционных прин­ципов российской государственности. Согласно ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы.

Законность выступает важнейшей гарантией местного самоуправ­ления. Государство, признавая и гарантируя местное самоуправление, обеспечивает вместе с тем соблюдение законности в системе местного самоуправления.

Государство гарантирует обязательность исполнения актов муници­пальных образований. Отмена или приостановление их действия может осу­ществляться органами и должностными лицами местного самоуправле­ния, принявшими (издавшими) эти акты, или в судебном порядке.

За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руко­водители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Федерации.

Свои особенности имеет государственный контроль за осуществле­нием органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Так, муниципальные правовые акты в части, регулирую­щей осуществление органами местного самоуправления отдельных го­сударственных полномочий, могут быть приостановлены или отменены уполномоченным органом государственной власти.

Статья 8 Европейской хартии местного самоуправления устанавли­вает основные критерии, предъявляемые к государственному контролю за деятельностью органов местного самоуправления:

1. Любой административный контроль за органами местного са­моуправления может осуществляться только в порядке и в случаях, пре­дусмотренных Конституцией или законом.

2. Любой административный контроль за деятельностью органов местного самоуправления, как правило, преследует лишь цели обеспе­чения соблюдения законности и конституционных принципов».

Соблюдение законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления обеспечивается с помощью про­курорского надзора.

Обеспечение законности в организации и деятельности местного са­моуправления осуществляется также с помощью судебных органов. В судебном порядке могут быть обжалованы решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, а также решения и действия органов и должностных лиц местного самоуправления.

Кроме того, важными полномочиями по пресечению незаконной деятельности представительного органа местного самоуправления, должностного лица местного самоуправления обладают соответствую­щие органы государственной власти субъекта Федерации. В порядке, предусмотренном ст. 73, 74 Федерального закона 2003 г. об общих прин­ципах организации местного самоуправления, данные органы решают вопрос о прекращении полномочий представительного органа местного самоуправления, главы муниципального образования, главы местной администрации.

Контроль за соответствием устава муниципального образования Конституции РФ, федеральным законам и законам субъекта Федерации осуществляют соответствующие органы юстиции при государственной регистрации устава.

Соблюдение законности в организа­ции и деятельности местного самоуправления обеспечивается контро­лем представительного органа местного самоуправления за деятельно­стью органов и должностных лиц местного самоуправления, преду­смотренных уставами муниципальных образований. Контроль осуществляют и иные органы и должностные лица местного самоуправле­ния (наделенные в соответствии с уставом контроль­ными функциями). Федеральным законом (ст. 38) предусмотрена возможность образо­вания выборного контрольного органа муниципального образования в целях осуществления контроля за исполнением местного бюджета, со­блюдением установленного порядка управления и распоряжения муни­ципальным имуществом.

 

Вопрос 9. Гласность местного самоуправления

 

Гласность — важный элемент демократической системы управления обществом и государством. С помощью гласности обеспечиваются демократизм управленческой деятельности, ее подконтрольность обществу, а также возможность граждан влиять на выработку решений, затраги­вающих их интересы, права и свободы.

Реализация принципа гласности в работе органов местного само­управления означает открытый характер их деятельности, систематиче­ское информирование о ней населения.

Органы местного самоуправления обязаны обеспечить полную и достоверную информацию о своей работе, доводить до сведения граждан содержание решений, принимаемых ими. Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уста­навливается уставом муниципального образования и должен обеспечить возможность ознакомления с ними граждан, за исключением актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение ко­торых ограничено федеральным законом.

К формам обеспечения гласности в работе органов местного самоуправления относятся: отчеты депутатов и выборных должностных лиц перед населением; их встречи с избирателями; выступления в сред­ствах массовой информации, организация «горячих линий», когда граж­дане могут по телефону получить необходимую им информацию, и т. п.

Для обсуждения вопросов местного значения, информирования на­селения о деятельности органов и должностных лиц местного само­управления могут проводиться собрания граждан.

Для обеспечения гласности в деятельности органов местного самоуправления, привлечения населения к участию в решении вопросов местного значения имеют публичные слушания.

Проект местного бюджета, решение об его утверждении, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведе­ния о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципаль­ных служащих органов местного самоуправления, работников муници­пальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию.

Большую роль в осуществлении принципа гласности в системе мест­ного самоуправления призваны играть средства массовой информации.

Получая объективную информацию о состоянии местных дел, ощу­щая свою причастность к их решению, граждане обращаются в органы местного самоуправления с предложениями, заявлениями, жалобами. Закон закрепляет обязанность органов и должностных лиц местного са­моуправления давать ответ по существу индивидуальных и коллектив­ных обращений граждан в течение одного месяца.

 

    Вопрос 10. Сочетание коллегиальности и единоначалия в местном самоуправлении

 

Федеральный закон 2003 г. об общих принципах организации мест­ного самоуправления уже прямо закрепляет, что руководство местной администрацией осуществляет глава местной администрации на прин­ципах единоначалия.

Коллегиальные начала в организации и деятельности представи­тельного органа местного самоуправления проявляются в том, что дан­ный орган является коллегиальным, численный состав которого опреде­ляется уставом муниципального образования, и свои решения принима­ет в коллегиальном порядке, в установлении кворума, необходимого для работы представительного органа и для принятия им ре­шений.

Принцип коллегиальности работы представительного органа прояв­ляется и на стадии подготовки проектов решений (привлечение пред­ставителей заинтересованных предприятий, учреждений, организаций), в работе депутатских комиссий, образуемых представительным орга­ном, и т. д. Принцип коллегиальности предполагает также создание не­обходимых условий депутатам представительного органа для их актив­ного и конструктивного участия в подготовке и принятии решений: де­путаты должны иметь возможность заблаговременно ознакомиться с проектами решений, получить необходимую информацию, свободно высказывать свое мнение, а также предложения, замечания по обсуж­даемому представительным органом вопросу.

Принцип единоначалия, на основе которого должна быть построена деятельность местной администрации в системе местного самоуправле­ния, допускает возможность использования и коллегиальных начал, в частности, при подготовке проектов актов этих органов, выработке ре­шений по наиболее важным вопросам управления местной жизнью.

 

    Вопрос 11. Государственная гарантия местного самоуправления

 

В Российской Федерации признается и гаран­тируется местное самоуправление (ст. 12 Конституции РФ). Гарантии осуществления местного самоуправления определяются в Федеральном законе 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправ­ления в Российской Федерации», других федеральных законах, консти­туциях, уставах и иных законах субъектов Федерации.

Реализация рассматриваемого принципа означает, что государство:

во-первых, берет на себя обязанность обеспечить осуществление мест­ного самоуправления на всей территории Российской Федерации (в городских, сельских поселениях и в других муниципальных образо­ваниях);

во-вторых, гарантирует самостоятельность местного само­управления в решении вопросов, отнесенных к его ведению;

в-третьих, создает необходимые финансово-экономические, орга­низационно-правовые и иные условия и предпосылки формирования и развития местного самоуправления и его правовой защиты.

Конституция РФ закрепляет местное самоуправление как одну из основ конституционного строя (ст. 3, 12). Данный конституционный принцип может быть изменен только путем принятия новой Конститу­ции, что гарантирует стабильность конституционного статуса местного самоуправления.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!