ГЛАВНАЯ » УЧЁБА и ОБРАЗОВАНИЕ » УЧЕБНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО » ЛЕКЦИИ по МУНИЦИПАЛЬНОМУ ПРАВУ » Лекция № 2 «Муниципальное право как отрасль российского права»

Лекция № 2 «Муниципальное право как отрасль российского права»

   Вопрос № 1.  Понятие муниципального права

 

Понятие, предмет и метод муниципального права

Муниципальное право является относительно новой отраслью российского права. Начало его формирования связано с реформированием местной власти, после принятия Закона СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» 1990 г. и РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» 1991 г. В советский период подобной специальной отрасли права не существовало, поскольку местные органы власти - Советы входили в единую государственную систему управления и функционировали на принципах общих для всего советского государственного управления.

Муниципальное право — комплексная отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, закреп­ляющих и регулирующих общественные отношения, возникаю­щие в процессе организации местного самоуправления и реше­ния населением муниципальных образований непосредственно через выборные и другие органы местного самоуправления во­просов местного значения, а также в процессе реализации от­дельных государственных полномочий, которыми могут наделять­ся органы местного самоуправления.1

Комплексная отрасль — отрасль права, многие нормы которой являются одновременно нормами других отраслей права. Например, некоторые нормы муниципального права являются одновре­менно нормами конституционного, финансового, гражданского, земельного и других отраслей права. Муниципальное право — от­носительно новая, формирующаяся отрасль права.

Подобно другим отраслям права, муниципальное, представляет собой совокупность связанных между собой правовых норм, закрепляющих и регулирующих самостоятельный круг общественных отношений, возникающих в процессе организации местного самоуправления и реализации населением муниципального образования своих полномочия по управлению местными делами.

Совокупность общественных отношений в сфере местного самоуправления составляют предмет муниципального права. Эти отношения обладают локально-территориальным и комплексным характером, что выделяет их среди других отношений. Признаком, объединяющим все эти отношения в самостоятельный вид является также то, что они возникают в процессе деятельности населения муниципального образования по решению вопросов местного значения непосредственно или через свои представительные органы самоуправления. Эта деятельность носит публично-властный характер: решения принимаемые населением путем прямого волеизъявления и его представительными органами, обязательны для исполнения всеми субъектами общественных отношений в масштабе муниципального образования, независимо от их организационно-правовой формы и вида собственности. Поэтому местное самоуправление представляет собой особый, специфический уровень власти в государстве.

Одной из особенностей власти местного самоуправления является то, что она согласно Европейской Хартии местного самоуправления, обеспечивает одновременно эффективное и приближенное к гражданам управление.  Именно на местном, муниципальном уровне конституционное право граждан на участие в управлении может быть осуществлено наиболее полно и непосредственно. Поэтому местное самоуправление (муниципальная власть) и  государственная власть являются формами единой публичной власти. Данный подход к оценке муниципального самоуправления нашел подтверждение в ряде постановлений Конституционного Суда РФ (от 15.01.1998 г. по делу о проверке конституционности ст.80, 92, 93 и 94 Конституции Республики Коми и ст. 31 Закона Республики Коми от 31.10.1994 г. «об органах исполнительной власти в Республике Коми»).

Предмет муниципального права охватывает различные по своему содержанию и характеру общественные отношения: организационные, управленческие, имущественные, финансовые и др., в которых их обязательным субъектом выступает либо население муниципального образования, либо орган (должностное лицо) местного самоуправления, обладающий соответствующими полномочиями.

Своеобразие отношений, регулируемых нормами муниципаль­ного права, состоит в том, что они возникают в особой сфере жизни общества — в сфере местного самоуправления.

Таким образом, отличительными признаками отно­шений, составляющими предмет муниципалъно-правового регули­рования являются:

Во-первых, локально-территориаль­ный характер.

Во-вторых, комплексный характер (связаны с реализацией задач и функций местного самоуправ­ления во всех сферах местной жизни.

В-третьих, обязательный субъект - население муниципального образования, орган, должностное лицо мест­ного самоуправления, наделенные полномочиями.

Все отношения можно условно разделить на три основные группы:

a) отношения, возникающие при решении населением вопросов местного значения непосредственным путем (референдум, сход, выборы, правотворческая инициатива);

b) отношения, связанные с хозяйственно-экономической и политической деятельностью органов местного самоуправления в различных сферах жизни населения муниципального образования. Местные органы в процессе своей деятельности взаимодействуют между собой, с государственными органами, общественными объединениями, гражданами и юридическими лицами;

c) отношения, связанные с реализацией органами местного самоуправления отдельных полномочий, делегированных государством, а также с реализацией на территории муниципального образования федерального законодательства в пределах полномочий местных органов власти.

В зависимости от субъектов муниципально-правовые отношения можно классифициро­вать на три группы:

° отношения, в которых одной из сторон выступает муници­пальное образование. К этой группе относятся отношения, в кото­рых находит свое выражение правовой статус муниципального об­разования, которое в соответствии с законом имеет муниципаль­ную собственность, местный бюджет, выборные органы местного самоуправления, а также вправе иметь собственную символику, вступать в ассоциации и союзы, объединяющие муниципальные образования, и т.д.;

° отношения, в которых одним из субъектов выступает населе­ние муниципального образования. В эту группу входят отноше­ния, возникающие в процессе непосредственного волеизъявления населения, принятия им решений по вопросам местного значения (например, устава муниципального образования и др.);

° отношения, в которых одной из сторон является орган или должностное лицо местного самоуправления. Данные отношения характеризуют многостороннюю деятельность местного самоуп­равления по решению вопросов местного значения, а также реали­зации отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться органы местного самоуправления по закону.

Необходимо отметить, что предмет муниципального права охватывает отношения из сферы частного права потому, что органы местного самоуправления не только осуществляют публично-властную деятельность, но и реализуют права собственника (сдача в аренду, отчуждение и т.п.) в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности.

Муниципальное право, как и другие отрасли, воздействует на общественные отношения с помощью таких правовых приемов (способов), как предписание, дозволение, запрет, сочетание кото­рых и определяет характер правового регулирования.

В муниципальном праве используется не один метод правового регулирования, а, совокупность нескольких как общих, так и специфических методов. Муниципальное право, как и другие отрасли, воздействует на общественные отношения с помощью таких способов как, предписание, дозволение и запрет, совокупность которых определяет характер правового регулирования.

В зависимости от юридического приема, используемого в регулировании общественных отношений выделяют два основных метода регулирования – императивный (властный) и диспозитивный. Конституционный принцип гарантированности местного самоуправления обуславливает использование в муниципальном праве также метода гарантий. Особенно широко он используется на федеральном уровне правового регулирования местного самоуправления, потому, что государство признав самостоятельность местного самоуправления, взяло на себя обязанность его судебной защиты и организационного, экономического и финансового обеспечения. 

Конституционная самостоятельность самоуправления в пределах своих полномочий выводит его из общей системы государственного управления. Поэтому государство, учитывая специфику этого уровня власти, оказывает влияние на  деятельность муниципальных образований методом рекомендаций.

Международный опыт определил два главных принципа регулирования деятельности органов местного самоуправления, которые используются и в России: можно делать то, что не запрещено законом и осуществлять деятельность прямо не запрещенную законом.

 

Субъекты муниципально-правовых отношений

В процессе осуществления деятельности местного самоуправления возникают различные отношения как  внутренние (в рамках муниципального образования), так и внешние (с государством, субъектом Федерации, другими муниципальными образованиями и т.д.), которые можно разграничить на отношения:

a) связанные с организацией местного самоуправления;

b) по жизнеобеспечению населения муниципального образования;

c) по осуществлению органами МСУ отдельных государственных полномочий.

Специфика местного самоуправления как правового института характеризуется наличием, наряду с общими с другими отраслями права, особых субъектов правоотношений. Поэтому муниципально-правовые отношения могут быть классифицированы и по субъектам, которые выступают стороной в этих отношениях.

Субъектами муниципально-правовых отношений являются: муниципальные образования; население муниципальных образо­ваний; собрание (сход) граждан; органы местного самоуправле­ния; граждане; депутаты представительных органов местного самоуправления; члены других выборных органов местного само­управления; должностные лица местного самоуправления; органы территориального общественного самоуправления; ассоциации и союзы муниципальных образований; государственные органы; об­щественные объединения; предприятия, учреждения, органи­зации.

Субъекты муниципально-правовых отношений можно условно подразделить на три вида.

Первая группамуниципальные образования.

Мниципальное образование — особый субъект, имеющее особый правовой статус. Особенность данного субъекта следует из специфики местного самоуправления. Согласно законодательству муниципальным образованием признается городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией,  часть поселения, иная населенная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Вторая группа  - субъекты, наделенные правом принимать решения (участвовать в принятии решений) по вопросам местного значения: население муниципального образования (граждане Российской Федерации - местное сообщество), выборные и другие органы местного самоуправления и иные органы местного самоуп­равления.

Иностранные граждане и лица без гражданства, про­живающие на территории местного самоуправления, взаимодействуют с органами местного самоуправления по вопросам, затраги­вающим их права и интересы.

Население муниципального образования, которое реализует свое право на участие в местном управлении путем референдума, выборов, обладает правотворческой инициативой в пределах муниципального образования.

Собрание (сход) граждан, которое выступает как форма решения населения вопросов местного значения и как форма организации территориального общественного самоуправления, создаваемого на части территории муниципального образования и обеспечивающего осуществление гражданами собственных инициатив в решении вопросов местного значения (собрание жителей улицы, дома, микрорайона и т.п.).

Выборные и иные органы местного самоуправления: представительный орган и выборное должностное лицо, наделенное полномочиями по принятию решений местного значения.

Граждане России, согласно Конституции РФ имеют равные права, и которые реализуются ими как непосредственно (выборы, референдум, собрания и т.п.), так и через представительные органы. Они обладают равным доступом к муниципальной службе, получения полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления.

Депутаты представительного органа местного самоуправления, обладают статусом производным от коллегиального выборного органа муниципального образования и могут представлять интересы населения и принимать решения  в составе этого органа.

Третья группа – субъекты содействующие осуществлению местного самоуправления, к которым относятся: органы территориального общественного самоуправления; ассоциации и союзы муниципальных образований; государствен­ные органы; общественные объединения; предприятия, учрежде­ния, организации.

Органы территориального общественного самоуправления, создаваемые гражданами по месту жительства. Они могут создаваться на территориях, не являющихся муниципальными образованиями: в микрорайоне, квартале, на улице, в доме и т.п. Эти органы участвуют в акциях милосердия и благотворительности, общественного контроля за использованием муниципальной собственности, в работе с детьми и подростками и т.п. В соответствии с уставом муниципального образования могут быть юридическими лицами.

Объединения муниципальных образований и их органов в форме ассоциаций и союзов, создаваемые с целью содействия эффективному осуществлению местного самоуправления и координации деятельности органов местного самоуправления

Государственные органы оказывают содействие и поддержку, создавая необходимые условия становления и развития местного самоуправления, а также осуществляют контроль за соблюдением законности деятельности органов МСУ.

Предприятия, учреждения и организации различных форм собственности и организационно-правовых форм, находящиеся на территории муниципального образования. Их отношения строятся с органами местного самоуправления на основе договора. Они участвуют в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования.

Местные общественные объединения (партии союзы и т.п.) отстаивают интересы своих членов и участников в органах местного самоуправления, участвуют в выборах.

 

Система и источники муниципального права

Источниками муниципального права являются правовые акты, в которых устанавливаются, изменяются или отменяются правовые нормы, направленные на регулирование муниципальных отношений. С учетом субъекта осуществляющего регулирование отношений в сфере местного самоуправления можно выделить четыре группы источников:

= международно-правовые акты,

= федеральные нормативно-правовые акты, 

= нормативные акты субъектов Федерации и

= нормативно-правовые акты, принятые населением муниципального образования и его органами самоуправления.

Источники муниципального права можно также классифицировать по другим основаниям: по юридической силе, по предметам ведения местного самоуправления, по кругу субъектов их принявших.

Совокупность нормативно-правовых актов по вопросам местного самоуправления образуют систему источников, в которую входят:

  1. Международные правовые нормативные акты (Европейская Хартия местного самоуправления и др.).
  2. Конституция России.
  3. Конституционные, федеральные законы.
  4. Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты федеральных министерств и ведомств по вопросам местного самоуправления.
  5. Конституции, законы и нормативно-правовые акты органов исполнительной власти субъектов федерации по вопросам местного самоуправления.
  6. Нормативно-правовые акты, принятые населением муниципального образования и его органами самоуправления.

Муниципальное право имеет свою систему, которая отражает взаимосвязь и взаимообусловленность правового регулирования местного самоуправления как целостного социального явления.

Построение системы муниципального права обусловлено потребностями практики развития местного самоуправления, оказывающая влияние на формирование институтов муниципального права и способствует определению их роли в осуществлении местного самоуправления.

Внутреннее содержание системы муниципального права включает  следующие структурные части:

a) Местное самоуправление в системе народовластия.

К этой части относятся нормы права: содержащие основные понятия и термины, используемые в законодательстве о местном самоуправлении; закрепляющие основные принципы и функции МСУ; закрепляющие формы непосредственного волеизъявления населения муниципальных образований, институты представительской демократии и др.

b) Основы местного самоуправления: территориальные организационные и финансово-экономические.

Правовые нормы данной группы определяют порядок: создания, объединения, преобразования муниципальных образований; установления и изменения их границ; формирования муниципальной собственности, ее состав; основы финансовой самостоятельности; основы взаимоотношений выборных и иных органов местного самоуправления; порядок прохождения муниципальной службы, определяют статус муниципального служащего, др.

c) Предметы ведения и полномочия.

Нормы права этой части устанавливают: принципы определения компетенции органов местного самоуправления; собственные полномочия и отдельные переданные государственные полномочия муниципальных образований; регулируют отношения, возникающие в процессе реализации полномочий местного самоуправления в различных сферах местной жизни.

d) Гарантии местного самоуправления.

Данная часть системы содержит нормы: закрепляющие гарантии по обеспечению организационной и финансовой самостоятельности местного самоуправления; устанавливающие судебную и другие формы защиты МСУ.

e) Ответственность органов местного самоуправления, их должностных лиц и контроль за их деятельностью.

Пятый элемент составляют правовые нормы, которые: определяют формы, порядок и условия ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами. 

Под системой муниципального права пони­мается объединение муниципально-правовых норм в муниципалъно-правовые институты, расположенные в определенной последовательности в зависимости от их значения и роли в регулировании муниципальных отношений. Исходя из этого элементами системы являются нормы:

- закрепляющие положение местного самоуправления в сис­теме народовластия, определяющие его роль в развитии демокра­тических начал в управлении обществом и государством (определения основных понятий и терминов, основные принципы и функции местного самоуп­равления, закрепляющие формы прямой и представительной демо­кратии);

- закрепляющие ос­новы деятельности местного самоуправления: территориальные, организационные, финансово-экономические;

- закрепляющие предметы ведения и полномочия местного самоуправления (собст­венные полномочия, отдельные государственные полномочия);

- устанавливающие гарантии местного самоуправления, которые обеспечивают организационную и финансовую само­стоятельность местного самоуправле-ния, судебную и дру­гие правовые формы защиты местного самоуправления.

- устанавливающие ответственность органов местного самоуправления и долж­ностных лиц местного самоуправления.

 

Муниципально-правовые нормы и институты

Содержащиеся в нормативно-правовых актах нормы права в совокупности образуют муниципальное право как отрасль российского права. Муниципально-правовыми нормами являются правовые нормы, закрепляющие и регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления. Особенности этих правовых норм вытекают из специфики и особенностей местного самоуправления и его места в управлении общественными отношениями. В зависимости от различных оснований муниципально-правовые нормы можно классифицировать на разные виды:

a)    по объекту правового регулирования (по кругу регулируемых отношений) различают нормы, закрепляющие:

  • местное самоуправление в системе народовластия (понятие, принципы, функции МСУ);
  • основы деятельности местного самоуправления (территориальная, финансово-экономическая, организационная основа);
  • предметы ведения, полномочия и гарантии местного самоуправления;
  • ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц;

b) по характеру предписаний:

  • управомочивающие (нормы-разрешения, что можно делать – предмет ведения МСУ);
  • обязывающие (нормы-предписания, что надо делать – обязанность знакомить граждан  с документами, затрагивающими права человека и гражданина);
  • запрещающие (нормы-запреты, что нельзя делать – запрет на ограничение прав местного самоуправления).

c) по степени определенности (категоричности) предписаний:

= императивные (официальное опубликование – обнародование – нормативных актов органов МСУ, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина);

= диспозитивные (возможность расширения вопросов ведения МСУ по инициативе самого муниципального образования – ст. 6 Закона об общих принципах организации местного самоуправления).

d)    по территории действия и субъекту:

- общие – на всей территории России;

- региональные – в масштабе субъекта Федерации;

- локальные  - на местном уровне, в рамках муниципального образования.

e) по содержанию:

= материально-правовые (закрепляющие права и обязанности органов МСУ, граждан и других субъектов муниципальных отношений);

= процессуально-правовые (определяют порядок, процедуру выборов и деятельности органов МСУ, принятия ими решений, проведения местных референдумов и т.п.).

Классификация норм муниципального права возможна не только по их видам, но и по муниципально-правовым институтам.

Правовые нормы, объединенные по какому-либо одному признаку, образуют институт муниципального права. Правовой институт в муниципальном праве представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих определенный круг взаимосвязанных общественных отношений в сфере местного самоуправления, образующих в рамках предмета отрасли муниципального права самостоятельную, обособленную группу. Среди таких институтов можно назвать: институт территориальной основы, институты муниципальной собственности и муниципальной службы и др.

 

    Вопрос № 2.  Понятие местного самоуправления 

Понятие местного самоуправления

Следуя положениям Европейской Хартии местного самоуправления среди демократических основ российского государства, Конституция РФ закрепила народовластие, разделение властей, идеологическое  и политическое многообразие и местное самоуправление. Выделение местного самоуправления из системы органов государственного управления, свидетельствует как о децентрализации, так и об особых основах взаимоотношения центральных органов власти государства и органов власти его субъектов с органами местного самоуправления, а также о выделении особой сферы местных вопросов, решаемых самими гражданами.

В связи с этим местное самоуправление может рассматриваться в качестве:

- основ конституционного строя России;

- права населения на самостоятельное решение вопросов местного значения;

- формы народовластия.

Местное самоуправление как одна из основ конституционного строя страны:

= представляет собой основополагающий принцип организации и осуществления власти в обществе и государстве, который вместе с другими принципами определяет систему демократического управления;

= предполагает установление децентрализованной системы управления;

= выводит органы местного самоуправления из системы государственных органов управления;

= выделяет особую сферу вопросов, решаемых органами местного самоуправления самостоятельно и под свою ответственность.

Местное самоуправление как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения:

♦ признает основным субъектом права население муниципального образования;

♦ устанавливает, что осуществление этого права возможно как в форме непосредственного волеизъявления, так и через свои представительные и иные выборные органы, а также через территориальное общественное самоуправление;

♦ устанавливает право населения создавать самостоятельное муниципальное образование;

♦ обеспечивается правом каждого гражданина России на участие в местном самоуправлении;

♦ устанавливает самостоятельность муниципального образования и его независимость от государства и обязывает государство создавать необходимые условия и содействовать осуществлению данного права.

Местное самоуправление как форма народовластия:

» имеет свой субъект – население, граждане муниципального образования;

» занимает особое место в демократическом механизме  управления обществом и государством, поскольку ему предоставлено право решать не только вопросы местного значения, но и осуществлять отдельные государственные полномочия;

» имеет свой объект управления – вопросы местного значения, касающиеся обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования;

» выражается в его финансово-экономической самостоятельности и обособленности его органов управления обществом и государством;

» проявляется в особой ответственности органов местного самоуправления – подотчетности населению муниципального образования и различными формами контроля населения за деятельностью этих органов и их должностных лиц;

» предполагает управление муниципальной собственность в интересах и с учетом мнения населения муниципального образования;

» отражает исторические и иные местные традиции общественного управления.

 

Конституционная модель местного самоуправления России 

Закон РФ об общих принципах местного самоуправления дает следующее определение местного самоуправления:

Местное самоуправление  в Российской Федерации это признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Исходя из определения местного самоуправления и положений Конституции России можно вывести основные черты конституционной модели местного самоуправления в Российской Федерации:

1) Конституционное закрепление, признание и гарантии МСУ;

2) Самостоятельность МСУ в решении вопросов местного значения в пределах своих полномочий, определенных Конституцией и федеральным законодательством;

3) Самостоятельность и финансово-экономическая независимость МСУ и его органов от государства, исключение их общей системы государственного управления;

4) Юридическое равенство МСУ с центральными органами исполнительной власти Федерации и ее субъектов как равные формы народовластия;

5) Публичный характер власти МСУ в сочетании с частноправовыми элементами деятельности по осуществлению прав граждан в рамках муниципального образования.

Сущность местного самоуправления состоит в единстве власти и свободы населения, что на правовом уровне должно получать свою реализацию в сочетании институтов публичной власти с институтами прав граждан на местное самоуправление.

 

Принципы и функции местного самоуправления

В основе организации и деятельности населения и формируемых им органов по самостоятельному управлению местными делами лежат общие начала и идеи обязательные для органов государственной власти Федерации и её субъектов, а также органов муниципальных образований.

Реализация принципов местного самоуправления обеспечивается их правовым закреплением в законодательстве, уставах муниципальных образований и системой соответствующим им организационных форм и методов муниципальной деятельности.

Принципы местного самоуправления закреплены в Европейской Хартии местного самоуправления 1985 г., которая служит правовой базой для муниципального законодательства нашей страны. Европейская Хартия обладает такой же юридической силой как федеральное законодательство, поскольку в 1998 г. она была ратифицирована Россией. Эти принципы отражены в Конституции РФ, федеральных законах о местном самоуправлении.

Хотя нормативно-правовые акты и не содержат конкретного перечня общих принципов, тем не менее в них можно выделить те, которые достаточно конкретно сформулированы. В Преамбуле Федерального закона  2003 г. «Об общих принципах организации ме­стного самоуправления в Российской Федерации» указаны четыре группы общих принципов организации местного самоуправления: а) правовые; б) тер­риториальные; в) организационные; г) экономические. Эти группы принципов охватывают все основные по­ложения данного Закона, но дать полный перечень принципов очень затруднительно.

Для этих принципов характерна их высокая обобщенность, поэтому каждый из них может быть выражен через более конкретные  принципы. Например, принцип самостоятельности местного самоуправления может выражаться через принцип финансово-экономической самостоятельности, принцип организационной самостоятельности и т.д., а принцип организационной самостоятельности через принцип самостоятельности населения в определении структуры органов местного самоуправления и кадровой работы. 

Можно выделить принципы, обусловленные спецификой местного самоуправления как формы организации местной публичной власти (организационное обособление от государственного управления и т.п.) или принципы, имеющие универсальный характер, распространяющиеся на всю систему публичной власти в стране (соблюдение прав и свобод человека и гражданина, законности, гласности и т.п.).

Все принципы также можно разделить условно на 10 групп: 1) опреде­ляющие особые обязанности и полномочия государства по организации местного самоуправления; 2) согласно которым создаются муниципальные образования — главные структуры в системе местного самоуправления; 3) определяющие демокра­тические формы организации местного самоуправления, порядок образования и содержание функций органов местного самоуправления; 4) определяющие форми­рование необходимой финансовой экономической основы местного самоуправле­ния; 5) обеспечивающие самостоятельность органов местного самоуправления при осуществлении ими своих функций и полномочий; 6) обеспечивающие стабиль­ность установленных Конституцией РФ и федеральными законами прав местного самоуправления; 7) согласно которым органы местного самоуправления наделяют­ся отдельными государственными полномочиями; 8) гарантирующие обяза­тельность решений по вопросам местного значения, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов и должностных лиц местного самоуп­равления; 9) обеспечивающие ответственность органов местного самоуправления и Должностных лиц местного самоуправления за свою деятельность; 10) обеспечивающие поднадзорность и подконтрольность государству деятельности органов и долж­ностных лиц местного самоуправления.

К общим принципам местного самоуправления можно отнести следующие:

1) Самостоятельность решения населением вопросов местного значения.

2) Организационная обособленность.

3) Сочетание представительной и прямой демократии.

4) Соответствие материально-финансовых ресурсов полномочиям.

5) Ответственность должностных лиц перед населением.

6) Многообразие организационных форм.

7) Соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

8) Законность в осуществлении местного самоуправления.

9) Гласность.

10) Государственная гарантированность.

Сфера деятельности местного самоуправления ограничена кругом его полномочий, которые определены Конституцией РФ, федеральным законодательством, территорией муниципального образования и иными факторами. Главным положением определяющим основные направления деятельности местного самоуправления является их местное значение. Поэтому функции местного самоуправления обусловлены его природой, местом в системе народовластия, задачами  и целями муниципальной деятельности.

Под функциями местного самоуправления понимаются основ­ные направления муниципальной деятельности.

Функции местного самоуправления отличаются определенной устойчивостью и стабильностью, в них проявляется  постоянное, целенаправленное воздействие населения, органов местного самоуправления на муниципальные отношения в целях наиболее эффективного решения вопросов местного значения. В тоже время они показывают круг возможностей и эффективность системы местного самоуправления.

С учетом роли местного самоуправления в организации и осу­ществлении власти народа, задач, решаемых в процессе муници­пальной деятельности, и полномочий местного самоуправления можно выделить следующие основные функции:

1) обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения;

2) управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления;

3) обеспечение комплексно­го развития территории муниципального образования;

4) обеспе­чение удовлетворения потребностей населения в социально-куль­турных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услу­гах;

5) охрана общественного порядка;

6) представительство и за­щита интересов и прав местного самоуправления, гарантирован­ных Конституцией РФ и федеральными законами.

 

Понятие системы местного самоуправления

Согласно Конституции РФ местное самоуправление в Россий­ской Федерации осуществляется в различных организационных формах (ст. 130). В своей совокупности эти формы образуют сис­тему местного самоуправления в рамках соответствующих му­ниципальных образований, посредством которой обеспечивается решение вопросов местного значения, местной жизни. Единство системы местного самоуправления обусловлено тем, что они осно­вывается на демократических принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, строится с учетом роли и функций местного самоуправления в обществе и государстве, а также исторических и иных местных традиций и определяется населением соответствующих муниципальных образований само­стоятельно.

Единство данной системы проявляется в разграничении пред­метов ведения и полномочий между различными формами ее осу­ществления, а также в том, что все ее организационные формы находятся в тесной взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависи­мости. В рамках этой взаимосвязи и взаимозависимости одни формы являются производными от других или связаны между собой отношениями руководства, подотчетности и ответственнос­ти или подотчетности и подконтрольности. Между всеми органи­зационными формами местного самоуправления существует тес­ная организационно-правовая связь.

Вместе с тем следует иметь в виду, что в отличие, например, от государственных органов Российской Федерации, образующих единую систему в рамках государства, местное самоуправление образует единую систему лишь в рамках соответствующих муни­ципальных образований, а система местного самоуправления, сло­жившаяся в одном муниципальном образовании, совершенно не­зависима от аналогичной системы в любом другом муниципальном образовании. Закон об общих принципах организации местного самоуправления запрещает подчиненность одного муниципально­го образования другому (ст. 6). Аналогичным образом складыва­ются и взаимоотношения между органами самоуправления этих образований.

 

Организационные формы осуществления местного самоуправления

Закон закрепляет несколько групп организационных форм, по­средством которых осуществляется местное самоуправление в Рос­сийской Федерации.

К первой группе относятся формы непосредственной демокра­тии, используемые в системе местного самоуправления. Непосред­ственная демократия в системе местного самоуправления осущест­вляется посредством различных форм прямого волеизъявления населения или его отдельных групп, проживающих в границах районов, городов, районов в городах, поселков, сельских поселе­ний, в которых осуществляется местное самоуправление. Она иг­рает особую роль в его реализации, которая определяется прежде всего тем, что посредством таких форм прямой демократии, как выборы, собрания населения и ряда других, обеспечивается фор­мирование и функционирование всех важнейших звеньев системы местного самоуправления — его органов. Имея это в виду, можно сказать, что в практике местного самоуправления формы непосредственной и представительной демократии переплетаются, до­полняя друг друга. Кроме того, роль непосредственной демократии в осуществлении местного самоуправления определяется тем, что некоторые ее формы (местные референдумы, собрания (сходы) граждан и др.) входят в систему местного самоуправления, состав­ляя ее неотъемлемую часть.

Вторую группу составляют выборные и другие органы местного самоуправления, на которые возлагается основная повседневная работа по осуществлению местного самоуправления на территории соответствующих муниципальных образований.

Органы местного самоуправления выступают одной из основ демократической системы управления обществом, позволяющей демократизировать аппарат управления и решать местные вопро­сы с гораздо большей эффективностью по сравнению с централизо­ванной системой управления; обеспечивать учет интересов малых сообществ при проведении государственной политики; оптималь­но сочетать интересы и права человека и интересы регионов и го­сударства в целом.

В третью группу входят формы участия населения в осущест­влении местного самоуправления, центральное место в которой занимает территориальное общественное самоуправление. Много­численные, разнообразные формы участия населения в осущест­влении местного самоуправления служат массовой опорой местно­го самоуправления, укрепляют его связи с населением. В их дея­тельности проявляется непосредственная гражданская инициати­ва населения, питаемая устойчивыми интересами различных об­щественных групп. Они трансформируют эти интересы и традиции в активное гражданское поведение, практическую работу.

 

Место муниципального права в правовой системе Российской Федерации

Муниципальное право как правовое образование не относится к числу основных отраслей права. Его место в системе права России определяется тем, что это вторичное, производное образова­ние, возникшее на базе основных отраслей права в результате раз­вития местного самоуправления, его обособления в системе управ­ления обществом и государством, а также развития специального законодательства о местном самоуправлении.

Муниципальное право — комплексная от­расль. Своеобразие таких правовых образований в системе права проявляется в том, что многие нормы, составляющие комплекс­ную отрасль, выступают, во-первых, как нормы основных отрас­лей права, во-вторых, будучи нормами основных отраслей права и оставаясь таковыми, вместе с тем входят во вторичную правовую структуру — комплексную отрасль права. В силу этого муници­пальное право самым тесным образом взаимодействует со многими отраслями права, которые, регулируя свой предмет, затрагивают и вопросы муниципальной деятельности.

Муниципальное право связано с конституционным (государст­венным) правом, которое, являясь ведущей отраслью российского права, определяет основные начала, принципы организации мест­ного самоуправления, гарантии и формы осуществления местного самоуправления, его место в системе народовластия. Тем самым нормы конституционного (государственного) права устанавливают основы муниципального права, которое регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления.

Взаимосвязь муниципального права с административным пра­вом обусловлена, в частности, тем, что институты муниципальной службы и государственной службы, несмотря на принципиальные различия, имеют и общие черты, представляя собой, образно гово­ря, «соединяющиеся сосуды». Так, законами субъекта Федерации устанавливается соотношение должностей муниципальной и госу­дарственной службы РФ; время работы на должностях в органах местного самоуправления засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий в соответствии с законодательст­вом о государственной службе и т.д.

Муниципальное право находится в тесной взаимосвязи с граж­данским правом, определяющим гражданско-правовой статус му­ниципального образования, органов местного самоуправления, ко­торые от имени муниципального образования осуществляют права собственника в отношении имущества, входящего в состав муни­ципальной собственности.

Взаимодействие муниципального права с такими отраслями права, как финансовое, земельное, экологическое, хозяйственное право, проявляется в регулировании деятельности органов местно­го самоуправления, которые в соответствии с Законом об общих принципах организации местного самоуправления формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают мест­ные налоги и сборы, решают другие финансовые вопросы местного значения, а также осуществляют контроль за использованием зе­мель на территории муниципального образования, участвуют в ох­ране окружающей природной среды, создают условия для обеспе­чения населения услугами торговли, общественного питания, бы­тового обслуживания и т.д.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!