ЗАДАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ к СЕМИНАРАМ № 7 - 9

СЕМИНАР № 7

Тема № 13: Трудовой договор и трудовая дисциплина

Вопросы семинара:

1. Предмет и метод трудового права.

2. Понятие и виды трудового договора.

3. Стороны и содержание трудового договора.

4. Понятие, условия и виды ответственности в трудовом праве.

Цель изученияуяснение:

= места и роли трудового права в системе регулирования трудовых отношений;

= социально-экономического и юридического значения трудового договора;

конституционных основ трудовых отношений.

Изучив данную тему, студент должен:

иметь представление:

= об отрасли трудового права и его институтах;

= о труде как собой целенаправленной деятельности человека, реализующей его физические и умственные способности;

знать:

= виды трудовых отношений составляющих предмет регулирования трудового права

= условия, субъекты и виды трудового договора;

= особенности юридической ответственности по трудовому праву;

= виды ответственности по трудовому праву. 

= понятия занятость, безработица, трудовой договор;

= уровни и субъекты социального партнерства;

уметь:

= различать виды трудовых правоотношений;

= отграничивать трудовые правоотношения от гражданско-правовых и иных видов правоотношений.

При изучении темы  и подготовке к семинару необходимо:

акцентировать внимание на понятиях: труд, занятость, безработный, предмет и метод трудового права, трудовые отношения, трудовой договор, содержанием трудового договора,  стороны трудового договора, существенные условия труда, трудовая книжка работника, трудовая дисциплина, внутренний  распорядок труда, дисциплинарная ответственность, техническая организация труда, трудовая функция, профессия, специальность, квалификация, государственная и муниципальная должность, трудовой стаж, перевод на другую работу, перемещение на другое рабочее место, стимулирование трудовой деятельности, социальное партнерство, дисциплинарный проступок, материальная ответственность в трудовом праве, ограниченная материальная ответственность.

• читать:

- лекцию по данной теме;

- учебник: Правоведение / Под общ. ред. проф. М. Б. Смоленского, гл.11;

посетить рекомендованные Интернет сайты;

под­готовить информационные справки, статистические данные и т.п. для выступления или доклада на семинаре.

Для подготовки к семинару и самооценки качества усвоения материала темы необходимо  выполнить тренировочные задания:

выписать в тетрадь статьи конституции, касающиеся трудовых отношений;

составить схемы:

• виды трудовых отношений;

• виды трудового договора.

составить 3 тестовых задания (вопроса) по условиям ответственности в трудовом праве;

ответить на контрольные вопросы к теме № 13:

1. Что такое занятость и безработица и какие их виды Вам известны?

2. Дайте понятие трудового договора и назовите его отличия от смежных гражданско-правовых договоров.

3. Назовите виды трудовых правоотношений.

4. Назовите виды трудовых договоров.

5. Назовите виды ответственности в сфере труда.

решить тестовое задание к теме № 13:

1. Критериями самостоятельности отрасли трудового права являются …

А) предмет правового регулирования;

Б) собственное законодательство;

В) система юридических источников;

Г) метод правового регулирования;

Д) наличие кодифицированного акта – ТК РФ.

2. Трудовой кодекс РФ введен в действие с:

А) 21 декабря 2001 г.

Б) 1 июля 2001 г.

В) 1 марта 2002 г.

Г) 1 февраля 2002 г.

Д) 1 сентября 2002 г.

3. По российскому законодательству безработными не признаются:

А) лица, временно нетрудоспособные;

Б) пенсионеры;

В) БОМЖи;

Г) лица, заболевшие гриппом.

 

Тема № 14: Административное правонарушение и ответственность

Вопросы семинара:

1. Понятие, признаки и юридический состав административного правонарушения.

2. Понятие и основные черты административной ответственности.

3. Основания, условия и последствия освобождения от административной ответст­венности.

4. Понятие и виды административных взысканий и общие правила их применения.

Цель изученияуяснение:

- административно-правовых отношений как вида общественных отношений;

- особенностей субъектов административных правоотношений.

Изучив данную тему, студент должен:

иметь представление:

= об особенностях административного правонарушения и ответственности за него; 

знать:

= признаки и элементы административного правонарушения;

= основания привлечения к административной ответственности и условия освобождения от нее;

= основные виды административных взысканий;

= принципы рассмотрения дел об административных правонарушениях; 

уметь:

= отличать административные правонарушения от иных видов правонарушений;

= определять субъекты административного правоотношения;

При изучении темы  и подготовке к семинару необходимо:

акцентировать внимание на понятиях: орган управления, орган исполнительной власти, должностное лицо, общественное объединение, административная правосубъектность, специальная правоспособность, административно-правовой статус, юридический состав административного правонарушения, объект административного правоотношения, административное правонарушение, признаки административного правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения, виновность, объективная сторона правонарушения, родовой объект правонарушения, видовой объект и непосредственный объект правонарушения, дополнительный и факультативный объект правонарушения, административная ответственность, административное взыскание,

• читать:

- лекцию по данной теме;

- учебник: Правоведение / Под общ. ред. проф. М. Б. Смоленского, гл.6;

посетить рекомендованные Интернет сайты;

под­готовить информационные справки, статистические данные и т.п. для выступления или доклада на семинаре.

Для подготовки к семинару и самооценки качества усвоения материала темы необходимо  выполнить тренировочные задания:

выписать в тетрадь функции и принципы административной ответственности;

составить схему – элементы состава административного правонарушения;

определить соответствие принципов административного права их содержанию:

1. Приоритет личности и ее интересов

 

А. Административные нормативные акты, затрагивающие права и свободы граждан, не применяются, если они официально не опубликованы для всеобщего сведения

2. Разделение властей

Б. Наступление административной или дисциплинарной ответственности за нарушение требований административно-правовых норм

3. Федерализм

В. В процессе реализации исполнительной власти становятся реальными и гарантированными права и свободы человека и гражданина, обеспечивается их защита

4. Гласность

 

Г. Исполнительные органы при применении административно-правовых норм обязаны строго соблюдать действующее законодательство

5. Ответственность

 

Д. Административное и административно-процессуальное право отнесены к совместному ведению Федерации и ее субъектов

6. Законность

Е. Каждый орган государственной власти должен заниматься своими вопросами в рамках определенной законом или указом Президента РФ компетенции в области правотворчества

- ответить на контрольные вопросы к теме № 14:

1. Назовите виды и особенности административно-правовых отношений.

2. Какие виды объектов различают в административном праве?

3. Чем отличается административное правонарушение от других видов правонарушений?

4. Виды органов исполнительной власти как субъектов административно-правовых отношений.

5.Что включает в себя административно-правовой статус граждан?

6. Что включает в себя юридический состав административного правонарушения?

7. Что такое административно-правовая ответственность и в чем ее особенность?

6. Какие виды юридической ответственности предусмотрены административным правом?

8. Какие основания привлечения к административной ответственности предусмотрены административным правом?

9. В каких случаях возможно освобождение от ответственности по административному праву?

10. В чем заключаются особенности применения административных наказаний?

решить тестовое задание к теме № 14:

1. Административное расследование это:

А) проверка «подсудности» дела;

Б) рассмотрение жалобы и принятие по ней решения;

В) стадия производства по делу;

Г) возбуждение дела;

Д) нет правильного ответа;

2. Характерной чертой, отличающей административно-правовой метод регулиро­вания от гражданско-правового, является:

А) характер отношений субъектов определяется договором;     

Б) юридическое неравенство субъектов отношений;

В) равенство субъектов отношений в определении взаимных прав и обязанностей;

Г) все перечисленное.

3. Неосторожная форма вины может быть в форме:

А) косвенного  умысла;

Б) легкомыслия;

В) превышения пределов необходимой обороны;

Г) нет правильного ответа.

 

СЕМИНАР № 8

Тема № 15: Уголовное правонарушение и уголовная ответственность

Вопросы семинара:

1. Понятие преступления и его виды.

2. Состав преступления: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

3. Понятие уголовной ответственности и ее особенности.

Цель изученияуяснение:

= понятия,  особенностей уголовного права;

= особенностей предмета регулирования уголовного права.

Изучив данную тему, студент должен:

иметь представление:

= об уголовном праве и его институтах как отрасли российского права;  

знать:

= сферу действия уголовного права;

= признаки, отличительные особенности и виды преступления;

= виды доказательств по уголовному делу;

= состав преступления и основания уголовной ответственности;

= виды уголовных правонарушений.

= особенности и виды уголовной ответственности; 

уметь:

= определить элементы состава преступления;

= отграничивать уголовное преступление от иных видов правонарушений.

При изучении темы  и подготовке к семинару необходимо:

акцентировать внимание на понятиях: уголовное право, уголовное законодательство.  уголовно-правовые отношения, необходимая оборона, крайняя необходимость, обоснованный риск, общественная опасность и противоправность, виновность и наказуемость, критерии невменяемости, объект и объективная сторона преступления, субъект и субъективная сторона преступления, общий, родовой, видовой и непосредственный объект преступления, соучастие, организатор, подстрекатель и исполнитель преступления, специальный субъект преступления.

читать:

- лекцию по данной теме;

- учебник: Правоведение / Под общ. ред. проф. М. Б. Смоленского, гл.10;

посетить рекомендованные Интернет сайты;

под­готовить информационные справки, статистические данные и т.п. для выступления или доклада на семинаре.

Для подготовки к семинару и самооценки качества усвоения материала темы необходимо  выполнить тренировочные задания:

выписать в тетрадь признаки объективной и субъективной стороны преступления;

составить схемы:

= состав (элементы) преступления.

составить тестовое задание (3 вопроса) по субъектам уголовного правонарушения.

ответить на контрольные вопросы к теме № 15:

1. В чем проявляются особенности уголовного права как отрасли российского права?

2. Чем характеризуется уголовное правонарушение?

3. Какие виды преступлений различает уголовное право?

4. Перечислите элементы состава преступления и дайте их краткую характеристику.

5. В чем проявляется особенность субъективной стороны преступления?

6. Назовите обстоятельства, исключающие, смягчающие и отягчающие уголовное наказание.

7. Какова структура Уголовного кодекса РФ?

решить тестовое задание к теме № 15:

1. Обусловленное потребностями осознанное побуждение, вызывающее решимость лица совершить преступление называется:

А) цель преступления;

Б) мотив преступления;

В) признак преступления.

Общественно опасное деяние, опасные последствия и причинная связь как признаки преступления относятся к

А) субъективной стороне;

Б) объективной стороне;

В) нет правильного ответа.

3. К признакам преступления не относится:

А) общественная опасность;

Б) общественная аморальность;

В) противоправность;

Г) наказуемость.

 

Тема № 16: Общие положения экологического права.

Вопросы семинара:

1. Предмет и методы экологического права.

2. Основные задачи и виды экологического контроля.

3. Понятие и состав экологического правонарушения.

4. Виды юридической ответственности в экологическом праве.

Цель изученияуяснение:

= понятия окружающая среда и понятия предмета и задач экологического права;

= особенностей методов регулирования правоотношений в экологическом праве;

= специфики экологического правонарушения и ответственности за него.

Изучив данную тему, студент должен:

иметь представление:

= об особенностях экологического права как отрасли российского права; 

знать:

=  признаки, особенности, виды и структуру эколого-правовых отношений;

=  состав субъектов экологического права.

= виды экологического контроля;

= особенности, состав и виды экологического правонарушения;

= виды ответственности в экологическом праве;

= объекты охраны окружающей среды;

При изучении темы  и подготовке к семинару необходимо:

акцентировать внимание на понятиях: экология, экологическое право и правоотношение, природа, окружающая среда, охрана природы, правовые экологические требования, экосистема, экологическая безопасность, экологическое равновесие, биоценоз, популяция, биопродуктивность, объект охраны окружающей среды, природопользователь, экологический норматив и стандарт, особо охраняемая территория, экологический контроль, экологическое правонарушение, состав экологического преступления, ответственность за экологическое правонарушение.

читать:

- лекцию по данной теме;

- учебник: Правоведение: учебник/ отв. ред. Б. II. Пугинский, гл.18;

посетить рекомендованные Интернет сайты;

под­готовить информационные справки, статистические данные и т.п. для выступления или доклада на семинаре.

Для подготовки к семинару и самооценки качества усвоения материала темы необходимо  выполнить тренировочные задания:

выписать в тетрадь виды экологических правоотношений;

составить схемы:

• состав экологических правоотношений;

• субъекты экологических правоотношений.

составить таблицу: функции экологического права и их содержание

Наименование функции

Содержание функции

 

 

 

 

 

 

 

 

составить тестовое задание (3 вопроса) по терминам экологического права;

ответить на контрольные вопросы к теме № 16.

1. Способы правового регулирования в экологическом праве.

2. Основные задачи экологического контроля.

3. Какие основные компоненты содержит окружающая среда?

4. Что такое «экологическая безопасность»?

5. Назовите признаки экосистемы.

решить тестовое задание к теме № 16.

1. Термин «экология» (экос - местообитание, дом; логос - наука) был предложен:

А) немецким ученым Эрнстом Геккелем;

Б) немецким биологом Якобом Икскюлем;

В) русским ученым Михаилом Ломоносовым.

2. Объектами охраны окружающей среды не являются:

А) недра, почвы и подземные воды;

Б) животные и другие организмы и их генетический фонд;

В) озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство;

Г) нет правильного ответа;

Д) все правильно.

3. Эколого-правовые требования к новой технике, технологии, материалам, веществам и другой продукции способной оказать вредное воздействие на окружающую среду, жизнь и здоровье человека, для предупреждения такого вреда называется:

А) Экологический норматив

Б) Экологические стандарты

В) Экономический механизм охраны окружающей среды;

 

СЕМИНАР № 9

Тема № 17: Правовое регулирование профессиональной деятельности

Вопросы семинара:

1. Особенности правового регулирования профессиональной деятельности государственного и муниципального служащего.

2. Трудовое законодательство как регулятор трудовых отношений в сфере государственного и муниципального управления.

3. Особенности правовой ответственности государственного и муниципального служащего.

Цель изученияуяснение:

- социальной природы и значения государственной и муниципальной службы;

- особенности правового регулирования профессиональной деятельности государственного и муниципального служащего.

 Изучив данную тему, студент должен:

знать:

= понятие государственной и муниципальной службы и служащего;

= основные нормативно-правовые акты регулирующие основы государственной и муниципальной службы;

= виды и особенности государственной и муниципальной службы;

= категории и виды государственных и муниципальных служащих;

= особенности государственной и муниципальной службы как особого вида социальной деятельности;

уметь:

= различать государственных и муниципальных служащих;

= охарактеризовать социальное назначение государственного и муниципального служащего.

При изучении темы  и подготовке к семинару необходимо:

акцентировать внимание на понятиях: профессия, профессиональная деятельность, государственная и муниципальная служба, государственный и муниципальный служащий, должностное лицо, полномочия и компетенция,

читать:

- лекцию по данной теме;

- учебник: Правоведение: учебник/ отв. ред. Б. II. Пугинский, гл.12;

посетить рекомендованные Интернет сайты;

под­готовить информационные справки, статистические данные и т.п. для выступления или доклада на семинаре.

Для подготовки к семинару и самооценки качества усвоения материала темы необходимо  выполнить тренировочные задания:

выписать в тетрадь принципы организации государственной службы;

составить таблицы:

= категории муниципальных служащих

Категория

Характеристика категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

= квалификационные разряды государственных служащих

группа

должности

квалификационный  разряд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ответить на контрольные вопросы к теме № 17:

1. В чем заключается социальная природа государственной и муниципальной службы?

2. Что включает в себя административно-правовой статус государственного служащего?

3. Какие принципы являются основой государственной и муниципальной службы?

4. Какие ограничения связаны с государственной и муниципальной службой?

5. В чем состоит прохождение государственной службы?

6. В чем отличия муниципальной службы от государственной?

7. Чем обусловлен правовой статус муниципального служащего?

8. Какие виды должностей существуют в муниципальной службе?

9. Какие виды ответственности предусмотрены в отношении государственных и муниципальных служащих?

решить тестовое задание к теме № 17:

1. По какому принципу работники в России подразделяются на основных и вспомогательных рабочих, инженерно-технических работников, служащих, младший обслуживающий персонал?

А) функциональный;      

Б) административно-правовой;       

В) технологический принцип.

2. Какая из категорий должностей госслужащих относится к понятию «политико-судебной»
         должности?

А) категория «В»;

Б) категория «А»;

В) категория «Б».

3. Земское и городское самоуправление в России было введено:

А) Петром I;

Б) Екатериной II;

В) Александром II;

Г) Николаем II.

4. Установление общих принципов организации местного самоуправления относится:

А) к предмету ведения Федерации;

Б) к предмету ведения субъектов Федерации;

В) к предмету совместного ведения Федерации и ее субъектов;

Г) к предмету ведения субъектов Федерации и муниципальных образований.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!