ЗАДАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ к СЕМИНАРАМ № 1 - 3

СЕМИНАР № 1

Тема № 1: Государство в политической системе общества

Вопросы семинара:

1. Основные теории происхождения государства.

2. Классификация функций государства.

3. Понятие, признаки и формы государства.

4. Общая характеристика Российского государства.

Цель изученияуяснение роли и значения государства в политической системе общества.

Изучив данную тему, студент должен:

 иметь представление:

= о государстве как социальном институте;

= об особенностях типологий происхождения государства;

 знать:

= понятие, признаки и формы государства как социального института;

= функции государства;

= основные теории происхождения государства и права.

 уметь:

= определять форму государства;

= характеризовать основные функции.

При изучении темы  и подготовке к семинару необходимо:

акцентировать внимание на понятиях: формационный и цивилизационный подходы к типологии государств, государство и его признаки, функции государства, первоначальный и производный путь образования государства, европейский и азиатский вариант появления государства, форма государственного устройства, политический режим, форма правления;

читать:

- лекцию по данной теме;

- учебник: Правоведение / Под общ. ред. проф. М. Б. Смоленского, гл.1.;

посетить рекомендованные Интернет сайты;

под­готовить информационные справки, статистические данные и т.п. для выступления или доклада на семинаре.

Для подготовки к семинару и самооценки качества усвоения материала темы необходимо  выполнить тренировочные задания:

выписать в тетрадь в виде таблицы основные (8) теории возникновения государства и фамилии ученых-основоположников этих теорий.

Теория

Фамилии ученых

 

 

 

 

заполнить таблицу:

Форма государства

Название государства

Федеративное

 

Унитарное

 

Президентская республика

 

Парламентская республика

 

Абсолютная монархия

 

Ограниченная монархия

 

Демократическое

 

Тоталитарное

 

составить схему - формы государства;

ответить на контрольные вопросы к теме № 1:

1. В чем заключаются особенности возникновения государства у разных народов?

2. Назовите основные теории (концепции) происхождения государства.

3. Дайте определение понятию – «функция государства».

4. Назовите и охарактеризуйте внутренние и внешние функции государства.

5. Перечислите формы государства и назовите их особенности.

6. Охарактеризуйте основные черты форм осуществления функций государства.

- решить тестовое задание к теме № 1:

1. Какие понятия не относятся к признакам государства?

А) организация политической власти, существующая в стране;

Б) объединение людей, имеющих общую территорию проживания;

В) независимость государственной власти от всякой иной власти;

Г) административно-территориальная организация населения;

2. Что, с точки зрения Аристотеля, явилось причиной возник­новения и развития государства:

А) воля Бога;

Б) организация общества для самосохранения и развития;

В) естественный процесс развития человеческой семьи;

Г) трансплантация государственных органов и институтов от одного государства другому.

3.  Какое из указанных положений характеризует форму государственного устройства?

А) методы и приемы осуществления государственной власти;

Б) способ территориального устройства, порядок взаимоотношений между центральной, региональной и местной властями;

В) порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления.

 

Тема № 2: Право как инструмент регулирования социальных отношений

Вопросы семинара:

1. Основные теории происхождение права.

2. Признаки и функции права. 

3. Основные черты современных правовых семей.

4. Признаки и структура правовой нормы.

5. Толкование нормы права: понятие и виды (способы).

Цель изученияуяснение роли и значения права в регулировании общественных отношений.

Изучив данную тему, студент должен:

иметь представление:

= о сущности права и его назначении;

= о разнообразии теорий происхождения права;

= о современных правовых семьях;

знать:

= понятие права как регулятора общественных отношений;

= функции и значение права в обществе;

= структуру правовой нормы;

= основные теории происхождения права.

= признаки и элементы правовой нормы и ее отличия от других социальных норм;

уметь:

= определять вид источника права;

= выделять правовую норму от других социальных норм.

При изучении темы  и подготовке к семинару необходимо:

акцентировать внимание на понятиях: право, правовая норма, структура правовой нормы, признаки права, общесоциальные и специально-юридические функции права, правовая семья, правовая система, источники (формы) права, действие нормативных правовых актов во времени, пространстве, по объекту и по кругу лиц, толкование норм права,

читать:

- лекцию по данной теме;

- учебник: Правоведение / Под общ. ред. проф. М. Б. Смоленского, гл.1.;

посетить рекомендованные Интернет сайты;

под­готовить информационные справки, статистические данные и т.п. для выступления или доклада на семинаре.

Для подготовки к семинару и самооценки качества усвоения материала темы необходимо  выполнить тренировочные задания:

составить схемы:

= виды правовых семей;

= виды социальных норм;

= структура правовой нормы и виды ее элементов.

ответить на контрольные вопросы к теме № 2:

1. В чем заключаются особенности возникновения права у разных народов?

2. Назовите основные теории (концепции) происхождения права.

3. Назовите основные признаки правовой нормы.

4. Перечислите основные элементы структуры правовой нормы.

5. Какие способы толкования правовой нормы Вы знаете?

решить тестовое задание к теме № 2:

1. Укажите, представителями какой теории происхождения права являлись Ф. Аквинский и Ж. Маритен:

А) естественно-правовой;

Б) патриархальной;

В) психологической;

Г) теоло­гической.

2. Укажите определение права, предлагаемое сторонниками материалистической теории происхождения государства и права:

А) право — это возведенная в закон воля всего народа;

Б) право — это нор­мативно закрепленная справедливость;

В) право — это мера свободы;

Г) право — это возведенная в закон воля господствующего класса.

3.  Укажите, какая правовая семья имеет второе название - «семья общего права»:

А) романо-германская;

Б) англосаксонская;

В) мусульманская;

Г) африканская;

Д) китайская.

 

СЕМИНАР № 2

Тема № 3: Системный характер права и система законодательства

Вопросы семинара:

1. Понятие и структура системы права.

2. Критерии деления права на отрасли и виды отраслей права.

3. Понятие и виды систематизации правовых актов.

Цель изученияуяснение:

= роли и значения системного характера права;

= критериев деления права на отрасли и виды отраслей права.

Изучив данную тему, студент должен:

иметь представление:

= о системном характере права;

= об особенностях система права и системы законодательства;

знать:

= общую характеристику и структуру системы права;

= элементы системы права;

= критерии деления права на отрасли;

= понятие правового акта и его особенности;

= основные виды систематизации правовых актов; 

= виды систематизации правовых актов.

уметь:

= различать понятия «система права» и «система законодательства»;

= классифицировать правовые акты.

При изучении темы  и подготовке к семинару необходимо:

акцентировать внимание на понятиях: система права и система законодательства, «частное» и «публичное» право, предмет и метод отрасли права, правовой акт, систематизация правовых актов, отрасль права, подотрасль права, институт права; 

читать:

- лекцию по данной теме;

- учебник: Правоведение: учебник/ отв. ред. Б. II. Пугинский, гл.2;

посетить рекомендованные Интернет сайты;

под­готовить информационные справки, статистические данные и т.п. для выступления или доклада на семинаре.

Для подготовки к семинару и самооценки качества усвоения материала темы необходимо  выполнить тренировочные задания:

составить схемы:

= классификация отраслей права;

= виды правовых актов.

составить таблицу: виды систематизации правовых актов с их краткой характеристикой.

Название систематизации

Характеристика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ответить на контрольные вопросы к теме № 3:

1. В чем отличие публичного и частного права?

2. Какие виды отраслей права Вы знаете?

3. Что такое правовая семья и какие их виды Вы знаете?

4. В чем особенность кодификации?

5. В чем отличие нормативного толкования от расширительного?

решить тестовое задание к теме № 3:

1. Толкование, в соответствии с которым действительное содержание правовой нормы шире, чем текстуальное выражение («буква» закона) называется:

А) Буквальное толкование;

Б) Распространительное толкование;

В) Ограничительное толкование.

2. Хозяйственное, экологическое, предпринимательское, торговое, морское, воздушное, военное право относятся к:

А) профилирующим отраслям;

Б) специальным отраслям;

В) комплексным отраслям.

3. Решение конкретного юри­дического дела на основе правовой нормы, рассчи­танной на сходные отношения это:

А) аналогия права;

Б) аналогия закона;

В) аналогия отрасли права;

Г) аналогия института права.

 

Тема № 4: Правонарушение и юридическая ответственность

Вопросы семинара:

1. Понятие, признаки и виды правонарушений.

2. Юридический состав правонарушения.

3. Основные принципы, основания и виды юридической ответственности.

Цель изученияуяснение:

= понятия и отличий правонарушения от нарушения других видов социальных норм в обществе;

= сущности юридической ответственности как разновидности социальной ответственности.

Изучив данную тему, студент должен:

иметь представление:

= о социальном значении правомерного поведения;

= о юридической ответственности как разновидности социальной ответственности; 

знать:

= понятие, признаки и виды правонарушения;

= элементы состава правонарушения;

= понятие, основания и виды юридической ответственности.

уметь:

= отличать юридическую ответственность от других видов ответственности в обществе;

= охарактеризовать общие черты видов юридической ответственности.

При изучении темы  и подготовке к семинару необходимо:

акцентировать внимание на понятиях: правонарушение и проступок, состав и элементы правонарушения, юридическая ответственность, принципы юридической ответственности, деликтоспособность, противоправность, вред, объектом правонарушения, мотив и цель деяния, цель и функции юридической ответственности, необходимая оборона, крайняя необходимость, невменяемость;

читать:

- лекцию по данной теме;

- учебник: Правоведение / Под общ. ред. проф. М. Б. Смоленского, § 1.7, 1.8;

посетить рекомендованные Интернет сайты;

под­готовить информационные справки, статистические данные и т.п. для выступления или доклада на семинаре.

Для подготовки к семинару и самооценки качества усвоения материала темы необходимо  выполнить тренировочные задания:

выписать в тетрадь краткую характеристику видов юридической ответственности;

составить схемы:

= элементы правонарушения;

= основания юридической ответственности;

= виды правонарушения.

составить таблицу: условия, исключающие юридическую ответственность

Условие

Характеристика

 

 

 

 

 

 

ответить на контрольные вопросы к теме № 4:

1. Дайте определение правонарушения.

2. Назовите признаки правонарушения

3. Назовите элементы, составляющие объективную сто­рону правонарушения,

4. Дайте краткую характеристику функциям юридической ответственности.

5. Перечислите условия, исключающие юридическую ответственность.

решить тестовое задание к теме № 4:

1. Укажите, что не является объектом правоотношения:

А) вещи;

Б) действия;

В) жизнь, здоровье, свобода;

Г) способ передвижения.

2. Укажите, какой из перечисленных ниже признаков ха­рактеризует объективную сторону правонарушения:

А) умысел;

Б) цель;

В) мотив;

Г) общественно вредные последствия.

3. Укажите, какой из перечисленных ниже признаков харак­теризует субъективную сторону правонарушения:

А) деяние;

Б) общественно вредные последствия;

В) место совершения пре­ступления;

Г) вина.

 

СЕМИНАР № 3

Тема № 5: Законность и правопорядок как отражение эффективности права

Вопросы семинара:

1. Понятие, принципы и формы проявления законности.

2. Понятие, признаки и виды правомерного поведения.

3. Взаимосвязь правосознания, законности  и правопорядка.

Цель изученияуяснение:

= роли механизма правового регулирования в создании режима законности и правопорядка;

= взаимосвязи правового положения личности с правопорядком.

Изучив данную тему, студент должен:

иметь представление:

= о социальном значении и способах обеспечения законности и правопорядка в обществе;

= об условиях эффективности права в современных условиях;

= о соотношении законности и целесообразности;

знать:

= понятие и принципы законности;

=  понятие правопорядка;

= гарантии законности и правопорядка.

уметь:

=  охарактеризовать формы проявления законности и правопорядка;

При изучении темы  и подготовке к семинару необходимо:

акцентировать внимание на понятиях: эффективность права, законность, общественный порядок, правопорядок, юридический механизм правового регулирования, дисциплина, государственная дисциплина, гарантии законности;

читать:

- лекцию по данной теме;

- учебник: Правоведение / Под общ. ред. проф. М. Б. Смоленского, § 1.9;

посетить рекомендованные Интернет сайты;

под­готовить информационные справки, статистические данные и т.п. для выступления или доклада на семинаре.

Для подготовки к семинару и самооценки качества усвоения материала темы необходимо  выполнить тренировочные задания:

выписать в тетрадь в виде таблицы структурные элементы (МПР) механизма правового регулирования;

Структурный элемент МПР

Характеристика

 

 

 

 

 

 

составить схему: виды государственной дисциплины;

ответить на контрольные вопросы к теме № 5:

1. В чем состоит основное содержание и значение законности в современном государстве?

2. На каких основных принципах основывается законность?

3. Какое место занимает личность в общем правопорядке?

4. Каково соотношение законности и целесообразности?

5. Какие гарантии обеспечивают законность и правопорядок?

решить тестовое задание к теме № 5:

1. Вид правомерного поведения, при котором субъект права подчиняется правовым предписаниям в силу подражания ок­ружающим, называется:

А) конформистским;

Б) сознательным;

В) правомерным поведением под страхом государственного принуждения;

Г) верный ответ отсутствует.

2. Предположение о наличии некоторых обстоятельств, имею­щих силу юридических фактов, называется:

А) юридическим условием;

Б) юридической презумпцией;

В) юридичес­кой фикцией;

Г) верный ответ отсутствует.

3. Негативно-отрицательным отношением к праву, законно­сти, правопорядку характеризуется:

А) правовой инфантилизм;

Б) правовой нигилизм;

В) аморальность;

Г) пе­рерождение правосознания.

 

Тема № 6: Правовое государство

Вопросы семинара:

1. История развития теории правового государства в России. 

2. Основы, принципы и признаки правового государства.

3. Предпосылки и условия формирования правового государ­ства.

4. Особенности Российского правового государства.

Цель изученияуяснение:

- учения о правовом государстве;

- особенностей развития правового государства в России;

Изучив данную тему, студент должен:

иметь представление:

= об истории развития идей правового государства;

= о развития правового государства в России; 

знать:

=  основы правового государства;

=  признаки правового государства;

= условия формирования правового государ­ства;

уметь:

= охарактеризовать особенности формирования правового государства в России;

= перечислить условия формирования правового государ­ства.

При изучении темы  и подготовке к семинару необходимо:

• акцентировать внимание на понятиях: правовое государство, модель правового государства, господство права, право как высшая ценность, основы правового государства, принци­пы правового государства, предпо­сылки правового государства, условия формирования и функционирования правового государства.

читать:

- лекцию по данной теме;

- учебник: Правоведение / Под общ. ред. проф. М. Б. Смоленского, § 2.1.;

посетить рекомендованные Интернет сайты;

под­готовить информационные справки, статистические данные и т.п. для выступления или доклада на семинаре.

Для подготовки к семинару и самооценки качества усвоения материала темы необходимо  выполнить тренировочные задания:

выписать в тетрадь:

= статьи Конституции России 1993 г., относящиеся к характеристике правого государства;

= условия формирования и функционирования правового государства;

составить таблицу: фамилии ученых различных эпох и основные идеи, которые они разработали в отношении правового государства

Ученые, мыслители

Содержание идей

 

 

 

 

ответить на контрольные вопросы к теме № 6:

1. Как происходил процесс формирования представлений о правовом государстве в истории политико-правовой мысли?

2. Что такое правовое государство?

3. Какие признаки правового государства выделяются современной наукой?

4. Какие принципы правовой государственности заложены в Конституции России?

5. Перечислите условия формирования и функционирования правового государства.

решить тестовое задание к теме № 6:

1. Выделите основные специфические признаки правового государства.

А) территория страны признается суверенной;

Б) верховенство закона во всех сферах государственной и правовой жизни общества;

В) наличие аппарата управления;

Г) право закрепляет полномочия государственных органов.

2. Военная диктатура – это форма:

А) правления;

Б) политического режима;

В) государственного устройства.

3. Право на неприкосновенность частной жизни, на пользование родным языком, на свободу совести - это:

А) Политические права и свободы;

Б) Культурные права и свободы;

В) Личные права и свободы;

Г) Социально-экономические права и свободы.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!