ГЛАВНАЯ » УЧЁБА и ОБРАЗОВАНИЕ » УЧЕБНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » ПОЛИТОЛОГИЯ » ЛЕКЦИИ по ПОЛИТОЛОГИИ » Лекция 22 "Мировая политика и международные отношения"

Лекция 22 "Мировая политика и международные отношения"

«Мировая политика и международные отношения»

Вопрос 1. Мировая политика и международные отношения

Понятие международных отношений

  Политическая картина мира на фоне меняющихся политических процессов представляет собой со­вокупность отношений различных государств со своими интереса­ми, со своей культурой, политическими целями и идея­ми.

  Современный мир представляет собой гигантскую систему систем или макросистему, в которой функционируют различные политические субъекты: народы, государства, общественные движения и организации, международные неправительственные организации.

  Международные отношения - совокупность политических, экономических, дипломатических, военных, культурных, научно-технических и других связей и взаимоотношений между народами, между государствами и объединениями государств.

  На раз­витие международных отношений влияет такой важный фактор, как мировая политика.

  Международная поли­тика это деятель­ность государств на международной арене и политические отношения между ними на надгосударственном и наднациональном уровне (пр. - в рамках ООН). Данный термин в политологии не разработан, но, видимо, под международной политикой можно понимать сферу деятельности субъектов международных отношений, а также приемы и средства международных отношений и внешней политики.

  Внешняя политика - деятельность государства на международной арене, а также общественных и политических организаций вне национальных границ по осуществлению своих потребностей и интересов.

  Международные отношения включают в себя конк­ретные виды отношений между государствами — поли­тические, экономические, научно-технические, идеоло­гические, культурные, военные. Среди этих отношений первое по значимости место принадлежит международ­ным политическим отношениям. Особенность которых в том, что любая проблема, ставшая предметом государственной политики, приобретает тем самым политический харак­тер и находит выражение в межгосударственных поли­тических отношениях.

  Раз­личные виды отношений являются политическими, по­скольку реализуются через политику государств. Отделить отношения госу­дарств по поводу конкретных политических проблем от экономических, научно-тех­нических, культурных трудно. Любые отношения между государствами, любой их аспект имеют политическую окраску уже потому, что это межгосударственные отношения.

  Междуна­родные отношения представляют собой пространство, в котором протекают процессы мировой политики. Международные отношения, как система, включают в себя следующие основные элементы:

  ♦ Межгосударственные отношения.

  ♦ Отношения между региональными межгосударственными объединениям.

  ♦ Всемирные правительственные и неправительственные организации.

  В основе международного сотрудничества, как уровня международных отношений, лежат 5 принципов мирного сосуществования (на языке хинди - "панча шила"), впервые провозглашенных в индийско-китайском соглашении 1954 года:

= Уважение территориальной целостности и суверенитета.

= Ненападение.

= Невмешательство во внутренние дела друг друга.

= Равенство и взаимная выгода.

= Мирное сосуществование.

Концепции международных отношений

  Проблемы отношений между государствами рассматривались многими учеными, поскольку они име­ют такую же давнюю историю, как и сами государства, с появлением которых связано и появление междуна­родных отношений. Основным вопросом был и остается вопрос войны и мира. Главным источни­ком политических конфликтов является борьба за власть, за влияние в мировом политическом и экономическом пространстве. Интересы, которые преследуют при этом государства носят иден­тичный характер: борьба за рас­пределение и перераспределение ресурсов, являющихся источниками богатства, власти, авторитета.

  Вопрос войны и мира, сущности политических и меж­государственных конфликтов рассматривался по-разно­му представителями разных эпох, государств и направ­лений. Н. Макиавелли и Т. Гоббс считали межгосударственные конфликты и войны естественным и неизбежным следствием природы человека и неотъем­лемой составляющей любой внешней политики. Поэтому войны предот­вратить нельзя, надо стремиться наращивать силу государства, чтобы всегда побеждать.

  Альтернативный подход предложили Г. Гроций, И. Бентам, И. Кант и др. Они считали, что мир предпочтительнее войны и впол­не возможен. Кант отстаивал возможность вечного мира. Особые надеж­ды ими возлагались на создание и деятельность международ­ных организаций, а в дальнейшем — будущего «мирово­го правительства».

  Эти две исходные концепции отно­шений между государствами в различных вариациях существуют и в настоящее время, став основой разнооб­разных внешнеполитических доктрин. Указанные подходы к природе международных от­ношений в современной политической науке сформиро­вали две полярные точки зрения на природу и сущность войн и межгосударственных конфликтов: политиче­ского идеализма и политического реализма.

  Политиче­ский идеализм — это направление политической мысли, согласно которому всеобщий мир возможен и достижим. Сторонники политического идеализма призывали к от­казу от насильственных, военных способов в разреше­нии конфликтов между государствами и решению всех спорных вопросов с помощью переговоров и участия международных организаций, на основе норм мо­рали и международного права. Особая роль в этом отво­дилась действию общественного мнения, системе кол­лективной безопасности.

  Первой попыткой воплотить на практике принципы политического идеализма стало создание первой между­народной организации — Лиги Наций. Однако это не помогло предотвратить новые войны. Обществен­ность вскоре разочаровалась в основных положениях политического идеализма.

   В результате сформирова­лось направление политического реализма как альтернативного направ­ления, в основе которого лежит положе­ние о непрекращающейся естественной борьбе государств за свои интересы и цели. В числе представителей амери­канской школы политического реализма можно назвать известных политологов и полити­ческих деятелей Р. Нибур, Дж. Кеннан, Г. Киссинд­жер. В европейской политической науке наиболее видным представителем политического реализма стал француз­ский социолог и политолог Р. Арон. По его мнению современные государства еще не выш­ли из естественного состояния, и потому разрешение трудностей путем вооруженного конфликта для них является нор­мальным состоянием.

Современ­ные тенденции и глобализм в мировой политике

  Среди положительных тенденций развития современ­ных международных отношений можно назвать следу­ющие.

  1. Процесс деидеологизации международных отноше­ний. С распадом двухполярной мировой системы, пре­кратилось и идеологическое противостояние, разделяв­шее государ­ства на два лагеря. Международные отношения постепенно освобождают­ся от давления старых идеологий. Однако на современном этапе нельзя говорить о победе политического идеализма, поскольку политические события последних лет (в Чечне, Юго­славии, Ираке) делают эти идеи, по сути, декларатив­ными.

  2. Переход от конфронтации к партнерству и сотрудничеству. На основе процесса деидеологизации отношений народы и правительства понимают целесообразность сотрудничества государств в различных областях, торговли эко­номической взаимопомощи, развития культурных отно­шений, научных обменов и т.д.

  3. Формирование международной системы вза­имного сдерживания, что позволит рассредоточить силы и влияние в мировой политике. Интеграция европейских стран  является примером формирова­ния одного из центров системы сдерживания против глобальных диктаторских планов США. Другими центрами могут стать объединения стран Южной Азии, России, Китая.

  4. Демократиза­ция и гуманизация мировой политики. Мировое сообщество пришло к пониманию того, что меж­дународные отношения должны приобрести «человечес­кое измерение», они должны оцениваться с позиции общечеловеческих приоритетов, права каждого человека на жизнь, свободу и нормаль­ные условия существования.

  5. Расширение сферы международных отношений. В сфере современных международных отношений находятся разнообразные отношения: от экономических, по­литических и дипломатических до творческих контак­тов специалистов и повседневного общения через Интер­нет, участниками которых являются государственные чиновники, политические партии, общественные движения, цер­ковные, культурные, спортивные и другие орга­низации.

  6. Осозна­ние общих для всего человечества глобальных про­блем. Беды, которые человече­ство принесло себе само, глобальные катаклизмы природного характера дали землянам почувствовать общность своей судьбы, тесную связь друг с другом, зависимость друг от друга. Люди стали понимать, что другой Земли, кроме этой, у них нет. Это способствует формированию еди­ного мирового сообщества.

  7. Процесс глобализации и тенденция к единообразию. В социальном, политическом и экономическом смысле планета представляет собой единое, хотя и многообраз­ное пространство. Идеологи современного глобального общества счита­ют, что разделение народов на государства сейчас носит условный характер, так как наблюдается некая универсальность в образе жизни людей, определяемая формированием единого информационного, образовательного, культурного про­странства.

  В экономическом плане процесс глобализации можно выразить понятием «мировая капиталистическая эконо­мика», в которой усиливается роль региональных и ми­ровых экономических соглашений, а также наблюдает­ся глобальное разделение труда, увеличение роли мно­гонациональных и транснациональных корпораций («Тойота», «Макдоналдс», «Пепси-Кола» и т.п.), ко­торые нередко обладают доходом, превышающим доход среднего национального государства. Мировая капиталистическая экономика функционирует в рамках мировой экономи­ческой системы.

  Мировая экономическая система — совокупность территорий стран, объединенных экономическими свя­зями. Это понятие шире, чем мировая капиталистичес­кая экономика, поскольку включает в свою орбиту стра­ны с капиталистическим и некапиталистическим хозяй­ством, но уже, чем понятие мировой системы.

  На глобальном уровне общество превращается в мировую систему, которую еще называют мировым со­обществом. Различают две формы подобной системы — мировые империи (множество территорий, политически объединенных в одно государственное образование) и мировые экономические системы (страны, развивающие сходную экономику, но политически в одно государство не объединенные).

  К типу мировых, или глобальных, систем относится цивилизация. Но в отличие от мировой системы циви­лизация отражает социокультурный, а не экономичес­кий и политический аспект развития человечества. Это понятие, как и понятия «мировая империя» или «миро­вая система», шире, чем страна или государство.

  Рассматривая историю развития глобализма А.С. Па­нарин в своей работе «Искушения глобализмом» выделяет три типа глобализма:

  — глобализм Просвещения, заложенный еще у исто­ков европейского модерна и ведущий к формиро­ванию единого мирового пространства, основанно­го на универсалиях прогресса;

  — эзотерический глобализм правящих элит, образу­ющих консорциум мирового правящего меньшин­ства и за спиной своих народов сговаривающихся между собой. Формирование мирового порядка происходит по специально разработанному сцена­рию, далекому от ожиданий народа, не посвящен­ного в планы этого привилегированного клуба гло­балистов;

  — традиционный глобализм, основанный на традиционной проце­дуре превращения одной державы в монопольного носителя мировой власти, т.е. формирование однополярной глобальной системы.

  В политологии популярностью пользуется подход, согласно которому структуру мировой системы образу­ют ядро, полупериферия, периферия.

  Ядро — это страны Западной Европы, Северной Аме­рики, Японии, образующие первый эшелон, состоящий из самых сильных и могущественных государств с усо­вершенствованной системой производства. Они играют главную роль в мировом процессе на политическом и экономическом уровне.

  Государства полупериферии и периферии — это стра­ны так называемого «второго» и «третьего» мира. У них меньше власти, богатства и влияния. Термин «третий мир» (tiers monde) ввели в 1952 г. французы для описания группы стран, которые в эпоху «холодной войны» между США и СССР (как двумя мирами) не присоедини­лись ни к одной из противостоящих сторон.

  Промежуточную позицию между ядром и перифери­ей занимает полупериферия. Это достаточно развитые индустриальные страны (Бразилия), однако по экономическим и политическим показателям им не хватает мощности и могущества стран ядра, и поэтому их относят к полупериферии.

  Страны пе­риферии считаются сырьевым придатком ядра, поскольку экспорт сырья является для этих стран основной стать­ей дохода. И к этим странам относят самые отсталые и бедные государства Африки и Латинской Америки.

  В политологии применяется также подход, согласно которому основу современного международного сообще­ства (которое иногда именуют «транснациональный ми­р» или «глобальная экономиче­ская федерация»), составляют ведущие международные организации, 50—60 основных финансово-промышленных блоков, а также около 40 тыс. ТНК. Крупнейшие западные корпорации, создавая филиалы по всему миру, прежде всего в странах третьего мира, опутывают фи­нансовыми и товарными потоками весь мир, делая раз­личные регионы мира экономически зависимыми друг от друга.

  В рамках данного подхода глобальное про­странство структурно подразделяется на:

  » постиндуст­риальный Север, контролирующий торгово-финансовые каналы;

  » высокоиндустриальный Запад;

  » интенсивно раз­вивающийся новый Восток, строящий хозяйственную жизнь в рамках неоиндустриальной модели;

  » сырьевой Юг, живущий преимущественно за счет эксплуатации природных ресурсов;

  » государства посткоммунистического мира, находящиеся в переход­ном состоянии.

Геополитические трактовки международных отношений 

  Изучение мировой политики и международных отно­шений в рамках геополитического направления пред­полагает акцентирование на территориальных и демог­рафических условиях, силовых потенциалах различных стран при исследовании наци­ональных интересов и приоритетов внешней политики государств.

  Согласно геополитическим представ­лениям, географические факторы являются наиболее стабильными и потому служат объективной основой пре­емственности политики государства.

  В геополитическом направ­лении изучения политической науки основными понятиями являются: геопо­литическое пространство, геостратегический регион, гео­политический регион, государственная территория.

  Гео­политическое пространство представляет собой совокуп­ность государственных территорий всех стран мира вместе с международными проливами, открытым мо­рем и Антарктидой. Геополитическое пространство подразделяется на геостратегические ре­гионы, которые образуются вокруг государства или груп­пы государств, играющих ключевую роль в мировой политике.

  Геостратегические регионы представляют собой большие пространства, включающие, помимо территорий регионообразующих стран, зоны их конт­роля и влияния, поэтому их не бывает много, числен­ность их крайне ограничена.

  Геостратегические регио­ны состоят из геополитических регионов, каждый из которых отличается более тесными и устойчивыми политиче­скими, экономическими, культурными связями, а так­же своей компактностью по сравнению с геостратегиче­ским.

  В современных геополитических условиях специали­сты в области международной политики прогнозируют три возможных варианта развития международных от­ношений.

  В первом варианте будущий мир пред­стает как биполярная антагонистическая модель, где место СССР как великой некапиталистической держа­вы, противостоящей Америке на мировой арене, займет социалистический Китай.

  Во втором варианте мир будет представлять собой однополюсно-авторитарную систему во главе с США, которые останутся единственной сверхдержавой мира, и этот мир будет экономически и политически подчинен интересам США.

  В третьем варианте мировая система предстанет в виде неконфронтационной демократической системы мирового сообщества народов, в основе которой будет соблюдение всеми норм международного права и установление ба­ланса экономических и политических возможностей меж­ду государствами.

  Американский политолог М. Каплан предложил концепцию, согласно которой возможны шесть типов международных систем: система «баланса сил», свобод­ная биполярная система, жесткая биполярная система, универсальная система, иерархическая система и систе­ма вето.

  Система «баланса сил» основана на том, что нацио­нальные государства с мощным экономическим и воен­ным потенциалом контролируют сложившуюся поли­тическую систему, стремясь сохранить суверенитет и могущество всех остальных государств системы, но при этом пытаются максимально обеспечить для себя боль­шие возможности в системе. Для достижения своих целей они образуют коалиции и вступают между собой в войны. Но такие союзы нестабильны, а войны имеют локальный характер и не мешают стабильности сис­темы.

  Свободная биполярная система состоит из отдельных государств, блоков государств, лидеров блоков, членов блоков, неприсоединившихся стран и универсальных организаций. Такая система наиболее устойчива, когда лидеры блоков обладают монополией на ядерное оружие. Если бы не его сдерживающее влияние, войны бы пере­растали из локальных в тотальные. Такая ситуация де­лает эту систему менее устойчивой, чем систему «балан­са сил».

  Жесткая биполярная система сводит к нулю роль неприсоединив­шихся государств. Влияние и вес международных орга­низаций в данной системе не играют заметной роли в регулировании политической жизни мировой системы. Поэтому подобная система характеризовалась бы высо­кой степенью международной напряженности.

  Универсальная система может возникнуть в том случае, если определенные политичес­кие полномочия передать универсальной организации. В такой системе доминировали бы коллективные и гу­манистические ценности, что определяло бы характер ее функционирования.

  Иерархическая система является вариантом универ­сальной системы, но перестроенной в иерархическом по­рядке. Она может возникнуть в случае выдвижения на первый план в решении всех вопросов какого-либо одно­го международного субъекта.

  Система вето — это такая международная система, в которой каждый член или подавляющее большинство членов обладают собственным достаточным запасом ядер­ного оружия. Члены такой системы стремятся не допус­тить ядерной войны, но между ними сохраняется опре­деленное напряжение.

  В свете современных политических событий свою модель возможного развития международных отношений, предложил аме­риканский исследователь С. Хантингтон. Его кон­цепция основана на том, что в международной сфере зреет глобальный конфликт, в котором неминуемо столкнут­ся западная цивилизация и блок фундаменталистских и тоталитарных государств - Китай, Иран и арабские страны. Хантингтон приписывает особое значение стра­нам, ориентирующимся в настоящее время на сотрудни­чество с Западом, но по своим традициям и особеннос­тям массового менталитета резко отличающимся от за­падной цивилизации - Турция, Мексика и Россия.

Понятие, функции, средства реализации внешней политики

  Средством реализации международных отношений государств в мировом сообществе является внешняя политика, под которой понимается общий курс государства в международных делах. Внешняя политика теснейшим образом связана с внутренней политикой государства, поэтому основная ее задача состоит в обеспечении наиболее благоприятных международных условий для достижения целей и интересов государства различными методами на основе общепризнанных принципов международных отношений.

  Внешняя политика - деятельность государства на международной арене, регулирующая отношения с другими субъектами внешнеполитической деятельности: государствами, зарубежными партиями и иными общественными организациями, всемирными и региональными международными организациями.

  Внешняя политика опирается на экономический, демографический, военный, научно-технический и культурный потенциалы государства; сочетание последних определяет возможности внешней политики деятельности государства на тех или иных направлениях, иерархию приоритетов в постановке и реализации внешнеполитических целей.

  Формой осуществления внешней политики является:

  ♦ установление дипломатических отношений между государствами;

  ♦ открытие представительств государства при всемирных и региональных международных организациях или членство государства в них;

  ♦ сотрудничество с дружественными государству зарубежными политическими партиями и другими общественными организациями;

  ♦ осуществление и поддержание на различном уровне эпизодических и регулярных контактов с представителями государств, зарубежных партий и движений, с которыми данное государство не имеет дипломатических отношений или дружественных связей, но в диалоге, с которыми заинтересовано по тем или иным причинам.

  Наличие устойчивых каналов связи с зарубежными партнерами позволяет государству разнообразить сочетание методов и средств внешнеполитической деятельности:

  = заключение двусторонних и многосторонних договоров и соглашений по широкому спектру вопросов, включая соглашения конфиденциального и секретного характера;

 = способствование развитию внутри- и внешнеполитической деятельности одних государств и блокированию аналогичных возможностей других;

 = предотвращение ракетно-ядерной войны, техногенных катастроф и сотрудничество в целях скорейшей ликвидации их последствий;

  = борьба с голодом, болезнями, охрана окружающей среды;

  = подготовка к войне и обеспечение благоприятной для ведения военных действий внешнеполитической обстановки и др.

  Большое значение для формирования внешнеполитического курса имеет теория внешней политики. На её основе разрабатываются наиболее эффективные механизмы, методы и средства достижения внешнеполитических целей.

   Внешняя политика осуществляется специально созданными для этого государственными органами:

  ◊ специализированные органы по осуществлению внешней политики и контролю за этой деятельностью - министерства иностранных дел (или внешних сношений) и парламентские комитеты по вопросам внешней политики;

  ◊ посольства и представительства, в составе которых работают специалисты по военным вопросам (военный атташе) и вопросам экономического (торговые представители), культурного сотрудничества;

  ◊ научные и культурные центры за рубежом, работающие под контролем посольств и представительств по относительно самостоятельным программам;

  ◊ официальные и полуофициальные миссии (например, «Корпус мира» в США) и др.

   Главным средством реализации внешней политики является дипломатия. В VI в. в России был создан Посольский приказ, задачей которого являлось осуществление связей с другими государствами, позднее он был преобразован в министерство иностранных дел. Первые постоянные миссии стали учреждаться с конца XV в.

  Понятие «дипломатия» связано с искусством ведения переговоров и поисков взаимоприемлемых решений в целях предотвращения или урегулирования международных конфликтов, расширения и углубления межгосударственного и международного сотрудничества.

   Важнейшая функция дипломатических представительств состоит в информировании своего правительства о положении и событиях в стране пребывания, а правительства страны пребывания о политике представляемого дипломатическим представительством государства.

   Задачами дипломатии являются:

  - продвижение интересов государства и разрешение возникающих проблем с помощью дипломатических каналов и неформальных связей;

  -  регулирование экономических, политических и иных отношений между государствами.

   Распространенными формами сотрудничества государств являются двух- и многосторонние договоры и союзы. Союзы представляют собой формальные или неформальные договоренности между государствами по вопросу сотрудничества или взаимопомощи в военной, экономической или политической сфере. Договоры имеют те же цели, но носят более формальный и правовой характер. Они могут варьироваться от соглашений по культурному и торгово-экономическому сотрудничеству до сложных договоров о безопасности и ограничении стратегических ядерных вооружений между двумя и более великими державами.

   Примерами многостороннего международного соглашения является женевское Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ) от 01.01.1948 г., которое содержит комплекс, или свод, правовых норм, регулирующих торговые соглашения между странами-участниками. А также Европейская конвенция по правам человека от 04.11.1950 г.

   Каждое суверенное государство как субъект международных отношений проводит собственную внешнюю политику, которая определяется множеством факторов, включая уровни социально-экономического и общественно-политического развития, географическое положение, национально-исторические традиции, цели и потребности обеспечения суверенитета и безопасности и т.д. Все они в переложении на внешнюю политику фокусируются в концепции национального интереса.

Концепция национального интереса и национальной безопасности

Понятие национального интереса

  Одной из основных характеристик современной мировой системы является взаимозависимость государств и целостность мира, его единство.

  Основу международной политики составляет национальный государственный интерес любой страны.

  Из философии известно, что интерес - это реальная причина социальных действий, лежащая в основе мотивов, идей и т.п. Применительно к государству национальный интерес - это осознанные, официально выраженные объективные потребности, последовательная реализация и защита которых обеспечивают устойчивое существование и прогрессивное развитие государств.

  Государство обеспечивает свои интересы всеми имеющимися в его распоряжении средствами: политическими, идеологическими, экономическими, дипломатическими, военными. Последним средством является угроза применения или реальное применение силы вплоть до объявления войны.

  Национальные интересы России - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах.

  Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции, в том числе во взаимодействии с действующими на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации общественными организациями. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства.

  Различают интересы:

  = личности, общества, государства и национальные;

  = внутриполитические и внешнеполитические;

  = краткосрочные и долгосрочные;

  = общие и региональные;

  = главные и второстепенные;

  = постоянные и переменные;

  = политические, экономические, военные, экологические, гуманитарные, культурные и др.

   Национальные интересы России включают:

интересы личности;

интересы общества;

интересы государства.

   Интересы личности состоят в:

реализации конституционных прав и свобод;

обеспечении личной безопасности;

повышении качества и уровня жизни;

физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.

   Интересы общества состоят в:

♦ упрочении демократии:

♦ в создании правового, социального государства;

♦ достижении и поддержании общественного согласия;

♦ духовном обновлении России.

  Интересы государства состоят в:

  ◊ незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России;

  ◊ политической, экономической и социальной стабильности;

  ◊ безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка;

  ◊ развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

   Условием реализации национальных интересов России является устойчивое развитие экономики.

   Национальные интересы России состоят из интересов в различных сферах: экономической, внутриполитической, социальной, духовной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической.

   Во внутриполитической сфере национальные интересы России состоят в:

   - сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти;

  - обеспечении гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства и правопорядка;

  - завершении процесса становления демократического общества;

  - нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий - социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма.

    Национальные интересы России в  международной сфере заключаются в:

  ~ обеспечении суверенитета;

  ~ упрочении позиций России как великой державы - одного из влиятельных центров многополярного мира;

  ~ развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями (прежде всего СНГ);

  ~ повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости применения при этом двойных стандартов.

   Национальные интересы различаются по своей значимости и влиянию на международной арене. По данному признаку они подразделяются на главные (или жизненно важные) и второстепенные, постоянные и переменные, долгосрочные и конъюнктурные.

   Главные и постоянные национальные интересы определяются важнейшими геополитическими параметрами: местом и ролью данного государства в системе межгосударственных отношений, его престижем и относительной военной мощью, способностью отстаивать свой суверенитет и гарантировать безопасность своих союзников и т.д.

   Второстепенные и переменные интересы, нося производный от первых характер. Изменяясь в зависимости от внешнеполитических факторов, они могут служить предметом торга при реализации главных и постоянных интересов государства.

Концепция национального интереса

   Внешняя политика государства определяется уровнем социально-экономического и общественно-политического развития, географическим положением страны, её национально-историческими традициями, целями и потребностями обеспечения суверенитета и безопасности и т.д. Все это во внешней политике фокусируется в концепции национального интереса. Представители политического реализма рассматривают национальный интерес в качестве главной составляющей внешней политики любого государства.

   Термин «национальный интерес» в 1935 г. был включен в Окфордскую энциклопедию социальных наук и тем самым получил официальный политический статус. Приоритет в разработке понятия «национальный интерес», принадлежит американским ученым - теологу Р.Нибуру и историку Ч.Бирду.

   После второй мировой войны споры, развернувшиеся вокруг концепции национального интереса, Г.Моргентау назвал «новыми великими дебатами». В наиболее развернутой форме эта концепция была сформулирована в книге Моргентау «В защиту национального интереса» (1948 г.). Г. Моргентау определил понятие интереса с помощью категорий власти. Понятие национального интереса в его концепции состоит из трех элементов:

  ≈ природы интереса, который должен быть защищен;

  ≈ политического окружения, в котором действует интерес;

  ≈ рациональной необходимости, ограничивающей выбор целей и средств для всех субъектов международной политики.

   Вклад в разработку концепции национального интереса внесли американские ученые Дж.Кеннан, У.Липпман, К.Уолтц, Э.Фернисс, Дж.Розенау и др. Специфическую оценку проблема национального интереса получила у французских исследователей Р.Арона, П.Ренувена, Ж.-Б.Дюрозеля, Ф.Брайра, Р.Дебре и др.

   Национальные интересы - интересы национальной общности или группы, объединенной специфическими связями и взаимоотношениями генетической и культурной гомогенности. Суть национальных интересов состоит, в первую очередь, в противодействии и компенсации любых деструктивных возмущений, формируемых внутри общества или за его пределами, которые препятствуют потребностям жизнедеятельности и развития личности и нации.

   Гомогенность - однородность, однотипность, внутренняя неразличимость, степень сходства членов некоторой совокупности между собой.

   Национальные интересы воплощаются в стремлении представителей одной национальности к объединению на основе общности культуры, выражающейся в языке, семейных, религиозных, моральных традициях и обычаях, способах рекреации, политических системах и поведении, в одежде и украшениях, в чувствах симпатии по отношению к членам своей национальной общности, отличных от чувств, питаемых к другим национальностям.

   Национальные интересы - одна из движущих сил поведения и деятельности личности, национальности, нации, общества или государства; они присутствуют во многих формах борьбы и сотрудничества между людьми. Попытка ущемления национальных интересов воспринимается как покушение на жизненные устои национальной группы или общности, государства.

   Нередко государственные интересы противопоставляют национальным и общественным (интересам гражданского общества), признавая их взаимосвязь, все же считают целесообразным определять их в рамках дихотомии «национальный интерес - государственный интерес».

   Дихотоми́я (греч. «надвое» + «деление») — раздвоенность, деление на две части, не связанные между собой.

   Национально-государственные интересы формируются в соответствии с геополитическими параметрами, ресурсными возможностями, национально-культурными традициями и т.д. государства.

   Главная составляющая национального интереса - это императив самосохранения государства.

Концепция национальной безопасности

   Успех внешней политики государства зависит от четкости формулирования национальных интересов и от понимания путей и средств реализации этих интересов. Среди приоритетных целей государства на международной арене, на первом месте стоит обеспечение национальной безопасности во всех ее формах и проявлениях.

  Впервые в политическом лексиконе понятие «национальная безопасность» было употреблено в 1904 г. в послании президента Т.Рузвельта Конгрессу США, где он обосновал присоединенные зоны Панамского канала интересами «национальной безопасности». В последующие годы эта проблема стала стержневой в исследованиях американских политологов.

  Источник понятия «национальная безопасность» американские авторы видят в теории «национальных интересов». Этот подход был предложен социологом У.Липпманом. Большинство исследований определяют национальную безопасность через силу, то есть преобладание мощи над другими государствами, либо с позиций взаимодействия государств, то есть создания оптимальных условий развития всей системы международных отношений.

  В нашей стране осмысление проблемы национальной безопасности с начала 1990 г. предпринималось в рамках Комитета ВС СССР по обороне и госбезопасности; были созданы Фонд национальной и международной безопасности, ряд инициативных групп.

  Национальная безопасность Российской Федерации - это безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.

  В России разработана Концепция национальной безопасности, утвержденная Указом Президента Российской Федерации 10 января 2000 года, № 24.

  Концепция национальной безопасности Российской Федерации - система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.

  Под национальной безопасностью подразумевается, прежде всего, физическое выживание данного государства, защита и сохранение его суверенитета и территориальной целостности, способность адекватно реагировать на любые реальные и потенциальные внешние угрозы.

  Различают безопасность общественную и государственную, экономическую, социальную, политическую, экологическую, военную и т.д.

  В широком смысле безопасность - это обеспечение гражданам государства нормальных условий для самореализации, защита их жизни, свободы и собственности от посягательств со стороны отдельного человека, организации или самого государства.

  Безопасность - это такое состояние отношений между государствами, при котором им не угрожает опасность войны, либо другое посягательство извне. С этих позиций безопасность рассматривают неделимо в различных масштабах:

  › национальная безопасность - в границах одного государства;

  › региональная безопасность - в рамках того или иного района мира;

  › международная, всеобщая безопасность - в глобальных, мировых рамках.

   Понятие безопасности включает следующие аспекты:

  ♦  обеспечение физического существования, территориальной неприкосновенности и целостности государства от внешних и внутренних угроз;

  ♦  гарантии от внешнего вмешательства во внутренние дела;

  ♦  предотвращение потенциальных и непредвиденных угроз самому образу жизни.

   Национальная безопасность - это защищенность государства от внешних и внутренних угроз, устойчивость к неблагоприятным воздействиям извне, обеспечение таких внутренних и внешних условий существования страны, которые гарантируют возможность стабильного прогресса общества и его граждан.

   В национальной безопасности выделяются три уровня безопасности: личности, общества и государства, значимость которых определяется характером общественных отношений, политическим устройством, степенью внутренних и внешних угроз.

Безопасность государства достигается наличием эффективного механизма управления и координацией деятельности политических сил и общественных групп, а также действенных институтов их защиты.

   Безопасность общества предполагает наличие общественных институтов, норм, развитых норм общественного сознания, позволяющих реализовать права и свободы всех групп населения и противостоять действиям, ведущим к расколу общества (в том числе и со стороны государства).

   Безопасность личности состоит в формировании комплекса правовых и нравственных норм, общественных институтов и организаций, которые позволили бы ей развивать и реализовать социально значимые способности и потребности, не испытывая противодействия государства и общества.

   Структурными элементами системы национальной безопасности являются: политическая, экономическая, военная, экологическая, информационная безопасность и безопасность культурного развития нации.

   Политическая безопасность состоит в способности и возможности нации и создаваемых ею государственных институтов самостоятельно решать вопросы государственного устройства, независимо проводить внутреннюю и внешнюю политику в интересах личности и общества на позициях устойчивого политического суверенитета.

   Экономическая безопасность характеризуется независимостью и неподчиненностью внешним силам, уровнем развития производительных сил и экономических отношений, направленных на реализацию потребностей личности и общества, наличием развитой инфраструктуры и полезных ископаемых, квалифицированной рабочей силы и системы её подготовки, а также характером интеграции в систему мировых хозяйственных связей.

  Военная безопасность характеризует возможность обеспечения интересов национальной безопасности средствами вооруженного насилия. Внешний аспект военной безопасности отражает способность нации противодействовать или сдерживать воздействие военной силы из-за рубежа. Внутренний аспект связан с деструктивным проявлением гонки вооружения, милитаризации общественного сознания, усилением политической роли армии внутри страны.

  Важное место в концепции национальной безопасности занимают проблемы безопасности культурного развития нации, экологической, информационной безопасности, поскольку связаны с потребностями общества и личности.

   Концепция национальной безопасности производна от концепции национальных интересов и строится с учетом как внешних угроз, исходящих извне и связанных с попытками поработить или подчинить государство, так и внутренних угроз, связанных с состоянием самого общества и коренящихся в самом обществе.

   Различают угрозы реальные и потенциальные; глобальные, региональные и локальные.

  Среди современных источников реальной угрозы для безопасности государств можно назвать: терроризм, распространение оружия массового уничтожения, межэтнические и межконфессиональные конфликты, деградацию окружающей среды, замедление или остановку экономического роста.

  В свете этих обстоятельств все большее признание получает стратегия коллективной безопасности. Эта стратегия подразумевает создание системы, в которой каждое входящее в неё государство согласно с тем, что его безопасность является делом всех, и присоединяется к коллективным действиям по отражению агрессии.

 

Вопрос 2. Возникновение и сущность геополитики

Возникновение и сущность геополитики

  Существенный вклад в развитие теории мировой политики и международных отношений внесли, сторонники геополитических идей (которые по своей методологии относятся к раз­новидности рационалистических теорий). Геополитики предложили целый ряд соображений, раскрывающих зависимость внешней полити­ки государств от факторов, позволяющих им контролировать опреде­ленные географические пространства. Ранее уже говорилось, что в ис­тории политической мысли идеи о влиянии географической среды на общество развивались еще Гиппократом, Аристотелем, Платоном. Фран­цузские мыслители Ж. Боден (XVI в.) и Ш. Монтескье (XVIII в.) мно­гие свои работы посвятили анализу влияния климата на политическое поведение людей, укрепив тем самым эту исследовательскую тенден­цию. Однако как самостоятельное направление в теории международ­ных отношений геополитика сложилась лишь в конце XIX — начале XX столетия. В 1900 г. шведский ученый Р. Челлен (1864-1922), попы­тавшийся рассмотреть государство в качестве особого географического организма, сформулировал и сам термин «геополитика», характеризо­вавший одно из направлений его политических действий. Однако от всей его теории, обозначившей круг специфических проблем, с которыми сталкивалось в этом отношении государство, остался только соответ­ствующий термин, им стали обозначать ту область исследований, кото­рая описывала государство в качестве «географического организма или феномена пространства».

  В целом геополитика, показывавшая органическую взаимосвязь пространственных отношений и исторической причинности действий государств, хорошо вписывалась в сложившуюся к тому времени тео­рию международной политики, базировавшуюся на ценностях «сувере­нитета», «территории», «безопасности государств». И это неудивитель­но, ибо многочисленные факты действий Римской империи, Золотой Орды, Британской и других мировых империй, менявших по своему усмотрению> облик целых континентов, убедительно демонстрировали приоритет ресурсов, позволявших им навязывать свой императив дру­гим государствам и контролировать значительные территории («геогра­фические пространства»).

  В то же время через геополитические построения в науку стало ин­тенсивно проникать понятие «естественно-исторические законы», идеи социал-дарвинизма, органицизма и географического фатализма, вытес­нявшие человека из объяснения причин политических изменений на международной арене и абсолютизировавшие влияние географической среды на силовые отношения в мировой политике.

  В целом же под влиянием такого рода представлений ведущее мес­то в теоретическом объяснении природы и тенденций развития между­народной политики стали занимать идеи сохранения и расширения гра­ниц, выхода государств к морю, контроля правительств над собствен­ными территориями и навязывания воли соседним государствам. В интерпретациях межгосударственных отношений стали оперировать категориями «континентального могущества», нескончаемого противо­действия сухопутных и морских держав, а смысловым ядром внешне­политических связей стали ценности территориального расширения го­сударств, обоснование средств и путей раздела и передела ими мирово­го пространства.

Классические геополитические теории           

   Наиболее заметный вклад в формирование и развитие геополитики в тот период внесли английские, немецкие и американские теоретики. Свой след в развитии этого научного направ­ления оставили и россияне, в частности, Н. Данилевский («Россия и Европа», 1869), С. Трубецкой («Европа и человечество», 1921), Г. Тру­бецкой («Россия как великая держава», 1910), Е. Трубецкой («Война и мировая задача России», 1917) и ряд других ученых, исследовавших в своих работах соотношение исторического И географического начал в по­литическом процессе, раскрывших особенности отечественного страте­гического мышления на международной арене, показавших связи нацио­нального и государственного интересов с ценностями русского народа.

   Наиболее заметным событием в геополитических изысканиях яви­лись идеи английского ученого X. Макиндера (1869-1947), который в работах «Физические основы политической географии» (1890) и «Гео­графическая ось истории» (1904) сформулировал концепцию «Хартленда», оказавшую существенное влияние на всю последующую историю геополитики. По его мнению, часть суши, искусственно разделенная на Азию, Африку и Европу, представляет собой «мировой остров», являю­щийся «естественным.местоиоложением силы». Его сердцевину составляла в то время Российская империя с частью прилегающих террито­рий Казахстана, Узбекистана и некоторых других стран, которые были отделены от стран «внутреннего полумесяца» (куда входили государ­ства Евразийского континента, не принадлежащие к его материковой части) и «внешнего полумесяца» (Австралия, Америка и ряд других государств). Эта «срединная земля», или Хартленд (Евразия), не прони­цаемая для влияния морских империй, и представляла собой «ось ми­ровой политики». А тот, кто, согласно Макиндеру, контролировал Харт­ленд, контролировал и «мировой остров» и, следовательно, весь мир.

   Подобные идеи закрепляли преимущество сухопутных держав в сло­жившемся мировом балансе сил по отношению к морским и приокеаническим государствам. Однако такое положение последних должно было побуждать их к ослаблению могущества стран, контролирующих Хартленд, препятствуя, в частности, их выходу к морю и объединению наиболее крупных государств на данной территории (в частности, Гер­мании и России), способствуя дроблению государств на этом простран­стве и созданию противостоящих им блоков и коалиций.

   Помимо обоснования таких глобальных геополитических раскладов Макиндер сформулировал и положение о том, что в будущем расстановку политических сил в мире может существенно изменить развитие технологий, которые способны активно видоизменять физическую среду. Поэтому решающее мировое влияние должно сохраниться за теми, странами, которые поощряют изобретательство и технический прогресс, а также способны наиболее оптимально организовать для этого и всю общественную систему.

   Ряд немецких ученых, в частности Ф. Ратцель (1844-1901) и К. Хаусхофер (1868-1945), предложили собственное видение геополитиче­ских реалий той эпохи, существенно отличающееся от, воззрений пред­ставителя Великобритании, мечтавшего о возвышении былого величия «владычицы морей». Так, Ратцель в работе «Политическая география» (1897) сформулировал ряд положений, легших впоследствии в обосно­вание экспансионистских стремлений Германии, превратившейся из аграрной в промышленную державу. Рассматривая государство как дей­ствующий по биологическим законам организм, чьи жизненно значи­мые компоненты определяются «положением страны, пространством и границей», он полагал, что условием сохранения его жизнестойкости является наращивание политической мощи, суть которой состоит в тер­риториальной экспансии и расширении «жизненного пространства».. Поэтому немецкие политики должны развивать у себя «дар колониза­ции» ради обретения страной былого могущества.

   Взяв за основу идею расширения жизненного пространства, ко­торая должна гарантировать государство от автаркии и зависимости от соседей, Хаусхофер допытался обосновать мысль, что завоевание новых' территорий и обретение таким путем свободы и есть показа­тель величия государства: Важнейшим же способом территориально­го распространения своего могущества он признавал поглощение мел­ких государств более крупными. Именно на этих идеях мюнхенского профессора руководство гитлеровской Германии разрабатывало свои «геополитические Оси» наступления на соседние государства и созда­ния Третьего рейха. Характерно, что, по мнению Хаусхофера, «ни кон­тинентальная, ни морская сила поодиночке не создадут мировую дер­жаву», поэтому ее «создание зависит от комбинации этих двух факто­ров».

   Существенной новацией в геополитических построениях Хаусхо­фера можно считать выдвинутое им положение, согласно которому до­минирующее положение в мире могут занять только державы, способ­ные продуцировать некие «панидеи», в частности, американскую, ази­атскую, русскую, тихоокеанскую, исламистскую и европейскую. Именно такое духовное обрамление придает территориальным притязаниям го­сударств должную силу и оправдывает их действия.

Геополитические идеи середины—конца XX в.

   К середине XX столетия в условиях территориально поделенного мира акценты в геополитических доктринах в основном сместились на обеспечение безопасности как для отдельных государств, так и для мира в целом. Собственный взгляд на геополити­ческие перспективы «законченного мира» выдвинул американский уче­ный Н. Спайкман (1893-1944), который исходил из того, что глобаль­ная безопасность в мире может быть обеспечена за счет контроля за «материковой каймой», т.е. прибрежными государствами Европы и Азии, расположенными между материковой сердцевиной и морями. Это пространство представляло, по его мнению, зону постоянного конфликта между континентальными и морскими державами. И тот, кто будет кон­тролировать этот римленд (побережье), тот будет осуществлять и конт­роль над Евразией и всем миром.

   Будучи ярым сторонником расширения американского влияния в мире, Спайкман развил концепцию доминирования на мировой арене «океанических» держав. Он утверждал, что потребность в построении системы глобальной безопасности в мире поставила эти страны, и в пер­вую очередь США, перед необходимостью решения прежде всего тех­нологических задач (например, создания военных баз наземного бази­рования на материковой части суши, всестороннего развития транспорт­ных коммуникаций, дающих возможность своевременно перемещать людей и ресурсы), которые, как предполагалось, и позволят создавать сдерживающий «обруч» вокруг материковой сердцевины в целях пол­ноценного контроля за соответствующим пространством. По сути дела Спайкман старался не просто обосновать лидирующую роль США в пос­левоенном устройстве мира, но и стал первым теоретиком, сконструи­ровавшим геополитическую концепцию поведения этой сверхдержавы на международной арене.

   Однако развитие мира после Второй мировой войны внесло суще­ственные коррективы в геополитические проекты. «Холодная война», развитие новых информационных технологий, транспортных комму­никаций, а главное — появление в арсеналах некоторых государств ядерного оружия (особенно космического базирования) по существу стерли разницу между сухопутными и морскими державами. В таких условиях уже не работал принцип уменьшения влияния военной и по­литической силы государства по мере удаления от его территории. Кроме того, стала ярко проявляться регионализация сотрудничества различных государств. В связи с этим некоторые ученые стали рас­сматривать международные отношения как многослойные геополити­ческие процессы.

   Так, С. Коэн выделял в послевоенном мире «геостратегические ре­гионы» мирового масштаба (представленные морскими державами и странами евразийско-коитинентального мира), между которыми суще­ствовали «зыбкие пояса» (их составляли страны Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии), а также более мелкие «геополитические райо­ны» (которые образовывали отдельные большие страны в совокупнос­ти с рядом более мелких государств). В этом ансамбле международных отношений различной сложности, по его мнению; и стали выкристал­лизовываться глобальные политические системы — США, прибрежная Европа, СССР и Китай. Данные процессы отражали тенденции к фор­мированию блоковых систем, государств и коалиций, способных к наи­более мощному влиянию в мировой политике.

   Крупный вклад в развитие геополитических идей внес Дж. Розенау, выдвинувший концепцию о том, что мир глобальной политики стал скла­дываться из двух взаимопересекающихся миров: во-первых, полицентричного мира «акторов вне суверенитета», в котором наряду с государ­ствами стали действовать разнообразные корпоративные структуры и даже отдельные лица и который стал способствовать созданию новых связей и отношений в мировой политике; а во-вторых, традиционной структуры мирового сообщества, где главное положение занимают на­циональные государства. Пересечение этих двух миров демонстрирует рассредоточение властных ресурсов, возникновение противоборствую­щих тенденций, например: нарастание способностей индивида к анали­зу политического мира сочетается с крайним усложнением политиче­ских взаимосвязей, эрозия традиционных авторитетов соседствует с уси­лением роли цивилизационных начал в обосновании политики госу­дарств, поиск идентичности идет наряду с постоянной переориентаци­ей политических лояльностей и т.д. В то же время признанными, по мнению Розенау, факторами стали в этом мире децентрализация меж­дународных связей и отношений, а главное — размывание понятия «сила» и, как следствие, изменение содержания и смысла понятия «угро­за безопасности».

   В 60-80-х гг. XX столетия геополитические теории практически не использовались для обоснования и объяснения новых географических конфигураций, для расширения сфер влияния и экспансии представи­телей двух враждовавших блоков. «Политика железного кулака», про­водившаяся США во Вьетнаме и других районах мира, или агрессия СССР в Афганистане обосновывались в основном идеологическими положениями. И только с середины 1980-х гг. (в основном в американс­кой науке) стали вновь конструироваться геополитические обоснова­ния внешнеполитических действий.

   В современных условиях трактовки геополитических принципов получили новое развитие, они значительно обогатились. Так, С. Хан­тингтон рассматривает в качестве источника геополитических конфлик­тов спор цивилизаций. Концепция «золотого миллиарда», согласно ко­торой блага цивилизации смогут достаться только ограниченному чис­лу людей в силу нехватки мировых ресурсов, прогнозирует обострение межгосударственных конфликтов из-за ресурсов и территории, делая при этом акцент на необходимости создания благополучными государ­ствами искусственных препятствий в отношениях с менее развитыми странами. Наряду с такими конфронтационными прогнозами ряд по­литиков и теоретиков предлагают «бесполярную» трактовку мира, ос­нованного на всеобщей гармонии и сотрудничестве государств, выдви­гают модели типа «общеевропейского дома», подразумевающие созда­ние системы коллективной безопасности государств и народов, существующих во взаимосвязанном, безъядерном и взаимозависимом мире.

    Существенные изменения происходят и в трактовке самих геопо­литических принципов, которые чем дальше, тем больше учитывают идеи экономического влияния государств расширения роли межкуль­турных связей между народами. Таким образом, в своих современных вариантах геополитика включает в себя разнообразные геоэкономичес­кие и геокультурные модели, объясняющие динамику и перспективы межгосударственных и мирополитических отношений. Принципы гео­политики стали также распространяться и за рамки международных от­ношений, используя свои объяснительные возможности для анализа внутриполитических процессов. Тем самым в фокус, политических исследований попадают проблемы взаимоотношений Центра и периферии, влияния районирования населения на электоральные процессы, проблемы административно-государственного устройства нацменьшинств и др.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!