ГЛАВНАЯ » УЧЁБА и ОБРАЗОВАНИЕ » УЧЕБНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » ПОЛИТОЛОГИЯ » ЛЕКЦИИ по ПОЛИТОЛОГИИ » Лекция 1: "История развития политической мысли и политологии"

Лекция 1: "История развития политической мысли и политологии"

«История развития политической мысли и политологии»

Вопрос 1. Понятие и история политологии

Понятие и определения политики

   Сфера политических отношений и сама политика как социальное явление по сей день представляют интерес для мыслителей, общественных деятелей и ученых. Это подтверждается разнообразием определений тер­мина «политика»:

— как осуществление влияния и власти;

— как форма господства;

— как способ разрешения конфликтов;

— как достижение коллективных целей;

— как социальная активность, связанная с производ­ством и распределением ресурсов и др.

   В рамках социальных наук большое внимание уделя­лось и уделяется изучению политических про­цессов и их сущности: о природе власти, государ­ства, о том, каким должно быть идеальное государство и т.п. На эти и многие другие вопросы, относящиеся к сфере политики и политических отношений, ученые пытались дать ответы в разные периоды развития челове­ческой цивилизации: в рамках философского, социологического, психологического, куль­турологического и других отраслей социального знания.

   Термин «политика» возник еще в Древней Греции (от греч. polis - город) и первоначально означал различные формы государственного правления. Так, название одного из первых произведений, посвященных изучению политики, трактат Аристотеля «La politika» дословно так и переводится: «То, что относится к государству». Впоследствии за политикой закрепилось множество смыслов: отдельная сфера, линия поведения, способ урегулирования конфликтов, характер человеческих отношений и т.д.

   Политология, как следует уже из самого названия, - это наука о политике. "Политика" - одно из распространенных и многозначных слов в различных мировых языках. В повседневной жизни политикой часто называют целенаправленную деятельность, руководителя государства, партии или фирмы или даже отношение жены к своему мужу, что связано со сложностью, многогранностью её проявлений как особого социального феномена. Под политикой понимают также искусство возможного, а нередко характеризуют ее как "грязное дело".

   Люди осознают политику двумя главными способами:

  = через обыденные взгляды, получаемые в повседневном практическом опыте, и

  = через научное знание, являющееся результатом исследовательской деятельности.

   Обыденные, несистематизированные представления о политике существуют на протяжении многих тысячелетий. В той или иной форме они присущи каждому человеку и составляют неотъемлемый элемент массового политического сознания. Отражая преимущественно внешнюю, практическую сторону политических явлений, обыденные знания могут быть как истинными, так и ложными. В целом же они не отражают глубоко и всесторонне действительность и поэтому не могут служить надежным ориентиром человека в мире политики. Все это призвана обеспечивать политическая наука и ее изучение.

   Научные определения термина "политика" разнообразны и могут быть разделены на несколько групп. Критериями выделения таких групп служат общие исследовательские подходы: социологический, субстанциальный (выясняющий материю, основу явления), системный, а также выделенные в определениях политики ее важнейшие качества и функции в обществе. В соответствии с этими подходами можно выделить три группы определений политики: социологические, субстанциальные и научно сконструированные, связанные со специфической интерпретацией политики.

   1. Социологические определения политики характеризуют ее через общественные явления: экономику, социальные группы, право, мораль, культуру, религию. В соответствии с отражаемой сферой общества их можно подразделить на экономические, стратификационные (социальные), правовые, этические (нормативные) и т.д.

   А) Экономические определения политики, наиболее ярко представленные в марксизме и других концепциях экономического детерминизма, характеризуют политику как надстройку над экономическим базисом, как концентрированное выражение экономики, ее потребностей и интересов. Политика как специфическая область общественной жизни в этом случае утрачивает свою самостоятельность, сохраняя лишь относительную, ограниченную автономию. В целом же она определяется объективными экономическими законами, не зависящими от воли политических акторов (субъектов).

   С точки зрения науки представляется более плодотворным рассматривать взаимоотношение экономики и политики как взаимодействие равнозначных и равноправных областей общественной жизни.

Б) Стратификационные (социальные) дефиниции трактуют политику как соперничество определенных общественных групп: классов и наций (марксизм) или заинтересованных групп - за реализацию своих интересов с помощью власти (А. Бентли, Д. Трумэн и другие).

   В) Правовые концепции определяют политику, государство производными от права и прежде всего от естественных прав человека, которые лежат в основе публичного права, законов и деятельности государства. Суть этих теорий состоит в трактовке политики и прежде всего государства как специализированной деятельности по охране присущих каждому человеку от рождения фундаментальных прав: на жизнь, свободу, безопасность, собственность и т.д. Примерами правовых концепций политики являются контрактивистские ("общественного договора") теории (Спиноза, Гоббс, Локк, Руссо, Кант).

   Противоположные правовым концепциям политики теории рассматривают право как порождение политики, важнейшее средство ее реализации, инструмент создания стабильного политического порядка. Право непосредственно создается государством и основано на политической воле и государственной целесообразности.

   Г) Этические (нормативным, ценностным) дефиниции проявляются в концепциях, признающих догосударственное существование естественного права в форме моральных принципов человеческого сообщества. Нормативная трактовка политики возникла в глубокой древности. Так, еще Аристотель считал политику высшей формой жизнедеятельности человека, поскольку через нее во взаимоотношениях между людьми утверждается справедливость и достигается благо каждого. "Справедливость, - писал он, - имеет место только в политической жизни, потому что весь строй политического общежития держится на праве".

   Политика рассматривается в этом случае как деятельность, направленную на достижение общего блага, исходя из идеалов, ценностей, целей и норм, которые она должна реализовать. При этом общее благо включает такие ценности, как справедливость, мир, свобода и др., цель - служение этому общему благу, нормы - конкретные правила, законы, ведущие к его достижению.

В нормативном подходе проявляется стремление окультурить, гуманизировать и рационализировать политику, внести в нее нравственное начало, отражается влияние на политику нравственности, культуры, религиозных ценностей. Поэтому нормативные дефиниции политики, наряду с экономическими, стратификационными и правовыми, входят в группу ее социологических трактовок.

   2. Субстанциальные определения - вторая наиболее распространенная группа дефиниций политики: как действия по отношению к власти и институты власти.

   А) Самая распространенная из них - это трактовка политики как действий, направленных на власть: ее обретение, удержание и использование. Политика, писал М. Вебер, это "стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает".

   Некоторые из сторонников "властного" подхода к политике акцентируют внимание на искусстве, технике, способах и средствах борьбы за власть и ее использование. Н. Макиавелли, еще в 1515 г. характеризовал политику как "совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти, удерживаться у власти и полезно использовать ее... Итак, политика есть обращение с властью, заданное обстоятельствами и зависящее от могущества властителя или народа, а также от текущих ситуаций".

   Б) Институциональные дефиниции характеризуют политику через организации, институты, в которых воплощается и материализуется власть, и прежде всего через важнейший институт - государство. Политика предстает в этом случае как "участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства".

   3. Современные дефиниции политики.

   ДЕФИНИЦИЯ (лат. definitio – определение, предел, граница) - логическая операция, раскрывающая содержание (смысл) термина посредством описания отличительных признаков предметов или явлений, обозначаемых данным термином (денотата имени). 

   А) Антропологические определения рассматривают политику как форму цивилизованного общения людей на основе права и способ коллективного существования человека. Аристотель  считал, что человек - существо политическое, поскольку он - существо коллективное. Нормальная жизнь человека, удовлетворение его многообразных потребностей и обретение счастья возможны только при общении с другими людьми. Высшей, по сравнению с семьей или селением, формой такого общения и выступает политика. Ее превосходство над предполитическим общением состоит в том, что она представляет собой общение в государстве свободных и равных людей по нормам права, воплощающего справедливость, одинаковое отношение ко всем гражданам. С помощью политики, государства в общении людей достигается гармония.

   Антропологические трактовки политики дополняются ее конфликтно-консенсусными дефинициями. "Политическая теория, - пишет известный французский политолог М.Дюверже, - колеблется между двумя драматическими противостоящими интерпретациями политики. В соответствии с одной политика является конфликтом, борьбой, в которой те, кто обладает властью, обеспечивают себе контроль над обществом и получение благ. В соответствии с другой точкой зрения политика представляет из себя попытку осуществить правление порядка и справедливости <...> означает обеспечение интеграции всех граждан в сообщество".

   Конфликтные дефиниции политики акцентируют внимание на противоречиях, которые лежат в основе политики, определяют ее динамику. С точки зрения таких противоречий политика рассматривается как деятельность по насильственному и мирному разрешению конфликтов. Хотя общую окраску политике придает конфликт, она обычно невозможна без определенного консенсуса, согласия ее участников, основанного на их общей заинтересованности в общественном порядке, на признании правомерности власти и необходимости подчинения закону и т.п.

   Б) Динамический, процессуальный характер политики раскрывают ее деятельностные определения. Они характеризуют политику как процесс подготовки, принятия и практической реализации обязательных для всего общества решений. Такая интерпретация политики позволяет проанализировать важнейшие стадии ее осуществления: определение целей политики, принятие решений; организация масс и мобилизация ресурсов для реализации этих целей; регулирование политической деятельности; контроль за ней; анализ полученных результатов и определение новых целей политики. Деятельностная интерпретация политики широко используется, в частности, в теории политических решений.

   В) Телеологические определения политики рассматривают ее как деятельность по эффективному достижению коллективных целей и выделяют два качества:

  = коллективная природа деятельности (причем это деятельность крупных социальных групп: классов, наций, государств и т.п.)

  = сознательный, целенаправленный характер (в политике частные цели индивидов "вырастают" до общегосударственных).

   Телеологические определения политики широко используются в рамках системного анализа общества.

   Г) Системная интерпретация. С системной точки зрения политика является относительно самостоятельной системой, сложным социальным организмом, целостностью, отграниченной от окружающей среды - остальных областей общества - и находящейся с ней в непрерывном взаимодействии. Политическая система заботится о самосохранении и призвана удовлетворять целый ряд общественных потребностей, важнейшая из которых интеграция общества. Этот подход к политики получил развитие в разнообразных теориях политических систем, из которых наиболее значительными были концепции американских политологов Д.Истона и Г.Алмонда.

   Разнообразие научных характеристик политики объясняется сложностью содержания политики, многообразием ее свойств и общественных функций. Обобщая различные дефиниции, можно определить: Политика - это деятельность социальных групп и индивидов по артикуляции (осознанию и представлению) своих противоречивых коллективных интересов, выработке обязательных для всего общества решений, осуществляемых с помощью государственной власти.

Определение политологии

   Политология помимо предметных особенностей имеет и только им присущие специфические концептуальные подходы (парадигмы) к изучению по­литики, используемые ими методы исследований, а также сложивший­ся понятийно-категориальный аппарат и некоторые другие, более част­ные особенности познавательного процесса.

Политология не только изучает внутреннее строение политики, но и дает ее целостную интерпретацию, интегрируя все наи­более значимые результаты исследований других субдисциплин. Имен­но поэтому она является ядром системы научных знаний о мире по­литики.

   Для того чтобы подчеркнуть ее особое значение, обычно разли­чают политическую науку в широком смысле слова, как объединяющую все политологические субдисциплины, и политическую науку в узком смысле, т.е. как отрасль знаний, интегрирующую сведения об этой сфе­ре жизни и изучающую ее внутренние характеристики.

   Политология, как следует из буквального перевода самого этого слова, - наука о политике. Такая ее общая трактовка обычно не вызывает особых возражений, хотя вопрос о том, в каком объеме политология изучает политику, является дискуссионным. Исследователи трактуют эту проблему по-разному:

   1. Политология - наука, традиционно занимающаяся исследованием государства, партий и других институтов, осуществляющих власть в обществе или воздействующих на нее, а также ряда других политических явлений. Как это отражено в англоамериканском "Словаре политического анализа", к нынешнему этапу развития ее предметное содержание значительно расширилось и обычно включает "управление на национальном и местном уровнях; сравнительный или межстрановый (crossnational) анализ; политику и политическое поведение; публичное право и судебно-правовое поведение; политическую теорию; публично-административную деятельность (public administration) и организационное поведение; международные отношения". В этом случае политология - дисциплина, однопорядковая с политической социологией, политической философией, политической психологией и т.п., т.е. одна из наук о политике.

   2. Политология - единая наука о политике. Однако она включает не все знания об этой сфере общественной жизни, а лишь те, которые опираются на строго научные, преимущественно эмпирические методы. В содержание политической науки не входят такие общетеоретические дисциплины, опирающиеся на нормативный, ценностный подход, как политическая философия, политическая этика, история политических идей и некоторые другие. Эта точка зрения представлена сторонниками бихевиоризма, о котором более подробно речь пойдет ниже. Бихевиористы отрицают подлинную научность предшествующих политических теорий и уподобляют политологию естественным наукам, основанным на точных эмпирических, математических, кибернетических и тому подобных методах.

   В 60-х гг. нынешнего века радикально настроенные политологи-бихевиористы вообще противопоставляли политическую науку политической теории, под которой понималась "отрасль, занимающаяся политической этикой и историей политических идей".

   Логическим следствием бихевиористской позиции является разделение политических знаний на две части: на нормативные знания, связанные с ценностями и оценками, требованиями и пожеланиями, и на строго научные (эмпирические) знания, основанные на фактах.

   3. Политология - общая, интегральная наука о политике во всех ее проявлениях, включающая весь комплекс наук о политике и ее взаимоотношениях с человеком и обществом: политическую философию, политическую социологию, политическую психологию, теорию политических институтов и прежде всего государства и права и т.д. Понимаемая в этом значении, политология аналогична экономической науке, социологии, философии и другим интегральным наукам, объединяющим соответствующие комплексы знаний о тех или иных сферах жизнедеятельности.

   Достоинством широкой трактовки политической науки является не только простота понимания, прямое соответствие категории "политология" значению этого термина - общая наука о политике, но прежде всего ориентация на интеграцию самых различных политических знаний и тем самым на получение целостной картины исследуемых объектов.

   Итак, политология представляет собой единую, интегральную науку о политике, ее взаимодействии с личностью и обществом. Дать более конкретное общее определение этой науки практически невозможно. Это вызвано прежде всего чрезвычайной многозначностью термина "политика", возможностью различных способов ее описания, а также дискуссионностью представлений о предмете политологии. Учитывая все это, некоторые авторы предлагают вообще отказаться от попыток дать этой науке общепризнанное определение.

История возникновение политологии как научного знания

   Исторически политическая наука формировалась в процессе постепенного перехода от способов обыденного восприятия политики к методам ее систематического специализиро­ванного изучения и получения более упорядоченных представле­ний о ней. С самого зарождения политическая наука формировалась как междисциплинарная отрасль знания. Ее становление и развитие тесно переплетались с философскими, этическими, историческими, а впослед­ствии социологическими и правовыми исследованиями. К изучению политики постоянно привлекались методы, характерные для есте­ственных наук. В процессе исторического развития она не раз меняла свое наименование (политика, научная политика, политология, поли­тическая наука, political science, science politique и т.д.).

   Развиваясь, по­литическое знание стремилось к влиянию на механизмы ру­ководства и управления обществом. Судьбы многих государств существенно изменялись под влиянием макрополитических концепций (например, марксизма) и ча­стных технологических теорий типа «разделения властей» и др.

   Решающее воздействие на эволюцию научного знания оказало раз­витие политики как самостоятельной социальной сферы. Эта эволю­ция определила превращение накопленных о поли­тике знаний в самостоятельную академическую дисциплину с собствен­ными предметом и средствами познания.

   На протяжении длительного исторического периода политическая наука была органично вплетена в единую ткань обыденных политических представлений, религиозных и философски-этических взглядов.

   По мнению американского ученого Р. Даля в истории формиро­вания и развития политологии можно выделить три крупных периода: фи­лософский, эмпирический и ревизии эмпирического знания.

    Первый этап - фи­лософский - от античности до Нового времени  (на нем превалировали нормативно-дедуктивные подходы в толковании политической жизни). Данный период составляет предысторию политической науки и политической философии, главное его значение состоит в накоплении и передаче от поколения к поколе­нию политического и политико-философского знания.

   Этот этап представлен Арис­тотелем, Платоном, Цицероном, Фомой Аквинским и другими мыслителями древности и средневековья. Ими и их последователями и оппонентами были написаны фундаментальные сочинения, среди которых работы Платона - «Государство» и «Политик», Аристотеля - «Поли­тика», Цицерона - «О государстве» и многих других». В этот же период появилось и понятие для обозначения этой отрасли знаний. Аристо­тель в ряде работ пишет о политике как науке, а в работе «Риторика» употребляет понятие «политическая наука».

   Аристотель трактует политическую науку как высшую из всех наук, поскольку она учит людей жить по законам справедливости и права и имеет своей целью общее благо. В работе "Политика", полной житейской и политической мудрости, он писал: "Желанно, разумеется, и [благо] одного человека, но прекраснее и божественней благо народа и государства".

   Для своих политических выводов и в частности классификации государств этот выдающийся мыслитель использовал огромный фактический материал - результаты конкретных исследований 158 городов-государств - полисов.

   Политические исследования Аристотеля, как и его предшественников, еще не выделились в самостоятельную дисциплину и были неразрывно переплетены с философскими и этическими идеями. Впоследствии политическая мысль постепенно освобождается от религиозного влияния и философско-этической формы. Произведения Цицерона "О республике" и "О законах" уже не содержат каких-либо общефилософских или религиозных рассуждений.

   Второй этап - эмпирический  с начала Нового времени до середины XVIII в. (на этом этапе непо­средственный анализ данных превратился в основной источник попол­нения знаний и доминирующий способ анализа политических реалий). В этот период происходит отделение мира политического от производ­ственно-экономической подсистемы и гражданского общества в качестве самостоятельной сферы жизнедеятельности людей. Политология становится  самостоятельной наукой, формируются важнейшие представлений о мире политического, о политике, политической деятельности, государстве, власти, политических институтах в современном их понимании и, соответственно, зачатков их научного анализа.

   Наиболее четко размежевание политической науки, философии и этики осуществил в XVI в. Н.Макиавелли. Он выделил политические исследования в качестве самостоятельного научного направления, уподобил политические процессы природным явлениям, поставил в центр анализа проблемы государства и власти, разработал целый комплекс методов борьбы за власть. Его творчество не только ознаменовало крупный шаг на пути превращения политологии в самостоятельную науку, но и способствовало сближению теории и практики, подчинению политических исследований решению реальных задач борьбы за власть и ее удержание.

   Боль­шой вклад в освобождение политики и политической мысли от теологии и церковной морали внесли также Ж. Боден, Т.Гоббс, Б.Спиноза и др. В данном аспекте в некотором роде этап­ными можно считать такие работы, как «О свободе слова» Дж.Мильтона, «Левиафан» Дж.Гоббса, «Два трактата о государ­ственном правлении» Дж.Локка, «О духе законов» Монтескье, «Об общественном договоре» Ж.-Ж.Руссо, «Гражданское обще­ство» А.Фергюсона и др. Среди русских ученых можно назвать: М.М. Сперанский - «Размышле­ния о государственном устройстве империи», «О духе правительства», Н.М. Карамзин - «О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях», П.И. Пестель - «Русская правда» и др.

   Третий этап - ревизии эмпирического знания - с середины XVIII до конца XIX в. (этап критического переосмысления источником в  развития теории, обусловивший разнообразие методов исследования). Несмотря на наличие достаточно широких политических исследований, вплоть до второй половины XIX в. политология развивалась без самостоятельной дисциплинарной оформленности, главным образом как учение о государстве и политико-философская теория. Политология по­степенно выделилась из комплекса социальных и гуманитар­ных наук. В 80—90-х годах XIX и первые десятилетия XX в. она уже утвердилась в качестве особой дисциплины с собственным предметом исследования, методоло­гией, методами.

   В этот период появляются значимые работы различных ученых: Макс Вебер - «Политика как призвание и профессия», Карл Шмитт - «Политическая теология» и «Понятие политического», Гаэтано Моска - «Элементы поли­тической науки», Йозеф Шумпетер  - «Капитализм, социализм и демократия», Габриэль Алмонд - «Сравнительная политика сегодня», Самуэл Хантингтон - «Политический порядок в изменяющихся обществах». В России можно отметить имена: А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин, Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, Л. Тихомиров И.А Ильин, Б.Н.Чичерин, П.И. Новгородцев, В.И.Ленин, Н.Н. Алексеев и др.

   Некоторые ученые считают формальным началом политологии как самостоятельной науки образование в первой половине XIX в. правовой школы в Германии, другие же - преимущественно американские авторы - датируют ее возникновение второй половиной XIX в. и связывают прежде всего с именем Френсиса Лейбера, который в 1857 г. начал читать в Колумбийском университете курс лекций по политической теории и создал необходимые условия для открытия там же в 1880 г. сменившим его Джоном Берджессом высшей школы политической науки.

   В последующие годы в Америке создается целая сеть политологических учебных и научных институтов, что позволило учредить в 1903 г. Американскую ассоциацию политических наук, насчитывающую сегодня свыше 16 тысяч членов.

   В конце XIX - начале XX в. сам термин "политическая наука" получает признание и распространение и в Европе. В 1896 г. один из виднейших европейских политологов и социологов итальянец Г. Моска называет свой ставший позднее классическим труд "Элементы политической науки".

   В начале XX в. процесс выделения политологии в самостоятельную академическую дисциплину в основном завершается. Развитию политических исследований заметно способствовало создание в 1949 г. под эгидой ЮНЕСКО Международной ассоциации политической науки, которая продолжает свою плодотворную деятельность и сегодня.

   В России политическая мысль имеет длительную историю и содержит много интересных и оригинальных идей. Современный облик политические исследования приобретают в конце XIX - начале XX в. Заметный вклад в мировую политическую науку внесли М.М. Ковалевский, Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, М.Я. Острогорский и другие исследователи, в т.ч. марксистские теоретики В.И. Ленин, Г.В. Плеханов и другие.

   Бурное развитие политической науки было сильно заторможено, а во многих направлениях и прервано после большевистской революции 1917 г. Политология стала трактоваться как лженаука, буржуазная наука и т.п. Отдельные политические проблемы анализировались в организационных рамках исторического материализма, научного коммунизма, истории КПСС, теории государства и права и некоторых других сильно идеологизированных дисциплин.

   Отношение к политологии начало меняться лишь во второй половине 80-х гг. Сегодня она оказывает все более заметное влияние на практическую деятельность, строительство демократической государственности.

 

Вопрос 2. Основные этапы становления политической мысли

Парадигмы истории политической мысли

   В изучении истории политической мысли огромную методологическую роль играет парадигматический подход. Учение о парадигме (греч. «образец», «при­мер») как об эффективном методе изучения истории мысли было создано в сере­дине XX в. американским историком науки Т.  Куном.

   Парадигма, согласно Т. Куну, это способ мышления, принятый в научном сооб­ществе в определенную историческую эпоху. Члены научного сообщества, за ис­ключением мыслителей-революционеров, не вольны выбирать или менять пара­дигму. Парадигма — это образец, которому следуют с очевидной необходимостью все, причастные конкретному сообществу.

   Под политической парадигмой следует понимать способ осмысления основа­ния, по которому человеческое сообщество делится на политические единства. Она отражает единство мышления и тех форм действительности, которые проду­цируют определенность мышления.

   В каждую эпоху противоборство политических сил, выражающее сущностное противоречие эпохи, стремится завершиться победой и верховенством одной из сторон этого конфликта. Идеологически это интерпретируется как борьба за власть прогрессивных сил против сил реакции. В то же время историческим результатом борьбы сторон становится разрешение, снятие противоречий, структурирующих данную эпоху, и освобождение общества, как от данного типа противоречий, так и от их носителей.

   Сущность античной политики заключается в цивилизационно-этическом про­тиворечии, содержанием которого является, с одной стороны, борьба полисной цивилизации на границах античного мира против варварства, несущего деспотию и рабство, с другой стороны — противостояние рождающейся личной моральной воли, принципиально не признающей тождества с общей волей, нравственностью общественного человека. Политические единства подразделяются на цивилизо­ванные и варварские, а внутри единств люди классифицируются на свободных и рабов по нравственному основанию.

   Сущность европейской средневековой политики осмыслялась как противоре­чие религиозного характера, содержанием которого являлась борьба за иерархи­ческое религиозно-политическое единство христианского мира, выражавшаяся в противостоянии церкви и государства, христианского и нехристианских миров, ересей и ортодоксии. Религиозная проблематика, пропитывающая все самые при­земленные заботы людей, оказалась водоразделом, образующим и различающим политические общности средневекового мира. Политические единства делятся на миры: христианский, мусульманский, иудейский, языческий. Внутри миров люди делятся на ортодоксов и еретиков.

   Сущностью политики Нового времени являются противоречия национально-экономического характера, выливающиеся в социальные конфликты, конфликты государства и общества, конфликты наций-государств. Политические единства классифицируются на нации и глобальные экономические системы. Внутри по­литических единств люди классифицируются на патриотов и космополитов.

   Сущностью политики ближайшего будущего является преодоление глобаль­ного противоречия между обществом и природой. Сегодня природа с неизбежно­стью становится вместе с человеком творцом общественных отношений. Поли­тические угрозы человеку исходят от него самого, превращают экологическую проблему в политическую. Опираясь на концепцию Т. Куна, в истории политиче­ской мысли можно выделить следующие парадигмы:

1) цивилизационно-этическая (полисная) парадигма политики;

2) теологическая парадигма политики;

3) национально-экономическая парадигма политики.

   Могут быть предложены и другие классификации парадигм по различным ос­нованиям (критериям). Историко-хронологический критерий отбора позволяет выделить парадигмы:

= античную,

= средневековую,

= эпохи Возрождения и Реформа­ции,

= Нового времени.

   На основании критерия «природа политики» можно ука­зать парадигмы: теологическую, натуралистическую, социальную, рационально-критическую.

   Данные парадигмы позволяют рассматривать всю историю политической мыс­ли через призму существования и сосуществования в различные эпохи человече­ской истории основных мировоззренческих систем.

Политическая мысль Древнего мира или Античности

   Анти́чность[(восходит к лат. antiquitas — древность) — в общем смысле это слово означает «греко-римская древность», иначе говоря, цивилизация Древней Греции и Древнего Рима во всём многообразии её исторических форм. Поскольку на Античность приходится несколько столетий человеческой истории, её принято подразделять на эпохи и периоды.

   В целом, общая периодизация Античности выглядит следующим образом.

   Ранняя Античность (VIII в. до н. э. — II в. до н. э.) - зарождение Римской империи.

   Классическая Античность (I в. до н. э. — II в. н. э), золотой век время единства греко-римской цивилизации.

   Поздняя Античность (III—V н. э.). Распад Римской империи. Распад Западной Римской Империи ознаменовал собой начало новой эпохи - Средневековья.

   Исторически первой формой осмысления политики была ее религиозно-мифологическая трактовка.

   Первые формы специализированного (протонаучного) отображе­ния и осмысления мира политики сформировались 2,5 тыс. лет назад и существовали преимущественно в религиозно-мифологической форме. Их основу составляли идеи о божественном происхождении и органи­зации власти. Судя по сохранившимся источникам, во II-I тысячелетиях до н.э. у всех древних народов господствовали представления о божественном происхождении власти и общественно-политического строя и сами эти представления передавались обычно в форме мифов.

   Примерно с середины I тыс. до н.э. берет начало активный процесс рационализации политической мысли. Наметилась тенденция рационализации политических взглядов, появляются первые политические категории и дефиниции, а затем и целые концепции, носящие философско-этическую форму. Наряду с господствующими ми­фологическими представлениями о власти начинают формироваться та­кие системы взглядов, в которых все больше и больше утверждаются научные методы и приемы объяснения политического мира. В это время наблюдается тенденция к большей рационализации политических представле­ний, появлению отдельных систематизированных учений. Тем самым закладывается основа собственно теоретических исследований политики. Этот процесс связан с трудами Конфуция, Платона и Аристотеля.

   Важнейшими вопросами политической классики Древнего мира бы­ли вопросы о том, кто и как должен управлять государством, каким должно быть устройство государства.

   Целый ряд выдающихся умов человечества внесли свой вклад в «рас­шифровку» заколдованного в мифах отношения между господством и подчинением, порядком и хаосом, человеком и обществом, обществом и природой. Конфуций и Шан Ян в Китае, Каутильо (трактат Артхашастра) в Древней Индии, Сократ, Платон, Аристотель, Полибий в Древней Гре­ции, Цицерон в Риме. Вклад некоторых из них в формирование и развитие политической мысли и политической науки представим в данной теме.

   Артхашастра, или «Наука о государственном устройстве» является настоящей энциклопедией и выдающимся памятником философской, политической, юридиче­ской и хозяйственной жизни Индии. Этот ценнейший трактат приписывается му­дрому брахману Каутилье (известному также под именем Чанакья). Однако совре­менные исследователи считают, что текст Артхашастры оформлялся на протяжении длительного времени между первыми веками до нашей эры и первыми веками на­шей эры.

   Кон­фуций (Лунь юй) (551-479 до н.э.) китайский мыслитель, известный на родине как Кун-цзы, разрабатывал учение о «гуманном управлении», в нем государство трактовалось как средство перевоплощения идеаль­ных семейных отношений и насаждения таким способом в обществе справедливости, любви к людям, благодарности к старшим.

   Мудрый правитель, со­гласно Конфуцию, управляет с помощью «ли». «Ли» — это и традиция, и обряд, и ритуал, и обычай, и история, и древность. Рассуждая о власти, Конфуций не только утверждает необходимость опоры на тра­дицию, но и утверждает традицию как одну из более приемлемых, с его точки зрения, альтернатив для устройства власти.

   Современные исследователи китайской истории и культуры делают следующий вывод: идеологи двух школ (конфуцианской и легистской) «оказали решающее влияние на формирование теории государства и права, теории, на основании которой строилась вся практика государст­венного управления страной вплоть до XX в.».

   Наивысшего развития в Древнем мире политическая мысль достиг­ла в Греции. Наиболее видные представители древнегреческой мысли Платон (427-347 до н.э.) и Аристотель (384-322 до н.э.) в качестве основного объекта познания рассматривали конкретные государства, формы господства отдельных правителей, наиболее отчетливые проявления публичной власти. Они пытались более целостно и систематично представить себе мир полити­ки. Так, Аристотель, развивая представления об идеальном государстве и политике как высшей форме социального общения, рассматривал по­литическую форму существования в соотнесении с основами челове­ческой жизни в целом.

   Платон (427-347 гг. до н.э.) — один из выдающихся гре­ческих умов. Родился будущий философ и политический мыслитель в очень знатной семье. Отец Платона происходил из царского рода Кодридов, мать — из дома афинского реформатора Солона. Огромную роль в жизни Платона сыграла встреча с афинским мудрецом и философом, человеком про­стого происхождения — Сократом. После смерти Сократа (399 г. до н.э.) Платон на длительный период покидает родину, посещает Египет, Сицилию, Южную Италию.

   Наиболее значительные работы Платона это политические диалоги: «Государство», «По­литик», «Законы» и др., в которых он уделяет большое вни­мание толкованию понятий «политика» и «власть», раскрывая их как искусство соединения (плетения) всего многообразия интересов в по­лисе на общее благо.

   От Платона берет начало традиция обстоятельной классификации го­сударств и углубленного анализа различных государственных уст­ройств. Не находя в греческом мире совершенного устройства (там, где правят на общее благо), автор выделяет четыре типа несовершенных го­сударств: тимократия, олигархия, демократия, тирания. Политическая история, согласно платоновскому анализу, неизбежно ведет к наступле­нию тирании, поэтому автор ставит вопрос о недопущении самого худ­шего из несовершенных устройств.

   Постепенно Платон отходит от идеи «правления мудрых» и утвер­ждает идею «правления законов». В XX в. эта концепция мыслителя по­лучила разноречивую трактовку.

   Аристотель (384-322 до н.э.) — греческий философ, ученый-энциклопедист и политический мыслитель, талантливейший ученик Платона. Родился Аристотель в городе Стагире (Фракия) в семье врача при дворе македонских царей. В 367 г. до н.э. он прибывает в Афины и вступает в платоновскую Академию. В 40-е годы, после смерти Плато­на, покидает Афины и по приглашению македонского двора становится воспитателем Александра — сына царя Филиппа. Возвратившись в Афины, открывает вблизи храма Аполлона Ликейского школу (Ликей).

   Аристотель - автор таких важных для истории политической науки работ, как «По­литика» и «Афинская полития».

   Он впервые называет политику нау­кой, а политическое общение рассматривает как важнейшую форму человеческого общения, которое обнимает собой все остальные об­щения. Это общение и называется государственным или общением политическим.

   Государство (polis), согласно Аристотелю, создается не ради того, чтобы жить, но для того, чтобы жить счастливо.

   Аристотель, продолжая традицию, заложенную Платоном, проводит классификацию государственных устройств, на основе двух критериев:

  = качественного (правление на общее благо или в интересах самих властвующих) и

  = количественного (правление одного, правление нескольких или правление большинства),

   Он выделяет государства:

  - пра­вильные (монархия, аристократия, полития) и

  - неправильные (тирания, олигархия, демократия).

   Они отличаются, во-первых, по количеству правящих: власть одного, власть немногих, власть большинства и, во-вторых, по отношению к цели правле­ния: общее или особенное (частное) благо.

Количество правящих

Цель правления

Общее благо

Частное благо

Один

Монархия

Тирания

Немногие

Аристократия

Олигархия

Многие

Полития

Демократия

   Рассматривая вопрос о том, какой вид государственного устройства наилучший, Аристотель показывает, что «государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй» (полития). Аристотелевская идея среднего слоя получила второе дыхание в XX в. Создание условий для обеспечения достойной жизни широких слоев населения и тем самым утверждения среднего слоя как преобла­дающего элемента в структуре общества — эта задача была взята в ка­честве важной составляющей реальной политики тех государств, в кото­рых сложилась и функционирует современная демократия.

   Аристотель впервые обстоятельно раскрывает содержание понятия «гражданин». Человека Аристотель рассматривает как существо поли­тическое, а понятие «гражданин» определяется им через участие в суде и власти. Многие идеи Аристотеля и сегодня звучат достаточно актуально.

   Учитывая огромные заслуги Аристотеля в развитии политической мысли, его нередко называют родоначальником, отцом политической науки.

   Известный древнегреческий историк Полибий (ок. 200-120), сын одного из влиятельных политических деятелей Ахейского союза, был и политиком (играл большую роль в организации провинциального управления у ахейцев), и командующим их конницей, но широкую из­вестность ему принесла «Всеобщая история» в 40 книгах.

   Рассматривая проблему совершенного государственного устройства, преимущества и недостатки известных простых форм (монархия, ари­стократия, демократия), Полибий доказывает, что «совершеннейшей го­сударственной формой надлежит признать такую, в которой соединя­ются особенности всех форм». В государстве римлян, как указывает Полибий, были все три власти, причем все было распределено между отдельными властями и при помощи их устроено столь равномерно и правильно, что никто не мог бы решить, аристократическое ли было все управление в совокупности, или демократическое, или монархиче­ское. В дальнейшем идеи Полибия о совершенстве смешанной формы правления развивал древнеримский мыслитель Цицерон («О государстве», «О законах» и др.). В новое вре­мя эти идеи получили развитие в теории разделения властей.

   Идеи мыслителей Древнего мира основывались на практическом отождествлении поли­тики и государства, нерасчлененном восприятии государства и обще­ства, предполагая интегрированность организации человеческой жиз­ни и публичной власти. Это оставляло теоретические трактовки поли­тики в русле философии и даже частично естествознания.

   Однако нарастание рационального описания все усложнявшихся политических явлений привело в XIII в. к созданию на основе схоластики уже специ­фической политической науки, именуемой то «ars politica», что означа­ет «политическое искусство» (Альберт Великий), то «scientia politica» — «политическая наука» (Аквинат), то «doctrina politica» — «политичес­кое учение» (Л. Гвирини) и даже «sanctissima civilis scientia» — «боже­ственная гражданская наука» (С. Брент). Несмотря на достаточно иде­алистическую трактовку политики, она символизировала коренной по­ворот в сторону формирования специализированных знаний об этой области жизни. Причем данная совокупность представлений стала и не­пременной составной частью гуманитарного образования того времени.

   Схола́стика (греч. σχολαστικός — учёный школьный) — систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля. 

Политические идеи Средневековья и Возрождения

   Началом Средневековья считают крушение Западной Римской империи в конце V века, а окончание периода Средневековья относят к середине или концу XV — началу XVI веков.

   Относительно конца Средневековья у историков нет единого мнения. Предлагалось считать таковым: падение Константинополя (1453), изобретение книгопечатания (середина XV века), открытие Америки (1492), начало Реформации (1517), начало Английской революции (1640) и др. Разногласия в хронологии эпохи и применении термина Средневековье ко всем государствам мира подтверждает его условный характер.

   Примерные хронологические рамки эпохи Возрождения — начало XIV— последняя четверть XVI веков и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века. Термин Возрождение в современном значении был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле. Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.

   В средневековье наряду с государством и вне его появляется рели­гиозный институт — церковь, развивающая и отстаивающая иные взгляды не только на мироустройство, но и на устройство власти. Бо­лее того, четко просматривается как в теоретической мысли (Августин, Фома Аквинский), так и во всей средневековой культуре тенденция возвышения религиозно-духовных образцов над политическими, вы­полнения первыми в лице церкви контрольно-регулирующей функции по отношению к государству. Возникает идея и развивается институт внешнего по отношению к государству социокультурного регулятора власти.

   В эпоху средневековья в трактатах таких религиозных мыслителей как Аврелий Августин (354-430 гг.) и Фома Аквинский (1225-1274), предпринимались теоретические усилия для обоснования регулирующей роли церкви по отношению к политической власти. Августин, живший на стыке двух миров, Древнего и Средневекового, разрабатывал свою со­циально-религиозную и политическую концепцию в условиях, с одной стороны, возрастающего авторитета христианства, и с другой сторо­ны, ослабления и распада государственной власти, приведшего к взя­тию и разгрому Рима готами. К примеру, в 313 г. император Константин принимает закон, согласно которому христианство становится государственной религией.

   А.Августин ставит вопрос о соотношении двух властей (власти светской и власти церковной) и пытается доказать главенствующую роль боже­ственной (церковной) власти, поставить государство под контроль христианской церкви.

   Практическая реализация этой идеи наблюдается в попытках утвер­ждения в Европе папоцезаризма. В ранний период средневековья папа Геласий I (492-496), опираясь на идеи Августина, четко разграничивал сферы церковной и светской власти, сформулировал принцип дуализма светской и церковной власти, в котором была показана связь этих двух начал. В религиозных вопросах император подчиняется верховному ие­рарху, а в мирских делах клир подчиняется императору.

   Эта «точка зре­ния о разделении властей и о взаимоотношениях между ними была об­щепринятой вплоть до XI в.». Однако с XI в., усилиями папы Григория VII, принцип верховной власти пап начинает распространять­ся и на политическую жизнь. Принятый при Григории VII документ под названием «Диктат папы» (1075 г.), содержит следующий пункт: «Папа вправе низлагать императоров» (там же, с. 100). Согласно этому поло­жению папа особенно внимательно должен следить за правителями и князьями. Если король следует не за Богом и церковью, а руководству­ется своей волей, то он теряет право на власть. Папа обладает полным правом наказывать и миловать, низлагать светских правителей или вновь давать им власть. Но требования вассальной верности не удалось распространить на все европейские княжества. Вместе с тем важно под­черкнуть, что в борьбе с таким видением властного устройства начина­ют формироваться различные образы земной власти. К примеру, во Франции в этот период феодалы стали поддерживать идею независимой от папы, но зависимой от феодалов королевской власти.

   Именно в этот средневековый период обо­значился переход от древней политической культуры, ядром которой выступали политические ценности в рамках неструктурированного общества-государства, к основаниям новой европейской культуры, к началам дифференциации государства и гражданского общества.

   В противоположность Древнему миру средневековая культура раскалывается, появляются ценности, альтернативные государству. В раннехристиан­ской мысли отсутствует «обожествление» государственной власти, что особенно характерно было для древневосточной культуры и для импера­торского периода Рима.

   В средневековую эпоху история сконцентрировала дух и ве­рования в одной церкви и, тем самым, стала зарождаться сила, способная конкурировать с государством, способная вести с ним диа­лог о власти.

   Именно в связи с этим можно говорить о началах формирова­ния идеи и практики гражданского общества в европейской культуре, началах формирования иных, более значимых идеалов, нежели полити­ческие. Именно здесь начинает вызревать понимание земной власти как неизбежного зла (зло вытекает из природы человека как творения сво­бодного), так и необходимости ограничения власти государства (царства дьявола) во имя защиты духа человеческого.

   Характерно, что именно в этот период появляется тема сопротивления земной власти, выдвигается идея различения таких аспектов власти, как ее сущность, происхожде­ние и реализация. В европейской политической мысли этим проблемам значительное внимание уделял Фома Аквинский, в русской политиче­ской мысли — Иосиф Волоцкий. Таким образом, в средневековой лите­ратуре в религиозно-философской форме получает теоретическое обоснование идея и практика необходимости регулятивного воздейст­вия на политическую власть.

   Однако при всех различиях альтернативных концепций государст­ва, возникших в христианской литературе, важно подчеркнуть, что церковь в этих концепциях выступила институтом социальной регу­ляции власти. Альтернативные модели власти (верховенство церков­ной власти, симфония двух властей и др.) в лице церкви получили механизм воздействия на власть в духе того или иного идеала.

   Таким образом, в историческом плане церковь впервые выступила институтом регуляции власти, находящимся вне власти. И шаг, который затем сделал Макиавелли, был уже предуготовлен ранее религиозными мыслителями, которые выделяли мир (мирские дела) и два учрежде­ния в нем: церковную и королевскую власть. Так государство было отдифференцировано от общества, стало рассматриваться как от­дельный институт.

   Никколо Макиавелли (1469-1527) — итальянский политический мыслитель эпохи Возрождения. Работы — «Государь», «Размышления о первой декаде Тита Ливия» и др.

   Во взглядах на политику и власть он стал активно проводить анти­теократические идеи. Политика и власть зависят не от божественного предопределения, как это утверждали средневековые мыслители, а от земных условий, среди которых Макиавелли выделял так называемые «фортуну» и «доблесть». В контексте размышлений автора под форту­ной имеется в виду совокупность объективных условий, в которых пра­вит государь, под доблестью — личные способности и таланты (субъек­тивный фактор) государя в решении политических задач.

   Макиавелли отделяет сферу политики и власти от морали и религии, провозглашая первые автономной системой ценностей. Он ­открыл путь рассмотрения политики и власти как самостоятельной об­ласти человеческой деятельности и отдельного объекта научного анали­за.

   Макиавелли вводит в научный оборот понятие «государство» (stato — от латинского status «состояние») для обозначения политически ор­ганизованного общества, главным вопросом которого является вопрос о приобретении и удержании политической власти. До Макиавелли для обозначения государства, как указывает известный современный исследователь творческого наследия итальянского мыслителя Е.И.Темнов, в литературе широко использовались понятия царство, империя, республика, монархия, тирания, полис, цивитас, принципат, доминат, деспотия, султанат и др. Однако после работ Макиавелли во многих европейских языках утвердилось используемое итальянским писателем латинское «stato» (staat — в немецком, state — в англий­ском, etat — в французском, estado — в испанском, stato — в итальян­ском).

  Важной причиной политической динамики Макиавелли считал изме­нение соотношения сил между народом и знатью. В стабильных услови­ях он обосновывал предпочтительность республиканского правления, для осуществления же важных преобразований или преодоления хаоса необходима монархия.

Политические идеи Нового времени

   Но́вое вре́мя (или новая история) (XVI-XIX вв.) — период в истории человечества, находящийся между Средневековьем и Новейшим временем.

   Историки различных школ резко расходятся в периодизации новой истории. В советской историографии в рамках формационной теории её начало связывали с английской революцией середины XVII века, начавшейся в 1640 году. Среди других событий, которые принимаются в качестве исходного рубежа Нового времени, называют события, связанные с Реформацией (1517), открытие испанцами в 1492 году Нового Света, падение Константинополя (1453) или даже начало Великой Французской революции (1789) и др.

   Новое время существенно изменило формы и темпы формирования политической теории. Усложнение политической сфе­ры, постепенно выявлявшее зависимость государственной власти от области частной жизни человека, способствовало пониманию ее как определенной социальной сферы со своими специфическими основами и механизмами.

   Итальянский мыслитель Н. Макиавелли первым совер­шил этот прорыв, разделив представления о политике и обществе. Вве­дя в научный лексикон термин stato, он трактовал его не как отображе­ние конкретного государства, а как особым образом организованную форму власти. В духе такого подхода Ж. Боден поставил вопрос о раз­работке методических оснований особой политической науки. Громад­ный вклад в развитие этой отрасли знания внесли Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Д. Милль, И. Бентам, А. Токвиль, К. Маркс и ряд других выдающихся мыслителей, разрабатывавших идеи рацио­нализма, свободы, равенства граждан.

   Эта эпоха дала миру имена А. Бентли, Г. Моски, В. Парето, Р. Михельса, М. Вебера, В. Вильсона, Ч. Мерриама и других выдающихся теоретиков. Конечно, в разных странах развитие научного знания о политике шло неравномерно. Однако и в России тру­ды Б. Н. Чичерина, П. А. Новгородцева, А. И. Строгина, М. М. Ковалев­ского, М. Я. Острогорского, Г. В. Плеханова и других ученых явились достойным вкладом в процесс формирования политической науки.

   В конце XIX — начале XX в. появилось множество специализиро­ванных теорий, посвященных исследованию демократии, систем поли­тического представительства интересов, элит, партий, неформальных, психологических процессов. В Новое время были сформулированы основы таких полити­ческих идеологий: этатизм, либерализм, демократия, консерва­тизм, социализм. В этот период европейскими мыслителями были разработаны такие политологические идеи и доктрины, как: «до­говорная теория происхождения государства», концепция «естест­венных и неотъемлемых прав человека», теории «народного сувере­нитета», «разделения властей», «гражданского общества» «правового государства», концепция «социально-классовой природы государст­ва» и др.

   Мощный теоретический подъем на рубеже веков привел и к становлению политической науки в качестве самостоятельной дис­циплины в учебных заведениях США (1857), а впоследствии в Германии и Франции. В 1903 г. была создана первая Американская Ассоциация политических наук, объединившая в своих рядах ученых, профессио­нально исследовавших сферу политики. Все это позволяло говорить о становлении политической науки в качестве особой отрасли знания, занявшей свое место в структуре гуманитаристики.

   Томас Гоббс (1588-1679) — английский философ и политический мыслитель. В своих работах «О гражданине», «Левиафан...» и др., раз­рабатывал идеи естественного (догосударственного) и государственного или гражданского состояния общества. Догосударственный этап харак­теризуется «войной всех против всех», что противоречит естественному стремлению людей к самосохранению и вынуждает их искать мира и со­гласия. Такая форма согласия найдена в создании государства, через ко­торое происходит подчинение частных воль единой воле ради обеспече­ния мира и безопасности. В разработке своей концепции государства

   Т.Гоббс выступает теоретиком абсолютной, никому не подконтрольной власти. Однако необходимо иметь в виду, что этатистская концепция Гоббса явилась теоретической реакцией на революционные события в Англии 1641-1649 гг. Этот период четко обозначил, что в обществах в период хаоса снижается или утрачивается регулирующая роль традиций, указов и законов. Именно в этой связи единственную надежду на вос­становление порядка и недопущение впредь гражданской войны и рево­люции Гоббс возлагает на сильное государство.

   Джон Локк (1632-1704) — английский философ и политический мыслитель, родоначальник классического либерализма. Его основная работа в области политики «Два трактата о правлении».

   Д.Локк разрабатывал идеи естественного права и договорного проис­хождения государства, разделения властей и народного суверенитета, неотъемлемых прав человека. Государство, по Локку, создается для то­го, чтобы совместными усилиями люди более надежно защищали право на жизнь, свободу и собственность. Впервые в по­литической мысли была четко сформулирована идея неотъемлемых прав человека, идея, которая с конца XVIII в. стала закрепляться в поли­тико-правовых документах США и стран Европы, а с XX в. в междуна­родных документах: Декларация независимости (США, 4 июля 1776 г), Декларация прав чело­века и гражданина (Франция, 1789 г), Всеобщая Декларация прав человека, утвер­жденная и провозглашенная Генеральной Ассамблеей ООН (10 декабря 1948 г.).

   Эта идея в пра­вовых документах нашей страны была отражена только к концу XX в. - в статье 17 Конституции Российской Федерации (12 декабря 1993 г.).

   Далее Дж. Локк выдвигает и отстаивает идею верховенства закона в государстве. В го­сударстве никто не может быть изъят из подчинения закону. Либераль­ные идеи Дж.Локка получили дальнейшее развитие в концепциях мыслите­лей XVШ-XX века.

   Шарль Луи Монтескье (1689-1755) — французский политический мыслитель. Работы: «Размышления о причинах величия и падения рим­лян», «О духе законов» и др.

   При рассмотрении политики и власти внедрил многофактор­ный подход, показывая обусловленность политико-властных явлений множеством природных, социально-экономических, культурных про­цессов и подчеркивая необходимость их всестороннего анализа для уяс­нения сути политических процессов. Особую роль Монтескье придавал географическим факторам (размер территории государства, расположе­ние страны и т.д.), поэтому его относят к основателям «географического детерминизма».

   Ш.Л.Монтескье известен в политической науке как классик теории разделения властей. Необходимость разделения власти автор связывал с условиями обеспечения политической свободы в об­ществе. Политическая свобода имеет место лишь там, где не злоупот­ребляют властью. «Чтобы не было возможности злоупотреблять вла­стью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга». Одним из важнейших условий политической свободы является, согласно Мон­тескье, разделение власти на законодательную, исполнительную и су­дебную.

   Для политической свободы, как показывает Монтескье, необходимо также и особое состояние общества, т.е. наличие в нем таких социаль­ных сил и институтов, которые были бы заинтересованы в свободе и могли защитить ее от посягательств власти.

   Жан Жак Руссо (1712-1778) — французский философ и политиче­ский мыслитель, родился в Швейцарии и называл себя гражданином Женевы. С 1742 г. он связывает свою жизнь с Парижем, здесь появляют­ся и приобретают широкую известность его работы. Для политической науки важными являются: «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «О политической экономии», «Об общест­венном договоре, или принципы политического права». Руссо жил в пе­риод бурного развития науки и промышленности в Европе. Власть явно выступала тормозом социального прогресса, ис­точником нарастающих проблем и конфликтов. Анализируя эти реаль­ности, Руссо выдвигает идею общей воли как основы государственного управления. Народ в лице воли большинства властвует, чиновник, опи­раясь на законы, принятые волей большинства, управляет — вот форму­ла управления государством в теории Руссо. И в этом проявляется демо­кратизм политической теории Руссо Он доказывает неэффективность представительных форм организации власти и доводит до логического завершения английскую идею суверенитета народа: если Локк к воле народа обращается в крайних случаях (конфликт между властями), то у Руссо верховенство воли народа — константа политического процесса, основополагающее регулятивное начало государства. Как в теориях средневековья государство управляло от имени Бога, так у Руссо оно управляет от имени общей воли. «Родился новый Бог» — так оценил идею Руссо французский писатель XX в. Альбер Камю. Видимо Камю хотел подчеркнуть, что идея народного суверенитета столь же иррацио­нальна, как и вера в Бога.

   Однако с  именем Руссо связана разработка идеи народного суверенитета, призна­ния народа в качестве источника всякой политической власти юридиче­скими документами многих государств, представление о недостатках представительной власти народа, толкование народа как естественного «контрагента» государства.

   Теоретическая мысль Европы ХVII - начала XVIII вв. лишь начи­нала выстраивать модели пределов государственному вмешательству в мирские дела, в частную жизнь. Руссо же окончательно снимает с го­сударства божественные покровы, превращает его в обычное дело че­ловеческих рук и разума. Начало этому процессу было положено разработкой теорий договорного про­исхождения государства (Г. Гроций. Т. Гоббс. Дж. Локк и др.).

   С этого момента государству можно указывать не только пределы, его можно переделывать. Но отсюда оставался один шаг до идеи о том, что есть искусные мастера по переделке государст­ва. Сама власть (государство) превратилась в политическую пробле­му. В Европе стали активно разрабатываться символические образы власти (идеологии), которые структурировали и интегрировали раз­личные слои народа вокруг того или иного образа устройства и пере­устройства общества и государства.

   Эдмунд Берк (1729-1797) — политический деятель и мыслитель, теоретик консерватизма. Наиболее известная работа — «Размышления о революции во Франции...» (1790) В ней Берк подвергает критическому анализу теоретические основы французской революции (идеи Руссо), показывая, что теория не может быть надежной основой стабильной по­литики, тем более, не может быть надежным ориентиром политики рус­соистская воля большинства.

   По­рядок в государстве, согласно Берку, это итог истории и обычаев. «Истиная политическая мудрость состоит в том, чтобы исправлять, а не уничтожать прежние институты». Эти положения английского мыслите­ля были далее развиты французом Ж. Де Местром, который подчерки­вал, что государство есть живой организм, оно живет силами, кореня­щимися в далеком прошлом, которых само хорошо не знает. Таким образом, в новое время в политической теории складывается целое на­правление — консерватизм, в котором четко проводится идея о том, что политика должна опираться на традицию, а сама традиция выполняет регулятивно-направляющую роль по отношению к власти.

   Традиция в размышлениях Берка — это продукт истории, результат исторического опыта. История отбирает все ценное и лучшее, превра­щая это лучшее в основу дальнейшего развития, в опору мудрого прав­ления.

   В ХIХ-ХХ вв. на основе исследования цивилизационных детерминант политического процесса в общественной мысли сложилось культурологи­ческое направление в анализе политики и власти, в рамках которого нахо­дит дальнейшее обоснование тезис о существенной обусловленности поли­тико-властного и государственно-управленческого процесса состоянием и особенностями политической культуры и менталитета данного общества.

   И. Кант (1724-1804) об­ратил внимание на тесную связь и существенное различие государст­ва, права и этики. Содержание связи он пытался раскрыть посредством понятия «категорический императив». Категорический императив представляет собой всеобщее обязательное правило, кото­рым должны руководствоваться все люди. В теории И.Канта важное место принадлежит пониманию государства как правового института. Кант указывает, что «государство — это объе­динение множества людей, подчиненных правовым законам». Нормы права регулируют внешние отношения между людьми, мораль каса­ется внутренней мотивации.

   Политическая концепция Г.В.Ф. Гегеля (1770-1831) обращает вни­мание на связь государства, права и свободы воли человека.

   Гегель четко различает гражданское общество и политическое госу­дарство. Характеризуя гражданское общество, немецкий мыслитель по­казывает, что это сфера проявления свободы человека, но здесь еще не достигается подлинная свобода, здесь каждый сам для себя цель, и лишь государство представляет собой шествие разума, подлинной свободы и права.

   Карл Маркс (1818-1883) — известнейший немецкий философ, эко­номист, внес также значительный вклад в развитие социологии и поли­тической науки. Работы: «Манифест коммунистической партии» (совме­стно с Ф. Энгельсом), «Немецкая идеология», «Капитал» и многие другие.

   В основу своих теоретических построений Маркс закладывает идею социально-экономической, классовой обусловленности полити­ческих явлений, классового происхождения и классовой природы го­сударства. Совокупность производственных отношений, по Марксу, составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и ко­торому соответствуют определенные формы общественного созна­ния. «Политическая власть является лишь порождением экономиче­ской власти», а государство является институтом «экономически господствующего класса, который при помощи государства стано­вится также политически господствующим классом и приобретает таким образом новые средства для подавления и эксплуатации угне­тенного класса».

   Опираясь на материалистические идеи, Маркс разрабатывает тео­рию классовой борьбы как главной движущей силы исторического политического процесса.

   Характеризуя демократию, Маркс отмечал, что здесь «не человек существует для закона, а закон существует для человека. Таков отличи­тельный признак демократии».

Политическая наука в Новейший период

   С первой четверти XX в. начинается современный, продолжающий­ся и поныне, этап развития политической науки. Теперь ее развитие идет на основе все более усложняющихся политических связей, дальнейшей политизации социальной жизни в целом, на фоне развития всего обществознания, способствующего постоянному обогащению методов поли­тических исследований. Неуклонное усложнение социального мира привело некоторых теоретиков к идее о том, что «политическая теория современности должна <.,.> сфокусировать внимание на фрагментированности общества». Мир стал еще более политизированным, а числе субдисциплин, изучающих грани политического, стало неуклонно расти, демонстрируя громадное разнообразие специализированных исследо­ваний, методов и приемов анализа политики. Расширение областей, подвергающихся специализированным и систематическим исследова­ниям, привело Г. Лассуэлла в 1951 г. к мысли о необходимости введения термина «политические науки» (political science).

   Основной вклад в развитие современной политической науки вне­сли западные теоретики: Т. Парсонс, Д. Истон, Р. Дарендорф, М. Дюверже, Р. Даль, Б. Мур, Э. Дауне, Ч. Линдблом, Г. Алмонд, С. Верба, Э. Кэмпбелл и др. Современная политическая наука — авторитетнейшая акаде­мическая дисциплина; соответствующие курсы читаются во всех сколько-нибудь крупных университетах мира. В мире действует Меж­дународная Ассоциация политологов (IPSA), систематически проводят­ся научные конференции, симпозиумы. Мнение профессиональных политологов-аналитиков является постоянным компонентом разработ­ки и принятия важнейших решений в национальных государствах и в международных организациях.

   Во второй половине XX в. в западной общественно-политической мысли стал по­лучать распространение постмодернизм, представители которого (Ж. Деррида, М. Фуко, Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Бодрияр и др.) ставят под со­мнение возможность разработки критериев истинности научных знаний, отрицают за современной методологией научного познания способность получения сколь-нибудь значимых научных результатов или общепри­нятых положений. Методология периода модерна, связанная с идеями Нового времени и Просвещения, то есть, верой в науку и человеческий разум, рационализм и прогресс - все это подвергается сомнению и кри­тике. Постмодернистские концепции являются, с одной стороны, свиде­тельством кризиса той западной культурной традиции, которая послед­ние два столетия опиралась на универсалистский проект века Просвещения. В политической науке этот кризис проявляется в безус­пешных попытках рационального обоснования политики, неспособности традиционных политологических методологий дать убедительное объ­яснение современным вызовам человечеству: глобализму, фундамента­лизму, политическому и государственному терроризму, росту этниче­ских и религиозных конфликтов. С другой стороны, постмодернизм - это одно из направлений поиска новых культурных проектов и новых методов теоретического осмысления современного социального и поли­тического мира.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!