ГЛАВНАЯ » УЧЁБА и ОБРАЗОВАНИЕ » УЧЕБНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » ФИНАНСОВОЕ ПРАВО » ЛЕКЦИИ ПО ФИНАНСОВОМУ ПРАВУ » Тема № 11: «Финансово-правовые санкции и их применение»

Тема № 11: «Финансово-правовые санкции и их применение»

«Финансово-правовые санкции и их применение»

Вопрос 1. Понятие санкции в финансовом праве

Сущность и признаки финансово-правовых санкций

   Соблюдение финансово-правовых норм обеспечивается воз­можностью государства применять меры принуждения за нару­шение обязанностей, предусмотренных финансовым законода­тельством. Ответственность за финансовые правонарушения находит свое выражение в соответствующей части нормы права, называемой санкцией. Анализ действующих финансовых нор­мативно-правовых актов позволяет сделать вывод, что ретро­спективная финансовая ответственность невозможна без взыс­кания с виновного лица финансовой санкции, так как финан­совое законодательство не содержит института полного освобождения от ответственности по основаниям малозначи­тельности содеянного, деятельного раскаяния либо снижения размера штрафа в зависимости от количества обстоятельств, смягчающих вину.

   Финансово-правые санкции включены в общеправовую сис­тему мер государственного принуждения, поэтому им свой­ственны все признаки юридических санкций. Согласно общей теории права санкцией признаются закрепленные в правовых нормах предписания о мерах принуждения за неисполнение обязанностей в целях защиты прав других лиц.

   Вместе с тем финансово-правовая санкция представляет со­бой форму реагирования государства на нарушение законода­тельства, регулирующего порядок аккумулирования, распределе­ния и использования государственных и муниципальных денеж­ных фондов и является внешним материальным выражением государственно-властного принуждения за совершение финан­сового проступка. Санкции в финансовом праве, тем самым, обладают рядом особенностей, обусловленных спецификой ме­ханизма правового регулирования отношений, складывающих­ся в процессе публичной финансовой деятельности.

   К определению финансовых санкций можно выделить два подхода:

  1. Как санкции за нарушение финансового законодательства

   Под этим обычно понимается вид финансовых санкций: неустойка, блокировка счетов, штраф и т. д.

  2. Как мера ответственности в денежной форме за нарушение норм законодательства или условий договора

   Здесь мера ответственности выступает в значении «в какой мере человек добровольно, сознательно, намеренно, принял решение и действовал в соответствии с ним

   Финансово-правовая санкция представляет собой элемент фи­нансово-правовой нормы, предусматривающий неблагоприятные финансово-имущественные последствия неисполнения либо несоб­людения финансовых обязанностей, сформулированных в диспозициях финансово-правовых норм, и применяемый в особом процессу­альном порядке.

   Финансовые санкции — это меры государственного принуж­дения, предусмотренные финансово-правовыми нормами, возла­гающими на правонарушителей дополнительные обременения в виде финансовых пеней и штрафов. Иначе говоря, финансово-пра­вовые санкции — это и есть меры финансово-правовой ответствен­ности.

   За налоговые правонарушения финансово-правовые санкции предусмотрены в ст. 116-129, 132-135, а также в ст. 75 НК РФ.

   За бюджетные правонарушения санкции предусматриваются в ежегодно принимаемых законах о бюджетах на очередной фи­нансовый год.

   Финансово-правовые санкции предусмотрены и в ст. 124 Таможенного кодекса РФ.

   Особенность финансово-правовых санкций про­является в их открытом перечне: ст. 282 БК РФ допускает воз­можность применения к нарушителям бюджетного законода­тельства иных мер в соответствии с федеральными законами.

   Установление финансово-правовых санкций в бюджетном законодательстве объясняется отсылочным характером норм БК РФ, устанавливающих составы бюджетных правонарушений. По замыслу законодателя в бюджетных правоотношениях меры от­ветственности и их размер должны содержаться в КоАП РФ. Однако такой подход разрывает охранительную финансово-пра­вовую норму, делает ее применение невозможной в силу разного предназначения финансового и административного права. К тому же санкции за финансовые правонарушения установле­ны КоАП РФ только по отношению к трем составам, остальные остались без мер государственной защиты. Поэтому пробелы действующего законодательства восполняются законодателем при принятии ежегодного федерального закона о федеральном бюджете.

   Особенность финансово-правовых санкций проявляется в их предназначении в системе охранительных финансовых право­отношений. Поскольку финансовая ответственность выполняет правовосстановительную и карательную функцию, то и финан­сово-правовые санкции нацелены на восполнение финансовых потерь государства, принудительное выполнение обязанностей, устранение противоправных состояний. Наличие восстановительных санкций не исключает необходимость воз­действия на правонарушителя с целью общей и частной превен­ции.

   Специфические признаки позволяют отличить финансово-правовые санкции от административно-правовых:

  - применяются в сфере финансовой деятельности государства за нарушение финансовой дисциплины;

  - они предусмотрены нормами финансового права;

  - являются мерой финансовой ответственности. Ее применение предполагает оценку деяния как финансового правонарушения и его осуждение со стороны государства;

  - имеют имущественно-организационный характер, поскольку связаны с принудительным воздействием не просто на денежные средства правонарушителя (его имущество), а на фонды денежных средств, принадлежащие правонарушителю. При этом финансовые санкции необязательно предполагают, изъятие денежных средств - правонарушителя. Они могут быть направлены, на ограничения возможности пополнять соответствующий денежный фонд или использовать его средства;

  - основанием применения является совершение финансового правонарушения, которое состоит в неисполнении виновным лицом определенной денежной обязанности, носящей публично-правовой характер;

  - могут применяться как к физическим лицам, организациям и к публично-правовым образованиям (субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям);

  - в основе применения лежит метод бесспорного списания денежных средств со счетов правонарушителей в банках и иных кредитно-финансовых учреждениях;

  - денежные средства, изъятые у правонарушителя при применении финансовой санкции, подлежат зачислению в бюджет соответствующего уровня или в государственный или муниципальный внебюджетный фонд, и таким образом финансовые санкции являются источником их формирования;

  - правовосстановительный и штрафной характер, который реализуется при устранении негативных последствий для публичных финансов, вызванных правонарушением, как правило, путем пополнения государственных и муниципальных централизованных фондов за счет взыскания денежных средств с правонарушителя;

  - имеют специфические виды принуждения;

  - для них характерен специальный порядок применения и круг органов, их применяющих.

   Финансово-правовые санкции применяются к субъектам финансовых правоотношений, которые являются реальными участниками конкретных правоотношений. В теории финансового права данный круг субъектов разделяется на три основные группы: общественно-территориальные образования, коллективные субъекты, индивидуальные субъекты.

   Субъект финансового права, привлекаемый к финансовой ответственности, вправе оспаривать взыскание санкций любого вида, участвовать в производстве по исследованию обстоя­тельств совершения правонарушения.

   Размеры финансовых санкций предусматриваются специаль­ными статьями нормативных правовых актов отраслевого зако­нодательства, устанавливаются и применяются, как правило, в виде денежных взысканий относительно лица, признанного виновным в совершении финансового правонарушения. Денеж­ная форма финансовых санкций обусловлена характером финансовых обязанностей субъектов финансового права, которые также выражены в денежной форме: налогоплательщик обязан уплачивать налоги в денежной форме; распорядители бюджет­ных средств обязаны их использовать по целевому назначению; предприятия обязаны совершать денежные расчеты между со­бой в безналичной форме, перечислять валютную выручку на счета в уполномоченных банках и т. д.

   Несмотря на различные способы исчисления, все финансо­вые санкции имеют общую юридическую природу и характер­ную особенность, заключающуюся в смене права собственности посредством принудительного изъятия денежных средств у фи­зического лица или организации в пользу государства. Тем не менее процессуальный порядок применения финансово-право­вых санкций зависит от их вида.

   Нарушение финансового законодательства неминуемо при­чиняет вред имущественным интересам государства, поэтому задача финансовых санкций состоит в максимальной нейтрали­зации денежных потерь казны, восстановлении нарушенных прав и наказании правонарушителя.

Функции финансовых санкций

   Значение финансовых санкций можно определить исходя из основных функций, исполняемых ею.

   Штрафная функция финансово-правовой ответственности реализуется в виде наказания и выступает как реакция государства на вред, причиненный общественным отношениям. Применение штрафных санкций должно соответствовать принципу индивидуализации ответственности и зависеть от характера и степени общественной опасности с учетом формы вины, мотива, цели, смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств, что наиболее полно отражено в главе 15 Налогового кодекса РФ.

   Превентивная (предупредительная) функция ответственности главной целью имеет недопущение нарушений норм, устанавливающих порядок осуществления финансовой деятельности. Эта функция ответственности проявляется в том, что возможное последующее в случае нарушения норм финансового права общественное осуждение виновного, выражающееся в виде претерпевания правонарушителем лишений имущественного либо организационного характера, является нежелательным последствием для него.

   Защитная  или правовосстановительная (компенсационная)  функция. Часто меры финансово-правовой ответственности направлены не на фактическое наказание виновного, а на обеспечение защиты интересов общества и восстановление нарушенных противоправным поведением субъекта финансовых интересов государства и муниципальных образований. Наиболее отчетливо правовосстановительная (компенсационная) функцию проявляется при реализации санкций, установленных бюджетным законодательством, когда устранение правонарушений приводит к восстановлению правопорядка (например, через взыскание сумм нецелевого использования).

   Информационная (сигнализационная) функция финансово-правовой ответственности проявляется при характеристике правонарушителя. Так, совершение финансового правонарушения может служить сигналом о необходимости более пристального внимания к данному субъекту со стороны органов, осуществляющих финансовый контроль.

   Финансово-правовые санкции — это применение уполно­моченными на то государственными органами и их должнос­тными лицами к налогоплательщикам (юридическим и физи­ческим лицам) за совершение налогового правонарушения в установленном административными и финансово-правовыми нормами порядке мер государственного принуждения, выража­ющихся в денежной форме и перечисляемых в бюджет, с целью:

1) обеспечения общественных и государственных финансовых интересов,

2) возмещения недополученных бюджетом и внебюд­жетными фондами денежных поступлений, а также

3) наказания нарушителей.

 

Вопрос 2. Виды финансовых санкций

Правовосстановителъные и карательные санкции

    В финансовом праве применяются санкции, которые извест­ны другим отраслям права и применимы для защиты имуще­ственных интересов многих субъектов (штрафы и пени), а так­же меры государственного воздействия, свойственные только финансово-правовой сфере (взыскание недоимки, блокировка расходов, изъятие бюджетных средств, приостановление опера­ций по счетам в кредитных организациях).

   Все финансово-правовые санкции в зависимости от того, как они служат охране финансовых правоотношений и какую цель преследуют, подразделяются, на два вида: правовосстановителъные и штрафные (карательные).

   Правовосстановительные санкции направлены:

  - на устране­ние вреда, причиненного государству или муниципальному обра­зованию финансовым правонарушением,

  - на принудитель­ное исполнение невыполненных финансовых обязанностей и на восстановление нарушенных имущественных прав государ­ства.

   Принудитель­ное исполнение налогоплательщиком своей обязанности, суще­ствовавшей до нарушения финансового законодательства, имеет место при взыскании недоимки и пени.

   Со­гласно ст. 11 НК РФ недоимка представляет собой сумму налога или сбора, не уплаченную в установленный налоговым законо­дательством срок, и носит компенсационный характер. Следо­вательно, принудительное изъятие сумм налогов и сборов явля­ется налоговой санкцией, обусловленной юридической приро­дой налогового обязательства.

   Прообразом пени, взыскиваемой за нарушения налогового за­конодательства, можно считать законную неустойку, применя­емую в гражданско-правовых отношениях.

   Согласно п. 1 ст. 330 ГК РФ неустойка представляет собой денежную сумму, опреде­ленную законом или договором на случай неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства. Одной из разновид­ностей неустойки является пеня, которая может быть договор­ной и законной. Законная неустойка устанавливается законода­тельством и применяется независимо от соглашения сторон.

   Наибольшее распространение пеня как разновидность фи­нансово-правовых санкций получила в налоговом праве.

   Со­гласно ст. 75 НК РФ пеня - денежная сумма, кото­рую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установ­ленными законодательством о налогах и сборах сроки.

   Государ­ственное принуждение прослеживается в механизме взыскания пени, заключающемся в принудительном изъятии за счет де­нежных средств правонарушителя на счетах в банке или за счет иного имущества налогоплательщика. С организаций пеня взыскивается в бесспорном порядке, с физических лиц — по решению суда.

   Функция пени как финансово-правовой санкции заключается в том, чтобы компенсировать государству или муниципальному образованию тот вред, а именно убытки, которые они несут в связи с несвоевременной уплатой соответствующими субъектами в бюджет налога, сбора, несвоевременным возвратом бюджетных средств и т.д. Таким образом, финансово-правовая пеня это до­полнительное обременение для правонарушителя.

   Размер пени как финансово-правовой санкции определен в за­конодательстве - НК РФ, БК РФ др.

   Пеня является мерой юридической ответственности и содержит ее необходимые признаки:

  = условия применения и механизм взыскания пени установле­ны законодательством;

  = основанием применения пени выступает нарушение финан­сового законодательства;

  = пеня является следствием совершения финансового право­нарушения и связана с реализацией санкции финансово-право­вой нормы;

  = взыскание пени сопровождается государственно-властным принуждением;

  = уплата начисленной пени означает добровольную реализа­цию финансово-правовой (налоговой) обязанности;

  = взыскание пени означает причинение правонарушителю имущественного урона в денежной форме.

   Финансово-правовые пени в отличие от гражданско-правовых:

   = не могут быть установлены соглашением сторон;

   = суммы этих пеней взыскиваются исклю­чительно в доход государства или муниципальных образова­ний;

   = взыскание этих пеней с организаций осуществляется в бес­спорном порядке уполномоченными государственными органа­ми, а гражданско-правовые пени могут быть взысканы только через суд.                    

   Карательные (штрафные) санкции, реализация которых на­правлена на предупреждение финансового правонарушения, а также на исправление и наказание нарушителей финансового законодательства. Они устанавливаются в виде штрафов.

   Штрафы за нарушения финансового законодательства взыс­киваются только в судебном порядке и в законодательно уста­новленной последовательности. Судебный порядок взыскания финансовых санкций является развитием принципа неприкос­новенности собственности, закрепленного ч. 3 ст. 35 Конститу­ции РФ, согласно которой никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

   В некоторых случаях финансовое законодательство предус­матривает изменение порядка уплаты штрафа. Например, нало­говые органы имеют право предоставить субъекту, виновному в нарушении налогового законодательства, рассрочку или отсроч­ку по уплате санкции.

   Финансово-правовые штрафы за совершение налогового пра­вонарушения взимаются в размерах, предусмотренных в НК (гл. 16) и БК РФ, Указах Президента РФ и др.

   Штраф как мера финансово-правовой ответственности прин­ципиально отличается от административного штрафа и граждан­ско-правового штрафа.

   Финансовый штраф отличается от административного по порядку его применения:

   во-первых, финансовый штраф не мо­жет быть заменен иным взысканием, а также уполномоченный орган не может по своему усмотрению освобождать от наложения штрафа;

  во-вторых, исключается возможность взыскания штра­фа и обжалования постановления 6 наложении штрафа в порядке производства по, делам об административных правонарушениях;

  в-третьих, часто финансовый штраф налагается вместе со взыс­канием недоимки по налогам и пени (п. 3 ст. 101 НК РФ).

   Финансовый штраф надо отличать и от гражданско-правового штрафа:

  = финансовый штраф, налагаемый за финансо­вые правонарушения, уплачивается налогоплательщиком, полу­чателем бюджетных кредитов за счет прибыли, остающейся у ор­ганизации после уплаты налогов, а гражданско-правовой штраф относится на внереализационные расходы предприятия.

  =финансовый штраф предусматривается в законодательстве, а гражданско-правовой штраф, может устанавливаться, соглаше­нием сторон.

   Основные различия между штрафом как карательной санкцией и недоимкой и пе­ней как правовосстановительными санкциями заключаются в следующем:

штраф 

недоимка и пеня 

основанием является соверше­ние финансового правонарушения, правильная его квалифика­ция, индивидуализация суммы денежного взыскания.

основани­ем является наличие финансовых обязанностей перед государством и в случае необхо­димости государственно-властное принуждение к их исполне­нию

носит абсолютно или относительно определенный характер, имеет низшие и высшие границы, которые также мо­гут быть изменены в зависимости от наличия смягчающих или отягчающих обстоятельств

размеры всегда абсолютно определенны и не изменяются от наличия каких-либо индивидуальных обстоятельств, поскольку сумма ущерба, причиненного государственной казне финансовым правонару­шением, может быть подсчитана достаточно точно

взыскание штрафа является результатом правоохранитель­ной деятельности государственных органов и правонарушитель не может сам подвергнуть себя финансовой ответственности

правонару­шитель может уплатить  самостоятельно, без вмешательства государствен­ных органов

  Имеющиеся различия в основаниях, механизме применения и реализации правовосстановительных и карательных санкций не означают их взаимоисключения.

   Единую правовую природу финансовых санкций подчерки­вает и БК РФ. Пункт 2 ст. 41 БК РФ относит пени и штрафы к налоговым доходам бюджетов.

  В российском финансовом праве санкции имеют еще один общий аспект, наличие которого существенно отличает финан­сово-правовую ответственность от иных ее видов. Все виды финансово-правовых санкций не поглощаются никакими дру­гими: штрафы взыскиваются по принципу сложения, а недоим­ки и пени взыскиваются до полного (как минимум) возмещения причиненного государству ущерба.

   Классификация финансово-правовых санкции возможна и по другим критериям.

   По основаниям применения финансовые санкции можно подразделить на финансовые санкции, исходящие из норм Международного права, договора, национального нормативно-правового акта. Соответственно, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Конституция РФ А национальные нормативно-правовые акты, в свою очередь, первичны по отношению к договорам экономических субъектов.

   По основным отраслям права финансовые санкции можно подразделить на финансовые санкции за нарушения бюджетного, налогового, валютного, таможенного законодательства. Соответственно, выбор применяемых санкций определяется нормативно-правовым актом, в сфере которого правонарушение совершено - Налоговый кодекс, Бюджетный кодекс и т.д.

   По форме финансовые санкции подразделяются на неустойки, штрафы, пени, блокировка счетов, блокировка расходов, приостановление операций по счетам в кредитных организациях.

   Неустойка - вид финансовых санкций, который широко применяется как способ обеспечения исполнения обязательств. Неустойкой признается определенная действительная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. Гражданский кодекс статья 330.

   Штраф - денежное взыскание, выплачиваемое нарушителем обязательства, его размер определен в твердой денежной сумме.

   Пеня - санкция в виде денежного штрафа, накладываемого за несвоевременное выполнение, просрочку денежных обязательств. Пеня обычно устанавливается в виде процента от суммы просроченного обязательства и начисляется за каждый день просрочки в течение определенного периода, после которого взыскивается разовый штраф.

   Блокировка счетов: налоговые органы вправе в соответствии с пунктом 1 статьи 76 НК РФ приостановить операции по счету в следующих случаях:

  - при наличии задолженности по уплате налогов, пеней и штрафов;

  - в случае задержки представления налоговой декларации более чем на 10 календарных дней.

   Блокировка расходов и приостановление операций по счетам в кредитных организациях - меры, применяемые к нарушителям бюджетного законодательства (БК РФ ст. 282).

 

Вопрос 3. Иные меры госу­дарственного принуждения в сфере финансовой деятельности

   От финансово-правовых санкций, являющихся мерами финан­сово-правовой ответственности, нужно отличать иные меры госу­дарственного принуждения, применяемые компетентными орга­нами в сфере финансовой деятельности государства и муниципаль­ных образований.       

   Меры финансово-правовой ответственности на­правлены на устранение вреда, причиненного финансовым правонарушением, и наказание правонарушителя.

   Иные меры госу­дарственного принуждения в сфере финансовой деятельности направлены на предупреждение неправомерных действий субъектов финансовых правоотношений, а в случае необходимости — пре­сечение противоправных действий и привлечение ­нарушителя к финансовой или иной юридической ответственнос­ти. Они подразделяются на предупредительные и пресекательные.

   Предупредительные меры государственного принуждения вы­полняют функцию предупреждения возможных неправомерных действий субъектов финансовых правоотношений.

   К предупредительным мерам относятся права:

  а) вызывать налогоплательщиков и иных обязанных лиц для дачи пояснений в связи с уплатой (пере­числением) ими налогов (ст. 31 НК РФ);

  б) осматривать (обследовать) любые производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, производить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества (ст. 31 НК РФ);

  в) требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогопла­тельщиков и иных обязанных лиц и инкассовых поручений (рас­поряжений) о списании сумм налогов и санкций за налоговые правонарушения (ст. 31 НК РФ);

  г) вызов в качестве свидетелей лиц, которым могут быть из­вестны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для прове­дения налогового контроля (ст. 31 НК РФ);

  д) право органов казначейства получать от банков, иных фи­нансово-кредитных учреждений справки о состоянии счетов ор­ганизаций, использующих средства федерального бюджета, госу­дарственных (федеральных) внебюджетных фондов, а также вне­бюджетные (федеральные) средства.

   Бюджетный кодекс РФ также предусматривает меры государ­ственного принуждения предупредительного характера. В част­ности, за невозврат бюджетных средств, предоставленных на воз­вратной основе предусматриваются не только финансово-правовые санкции, но и предупредительная мера в виде сокращения или прекращения всех других форм финансовой помощи из соответ­ствующего бюджета, в том числе предоставление отсрочек и рас­срочек по уплате платежей в соответствующий бюджет. Эта мера направлена на то, чтобы предупредить возможное аналогичное правонарушение со стороны получателей бюджетных ссуд в буду­щем (ст. 290 БК РФ).

   Пресекательные меры государственного принуждения в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образо­ваний выполняют функцию пресечения противоправных действий и создания условий для привлечения правонарушителя к финан­совой или иной юридической ответственности.

   К данной группе мер относятся:

  а) право налоговых органов изымать по акту при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или иного обязанного лица документы, свидетельствующие о совершении налоговых правонарушений в случаях, когда есть достаточные основания по­лагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены (ст. 31 НК РФ);

  б) право налоговых органов приостанавливать операции по сче­там лиц в банках и налагать арест на имущество налогоплатель­щиков и иных обязанных лиц в порядке, предусмотренном НК РФ (ст. 31).

  в) право налоговых органов в ходе налоговой проверки произ­водить выемку документов и предметов и т.д. (ст. 94 НК РФ).

 

Вопрос 4. Порядок применения финансовых санкций

Добровольный и принудительный порядок исполнения финансовых санкций

   Применение финансовых санкций за нарушение в сфере финансовой деятельности осуществляется в соответствии с НК РФ, БК РФ, ТК РФ и др.

   За налоговые правонарушения, нарушение таможенного зако­нодательства, а также бюджетные правонарушения применя­ется такая финансово-правовая санкция, как пеня.

   В соответствии с Налоговым кодексом РФ пеня может быть уплачена налогоплательщиком добровольно или взыскана с него в принудительном порядке. При этом в соответствии с п. 6 ст. 75 НК РФ принудительное взыскание пени с налогоплательщика производится в бесспорном порядке, а с физических лиц — в су­дебном порядке.

   Добровольная уплата пени осуществляется следующим обра­зом:

  = налоговый орган, приняв решение по результатам налоговой проверки, направляет налогоплательщику в 10-дневный срок от даты вынесения соответствующего решения требования об уплате налога и соответствующих пеней. Срок исполнения такого требо­вания указывается в самом требовании;

  = в случае исполнения налогоплательщиком требования на­логового органа по уплате налога и пеней в установленный срок имеет место добровольная уплата им финансово-правовой санкции в виде пени.

   Принудительное взыскание пени с организации-налогопла­тельщика или организации — налогового агента осуществляет­ся в следующем порядке:

  - такое взыскание возможно в случае неуплаты налогопла­тельщиком пени в добровольном порядке;

  - налоговый орган осуществляет принудительное взыскание пени за счет денежных средств, находящихся на счетах органи­заций, а при недостаточности или отсутствии —> за счет иного иму­щества организации-налогоплательщика или организации налогового агента:

  - принудительное взыскание пени с организаций происходит путем направления налоговым органом в банк инкассового пору­чения на списание и перечисление в соответствующие бюджеты денежных средств со счетов этих организаций. Решение о взыс­кании принимается не позднее 10, дней после истечения срока ис­полнения требования об уплате налога. Решение, принятое после истечения этого срока, является недействительным и исполнению не подлежит. Однако в этом случае налоговый орган может обра­титься в суд с иском о взыскании с организации причитающейся к уплате суммы налога. Решение о взыскании должно быть дове­дено до сведения организации в срок не позднее пяти дней после вынесения решения о нем;

  - взыскание пени может производиться с рублевых расчетных (текущих) и валютных счетов организаций и не может произво­диться с депозитного счета организации, если не истек срок дей­ствия депозитного договора;

  - при взыскании средств с валютных счетов организации ру­ководитель налогового органа (его заместитель) одновременно с инкассовым поручением направляет поручение банку на продажу не позднее следующего дня валюты этой организации;

  - инкассовое поручение (распоряжение) исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем полу­чения им указанного поручения, в случае, когда взыскание про­изводится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, если пени взыскивается с валютных счетов.

   При недостаточности или отсутствии денежных средств на сче­тах организации налоговый орган вправе взыскать пени за счет иного имущества организации в соответствии со ст. 47 НК РФ.

   Порядок принудительного взыскания пени с физического лица-налогоплательщика или физического лица-налогового аген­та характеризуется следующим:

  а) согласно ст. 48 НК РФ налоговый орган обращается в суд с иском о взыскании пени за счет имущества физического лица. Такой иск может быть подан налоговым органом в течение шести месяцев после истечения требования об уплате налога;

  б) взыскание пени за счет имущества физического лица производится на основании вступившего в законную силу решения суда в соответствии с ФЗ «Об исполнительном производстве» с уче­том особенностей, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

   Порядок наложения штрафа за налоговые правонарушения ус­тановлен в ст. 101, 104, 111, 115 НК РФ. Штраф может быть уп­лачен лицом, совершившим налоговое правонарушение, добро­вольно или взыскан с него в судебном порядке.

   Добровольная уплата штрафа за налоговые правонарушения возможна в следующем порядке:

  а) налоговый орган направляет налогоплательщику (иному обязанному лицу) требование об уплате недоимки по налогу, пени, а также штрафа. Срок уплаты указывается в требовании;

  б) в случае исполнения налогоплательщиком (иным обязан­ным лицом) требования налогового органа в установленный срок, имеет место добровольная уплата им финансово-правовой санкции в виде штрафа.           

   Взыскание штрафа с налогоплателъщика (или иного обязан­ного лица) за налоговое правонарушение в судебном порядке осу­ществляется в случае:

  а) если налогоплательщик (иное обязанное лицо) отказался добровольно уплатить сумму штрафа или пропустил срок уплаты, указанный в требовании;

  б) исковое заявление о взыскании штрафа с организации или индивидуального предпринимателя подается налоговым органом в арбитражный суд, а с физического лица, не являющегося инди­видуальным предпринимателем, — в суд общей юрисдикции.

   Мерами принудительного исполнения решения являются:

  1) обращение взыскания на имущество должника путем наложения ареста и продажи имущества;

  2) обращение взыскания на заработную плату, пенсию, сти­пендию и иные источники доходов должника;

  3) обращение взыскания на денежные суммы и имущество должника, находящиеся у других лиц;

  4) изъятие у должника и передача взыскателю определенных предметов, указанных в решении суда.

Обстоятельства, исключаю­щие вину, смягчающие и отягчающие ответственность

   В ст. 111 НК РФ предусматриваются обстоятельства, исключаю­щие лица в совершении налогового правонарушения. Эти об­стоятельства должны учитываться при вынесении налоговым ор­ганом решения о привлечении лица к налоговой ответственности и направлении ему требования об уплате, штрафа, а также судом при рассмотрении дела о налоговом правонарушении. К таким об­стоятельствам относятся:

  а) совершение налогового правонаруше­ния вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств;

  б) совершение налогового правона­рушения физическим лицом, находившимся в момент его совер­шения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезнен­ного состояния;

  в) выполнение налогоплательщиком или налого­вым агентом письменных указаний и разъяснений, данных нало­говым органом или другим уполномоченным государственным ор­ганом или их должностными лицами в пределах их компетенции.

   В ст. 112 НК РФ указываются обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонару­шения. К обстоятельствам, смягчающим ответственность, отно­сятся:

  = совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

  = совершение правонаруше­ния под влиянием угрозы или принуждения либо в силу матери­альной, служебной или иной, зависимости;

  = иные обстоятельства, которые налоговым органом или судом могут быть признаны смяг­чающими ответственность.

   При наличии хотя бы одного из выше­названных смягчающих обстоятельств размер штрафа, указанный в налоговом требовании, подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с установленным в Налоговом кодексе РФ.

    К обстоятельствам, отягчающим ответственность, относится совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлека­емым к ответственности за аналогичное правонарушение. В этом случае размер штрафа увеличивается налоговым органом или судом на 100% (ст. 114 НК РФ).

   Налоговый кодекс РФ в ст. 115 устанавливает срок давности и для взыскания штрафа за налоговое правонарушение. Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании штрафа не позднее трех месяцев со дня обнаружения налогового правонару­шения и составления соответствующего акта. Однако в случае от­каза в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при на­личии налогового правонарушения срок подачи искового заявле­ния исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или прекращении уголовного дела.

   Порядок наложения финансового штрафа за бюджетные пра­вонарушения установлен сегодня Указом Президента РФ от 8 де­кабря 1992 г. «О федеральном казначействе». Он производится налоговыми органами в бесспорном порядке в трехдневный срок по представлении органов Федерального казначейства.

   Наложение финансового штрафа за несоблюдение правил ве­дения кассовых операций, а также несоблюдение условий работы с денежной наличностью осуществляется органами Министерства по налогам и сборам РФ по сведениям, предоставляемым коммер­ческими банками и другими органами, контролирующими соблю­дение организациями порядка ведения кассовых операций и ус­ловий работы с денежной наличностью.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!