Тема № 10: «Финансово-правовая ответственность»

«Финансово-правовая ответственность»

Вопрос 1.  Понятие, функции и признаки финансово-правовой ответственности

Понятие финансово-правовой ответственности 

   Регулируя осуществление физическими и юриди­ческими лицами операции с финансовыми средствами, государство обязывает их посредством права выполнять  установленные правовые предписания. Неисполнение либо уклонение от надле­жащего исполнения финансово-правовых предписаний влечет неблагоприятные имущественные последствия для государственной деятельности и общества.

   Реализация финансово-правовых норм зачастую встречает противодействие со стороны участников финансовых отноше­ний. Обязанность уплачивать налоги вызывает у частных субъектов подсознательную попытку сокрытия дохода либо иных неправомерных деяний. Многие юридические лица в нарушение финансового законодатель­ства не ввозят на территорию России полученную за рубежом валютную вы­ручку или неправомерно вывозят российский капитал. Нарушению финансовых норм способствуют и высокие налоговые ставки и низкий уровень жизни населения.

   Сово­купность названных факторов создает предпосылки для совер­шения большого числа налоговых правонарушений и, как след­ствие, реакцию государства по защите своих имущественных интересов, поскольку несоблюдение установленного государством порядка осуще­ствления финансовой деятельности приобретает публично-правовой характер.

Этим объясняются необходимость и возмож­ность государственного принуждения, одной из форм которого является финансово-правовая ответственность.

   Ответственность за нарушение финансового законодатель­ства существует в зависимости от тяжести совершенного деяния или субъектного состава в финансовом праве и иных отраслях права. Учитывая эти обстоятельства, п. 3 и 4 ст. 108 НК РФ определя­ют соотношение налоговой ответственности с ответственнос­тью, предусмотренной уголовным и административным законо­дательством. БК РФ устанавливает основания применения фи­нансовой, административной или уголовной ответственности за нарушения бюджетного законодательства РФ (ст. 281—306).

   Самостоятельный характер финансового права как отрасли российского права свидетельствует о наличии в его структуре мер государственного принуждения, составной частью которых выступают меры ответственности. Особенности предмета фи­нансово-правового регулирования и методов правового воздей­ствия на финансовые отношения придают специфику и юриди­ческой ответственности, применяемой к нарушителям финан­сового законодательства. Финансовое право имеет в своем составе охранительный институт финансово-пра­вовой ответственности, отличающейся от общих мер ответ­ственности наличием специальных, свойственных только фи­нансовому праву мер и процедур государственного принужде­ния. Наиболее четко финансово-правовая ответственность стала оформляться после кодификации бюджетного и налогового законодательства.

   Понятие финансовой ответственности — одна из основных финансово-правовых категорий, ее конструкция во многом оп­ределяет место и роль правового регулирования финансовых отношений в системе российского права.

   Согласно ст. 71 Конституции РФ финансовое регулирование относится к предметам исключительного ведения Российской Федерации, поэтому меры государственного принужде­ния и ответственность за нарушения финансового зако­нодательства могут устанавливаться только на федеральном уровне. Правовое регулирование финансовой ответ­ственности осуществляется и внутриотраслевым законодатель­ством.

   Наличие либо отсутствие государственного принуждения определяет факт существования финансовой ответственности. Финансовая ответственность не связывается только с неблаго­приятными последствиями для правонарушителя, которые на­ступают в результате совершенного им нарушения финансового законодательства. Карательные механизмы в финансовой ответственности существуют параллельно с правовосстановительными поскольку государству важно не только наказать нарушителя финансовой дисциплины, но и восстановить публичные интересы, компенсировать возникший ущерб разом.

   В НК РФ понятия «налоговая ответственность» и «ответ­ственность за совершение налоговых правонарушений» исполь­зуются как равнозначные. Например, п. 1 ст. 101 НК РФ уста­навливает, что по результатам рассмотрения материалов про­верки руководителем (заместителем руководителя) налогового органа может быть вынесено решение о привлечении налого­плательщика к налоговой ответственности за совершение нало­гового правонарушения; ст. 107 НК РФ предусматривает воз­можность привлечения организаций и физических лиц к от­ветственности за совершение налоговых правонарушений. БК РФ оперирует понятием «ответственность за нарушение бюджет­ного законодательства РФ» (п. 2 ст. 1). Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» устанавливает порядок привлечения к ответственности за нарушения валютного зако­нодательства.

Черты и признаки финансовой ответственности

   Финансовая ответственность включает в себя все признаки, характеризующие ее как правовую. Общеправовыми чертами финансовой ответственности являются:

  = формальная определен­ность в виде фиксации в правовых нормах;

  = гарантированность государством;

  = реализация в двух формах — позитивной и нега­тивной;

  = обеспеченность государственными мерами воздей­ствия — убеждением или принуждением;

  = наступление для нару­шителя определенных неблагоприятных последствий;

  = осуществ­ление в процессуальной форме.

   Вместе с тем финансовая ответственность имеет определен­ную специфику, обусловленную особенностями финансовой деятельности государства и механизмом правового регулирова­ния финансовых отношений. Обособление финансовой ответ­ственности в самостоятельный вид юридической ответственнос­ти подтверждается и выделением в финансовом законодательстве процедурно-процессуальных норм, регулирующих производство по делам о финансовых правонарушениях.

   Признаком финансовой ответственности является наличие социального основания, состоящего в необходимости охраны общественных отношений финансовой сферы. Нормы финан­сового права, как и другие нормы права, являются разновидно­стью социальных норм, поэтому финансовая ответственность реализуется в двух формах: позитивной (добровольной, актив­ной) и негативной (государственно-принудительной, ретроспек­тивной).

   Позитивная финансово-правовая ответственность существу­ет в силу добровольного выполнения субъектами финансового права своих обязанностей, она возникает на основе формаль­ных (нормативных) признаков. Финансовая деятельность госу­дарства основывается не только на установлении запретов отно­сительно совершения каких-либо действий. Одним из важней­ших условий реализации финансово-правовых норм выступает добросовестное соблюдение субъектами финансового права пре­доставленных им прав и выполнение возложенных обязаннос­тей. В этой связи субъекты финансового права должны неукос­нительно соблюдать суверенные финансовые права государства, осознавать свой общественный долг уплачивать налоги, возвра­щать бюджетные ссуды и кредиты, использовать государствен­ные денежные средства по целевому назначению и т. д.

   Позитивный смысл финансово-правовой ответственности придают осознанные действия субъектов финансового права, направленные на выполнение возложенных обязанностей и ре­ализацию финансовых полномочий в пределах предоставлен­ных прав. Следовательно, основанием позитивной финансовой ответственности является соблюдение правовых норм, а не со­вершение финансового правонарушения.

   Некоторые субъекты финансового права выполняют возло­женные на них обязанности в силу осознания своего обществен­ного долга, другие — в силу возможности применения наказа­ния за неправомерное поведение. Поэтому в целом позитивная ответственность носит добровольный характер, но вместе с тем возможна и некоторая степень государственного принуждения. Относительно позитивной финансовой ответственности при­нуждение в виде угрозы наступления негативных последствий является только средством предупреждения нарушений финан­сового законодательства. По времени реализации позитивная ответственность предшествует негативной.

  Позитивная финансовая ответственность основывается на принципах добросовестности предпринимательской деятельно­сти и социальной справедливости.

   Добровольная форма реализации финансовой ответственнос­ти имеет следующие юридические признаки:

  = неразрывно связана с нормами финансового права, устанавливающими финансово-правовой статус субъекта;

  = является юридической обязанностью, обусловленной финансово-правовым статусом; гарантирована государственным принуждением;

  = реализуется добровольно в виде правомерного поведения;

  = одобряется (в некоторых финан­совых правоотношениях и поощряется) со стороны государства;

  = осуществляется в рамках общих финансовых правоотношений.

   Позитивная финансовая ответственность нацелена на недопущение нарушений порядка аккумулирования, распределения и использования государственных денежных фондов. Однако низкая правовая культура участников финансо­вых правоотношений, потребительское отношение к публичной власти, сопровождающиеся наличием высоких фискальные тре­бований государства и противоречивого финансового законодательства провоцируют отдельных субъектов на совершение не­гативных поступков.

   Нарушение норм финансового права обусловливает необхо­димость негативной финансовой ответственности, которая име­ет несколько аспектов.

   Во-первых, она представляет собой реакцию государства на нарушение финансового законодательства, выражающуюся в наложении на виновное лицо за совершенное деяние дополни­тельной обязанности претерпевать карательные меры государ­ственно-принудительного воздействия в форме имущественных лишений (взысканий).

   Во-вторых, финансовая ответственность может определяться как исполнение юридической обязанности на основе государ­ственного принуждения. Согласно постановлению Конституци­онного Суда РФ в целях обеспечения выполнения публичной обязанности по уплате налогов и сборов и «возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, законодатель вправе устанавливать меры принуждения в связи с несоблюдени­ем законных требований государства.

   Такие меры могут быть как правовосстановительными, обес­печивающими исполнение налогоплательщиком его конститу­ционной обязанности по уплате налогов, т. е. погашение недо­имки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога, так и штрафными, возлагающими на нарушите­лей дополнительные выплаты в качестве меры ответственности (наказания). При этом в выборе принудительных мер законода­тель ограничен требованиями справедливости, соразмерности и иными конституционными и общими принципами права.

   Негативная финансовая ответственность су­ществует в двух формах: карательной (штрафной) и правовосстановительной (компенсационной).

   При­знаки финансовой ответственности:

   1) материальные, характеризующие финансовую ответствен­ность в качестве охранительного финансового правоотношения. Материальные признаки финансовой ответственности включа­ют два аспекта:

  = установление составов финансовых правонарушений и санкций за их совершение финансовым законодательством. Так, согласно ст. 2 НК РФ правовой базой налоговой ответственно­сти служит законодательство о налогах и сборах, регулирующее властные отношения, возникающие в процессе привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

   Финансовая ответственность соответствует общеправовым принципам юридической ответственности и принципам финансо­вого права. Основанием применения финансовой ответственности является виновное совершение финансового правонарушения. Финансовая ответственность может быть исполнена правонару­шителем в добровольном порядке, поэтому она не всегда связана с порицанием. Привлечение к финансовой ответственности не исключает возможности применения иных мер государственного принуждения за нарушения финансового законодательства;

  = определение вида и меры государственно-властного при­нуждения через охранительное финансовое правоотношение. Санкции за нарушения финансового законодательства диффе­ренцированы, носят имущественный характер, выражаются в денежной форме и взыскиваются уполномоченными органами;

   2) процессуальные, характеризующие механизм реализации ма­териального охранительного финансового правоотношения по­средством производства по делу о финансовом правонаруше­нии, осуществляемого компетентным органом согласно поло­жениям финансового законодательства. Финансово-правовая ответственность реализуется в особой процессуальной форме, отличающейся от порядка применения иных видов юридичес­кой ответственности, и состоит из стадий производства по де­лам о финансовых правонарушениях. Процессуальный порядок привлечения к финансовой ответственности в части, составля­ющей предмет финансового права, реализуется финансово-кон­трольными, налоговыми органами государственных внебюджет­ных фондов, таможенными органами и др.;

   3) функциональные, отражающие целенаправленность существо­вания и применения финансовой ответственности. Цели фи­нансовой ответственности выражаются в восстановлении нару­шенных имущественных интересов государства, а также в нака­зании виновного, предотвращении совершения им новых финансовых правонарушений.

   Финансовая ответственность является само­стоятельной мерой защиты государственного финансового су­веренитета, имеет собственную правовую природу и занимает строго отведенное место в финансовых правоотношениях. На­званные признаки позволяют отличать финансово-правовую ответственность от иных мер государственного принуждения: мер безопасности, предупреждения, пресечения, защиты и т. д.

   Наделение государства правом принуждать к несению фи­нансовой ответственности не означает вседозволенности. Обе стороны охранительного правоотношения могут действовать только в границах финансового законодательства, а реализация финансовой ответственности возможна исключительно на ос­нове норм финансового права, устанавливающих ответствен­ность за конкретно-определенное правонарушение.

 

Вопрос 2. Содержание и функции финансовой ответственности

Элементы финансово-правовой ответственности 

   Состав правоотношения финансовой ответственности пред­ставляет сложное социально-правовое явление, складывающее­ся из совокупности следующих элементов: субъекты (участни­ки), права и обязанности субъектов (участников), их действия (поведение), объект правоотношения.

   Субъекты финансовой ответственности. В правоотношении, складывающемся относительно финан­совой ответственности, принимают участие как минимум две стороны: государство в лице компетентного органа, указанного в финансовом законодательстве, и правонарушитель. Между этими субъектами складываются охранительные финансовые правоотношения, в которых государство выступает в качестве управомоченной стороны, а правонарушитель — обязанной. Субъектом материального правоотношения финансовой ответственности является государство в целом, а не финансово-уполномоченные органы. Права и обязанности правонарушителя неразрывны и составляют правоотношения финансовой ответственности.

   Право государства применять к нарушителю финансового законодательства меры государственно-правового принуждения (в том числе финансово-правовой ответственности) пред­полагает возникновение у правонарушителя обязанности пре­терпевать эти меры. Применение мер финансовой ответствен­ности является одновременно правом и обязанностью государ­ства, поскольку даже в тех случаях, когда правонарушитель добровольно прекращает совершение финансового правонару­шения, государство не утрачивает права на применение соот­ветствующих мер финансовой ответственности. Например, доб­ровольная постановка на учет в налоговом органе после истече­ния установленного срока не исключает состава налогового правонарушения, предусмотренного ст. 117 НК РФ, и не осво­бождает налогоплательщика от предусмотренных мер финансо­во-правовой ответственности.

   Охранительные финансовые правоотношения имеют юриди­ческое и фактическое содержание. Юридическое содержание заключается в возможности совершения определенных действий со стороны государства в качестве управомоченного лица и не­обходимости определенных действий нарушителя финансового законодательства. Фактическое содержание составляют сами действия участников охранительного правоотношения, направ­ленные на реализацию предоставленных прав и возложенных обязанностей.

   Объектом правоотношения финансовой ответственности яв­ляется правовой статус нарушителя финансового законодатель­ства. Возложение дополнительных лишений и ограничений имущественного характера, определенных мерой финансовой ответственности, приводит к изменению финансово-правового статуса правонарушителя.

   Финансовая ответственность существует в рамках охранительного финансово-правового института, регу­лирующего общественные отношения финансовой сферы по­средством введения запретов и установления мер государствен­ного принуждения за их несоблюдение.

   Охранительные правоотношения по своему составу и объему шире финансовой ответственности. Финансо­вая ответственность характеризует содержание правоохрани­тельных отношений с позиций правового статуса правонарушителя, его дополнительных имущественных обязан­ностей, возникших в результате совершенного финансового правонарушения. Вместе с тем финансовая ответственность может быть реализована только в рамках охранительных право­отношений.

   Самостоятельный характер финансово-правовой ответствен­ности также проявляется в наличии особого процессуального порядка ее применения. Процессуальный порядок реализации финансово-правовой ответственности осуществляется посред­ством выделения ее стадий, что одновременно позволяет рас­смотреть содержание охранительного финансового правоотно­шения в качестве динамичной системы.

   Процессуальная форма финансовой ответственности как ох­ранительного правоотношения имеет три стадии:

  1) возникнове­ние финансовой ответственности;

  2) конкретизация финансовой ответственности посредством доказывания наличия элементов состава финансового правонарушения;

  3) реализация финансовой ответственности.

   Особенностью процессуальной формы финансовой ответствен­ности выступает обязательный для государственного органа досудебный по­рядок разрешения отдельных категорий финансово-правовых споров. До обращения в суд за защитой нарушенных финансовых прав государства финансово-контрольный орган выносит правонарушителю предписание об устранении выяв­ленных недостатков, приостанавливает финансирование в слу­чае нецелевого использования бюджетных средств и т. д. Отно­сительно налоговых органов НК РФ прямо предусмотрена обя­занность предложить правонарушителю добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. В случае отказа налогоплательщика добровольно уплатить сумму налоговой сан­кции или пропуска срока уплаты налоговый орган обращается в суд с исковым заявлением о принудительном взыскании нало­говой санкции.

   Наличие досудебного порядка рассмотрения дела о финан­совом правонарушении вносит в механизм охранительного фи­нансового правоотношения два вида процессуальных отношений: финансовые и гражданские (или арбитражные).

   Первона­чально реализация материального охранительного финансового правоотношения осуществляется в рамках финансового (нало­гового, бюджетного и т. д.) процесса, позволяющего обнаружить факт совершения финансового правонарушения и осуществить производство по делу о финансовом правонарушении.

   Если правонарушитель добровольно не исполняет требование финан­сово-контрольного органа, то привлечение к финансовой от­ветственности осуществляется в рамках искового производства согласно правилам гражданского или арбитражного процесса. Например, согласно ст. 104 НК РФ до обращения в суд налого­вый орган обязан предложить налогоплательщику добровольно уплатить причитающуюся сумму налоговой санкции.

   Элементы механизма финансовой ответственности могут входить в предмет финансового права, а могут являться сферами регулирования иных отраслей российского права. Непосредственно к регулируемым финансовым правом относятся те охранительные отношения, которые складываются между государством и нарушителем финансовой дисциплины относительно возложения на виновного субъекта дополнитель­ной обязанности имущественного характера в соответствии с санкцией, установленной финансовым законодательством. От­ношения, возникающие в процессе судебного рассмотрения иска финансово-контрольного органа о взыскании с правонару­шителя финансовой санкции, образуют предметы гражданско-процессуального или арбитражно-процессуального права.

   Охранительные финансовые правоотношения возникают на основе юридических фактов в виде нарушений финансового законодательства, поэтому негативная финансовая ответствен­ность имеет три основания:

  1) формальное (нормативное), выра­жающееся в наличии системы норм финансового законодатель­ства, устанавливающих составы финансовых правонарушений, права и обязанности участников охранительного финансового правоотношения, регулирующих ответственность за нарушение финансово-правовых норм, принципы, порядок и процессуаль­ную форму привлечения к финансовой ответственности;

  2) фак­тическое, означающее совершение субъектом финансового пра­ва противоправного деяния, нарушающего нормы финансового законодательства;

  3) процессуальное, заключающееся в вынесе­нии уполномоченным органом (налоговыми органами, органа­ми государственных внебюджетных фондов, таможенными орга­нами и др.) решения о наложении санкции за совершение фи­нансового правонарушения.

   Наступление негативной финансовой ответственности воз­можно только при наличии всех перечисленных оснований и в строго определенной последовательности: норма права — фи­нансовое правонарушение — применение санкции.

Цели и функции финансовой ответственности

   Финансовая ответственность выполняет определенные цели, которые прямо в финансовом законодательстве не указаны, но выводятся из целей и задач внутриотраслевых нормативных правовых актов. В частности, в преамбуле БК РФ определено, что БК РФ служит целям финансового регулирования, устанав­ливает общие принципы бюджетного законодательства РФ, ос­нования и виды ответственности за нарушение бюджетного за­конодательства РФ. Нормативным порядком определены основ­ные начала законодательства о налогах и сборах (ст. 3 НК РФ), посредством решения которых достигаются цели налоговой от­ветственности. Предостерегая субъектов финансового права от совершения противоправных деяний в финансовой сфере, фи­нансовая ответственность преследует две цели:

  = охранительную, посредством которой ограждает общество от нежелательных ситуаций, связанных с нарушением имущественных интересов государства;

   = стимулирующую, посредством которой поощряет правомерное поведение субъектов финансового права.

   Цели финансовой ответственности реализуются в функциях, которые отражают предназначение этого охранительного инсти­тута, тесно связаны с применением финансово-правовых санкций и имеют социальные последствия. Следовательно, в меха­низме правового регулирования финансовых отношений фи­нансово-правовая ответственность выполняет юридическую и социальную функции.

   Юридическая функция проявляется в двух аспектах: правовосстановительном (компенсационном) и штрафном (каратель­ном).

   А. Правовосстановителъный аспект финансовой ответствен­ности обусловлен имущественными отношениями между пуб­личным и частным субъектами, объектами которых выступают налоги, обязательные сборы, страховые взносы, бюджетные де­нежные средства, кредитные ресурсы, валюта и валютные цен­ности и т. д. Наличие финансовой ответственности субъектов за нарушение своих обязанностей по формированию публичных денежных фондов и (или) их правомерному использованию преследует цель восстановить имущественные интересы госу­дарства, компенсировать казне причиненные убытки. Разрешая финансово-правовой конфликт, государству важнее восстано­вить свои финансовые интересы, чем возложить на правонару­шителя ограничительные меры неимущественного характера (лишение свободы, запрет на занятие должности и т. д.).

  Б. Штрафной аспект финансовой ответственности заключа­ется в неблагоприятных имущественных лишениях, претерпева­емых нарушителем финансового законодательства. Посредством реализации штрафной функции создается режим правового уро­на, заключающийся в применении санкции к субъекту финан­сового правонарушения.

   Социальная функция финансовой ответственности выражает­ся в осуществлении общего предупреждения финансовых пра­вонарушений посредством побуждения субъектов финансового права к соблюдению норм финансового законодательства. Она реализуется посредством общей и частной превенции соверше­ния финансовых правонарушений.

   Общая превенция преследует цель предотвращения совер­шения финансовых правонарушений всеми субъектами финан­сового права.

Частная превенция направлена на индивидуально-опреде­ленного субъекта и проявляется в создании со стороны государ­ства правового механизма предотвращения совершения новых финансовых правонарушений. Например, в налоговом праве способом реализации частной превенции является угроза уве­личения санкции на 100 процентов в случае совершения лицом аналогичного налогового правонарушения (п. 4 ст. 114 НК РФ).

   Главное предназначение функций финансовой ответствен­ности заключается в обеспечении нормального действия меха­низма финансово-правового регулирования.

   Таким образом, финансовая ответственность представляет собой обязанность лица, виновного в совершении финансового пра­вонарушения, претерпевать меры государственно-властного при­нуждения, предусмотренные санкциями финансового законода­тельства, состоящие в возложении дополнительных юридических обязанностей имущественного характера и применяемые компе­тентными органами в установленном процессуальном порядке.

 

Вопрос 3. Виды ответственности за нарушение финансового законодательства

    За совершенные в финансовой сфере противоправные дея­ния может наступить уголовная, административная, налоговая, гражданско-правовая, материальная и дисциплинарная ответст­венность. Причем для физического лица возможно наступление всех перечисленных видов ответственности, а для юридического — только административная (частично), гражданская и материаль­ная (например, за вред, причиненный экологическим правона­рушением).

   Уголовная ответственность — это вид юридической ответст­венности, заключающийся в ограничении прав и свобод лиц, ви­новных в совершении преступления, предусмотренного Уголов­ным кодексом РФ. При этом лицо подлежит уголовной ответст­венности (ст. 5 УК РФ) только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные по­следствия, в отношении которых установлена его вина. Кроме того, уголовной ответственности подлежит только вменяемое фи­зическое лицо, достигшее возраста, установленного УК РФ.

Уголовная ответственность начинается с момента вступления в силу обвинительного приговора, а полностью реализуется в отбытии наказания, назначенного судом. Основанием к наступ­лению уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмот­ренного УК РФ (ст. 8 УК РФ).

   Административная ответственность — это вид юридической ответственности граждан, должностных лиц, юридических лиц за совершенное административное правонарушение. Порядок и основания привлечения к административной ответственности регулируются Кодексом административных правонарушений (КоАП) и другими правовыми актами.

   Административным правонарушением (проступком) призна­ется посягающее на государственный или общественный поря­док, социалистическую собственность, права и свободы граж­дан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо без­действие, за которое законодательством предусмотрена админи­стративная ответственность (ст. 10 КоАП). При этом админист­ративная ответственность за правонарушения, предусмотренные КоАП, наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательст­вом уголовной ответственности.

   Административная ответственность за административные пра­вонарушения, совершенные на территории Российской Федера­ции, несут на общих основаниях иностранные граждане и лица без гражданства, если они не пользуются иммунитетом от адми­нистративной юрисдикции РФ.

   За некоторые административные правонарушения, например связанные с несоблюдением установленных правил в сфере ох­раны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения, обеспечение выполне­ния которых входит в их служебные обязанности, администра­тивной ответственности подлежат только должностные лица. К должностным лицам могут быть применены только два вида ад­министративной ответственности: предупреждение и штраф.

   За нарушение правил охраны природы, экологии, санитарии, пожарной безопасности, налогового законодательства в ряде федеральных законов РФ предусмотрена административная ответ­ственность для юридических лиц.

   Налоговая ответственность — это вид юридической ответст­венности физических и юридических лиц за налоговые правона­рушения.

   Налоговое правонарушение — это виновно совершенное про­тивоправное (в нарушение законодательства о налогах сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налого­вого агента и их представителей, за которое установлена ответст­венность Налоговым кодексом РФ (ч. 1). Иными словами, нало­говое правонарушение — это противоправное деяние, т. е. деяние, нарушающее нормы налогового законодательства, причем деяние виновное (сознательное) и заслуживающее наказания.

   Налоговая ответственность физического лица, предусмот­ренная Налоговым кодексом РФ, наступает только в том случае, если совершенное им деяние не содержит признаков состава преступления по уголовному законодательству РФ. Физическое лицо может быть привлече­но к налоговой ответственности с 16-летнего возраста. Привлечение организации к налоговой ответственности за совершение нало­гового правонарушения не освобождает должностных лиц этих организаций (при наличии соответствующих оснований) от ад­министративной, уголовной или иной ответственности, преду­смотренной законами Российской Федерации (ст. 108 Налого­вого кодекса РФ, ч. 1).

   Налоговая ответственность распространяется на всех налого­плательщиков, независимо от форм собственности, организаци­онно-правовых форм, ведомственной принадлежности и т.п. К налоговой ответственности не могут привлекаться филиалы, представительства и другие обособленные подразделения орга­низаций, так как они не являются самостоятельными участни­ками налоговых правоотношений (налогоплательщиками, на­логовыми агентами и т.п.).

   Налоговая ответственность состоит в применении к наруши­телю специальных финансовых санкций — денежных штрафов. В связи с этим налоговая ответственность носит исключительно имущественный характер.

   Гражданско-правовая ответственность — это система мер имущественного характера, принудительно применяемых к на­рушителям гражданских прав и обязанностей с целью восстано­вить положение, существовавшее до правонарушения. Система мер гражданско-правовой ответственности включает два вида — возмещение убытков (компенсация морального вреда) и санк­ции. По признаку основания применения тех или иных мер гражданско-правовую ответственность подразделяют на дого­ворную и внедоговорную (ответственность за причинение вреда и неосновательное обогащение).

   В гражданско-правовой ответственности противоправным яв­ляется деяние, нарушающее императивные нормы гражданского права либо противоречащее общим началам и смыслу граждан­ского законодательства и нарушающее права и охраняемые законом интересы третьего лица. Например, в экологической сфе­ре гражданско-правовая ответственность выражается в основном в возложении на правонарушителя обязанности возместить по­терпевшей стороне имущественный или моральный вред, поне­сенный в результате нарушения правовых экологических требо­ваний.

   Особой мерой гражданско-правовой ответственности является ответственность за неисполнение денежного обязательства, пре­дусмотренная ст. 395 Гражданского кодекса РФ. Данная ответст­венность состоит в обязанности должника, нарушившего денеж­ное обязательство, уплатить проценты на его сумму за время, прошедшее от нарушения до даты его фактического исполнения. Проценты являются мерой гражданско-правовой ответственно­сти, а взыскание процентов носит зачетный характер, т. е. убытки возмещаются в доле, превышающей сумму процентов.

   Одним из видов гражданско-правовой ответственности явля­ется субсидиарная ответственность, предполагающая дополни­тельную ответственность лиц, которые наряду с должником от­вечают перед кредитором за надлежащее исполнение обязатель­ства в случаях, предусмотренных законом или договором.

   Материальная ответственность — это обязанность работни­ка возместить в установленном порядке и в определенных раз­мерах имущественный ущерб, причиненный по его вине пред­приятию (организации) в результате ненадлежащего исполнения им своих трудовых обязанностей. Вопросы материальной ответ­ственности регулируются Кодексом законов о труде РФ и рядом других нормативных актов.

   Материальная ответственность за ущерб, причиненный пред­приятию, учреждению, организации при исполнении трудовых обязанностей, возлагается на работника при условии, если ущерб причинен по его вине. Эта ответственность, как правило, ограничивается его средним месячным заработком. При опреде­лении ущерба учитывается только прямой ущерб, неполученные доходы не учитываются.

   Коллективная (бригадная) материальная ответственность вво­дится при совместном выполнении работ, когда невозможно разграничить материальную ответственность каждого письмен­ного договора между предприятием, учреждением, организацией и всеми членами коллектива (бригады).

   В экологической сфере, например, материальную ответст­венность несут должностные лица и другие работники, по вине которых предприятие понесло расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением.

   Дисциплинарная ответственность — это санкция, которая применяется администрацией предприятия, учреждения, орга­низации к работнику в виде дисциплинарного взыскания за дисциплинарный проступок.

   Под дисциплинарным проступком понимается противоправ­ное виновное невыполнение или ненадлежащее выполнение ра­ботником своих трудовых обязанностей.

   Дисциплинарная ответственность существует в двух видах:

  — общая, предусмотренная КЗоТ;

  — специальная, возлагающаяся на работников в соответствии с уставами и положениями о дисциплине.

  На государственных служащих может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии. По специальным положениям несут дисциплинар­ную ответственность судьи, прокуроры, следователи.

   При наложении дисциплинарного взыскания должны учиты­ваться тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая работа и поведение ра­ботника.

   В экологической области, например, дисциплинарная ответ­ственность носит перспективный, превентивный характер, обла­дает свойствами быстроты и оперативности наложения, просто­ты исполнения, легко доходит до сознания и воздействует на волю участников общественных отношений. Дисциплинарная ответственность в сфере экологии выражается в том, что адми­нистрация предприятия (организации) или вышестоящая орга­низация налагают на виновного работника дисциплинарное взыскание за невыполнение им обязанностей по службе или договору, связанных с охраной окружающей среды.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!