ГЛАВНАЯ » УЧЁБА и ОБРАЗОВАНИЕ » УЧЕБНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » ФИНАНСОВОЕ ПРАВО » ЛЕКЦИИ ПО ФИНАНСОВОМУ ПРАВУ » Тема № 9: «Финансово-правовой конфликт и правонарушение»

Тема № 9: «Финансово-правовой конфликт и правонарушение»

 «Финансово-правовой конфликт и правонарушение»

Вопрос 1. Финансово-правовой конфликт

Природа и понятие финансово-правового конфликта

   Финансовое право, подобно любой правовой общности, представляет собой совокупность взаимосвязанных правовых норм, закрепляющих и регулирующих особый круг обществен­ных отношений. Отношения и общественные связи, возникаю­щие между частными и публичными субъектами в процессе финансовой деятельности государства и местного самоуправле­ния, носят многоаспектный характер и по своему социальному, политическому и правовому содержанию изна­чально конфликтны.

   Правовая конфликтология — явление относительно новое в российской юридической науке. Вместе с тем правопримени­тельная деятельность свидетельствует о высокой степени акту­альности разработки и легализации многих основополагающих категорий юридического конфликта, отграничении его от смеж­ных правовых категорий. Ежедневная необходимость преодоле­ния юридических конфликтов в сфере финансовой деятельности обусловила их изучение и правовую регламентацию.

   Финансово-правовые конфликты являются отрицательным последствием существующих противоречий. По мнению неко­торых ученых, «юридические противоречия выражаются в раз­ном правопонимании, в столкновении правовых актов, в непра­вомерных действиях государственных, межгосударственных и общественных структур, в притязаниях и действиях по измене­нию существующего правопорядка».

   Противоречия в финансовой сфере имеют потенциальный характер, но не всегда влекут возникновение конфликтных си­туаций.

   Юридический конфликт в сфере финансовых отношений может возникать при наличии двух условий: неже­лании одной стороны следовать правовым предписаниям и не­согласии другой стороны с правовым нигилизмом контрагента.

   Финансово-правовой конфликт — это противоборство субъек­тов финансовых правоотношений, возникающее при осуществле­нии финансовой деятельности государства или муниципальных об­разований.

   Юридический конфликт можно рассматривать как конфликтное финансовое правоотношение, участники которого имеют разные интересы и находятся в состоянии противоборства относительно их реализации.

   Многие финансово-правовые конфликты носят системный характер и обусловлены реализацией конституционных прин­ципов формирования демократического правового социального государства.

   По своей сущности финансово-правовой конфликт имеет юридические свойства, поэтому финансовое законодательство должно предусматривать наличие юридических процедур его завершения (преодоления, разрешения). Юридическое вмеша­тельство в финансовые конфликты необходимо и в силу специ­фики имущественной сферы их возникновения, сочетающей и отражающей публичные и частные интересы.

   Реализация финансово-правовых норм сопровождается ог­ромным количеством юридических конфликтов, вызванных различными причинами. Урегулировать разногла­сия или максимально нейтрализовать их негативные последствия возможно посредством использования механизма разре­шения юридических конфликтов.

   Механизм разрешения финансово-правовых конфликтов — это система взаимосогласованных правовых процедур (средств, спосо­бов), позволяющая выявить причины конфликта, осуществить его формализацию и идентификацию, принять адекватные меры по разрешению и последующему предотвращению противоборства субъектов финансового права.

   Сферой возникновения финансово-правовых конфликтов являются общественные отношения, складывающиеся в про­цессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Результатом возникшего противоборства сторон становится конфликтное финансовое правоотношение, отли­чающееся от позитивного финансового правоотношения проти­воречивыми интересами сторон. Однако наличие противопо­ложных интересов у субъектов финансовых правоотношений еще не означает их перерастания в юридический конфликт. Финансово-правовой конфликт будет иметь место при осуществлении обеими сторонами «разновекторных» деяний (действий или бездей­ствия).

   Объективная сторона финансово-правового конфликта вы­ражается в форме действий или бездействия, основным моти­вом совершения которых выступает нежелание соблюдать права и интересы противоположного субъекта. Осно­вой применения правовых процедур, направленных на разре­шение финансово-правового конфликта, будет выступать слож­ный юридический состав — совокупность юридических фактов в виде действий сторон конфликтных финансовых правоотно­шений или неправомерного бездействия одной из сторон.

   Механизм правового регулирования юридического конфликта не является ста­тическим и состоит из определенных элементов. Важнейшим элементом выступают процедуры разрешения финансово-правовых конфликтов, сопровождающие завершающую стадию противоборства и отражающие эф­фективность влияния права на общественные отношения в фи­нансовой сфере. Наличие юридических процедур должно быть одним из основных элементов правового режима финансово-правового конфликта, поскольку без их наличия большинство финансовых правоотношений не будут иметь гарантии осуще­ствления, а возникшие финансово-правовые споры не получат механизма правовой реализации.

Виды финансово-правовых конфликтов

  Противоположность имущественных интересов субъектов финансового права, их дифференцированное отношение к пуб­личной финансовой деятельности, видовое и количественное многообразие объектов финансово-правового регулирования придают финансово-правовым конфликтам различные характер и мотивацию.

   Классификация финансово-правовых конфликтов возможна по различным основаниям:

  1) по видам субъектов — конфликт между территориальными, коллективными или частными (ин­дивидуальными) субъектами финансовых правоотношений.

   Межсубъектные финансово-правовые конфликты остро прояв­ляются в бюджетных отношениях, отношениях в процессе осу­ществления финансового контроля, валютного регулирования и др.;

  2) по видам общественных отношений  — конфликт в сфере налоговых, бюджетных, де­нежно-кредитных, валютных и иных отношений.

Способы и средства разрешения финансово-правовых конфликтов

   Соответственно имеющимся особенностям каждый вид финан­сово-правового конфликта требует адекватного механизма право­вого регулирования, неотъемлемым элементом которого выступа­ют особые правовые средства (процедуры) его разрешения.

   Общей теорией права на основе достижений социологических наук выработаны два способа разрешения юридических конфлик­тов:

  1) самими участниками

  2) посредством вмешательства третьей стороны.

   В каче­стве процедур преодоления противоборства сторон различные отрасли права используют неформальные средства (переговоры, посредничество, обращение к арбитру) и юридические средства (использование ветвями власти механизма сдержек и противо­весов, согласительные процедуры, судебное рассмотрение).

   Механизм разрешения финансово-правовых конфликтов имеет определенные особенности, отражающие приоритет властного правового воздействия на финансовые отношения и их публичный характер.

   В современных условиях финансовой деятельности государ­ства и муниципальных образований наибольшее значение име­ют юридические средства разрешения финансово-правовых конфликтов. Финансовое право, как и любая другая отрасль права, имеет конституционные основы, поэтому разрешение финансо­во-правовых конфликтов осуществляется на основе конститу­ционно предусмотренных процедур, особенности и порядок применения которых уточняются финансовым законода­тельством.

   Процедура разрешения финансово-правового конфликта — это нормативно установленный порядок последовательно совершаемых действий уполномоченных субъектов финансового права в целях прекращения конфликтного финансового правоотношения.

   Процедуры разрешения финансово-правовых конфликтов между публичными субъектами имеют следующие особенности:

  = обусловленность финансовой деятельности государственно-политическим устройством;

  = конституционные основы установ­ления в виде норм прямого действия или норм-принципов, получающих развитие в отраслевом финансовом законодатель­стве;

  = целевая установка, направленная на досу­дебное урегулирование конфликта;

  = взаимодополняемость юри­дических процедур, наличие у публичных субъектов права вы­бора способа и последовательности разрешения возникшего разногласия.

   Правовые средства, используемые в механизме регулирова­ния юридических конфликтов, выполняют различные функции, отражающие динамику противоборства сторон. Функциональ­ные особенности позволяют разграничить такие процедуры на:

  а) оказывающие позитивное регулирование (направленные на со­здание и поддержание с помощью правовых норм оптимально­го сочетания, гармонизации противоречивых сторон конфлик­та);

  б) направленные на постепенное преодоление различий между сторонами конфликта (установление поощрительных, обязы­вающих норм и т. д.);

  в) устанавливающие правовой режим запрета на конфликты, проявляющиеся в антиобщественных дей­ствиях.

     Поскольку обязательным участником финансовых правоот­ношений, а следовательно, и стороной финансово-правового конфликта выступает государство или муниципальное образо­вание, то одной из атрибутивных процедур разрешения конф­ликтных ситуаций является механизм сдержек и противовесов, предусматривающий возможность предотвращения и разреше­ния конфликтных ситуаций между ветвями власти. В механизме разрешения финансово-правовых конфликтов этот способ наи­более применим к бюджетным правоотношениям, так как их участниками выступают представительная и исполнительная ветви государственной власти всех уровней, органы местного самоуправления, а также судебная система.

   Механизм сдержек и противовесов используется и для разре­шения бюджетно-правовых конфликтов, возникших между Президентом РФ и парламентом (согласно ст. 210 БК РФ Пре­зидент РФ имеет право отклонить федеральный закон о феде­ральном бюджете, принятый Федеральным Собранием РФ).

   БК РФ дважды использует возможность разрешения финансовых конфликтов с привлечением всех ветвей власти. На стадии рассмотрения и утверждения феде­рального бюджета возможно разногласие парламента, Консти­туционного Суда РФ или иных органов федеральной судебной системы с Правительством РФ (Министерством финансов РФ) по поводу составления последним смет расходов (ведомствен­ных бюджетов) соответствующих органов.

   Другим юридическим средством разрешения финансово-правовых конфликтов выступают согласительные процедуры. Использование этих процедур для разрешения противоречий между публичными субъектами предусмотрено ст. 85 Конститу­ции РФ, которая предоставляет право Президенту РФ приме­нять согласительные процедуры для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и орга­нами государственной власти субъектов РФ, а также между орга­нами государственной власти субъектов РФ. Часть 4 ст. 105 Конституции РФ предусматривает возможность использования согласительной процедуры для преодоления разногласий между Советом Федерации и Государственной Думой, возникших в случае отклонения федерального закона Советом Федерации.

   Наибольшее распростране­ние согласительные процедуры получили в налоговых и бюд­жетных правоотношениях как изначально противоречивых по своей социально-политической сущности и требующих гибко­го правового регулирования, направленного  на предотвращение финансово-правового спора и гармонизацию несовпадающих субъективных инте­ресов.

   При разрешении конфликтных финансовых правоотноше­ний каждая юридическая процедура может применяться в сочетании с другой или самосто­ятельно в каче­стве альтернативного или последующего правового средства. Конституционное происхождение механизма сдержек и про­тивовесов, согласительных процедур придает им уни­версальный характер, делает применимыми для разреше­ния конфликтных публичных правоотношений любой сферы.

   Финансово-правовой конфликт не всегда разрешается на основе фи­нансово-правовых процессуальных норм и иногда это происходит с использованием гражданского или уголовного процесса. При этом финансово-правовой конфликт, объектом которого явля­ются коллизии норм конституционного и финансового права, может быть разрешен только в порядке консти­туционного судопроизводства, осуществляемого Конституцион­ным Судом РФ.

   Системные связи финансово-правовых конфликтов оказы­вают и обратное влияние на обусловливающие их противоре­чия. Например, обеспечение принципа равенства в позитивных бюджетно-финансовых отношениях имеет важное значение в механизме регулирования федеративных отношений.

 

Вопрос 2. Понятие финансового правонарушения

Понятие и признаки финансового правонарушения

   По своей юридической природе финансовое правонарушение является разновидностью правового правонарушения, в связи с чем его характеристики имеют общие для всех правонарушений и особенные черты, свойственные финансово-правовым отношениям.

Финансовое зако­нодательство не содержит единого комплексного понятия финансового правонарушения, но закрепляет определения его раз­новидностей — налогового правонарушения и нарушения бюд­жетного законодательства.

Согласно ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением призна­ется виновно совершенное противоправное (в нарушение зако­нодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездей­ствие) налогоплательщика, налогового агента и их представите­лей, за которое НК РФ установлена ответственность. Статья 281 БК РФ относит к нарушениям бюджетного законодательства неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного БК РФ порядка составления и рассмотрения проектов бюдже­тов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за испол­нением бюджетов всех уровней бюджетной системы Российс­кой Федерации, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения.

   Финансовое правонарушение является юридическим фактом, на основании которого возникает правоотношение юридической ответственности.

   Финансовое правонарушение — это виновно совершенное дея­ние, нарушающее нормы финансового права, за которое законода­тельством установлена финансово-правовая ответственность.

   Определение финансового правонарушения является обобщающей (собирательной) категорией, отражаю­щей совокупность юридических признаков внутриотраслевых правонарушений.

  Финансовое правонарушение характе­ризуется следующими признаками: противоп­равность, антиобщественность, виновность, наказуемость.

   Противоправность является юридической формой (выражением) материальной характеристики обще­ственного свойства финансового правонарушения. Материей является в данном случае нормы финансового права.

   Противоправность как признак финансового правонаруше­ния означает, что действие или бездействие лица, становится финансовым правонарушением, когда нарушаются нормы финан­сового права. В ряде случаев финансовое правонарушение явля­ется одновременно и административным. Например, в соответст­вии со ст. 290, 291 и 305 Бюджетного кодекса РФ наступает от­ветственность, которая по своей природе носит характер админи­стративно-финансовой. Поэтому противоправность в дан­ном случае состоит в нарушении нормы финансового права, кото­рая одновременно является и нормой административного права.

   Виновность как признак финансового правонарушения оз­начает, что деяние, составляющее правонарушение, совершено умышленно или по неосторожности. На виновность как признак финансового правонарушения прямо указано в ст. 106 НК РФ, определяющей, что налоговым правонарушением признается ви­новно совершенное противоправное деяние, а в ст. 110 НК РФ ус­танавливается, что «виновным в совершении налогового правона­рушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности».

   Многие финансовые правонарушения совершаются в форме прямого умысла, однако латентный (скрытый) характер финансовых правонарушений, а также несовершенство законодательного оформления процессуальной формы привлечения к финансо­вой ответственности не позволяют правоохранительным орга­нам доказать умысел и правильно квалифицировать действия правонарушителя;

   Антиобщественный характер финансового правонарушения проявляется в том, его совершение причиняет вред государству, обществу и каждому гражданину.

   Наказуемость характеризуется тем, что за финансовое правонарушение законодательством предусмотрена правовая ответственность. Наказуемость является формальным при­знаком финансового правонарушения, поскольку финансовым правонарушением признается совершенное противоправное де­яние субъектов финансового права, ответственность за которое предусмотрена финансовым законодательством. Установ­ление ответственности за финансовые правонарушения только федеральным финансовым законодательством является импера­тивной нормой и, таким образом, никакие иные нормативные правовые акты не могут содержать положений, относящихся к финансовой ответственности. Определение уполномоченными органами в поведении лица, привлекаемого к финансовой ответственности, всех юридичес­ких признаков противоправного деяния дает основания для квалификации совершенного им действия или бездействия в качестве финансового правонарушения и применения соответ­ствующих мер воздействия.

Элементы финансового правонарушения

   Привлечение субъекта к финансово-правовой ответственности возможно при наличии совокупности объективных и субъективных признаков,- состава финансового правонаруше­ния. Состав финансового правонарушения — это установленная в праве совокупность признаков, при наличии которых деяние является финансовым правонарушением.

   К элементам состава правонарушения относятся:

а) объект правонарушения;

б) субъ­ект правонарушения;

в) объективная сторона правонарушения;

г) субъективная сторона правонарушения.

   Объект финансового правонарушения — отношения, на которые направлено противоправное и общественно вредное пове­дение субъекта правонарушения.

   В теории права выделяются: общий, видовой и непосредственный объект финансового правонаруше­ния.

   Объектом правонарушения является то, на что оно посягает, чему причиняет или может причинить какой-либо вред. Финансовые правонарушения характеризуются общнос­тью объекта посягательств — это финансовая компетенция го­сударства и его законные интересы в имущественных (финансо­вых) отношениях, охраняемые финансовым законодательством.

  Общим объектом финансовых правонарушений могут быть как материальные, так и процессуальные права государства.

   Общий объект финансового правонарушения - установлен­ный государством и муниципальными образованиями порядок об­разования, распределения и использования государственных и му­ниципальных фондов денежных средств, охраняемый мерами фи­нансово-правовой ответственности. Это следует из того, что финансовое правонарушение является нарушением нормы фи­нансового права, регулирующего отношения по поводу образова­ния, распределения и использования государственных и муници­пальных фондов денежных средств.

   Видовой объект финансового пра­вонарушения - относительно обособленная группа пра­вил в сфере финансовой деятельности государства и муниципаль­ных образований, за нарушение которых предусмотрена относи­тельно специфическая система мер финансово-правовой ответст­венности. Специфи­ка в объекте посягательств свойственна всем видам финансовых правонарушений — налоговым, бюджетным, валютным, банков­ским, страховым, расчетным и т.д. Различают видовые объ­екты: правила исчисления и уплаты налогов и сборов, правила использования и возврата бюджетных кредитов, правила ведения кассовых операций, правила уплаты таможенных платежей и др.

   Не­посредственным объектом финансового правоотношения явля­ются конкретные отношения, правила, которые нарушаются субъектом и которые охраняются нормами финансового права и обеспечиваются финансовой ответ­ственностью: правила постановки на учет в на­логовом органе (ст. 116, 117 НК РФ); правила учета доходов, рас­ходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ); правила пред­ставления и составления налоговой декларации (ст. 119, 121 НК РФ); правила исчисления налога; удержания и перечисление на­логов налоговым агентом (ст. 122, 123 НК РФ); требование целе­вого использования бюджетных средств и др.

   Несмотря на наличие у финансового правонару­шения собственного объекта, очерченного рамками финансового права, в ряде случаев этот же объект является и объектом адми­нистративного правонарушения. Например, в соответствии со ст. 290, 291, 305 БК РФ за правонарушение в сфере государственных финансов наступает одновременно административная и финансо­вая ответственность. Соответственно, такое правонарушение яв­ляется сложным, т.е. административно-финансовым, имеющим сложный объект.

   Субъектами финансового правонарушения являются индиви­дуальные и коллективные лица.

    К индивидуальным относятся физи­ческие лица, выступающие в качестве налогоплательщиков (пла­тельщиков сборов), налоговых агентов, свидетелей, экспертов, переводчиков, специалистов, а также физические лица, обязан­ные соблюдать условия работы с денежной наличностью.

  К кол­лективным субъектам относятся организации, выступающие в ка­честве налогоплательщиков (плательщиков сборов), налоговых агентов, а также получателей бюджетных средств на возвратной и безвозвратной основах и призванные соблюдать условия работы с денежной наличностью и порядок ведения кассовых операций. Такой вывод следует из ст. 107 НК РФ, устанавливающей, что «ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица...», из ст. 124 ТК РФ, а федеральные законы о федеральном бюджете на 1997, 1998 гг. устанавливали ответственность предприятий и организаций за не­целевое использование средств федерального бюджета; за несвое­временный возврат средств федерального бюджета, предоставлен­ных на возвратной основе.

   Физические лица могут быть привлечены к ответственности за нарушения финансового законодательства с 16-летнего воз­раста, что следует из ст. 107 НК РФ. Кроме этого:

  = привлекаемое лицо должно быть вменяемым, т. е. понимать значение своих действий и руково­дить ими.

  = на момент совершения финансового пра­вонарушения физическое лицо должно обладать гражданской дееспособностью, необходимой для исполнения денежных обязательств. Это обстоятельство имеет важное значение при привлечении к налоговой ответственности, поскольку виновное лицо должно иметь реальную возможность уплачивать за счет собственных денежных средств.

   Недееспособность влечет отсутствие вины в действиях пра­вонарушителя и, следовательно, отсутствие субъективной сто­роны финансового правонарушения. В таком случае привлечь физическое лицо к ответственности за нарушения финансового законодательства невозможно.

   Отличие финансового правонарушения от ад­министративного проводится как раз по субъекту правонару­шения. Субъектами финансового правонарушения являются физические лица в связи с воз­ложением на них обязанностей, установленных финансовым за­конодательством и подзаконными финансово-правовыми актами, а именно: налогоплательщики, налоговые агенты, свидетели и т.д.

   В отличие от физических лиц — субъектов, администра­тивного правонарушения физические лица как субъекты финан­сового правонарушения никогда не выступают в качестве долж­ностных лиц, т.е. лиц, в круг служебных обязанностей которых входит обеспечение установленных правил в сфере финансовой де­ятельности государства и муниципальных образований.

  Объективная сторона финансового правонарушения заключа­ется в действии или бездействии, запрещенных финансовым пра­вом. Этот элемент связан с внешним проявлением противоправного поведения нарушителя.

  Применительно к каждому виду финансовых правонарушений основания привле­чения к ответственности за их совершение установлены внутри­отраслевыми нормативными правовыми актами — НК РФ, БК РФ, Федеральным законом «О валютном регулировании и ва­лютном контроле» и др.

   Признаки противоправности деяний подразделяются на обя­зательные и факультативные.

   Обязательными признаками объективной стороны финансовых правонарушений следует считать: само противоправное деяние и его результат, наличие причинной связи между деянием и результатом (последствия­ми). Нарушитель финансового законодательства подлежит от­ветственности только в том случае, если наступившие обще­ственно опасные последствия находятся в прямой причинной связи с совершенным им противоправным деянием. Относи­тельно финансовых правонарушений с материальным составом следует учитывать, что отсутствие причинной связи является основанием для освобождения лица от финансово-правовой ответственности.

   Факультативными признаками объективной стороны финан­совых правонарушений являются место, способ, обстановка, время, систематичность и повторность совершения правонару­шения.

   Деяния, составляющие объективную сторону финансовых правонарушений, могут выражаться в действии и в бездействии.

   Часть правонарушений, за которые предусмотрена финансо­вая ответственность, совершается в форме бездействия. Например, уклонение от постановки на учет в налоговом органе (ст. 117 НК РФ); неуплата или неполная уплата сумм налога (ст. 122 НК РФ) невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст. 123 НК РФ) и т.д.

   Фи­нансовые правонарушения совершаются и в форме действий: не­своевременный возврат средств федерального бюджета, нецелевое использование средств федерального бюджета (ст. 56 ФЗ «О фе­деральном бюджете на 1998 год»); нарушение правил составления налоговой декларации (ст. 121 НК РФ) и др.

   В большинстве случаев финансовое правонарушение, совер­шенное в форме действий и  бездействия, причи­няет материальный ущерб государству или муниципальному об­разованию. Например, неуплата или неполная уплата сумм нало­га, невыполнение налоговым агентом обязанностей по удержанию и (или) перечислению налогов, нарушение сроков представления сведений об открытии и закрытии счета в банке, если это повлекло за собой неуплату налогов, а также все существующие сегодня бюджетные правонарушения, являющиеся основанием финансово-правовой ответственности, приводят к недополучению доходов тем или иным бюджетом или государственным внебюджетным фондом.

   В некоторых случаях для наличия финансового правонаруше­ния необходимо установить причинную связь между действиями (бездействием) и их результатом. Например, согласно ч. 2 ст. 118 НК РФ нарушение налогоплательщиком срока представления све­дений об открытии и закрытии счета в банке образует состав на­логового правонарушения, если эти действия будут иметь резуль­тат, а именно: повлекут за собой неуплату налогов. Аналогично, нарушение правил составления налоговой декларации образует состав финансового правонарушения, если имеется вредный ре­зультат: занижение сумм налогов, подлежащих уплате (ст. 121 НКРФ).

   Субъективная сторона финансового правонарушения представ­ляет собой совокупность признаков, отражающих внутреннюю сторону противоправного деяния (действия или бездействия) и характеризующих внутренние психические процессы, происхо­дящие в сознании правонарушителя относительно содеянного и его последствиям.

   Принцип привлечения к юридической ответственности толь­ко за совершение виновного деяния является исходным нача­лом всех публичных отраслей права, в том числе и финансового.

   Субъективная сторона связана с виной субъекта, которая проявляется в форме умысла или неосторожности. Вина как обязательный при­знак налогового правонарушения предусмотрена в ст. 110 НК РФ. «Налоговое правонарушение признается совершенным умышлен­но, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный ха­рактер своих действий (бездействия), желало либо сознательно до­пускало наступление вредных последствий таких действий (без­действия)». «Налоговое правонарушение признается совершен­ным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осозна­вало противоправного характера своих действий (бездействия), либо вредный характер последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осозна­вать».

   Вина организации в совершении налогового правонару­шения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц, либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусло­вили совершение данного налогового правонарушения.

   В ряде случаев вина является квалифицирующим признаком финансового правонарушения. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 122 НК РФ состав правонарушения образует неуплата или неполная уплата сумм налога, совершенная умышленно.

   Бюджетное законодательство не содержит указаний на винов­ность правонарушителя, однако его вина предполагается. Так, не­целевое использование бюджетных средств, равно как несвоевре­менный их возврат и т.д., могут иметь место только в форме умыс­ла или неосторожности.

   Состав финансового правонарушения является критерием достоверной квалификации совершенного деяния и, следова­тельно, обоснованного применения финансово-правовой санк­ции. Наличие в противоправном деянии совокупности объек­тивных и субъективных признаков является единственным юри­дическим основанием для привлечения субъекта финансового права к финансовой ответственности, поэтому при отсутствии хотя бы одного признака конкретного состава финансового пра­вонарушения квалификация содеянного в качестве противо­правного и наказуемого явления исключается.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!