ГЛАВНАЯ » УЧЁБА и ОБРАЗОВАНИЕ » УЧЕБНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » ФИНАНСОВОЕ ПРАВО » ЛЕКЦИИ ПО ФИНАНСОВОМУ ПРАВУ » Тема № 8: «Защита прав субъектов финансового права»

Тема № 8: «Защита прав субъектов финансового права»

«Защита прав субъектов финансового права»

Вопрос 1. Общее понятие защиты прав субъектов финансовых отношений

   Степень участия каждого субъекта в финансовых правоотношениях может иметь различную соци­альную значимость. Своим поведением субъект финансового права может принести контрагентам как значительную пользу, так и существенный вред. «Если, не нарушая материальных гра­ниц своего права, индивид использует его в ущерб другому ин­дивиду, если, соблюдая букву права, он нарушает его дух, тогда говорят, что он злоупотребляет своим правом, но никак не упот­ребляет его на пользу, и такое злоупотребление не может иметь юридических оправданий». Поэтому государство, будучи офи­циальным представителем и гарантом безопасности всех участ­ников финансовых правоотношений, устанавливает способы защиты нарушенных прав.

   Выполнение правил, закрепленных в финансово-правовых нор­мах, означает и соблюдение прав субъектов финансовых правоот­ношений. В этих целях широко применяется метод убеждения в различных формах, прежде всего проведением разъяснительной работы. В результате требования финансово-правовых норм вы­полняются большей частью субъектов добровольно.

   В случае нару­шения установленных в области образования, распределения и ис­пользования государственных и местных денежных фондов пра­вил вводится в действие метод государственного принуждения в различных его проявлениях (применение санкций, пресекательных и восстановительных мер).

   Меры государственного принуждения являются неотъемле­мым элементом механизма правового регулирования финансовых отношений, как и любых других общественных отношений. Сле­довательно, использование этих мер необходимо и в случаях воз­никновения потребностей в защите прав и законных интересов субъектов финансовых правоотношений. Это относится ко всем видам субъектов — государству, его территориальным подразде­лениям, органам государственной власти и местного самоуправле­ния, предприятиям, организациям, учреждениям, гражданам. С помощью этих мер обеспечивается исполнение юридических обязанностей названных субъектов и в необходимых случаях — вос­становление нарушенных прав.

   Защита прав и законных интересов субъектов, участвующих в финансовых правоотношениях, производится в административ­ном или судебном порядке, что в настоящее время является общим правовым правилом. Естественно, что содержание их в области финансовых правоотношений имеет свои особенности.

   Следует заметить, что до 90-х гг. преобладал административ­ный порядок защиты прав субъектов финансового права. Судеб­ный порядок применялся в основном при защите интересов госу­дарства в целях взыскания с граждан налогов, не внесенных в установленные сроки. Гражданин же свои права защищал в адми­нистративном порядке.

   Российское законодательство 90-х гг. расширило сферу дейст­вия судебного порядка применительно ко всем субъектам финан­сового права. При этом в финансовых отношениях действуют оба названных порядка защиты прав, а разрешение дела в админи­стративном порядке при не удовлетворяющем исходе не исключа­ет возможности обращаться в суд общей компетенции или арбит­ражный суд.

   В финансовых правоотношениях государства с участием граж­дан действуют административный и судебный порядки защиты прав и законных интересов обеих сторон. При этом усилена ориентация на использование судебного порядка, который имеет конституционную основу. В гл. 2 Конституции РФ о правах и сво­бодах человека и гражданина каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод (ст. 46). Решения и действия (или бездей­ствие) органов государственной власти, органов местного самоуп­равления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

   Если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные сред­ства правовой защиты, каждый гражданин вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударст­венные органы по защите прав. Вступление России в Совет Европы расширяет такие возможности граждан РФ.

 

Вопрос 2. Способы защиты прав субъектов и их особенности

   С помощью мер государственного принуждения обеспечива­ется исполнение субъектами финансового права своих юриди­ческих обязанностей, а в необходимых случаях осуществляется восстановление нарушенных прав.

   Определенным демократическим достижением Российского государства является правовое закрепление увеличившихся воз­можностей субъектов финансовых правоотношений по обжало­ванию нарушенных прав. Характерно расширение сферы применения судебного порядка защиты прав для всех субъектов финансового права.

   Нормативными финансово-правовыми актами федерального уровня предусмотрены следующие способы защиты прав субъек­тов финансовых правоотношений: президентский, администра­тивный, судебный, самозащита прав.

   Президенту РФ могут быть обжалованы любые действия (бездействие) контролирующих органов в финансовой сфере.

   Административный способ предполагает обращение за защи­той и восстановлением нарушенного права к вышестоящему органу власти по отношению к органу, принявшему решение или выполнившему действие. В различных финансовых отношениях административный по­рядок защиты прав имеет свои особенности, но везде он проявля­ется в форме властных велений при вынесении решения соответст­вующими уполномоченными государственными органами (поми­мо судебного разбирательства). Процессуальный порядок реали­зации административного способа защиты проще, решение жа­лобы основывается на общих правилах рассмотрения жалоб и заявлений органами власти и предусматривает в основном ме­сячный срок рассмотрения, если иное не установлено законода­тельством. Этот порядок предпола­гает упрощенное производство и вынесение решения по жалобе.

   Административный порядок действует главным образом в слу­чае применения мер государственного принуждения в данной об­ласти к органам государства и местного самоуправления, предпри­ятиям, организациям, учреждениям. Широкая сфера его примене­ния в этом случае вызвана необходимостью оперативных действий в области финансов.

   Административный порядок в ряде случаев допускает обращение впоследствии за защитой в суд либо предоставляется альтернативный порядок защиты прав субъектов финансовых правоотношений.

   Субъекты, к которым применены меры воздействия в целях защиты своих прав и законных интересов вправе:

  = во-первых, обжаловать действия соот­ветствующих государственных органов также в административ­ном порядке по подчиненности,

  = во-вторых, обратиться в суд или арбитражный суд.

   В большинстве финансовых отношений для граждан действует общий судебный порядок обжалования.

   Право на обжалование имеет каждый гражданин, считающий, что нарушены его права и свободы, незаконно на него возложе­на какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ка­кой-либо ответственности либо созданы препятствия для осу­ществления его прав и свобод.

   Юридические лица — субъекты финансового права — вправе обращаться за судебной защитой и в том случае, если оспариваемые финансовые отношения оформлялись договором. В соответствии со ст. 27 АПК РФ ар­битражным судам подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из всех видов правоотношений, если сто­ронами являются юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ.

   К экономическим спорам отнесены споры:

  - о возврате из бюджета денежных средств, списанных органами, осуществ­ляющими контрольные функции в бесспорном порядке, с на­рушением требований закона или иного нормативного акта;

  - о взыскании с организаций и граждан штрафов государственны­ми органами, органами, осуществляющими контрольные функ­ции, если федеральным законом не предусмотрен бесспорный порядок их взыскания;

  - о признании не подлежащим исполне­нию исполнительного или иного документа, по которому взыс­кание производится в бесспорном порядке.

   -о признании недействительными ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных органов.

   Защита прав субъектов предполагает также предусмотренное Конституцией РФ положение о возмещении гражданам и юри­дическим лицам ущерба, причиненного незаконными действи­ями органов государственной власти и их должностными лица­ми, а также возможность привлечения их к дисциплинарной ответственности на основании решения суда.

   Значительна роль Конституционного Суда РФ в защите нарушенных прав и законных интересов субъектов фи­нансового права.

   Функции по защите и восстановлению нарушенных прав и законных интересов субъектов финансового права выполняет прокуратура РФ, которая:

  = составляет единую централизованную систему,

  = осуществляет надзор за исполнени­ем действующих на территории России законов,

  = предпринима­ет меры, направленные на устранение их нарушений,

  = осуществляет привле­чение нарушителей к ответственности,

  = осуществляет надзор за исполнением финансового законодательства.

   При этом не имеет значения, от кого исходит нарушение — от орга­нов представительной или исполнительной власти, финансо­вых, кредитных органов, налогоплательщиков, налоговых аген­тов, резидентов в валютных отношениях и т. д.

   Для выполнения функции надзора за исполнением финан­сового законодательства органы прокуратуры вправе по жалобам, заявлениям и иным сведениям о фактах финансовых правонарушений проводить проверки по исполнению и соблюдению финансового законо­дательства.

   В целях предотвращения финансово-право­вых конфликтов государство предоставляет физическим лицам и организациям право на самозащиту своих прав, которое наи­более распространено в налоговом праве. В соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых орга­нов и их должностных лиц. Неправомерность названных актов или требований заключается в их несоответствии НК РФ или иным федеральным законам.

   По сравнению с организациями физические лица имеют больший выбор прав на обжалование актов налоговых и иных государственных орга­нов, неправомерных действий (бездействия) их должностных лиц. Кроме других прав физическим лицам предоставляется воз­можность обращаться за защитой своих прав к Уполномоченно­му по правам человека, имеют право направлять заявления по вопросам защиты своих нарушенных прав в Европейский суд по правам человека.

   Рассмотренные меры защиты нарушенных прав субъектов финансового права позволяют, с одной стороны, обеспечить защиту их прав и законных интересов от неправомерных дей­ствий органов государства, органов местного самоуправления или финансовых органов, а с другой — обеспечить финансовые интересы государства и муниципальных образований.

 

Вопрос 3. Гарантии защиты прав субъектов финансового права

   Способы защиты нарушенных прав субъектов финансового права имеют законодательно установленные гарантии реализа­ции. НК РФ устанавливает:

  - презумпцию правоты налого­плательщика в случаях неустранимости сомнений, противоре­чий и неясности актов законодательства о налогах и сборах (ст. 3);

  - предоставляет налогоплательщикам право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, которые не соответствуют НК РФ или иным федеральным законам (ст. 21);

  - предусматривает возможность за­щиты налогоплательщиком своих прав после окончания произ­водства по делу о налоговом правонарушении посредством ис­пользования процедуры изменения сроков уплаты налогов и пеней в форме отсрочки, рассрочки или налогового кредита (ст. 63-67).

   Гарантией соблюдения финансовых интересов налогоплательщиков является ст. 59 НК РФ, согласно которой при невозможности взыскания с налогоплательщика или нало­гового агента задолженности по фискальным платежам, недоимки и пени по причинам экономического, социального или юридического характера такая задолженность признается безнадежной и списывается соответствующими исполнительными органами власти в установлен­ном в порядке.

   Однако следует обратить внимание на слабую правовую регла­ментацию механизма реализации положений ст. 59 НК РФ, что создает предпосылки для злоупотребления налогоплательщиками своими правами в ущерб финансовому благополучию государства.

   Дополнительной гарантией соблюдения прав участников финансовых отношений являются нормы законодательства, устанавливающие воз­можность привлечения к ответственности должностных лиц финансовых органов, допустивших неправомерные действия при исполнении своих служебных обязанностей.

   Современное финансовое законодательство значительно повысило гарантии восстановления нарушенных прав частных субъектов, возложив имущественную ответственность за вред, причиненный ведом­ственными актами, не на орган, их принявший, а на государ­ство или муниципальное образование. Финансово-правовая от­ветственность Российской Федерации, субъекта РФ или муни­ципального образования реализуется за счет принадлежащего им на праве собственности имущества, кроме имущества, кото­рое закреплено за созданными ими предприятиями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

   По пуб­личным обязательствам не подлежит взысканию имущество, которое может находиться только в публичной государственной или муниципальной собственности. По общим правилам, уста­новленным ГК РФ, не допускается обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в собственно­сти публично-правовых образований, в случаях, предусмотрен­ных законом (п. 1 ст. 126), а также на имущество, переданное Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием в доверительное управление (п. 2 ст. 1018).

   БК РФ регулирует порядок возмещения вреда, причиненно­го государством частным субъектам, за счет средств федераль­ного бюджета. Процедуры взыскания государственных денежных средств осуществляются по правилам, устанавливаемым федеральным законодательством. Законодательные нормы детали­зированы подзаконными актами.

   Выплата денежных средств «потерпевшим» субъектам произ­водится по исполнительным листам за счет казны Российской Федерации из средств бюджета, выделенных федеральным орга­нам исполнительной власти как главным распорядителям бюд­жетных средств. Исполнительные листы судебных органов по искам, обращенным к государству и подлежащим удовлетворе­нию за счет средств казны Российской Федерации, направляют­ся для исполнения в Министерство финансов РФ.

   Гарантией восстановления нарушенных прав субъектов финансового права является правило о субсидиарной ответственности должника (нарушителя финансового законодательства) и главного распо­рядителя бюджетных средств, в чьем ведении он находится (ст. 286, 288 БК РФ). В случае недостаточности у бюджетного учреждения средств для исполнения судебного решения испол­нительный лист передается для дальнейшего взыскания за счет средств, выделенных главному распорядителю. При этом допол­нительного обращения в суд в порядке искового производства не требуется.

   Если по каким-либо обстоятельствам списание средств с бюджетного счета не может быть осуществлено, то восстановле­ние нарушенных финансовых прав гарантируется субъекту по­средством возврата исполнительного листа и предоставления альтернативной возможности предъявления его в федеральное казначейство для исполнения в следующем финансовом году либо для обращения взыскания на иное имущество.

   Одновременно бюджетное законодательство защищает иму­щественные интересы государства, вводя правовой режим имму­нитета бюджета. Статья 239 «Иммунитет бюджетов» БК РФ уста­навливает общий запрет обращения взыскания на бюджетные средства, исключение из которого возможно только в двух случа­ях:

  = возмещение в размере недофинансирования, если взыскива­емые средства были утверждены в законодательном порядке в составе расходов бюджета;

  = взыскание из бюджета на основании судебного акта убытков, причиненных неправомерными действи­ями (бездействием) органов государственной власти, органов мес­тного самоуправления или должностных лиц этих органов.

   Гарантией защиты имущественных прав государства также является принцип приоритета публичных интересов в финансо­вой деятельности. Относительно охраны финансовых интересов государства названный отраслевой принцип конкретизирован в правовой позиции Конституционного Суда РФ, согласно кото­рой реализация прав и законных интересов отдельных индиви­дуальных субъектов или групп граждан не должна оказывать чрезмерно негативное влияние на обеспечение бюджетными средствами прав и интересов всех членов общества.

   Финансовая ответственность публичного субъекта перед ча­стным не должна нарушать права (и не только имущественные) остальных членов общества. Выплата денежных средств из бюд­жета, не предусмотренная соответствующим законом (решени­ем) на текущий финансовый год, может повлечь дисбаланс меж­ду расходами и доходами государства. Результатом незаплани­рованных выплат, которые хотя и являются в силу юридической природы судебного акта правомерными, может стать недофи­нансирование государственных функций. Относительно граждан, основным доходом которых выступают бюджетные выплаты (заработная плата, пенсия, социальные пособия и т. д.), произойдет значительное ущемление их финансовых прав и ухудшение имущественного положения.

   Учитывая публичное предназначение государства, следует признать правомерным, что основания его ответственности за счет денежных средств казны и пределы обращения имуще­ственного взыскания на бюджет поставлены в прямую зависи­мость от финансового благополучия государства.

   Гарантией за­щиты финансовых прав государства выступают законодательно установленные ограничения и иммунитеты, создающие особый правовой режим бюджетных средств и строго предписывающие органам государственной власти и органам местного самоуправ­ления их целевое использование. Финансово-правовые режи­мы, придающие особенности правовому статусу государства как субъекта финансово-правовой ответственности, направлены на максимальную защиту государственных денежных средств. Про­исходящее при этом ограничение финансовых полномочий от­дельных субъектов гарантирует соблюдение иму­щественных прав большинства членов общества.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!