Тема № 12: «Финансовый контроль»

«Финансовый кон­троль»

Вопрос 1. Сущность и принципы финансового контроля

Понятие финансового контроля

   Финансовый контроль представляет собой один из видов государственно­го контроля за образованием, распределением и использованием ресурсов всех звеньев финансовой системы. Он направлен на проверку расходования государственных средств, своевременности и полноты мобилизации государ­ственных ресурсов, законности расходов и доходов всех звеньев финансовой системы, соблюдения правил учета и отчетности.

   В зависимости от органов, его осуществляющих, он подразделяется на государственный, внутрихозяйственный, аудит.

   Финансовый кон­троль может быть государственный и муниципальный и негосударственный.

   Государственный и муниципальный финансовый контроль яв­ляется составной частью финансового контроля в широком смыс­ле слова.

Субъектами финансового контроля являются независимые ау­диторские службы, частные предприятия, некоммерческие организации и т.д.

   Объектом финансово-правового регулирования является толь­ко государственный и муниципальный финансовый контроль, ко­торый осуществляется органами государственного финансового контроля и органами местного самоуправления.

   Существование государственного и муниципального финансо­вого контроля обусловлено контрольной функцией финансов. Эта функция обеспечивается слежением рублем за собиранием, рас­пределением и использованием государством и муниципальными образованиями денежных средств в бюджет и государственные и муниципальные внебюджетные фонды. В связи с этим финансо­вый контроль осуществляется на всех стадиях финансовой дея­тельности государства и муниципальных образований: на стадиях собирания, распределения и использования денеж­ных средств.

   Непосредственной целью государственного и муниципального финансового контроля является обеспечение эффективности фи­нансовой деятельности государства и муниципальных образова­ний. Ведь с помощью финансового контроля государство следит за тем, чтобы все запланированные средства своевременно посту­пали в государственные фонды, а также за целевым использова­нием выделенных государственных средств и др.

В широком понимании целью государственного и муниципаль­ного финансового контроля, как и всякого другого, является со­здание научно обоснованной финансовой политики, создание эф­фективного финансового механизма.

   Содержанием государственного и муниципального финансо­вого контроля являются различные операции, осуществляемые в форме проверок и ревизий государственными органами, органами местного самоуправления, а иногда и банками и направленные на обеспечение эффективности финансовой деятельности государст­ва и муниципальных образований:

  - проверких выполнения финансовых обязательств перед го­сударством и муниципальными, образованиями со стороны физи­ческих лиц и организаций;

  - проверки и ревизиях целевого выделения государством и муниципальными образованиями запланированных денежных средств из бюджета и внебюджетных фондов (государственных и местных);

  - проверки и ревизиях целевого использования средств, вы­деленных из бюджетов;

  - проверки правил ведения кассовых операций на предпри­ятиях, а также правил работы с валютной выручкой;

  - ревизии финансово-хозяйственной деятельности органи­заций и др.

   Государственный и муниципальный финансовый контроль от­личается от экологического, различных видов технического кон­троля по объекту.

   Объектом государственного и муниципального финансового контроля является не состояние окружающей при­родной среды, не технические механизмы, а денежные процес­сы, имеющие место при формировании, распределении и исполь­зовании государственных и муниципальных фондов денежных средств.

   Непосредственным предметом государственного и муни­ципального финансового контроля являются бухгалтерские отче­ты, балансы, сметы и другие документы.

Принципы осуществления финансового контроля

   Финансовому контролю как неотъемлемой части финансовой деятельности присущи те же принципы, на которых строится ее осуществление и которые законодательно закреплены в Конститу­ции РФ и иных нормативно-правовых актах. Условно эти принципы можно разделить на две группы: общие и специальные.

   К общим принципам относятся: законность, гласность, федерализм, плановость и др.

   Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами фи­нансового права, соблюдение которых обеспечивается возможно­стью применения к правонарушителям мер государственного при­нуждения. Невыполнение предписаний законодательных и иных нормативных актов о порядке формирования, распределения и ис­пользования фондов денежных средств может повлечь нестабиль­ность в финансовых отношениях, необеспеченность финансовыми ресурсами разнообразных утвержденных государственных программ в различных сферах общественной жизни и другие отрицательные последствия.

   Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельно­сти проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-плановых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т.д.

  Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Рос­сийской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансов. Так, в ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в веде­нии Российской Федерации находятся финансовое, валютное, кре­дитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки, феде­ральный бюджет, федеральные налоги и сборы; к совместному веде­нию Российской Федерации и субъектов Российской Федерации от­несено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ).

   Принцип плановости в осуществлении финансовой деятельности означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура ко­торых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляют­ся в соответствующих нормативных актах.

   Основными финансово-плановыми актами являются федераль­ный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты, бюджеты Пенсионного фонда и иных государственных внебюджетных фондов; финансово-плановым актом бюджетной ор­ганизации — смета, баланс доходов и расходов — финансово-пла­новый акт производственных организаций.

   Наряду с названными общими принципами осуществления финансовой деятельности финансовый контроль строится и на cooтветствующих специфических принципах.  Мировое сообщество на основе многолетнего опыта разработало основные принципы орга­низации государственного финансового контроля, к реализации ко­торых стремится каждое современное цивилизованное государство. Эти принципы изложены в Лимской декларации ИНТОСАИ (меж­дународная   организация   контрольных   органов):   независимость и объективность, компетентность и гласность.

  Независимость контроля должна быть обеспечена: а) финансо­вой самостоятельностью контрольного органа; б) более длительны­ми по сравнению с парламентскими сроками полномочий руково­дителей органов контроля; в) закреплением в конституции их ста­туса.

  Объективность и компетентность подразумевают неукоснитель­ное соблюдение контролерами действующего законодательства, вы­сокий профессиональный уровень работы контролеров на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы.

  Гласность предусматривает постоянную связь государственных контролеров с общественностью и средствами массовой информа­ции.

  Из этих базовых принципов вытекают специальные принципы, носящие более прикладной характер, в том числе: результативность, четкость и ло­гичность предъявляемых контролерами требований; неподкупность субъектов контроля; обоснованность и доказательность информа­ции, приведенной в актах проверок и ревизий; превентивность; презумпция невиновности (до суда) подозреваемых в финансовых преступлениях лиц; согласованность действий различных контроли­рующих органов и др.

 

Вопрос 2. Виды государственного и муниципального финансового контроля

    Государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется системой органов, функционирующих на уровне Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и на уровне муници­пальных образований.

   По содержанию финансовый контроль подразделяется на:

  1) бюджетный - проводимый такими органами, как Парламент, Счетная палата РФ, Правительство РФ, Федеральное казначейство, правоо­хранительные органы;

  2) налоговый - осуществляют налоговые органы, налоговая полиция, та­моженные и иные правоохранительные органы;

 3) банковский — контроль, проводимый ЦБ РФ, аудиторскими фирмами, правоохранительными органами;

  4) валютный контроль - осуществляют Правительство РФ, ЦБ РФ, Фе­деральная служба России по валютному и экспортному контролю, иные ор­ганы и агенты валютного контроля, правоохранительные органы;

  5) контроль за страховой деятельностью - проводится Департаментом страхового надзора Министерства финансов РФ и правоохранительными органами;

   6) таможенный контроль — осуществляется Государственным таможен­ным комитетом.

   Многообразие органов, осуществляющих государственный и муниципальный финансовый контроль, обусловлено фи­нансовой деятельностью государства и муниципальных образова­ний, и разнообразием ее сфер. Выделяют раз­личные виды государственного и муниципального финансового контроля.

   Государственный и муниципальный финансовый контроль подразделяется на общегосударственный (общемуниципальный) и ведомственный финансовый контроль.

  Общегосударственный (общемуниципальный) финансовый контроль осуществляется Министерством по налогам и сборам РФ, Федеральным казначейством, финансовыми органами мест­ного самоуправления в отношении объектов независимо от их ведомственной подчиненности.

  Ведомственный финансовый контроль подразделяется на внутриведомственный и внутрихозяйственный.

  Внутриведомственный финансовый контроль осуществляют министерства, ведомства, управления администраций субъектов РФ и другие субъекты по отношению к подведомственным им ор­ганизациям. Для такого рода контроля в министерствах, ведом­ствах создаются контрольно-ревизионные отделы и группы.

  Внутрихозяйственный финансовый контроль проводится в самой организации специальными службами) Государственный и финансовый контроль осуществляется бухгалтериями, финансовыми отделами государ­ственных и муниципальных унитарных предприятий и другими организациями, все имущество которых является государствен­ной собственностью. Правовой базой такого контроля является Фе­деральный закон «О бухгалтерском учете». Главный бухгалтер предприятия обеспечи­вает соответствие хозяйственных операций законодательству Рос­сийской Федерации и контролирует движение имущества и вы­полнение обязательств. Это достигается, в частности, через обя­зательность подписи главного бухгалтера на денежных и расчет­ных документах, финансовых и кредитных обязательствах (ст. 7).

  В зависимости от времени проведения финансовый кон­троль подразделяется на: предварительный, текущий, после­дующий.

  Предварительный государственный и муниципальный фи­нансовый контроль производится соответствующими государст­венными органами и органами местного самоуправления до со­вершения финансовых операций, непосредственно обеспечиваю­щих образование, распределение и использование государствен­ных и муниципальных фондов денежных средств. Этот вид кон­троля предотвращает нарушения финансовой дисциплины. Пред­варительный финансовый контроль осуществляется в процессе разработки финансовых планов и смет, обоснованности расчетов прибыли и т.д.

  Текущий (оперативный) государственный и муниципаль­ный финансовый контроль производится ежедневно финансовы­ми службами в момент совершения финансовых операций, а имен­но: в процессе расходования организациями бюджетных средству совершения иных операций бухгалтерами предприятий и т.д.

   Предварительный и текущий финансовый контроль осущест­вляются исключительно путем визуальных проверок, т.е. главные бухгалтеры, начальники финансовых служб отдают распоряже­ния, приказы в устной или письменной форме о приостановлении финансовых операций, совершаемых с нарушением установлен­ного порядка. Актами и справками такой контроль не оформля­ется.

   Последующий финансовый контроль осуществляется после со­вершения финансовых операций и направлен на выявление тех нарушений, которые не были установлены во время предваритель­ного и текущего контроля. В ходе этого вида контроля государство и муниципальные образования проверяют законность использо­вания управомоченными субъектами выделенных им из бюджета и государственных внебюджетных фондов денежных средств; со­блюдение правил при ведении организациями кассовых операций; правильность уплаты налогов и сборов и др. Результаты последу­ющего финансового контроля со стороны государства и муници­пальных образований могут служить в соответствующих случаях основанием для применения к нарушителям финансовой дисцип­лины мер финансово-правовой, а также административной и даже уголовной ответственности.

  Государственный и муниципальный финансовый контроль подразделяется по форме проведения на обязательный и иници­ативный.

  Обязательный финансовый контроль производится компетент­ными органами в соответствии с требованиями законодательства. В соответствии с Налоговым кодексом РФ обязатель­ный финансовый контроль за налогообложением осуществляют органы Министерства по налогам и сборам РФ. Обязательный фи­нансовый контроль проводят Счетная палата РФ, Федеральное казначейство и др. Инициативный финансовый контроль назна­чается по решению хозяйствующих субъектов при наличии в том потребности. Инициативный государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется по решению руководителей государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также других организаций, все имущество которых является го­сударственной и муниципальной собственностью (Росгосстрах, Военно-страховая компания и др.).

  Государственный и муниципальный финансовый контроль подразделяется на отдельные виды в зависимости от сферы финансовой деятельности:

= бюджетный,

= налоговый контроль;

= контроль за денежной массой,

= валютный,

= страховой контроль.

  Государственный и муниципальный финансовый контроль подразделяется на виды и в зависимости от органов, его осущест­вляющих. В этом случае выделяется финансовый контроль:

  = пред­ставительных органов власти и местного самоуправления;

  = Прези­дента РФ;

  = исполнительных органов власти: общей и  специальной компетенции;

  = ве­домственный финансовый контроль;

  = внутрихозяйственный фи­нансовый контроль.          

 

Вопрос 3. Органы  финансового контроля

Финансовый контроль представительных органов власти

   Представительные органы власти на уровне Российской Феде­рации, субъектов РФ и  органы местного самоуправления осуществляют финансовый контроль в ходе рассмотрения:

  а) про­ектов бюджетов и проектов бюджетов государственных внебюд­жетных фондов;

  б) отдельных вопросов исполнения бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов; а также

  в) при рассмотрении и утверждении отчетов об исполнении бюджетов фе­дерального, региональных, местных и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

   Контроль представительных органов власти осуществляется через комитеты и комиссии, образуемые представительными ор­ганами власти на каждом уровне.

   В Федеральном Собрании РФ особая роль в деле финансового контроля принадлежит Коми­тету по бюджету, налогам, банкам и финансам, образованному Го­сударственной Думой, а также комитету по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному регулирова­нию, банковской деятельности Совета Федерации.

   Федеральным Собранием РФ образован постоянно действующий орган государственного финансового контроля — Счетная палата Российской Федерации.

   Счетная палата организует и проводит оперативный контроль за исполнением федерального бюджета в отчетном году: комплексные ревизии и тематические проверки по отдельным разделам и статьям федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов; экспертизу проектов феде­рального бюджета, законов и иных нормативных правовых актов; анализ и исследование нарушений и отклонений в бюджетном про­цессе; подготовку и представление заключений в Совет Федерации и Госдуму по исполнению федерального бюджета и бюджетов фе­деральных внебюджетных фондов в отчетном году; подготовку и представление заключений и ответов на запросы органов государ­ственной власти РФ.

   Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы и учреждения в Российской Фе­дерации, на федеральные внебюджетные фонды, на органы мест­ного самоуправления, организации; банки, страховые компании и др.

  Методами работы Счетной палаты являются ревизии и про­верки.

   По результатам проведенных контрольных мероприятий Счет­ная палата направляет проверяемым субъектам представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, воз­мещению причиненного государству ущерба и привлечению к от­ветственности должностных лиц, виновных в нарушении законо­дательства Российской Федерации и бесхозяйственности.

  Представительные органы власти субъектов РФ осуществляют финансовый контроль в соответствии с конституциями и уставами субъектов РФ. Во всех субъектах РФ имеются счетные палаты, контролирующие региональные бюджеты.

  Представительные органы местного самоуправления осуще­ствляют финансовый контроль в соответствии с ФЗ от 12 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправ­ления в Российской федерации», а также на, основании уставов муниципальных образований.       

Финансовый контроль Президента РФ

  Такой контроль осуществляется через Главное контрольное уп­равление Президента РФ, созданное в соответствии с Указом Пре­зидента РФ от 16 марта 1996 г.

  Государственный финансовый контроль не является единст­венным видом деятельности Главного контрольного управления Президента РФ, а осуществляется им в ходе контроля исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами испол­нительной власти субъектов РФ, их должностными лицами, а также организациями федеральных законов, указов и распоряже­ний Президента РФ.

Финансовый контроль исполнительных органов власти

   Данный вид контроля осуществляется исполнительными органами государства и местного самоуправления общей и специальной компетенции.

  При Правительстве РФ могут создаваться различные комис­сии, имеющие функции финансового контроля.

  Контрольные полномочия органов исполнительной, власти общей компетенции предусмотрены в конституциях и ус­тавах субъектов РФ.

  Финансовый контроль, осуществляемый органами исполни­тельной власти специальной компетенции, подразделяется на два вида:

  а) финансовый контроль в отношении функционально подчиненных субъектов, т.е. по линии финансовой деятельности государства и муниципальных образований;

  б) финансовый контроль органов исполнительной власти в системе ведомства (ве­домственный финансовый контроль).

   К органам исполнительной власти специальной компетенции, осуществляющим финансовый, контроль в отношении функцио­нально подчиненных субъектов, относятся: Министерство финан­сов РФ и органы казначейства, Министерство по налогам и сборам РФ и подчиненные ему налоговые органы, а также таможенные органы и др.

  Функции и права в сфере государственного финансового контроля Министерство финансов РФ осуществляет через свои структурные подразделения: Департамент финансового контроля и аудита, Главное управление федерального казначей­ства, а также контрольно-ревизионные органы Министерства фи­нансов РФ в субъектах РФ.

  Территориальные контрольно-ревизионные органы осущест­вляют последующий финансовый контроль на территории соот­ветствующего субъекта РФ:

  а) контролируют целевое использование средств федерального бюджета и государ­ственных внебюджетных фондов;

  б) проводят документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности ор­ганизаций любых форм собственности по мотивированным пос­тановлениям правоохранительных органов;

  в) контролируют своевременное устранение нарушений в финансово-хозяйственной деятельности проверенных управле­нием организаций, а также возмещение ими причиненного ущер­ба и т.д.

   Структурным подразделением центрального аппарата Минфи­на России является Главное управление федерального казначей­ства. Оно возглавляет систему органов федерального казначейст­ва, которая складывается из органов казначейства в субъектах РФ, а также в городах, районах и районах в городах. Одной из главных задач органов федерального казначейства является: контроль за исполнением федерального бюджета, а также за поступлением и использованием внебюджетных феде­ральных средств.

   Министерство по налогам и сборам, а также подчиненные ему налоговые органы на уровне субъектов РФ также являются органами специальной компетенции, осуществляющими госу­дарственный финансовый контроль.

   Правом контролировать соблюдение на­логового законодательства и по результатам составлять акты на­логовой проверки обладают таможенные органы.

   Финансовый контроль органов исполнительной власти специ­альной компетенции имеет место и в системе ведомств и называ­ется ведомственным финансовым контролем.

   Ведомственный финансовый контроль осуществляют минис­терства, ведомства, в отношении подчиненных им организаций. Как правило, для этого в министерствах и ведомствах создаются специальные контрольно-ревизионные отделы, управления или группы. Вся контрольная деятельность министерств и ведомств в отношении подчиненных; организаций проходит под началом руководителя министерства и ведомства, а в ряде случаев и Пра­вительства РФ.

   Государственный финансовый контроль осуществляют банки, когда наделены государством властными полномочиями в сфере государственных финансов.

 

Вопрос 4. Методы осуществления финансового контроля

    Финансовый контроль осуществляется с помощью различных способов, то есть методов, к которым относятся: проверка, обследование, анализ мате­риалов и другие.

   Государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется двумя основными методами — проверка и ревизия. Использование метода финансового контроля зависит от компетенции государственного органа или органа мест­ного самоуправления, от времени осуществления финансового контроля относительно финансово-хозяйственной деятельности субъекта и т.д.

   Проверка — это метод финансового контроля, предусматри­вающий исследование отдельных вопросов финансовой деятель­ности тех или иных субъектов на основе документов; получения объяснений от обязанных лиц, а также осмотра помещений и других объектов.

   Из законодательства следует, что проверки подразделяются на тематические и документальные.

  Тематические проверки — это изучение отдельных сторон фи­нансово-хозяйственной деятельности подконтрольного объекта.

Документальные проверки — это: изучение финансово-хозяйственной деятельности подконтрольного объекта только на основа­нии документов: балансов, счет, отчетов и др.

   Разновидностью тематической проверки является налоговая проверка, проводимая должностными лицами налоговых орга­нов. Существует два вида налоговой проверки: камеральная и вы­ездная.

   Камеральная налоговая проверка является разновиднос­тью документальной проверки, так как она проводится налого­вым органом по месту его нахождения на основании документов, представленных налогоплательщиком, а также других докумен­тов, имеющихся у налогового органа (ст. 88 НК РФ).

   Выездная налоговая проверка проводится на основании решения «руково­дителя (его заместителя) налогового органа не чаще одного роза в год и не может продолжаться более двух месяцев.

   Только проверка как метод финансового контроля имеет место в ходе осуществления предварительного и текущего финан­сового контроля. Во всех случаях такие проверки являются до­кументальными.

   По результатам проверок, как правило, составляется акт, а в случае осуществления проверки Счетной палатой РФ — заключе­ние. В акте налоговой провер­ки должны быть указаны документы, подтверждающие факты налоговых правонарушений, а также предложения по уст­ранению выявленных, нарушений и применению санкций за на­рушения законодательства о налогах и сборах. Акт подписывается должностными лицами налоговых органов и руководителем проверяемой организации либо индивидуаль­ным предпринимателем.

    Ревизия — это всеобъемлющий метод финансового контроля, представляющий собой детальное исследование финансово-хозяйственной деятельности подконтрольного объекта на предмет ее законности, целесообразности и эффективности.

   Ревизии как метод государственного финансового контроля осуществляют: Счетная палата РФ, Контрольно-ревизионные органы Минфина России, контрольно-ревизионные отделы министерств, ведомств в отношении подчиненных организаций. Во всех случаях ревизия является методом последующего финан­сового контроля.

   Ревизии подразделяются на:

= документальные и фактические,

= комплексные и тематические,

= плановые и внеплановые.

  

   Комплексные ревизии охватывают всю финансово-хозяйст­венную деятельность ревизуемых объектов, а тематические затрагивают только отдельные стороны деятельности ревизуемого объ­екта. Плановые ревизии заранее планируются, а внеплановые осу­ществляются по случаю. Например, контрольно-ревизионные ор­ганы Минфина России по субъектам РФ осуществляют докумен­тальные ревизии по мотивированным постановлениям правоохра­нительных органов. Очевидно, что такие ревизии могут быть толь­ко внеплановыми.

    По результатам ревизий составляется акт.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!