Тема № 7: «Субъекты финансового права»

«Субъекты финансового права»

Вопрос 1. Понятие субъекта финансового права

   Финансовое право, регулируя относящиеся к его предмету общественные отношения, определяет круг участников или субъектов этих отношений, наделяет их юридическими правами и обязанностями, которые обеспечивают планомерное образова­ние, распределение и использование государственных денеж­ных фондов. Носители этих прав и обязанностей являются субъектами финансового права.

   Следует различать понятие “субъект финансового права” и “субъект (или участник) финан­сового правоотношения”, хотя они во многом совпадают. Субъект финансового права это лицо, обладающее правосубъектностью, то есть потенциально способное быть участником финансовых правоотношений. А субъект финансового пра­воотношения это реальный участник конкретных правоот­ношений. Юридические права и обязанности в сфере финансо­вой деятельности принадлежат субъектам финансового права в силу действия финансово-правовых норм, независимо от учас­тия в конкретных правоотношениях.

   Субъект финансового права обладает качеством финансовой пра­восубъектности, которое дает ему возможность быть субъектом финансового правоотношения. Понятие «финансовая правосу­бъектность» включает в себя понятия «правоспособ­ность» и «дееспособность».

  Финансовая правоспо­собность — это способность иметь финансовые права и обязаннос­ти, предусмотренные в законе.

   Финансовая дееспособность (и деликтоспособность) - это способность лица самостоятельно, либо через законных представителей приобретать, осуществлять, из­менять и прекращать финансовые права и обязанности, а так­же нести ответственность за их неисполнение и нарушение правовой нормы.

   Финансовая деликтоспособность представляет собой одну из сторон финансовой дееспособности. Существуют ситуа­ции, когда структурные элементы правосубъектности распреде­ляются между двумя лицами. При реорганизации юридического лица его деликтоспособность переходит к правопреемнику (ст. 50 НК РФ).

   Необходимым условием финансовой дееспособности является достижение установленного законом возраста.

   У таких субъектов финансового права как государственные ор­ганы, организации (предприятия, бюджетные учреждения) правоспособность и дееспособ­ность (пра­восубъектность) возникают одновременно, с момента их юридической регистрации.

   Пределы дееспособности у ор­ганизаций определены их финансовыми правами и обязанностя­ми, а у государственных органов — компетенцией в области фи­нансовой деятельности, установленной в законодательстве. Ана­логично решается вопрос и с должностными лицами как субъек­тами финансового права.

   Субъекты финансового права под­разделяются на три группы:

а) общественно-территориальные образования;

б) коллективные субъекты;

в) индивидуальные субъекты.

   К общественно-территориальным образованиям от­носятся: Российская Федерация в целом и ее субъекты (государ­ство), а также муниципальные образования.

    Такой круг субъектов свойственен бюджетным правоотноше­ниям. Законодательство закрепляет право на государственный или местный бюджет именно за этими субъектами, а не за государственными органами, что выражает принцип народо­властия, закрепленный в Конституции РФ. Принадлежность бюджета общественно-территориальным образованиям являет­ся и необходимым атрибутом, отражающим их организован­ность в соответствующую единицу — государство, автономию, административно-территориальное подразделение.

   Коллективными субъектами финансового права являются государственные и общественные организации, к числу которых относятся: органы государственной власти и управления; пред­приятия, организации, учреждения, основанные на разных формах собственности.

   Органы государственной власти и управления относятся к числу субъектов финансового права, участие которых обяза­тельно в финансовых правоотношениях. В их круг входят органы представительной власти и исполнительной власти фе­дерального уровня и субъектов Федерации.

   Особую группу составляют органы местного самоуправле­ния, осуществляющие самостоятельное решение финансовых вопросов местного значения.

   Участие в правоотношениях не только органов государствен­ного управления, но и органов представительной власти — ха­рактерная особенность круга субъектов финансового права, в отличие, например, от административного права, субъектами которого органы представительной власти не являются.

   К юридическим лицам — субъектам финансового права отно­сятся и индивидуальные (семейные) частные предприятия, такие семейно-трудовые объединения граждан, как крестьян­ские (фермерские) хозяйства, являющиеся самостоятельными хозяйствующими субъектами. Они вступают в финансовые правоотношения по поводу уплаты налогов и других обязатель­ных платежей государству, использования дотаций из бюджета, государственного кредита, других источников финансирования.

   Индивидуальные субъекты финансового права — это физические лица (граж­дане, иностранцы и лица без гражданства). Их права и обязанности связаны главным образом с налоговыми и другими обязательными платежами, поступаю­щими в распоряжение государства. Законодательство устанав­ливает в качестве основных условий привлечения гражданина к уплате налогов наличие у него дохода, превышающего уста­новленный необлагаемый минимум, или определенного имущес­тва, подлежащего налогообложению (строения, транспортные средства, земельный участок и др.). Индивидуальными субъектами финансового права иногда являются должностные лица.

 

Вопрос 2. Российская Федерация и субъекты РФ как субъекты финансового права

   Российская Федерация и субъекты РФ, являются преобладаю­щими в ряду субъектов финансового права и представляют собой государство. По классификации субъектов финансового права они относятся к общественно-тер­риториальным образованиям. В связи с этим государство можно рассматривать как обоб­щенный субъект финансового права.

   Государство (Российская Федерация в целом и субъекты РФ) является субъектом финансового права, обладая компетенцией в области финансовой деятельности, которая закреплена в Кон­ституции РФ, НК РФ, БК РФ, в конституциях и уставах субъектов РФ и других актах.

   Компетенция государства в области финансовой деятельнос­ти выражается в его суверенных правах в этой области, например: право на установление нало­гов; утверждение бюджетов (федерального и субъектов Федера­ции) и др. Государство, как субъект финан­сового права выступает как властвующий субъект и в качестве государства-собственника, т.е. казны.

   Под казной Российской Федерации или субъектов РФ следует по­нимать право этих субъектов на владение, пользование и распо­ряжение средствами соответствующих бюджетов и иным государ­ственным имуществом, не закрепленным за государственными предприятиями и учреждениями (п. 4 ст. 214 ГК РФ). К «иному государственному имуществу» могут быть отнесены средства государст­венных внебюджетных фондов.

   К числу суверенных прав Российской Федерации относятся ее материальные бюджетные права (ст. 71 Конституции РФ).

   К материальным бюджетным пра­вам Российской Федерации относятся:

  а) право на собственный бюджет;

  б) право на получение бюджетных доходов и включение их в данный бюджет;

  в) право на использование бюджетных средств;

  г) право на распределение бюджетных доходов между бюджетами данной территории;

  д) право на образование и ис­пользование в рамках бюджета целевых или резервных фондов.

   Эти права зафиксированы в Законе РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и исполь­зованию внебюджетных фондов представительных и исполни­тельных органов государственной власти республик в составе Рос­сийской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» и в статьях 49, 54, 84, 133,-134, 135 и др. Бюджетного кодекса РФ. Суверенные права Российской Фе­дерации на собственный бюджет есть одновременно и право го­сударственной собственности.

   Исходя из ст. 71 Конституции РФ к суверенным правам Рос­сийской Федерации в сфере финансовой деятельности следует от­носить не только материальные бюджетные права, но и процес­суальные. Эти права Российской Федерации неразрывны между собой. Права Российской Федерации на получение, распределе­ние, использование бюджетных доходов определены ежегодно принимаемым законом о федеральном бюджете на предстоящий финансовый год, который как раз и является ре­зультатом реализации процессуальных бюджетных прав Россий­ской Федерации на рассмотрение, утверждение федерального бюд­жета и отчета о его исполнении.

   Российская Федерация является субъектом финансового права в отношении права на установление и взыскание (взимание) федеральных налогов и сборов (ст. 71 и 72 Конституции РФ).

   Под взиманием федеральных налогов и сборов следует понимать право Российской Федерации требовать уплаты налогов и сборов от субъектов, обязанных их уплачивать. Это право государства проявляется в налоговом обязательстве, где у налогоплательщика существует обязанность уплатить налог, а у государства право требовать его уплаты.

   Под взысканием федеральных налогов и сборов следует понимать право Российской Федерации в целом на при­менение мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога и сбора. Права Российской Федерации на взимание и взыс­кание налогов и сборов производны от ее суверенного права на установление налогов и сборов, и также являются суверенными. Они не принадлежат и не могут принадлежать никому другому, а потому должны рассматриваться как проявление верховенства государства по отношению ко всем другим субъектам, которые воз­никают в процессе жизнедеятельности общества.

  Российская Федерация в целом выступает субъектом финан­сового права и в сфере государственного кредита. Это следует из Закона РФ «О государственном внутреннем долге РФ» от 13.11. 1992 г., ст. 89 и ч. 1 ст. 97 БК РФ, где указано, что в результате государственных заимствований возни­кают долговые обязательства Российской Федерации.

   К финансо­вым правам Российской Федерации следует отнести ее право на выпуск государственных ценных бумаг и определение порядка их выпуска, обращения и погашения; право на производство затрат по размещению, выплате доходов и погашению долговых обяза­тельств за счет средств федерального бюджета. Назван­ные права не являются суверенными правами Российской Федерации, т.к. право России на выпуск государст­венных ценных бумаг не представляет ничего исключительного и может быть сравнимо с любым другим правом субъекта граж­данского оборота. Вместе с тем право Российской Федерации на производство затрат по размещению, выплате доходов и погаше­нию долговых обязательств за счет средств федерального бюджета (казны) является правом государственной собственности.

   Помимо всего отмеченного Российская Федерация в целом яв­ляется субъектом финансового права в отношении права денеж­ной эмиссии. Денежная эмиссии согласно ст. 71 Конституции РФ является суверенным правом РФ. Кроме того, денежная эмиссия является составной частью финансовой деятельности государства, ибо последняя опирается на денежную систему.

   Субъектом финансового права является государство в своих частях, т.е. субъекты РФ, которые также наделены компетен­цией в сфере финансовой деятельности государства Аналогично государству в целом, субъекты РФ являются субъектами финансового права в от­ношении материальных бюджетных прав, а также процессуальных прав на рас­смотрение и утверждение бюджета.

   Субъекты РФ яв­ляются субъектами финансового права в отношении прав на ус­тановление региональных налогов и сборов, а также ряда прав в сфере государственного кредита, аналогичных правам Российской Федерации.

   В соответствии с Законом РФ о государственном внутреннем долге субъекты РФ имеют право на выпуск долговых обязательств, которые обеспечиваются казной субъекта РФ.

   Российская Федерация и субъекты РФ, являясь субъектами финансового права, вступают в конкретные финансовые правоот­ношения. В этом случае они становятся субъектами этих финан­совых правоотношений и выступают в лице определенных госу­дарственных органов.

 

Вопрос 3. Муниципальные образования как субъекты финансового права

   В число об­щественно-территориальных образований включаются муници­пальные образования. Понятие муниципального образования дано в ст. 1 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Рос­сийской Федерации» от 12 августа 1995 г.: муниципальное образование — это население определенной территории (города, села, нескольких поселений, иной террито­рии), в пределах которой осуществляется местное самоуправле­ние.       

   Муниципальное обра­зование является субъектом финансового права в отношении прав: формирования и исполнения местного бюджета; установления местных налогов и сборов; выпуска муниципальных займов, а также взаимосвязанных с этими правами обязанностей и прав.

    Кроме того, согласно ст. 139 и 141 БК РФ, а также ФЗ «О фи­нансовых основах, местного самоуправления в Российской Феде­рации» из бюджета субъекта РФ местному бюджету выделяются: а) средства из фонда финансовой поддержки муниципальных об­разований; б) субвенции и иные формы помощи, предусмотренные бюджетным законодательством субъекта РФ, Соответственно, му­ниципальное образование является субъектом финансового права в отношении прав на получение вышеназванных финансовых ре­сурсов.

   Во всех вышеперечисленных случаях муниципальные образо­вания (т.е. население), являясь субъектом финансового права, вы­ступают в финансовых правоотношениях в лице представитель­ных и соответствующих исполнительных органов местного само­управления.

   Муниципальное образование является субъектом финансового права и в отношении права населения соответствующей террито­рии непосредственно принимать решения о разовых добровольных сборах средств граждан в соответствии с уставом муниципального образования, а также в отношении права собраний (сходов) граж­дан осуществлять полномочия представительных органов местно­го самоуправления.

    Эти права муниципального образования за­писаны в ст. 5 ФЗ «Об общих принципах организации местно­го самоуправления в Российской Федерации», а также в ст. 8 ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации».

 

Вопрос 4. Коллективные субъекты финансового права

   Большой круг субъектов финансового права составляют кол­лективные субъекты. Под коллективными субъектами финансо­вого права, следует понимать организованные, обособленные, самоуправляемые группы людей, наделённые финансовыми пра­вами выступать в отношениях с другими субъектами персонифи­цированно как единое целое.

   К коллективным субъектам финансового права относятся:

  а) органы государственной власти;

  б) Центральный банк РФ;

  в) коммерческие банки, наделенные властными полномочиями;

   г) организации (предприятия, бюджетные учреждения).

   Основанием для признания органов государственной власти субъектами финансового права является наличие у них компетен­ции в области, финансовой деятельности государства. Коллектив­ными субъектами финансового права являются представительные и исполнительные органы государственной власти.

  Органы государственной власти, являясь коллективными субъектами финансового права, выступают, в качестве уполно­моченных государством органов. Будучи наделены государством компетенцией в сфере его финансовой деятельности, они находят­ся в постоянно длящихся отношениях с государством, где упол­номочены выражать государственную волю в установленных им пределах.

  В круг представительных и исполнительных органов государ­ственной власти в качестве субъектов финансового права входят органы как федерального, так и регионального уровня, а органов исполнительной власти — органы общей и специальной компетенции.

  Представительные органы государственной власти высту­пают коллективными субъектами финансового права, осуществляя государственный финансовый контроль через свои комиссии и комитеты. На федераль­ном уровне в ведении Государственной Думы Федерального Соб­рания РФ, находится Контрольно-бюджетный комитет, наделен­ный этой, функцией. Государственный финансовый контроль проводится и через Комитет по бюджету, налогам, бан­кам и финансам. Во всех остальных случаях осуществления фи­нансовой деятельности государства (рассмотрение, утверждение бюджетов и отчетов об их исполнении и т.д.) представительные органы государственной власти выступают не как коллективные субъекты финансового права, а от лица государства как субъекта финансового права.

  Исполнительные органы государственной власти общей ком­петенции выступают в качестве коллективных субъектов фи­нансового права в отношении права составления проектов бюд­жетов и их исполнения. Проект фе­дерального бюджета составляется Правительством РФ, а проект бюджета субъекта РФ — соответствующим органом исполнитель­ной власти субъекта РФ.

  Исполнительные органы государственной власти специаль­ной компетенции являются коллективными субъектами финан­сового права в отношении самых различных правомочий в области финансовой деятельности государства, составляющих их компе­тенцию. В числе этих органов: Минфин России и финансовые ор­ганы субъектов РФ, Федеральное казначейство, Министерство по налогам и сборам РФ, Государственный таможенный комитет РФ и т.д.

   К коллективным субъектам финансового права относятся органы судебной власти. Согласно ст. 25 НК РФ они выступают в качестве сборщиков налогов и сбо­ров, т.е. лиц, принимающих от плательщиков налоги и сборы и перечисляющих их в бюджет.

   К коллективным субъектам финансового права относится Центральный банк РФ. Централь­ный банк РФ является органом, осуществляющим финансовую деятельность государства. Поэтому он обладает компетенцией в сфере финансов и является субъектом финансового права. Централь­ный банк РФ является участником отношений в сфере финансов, когда получает из федерального бюджета средства на затра­ты по размещению, выплате доходов и погашению долговых обя­зательств РФ. Являясь субъектом финансового права в отношении обязанности по перечислению в бюджет части прибыли, в отношении права на получение из бюджета средств на обслуживание государственного внутреннего долга, он обладает не компетенцией, а правосубъектностью юридического лица.

  К коллективным субъектам финансового права относятся коммерческие банки, выступаю­щие в качестве юридических лиц, наделенных государством властными полномочиями в сфере государственных финансов.

  В соответствии со ст. 77 БК РФ государственные и муниципаль­ные предприятия являются коллективными субъектами финан­сового права, так как способны приобрести право на получение бюджетных кредитов на условиях как возмездных, так и безвоз­мездных.

  Казенные предпри­ятия следует считать субъектами финансового права в отношении обязанности направления свободного остатка прибыли в доход фе­дерального бюджета.

  Коллективным субъектом финансового права является государственное унитарное предприятие, осно­ванное на праве хозяйственного ведения в отношении обязаннос­ти по перечислению в бюджет доли прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведений предпри­ятия. Эта обязанность предприятия производна от права собст­венности на получение части прибыли предприятия, зафиксированного в ст. 295 ГК РФ, и на практике возникает главным об­разом у некоторых федеральных государственных унитарных предприятий.

   Организации являются субъектами финансового права и в от­ношении обязанности по уплате налогов, сборов, а также произ­водных от нее обязанностей и прав, зафиксированных в ст. 23 и 24 НК РФ. Их правосубъектность в этом случае определена каче­ством юридического лица и наличием вида предпринимательской деятельности, доходов или имущества, которые ука­заны в законодательстве для этих субъектов.

  Организации являются коллективными субъектами финансо­вого права, выступая в качестве налоговых агентов. Согласно п.2 ст. 9, 24 НК (РФ налоговыми агентами признаются организации, на которые? возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюд­жет (внебюджетный фонд) налогов. Финансовая правосубъект­ность организаций как налоговых агентов существует в отноше­нии их обязанностей, зафиксированных в п. 2 ст. 24 НК РФ, а также прав, аналогичных тем, которые имеют налогоплательщи­ки (ст. 21 НК РФ). В числе обязанностей налоговых агентов сле­дующие: 1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и пере­числять в бюджет (внебюджетные фонды) соответствующие нало­ги; 2) в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщи­ка; 3) вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщи­ку; 4) представлять в налоговый орган по месту своего учета до­кументы; необходимые для осуществления контроля за правиль­ностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

   Коллективными субъектами финансового права должны признаваться организации, в обязанность которых вхо­дит представление в налоговые органы информации; необходимой для исчисления налогов, а также выполнения некоторых других операций: Перечень этих организаций дан, прежде всего, в ст. 85 НК РФ. Так, информировать налоговые органы обязаны: 1) орга­ны, регистрирующие организации и физических лиц, осуществля­ющих предпринимательскую деятельность без образования юри­дического лица; 2) органы, регистрирующие физических лиц по месту жительства либо рождения и смерти; 3) органы, регистри­рующие недвижимое имущество, являющееся объектом налого­обложения; 4) органы опеки и попечительства, воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населе­ния и проч., которые осуществляют опеку, попечительство или управление имуществом подопечного; 5) органы» уполномоченные совершать нотариальные действия в отношении нотариального удостоверения права на наследство и договоров дарения; 6) орга­ны, выдающие лицензии, свидетельства и иные подобные доку­менты физическим лицам, осуществляющим на свой риск дея­тельность, направленную на систематическое получение дохода от оказания платных услуг.

   В круг этих же субъектов финансового права включаются и банки, которые в соответствии со ст. 86 НК РФ обязаны сообщать в налоговые, органы об открытии или за­крытии счета организации, индивидуального предпринимателя; Кроме того, банки являются коллективными субъектами финан­сового права и в отношении обязанностей по приостановлению опе­раций по счетам налогоплательщиков и взысканию налогов и сбо­ров по решению налогового органа; Эти обязанности  банков уста­новлены в ст. 60 и 76 НК РФ.

 

Вопрос 5. Индивидуальные субъекты финансового права 

   Индивидуальными субъектами финансового права являются физические лица, выступающие как граждане, иностранные граждане и лица без гражданства. Очень редко индивидуальными субъектами финансового права являются должностные лица.

  Граждане, иностранные граждане и лица без гражданства вы­ступают индивидуальными субъектами финансового права глав­ным образом, в отношении их обязанностей по уплате налогов и сборов, а также в отношении их обязанностей как налоговых агентов. Так, в соответствии с действующим законодательством физические лица являются субъектами в отношении обязанности по уплате подоходного налога, налога на наследование или даре­ние, взносов в некоторые государственные социальные внебюд­жетные фонды и т.д.

  Граждане, иностранные граждане и лица без гражданства име­ют равную финансовую правосубъектность, а поэтому они обозна­чены в законодательстве через категорию «физические лица». На­пример, законодатель, определяя субъектов налогового права — налогоплательщиков, использует в ст. 19 НК РФ понятие, «физи­ческие лица». При этом согласно п. 2 ст. 11 НК РФ к физическим лицам — индивидуальным субъектам финансового права, отно­сятся и те, которые осуществляют предпринимательскую деятель­ность без образования юридического лица, а также частные но­тариусы, частные охранники, частные детективы и иные физи­ческие лица, занимающиеся деятельностью, не отнесенной граж­данским законодательством к предпринимательской. Физические лица как индивидуальные субъекты финансово­го права выступают и в качестве налоговых агентов (п. 2 ст. 9, ст. 24 НК РФ).

   Финансовая правосубъектность физического лица определя­ется его правоспособностью и дееспособностью (деликтоспособностъю). Финансовая правоспособность физических лиц, как и их право­способность в других отраслях права, возникает с момента рож­дения и является общей, абстрактной предпосылкой правообладания.

  Если сущность правоспособности физического лица составляет государственная воля, то ее содержание раскрывается в круге тех прав и обязанностей, которые способно иметь лицо. Государство признает лицо правоспособным в оп­ределённых границах.

  Финансовая правоспособность физического лица характери­зуется через его юридические обязанности. Это объ­ясняется особенностями финансово-правового регулирования. Государство призывает субъектов к соблюдению финансово-правовых норм преимущественно через установление позитивных обязываний.

  Содержание финансовой правоспособности физического лица раскрывается и через его права, закрепленные в законодательстве. Как правило, финансовые права физического лица носят производный от обязанностей характер.

  Финансовая правоспособность физического лица осуществля­ется с помощью дееспособности, которая представляет собой способность лица своими действиями осуществлять юридические права и обязанности. Финансовая дееспособность физичес­кого лица выполняет две основные функции: юридическую и со­циальную.

  Юридическая функция - финансовая дееспособ­ность физического лица является средством реализации его фи­нансовой правоспособности.

   Социальная функция финансовой дееспособности проявляется в обеспечении для личности возмож­ности осуществлять свои налоговые обязанности перед государст­вом и нести ответственность за неправомерное поведение.

   Дееспособность физического лица во всех отраслях права на­ступает по достижении определенного возраста. В налоговом законодательстве этот вопрос последовательно не решен. В частности, в НК РФ не дано понятия налоговой право­способности и дееспособности физического лица. Однако в п.2 ст. 107 НК РФ определен возраст наступления налоговой деликтоспособности физического лица — 16 лет. Такое решение законодателем вопроса о налоговой правоспособности физического лица не согласовано с гражданским, трудовым законодательством. У конкретного физического лица налоговая дее­способность теоретически в большинстве случаев (но не всегда) может возникнуть только тогда, когда оно уже реализовало свою гражданскую или трудовую дееспособность. Другими словами, физическое лицо только тогда может быть реально налоговодееспособно, когда оно уже приобрело объекты налогообложения: имущество, доходы и т.д.

   Существуют случаи, когда финансовая дееспосообность физического лица не производна, а направлена на реализацию его гражданско-процессуальной дееспособности. Taк физическое лицо уплачивает госпошлину, т.е. реализует финансовую дееспособность для того, чтобы подать исковое заявление в суд, т.е. реализовать свою гражданско-процессуальную способность.

   Так, в соответствии со ст. 173 КЗоТ РФ лица, достигшие 15 лет, а в ряде случаев с согласия родителей, усыновите попечителей — и лица, достигшие 14-летнего возраста, быть приняты на работу. В соответствии со ст. 26 ГК несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей – родителей, усыновителей или попечителей. Вместе с тем они вправе самостоятельно, без согласия вышеназванных лиц: а) распоряжаться заработком, стипендией и иными доходами; б) осуществлять авторские права на произведения науки, литературы или иску изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности; в) в соответствии с законом вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими; г) совершать мелкие бытовые сделки, и иные сделки, предусмотри п. 2 ст. 28 ГК РФ. Из этого следует, что с 14 лет физические лица в результате своей трудовой деятельности получают доходы, которые являются объектом подоходного налогообложения.

  Таким образом, фактическая налоговая дееспособность физических лиц может наступать с 14 лет при получении ими доходов, возникающих из трудовых правоотношений, и при получении доходов и имущества, возникающих из гражданских правоот­ношений.

   У физических лиц, получающих в закон­ном порядке доходы или имущество с 14 лет, должна возникать полная налоговая дееспособность, т.е. эти физические лица долж­ны осуществлять свои налоговые обязанности и права без сог­ласия законных представителей. Это объясняется тем, что нало­говые правоотношения — это отношения власти и подчинения, отношения неравенства сторон.

   Однако признавая несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет налоговодееспособным, надо учитывать, что возможны си­туации, когда такие несовершеннолетние, совершив сделку с письменного согласия родителей, усыновителей или попечите­лей, не имеют средств для выполнения налоговой обязанности. Например, получив в дар приватизированную квартиру, несовер­шеннолетний не имеет источника дохода для уплаты налога на имущество поскольку еще нигде не работает.

   Сегодня налоговая деликтоспособность физического лица воз­никает с 16 лет (п. 2 ст. 107 НК РФ). Отсюда следует, что, получив с 14 лет доходы и имущество, физическое лицо в законодательном порядке как бы освобождается, от налогового бремени и не несет ответственности до 16 лет.

В большинстве случаев финансовая правосубъектность физи­ческого лица характеризуется наличием (совпадением) в одном лице правоспособности и дееспособности. Но в ряде случаев воз­можно их несовпадение. В связи с тем, что несовершеннолетние в возрасте, до 14 лет (малолетние) являются субъектами граждан­ского права, они могут быть собственниками имущества и доходов, являющихся объектом налогов, сборов и т.д. Однако они не яв­ляются дееспособными, т.е. сделки от их имени (за исключением мелких бытовых и приравненных к ним сделок) по приобретению этого имущества и доходов могут совершать только их родители, усыновители или опекуны. Отсюда вполне правомерно предпола­гать, что приобретать и осуществлять налоговые обязанности и права от имени малолетних также должны их родители, усыно­вители или опекуны.

  Налоговая правосубъектность малолетних, возникающая из реализации их гражданской правосубъектности, характеризуется тем, что малолетние обладают налоговой правоспособностью, ко­торую осуществляют от их имени другие лица. Таким образом, в налоговом праве возможна ситуация, когда налоговая правоспо­собность, одного лица дополняется дееспособностью другого лица.

  Элементы налоговой правосубъектности распреде­ляются между малолетним как субъектом налогового права и его родителями, усыновителями или опекуном. Режим налоговой правосубъектности малолетних граждан не закреплен в законодательстве.

   Помимо физических лиц к числу индивидуальных субъектов финансового права относятся некоторые категории должност­ных лиц. Прежде всего — это сборщики налогов и (или) сборов. В соответствии со ст. 25 НК РФ должностные лица, выступающие в качестве сборщиков налогов (сборов), осуществляют «прием от налогоплательщиков и (или) плательщиков сборов средств в уп­лату налогов и (или) сборов и перечисление их в бюджет».

   К их числу следует относить: нотариусов государственных нотариальных контор; должност­ных лиц органов исполнительной власти и консульских учреж­дений, уполномоченных совершать определенные нотариальные действия, а именно: взимать госпошлину.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!