Тема № 6: «Финансовые правоотношения»

«Финансовые правоотношения»

Вопрос 1. Особенности и виды финансовых правоотношений

Понятие финансовых правоотношений и их особенности

   В сфере финансовой деятельности государства и местного самоуправления складываются различные и многообразные со­циальные взаимоотношения. Среди них финансовые отношения содержат в себе наиболее общие признаки движения (распределения, перераспределения) и соотношения между собой финансовых средств различных уровней.

   В результате правовой регламентации фи­нансовых отношений государство придает им юридическую формализованность и финансовые отношения приобретают новое качество и особый вид — становятся право­выми.

   Вне правовых отношений финансовая деятельность неосу­ществима. Только при взаимосвязанных юридических правах и обязанностях, реализация которых гарантируется мерами госу­дарственного принуждения, может быть обеспечено получение го­сударством и органами местного самоуправления запланирован­ных доходов, их распределение и использование соответственно намеченным планам и программам.

   Финансовые отношения обусловлены фактом существо­вания государства, поэтому внешне выражаются в тех формах, которые им определяет государство. В финансовой сфере госу­дарство посредством права устанавливает виды доходов бюдже­тов, порядок установления и взимания налогов, определяет спо­собы использования валютных ценностей и т. д.

   Само государство (или муниципальное образование) в интересах общества осуществляет финансовую деятельность: организует по­ступление денежных средств в различные государственные (муни­ципальные) денежные фонды, распределяет и использует их на социально-экономические программы и другие общественно необ­ходимые потребности. При этом государственные органы наделе­ны властными полномочиями: они вправе издавать предписания, обязательные для исполнения другими участниками финансовых правоотношений — предприятиями, организациями, учрежде­ниями, гражданами. Такого рода предписания могут быть адресо­ваны также другим государственным органам согласно подчинен­ности и подконтрольности. Однако государственные органы, вы­ступая в финансовых правоотношениях от имени государства, имеют не только право властных предписаний, но и обязанности, связанные с правами других участников финансовых правоотно­шений. Аналогично взаимодействуют с участниками финансовых правоотношений и органы местного самоуправления. Права всех участников финансовых правоотношений находятся под защитой государства, реализация их, как и выполнение финансовых обя­занностей, обеспечивается его принудительной силой.

   В процессе финансовой деятельности государства и местно­го самоуправления складываются и такие отношения, которые не требуют правового регулирования (например, аналитический учет, подготовительные расчеты проектов бюджетов и т. п.). Однако названная категория финансовых отношений не опре­деляет сущности финансовой деятельности государства и мест­ного самоуправления, поэтому именно финансовые правоотно­шения необходимы для осуществления целей в области аккуму­лирования, распределения и использования публичных финансов.

  Финансовые правоотношения — своеобразный синтез пра­вовых и экономических материй, являясь как бы экономико-правовой категорией. На экономическую природу финансовых правоотношений обращал внимание Е. А. Ровинский, отмечая, что «важнейшая особенность финансовых правоотношений за­ключается в том, что они являются юридической формой выражения и закрепления финансовых отношений, которые сами, в свою очередь, являются формой определенных экономических отношений». В финансовой деятельности государства и муни­ципальных образований разновидностью экономических отно­шений являются отношения по аккумулированию доходных источников в бюджеты, по поводу бюджетного финансирова­ния, отношения в сфере межбюджетного субсидирования и т. п. Развитие федеративных отношений и становление института местного самоуправления обусловливают активное использова­ние имеющихся финансовых инструментов и развитие новых механизмов финансовой деятельности. Следовательно, финан­совые правоотношения охватывают совокупность денежных от­ношений, связанных с аккумулированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фон­дов денежных средств государства или муниципальных образо­ваний в целях материального обеспечения задач и функций конкретной территории.

   Таким образом, финансовые правоотношения — это экономико-правовые общественные отношения, урегу­лированные нормами финансового права, имеющие властно-имуще­ственный характер и выражающие публичные интересы.

Признаки финансовых правоотношений

   Финансовое правоотношение представляет собой разновид­ность правовых отношений, поэтому оно обладает общими при­знаками любого правоотношения, но имеет и характерные особенности.

   Общие признаки финансовых правоотношений:

  = возникают, изменяются или прекращаются только на основе правовых норм;

  = индивидуально определены участники каждого конкретного правоотношения;

  = связь между участника­ми правоотношения выражается через их субъективные права и юридические обязанности;

  = носят волевой характер;

  = охраняются государством.

   Специфические признаки финансовых отноше­ний вытекают из особой сферы их возникновения - финансовой деятельности государства и муниципальных образований:

  во-первых, они возникают и функционируют в процессе планового аккумулирования, распределения и использования государственных или муниципальных денежных фондов;

  во-вторых, являются разновидностью имущественных отно­шений, носящих публичный характер. В ходе осуществления финансовой деятельности возникают и процессуальные (организационные) правоотношения, но они имеют вторичный (производный) характер, т.к. обеспечивают движение финансовых ресурсов государства и муниципальных образований;

   в-третьих, требуют обязательного участия государства или муниципального образования в лице компетентных органов или должностных лиц;

   в-четвертых, большинство финансовых правоотношений построены по схеме «власть — подчинение»;

  в-пятых, юридическая ответственность недобросовестного участника финансового правоотношения наступает не перед второй стороной, как в большинстве других отраслей права, а непосредственно перед государством.

   Определяющим признаком при отграничении финансового правоотношения от смежных правоотношений (например, ад­министративных, гражданских, конституционных) является их возникновение в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований и урегулирование нормами права.

   Финансовые правоотношения отличаются тем, что они:

   1) воз­никают в процессе финансовой деятельности государства;

  2) одним из субъектов в этих правоотношениях всегда является управомоченный орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение) или высший, а также местный орган государственной власти;

  3) они почти всегда возникают по поводу денег — денежного плате­жа в доход государства, государственного расхода и т.п.

   Эти три отличительные черты в совокупности выделяют финансовые правоотношения среди других ви­дов правоотношений. Например, административные штрафы нала­гаются определенным органом государства и являются денежными, но они не возникают из финансовой деятельности государства и имеют цель не формирование фондов денежных средств, а нака­зание правонарушителей, поэтому данные отношения регулируются не финансовым, а административным правом.

   В финансовых правоотношениях, как правило, отчетливо вы­ступают два правовых элемента: государственно-властный (органи­зационный) и имущественный.

   Финансовая деятельность основывается на государственных ак­тах. Мобилизация и расходование государством де­нежных средств представляет собой деятельность материального, имущественного характера. Поэтому финансовые правоотношения являются властно-имущественными отношениями.

   Властно-имущественный характер типичен и для определенных административных правоотношений (конфискация и реквизиция, административные денежные штрафы, переход в муниципальную собственность бесхозяйного имущества). Но эти правоотноше­ния возникают, изменяются и прекращаются в процессе управлен­ческой деятельности государства, не связанной непосредственно с организацией финансовой деятельности, с поступлением денеж­ных средств в доход государства.

 

Вопрос 2. Виды финансовых правоотношений

   Многообразие финансовых правоотношений предполагает разнообразные способы их классификации. Лучшему представлению о финансовых правоотношениях, по­ниманию их содержания и особенностей помогает их классифика­ция по разным основаниям: по кругу участников, по способам го­сударственной защиты, по длительности и др.

   По своему материальному содержанию финансовые правоотно­шения группируются по следующим видам:

  1) бюджетные;

  2) нало­говые;

  3) в области страхования;

  4) кредита (государственного и банковского);

  5) расчетов, регулируемых финансовым правом:

  6) финансовые правоотношения по поводу регулирования денежно­го обращения и валютного регулирования;

  7) контрольные.

   По способу реализации прав финансовые пра­воотношения подразделяются на регулятивные и охранительные.

   Регулятивные - основаны на пра­вомерных действиях участников финансовых правоотношений, составляют основу соблюдения финансовой дисциплины и наиболее часто используются субъектами финансового права в про­цессе аккумулирования, распределения и использования госу­дарственных (муниципальных) денежных фондов. С помощью этого вида финансовых правоотношений обеспечивается реали­зация регулирующей функции права.

   Охранительные - возникают вслед­ствие совершения правонарушения и означают правовую связь между государством (муниципальным образованием) в лице компетентного органа или должностного лица и правонаруши­телем в процессе выявления факта финансового правонаруше­ния, а также применения к нарушителю финансово-правовых санкций. Через действие охранительных финансовых правоот­ношений реализуется охранительная функция права.

   В зависимости от структуры финансовой системы России финансовые правоотношения подразделяются на: бюджетные; внебюджетные; кредитные; страховые; складывающиеся в сфе­ре финансовой деятельности предприятий.

   По характеру финансово-правовых норм, ле­жащих в основе финансовых правоотношений, последние быва­ют материальными и процессуальными. В материальных финансовых правоотношениях реализуются права и обязанности субъектов по получению, распределению и использованию определенных финансовых ресурсов. Эти финансовые ресурсы выражены в конкретном размере или определенном виде доходов и расходов. Основное содержание субъективных ма­териальных финансовых прав и обязанностей заключается в воз­можности или необходимости получения, уплаты, распределения, расходования, перераспределения, изъятия и т. п. этих конкретно определенных объемов финансовых средств. В результате реализа­ции данных прав и обязанностей в конечном итоге регулярно обра­зуются и используются государственные и муниципальные денеж­ные фонды.

   В процессуальных финансовых правоотношениях выражается юридическая форма, в которой происходит получение государст­вом или органами местного самоуправления в свое распоряжение финансовых ресурсов, их распределение и использование. Поэто­му процессуальные субъективные права и обязанности (полномо­чия) направлены на использование определенной юридической формы и порядка финансовой деятельности. Например, на стадии составления проекта бюджета к ним относятся обязанность Прави­тельства РФ представить в установленный срок Государственной Думе проект федерального бюджета по определенному перечню показателей. Процессуальные финансовые правоотношения осу­ществляются путем использования установленных форм и видов актов государственных органов и органов местного самоуправле­ния, соблюдения определенной последовательности и сроков тех или иных действий.

  Между процессуальными и материальными финансовыми пра­воотношениями существует неразрывная связь. Процессуальные финансовые правоотношения имеют значение именно как форма реализации материальных прав и обязанностей в области финан­сов. По словам К. Маркса, «форма лишена всякой ценности, если она не есть форма содержания». Вместе с тем правильно избран­ная процессуальная форма способствует наилучшему осуществле­нию материальных прав и обязанностей в области финансов, по­скольку не только содержание, но и формы существенны. Поэто­му одним из важных факторов повышения уровня финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления яв­ляется совершенствование процессуальной стороны этой деятель­ности.

   Помимо рассмотренных видов финансовые правоотношения могут быть подразделены:

  по структуре их юридического содер­жания — простые и сложные;

  по объектуиму­щественные и неимущественные;

  по юридическому характеру взаимоотношений участников — на вертикальные и горизон­тальные;

  по форме проявлениядвусторонние и многосто­ронние и т.д.

 

Вопрос 3. Структура (элементы) финансово-правовых отношений

Понятие структуры финансового правоотношения

   Финансовое правоотношение, как и любое иное органически целое образование, имеет свою строго определенную структуру (состав), т. е. совокупность составляющих его взаимосвязанных элементов: субъект, объект, содержание (субъективное право и юридическая обязанность). Все составные части финансового правоотношения направлены на достижение целей финансовой деятельнос­ти государства (муниципальных образований) и обусловлены спецификой этой деятельности.

   Кроме указанных элементов на возникновение и существование или прекращение финансового правоотношения влияют различные юридические факты, которые называются основанием правоотношения. Это своего рода четвертый элемент без которого финансового правоотношения может не возникнуть (или трансформироваться).

   Каждый элемент правоотношения выполняет особые, только ему присущие функции. При отсутствии хотя бы одного из названных элементов стано­вится невозможным наличие и самого финансового правоотно­шения. Благодаря такому составу финансовое правоотношение оказывается в состоянии выполнить все возлагаемые на него функции в процессе финансовой деятельности государства и местного самоуправления.

   Содержание финансового правоотношения как способа реа­лизации норм финансового права в реалии финансовой деятель­ности выражается в следующих трех функциях:

   во-первых, финансовое правоотношение детализирует круг лиц, на которых распространяет свое действие финансово-пра­вовая норма, таким образом, в финансовом правоотношении участвуют не абстрактные субъекты, а индивидуально опреде­ленные лица;

  во-вторых, оно переводит абстрактные права и обязанности в плоскость финансово-правового статуса конкретных субъек­тов. При этом возможна конкретизация или дополнение соста­ва финансового правоотношения с учетом определенных усло­вий его осуществления (например, финансовая деятельность муниципальных образований осуществляется на основе мест­ных традиций и особенностей);

  в-третьих, финансовое правоотношение создает конкретные ситуации для реализации мер государственного принуждения и реализации финансово-правовых санкций в случаях неисполне­ния или ненадлежащего исполнения субъектами своих обязан­ностей.

Элементы финансового правоотношения и их характеристика

  Финансовые правоотношения — это урегулированные норма­ми финансового права общественные отношения, участники ко­торых выступают как носители юридических прав и обязаннос­тей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных фондов и доходов.

  Во всех этих правоотношениях субъектами являются государст­во, хозяйствующие субъекты, организации, учреждения, а также граждане.

  Государство в целом становится субъектом финансовых право­отношений, когда оно регулирует их между РФ и субъектами Феде­рации, между ними и органами местного самоуправления. В этих правоотношениях государство выступает в лице высших и местных органов, компетенция которых в области финансов установлена конституцией РФ и конституционными правовыми актами субъек­тов Федерации, а также законодательными и другими нормативны­ми актами.

  Как субъект финансового права государство выступает также через специальные управомоченные финансовые органы (кредит­ные организации), представляющие интересы государства.

  Финансовый орган (кредитная организация) осуществляет эти правомочия независимо от того, кто является второй стороной фи­нансовых правоотношений — государственный орган, хозяйствую­щий субъект или физическое лицо.

  Учреждения и организации, состоящие на бюджетном финансировании, это тоже участники финансовых правоотношений. Субъектами в этих правоотношениях выступают распорядители бюджетных средств, которые несут ответственность за правильное их расходование в меру фактических потребностей, за постановку учета и отчетности расходуемых по смете ресурсов.

  Субъектами финансового права являются отдельные физиче­ские и юридические лица. Основным признаком правосубъектно­сти гражданина и юридического лица в финансовых правоотноше­ниях считается наличие самостоятельного источника дохода (зара­ботка имущества на территории РФ).

   Субъектами правоотношений наряду с гражданами РФ могут быть иностранцы (или лица без гражданства), проживающие и ра­ботающие в РФ или имеющие на территории РФ законом разре­шенные источники доходов, если особыми соглашениями они не освобождаются от уплаты налогов.

   Основанием возникновения, изменения и прекращения финан­совых правоотношений являются юридические факты, т.е. преду­смотренные нормами финансового права действия или события, которые влекут возникновение, изменение или прекращение у от­дельных юридических или физических лиц финансовых прав и обя­занностей.

   Финансовые правоотношения возникают, изменяются и пре­кращаются при наличии определенных условий, предусмотрен­ных нормами финансового права. Такими условиями служат юридические факты — конкретные жизненные обстоятельства, при которых на основе правовой нормы между субъекта­ми финансового права должны сложиться правоотношения. Многообразие видов финансовых правоотношений обусловлива­ет наличие огромного количества жизненных обстоятельств, при­знаваемых финансовым законодательством в качестве юридичес­ких фактов.

   Юридические факты как основания финансовых правоотношений по волевому признаку делятся на действия и события.

   Юридические факты-действия — это поведение субъектов финансового права, осуществляемое согласно их воле и жела­ниям. Такое поведение может полностью соответствовать тре­бованиям действующего финансового законодательства либо ему противоречить. В зависимости от степени согласования с финансово-правовыми нормами юридические факты-действия подразделяются на правомерные и неправомерные.

   В состав правомерных действий входят юридические акты, юридические поступки и правомерные действия, совершаемые с намерением достичь определенного финансово-правового ре­зультата или создающие какой-либо выраженный в материаль­ной форме результат.

   Большую часть неправомерных действий составляют финан­совые правонарушения, т. е. виновные противоправные действия или бездействие. Неправомерными являются и так называемые объективно-противоправные действия, т. е. акты поведения субъектов финансового права, приводящие к противоправному результату. К названной группе относятся, например, случаи неисполнения налогоплательщиком обязательств вследствие действия непреодолимой силы; принятия субъектами РФ фи­нансовых нормативных правовых актов, противоречащих Кон­ституции РФ, федеральному законодательству либо содержащих иные правотворческие ошибки и т. д.

   Для финансовых правоотношений наиболее ха­рактеры такие юридические факты, как утверждение финансово-плановых актов. В них конкретно выражены права и обязанности участников правоотношений в области финансовой деятельности.

   На основании правовых норм и финансовых планов общего зна­чения принимаются индивидуальные финансово-правовые акты, которые также ведут к возникновению, изменению или прекраще­нию финансовых правоотношений. Это, например, извещение на­логоплательщика налоговым органом о необходимости уплаты оп­ределенной суммы налога, распоряжение министерства о передвижении средств по статьям смет подведомственных учреждений в рамках сводной сметы этого министерства, о выделении временной финансовой помощи подведомственным предприятиям и др.

   При неисполнении участниками финансовых правоотношений в своих обязанностей возникают правоотношения, связанные с применением мер ответственности (начисление пеней на невнесенную сумму налогового платежа в государственный или местный бюджет, прекращение финансирования при использовании средств не по целевому назначению и др.).

   Юридические факты-события — это обстоятельства, не зависящие от воли людей (смерть и рождение человека, стихийное бедствие). События могут быть относительные и абсолютные.

   Относительные события изначально могут быть связаны с волей-действием человека, но их развитие выходит из-под контроля и человек не может на них влиять (Чернобыльская авария).

   Абсолютные события изначально не связаны с действиями человека и не зависят от его воли (извержение вулкана, землетрясение, цунами).

   Правовая норма может связывать с ними возникновение, изменение или пре­кращение финансовых правоотношений.

   События представляют собой обстоя­тельства, порождающие юридически значимые последствия, но не зависящие от воли людей. Например, смерть налогоплатель­щика прекращает налоговое правоотношение; увечье, получен­ное сотрудником налоговой полиции при исполнении им своих служебных обязанностей, является страховым случаем, т. е. юридическим фактом, лежащим в основе права требования вы­платы страхового возмещения, рождение у гражданина ребенка, достижение лицом определенного возраста влияют на правоотношения по поводу налоговых платежей; в связи со стихийными бедствиями, эпидемиями возникают право­отношения по поводу предоставления субвенций из вышестоящего бюджета в нижестоящий.

   Возникновение финансово-правовых отношений обычно осуществляется на основании правового нормативного или индиви­дуального юридического акта. Таким нормативным актом в области финансовой деятельности государства является Федеральный закон «О федеральном бюджете», который принимается ежегодно. Инди­видуальным нормативным актом — извещение финансовым орга­ном гражданина о необходимости уплатить какой-либо налог. Как событие может рассматриваться, например, увеличение числа иж­дивенцев в семье, что ведет к уменьшению налога на доходы физи­ческих лиц, т.е. данное событие изменяет финансово-правовое от­ношение.

   Изменение финансовых правоотношений также происходит на основе нормативного акта, в связи с изменением предусмотренных в нем фактов и событий. Например, факт увеличения или умень­шения размера бюджетных ассигнований вызывает изменение дан­ного правоотношения.

   Прекращение финансовых правоотношений связано, например, с:

  1) погашением финансового обязательства в результате уплаты суммы в срок или взыскания недоимки (просроченного платежа);

  2) выполнением задания по государственным доходам, по бюд­жету или внебюджетным фондам;

  3)  использованием выданных бюджетных ассигнований;

  4) осуществлением  компетентными  органами  права  сложения недоимок по налогам и т.д.

Если Вы искали лазерную резку фанеры в мМоскве, то я рекомендую Вам обратиться в компанию Люмен Маркет. Они выполнят заказ в самые короткие сроки, при этом качество выполненных работ будет на самом высоком уровне. Работы выполняются на лазерном станке, который осуществляет резку с самыми высокими допусками точности!. На ихз сайте Вы можете посмотреть фото и видео выполненных ими работ. Посмотреть видео особенно интересно, ведь там сразу видно как быстро выполняются эти работы и как вырезаются с высокой точностью даже самые сложные детали произвольных форм.

резка фанеры

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!