Тема № 4: «Система и источники финансового права»

«Система и источники финансового права»

Вопрос № 1. Система финансового права

Понятие системы финансового права

   Финансовое право как отрасль права имеет свою систему, в которой выделяются комплексы однородных норм финансового права, регулирующих определенные группы общественных от­ношений, входящих в его предмет. Система финансового права основывается на логическом, последовательном разделении норм финансового права и их объединении в однородные пра­вовые комплексы (институты) с учетом содержания и характера регулируемых ими отношений в сфере финансовой деятельнос­ти государства и местного самоуправления.

   Правовые нормы, регулирующие финансовую деятельность го­сударства, группируются внутри отрасли финансового права в опре­деленные правовые институты и подотрасли. Институты — это взаимосвязанные и взаимно обусловленные группы правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения определен­ной узкой области внутри отрасли права. Подотрасль права — бо­лее крупная группировка норм права, регулирующих однородные общественные отношения, включающая несколько институтов пра­ва. Порядок их расположения и изу­чения институтов внутри отрасли права объективно обусловлен самой системой общественных отношений в области финансовой деятельности государства.

   Система финансового права имеет объективную основу: ее построение обусловлено структурой финансового законодательства и потребностями практики финансовой деятельности государства и местного са­моуправления, которая оказывает существенное влияние на формирование подотраслей и институтов финансового права, помогает определить их роль в процессе аккумулирования, рас­пределения и использования государственных и муниципаль­ных денежных средств.

  Финансовое право представляет собой совокупность созда­ваемых и охраняемых государством норм. Все финансово-пра­вовые нормы согласованы между собой.

  Система финансового права — это его внутренняя струк­тура (строение, организация), которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся обще­ственных отношений в финансовой сфере.

   Характерные черты систе­мы финансового права: единство, различие, взаимодействие, способность к деле­нию, объективность, согласованность, материальная обуслов­ленность.

   Единство юридических норм, образующих финансовое пра­во, определяется:

  во-первых, единством выраженной в них го­сударственной воли;

  во-вторых, единством принципов, конечных целей и задач финансовой деятельности государства и местного самоуправления;

  в-третьих, единством механизма финансово-правового регулирования.

  Группировка финансово-правовых норм зависит от особенностей и взаимосвязей регулируемых ими финансовых отношений, т.е. имеет объективную основу. Однако право не только отражает общественные отношения; его предна­значение — регулировать и активно воздействовать на них. Поэто­му на построение системы финансового права, группировку его норм, формирование институтов оказывают влияние и потребнос­ти практики.

Элементы системы финансового права

   Нормы финансового права различаются: по своему содер­жанию, характеру предписаний, сферам действия, формам вы­ражения, санкциям и т. д. В системе финансового права выделяются части, разделы, под­отрасли, институты. В основе такого деления лежат разнообразие и специфика финансовых отношений.

Система финансового права

   Финансовое право подразделяется на две части — Об­щую и Особенную.

   В Общую часть включаются нормы финансового права, кото­рые закрепляют: основные общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований, финансово-правовой статус государственных и му­ниципальных органов, систему органов, осуществляющих фи­нансовую деятельность, разграничение их полномочий в дан­ной сфере, основы финансово-правового статуса других субъек­тов, формы и методы финансового контроля, основания и порядок привлечения к финансово-правовой ответственности и т. д.

   Нормы Общей части применяются ко всем финансово-правовым отношениям и действуют относительно всех сфер фи­нансовой деятельности государства и местного самоуправления. Конкретизируются нормы Общей части финансового права в его Особенной части, которая состоит из двух подотраслей и нескольких финансово-правовых институтов.

   В Особенную часть финансового права входят следующие правовые общнос­ти: бюджетное право; налоговое право; правовое регулирование государственных доходов; правовое регулирование государ­ственных расходов; государственные внебюджетные фонды; публичное банковское право; государственный и муниципаль­ный кредит; обязательное государственное страхование; орга­низация денежного обращения и расчетов; валютное регулиро­вание и валютный контроль.

   Так, основ­ной подотраслью финансового права, несомненно, является бюд­жетное право, так как в бюджетной системе аккумулируются ос­новные государственные финансовые ресурсы, предназначенные для финансового обеспечения задач и функций государства и мест­ного самоуправления (см. ст. 6 БК РФ). К централизованным фи­нансам относятся также централизованные государственные вне­бюджетные фонды денежных средств, а нормы, регулирующие дан­ные отношения, образуют институт, входящий в данную подот­расль. Правовые институты, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в данной области, являются ведущи­ми среди других финансово-правовых институтов.

  Бюджет — это доходы и расходы государства, поэтому естест­венно, что самостоятельный раздел финансового права — государ­ственные доходы, где основные нормы — это нормы, регулирующие налоговые отношения, складывающиеся в государстве в отношении как юридических, так и физических лиц и образующие вторую важ­нейшую подотрасль финансового права. К доходам государства от­носятся институты, объединяющие финансово-правовые нормы, регулирующие децентрализованные фонды денежных средств, и нормы в области государственного кредита и страхования.

   Для нормального функционирования финансовой системы го­сударства необходимо не только аккумулировать доходы в центра­лизованные и децентрализованные фонды денежных средств, но и собранные деньги правильно направить и израсходовать. Поэтому следом за институтом государственных доходов идет институт рас­ходов в государстве. Сюда относятся бюджетное финансирование, банковское кредитование, выплаты по государственному долгу и страхованию. Специально следует, наверное, сказать о банков­ском кредите, который является категорией очень сложной, так как через систему банков деньги вначале аккумулируются, собираются государстве, а затем уже расходуются. Таким образом, банковский кредит может рассматриваться одновременно и как институт дохо­дов, и как институт расходов в государстве.

   Поскольку финансовая деятельность — это деятельность, осно­вывающаяся на деньгах и денежном обращении, то в систему фи­нансового права входит институт «деньги и денежное обращение», а также валютное регулирование. Для финансовой деятельности го­сударств большое значение имеет присутствие на финансовом рын­ке иностранной валюты, поэтому об институте валютного регули­рования мы также поговорим.

   Для банковской деятельности очень важен порядок расчетов, устанавливаемый в государстве, поэтому нормы, регулирующие расче­ты, также выделяются в отдельный финансово-правовой институт.

   Таким образом, в системе финансового права нашла отражение объективно существующая финансовая система государства.

   Построение систе­мы финансового права на основе объективно существующих финансовых отношений дает возможность наиболее правильно­го применения финансово-правовых норм и таким образом со­действует укреплению законности и выполнению финансовым правом регулирующей и охранительной функций.

 

Вопрос № 2. Источники финансового права

Понятие источника финансового права

   Термин «источник права» в юриспруденции означает внешнюю форму объективизации, выражения права или нормативной государственной воли.

   Среди источников финансового права немало таких, которые содержат нормы и других отраслей права — конституционного, административного, гражданского и др. К ним относятся законы о местном самоуправлении, о банках, об организации страхования и др.

   Источники финансового права Российской Федерации неоди­наковы по своим правовым свойствам. Среди них имеются законы и акты органов исполнительной власти разных уровней.

  Источники финансового права — это правовые акты представительных и исполнительных орга­нов государственной власти и местного самоуправления, в кото­рых содержатся нормы финансового права.

   Одним из основных направлений финансовой деятельности государства и местного самоуправления является правотворче­ство, в результате осуществления которого образуются источни­ки финансового права.

  Каждый источник финансового права представляет собой созданную или санкционированную госу­дарством определенную правовую форму. Некоторые нормативные правовые акты полностью входят в круг финансово-правовых источников, в то время как другие содержат только отдельные нормы, на­правленные на регулирование публичных финансовых отноше­ний.

   Одновременно отдельные нормы, содержащиеся в источни­ках финансового права, могут входить в состав источников дру­гих отраслей права.

   Источники финансо­вого права образуют иерархично построенную замкнутую систе­му, направленную на комплексное регулирование публичных финансовых отношений.

   Источ­ником финансового права может считаться любой норматив­ный правовой акт, содержащий положения относительно фи­нансовой деятельности государства или местного самоуправле­ния, поскольку нормы финансового права часто содержатся в нормативных актах, относящихся и к другим отраслям права.

   Источники финансового права это внешние конкретные фор­мы его выражения, т. е. правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, содержащие нормы финансового права.

  Содержанием источников финансового права являются пра­вовые нормы, регулирующие:

  - имущественные отношения, скла­дывающиеся в процессе публичной финансовой деятельности,

  - отношения в сфере финансового контроля и

  - отношения по привлечению к ответственности за совершение финансового правонарушения.

   Источники финансового права выполняют две взаимосвя­занные задачи:

  во-первых, они являются неотъемлемой частью финансового правотворчества, которое, в свою очередь, пред­ставляет одно из основных направлений финансовой деятель­ности государства и местного самоуправления.

  во-вторых, источники финансового права представляют со­бой форму существования финансовых норм, т. е. внешнее объективированное выражение общеобязательных правил пове­дения субъектов в финансовых отношениях.

Особенности системы источников финансового права

   Финансовое право относится к некодифицированным отрас­лям права. Однако бюджетное и налоговое право имеют собственные кодифицированные источники — БК РФ и НК РФ. Предпосылки кодификации бюджетного и налогового законода­тельства складывались объективно и обусловлены процессом раз­вития и расширения сферы финансовой деятельности государ­ства, усложнением способов правового воздействия на бюджет­ные и налоговые отношения.

   Теория разделения властей относит правотворчество к ис­ключительной прерогативе законодательной власти. Однако это не означает полной изоляции от правотворчества других ветвей власти — каждая из них принимает участие в процессе правотворчества посредством законодательной инициативы или непосредственно. Непосред­ственное правотворчество исполнительной ветви власти выра­жается в подзаконном нормотворчестве. Судебная власть вы­полняет правотворческие функции при применении ею анало­гии права, аналогии закона, создании судебных прецедентов. В правовом регулировании финансовой деятельности государ­ства особое значение приобретают постановления Конституци­онного Суда РФ. Таким образом, в системе источников финан­сового права выделяются законы и подзаконные нормативные правовые акты.

   Финансово-правовые нормы могут содержаться в актах органов государственного управления — министерств, ведомств и др., ре­гулирующих вопросы финансов в пределах соответствующей от­расли или сферы управления, и, наконец, в локальных актах, при­нимаемых администрацией или иными органами предприятий, организаций, учреждений (например, положение о порядке рас­пределения прибыли).

   Особо следует отметить, что в финансово-правовом регулирова­нии могут действовать и нормативные акты СССР в области отно­шений, еще не урегулированных законодательством Российской Федерации, и не противоречащие ему (например, Положение о главных бухгалтерах, утвержденное постановлением  Совета Ми­нистров СССР от 24 января 1980 г.).

   Немаловажную роль в регулировании финансовой деятельности государства занимают и такие подзаконные акты, как приказы и инструкции Министерства финансов, Министерства РФ по нало­гам и сборам, ГТК и даже письма и телеграммы Центрального бан­ка РФ. Это также подзаконные акты, содержащие нормы финансо­вого права, подлежащие безусловному исполнению.

   Нормативными актами являются и соглашения между финансо­во-кредитными органами по различным финансовым вопросам, в том числе акты, которые регулируют часть отношений, склады­вающихся на рынке ценных бумаг и вообще на финансовом рынке.

   К источникам финансового права относятся и международные договоры, содержащие нормы, которые регулируют финансовые от­ношения между РФ и зарубежными государствами (зарубежным го­сударством). В соответствии со ст. 4 БК РФ и ст. 7 НК РФ в случае противоречия указанных норм нормам российского законодатель­ства применяются правила и нормы международных договоров.

   Федеративное устройство России обусловливает трехуровневую систему источников финансового права, в которой выделяются право­вые акты, принимаемые на:

- федеральном,

- региональном и

- му­ниципальном уровнях.

  Конституция РФ в силу ее юридических свойств является главным источником финансового права и основой норматив­но-юридического регулирования общественных отношений по поводу образования, распределения и использования централи­зованных и децентрализованных денежных фондов государства и муниципальных образований.

   В механизме правового регулирования финансовых отноше­ний необходимо учитывать влияние положений Конституции РФ на текущее финансовое законодательство и в целом на фи­нансовое право. Подобное воздействие Основного Закона назы­вается конституциализацией. Конституциализация правового регулирования финансовых отношений создает ситуацию, при которой публичные имущественные отношения подвергаются воздействию как со стороны конституционного права, так и финансового права.

   Конституционные основы финансовой деятельности подраз­деляются на политические, экономические и организационные требования.

   Политико-правовые основы закрепляются посредством установления Конституцией РФ организации власти (ст. 10), коренных целей построения де­мократического общества, правового государства с развитой системой федерализма (ч. 1 ст. 1). К ним относятся: фе­дерализм, законность, демократизм, разделение властей, пуб­личность, гласность, равноправие субъектов РФ и др.

  Экономико-правовые основы бази­руются на принципах единства экономического пространства (ст. 8), закрепленном в гл. 1 «Основы конституционного строя», и запрета установления препятствий для свободного перемеще­ния товаров, работ, услуг и финансовых ресурсов (ст. 74), зак­репленном в гл. 3 «Федеративное устройство».

  Организационно-правовые основы, определяющие организационную структуру власти и местного самоуправления, в Конституции РФ закреплены в виде разграничения предметов ведения между Российской Фе­дерацией и ее субъектами, а также разграничения компетенции между органами власти федерального, регионального и муни­ципального уровней (ст. 12, 71—73, 130—132). В данную группу включаются и конституционные нормы, определяющие основ­ные начала деятельности государственных органов в финансо­вой сфере.

  Направляющее воздействие Конституции РФ на финансо­вые отношения осуществляется как принципами-законополо­жениями (т. е. нормами, содержащими в себе только некоторую общую идею), так и принципами-нормами (т. е. нормами, не требующими принятия специальных законов).

   Конкретизация правового регулирования финансовых отно­шений осуществляется иными источниками финансового права, целиком специализирующимися на регулировании отношений по аккумулированию, распределению и использованию государ­ственных и муниципальных централизованных и децентрализо­ванных денежных фондов.

   Конститу­ционные нормы устанавливают и прямо обозначают источники права (в том числе финансового) система которых включает:

   1) на федеральном уровне:

  = фе­деральные конституционные законы (ч. 5 ст. 66 и др.);

  = феде­ральные законы (ч. 2 ст. 76 и др.);

  = указы и распоряжения Пре­зидента РФ (ч. 1 ст. 90);

  = постановления Совета Федерации и Государственной Думы (ч. 2, 3 ст. 102, ст. 101) и регламенты па­лат Федерального Собрания РФ (ч. 4 ст. 101);

  = постановления и распоряжения Правительства РФ (ч. 1 ст. 115);

  = Федеративный договор и иные договоры о разграничении предметов ведения и полномочий (ч. 3 ст. 11, ст. 125),

  2) на уровне субъектов РФ:

  = конституции (ус­тавы),

  = законодательство и

  = подзаконные акты субъектов РФ (ч. 2 ст. 5, ст. 66, 72, 76, ч. 2 ст. 85, ст. 125);

  3) на муниципальном уровне:

  = решения органов местного самоуправления (законы МСУ и

  = подзаконные акты главы муниципального образования).

  Нормативные финансово-правовые акты субъектов РФ по форме выражения аналогичны федеральным, поскольку право­вая система субъекта РФ производна и является составной час­тью правовой системы России в целом.

Правотворчество субъектов РФ и муниципальных образова­ний в финансовой сфере носит предварительно санкциониро­ванный характер со стороны государства. По­этому финансово-правовые нормы, создаваемые органами государственной власти субъектов РФ и органами местного са­моуправления в пределах соответствующей компетенции, обла­дают общеобязательностью и гарантированностью со стороны государства, т. е. свойствами правовых норм.

  Региональное и муниципальное правотворчество по финан­совым вопросам осуществляется различными методами. В финансо­вой сфере государство санкционировало региональное и муни­ципальное правотворчество только относительно регулятивных норм. Охранительные нормы, содержащие меры государствен­ного принуждения к нарушителям финансового законодатель­ства, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления создавать не вправе.

  Во многих субъектах РФ и муниципальных образованиях принятие нормативных правовых актов по вопросам финансо­вой деятельности осуществляется по усложненной процедуре: как правило, рассмотрение проектов финансовых нормативных правовых актов представительным органом возможно только при наличии заключения исполнительного органа или согласия главы администрации.

  В качестве источников финансового права финансовые нормативные правовые акты субъектов РФ и МСУ, которые имеют следующие характерные признаки:

  - обяза­тельное соответствие федеральному законодательству;

  - про­странственная ограниченность их юридической силы (действу­ют только в границах соответствующего субъекта РФ или муни­ципального образования);

  - обязательность для исполнения всеми органами власти, гражданами, предприятиями, учрежде­ниями, организациями, расположенными в границах соответ­ствующего субъекта РФ или муниципального образования;

  - в некоторых случаях существует необходимость регистрации фе­деральным органом государственной власти (Министерством юстиции РФ);

  - возможность со стороны субъектов финансового права обжалования в судебном порядке или опротестования в порядке прокурорского надзора.

   Отношения в сфере публичной финансовой деятельности регулируются и локальными нормативными правовыми актами, содержащими финансово-правовые нормы. Таковыми, напри­мер, являются уставы и решения ученых советов государствен­ных высших учебных заведений в части, устанавливающей по­рядок финансовой деятельности конкретного вуза.

Классификация источников финансового права

    Юридической формой осуществления финансовой деятельности являют­ся финансово-правовые акты. Они издаются уполномоченными на то госу­дарственными органами.

Виды финансово-правовых актов

   Финансово-правовые акты можно классифицировать по различным критериям:

  - по юридической силе финансово-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты, которые, как правило, устанавливают общие правила поведения, обращены к широкому кругу лиц и организаций, рас­считаны на неоднократное, длительное применение.

  - субъекту можно разделить на: коллегиальные и единоличные.

  - по компетенции: общей и специальной.

  - по сфере действия: общие, межотраслевые (несколько отраслей) и отраслевые.

  - по принципу разделения властей:

а) акты органов представительной власти;

б) акты органов исполнительной власти.

в) акты органов судебной власти.

  - по форме

   закон, договор, соглашение, указ, приказ, распоряжение, инструкция, положение и др.

  - по уровню правотворчества

= федеральные;

= региональные (субъектов РФ);

= муниципальные;

= локальные (предприятие, учреждение).

  Наличие системы правовых источников, их соподчиненность и согласованность свидетельствуют о самостоятельности отрас­ли финансового права в системе российского права.

  При этом не следует отождествлять финансовое право и финансовое законода­тельство: последнему свойственна комплексность, так как помимо финансово-пра­вовых оно содержит нормы и других отраслей права. К тому же термин «законода­тельство» может пониматься и в собственном смысле слова, т.е. без включения в него нормативных актов незаконодательного характера. Тогда за его пределами остается значительный массив источников финансового права.

 

Вопрос № 3. Действие правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

   Финансово-правовые акты действуют в определенных преде­лах, ограниченных временем, пространством и кругом лиц. Пределы действия финансово-правовых актов имеют значение для практического применения финансово-правовых норм.

Действие акта

  Финансово-правовые акты действуют во времени, начало ко­торого определяется моментом вступления их в силу. Порядок вступления в силу законов установлен Федеральным законом от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального; Собрания», а иных нормативных ак­тов - Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Россий­ской Федерации и нормативных правовых актов федеральных ор­ганов исполнительной власти». Особый порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах установлен в ст. 5 Налогового кодекса РФ.

  Согласно указанным актам существует три способа уста­новления момента вступления в силу финансово-правовых актов:

  Первый - финансово-правовой акт вступает в силу с момента истечения срока после его официального опублико­вания.

  Федеральные законы, регулирующие финансовые отно­шения, вступают в силу на всей территории Российской Федера­ции через 10 дней с момента их опубликования: в официальных изданиях («Российская газета» или «Собрание законода­тельства Российской Федерации».

   Из этого правила су­ществуют исключения. В соответствии со ст. 5 НК РФ «акты за­конодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по исте­чении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу...».

   «Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их офи­циального опубликования». Но и из этого правила существуют исключения, а именно:

   1) федеральные законы, вносящие изме­нения в Налоговый кодекс РФ в части установления новых на­логов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов РФ и акты представительных органов мест­ного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия п. 2 ст. 5 НК РФ);

   2) «акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за налоговые правонарушения либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков: сборов и иных обязанных лиц, имеют обратную силу» (п. 3 ст. 5 НК РФ);

   3) «акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие на­логи и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков или плательщи­ков сборов, а также иных обязанных лиц, или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это» (п. 5 ст. 5 НК РФ). При этом в ч. 2 ст. 5 НК РФ содержится запрет на обратную силу актов законо­дательства о налогах и сборах, устанавливающих новые налоги и (или) сборы, повышающих налоговые ставки, устанавливаю­щих или отягчающих ответственность за налоговые правонару­шения, устанавливающих новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщи­ков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

   Второй - моментом вступления в силу финан­сово-правового нормативного акта является дата его принятия или официального опубликования. К примеру, ФЗ «О Счетной па­лате Российской Федерации» вступил в действие со дня его офи­циального опубликования.

   Третий - финансово-правовой нормативный акт вступает в силу с момента, прямо указанного в нем самом или в законе, спе­циально принятом по этому вопросу. Так, часть первая Налого­вого кодекса РФ вступила в силу с 1 января 1999 г., т.е. с даты, указанной в Федеральном законе «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

   Прекращение действия финансово-правовых нормативных актов определяется:

   1. истечением срока его действия. Например, Федеральный закон от 18 октября 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах» установил, что этот Федераль­ный закон действует до 31 декабря 1998 г. и утрачивает силу, с 1 января 1999 г.;

   2. отменой нормативного акта. Так прекра­щают свое действие большинство финансово-правовых норматив­ных актов. Например, в соответствии со ст. 2 Федерального закона «О введении в действие части первой Налогового кодекса Россий­ской Федерации» с 1 января 1999 г. утрачивает силу Закон РФ от 20 декабря 1991 г. «Об инвестиционном налоговом кредите», Закон РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации и др.;

   3. заменой действующего финан­сово-правового нормативного акта другим актом.

   Действие финансово-правовых нормативных актов в про­странстве ограничивается определенной территорией, в пределах, которой они реализуются:

  = федеральные законы, указы Президента РФ и акты федеральных органов ис­полнительной власти действуют на всей территории Российской Федерации;

  = финансово-правовые нормативные акты субъектов РФ действуют на территории соответствующего субъекта РФ;

  = акты органов местного самоуправления — на территории города, поселка или иного муниципального образования.

   Действие финансово-правовых нормативных актов по кругу лиц, означает их воздействие на тех лиц, которым, адресованы вы­раженные в финансово-правовых нормах предписания.

   Действие финансово-правовых актов по кругу лиц построено:

  А) на принципе территориальности:

   - федеральные финансово-правовые акты рас­пространяют свое действие на всей территории Российской Феде­рации;

   - финансово-правовые акты субъектов Российской Федера­ции - только на территории соответствующего субъекта РФ;

   - фи­нансово-правовые акты муниципальных образований - на терри­тории соответствующих муниципальных образований.

  Б) на принципе резидентства: Закон РФ «О подоходном налоге с физических лиц» распространяется даже на лиц, находящихся на территории иностранного государства и получающих там доходы, при условии, что они являются налоговыми резедентами Российской Федерации. В соответствии со ст. 11 НК РФ налоговым резедентом РФ признается физическое лицо, фактически находя­щееся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!