Тема № 2: «Финансовая деятельность"

«Финансовая деятельность государства»

 

     Вопрос 1. Понятие и методы финансовой деятельности

Понятие финансовой деятельности

   Денежные отношения определяют необходимость и наличие специальной финансовой деятельности государ­ства. Финансовая деятельность любого государства представляет собой про­цесс собирания, распределения (перераспределения) и использования де­нежных средств, обеспечивающих практическое выполнение функций госу­дарства и органов местного самоуправления.

   Финансовая деятельность государства и муниципальных образований выступает необходимой и составной частью меха­низма социального управления, представляет собой отраслевое проявление (разновидность) государственной и юридической деятельности. Обеспечивая движение денеж­ных средств в интересах всего общества, финансовая деятель­ность государства и муниципальных образований носит публич­ный характер. Независимо от того, кто является участником конкретных финансовых правоотношений (государство, субъект РФ, муниципальное образование или их орга­ны, должностные лица), по своей сути, форме и методам право­вого регулирования финансовая деятельность всегда публична с соответствующим распределением предметов ведения и компе­тенции.

   Финансовая деятельность государства заключается в право­мерном поведении субъектов финансового права, направленном на сохранение либо совершенствование юридического механиз­ма регулирования финансовых отношений. Основными направ­лениями воздействия на механизм финансово-правового регули­рования со стороны финансовой деятельности являются право­творчество, правореализация и государственное принуждение.

   Финансовая деятельность государства — это основанная на правовых нормах публичная деятельность субъектов финансового права по созданию оптимального механизма финансово-правового регулирования в целях планомерного аккумулирования, распределе­ния и использования централизованных и децентрализованных де­нежных фондов общего значения.

Содержание финансовой деятельности

    Содержание финансовой деятельности государства опреде­ляется спецификой ее объекта, в качестве которого выступает финансовое право во всем многообразии конкретных проявле­ний правовых норм, правоотношений, правового регулирова­ния и правового сознания. Результатом финансовой деятель­ности становятся юридически значимые последствия, наступле­ние которых желательно для государства (совершенствуется сфера правового регулирования финансовых отношений, скла­дываются позитивные финансовые правоотношения).

ФИН деят

   Сфера финансо­вой деятельности относится к ведению федеральных органов, органов субъектов РФ и органов местного самоуправления.

   Осуществляя финансовую деятельность, государство решает две взаимосвязанные цели — статистическую и динамическую.

   Статистическая цель подразумевает определенную «консерва­цию» финансового состояния государства, сохранение уже дос­тигнутого уровня стабильности и равновесия в доходах и расходах централизованных денежных средств, межбюджетных отно­шениях, валютном регулировании и т. п.

   Динамическая цель направлена на непрерывный процесс правового совершенство­вания, реформирования и развития финансовых отношений.

   Основной же целью Российской Федерации как социального государства является финансовое покрытие затрат на осуществ­ление социально заказанных программ. Эта цель предполагает реализацию бли­жайших (промежуточных) целей этой деятельности: сбор госу­дарством запланированных денежных средств в свои бюджет­ные фонды и запланированное использование денежных средств для решения государственных задач.

   Финансовой деятельности свойственны многие характерные черты, присущие любой юридической деятельности.

  Признаки финансовой деятельности (особенности):

  а) обязательное участие государства или муниципальных об­разований в лице их компетентных органов;

  б) направленность на принятие юридически значимых реше­ний посредством реализации государством правотворческой функции;

  в) оформление принятого юридически значимого решения в соответствующих нормативных правовых актах, имеющих офи­циальный и общеобязательный характер;

  г)  юридическое значение ее результатов не только для пуб­личных субъектов (государства и муниципальных образований), но и для иных субъектов финансового права;

  д) ее осуществление в целях оптимизации и эффективности получения юридически значимых результатов в строго установ­ленном порядке, т. е. посредством аккумулирования, распреде­ления и использования государственных и муниципальных фон­дов денежных средств.

Виды финансовой деятельности

   Классификацию финансовой деятельности можно проводить по нескольким основаниям:

  = сферы общественных отношений, охватываемых финансовой деятельностью,

  = субъекты, осуществляющие финан­совую деятельность,

  = территориальные уровни,

  = формы финансовой деятельности

  = функци­и финансовой деятельности и др.

   Каждый из видов финансовой деятельности имеет все характеристики, присущие  финансовой деятельности в целом, но обладает своими специфическими особенностями, проявляющиеся:

  - в круге субъектов (участников) и их финансовой компетенции (правах),

  - объекте воздействия,

  - действии во времени,

  - наличии определенных целей.

   В зависимости от сфер обще­ственных отношений, регулируемых финансовым правом, можно выделить:

  - бюджетную деятельность государства и муниципаль­ных образований;

  - налоговую деятельность государства и муни­ципальных образований;

  - кредитную деятельность государства и муниципальных образований;

  - финансовую деятельность государ­ственных и муниципальных предприятий;

- государственную дея­тельность в сфере обязательного страхования;

- государственную и муниципальную деятельность в сфере внебюджетных фондов.

   В зависимости от территориального уровня, на котором осу­ществляется аккумулирование, распределение и использование финансов, различают:

  - финансовую деятельность государства (Российской Федерации и субъектов РФ)

  - финансовую дея­тельность муниципальных образований.

   Финансовая деятельность субъекта РФ — это осуществление им функций по планомерному аккумулированию, распределе­нию и использованию фондов денежных средств (финансовых ресурсов) субъекта РФ в целях реализации его задач и функций.

   Финансовая деятельность субъекта РФ осуществляется на основе тех же принципов, методов и форм, что и финансовая деятельность государства в целом, но ей присущи собствен­ные признаки:

  - выражает государственную самосто­ятельность субъекта РФ (в рамках Конституции РФ);

  - осуществляются функции аккумуляции, распре­деления и использования денежных средств в целях обеспече­ния публичных интересов соответствующего субъекта РФ;

  - фун­кции финансовой деятельности субъекта РФ осуществляются специально создаваемыми органами по поручению соответству­ющего региона и от его имени, а также другими органами, ко­торым субъект РФ передает часть своих полномочий в сфере финансовой деятельности;

  - отражает федеративное устройство Российского государства.

   Особенности финансовой деятельности субъектов РФ про­являются во взаимоотношениях с федеральным центром и му­ниципальными образованиями.

   Финансовая деятельность муниципальных образованийэто осуществление соответствующим муниципальным образованием в лице компетентных органов функций по планомерному аккумули­рованию, распределению и использованию централизованных и де­централизованных фондов денежных средств в целях осуществле­ния публичных задач и функций местного сообщества, а также делегированных полномочий государства.

   Финансовая деятельность муниципальных образований представляет собой исторически сложившийся и обусловлен­ный публичным характером институт в структуре финансовой деятельности государства и характеризуется тем, что в ходе ее осуществления организуются и практически осуществляются аккумуляция, распределение и использование денежных фон­дов в целях выполнения задач, предусмотренных местным сооб­ществом, и делегирования полномочий государства.

   Особенностью муниципальной финансо­вой деятельности является обеспечение финан­совыми средствами выполнения целей и задач, предусмотрен­ных местным сообществом, и делегированных полномочий государства. Федеральный закон «О финансовых основах мест­ного самоуправления в Российской Федерации» обязывает орга­ны государства при передаче своих полномочий на местный уровень выделять для их реализации соответствующие финан­совые ресурсы. Сферу (область) муниципальной финансо­вой деятельности представляют финансы соответствующего тер­риториального образования.

   Органы местного самоуправления самостоятельно или с уча­стием государства устанавливают порядок образования и ис­пользования централизованных (в рамках местного самоуправ­ления) и децентрализованных денежных фондов.

   Создаются денежные фонды местного самоуправления в ре­зультате аккумулирования (мобилизации) средств через систему налогообложения, муниципальных кредитов, в результате кон­троля за расходованием финансов местного бюд­жета, добровольных взносов.

 

     Вопрос 2. Методы осуществления финансовой деятельности

   Осуществляется финансовая деятельность специальным ап­паратом на основании разнообразных методов (в том числе - сти­мулов, ограничений и санкций).

   В зависимости от участников финан­совой деятельности методы ее осуществления делятся на две группы:

- методы собирания (мобилизации) фондов денежных средств (добровольные, обязательные и смешанные);

- методы их распределения и использования.

    1) Методы собирания (мобилизации) фондов денежных средств делятся на виды:

МЕТОДЫ собирания

  а) налоговый метод - используется государством для изъятия части доходов граждан, государственных и негосударственных предприятий, органи­заций и учреждений в бюджет;

  б) обязательных взносов (платежей) юридическими и физическими  лицами в Пенсионный фонд, юридическими лицами - в фонды заня­тости населения, социального страхования, обязательного медицинского страхования и др.;

  в) добровольного привлечения денежных средств в форме вкладов населения в банк, приобретение облигаций и дру­гих ценных бумаг, государственных и муниципальных займов, лотерей, благотворительных пожертвований;

  г) взимания сборов и пошлин, то есть платы за услуги, оказываемые уполномоченными на то органами (судебная, таможенная пошлина и т. п.);

  д) с помощью метода страхования образуются страховые фонды;

  е) эмиссия денег - дополнительный выпуск денежных средств в обраще­ние.

   2) Методы распределения фондов денежных средств:

 

  а) финансирование - плановая, целевая, безвозмездная и безвозвратная выдача государственных денежных средств из бюджета;

  б) кредитование - это плановая, целевая, но возвратная и возмездная выдача средств в форме банковских ссуд;

  в) выплаты страховых возмещений, пенсий, пособий, выигрышей осу­ществляемые из образованных ранее соответствующих фондов;

  г) осуществление расчетов между различными субъектами.

   Совокупность однородных, взаимосвязанных по формам и методам ак­кумуляции или распределения денежных средств, экономических отноше­нии принято называть финансовым институтом, к которым относятся, на­пример, все отношения в области бюджета или все отношения в области налогов или кредита.

   Соотношение методов обязательных и добровольных платежей зави­сит от многих факторов: политического курса государства и местных органов власти, потребности в финансовых ресурсах, уровня жизни населения и т. д.

   При распределении денежных средств используются финан­сирование и кредитование.

  Фи­нансирование предназначено для сохранения непрерывной и возобновляющейся производственной деятельности государ­ственных и муниципальных предприятий. Это обеспечение денежными средствами по­требностей расширенного воспроизводства.

   В условиях рыночной экономики государственные и муни­ципальные органы власти финансируют только целевые мест­ные программы. Государ­ственные и муниципальные нужды обеспечиваются за счет бюд­жетных средств и внебюджетных источников, привлекаемых для решения поставленных задач.

   Кроме прямого финансирования в целях экономического развития государство может использовать косвенное финанси­рование в виде налоговых льгот, валютных средств, оставляе­мых на льготных условиях в распоряжении предприятия, и т. п. Конкретные виды, размеры и порядок предоставления финан­совых льгот устанавливаются органами государственной власти и органами местного самоуправления во время утверждения конкретной целевой программы.

   Через бюджетную систему осуществляется и опосредованное финанси­рование государством важных мероприятий и программ.

  Кредитование, как и финансирование, обеспечивает финансовые потребности процесса расширенного воспроизводства, но отличается возмездностью, срочностью и возвратностью. Кредиты из государственных и муниципальных средств предоставляются в основном частным предприятиям, но возможны случаи полу­чения государственных и муниципальных кредитов и бюджет­ными предприятиями, учреждениями, организациями.

   Использование государственных и муниципальных денежных средств осуществляется посредством расчетных операций, которые могут быть в наличной и безналичной формах.

  Финансовая деятельность осуществляется государством как охранительными, так и регулятивными способами, адми­нистративными и экономическими методами. В условиях рыноч­ной экономики применение административных методов в фи­нансовой деятельности сокращается. Они используются в орга­ничном единстве с экономическими методами. Регулирование финансовой деятельнос­ти государства и муниципальных образований в современных условиях направлено на усиление экономической обоснованнос­ти любых административных решений и на устранение элемен­тов администрирования в финансовой деятельности.

 

       Вопрос 3. Органы, осуществляющие финансовую деятельность государства

   Финансовую деятельность осуществляют все государственные органы и органы местного самоуправления, так как выполнение функций государ­ства и местного самоуправления по всем направлениям связано с использованием финан­сов.

   В силу различия задач и правового положения тех или иных государственных органов и органов местного самоуправления масштабы их фи­нансовой деятельности и степень участия в ней различны. Это связано с различным финансово-правовым статусом субъектов управления, который состоит из трех блоков:

  = целевой – включает нормы о целях, функциях, задачах и принципах деятельности;

  = организационно-структурный – правовые предписания, регламентирующие порядок образования, реорганизации и ликвидации; структуру; линейную и функциональную подчиненность;

  =  компетенционный – совокупность властных полномочий и подведомственности (компетенция в области планирования, контроля и др.).

В связи с этим различают:

= органы общей компетенции, осуществляющие финан­совые полномочия в качестве одного из направлений своей де­ятельности,

= органы специальной компетенции, созданные для реализации государственных функций по образованию, распре­делению и использованию фондов денежных средств.

   Органы финансового управления можно классифицировать по различным основаниям.

   В зависимости от объема и характера компетенции можно выделить органы:

  А) общей компетенции, которые осуществляют управление боль­шинством отраслей их сферы деятельности (Правительство РФ, правительства и администрации субъектов РФ);

  Б) специальной компетенции, которые осуществляют отраслевое, либо межотраслевое (функциональное), либо смешанное управление;

   Органы специальной компетенции подразделяются на:

  = отраслевой компетенции - осуществляют руководство отдель­ными сферами или отраслями управления;

  = внутриотраслевой компетенции - руководят в рамках отраслей порученными участками работ (например, территориальные органы федеральных министерств по своим направлениям);

  = межотраслевой (функциональной) компетенции  - выполняют общие специализированные функции для всех или большинства от­раслей и сфер управления);

  = смешанной компетенции, т. е. органы, имеющие признаки как отраслевой, так и межотраслевой сферы деятельности.

   По порядку разрешения подведомственных вопросов органы управления могут быть:

   - единоначальные - в которых решающая власть по всем вопросам их компетенции принадлежит возглавляющему данный орган ру­ководителю;
  - коллегиальные - организационно и юридически объединенные группы лиц, которым принадлежит приоритет в принятии решений по всем вопросам компетенции данных органов (государственные комитеты, феде­ральные комиссии, службы, надзоры, российские агентства). В коллегиальных органах реше­ния принимаются большинством их членов в сочетании с персональ­ной ответственностью за их исполнение, за руководство порученными участками работы. Руководитель принимает решения по внутриведомственным вопросам.

   Систему органов общей компетенции представляют Феде­ральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ.

   Согласно принципу разделения властей прерогативой зако­нодательных (представительных) органов государственной вла­сти является принятие финансовых законов. Кроме правотвор­ческой функции Федеральное Собрание РФ и законодатель­ных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ осуществляет полномочия в сфере финансового контроля.

   Президент РФ как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направ­ления внутренней и внешней политики государства, в соответ­ствии с которой строится финансовая политика. Президент РФ издает указы и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государ­ственных фондов, финансирования государственных расходов федерального уровня, денежно-кредитной политики, организа­ции расчетов, регулирования валютных и других финансовых отношений, организации органов финансово-кредитной систе­мы, через Главное контрольное управление Президента РФ осу­ществляет финансовый контроль.

   В целях совершенствования аналитического и информаци­онного обеспечения деятельности Президента РФ по экономи­ческим вопросам, включая вопросы общегосударственных фи­нансов, бюджета, межбюджетных отношений и др., в составе Администрации Президента РФ образовано Экономическое уп­равление Президента РФ.

   Исполнительные органы государственной власти (Прави­тельство РФ, правительства или администрации субъектов РФ) принимают меры к реализации финансовых законов, осуществ­ляют правотворческие полномочия, принимая и издавая подза­конные нормативные финансово-правовые акты, исполняют бюджет под контролем законодательных (представительных) органов и т. д.

   В структуре Аппарата Правительства РФ созданы Департа­мент государственных финансов, Департамент экономики, Де­партамент финансовых рынков и имущественных отношений, Департамент международного сотрудничества, Департамента регионального развития и др.

   Кредитная деятельность государства тесно связана с валют­ным регулированием и валютным контролем, поэтому Департа­мент государственных финансов реализует государственную политику по регулированию рынка драгоценных металлов и драгоценных камней, осуществляет образование и использова­ние государственных ресурсов драгоценных металлов и драго­ценных камней, организует пробирный надзор.

   Департамент государственных финансов занимается опреде­лением основных направлений денежно-кредитной политики и ее реализацией, организацией денежного обращения, регулиро­ванием деятельности кредитных организаций, совершенствова­нием банковской системы, реструктуризацией кредитных орга­низаций. К вопросам ведения Департамента государственных финансов относятся также организация и регулирование госу­дарственной деятельности в сфере аудита, страхования и бух­галтерского учета.

   Функции финансовой деятельности выполняют также феде­ральные органы исполнительной власти и органы исполнитель­ной власти субъектов РФ, осуществляющие функции государственного управления в рамках определенных отраслей или сфер управления (министерства и ведомства). То же относится и к подобным органам, формируемым мест­ным самоуправлением (отделы, управления администраций и т. п.).

   Среди специализированных органов финансово-кредитной компетенции особо выделяется Министерство финансов РФ. Оно обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, валютной и налоговой политики в стране, координирует дея­тельность в этой сфере иных федеральных органов исполни­тельной власти, издает инструкции, методические указания и другие документы по вопросам организации финансовой дея­тельности.

   Субъектами РФ также создаются подобные органы (мини­стерства финансов или финансовые управления). В системе органов местного самоуправления действуют финансовые отде­лы или управления.

   Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556 «О феде­ральном казначействе» была образована единая централизован­ная система органов федерального казначейства, подчиненная Министерству финансов РФ. В состав этой системы входят Главное управление федерального казначейства Министерства финансов РФ и подчиненные ему территориальные органы по субъектам РФ, городам (кроме городов районного значения), районам и районам в городах.

   На органы федерального казначейства возложены следую­щие задачи: 1) организация, осуществление и контроль за ис­полнением федерального бюджета, управление доходами и расходами этого бюджета; 2) регулирование финансовых отно­шений между федеральным бюджетом и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовое ис­полнение этих фондов и контроль за этими фондами; 3) осу­ществление краткосрочного прогнозирования объемов госу­дарственных финансовых ресурсов и оперативное управление ими; 4) управление и обслуживание совместно с Центральным банком РФ государственного внутреннего и внешнего долга России и др.

   Органы федерального казначейства взаимодействуют с уч­реждениями Центрального банка РФ, иными финансово-кре­дитными учреждениями, налоговыми органами по фактам на­рушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, передают материалы правоохранительным органам.

   Представительные органы местного самоуправления вправе создавать муниципальное казначейство в целях управления средствами местной казны и обслуживания исполнения местно­го бюджета (ст. 14 Федерального закона «О финансовых осно­вах местного самоуправления в Российской Федерации»).

   В особую систему выделяются налоговые органы — Мини­стерство РФ по налогам и сборам и Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям Министерства внутренних дел РФ (далее — ФСЭНП). Главные задачи налоговых органов заключаются в обеспече­нии единой системы контроля за соблюдением налогового за­конодательства, за правильностью исчисления, полнотой и сво­евременностью внесения в бюджет налогов и других обязатель­ных платежей, установленных федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ. В связи с этими задачами налоговые органы контролируют соблюдение законодательства о предпринимательской деятельности, законность сделок, при­менение контрольно-кассовых машин при осуществлении де­нежных расчетов с населением, а также осуществляют валют­ный контроль.

   Деятельность в области налогообложения в рамках своих задач и функций осуществляет также Федеральная таможенная служба РФ. Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности по взиманию налогов и сборов при переме­щении товаров через таможенную границу, контролируют поступление средств в государственные внебюджетные фонды, несут установленную законодательством ответственность.

    К числу других государственных финансово-кредитных орга­низаций относятся государственные внебюджетные фонды (сис­тема органов, управляющих деятельностью по образованию, рас­пределению и использованию целевых финансовых ресурсов).

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!