ГЛАВНАЯ » УЧЁБА и ОБРАЗОВАНИЕ » УЧЕБНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » ФИНАНСОВОЕ ПРАВО » ЛЕКЦИИ ПО ФИНАНСОВОМУ ПРАВУ » Тема № 1: «Финансы и финансовая система государства»

Тема № 1: «Финансы и финансовая система государства»

«Финансы и финансовая система государства»

 

   Вопрос 1. Понятие, функции и роль финансов

Понятие финансов

   Финансы — неотъемлемая часть денежных отношений. Финансы являются распределительной категорией, с помощью которой происходит распределение или перераспределение валового внутреннего продукта и национального богатства. Именно благодаря этому качеству финансов государство и местное самоуправление обес­печиваются необходимыми финансовыми ресурсами, использу­емыми в форме денежных фондов.

   Финансовое право представляет собой совокупность взаимо­связанных правовых норм, закрепляющих и регулирующих  круг общественных отношений и связей между частными и публичными субъектами, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и местного самоуправления.

   Финансовая деятельность государства обеспечивает взаимодействие частного и публичного секторов экономики, национального и междуна­родных рынков капиталов, способствует обеспечению и поддер­жанию экономической безопасности государства.

   По мнению большинства исследователей, термин «финан­сы» восходит к средневековым латинским словам — fmatio, financia pecuniaria, которым предшествовало старолатинское слово figo — вбивать, вколачивать, а позднее — finis, означаю­щее конец, предел, границу, окончание (отметный кол вбивался в землю для отделения одного участка земли от другого). Пер­вым автором научно-практического труда, посвященного фи­нансам, считают Ксенофонта (около 430—355 гг. до н. э.), рабо­та которого называлась «О доходах Афинской республики».

   Финансы можно рассматривать в экономическом и матери­альном аспектах. В экономическом аспекте финансы — это эко­номические отношения, связанные с формированием, распреде­лением и использованием централизованных и децентрализован­ных фондов денежных средств в целях выполнения собственных функций и задач государства или местного самоуправления, а также делегированных полномочий государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства, в процессе которых осуществляются распределение и перераспределение валового внутреннего продукта и контроль за удовлетворением потреб­ностей сообщества.

   В материальном аспекте финансы представляют собой де­нежные фонды государства, государственно-территориальных и муниципальных образований, предприятий, учреждений, орга­низаций, используемые для материального обеспечения потреб­ностей общества и развития производства. Совокупность на­званных фондов денежных средств представляет собой финан­совые ресурсы государства.

Понятие финансов

Особенность финансов как общественных отношений

   Финансы как экономическая категория функционируют в пределах денежных отношений. В содержание финан­сов включаются только те денежные отношения, которые име­ют специфическую финансовую форму движения стоимости, связанную с распределением денежных доходов и накоплений, формированием и использованием определенных фондов де­нежных ресурсов. Самой главной отличительной особенностью финансовых отношений является обязательное участие в них государства. Все прочие виды денежных отношений выходят за рамки финансовых отношений и регулируются другими отрас­лями права.

   Финансовые отношения отличаются от денежных и по при­знаку эквивалентности. Движение денег в большинстве случаев сопровождается встречным движением товаров, работ или ус­луг, т. е. денежные отношения носят эквивалентный характер. Финансы не предназначены для создания встречного удовлет­ворения, их движение не носит характера возмещения. Един­ственное исключение в финансовых отношениях представляют кредитные отношения, возникающие, в частности, при приоб­ретении государственных ценных бумаг.

   Содержание финансов составляют денежные, экономические отношения, которые возникают в процессе формирования, рас­пределения и использования денежных фондов и денежных ресурсов.

   Сущность государственных и муниципальных финансов, за­кономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и их роль в общественном воспроизвод­стве определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства и местного самоуправления.

Финансы как инструмент рыночных отношений

   Как историческая категория финансы появляются в момент расслоения общества на классы, а муниципальные финансы — одновременно с возникновением местного самоуправления. Основные средства государства и местного самоуправления кон­центрируются в соответствующих бюджетах. Причиной, порож­дающей появление финансов, является потребность государства или муниципального образования в ресурсах, обеспечивающая их деятельность.

   Рыночная экономика при всем разнообразии ее моделей, из­вестных мировой практике, характеризуется тем, что представ­ляет собой социально ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Являясь ча­стью рыночных экономических отношений, финансы одновре­менно выступают важным инструментом реализации государст­венной политики.

   Рыночные отношения характеризу­ется значительной децентрализацией финансовых ресурсов. В силу наличия у государства управленческой функции в обществе складывается особая группа денежных отношений, возни­кающая вне производственной сферы, — государственные (пуб­личные) финансы. Данные отношения формируют денежные фонды, необходимые для функционирования государства в це­лом и его отдельных органов.

   В сфере хозяйствования наличие финансов обеспечивает удовлетворение вос­производственных потребностей и они позволяют приспособить  пропорции производства к нуждам потребления.

Государственные накопления формируются в виде финансовых резервов, золотовалютного запаса, страховых фондов, банковского капитала и т.д. Эти накопления служат стабилизатором эко­номических отношений, гарантом экономического суверени­тета государства, регулятором производства и инф­ляционных процессов.

С помощью финансов достигаются регулирование масшта­бов общественного производства, содержание и развитие непро­изводственной сферы, обеспечение функционирования государ­ственной инфраструктуры, реализуются иные функции государ­ства.

Финансовые отношения строятся на потребностях государства или местного сообщества, а не порождаются деятельностью госу­дарственных или муниципальных органов. Финансы выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории, но они зависят от политики государства и местного самоуправления, их финансовой деятельности. Органы власти, как известно, относятся к надстроечной категории. Диа­лектика взаимоотношений между базисом и надстройкой состо­ит именно в том, что только социальные и экономические при­чины порождают необходимость возникновения новых финансо­вых отношений, а государство и местное самоуправление придают им правовое оформление и реализуют их.

   Финансы — это система денежных отношений по поводу аккумулирования, распределения и использования фондов денежных средств в целях материального обеспечения выполнения государственных функций и задач.

   Признаки финансов (системы денежных отношений):

  а) складыва­ется всегда относительно денег или денежного эквивалента;

  б) обусловлены управленческой ролью государства;

  в) являются перераспределительными отношениями в сфере совокупного общественного продукта;

  г) безэквивалентные – не предполагают взаимообмена;

  д) их движение осуществляется в форме финансовых ресурсов через денежные фонды.

   Эти признаки в единстве характеризуют сущ­ность государственных (публичных) финансов. Их отсутствие не позволит считать денежные отноше­ния финансовыми, это будут кредитные, по заработной плате, купле-продаже или иные, но не финансовые.

   Федеративная природа Российского государства обусловли­вает наличие собственных функций, целей и задач у всего государства в целом и у субъектов РФ. Реализация компе­тенции каждого субъекта РФ предполагает наличие соответству­ющих региональных финансов.

   Финансы субъекта РФ — это экономические отношения, свя­занные с аккумулированием, распределением и использовани­ем централизованных и децентрализованных фондов денежных средств субъекта РФ в целях выполнения его функций и задач, а также обеспечения условий расширенного воспроизводства, в процессе которых происходят распределение и перераспределе­ние валового внутреннего продукта и контроль за удовлетворе­нием публичных потребностей в границах региона.

   Финансы муниципальных образований - это собой экономические отношения, связанные с аккумулирова­нием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выпол­нения функций и задач местного самоуправления, а также деле­гированных полномочий государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства, в процессе которых происходят распределение и перераспределение валового внутреннего про­дукта и контроль за удовлетворением потребностей сообщества в границах муниципального образования. Наличие этой особой кате­гории финансов вытекает из положений Конституции РФ и связано с признанием местного самоуправления как самостоятельного вида управления на уровне муниципального образования и его самостоятельности.

   Публичные финансы (РФ, субъектов РФ и муниципальных образований) являются единой категорией, что связано с:

  а) фе­деративным устройством России в сочетании с самостоятельно­стью местного самоуправления;

  б) единством денежной систе­мы, экономической, финансовой и таможенной политики;

  в) единством государственной и муниципальной систем управ­ления и регулирования финансово-кредитной сферы.

   На государственном уровне денежные средства мобилизуют­ся в бюджетной системе, во внебюджетных фондах, в страховой и кредитной сферах. Значение имеют также финансы пред­приятий, учреждений, организаций всех форм собственности, с помощью которых в государстве осуществляется кругооборот основной массы денежных средств.

Основные формы и функции финансов

   Финансы функционируют в двух основных формах:

   1) экономические денежные отношения, связанные с аккумулированием, распределением и использованием централизованных денежных фондов государства и муниципальных об­разований:

  - уплата налогов и неналоговых платежей в бюджет и государственные и муниципальные внебюджетные фонды;

  - выделение средств из бюджета и внебюджетных фондов государственных и муниципальных;

  - распределение бюджетных средств между звеньями бюджетной системы и т.д.

  2) экономические отношения, обслуживающие кру­гооборот децентрализованных денежных фондов предприятий, учреждений, организаций – формирование, распределение и использование доходов и прибыли организаций и т.д.

   Сущность финансов проявляется в их функцияхформиро­вании денежных фондов государства и местного самоуправления и использовании денежных фондов в публичных интересах.

   Аккумулирование денежных фондов означает создание государ­ством финансово-правового механизма, направленного на акку­мулирование денежных средств в его пользу. Выполнение госу­дарством своих функций и задач нуждается в материальном обес­печении, что объясняет право государства требовать от иных субъектов отчисления доли их частной собственности в доход казны. Фор­мирование денежных фондов осуществляется различными мето­дами, основной из которых — взимание налогов.

   Использование денежных фондов означает направление государ­ственных средств на реализацию публичных мероприятий: руководство обществом, регулирование уровня жизни населения и т.д. Использование денежных фондов отражает перераспределительный характер финансов, т.е. возможность их вторичного движения от государства к иным субъек­там — получателям бюджетных средств или кредиторам.

   В совокупности функции финансов отражают их обществен­ное назначение. Они не свойственны никакой иной эконо­мико-правовой категории. Важное значение финансов в механизме обеспечения экономи­ческого суверенитета обусловило гарантированность функций финансов принудительной силой государства.

   Практическое применение финансов позволяет государству реализовывать многие публичные функции. Роль финансов выража­ется в возможности регулирования общественных отношений и осуществления контроля за этими отношениями.

   Посредством использования финансов государство осуществ­ляет регулирование экономики, влияет на социальные и полити­ческие процессы. Регулирующая роль финан­сов выражается в создании со стороны государства стабильных условий экономических и социальных отношений для всех хо­зяйствующих субъектов.

   Факторы влияющие на формы государственного регулирования:

  = уровень развития производственных отношений в обществе,

  = состояние политической стабильности,

  = потреб­ность в денежных средствах, размера государственного долга,

  = степень соблюдения финансового законодательства и т. д.

   В качестве финансовых регуляторов могут использоваться пра­вовое регулирование ценообразования — установление норма­ми законов предельных цен на товары и услуги, финансирование от­раслей промышленности и т.д.

   Финансы помогают государству осуществлять функцию кон­троля. Одна из важных задач финансо­вого контроля — проверка точного соблюдения законодатель­ства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной систе­мой, налоговой службой, банками, а также взаимных обяза­тельств предприятий, учреждений и организаций по расчетам и платежам.

   Практическая роль финансов в осуществлении контрольной функции проявляется через деятельность финансовых органов.

   Результаты практической реализации финансов в виде регу­лирования общественных отношений и контроля за их осуще­ствлением представляют собой форму выражения финансовой политики государства.

 

    Вопрос 2. Финансовая система Российской Федерации

Понятие финансовой системы

   Фонды финансовых ресурсов образуются и используются в различных сферах денежных отношений, каждая из которых представляет собой определенный канал распределения соот­ветствующей части национального дохода. Эти сферы составля­ют отдельные, но взаимосвязанные финансовые звенья (инсти­туты). Совокупность входящих в состав финансов звеньев в их взаимосвязи образует финансовую систему государства.

   Финансовая система это система форм и методов аккумулирования, распределения и использования фондов денежных средств государства, муниципаль­ных образований, а также различных организа­ций и отраслей народного хозяйства.

   Финансовую систему государства не следует путать с системой финансовых учреждений, это совокупность государственных органов управления, осуществляющих финансовую деятельность.

Каждое звено финансовой системы обслуживает определенную сферу распределения и перераспреде­ления национального дохода посредством применения специфи­ческих форм и методов аккумулирования и использования фондов денежных средств государства и (или) муниципальных образова­ний. Эти особенности разграничивают отдельные звенья и  финансовые отношения. Каждое звено финансовой системы определенным образом влияет на пуб­личную финансовую деятельность и имеет свои функции.

Элементы (звенья) финансовой системы и их особенности

   В настоящее время финансовая система Российской Федера­ции состоит из следующих звеньев:

  1) бюджетная система, которую образуют федеральный бюд­жет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты;

  2)  внебюджетные государственные и муниципальные фонды;

  3) кредит;

  4) обязательное государственное страхование;

  5) финансы организаций любых форм собственности, объеди­нений, предприятий, учреждений, отраслей народного хозяй­ства.

    Первые четыре звена финансовых отношений относятся к централизованным финансам и используются для осуществле­ния публичной финансовой деятельности в масштабах всего государства. Пятый элемент относится к децентрализованным финансам, поскольку обладают опреде­ленной самостоятельностью, не имеют вертикального взаимо­действия, а после уплаты всех причитающихся обязательных платежей предприятия самостоятельно распоряжаются остав­шейся прибылью.

   Бюджетная система является ведущим звеном финансовой системы Российской Федерации, в состав которой входят наи­более крупные фонды денежных средств. Она имеет три ­уровня:

- федеральный бюджет;

- бюджеты субъектов РФ;

- местные бюджеты.

   Бюджетная система является организационной формой фун­кционирования бюджета. Централизованный фонд денежных средств является публично-правовой категорией, имеет норма­тивное закрепление и служит исключительно для выражения интересов общества. Посредством распределения денежных средств через бюджетную систему государство финансирует ре­ализацию публичных функций. Бюджет тесно взаимосвязан с остальными звеньями финансовой системы, именно через него осуществляется финансовая политика государства. Бюджетная система выступает важным элементом социаль­но-экономической деятельности государства

   Совокупность фондов денежных средств, входящих в бюд­жетную систему, выступает гарантом финансового суверенитета государства.

   Все виды бюджетов в бюджетной системе образуются в про­цессе финансовой деятельности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований. Бюджет каждого уровня имеет собственные источники доходов, строго определенные бюджетным и налоговым законодательством, а также объекты расходов, подлежащие обязательному финанси­рованию.

   Самостоятельным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды, представляющие собой совокупность де­нежных средств, обособленных от соответствующего бюджета, имеющие собственные доходные источники и предназначенные для материального обеспечения строго определенных публич­ных мероприятий.

   Внебюджетные фонды создаются на всех уровнях и в силу этого могут быть государственными или муниципальными. Эти фонды обо­собленны от бюджета и имеют строго целевое назначение для привлечения дополнительных ресурсов в приоритетные от­расли экономики, развития проблемных отраслей инфраструк­туры, выполнения социальных программ. Внебюджет­ные фонды особенно важны для финансирования социально значимых, но одновременно и наиболее затратных государ­ственных потребностей (пенсионное обеспечение, здравоохра­нение).

   Внебюджетные фонды образуются за счет внесения обяза­тельных платежей юридических и физических лиц, а также из добровольных перечислений.

   Государствен­ный и муниципальный кредит как финансово-правовая категория представляет совокупность норм финансового права, регулирующих общественные отношения, возникающие по по­воду получения государством (муниципальным образованием) или размещения со стороны государства (муниципального об­разования) денежных средств, а также отношения по предостав­лению государственных гарантий.

   Государственный и муниципальный кредит представляет особую финансово-правовую категорию, регулирующую заем­ные отношения с императивным участием государства.

Кредитные ресурсы (денежные средства, принадлежащих иным субъектам) выступают источником привлечения дополнитель­ных денежных средств в государственные и муниципальные бюджеты.

   Обязатель­ное государственное страхование — урегулированные нормами финансового права отношения по защите имущественных и связанных с ними неимущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).

   Страхование как звено финансовой системы включает толь­ко те отношения, участником которых обязательно выступает государство. Финансовая деятельность в сфере страхования имеет несколько направлений. Развитие страхования также обусловлено наличием у государства социальной функции и, как следствие, принципа социальной направленности финансо­вой деятельности (например, пенсионное и медицинское обеспечение, выпла­та пособий по безработице, страхования военнослужащих, работников правоохранительных органов, врачей отдельных специальностей и т.п.). Финансирование таких расхо­дов осуществляется посредством формирования страховых фондов и последующего их распределения.

   Финансовая деятельность в сфере страхования является од­ним из способов аккумулирования дополнительных денежных средств в доход государства. Страховые взносы физических и юридических лиц, мобилизованные в фонды денежных средств, расходуются исключительно при наступлении страхового слу­чая. Вместе с тем юридические факты, влекущие необходимость выплаты страховой суммы, наступают не всегда. Аккумулиро­ванные таким образом денежные средства государство направ­ляет на материальное обеспечение иных публичных потребностей или финансирование капитальных вложений.

   Самостоятельным звеном финансовой системы являются финансы предприятий, которые с точки зрения финансово-пра­вового регулирования представляют денежные отношения, складывающиеся между хозяйствующими субъектами при фор­мировании, движении и использовании основного и оборотно­го капитала, нематериальных активов и финансовых ресурсов (включая фонды денежных средств) предприятий.

   Финансовая система охватывает финансы предприятий всех форм собственности, но пределы и методы правового регулиро­вания их финансовой деятельности различны. Основной целью финансовой деятельности государ­ственных и муниципальных предприятий является выполнение государственного (муниципального) заказа. Получение прибы­ли, как правило, не основная цель государственных и муници­пальных предприятий.

   Отдельные функции государство осуществляет монопольно в силу их стратегической, политической или финансовой значи­мости. Например, эмиссию и хра­нение официальных денежных знаков осуществляет исключи­тельно государственное предприятие — объединение «Гознак».

   Финансы предприятий являются основой всей системы фи­нансов, поскольку именно здесь формируется большая часть финансовых ресурсов. Это звено относится к сфере материаль­ного производства. В результате финансовой деятельности пред­приятий образуются основные источники финансовых ресурсов государства: общественный продукт, национальное богатство и национальный доход.

   Финансы предприятий представляют собой самостоятельное децентрализованное звено единой финансовой системы госу­дарства, что закреплено ст. 214 ГК РФ. Обособленность финансов предприятий проявляется в праве на самостоятельную финансовую деятельность: после уп­латы налогов и иных обязательных платежей предприятия само­стоятельно распоряжаются оставшейся прибылью. Финансы предприятий не образуют единой соподчиненной вертикали — собственником унитарного предприятия выступает Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование. Финансовые ресурсы унитарных предприятий исключаются из состава государственной казны.

   Как звено финансовой системы финансы предприятий тесно взаимодействуют с другими ее звеньями.

   Финансовые ресурсы предприятий формируются на основе общих финансово-правовых принципов. Вместе с тем финансо­вая деятельность предприятий основывается на специальных принципах, основными из которых являются: хозяйственная самостоятельность, самофинансирование, материальная ответ­ственность, финансовая заинтересованность, конкуренция.

   На основе целостности, гибкости, динамичности и открыто­сти финансовой системы было выведено основное правило ее деятельности (system theory): всегда следует стремиться к фи­нансовой устойчивости системы в целом, а не тех или иных ее звеньев и субинститутов.

   Это предполагает усиление и углубление связей финансовой системы с внешней средой, постоянный обмен информацией.

   Сложность финансовой системы определяется разнообразием составля­ющих ее элементов, разнохарактерностью связей между ними, их структурным различием.

   Государственная финансовая система в развитых капиталис­тических странах состоит из четырех звеньев:

= государственные бюджеты,

= местные финансы,

= специальные внебюджетные фон­ды,

= финансы корпораций.

   Для указанных финансовых систем характерен принцип фискального федерализма, при котором осуществляется четкое разграничение функций между различ­ными уровнями системы. Правительство полностью независи­мо в целях, касающихся государственных вопросов в целом: расходов на оборону, космос, внешние отношения. Местные органы власти финансируют развитие школ, охрану обществен­ного порядка, уборку территорий и т. п.

   Местные финансы в капиталистических странах состоят из:

= местных бюджетов;

= финансов муниципальных предприятий;

= автономных местных фондов.

   Основное значение имеют местные бюджеты. В унитарных государствах местные бюджеты не входят своими доходами и расходами в государственный бюд­жет, а в федеративных государствах бюджеты местных сооб­ществ не входят в бюджеты членов федерации, последние не включаются в государственный федеральный бюджет.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!