Лекция № 14: Сущность и содержание социального менеджмента

«Сущность и содержание социального менеджмента»

 

 Вопрос 1. Понятие и категории социального менеджмента

Категории социального менеджмента

   Социальный менеджмент — это один из элементов сложной системы управления экономикой страны, кото­рый призван обеспечить эффективность развития эконо­мики, так как в процессе производства в объединении (на предприятии) наряду с деятельностью, направленной на достижение определенных экономических результа­тов, постоянно решаются социальные проблемы.

   Из сложной системы социальных проблем и связей, касающихся управления, социальный менеджмент рас­сматривает лишь те, которые относятся непосредственно к управлению производством, и через призму занятых в нем социальных групп. Объект социального менеджмен­та — это социальный механизм управления не всей эко­номикой, а лишь одной ее составляющей — производст­вом. Конечно, успешное регулирование социальных про­цессов, протекающих в производственных коллективах, предполагает необходимость их согласования с экономи­ческими процессами.

   Производственный коллектив как социальная ячейка общества образует центр множества процессов социаль­ной жизни людей, который отображает типы социально-экономических отношений общества: экономические, по­литические, нравственные, эстетические и т.д. Социаль­ные явления проникают во все сферы деятельности про­изводственного коллектива.

   Важнейшая задача социального менеджмента — соз­дание теоретической базы для формирования социального механизма управления производством.

   В разработку социального механизма управления большой вклад внесен отечественными (A.M. Омаров, В.И. Сивич, Э.Н. Рудин, А.В. Филиппов), а также зарубежными учеными.

   Понятие управление прочно вошло в обиход ряда об­ластей знания; оно применяется как в экономических науках, так и в мировоззренческих. Можно говорить об управлении техниче­скими устройствами, машинами и механизмами, об управ­лении различными процессами в живых организмах, т.е. об управлении биологическими процессами или поведе­нием людей.

   Это понятие применяется при характеристике соци­альных явлений и процессов, протекающих в коллективе.

   Задача управления заключается в том, чтобы стаби­лизировать систему, привести в соответствие с законо­мерностями, придающими ей динамическое равновесие, качественную определенность и целостность.

   При исследовании социальных проблем производ­ства надо использовать и другие  науки — философию, экономические, социально-политические, социальную психологию, стати­стику, теорию информации и т.д.

   Чтобы охарактеризовать сущность социального менеджмента, необхо­димы знания таких категорий, как цель, потребность, интерес и др.

   Цель — запланированный результат деятельности лю­дей в процессе производства и управления. Человек уча­ствует в производственном процессе, и вместе с тем он осуществляет свою сознательную цель, которая как за­кон определяет способ и характер его действий, которые он должен подчинить своей воле. Цель высту­пает как функция потребности.

   Воля — это сознательное и целенаправленное регули­рование человеком своей деятельности, способность дей­ствовать в соответствии с наличным планом и преодоле­вать препятствия на пути достижения цели.

   Потребность выражает противоречие между необхо­димостью и возможностью реализации цели, детермини­руя, таким образом, функционирование, развитие хозяй­ственных систем и их взаимодействие. Осознанные потребности становятся источником активной, целенаправленной деятельности в процессе производства; при этом потребности изменяются, растут количественно и качественно. С этой позиции управление - особая фор­ма деятельности, направленную на разрешение противо­речий между организованными управленческими груп­пами и объективно существующими предметами и явле­ниями, включенными в процесс функционирования про­изводства в целях удовлетворения потребностей.

   По содержанию можно выделить ка­тегории, которые сформулированы в науке управ­ления  и значимы для социального менеджмента. Это субъекты управления, качество активности и поведение субъектов управления, социально-экономическое поло­жение субъектов, подразделение организационной струк­туры производства, устройство системы управления, управ­ленческие воздействия на субъектов, экономические ус­ловия и результаты и т.д.

   Субъекты социального управления - группы, ко­торые занимают места в иерархии социально-экономи­ческих систем управления производством и выполняют определенные функции в управлении производством (руководители, исполнители).

   Субъект — носитель собственных целей, потребно­стей, интересов и ориентации, решающий поставленные перед ним проблемы со своими интеллектуальными по­зициями; выбирающий ту стратегию, которая ближе к его представлениям об эффективности.

   Субъект социального менеджмента — это личность, которая представляет совокупность потреб­ностей, интересов, ориентации, решает поставленные цели, которой доверено управлять тем или иным подразде­лением или звеном в процессе производства и которая реализует здесь свой личный потенциал.

   Управленческое сознание субъектов - по­требности, интересы и ориентация, которые лежат в ос­нове их действий. Основой управ­ленческого сознания является система ценностей управ­ленческих групп, их представление о том, что «важно» — «не важно», «значимо» — «не значимо».

Мотивация - это проявление нормоценностного со­знания, так как, во-первых, в практической деятельности у разных групп руководителей в одних и тех же производ­ственных ситуациях рождаются разные побуждения; во-вторых, нормоценностное сознание управленческих групп выполняет общегражданскую функцию, т.е. характеризу­ет социальный уровень развитости руководителей, их от­ношение к той или иной форме власти и собственности; их ориентацию на тот или иной стиль управления и т.д.

   В социальном менеджменте должностное положение отражает место, занимаемое субъектом в социальном механизме управления, которое характеризу­ется:

  = содержанием установленных и реально выполняе­мых обязанностей;

  = объемом прав, предоставленных этому субъекту;

  = ролевым поведением, которое должно осуществлять­ся на этом должностном уровне, действиями и по­ ступками занимающих данную должность.

   Распределение управленческой власти между субъек­тами — это основа при иерархическом построении управ­ленческих групп. Все субъекты социального механизма управления различаются рангами и объемом власти.

   Социально-экономическое положение управленческих групп складывается из:

  • благ, получаемых из источников, общих для всего населения страны, главное из них — заработная плата;

  • благ статусного характера, т.е. благ, непосредствен­но связанных со статусом занимаемой должности;

  • обеспечением обслуживающим персоналом, транс­портом, кабинетом. В целом экономическое поло­жение субъекта зависит от его должностного поло­жения в процессе управления хозяйственными сис­темами.

   Управленческая культура — это совокупность ус­тойчивых традиционных положений для данной хозяйст­венной системы управления, основанных на ценностях, социальных нормах, мотивациях и нормах поведения.

   Для характеристики ре­зультатов функционирования хозяйственных систем ис­пользуют экономические и социальные аспекты. Для ха­рактеристики социальной сферы используют показатели, характеризующие условия быта и труда, и производства.

   Для социального менеджмента необходимо использовать дополнительные показатели:

  • характеризующие качество работника (новаторы, энтузиасты, преданные делу, бездельники и т.д.);

  • организационный порядок, т.е. слаженность дейст­вий в процессе управления и производства всех ка­тегорий работников, четкость передачи распоряже­ний, мобильная обратная связь.

Социальные проблемы управления и их виды

 Социальные проблемы можно условно разделить на группы:

  = социальные проблемы труда (произ­водства)

  = непроизводственной сферы.

  = в сфере управления — это комплекс социаль­ных проблем, касающихся управленческих групп, кото­рые причастны к управлению производством на его раз­ных уровнях: профессиональных «менеджеров» (от ми­нистра до мастера участка); специалистов, профессия ко­торых требует выполнения управленческих функций (юри­стов, экономистов, технологов).

   К социальным проблемам, возникающим в процессе управления производством, можно отнести проблемы, свя­занные с составом управленческих кадров, их положением в иерархии управления, дефектами их подбора, расстанов­ки и обновления, распределением между ними управлен­ческой власти, качеством управленческого труда. Нере­шенность этих и многих других социальных проблем управ­ления производством делает изучение социального менедж­мента важным и актуальным.

   В этих условиях социальный менеджмент должен вы­полнять функции:

  • объяснительную — объяснение причин не­гативных явлений;

  • информационную — обеспечение надежных данных о ходе изменений, о том, где они происходят, какие стороны общественного устройства затрагивают, каково отношение ко всему этому разных социальных групп, какова стратегия их поведения;

  • прогнозную и инженерную — разра­ботку проектов решения актуальных проблем.

Социальные процессы и их типы

  Под социальным процессом понимается последова­тельная смена состояний социальной организации в це­лом или ее отдельных структурных элементов. Он совер­шается под влиянием определенных внутренних и внеш­них факторов, обладает продолжительно­стью и направленностью к определенному результату.

  Все со­циальные процессы, происходящие в отрасли, взаимо­связаны между собой. Ни один из них в «чистом» виде нельзя выделить из общей системы. Один социальный процесс может стать причиной другого и следствием третьего.

  Социальные процессы классифицируются по разным признакам.

  Одной из наиболее полных считается классификация, проведенная на основе анализа специфических функций социальной организации как подсистемы производст­венной организации. К этим функциям относятся:

  = целе­вая — осуществление главной задачи (цели) производст­венной организации в целом;

  = интерактивная — объеди­нение членов организации с помощью социальных цен­ностей и средств для наилучшего осуществления целевой функции;

  = изменяюще-поддерживающая — воспроизведе­ние и изменение (повышение) социального статуса чле­нов организации и самой организации.

   В рамках целевой функции социальной организации предприятия выделяются группы процессов:

   перваяба­зовые: труд и тесно связанные с ним ценностно-ориентационные процессы, т.е. формирование и развитие цен­ностных ориентации членов коллектива.

  вторая - интегративно-обеспечивающие: управление, коммуни­кационные и нормативные процессы, групповые интегративно-обеспечивающие процессы: ру­ководство и лидерство в первичных коллективах, спло­чение и разобщение первичных коллективов, включение индивида в группу и выход из нее и др.

  третья — изменяюще-поддерживающие: мобильность, т.е. изменение статуса индивидов и социальных групп в организации, а также генетические процессы, прогрессивные и регрессивные, выражающие изменение статуса самой организации в ок­ружающей ее среде.

   По критерию масштабности следует различать глобаль­ные и локальные социальные процессы. Примерами таких процессов могут быть науч­но-техническая революция, рост образовательного уров­ня населения и т.д.

   Локальные процессы также могут протекать как в об­ществе, так и в отдельных его подсистемах: отраслевые, региональные, организационные (протекающие в отдель­ных организациях).  Локальные процессы одного и того же типа в разных регионах и отраслях могут вызываться различными при­чинами и характеризоваться различными интенсивно­стью и направленностью.

 Глобальный процесс – оказывает влияние на все элементы общества, может складываться из отдель­ных локальных процессов.

  Любой из процессов может стать процессом функ­ционирования, развития или деградации в зависимости от того, к каким изменениям системы он ведет в данной конкретной ситуации.

   Функции и цели социальной организации конкретизируются и реализуются в функциях и целях многочис­ленных организаций и предприятий.

   Функции социаль­ной организации предприятияцелевая, интегративная и изменяюще-поддерживающая — свойственны также и социальной организации отрасли промышленности.

  Не все социальные процессы могут быть управляе­мыми тогда, когда это нужно обществу. Знание внутренних механизмов социальных про­цессов имеет огромное практическое значение.

Соотношение и взаимосвязь экономических и социальных процессов

   Материальное производство — это и условие и осно­ва развития общества, поэтому из всего многообразия социальных отношений можно выделить производствен­ные, совокупность которых составляет экономический базис общества, определяющий характер и содержание надстроечных отношений: политических, правовых и др.

   Экономический базис находится в тесном взаимодей­ствии и диалектическом единстве с производительными силами общества, которые получают дальнейшее разви­тие в зависимости от степени соответствия производст­венных отношений уровню их развития. Это достигается не стихийно, а в результате целенаправленной, сознатель­ной деятельности людей.

   Цели, которые ставит перед собой человек, и его практическая деятель­ность, направленная на их реализацию, — это конкретные формы проявления воздействия на него всей системы со­циальных, и прежде всего экономических, отношений.

   Ведущая роль экономических отношений не дает ос­нований для их абсолютизации: будучи органической со­ставной частью целостной социальной системы, они постоянно испытывают на себе влияние всех остальных ее элементов в процессе взаимодействия с ними. Полити­ческое, правовое, философское, религиозное, литератур­ное, художественное и т.д. развитие основано на эконо­мическом развитии и также оказывает влияние друг на друга и на экономический базис.

   Подъем материального и культурного уровня жизни народа включает в себя задачу создания лучших условий для всестороннего развития личности.

   Последовательное решение задач, связанных с созда­нием условий для всестороннего развития всех членов общества, вызывает рост профессионального, квалифи­кационного, культурного и интеллектуального уровня тру­дящихся, помогает проявлению способности каждой лич­ности, что в результате повлияет на ускорение научно-технического прогресса и эффективное функционирова­ние общественного производства.

 

Вопрос 2.  Причины и необходимость появления социального менеджмента 

  Время, в которое мы живем, — это время динамичных перемен. Все процессы развиваются быстро и очень противоречиво. Подобную ситуацию американцы называют словом «вызов», который таит в себе как определенные возможности, так и угрозы.

  Среди особенно тревожных тенденций признаны основными:

  а) происходящие планетарные изменения в природной среде (быс­трое сокращение биологического разнообразия, нарастание «парникового эффекта» и грядущее за ним изменение климата, истощение озонового слоя, сокращение площади лесов и дегра­дация почв, нарастающее загрязнение почв, воды и атмосферы токсичными отходами человеческой деятельности);

  б) резко растущая социальная дифференциация как между различ­ными странами, так и внутри отдельных стран, что в сочетании с борьбой за ресурсы приводит к текущим локальным конфлик­там и несет в себе высокую угрозу глобального потрясения;

  в) быстрый рост численности населения Земли при сокращении ре­сурсных возможностей планеты;

  г) расточительный режим расходования невозобновимых природ­ных ресурсов, неучет интересов будущих поколений людей в деятельности современников.

   Поэтому нарастает осознание того, что в центре всех этих угроз ле­жит угроза разрушения человека, его связей с обществом, оскудение его духовности и культуры.

Главными причинами разбалансированности социального пространства, являются:

  1) неразвитость экономических структур, окружающих человека;

  2) нарушение социальных приоритетов;

  3) несовершенство политической организации общества - государства, неспособного обеспечить демократические методы ре­шения общественных проблем;

  4) несовершенство управленческой культуры субъектов деятельности, их боязнь и отстранение общества от процесса управления.

   Про­изошли качественные преобразования в головах миллионов управ­ляющих (менеджеров), которые в массе своей становятся профессио­налами и способны оказывать эффективное влияние на темпы соци­ально-экономического развития территорий. Увеличивается число собственников-совладельцев финансовых институтов и коммерче­ских образований. Каждый муниципальный менеджер, нанятый по контракту и несущий ответственность за управленческую деятель­ность по результатам работы, становится как бы малым предпринима­телем в сфере управления. Так формируется предпринимательская культура нового типа — менеджеральная.

   В ней особое значе­ние приобретает рациональное начало, знания, научное проектирова­ние и программирование, математическое и социальное моделирова­ние. Эти методы научного управления направляются на более полное использование социальных ресурсов, ресурсов «человеческого фак­тора».

   Процесс этот происходит в массовом масштабе, который в корне меняет всю систему управления на месте и делает ее целесообразной: население — акционеры — совет — менеджмент. Население опреде­ляет цели развития местного сообщества, администраторы и менедже­ры, соблюдая принципы корпоратизма и менеджмента, обеспечивают подотчетность менеджеров и администрации органам представитель­ной власти на местах. Это выступает не только как важнейший прин­цип организации социального управления, но и как механизм форми­рования современной управленческой культуры, предприниматель­ской в том числе.

   Органы управления, в том числе и государство, вырабатывают меры социаль­ной защиты населения, которые позволяют еще в большей мере соци­ально ограничивать рынок.

   Предъявляются новые требования к развитию главного субъекта управления — государству, которое вынуждено делегировать многие функции хозяйственного регулирования своим гражданам, террито­риям, союзам и ассоциациям, малым и средним предприятиям. Это, в свою очередь, укрепляет материально-финансовую и правовую базу органов местного самоуправления, которые все более активно влияют на правильное использование ресурсов территорий (социальных, ду­ховно-культурных, управленческих и т.п.), а не только природных.

   Главной причиной, сдерживающей развитие социального про­гресса, порождающей социальные дисбалансы, является неразвитость системы социального управления, неэффективность социального ме­неджмента, недостатки его теории и практики.

   Одним из глобальных противоречий современного мира является резкое отставание темпов социального прогресса от научно-техничес­кого. Достижения в области науки и техники создают благоприятные возможности для строительства сбалансированного социального про­странства, обустроенного социального дома. Современные техниче­ские средства, методы генной инженерии, достижения медицины спо­собны избавить человечество от болезней, накормить голодных, удов­летворить творчески одаренных.

   Если субъекты социального управления — все живущие на Земле народы, их соци­альные, политические и экономические институты — не будут опере­жать темпы роста технического и биологического прогресса, адекват­но реагировать на открывающиеся возможности, приспосабливать со­циальное развитие к меняющимся внешним условиям природной и технической среды, то весьма вероятна гибель человечества в ближай­шем обозримом будущем.

   Сегодня главным условием выживания мира является ускорение темпов социального прогресса, повышение его социальной зрелости, включение коллективного разума, инновационных ресурсов в регули­рование социального пространства, в том числе и средствами социаль­ного менеджмента.

   Основными субъектами управления в современном мире пока яв­ляются политические институты, государственная власть, отдель­ные политические лидеры, от их социальной культуры и политическо­го поведения во многом зависит судьба цивилизации, направления со­циального прогресса.

   Цивилизация дос­тигла сегодня такого уровня зрелости, богатства интеллектуального опыта, инновационных средств саморегулирования, что способна предвидеть грозящие социальные катастрофы, предотвращать взры­вы, смягчать острые конфликты, создавать условия для их своевре­менного разрешения и, следовательно, двигаться по пути социального прогресса.

   Главные причины разбалансированности социального пространства, создающие зону бедствия:

  1) неразвитость экономических структур, окружающих человека;

  2) нарушение социальных приоритетов, неадекватность средств социальной защиты;

  3) характер политической организации общества, политического режима, неспособных обеспечить демократические методы ре­шения общественных проблем;

  4) низкий духовный потенциал, недостаточная управленческая культура субъектов деятельности, что выключает коллектив­ный разум, науку из нормального механизма функционирова­ния общества.

   Разбалансированность социального пространства обусловлена двумя фак­торами: во-первых, неготовностью коллективного разума, научного знания обеспечить общество инновационными методами проектиро­вания социального пространства; во-вторых, невостребованностью имеющихся инновационных методов со стороны субъектов управле­ния, государственных структур, осуществляющих внедрение научных разработок в практику социального управления.

   Технологизация социального пространства — главная функция социальной науки, ее основной метод познания и преобразования социальной действительности.

   В основе технологизации социального пространства лежит методология и теория социального управления, механизмы ко­торого отстали от требований жизни.

   В кризисных ситуациях, в период модернизации общества и его переходных состояний неизбежно возрастает роль стратегических по­исковых усилий выхода из кризиса, обеспечения прорыва на главных направлениях. Эту функцию выполняют социальные программы, проекты, способные определить оптимальное соотношение стратеги­ческих и тактических задач, поступательность их достижения.

   Социальный проект представляет собой такую разновидность про­граммы, где отражены актуальные ориентиры, общие зада­чи, уточнены сроки достижения подцелей, скоординированы уси­лия исполнителей на основе глубокого изучения исходного развития объекта и использования социальных нормативов

   В теорию и практику современного социального управления в развитых странах широко проникла марксистская идея — ценности жизни выше целей производства. В американской и японской литературе обсуждается идея управления по результатам и высказывается неудовлетворен­ность американской системой управления по целям (доход, прибыль, капитал).

   В понятие «результат» на Западе все в большей мере включается человеческий фактор, творческие возможности, развитое мышление, развитие организации, самоуправление, укрепление межличностных контактов и, что особенно важно, отрабатывается механизм получе­ния этой социальной части результата. Этот механизм включает не управление людьми, а создание условий для свободного развития ум­ственных и физических сил человека, повышения уровня организации социальной системы, качества жизни, стимулирование труда не декре­тами, инструкциями, а самим трудом, его творческим содержанием, материальными и моральными факторами.

   Внедряемые на Западе системы социального управления, в том числе и по результатам (финский опыт), не только направлены на дос­тижение социального результата, но и управленчески-организацион­но обеспечивают его достижения, имеют технологическую проработ­ку, которая включает и такие факторы, как доверие к работнику, го­товность к сотрудничеству, уважение к творческим способностям человека. Поэтому за социальным диагностированием логически сле­дует необходимость применения социальных технологий, которые обеспечивают практическую реализацию социальных резервов, ос­воение социальных ситуаций путем принятия и осуществления соци­альных решений, их «подтягивания» до уровня решений «техни­ко-технологических».

   В этом состоит суть социального менеджмента, складывается его современная теория и практика.

   Таким образом, речь идет о необходимости более эффективного управления социальными процессами, социальной сферой и социаль­ными ресурсами с помощью современных методов.

 

Вопрос 3.   Российский социальный менеджмент и его технологии развитие 

Российская социальная доктрина управления

   Доктрина социальная — разновидность глобальной технологии, которая определяет место страны в геополитическом пространстве, — выделяет приоритеты в реализации коренных социальных интересов той или иной нации, содержит механизмы их реализации (экономи­ческие, международные, культурно-духовные, экологические, воен­ные) и является основополагающей для определения стратегических целей социальной политики, определения социальных ориентиров ре­формирования, выработки любого вида политики для выражения ин­тересов граждан. Процесс ее выработки предполагает объективный научный анализ сложившейся социально-экономической ситуации, трезвую оценку прошлого исторического опыта, изучение внешних факторов, ведущих тенденций мирового развития, геополитического пространства. На этой основе социальная доктрина: 1) выделяет глав­ные национальные интересы, соответствующие перспективным целям данной страны и всего человечества; 2) среди них определяется ряд интересов, от удовлетворения которых в первую очередь зависит на­циональная безопасность данной страны и возможность существова­ния независимого национального государства; 3) определяет те перво­очередные ресурсы, которые могут быть использованы для достиже­ния стратегических социальных целей, сохранения и развития генофонда нации, увеличения продолжительности жизни людей, сни­жения смертности, повышения рождаемости, словом, для повышения качества жизни своих граждан.

   Социальная доктрина раскрывает наиболее общие представления о социальной сфере, о социальных целях обще­ства и принципиальных механизмах ее реализации.

   Струк­турно социальная доктрина предполагает ряд разделов:

  1) определение границ социальной сферы, которая является объектом управленческого воздействия;

  2) оценка проблемной ситуации в этой области;

  3) выработка алгоритма разработки социальной программы дейст­вий, как долгосрочных, так и среднесрочных;

  4) выявление принципиальных механизмов социального обу­стройства общества, которыми руководствуются при разра­ботке концепции социальной безопасности.

   Под социальной безопасностью понимается устойчивое функцио­нирование государства, социальных институтов общества, обеспечи­вающих стабильное развитие личности и общества на основе повыше­ния качества жизни своих граждан. Ее внешней характеристикой вы­ступает уровень социальной напряженности. Социальная безопасность проявляется в первую очередь на социально-психологическом уровне и является одним из важных индикаторов социального конфликта. Она отражает степень физиологической, психофизиологической, со­циальной и психологической адаптации разных категорий населения к объективным и субъективным условиям и трудностям.

   Общим направлением в разработке современной социальной доктрины российского общества является корпоративизм.

   Корпоративизм (от лат. corporatio — объединение, сообщество). В литература корпорация преимущественно до сих пор была известна как корпорация экономическая, то есть такой вид взаимодействия людей, который характеризуется акционерными началами, где капитал образу­ется путем продажи акций и облигаций. По мере развития и ут­верждения корпоративной собственности корпорация все больше рассматривается как особый тип организации всей общественной жизни - экономи­ческой, социально-политической, духовной.

   Корпоративизм сегодня понимается как способ организации общественной жизни, при котором местные сообщества, социальные организации, хозяйствен­ные субъекты, люди, проживающие на территориях, включаются в совместную ак­тивную общественную жизнь.

   Какие изменения в культуре менеджмента являются наиболее существенными:

   Во-первых, во второй половине 80-х гг. - главный потенциал развития и прогрессивных измене­ний кроется в человеке, «человеческом факторе», «человеческом ресур­се». Во-вторых,  потенциал развития заключается не только в человеке, но и в его социальных орга­низациях. Появилось понятие «организационная культура» как инструмент управления и часть общей культуры, куль­турных стереотипов поведения человека в обществе и организациях. В практике управления распростра­няются инновационные методы социального проектирования, програм­мирования и социального прогнозирования.

   Корпоративизм как основной метод реализации социальной доктрины стал мировой практикой обществен­ного развития. Именно на его принципах разрабатывались и реализовывались «прорывные» проекты выведения стран из разрухи и кризисов (Германия, Япония, Южная Корея и др.). В настоящее время идеи корпоративизма проникли во все уголки земного шара. Корпоративизм как са­мая динамичная сила в истории цивилизации ныне является междуна­родной системой, определяющей экономическую, социальную, поли­тическую и культурную судьбу большей части человечества. Из великих стран не воспользовалась корпоративным опытом только Рос­сия.

   Рыноч­ный либерализм и весь уклад жизни России (хозяйственный, социаль­ный, духовный) несовместимы. России периодически навязывают то «запад­ные», то «восточные» модели развития. Россия не может принять ни одной из них. Уникальность страны в том, что она не Европа и не Азия. Россия расположена на двух частях света. У России другой путь и политический выбор.

  Главное преимущество корпоративного метода хозяйствова­ния перед капиталистическим и социалистическим состоит в том, что богатство одних не создается за счет других. Суть проблемы не в том, чтобы отнять богатство для бедных, а в том, чтобы всех сделать богатыми, хотя и в разной мере, с учетом способностей каждого. Бед­ные становятся более состоятельными, богатые становятся еще богаче, а относительный разрыв между ними сглаживается или выравнивается. Социальная доктрина в условиях корпоратизма реализуется не только фискальными усилиями государства, не только за счет перераспределения доходов, а прежде всего за счет предоставления каждому члену об­щества реальных возможностей получения лучших условий приложения своих сил. Каждый гражданин становится совладельцем собствен­ности: банка, страховой компании, негосударственного пенсионного фонда — словом, всех материально-финансовых средств, социальных институтов, способных обеспечить современное качество жизни. В этих условиях прекращается неограниченное злоупотребление собст­венностью, имуществом, деньгами, капиталом, которые становятся объектом социального регулирования. Это в свою очередь создает та­кие стимулы для творческого труда каждого, которые способны обеспе­чить высокую производительность труда, отличное качество изготов­ляемой продукции.

   Самоуправление — основа развития муниципальных образований. Население городов и районов выступает собственниками, совладельца­ми финансовых институтов, предприятий, коммерческих и некоммер­ческих организаций. Совершенно очевидно, что для достижения этих целей во всем мире еще очень далеко. В России, например, доходы на­селения крайне низкие (до 80% бюджета семьи составляют затраты на питание), условия жизни не соответствуют современному уровню ци­вилизованного развития, у подрастающего поколения нет благоприят­ной «стартовой площадки» для жизни, собственность большей части населения сведена к наличию приватизированной квартиры. Обобщая сказанное, можно сделать вывод: попытка осуществить реформирова­ние России в интересах общества зашла в тупик. Следовательно, осуще­ствляемая теория и практика социального менеджмента является пока крайне несовершенной.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!