Лекция № 12: Социальная политика и права человека

«Социальная политика и права человека»

 

1. Понятие и классификация прав человека

История развития концепции прав и свобод

   Содержание социальной политики многогранно. Одной из ее важнейших граней является международно признанные нормы и стандарты прав человека.

   Считается, что современная концепция прав человека сформировалась в XVIII в. и впервые нашла свое выражение в Американской декларации независимости и Французской декларации прав человека и гражданина. Однако важно при­знать, что многие из ключевых элементов прав человека уже существовали в культуре и обществе западных и незапад­ных стран еще в древние времена. XVIII же век знаменате­лен тем, что права человека получили свое концептуальное оформление на основе индивидуальных прав на жизнь и сво­боду. В истоках этой концепции лежат принципы и традиции прошлых цивилизаций.

   Развитие концепций прав человека является по своему характеру эволюционным. За гражданскими и политическими правами, необходимость защиты которых явилась пер­вым толчком к разработке концепций прав человека в XVIII столетии, постепенно последовали экономические, соци­альные и культурные права. В настоящее время все боль­шее признание получает третье поколение прав, которое отражает законные чаяния всего человечества: права на мир, развитие и охраняемую от разрушения чистую окружаю­щую среду.

   Развитие концепций экономических, социальных и куль­турных прав было более медленным, чем концепций граж­данских и политических прав. Расширение участия в демок­ратических структурах сначала представителей среднего и рабочего классов, а затем и женщин, путем предоставления им права голоса, явилось реализацией прав, которые сейчас бы назвали "гражданские и политические". Сначала внима­ние социальных реформаторов привлекли последствия про­мышленной революции: урбанизация, эксплуатация труда, в частности детского, и невыносимая нищета рабочих классов.

  На начальном этапе решение этих проблем зависело от филантропических учреждений и отдельных лиц, занимав­шихся благотворительной деятельностью. Концепция коллек­тивной ответственности за социальное зло получила разви­тие впоследствии и приобрела форму трансфертных плате­жей в связи с развитием различных систем страхования. Но, несмотря на то, что первые признаки системы коллектив­ной ответственности в Западной Европе можно увидеть в конце XIX в., когда в законодательство были внесены соот­ветствующие изменения, именно в этот период страны За­падной Европы расширили колонизацию Вест-Индии, Азии и Африки. Последствия этого колониализма подтверждены многочисленными документами. Покорение народов и стран привело к разрушению социальных систем и структур. Со­циальные отношения в традиционных обществах были подо­рваны, а права человека общин игнорировались колониаль­ными державами.

  Концепция организованного социального обеспечения начала развиваться после того, как была признана непригод­ность индивидуальных мер для решения коллективных про­блем. Работники социальной сферы начали объединять свои усилия, обмениваться идеями и опытом, совершенствовать свои методы и принимать коллективные меры с целью реше­ния возникавших перед ними проблем. Вместе с этим первая мировая война и ее последствия показали людям, что все в нашем мире взаимозависимо. Появилось общее желание осу­дить войну и создать институциональную основу для между­народного сотрудничества.

  Свидетельством этого нового подхода к сотрудничеству на международном, региональном и национальном уровнях стало учреждение Лиги Наций и Международной организа­ции труда, а также появление в 1920 г. социально-попечи­тельных организаций, например, Международной конферен­ции по вопросам социального попечения, Международного комитета школ социального обслуживания и Международно­го постоянного секретариата социальных работников. Основ­ное внимание организации социального обслуживания стали уделять вопросам подготовки работников социальной сферы и развитию соответствующих организационных структур в отдельных странах. Но хотя права человека лежали в основе системы ценностей социальной работы и все шире находили свое отражение в кодексах этики, которые принимались национальными, профессиональными ассоциациями, они не преподавались на формальной основе.

  К сожалению Человечеству потребовался еще один гло­бальный конфликт - Вторая мировая война, что­бы начался следующий этап в области развития прав человека. После второй мировой войны страны мира приняли новую основу для международного сотрудничества. Широкое признание получила необходимость оформления норм меж­дународного поведения в качестве прав. В 1948 г. была приня­та Всеобщая декларация прав человека, которая стала осно­вой для всей последующей деятельности.

  Ультранационализм XIX в. наконец сменился общим пониманием того, что меж­дународное сообщество не может оставаться в стороне, ког­да в какой-либо стране правам человека угрожает опасность.

Понятие прав и свобод человека

  Права человека - это установленные и гарантируемые государством в правовой норме возможности (правомочия) инди­вида совершать определенные действия в указанной в законе сфере жизни общества. Предоставленным ему правом человек либо может воспользоваться, реализовать его, либо нет.

  Свободами человека называют те сферы, области его деятельности, в которые государство не должно вмешиваться и в которых индивид может действовать по своему усмотрению в соответ­ствии со своими интересами и целями, не выходя, разумеется, за установленные законодательством пределы. Если права человека определяют его конкретные действия (например, право свободно передвигаться, выбирать места пребывания и жительства), то сво­боды закрепляют за индивидом возможность самостоятельного выбора варианта своего поведения, не очерчивая при этом его конкретного результата.

  В системе основных прав и свобод следует различать права человека и гражда­нина.

  Права человека — это совокупность естественных и неотчуждаемых прав и свобод, которыми человек обладает в силу рождения, и которые не зависят от его принадлежности к государству (например, право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность и т.п.).

  Права гражданина - это права и свободы, закрепляемые за лицом только в силу его принадлежности к государству.

  Совокупность прав и свобод образует определенную систему, отражающую специ­фику отдельных групп прав и свобод, тех сфер жизнедеятельности человека и гражданина, которых они касаются. В зависимости от сферы общественных отношений, в которой индивид реализует свои права и свободы, различают личные (граж­данские), политические, экономические, социальные и культурные права человечка.

  Систему основных прав и свобод характеризует не только их группировка, но и те приоритеты, которых придерживается Конституция Российской Федерации в их последо­вательном расположении.

Концепция трех поколений прав и свобод

  В Конституции Российской Федерации реализована концепция прав человека в зависимости от содержания, в соответствии с которой сначала указаны личные, затем политические, а за ними социально-экономические и культурные права и свободы. Именно такая последовательность имеет место во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей Орга­низации объединенных наций 10 декабря 1948 г.

   В теории получила широкое распространение идея о трех поколениях прав человека:

  А) первое - "права, сформулиро­ванные в отрицательной форме", представляет собой граж­данские и политические права, провозглашенные в ст. 2—21 Всеобщей декларации прав человека. Эти права призваны обес­печить человеку защиту от любого ограничения его свободы.

  Б) второе е - "права, сформулированные в положительной форме" (экономические, социальные и культурные), которые закреплены в статьях 22-27 Декларации и направлены на обеспечение социальной справедливости, свободы от нужды и участие в социальной, экономической и культурной жизни.

  В) третье - "коллективные" права, упоминаемые в ст. 28 Декларации, которая гласит, что "каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при кото­ром права и свободы, изложенные в настоящей Декларации, могут быть полностью осуществлены". Провозглашение пра­ва на удовлетворение материальных и нематериальных по­требностей и равноправное участие в производстве и распределении ресурсов, чему предшествовала длительная борьба против угнетения, является логическим результатом роста социально-политического сознания и экономического разви­тия в развитых странах.

  В сегодняшнем мире, где все с каждым днем становится все более взаимосвязанным, все большее признание полу­чает взаимозависимость трех поколений прав человека.

  Наряду с правами человека су­ществуют и обязанности человека, которые он должен вы­полнять.

Виды прав и свобод

  Классификация основных прав и свобод может осуще­ствляться в зависимости:

  > от субъекта (принадлежащие любому человеку или только гражданину);

  > от характера субъекта (индивидуальные и коллек­тивные);

  > от содержания (личные, политические, экономичес­кие, социальные, культурные).

  Все права и свободы человека условно можно разделить на группы:

  1. Личные (граж­данские) права и свободы человека - права, принадлежа­щие человеку как биосоциальному существу. Они призваны обеспечивать свободу и автономию индивида как члена общества, ограждать его от любого незаконного внешнего вмешательства в частную жизнь.

  2. Политические права и свободы - права, обеспечиваю­щие возможность участия граждан в общественной и политической жизни страны и осуществлении государственной власти

  3. Экономические права - это совокупность конституционных прав, опре­деляющих юридические возможности человека в экономической сфере

  4. Социальные права - это совокупность конституционных прав, дающих человеку возможность претендовать на получение от государства определенных материальных благ.  Социальные права граждан - это права на благосостоя­ние и достойный уровень жизни

  5. Культурные права - это комплекс прав и свобод, представляющий собой гаранти­рованные конституцией или законом возможности личности в сфере культурной и науч­ной жизни

  Необходимым условием реализации прав и свобод челове­ка является исполнение им юридических обязанностей.

  Юридические обязанности - это установленные и гаран­тированные государством требования к поведению человека, обя­зательные для исполнения.

  Все обязанности российских граждан, закрепленные в Конституции РФ, условно можно разделить на общие и конкретные.

  К общим относятся те обязанности, которые распространяются на всех без исключения граждан страны, конкретные обязанности закреплены за определенными категориями лиц

  Являясь элементами правового статуса личности, права, сво­боды и обязанности личности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Права и свободы одного индивида заканчиваются там, где начинают­ся права и свободы другого.

  Социальная политика представляет собой деятельность, которая уже по своему определению призвана обеспечить защиту прав человека, "поскольку ее главная цель состоит в создании справедливых социальных структур, способных обес­печить безопасность и развитие человека без ущерба его до­стоинству".

  Организация Объединенных Наций дает следующее оп­ределение прав человека:

  В общих чертах права человека можно определить как права, присущие природе человека, без которых он не мо­жет существовать как человеческое существо.

  Права человека и основные свободы дают нам возмож­ность полного развития и использования наших человеческих качеств, нашего интеллекта, наших талантов и совести и удовлетворять наши духовные и иные запросы. Они основа­ны на растущей потребности человечества в такой жизни, при которой неотъемлемое достоинство и ценность каждой человеческой личности пользовались бы уважением и защи­той".

  Отказ в предоставлении человеку прав и основных свобод является не только отдельной и личной трагедией, но и создает условия для социальных и политических беспоряд­ков, сеет семена насилия и конфликтов в самом обществе и между обществами и государствами. Как указывается в пер­вом положении Всеобщей декларации прав человека, челове­ческое достоинство "является основой свободы, справедли­вости и всеобщего мира".

  Права человека являются универсальными, и ими могут пользоваться все люди без какой-либо дискриминации. Ува­жение индивидуальных прав должно поощряться на посто­янной основе независимо от существующих условий или политической системы. Права какого-либо лица или группы лиц могут быть ограничены только в том случае, если их осуществление ограничивает такие же или сопоставимые права других лиц.

 

2. Принципы прав и свобод человека

  Создание этой новой основы для международного сотруд­ничества также имело последствия для национальных и меж­дународных организаций социального обслуживания. В ка­честве одного из принципов деятельности в социальной сфе­ре стал утверждаться принцип глобальной солидарности. Уве­личилось число организаций социального обслуживания, рас­ширился охват и география их деятельности.

1. Право на жизнь

  Осознание ценности человеческой жизни является осно­вой основ всей работы в области прав человека. Ценность жизни человека и других живых существ — это источник всех дру­гих идеалов и ценностей. Это предполагает, что никто не может быть лишен жизни, а также то, что право на жизнь является неотъемлемым и абсолютным правом каждого че­ловека. Поэтому социальные работники должны по возмож­ности не только противодействовать нарушениям прав чело­века, но и активно поддерживать всю деятельность в облас­ти обеспечения и улучшения жизни. Только так можно на­полнить реальным содержанием существование человека. Все элементы и формы жизни, будь то жизнь человека или дру­гих живых существ, тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Нарушение любого из звеньев затрагивает социальную ткань или нить жизни и таким образом наносит ущерб всему челове­честву. Ценность жизни означает, что страдания и смерть — это не личная трагедия какого-то одного человека; они зат­рагивают и всех других людей так же, как радость, счастье и сама жизнь.

  Физическое здоровье является важным аспектом ценно­сти и качества жизни. Ухудшение состояния окружающей среды, кризис в области водных ресурсов, включая их заг­рязнение, отсутствие или сворачивание программ в области здравоохранения представляют собой некоторые из тех серь­езных факторов, которые создают опасность для жизни.

2. Свобода

  Принцип, в соответствии с которым "все люди рождают­ся свободными", провозглашается в первых двух статьях Все­общей декларации прав человека. Основные свободы: право на свободу; свобода от рабства и подневольного состояния; свобода от пыток и жестокого, бесчеловечного или унижаю­щего человеческое достоинство обращения и наказания; сво­бода от произвольного ареста, задержания или изгнания; сво­бода от произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь и от произвольного посягательства на неприкосновен­ность жилища и тайну корреспонденции, а также свобода передвижения и выбора места жительства — провозглаша­ются в следующих 19-ти статьях.

  Тот факт, что все люди рождаются свободными и имеют право на свободу, предполагает, что каждый человек имеет свободу выбора образа его или ее жизни. Однако эта свобода зачастую ограничивается материальными и другими факто­рами. Кроме того, эта свобода ограничена принципом уваже­ния права других лиц на свободу. Тем не менее, наряду с жизнью, свобода рассматривается в качестве одной из самых важных человеческих ценностей, которая тесно связана с достоинством человека и непреходящей ценностью жизни че­ловека. Стремление к свободе побудило многих людей на борь­бу с целью обретения территориальной и географической не­зависимости. Стремление к духовной и интеллектуальной сво­боде побудило многих на героические поступки. Что касает­ся отдельных людей, то свобода или способность управлять своими чувствами может способствовать душевному миру и гармонии. Социальные работники зачастую находятся на пе­реднем крае борьбы за свободу. В тех районах мира, где от­сутствует свобода, они подвергаются преследованиям за то, что следуют своим принципам.

3. Равенство и недискриминация

  Основной принцип равенства всех людей провозглашен в первой статье Всеобщей декларации прав человека. Однако он не находит должного применения в повседневной жизни, не говоря уже о различных аспектах человеческих отноше­ний. Он лежит в основе имеющего первостепенное значение принципа справедливости, что тем самым требует серьезно­го анализа справедливого и несправедливого равенства и не­равенства на основе биологических факторов, духовных, со­циальных и культурных потребностей и с учетом вклада каж­дого в благосостояние других.

  В случае принятия принципа равенства дискриминация в отношении какого-либо лица или группы лиц становится невозможной. Недискриминация основывается на двух состав­ляющих одно целое принципах: равенство и уважение дос­тоинства. Она также предполагает целостность личности че­ловека, в то время как дискриминация определяет человека только по одному из конкретных признаков, будь то пол, раса, цвет кожи, религия и т. д. Дискриминация может пре­вратить человека в безропотного и послушного исполнителя, поскольку при дискриминации человек уже не воспринима­ется с учетом уникального разнообразия и в то же время целостности его или ее личности.

  Можно сказать, что дискриминация представляет собой лишение всех людей их фундаментальных и универсально признанных прав в интересах узкой группы или групп лиц. Дискриминация имеет различные формы. Перечень причин дискриминации, содержащийся во всех соответствующих международных договорах: "...без какого бы то ни было раз­личия, как то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сослов­ного или иного положения", — не является исчерпывающим. Постоянно появляются новые поводы для дискриминации, что вызвано происходящими в мире изменениями (напри­мер, тенденциями в области сексуальной ориентации, рас­пространением вируса ВИЧ/СПИДа), признанием новых сво­бод, возникновением новых проблем, технологическими и другими тенденциями, которые приводят к изменению обра­за жизни и существовавших традиций. Принцип противодействия дискриминации по таким причинам означает, что со­циальные работники должны в своей деятельности постоян­но контролировать себя на предмет своих убеждений и прин­ципов.

4. Справедливость 

  Необходимо учитывать различные аспекты справедли­вости: правовые, судебные, социальные, экономические и другие аспекты, которые являются основой общества, пост­роенного на принципе уважения достоинства его членов и обеспечения безопасности и неприкосновенности личности. В международных договорах Организации Объединенных На­ций содержатся важные принципы и обязательства с целью недопущения произвольного лишения свободы и вмешатель­ства в личную жизнь и обеспечения защиты в соответствии с законом. В случаях нарушения закона лица имеют право на быстрое и справедливое судебное разбирательство их дел беспристрастным судебным органом. В случае их признания виновными они имеют право на гуманное обращение, цель которого состоит в исправлении и социальном перевоспита­нии. Во всех этих документах подчеркивается важность неза­висимости органов судебной власти.

  Однако поиски справедливости имеют более широкие последствия, некоторые из которых весьма трудно кодифи­цировать. Социальная справедливость означает удовлетворе­ние насущных потребностей человека и справедливое рас­пределение материальных ресурсов. Деятельность в этой об­ласти направлена на обеспечение общего доступа к таким важным услугам, как здравоохранение и образование, со­здание равных возможностей на начальном этапе, защиту лиц или групп лиц, находящихся в неблагоприятном положе­нии, и обеспечение сбалансированности в таких областях, как вознаграждение, потребление и извлечение прибыли.

  Социальные реформаторы, в том числе и социальные работники, которые стремятся обеспечить справедливость, считают, что справедливость и социальная справедливость являются основным средством защиты от угнетения во всех формах его проявления и основой для более справедливого развития человечества.

5. Солидарность

  Солидарность является еще одной важной ценностью, которая означает не только понимание боли и страданий людей и умение поставить себя на их место, но и участие в борьбе этих людей за их дело. Можно быть солидарным с отдельными лицами, а также с семьями, группами, община­ми, населением и даже целыми расовыми или этническими группами. Работники социальной сферы должны солидаризи­роваться с жертвами насилия, пыток, изгнания или ущемле­ния свобод в любой точке мира.

  Солидарность имеет большое значение при стихийных бедствиях, а также во многих трагических ситуациях, обус­ловленных нуждой, несправедливым распределением ресур­сов, пренебрежением и социальной несправедливостью. Ни­щета, голод, недоедание, бездомность и отсутствие средств существования являются, возможно, одними из самых серь­езных нарушений прав человека, которые еще не получили достаточного признания. Проявление солидарности чрезвы­чайно необходимо в этих якобы не столь драматичных усло­виях, в которых люди испытывают огромные, хотя и непри­метные на первый взгляд страдания. В заключение следует отметить, что оказание социальными работниками и многи­ми другими людьми активной помощи уязвимым слоям насе­ления и жертвам нарушений прав человека может изменить их положение благодаря повышению активности этих слоев и их выводу из изоляции.

6. Социальная ответственность

  Социальная ответственность — это деятельность, осу­ществляемая в интересах уязвимых слоев населения и жертв нарушения прав человека: оказание им поддержки, защита их интересов, предоставление им помощи. Таким образом, можно сказать, что социальная ответственность — это прак­тическая сторона солидарности. Согласно большинству рели­гиозных учений и философских концепций, добрые намерения и добрые слова должны сопровождаться добрыми дела­ми. Большинство религий внушают своим последователям, что тот, кто находится в "привилегированном положении", имеет определенные обязательства перед теми, кто находится в неблагоприятном положении. Понятие "привилегированное" не означает богатство, а является относительным и подразу­мевает более благоприятное положение одного человека по сравнению с другими. Выражение "социальная ответствен­ность" также несет дополнительную смысловую нагрузку и означает "попечительство", в соответствии с которым все, чем мы владеем, дано нам для его использования с целью улучшения положения других. Концепция "попечительства" предполагает, что человек не только должен делиться своим богатством, но и использовать свои таланты и способности во имя прогресса человечества.

7. Эволюция, обеспечение мира и отказ от насилия

  Вышеизложенные ценности и принципы являются не только основой концепции прав человека, но и факторами, определяющими качество отношений между людьми. Еще одной важной ценностью, безусловно, является мир, причем не только в форме отсутствия организованного конфликта. Необходимо принимать все меры для сохранения и обеспече­ния мира, при этом основная цель состоит в достижении гар­монии с самим собой, другими и окружающей средой.

  Конфликты в отношениях между людьми неизбежны, однако способы их урегулирования могут быть мирными или насильственными, конструктивными или разрушительными. Революционный подход "разрушить все до основания и пост­роить заново" привлекал людей на протяжении многих ве­ков, при этом его реализация на практике неизбежно приво­дила к неслыханным страданиям людей. Эволюционный под­ход является более медленным и зачастую сразу не дает ре­зультатов, но в конечном счете он позволяет найти более надежное и соответственно более эффективное решение. Именно этот подход часто используется социальными работ­никами для урегулирования конфликтов между отдельными людьми и группами. Этот подход не исключает конфронтации и противостояния при поиске свободы, справедливости и со­циальной справедливости, но он исключает насилие.

  Весь ход истории показывает, что насилие и кровопро­литие дают лишь временное решение проблем и создают по­чву для новых революций с целью свержения вступивших на престол новых властителей — вчерашних угнетенных. Нена­висть порождает ненависть, месть порождает месть. Непре­рывное же противодействие или ненасильственные методы давления могут, напротив, дать более прочные результаты.

  И хотя сегодня мир еще не готов отказаться от исполь­зования оружия, и, без сомнения, существуют веские осно­вания для революций, следует признать, что посредниче­ство и примирение являются эффективными средствами для преодоления на первый взгляд непримиримых различий, при условии, что они будут применяться последовательно, на основе уважения, понимания и знания.

  Мирное развитие по-прежнему остается целью для лю­дей, которые стремятся к свободе, справедливости, соци­альной справедливости и созданию мира, в котором бы конф­ликты могли разрешаться ненасильственными способами.

8. Отношения между человеком и природой

  Накануне XXI столетия необходимость уважения других видов и поиска гармонии с природой начинает проникать в сознание людей.

  Деградация окружающей среды является слишком оче­видной, чтобы ее можно было игнорировать. Существующий в мире экономический порядок, несовершенные модели раз­вития, различия в запасах ресурсов, радиоактивное, промыш­ленное и другие виды загрязнения, а также тенденции в об­ласти потребления в промышленно развитых и развивающихся странах являются причинами плачевного состояния, в кото­ром находится наша Земля. Алчность, отсутствие информа­ции и необходимость выживания, потребительское отноше­ние и крайняя нищета создают угрозу для природы и уязви­мых слоев населения.

  Комплексные программы с целью предотвращения дег­радации окружающей среды и, возможно, ее восстановле­ния должны быть дополнены комплексными, формальными и неформальными, программами экологического воспитания, а также кампаниями с целью охраны окружающей среды.

  Таким образом, провозглашенные во Всеобщей Декла­рации права человека охватывают все стороны человеческой жизни и являются основными человеческими ценностями.

 

3. Международное право о правах человека

Международные организации и правовые документы

   В соответствии с международными актами, права чело­века являются универсальными и ими могут пользоваться все люди без какой-либо дискриминации. Уважение индивиду­альных прав должно поощряться на постоянной основе, не­зависимо от существующих условий или политической сис­темы. Права какого-либо лица или группы лиц могут быть ограничены только в том случае, когда их осуществление ограничивает такие же или сопоставимые права других лиц.

  В международном праве получили четкое определение принципы уважения прав человека, их международные нор­мы и стандарты. Так, общие принципы права — это принци­пы международного права, которые выражают общепризнан­ные нормы поведения субъектов международного нрава. В Статуте Международного Суда ООН (ст. 38) используется понятие "общие принципы права, признанные цивилизован­ными нациями".

  Принимаемые ООН, ЮНЕСКО, МОТ, международными кон­грессами, конференциями и другими форумами документы по правам человека, в которых сформулированы принципы прав человека, имеют различный правовой ста­тус. Декларации, принципы, руководящие положения, стан­дартные правила и рекомендации не имеют обязательной  юридической силы. Эти документы обладают морально-политическим воздействием и служат практическим руководством для государств при осуществле­нии ими своей политики. Ценность этих документов заключается в их признании и принятии значительным числом госу­дарств, и, даже не имея обязательной силы, они могут рас­сматриваться как документы, декларирующие общеприня­тые принципы в рамках международного сообщества.

  Международные акты, к числу которых относятся кон­венции, пакты, протоколы, обладают обязательной силой для тех государств, которые ратифицировали их или присоеди­нились к ним. Договоры, принятые в рамках Организации Объединенных Наций, открыты для подписания и ратифика­ции всеми государствами, в то время как условием для при­нятия договоров, утвержденных в рамках региональных орга­низаций, является членство в соответствующей организации, например Совете Европы.

  Содержание Всеобщей Декларации прав че­ловека и двух международных пактов, составляет единое целое — Билль о правах человека, они являются базовы­ми в понимании прав человека. Сформулированные в преам­буле и 30-ти статьях Всеобщей Декларации прав человека права можно систематизировать по трем группам или  трем поколениям прав человека о которых говорилось выше.

  Билль о правах человека включает, кроме Всеобщей Декларации, Международный пакт о гражданских и полити­ческих правах и Международный пакт об экономических, со­циальных и культурных правах, которые были приняты в 1966 г. и вступили в силу в 1976 г. Их принятие было продик­товано необходимостью дополнить нормы Декларации, кото­рые имеют нравственное и политическое значение, нормами и стандартами, имеющими юридическую силу, с помощью которой в судебном порядке может обеспечиваться защита прав человека в случаях их нарушения.

  В Международном пакте о гражданских и политических правах и двух факультативных протоколах к нему сформулированы прав человека и механизм их реализации. В этом пакте закреплены следу­ющие права человека: право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность (ст. 6), право не подвергаться пыткам и бесчеловечному обращению, не подвергаться произвольному аресту и задержанию (ст. 7, 9), право на свободное передви­жение и выбор места жительства (ст. 12), права на свободу слова, религии, собрания, ассоциаций, включая членство в профсоюзах (ст. 18, 19, 21, 22), право голосовать на основе системы всеобщего избирательного права (ст. 25), права мень­шинств на защиту (ст. 27) и другие права.

  К Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах рати­фицировали или присоединились к нему 136 государств. Меж­дународный пакт о гражданских и политических правах ратифицировали или присоединились к нему 138 государств, а первый факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических нравах ратифицировали или присоединились к нему 92 государства.

  Развитием международных документов стало принятие пяти договоров, обеспечивающих защиту конкретных прав: Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 г.), Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 г.), Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижа­ющих достоинство видов обращения и наказания (1984 г.), Конвенция о правах ребенка (1989 г.), Международная кон­венция о защите прав всех трудящихся — мигрантов и чле­нов их семей (1990 г.).

  Важная роль также отводится Декларации социального прогресса и развития, принятой в 1969 г. Генеральной Ассам­блеей ООН. В этой Декларации сказано, что целью социального прогресса и развития является постоянное повышение материального и духовного уровня жизни всех членов общества при уваже­нии и осуществлении прав человека и основных свобод. В ней были изложены основные направления социальной политики на национальном, региональном и международном уровнях; планирование социального прогресса и развития как состав­ной части общего пропорционального развития; учреждение, где это необходимо, национальных систем по разработке и проведению в жизнь социальной политики и программ; содействие со стороны заинтересованных государств плановому региональному развитию.

  Важное значение для понимания роли социальной политики в защите прав человека стало проведение в сентябре 1987 г. (Вена) Межрегионального консультативного совеща­ния по политике и программам социального обеспечения в целях развития с участием представителей 90 стран. На сове­щании были приняты "Руководящие принци­пы" политики и программ социального обеспечения в целях развития на ближайшее будущее, которые позднее были одобрены Генеральной Ассамблеей ООН в ее специальной резолюции.

  Большое значение имеет и Всемирная встреча на выс­шем уровне в интересах социального развития в марте 1995 г. (Копенгаген). Эта Встреча готовилась три года; делегации мно­гих стран возглавляли президенты, вице-президенты, премьер-министры и другие государственные деятели высокого ранга.

  В принятой на этой Встрече Копенгагенской декларации о социальном развитии Программе действий были сформу­лированы приоритетные цели социального развития: обеспе­чение социальной защиты индивида, содействие социальной интеграции и поддержание социального мира. Всемирная встреча на высшем уровне подчеркнула связь между борьбой с бедностью, изысканием возможностей социальной интегра­ции и созданием продуктивной занятости. Занятость сегодня представляет собой необходимый фактор интеграции. И на­оборот, безработица — это форма изоляции, которая влечет за собой целый ряд социальных проблем.

  Соблюдением прав человека, развитием социальной по­литики занимаются многие международные организации. Так, система ООН включает целый ряд специализированных меж­дународных организаций (МОТ, ЮНЕСКО, ВОЗ), призван­ных заниматься конкретными социальными проблемами.

  МОТ функционирует с 1919 г., и за это время его нормотворческая деятельность в сфере социально-трудовых отношений составляет свыше 170 конвенций, которые сыг­рали важную роль в налаживании социального партнерства между работниками, работодателями и государством. Не слу­чайно при вручении МОТ Нобелевской премии было отмече­но, что МОТ "оказывала влияние на законодательство всех стран".

  ЮНЕСКО на мировом уровне формирует права человека в области образования, науки, культуры и информации. За более чем 50-летний период деятельности эта организа­ция при самом активном участии ведущих ученых и специа­листов разработала и приняла ряд принципиально важных деклараций, рекомендаций, программ, которые сыграли боль­шую роль в ликвидации неграмотности, в доступе широких масс к культуре, пользованию достижениями науки и про­гресса.

  Наряду с конвенциями и декларациями всемирного мас­штаба имеются континентальные и региональные договоры по правам человека: Хартия Организации африканского единства (1963 г.), Африканская Хартия прав человека и народов (1981 г.), Африканская комиссия по пра­вам человека и народов, Устав Организации американских государств — Американская декларация прав и обязаннос­тей человека (1948 г.), Американская конвенция о правах человека (1969 г.), Межамериканская комиссия по правам человека, Межамериканский суд по правам человека, Евро­пейская конвенция о защите прав человека и основных сво­бод (1950 г.), Европейская социальная хартия (1961 г.), Орга­низацая по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.), Европейский суд защиты прав человека, Конвенция Содру­жества Независимых Государств о правах и основных свобо­дах человека (1995 г.), Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств (1994 г.).

Механизмы обеспечения прав человека

  В ООН функционируют два вида контрольных механиз­мов: институциональные и конвенциональные (договорные).

  Институциональными структурами, т.е. постоянными инсти­тутами ООН, являются Генеральная Ассамблея, Экономичес­кий и Социальный Совет, Комиссия по правам человека, Ко­миссия по положению женщин, Центр по правам человека, а с 1993 г. — Управление Верховного комиссара по правам человека, призванное играть центральную роль в процедуре контроля за выполнением всех конвенций в области прав че­ловека.

  Соблюдение прав человека в социальной сфере, в соот­ветствии с принятыми международными актами, наряду с вышеназванными институциональными органами ООН обес­печивают такие механизмы, как конвенциональные структу­ры, которые учреждаются для контроля за выполнением каж­дого международного договора, вступившего в силу. Такими договорными органами ООН являются Комитет по правам человека, Комитет по экономическим, социальным и куль­турным правам, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет по правам ребенка, которые призваны осу­ществлять контроль за соблюдением положений соответству­ющих международных договоров.

  В системе ООН за последнее десятилетие сформировал­ся механизм и технология контроля за соблюдением положе­ний международных договоров по правам человека, в соот­ветствии с резолюцией Генеральной ассамблеи ООН (1982 г.), касающейся эффективного осуществления документов по правам человека. С 1984 г. проводятся совещания председате­лей органов, которым поручено рассмотрение докладов госу­дарств — участников международных договоров, которые эти государства обязаны регулярно представлять, о выполнении взятых на себя обязательств по соблюдению прав человека.

  На международном уровне сделано немало для обеспечения основных норм и стандар­тов прав человека. Благо­даря принятым международным договорам по правам чело­века, в международном праве восторжествовал принцип ува­жения прав человека, что, в свою очередь, внесло измене­ние в саму концепцию международного права. Если раньше субъектами международного права были только отношения между государствами, то сейчас отношение государства к своему населению, уважение его прав и свобод становится объектом внимания мирового сообщества, его обязанностью соблюдать международно-признанные нормы и стандарты прав человека.

   При всей важности соблюдения прав человека на между­народном уровне следует иметь в виду, что решающее зна­чение имеет внутригосударственное законодательство, его нормы, обычаи, юридическая практика и их практическая реализация. Российская Федерация ратифици­ровала большинство международных конвенций; Конститу­ция 1993 г. признает примат международного права в между­народных делах. Российская Федерация после вступления в Совет Европы, например, ратифицировала три основопола­гающих документа — Европейскую конвенцию о правах и основных свободах, Конвенцию против пыток и Хартию о местном самоуправлении, что позволило Российской Феде­рации стать полноправным членом Совета Европы.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!