ОСНОВЫ ПРАВА

1. Цели и задачи освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины "Основы права" является приобретение обучающимися профессиональных компетенций в сфере государственного и муниципального управления, необходимых для успешной профессиональной деятельности специалистов в современных условиях.

Основная цель учебной дисциплины «Основы права» - дать студентам первоначальные знания о праве, выработать позитивное отношение к нему, осознать необходимость соблюдения правовых норм, тем самым обеспечить полную, профессиональную подготовку бакалавра функционирующего в условиях правового государства.

В области воспитания целью изучения учебной дисциплины «Основы права» является формирование личностных качеств: нравственности, общекультурных навыков, способности к социальной адаптации, реализации творческого потенциала личности, целеустремленности, организованности, трудолюбия, ответственности, гражданской позиции, коммуникативности, толерантности.

Изучение курса учебной дисциплины "Основы права" имеет своей задачей выработать у студентов ряд профессиональных и личностных качеств, а именно:

- умение правильно понимать государственно-правовые явления;

- выработать ценностные жизненные ориентации, основанные на приоритете прав и свобод личности;

- привить практические навыки работы с конституционным, гражданским, административным и трудовым законодательством Российской Федерации;

- обучить студентов правильной ориентации в конституционном, гражданском административном и трудовом праве Российской Федерации, его применению в повседневной жизни и в практической работе;

- развить способность к юридически грамотным действиям в последующей повседневной жизни и профессиональной деятельности.

В области обучения цель учебной дисциплины "Основы права" заключается:

-  в подготовке в области основ гуманитарных, социальных, экономических, математических, естественнонаучных, а так же профессиональных знаний в области менеджмента;

- в получение высшего профессионального образования, позволяющего выпускнику успешно работать в сфере государственного и муниципального управления, обладать общекультурными и профессиональными компетенциями, которые предусмотрены ФГСО ВПО.

Задачами изучения дисциплины также являются познание и формирование навыков толко­вания правовых категорий и институтов, таких как, признаки и формы государства, основные теории его происхождения, норма права и ее структура, источники права, система права, правоот­ношение и его элементы, конституционные основы Российской Федерации и правового статуса гражданина и человека, особенности административно-правовых норм и сфера их действия, федеральные органы власти, субъекты и объекты гражданских прав, понятие и основное содержание права собственности, правонарушение и ответственность, трудовой договор, защита прав работника, охрана труда, государственный и муниципальный служащий и др.

 

2. Место дисциплины  в структуре ООП

Дисциплина "Основы права" относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла (Б1.В.ОД). Она дает возможность расширения знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых дисциплин, для   успешной профессиональной деятельности   и   для   продолжения   профессионального   образования   в магистратуре.

Сферами профессионального использования знаний, получаемых в результате изучения дисциплины, являются все регулируемые правом общественные отношения, в ко­торых участвуют физические и юридические лица, государство и муниципальные обра­зования. Это отношения экономического оборота, реализации властных полномочий в сфере государственного управления и по реализации прав и свобод граждан. Объектами профессиональной деятельности специалиста являются различные организации и подразделения в системе государственного и муниципального управления, процессы экономической, политической, организационной и социальной жизни общества, проблемы функционирования и развития государства и его региональных и муниципальных образований, проблемы взаимодействия человека и общества.

Для изучения данной дисциплины студент должен знать основные начала обществознания, иметь представление о государстве и праве, правонарушении и юридической ответственности.

Изучение дисциплины "Основы права" непосредственно взаимодействует и создает основу для изучения таких дисциплин профессионального профиля:

- Отраслей публичного и частного права: Конституционное, Административное, Гражданское, Трудовое, Муниципальное, Земельное право.

- Государственная и муниципальная служба.

- Налоги и налогообложение.

- Государственная и муниципальная служба.

- Принятие и исполнение государственных решений.

- Региональное управление и территориальное планирование.

3. Компетенции, на формирование которых оказывает влияние изучение учебной дисциплины.

В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие общекультурные и профессиональные компетенции:

а) общекультурные:

- стремлением работать на благо общества (ОК-1);

- знанием требований профессиональной этики и готовностью поступать в соответствии с этими требованиями; обладанием нетерпимостью к отступлениям от правил этического поведения, в том числе в отношении других лиц; обладанием гражданской ответственностью и требовательностью к соблюдению правил этического поведения (ОК-2);

- способностью и готовностью к диалогу на основе ценностей гражданского демократического общества (ОК-6);

- умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь; способностью к эффективному деловому общению, публичным выступлениям, переговорам, проведению совещаний, деловой переписке, электронным коммуникациям; способностью использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ОК-9);

б) профессиональные:

- умение оценивать соотношение планируемого результата и затрачиваемых ресурсов (ПК-7)

- способностью свободно ориентироваться в правовой системе России (ПК-9);

- умением правильно применять нормы права (ПК-10);

- умение разрабатывать проекты нормативных и ненормативных правовых актов, готовить заключения на нормативные правовые акты в соответствии с правилами юридической техники (ПК-15);

- умение разрабатывать методические и справочные материалы по вопросам деятельности лиц, на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (муниципальной службы), на должностях в государственных и муниципальных организациях и учреждениях, на административных должностях в государственных и муниципальных предприятиях, в научно-исследовательских и образовательных организациях в сфере государственного и муниципального управления, в политических партиях, общественно-политических и некоммерческих организациях (ПК-19);

- умение применять количественные и качественные методы анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации; органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических и некоммерческих организаций (ПК-24);

- умение моделировать административные процессы и процедуры в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации (ПК-25);

- умение находить основы для сотрудничества с другими органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, институтами гражданского общества, способность определять потребности в информации, получать информацию из большого числа источников, оперативно и точно интерпретировать информацию (ПК-31);

В результате изучения дисциплины студент должен демонстрировать следующие результаты образования:

иметь представление:

- о закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права;

- о государственной власти и государственном аппарате, системе разделения властей и роли государства в политической системе общества;

- о процессе правотворчества;

- о взаимодей­ствии правовых явлений с практической деятельностью в сфере государственного и муниципального управления;

знать:

- основные теоретические подходы к происхождению права и государства;

- типы, формы, элементы (структуру) и функции государства, а также перспективы развития государства;

- базовые институты, принципы, нормы, действие которых призвано обеспечить функционирование общества и государства, взаимоотношения между людьми, обществом и государством;

- понятие, типы и источники права;

- основные правовые понятия и термины;

- общие особенности деления права на частные и публичные отрасли и их взаимосвязь;

- место и значение юридической науки в системе наук и роль права в современном демократическом обществе и правовом государстве и управлении ими;

- основные понятия, категории права, институты базовых отраслей российского права: конституционного, гражданского, административного и трудового;

- основы конституционного строя государства;

- конституционную систему органов государственного и муниципального управления;

- основные положения правового статуса человека и гражданина;

- виды правоотношений;

- виды правонарушений и юридической ответственности.

уметь:

- применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности, корректно использовать в своей деятельности профессиональную лексику;

- ориентироваться в системе законодательства и нормативных правовых актов, регламентирующих сферу профессиональной деятельности;

- применять теоретические и конституционные положения о государстве и праве при изучении  специальных  дисциплин;

- отличать правомерное поведение (социально активное, законопослушное, маргинальное) от неправомерного и активно внедрять правомерное поведение в жизнь;

- применять на практике знания по основам права;

- работать с нормативно-справочными материалами, правовыми актами и правильно использовать их в своей практической работе и повседневной жизни.

- выявлять проблемы, возникающие в повседневной деятельности, связанные с правом и находить пути правового их разрешения.

владеть: 

- навыками целостного подхода к анализу проблем общества;

навыками для самостоятельного получения знаний и продолжения формирования правового (юридического) мировоззрения;

- навыками работы с нормативными актами;

- базовыми понятиями теории государства и права;

- юридической терминологией;

- правовой культурой и правосознанием;

 

Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины

Результат обучения

Компетенция

Образовательная
технология

Вид задания

знание:

форм и функций государства и права

ОК-1, ОК-6

ПК-10

Л1, Л2, Л4, Л6

ПР-1, УО-1, УО-3

базовых институтов и принципы, действие которых призвано обеспечить функционирование общества и государства, взаимоотношения между людьми, обществом и государством 

ОК-1, ОК-2, ОК-6, ПК-10

Л1, Л2, Л3, Л4, Л5, Л2.3, Л2.6, Л2.9

ПР-1, УО-1, УО-3

основные правовые понятия и термины о государстве и праве

ОК-1, ОК-9, ПК-10

Л1, Л2, Л3

ПР-1, УО-1, УО-3

основных особенностей, понятий, категорий, институтов базовых отраслей российского права

ОК-1, ОК-9, ПК-10

Л2.1, Л2.2, Л2.6, Л2.7, Л2.9, 2.10

ПР-1, УО-1, УО-3

понимание:

основ происхождения права и государства

ОК-1, ОК-2

Л1, Л2

ПР-1, УО-1, УО-3

взаимодей­ствия правовых явлений с практической деятельностью в сфере государственного и муниципального управления

ОК-1, ОК-2, ПК-10

Л1, Л2.1, Л2.6, Л2.7, Л2.8, Л2.9,Л2.10

ПР-1, УО-1, УО-3

умение:

демонстрировать готовность использовать полученные знания в практической деятельности

ОК-1, ОК-2, ПК-9, ПК-10, ПК-15, ПК-19, ПК-24

Л1, Л2, Л4, Л5, Л2.1

УО-1, УО-3

 

 

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет - 3 зачетных единицы, 108 часов.

4.1. Структура дисциплины

Вид учебной работы

Всего часов

Семестр 2-ой

Общая трудоемкость дисциплины

108

108

Аудиторные занятия

34

34

Лекции (Л)

17

17

Практические занятия (семинары) (ПЗ, С)

17

17

Самостоятельная работа (СРС)

74

74

Реферат (Р)

 

 

Эссе (Э)

 

 

Самостоятельное изучение разделов (СмИз)

 

 

Контрольная работа (К)

 

 

Самоподготовка (СмПод) (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к практическим занятиям, тестированию и контрольным  работам)

 

 

Промежуточная аттестация - Зачет

 

 

 

4.2. Разделы (темы) учебной дисциплины, виды учебной работы и количество часов

 

п/п

 

Раздел (тема) дисциплины

 

 

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

и промежуточной аттестации*

 

Л

С

СРС

Раздел 1. Общие  положения  теории государства и права

1-6

6

6

24

 

1

Тема 1. Государство как социальное образование

1

1

1

4

УО-1, ПР-1

2

Тема 2. Право как инструмент регулирования общественных отношений

2

1

1

5

УО-1, ПР-1

3

Тема 3. Система права и система законодательства

3

1

1

4

УО-1, ПР-1

4

Тема 4. Правонарушение и юридическая ответственность

4

1

1

5

УО-1, ПР-1

5

Тема 5. Законность и правопорядок как отражение эффективности права

5

1

1

3

УО-2, ПР-1

6

Тема 6. Правовое государство

6

1

1

3

УО-2, ПР-4

Раздел 2. Основы отдельных публичных и частных отраслей российского права

7-16

10

10

44

 

7

Тема 7. Конституционное право России как отрасль права.

7

1

1

5

УО-1, ПР-1

8

Тема 8. Гражданское право и правоотношение

8

1

1

5

УО-1, ПР-1

9

Тема 9. Общие положения о праве собственности

9

1

1

4

УО-1, ПР-1

10

Тема 10. Обязательства в гражданском праве

10

1

1

5

УО-1, ПР-1

11

Тема 11. Наследование по гражданскому праву

11

1

1

4

УО-1, ПР-1

12

Тема 12. Брачно-семейные отношения

12

1

1

4

УО-1, ПР-1

13

Тема 13. Трудовые правоотношения, дисциплина и ответственность

13

1

1

4

УО-1, ПР-1

14

Тема 14. Административно-правовые отношения,  правонарушение и административная ответственность

14

1

1

5

УО-1, ПР-1

15

Тема 15. Понятие преступления и ответственности в уголовном праве                

15

1

1

4

УО-1, ПР-1

16

Тема 16. Общие положения экологического права

16

1

1

4

УО-1, ПР-1

Раздел 3. Правовое основы регулирования

профессиональной деятельности

17

1

1

3

 

17

Тема 17. Правовое регулирование профессиональной дея­тельности государственной и муниципальной службы

17

1

1

3

УО-1, ПР-1

Итого часов по видам занятий:

17

17

74

 

Всего часов дисциплине

108

 

 

 

 

Промежуточный контроль

Зачет

* Формы текущего контроля:

Устный опрос (УО): собеседование (УО-1), коллоквиум (УО-2).

Технические средства контроля (ТС).

Письменные работы (ПР): тесты (ПР-1), контрольные работы (ПР-2), эссе (ПР-3), реферат (ПР-4), курсовые работы (ПР-5), научно-учебные отчеты по практикам (ПР-6), решение типовых задач (ПР-7).

Промежуточный контроль по дисциплине (итоговый)- зачет (УО-3).

 

4.3. Содержание разделов и тем (лекционных занятий) учебной дисциплины

Раздел 1. Общие  положения  теории  государства и права

Тема 1. Государство как социальное образование

Происхождение и типология государства. Причины и условия возникновения государства. Особенности возникновения государства на различных континентах. Основные признаки государства и формы возникновения. Общая характеристика теорий происхождения государства (теологическая, патриархальная, естественно-договорная, психологическая, насилия). Формационные и цивилизационные типологии. Характеристика основных типов государства. Разновидность смены типов государства.

Функции государства. Понятие и содержание основных функций государства. Классификация функций государства. Формы осуществления функций государства: правотворчество, правоисполнение, правоохрана.

Формы государств. Понятие и признаки формы государства. Формы государственного правления. Виды государственного территориального устройства. Формы государственного режима. Причины и особенности изменения форм государства.

Содружества государств и их виды (политико-правовых, государственных).

Общая характеристика Российского государства.

Тема 2. Право как инструмент регулирования общественных отношений.

Понятие и содержание права. Происхождение права. Основные теории, объясняющие происхождение права. Социальные нормы, их виды и общая характеристика. Право в системе социальных и технических норм. Единство и взаимосвязь права и государства; относительная первичность и самостоятельность права. Признаки и функции права.  Типология права. Основные черты правовых семей.

Источники (формы) права. Понятие источников (форм) права. Классификация источников права. Содержание и значение юридической практики. Нормативный правовой акт: понятие, признаки, виды. Закон как источник права. Понятие и виды подзаконных актов. Действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц.

Нормы права. Понятие и признаки нормы права. Структура правовой нормы. Классификация правовых норм (регулятивные, охранительные, поощрительные и специальные). Понятие, виды и причины необходимости толкования норм права. Объекты и субъекты толкования норм права. Содержание процесса толкования. Толкование норм права по юридической силе и объёму. Способы толкования. Акты толкования норм права.

Тема 3. Система права и система законодательства

Понятие системы права и ее значение. Понятие и структура системы права. Соотношение категорий «частное» и «публичное» право в России. Критерии деления права на отрасли. Общая характеристика основных отраслей права.

Элементы системы права и их характеристика. Уровни системы права и их краткая характеристика. Понятие отрасли права и ее виды. Классификация отраслей права. Понятие подотрасли права. Институт права: сущность и виды. Норма права.

Система законодательства. Понятие системы законодательства и ее основные структурные элементы. Соотношение системы права с системой законодательства. Понятие и виды систематизации правовых актов.

Основные тенденции развития законодательства России.

Тема 4. Правонарушение и юридическая ответственность

Правонарушение. Правомерное поведение и правонарушение. Понятие правомерного поведения. Понятие и признаки правонарушений. Юридический состав правонарушения. Классификация правонарушений.

Юридическая ответственность.  Юридическая ответственность как вид социальной ответственности. Основные признаки юридической ответственности. Основания юридической ответственности. Принципы юридической ответственности. Виды юридической ответственности. Условия, исключающие юридическую ответственность.

Тема 5. Законность и правопорядок как отражение эффективности права.

Законность и правопорядок как качество современного государства. Понятие и условия  эффективности права. Понятие законности и правопорядка, их соотношение. Принципы, гарантии и формы проявления законности. Требования законности Соотношение: законность и целесообразность. Средства обеспечения законности. Виды правопорядка. Социальное значение законности и правопорядка. Роль механизма правового регулирования в создании режима законности и правопорядка.

Правопорядок как результат упорядоченности общественных отношений.

Понятие правопорядка и его взаимосвязь с общественным порядком.  Правовое положение личности и правопорядок. Факторы,  влияющие на поведение людей.

Гарантии законности и правопорядка.

Тема 6. Правовое государство

Учение о правовом государстве.  Возникновение и развитие учения о правовом государстве.  История развития теории правового государства в России.  Кон­цепция «господства права».

Основы и признаки  правового государства. Основы правового государства. Принципы правового государства. Признаки правового государства. Предпосылки и условия формирования правового государ­ства.

Особенности Российского правового государства.

Раздел 2. Основы отдельных публичных и частных отраслей российского права

Тема 7. Конституционное право России как отрасль права.

Общая характеристика конституционного права. Учение о конституции (конституционализм). История  конституционного  развития  и виды конституций. Понятие, функции конституций и их виды. История  конституционного  развития  России. Юридические свойства и сущность Конституции Российской Федерации. Виды и форма конституций в Российской Федерации.

Конституционное право Российской Федерации как отрасль права и наука

Место конституционного права в системе Российского права. Предмет и метод конституционного права. Специфика и виды конституционно-правовых отношений и их субъекты. Конституционно-правовые нормы и институты. Система  конституционного  права. Источники конституционного права. Наука и учебная дисциплина конституционного права России

Правовая охрана Конституции Российской Федерации. Конституционно-правовая ответственность: понятие и особенности. Виды конституционно-правовой ответственности.

Тема 8. Гражданское право и правоотношение

Гражданское право как отрасль права. Предмет и метод гражданского права. Принципы и функции гражданского права России. Понятие и виды источников (форм) гражданского права. Понятие и элементы системы гражданского права.

Действие гражданских законов и иных гражданско-правовых актов во времени, пространстве, по объекту и по кругу лиц. Соотношение гражданского права с другими отраслями права.

Понятие, элементы и виды гражданских правоотношений. Понятие и элементы гражданского правоотношения. Виды гражданских правоотношений. Содержание гражданского правоотношения. Общая характеристика субъектов (участников) гражданских правоотношений. Физические и юридические лица как субъекты гражданского правоотношения. Виды объектов гражданских прав и их особенность. Классификация вещей (Неделимые и сложные вещи. Главная вещь и принадлежность. Определяемые родовыми признаками и индивидуально определенные.) Классификация нематериальных благ и их особенности как объекта гражданских правоотношений. Основание гражданского правоотношения. Виды юридических фактов в гражданском праве.

Тема 9. Общие положения о праве собственности

Понятие и содержание права собственности. Собственность как экономическая категория. Объекты права собственности в гражданском праве. Право собственности и вещное право. Право собственности в объективном и субъективном смысле. Признаки права собственности как вещного права. Содержание права собственности и правомочия собственника. Вещные права лиц, не являющихся собственниками. Бремя содержания и риск случайной гибели имущества. Ограничение права собственности и ограничение круга действий.

Виды и субъекты права собственности. Субъекты и виды собственности. Право собственности граждан. Содержание права собственности граждан. Особенности объектов права собственности граждан. Формы присвоения гражданами материальных благ. Право собственности юридических лиц.

Право государственной и муниципальной собственности.

Приобретение и прекращение права собственности. Способы приобретения права собственности: первоначальный и производный. Виды прекращения права собственности:  добровольное и принудительное.

Защита права собственности и других вещных прав. Понятие и система гражданско-правовых способов защиты права собственности. Вещно-правовые способы защиты права собственности. Гражданско-правовая защита ограниченных вещных прав.

Тема 10. Обязательственное право и обязательства.

Понятие и основания возникновения обязательств. Понятие обязательства и обязательственного права. Система обязательственного права. Признаки обязательств.

Элементы обязательств. Субъекты  (стороны) обязательств и множественность лиц в обязательствах. Объекты обязательств. Основания возникновения обязательств. Виды обязательств.

Перемена лиц в обязательствах. Понятие и случаи перемены лиц в обязательствах:  перемена кредитора и должника.

Исполнения обязательств. Понятие и принципы исполнения обязательства. Надлежащее исполнение обязательства. Система способов исполнения обязательств. Место и срок исполнения обязательства. Способы обеспечения исполнения обязательств.

Понятие и виды прекращения обязательств. Основания прекращения обязательств. Прекращение обязательств по воле сторон. Прекращение обязательств не зависимо от воли сторон.

Понятие и виды санкций в обязательственном праве.

Тема 11. Наследование по гражданскому праву

Понятие и основные категории наследственного права. Значение наследственного права. Наследование как универсальное правопреемство. Открытие наследства (основания, место, время). Субъекты наследственного правопреемства. Недостойные наследники. Наследственная масса.

Наследование по завещанию. Понятие  и виды завещания.  Содержание завещания.

Обязательная доля в наследстве. Завещательный отказ (легат) и завещательное, распоряжение (возложение). Изменение, отмена и исполнение завещания.

Наследование по закону. Условия наследования по закону. Круг наследников по закону.

Принятие наследства и отказ от наследства. Ответственность наследника по долгам наследодателя. Раздел наследственного имущества. Меры охраны наследственного имущества. Оформление наследственных прав и обязанностей. Отказ от наследства и его последствия.

Тема 12. Брачно-семейные отношения

Предмет, метод и источники семейного права. Понятие семьи. Предмет и метод семейного права. Принципы и функции семейного права. Источники семейного права. Взаимодействие семейного права с другими отраслями права.

Понятие и особенности семейных правоотношений. Юридический состав (элементы) семейного правоотношения. Виды семейных правоотношений. Правоспособность и дееспособность субъектов семейных правоотношений. Юридические факты в семейном праве.

Брак в семейном праве. Понятие и юридические признаки брака. Форма (заключение) брака. Прекращение брака. Недействительность брака. Восстановление брака.

Права и обязанности супругов, родителей и детей. Осуществление семейных прав и исполнение обязанностей.  Меры защиты и ответственности в семейном праве. Личные и имущественные права и обязанности супругов. Взаимные права родителей и детей.

Алиментные обязательства по семейному праву: родителей и детей, супругов и бывших супругов, других членов семьи.

Тема 13. Трудовые правоотношения, дисциплина и ответственность

Понятие труда, предмет и метод трудового права. Понятие труда. Виды трудовых отношений. Метод трудового права. Задачи и функции трудового права.

Понятие, стороны и виды трудового договора. Понятие трудового договора и его отличие от смежных гражданско-правовых договоров. Стороны и содержание трудового договора. Общий порядок заключения трудового договора. Трудовая книжка работника. Виды трудовых договоров. Изменение и прекращение трудового договора.

Трудовая дисциплина. Понятие и  значение трудовой дисциплины. Правовые методы обеспечения трудовой дисциплины. Правовое регулирование внутреннего  распорядка труда и его элементы.

Ответственность в сфере труда. Понятие и виды дисциплинарной ответственности. Дисциплинарная ответственность по Правилам внутреннего трудового распорядка  (общая дисциплинарная ответственность). Специальная дисциплинарная ответственность. Понятие и условия материальной ответственности работника. Виды материальной ответственности работника. Материальная ответственность работодателя перед работником.

Тема 14. Административно-правовые отношения, правонарушение и административная ответственность

Правоотношения  в  административном  праве. Административно-правовые отношения как вид общественных отношений. Правовая природа административных отношений. Особенности административно-правовых отношений. Элементы административно-правовых отношений. Виды административно-правовых отношений. Понятие, особенности и виды субъектов административных правоотношений. Объекты административных правоотношений и их виды.

Правонарушения и ответственность за них в административном праве. Понятие и признаки административного правонарушения. Особенности административного правонарушения. Юридический состав административного правонарушения: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Понятие административной ответственности и ее отличие от других видов ответственности. Виды наказаний в административном праве. Понятие и виды административных взысканий. Общие правила их применения.

Производство по делам об административных правонарушениях. Принципы рассмотрения дел об административных правонарушениях. Лица, участвующие в административном производстве. Стадии производства по административному делу. Порядок обжалования решений по делу об административных правонарушениях.

Тема 15. Понятие преступления и ответственности в уголовном праве

Уголовное право как отрасль права. Понятие и задачи уголовного права. Предмет и метод уголовного права. Принципы уголовного права. Уголовное законодательство.

Понятие преступления и его виды. Понятие и признаки преступления. Обстоятельства, исключающие преступность деяния. Виды преступлений. Преступления в сфере компьютерной информации. Состав преступления. Элементы состава преступления и их характеристика. Соучастие в преступлении.

Уголовная ответственность. Понятие и цели ответственности. Виды наказаний по уголовному праву. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Тема 16. Общие положения экологического права

Понятие и система экологического права. Предмет экологического права. Способы правового регулирования в экологическом праве. Механизм правового регулирования охраны окружающей среды. Основные задачи и виды экологического контроля.

Международно-правовые механизмы охраны окружающей среды.

Экологические правоотношения. Понятие и элементы экологического правоотношения. Особенности и виды экологических правоотношений.

Правонарушения и юридическая ответственность в экологическом праве. Понятие и состав экологического правонарушения. Понятие и виды юридической ответственности в экологическом праве.

Раздел 3. Правовое регулирование профессиональной деятельности

Тема 17. Правовое регулирование профессиональной дея­тельности государственной и муниципальной службы.

Государственная служба  и государственный служащий. Понятие, принципы и социальная природа государственной службы. Правовое обеспечение государственной службы. Особенности государственной службы и ее отличие от иных видов трудовой деятельности. Понятие "государственный служащий" и классификация государственных должностей  и государственных служащих. Основы административно-правового статуса государственного служащего: права и обязанности, ограничения и гарантии, льготы и стимулирование. Особенности и условия ответственности государственных служащих. Правовое  регулирование  прохождения  государственной  службы.

Муниципальная служба  и муниципальный служащий. Понятие и признаки муниципальной службы. Правовая основа и принципы организации муниципальной службы.  Характерные черты муниципальной службы как специфического вида деятельности. Понятие, признаки  и виды муниципальной должности и муниципального служащего.  Особенности правового статуса муниципального служащего. Прохождение и основания прекращения муниципальной службы.

Роль трудового права в регулировании профессиональной деятельности.

 

4.4. Темы и вопросы семинарских занятий

Семинарское занятие включает вводную часть, основную часть и подведение итогов. При подготовке к семинарскому занятию 3-4  студентам заблаговременно предлагается подготовить доклады по тематике обсуждаемых на семинаре вопросов.

В вводной части преподаватель доводит до студентов тему и вопросы семинара, объявляет последовательность обсуждения вопросов и выступающих с докладами, назначает оппонентов докладчикам. В качестве оппонентов докладчику может быть назначена группа студентов из 3 – 5 человек

В основной части занятия перед обсуждением каждого основного вопроса семинара студентам предоставляется возможность выступления с докладом, после которого оппоненты задают вопросы докладчику и выступают с критическими замечаниями и дополнениями по содержанию  доклада. После этого переходят к обсуждению вопроса семинара.

После обсуждения теоретических вопросов занятия студентам предлагается выполнить практические задания: решение задач и/или тесты.

В заключительной части занятия преподаватель дает оценку выступлениям студентов по обсуждаемым вопросам и сделанным докладам, работе группы оппонентов и ставятся задачи для дополнительной работы над вопросами, которые вызвали трудности в ходе семинара.

 

Семинар № 1: Государство в политической системе общества.

Вопросы семинара:

1. Основные теории происхождения государства.

2. Классификация функций государства.

3. Понятие, признаки и формы государства.

4. Общая характеристика Российского государства.

Семинар № 2: Право как инструмент регулирования социальных отношений.

Вопросы семинара:

1. Основные теории происхождение права.

2. Признаки, функции, типология права. 

3. Основные черты современных правовых семей.

4. Признаки и структура правовой нормы.

5. Толкование нормы права: понятие и виды (способы).

Семинар № 3: Системный характер права и система законодательства.

Вопросы семинара:

1. Понятие и структура системы права.

2. Критерии деления права на отрасли и виды отраслей права.

3. Понятие и виды систематизации правовых актов.

Семинар № 4: Правонарушение и юридическая ответственность.

Вопросы семинара:

1. Понятие, признаки и виды правонарушений.

2. Юридический состав правонарушения.

3. Основные принципы, основания и виды юридической ответственности.

Семинар № 5: Законность и правопорядок как отражение эффективности права

Вопросы семинара:

1. Понятие, принципы и формы проявления законности.

2. Понятие, признаки и виды правомерного поведения.

3. Понятие, признаки, состав и виды правонарушения.

Семинар № 6: Правовое государство.

Вопросы семинара:

1. История развития теории правового государства в России. 

2. Основы, принципы и признаки правового государства.

3. Предпосылки и условия формирования правового государ­ства.

4. Особенности Российского правового государства.

Семинар № 7: Конституционное право Российской Федерации как отрасль права.

Вопросы семинара:

1. Понятие конституции: функции и виды.

2. Предмет и метод конституционного права.

3. Юридические свойства Конституции Российской Федерации.

4. Специфика и виды конституционно-правовых отношений и их субъекты.

5. Конституционно-правовая ответственность: понятие и особенности.

Семинар № 8: Гражданское правоотношение и его субъекты.

Вопросы семинара:

1. Понятие гражданского права как отрасли частного права.

2. Предмет и метод гражданского права.

3. Гражданское правоотношение: понятие и элементы.

4. Субъекты (участники) и объекты гражданских правоотношений.

Семинар № 9: Право собственности как институт гражданского права.

Вопросы семинара:

1. Содержание, формы и субъекты права собственности.

2. Объекты права собственности и других ве­щных прав.

3. Первоначальный и производный способы приобретения права собственности.

4. Прекращение права собственности.

Семинар № 10: Обязательства в гражданском праве.

Вопросы семинара:

1. Понятие, элементы и виды обязательств в гражданском праве.

2. Основания возникновения и прекращения обязательств.

3. Перемена лиц в обязательствах.

4. Понятие и принципы исполнения обязательства.

Семинар № 11: Общие положения о наследовании по гражданскому праву России.

Вопросы семинара:

1. Наследование как универсальное правопреемство и его субъекты.

2. Открытие наследства (основания, место, время) и наследственная масса.

3. Наследование по завещанию: понятие, субъекты и виды завещания, завещательный отказ (легат) и завещательное распоряжение (возложение).

4. Наследование по закону и его особенности.

Семинар № 12: Брачно-семейные отношения.

Вопросы семинара:

1. Предмет и метод семейного права. Понятие семьи и брака.

2. Особенности и элементы семейных правоотношений.

3. Права и обязанности супругов, родителей и детей.

4. Алиментные обязательства по семейному праву: родителей и детей, супругов и бывших супругов, других членов семьи.

Семинар № 13: Трудовой договор и трудовая дисциплина.

Вопросы семинара:

1. Предмет и метод трудового права.

2. Понятие и виды трудового договора.

3. Стороны и содержание трудового договора.

4. Понятие, условия и виды ответственности в трудовом праве.

Семинар № 14: Административное правонарушение и ответственность.

Вопросы семинара:

1. Понятие, признаки и юридический состав административного правонарушения.

2. Понятие и основные черты административной ответственности.

3. Основания, условия и последствия освобождения от административной ответст­венности.

4. Понятие и виды административных взысканий. Общие правила их применения.

Семинар № 15: Уголовное правонарушение и уголовная ответственность.

Вопросы семинара:

1. Понятие преступления и его виды.

2. Состав преступления: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

3. Понятие уголовной ответственности и ее особенности.

Семинар № 16: Общие положения экологического права.

Вопросы семинара:

1. Предмет и методы экологического права.

2. Основные задачи и виды экологического контроля.

3. Понятие и состав экологического правонарушения.

4. Виды юридической ответственности в экологическом праве.

Семинар № 17: Правовое регулирование профессиональной деятельности.

Вопросы семинара:

1. Особенности правового регулирования профессиональной деятельности государственного и муниципального служащего.

2. Трудовое законодательство как регулятор трудовых отношений в сфере государственного и муниципального управления.

3. Особенности правовой ответственности государственного и муниципального служащего.

 

4.5. Самостоятельная работа студентов  

Самостоятельная работа студентов включает проработку и дополнение конспекта лекций, изучение соответствующих разделов учебника, нормативных актов по пройденной теме, подготовка выступления на семинарском занятии и решение тестовых задач.

Содержанием самостоятельной работы студентов являются следующие ее виды:

•            усвоение понятийного аппарата дисциплины;

•            изучение основной и дополнительной литературы;

•            самостоятельная работа студента в библиотеке;

•            проработка вопросов тем дисциплины с использованием сайтов в сети Интернет;

•            самостоятельная работа студента при подготовке к зачету.

Объем и содержание учебного материала предполагает активную внеаудиторную самостоятельную работу студентов как с учебной литературой, так и с нормативными, методическими и справочными материа­лами. Для качественного усвоения учебного материала задача студентов в процессе изучения дисциплины заключается в не­обходимости отслеживания изменений, происходящих в области государственного управления и правотворчества. Это позволит более полно и глубоко осмысливать и исполь­зовать накопленные в процессе обучения знания, соответственно корректируя их с учетом происходящих изменений в общественной жизни.

 

Вопросы для самостоятельной работы студентов

1. Формы осуществления функций государства: правотворчество, правоисполнение, правоохрана.

2. Содружества государств и их виды (политико-правовых, государственных).

3. Право в системе социальных и технических норм.

4. Содержание процесса толкования и акты толкования норм права.

5. Соотношение категорий «частное» и «публичное» право в России.

6. Понятие и виды систематизации правовых актов.

7. Отличие юридической ответственности от иных видов ответственности в обществе.

8. Значение правомерного поведения в обществе.

9. Соотношение законности и целесообразности.

10. Правовое положение личности и правопорядок.

11. Кон­цепция «господства права».

12. Предпосылки и условия формирования правового государ­ства.

13. Юридические свойства и сущность Конституции Российской Федерации.

14. Виды конституционно-правовой ответственности.

15. Соотношение гражданского права с другими отраслями права.

16. Действие гражданских законов и иных гражданско-правовых актов во времени, пространстве, по объекту и по кругу лиц.

17. Бремя содержания и риск случайной гибели имущества.

18. Вещно-правовые способы защиты права собственности.

19. Система обязательственного права.

 20. Понятие и виды санкций в обязательственном праве.

21. Недостойные наследники.

22. Меры охраны наследственного имущества.

23. Взаимодействие семейного права с другими отраслями права.

24. Меры защиты и ответственности в семейном праве.

25. Трудовая книжка работника.

26. Социальное партнерство в трудовом праве: понятие и субъекты.

27. Защита персональных данных работника.

28. Объекты административных правоотношений и их виды.

29. Порядок обжалования решений по делу об административных правонарушениях.

30. Система уголовного законодательства.

31. Преступления в сфере компьютерной информации.

32. Система уголовного законодательства.

33. Механизм правового регулирования охраны окружающей среды.

34. Международно-правовые механизмы охраны окружающей среды.

35. Понятие должностного лица в российском законодательстве.

 

5. Образовательные технологии

В ходе реализации программы учебной дисциплины «Основы права» наряду с учебной деятельностью академического типа: лекций, семинарских занятий и самостоятельной работы студентов, в ходе занятий активно используются такие образовательные технологии как разбор конкретных правовых ситуаций, деловые игры.

Перечень обязательных видов работы студента:

- посещение аудиторных занятий – лекций и семинаров;

- ответы на теоретические вопросы на семинаре;

- коллоквиумы по отдельным темам;

- решение практических задач, тестов на семинаре;

- выполнение контрольных работ и решение тестовых задач;

- выполнение домашних заданий и работ;

- подготовка докладов, рефератов, эссе;

- участие в студенческой научной конференции.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля знаний и промежуточной аттестации

6.1. Традиционная система контроля знаний и промежуточной аттестации

Контроль усвоения учебного материала может осуществляться как в ходе лекции путем постановки контрольных вопросов для выяснения степени включенности студента в учебный процесс и понимания излагаемого учебного материала, так и на семинарских занятиях для проверки уровня знаний по пройденным темам. На семинарском занятии также проверяется качество и полнота выполнения домашнего задания. Для самопроверки знаний в процессе и по окончанию изучения учебного материала тем и дисциплины в целом студентам предлагается ответить на тестовые задания и/или выполнить контрольную работу.

Контроль усвоения студентами учебного материала может быть сплошной, при котором обеспечивается сто процентный охват студентов или выборочный, проверяется до половины численности учебной группы.

Итоговая оценка усвоения учебного материала осуществляется в ходе сдачи студентом зачета, предусмотренного программой дисциплины.  Итоговая оценка при проведении зачета выставляется по шкале – зачтено или незачтено.

Если программой подготовки предусмотрено выставление зачета с оценкой, то оценка выставляется по шкале - отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно.

Контрольные вопросы для итоговой проверки формируются исходя из тематики учебной программы и относятся к разным разделам учебного материала. Перечень контрольных вопросов доводится до студентов за месяц до итоговой проверки.

Зачет может проводиться в форме собеседования или тестирования.

При собеседовании студент дает краткий ответ на поставленный преподавателем контрольные вопросы из разных разделов учебного курса дисциплины. Таких вопросов может быть 2-3. На собеседование с каждым студентом может отводиться до 10 минут, исходя из полноты даваемых ответов на поставленный вопрос. По результатам ответа в случае необходимости преподаватель может задать дополнительные вопросы с целью уточнения отдельных положений ответа студента и проверки глубины его знаний для определения конечной оценки ответа.

При тестовом варианте проведения итоговой проверки тест должен содержать вопросы, охватывающие не менее 50 % учебного материала дисциплины. Общее количество вопросов при тестовом варианте проведения зачета определяется из расчета 2-3 контрольных вопроса-тестовых заданий по каждой темы лекционного курса дисциплины. На решение тестового задания отводится 1-2 минуты на один вопрос и 5 минут на оформление ответов. Результаты выполнения тестового задания проверяются преподавателем сразу после сдачи выполненного задания. При этом оценка определяется в следующем порядке:

зачтено – правильно выполнено более 60% заданий,

незачтено - правильно выполнено менее 60 % заданий.

При выведении итоговой оценки учитыва­ются наличие и качество конспектов лекций, результаты и активность работы студента на семинарских занятиях, полнота выполнение домашних заданий и контрольных работ в процессе занятий.

 

6.2. Рейтинговая система

 

Вид контроля

Форма учебной работы

Текущий

Решение тестовых задач

Выполнение домашних заданий

Обобщающий

Контрольные работы

Эссе, реферат

Коллоквиум

Промежуточный (по итогам изучения учебной дисциплины)

Зачет – собеседование или тестирование.

В качестве оценки уровня усвоения учебного материала по дисциплине преподавателем может применяться рейтинговая (балльная) система. При рейтинговой системе все знания, умения и навыки, приобретаемые студентами в ходе изучения дисциплины, оцениваются в баллах.

Оценка качества работы в рейтинговой системе является накопительной и используется для оценивания отработки студентом учебного материала в течение всего периода изучения учебной дисциплины.

В процессе обучения студент может заработать баллы за следующие виды работ.

1. Лекции.

За систематическое посещение лекционных занятий и наличие конспекта лекций в течение семестра студент получает 2 балла (максимально).

2. Семинарские занятия.

- за систематическое посещение семинарских занятий студент получает 2 балла (максимально).

- за активное участие в обсуждении вопросов и положительные ответы на семинарском занятии (на «хорошо» и «отлично») – 1 балл.

- за подготовку доклада – 1 балл.

3. Коллоквиум.

Каждый коллоквиум может включать только теоретическую часть (собеседование) или теоретическую часть и выполнение практического задания по пройденным темам, которые вынесены на коллоквиум. При положительном итоге работы студента в ходе коллоквиума один коллоквиум оценивается в 2 балла.

4. Контрольная работа.

Контрольная работа может проводиться в аудитории или выполняться как домашнее задание. Вид и форма контрольной работы выбирается преподавателем исходя из особенностей тематики занятий: эссе, реферат, решение тестового задания.

Успешно выполненная контрольная работа (на «хорошо» и «отлично») в аудитории оценивается в 2 балла, дома – 1 балл.

5. Домашнее задание.

Программой учебной дисциплины по каждой теме предусматривается выполнение домашнего задания, которое может заключаться в подготовке доклада для выступления на семинаре, решение тестовых задач, составлении конспекта главы или параграфа учебника (учебного пособия), нормативно-правового акта, составление тестового задания, схем, таблиц, и т.п.

Каждая домашнее задание, выполненное своевременно, успешно и в полном объеме оценивается в 2 балла.

6. Курсовая работа (проект).

Написание и защита курсовой работы является одной из форм научно-практической  работы студента, которая демонстрирует уровень практического применения теоретических знаний студента в профессиональной сфере в соответствии со специальностью. За качественное (в соответствии с предъявляемыми требованиями) и своевременное выполнение курсовой работы студенту начисляется 3 балла при ее защите на «отлично» и 1 балл на «хорошо».

7. Участие в научно-практической конференции.

Одной из задач обучения студентов является развитие навыков научно-практической работы в качестве инструмента углубления знаний, получаемых в процессе обучения и выработке навыков их применения на практике.

Каждое участие студента в различных научно-практических конференциях и положительной оценки научной работы студента (диплом, грамота, публикация работы студента в сборнике конференции) оценивается в 5 баллов.

8. Промежуточная аттестация («срез знаний).

Промежуточная аттестация проводиться с целью определения уровня усвоения студентом учебного материала и уровня остаточных знаний. При положительном итоге промежуточной аттестации студенту начисляется 1 балл.

«Премиальные» баллы.

За общую активность при изучении учебной дисциплины, посещаемость, поведение, индивидуальное выступление на семинаре и т.д. допускается присвоение студенту дополнительных "премиальных" баллов. Сумма всех премиальных баллов составляет не более 5. Премиальные баллы учитываются только при определении итоговой рейтинговой оценки.

«Штрафные» баллы.

Преподаватель может использовать «штрафы» в виде уменьшения набранных баллов  за пропуск лекционных и семинарских занятий, за не выполнение, не качественное (формальное) выполнение, нарушение сроков выполнения заданий, за отказ отвечать на семинарских занятиях и т.п. Размер «штрафных» баллов соответствует количеству баллов, которые могли быть начислены за выполнение работы.

Студент может ликвидировать задолженность до зачетной недели. При этом ему могут быть начислены баллы в 50 % соотношении от установленного количества, если задолженность имела место без уважительных причин. В случае, когда задолженность возникла по уважительной причине, студенту могут быть начислены соответствующие баллы в полном размере при качественном выполнении установленного объема работы.

Учет набранных студентом в процессе обучения баллов ведется преподавателем с целью определения уровня усвоения и отработки студентом учебного материала дисциплины. Сведения о количестве набранных студентом баллов доводятся преподавателем до студентов по итогам промежуточных аттестаций проводимых в вузе.

Количество баллов набранных студентом в течение семестра учитываются при решении вопроса о допуске к экзамену или зачету.

Соответствие рейтинговых баллов и академических оценок:

«Отлично» - 81-100 % от максимального количества баллов.

«Хорошо» - 71-80 % от максимального количества баллов.

«Удовлетворительно» - 60-70 % от максимального количества баллов.

«Неудовлетворительно» – менее 50 % от максимального количества баллов.

В случае, когда студент набирает 80 % и более от максимального количества баллов преподаватель вправе принять решение о выставлении студенту соответствующей оценки «автоматически» на экзамене или «автоматически» выставить зачет с соответствующей записью в зачетной книжке студента.

 

6.3. Пример тестового задания для текущей проверки усвоения учебного материала

1. Что составляет предмет правового регулирования?

А -  совокупность приемов, средств и способов воздействия на общественные от­ношения;

Б -  нормативные правовые акты;

В -  общественные отношения.

2. Какие из названных перечней отраслей права входят в состав публичного права?

А -  конституционное, уголовное, финансовое;

Б -  финансовое, трудовое, административное;

В -  уголовное, гражданское, конституционное.

3. Что понимается под «прецедентом» как источником (формой) права?

А -  международная конвенция;

Б -  судебное решение;

В -  нормативный правовой акт.

4. Какой закон имеет обратную силу?

А -  Семейный кодекс;

Б -  Гражданский кодекс;

В -  уголовный закон, устраняющий преступность деяния.

5. Как называется правовой институт, допускающий определение прав и обязанно­стей сторон 

    исходя из общих начал и смысла законодательства?

А -  аналогия закона;

Б -  аналогия права;

В -  презумпция.

6. Являются ли юридические лица субъектами правоотношений?

А -  не являются;

Б -  являются только в имущественных правоотношениях;

В -  являются.

7. Являются ли вещи объектами правоотношений?

А -  являются;

Б -  не являются;

В -  являются только недвижимые вещи.

 

8. Какая отрасль права устанавливает презумпцию виновности правонарушителя?

А -  уголовное право;

Б -  гражданское право;

В -  финансовое право.

9.   Кто является носителем суверенитета и единственным источником власти в России?

А -  Федеральное Собрание;

Б -  многонациональный народ России;

В -  Президент Российской Федерации.

10. Кто осуществляет государственную власть в Российской Федерации?

А -  Федеральное Собрание и Президент;

Б -  Президент, Федеральное Собрание, Правительство и суды Российской Феде­рации;

В -  Президент и Правительство Российской Федерации.

11. Вправе ли граждане России иметь землю в частной собственности?

А -  вправе;

Б -  не вправе;

В -  вправе, если условия и порядок пользования землей определены на основе
       федерального закона.

12. Кем назначается Председатель Правительства Российской Федерации?

А -  Советом Федерации с согласия Президента Российской Федерации;

Б -  Государственной Думой с согласия Совета Федерации;

В -  Президентом с согласия Государственной Думы.

13. Какие органы относятся к органам исполнительной власти?

А -  Правительство Российской Федерации, федеральные министерства и ведомства;

Б -  Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Правительство

       Российской Федерации и органы местного самоуправления;

В -  Правительство Российской Федерации, федеральные министерства и ведомст­ва, органы

       исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.      

14. Вправе ли государственный служащий заниматься другой оплачиваемой деятель­ностью,

      кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности?

А -  вправе;

Б -  не вправе;

В -  вправе во время, свободное от исполнения обязанностей по государственной 

       должности.

15. Является ли лишение специального права, предоставленного данному гражданину,

      административным наказанием?

А -  не является;

Б -  является в отношении права охоты;

В -  является.

 

6.4. Пример тестового задания для промежуточной проверки усвоения учебного материала (зачета)

1. Основоположниками договорной (естественно-правовой) теории происхождения государства считаются:

А - Аврелий Августин, Фома Аквинский;

Б - Г. Гроций, Ш.-Л. Монтескье;

В - Шан Ян, Е. Дюринг.

2. Основоположниками теологической теории происхождения государства считаются:

А - Аврелий Августин, Фома Аквинский;

Б - Г. Гроций, Ш.-Л. Монтескье;

В - Шан Ян, Е. Дюринг.

3. Какие понятия относятся к признакам государства?

А - организация политической власти существующая в стране;

Б - объединение людей, имеющих общую территорию проживания;

В - независимость государственной власти от всякой иной власти;

Г - административно-территориальная организация населения.

4. Форма правления это:      

А - это территориальная организация го­сударственной власти;

Б - способ организации высших органов государства;

В - это совокупность методов осуществления государст­венной власти.

5. Какое из указанных положений характеризует форму государственного устройства?

А - методы и приемы осуществления государственной власти;

Б - способ территориального устройства, порядок взаимоотношений между

     центральной, региональной и местной властями;

В - порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления.

6. Какое из указанных положений характеризует форму прав­ления государства:

А - способ объединения населения на определенной территории;

Б - соотно­шение компетенции центральных и местных органов власти;

В - источник и способ организации власти;

Г - средства и методы осуществления госу­дарственной власти.

7. Укажите определение права, предлагаемое сторонниками материалистической теории происхождения государства и права:

А - право — это возведенная в закон воля всего народа;

Б - право — это нор­мативно закрепленная справедливость;

В - право — это возведенная в закон воля господствующего класса.

8. Каково современное понимание права?

А - система общеобязательных норм поведения, установленных или санкционированных  

       государством и обеспеченных его принудительной силой;

Б - система правоотношений, реальное поведение людей, регулируемое юридическими

      нормами;

В - возведенная в закон воля господствующего класса, содержание которой определяется

      материальными условиями жизни общества;

Г - психологическое отношение людей к своим правам и обязанностям.

9. Исторически первой формой права является:

А - правовой обычай;

Б - судебный прецедент;

В - нормативный договор.     

10. Укажите критерии деления права на отрасли:

А - наличие подотраслей и институтов права.

Б - юридическое единство законов и подзаконных актов;

В - предмет и метод правового регулирования.

11. «Конституция» образована от латинского «constitutio», что означает:

А - установление;

Б - согласие;

В - договор.

12. Под конституционным строем понимается:

А - форма организации государства, которая обеспечивает его подчинение праву;

Б - порядок, при котором обеспечиваются права и свободы человека, а государство

     действует в соответствии с Конституцией;

В - внутреннее строение основного закона государства.

13. Принцип разделения властей в наиболее полном виде был сформулирован:

А - римскими учеными юристами;

Б - француз­ским философом Ш.-Л. Монтескье;

В - американским ученым Э. Мейо;

14. Укажите, какой признак характерен для всех социальных норм:

А - обеспечение принудительной силой государства;

Б - общеобязательное правило поведение;

В - регулятор общественных отношений;

Г - выражение в официальной форме.

15. Укажите, какой элемент правовой нормы содержит перечень условий действия юридической нормы:

А - гипотеза;

Б - санкция;

В - диспозиция.

16. Назовите элемент правовой нормы, указывающий на содер­жание правила поведения:

А гипотеза;

Б - диспозиция;

В - санкция.

17. Мораль отличается от права тем, что она:

А - обеспечивается возможностью государственного принуждения;

Б - состо­ит из правил поведения;

В - является результатом деятельности компетентных государственных органов;

Г - регулирует более широкую сферу обще­ственных отношений.

18. Укажите, какая правовая семья имеет второе название - «семья общего права»:

А - романо-германская;

Б - англосаксонская;

В - мусульманская.

19. Постановления, издаваемые органами исполнительной вла­сти, называются:

А - конституции; 

Б - законы;   

В - кодексы;   

Г - подзаконные акты.

20. Основным  признаком  нормативного  правового  акта  органа  исполнительной власти является:

А - официальный характер и двухстороннее волеизъявление;

Б - наличие норм административного права, обязательных для всех лиц;

В - издание субъектами исполнительной власти и подзаконность.

 

21. Закончите следующее утверждение: «Верховенство закона выражается, в частности, в том, что он...»:

А - определяет цели человеческой деятельности;

Б - определяет официаль­ные возможности деятельности человека;

В - определяет санкции за нарушение обще­ственного порядка.

22. Назовите одну из разновидностей неофициального толкования:

А - доктринальное;

Б - казуальное;

В - аутентичное.

23. Укажите, какой из нижеперечисленных институтов отно­сится к межотраслевым:

А - институт Президента РФ;

Б - институт рабочего времени;

В - институт юридической ответственности.

24. Укажите, какой из перечисленных элементов является ча­стью системы права:

А - закон;

Б - институт права;

В - правовой обычай.

25. Юридическим составом называется:

А - совокупность юридических фактов, необходимых для возникновения   

      правоотношения;

Б - совокупность элементов, образующих состав преступления;

В - совокупность элементов, образующих состав гражданс­кого правонарушения.

26. Закрепленная в законодательстве способность субъекта сво­ими действиями приобретать юридические права и нести юри­дические обязанности называется:

А - дееспособностью;

Б - правосубъектностью;

В - деликтоспособностью.

27. Принадлежностью считается вещь, соответствующая двум критериям (признакам): она предназначена для обслуживания другой главной вещи и ……:

А - связана с ней общим назначением;

Б - следует судьбе главной вещи;

В - не может использоваться отдельно от главной вещи.

28. Принцип "своя вещь никому не служит" (sue rei nemini servit) означает невозможность:

А - прекращения права собственности в случае временной передачи собственником

      другому лицу правомочий владения и пользования;

Б - наличия у одного субъекта права собственности и огра­ниченного вещного права

      в отношении одной и той же вещи одновременно;

В - ограничения прав собственника иначе как в порядке, установленном законом.

29. Культурные ценности могут быть выкуплены у собствен­ника в случае:

А - расточительного отношения к ценностям;

Б - неисполнения им требования органа местного самоуп­равления об устранении

     нарушений в осуществлении правомо­чий собственника;

В - бесхозяйственного содержания ценностей, которое гро­зит утратой ими своего

     культурного или исторического значе­ния.

30. Жилой дом, возведенный супругами в период брака, стано­вится:

А - их общей совместной собственностью;

Б - собственностью того из супругов, которому предоставлен в бессрочное пользование

     земельный участок для строи­тельства;

В - общей совместной собственностью супругов, если между ними не заключен договор об

      установлении иного режима со­вместно нажитого имущества.

6.5. Примерные вопросы для подготовки к зачету (экзамену).

  1. Основные теории происхождения государства.
  2. Признаки и функции государства.
  3. Понятие формы государства.
  4. Социальные нормы, их виды и общая характеристика.
  5. Признаки и функции права. 
  6. Основные виды правовых семей современности и их особенности.
  7. Понятие источников (форм) права и их виды.
  8. Структура и виды правовой нормы.
  9. Способы толкования норм права.

10.  Критерии деления права на отрасли и виды отраслей права.

11.  Аналогия права и аналогия закона.

12.  Понятие, признаки и виды правонарушений.

13.  Юридический состав правонарушения.

14.  Понятие и основания юридической ответственности.

15.  Виды юридической ответственности и условия, её исключающие.

16.  Понятие правопорядка и законности.

17.  Средства обеспечения законности.

18.  Принципы и основы правового государства.

19.  Признаки правового государства.

20.  Юридические свойства Конституции Российской Федерации.

21.  Специфика, виды и субъекты конституционно-правовых отношений.

22.  Принципы и функции гражданского права России.

23.  Понятие и элементы гражданского правоотношения.

24.  Виды гражданских правоотношений.

25.  Содержание гражданского правоотношения.

26.  Физические лица как субъекты гражданского правоотношения.

27.  Понятие, признаки и виды юридических лиц.

28.  Общая характеристика субъектов (участников) гражданских правоотношений.

29.  Классификация вещей.

30.  Классификация нематериальных благ и их особенности как объекта гражданских правоотношений.

31.  Виды юридических фактов в гражданском праве.

32.  Содержание права собственности и правомочия собственника.

33.  Способы приобретения права собственности.

34.  Виды прекращения права собственности.

35.  Понятие и признаки обязательств.

36.  Множественность лиц в обязательствах.

37.  Основания возникновения и виды обязательств.

38.  Понятие и принципы исполнения обязательства.

39.  Понятие и виды санкций в обязательственном праве.

40.  Наследование как универсальное правопреемство.

41.  Открытие наследства (основания, место, время) и наследственная масса.

42.  Субъекты наследственного правопреемства.

43.  Понятие и виды завещания. 

44.  Завещательный отказ (легат) и завещательное распоряжение (возложение).

45.  Условия наследования и круг наследников по закону.

46.  Виды семейных правоотношений.

47.  Понятие, юридические признаки и форма брака.

48.  Права и обязанности супругов.

49.  Права и обязанности родителей и детей.

50.  Виды алиментных обязательств по семейному праву.

51.  Понятие и виды трудового договора и его отличие от смежных гражданско-правовых договоров.

52.  Стороны и содержание трудового договора.

53.  Понятие и виды ответственности по трудовому праву.

54.  Понятие, особенности и виды субъектов административных правоотношений.

55.  Понятие и признаки административного правонарушения.

56.  Понятие административной ответственности и ее отличие от других видов ответственности.

57.  Понятие, признаки и виды преступления. Обстоятельства, исключающие преступность деяния.

58.  Элементы состава преступления и их характеристика.

59.  Соучастие в преступлении.

60.  Понятие и цели ответственности.

 

7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

7.1 Рекомендуемая литература

Основная:

1. Правоведение: Учебник / Абросимова Е.А., Алехин А.П., Голиченков А.К. и др.; Отв.ред. Б.И.Пугинский. - 2-е изд.,перераб.и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2008. - 462с.

2. Правоведение: Учебник / Смоленский М.Б., Мархгейм М.В., Третьяков В.И. и др.; Под общ.ред. М.Б.Смоленского. - М.; Ростов н/Д: Дашков и К: Наука-Пресс, 2007. - 480с. - Лит.:с.475.

3. Правоведение: Учебник/под общей ред. проф. М.Б. Смоленского. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов-на-Дону: Наука-Пресс, 2007.

Дополнительная:

1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов / Баглай Марат Викторович. - 6-е изд.,изм.и доп. - М.: НОРМА, 2007.

2. Конституция РФ с комментариями для изучения и понимания/ Лозовский Л.Ш., Райсберг Б.А. - М.:ИНФРА-М, 2003.

3. Гражданское право: Учебник: В 4 т. Т.2 : Вещное право. Наследственное право. Исключительные права. Личные неимущественные права / Зенин И.А., Кулагина Е.В., Суханов Е.А., Шерстобитов А.Е.; МГУ им.М.В.Ломоносова; Отв.ред. Е.А.Суханов; Рец. А.Л.Маковский, А.С.Комаров. - 3-е изд.,перераб.и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2007.

 

7.2. Рекомендуемые Интернет-ресурсы

http: //lib.uni-dubna.ru – сайт библиотеки университета "Дубна";

www.garant.ru - Система «Гарант», правовые базы российского законодательства;

www.consultant.ru - Общероссийская сеть распространения правовой информации (Консуль­тант-Плюс);

www.rbc.ru - РИА «РосБизнесКонсалтинг»;

www.pravo.ru - Право в области информационных технологий;

www.rg.ru - сервер «Российской газеты»;

www.elibrary.ru – журналы AIP.

 

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий:

= для проведения практических и лекционных занятий используется программное обеспечение MS OFFICE: PowerPoint, Word, Exсel;

= доступ к ресурсу Интернет.

В целях обеспечения качественного современного учебного процесса аудитории для проведения занятий должны быть оборудованы следующими техническими средствами обучения:

- Персональный компьютер (ноутбук)

- Мультимедийный проектор

- Экран проекционный

- Стенд для графических работ с комплектом цветных маркеров.

- Коллекции слайдов и видеофильмов по отдельным разделам дисциплины в соответствии с тематикой лекционно-семинарских занятий.

 

9. Матрица компетенций

Темы (разделы) дисциплины

Компетенции

вид

всего

Тема 1. Государство как социальное образование

ОК-1,ОК-2, ОК-9, ПК-25

4

Тема 2. Право как инструмент регулирования общественных отношений

ОК-6, ПК-9, ПК-10

3

Тема 3. Система права и система законодательства

ОК-1,ОК-2, ПК-9, ПК-10

4

Тема 4. Правонарушение и юридическая ответственность

ОК-2, ПК-10, ПК-31

3

Тема 5. Законность и правопорядок как отражение эффективности права

ОК-2, ПК-9, ПК-10

3

Тема 6. Правовое государство

ОК-6, ОК-9, ПК-9, ПК-31

4

Тема 7. Конституционное право России как отрасль права.

ОК-1,ОК-2, ОК-6, ПК-9,

4

Тема 8. Гражданское право и правоотношение

ОК-1, ОК-2, ОК-6, ПК-9, ПК-10

5

Тема 9. Общие положения о праве собственности

ОК-1, ОК-2, ОК-6, ПК-9, ПК-10

5

Тема 10. Обязательства в гражданском праве

ОК-1, ОК-2, ОК-6, ПК-9, ПК-10

5

Тема 11. Наследование по гражданскому праву

ОК-1, ОК-2, ОК-6, ПК-9, ПК-10

5

Тема 12. Брачно-семейные отношения

ОК-2, ОК-6, ПК-9, ПК-10

4

Тема 13. Трудовые правоотношения, дисциплина и ответственность

ОК-2, ОК-6, ПК-9, ПК-10

4

Тема 14. Административно-правовые отношения,  правонарушение и административная ответственность

ОК-1, ПК-19, ПК-25, ПК-31

4

Тема 15. Понятие преступления и ответственности в уголовном праве                

ОК-1, ОК-2, ПК-9, ПК-10

4

Тема 16. Общие положения экологического права

ОК-1, ОК-2, ПК-9, ПК-10

4

Тема 17. Правовое регулирование профессиональной дея­тельности государственной и муниципальной службы

ОК-2,  ПК-15, ПК-25, ПК-31

4

 

Автор программы Есин В.А.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательна!